Культурные достижения древней греции. Мы исследовали основные культурно-исторические достижения народов Древней Греции Древнего Рима. И хотим поделиться с Вами тем, что узнали сами
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1 билет. Культурные достижения древней греции


Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения.

Количество просмотров публикации Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения. - 299

 

Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской культуры. Рубеж 3-2 тыс. до н.э. является важнейшим этапом ее истории, именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают первые очаги государственности, данный процесс был прерван нашествием племён с севера. Около 22-го века до н.э. появляются греческие племена, называвшие себя ахейцами или данаями, но завоеватели не смогли покорить остров Крит, который на протяжении веков был зоной наиболее быстрого социально-экономического, политического и культурного процесса. (Система письма А, присущего критянам, не дешифрована до сих пор. Размещено на реф.рфЛинœейное письмо Б, приспособленное к языку ахейцев, дешифровано только в 1953 году английскими учёными М.Вектрисом и Дж.Чедвиком.)

Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите, обычно называют минойской. При раскопках дворца в Кноссе, резиденции царя Миноса, где, по преданиям, родился Минотавр, археолог А.Эванс предложил данное название, ставшее традиционным. Эпоха дворцовой цивилизации охватывает 6 веков: от 2 000ᴦ. до 1400 ᴦ. до н.э. Критское государство эпохи расцвета было теократией – в одном лице сочетались функции царя и верховного жреца. В конце 15 века до н.э. на Крит обрушилась катастрофа, нанёсшая смертельный удар минойской цивилизации, на ее территорию вторглись ахейцы. В цивилизации Крита господствовала так называемая ʼʼдворцовая культураʼʼ - дворец был центром общественно-политической, религиозной и экономической жизни. При строительстве главным считались удобства и коммуникации, есть даже системы водоснабжения и вентиляции. На стенах – великолепные фрески, появляется техника живописи в духе реализма, характерного и для керамики того времени. (Фрески и керамика интересны и как источник информации о жизни и культуре островитян.)

Женщины играли в жизни Крита важную роль, о чём говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане женские божества, в которых некоторые учёные видят прототипы греческих богинь.

Около 1700 ᴦ. до н.э. формируется культура микенская, которая первоначально находится под влиянием критской (в некоторых источниках их называют крито-микенской культурой), но сохраняет ахейские черты. Женственности, изящности минойской культуры микенцы противопоставляли суровость и мужественность. Это нашло отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей материковой Греции (сцены войны, охоты). Появляются укреплённые дворцы, монументальные гробницы – наиболее пышная ʼʼгробница Агамемнонаʼʼ. В микенском пантеоне богов уже встречаются Зевс, Гера, Посœейдон, Афина и Артемида (существовал культ Диониса, имя которого встречается как имя человека, а не бога). Существовали торговые и экономические связи с Египтом и другими культурами.

Каждый дворец в эту эпоху – центр самостоятельного государства, но они объединялись в политических и военных целях (так было во время похода на Трою).

Ахейская цивилизация погибает в результате нашествия дорийцев (13-12 вв. до н.э). 11-9 вв. учёные называют тёмными веками (главные источники изучения – археологические материалы и поэмы Гомера). Переходу к новому этапу развития способствовало использование дорийцами желœезных орудий. В 9 веке до н.э. через финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовали его и создали свой собственный. Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в разных частях страны (первоначально носили аристократический характер). Древнейшие и самые важные – с 776 ᴦ. до н.э. в честь Зевса Олимпийского (позднее Пифийские в Дельфах и Истмийские в честь Посœейдона).

Эпоха дорийцев или ʼʼГомеровская Грецияʼʼ породила полис – город-государство как особую форму общины. Период 8-6 вв. до н.э. – архаическая Греция, наиболее интенсивное развитие античного общества: возникает классическая рабство, система денежного отношения и рынка; утверждается полис как форма политической организации общества, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказавшее воздействие на весь античный мир (вплоть до христианства). В данный период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука; главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и спорт.

Становление греческой аристократии обычно относят к 8 веку до н.э. - ϶ᴛᴏ ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в неё образ жизни и система ценностей (ведущая роль в политике и правосудии, войнах и т.д.). Расслоение общества и обогащение части населœения привело к ʼʼвеликой греческой колонизацииʼʼ - на берегах Средиземного моря возникают колонии, способствовавшие распространению культурных достижений. Греки начинают осознавать себя единым народом, возникает этническое самосознание.

