Библия древних персов. История народов и царств, повлиявших на Израиль - Персидское царство
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Введение. Библия древних персов


Фритц Ринекер, Герхард Майер Библейская Энциклопедия Брокгауза

Персы, Библейская Энциклопедия Брокгауза

Персы, индоевроп. народ, обитавший юго-вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др.-перс. цар. династией закрепилось имя «Ахемениды». ⇒ Кир II Великий (559–530 гг. до Р.Х.) упразднил мидийское господство и присоединил Мидию к своему царству, основав т.о. царство мидян и персов (Есф. 1:3), которое в период своего расцвета простиралось от Индии до Малой Азии и от Кавказа до Аравийской и Нубийской пустынь (Есф. 1:1). После Кира царствовали: его сын Камбис (529–522 гг. до Р.Х.), Дарий I, сын Гистаспа (522–486 гг. до Р.Х.), его сын Ксеркс I (⇒ Ахашверош, 2; 486–465 гг. до Р.Х.) и сын Ксеркса Артаксеркс I Лонгиман (⇒ Артаксеркс, 2; 465–424 гг. до Р.Х.). За ними следовали Дарий II Нот (423–404 гг. до Р.Х.), Артаксеркс II Мнемон, Артаксеркс III Ох, Арс и ⇒ Дарий III Кодоман (336–331 гг. до Р.Х.). В 333–331 гг. до Р.Х. Персидская империя была разгромлена Александром Македонским. Т.о., держава Ахеменидов просуществовала с 559 по 331 г. до Р.Х. В 539 г. до Р.Х. Кир овладел Вавилоном (2Пар. 36:20.22). С этого времени по 332 г. до Р.Х. Иудея входила в состав Персидского царства. Крупнейшим реформатором в этом гос-ве был ⇒ Дарий I (Великий). При нем царство было поделено на 20 сатрапий (адм. областей). Пятая сатрапия включала в себя Сирию (от Тапсака до егип. границы) и Кипр. В Библии она названа «заречной», «которая за рекой» (Евфратом) (1Езд. 6:6.13; 1Езд. 7:21.25; Неем. 2:7.9). Сатрапии, в свою очередь, делились на отдельные провинции. В Палестине это были Самария, Иерусалим, Ашдод, Аммон и Аравия. Во главе этих провинций стояли наместники, назначаемые перс. царем. Наместниками провинции Иерусалим были Зоровавель и Неемия. Во времена Ахеменидов персы почитали своим высшим божеством Ахурамазду (Ормузда). Каста мидийских жрецов – магов – сохраняла свое влияние и под властью персов. Религия персов была дуалистичной по своему характеру: в ее основе лежало представление о непримиримом противоборстве между добром и злом, светом и тьмой, правдой и ложью. Позднее всеобщее распространение здесь получило учение Зороастра (Заратуштры).

azbyka.ru

История народов и царств, повлиявших на Израиль

В Евангелии от Луки 1:1 написано: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях". События, о которых говорит Библия, были хорошо известны для своих современников. Но нам, для того, чтобы лучше понять Книги Царств, Паралипоменон, все исторические и пророческие книги, необходимо познакомиться с историей Израиля и народов, которые на него повлияли. Рассмотрим историю Персидского царства.

Персия (539-400 гг. до Р. X.)

 

В начале первого тысячелетия до Р. X. одна за другой волны арийских племен вторгались и поселялись на Иранском плоскогорье. Со временем выделились две исторически важные группы: мидийцы и персы. Под четким руководством Киаксара Мидия утвердилась и стала угрожать ассирийскому владычеству во второй половине VII века.

В 612 году до Р. X. объединенные силы Мидии Вавилона разрушили Ниневию. Брак, заключенный Навуходоносором с внучкой Киаксара, послужил укреплению этого союза. Этот брак обеспечивал хрупкий баланс власти на протяжении всего периода расширения и превосходства Вавилона.

Кир Великий (559-530 гг. до Р. X.)

 

Персия превратилась в мировую сверхдержаву при Кире Великом. Персия была первой подлинно мировой империей. В отличие от предыдущих империй, в Персию входило множество различных рас; несколько семитских групп, мидяне, армяне, греки, египтяне, индусы и сами персы.

Факторы, которые позволили Персии сохранять государственное единство столь многих народов более двухсот лет, таковы:

1) строго продуманная и хорошо отлаженная организация,

2) могучая армия,

3) веротерпимость персов как господствующей нации по отношению к культам покоренных народов,

4) превосходная сеть дорог.

В 559 году он вступил на престол как вассал Мидии, имея под своей властью только Персию и некоторую часть территории еламитов под названием Аншан. Ему еще предстояло завоевывать царства.

Астиаг (585-550), дед Кира, был слабым правителем Мидийской империи. Вавилон все еще был могучей державой при Нериглиссаре, но начал проявлять признаки ослабления при Набониде, который пренебрег государственными делами ради восстановления поклонения богу луны в Харране. Лидия далеко на западе вступила в союз с Мидией. Амазис Египетский находился официально под управлением Вавилона.

Причины, по которым Кир вырос в персидской провинции, в отдалении от двора своего деда, мидийского царя, овеяны легендами, но достоверно не

изучены. В самом начале своего правления в качестве персидского вассала

Мидии Кир сплотил вокруг себя персидские племена в крепкое государство.

После этого он вступил в союз с Вавилоном против Мидии. Когда Астиаг, правитель Мидии, попытался подавить восстание, его собственная армия восстала против него и передала своего царя в руки Кира. Кир отправил деда в изгнание, слил два царства в одно, но и в новом Мидо-Персидском царстве мидяне продолжали играть важную роль (ср. Есфирь 1:19; Даниил 5:28).

Набонид, свидетель взлетов и падений царств, вовремя почувствовал угрозу растущей мощи мидо-персов. Он заключил союз с лидийским царем Крезом, рассчитывая через него иметь поддержку со стороны греческого мира. И действительно, Крез поспешил заручиться обещанием Спарты прислать своих прославленных воинов в случае агрессии со стороны Кира.

Весной 547 года до Р. X. Крез, известный своим богатством царь Лидии, перешел реку Галис, бросив вызов персидскому могуществу. Обойдя Вавилон, Кир продвинулся вдоль реки Тигр и пересек Евфрат в Каппадокии. Когда Крез отверг попытки примирения со стороны Кира, две армии встретились в безрезультатном сражении. С приближением зимы Крез распустил свое войско и отступил в свою столицу Сардис, имея при себе незначительный гарнизон.

