Чудеса древнего востока. Некоторые особенности экономики Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 2 Государства Древнего Востока. Чудеса древнего востока


Чудеса Древнего Востока. Чудеса света

Чудеса Древнего Востока

Вавилонская башня

Вавилонскую башню древние не причисляли к чудесам света, и совершенно напрасно. Она до сих пор считается одной из самых знаменитых и необычных построек Древнего Вавилона, расположенного на берегу реки Евфрат в Передней Азии. О Вавилонской башне рассказывалось еще в Библии. Согласно библейскому преданию люди Земли сначала жили в одном прекрасном месте и разговаривали на одном, понятном всем языке. И решили они построить там город, который бы украшала очень высокая башня. Когда строительство было в полном разгаре, Бог глянул на нее и поразился человеческой гордыне: люди попытались создать нечто Божественное! Тогда он в ярости перемешал все языки, чтобы люди перестали понимать друг друга. Жители Вавилона разошлись кто куда, а заброшенная башня осталась в веках символом всеобщей сумятицы. Библейская легенда повествует о реально существовавшей в середине VII в. до н. э. башне. Она состояла из поставленных одна на другую восьми ступеней, нижняя из которых представляла собой квадрат со стороной 90 м. Высота сооружения была такой же. Снаружи вдоль стен наверх поднимались лестницы. Они вели к храму бога Мардука, расположенному на верхнем ярусе. Во время праздников толпы вавилонян собирались вокруг башни, чтобы совершить различные ритуалы (действия, церемонии) в честь верховного бога.

Вавилонская башня была построена в виде зиккурата – большого сооружения, состоящего из ступеней, которые постепенно сужались к вершине, напоминая ведущую в небо лестницу. Такие зиккураты находились почти во всех крупных городах Древней Азии. Что-то похожее на них строили индейские племена – майя и инки. Подобные сооружения были обнаружены на острове Ява.

Вавилонская башня была очень колоритной. Ее верхний ярус был обложен синей глазурованной плиткой и покрашен в золотой цвет. Плитка и золото сверкали на солнце и были видны издалека.

Грандиозную башню сооружали несколько поколений людей, на нее ушло 85 млн кирпичей. На протяжении своей истории зиккурат много раз разрушался, но трудолюбивый вавилонский народ заново отстраивал его и восстанавливал внешнюю отделку.

Однако башне не суждено было уцелеть: царь Персии Ксеркс, сметавший все на своем пути, не пожалел и вавилонское чудо. Но даже развалины зиккурата были такими огромными, что вызывали у всех восхищение. Археологические раскопки на месте Древнего Вавилона подтвердили все, что рассказывали про башню древние авторы. Найденные фундамент и остатки башни по размаху можно вполне сравнить со знаменитыми чудесами света.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Вавилонская башня. Чудеса света

Вавилонская башня

Вавилонскую башню древние не причисляли к чудесам света, и совершенно напрасно. Она до сих пор считается одной из самых знаменитых и необычных построек Древнего Вавилона, расположенного на берегу реки Евфрат в Передней Азии. О Вавилонской башне рассказывалось еще в Библии. Согласно библейскому преданию люди Земли сначала жили в одном прекрасном месте и разговаривали на одном, понятном всем языке. И решили они построить там город, который бы украшала очень высокая башня. Когда строительство было в полном разгаре, Бог глянул на нее и поразился человеческой гордыне: люди попытались создать нечто Божественное! Тогда он в ярости перемешал все языки, чтобы люди перестали понимать друг друга. Жители Вавилона разошлись кто куда, а заброшенная башня осталась в веках символом всеобщей сумятицы. Библейская легенда повествует о реально существовавшей в середине VII в. до н. э. башне. Она состояла из поставленных одна на другую восьми ступеней, нижняя из которых представляла собой квадрат со стороной 90 м. Высота сооружения была такой же. Снаружи вдоль стен наверх поднимались лестницы. Они вели к храму бога Мардука, расположенному на верхнем ярусе. Во время праздников толпы вавилонян собирались вокруг башни, чтобы совершить различные ритуалы (действия, церемонии) в честь верховного бога.

