Риторика древнего мира. Истоки риторики: риторика Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Опорные понятия по Риторике. Риторика древнего мира


Риторика Древнего мира - Информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Риторика Древнего мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Наше время - время активных, деловых, предприимчивых людей.

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.

Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Можно ли научиться говорить убедительно? Безусловно, но это требует большой работы над собой. Цицерону принадлежат слова: Поэтами рождаются, ораторами становятся. Поэтому задачей, которую ставит перед собой автор данной работы, является изучение истоков теории красноречия, причин, способствовавших появлению древнего ораторского искусства, его влияние на социально-политическую жизнь общества, овладение искусством слова, а также его практическое применение в условиях современного общества.

Истоки риторики

 

Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория. Наряду с эпосом, лирикой, рамой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже царицей искусств - настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей.

Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. К V в. до н.э., когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснять что-то, побуждать к определенному мышлению, решению, а тем более действию и доставлять слушанием удовольствие. Причем услаждение слушаний свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

 

Причины, способствовавшие появлению ораторского искусства

 

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют духовным детищем демократии.

Это обнаружилось еще в Древней Греции, наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств - Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.

Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным организатором власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Место, где проходили собрания, не имело ни укрытий, ни каких-либо украшений, так как это, по мнению правителей, не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимает ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивает их внимание.

Плутарх отмечает любопытную деталь. Когда впоследствии народ разного рода изъятиями и прибавлениями стал изменять утверждаемые решения, цари приняли постановление: Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан у правлении.

По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V в. до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим

www.studsell.com

Риторика Древнего мира - Информация стр. 2

и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.

Главная роль принадлежала народному собранию (эккление), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади города и обсуждали важные государственные дела.

Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.

Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ).

Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелине). В него входило 6 тысяч присяжных заседаний, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде защитников. В начале VI в. до н.э., занимая высший государственный пост в афинском полисе, Солон принял законы, в соответствии с которыми каждый афинянин должен был лично защищать свои интересы в суде. А поскольку не каждый умел это делать, то появились люди, составлявшие речи по заказу (таких людей называли логографами), а также учителя, обучавшие ораторскому искусству. Именно логографом начал свою профессиональную деятельность великий оратор Демосфен.

Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. При обсуждении вопросов между партиями в народном собрании нередко велся ожесточенный спор. И чтобы успешно вести дела в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, то есть владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогло сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их.

 

Риторика Древней Греции

 

В истории ораторского искусства выделяется, прежде всего, античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до н.э., сложилась в систему в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.э.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств.

Красноречие, духовное детище демократии особой искусности достигло усилиями софистов, точнее старших софистов (V в. до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей.

Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481 - 411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой собеседники в споре защищают противоположные взгляды. Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы.

Проблемами ораторского искусства также занимался другой представитель софистики, по некоторым данным, ученик Демосфена, Горгий из Леонтии в Сицилии (около 483-375 гг. до н.э.), видный оратор. Он выступал против догматики, подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанный им учебник риторики не сохранился. Но сохранились для потомков следующие высказывания Горгия: Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует как хочет [4, 9].

На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становятся подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным - значит убить его, софист рассуждал следующим образом: Став образованным, он уже не будет тем, чем был. если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать. Поэтому слово софист приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятся лжемудрец, шарла

www.studsell.com

Риторика Древнего мира - Информация стр. 3

тан, фокусник.

Софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством мышления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.

С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ (около 470-399 гг. до н.э.), в совершенстве владевший диалектическим методом диалога. Будучи одним из родоначальников диалектики, он разработал метод поиска истины путем постановки наводящих вопросов (так называемый сократический метод). Для Сократа диалектика - это философское искусство вести беседу, рассуждения с целью обнаружения, выяснения истины. Иным был софистический метод обсуждения вопросов. Для софистов главное - одержать победу во что бы то ни стало, независимо от того, истинно или ложно отстаиваемое ими утверждение.