Ожидая нападения со стороны Кира следующей весной, он обратился за помощью к Вавилону, Египту и Греции. Неожиданным броском Кир немедленно двинулся на Сардис. Крез имел превосходную кавалерию, но не имел достаточно пехоты, чтобы отбить атаку. Кир предпринял искусный прием, пустив перед своим войском верблюдов. Как только лидийские кони почувствовали запах верблюдов, они впали в панику и не поддавались управлению. Таким образом, персы получили превосходство и разбили лидийцев. Закрепив за собой Сардис и Милит, Кир столкнулся с греками на западной границе и возвратился на восток покорять другие царства.

На востоке Кир победоносно провел свои войска через реки Аксу и Джакарт, предъявил права на Согдиану и распространил владения Персии до границ Индии. Прежде чем возвратиться в Персию, он увеличил размеры своей империи вдвое.

Затем Кир вступил на богатые, плодородные равнины Вавилона, где недовольное реформами Набонида население было готово приветствовать завоевателя. Почувствовав, что время для вторжения пришло, Кир повел свои

войска через горные перевалы и дальше.

Пограничные города Ур, Ларса, Эрех и Киш открывали ворота персам. Набонид успел лишь "спасти" местных богов, унеся их на хранение в великий город Вавилон, который считался неприступным. Знаменитый пир Валтасара (Даниил 5) был последним днем Вавилонского царства. Заместитель Набонида (вот почему он обещал Даниилу сделать его "третьим властелином" в царстве, так как сам был вторым, — Даниил 5:16) не сильно встревожился предсказанием Даниила и, уж тем более, ничего не знал о весьма конкретном пророчестве Исайи (Исайя 45:1-3). А именно оно и исполнилось в ту ночь.

Вавилон за свою историю пережил несколько осад и разрушений. Но персы взяли его молниеносно, практически не встретив сопротивления. Когда захмелевший Валтасар возлежал на пиру распоясавшись (см. Исайя 45:1), Гобриас провел передовой отряд персов по руслу канала, осушенного для очистных работ. Медные ворота шлюза не были заперты (Исайя 45:1-2), и персы вошли в город, сначала даже никем не замеченные.

Вскоре Кир утвердил за собой престол Вавилона. В Вавилоне Кир был принят как великий освободитель. Боги, которые были принесены туда из окружающих городов, были возвращены в свои местные храмы. Кир же не только признал Мардука богом, поместившим его на престол Вавилона, но оставался там несколько месяцев, чтобы отпраздновать Новый год. Политически выгодно было заручиться поддержкой народа и таким образом захватить власть над всей Вавилонской империей, простирающейся на запад через Сирию и Палестину до границ Египта.

Кир был первым (и едва ли не единственным) из восточных царей, проявлявшим веротерпимость и милость к побежденным. Армия Кира не совершила в городе ни одного разрушения, ни одного грабежа и никакого насилия. Не было также ни одной казни. Более того, Кир распорядился возвести алтари и статуи божеств национальных меньшинств, проживавших в Вавилоне.

Он оставил даже описание взятия Вавилона как манифест своей необычной для того времени политики: "Когда я вошел в Вавилон миролюбиво и установил свою власть во дворце князей, среди радости и ликования, тогда Мардук, великий господин, расположил ко мне отзывчивое сердце вавилонян, а я тогда ежедневно воздавал ему почести. Мои широко рассеявшиеся войска мирно бродили по Вавилону; я позаботился, чтобы никто из шумеров и аккадцев не был напуган. С удовольствием позаботился я о внутреннем устройстве Вавилона и всех городов страны. Я освободил жителей Вавилона от... ига, которое им не подобало. Я улучшил условия их жизни, избавил их от страданий... Я возвратил богов в их алтари". Ассирийские и вавилонские власти были известны своей политикой перемещения населения из захваченных земель в другие страны. Отмена этой

политики сделала Кира желанным освободителем. Он поощрял захваченные народы возвращаться в свои земли и возвращать своих богов в храмы. По-видимому, Астиаг Мидииский, Крез Лидийский и Набонид Вавилонский пользовались благорасположением Кира.

Астиаг, дед Кира, доживал свой век в качестве "царя на пенсии". Набониду была предоставлена возможность заниматься своими археологическими изысканиями. Крез Лидийский был назначен в Варин в Мидии, где ему было назначено царское содержание в полуавтономном губернаторстве с гвардией из 5000 солдат кавалерии и 10 000 пехоты. Евреи, чья столица и храм все еще лежали в развалинах, были в числе тех, кто воспользовался благосклонностью Кира.

В 530 году Кир повел свою армию к северной границе. При захвате земель за рекой Араке, западнее Каспийского моря, он был смертельно ранен в бою. Камбиз отвез тело отца для погребения в Пасаргади, тогдашнюю столицу Персии (в 50 км к северо-востоку от современного Шираза). Гробница, которую Кир построил сам для себя, все еще стоит на возвышении высотой 5 м с шестью ступеньками, ведущими к прямоугольной площадке размером 13 х 15 м. Здесь тело Кира было положено в саркофаг из золота, поставленный на кушетку на ножках, отделанных золотом.

В гробницу великого создателя империи были тщательно уложены роскошная одежда, ювелирные украшения, персидский меч, вавилонские ковры и другие предметы роскоши. Вокруг площадки был канал, за которым простирался великолепный сад. Поставленная царем охрана сторожила гробницу. Каждый месяц в память Кира в жертву приносился конь.

Два века спустя, когда Александр Великий обнаружил, что вандалы ограбили гробницу, он повелел восстановить не только тело, но и все сокровища. Сегодня только надпись над пустой гробницей свидетельствует о величии Кира, создавшего Персидскую империю, но не сумевшего сохранить в целости даже место своего погребения: "О, человек, кто бы ты ни был и когда бы ты ни пришел, ибо я знаю, что ты придешь, я — Кир, и я приобрел персам их империю! Не оспаривай же у меня этот клочок земли, который покрывает мое тело".

Камбиз II (530-522 гг. до Р. X.)

 

В 538 году до Р. X., когда Кир покинул Вавилон, он оставил своего сына Камбиза представлять персидского царя в царских процессиях на новогодних торжествах. Благодаря признанию вавилонских божеств Мардука, Нево и Бела и содержанию при себе чиновников и придворных вельмож Вавилона Камбиз надежно укрепился в Вавилонском царстве с резиденцией в Сиппаре.

