Бог древнего египта атон. Атон бог древнего Египта. Древнем Египте.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Атон бог древнего Египта. Древнем Египте. Бог древнего египта атон


Египетский фараон Эхнатон и единобожие

   Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э. Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:

  • его женой была известная Нефертити, чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
  • его сыном был Тутанхамон, чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
  • он провёл в Египте грандиозную религиозную реформу — ввёл единобожие (монотеизм). Эхнатон попытался перевести египетское общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон.

Ранние годы

Cын фараона Аменхотепа III и царицы Тейе с рождения получил имя Аменхотеп IV, и ещё в свои ранние годы он стал соправителем отца. В то время в Египте очень серьезную силу представляло жречество, почитающее целый пантеон различных египетских богов во главе с верховным богом Амоном-Ра. Став самостоятельным правителем после смерти отца, Аменхотеп IV первое время, видимо, также почитал Амона, на первых памятниках он изображен молящимся Амону-Ра. Однако вскоре  фараон Аменхотеп IV начал проводить религиозные реформы.

Единобожие в древнем Египте — культ бога Атона.

Причины, заставившие нового фараона ввести монотеизм (единобожие) в древнем Египте, в точности неизвестны, однако, можно выдвинуть несколько версий. В то время народы Египта почитали великое множество богов, каждый город мог поклоняться своему божеству. Посредниками между людьми и многочисленными богами служили очень влиятельные жрецы, замена всего пантеона богов на одного, единого для всех бога, могла ослабить власть жрецов и усилить власть фараона Аменхотепа IV, как проводника новой религии единобожия. Введение в стране единобожия (монотеизма) могло объединить народ и усилить государство. 

На третий год своего правления новый фараон Аменхотеп IV начал строить в Фивах храм в честь малоизвестного тогда бога Атона, олицетворяющего солнечный диск.    

Бог Атон изображался в виде человека с головой сокола, увенчанный солнечным кругом.

На пятом году своего правления Аменхотеп IV изменил своё прежнее имя, переводящееся как «Амон доволен». Себя фараон Аменхотеп IV объявил сыном бога Солнца – ЭхнАтоном —  «живой дух Атона».

Имена его ближайших родственников также были изменены. Главная жена фараона загадочная Нефертити получила новое имя «Нефер-Неферу-Атон Неферт-ити»  (др.-егип. Nfr-nfrw-Jtn-Nfr.t-jty), что означает —  «Прекраснейшая из красавиц Атона. Красавица пришла». Учёные считают слово «Ити» — «пришла» в её имени свидетельствует о том, что царица Нефертити была чужестранкой, достигшей вершин власти. Нефертити пришла из другой страны и получила имя «Красавица пришла» — «Неферт-ити». Будущая царица родилась примерно в 1370 году до н. э. в Митаннийском царстве. 

Нефертити не была по рождению египтянкой, она была белокожей и принадлежала индоевропейской группе жителей древнего царства Митанни, расположенного в Малой Азии.

Лингвист Трубачёв считает самоназвание приазовских индоарийских меотов в эпиграфическом: МАIТАI, в названии хуррито-арийского государства на севере Месопотамии Митанни, точнее Маitanni (maita-«меоты” + хурритский формант -nni), и утверждает, что приазовские меоты участвовали в создании митаннийской государственности.

Какой была новая религия Эхнатона?

В мае 2002 года группа историков, работающая в Британском музее, неожиданно обнаружила, не изученный ранее свиток, датированный 1000-ным годом до нашей эры, на котором была написанная молитва, повторяющая почти слово в слово  православную молитву «Отче Наш». Но как это возможно иоткуда столько совпадений? Повидимому, в монотоистической религии египетского фараона Эхнатона лежат истоки христианства, в то время ещё не существовавшего. В ходе дальнейшего исследований выяснилось, что в руки историкам попала «молитва слепого», написанная по легенде фараоном Эхнатоном.

Вот она, так называемая «Молитва Эхнатона», известна также как «Молитва Слепого», древнеегипетский текст почти полностью повторяет христианскую молитву «Отче Наш»:

Отче Наш, неведомый но сущий,Да святится имя нам Твое,Пусть придёт Закон Твой, свет дающий,Миру звёзд, и в наше бытие,В этот день ты накорми нас хлебом,И прости нам смертные долги,Как и мы прощаем перед Небом,От соблазна и от зла обереги.

Соответствие текста египетской молитвы с христианской молитвой настолько поразительно, что не вызывает сомнение, что это один и тот же текст.

Дальнейшие исследования открыли историкам ещё боле удивительные факты. В древнеегипетских письменах они обнаружили множество параллелей с библейскими текстами. В качестве примера историки приводят отрывок в котором объясняется понятие «божественного супружеского союза». В египетском тексте, датированном примерно 550 годом до Рождества Христова, есть так называемый «Миф Сатни», рассказывающий, по сути, библейскую легенду появления на свет Спасителя,-«Тень Бога предстала перед Махитускет, и объявила: будет у тебя сын и назван он будет Са-Осирис!».

Подобный сюжет описывает и Евангелие от Луки. Деве Марии является архангел Гавриил, и сообщает, что ей суждено стать матерью Спасителя Мира. И сказал ей ангел, — «Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот родишь сына, и наречёшь Ему имя – Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего».В Египетской мифологии божество Сет хочет убит младенца Гора. Его мать вынуждена бежать. Такой же рассказ встречается и в «Святом Писании» в Евангелии от Матвея, описывается бегство семьи Иисуса Христа в Египет, что бы избежать казни младенца от царя Ирода.

Немало сходных черт историки обнаружили в древних изображениях. В старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках можно встретить изображение обряда крещения фараона в водах Нила. Подобные сюжеты встречаются и у христиан. Неужели египетские рукописи были первоисточником библейских текстов?

В египетских текстах пирамид, древнейшем произведении религиозной и заупокойной литературы Египта исследователи находят сюжеты, имеющие сходные черты с Библейскими сюжетами. Совсем недавно учёные сумели перевести миф о боге Себеке, божество с головой крокодила, упоминается в текстах как сын богини Нейт. В древнеегипетской мифологии бог Себек появились из водного хаоса, и дал начало Миру. В древнеегипетских сюжетах бога Себека изображают как божество, раздающее хлеб и рыбу в Фаюмском оазисе, ему же приписывали способность ходить по воде. Мы находим подобные сюжеты в Библии, хождение по воде Иисуса Христа описано в трёх Евангелиях.

Найден архив фараонов 18 династии Аменхотепа III, его и его сына фараона Эхнатона, которого называют самым загадочным правителем Египта. Сохранились воспоминания современников, описывавших фараона Эхнатона, как не земного человека, не похожего на других людей. По изображениям, хранящимся в музеях можно увидеть, что фараон действительно имел необычную внешность — яйцевидный вытянутый череп, женоподобная фигура, необычная форма ступней и пальцев рук. Ни один из фараонов не изображался в таком уродливом виде, наоборот, всех фараонов изображали вечно молодыми, с сильным телом, и красивыми чертами лица. Эхнатон же изображён безобразным.