В корне этики лежит соединœение рождающегося чувства коллективизма и агонистического, состязательного начала. Формированию новой полисной (коллективистской) морали способствовала военная организация полиса (строй фаланги). В системе ценностей высшей доблестью полагалась защита полиса, лучшая служба его интересам.

Определённую трансформацию переживала и религия – формируется общегреческий пантеон богов. Свидетельство тому – поэма Гесиода ʼʼТеогонияʼʼ. Из-за политической раздробленности единой религии не сложилось, нет жреческого сословия как касты, в полисах сложились очень близкие, но не идентичные религиозные представления. Для греческого сознания характерен не только политеизм, но и анимизм – одушевление природы.

Архаическая эпоха – время становления архитектуры. Примат общественной, в первую очередь сакральной, храмовой архитектуры – характерная черта искусства того времени. Среди сооружений первенствовали храмы богов - покровителœей полиса. Характерная особенность зодчества – применение ордеров, то есть особой системы построения зданий. Ордерное здание имеет ступенчатое основание, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ставили ряд несущих вертикальных опор – колонн. Первоначально храмы строились на акрополях – древних центрах посœелœений (позднее – на агоре, главной площади города).

Предположительно в 7 веке до н.э. сложились 2 художественных направления в архитектуре: дорический и ионический ордера. Для дорического характерно стремление к монументальности, серьёзности, совершенству пропорций (боковая стена должна иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс одну), примером чего служит храм Зевса в Олимпии.

Ионийский стиль воплощал стремление к лёгкости, изяществу, прихотливости линий, позднее отражает стремление к большей декоративности и пышности под влиянием Востока. Колонна здесь – элемент не только конструктивный, тектонический, но и декоративный. Передний зал уходит глубже и поделœен на нефы тремя рядами колонн. Капитель лёгкая, с завитками, волютами, орнаментом. Различны и формы колонн – дорическая вырастает как дерево из земли, из площадки, основания. Ионическая имеет сложный цоколь. Углубление на ионической колонне глубже и тоньше, богаче, чем на дорической.

Древняя Греция была мраморной, но здания имели богатую роспись.

Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства (дары богам включали и произведения искусства). В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура, каменная и бронзовая. Складываются школы (в Аргосœе, Коринфе, на острове Наксосœе и Паросœе, а также милетская школа). В 7-6 вв. до н.э. господствует два типа фигур: обнажённая мужская фигура и задрапированная женская. (Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях.) По этому типу изготавливались надгробные статуи и изображения божеств.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже чем вазопись, в которой в 7-8 вв. преобладали коринфские и радосские вазы с цветными росписями (ʼʼковровый стильʼʼ). В 6 веке до н.э. господствует чернофигурный стиль – закрашенные чёрным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины.

Архаика – период перехода от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его пониманию (качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества).

В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующих эпох. Позже главенствуют лирические жанры, отражающие переживания человека. Поэзия Тиртея воодушевляла спартанцев во время битв, жизнь, полную невзгод и страданий прожил Архилох, нигде не нашедший счастья. ʼʼСапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежнойʼʼ - обращается Алкмей к своей современнице. В центре её творчества – любящая и страдающая женщина, возлюбленная или мать. Поэзией красоты, любви и веселья называл своё творчество Анакреот. К концу эпохи архаики возникает театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов, рождается художественная проза.

На смену архаике приходит классический период – 6-5 вв. до н.э. до 338 ᴦ. до н.э. Это время наивысшего подъема и полного расцвета культуры и искусства. В полисах того времени совпадают социальная и политическая структура, он обладает верховным правом на землю, имеет свои органы управления (окончательное слово за народным собранием), военная организация (ополчение граждан) дополняется демократией (в Афинах), расцвет которых связан с деятельностью Перикла. Новые классические тенденции хорошо просматриваются в градостроительстве (регулярная система планировки). Основным типом общественных зданий является храм. В 5 веке до н.э. в Олимпии строится храм Зевса со статуей Фидия (одно из ʼʼчудес светаʼʼ, не сохранившееся и известное внаши дни только по описаниям). Афинский Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры включал ряд сооружений: парадные ворота (Пропилеи), храм Ники Аптерос, Эрехтейон и Парфенон. Строительством последнего руководили Перикл и Фидий. Храм имел богатое скульптурное оформление – 92 метопы и ионический рельефный фриз. Фидий, помимо статуи Афины-Девы (Парфенос), создал Афину-Промахос (победительница).