В 530 году, после внезапной смерти Кира, Камбиз утвердился царем Персии под именем Камбиза II. Камбизом Первым был его дед, никогда не царствовавший зять мидийского царя Астиага и отец Кира.

Заручившись признанием многих провинций, которые его отец присоединил к Персидской империи, Камбиз направил свое внимание на покорение Египта, все еще лежавшего за пределами его империи. Амазис в течение ряда лет догадывался об имперских притязаниях Персии. В 547 году он, возможно, был в союзе с Крезом. Он также развил дружественные отношения с греками и надеялся на них. По пути в Египет Камбиз остановился станом у Газы, где приобрел верблюдов у жителей Набатены для 88-километрового перехода через пустыню. Описание этого эпизода из жизни Камбиза у Геродота впервые упоминаются жители Набатены.

Два соратника изменили Амазису и рискнули примкнуть к персидскому завоевателю. Фанес, наемный греческий военачальник, предал фараона и снабжал Камбиза важными военными сведениями. Поликрат Самосский расторг свой союз с Амазисом, помогая Камбизу греческими войсками и кораблями. По прибытии в дельту Нила Камбиз узнал, что престарелый Амазис умер. Новый фараон Псамметих III, сын Амазиса, выступил с греческими наемниками и египетскими воинами, атакуя вторгшиеся войска.

В 525 году до Р. X. в сражении при Пелузии египтяне потерпели сокрушительное поражение от персов. Хотя Псамметих пытался закрепиться в Мемфисе, он не смог убежать от своих преследователей. Камбиз проявил к пленному царю хорошее отношение, но позже Псамметих III попытался поднять восстание и был казнен. Завоеватель присвоил себе титул египетского царя и на памятниках сам себя изобразил фараоном.

В последующие несколько лет Камбиз укреплял дружбу с греками, способствуя прибыльной торговле, которая обогащала Египет. Такая политика расширила персидское владычество над самой передовой и богатой половиной греческого мира. Камбиз пытался также завоевать Карфаген на западе и Нубию (ныне Судан) и Эфиопию на юге, но это ему не удалось. Камбиз пошел обратно в Персию, оставив Египет в руках сатрапа Ариандеса. Персидское слово "ситраб" — "наместник" — вошло в Библию, но в греческом мире из-за жестокости персидских наместников приобрело значение бесчеловечного исполнителя чужой воли.

По пути в Персию, около горы Кармил, Камбиз получил известие, что самозванец по имени Гаумата захватил персидский престол. Гаумата был магом и чародеем при персидском дворе. Он пользовался загадочным для историков влиянием на умы окружающих. Еще более его успехам способствовал суеверный страх, который он постепенно сумел распространить вокруг своей личности. Одним из новшеств для тогдашних верований была мнимая способность Гауматы перевоплощаться, да и себя он называл воплощением то какого-нибудь божества, то исторической личности. Поэтому не так уж удивительно, что Камбиз, узнав о притязаниях Гауматы на то, что он — его брат Смердис (другой сын Кира), вероломно им казненный, впал в такой мистический ужас, что покончил с собой. В течение восьми месяцев Гаумата держал бразды правления. Конец его кратковременной власти ускорили восстания в различных провинциях.

Дарий I (522-486 гг. до Р. X.)

 

Дарий I, известный также как Дарий Великий, был человеком простого происхождения. "Дарий, сын Гистаспа", — скромно называет он себя на памятнике, описывающем его грандиозные завоевания.

Несмотря на обилие легенд, связанных с его именем, история знает точно только то, что Дарий спас Персидскую империю в критический для нее период. Служа в армии Кира, он стал оруженосцем Камбиза в Египте. Когда правление последнего внезапно оборвалось по пути из Египта в Персию, Дарий поспешил на восток.

В сентябре 522 года до Р. X. он казнил Гаумату и захватил престол. Три месяца спустя мятежный Вавилон был в его руках. После двух лет тяжелых боев он покончил со всеми повстанцами в Армении и Мидии.

В 519/518 году до Р. X. Дарий возвратился в Египет царем. Какие контакты были у него с евреями в Иерусалиме на обратном пути, неизвестно. В начале своего правления он дал разрешение Зоровавелю приступить к строительству храма (Ездра 6:3 и Аггея 1:1).

К 515 году до Р. X., поскольку храм был закончен, разумно полагать, что наступление персов через Палестину не повлияло на положение дел в Иерусалиме. По всей видимости, Зоровавель поднял восстание и был казнен. Многие историки считают, что инициатива восстановления храма исходила от Кира, а Дарий только исполнял завещанную ему политику великого царя. Таким образом, Зоровавель не мог конфликтовать с Дарием (Ездра 4:3; 5:2-6:12). В Египте Дарий захватил Мемфис почти без сопротивления и утвердил Ариандеса в должности сатрапа.

В 513 году до Р. X. Дарий лично повел свое войско на запад через Босфор и Дунай навстречу скифам, наступавшим из причерноморских степей. Это предприятие оказалось неудачным, но он возвратился, присоединив к своей империи Фракию, и провел следующий год в Сардисе. В этот период произошло несколько столкновений с Грецией. Персидское господство над греческими колониями вызывало растущее недовольство населения, приведшее к конфликту, который, в конечном счете, окончился катастрофой для Персии.

В 490 году до Р. X. продвижение персов на запад было резко остановлено в решающем сражении при Марафоне. Интересно, что контакты персов со скифами и славянами оставили примечательный след. Дарий начинал свои послания традиционной персидской заклинательной формулой "Бага ради!", что означало "Для бога!" (или "для добра", "во имя добра" — имелся в виду бог персов Ахурамазда, который воплощал добро). Именно с тех пор в славянских языках и укоренилось слово "бог" и определение "богатый", которое по персидскому образцу означало "изобилующий добром" (в украинском языке "богато" значит "много").

Дарий добился успеха в подавлении восстаний. Но и в административных делах он был гением. Он доказал это, разделив свою обширную империю на 20 отдельных сатрапий. Для внутреннего укрепления империи он провозглашал законы во имя Ахурамазды (Ормузда), зороастрийского бога, изображавшегося в виде крылатого диска. Дарий назвал свою книгу законов "Сводом добрых правил". В его законах многое взято из более ранних месопотамских сводов, особенно Хаммурапи. Эти уставы были закреплением уже существовавших у народов обычаев и для распространения в народе были написаны на пергаменте на арамейском языке. Арамейский язык ко времени Дария стал языком межнационального общения в Вавилонской империи. По примеру свода законов Хаммурапи, в законодательстве Дария в роли лица, воздающего наказанием за причиненную обиду, выступает не сама обиженная сторона, а государство. Таким образом, в сознание людей внедрялась идея об ответственности за свои поступки не только перед отдельным человеком, но и перед обществом. В каком-то смысле, при господстве религии зороастризма, это понималось и как ответственность перед богом ("Бага ради!").