Ученик Сократа, Платон (около 428-около 348 гг. до н.э.), значительно поднял искусство диалога, сделав его совершенной формой устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, яркой выразительностью языка, в частности иносказаниями и метафорами. Он намного усилил логику речи, ее смысловую емкость. В своих высокохудожественных диалогах Горгий и Федр. Платон закрепил понимание риторики как средства убеждения. Он подчеркивал различное назначение речей ритора (оратора) и философа. Ритор желал не убедиться сам, а переубедить другого. Философ хотел в первую очередь убедиться сам, то есть найти истину. Его речь - это рассуждения вслух с целью отыскания истины.

Крупнейшим теоретиком античной риторики являлся великий древнегреческий философ и ученый - энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он был учеником Академии философа Платона и за 200 лет научных поисков приобрел высочайший авторитет. Своих научных занятий он не прерывал, даже став, по приглашению царя Македонии Филиппа II, учителем его сына - будущего царя Александра Македонского. Аристотель был выдающимся лектором чисто академического склада, сумевшим именно своими лекциями в знаменитых лицеях развить культуру теоретического, философского мышления, совершенствовать логику: систему определений и суждений, аргументаций и доказательств, умозаключений и обобщений.

В 335 г. до н.э. появилось сочинение Аристотеля Риторика, в трех книгах которого были изложены основы ораторского искусства. Это единственное древнегреческое произведение по риторике, дошедшее до нас в целостном виде. Положения, сформулированные в этих книгах, не потеряли своего значения до наших дней, от них тянутся нити ко всем направлениям позднейшей риторики.

Первая книга Риторики содержит общие положения, характеризующие предмет риторики и виды речей. Разбирая роль языка, Аристотель писал, что раз речь не ясна, она не достигает цели. Эту же мысль он развивал в Поэтике, в которой писал: Достоинство словесного выражения - быть ясным и не быть низким [1, 22]. Поясняя это, Аристотель писал, что речь не должна быть затасканной, то есть состоящей из слишком употребительных слов. Речь должна отличаться красотой, благородством и звучанием. Ясность и понятность речи Аристотель рассматривал как первейшее условие успеха ораторского искусства. Серьезное внимание в Риторике автор уделил стилю ораторской речи. И в данном случае он опять-таки на главенствующее место выдвигал ясность. Основу же стиля, писал Аристотель, составляет уменье говорить правильно. Вторая книга Риторики посвящена описанию способов убеждения. Убеждение, основывающееся на характере говорящего, определяется Аристотелем так: Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего,… потому что мы более и скорее верим людям хорошим [4, 12]. Убеждение, зависящее в вызывании у него определенной страсти. Аристотель учит: Чтобы вызвать расположение слушателей, оратору необходимо знать, когда, в каких обстоятельствах, по каким причинам человеком овладевают чувства - гнев или смирение, любовь или ненависть, зависть, страх [4, 12]. Эти факторы оратору необходимо учитывать, чтобы в процессе речи не спровоцировать у публики нежелательные эмоции.

Выбор способов доказательства зависит от назначения речи. Так, в политической речи уместны примеры, факты, прежде случившиеся, или притчи, басни. В судебной - силлогизмы (умозаключения), а также законы, свидетельские показания, договоры, клятвы. В торжественной - сравнения, преувеличения (оратор облекает предмет своей речи величием и красотой).

Таким образом, вторая книга Риторики Аристотеля является учением о принципах построения ораторской речи, о создании образа оратора.

В третьей книге Риторики Аристотель рассматривает композицию (построение) речи, в которой выделяет восемь частей:

. Предисловие - не сама речь, но вступление к ней. Оно не обязательно, в частности, для красноречия политического и судебного, где принято сразу же приступать к изложению темы. Задача предисловия - расположить аудиторию к оратору. Оно должно быть почтительным, не скучным, чтобы с самого начала ответная реакция слушателей формировалась под влиянием симпатии, а не враждебности.

. Называние - обозначение темы, формулировка которой должна быть понятной слушателям.