Скульптура и живопись развивали предшествующие традиции – изображения богов и героев (покровителœей полиса и ʼʼидеальныхʼʼ граждан). Искусство сделало шаг к реализму в соответствии с распространением идеи ʼʼмимезисаʼʼ - подобия, как основной эстетической категории. Развитие скульптуры в 5 в. связано с именами 3-х прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон – наиболее прославлена его работа ʼʼДискоболʼʼ. У Поликлета преобладали изображения атлетов как воплощение лучших черт гражданина. Величие, отрешенность, неземная красота – характерные черты произведений Фидия.

Эволюцию греческой мысли в 5 в. до н.э. нетрудно проследить, сравнив двух знаменитых историков: ионийца Геродота (ʼʼотца историиʼʼ) и родившегося на 25 лет позже Фукидида. Первый много путешествовал, но его мышление ещё вполне традиционно, история выступает у него как цепь преступлений и наказаний. Миф переплетается с реальностью – он не сомневается ни в реальности самих богов, ни в их способности вмешиваться в человеческую жизнь.

Фукидид, описавший Пелопонесскую войну, иначе относится к действительности, описывая события, очевидцем которых он был. История направляют не боги, а люди, действующие в соответствии со своими интересами.

ʼʼГиппократов корпусʼʼ, свод сочинœений врачей, принадлежащих к школе Гиппократа (вторая пол. 5-нач. 4 вв. до н.э.) даёт представление о медицинской практике и знаниях того времени. Методы их основаны на практике, опытах, стремлении к быстрой и точной диагностике, использовании гигиены и диеты. Гиппократ видел источники недугов в климатических условиях, в нарушении гармонии между четырьмя соками, или ʼʼгуморамиʼʼ - кровью, слизью, желчью и чёрной желчью. Отсюда, сангвиник отличается избытком крови в организме, у флегматика чересчур много слизи, у холерика – желчи, а у меланхолика – чёрной желчи.

О точных науках классического периода известно мало, однако многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинœениях, говорят об успехах наук. (Метон – сконструировал солнечные часы и провёл реформу календаря.)

Подобно тому, как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, классический период заговорил языком аттической трагедии (буквально – ʼʼпесня козловʼʼ), возникшей из хоровой песни и народных театрализованных ʼʼдионисийʼʼ. Поначалу участники представления разыгрывали сцены из мифов о Дионисе и других божествах, исполняемых хором и одним актером, потом Эсхил вывел перед зрителями второго актёра, а Софокл – третьего – и появилась драма (но роль хора сохранилась). Это сближает греческую трагедию с нынешней оперой и ораторией. Представления длились три дня, во время праздника Диониса, давали подряд три трагедии, затем ʼʼсатирову драмуʼʼ - мифологический сюжет, что позволяло зрителям передохнуть. (Автор представлял полную тетралогию – весь цикл.)

Античная трагедия обязана своей неувядающей славой трём великим поэтам: Эсхилу, Софоклу и Еврипиду. Первый связан с нарождающейся демократией (ʼʼПерсыʼʼ, ʼʼОрестеяʼʼ, ʼʼПрикованный Прометейʼʼ и др.), но поступками людей, по мнению Эсхила, управляют справедливые боги. Эта воля богов у Софокла всœесильна и скрыта от смертных. Конфликт его трагедий – противоборство человека и неотвратимого рока (ʼʼАнтигонаʼʼ, ʼʼЦарь Эдипʼʼ).

Еврипид полон скепсиса, доходя до прямого богоборчества, так как в его произведениях не боги, а порывы человеческой души определяют судьбы людей. Любовь и ненависть, порождённые самой человеческой природой, заставляют страдать и действовать его героев (ʼʼФедраʼʼ, ʼʼМедеяʼʼ). В его сюжетах есть быстрота смены ситуаций, непредсказуемость, много реалистических и бытовых подробностей. Трагедия богов и героев превратилась в трагедию людей.