Примерно на 6-ом году царствования фараон покинул Фивы вместе со своим двором и основал новую столицу Ахет-Атон (ныне городище Тель эль-Амарна) в 300 км к северу от прежней столицы.

За 2 года была отстроена новая столица Ахет-Атон. Из белого камня был сооружен огромный дворец Эхнатона. Этот дворец считается самым большим из гражданских зданий древности. Длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м. Его стены были покрыты росписями и отделаны цветными изразцами; во дворце была богатая внутренняя отделка; колонны со сложными капителями инкрустированы цветным фаянсом. Кроме этого дворца в новой столице было построено ещё несколько меньших по размеру дворцов, также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был возведен главный храм Атона, названный «Дом Атона». Он состоял из двух огромных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды.

Примерно к двенадцатому году правления фараон начал активные действия против бога Амона и прочих старых богов. Бог Атон был провозглашён единственным богом, а культы всех прочих египетских богов были отменены. Эхнатон приказал уничтожать даже упоминания прежних богов. Атону же по всему Египту возводились храмы. Этим новым храмам и жрецам нового культа бога Атона, фараон дарил новые земли, охотничьи и рыбные угодьями, пастбища, многочисленные стада скота, рабов.

Конец реформ

Одновременно с укреплением нового культа единобожия во всей стране, у Египта ухудшались отношения с соседями. В прежние времена Египет посылал щедрые дары государствам Ближнего Востока. Однако Эхнатон уже не мог или не хотел этого делать. Ему самому было нужны были немалые средства для строительства новой столицы и храмов. Египет начал терять влияние в завоеванных прежде землях, не в силах усмирять бунты на завоёванных землях. Фараон Эхнатон не хотел или не мог удержать свои зарубежные владения.

Одновременно с этим росло недовольство внутри самого Египта. Против Эхнатона стали выступать не только старые жрецы, приверженцы многобожия, но и простой народ. Эхнатону, чтобы удержаться на престоле, пришлось прибегнуть к помощи наемников. Имя Эхнатона стало ненавистным в Египте после его смерти, в свитках летописцы называли фараона прозвищем «Враг из Ахет-Атона», не желая произносить его имени.

Смерть Эхнатона

Эхнатот скончался через 17 или 18 лет своего царствования, уступив трон царю Сменхкаре. Ещё через два года на престол взойдёт Тутанхатон, который впоследствии откажется от своего предшественника и примет имя Тутанхамон.

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Возможно, он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него. Он был погребён в своей гробнице, высеченной им в скалах в нескольких километрах на восток от новой столицы  Ахет-Атона. Позже мумия Эхнатона была перенесена в некрополь Долины царей в гробницу KV55.

Ещё в древности египтяне уничтожили множество памятников, связанных с Эхнатоном, чем усложнили идентификацию мумий. Генетическая и генеалогическая экспертиза показала, что человек в KV55 является отцом Тутанхамона.

После смерти Эхнатона новая столица  Ахет-Атон был заброшена и стала разрушаться, а затем и превратилась в каменоломню.

Древней Афродисиас - город Афродиты Корова - главный тотем арийских племён

ru-sled.ru

Мифологический портал "Мифы и легенды"-Древнеегипетский бог Атон

О большинстве старинных богов древнеегипетской мифологии информации можно обнаружить очень много, в самых разнообразных источниках, но достаточно молодой бог Египта Атон остается в некотором роде загадкой. В общем виде, можно говорить о том, что Атон – это символ солнца, дух солнца. О происхождении этого бога сказать практически нечего, есть сведения, что он достаточно продолжительное время был незначительным местным богом солнца. Скорее всего, его храм могу располагаться в Гелиополе. Большую популярность бог смог получить лишь в период Среднего Царства, благодаря фараону Эхнатону, который попытался сделать Атона главным богом Древнего Египта.

Древнеегипетский бог Атон

Однако, несмотря на это возвеличивание Атона, информации сохранилось немного. Ничего о его внешнем виде, ничего о функциях, которые ему приписывались. Известно лишь, что в Книге Мертвых Атон является покойным богом.

Как только гиксосов свергли, место главного египетского бога занял Амон Ра. Он возглавил весь египетский пантеон богов, а правители восемнадцатой династии проводили активную пропаганду этого бога среди граждан Египта. Во время правления фараонов жрецы Амона очень много зарабатывали, культ бога очень сильно поощрялся, особенно в материальном плане. Однако, даже в это время осталось большое количество людей, которые поклонялись богу Солнца из Гелиополя. Фараон Тутмос, к примеру, возвеличил Атона, соорудив в его честно всемирно известного Сфинкса. Но сильно окрепшая власть жрецов представляла значительную опасность для фараонов, которые склонны отступать от общепринятого культа фиванского бога Амона.

Сын Тутмоса, фараон Аменхотеп также пошел супротив жрецов и склонялся в своих предпочтениях к Атону. Об этом говорит хотя бы тот факт, что его супругой была иностранка Тие, родившая ему двух прекрасных дочерей Иуаа и Тую. Они никаких связей с родом фараонов не имели и, скорее всего, поклонялись гелиопольскому Атону. В качестве приданого фараон подарил Тие египетский город Тчару. Кстати, сама он была уроженкой страны, которая располагалась на границе с Гелиополем. Аменхотеп был столь смел в своих религиозных предпочтениях, что соорудил в Фивах рядом с главным храмом Амона, новое святилище солнечному Атону, что естественно, вызвало значительно недовольство жрецов.

 

Сын Аменхотепа также отличался особым рвением к культу Атона - об этом свидетельствует вся его жизнь, начиная с ранней молодости. Сторонники традиционной египетской религии утверждали, что данная предрасположенность всячески подогревалась матерью-иностранкой.

mithology.ru

Атон, бог Древнего Египта

Египетская мифология зародилась в 6-4 тысячелетиях до нашей эры. На протяжении 40-50 веков жителями дельты Нила и других областей государства фараонов были придуманы истории о богах и богинях, которым они поклонялись, считая своими покровителями. Одним из таких мифологических существ является Атон, культу которого посвящена эта статья.

атон бог

«Сказание Синухе»

Это одно из древнейших произведений мировой художественной литературы, дошедшее до наших дней. В нем упоминается о боге Атоне, что дало ученым возможность датировать возникновение его культа периодом ранее 12-й династии.

Согласно «Сказанию Синухе», умерший царь — бог, поднимающийся к небесам. Там он составляет единое целое с солнечным диском, а его тело сливается с тем, кто его создал. При этом дневное светило отождествлялось с богом Атоном.

Характеристика

Полное имя бога Атона — Ра-Гор. Иероглиф, которым его обозначали, использовался и для записи титула «Свет солнечного диска». Его часто сокращали, поэтому на многих стелах и фресках бог назван просто Атоном. Он сочетал в себе черты женского и мужского божественного начала. Считалось, что все сущее произошло от бога и вместе с тем существует внутри него. В отличие от остальных божеств, Атон, как правило, не считался антропоморфным и изображался в виде солнечного диска. Однако его лучи заканчивались кистями рук, наподобие человеческих.