. Рассказ (повествование) - последоват

www.studsell.com

Опорные понятия по Риторике

  1. Зарубежная риторика

  2. Русская риторика

  3. Род речи

  4. Вид речи

  5. Жанр речи

  6. Тип речи

  7. Стиль речи

  8. Этика речи

  9. Звучание речи

  10. Композиция речи

  11. Методы изложения речи

  12. Риторические фигуры (топы)

  13. Доказательство в речи

  14. Опровержение в речи

  15. Риторические методы аргументации

  16. Жест в речи

  17. Дискуссия

  18. Полемика

  19. Слушание как средство общения

  20. Аудитория

  21. Оратор

Список литературы Основная

  1. Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 1993.

  2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

  3. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1994.

  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2004.

  5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003.

  6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

  7. Киселев Е.А. Основы общей риторики. М., 2004.

  8. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

  9. Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 2003.

  10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2002.

  11. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

  12. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

  13. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

  14. Хазагеров Т.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека.М., 2001.

Для дополнительных и углубленных занятий

  1. Аверьянов Н. Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.

  2. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешения конфликтов. Казань, 1992.

  3. Атватер И. Я. Я вас слушаю. М., 1987.

  4. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. М., 1999.

  5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

  6. Каррас Ч. Искусство ведения переговоров. - М., 1997.

  7. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность людей, выступая публично. М., 1989.

  8. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.

  9. Марченко О. М. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.

  10. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

  11. Об ораторском искусстве. М., 1973.

  12. Ораторское искусства лектора. М., 1986.

  13. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб, 1996.

  14. Сивкова 3. В. Средства речевой выразительности. Л., 1982.

  15. Сидельникова Т. Т. Спор! Спор? Спор... Казань, 1992.

  16. Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.

  17. Стешов А. В. Как победить в споре. Л., 1991.

  18. Таранов П.С. Универсальная энциклопедия аргументов. Спорные истины: В 2 т. Висагинас, 2000.

Ораторское искусство в древнем мире

Ораторское искусство знали еще в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако настоящая его история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено насущными общественными потребностями, стало действительно орудием социального прогресса и развития рабовладельческой демократии.

Первые упоминания об ораторском искусстве и его представителях встречаются в «Илиаде» и «Одиссее», величественных творениях Гомера, созданных еще в 9-8 вв. до н. э. Однако «золотой век» греческого красноречия наступил во второй половине 5 века до н. э. после окончания греко-персидской войны, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной жизни Афин и орудие политической борьбы. От ее участников, желавших влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично отстоять свою точку зрения, убедить и повести за собой народ. Учиться ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью для многих греческих граждан. Именно в этот период и возникает теория красноречия - риторика.

Появилась и профессия ритора - учителя красноречия. Первыми учителями красноречия были софисты - странствующие «учителя мудрости». В основу представления о сущности красноречия они положили учение об относительной истине. По мнению софистов объективной истины не существует, есть лишь субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя считать, что одно мнение истинно, а другое - нет.

Против учения об относительной истине выступили Сократ (469-399 гг. до н. э.) и особенно его ученик Платон (427-347 гг. до н. э.), который риторике софистов противопоставил доступное только философу знание. Сократ был первым, кто познал «человеческую ценность» общения между людьми, превратив беседу в подлинное искусство. В «сократических» беседах Сократа вместо учителя и учеников есть беседующие, для которых нет ничего важнее, чем пробиться к истине. Признается лишь один судья - старшинство мысли.

Величайшим политическим оратором Древней Греции был Демосфен. (384-311 гг. до н. э.). Как свидетельствуют современники, первую речь Демосфена публика встретила градом насмешек: картавость и слабый от природы голос не нравились темпераментным афинянам. Но в этом хилом с виду юноше жил поистине могучий дух. Неустанным трудом, непрерывной тренировкой он одержал победу над собой. Древний писатель Плутарх вспоминает: «Неясный, шепелявый выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читал на память отрывки из поэтов, голос укреплял бегом, разговором на крутых, подъемах...». Чтобы избавиться от непроизвольного подергивания плеч, он вешал над собой острое копье, которое причиняло ему боль при любом неосторожном движении. Настойчивость и энергия победили. Демосфен одолел физические недостатки, довел ораторскую технику до совершенства, стал величайшим политическим оратором.

Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать практически каждый, если не пожалеет при этом времени и труда. Причем, конечно, совсем необязательно пользоваться «методикой» Демосфена хотя последователей его чрезвычайных методов мы встречаем и в более поздние времена. Так, в начале нашего века на берегу шумной кавказской речки Рион произносил речи, набрав камней в рот, 12-летний подростка. Его звали В. Маяковский.

Оратор и крупный политический деятель Демосфен в своих речах призывал афинян к энергичной политике, разоблачая бездеятельность и продажность афинских правителей, и пытался сплотить государства - карлики для совместной борьбы с врагом. Его пламенная речь была результатом большого труда, а ораторские приемы строились на глубоком знание психологии слушателей. Демосфен гармонически сочетал совершенство ораторского мастерства со страстью борца, убежденного в правоте своего дела. «Не слово и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики», - утверждал он.

Итог древнегреческого периода в развитии ораторского мастерства подвел в своих работах величайший мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Важнейший его труд по теории красноречия - «Риторика», написанный около 330 г. до н. э., представляет первую подлинную научную разработку ораторского искусства. (Античные риторики. М., Изд-во МГУ). Если до Аристотеля все теоретики красноречия ограничивались почти исключительно перечнем приемов, то он впервые дал научное обоснование ораторскому искусству, как особому виду человеческой деятельности, определив риторику, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».На протяжении многих столетий теоретики красноречия придерживались взглядов и принципов Аристотеля, лишь развивая и перерабатывая в той или иной степени.

С установлением македонского владычества вместе с гибелью политической свободы в Греции начался упадок и ораторского искусства. Для него в новом обществе уже не было места как для средства политической борьбы. Сохранило свое значение лишь парадное красноречие. Однако ораторское искусство не погибло с падением Греции. Ему было суждено возродиться и пережить второй «золотой век» в Римской рабовладельческой республике примерно со второго века до н. э., благодаря греческим эмигрантам, которые познакомили римлян с историей красноречия своей страны.

Перенесение ораторского искусства на новую ночву не было чисто механическим. Здесь оно было качественно преобразовано, творчески развито, приведено в соответствие с национальными особенностями и требованиями исторического момента. Специфика жизни и государственного строя Римской республики выдвинули на первый план судебно-политическое красноречие. Именно в нем римские ораторы достигали наибольших успехов.

Гай Гракх, политический деятель, был первым в Древнем Риме, кто в буквальном смысле повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Встав лицом к народу, Гай Гракх показал, что ищет у него поддержки, правосудия, признает его силу, считает его мнение решающим. Многие римские ораторы стали обращаться к своим слушателям, изучать их психологию, интересы, вкусы. Отныне ораторское искусство означало уже не только что и как сказать, но и кому, какой аудитории.

Выдающейся личностью республиканского Рима был видный государственный и политический деятель, философ и литератор Марк Туллий Цицерон (105-43 гг. до н. э.), вошедший в историю мировой культуры как блестящий оратор. Будучи крупным теоретиком ораторского искусства, он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, совершено необходимое в деле управления государством и, следовательно, им должен владеть каждый, вступающий на поприще общественной деятельности.

В знаменитых трактатах по ораторскому искусству («Об ораторе», «Брут», «Оратор» (М., Наука, 1972) Цицерон рисует образ «идеального оратора» - убежденного в правоте своего дела и всесторонне образованного политического деятеля. В ораторском искусстве Цицерон особенно выделял глубину содержания, что не означало, однако, отрицания или принижения роли формы изложения. «Мудрость в содержании, - писал он, - без красноречия мало приносит пользы государству, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы».

Перед оратором им ставились три основные задачи: доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов; доставить эстетическое удовольствие; воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности.