Как возникла трагедия, ещё не совсœем ясно. Но генезис комедии вообще загадочен. Первая сохранившаяся комедия Аристофана ʼʼАхарнянеʼʼ была представлена в 425 ᴦ. до н.э. (от более ранних сохранились отрывки и фрагменты). Сочетание комического и драматического элементов характерны для этого жанра театрального искусства, ведь само слово комедия – ʼʼпесня комосаʼʼ, праздничного деревенского шествия. И сегодня аттическая комедия поражает богатством фантазии, силой язвительной сатиры, острой политической направленностью. Комедия включала в себя лирику, грубый площадный юмор, непристойности, пафос – всё смешивается в ней, обеспечивая долгую жизнь в веках. Таковы комедии Аристофана ʼʼОблакаʼʼ, ʼʼМирʼʼ, ʼʼЛисистратаʼʼ, ʼʼАхарнянеʼʼ и др.

Сложная эволюция происходит в философской мысли Древней Греции, важнейшей чертой развития которой явилось выделœение из натурфилософии отдельных наук.

Особую роль в жизни Греции играли праздники – в Афинах их было около 60. Именно в праздниках проявлялся наглядно всœенародный характер греческой культуры, её демократизм и дух соревнования.

В 4 веке до н.э. начинается – кризис древнегреческого полиса, наиболее сильно коснувшийся Афин. Возрождается тирания, распадаются союзы, ни одно из государств не могло играть ведущую роль.

На арену истории выходит Македонское царство. Но именно данный период подарил миру достижения в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством Платона и Аристотеля. Растёт индивидуализм, что ведёт к кризису коллективистской полисной морали.

Расцветает ораторское искусство, прежде всœего судебное красноречие (Лисий, Сократ, Демосфен).

Греческая скульптура этого времени представлена творчеством Тимофея, Праксителя, Лисиппа, которые отходят от простых и строгих принципов эпохи ʼʼвысокой классикиʼʼ. Всё большее внимание сконцентрировано на передаче индивидуальных черт человека, его внутреннего мира, чувств. (Пракситель – Афродита Книдская) Те же черты присущи и живописи. (Павсаний изобрёл технику энкаустики – живописи восковыми красками, он стремился к решению сложных технических задач)

Своеобразным переходом от классической к эллинистической эпохе является время Александра Македонского (с 336 до 323 гᴦ.), определившее дальнейший ход античной истории на несколько столетий вперёд. Мировая держава Александра не выдержала испытания временем, но с нее начинается новый период в истории античности. В эпоху эллинизма началась ломка этнической, полисной и религиозной замкнутости, возникли новые формы государства, расширились обмен и торговля, заложены основы новых верований. В результате походов Александра произошла подлинная встреча Востока и Запада, которая сказалась как взаимное культурное обогащение.

Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих регионов. Утрата Грецией независимости переместила культурные центры за её пределы. Культура стала более открытой, космополитической, делом элиты.

На рубеже 3-2 вв. до н.э. – расцвет философии и техники. Первоначально центр Александрия, потом – Пергам.

В 3 веке до н.э. греки столкнулись с римской цивилизацией.

referatwork.ru

1 билет

1 билет. Основные этапы развития античной культуры, ее вклад в общемировую культуру. Античная культура (от латин. “antiquus” - “древний”) - совокупность идеалов, норм, ценностей, идей и традиций - всех направлений греко-римской древности в области литературы, искусства, эстетического, этического, политического сознания, мифа, религии, философии и науки. Географические рамки античной культуры - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура - колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры. В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

  • Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;

  • Гомеровский период - XI-VIII в.в. до н.э.;

  • Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;

  • Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;

  • Эллинистический период - с последней трети IV в. – I в. До н.э.

  • Культура Римской Республики – VI – II вв. до н.э.

  • Культура Римской Империи – I в. До н.э. – Vв. н.э.

Рождение античной культуры явилось результатом слияния древней крито-микенской культуры, культуры Древнего Египта и культуры дорийцев.Каждая из низ внесла свой вклад в формировнаие культуры груков и римлян. У истоков античной культуры находилась эгейская цивилизаци, созданная племенами, обитавшими на острове Крит, Пелопоннесе, западном побережье Малой Азии. Эта культура стала связующим звеном между Востоком и Древней Грецией. Здесь зародились первые европейские государства, возникли очаги искусства и пистменности.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры. Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Эти ценности воплощали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Данте, Шекспир, Пушкин, Оффенбах, Стравинский и другие великие творцы европейской и мировой культуры. Греческий и латынь оставались и остаются я зыком ученых, юристов, медиков потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Античная (древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III-II тыс. до н.э.), гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII-VI вв. до н.э.), классический (V-IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое. Историю древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.), республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.), период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Античность оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей европейской культуры. Достижения этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии стали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Также множество греческих и латинских слов содержится в обыденном и научном языке.