Развитие культа солнечного диска

В период Среднего царства Атон — бог Египта — считался одним из воплощений верховного бога Ра. При фараоне Аменхотепе Третьем его перестали изображать в виде сверкающего солнечного диска. В этот период жрецы стали подчеркивать схожесть египетского бога Атона с Ра, поэтому на древних фресках, созданных в 14 веке до н. э., он выглядит уже как человек с головой сокола. Сам Аменхотеп Третий придавал этому божеству намного большее значение, чем его предшественники. В частности, известно, что он пожелал назвать свою барку для путешествия в загробный мир «Душой Атона».

Атон бог Древнего Египта

Аменхотеп Четвертый и царица Тия

Этот фараон вступил на египетский престол в 1419 году до нашей эры, после своего отца и тезки, так как его старший брат умер еще в юном возрасте. На тот момент главный царственный бунтарь и революционер Древнего мира был совсем еще молодым человеком, но отличался высоким уровнем интеллекта.

Матерью Аменхотепа Четвертого была царица Тия, которую историки считают одной из самых выдающихся женщин в истории Древнего Египта. Дело в том, что она не была чистокровной египтянкой и не принадлежала к царскому роду, поэтому брак между ней и фараоном считался нарушением всех действующих обычаев. Между тем, Тия была возвышена своим царственным супругом сверх всякой меры и оказывала влияние на принятие им решений касательно практически всех сфер жизни страны.

Став вдовой, Тия начала направлять действия сына, которому с детства внушила идею о превосходстве Атона — бога Солнца — над более известными и влиятельными богами Древнего Египта.

Следуя примеру своего предшественника Аменхотепа Четвертого, молодой фараон стал поклоняться диску солнца и решил начать невиданную в истории Древнего Египта религиозную реформу.

Монотеистическая революция

Аменхотеп Четвертый остался в истории Древнего Египта, как фараон, который пытался искоренить многовековую религиозную традицию, основанную с главенством культа Амона. По его указу стало считаться, что верховный бог Древнего Египта — Атон, и предписывалось поклоняться диску солнца. Имя бога было приказано записывать внутри картуша, как имя фараона, чего ранее никогда не делалось. Кроме того, в период правления Эхнатона, названный Амарной, бога Атона (фото см. ниже) рассматривали как творца, являющегося результатом слияния всех богов воедино.

В честь своего всесильного покровителя Аменхотеп Четвертый построил новый город Ахетатон, куда переселился сам и перенес свою столицу, а также изменил свое имя. Если ранее оно переводилось, как «Амон доволен», то теперь царя стали звать Эхнатоном, т. е. «полезным Атону».

На все эти грандиозные преобразования, поправшие самые устои египетского государства, молодому реформатору понадобилось лишь 6 лет.

Атон египетский бог фото

Упрочение культа бога Атона

На 12-м году своего правления фараон пошел еще дальше. Он запретил употреблять слова «бог» и «боги», так как считал, что в сознании египтян они связаны с прежними культами. Их заменило имя Атона, которое стало нарицательным. В опалу попало даже слово «мать», которое по своему звучанию на древнегреческом языке напоминало имя богини Мун из древнеегипетского пантеона.

Свое решение о принятии единобожия Эхнатон объяснял тем, что над миром властно одно лишь Солнце, которое предстает перед глазами людей в виде сверкающего диска, а на земле от его имени правит владыка Эхнатон.

Для того чтобы никому не пришло в голову поклоняться другим богам, фараон приказал разрушить многие храмы и возвести на их месте новые, посвященные Атону.

Причины религиозной революции

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, что заставило фараона отойти от культа Амона. Среди наиболее вероятных причин называется стремление молодого царя создать единую религию для разросшегося египетского государства, ставшего многонациональным, а также необходимость ослабить влияние на общество вельмож и жрецов. Кроме того, считается, что Эхнатон был исключительно эгоистичным и самовлюбленным человеком, стремившимся всячески возвеличить свою персону. Его тяга к абсолютной власти над окружающими превосходила все грани разумного и заставляла его совершать поступки, о которых его предшественники не могли даже и помыслить.

Атон бог Солнца

Извержение вулкана Санторин

Кроме политико-классовых объяснений, почему культ Атона в такие короткие сроки смог вытеснить богов, считавшихся более могущественными, некоторые исследователи выдвигают и нетрадиционные версии. В частности, часть историков связывает падение культа Амона с разочарованием широких масс египтян, связанным с несостоятельностью этого бога защитить своих адептов от последствий климатической катастрофы. Доподлинно известно, что в 1380 году до н. э. произошло извержение вулкана Санторин. Исследователи считают, что под известной по Библии «Тьме египетской» современники подразумевали недостаток солнечного света, возникший вследствие гигантского выброса пепла в атмосферу. В результате все значительная часть Средиземноморья пережила ряд катастроф, включая изменения климата, неурожайные годы и прочее. Бог Амон не смог защитить египтян от этих бед, несмотря на все их жертвоприношения и молитвы. Тогда часть жителей Древнеегипетского царства перестала верить в его всемогущество и стали искать себе других покровителей.

Закат новой религии

Древнеегипетский бог Атон был единственным объектом поклонения лишь около 15 лет. В 1336 (1334) годах до н. э. фараон-бунтарь Эхнатон умер. Причем обстоятельства его смерти неизвестны. Кроме того, мраком покрыты последние годы правления Эхнатона. Это связано с тем, что в последующие века жрецы сделали все, чтобы стереть из памяти людей историю о царе, который попрал богов, до этого считавшихся всемогущими.

Атон Египетский бог

Поклонение Атону при его приемнике

Смерть фараона-реформатора еще не означала завершения эпохи монотеизма. Его преемник Сменхкара, которому на момент восшествия на престол было около 15 лет, решил продолжить его дело. Он так высоко чтил тестя (возможно, и отца), что даже присоединил к своему титулу прозвище, согласно которому он был любимчиком умершего государя. Однако на 3-м году правления Сменхкара неожиданно изменил свою религиозную политику и позволил подданным поклоняться не только Атону, но и Амону. Кроме того молодой фараон убрал из своего имени упоминания тестя и единственного небожителя, которому тот поклонялся. Вновь вошли в употребление и слова «бог» и «мать». В то же время он сохранил в своем дворце многочисленные изображения Атона.

Двоеверие

После смерти Семнехкара на престоле взошел ребенок — фараон Тутанхатон. На четвертом году его правления имя царя изменилось на Тутанхамон, а сам он покинул столицу, основанную его отцом Ахетатоном, чтобы поселиться в Мемфисе.

По завершении его правления, которое продлилось около 14 лет, на престол взошел старый царедворец Эхнатона — Эйе, царствовавший около пяти лет. Он продолжил традицию двоеверия, которая была введена его молодыми предшественниками.

бог Атон фото

Конец культа бога Атона

Преемником фараона Эйе стал Хоремхеб, который не состоял в родстве с представителями 18-й династией. Он был обязан своим возвышением жрецам Амона, которые сильно пострадали от реформ Эхнатона. При этом фараоне началось повсеместное восстановление старых храмов. Он издал указы, согласно которым объявил всех своих предшественников, поклонявшихся Атону, еретиками. Их имена были вычеркнуты на всех папирусах, на которых были записаны списки «законных» фараонов, поэтому следующим законным правителем после Аменхотепа Третьего был указан Хоремхеб. Кроме того, в «Книге мертвых» самого Атона стали именовать покойным богом.