Цицерон: «Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей. В самом деле, в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество людей отличившихся в любой отрасли знаний не мелких а, можно сказать, наиважнейших... И это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Античность оценила заслуги Цицерона: еще при жизни его называли отцом латинского красноречия и литературы. Огромный интерес к риторике Цицерона проявила эпоха Возрождения. Великая французская буржуазная революция 18 века воскресила Цицерона как политического оратора. Высоко его ценил великий ученый М. В. Ломоносов. Определенное влияние оказал Цицерон и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.

В период, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка, жил и творил другой величайший оратор - Марк Фабий Квинтилиан (30-96 гг. до н. э.). Как некогда в Древней Греции, ораторское искусство и здесь стало быстро терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан был одним из тех, кто пытался противостоять этому. Он выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана - капитальный труд из 12 книг - настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Но Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства.

Но вот на смену рабовладельческому обществу пришел феодализм, с провозглашением им незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства.

Традиции Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры. Средневековому оратору, церковному проповеднику не приходилось составлять собственные речи. Его задача сводилась к пересказу догматов веры и толкованию библейских легенд. Центром ораторской деятельности становится проповедь. В церковной проповеди на первое место выступают формы, внешняя красивость и напыщенность, усиленно подкрепляемые музыкальными, световыми и другими эффектами. Главным принципом церковного проповедования становятся не убеждение, а внушение.

Нельзя, однако, недооценивать огромной роли церковной проповеди в средние века. Церковь и, в частности, духовное красноречие были в конечном итоге основными и наиболее действенными способами воздействия на людей. Наиболее полно каноны средневековой риторики использовал в своих проповедях крупный идеолог феодализма, знаменитый проповедник, доминиканский монах Фома Аквинский (13 век), учение которого и поныне является официальной философией Ватикана.

Зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистических отношений подтачивало и разрушало экономические устои, а также всю основанную на них систему идеологических и культурных взглядов средневековья.

В многочисленных антифеодальных выступлениях, бунтах и крестьянских войнах позднего средневековья красноречие становится средством объединения антифеодальных сил. Это время выдвигает таких народных трибунов, как Гильом Каль - один из народных вождей Жакерии во Франции, Джон Бол и Уот Тайлер - руководители крестьянских восстаний в Англии, Ян Гус и Ян Жижка - в Чехии. Блестящим оратором, умевшим воздействовать на умы и чувства слушателей, был и отважный вождь крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер.

Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой и искаженной в средние века античной культуре. Светское красноречие XIV и XV веков в Италии и других странах находится под сильным, иногда чрезмерными влиянием античной риторики, речи загромождены цитатами из Цицерона и Квинтилиана, избытком стилистических украшений и ложным пафосом. В то же время сильное воздействие на развитие ораторского искусства оказывают идеи титанов Возрождения: Кампанеллы и Томаса Мора, Петрарки и Данте, Рабле и Шекспира, Сервантеса и Лопе де Вега.

Во всех странах Европы ораторское искусство становится неотъемлемым элементом культуры нового времени, несомненным шагом вперед по сравнению со схоластической риторикой средневековья, выражая классовые интересы поднимающейся буржуазии.

studfiles.net

Истоки риторики: риторика Древней Греции

Современная европейская цивилизация ведет свое начало от крито-микенской и древнегреческой культур. Именно в районе Средиземноморья складываются благоприятные условия для рождения новой культуры в недрах традиционной. Большую роль в этом сыграли города-полисы, в которых формировались новые принципы и идеалы культуры, новые типы личностей и образцы речевого поведения. В Древней Греции наряду с Ахиллесом – могучим героем – мы находим хитроумного Одиссея, сумевшего выйти победителем из сложнейших ситуаций благодаря уму. Не традиция, не опыт предков, а собственная смелость и изобретательность помогли Одиссею выжить. Ум как опора, размышление как способ познания мира, свойственные древнегреческой культуре, предопределят и новое отношение к слову. Расцвет философии, филологии, логики, истории невозможен без выработки умения убедительно излагать результаты познания, а главное – доносить их до широкого круга слушателей. И первые риторы – это именно философы. Кроме того, слово стало в Древней Греции важнейшим инструментом общественной жизни. Полисы с их демократической формой правления породили потребность в публичном обсуждении вопросов государственной важности.

