Архитектура древней москвы. Архитектура городов России. Архитектура Москвы часть вторая: храмовая архитектура Москвы.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура городов России. Архитектура Москвы часть первая: историческая архитектура. Архитектура древней москвы


Архитектура городов России. Архитектура Москвы часть первая: историческая архитектура.

 

Москва, как много значения в этом названии для русского человека. Город, который символизирует мощь и неприступность государства. Город, от лица которого зависит лицо всей России. А лицо каждого города определяет его архитектура и его жители. Рассматривать жителей Москвы займет уйму времени, насколько они многогранны и переменчивы, а вот рассмотреть архитектуру Москвы, нам по силам. Конечно, сделать это в одном материале будет сложно, поэтому, ноябрь месяц будет посвящен архитектурному облику Москвы, ее величественным строениям и современной архитектуры, ее удивительным храмам и исторической архитектуре. А начнем мы с архитектуры, которая и определяет все величие каждого города на нашей планете – исторической архитектуры Москвы.

 

 

Историческая архитектура Москвы

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

У большинства жителей мира, Москва ассоциируется с Московским Кремлем и Красной площадью, и они правы, ведь именно эти два места олицетворяют всю мощь столицы России. Именно Кремль является символом не только Москвы, но и всей России. Расположенный на Боровицком холме Кремль представляет собой огромное фортификационное сооружение, внутри которого расположено множество культовых сооружений для архитектуры Москвы. Первые укрепления на территории московского Кремля были построены в 1147 году, и представляли собой большой ров и земляной вал, что было характерно для тех времен. В 1339 году, Кремль обрел деревянные дубовые башни и стены, и вновь стал одним из самых защищенных мест на территории России. На территории Кремля начали активно возводиться соборы, большинство из которых были разрушены в начале 19-го века. Каменные стены Кремль обрел в 1369 году, которые были возведены из белого камня. Так, Москва стала «белокаменной».

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

В 1489 году на территории Кремля был возведен Благовещенский Собор, изначально бывший трехкупольным. Также, в 1484 году была заложена Церковь Ризоположения. В 16 веке Кремль начал активно перестраиваться, возводились новые башни и церкви внутри Московского Кремля, улицы на территории Кремля были значительно расширены и отрегулированы. Указом Екатерины Второй, для размещения Сената было возведено величественное здание Присутственных мест, в стиле классицизм. 19 век для Московского Кремля ассоциируется со сносом многих старых зданий, и придание комплексу большого количества псевдоготических архитектурных нот. А в 1812 году, Наполеон и его армия сумели взорвать большую часть зданий Кремля, значительно повредив их, после чего восстановительные работы велись вплоть до 1836 года, и многие здания получили новый облик. В 1849 году завершилось строительство впечатляющего здания Большого Кремлевского дворца.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Большие разрушения Московскому Кремлю принесли артиллерийские обстрелы 1917 года, когда многие здания были частично повреждены или полностью разрушены. А уже в 1918 году, в Кремле базировалось правительство СССР, во главе с В.И. Лениным. В этом же году началась масштабная реконструкция всего кремлевского комплекса. Большинство изменений в ансамбле Московского кремля, можно отнести к архитектуре Москвы советских времен, которая и сделала Кремль символом власти и неприступности России.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Важным памятником исторической архитектуры Москвы является дворцово-парковый ансамбль Царицыно, впечатляющий своим размахом. Комплекс был воздвигнут в 1775 году по приказу императрицы Екатерины Второй. Комплекс создан в псевдоготическом стиле, сочетающемся с нотками классицизма. Главным архитектурным строением комплекса является Большой Царицынский дворец. Еще одним выдающимся сооружением 18-го века является Петровский дворец. Дворец был возведен в 1780 году, в популярном тогда псевдоготическом стиле.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

В первой половине 18-го века, был построен выдающийся памятник российского классицизма – Дом союзов (Благородное собрание). Большое здание с огромной колоннадой над центральным входом, впечатляет с первого взгляда. В Доме Союзов проводятся традиционное ежегодное детское празднование Нового Года – новогодняя елка, а также регулярные симфонические оркестры в Колонном зале.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Великолепным примером исторической архитектуры Москвы служит Дворец генерал-губернатора (здание мэрии Москвы). Сейчас, здание находится на масштабной реконструкции. Сам дворец служит образцом русского классицизма – 8-миколонный портик с фронтоном, а также портал под ним, напоминающий очертания триумфальной арки. Территория дворца обнесена роскошным кованым забором с огромными воротами.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

А кто из москвичей и частых гостей столицы не знает знаменитый гастроном Елисеевский, который располагается в доме Елисеева. Дом славиться своим роскошным фасадом в стиле классицизма, а его внутренние убранства могли бы впечатлить самых состоятельных людей мира. В убранствах преобладают прекрасные классические интерьеры, с огромными люстрами, роскошными фресками, деревянной мебелью и широкими лестницами с роскошными коваными перилами. Пашков дом – одно из самых знаменитых и красивых примеров исторической архитектуры Москвы. Строительство дома было окончено в 1786 году, и с тех пор Пашков дом притягивает к себе толпы туристов, желающих сфотографироваться на фоне знаменитого памятника архитектуры. Дополнительную величественность дому придает тот факт, что здание располагается на возвышенности, которая преподносит Пашков дом на фоне остальных зданий.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Перечисляя известные образцы исторической архитектуры Москвы, нельзя обделить вниманием главное здание МГУ, которое поражает своим размахом. Именно благодаря таким строениям Москва обрела свое величие. Здание служит настоящим домом для 50000 человек (студентов, преподавателей и других работников ВУЗа). Современный облик главное здание МГУ обрело во времена советской эпохи, и впечатляет своей высотой в 183,2 метра над землей.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Здание Московской городской думы – еще одно культовое здание для Москвы и России. Здание определяет облик московской площади Революции. Всю свою историю, здание Московской городской думы имело правительственное значение, и было важнейшим стратегическим зданием для всей России. Строение, возведенное в 1892 году, впечатляется своим монолитным внешним видом и древнерусским стилем оформления.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Здание государственного Исторического музея – это настоящий символ исторической архитектуры Москвы. Огромная коллекция экспонатов, хранится в 39 залах. Располагаясь на Красной площади, здание Исторического музея гармонично сочетается с Кремлем и другими историческими зданиями, окружающими самую культовую площадь России.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Особняк Зинаиды Морозовой является блестящим образцом архитектурного стиля модерн. Красивый особняк, с белоснежным фасадом, украшенным витражами и горельефами, служил особняком для жены Саввы Морозова, известного российского предпринимателя и мецената. В наши дни, особняк служит зданием МИД России.