Отголоски культа

В течение следующих 10-20 лет часть наиболее образованных египтян продолжала тайно поклоняться Атону. Египетский бог (фото барельефов с его изображениями см. выше) был предан окончательному забвению лишь после смерти тех, кто помнил времена расцвета культа солнцепоклонничества.

По мнению некоторых историков, именно культ Атона больше всего повлиял на формирование иудейского монотеизма. Это предположение связано с тем, что пророк Моисей жил в Древнем Египте, предположительно, в период правления Эхнатона. Если считать этот факт имеющим место, то он не мог не познакомиться с идеями новой религии, главной из которых было убеждение в существовании единого всемогущего Творца.

Атон древнеегипетский бог

Как бы то ни было, новая религия была разгромлена, и потомки узнали о ее существовании лишь в XIX веке.

загрузка...

fjord12.ru

Атон - Египетские боги и богини - Каталог статей

Однако, несмотря на это возвеличивание Атона, информации сохранилось немного. Ничего о его внешнем виде, ничего о функциях, которые ему приписывались. Известно лишь, что в Книге Мертвых Атон является покойным богом. Как только гиксосов свергли, место главного египетского бога занял Амон-Ра. Он возглавил весь египетский пантеон богов, а правители восемнадцатой династии проводили активную пропаганду этого бога среди граждан Египта. Во время правления фараонов жрецы Амона очень много зарабатывали, культ бога очень сильно поощрялся, особенно в материальном плане. Однако, даже в это время осталось большое количество людей, которые поклонялись богу Солнца из Гелиополя. Но сильно окрепшая власть жрецов представляла значительную опасность для фараонов, которые склонны отступать от общепринятого культа фиванского бога Амона. Сын Тутмоса, фараон Аменхотеп также пошел супротив жрецов и склонялся в своих предпочтениях к Атону. Об этом говорит хотя бы тот факт, что его супругой была иностранка Тие, родившая ему двух прекрасных дочерей Иуаа и Тую. Они никаких связей с родом фараонов не имели и, скорее всего, поклонялись гелиопольскому Атону. В качестве приданого фараон подарил Тие египетский город Тчару. Кстати, сама он была уроженкой страны, которая располагалась на границе с Гелиополем. Аменхотеп был столь смел в своих религиозных предпочтениях, что соорудил в Фивах рядом с главным храмом Амона, новое святилище солнечному Атону, что естественно, вызвало значительно недовольство жрецов. Сын Аменхотепа также отличался особым рвением к культу Атона - об этом свидетельствует вся его жизнь, начиная с ранней молодости. Сторонники традиционной египетской религии утверждали, что данная предрасположенность всячески подогревалась матерью-иностранкой.

Гимн Атону:

Прославление: 'Да живёт Ра-Горахти, ликующий на небосклоне, в имени своём как Шу, который [есть] Атон'1, да будет он жив вечно, вековечно, живого и великого Атона, находящегося в Празднестве Сед, владыки всего, что окружает солнечный диск, владыки неба и владыки земли, владыки 'Дома Атона'2 в Ахетатоне [и] царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель [Египта] Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, жи-вущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и] жены царёвой великой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива, здорова, молода вечно, вековечно'.

Говорит он [Эйе]:

'Ты сияешь прекрасно на небосклоне неба, живой солнечный диск, положив-ший начало жизни!

Ты восходишь на восточном небосклоне и ты наполняешь всю землю своей красотой!

Ты прекрасен, велик, светозарен и высок над всей землёй!

Твои лучи объемлют страны вплоть до предела всего того, что ты создал!

Ты [есть] Ра и ты доходишь до их [стран] пределов!

Ты подчиняешь их для сына твоего, любимого тобой!3

Ты далёк, а лучи твои на земле, [ибо] ты перед [ними, чтобы видели?] твоё прохождение!

Ты заходишь на западном небосклоне и земля [находится] во мраке, наподобие мёртвого.

Спят они [египтяне] в помещениях, причём головы их закутаны, и они не видят другого4. Тащат их все вещи, что под их головами, и не знают они [об этом].

Каждый лев выходит из своего логова. Все гады кусаются [во] мраке, [когда] уходят (?) свет и жар. Земля молчит, так как тот, кто создал их, зашёл на своем небосклоне.

Светает, [когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днём. Ты гонишь мрак, [когда] ты даёшь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду. Руки их славят твоё воссияние, [и затем] они совершают работу свою.

Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.

Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь. Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря.

Создающий зачатие (?) в женщинах, далающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! - [ты] кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок] покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста совсем5 и делаешь [всё] то, что нужно ему.

Когда птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его [яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единст-венный бог, [кроме] которого нет другого!

Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях.

Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет - ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу6 и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, [так как] ты отличил чужеземцев.

Ты создал Нил в преисподней7 и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной, большой величием.

Ты делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса8, и он падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их селениях.

О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности! Нил на небе ты предназначил для чужеземцев и для всех диких животных, ходящих на ногах, а Нил, который идёт из преисподней,- для Египта.

Лучи твои кормят каждую пашню. Когда ты восходишь, они оживают и растут из-за тебя. Проводишь ты время, чтобы воспроизводить всё то, что ты сделал: Всходы, чтобы они (пашни) охладели, жару, чтобы вкусили (?) её.

Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нём, чтобы смотреть на всё созданное тобой.

Ты един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаёшь миллионы проявлений из себя одного.

Города, селения, поля, дороги, река - зрит тебя каждый человек9 перед ними10, когда ты в виде дневного солнечного диска.

Ты в моём сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына Неферхепрура - единственного для Ра. Ты даёшь, чтобы он был сведущим в твоих помыслах и в твоей силе. Земля существует под твоим началом11 подобно тому, как ты создал их [людей]. Ты восходишь - они живы, ты заходишь - они мертвы, Это ты сам время жизни, и живут в тебе. Глаза [устремлены] на красоту (твою) до твоего захода. Кладут всякую работу, когда ты заходишь на западе. Когда (ты) восходишь, (ты?) даёшь расти (?) ... для царя. Спешат (?) со всех ног (?) с тех пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей плоти, царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, живущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и для] великой жены царёвой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива и молода вечно, вековечно!

Примечания:

  1. В кавычки слов, для выделения, взята титулатура Атона, которая в тексте заключена в царские картуши. В ней он отождествляется с Ра-Горахти.
  2. 'Дом Атона' - название храма Атона в Ахетатоне.
  3. То есть для Эхнатона.
  4. Букв.: не видит один глаз другого.
  5. То есть даёшь ему речь.
  6. Букв.: каждый под пищей своей.
  7. По представлениям египтян, Нил вытекал из потустороннего мира.
  8. То есть дождь.
  9. Букв.: каждый глаз.
  10. То есть где бы ни находился солнечный диск, его всегда видят люди.
  11. Букв.: под твоей рукой.

tasherittakemet.ucoz.ru

Атон бог древнего Египта. Древнем Египте.. Египет. Туристический портал

атон бог древнего египта

Атон

Ато́н — символ диска солнца, одна из его сущностей, «тело Ра»(Ра-Гор-Атон). Расцвет культа Атона происходит во времена фараона Аменхотепа IV (14 век до н.э.), объявившего Амона единым богом всего Египта. Аменхотепа IV изменил свое имя на Эхнатон («Угодный Атону») и имя своей супруги на Ниферфруатон. Выстроенный в честь Атона белокаменный город Ахетатон стал центром культа.