Благодаря контактам Дария с греческим миром его законодательство получило распространение в Европе. Платон признал Дария величайшим законодателем персов. Исключительный вкус к архитектуре побудил Дария взяться за выдающиеся строительные проекты в столице и других местах. Экбатана, которая была столицей Мидии в прошлом, теперь стала любимой царской летней резиденцией, а Сузы преимущественно зимней.

Персеполь (Персеполис), находившийся в 40 км юго-западнее Пасаргади, превратился в самый важный город Персидской империи. Дарий приготовил для себя роскошную гробницу, высеченную в монолитной скале вблизи Персеполя.

В далеком Египте он содействовал сооружению канала между Красным морем и Нилом. Сузы, в 96 км к северу от устья Тигра, занимали центральное положение; это было удобно для управления страной. Равнину между реками Хоасп и Улаи Дарий превратил в плодородную землю с помощью системы оросительных каналов. Роскошный царский дворец, построенный Дарием и украшенный его преемниками, был величайшим персидским памятником в этом городе. Судя по записям самого Дария, этот дворец был украшен ливанским кедром, слоновой костью из Индии и серебром из Египта. Сегодня мало что осталось от этого строения, кроме одних лишь очертаний дворов и площадок. Из-за чрезмерной летней жары Сузы не были идеальным местом для постоянной столицы.

Самым красивым был Персеполис (примерно в 10 км к северо-востоку от нынешнего Шираза), главный город в Персидской империи. Строительство дворца Дария, так называемой Тахары, было начато им, но расширено и закончено последующими правителями. Колонны этого громадного здания все еще свидетельствуют о высоком уровне персидского строительного и отделочного искусства. Этот дворец был сожжен во время нашествия Александра Македонского. Персеполис был стратегически укреплен тройным заграждением. На гребне "Горы Милости", на которой была построена эта великая столица, были воздвигнуты заградительные стены и башни. За этим заграждением была равнина, известная ныне под названием Марв Дашт.

Самая знаменитая персидская надпись — высеченный из камня рельеф вблизи Бехистуна. Он изображает победу Дария над мятежниками и дополняется тремя клинописными текстами на древнеперсидском, аккадском (или вавилонском) и эламском языках. Поскольку этот "памятник победы" был высечен прямо на лицевой стороне отвесной скалы на высоте 150 м над равниной и имел под собой только узкий выступ, на который никому не приходило на ум подняться, надпись оставалась непрочитанной более чем две тысячи лет. В 1835 году от Р. X. сэр Генри Роулинсон скопировал и прочитал эту надпись, дав ученым ключ к расшифровке вавилонского языка и расширив наши познания в древнеперсидском. Арамейская копия этой надписи среди папирусов в Элефантине, в Египте, указывает, что она была широко распространена по всей Персидской империи.

Ксеркс I (486-465 гг. до Р. X.)

 

В 486 году до Р. X. Ксеркс был объявлен наследником персидского престола еще до смерти Дария. В течение 20 лет он служил наместником царя в Вавилоне под руководством своего отца. Когда он взял империю в свои руки, ему достались в наследство незаконченные строительные проекты, религиозные реформы и вспыхивающие время от времени восстания во многих районах персидских владений. Среди мятежных городов, которые понесли суровое наказание при Ксерксе, был Вавилон.

В 482 году до Р. X. В Вавилоне были разрушены воздвигнутые Навуходоносором укрепления, храм Эзагила сровнен с землей и 323-килограммовая, вылитая из золота статуя Мардука, унесена и переплавлена на слитки. Вавилон в качестве провинции Персидской империи был слит с Ассирийской провинцией и потерял свое лицо. Хотя Ксеркс был очень заинтересован в продолжении строительства в Персеполисе, он уступил настоянию советников и неохотно направил свою энергию на экспансию в северо-западном направлении.

Во главе многочисленной персидской армии он двинулся в сторону Греции, пользуясь поддержкой флота, состоявшего из финикийских, греческих и египетских флотилий. Армия понесла потери в Фермопилах, флот потерпел поражение у Саламиса, и в конечном итоге персы были окончательно разбиты при Платеях и у мыса Микале.

В 479 году до Р. X. Ксеркс отступил в Персию, отказавшись от завоевания Греции. Дома Ксеркс снова взялся за свои строительные проекты. В Персеполисе он закончил Ападану, где 30 из 72 колонн, поддерживавших своды его великолепного просторного зала, все еще стоят и поныне. Скульптуры Ападаны — лучшие образцы персидского искусства, такие, как изображения сузских и персидских стражников, которыми была украшена парадная лестница Ападаны. Хотя Ксеркс как военачальник уступал своим предшественникам и навсегда запомнился своим поражением в Греции, он затмил их как строитель. Именно благодаря нему, Персеполис стал выдающимся городом персидских царей с превосходными скульптурами и архитектурой.

В 465 году до Р. X. Ксеркс был убит Артабаном, главой дворцовой стражи. Он был погребен в гробнице, которая была высечена по его приказу рядом с гробницей Дария Великого.

Артаксеркс I (464-425 гг. до Р. X.)

 

С помощью убийцы Артабана Артаксеркс Лонгиман ("Долгорукий") захватил престол отца. Избавившись от других претендентов на престол, он успешно подавил восстание в Египте (460 г. до Р. X.) и бунт в Сирии (448 г. до Р. X.).

Афиняне заключили с ним союз, в котором обе стороны согласились сохранять status quo (существующее положение). Во время его правления Ездра и Неемия путешествовали в Иерусалим, заручившись одобрением царя и разрешением помочь евреям.

Династия пришла в упадок при следующих царях — Дарий II Ноте ("Незаконном") (423-404 гг. до Р. X.) и Артаксерксе II (404-359 гг. до Р. X.).

Артаксеркс III (359-338 гг. до Р. X.) сумел сплотить и усилить империю, но конец был недалек. В правление Дария III Александр Македонский со своей превосходной военной тактикой сломил мощь персидской армии (331 г. до Р. X.) и присоединил Ближний Восток к своей империи.