 

 

историческая архитектура Москвы

 

 

Дом Морозова – еще одно уникальное строение для Москвы, построенное  в эклектичном стиле архитектуры. Уникальный облик зданию придают элементы неомавританского духа в фасаде дома. В 2003 году была проведена масштабная реконструкция памятника исторической архитектуры Москвы, а само здание часто используется для правительственных международных встреч.

 

 

Историческая архитектура Москвы настолько разнообразна, что далеко не каждый житель Москвы, знает все те архитектурные чудеса, которые хранит в своих границах столица России.

 

 

 

 

 

liga-pro.ru

Архитектура Москвы - это... Что такое Архитектура Москвы?

В столице Российской Федерации Москве сохранился целый ряд ценных памятников архитектуры, некоторые из которых входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди наиболее выдающихся объектов — ансамбль Московского Кремля и Красная площадь, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурные комплексы монастырей Москвы (Андроникова, Донского, Новодевичьего и др.), ансамбли ряда усадеб (Кусково, Останкино, Царицыно, Кузьминки и др.), дом Пашкова, Большой театр и др.

Основные этапы застройки города

Предпосылки строительства

Топографические условия

Территория Москвы изначально представляла собой слегка холмистую местность, покрытую густыми лесами. Заливные болотистые луга располагались в основном на правом берегу Москвы-реки, в Замоскворечье. Согласно преданию, город расположен на семи холмах. Однако первое историческое поселение (детинец Московский Кремль) было основано на одном — Боровицком холме.

Основная часть города разместилась на высотах 120—150 м над уровнем моря с повышением до 255 м на юг, к Теплостанской возвышенности, и до 180 м на северо-запад, в сторону Клинско-Дмитровской гряды. Территорию города перерезают долины рек Москва, Яуза, Сетунь и др., берега которых в некоторых местах склонны к оползням.

Геологические условия

Породы, слагающие основную толщу московских грунтов, типичны для Среднерусской равнины, бывшей миллионы лет назад дном мирового океана. На глубине примерно 1500—2000 м залегает кровля (Московская синеклиза) древнего кристаллического фундамента Восточно-Европейской платформы, сложенного магматическими и метаморфическими гнейсами, гранитами, амфиболитами, кварцитами возрастом свыше 2 млрд лет. Южная половина Москвы приходится на Московский авлакоген (впадину) глубиной несколько сот метров, поэтому по центру города и по южной его границе проходят глубинные разломы фундамента, не заметные с дневной поверхности.

Фундамент до глубины примерно 1000 м покрывает толща протерозойских морских песчаников, глинистых сланцев и окаменевших глин возрастом около 1 млрд лет. Дно кембрийского моря составляют глины возрастом свыше 500 млн лет. На глубине около 350 м залегает девонский слой известняков и доломитов мощностью 600—800 м[1].

Известняки, доломиты, мергели, глины каменноугольных отложений возрастом 290—350 млн лет в некоторых местах Подмосковья и в пойме реки Москвы выходят на поверхность. Эти известняки и являются белым камнем, из которого построены многие здания и сооружения древней Москвы.

После отступления древнего моря верхние слои отложений подверглись выветриванию. Море вернулось на территорию Москвы примерно 165 млн лет назад и покрывало её в течение 85 млн лет. Отложения юрского и мелового периодов представлен чёрными и темно-серыми глинами, морскими и прибрежными песками с линзами песчаников[2].

В четвертичный период большое влияние на геологическое строение имели ледниковые эпохи и процессы водотока в межледниковые эпохи. Отложения этого периода мощностью до 40 м представлены моренными глинами, суглинками, песками, галечниками с включениями валунов, а также песчаными аллювиальными отложениями. Кроме того, естественные породы часто покрыты культурным слоем и техногенными отложениями толщиной в несколько метров.

В целом геологическая структура Москвы и ближнего Подмосковья благоприятна для строительства. Недра практически не содержат руд, но позволяют добывать сырьё для производства строительных материалов. С осторожностью следует относиться к строительству зданий в местах возможного проявления карста, подземных водотоков, тектонических разломов, оползней, техногенных отложений.

Гидрологические условия

Население издревле пользовалось питьевой водой из многочисленных родников, позже из колодцев, питающихся поверхностными водами (верховодкой).

Нынешняя территория города включает значительное количество поверхностных водоёмов, наиболее известные из которых реки Москва, Яуза, Сетунь, Сходня и др. От некоторых рек в центре города остались одни названия, например, Неглинная улица, Кузнецкий Мост, Самотёчная улица и Трубная площадь (от реки Неглинной, взятой в трубу). Другие водоёмы, напротив, были в разное время созданы искусственно, например, Водоотводный канал, Канал имени Москвы, акватория Южного речного порта.

Перемежающиеся слои водоносных (песчаных) и водоупорных (глинистых) горизонтов создают на разной глубине значительные запасы подземных пресных вод, которые используются для водоснабжения многих населенных пунктов Подмосковья. Наиболее известны Подольско-Мячковский горизонт (пресная вода с повышенным содержанием железа), залегающий в известняках на отметках 70-110 м под всей территорией Московы, а также Надъюрский горизонт (в песках, с кровлей на отметках 120—200 м)[3]. Из девонских и каменноугольных отложений добывается слабо минерализованная «Московская минеральная вода», ниже встречаются только рассолы.

В древности город был круглогодично обеспечен питьевой водой. Современный мегаполис в основном снабжается водой из поверхностных источников, обрабабываемой на станциях водоподготовки.

Экологические условия

Москва находится в зоне смешанных лесов, вблизи южной границы европейской тайги. Значительную часть лесов в древности составляли хвойные боры и дубовые рощи, в которых произрастал великолепный строевой и корабельный лес («раменье»). Они остались большей частью в московских топонимах: Боровицкий холм, Раменки, Раменское, Боровское шоссе, Серебряный Бор. В лесах водились пушные звери, дичь, пчёлы, росли ягоды и грибы, в реках водились бобры, ценная рыба. Природа древней Москвы была благоприятна как для охоты и собирательства, так позже и для земледелия.

Геополитические предпосылки

На территории Москвы и Подмосковья известны древнейшие неолитические стоянки, а также стоянки фатьяновской культуры, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры (бронзовому веку) — предположительно праславян[4].

К середине I тысячелетия до нашей эры она сменяется дьяковской культурой железного века, оставившей ряд городищ на территории Москвы, в том числе на Боровицком холме. Городища устраивались на берегах рек, укреплялись частоколами и рвами. Жилищами были полуземлянки, а также бревенчатые срубы и столбчатые каркасные дома. Этнически население местности относилось к финно-угорской языковой группе, предположительно к исчезнувшему племени меря.