Атон сочетает в себе черты мужкого и женского божества одновременно. Всё созданное, как считалось, произошло от бога и в то же время существует внутри него. В отличие от других богов, Атон не был антропоморфным (человекообразным).

Изображается в виде солнечного диска с лучами с ладонями, тянущимися к людям. Одно из известнейших изображений этого бога сохранилось на спинке золотого трона Тутанхамона. Возможно, Культ Атона повлиял на формирование и развитие иудейского монотеизма. Ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай).

Имя Атон записывали внутри картуша, подобно тому как записывали имя фараона, чего не было в случае с другими божествами. Ра-Гор, которого обычно называли Ра-Хорахти (Ра, который является Гором двух горизонтов), сочетает в себе особенности двух других богов, появившихся в более ранние времена. Соединение всех богов воедино становится очевидным в «Великом гимне Атону», в котором Ра-Хорахти, Шу и Атон объединены в единого бога-творца.

В период Амарны имя Атон являлось царским титулом (так как он считался царём всех). Существовали две формы этого титула: в первой были имена других богов, а во второй форме было больше «особенностей», присущих самому Атону.

Ранние сведения об Атоне датируются временам XII династии. Один из примеров - древнеегипетский рассказе «Сказание Синухе». В нём умерший царь описывается как бог, поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском и его божественное тело сливается с его создателем. Термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/aton.php

бог атон в древнем египте

главные боги древнего египта ра атон осирис

Осирис `Советская историческая энциклопедия` (греч. Osiris) - древнеегип. бог, культ которого в сер. 3-го тыс. до н. э. из г. Бусириса, где он первоначально почитался, распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам, О. считался сыном бога земли - Геба и богини неба - Нут, его сестрой и супругой была Исида, сыном - Гор. Унаследовав царство отца, он управлял им мудро и справедливо. Брат О. злой бог пустыни Сет, завидуя ему, убил О. а тело бросил в Нил. Исида нашла тело мужа, но Сет выкрал его и, разрезав на 40 частей (по числу номов), разбросал по Египту. После долгих поисков Исида их собрала и с помощью магических заклинаний оживила О. Миф об О. умирающем и воскресающем боге, характерный для земледельч. народов, символизировал умирающую и воскресающую природу. О. считался богом зерна, виноделия, подателем жизни и влаги, покровителем и судьей мертвых. В греко-рим. эпоху культ О. широко распространился и за пределами Египта. Миф о нем оказал существ. влияние на формирование мифа о Христе. Изображался О. обычно в виде мумии.Источн. Rlut. De Iside et Osiride.Лит. Матье M. Э. Древнеегипетские мифы, M.-Л. 1956; Францев Ю. П. У истоков религии и свободомыслия, М.-Л. 1959; Frankfort H. Ancient Egyptian religion, N. Y. 1948; Kees H. Der Götterglaube im alten Г„gypten, 2 Aufl. В. 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Г„gypter, В. 1956.

Осирис `Древний мир. Энциклопедический словарь` . культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распростр. в Зап. Азии и в Европе включая Сев. Причерноморье. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М. Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.

Боги `Энциклопедия мифологии` . Асклепий, микенская Гера, аркадская Артемида, аттическая Афина и др. Ряд римских Б. также имеют племенное происхождение: Квирин (сабинский), Диана (арицийская), Меркурий, Минерва, Юнона, а может быть, и Юпитер (этрусские). С превращением племенных Б. в великие божества государственного культа изменяются и их функции. Теперь Б. охраняют неприкосновенность государства, защищают его от внешних врагов, поддерживают его внутренний строй, освещают власть царя (царь - любимый сын Б. или главного В. их помазанник). Между Б. новообразованного пантеона устанавливаются связи - родственные, генеалогические, иерархические, распределяются функции: если раньше Б. помогал, защищал, покровительствовал своему племени во всех делах и нуждах, то Б. политеистического пантеона распределяются по «профессиям», хотя и весьма нечётко (Гефест, Б.-кузнец и покровитель кузнецов-оружейников; Асклепий, Б. врачевания; Гермес, покровитель торговли, путешествий, вестник богов; Афина, богиня мудрости; Афродита, богиня.

Атон `Современная энциклопедия` АТОН, в египетской мифологии бог солнца. Изображался в виде солнечного диска. Смотри Аменхотеп IV>.

АТОН `Словарь кроссвордиста` 1. Бог солнца в египетской мифологии.2. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона.3. В египетской мифологии - олицетворение солнечного диска.

Осирис `Энциклопедия Кольера` . древнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти. Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле, но потом был убит и стал царем подземного мира. Обычный для Осириса зеленоватый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли, который ежегодно, в период разлива Нила, погружается в воду, а затем выходит на поверхность, принося человечеству необходимые для его жизни растения. Наиболее распространенный миф, который полностью излагается только в поздних источниках, рассказывает о его взаимоотношениях с Исидой и Хором, женой и сыном. Согласно этому мифу, Осирис погиб, попавшись на уловку его ревнивого брата Сета, который домогался трона. Труп Осириса был расчленен, его куски - разбросаны (или, согласно другой версии, тело было отнесено морским течением в сирийский Библ). Верная Исида нашла и собрала воедино тело, в котором еще сохранилось достаточно муж.

Осирис `Античный мир. Словарь-справочник` . произошло изменение брачных обычаев, и мужчины начали искать себе жен в пределах собственного сообщества (эндогамия), а не на стороне (экзогамия) - отсюда и сестры-жены бога-царя. (Египетская мифология: Энциклопедия. 2004) Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. .

Атон `Словарь синонимов` атон сущ. кол-во синонимов: (2) • ↑бог (368) • ↑божество (99) Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н. 2010

Осирис `Реальный словарь классических древностей` ОСИРИС • Osīris, α̃́Οσιρις, главный египетский бог, вместе с Изидой наиболее почитаемый во всем Египте. Hdt. 2, 42. Он находится в ближайшем отношении к Изиде: их считали братом и сестрой; от брака их родился Гор. Царствуя в Египте, О. распространял по всей земле земледелие, вводил улучшение нравов и почитание богов. Но брат его Тифон выступил его противником и даже умертвил его, посадив посредством хитрости в ящик, который он потом забил гвоздями, влил туда расплавленный свинец и бросил в Нил. Ящик был принесен водою в море и там выброшен на берег, где и нашла его Изида. Она предала тело земле, но Тифон ночью откопал его, разделил тело на 14 частей и рассеял их во все стороны. Изида собрала их и вновь похоронила на острове Филах или в Абидосе. О. являлся из подземного царства Гору и учил его, как вести борьбу с Тифоном, который после продолжительной борьбы и был наконец совершенно побежден. Изида есть олицетворение нильской равнины, а О. — оплодотворяющего эту равнину Нила. В более широком значении Изида есть плодоносная земля, а О. — оплодотворяющая ее производительная сила солнца. О. — бог солнца и вместе бог Нила, и борьба его с Тифоном есть борьба солнца с присущею земле производительною силою. Постоянная смена жизни и смерти в природе есть образ течения жизни самого бога. Если на поверхности земли прекратится жизнь, то О. с Изидою живет в подземном царстве и через своего сына производит новую жизнь. Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.