Автор: Смирнов Алексей

Христианские тесты онлайн

Последние статьи и новости:

Видео и ролики:

История народов и царств, повлиявших на Израиль - Персидское царство

✔️ Суть Библии за минуту

История народов и царств, повлиявших на Израиль - Персидское царствоИстория народов и царств, повлиявших на Израиль - Персидское царство

🎥 "Моя Семья" - короткометражный фильм

www.icocnews.ru

Персы Персия - Библейский словарь

Библейский словарь >> Персы Персия

Персы Персия Персы жили сначала в земле Персис или Парас (Иез. 27:10; 38:5, где они упоминаются среди войск Тира и Гога), вероятно, теперешней провинции Фарсистан — на северо-восточном берегу Персидского залива; в 559 г. до Р.Хр. они, под водительством могучего Кира свергли власть мидян, расширили свои границы и образовали великую персидскую державу, которая простиралась от Средиземного моря до Индии (Дан. 2:38). В этом значении упоминается Персия во 2 Пар. 36:20 и дал.; Езд. 4:5 и дал.; Ефес. 1:3; 1:18; 10:2. Собственно Персия, или Фарсистан, представляет жаркую, нездоровую приморскую страну; внутри она гориста и неплодородна; но в ней встречаются и плодоносные хорошо орошаемые равнины и долины. Здесь находятся развалины старинного царского города Персеполя. Персидская монархия, которая просуществовала с 559 до 330 гг. до Р. Хр., в дни своего расцвета охватывала двадцать провинций, разделенных на 127 областей. Царские дворцы в Екбатане, Сузах и в Вавилоне отличались роскошью постройки и обстановки. В книге Есфирь описываются нравы и обычаи того времени. К царскому столу ежедневно приглашалось до 15.000 человек. Одни только украшения, носимые Ксерксом, оценивались греками в 12.000 талантов (См. «Деньги»). Наиболее выдающимися из персидских царей и имевшими особенное значение в истории израильтян, были следующие: Кир, который в 538 году взял Вавилон и сделался освободителем израильтян; 559-529 до Р.Хр. (Езд. 1:1 и дал.). Камбиз завоевал Египет (529-522 гг.). Дарий Гистасп (521-486 гг.) покровительствовал евреям и позволил им строить храм (Езд. 4:24; 6:12 и дал.). Ксеркс, великий персидский царь, который наказал море ударами бичей, хотел покорить Грецию, но со стыдом должен был вернуться обратно (485-465). Он и есть тот Артаксеркс, который описан в книге Есфирь. Артаксеркс Лонгиман покровительствовал Неемии (465-424 гг.). Дарий Нотх (423-404) воевал с египтянами и арабами. Артаксеркс Мнемон (404-364 гг.) послал персидские войска к южным границам Палестины, чтобы смирить Египет, причем евреи много потерпели от его военачальника Багоза. После него царствовали слабые правители Артаксеркс Ох (364-338 гг.), Арзес (338-335 гг.) и Дарий Кодоман (335-330 гг.). В сражении при Арбеле (330 г. до Р.Хр.) Александр Великий окончательно разбил персов и овладел их страной. Впоследствии Персия восстановилась сперва как часть Парфянского царства (256 г. до Р.Хр.— 226 по Р.Хр.), а потом под властью династии Сассанидов, вышедшей из среды персидского народа (226-651 гг. по Р.Хр.). Во время нашествия магометан Персия подпала под их власть, но потом персидская держава снова была восстановлена, и с 1499 г. Персия представляет самостоятельное царство, управляемое своими шахами (царями). Религия древних персов была та же, что и мидян. Главным богом был Агурамазда, или Ормузд («премудрый Господь» или «жизнь дающий»), престол которого окружают 7 добрых духов, — Амшаспанд (бессмертные духи) и тысячи Изед (достопочтенные). Они составляют царство света, против которого постоянно враждует царство тьмы со своими злыми духами, во главе которых стоит Ариман (Анра — Майнии, т. е. злой дух). Жизненная задача человека состоит в том, чтобы добрыми словами и делами содействовать победе добра над злом. Земледелие, культура, медицина и т.д. все имеет религиозное значение. В этих и других чертах персидской религии, как, например, в отсутствии предметов для поклонения, и особенно в их представлении о Мессии «Сосиош» (приносящий пользу), который победит Аримана, находят удивительные точки соприкосновения с еврейством, и в этом ищут объяснения тому обстоятельству, что царь Кир и некоторые из его преемников оказывали покровительство еврейской религии.

blagovam.org

Введение. История Персидской империи

Прошло много лет с тех пор, когда Джордж Ролинсон, профессор древней истории Оксфордского университета из Кэмдена, опубликовал первое издание своей книги «Пять великих монархий Древнего Востока». За это время история древних времен была полностью переделана. Один крупный современный историк публично заявил, что самой значительной особенностью историографии последних сорока лет является всестороннее освещение истории Древнего Ближнего Востока. Другие древние монархии Ролинсона уже давно были безнадежно забыты. Это тем более странно, что его Пятая монархия по-прежнему остается полной историей империи Ахеменидов и ее место не было занято более поздними, но менее подробными описаниями. Такое необычное явление показалось бы необъяснимым, если бы более зрелые размышления не выявили причины, которые могут объяснить, если не оправдать, такое пренебрежение.

Самым очевидным является тот факт, что Ролинсон обладал поистине всеми источниками, которые в настоящее время доступны для изложения и для культуры вообще. Он уже проявил себя как мастер классических исследований, сделав великолепный перевод Геродота с множеством ценных примечаний. Для нас тоже Геродот остается главным источником истории на греческом языке. Ролинсон был прекрасно знаком с другими источниками, написанными на греческом и латыни; к его списку мало что было добавлено, даже из «отрывков» более древних авторов, цитируемых более поздними писателями. Его брат, сэр Генри Ролинсон, расшифровал надпись на скале Бехистун; в наши дни автобиография Дария по-прежнему представляет собой одно длинное литературное произведение, написанное на древнеперсидском языке. Авеста, Библия персов, известна уже почти век; была полезна и наша Библия.

К тому же впечатляющие руины на возвышенности Персеполя часто посещались и были исчерпывающе описаны известными и весьма компетентными путешественниками. Ролинсон был историком, который знал цену археологии задолго до появления «научного» археологического метода, а его толкование и анализ архитектуры и искусства в свете его письменных источников был образцом для подражания для его преемников.