Затем это место становится ареной продвижения на восток двух больших групп славянских племён: вятичей с юго-запада и кривичей с северо-запада. Мы едва ли узнаем подробности отношений язычников-славян с такими же язычниками-меря. Однако замечено, что наиболее значительные топонимы сохранили в основном дославянское звучание (Москва, Яуза, Руза, Истра, Пахра и др.), менее значимые имеют явные славянские корни. Как отмечает М. Н. Тихомиров, это объясняется устным общением славянского и финно-угорского населения в течение некоторого времени[5].

Земли за Окой (земли вятичей и кривичей) были изначально для Киевской Руси далёкой северной окраиной («Залесьем»). Вероятно, этим объясняется отсутствие в летописях подробных сведений о городах вятичей до XII века. Тем не менее археологические данные говорят о существовании поселений на территории Москвы в конце I тысячелетия нашей эры.

По мнению И. Е. Забелина, река Сходня (ранее Всходня) служила для перевалки судов на Клязьму и соединяла реку Москву с Волгой[6]. Москва, находясь вблизи путей «из варяг в греки», а также на Волгу, в арабские страны Востока, имела все шансы стать региональным торговым центром. Высокая плотность гидрологической сети обеспечивала зимой хорошее передвижение по замёрзшим рекам.

Древняя Москва

Основание Москвы

В тексте «Пантеона российских государей»[7], составленного в 1805—1810 годах, указано, что Москва (в устье Неглинной) основана в 880 году «вещим» князем Олегом. Эти сведения считаются вымыслом[6]. Некоторые археологические находки на территории современной Москвы действительно датируются IX—XI веками, например, в районе Зарядья.

Однако на территории Боровцкого холма отложений жилого слоя ранее середины XII века не обнаружены[8].

По мнению А. В. Арциховского[5], на месте Москвы жили вятичи (центром вятичей были рязанские земли), владел селом Кучково и ещё несколькими сёлами полулегендарный боярин Стефан Иванович Кучка. Во всяком случае, местность от Лубянки до Сретенских ворот до XV века носила название «Кучково поле». Среди владений С. Кучки называют Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино и Сущёво[9].

Согласно летописному преданию, суздальский князь Юрий Долгорукий (суздальцы, тверяне и смоляне были потомками кривичей) отобрал сёла у Кучки и основал город, назвав его по имени реки. Возможно также, что долгоруковская Москва и кучковские сёла какое-то время сосуществовали рядом. Почти одновременно князь Юрий закладывает города Дмитров, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, крепость в устье Клязьмы. Таким образом он укрепляет юго-западные границы суздальского княжества.

Официально годом основания Москвы считается 1147 год по первому летописному свидетельству в Киевской, Ипатьевской[10] и Тверской летописях[11], согласно которым Юрий принимал Святослава в Москве в 6655 году (то есть в 1147 по современному летоисчислению).

Застройка Москвы

Итак, Москва, точнее, Московский Кремль, был заложен в середине XII века на высоком мысу, образованном при впадении Неглинной в Москву-реку. Такое расположение характерно для населенных мест, заложенных в то неспокойное время. Отсюда же и знаменитая треугольная форма московского Кремля. Древние укрепления состояли из рва, песчаного вала и деревянной внутривальной конструкции. Укрепления неоднократно подновлялись. К XIII веку была освоена вся верхняя терраса Боровицкого холма[8]. Территория Кремля простиралась на восток до середины современной Ивановской площади.

Архитектурные стили

Деревянное зодчество XII—XIV веков

Городища Дьяковской культуры на территории Москвы датируются с IV века до н. э., одно из них — на Боровицком холме. Ранних деревянных построек на территории Москвы, конечно, не сохранилось — их уничтожили многочисленные пожары. По свидетельствам современников древних славян[12], наиболее раннее зимнее жилище представляло собой землянку с очагом, закрытую конической деревянной крышей.

С увеличением хозяйственного значения построек возникают полностью деревянные клети и избы, основу которых составлял сруб из брёвен. Брёвна соединялись «в обло», позже «в зуб» и «в лапу». Пол изначально был земляной. Прообразом первого фундамента были, очевидно, пни, на которые устанавливался сруб. Название такой конструкции встречается, например, в названии не сохранившейся деревянной, а затем каменной церкви Николы на Курьих ножках на Большой Молчановке.

Деревянные христианские церкви также имели в основе конструкции клети (четверики, шестерики, восьмерики в зависимости от конфигурации в плане), часто соединённые друг с другом. Кроме того, одной из основных конструкций был шатровый столп. Древнейшая деревянная церковь на территории Московского Кремля находилась на Боровицком холме, примерно в 50 м к западу от нынешних Боровицких ворот. Архитектурные традиции деревянных зданий впоследствии оказали большое влияние на каменное зодчество. Одно из первых известных по летописям храмовых зданий на территории Москвы — храм Даниила Столпника в Даниловом монастыре, построенный в 1282 году при князе Данииле, сыне Александра Невского. По некоторым данным, храм имел каменный подвал[13].

В Древней Руси дерево использовалось также в качестве основного строительного материала при сооружении оборонительных сооружений (острогов), мостов и др. Длина первых деревянных укреплений Кремля (детинца), созданных в 1156 году при Андрее Боголюбском и имевших треугольную в плане форму, оценивается, по разным данным, в 510—850 м[14]. Она неоднократно восстанавливалась после пожаров (1177, 1238, 1305, 1337 годы). В 1339—1340 годах при Иване Даниловиче Калите была построена дубовая крепость со рвом, имевшая периметр около 1670 м. Стены возводились вне периметра детинца. Использовались дубовые брёвна диаметром до метра. И эта крепость неоднократно горела: в 1343, 1354, 1365 годах.

Каменное зодчество XIV—XV веков

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рис. А. Васнецова

Первые каменные храмы и терема появляются в Киеве и в Новгороде в X — XI веках, в Ростове и Суздале — в XII веке[13]. Этому способствовал приезд каменотёсов из малолесистой Византии. Известняк добывали в Мячково, и, возможно, в Дорогомилово. На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор, заложенный в 1326 году, при Иване Калите. Строители (вероятно, из Суздаля) возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в 1330 — храм Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте деревянной возводится церковь архангела Михаила.

Эти постройки не сохранились. Аналогом пространственного решения тогдашних храмов может, вероятно, служить Звенигородский Успенский собор (XIV век), продолжавший традиции Владимиро-Суздальской архитектуры. Это одноглавный храм строгих пропорций, квадратный в плане, с тремя апсидами. Фасад расчленён архитравом по горизонтали и опорными столбами по вертикали.

В 1367 году при Дмитрии Донском строятся первые белокаменные стены Кремля. Его периметр (около 2000 м) близок к нынешнему, составляющему 2235 м при площади в 26,5 га. Первоначально Кремль имел 8 или 9 башен. Каменная кладка была выполнена за один сезон. Количество рабочих оценивается примерно в 2000 человек[14]. Верхняя часть стен и башен, а также кровля были деревянными. В 1475—1479 годах сооружается Успенский собор Кремля, сохранившийся до наших дней. Его строительство связано с именем Аристотеля Фиораванти, который отказался от непрочного известняка и создал в Калитникове завод по производству глиняного обожжёного кирпича.