Осирис `Словарь иностранных слов русского языка` егип. Древнеегипетский бог, брат и муж Изиды, научивший египтян земледелию, письменам, ремеслам; он был убит братом Тифоном, и душа его перешла в быка Аписа.(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д. 1865)см. Озирис.(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н. 1910)

Атон `Большая Советская энциклопедия` Атон бог Солнца в древнеегипетской религии; обычно изображался в виде солнечного диска. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) объявил А. единым египетским богом. В честь А. в г. Ахетатоне был выстроен большой храм; развалины храма обнаружены при археологических раскопках современного селения Эль-Амарна. Лит. Перепелкин Ю. Я. Переворот Аменхотпа IV, ч. 1, М. 1967. Большая советская энциклопедия. — М. Советская энциклопедия 1969—1978

боги `Библия. Ветхий и Новый заветы.` боги б’оги — а) кумиры, идолы, фальшивые боги, которые в сущности не боги (Ис.42:17 ; Иер.2:28 ; Иер.10:11 ; Иер.16:20 ; Гал.4:8 ). Таким богам язычники поклоняются, надеясь умилостивить их и отвести от себя грозящие им беды. Господь строго запрещает Своему народу следовать этим обычаям окружающих их людей; (см. идол, идолопоклонство) б) (Исх.21:6 ; Пс.81:1 ,6; Иоан.10:34 ,35) — некоторые полагают, что в указанных местах этим словом названы судьи, но судя по Иоан.10:35. здесь более высокий смысл (срн. Пс.96:7 ,9). Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. арх. Никифор. 1891.

Источник: http://enc-dic.com/g/3170835/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0_%D1%80%D0%B0_%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%81

www.eduotdyhat.ru

Атон, бог Древнего Египта

Египетская мифология зародилась в 6-4 тысячелетиях до нашей эры. На протяжении 40-50 веков жителями дельты Нила и других областей государства фараонов были придуманы истории о богах и богинях, которым они поклонялись, считая своими покровителями. Одним из таких мифологических существ является Атон, культу которого посвящена эта статья.

атон бог

«Сказание Синухе»

Это одно из древнейших произведений мировой художественной литературы, дошедшее до наших дней. В нем упоминается о боге Атоне, что дало ученым возможность датировать возникновение его культа периодом ранее 12-й династии.

Согласно «Сказанию Синухе», умерший царь — бог, поднимающийся к небесам. Там он составляет единое целое с солнечным диском, а его тело сливается с тем, кто его создал. При этом дневное светило отождествлялось с богом Атоном.

Характеристика

Полное имя бога Атона — Ра-Гор. Иероглиф, которым его обозначали, использовался и для записи титула «Свет солнечного диска». Его часто сокращали, поэтому на многих стелах и фресках бог назван просто Атоном. Он сочетал в себе черты женского и мужского божественного начала. Считалось, что все сущее произошло от бога и вместе с тем существует внутри него. В отличие от остальных божеств, Атон, как правило, не считался антропоморфным и изображался в виде солнечного диска. Однако его лучи заканчивались кистями рук, наподобие человеческих.

Развитие культа солнечного диска

В период Среднего царства Атон — бог Египта — считался одним из воплощений верховного бога Ра. При фараоне Аменхотепе Третьем его перестали изображать в виде сверкающего солнечного диска. В этот период жрецы стали подчеркивать схожесть египетского бога Атона с Ра, поэтому на древних фресках, созданных в 14 веке до н. э., он выглядит уже как человек с головой сокола. Сам Аменхотеп Третий придавал этому божеству намного большее значение, чем его предшественники. В частности, известно, что он пожелал назвать свою барку для путешествия в загробный мир «Душой Атона».

Атон бог Древнего Египта

Аменхотеп Четвертый и царица Тия

Этот фараон вступил на египетский престол в 1419 году до нашей эры, после своего отца и тезки, так как его старший брат умер еще в юном возрасте. На тот момент главный царственный бунтарь и революционер Древнего мира был совсем еще молодым человеком, но отличался высоким уровнем интеллекта.

Матерью Аменхотепа Четвертого была царица Тия, которую историки считают одной из самых выдающихся женщин в истории Древнего Египта. Дело в том, что она не была чистокровной египтянкой и не принадлежала к царскому роду, поэтому брак между ней и фараоном считался нарушением всех действующих обычаев. Между тем, Тия была возвышена своим царственным супругом сверх всякой меры и оказывала влияние на принятие им решений касательно практически всех сфер жизни страны.

Став вдовой, Тия начала направлять действия сына, которому с детства внушила идею о превосходстве Атона — бога Солнца — над более известными и влиятельными богами Древнего Египта.

Следуя примеру своего предшественника Аменхотепа Четвертого, молодой фараон стал поклоняться диску солнца и решил начать невиданную в истории Древнего Египта религиозную реформу.

Монотеистическая революция

Аменхотеп Четвертый остался в истории Древнего Египта, как фараон, который пытался искоренить многовековую религиозную традицию, основанную с главенством культа Амона. По его указу стало считаться, что верховный бог Древнего Египта — Атон, и предписывалось поклоняться диску солнца. Имя бога было приказано записывать внутри картуша, как имя фараона, чего ранее никогда не делалось. Кроме того, в период правления Эхнатона, названный Амарной, бога Атона (фото см. ниже) рассматривали как творца, являющегося результатом слияния всех богов воедино.

В честь своего всесильного покровителя Аменхотеп Четвертый построил новый город Ахетатон, куда переселился сам и перенес свою столицу, а также изменил свое имя. Если ранее оно переводилось, как «Амон доволен», то теперь царя стали звать Эхнатоном, т. е. «полезным Атону».

На все эти грандиозные преобразования, поправшие самые устои египетского государства, молодому реформатору понадобилось лишь 6 лет.

Атон египетский бог фото

Упрочение культа бога Атона

На 12-м году своего правления фараон пошел еще дальше. Он запретил употреблять слова «бог» и «боги», так как считал, что в сознании египтян они связаны с прежними культами. Их заменило имя Атона, которое стало нарицательным. В опалу попало даже слово «мать», которое по своему звучанию на древнегреческом языке напоминало имя богини Мун из древнеегипетского пантеона.

Свое решение о принятии единобожия Эхнатон объяснял тем, что над миром властно одно лишь Солнце, которое предстает перед глазами людей в виде сверкающего диска, а на земле от его имени правит владыка Эхнатон.

Для того чтобы никому не пришло в голову поклоняться другим богам, фараон приказал разрушить многие храмы и возвести на их месте новые, посвященные Атону.