В античной классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Ордер - один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей - опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей - антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

«Греческое чудо» - так называют феномен культуры Древней Греции, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах. Корабли бороздят моря и позволяют выводить множество колоний от Крыма от Гибралтара, осуществлять регулярный торговый обмен.

Основная политическая, хозяйственная и гражданско-правовая единица - полис (город-государство). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Полис - это город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому крестьяне, как и собственно горожане, входят в число граждан полиса.

Политический строй - демократия (народовластие), но к «демосу» (народу) относятся только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов и некоторых других групп населения; они составляют менее половины жителей полиса). Социальное изменение задается шкалой «раб – гражданин», причем раб считался порочным человеком по своей природе, а добродетельным мог быть только полноправный гражданин полиса.

Древнегреческая культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа. Развитие философии - систематических размышлений об устройстве и сущности мира, о человеке, о нравственности, о божественном.

Религия греков - политеизм (многобожие). Они верят в существование множества богов, большинство из которых живет на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»). Олимпийская мифология определяет основные измерения духовной культуры, она пронизывает произведения искусства, литературы, обычаи и т.д. Вера в переселение душ. Вера в судьбу, изначально предопределенную каждому, отсюда - глубинный фатализм.

Время циклично. Существует великий год (около 30 000 лет), после которого все повторяется сначала. При этом современность, как правило, оценивается гораздо ниже прошлого (легенды о «золотом веке»).

Вселенная, космос ограничен, он делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сферы Луны) изменчив и непостоянен, надлунный – однообразен, правилен и нетленен.

Идеал грека - образцовый гражданин, тот, кто умер счастливым. В искусстве - совершенный, отвечающий определенным пропорциям, гармонично развитый человек. Появление, наряду с развитым эпосом, лирики и трагедии. Открытие индивидуальности, появление повествований о чувствах отдельного человека.

Культура устного общения. Книги как мнемонический прием, внешняя память, ценность же в общении, в беседе. Состязательность греческой культуры («агон»), ее проявление в спорте (Олимпийские игры, Немейские игры и т.д.), в любви к дискуссиям, в постоянной готовности отвечать на вызов, любовь к судебной процедуре.

«Эллинизм» – исторический период распространения греческой культуры на Египет и Восток, возникшей после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Влияние греческой культуры продолжалось после распада огромного государства и образования на его основе «эллинистических» и восточных государств и на культуру этих государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н.э.). Понятие «эллинизм» ввел немецкий историк И. Дройзен.

2 Билет.  Культура Древней Греции: особенности и основные достижения.

В XI – VIIIв до н.э. начинается становление собственно греческой культуры. Эта культура зарождается на греческой земле, заселенной племенами ионийцев, эолийцев, дорийцев, называвших себы эллинами. Об этом времени до нас не дошло достаточного количества достоверной информ почти не осталось памятников зодчества, поэтому данный период называют «темными веками». Единственным летописцем того времени, является Гомер, Создавший свои поэмы «Илиада» и «Одиссея». Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры. Греческое общество госеровского периода сохраняло родовой строй но уже были созданы условия для перехода к имещественному неравенству и рабству, нос патриархальный порядок. В этот преиод склад основы греческой мифологии, из которой складываются сказания о рождении мира, о богах и героях. В период господства родовой аристократии оформляется олимпийская религия. Почитались 12 главных богов(главный Зевс). Общегреческое значение имели межполисные состязания – мирные Олимпийские игры (776г до н.э.).

Важным этапом развития греч культуры стало появление письменности, которое обусловило рождение греч литературы (Гомер и Гемиод). Гомеровский эпос стал итогом длит развития эпической поэзии. Он разработал пантеон олимпийских богов, а Гесиод излагал мифы о происхождении богов и попытался объяснить действительность.

