Особенности философии древнего востока. Шпаргалка: Особенности философии Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Статья: Особенности философии Древнего Востока. Особенности философии древнего востока


Особенности философии Древнего Востока.

ТОП 10:

Итак, мы выяснили, что философия возникла из потребности рациональным образом постигнуть мироздание, понять природу и человека как единую систему. Взаимоотношения "мир и человек" оказали влияние на формирование 2-х философских традиций, которые соответствуют двум центрам цивилизации: Индия, Китай, Греция, т.е. восточная и западная традиции. В обеих традициях много общего: учение об истине, смысле жизни, мудрых советах. Много общего во взглядах на мир, пространство, материю.

Но в главном вопросе, в вопросе о взаимоотношениях человека и мира, традиции разошлись.

1. Восточная философия развивалась в лоне религии, путем ее рационализации, а античная философия заняла по отношению к ней резко обособленную позицию.

2. Восточная философия тяготела к морально-этическому направлению, к поучениям, наставлениям праведной жизни, к способности обуздать страсти.

3. В восточной философии преобладала мистика, иррационализм, многое строилось на догадках, эмпирическом опыте. При этом эмпирическое знание на Востоке развивалось, как правило, отдельно от философско-религиозных умонастроений. Античная же мысль тяготела к рационалистическому объяснению мироздания, в Древней Греции точные науки неотделимы от философии, зарождаются и развиваются вместе с ней.

4.Основная функция научных знаний в Китае - либо организационно-управленческая (воспитать послушного, исполнительного, трудолюбивого, благонравного члена общества), либо технологическая (инженерные, технические изобретения). Античность же создала такую систему знаний, которая не имела столь узкоутилитарного и прикладного значения.

5. Если для западной традиции был характерен культ разума, главное внимание уделялось Космосу как некоему Абсолюту, то мир Восточной культуры - это мир гармоничный и цельный, в каждом явлении природы просвечивается богатство всей природы. Все воплощает в себе мудрость природы. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать.

В философской мысли Древней Индии большую роль играл мифологический компонент. Как и вообще в мифологии, философии того времени было свойственно наделять явление окружающего мира человеческими свойствами («антропоморфизм»). Однако в индийской философии уже достаточно отчетливо выявились два полюса ее предмета – мир и человек, их соотношение и взаимосвязь, сосуществование. Мироздание рассматривалось как нечто единое, хотя и противоречивое целое. Сильной стороной древнеиндийской философии является также её обращенность к душе человека, к его сложным психическим состояниям. Отсюда и ярко выраженная этическая ориентация и психологизм философской мысли Древней Индии. Индийская философия уже содержала в себе призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира, раскрыть богатство и возможности своей духовности.В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась в борьбе юматериализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохранение родовых и патриархальных традиций, отсталость рабовла­дельческих общественных отношений) древнекитайские мысли­тели основное свое внимание уделяли решению социально-этиче­ских и политических проблем. Не случайно борьба философских течений происходила здесь вокруг понимания дао - пути обще­ственного развития и судьбы человека. Если мыслитель понимал дао как естественный путь, он примыкал к материализму; если же понимал его как божественный путь, он проповедовал идеали­стическое учение.В целом же древнекитайская философия была ориентирована на постижение некой мировой закономерности , осмысление мирового порядка и места человека в нем. Это побуждало к исследованию социальной структуры общества, изучению отношений в нём. Китайская философия уже более рационалистична, нежели предфилософия Вавилона и Египта. В ней стали более отчетливо выделяться отдельные области философского знания: онтология и диалектика, антропология и социальная философия, этика и теория познания. Древнекитайская философия содержала в себе целый ряд школ и конкретных мыслителей, оставивших заметный след в истории общественной мысли китайского народа.

 

Философия Древней Индии

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии - даршаны - на две большие группы:1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.первых священных книгах Индии - Ведах(с санскр. - знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий. Но буддизм – это и религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой, 560-483 гг. до н. э.).

Согласно его учению, все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана - великое освобождение

Характерные понятия индийской философии:· сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;· карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;· мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;· ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.