В 1485—1495 годах при Иване III стены Кремля были перестроены и приобрели вид, близкий к современному. При этом известняк также был заменен кирпичной кладкой. В некоторых местах (в частности, вдоль набережной) до сих пор остался белокаменный фундамент Кремля Дмитрия Донского. Одновременно возводятся Благовещенский собор, Грановитая палата, в начале XVI века — Архангельский собор, составляющие уникальный ансамбль Московского Кремля.

Архитектура XVI века

Во второй половине XVI века на Красной площади в честь взятия Казани был сооружен собор Василия Блаженного - замечательный памятник, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО в составе архитектурного ансамбля Красной площади.

Архитектура XVIII века

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствии Красные ворота.

Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Оба они известны прежде всего по архитектурному комплексу в Царицино и Петровскому замку. Баженов построил знаменитый Пашков дом. По проектам Казакова построены Благородное собрание, дворец генерал-губернатора, здание Сената в Московском Кремле, дом Елисеева и многие другие московские здания.

Архитектура XIX века

Пожар 1812 г. уничтожил значительное количество зданий, построенных в предыдущие века. Сильно пострадал центр города. На месте сгоревших зданий появились новые, преимущественно в стиле классицизм.

Наиболее известные здания начала XIX века - здание Московского университета на Моховой улице, Английский клуб.

В первой половине века был окончательно срыт Земляной вал, на его месте было образовано Садовое кольцо.

Наиболее известные здания второй половины XIX века - городская Дума, Исторический музей, Верхние торговые ряды, комплекс зданий фабрики "Эйнем", здания всех железнодорожных вокзалов и другие.

Московский модерн

В конце XIX - начале ХХ века в Москве было построено несколько десятков зданий в стиле модерн. Многие из них сооружены по проектам выдающегося архитектора Ф.О. Шехтеля - Ярославский вокзал, Дом приемов МИД на Спиридоновке, 17, и другие. Архитектор В. Мазырин спроектировал дом Морозова на Воздвиженке, 16 в неомавританском стиле. Другие известные здания этого времени - гостиница "Националь", гостиница "Метрополь".

Архитектура и градостроительство в годы Советской власти

Вид на Москва-реку и высотное здание на Котельнической набережной с Большого Краснохолмского моста

К началу XX века Москва уже была в значительной степени оснащена системами теплоснабжения, водоснабжения, канализации, уличного освещения, асфальтом было покрыто 185 тыс. кв. м. дорог. При этом значительное количество домов, особенно на окраинах, были деревянными, неблагоустроенными.

После преодоления разрухи, возникшей в результате Гражданской войны, началось ускоренное развитие города.

Одним из первых заметных сооружений начала 20-х годов стала Шуховская башня. В 20-е годы и в начале 30-х годов было построено несколько зданий по проектам К. Мельникова, отличавшихся новаторской необычной архитектурой. Наиболее известные из них - Клуб Русакова, Дом Мельникова. Архитектор Щусев стал автором таких широко известных объектов, как Мавзолей Ленина и здание Казанского вокзала.

Новый этап в перестройке Москвы начался после постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.07.1935 о генеральном плане реконструкции г. Москвы, в основу которого были положены идеи и указания И. В. Сталина. С 1935 по 1940 год в рамках работ по замене булыжного покрытия мостовых было заасфальтировано свыше 3 млн м² улиц, площадей и набережных. В этот же период был построен 41 км гранитных набережных. С 1935 по 1941 год в Москве было построено 11 новых мостов.

За первые 5 лет осуществления плана реконструкции Москвы в столице было построено свыше 500 многоэтажных жилых домов с 1800 тыс. м² жилой площади. Была проведена реконструкция и расширение улицы Горького, реконструкция Большой Калужской улицы, Ленинградского проспекта, Можайского шоссе, 1-й Мещанской улицы. В период 1930—1950-х годов Садовое кольцо было значительно расширено, заасфальтировано и на значительном своем протяжении застроено новыми жилыми домами и общественными сооружениями. За этот период в Москве были построены метрополитен имени Л. М. Кагановича, два аэропорта - Быково и Внуково, канал Москва-Волга, комплекс Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки. Были построены такие сооружения, как гостиница «Москва», театр Красной Армии, Северный речной вокзал, Библиотека имени Ленина, концертный зал имени П. И. Чайковского, гостиница «Пекин», гостиница «Советская», семь высотных зданий, так называемых «сталинских высоток».

С середины 50-х годов возобладал утилитарный подход к жилищному строительству, выразившийся в возведении однотипных относительно дешевых зданий с малогабаритными квартирами, подходящих для решения обострявшейся жилищной проблемы в городе. Типичными строениями этого времени явились пятиэтажные блочные и панельные жилые дома, так называемые "хрущёвки" (по имени вдохновителя этой серии зданий Н. С. Хрущева). Впоследствии этажность домов возросла, а в качестве материала чаще всего стали использоваться типовые панели.

С 60-х годов в Москве появилось несколько новых для Советского Союза зданий с преобладанием стеклянной облицовки наружных стен. Это прежде всего Здание СЭВ, здание института Гидропроект, здания гостиницы "Аэрофлот" и некоторые другие.