Огромное значение имело коренное обновление технической базы - широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 - 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.  Происходит усовершенствование железных орудий, кузнечного меха, гончарного круга, ручной мельницы, приготовление растительного масла и вина, обработки металлов, переходящей в художественное ремесло боевой колесницы. Получает развитие архитектура, искусство, строительство судов, городов. В недрах сельской общины зарождалось новая форма организации - будущий город- полис. С развитием ремесла разв прикладные искусства керамика и вазопись. Греки создали геометрический стиль(четкие логические формы: ромб, квадрат). Основой геометрического искусства стали схематические бронзовые статуэтки и большие сосуды, выполненные в едином стиле.Главное в геом сосудах – их необычайная устойчивость(тектоника). Это качество стало неотъемлемой чертой классической греческой архитектуры.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис — основная форма политической организации(города-государства, со своим выборным управлением и общинно-частной собственностью), идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Господствующим жанром литературы явл лирика – песни, исполн под аккомпанент лиры.Лирические жанры- элегия и ямб. В Античной поэзии получила развитие вокальная лирика. Представитель хоровой лирики-Алкман, руковод хором спартанских девушек. В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Бог становятся покровителями ремесел и искусств. Храм-символ величия греч полиса.В 7 в до н э складывается тип греческого храма – периптер(удлиненное прямоугольное в плане сооружения, окружен колонадой и перекрытое двускатной крышей). Возник архитектурныые ордеры. Почти одноверменно возникли дорический(четки ерезские линии, тяжеловесные формы) и ионический (изящные мягкие черты) ордеры. Позднее появился нарядный коринфский ордер, близкий к ионическому.

Культура классического периода V-IV век до н. э. - связана расцветом древнегреческой цивилизации. Она была ознаменована прежде всего бурным развитием духовной жизни. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом». Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демократия. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли. Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое из- речение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек - олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий- величайшие скульпторы этой поры - изображали богов и героев. Их«олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которогочеловек если и не достиг, то достичь может и должен. Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть.Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками. В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение -«Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа - правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры— важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а бла го — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры. В период эллинизма расцвело искусство глиптики-резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

3 билет Античная литература и драматургия. Возникновение античной драматургии относится к VI веку до н. э. Наиболее плодотворные эпохи античной драматургии совпадают с периодом расцвета греческой трагедии и так называемой древней аттической комедии (V в. до н. э.), а также бытовой комедии, вначале в Греции (IV-III вв. до н. э.), затем в Риме (III-II вв. до н. э.). Дифирамбы и фаллические песни исполнялись хором и запевалой и сопровождались танцами. Это было началом театрального диалога и действия. Запевала своими репликами и мимическими действиями побуждал хор к диалогу.Во второй половине VI века до н.э. из хора выделился особый исполнитель – актер, которым был сам драматург. Импровизацию сменил точно фиксированный текст. Древнегреческая драматургия – родилась из обрядовых праздников в честь бога Диониса, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. В основе этой игры  лежал импровизационный дифирамб — диалог хора и запевалы (зачинателя), составляющий неотъемлемую часть культа Диониса.Дифирамб делился на две части: «зачин» солиста и последующей партии хора.

Арион – первый поэт, (VI в. до н.э.) придавший дифирамбу организованную литературную форму. Дальнейшее развитие трагедии связано с именем Феспида (2-я пол. VI в. до н.э.).  Считается, что именно он ввел первого актера исполнявшего ряд небольших речей-повествований, ведущего диалог с хором, выражавшим реакцию на эти речи в своих песнях. Такой вид трагедии сохранялся до первой четверти V в. до н.э., в ранних произведениях Эсхила в том числе. Вместе с развитием Афинской демократии, повышения активности демоса, роли отдельного человека — в трагедию вводится морально-этическая проблематика. В эпоху Греко-персидских войн драматургия отражает противостояние государственного греческого демократизма восточному деспотизму. Героем трагедий становится человек, борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Эсхил превращает трагедию в подлинную драму  введением  второго актера. Дальнейшее повышение интереса к человеческой личности в древнегреческой драматургии связано с творчеством Софокла и его младшего современника Еврипида. В трагедиях Софокла главный конфликт происходит между действиями человека, смело вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга с божественной силой, подчиняющей себе людей. Софокл наделяет своих  героев такими качествами, как благородство, честность, верность нравственным принципам свободного демократического общества. Теперь божественная сила, правящая миром подвергается критике. Внутренний мир человека становится более интересным для драматургов и зрителей. В пьесах появляются бытовые элементы.Введение третьего актера дало возможность Софоклу и Еврипиду значительно углубить психологическую характеристику действующих лиц, многосторонне показать их взаимоотношения и соответственно сократить роль хора.До конца VI века до н.э. трагедия сохраняла двусоставность, свидетельствующую о ее исконной связи с хоровым дифирамбом/ Обычно трагедии в Древней Греции представлялись зрителям на праздновании Великих Дионисий в составе тетралогии, состоящей из трех трагедий и одной сатировской драмы. У Эсхила трагедии были связаны единством содержания, а позднее каждая трагедия стала самостоятельным произведением.