Пренебрежение историей династии Ахеменидов стало еще заметнее из-за отсутствия новых впечатляющих открытий. Зачем востоковеду тратить свое время и толочь воду в ступе, когда многочисленные раскопки в других, пользующихся большим вниманием странах каждый год приносили потоки новых сокровищ на удивление всему миру и когда многие периоды истории Ближнего Востока становились известны лучше, чем периоды истории когда-то более прославленных Греции и Рима или даже история раннего Средневековья? Были вновь обретены новые культуры в дотоле неизвестных языках; новые литературные произведения требовали расшифровки, публикации и толкования. Время от времени археологи обнаруживали какой-нибудь документ того периода на египетском или вавилонском языке. Но как это могло заинтересовать ученых, которым повезло иметь дело со славой Вавилона в эпоху Хаммурапи или Навуходоносора, ассирийской Ниневии или египетских Фив? Большая часть имеющихся источников по истории династии Ахеменидов была написана на греческом языке. Ими занимались, соответственно, выдающиеся историки, воспитанные на античных произведениях; а востоковед под давлением своей собственной работы все больше и больше терял знания греческого. Почему бы эту неподходящую задачу не оставить тем, кто более пригоден для ее выполнения? Естественным следствием было то, что история могущественной империи Ахеменидов была представлена в виде ряда не связанных друг с другом эпизодов, которые образовывали единое целое и обретали значимость лишь тогда, когда помещались в историю небольших греческих государств.

Несмотря на прохладное отношение, в наших знаниях об империи были достигнуты значительные успехи. Появились новые и более полные тексты греческих авторов. Несколько произведений, имеющих большую важность, были обретены благодаря папирусам, а вместе с ними и много отрывков менее значительных работ. Авторы и даты наших греческих источников установлены более точно, а их факты — более тщательно проверены. Археология почти узурпировала место литературы в исследованиях Античности. Раскопки на греческих территориях в пределах империи Ахеменидов и за ними явили миру множество греческих статуй и барельефов, не говоря уже о многочисленных предметах повседневного обихода. Исследование греческих монет стало наукой. Еще одной наукой является эпиграфика; собрание греческих надписей должно быть под рукой каждого историка, изучающего древние времена. Ни в какой области изучения древности результат их использования не был столь революционным, как при исследовании греческого мира периода VI–V вв. до н. э.; далеко не малое число текстов проливают свет на отношения Греции с Персией. В настоящее время профессиональные историки пишут историю Греции; по давней традиции история древних времен всегда признавала высшую важность литературы и искусства, и профессиональному историку нужно было только акцентировать внимание на управлении, экономике и общественных движениях, чтобы поднять историю Античности на уровень по крайней мере более современных областей деятельности. И лишь рассмотренную с точки зрения греков, даже одну часть истории империи Ахеменидов можно считать соответствующей современным требованиям — это взаимоотношения Греции и Персии.

Не все востоковеды полностью игнорировали империю Ахеменидов. Одна небольшая группа талантливых ученых в области индоевропейской филологии подвергла немногие существующие древнеперсидские надписи самому глубокому исследованию, какому когда-либо подвергали столь скудные литературные источники. Некоторые исследователи перешли к изучению Авесты, которая благодаря их трудам стала понятной. Немногие исследователи Ветхого Завета осознали значение этого периода как основы для понимания доброй половины Библии.

За прошедшие несколько лет часть других востоковедов начала осознавать, что этот период слишком долго игнорировали. Обнаружение архивов поселения еврейских наемников, расположенного рядом с первым порогом на Ниле, произвело настоящую сенсацию. Здесь обнаружились самые близкие параллели в языке и стиле с арамейским языком Эзры (реформатор иудаизма из рода первосвященников Иерусалимского храма; в середине V в. до н. э. прибыл в Иерусалим во главе иудеев, возвращавшихся из вавилонского плена. — Пер.). Рескрипты персидских царей цитировались у Эзры; критики Ветхого Завета ранее объявляли их поддельными, но теперь появилось веское доказательство того, что сами критики ошибались. Для сравнения с этими когда-то спорными указами теперь появился еще один указ, в котором правивший позднее монарх приводил к повиновению этих далеких евреев-еретиков с помощью недавно обнародованного закона о еврейской Пасхе. Другие рескрипты были изданы сатрапами (наместниками провинций в Древней Персии. — Пер.) или церковнослужителями. Внутреннюю жизнь общины раскрыли документы, связанные с торговлей. Самой удивительной из всех находок была автобиография самого Дария, которого теперь знали уже не только по надписям, сделанным тремя видами клинописи, так как у этих евреев имелась ее сильно попорченная копия на их собственном арамейском языке!

Ученые читали «Мудрость Ахикара» на языке «оригинала» — греческом и в различных переводах на восточные и западные языки. Некоторые из них предполагали, что настоящим языком оригинала должен был бы быть арамейский язык — теперь этот оригинал на арамейском языке был найден в архивах. Исследователи Ветхого Завета быстро пришли к убеждению, что для изучения арамейского языка началась новая эра. Продолжали появляться находки современных той эпохе папирусов и надписей, и стала укрепляться вера в то, что большие куски еврейских апокрифов и псевдоэпиграфов также имели арамейское происхождение. Тогда оригиналы на арамейском языке были предложены для самих Евангелий. Профессиональные критики Нового Завета оставались глухи к такому предположению, но эта проблема привела лишь к обнаружению других древних литературных произведений на арамейском языке, включая Таргумы — переводы Библии на арамейский язык, изначальные формы которой можно проследить почти до самого позднего периода правления Ахеменидов. К этому времени, как были уверены востоковеды-профессионалы, арамейский язык был привычным языком канцелярии Ахеменидов.

Пока их приглашали обсуждать простые переводы древнеперсидских надписей на аккадский язык, ассириологи оставались равнодушными. Когда же появились тысячи табличек с клинописными текстами более поздних периодов, что-то нужно было делать с их толкованием и публикацией. Когда в самом разгаре была мода на греческие папирусы, египтологи были вынуждены изучать современные им папирусы, написанные демотическим письмом, и надписи, начертанные иероглифами. Историю Египта уже нельзя было подобающим образом закончить последней династией империи, оставив последующие века вплоть до Сансского периода для непрошеного приложения. Саисский период, как теперь стало понятно, был скорее началом новой эры, когда греки и египтяне впервые близко познакомились друг с другом. Это знакомство крепло на протяжении всей эпохи Ахеменидов, пока сюда не пришел Александр, чтобы принести эллинскую цивилизацию.