Уничтожение исторической застройки
  • В 1930-е годы был уничтожен ряд крупнейших в городе православных храмов и монастырей. Храм Христа Спасителя был взорван в декабре 1931 года[15]. В 1937 году был уничтожен располагавшийся на Пушкинской площади Страстной монастырь[16]. С 1932 года в Москве уничтожено не менее 426 памятников мирового значения, среди которых — архитектурные шедевры XVII века церковь Успения на Покровке и храм Святителя Николая Большой Крест[17].
  • В конце 1960-х — начале 1970-х годов в результате желания властей расширить некоторые улицы, построить в центре города многоквартирное жилье и новые госучреждения, были снесены ряд исторических зданий. Среди них — Дом поэта Хомякова, памятник архитектуры начала XIX века на Ул. Композиторов, 7.; четырёхэтажный каменный дом на Ул. Воровского, 2; Дом Перфильева на Большой Грузинской, где бывал Гоголь, жил Л. Толстой; Дом Шиловско-Богачевой (ул. Горького, 22), построенный архитектором Григорьевым в 1811 г.; Дом Римской-Корсаковой (Пушкинская площадь, 3), построенный в 1773 г. архитектором Еготовым; дом на ул. Чехова, 5, где жил поэт А. Мицкевич, бывал А. С. Пушкин был снесен в 1968 г.; дом дом И. П. Тургенев на ул. Кропоткина, 38, где бывал И. С. Тургенев; Дом Лопухиных, начала XIX века, часто бывал Лермонтов (Большая Молчановка, 11.) ; Дом Каменских, где жил и умер Одоевский (Смоленский бул., 19) ; Дом, в котором родилась русская актриса М. Н. Ермолова Ул. Ермоловой, 12. Практически полностью ликвидирована историческая застройка на улицах Димитрова (ныне Большая Якиманка), Манежной и многих других[18]. На месте исторической застройки в центре города, в частности, на Большой Якиманке появлялись типовые многоэтажные панельные дома[19]
  • Согласно Постановлению МГК КПСС от 25 июня 1972 г. «О застройке центральной части города Москвы», планировалось полное уничтожение всей исторической застройки в городе — от Манежа до бассейна «Москва», в частности кварталы из домов XVII—XIX веков на улицах Волхонка и Фрунзе (ныне улица Знаменка), где планировалось строительство нового музея Ленина — гигантского стеклянно-бетонного цилиндра. Согласно макету, Замоскворечье полностью планировалось расчистить от старой застройки, прямо напротив Кремля планировалось строительство многоэтажного район стандартных новостроек. От Каменного до Москворецкого моста планировалось объединить Москва-реку и Обводной канал и на месте Болотной площади соорудить озеро в качестве главного водоема Москвы. Реализация этого плана явилась бы фактическим уничтожением основной исторической части столицы. Ведущие советские ученые — академики Лев Арцимович, Борис Рыбаков и Петр Капица в ноябре 1972 года написали письмо в газету «Правда», подвергнув данный градостроительный план резкой критике, после чего Леонид Брежнев распорядился его пересмотреть[18].

Современная архитектура

В последние годы в Москве строится всё больше высотных офисных зданий, различных деловых и культурных центров. Создаются новые памятники и скульптуры. Этим сооружениям и объектам также необходимо уделить внимание, поскольку именно они формируют облик современной Москвы[20]. Вместе с тем, с начала 1990-х годов в Москве было разрушено, по некоторым оценкам, более 700 исторических зданий,[21] среди которых Гостиница Москва, Тёплые торговые ряды, «Военторг» и ряд других выдающихся памятников архитектуры. В эти же годы возник так называемый «лужковский стиль», который несёт в себе признаки постмодернизма,[22] историзма[23] и эклектики.[24][25] Однако «лужковский стиль» часто подвергается суровой критике. Некоторые оценивают данный вид архитектуры как китч,[26] пошлость[27][28] и дурновкусие, ставят его в один ряд с турецкой и египетской курортной архитектурой.[29][30]

Образцами лужковского стиля являются такие постройки, как торговый центр «Наутилус» на Лубянской площади, фонтан «Пушкин и Натали» на площади Никитских Ворот,[26] Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке, ресторан «Белый лебедь» на Чистых прудах, офисное здание «Самсунг» на Большой Якиманке,[31] торговый центр «Новинский пассаж» и другие.[32]

В первом десятилетии XXI века началось строительства комплекса зданий Московского международного делового центра Москва-Сити, который представляет собой несколько высотных сооружений преимущественно офисного типа. Этот комплекс является уникальным для России и включает в себя здание Меркурий Сити Тауэр высотой 338,8 метров, которое на момент ввода в эксплуатацию стало самым высоким в Европе.

См. также

Примечания

  1. ↑ Белая Н. И., Дубинин Е. П., Ушаков С. А. Геологическое строение Московского региона. М.:МГУ, 2001. — 104 c.
  2. ↑ Павлов А. П. Геологический очерк окрестностей Москвы, 5 изд. — М.:МОИП, 1946. — 82 с.
  3. ↑ И.Данин. Скважинное водоснабжение//Сантехника, водоснабжение, кондиционирование, 2002, № 4
  4. ↑ Трусов А. В. Москва в эпоху камня и бронзы. Интернет-проект «История Москвы», 2000
  5. ↑ 1 2 Тихомиров М. Н. Древняя Москва. XII—XV вв. В кн.:Средневековая Россия на международных путях. XIV—XV вв. М.:1992. с. 6-181
  6. ↑ 1 2 Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905
  7. ↑ Е. Филипповский. Пантеон российских государей, или краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, царей, императоров и их супруг и детей. Факсмильное воспроизведение издания 1805—1810 гг. в 3 томах. СПб.:Альфарет, 2008. — 766 с.
  8. ↑ 1 2 Панова Т. Д. История укреплений Москвы XII—XIV веков. Тезисы доклада на всероссийском симпозиуме «Кремли России», М., 1999 г.
  9. ↑ Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. Переиздание. М.: АСТ, Хранитель, 2008. — 764 с. — ISBN 978-5-1703-7381-9
  10. ↑ Полное собрание русских летописей. т. 2. СПб.:тип. Э.Праца, 1863.
  11. ↑ Полное собрание русских летописей. т. 15. СПб.:тип. Э.Праца, 1863.
  12. ↑ Абу-Али Ахмед Ибн-Омар Ибн Русте. Книга драгоценных сокровищ.
  13. ↑ 1 2 Снегирёв В. Л. Московское зодчество. Очерки по истории русского зодчества XIV—XIX веков. М.: Московский рабочий, 1948. — 292 с.
  14. ↑ 1 2 Н. Н. Воронин. Московский Кремль (1156—1367 гг.) Материалы и исследования по археологии СССР, № 77, 1958 г. стр. 57-66.
  15. ↑ Храм Христа Спасителя
  16. ↑ Русская линия / Новости / В Москве на месте Страстного монастыря состоится молебен в честь Страстной иконы Божией Матери
  17. ↑ http://www.rop.ru/about/ruk/vladimir_06.php
  18. ↑ 1 2 Ъ-Власть — «Ураган варварских разрушений проносится по улицам»
  19. ↑ Замоскворечье. ЯКИМАНСКАЯ ЧАСТЬ. II. ОТ МОСКВЫ-РЕКИ ДО БОЛЬШОЙ ЯКИМАНКИ
  20. ↑ Современная архитектура Москвы  (рус.). vs-travel.ru. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 24 февраля 2009.
  21. ↑ С. Рейтер Похороны Москвы. «Большой город» № 16 (8 сентября 2009). Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 15 декабря 2009.
  22. ↑ Г. Ревзин Лучший Хеопс России. «Коммерсантъ» № 163 (9 сентября 1999). Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  23. ↑ Г. Ревзин Лужковская Москва: Стиль вампир. «Профиль» № 44 (24 ноября 2003). Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  24. ↑ О. Кабанова Столица пяти утопий. «Русская жизнь» (31 августа 2007). Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  25. ↑ А. Крижевский Оно процветает. «Русская жизнь» (10 сентября 2008). — Директор Музея архитектуры Давид Саркисян о вкусах и аппетитах власти. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  26. ↑ 1 2 Н. Малинин Из кича в кэмп перелетая. Последний акт лужковского стиля: "дурь московская". «Независимая газета» (11 июня 1999). Архивировано из первоисточника 1 марта 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  27. ↑ Е. Синева Михаил Филиппов: Москва вывернулась наизнанку. «Известия» (13 октября 2003). Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  28. ↑ Г. Ревзин Конструктор счастья. «Проект Классика» (1 ноября 2006). Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  29. ↑ Г. Ревзин Считайте меня классицистом. «Власть» № 33 (22 августа 2005). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 25 декабря 2009.
  30. ↑ А. Привалов О переназначении Лужкова. «Эксперт» № 22 (11 июня 2007). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 25 декабря 2009.
  31. ↑ Г. Ревзин Москва: Десять лет после СССР. «Неприкосновенный запас» № 5 (2002). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.
  32. ↑ Е. Ларичев Архитектура умолчания. «Неприкосновенный запас» № 5 (2002). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 25 декабря 2009.