Причины религиозной революции

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, что заставило фараона отойти от культа Амона. Среди наиболее вероятных причин называется стремление молодого царя создать единую религию для разросшегося египетского государства, ставшего многонациональным, а также необходимость ослабить влияние на общество вельмож и жрецов. Кроме того, считается, что Эхнатон был исключительно эгоистичным и самовлюбленным человеком, стремившимся всячески возвеличить свою персону. Его тяга к абсолютной власти над окружающими превосходила все грани разумного и заставляла его совершать поступки, о которых его предшественники не могли даже и помыслить.

Атон бог Солнца

Извержение вулкана Санторин

Кроме политико-классовых объяснений, почему культ Атона в такие короткие сроки смог вытеснить богов, считавшихся более могущественными, некоторые исследователи выдвигают и нетрадиционные версии. В частности, часть историков связывает падение культа Амона с разочарованием широких масс египтян, связанным с несостоятельностью этого бога защитить своих адептов от последствий климатической катастрофы. Доподлинно известно, что в 1380 году до н. э. произошло извержение вулкана Санторин. Исследователи считают, что под известной по Библии «Тьме египетской» современники подразумевали недостаток солнечного света, возникший вследствие гигантского выброса пепла в атмосферу. В результате все значительная часть Средиземноморья пережила ряд катастроф, включая изменения климата, неурожайные годы и прочее. Бог Амон не смог защитить египтян от этих бед, несмотря на все их жертвоприношения и молитвы. Тогда часть жителей Древнеегипетского царства перестала верить в его всемогущество и стали искать себе других покровителей.

Закат новой религии

Древнеегипетский бог Атон был единственным объектом поклонения лишь около 15 лет. В 1336 (1334) годах до н. э. фараон-бунтарь Эхнатон умер. Причем обстоятельства его смерти неизвестны. Кроме того, мраком покрыты последние годы правления Эхнатона. Это связано с тем, что в последующие века жрецы сделали все, чтобы стереть из памяти людей историю о царе, который попрал богов, до этого считавшихся всемогущими.

Атон Египетский бог

Поклонение Атону при его приемнике

Смерть фараона-реформатора еще не означала завершения эпохи монотеизма. Его преемник Сменхкара, которому на момент восшествия на престол было около 15 лет, решил продолжить его дело. Он так высоко чтил тестя (возможно, и отца), что даже присоединил к своему титулу прозвище, согласно которому он был любимчиком умершего государя. Однако на 3-м году правления Сменхкара неожиданно изменил свою религиозную политику и позволил подданным поклоняться не только Атону, но и Амону. Кроме того молодой фараон убрал из своего имени упоминания тестя и единственного небожителя, которому тот поклонялся. Вновь вошли в употребление и слова «бог» и «мать». В то же время он сохранил в своем дворце многочисленные изображения Атона.

Двоеверие

После смерти Семнехкара на престоле взошел ребенок — фараон Тутанхатон. На четвертом году его правления имя царя изменилось на Тутанхамон, а сам он покинул столицу, основанную его отцом Ахетатоном, чтобы поселиться в Мемфисе.

По завершении его правления, которое продлилось около 14 лет, на престол взошел старый царедворец Эхнатона — Эйе, царствовавший около пяти лет. Он продолжил традицию двоеверия, которая была введена его молодыми предшественниками.

бог Атон фото

Конец культа бога Атона

Преемником фараона Эйе стал Хоремхеб, который не состоял в родстве с представителями 18-й династией. Он был обязан своим возвышением жрецам Амона, которые сильно пострадали от реформ Эхнатона. При этом фараоне началось повсеместное восстановление старых храмов. Он издал указы, согласно которым объявил всех своих предшественников, поклонявшихся Атону, еретиками. Их имена были вычеркнуты на всех папирусах, на которых были записаны списки «законных» фараонов, поэтому следующим законным правителем после Аменхотепа Третьего был указан Хоремхеб. Кроме того, в «Книге мертвых» самого Атона стали именовать покойным богом.

Отголоски культа

В течение следующих 10-20 лет часть наиболее образованных египтян продолжала тайно поклоняться Атону. Египетский бог (фото барельефов с его изображениями см. выше) был предан окончательному забвению лишь после смерти тех, кто помнил времена расцвета культа солнцепоклонничества.

По мнению некоторых историков, именно культ Атона больше всего повлиял на формирование иудейского монотеизма. Это предположение связано с тем, что пророк Моисей жил в Древнем Египте, предположительно, в период правления Эхнатона. Если считать этот факт имеющим место, то он не мог не познакомиться с идеями новой религии, главной из которых было убеждение в существовании единого всемогущего Творца.

Атон древнеегипетский бог

Как бы то ни было, новая религия была разгромлена, и потомки узнали о ее существовании лишь в XIX веке.

загрузка...

worldfb.ru

Атон бог древнего Египта. Древнем Египте.. Египет. Туристический портал

атон бог древнего египта

Атон

Ато́н — символ диска солнца, одна из его сущностей, «тело Ра»(Ра-Гор-Атон). Расцвет культа Атона происходит во времена фараона Аменхотепа IV (14 век до н.э.), объявившего Амона единым богом всего Египта. Аменхотепа IV изменил свое имя на Эхнатон («Угодный Атону») и имя своей супруги на Ниферфруатон. Выстроенный в честь Атона белокаменный город Ахетатон стал центром культа.

Атон сочетает в себе черты мужкого и женского божества одновременно. Всё созданное, как считалось, произошло от бога и в то же время существует внутри него. В отличие от других богов, Атон не был антропоморфным (человекообразным).

Изображается в виде солнечного диска с лучами с ладонями, тянущимися к людям. Одно из известнейших изображений этого бога сохранилось на спинке золотого трона Тутанхамона. Возможно, Культ Атона повлиял на формирование и развитие иудейского монотеизма. Ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай).

Имя Атон записывали внутри картуша, подобно тому как записывали имя фараона, чего не было в случае с другими божествами. Ра-Гор, которого обычно называли Ра-Хорахти (Ра, который является Гором двух горизонтов), сочетает в себе особенности двух других богов, появившихся в более ранние времена. Соединение всех богов воедино становится очевидным в «Великом гимне Атону», в котором Ра-Хорахти, Шу и Атон объединены в единого бога-творца.

В период Амарны имя Атон являлось царским титулом (так как он считался царём всех). Существовали две формы этого титула: в первой были имена других богов, а во второй форме было больше «особенностей», присущих самому Атону.