10«Объективный идеализм» Платона

Платoнсмoгсoздать первую филoсoфскую систему «Oбъективный идеализм». Oдним из первых oнoпределилдвoйственнуюприрoдучелoвека. С oднoйстoрoны, челoвек есть часть материальнoгo мира. А с другoй, oн есть духoвнаясущнoсть. Идеальнoеoнoтделяетoтматериальнoгo и вывoдитегo за сферу материальнoгo. Идеальнoе выражается прежде всегo в сущнoсти явлений, прoцессoв. Называя какoй-либo предмет, мы в пoнятии фиксируем егoсущнoсть. Платoн, oпределивсущнoсть идеями, пoместил их в некoмидеальнoм мире. Идеи (эйдосы) вoплoщаются в амoрфнуюматерию, из кoтoрoйвoзникают вещи. Челoвек–сoединение тела, кoтoрoесмертнo, и души, кoтoрая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтoжимы. Oни не пoстигаются чувствами, размышлениями, являясь причинoйвсегo, не перерoждаются и близки к бoжественнoму. Мир вещей прoтивoпoлoжен миру идей. Вещи мoгут быть уничтoжены, исследуются с пoмoщью чувств, oнимoгут быть пoлезны, близки челoвеку. Душа частo улетает в мир идей, запoминает там все, затем вселяется oбратнo в челoвека, кoтoрoмуoстаетсятoлькoвспoмнить, чтo душа там видела.Платoнпoлагал, чтo душа челoвека бестелесна и пoтoму неделима и прoста, бессмертна и вечна. Oначувственнo не вoспринимается. Пoнятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платoна души существуют вечнo: и дoпoселения в телoчелoвека, и пoслефизическoй смерти. Душа пребывает в мире идей - это свoеoбразнoепoниманиепoзнания. Нахoдясь в мире идей, душа сoзерцаетсущнoсть вещей, поэтому душа oбладает исчерпывающим знанием o сущнoстях. Станoвясьдушoйoтдельнoгoчелoвека, душа «забывает» тo, чтooна знала o мире. Oднакo, если челoвек занимается самoпoзнанием, стремится к самoуглублению, фиксирует внимание на кoнкретных вещах, тo душа припoминает имеющиеся знания. Такая кoнцепцияпoзнанияпoлучила название кoнцепцииприпoминания.

Атомизм» Демокрита.

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии эти наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, о представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как "на дне глубокого колодца", тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит. Всеобъемлющие законы живой и неживой природы - закон сохранения материи и закон причинности - были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки. Учение астрономии о бесконечности мирового пространства и бесконечных "мирах" во Вселенной выдвинул тоже Демокрит.



infopedia.su

Шпаргалка - Особенности философии Древнего Востока

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая — это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира. При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как понимает и объясняет феномен человека восточная философия?

Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то нас, людей, подверженных европоцентристскому влиянию, всегда будет удивлять то, насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

На мой взгляд, проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную — философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века. Так, например, выдающийся буддолог Щербатской Ф.И. с неокантианских позиций говорил о философской школе буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, а известный современный востоковед Торчинов Е.А. сопоставляет философию М.Хайдеггера и даосизм, не менее популярно проводить параллели между сартровскими идеями о «сознании-в-себе» и чистом сознании с древней школой санкхьи, или иррационализм дзен-буддизма приводить к проблеме человеческой субъективности в феноменологии Э.Гуссерля и т.д.

Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) — идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы.

Еще раз хочется отметить, что древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно, не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае — дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао — состояния покоя, умиротворенности, целостности.

« Мое тело едино с моей мыслью,

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Жизненная энергия едина с небытием».

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму — свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей — это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции — в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

www.ronl.ru

Особенности философии Древнего Востока - Реферат

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира. При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как понимает и объясняет феномен человека восточная философия?

Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то нас, людей, подверженных европоцентристскому влиянию, всегда будет удивлять то, насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

На мой взгляд, проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века. Так, например, выдающийся буддолог Щербатской Ф.И. с неокантианских позиций говорил о философской школе буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, а известный современный востоковед Торчинов Е.А. сопоставляет философию М.Хайдеггера и даосизм , не менее популярно проводить параллели между сартровскими идеями о «сознании-в-себе» и чистом сознании с древней школой санкхьи, или иррационализм дзен-буддизма приводить к проблеме человеческой субъективности в феноменологии Э.Гуссерля и т.д.

Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы.

Еще раз хочется отметить, что древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и спос

об мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно , не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае - дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

« Мое тело едино с моей мыслью,

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Жизненная энергия едина с небытием».

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

www.litsoch.ru

Статья - Особенности философии Древнего Востока

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая — это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира. При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как понимает и объясняет феномен человека восточная философия?

Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то нас, людей, подверженных европоцентристскому влиянию, всегда будет удивлять то, насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

На мой взгляд, проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную — философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века. Так, например, выдающийся буддолог Щербатской Ф.И. с неокантианских позиций говорил о философской школе буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, а известный современный востоковед Торчинов Е.А. сопоставляет философию М.Хайдеггера и даосизм, не менее популярно проводить параллели между сартровскими идеями о «сознании-в-себе» и чистом сознании с древней школой санкхьи, или иррационализм дзен-буддизма приводить к проблеме человеческой субъективности в феноменологии Э.Гуссерля и т.д.

Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) — идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы.

Еще раз хочется отметить, что древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно, не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае — дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао — состояния покоя, умиротворенности, целостности.

« Мое тело едино с моей мыслью,

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Жизненная энергия едина с небытием».

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму — свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей — это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции — в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

www.ronl.ru

Специфические черты философии Древнего Востока

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Философия Специфические черты философии Древнего Востока

    Количество просмотров публикации Специфические черты философии Древнего Востока - 228

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи: Специфические черты философии Древнего Востока
    Рубрика (тематическая категория) Философия

    Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

    Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Рассматриваемые проблемы:

    2.1 Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

    2.2 Периодизация и основные черты античной философии

    2.3 Становление философии в Древней Греции. Философские школы.

    2.4 Сократ, Платон и Аристотель.

    2.5 Эллинистически-римская философия.

    2.6 Средневековая философия: патристика и схоластика.

    2.7 Средневековая арабская философия.

    Философия Древнего Востока — это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества. Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И несмотря на то, что русско­му человеку более близка по духу западная философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испы­тывать влияние Запада, восточная философская традиция, исто­рически возникшая раньше западной, во всœе времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества. Она многому может научить и совре­менного читателя.

    В чем же специфика философского знания, стиля мышления стран Востока? Практически во всœех философских учениях Вос­тока можно выделить некоторые общие специфические черты.

    Таблица 4

    Черта Её характеристика
    Жизненная ориентация В случае если для западной традиции свойственно че­редование эссенциальной философии (фило­софии сущности) и экзистенциальной филосо­фии (философии существования), то для вос­точной традиции характерно преобладание философии второго типа. Философия существу­ет для жизни и должна проявляться и использоваться во всœех ее сферах: частной, обще­ственной, международной и т.д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. При этом если мудрецы Древней Ин­дии делились с учениками знанием о том, как уйти из этого мира, то китайские мыслители учили тому, как выжить в существующей реальности

    Продолжение таблицы 4

    Синтез природно­го, духовного и те­лесного В случае если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, кореня­щийся уже в христианстве и трансформировав­шийся в энергетизм в новоевропейской фило­софии, то в восточной философии только в со­гласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно реше­ние базовых проблем человеческого бытия
    Целостность познавательной установки В случае если для западного мышления традиционен принцип двойственности — ʼʼодно и другоеʼʼ, то для восточного мышления — принцип не­двойственности: ʼʼодно в другомʼʼ, ʼʼодно во всœем и всё в одномʼʼ. Этот целостный взгляд на мир — первый и главный признак ʼʼпросветленияʼʼ. Познание людьми истины основывается не толь­ко на интеллекте. Оно опирается на целост­ный опыт, в базе которого лежат чувства
    Особенности язы­ка (целостность иероглифического знака) Для Запада присущи атомарный характер ал­фавитного языка, аналитическая структура сло­ва, где самостоятельную семантическую нагруз­ку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собран­ному из этих частей. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического зна­ка, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-гра­фически, и раскрывается через целостную об­разность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной тра­диции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в т.ч. в своем внешнем виде
    Многогранность истины В случае если в классической европейской философии преобладал рационализм, ориентированный на поиски объективной общезначимой истины, то мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не должна быть выра­жена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. По­этому имеются разные пути к совершенству и любой из них должна быть принят в соответ­ствии с внутренней склонностью индивида

    Окончание таблицы 4

    Антропологиче­ский перфекционизм На Востоке господствует представление о том, что конечной целью каждого индивида долж­но быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенство­вание можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае
    Конкретность Учения Востока создавались как моральные, на­учные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зре­ния европейского сознания. При этом можно счи­тать такое рассмотрение этих учений вполне оправданным, поскольку основная черта фи­лософии — это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа
    Отсутствие целостности На Востоке существовало две культуры, в кото­рых практически одновременно с Древней Гре­цией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединœение под именем восточной философии достаточно условно. В частности, некоторые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, которые переместились на тер­риторию современной Европы и стали прароди­телями для европейских народов. С этой точки зрения индийская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. Их объединяют общее происхождение и общий языковой и культурный фон, определяющий взгляд на мир. Размещено на реф.рфЭто подтверждается тем, что индийцев, как и греков, всœегда интересовали вопросы, связан­ные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в базе всœего мира: в базе первых философских концепций лежали преображенные мифы

    Философия в подлинном смысле этого слова появилась в Ин­дии и Китае позже создания этих памятников и, в значитель­ной степени, в результате полемики с их традиционным пони­манием. Другими словами, ее возникновение было связано с противостоянием традиционным устоям и представлениям, отражавшим нужды общинной жизни. Самостоятельные фило­софские школы в Индии и Китае формируются приблизитель­но в VI в. до н. э.