dic.academic.ru

Архитектура Москвы XVIII века

(Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)

Москва во второй половине XVIII века После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших Русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербург, снова взялись за перестройку и строительство Москвы. В это время прямо на глазах вырастали церкви и больницы, школы и университеты, а так же различные общественные здания.

В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века , входили М. Казаков и В. Баженов. В 1799 году, В. Баженов оканчивает гимназию, которая находилась при Московском университете, затем продолжает учебу в новой, только что организованной академии художеств в Петербурге. После окончания обучения, Баженов отправляется в Италию и Францию, а по возвращении, он получает звание академика.

(Кремлевский дворец в белых стенах Кремля)

Не обращая внимания на то, что его архитектурная карьера в столице, складывалась наилучшим образом, Баженов по приглашению Екатерины II возвращается в Москву, где приступает к воплощению в жизнь грандиозных планов императрицы, и в первую очередь, это возведение Кремлевского Дворца. Но как выяснилось, патриархальная Москва еще не была готова к слишком смелым решениям архитектора, и его проект с треском провалился.

(Белый Кремль)

По приказу императрицы следовало снести наиболее обветшалые здания кремля, разобрать некоторые участки стен с южной стороны, а вокруг оставшихся древних строений, в том числе и колокольни "Иван Великий", построить грандиозный дворец в стиле классицизма. Следуя замыслам архитектора, на территории кремля было возведено множество зданий, в число которых входил театр, различные коллегии, арсенал, а так же народная площадь.

Все это было проделано с единственной целью, превратить средневековую крепость, в тесно связанный со столицей большой общественный комплекс. Баженов представил Екатерине не только чертежи будущего дворца, но и изготовил его деревянный макет. Но не смотря на то, что императрица одобрила проект архитектора, и даже провели торжественную церемонию по закладке первого камня, воплотить его в жизнь было не суждено. В начале 1775 года, Екатерина II, дает Баженову новое задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения "Черная грязь", впоследствии получившего название Царицыно.

(Дворец в Царицино)

По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, а так же множество других сооружений, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно, отличался от строительных ансамблей того времени, формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.

(Васильевский спуск)

Так же здесь можно встретить и исконно русские элементы средневековой архитектуры, например "Ласточкин хвост", напоминающий окончания стен современного Кремля. Стены выполненные из красного кирпича, прекрасно сочетаются с белыми декоративными элементами, такое сочетание присуще архитектуре конца XVII века. Что касается планировки, она специально была выполнена максимально сложной. Снаружи дворец выглядел настолько мрачным, что когда императрица его увидела, она воскликнула что это больше похоже на тюрьму, а не на резиденцию царицы.

(Московский Кремль XVIII века)

Жить в ней она отказалась. В дальнейшем, по приказу императрицы большинство построек, в число которых входил и дворец, были снесены. Строительство нового дворца, в готическом стиле, было поручено известному в то время русскому архитектору М. Казакову. Его строительство он завершил к концу 1793 года.

moscowchronology.ru

Архитектура Москвы XIX века

В начале XIX века Москва больше походила на большую деревню. Множество домов с мезонином, особняки богачей в центре, купеческие хоромы, а на окраинах – хижины и лачуги, обнесенные покосившимися заборами. И огороды, огороды, огороды… Улочки – узкие, затейливо изгибающиеся и порой представляющие такой лабиринт, что заблудиться легко. В центре Москвы – чистенько, потому что площади и центральные улицы дворники чистили. Зато окраины – сплошь грязь, навоз и непроходимые чащобы перелесков, бескрайние поля и пустыри. Примитивные фонари, укрепленные на выкрашенных когда-то в серую краску столбах, уныло освещали вечерами улочки в центре города.

Пожар 1812 года практически уничтожил старую Москву. После войны с Наполеоном город начинает застаиваться, но уже по новому, основательно, на века.

Застраивается Арбат, все больше принимая вид нынешнего культового места. От Кремля до Смоленской площади вытянулась улица Смоленская. А до Твери проложена широчайшая дорога – та самая, которая сейчас носит название Ленинградского шоссе.

Сразу 16 почти параллельных улиц строятся возле Измайловского парка. Они раньше и назывались: 1-ая Парковая, 2-ая Парковая и т.д. А центральной магистралью в Измайлово стал Сиреневый бульвар.

После пожара строятся уже не особняки, а огромные многоэтажные здания. Москва растет вверх и вширь, Это объясняется и тем, что после памятных событий 1861 года в город хлынула волна переселенцев. Для сравнения: численность населения Москвы в начале XIX века составляет около 300 тысяч человек. К концу столетия в первопрестольной жили уже больше миллиона жителей.

Особая примета времени – доходные дома. Владельцы выстраивали многоэтажные здания, в которых устраивали миниатюрные квартирки. Их сдавали по дешевке всем тем, кто искал жилье в Москве: рабочим и студентам, мещанам и бедным купчикам. Такие дома выросли на Арбате и Ходынке, близ Сухаревки. Самый большой доходный дом был выстроен на лубянке – не месте владений Н.Мосолова.

Лужники, кстати, еще не были присоединены к Москве. В XIX веке это место было отдано под откуп купцам, которые сдавали землю под огороды. В конце столетия в Лужниках открывается сразу несколько фабрик.

На Зубовском бульваре были построены знаменитые провиантские склады по проекту В.Стасова. Это здание считается одним из лучших образчиков классической архитектуры, несмотря на отсутствие привычных для этого стиля колонн.

В конце XIX века все больше стало появляться затейливых зданий в стиле новомодного модерна. Это особняки богатого московского купечества: дома Морозовых, Носовых, Рябушинских.