Все это способствовало рождению риторики как теории и практики прежде всего убеждающей монологической речи. Начало формирования риторики относится к V в. до н.э., а теоретическое оформление – к III – II вв. до н.э. Основы были заложены софистами, которые нередко использовали слово вовсе не для поиска истины. Поскольку истина многолика и ее нельзя познать, уместно и позволительно с помощью различных словесных уловок склонять слушателей к тому варианту, который удобен софисту.Хотя первый учебник риторики, как предполагают, написал философ Корак, открывший в Сиракузах в V в. до н.э. школу красноречия, однако основателем риторики считают известного софиста Горгия, который первым поднял риторику до высот подлинного искусства. Именно Горгий создал тот тип обучения красноречию, который стал основой для подготовки ораторов, именно Горгий ввел в речевую практику ораторов различные виды изобразительно-выразительных средств, в том числе метафору, антитезу, аллегорию, многочисленные повторы и т.п.

В среде софистов сформировался риторический идеал монологического типа и по содержанию, и по форме, поскольку они относились к своим собеседникам как к объектам манипулирования, самоутверждались, пренебрегая подлинной беседой. Цель софистического общения – победа, а не согласование мнений - порождала агональный тип речевого идеала. Из отношения софистов к истине вытекает еще одно свойство идеала – его релятивистский характер, зависимость от внешних обстоятельств, пользы, выгоды.

Этот риторический идеал соответствовал взгляду софистов на слово как на инструмент спора. Софисты обучали эристике, то есть искусству спорить, практическому умению вести прения в народных собраниях и судах. И Протагор, и Горгий, и Продик, и другие ораторы-софисты учили в основном на собственном опыте, по своему образу и подобию. При этом основным методом обучения была беседа с учениками. Фактически софисты положили начало высшему образованию, хотя у них не было постоянного помещения и постоянных учеников.

В Афинах первую риторическую школу открыл в 390 г. до н.э. Исократ (436-338 до н.э.). В ней наряду с риторикой изучались грамматика, история, логика, философия, этика и юриспруденция. Исократ считал, что для успешного овладения риторикой нужны 3 условия: природный дар, правильное обучение и практика. Сам он из-за слабого голоса не мог выступать перед аудиторией, он известен как мастер письменного красноречия. Его отличает ювелирная точность и гармоничность фразы.

Наряду с софистической практикой речи и соответствующим ей риторическим идеалом в Древней Греции складывалась иная традиция – диалектическая, связанная с именами Сократа (469-399 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля(384-322 до н.э.).

Метод Сократа – «майевтика», буквально «повивальное искусство». Сократ учил извлекать скрытое в человеке знание путем наводящих вопросов. Приверженность Сократа истине, отказ от изменения своего мнения в угоду публике хорошо видны в его последних словах, обращенных к согражданам, которые обвинили его в «поклонении новым божествам» и приговорили к казни: «Вы, может быть, думаете, афиняне, что я осужден потому, что у меня не хватило таких доводов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы избежать приговора. Не хватить-то у меня правда что не хватило, только не доводов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слушать: чтобы я оплакивал себя, горевал, словом. Делал и говорил многое, что вы привыкли слышать от других, но что недостойно меня. Как я утверждаю». Подобная позиция противостоит позиции софистов, которые считали необходимым говорить то, что слушателю приятно.

В целом риторический идеал Сократа прямо противоположен идеалу софистов. Он диалогичен по содержанию и форме, поскольку Сократ уважает собеседника, ведет с ним диалог, а не манипулирует им. Его идеал является гармонизирующим по цели и онтологичным по отношению к предмету речи, так как для Сократа важен поиск истины, а не победа любой ценой.