Комедия рождалась из фаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которые нарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива. Первые сведения о дионисийской античной комедии относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Около 464 до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на празднествах.  В начале V века до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический. Аристотель говорит в «Поэтике» о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. Древняя аттическая  комедия  развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью древней аттической  комедии   являлся хор, состоявший из двадцати четырех человек и разделявшийся на два полухория. На построении древней аттической  комедии отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существенной частью был агон — словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса — непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета древняя аттическая  комедия достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана — Кратин, Кратет, Ферекрат, Фриних, Евполид и Платон. Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства «тридцати тиранов»» (404-403 гг. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г. до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и древняя аттическая  комедия. утеряла питающую её почву.

studfiles.net

Мы исследовали основные культурно-исторические достижения народов Древней Греции Древнего Рима. И хотим поделиться с Вами тем, что узнали сами

Мы исследовали основные культурно-исторические достижения народов Древней Греции Древнего Рима. И хотим поделиться с Вами тем, что узнали сами.

  • Мы исследовали основные культурно-исторические достижения народов Древней Греции Древнего Рима. И хотим поделиться с Вами тем, что узнали сами.

Античная культура Средиземноморья считается одним из важнейших творений человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии.

  • Античная культура Средиземноморья считается одним из важнейших творений человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии.

Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали различными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

  • Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали различными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

  • В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.

  • Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.

Античность завещала последующим эпохам максимум "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания

  • Античность завещала последующим эпохам максимум "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания

Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина ("политического существа") находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.

  • Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина ("политического существа") находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.

Античное искусство (V-IV вв. до н. э.) справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

  • Античное искусство (V-IV вв. до н. э.) справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня.

  • Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня.

Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволяли римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.

  • Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволяли римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы – в 3-6, а порой и в 8 этажей.

  • Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы – в 3-6, а порой и в 8 этажей.

Римские храмы прямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т. е. круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире.

  • Римские храмы прямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т. е. круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире.

Несомненно, грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра -, которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов.

  • Несомненно, грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра -, которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов.

Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по–своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в "Поэтике", определяя трагедию, говорит о том, что она "посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей", вызывает катарсис (очищение).

  • Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по–своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в "Поэтике", определяя трагедию, говорит о том, что она "посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей", вызывает катарсис (очищение).

  • Расцвет другого жанра – комедии связан с именем Аристотеля. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис.

  • Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис.

Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время.

  • Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время.

Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.

  • Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.

Народы Древней Греции и Древнего Рима сделали немало открытий, создали много великолепных произведений искусства, архитектуры , литературы, интересных нам до сих пор, влекущих, манящих, учащих, дающих лучшие образцы искусства и нравственности.

  • Народы Древней Греции и Древнего Рима сделали немало открытий, создали много великолепных произведений искусства, архитектуры , литературы, интересных нам до сих пор, влекущих, манящих, учащих, дающих лучшие образцы искусства и нравственности.

Вигасин А.А. и др.История древнего мира: Учеб.для 5 кл.сред.шк.-М.: Просвещение,2004

  • Вигасин А.А. и др.История древнего мира: Учеб.для 5 кл.сред.шк.-М.: Просвещение,2004

  • Всеобщая история./Сост. Ф.С.Капица и др.-М.:ТКО «АСТ»,1996.

  • Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история)/Сост. Н.С.Елманова, Е.М.Савичева.- М.:Педагогика-Пресс,1994.

  • Интернет – ресурсы, 2008.

rpp.nashaucheba.ru