Наиболее значимые постройки в Москве в XIX веке:

• здание Московского государственного университета на Моховой;

• здание Думы;

• Исторический музей;

• на месте срытого земляного вала устроили Садовое кольцо;

• Политехнический музей;

• вокзал Северной железной дороги на Каланчевской площади – яркий образчик модернизма;

• верхние торговые ряды на Красной площади;

• Большой и Малый театры:

• здание Консерватории на Большой Никитской.

В 1839 начинается строительство Большого кремлевского дворца под руководством архитектора К.Тона. На первом этаже размещались личные покои императора, второй этаж был отдан под парадные залы. Появились Георгиевский, Владимирский, Екатерининский залы. Большая часть помещений повторяла черты "русско-византийского стиля", а интерьер украшали малахитом и мрамором, лепниной и росписью, изделиями из бронзы и фарфора.

Тот же К.Тон в 1851 году строит Оружейную Палату, музей-сокровищницу, в которой хранится огромное количество регалий Романовых, изделия оружейных мастеров, собрание золотых и серебряных украшений и много других экспонатов.

Из памятников, украсивших первопрестольную в XIX веке, нельзя не отметить памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади в 1818 году.

Глобальные изменения в архитектуре Москвы начнутся уже после революции 1917 года. А пока Москва еще была златоглавой, по-купечески размашистой, роскошной, с настоящим русским духом, не отравленным всепроникающим дыханием запада, как это было в северной столице.

moscowchronology.ru

Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры

Читать город как книгу не так уж сложно! Главное – присмотреться к «говорящим» деталям. Как отличить храм XVI века от храма XVII века? В чем разница межу эклектикой и модерном? Где настоящее узорочье, а где – стилизация? Об этом расскажут говорящие архитектурные детали, запомнить которые совсем не сложно.

Дмитрий Беззубцев

Дмитрий Беззубцев

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One, историк архитектуры Дмитрий Беззубцев рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района. Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Никольская церковь в селе Каменское (Московская область), построена предположительно в XIV веке

Никольская церковь в селе Каменское (Московская область), построена предположительно в XIV веке

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде. Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Звенигород. Успенский собор на Городке

Звенигород. Успенский собор на Городке

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Храм Покрова на Нерли

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли. Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

XV-XVI века: итальянцы в России

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

Архангельский собор

А вот Архангельский собор, украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Архангельский собор Кремля

Архангельский собор Кремля

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве, построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768

Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках. Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота. Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Воскресенские ворота

Воскресенские ворота

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле. Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Верхоспасский собор Московского Кремля

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

Спасский храм в селе Уборы

Спасский храм в селе Уборы

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления, на Старой Басманной – храмом мученика Никиты.

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

XVIII-XIX века: эпоха городских усадеб и имперского ампира

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать. Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы.

Здание Первой градской больницы

Здание Первой градской больницы

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – Скорбященская церковь на Большой Ордынке.

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль. Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон. Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Здание Манежа

Здание Манежа

Конец XIX века: время эклектики

Храм Христа Спасителя

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, Храм Христа Спасителя – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Исторический музей

Или здание Исторического музея: много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Исторический музей

Исторический музей

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Пушкинский музей

Пушкинский музей – неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Пушкинский музей

Пушкинский музей

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских.

Московский особняк крупного предпринимателя Степана Павловича Рябушинского, построенный в 1900-1902 гг.

Московский особняк крупного предпринимателя Степана Павловича Рябушинского, построенный в 1900-1902 гг.

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.

Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры. Читайте также:

www.pravmir.ru

Архитектура городов России. Архитектура Москвы часть вторая: храмовая архитектура Москвы.

 

Москва славиться не только исторической архитектурой, или архитектурой советских времен. И, даже, не современной архитектурой. Москва славится своей храмовой архитектурой, которая в столице России просто великолепна. Храмы, соборы, церкви – все эти места паломничества верующих есть в Москве, и все они стоят высоко в епархии Московской православной церкви. Московские храмы всегда считались местом, наиболее близким к Богу, поэтому, большинство образцов храмовой архитектуры Москвы роскошны внешне!

 

 

Самые яркие образцы храмовой архитектуры Москвы

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

Именно храмы и соборы Москвы пережили все напасти, которые переживала столица России, и в который раз доказали справедливость исторической аксиомы – самое безопасное место, это место в храме.

 

 

Архангельский собор Московского Кремля – один из самых известных соборов России. История собора идет со времен правления Михаила Хоробита (середина 13-го века). Современный же собор был заложен в 1508 году. Долгое время собор служил для проведения панихид в даты смерти правителей. В 1913 году Архангельский собор был реставрирован, а его убранства были улучшены. Пятиглавый храм, в обработке стен которого использовались элементы эпохи Возрождения, считается одним из самых святых мест в Московской православной церкви.

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

Успенский собор Московского Кремля – храм, который должен был быть построен в 1975 году, так и не был достроен, так как масштабное землетрясение разрушило незавершенную постройку. Успенский собор был воплощен в жизнь в 1479 году. Внешний вид собора лаконичен и монолитен с пятью золотыми главами и 12 столпами, на которые делится внутренний объем собора. 

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

Богоявленский монастырь Москвы – древнейший монастырь столицы России, возведенный в 14-веке. Здание Богоявленского монастыря многократно перестраивалось, и его изначальная территория сократилась в три раза. Сейчас Богоявленский собор передан Московской церкви, и в нем ведутся богослужения.

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

Благовещенский собор на Соборной площади – роскошный образец храмовой архитектуры Москвы. Собор славится своим убранством – изображения древнегреческих мыслителей и мудрецов, росписи и огромный иконостас.

 

 

Собор Василия Блаженного – собор, который воплощает в себе лицо Московской церкви. Собор занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также, для многих Собор Василия Блаженного стал главным символом Москвы. 65-метровый храм представляет собой огромный комплекс, с несколькими церквями и роскошным внешним и внутренним убранством.

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

Храм иконы Божией Матери – роскошный пример храмовой архитектуры современности. Храм был построен в 2001 году, и стал важным местом для паломников Московской епархии. Храм в Марьино стал новым витком развития Московской церкви и первым образцом храмовой архитектуры в 21-веке. Пятикупольный храм с кровлей из меди, с симметрично расположенными куполами относительно центрального купола, а также двумя колокольнями.

 

 

Храм Воскресения Христова в Сокольниках – православный храм, построенный в архитектурном стиле модерн. Храм сделан в форме креста, а алтарная часть ориентирована на юг, что не свойственно православным храмам. У храма девять главок - восемь черного цвета, а центральная главка покрыта позолотой.

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

Казанский собор на Красной площади - воссозданный храм в 1993 году. Храм освящен в честь иконы Казанской Божией Матери. Храм обладает характерным обликом для российской храмовой архитектуры 17-го века – одноглавый храм с горкой кокошников.