Новый период в возрождении Древнего Ближнего Востока начался, когда директор Института Востока Чикагского университета Джеймс Генри Брестед отправил археологическую партию с целью провести незначительные «расчистки» перед окончательным обнародованием хорошо известных построек на террасе Персеполя. Эти «расчистки» быстро превратились в обычные раскопки под руководством профессора Эрнста Херцфельда, а затем были успешно завершены доктором Эрихом Ф. Шмидтом. Результаты были впечатляющими и превосходили самые фантастические надежды. Мир затаил дыхание в изумлении, когда в земле были обнаружены и раскопаны 90 метров великолепных барельефов, которые по большей части оставались такими же нетронутыми, как и в тот день, когда они были вырезаны двадцать два века назад. Вслед за этим вскоре последовали и другие барельефы, почти равные по красоте уже найденным. Были раскопаны постройки, о самом существовании которых до этого момента никто и не догадывался. Среди них были казармы дворцовой стражи и сокровищница Дария и Ксеркса. Был обнаружен и восстановлен гарем этих монархов, и из него был сделан «дом раскопок»; посетители могли поспать в комнатах, где когда-то жили царицы и их прислужницы под бдительным присмотром евнухов.

Следы пожаров, возникших по приказу пьяного Александра, еще были видны на руинах, горящие балки оставили свои следы там, где упали. Его солдаты растащили из сокровищницы драгоценные металлы и разбили предметы искусства, которые не могли унести с собой. К счастью для нас, они оставили величайшее сокровище — статую, у которой, несмотря на варварское отсечение головы, рук и отдельных частей этими предполагаемыми носителями эллинской культуры, остался торс необыкновенно прекрасной женщины, изваянный греческим мастером в те годы, когда греческая скульптура была в самом расцвете.

Они также оставили тысячи табличек, на полную расшифровку которых должно уйти много лет. Надписи обычно сделаны на эламитском языке, хотя есть некоторые на арамейском, известны несколько на фригийском и одна на греческом. Все они имеют отношение к строительной деятельности Дария и Ксеркса, по приказу которых возводились эти самые постройки. Мы можем узнать имена рабочих и названия стран, из которых они прибыли, какую работу они делали, какую плату получали. Мы также узнаем о новорожденной дочери Дария, названной именем матери, уже известной нам, и о подарке, который она получила. В царской сокровищнице нашлись архивы Ксеркса, связанные с осуществлением повседневных управленческих процедур. Изображения Дария, Ксеркса и их высокопоставленных лиц на оттисках печатей обнаруживают новую, и во сне не снившуюся художественную школу. К данным, уже давно полученным благодаря барельефам, мы можем добавить много нового о жизни царя и знати. Из малозначительных археологических находок и табличек мы впервые получаем некоторое представление о жизни простых людей.

Работа в тиши здания Института Востока в Чикаго шла наравне с раскопками в Персеполе. После обнаружения новые надписи были внесены в современный словарь каталожных карточек древнеперсидского языка. Похожий словарь эламитского языка сделал возможной более быструю расшифровку тысяч табличек на эламитском языке. Таким же образом, чтение арамейских слов, написанных чернилами на табличке и камне, облегчает третий словарь на этом языке. Четвертый словарь посвящен финикийскому языку, на котором были сделаны многие надписи того времени. В большом словаре ассирийского языка, составление которого практически завершено в настоящее время, есть отдельный раздел, в котором более десяти тысяч административных и коммерческих документов, относящихся к Халдейскому, Ахеменидскому и Селевкидскому периодам, размещены в хронологической последовательности, год за годом. Другие молодые ученые работают над египетскими текстами, написанными демотическим, иератическим и иероглифическим письмом, которые дошли до нас из более поздних веков. Наши исследователи Ветхого Завета проявляют все больший интерес к более поздней половине Библии. Наше собрание фотографий археологических находок, насчитывающее около трехсот тысяч снимков, уже почти полное, в него включен весь разрозненный материал из разных стран, который относился к эпохе империи Ахеменидов, вместе со всем тем материалом из более ранних веков, который необходим для ее правильного понимания. Значительная часть ценной исторической информации, которая получена из этих различных исследований, уже находится в печати, и на нее будут даны ссылки на последующих страницах. Можно ожидать даже еще более удивительных результатов в будущие годы.

В этом возрождении более поздней истории Ближнего Востока неизбежно должен был сыграть свою роль профессор-востоковед. К счастью, автора всегда завораживала история этой ключевой эпохи, когда персы и греки вступили в контакт и оказали друг на друга такое глубокое влияние. В студенческие годы он готовился к выполнению своей будущей задачи с помощью многочисленных курсов по древней истории, греческой и римской литературе, археологии, эпиграфике и палеографии, равно как и восточным языкам и литературе. На протяжении двадцати лет работы в университетах Миссури и Иллинойса он преподавал общий курс древней истории, а продвинутые курсы и семинары регулярно проводились в тех областях, где сходились Восток и Запад. С его появлением в Чикагском университете почти половина лекций его начального курса была посвящена этому более позднему периоду древней истории Востока, а его семинары почти все без исключения были связаны с проблемами того же периода.

В эти годы постепенно вырисовалась новая картина империи Ахеменидов. В результате недавних раскопок стали известны доисторические культуры Иранского нагорья. Одни из самых значительных раскопок — возле самого Персеполя — проводил Институт Востока, и окончательное подведение итогов всех этих работ проводилось здесь самым последним кандидатом на докторскую степень. Другой кандидат собрал вместе письменные документы, связанные с историей Ирана до эпохи Ахеменидов. Таким образом, теперь мы обладаем практически достаточной базой для изучения особого периода, которому посвящена эта книга.

На протяжении этих лет восточные источники информации о периоде правления Ахеменидов медленно систематизировались. Их вклад особенно ценен, потому что они восстанавливают равновесие, столь сильно до недавнего времени смещенное в сторону греческих авторов. Благодаря этим авторам мы близко познакомились со многими известными жителями Востока; сейчас мы узнаем их истинные имена, и, рискуя наскучить читателю, мы должны назвать их. Мы узнаем о других событиях на Востоке, о которых греки не имели представления и которые оказываются такими же интересными и важными, как и их отношения с границей западного мира.

Эти источники далеко не все персидского происхождения. В Египте под властью персов было написано почти так же много, как и во времена его независимости. На протяжении почти всего IV в. до н. э. страна Нила шла своим путем под властью своих монархов — некоторые из них заслуживают столько же места на страницах нашей истории, сколько и великие цари Персии. Благодаря египетским документам можно узнать Египет периода этих более поздних династий так же хорошо, как и в периоды более известных их предшественников.