Сократ излагал свое учение устно, поэтому оно зафиксировано в сочинениях его учеников и последователей. Так, Платон в диалогах «Горгий» и «Федр» закрепил традиции понимания риторики как искусства убеждения. При этом, развивая риторические идеи, особое внимание он уделил психологическому воздействию на слушателя. Чтобы убедить, нужно обратиться к душевному состоянию слушающего, возбудить в нем соответствующие аффекты и страсти. Поэтому, по мнению Платона, ораторское мастерство неотделимо не только от истинного знания, но и от понимания человеческой души. Более того, сама речь должна быть построена так, чтобы соответствовать этой задаче. Ораторская речь это не просто определенная последовательность слов и фраз, она как живое существо - со своим телом, головой, ногами и руками. И внутренне, и внешне речь должна представлять собой гармоническое целое.

По мнению Платона, риторика как искусство убеждения противостоит диалектике как средству поиска истине. В силу этого у нее сомнительное моральное основание. В диалоге «Горгий» Платон порицает ораторов за угодничество, уподобляя ораторство «кулинарному искусству». Действительно, риторические приемы недобросовестный оратор может использовать в корыстных целях.

Эту проблему решил Аристотель, который указал, что подлинный ритор опирается на этические принципы, пользуется только приемлемыми средствами убеждения, раскрывает свои истинные намерения и цели.

Аристотелю принадлежит заслуга в научном оформлении риторики. Он разграничил правильные умозаключения и софизмы (и эристические приемы). Он обосновал возможность использования в качестве верных умозаключений вероятностные суждения. Риторика, по Аристотелю, - это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе доказательств, а также умение находить и применять эти доказательства, опираясь на логику мысли. Тем самым благодаря Аристотелю в основании риторики оказалась диалектическая логика правдоподобного, что делает нормативную и регулятивную риторику все-таки творческой дисциплиной.

Аристотель разработал так называемые «общие места» - общепризнанные понятия, с помощью которых описывается мир. Он назвал их «категориями» и дал небольшой перечень этих общих мест – около тридцати. В конкретной речевой практике они содержатся в пословицах и поговорках как обобщение мыслительных операций. Если абстрагироваться от конкретного смысла этих отшлифованных веками народных речений, то в них обнаружатся некие смысловые схемы, модели описания и познания мира.

Аристотелю также принадлежит разработка категорий этоса, пафоса и логоса, теории стилей, создание типологии ораторской публичной речи по месту, времени и цели. По этим параметрам речи разделились на три типа:

· делиберативные, которые обращены к будущему, произносятся в народном собрании и представляют собой совет коллективу;

· судебные, те, что анализируют прошлое, произносятся в суде и имеют целью достижение справедливости;

· эпидейктические, то есть похвальные или порицающие, обращенные в настоящее, они произносятся по торжественному случаю в народных собраниях.

Ораторская речь – это публичный монолог, один из видов словесного творчества вообще. В Древней Греции существовали и другие формы словесной культуры, устные и письменные, в сфере философской, учебной, эпистолярной, литературной, официально-деловой речи. И для всех этих форм были свои правила и модели, свой стиль, к поддержанию которого риторика тоже имела отношение, хотя в данном случае чаще срабатывала скорее практика, подражание образцам, а не теория. Далеко не каждый мог овладеть этими моделями и искусством красноречия. В Древней Греции возникла даже профессия – логограф. Логографы писали за других речи и письма.

Принципы красоты и гармонии, свойственные греческой культуре, отразились и на публичной речи: от нее требовалась соразмерность всех частей, логичность и ясность. Еще во времена греческой архаики закладывались эстетические и этические культурные идеалы, в том числе речевые. В «Илиаде» и «Одиссее» находим изображения разных ораторов, их искусные речи, глубоко жизненные по содержанию, гармоничные по строению, обладающие огромной воздействующей силой: «Так говорил - и ахеян сердца взволновал Агамемнон всех в многолюдной толпе» (Гомер. Илиада. –М.,1984. –С. 33).