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор, впечатляющий своими размерами, построенный в 1996 году. Храм был восстановлен после сноса в 1931 году, который был осуществлен согласно решению ЦК КПСС. Храм славиться своим величественным внешним видом, внутренними убранствами, и многочисленными святынями – мощи святителя Филарета, а также многочисленные приношения святых реликвий. 

 

 

храмовая архитектура Москвы

 

 

В Москве функционируют сотни храмов, каждый из которых представляет собой значимые памятники храмовой архитектуры, заслуживающие внимание.   

 

liga-pro.ru

Современная архитектура Москвы: 10 самых интересных памятников

Сияющие небоскребы, пестрые жилые комплексы, элитные особняки и другие яркие примеры современной архитектуры столицы.

1. Дом-яйцоМосковское здание, которое возникло на улице Машкова в 2002 году, получило «говорящее название «Дом-Яйцо», или «Яйцо Фаберже». Высота этого здания — 4 этажа, первый этаж или так называемая входная группа выполнена в виде необычных ножек-волют, которые разделены окнами-иллюминаторами. Интересно, что, несмотря на оригинальность проекта и массу достоинств, в доме так никто и не жил постоянно. Первоначально особняк был продан за 1,2 миллиона долларов, что для 2002 года было довольно дорого, а уже в 2007 году здание было выставлено на продажу за 10 миллионов рублей. Новые покупатели пока так и не нашлись.

0_27896_df3a5e8_L

Где: ул. Машкова, 11.

2. Cooper houseЭлитный жилой дом неподалеку от Пречистенской набережной, находящийся в так называемой «Золотой миле» – фешенебельном жилом квартале. Автор оригинального проекта — известный московский архитектор Сергей Скуратов.Здание стало лауреатом Московского смотра на лучшее произведение архитектуры 2002 – 2003 гг. Дом состоит из трех узких корпусов, соединенных стеклянными галереями. Фасады здания облицованы медными пластинами и украшены со стороны улицы зеленоватыми стеклами, расположенными под разными углами. Внутри – всего 18 квартир площадью от 127 до 470 кв.м.

KMO_080752_00091_1_t210

Где: Бутиковский пер., 3.

3. Бизнес-центр «Китеж»Торгово-офисный центр «Китеж», который москвичи часто называют «Титаник», возвышается над городом неподалеку от Киевского вокзала. Ассоциации с кораблем (а также – с утюгом) вызывает его необычная дугообразная форма с консольным расширением на верхних этажах. Большую часть здания занимают офисы и залы, в которых проводят разнообразные мероприятия: конференции, тематические семинары и тренинги в Москве. Авторы проекты – архитекторы ГУМ МНИИП Моспроект-4, в том числе Андрей Боков.

80b94bcadac22c9139d648ae210b096c

Где: ул. Киевская, 3-7

4. Москва-ситиОдин из самых громких проектов столицы, который одни считают одой современной архитектуре, а другие – порчей исторического облика города. Как бы то ни было, сияющие небоскребы масштабного делового комплекса уже прочно заняли место в ряде визитных карточек Москвы. В 2011 году одно из зданий на территории Сити побило рекорд Европы по высоте, оставив позади лондонскую башню! Конца и края нет стройке в новом деловом районе на Пресненской набережной, который увеличивается в росте, глубине (подземные этажи) и ширине. Многие здания в Сити уже введены в эксплуатацию, в некоторых из них работают офисы, в других — рестораны.

01

Где: Пресненская набережная

5. «Помпейский дом»Дом с достаточно типичной для центра города архитектурой – и удивительной расцветкой! Автором проекта стал архитектор Михаил Белов, который решил украсить фасад здания необычными росписями, а окна последних этажей оригинальными карнизами, портиками и колоннами. Проект вынашивался архитектором всего 2 года, и его строительство было завершено в 2005 году.

pompeiski_dom_3

Где: Филипповский переулок, 13.

6. ЖК «Авангард»Элитный жилой комплекс, издалека радующий глаз своими яркими красками. 22-х этажная башня, возведенная на высокие опоры, облицована разноцветными плитами, которые образуют живой ассиметричный рисунок. Проект комплекса был разработан в мастерской известного архитектора Сергея Киселева и был неоднократно награжден архитектурными премиями. Также ЖК «Авангард» считается одним из самых позитивных домов в Москве — высотная башня со своим оптимистичным декором стала яркой архитектурной доминантой района Черемушки.

23612157

Где: Новочеремушкинская ул., д. 60.

7. Театр Et CeteraВ 2005 году рядом с Тургеневской площадью появилось новое здание, которое сразу же привлекло внимание москвичей. Дворцовый портал, скопированный со знаменитого дворца Бурже, эклектичные окна и неожиданные очертания – таким стало новое здание театра «Et Cetera». Довершает эту эклектичную постройку, в проектировании которой принимал участие художественный руководитель театра Александр Калягин, неожиданная башня, выполненная в конструктивистском стиле.

super.photo

Где: Фролов пер., 2.

8. «Дом-ребус» на Верхней МасловкеДом-ребус сразу выделяет из ряда типичных жилых новостроек Москвы тем, что невозможно сразу определить, сколько же в здании этажей. Дело в том, что коридоры являются общими для нескольких этажей, а высота потолков в квартирах различная и соответствует 5 м в гостиных комнатах и 2,5 м в спальных. «Дом-ребус» на Верхней Масловке является ярким представителем конструктивизма – все лини строения строгие и лаконичные. Фасад здания выглядит в меру футуристично и при этом создает впечатление сказочного замка с башнями.

cc15f44545887833cd2408efabd07cfd_w960_h3048

Где: ул. Верхняя Масловка, 23.

9. «Римский дом»Жилой комплекс «Римский дом» построен в районе Замоскворечье, в самом центре «старой Москвы». Расположенный полукругом жилой дом со стройными колоннами и портиками окружает типичный римский двор. Построенный в 2006 году, дом был назван газетой «Известия» самым красивым зданием Москвы за последние сто лет. А специалисты единодушно отметили, что данный проект дал надежду на возрождение традиционного русского классицизма.

18499_2_01

де: 2-й Казачий пер., 4/6

10. Живописный мостВантовый мост в Серебряном бору полностью оправдывает свое название. Конструкция Живописного моста имеет аналогов в мире — пилон выполнен в виде огромной арочной конструкции, перекинутой с одного берега реки на другой, причем мост пересекает реку под острым углом. По обе стороны моста установлены шумозащитные экраны. В 2009 году планировалось открыть ресторан над живописным мостом, здание, которым украсили живописный мост, напоминает летающую тарелку. Здесь собирались разместить смотровую площадку и ресторан, но кризис распугал всех инвесторов и теперь тысячетонная конструкция находится заброшенной.

0_364dd_e376f276_orig

Где: м. «Полежаевская», Серебряный бор.

Рейтинг этого места

[Голосов: 13 Рейтинг: 3.2]

andrive.ru


Смотрите также