Ранние сведения об Атоне датируются временам XII династии. Один из примеров - древнеегипетский рассказе «Сказание Синухе». В нём умерший царь описывается как бог, поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском и его божественное тело сливается с его создателем. Термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/aton.php

бог атон в древнем египте

главные боги древнего египта ра атон осирис

Осирис `Советская историческая энциклопедия` (греч. Osiris) - древнеегип. бог, культ которого в сер. 3-го тыс. до н. э. из г. Бусириса, где он первоначально почитался, распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам, О. считался сыном бога земли - Геба и богини неба - Нут, его сестрой и супругой была Исида, сыном - Гор. Унаследовав царство отца, он управлял им мудро и справедливо. Брат О. злой бог пустыни Сет, завидуя ему, убил О. а тело бросил в Нил. Исида нашла тело мужа, но Сет выкрал его и, разрезав на 40 частей (по числу номов), разбросал по Египту. После долгих поисков Исида их собрала и с помощью магических заклинаний оживила О. Миф об О. умирающем и воскресающем боге, характерный для земледельч. народов, символизировал умирающую и воскресающую природу. О. считался богом зерна, виноделия, подателем жизни и влаги, покровителем и судьей мертвых. В греко-рим. эпоху культ О. широко распространился и за пределами Египта. Миф о нем оказал существ. влияние на формирование мифа о Христе. Изображался О. обычно в виде мумии.Источн. Rlut. De Iside et Osiride.Лит. Матье M. Э. Древнеегипетские мифы, M.-Л. 1956; Францев Ю. П. У истоков религии и свободомыслия, М.-Л. 1959; Frankfort H. Ancient Egyptian religion, N. Y. 1948; Kees H. Der Götterglaube im alten Г„gypten, 2 Aufl. В. 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Г„gypter, В. 1956.

Осирис `Древний мир. Энциклопедический словарь` . культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распростр. в Зап. Азии и в Европе включая Сев. Причерноморье. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М. Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.

Боги `Энциклопедия мифологии` . Асклепий, микенская Гера, аркадская Артемида, аттическая Афина и др. Ряд римских Б. также имеют племенное происхождение: Квирин (сабинский), Диана (арицийская), Меркурий, Минерва, Юнона, а может быть, и Юпитер (этрусские). С превращением племенных Б. в великие божества государственного культа изменяются и их функции. Теперь Б. охраняют неприкосновенность государства, защищают его от внешних врагов, поддерживают его внутренний строй, освещают власть царя (царь - любимый сын Б. или главного В. их помазанник). Между Б. новообразованного пантеона устанавливаются связи - родственные, генеалогические, иерархические, распределяются функции: если раньше Б. помогал, защищал, покровительствовал своему племени во всех делах и нуждах, то Б. политеистического пантеона распределяются по «профессиям», хотя и весьма нечётко (Гефест, Б.-кузнец и покровитель кузнецов-оружейников; Асклепий, Б. врачевания; Гермес, покровитель торговли, путешествий, вестник богов; Афина, богиня мудрости; Афродита, богиня.

Атон `Современная энциклопедия` АТОН, в египетской мифологии бог солнца. Изображался в виде солнечного диска. Смотри Аменхотеп IV>.

АТОН `Словарь кроссвордиста` 1. Бог солнца в египетской мифологии.2. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона.3. В египетской мифологии - олицетворение солнечного диска.

Осирис `Энциклопедия Кольера` . древнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти. Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле, но потом был убит и стал царем подземного мира. Обычный для Осириса зеленоватый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли, который ежегодно, в период разлива Нила, погружается в воду, а затем выходит на поверхность, принося человечеству необходимые для его жизни растения. Наиболее распространенный миф, который полностью излагается только в поздних источниках, рассказывает о его взаимоотношениях с Исидой и Хором, женой и сыном. Согласно этому мифу, Осирис погиб, попавшись на уловку его ревнивого брата Сета, который домогался трона. Труп Осириса был расчленен, его куски - разбросаны (или, согласно другой версии, тело было отнесено морским течением в сирийский Библ). Верная Исида нашла и собрала воедино тело, в котором еще сохранилось достаточно муж.

Осирис `Античный мир. Словарь-справочник` . произошло изменение брачных обычаев, и мужчины начали искать себе жен в пределах собственного сообщества (эндогамия), а не на стороне (экзогамия) - отсюда и сестры-жены бога-царя. (Египетская мифология: Энциклопедия. 2004) Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. .

Атон `Словарь синонимов` атон сущ. кол-во синонимов: (2) • ↑бог (368) • ↑божество (99) Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н. 2010

Осирис `Реальный словарь классических древностей` ОСИРИС • Osīris, α̃́Οσιρις, главный египетский бог, вместе с Изидой наиболее почитаемый во всем Египте. Hdt. 2, 42. Он находится в ближайшем отношении к Изиде: их считали братом и сестрой; от брака их родился Гор. Царствуя в Египте, О. распространял по всей земле земледелие, вводил улучшение нравов и почитание богов. Но брат его Тифон выступил его противником и даже умертвил его, посадив посредством хитрости в ящик, который он потом забил гвоздями, влил туда расплавленный свинец и бросил в Нил. Ящик был принесен водою в море и там выброшен на берег, где и нашла его Изида. Она предала тело земле, но Тифон ночью откопал его, разделил тело на 14 частей и рассеял их во все стороны. Изида собрала их и вновь похоронила на острове Филах или в Абидосе. О. являлся из подземного царства Гору и учил его, как вести борьбу с Тифоном, который после продолжительной борьбы и был наконец совершенно побежден. Изида есть олицетворение нильской равнины, а О. — оплодотворяющего эту равнину Нила. В более широком значении Изида есть плодоносная земля, а О. — оплодотворяющая ее производительная сила солнца. О. — бог солнца и вместе бог Нила, и борьба его с Тифоном есть борьба солнца с присущею земле производительною силою. Постоянная смена жизни и смерти в природе есть образ течения жизни самого бога. Если на поверхности земли прекратится жизнь, то О. с Изидою живет в подземном царстве и через своего сына производит новую жизнь. Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.

Осирис `Словарь иностранных слов русского языка` егип. Древнеегипетский бог, брат и муж Изиды, научивший египтян земледелию, письменам, ремеслам; он был убит братом Тифоном, и душа его перешла в быка Аписа.(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д. 1865)см. Озирис.(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н. 1910)

Атон `Большая Советская энциклопедия` Атон бог Солнца в древнеегипетской религии; обычно изображался в виде солнечного диска. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) объявил А. единым египетским богом. В честь А. в г. Ахетатоне был выстроен большой храм; развалины храма обнаружены при археологических раскопках современного селения Эль-Амарна. Лит. Перепелкин Ю. Я. Переворот Аменхотпа IV, ч. 1, М. 1967. Большая советская энциклопедия. — М. Советская энциклопедия 1969—1978

боги `Библия. Ветхий и Новый заветы.` боги б’оги — а) кумиры, идолы, фальшивые боги, которые в сущности не боги (Ис.42:17 ; Иер.2:28 ; Иер.10:11 ; Иер.16:20 ; Гал.4:8 ). Таким богам язычники поклоняются, надеясь умилостивить их и отвести от себя грозящие им беды. Господь строго запрещает Своему народу следовать этим обычаям окружающих их людей; (см. идол, идолопоклонство) б) (Исх.21:6 ; Пс.81:1 ,6; Иоан.10:34 ,35) — некоторые полагают, что в указанных местах этим словом названы судьи, но судя по Иоан.10:35. здесь более высокий смысл (срн. Пс.96:7 ,9). Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. арх. Никифор. 1891.

Источник: http://enc-dic.com/g/3170835/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0_%D1%80%D0%B0_%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%81

eduotdyhat.ru