Раз уж их произведения сохранились в нашем Ветхом Завете, сравнительно небольшие еврейские племена всегда будут привлекать к себе особый интерес. Огромный поток света, который история Ахеменидов проливает на священную книгу, проявился в другом труде; здесь достаточно указать, что Ветхий Завет проливает столько же света на историю Персии. Своими надписями финикийцы тоже добавляют немалое количество информации. В Малой Азии также есть свои местные письменные документы, и благодаря надписям на лидийском, ликийском и арамейском языках мы узнаем о новых личностях, народах и обычаях.

Однако больше всего данных нам дает Вавилония. Многие ее сатрапы известны нам поименно. К нашему повествованию можно добавить тех, кто восставал против власти персов. Но мы в огромном долгу перед Страной между двумя реками за удивительную панораму культуры.

Настоящий искатель исторической правды должен в подробном исследовании назвать имена многих личностей, которые сами по себе не представляют большого интереса, но являются составной частью общей картины. Для неспециалистов они могут оставаться анонимами. Повествовательная история часто скучна, и по мере ее развертывания неизбежно появляется много моментов, с которыми не все согласятся. Этой книге предшествовал ряд статей на спорные темы. Но важнейшая правда, стоящая за любой отдельной проблемой, опирается на способ, с помощью которого решение вмещается в общую картину. Поэтому историк в повествовательной истории не должен прерывать связность своего рассказа подробными аргументами в пользу правильности излагаемых им точек зрения, потому что итоговая картина сама по себе покажет, правильны они или нет.

Цель этой книги — показ культуры или, скорее, культур, так как история Ахеменидов представляет собой завораживающую картину различных цивилизаций, находившихся на разных ступенях развития, в процессе смешения. Во всей мировой истории не найти более яркой и поучительной картины такого смешения. Мы узнали кое-что об этом смешении, которое происходило в эллинский период, и мы смутно осознали, что этот процесс шел в течение скольких-то лет до этого. Тот факт, что эти изменения продолжались ускоренными темпами за более чем век до прихода Александра, является недавним открытием. Мы поняли, что происходило смешение персидской и греческой культур; обнаружение ближневосточных источников показало, насколько всеобщим был этот процесс.

Из этих источников мы получили подтверждение того, что Геродот говорит о системе управления персов; теперь мы можем описать эту систему в мельчайших деталях и с множеством иллюстраций. Мы знаем, как жестоко взимались налоги и как непомерные налоги ускорили упадок империи. У нас есть рассказы, смешные и трагические, которые показывают взяточничество чиновников и попытки высшей власти пресечь его. Мы можем проследить жизненный путь жертвы, ее угнетателя и забавных плутов.

Мы знаем, как жил простой человек в различных сатрапиях империи. Мы можем сказать, что он ел, сколько платил за еду, питье, свою одежду, лекарства, жилье или дом. На протяжении этого периода мы можем видеть, как растут его расходы без соответствующего пополнения его доходов, и можем ощутить, как он нищает до тех пор, пока не наступает облегчение — смерть. Вместе с ним мы веселимся на свадьбах, сокрушаемся о разводах или приходим на похороны. Мы становимся свидетелями его договоров и даем показания на суде над ним после принятия нового имперского свода законов. Для каждого этапа его повседневной жизни у нас есть документ-свидетельство.

Над жизнью простого человека господствовал храм. Там, во время праздника, он мог своими глазами увидеть пышные процессии; там он мог поклоняться своим богам. Но для большинства жителей империи храм (представленный жрецами) был неприятным общественным институтом. Простой человек был его рабом или арендатором, и храму шла большая часть заработанных тяжелым трудом его доходов. На Древнем Ближнем Востоке религия редко на самом деле давала повод для радости.

Но у нас также есть история о замечательной религии, проповедуемой Зороастром, величайшим из арийских пророков. Мы можем рассказать об арийском язычестве, из которого она выросла, и о частичном язычестве, в которое она вскоре впала. Мы также можем рассказать историю о более примитивном магизме, хотя его ужасное влияние на более поздний зороастризм, к счастью, находится за рамками данного исследования. За изучаемый нами период иудаизм превратился в нечто похожее на современный иудаизм, хотя и с различными экскурсами вбок, которые нам небезынтересны. Другие религиозные движения можно окинуть взглядом лишь мельком, но все они развивались по синкретическому сценарию, в результате чего возникли таинственные религии Римской империи. В этот период также происходило развитие астрономии — замечательной науки, которая оказала столь глубокое влияние на развитие науки Греции и нашего времени.

К этому моменту мы понимаем, насколько неполными были наши знания об империи, если смотреть на нее лишь глазами греческих авторов даже при помощи самых лучших современных историков. На протяжении огромных отрезков времени в этот период Восток жил сам по себе и для себя. К его концу правящие классы, возможно, уже переняли некоторые аспекты греческой культуры, но это подражание было поверхностным. Греческие наемники, состоявшие на жалованье у царского двора, мятежников или царств-соперников, были не самыми лучшими миссионерами, так как они вызывали больше антагонизма, нежели приверженности к их культуре.

Мы понимаем теперь, что Греция никогда не представляла серьезной политической угрозы империи, потому что не существовало Греции как политического целого, были лишь греческие государства. Вскоре после своего возникновения империя завоевала самое большое, богатое и просвещенное из этих греческих государств, и по большей части они оставались в составе империи. Недавние раскопки показали, что эти государства продолжали существовать, находясь полностью под властью Персии, и на их жизнь таким образом она оказывала сильное влияние. Мы видим, что Дарий и Ксеркс должны были бы завоевать те немногие остававшиеся свободными греческие государства, но мы также можем проанализировать грубые просчеты персов, которые спасли некоторые из них. По мере роста власти свободных государств, хоть они и ослаблялись постоянно внутренними войнами, мы можем проследить процесс заката военных успехов персов, но в то же самое время шел процесс развития ее дипломатии. Это происходило, несмотря на внутреннее ослабление и бурные мятежи сатрапов и местных царей, до тех пор, пока благодаря персидским лучникам Персия не заняла завидное положение диктатора на территории, которая оставалась от свободной Греции.

Заря эллинской эры ощущается во все возрастающем проникновении в империю греческих наемников и купцов, использовании греческих медиков, спортсменов, скульпторов и поваров, в приездах греческих философов, литераторов и ученых. Когда Александр уничтожил империю своим военным вторжением, Восток на недолгое время утратил свое положение в мире. Насколько быстро он возвратил себе большую часть своего влияния — тема другой книги.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также