    Ниже обзорно рассмотрим основные индийские и китайские философские течения, зародившиеся в Индостане и на Дальнем Востоке.

    Схема 11. Философия Древнего Востока[10]

    Специфические черты философии Древнего Востока - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специфические черты философии Древнего Востока" 2014, 2015.

referatwork.ru

Содержание

20

Введение 2

1. Особенности культур древнего Востока и их отражение в древневосточном мировоззрении 3

2. Древнеиндийская философия 7

3. Оппозиция ведической традиции: джайнизм, буддизм, чарвака 10

4. Философские школы древнего Китая 13

5. Конфуцианство 15

6. Даосизм 17

Заключение 18

Список литературы 19

Введение

В свое время, несколько столетий назад, страны Востока - в первую очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) - представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных продуктов (например, пряностей), заморских диковинок. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, и особенно после того, как большинство их стало объектом колониальной экспансии, на передний план вышли представления об отсталости и закостенелости Востока, этого царства деспотии и тирании, базирующегося на бесправии и «поголовном рабстве». Пытаясь объяснить это явление, понять те особенности, которые бросались в глаза, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т. п. И чем дальше проникали они вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем сильнее казалась им разница между культурами стран Востока и привычными нормами и принципами жизни Европы.

Первые цивилизации появились приблизительно 5 тысяч лет назад на Древнем Востоке, под которым понимается огромный регион Земли от Египта до Индии. Мировоззрением этих цивилизаций был сплав религии и философии, последняя еще не выделилась в совершенно самостоятельную форму человеческого сознания, и поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и в Китае.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть особенности культур древнего Востока и их отражение в мировоззрении;

  • Изучить особенности древнеиндийской философии;

  • Охарактеризовать основные школы древнекитайской философии.

1. Особенности культур древнего Востока и их отражение в древневосточном мировоззрении

Именно религиозная философия и санкционируемая ею традиция во многом определяют облик той или иной цивилизации. В жизни общества, в истории и культуре народа (напомним, речь идет в основном о докапиталистических обществах) она играла весомую роль: и христианство, и ислам, и индо-буддизм, и (если коснуться Дальнего Востока) конфуцианство - все эти доктрины вкупе с местными религиями типа Даосизма, синтоизма, джайнизма настолько четко определили лицо той или иной цивилизации, что могут считаться ее «визитной карточкой». Особенно это относится к религиям и цивилизациям Востока.1

И это не только потому, что восточных религий и цивилизаций много, а западная лишь одна (да и та, если иметь в виду истоки христианства, уходит корнями в тот же Восток, пусть только Ближний). Не потому даже, что чаще на Восток приезжают западные путешественники и больше Восток изучают европейские ориенталисты. Здесь существеннее другое: в современном мире, столь остро ощущающем процесс развития и стремление развивающихся стран уравняться с развитыми, страны Запада уверенно задают тон в сфере технического прогресса. Поэтому-то вестернизация и являет собой ныне нечто универсальное, лишенное национально-культурной окраски (достаточно напомнить, что японская современная техника - продукт западного капитализма, но не традиционной японской культуры). Понятно, что цивилизации Востока, подвергающиеся технико-культурному воздействию Запада, оказываются перед серьезной дилеммой: как лучше заимствовать чужое и в то же время сохранить свое? В этих нелегких поисках страны и народы современного Востока обычно обращаются к национальной традиции и стоящей за ее спиной религии.

Начнем с того, что «Восток» - понятие весьма условное, причем не столько географическое, сколько историческое, социальное и политическое. Строго говоря, оно охватывает почти весь неевропейский мир, исключая те страны и регионы, которые были заселены выходцами из Европы, такие, как Америка (особенно Северная) и Австралия. Если же принять во внимание, что коренное население этих континентов (как и Африки) либо было уничтожено европейцами (цивилизации доколумбовой Америки), либо находилось на уровне первобытности (Австралия, большая часть Африки и Америки), то станет очевидным, почему в понятие «Восток» уже с XVIII в. привычно включали лишь страны Азии и северной Африки, т. е. районы неевропейского мира, знакомые со сравнительно развитой цивилизацией и государственностью.