Вавилонская башня была построена в виде зиккурата – большого сооружения, состоящего из ступеней, которые постепенно сужались к вершине, напоминая ведущую в небо лестницу. Такие зиккураты находились почти во всех крупных городах Древней Азии. Что-то похожее на них строили индейские племена – майя и инки. Подобные сооружения были обнаружены на острове Ява.

Вавилонская башня была очень колоритной. Ее верхний ярус был обложен синей глазурованной плиткой и покрашен в золотой цвет. Плитка и золото сверкали на солнце и были видны издалека.

Грандиозную башню сооружали несколько поколений людей, на нее ушло 85 млн кирпичей. На протяжении своей истории зиккурат много раз разрушался, но трудолюбивый вавилонский народ заново отстраивал его и восстанавливал внешнюю отделку.

Однако башне не суждено было уцелеть: царь Персии Ксеркс, сметавший все на своем пути, не пожалел и вавилонское чудо. Но даже развалины зиккурата были такими огромными, что вызывали у всех восхищение. Археологические раскопки на месте Древнего Вавилона подтвердили все, что рассказывали про башню древние авторы. Найденные фундамент и остатки башни по размаху можно вполне сравнить со знаменитыми чудесами света.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава I Чудеса Востока. Азиатские Христы

Глава I

Чудеса Востока

Изучая сырой материал, собранный западно-европейскими коллекторами по древней истории Малой Азии, Сирии, Персии, Месопотамии, Ирана, Индии и Китая, невольно поражаешься огромным количеством заключающихся в нем умышленных и неумышленных мистификаций. Беспристрастному исследователю кажется, как будто он читает историю святых мощей какого-либо монастыря в одной из клерикальных монографий, где атмосфера чудес всегда носится вокруг мощей святого, как запах падали вокруг гниющего трупа.

И все эти монастырские чудеса, главным образом исцеления тяжело больных, подтверждены точными показаниями присутствующих лично свидетелей, с указанием их имен, места жительства и прошлой жизни и с обозначением точного времени чуда и обстоятельств, при которых оно произошло. Кажется, что никакого сомнения в правдивости рассказов тут быть не может, особенно, когда их приведено, как в некоторых «описаниях мощей» целые сотни. И однако же при освидетельствовании таких мощей (какое было, например, у нас в первые годы революции) всегда оказывалось, что они простые засохшие от жары и сухости трупы неизвестных людей, которые никого не могли исцелить.

Как могли произойти такие грандиозные мистификации? Возможно ли это объяснить одним своеобразным экономическим материализмом монахов и монахинь из монастыря, измысливших все это с целью добывания средств для своего пропитания? Конечно, во многих случаях это несомненно. Главари монастыря, в котором из засохших трупов образовались уже настоящие страшилища, не могли этого не видеть при их приемках после смерти своего предшественника и сознательно скрывали настоящее положение дела. Но «истории» отдельных мощей с описаниями многочисленных выздоровлений от них, часто носят характер полной убедительности. Неужели, — спрашиваете вы, — все приходящие сюда поклонники и поклонницы тоже были сознательными обманщиками? Ответ на это очень прост. Из тысяч тяжело больных, привозимых сюда родственниками для исцеления, ведь не все же умирали при самом выходе из монастыря, а некоторый процент и выздоравливал, и особенно были эффектны случаи с истерическими больными, которые не время действительно чувствовали себя поправившимися моментально, что и протоколировалось я жадностью монахами. А о том, что через какой-нибудь месяц истерия во многих случаях возобновлялась по отъезде или уже дома далеко от монастыря, и о том, что огромное большинство тяжело больных уезжали не поправившимися, об этом умалчивалось. И вот, прилагая такую поправку и приняв во внимание сотни тысяч искавших исцеления, приходится удивляться не числу чудес, описанных в таких монографиях, а наоборот их малочисленности.