В течение веков в греческой культуре сложился речевой идеал, в котором закрепились такие качества, как смысловая насыщенность содержания, ясность, простота, краткость выражения, гармоничность построения, красота интонационная, звуковая и ритмическая.

Принцип состязательности (агона) греческой культуры нашел свое выражение не только в Олимпийских играх, на которых соревновались атлеты, но и в состязаниях ораторов. Причем победителю могли поставить памятник, а побежденный нередко был вынужден удалиться в изгнание, что случилось, в частности, с Эсхином, чья речь оказалась хуже речи Демосфена. Речь для греков была своеобразной «лакмусовой бумажкой», по которой оценивался и узнавался человек. Известны слова Сократа, обращенные к собеседнику: «Говори, чтобы я мог тебя узнать».

Как учебная дисциплина риторика в Древней Греции обрела определенную форму и содержание. Ее основу составил риторический канон, учивший находить и обдумывать материал, организовывать его в текст, выражать мысль в красивом и точном слове, запоминать и произносить речь.

Были разработаны различные обучающие приемы, упражнения для практического овладения мастерством. В начальной школе риторики не было, обучались риторике в более зрелом возрасте в гимназиях и на высшей ступени. Например, в Афинах это были Академия, Киносарг и Ликей. В высшей школе учащиеся вели беседы с философами, в том числе и с Сократом.

Греки гордились своими выдающимися ораторами. Так, образцом судебного оратора был Лисий (459-380 до н.э.), говоривший на чистом аттическом наречии, создавший свой строгий, четкий и выразительный стиль. В эллинистическую эпоху такой слог станет предметом поклонения и подражания и породит такое явление, как аттикизм, то есть именно подражание подобному стилю. Софист Горгий прославился торжественными речами.

Среди искусных ораторов периода классики самую большую славу снискал Демосфен, который стал оратором по воле судьбы: недобросовестные опекуны присвоили имущество его умершего отца, и Демосфен решил научиться публичной речи, чтобы защитить себя и свои имущественные права. В начале ораторской карьеры он вовсе не блистал красноречием, к тому же внешне он выглядел довольно невзрачно. Однако в этом тщедушном теле обнаружились могучий дух, огромная сила воли, страстность и высокие нравственные качества. Его речи скоро обрели глубину содержания, красоту построения, чистоту аттического языка и пафос произнесения. Царю Филиппу, против которого были направлены некоторые из речей Демосфена, приписывают даже такие слова: «Если бы я слышал эти речи Демосфена, я бы голосовал за войну против себя». Последующие поколения называли его просто Оратором.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Риторика Древнего мира - Информация

Информация - Иностранные языки

Другие материалы по предмету Иностранные языки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Риторика Древнего мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Наше время - время активных, деловых, предприимчивых людей.

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.

Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Можно ли научиться говорить убедительно? Безусловно, но это требует большой работы над собой. Цицерону принадлежат слова: Поэтами рождаются, ораторами становятся. Поэтому задачей, которую ставит перед собой автор данной работы, является изучение истоков теории красноречия, причин, способствовавших появлению древнего ораторского искусства, его влияние на социально-политическую жизнь общества, овладение искусством слова, а также его практическое применение в условиях современного общества.

Истоки риторики

 

Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория. Наряду с эпосом, лирикой, рамой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже царицей искусств - настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей.

Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. К V в. до н.э., когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснять что-то, побуждать к определенному мышлению, решению, а тем более действию и доставлять слушанием удовольствие. Причем услаждение слушаний свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

 

Причины, способствовавшие появлению ораторского искусства

 

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют духовным детищем демократии.

Это обнаружилось еще в Древней Греции, наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств - Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.

Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным организатором власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Место, где проходили собрания, не имело ни укрытий, ни каких-либо украшений, так как это, по мнению правителей, не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимает ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивает их внимание.

Плутарх отмечает любопытную деталь. Когда впоследствии народ разного рода изъятиями и прибавлениями стал изменять утверждаемые решения, цари приняли постановление: Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан у правлении.

По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V в. до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим

geum.ru


Смотрите также