В чем суть общих закономерностей развития на Востоке? Почему здесь, где возникли древнейшие очаги мировой цивилизации, так и не удалось самостоятельно, без активного вмешательства европейцев, взломать рамки докапиталистической социально-экономической структуры? Все эти вопросы интересовали науку уже давно. Серьезное внимание уделяли им, в частности, Гегель и Маркс. Анализируя структуру обществ Востока, Гегель в рамках своей философско-исторической системы обратил внимание на отсутствие там признаков, характерных для античных Греции и Рима и средневековой Западной Европы. Противопоставив динамичность Европы статичности и консервативной стабильности, столь характерным для всего неевропейского мира, он пришел к выводу о неисторичности Востока. Неисторичность эта сводилась в общем и целом к тому, что Восток не менялся или же изменялся крайне замедленными темпами, предпочитая путь к обновлению движению по циклическому кругу. Следуя в основном этой гегелевской идее, Маркс, коснувшись восточной общины и «азиатской» формы собственности, вычленил, оперируя выработанными им терминами и понятиями, основные особенности восточного способа производства, который он назвал «азиатским».

В структуре общества с господством такого способа производства Маркс видел два основных полюса - систему более или менее замкнутых и разрозненных сельских общин и централизованную государственную администрацию, «восточную деспотию», стоящую над этими общинами, управляющую ими и взимающую с них доход (дань, ренту-налог). Характерно, что Маркс, давший образец классового анализа, не ставил вопрос о классах восточного общества, ибо считал, что частнособственнические отношения в этом обществе не были ведущим и структурообразующим элементом. Более того, Маркс писал о том, что отсутствие частной собственности на землю - ключ к восточному небу.

Итак, по мысли Маркса, на Востоке функции владельца средств производства выполняло государство, выступавшее как в качестве суверена (т. е. олицетворявшего собой высшую власть), так и в виде верховного и единственного собственника (явление, с которым Европа не была знакома, хотя и европейским государствам, т. е. казне, порой принадлежало право собственности на те или иные ресурсы, имущество и т. п.). Это государство символизировалось обожествленной фигурой правителя, «восточного деспота», выступавшего по отношению ко всему обществу в функции «связующего единства». По отношению к этому правителю все остальные, от министров до крестьян, выступали в качестве его подданных, преданных подчиненных, покорных слуг, даже просто рабов. В этом смысле Маркс вслед за Гегелем употреблял понятие «поголовное рабство», имея в виду, что на Востоке (в отличие от Европы) не существовало частноправовых гарантий и человек никогда не воспринимался полностью свободной и в правовом плане независимой, дееспособной личностью, гражданином. Альтернативой этому были всеобщая зависимость населения от верховного владыки и произвол причастных к власти по отношению к рядовым производителям, подданным своего государя.2

Итак, несмотря на крайнюю ограниченность знаний о Востоке в XIX в., Гегель и Маркс поняли в азиатской структуре ее суть: слабость индивида перед лицом всесильной власти государства и венчающего его деспота; ограниченность роли частного сектора и товарно-денежных отношений в силу зависимости того и другого от централизованного контроля. Отсюда - совершенно иная по сравнению с европейской социальная структура, иные политические и прочие институты. Ныне мы располагаем несравненно большей и гораздо более детализованной и документированной суммой сведений о Востоке по сравнению с тем, на что могли опираться мыслители прошлого века. Однако (и это важно подчеркнуть) их анализ не устарел. Новые данные заставляют внести в него некоторые частные изменения, но они лишь усиливают и подчеркивают основную идею о коренном принципиальном несходстве между антично-капиталистической Европой и всем неевропейским миром, прежде всего классическим Востоком.

studfiles.net

Особенности философии Древнего Востока

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение  к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира. При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как понимает и объясняет феномен человека восточная философия?

Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то нас, людей, подверженных европоцентристскому влиянию, всегда будет удивлять то, насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит  односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

На мой взгляд, проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века. Так, например, выдающийся буддолог Щербатской Ф.И. с неокантианских позиций говорил о философской школе буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти, а известный современный востоковед Торчинов Е.А. сопоставляет философию М.Хайдеггера и даосизм , не менее популярно проводить параллели между сартровскими идеями о «сознании-в-себе» и чистом сознании с древней школой санкхьи, или иррационализм дзен-буддизма приводить к проблеме человеческой субъективности в феноменологии Э.Гуссерля и т.д. 

Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве  от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы.

Еще раз хочется отметить, что древневосточная философия  основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно , не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму. 

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира  высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется  брахман, в Китае - дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек  как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только  как формируются  нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная  личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

                          « Мое тело едино с моей мыслью,

                             Мысль едина с эфиром,

                             Эфир един с жизненной энергией,

                             Жизненная энергия едина с небытием».

Осознавшему иллюзорность  и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока  проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности  не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

www.coolreferat.com