Но такую же поправку мы должны делать и относительно «исторических мощей», найденных до сих пор в азиатских странах западно-европейскими искателями-специалистами. Не все из них были мистификаторы, а в огромном большинстве самыми честными и добросовестными археологами. Но такое большинство большею частью возвращалось ни с чем, или с неэффективным материалом. И только меньшинство из авантюристов, способных на мистификацию, или, наоборот, из слишком простодушных ученых, способных поверить местным мистификаторам, естественно налетающим со всех сторон на таких искателей, как мухи на мед, привозило с собой в Европу настоящие «чудеса Востока». Во многих случаях они, при ближайшем рассмотрении, оказываются не хуже носившихся недавно около святых мощей и поднимают историю Восточных народов выше всяких естественных эволюционных законов природы, ставя первичную культуру этих народов совершенно на сверхнатуральные основы. Вот почему эту область и следует особенно внимательно рассмотреть и если тут действительно окажется много шарлатанства, то не ставить этого в укор историкам-мыслителям.

Мы должны всегда помнить, что не всякий коллектор имеет право на звание ученого. Вот, например, я сам еще будучи гимназистом первых классов, сколлектировал и рассадил в ящиках на булавках вероятно, почти все виды и разновидности насекомых Ярославской губернии, где проводил лето. Они потом пропали во время превратностей моей последующей жизни, но были бы несомненно довольно ценным материалом для энтомолога, особенно интересующегося распределением насекомых. Но сам был ли я тогда энтомологом? Нет, я был просто гимназистом.

Вот, например, нечто и побольше — корреспондент американской газеты Стенли. По поручению этой газеты и на ее средства он был отправлен в 1877 году разыскивать затерявшегося в Африке Ливингстона и описал ряд восточно-африканских стран и народов, а более всего свои занимательные приключения. Затем, по поручению той же газеты в 1874—1877 году он проехал по рекам и прошел по лесам поперек всей Африки, что и описал, и наконец, в третий раз он был послан для отыскания Эмина-Паши, т.е. немецкого путешественника Эдуарда Шнитцера, отрезанного от цивилизованного мира восстанием египетских магдистов и нашел его в Верхнем Египте, открыв и описав по пути истоки Конго около 1889 года. Я буду последний из способных отвергать его заслуги в качестве коллектора географического материала, но на вопрос о том, был ли он ученым географом, т.е. способным к обобщению этого материала, и к установлению общих географических основ, я прямо отвечу: нет! Он был замечательным путешественником-авантюристом, но не ученым-географом.

Возьмем, наконец, и еще нечто побольше, даже Стенли — замечательного коллектора египетских древностей Генриха Бругша. Он был послан из Берлина консулом и дипломатом в Каир и в Персию, поступил на службу египетского хедива под именем Бругаш-паша, сколлектировал и скопировал множество иероглифических и демотических антиков и опубликовал их. И вот, хотя потом, возвратившись в Германию, он и стал профессором Берлинского университета и написал много ценных вещей по египтологии, я прямо должен сказать, что разделяю его жизнь на два периода. В молодости он был просто авантюрист и коллектор и только во вторую половину стал ученым. В первой половине своей жизни он, как коллектор и авантюрист был очень крупная величина, хотя подобно им и бесцеремонен, что покажут нам в следующих же главах этого тома его «Четыре египетские таблетки времен дедушки астронома Гиппарха», сводящиеся к предумышленному подлогу. А как ученый он был, конечно, хотя очень сведущ в фактическом материале, но без всяких обещающих способностей, благодаря чему и создал ту нелепую хронологию древнего Египта, опровергать которую нам пришлось во второй половине VI тома «Христа».

Все это я сказал здесь для того, чтобы у читателя не возникло недоразумение при чтении последующих страниц. Обнаруживая многочисленные подлоги в древней истории азиатских народов (не известной, кстати, им самим, но созданной для них европейскими учеными и по привозимым от них же и неведомых для них самих документам) я ни в коем случае не хочу бросить тень на добросовестность наших ученых востоковедов. Я резко отделяю ученого историка от простого искателя древних и редких исторических документов, особенно сенсационных и в отдаленных странах, мало известных общеобразованной публике на его родине. Первый похож на охотника за редкой дичью, а второй на ученого зоолога, препарирующего ее, а разница между ними большая: ведь все знают, что называется «охотничьими рассказами».

С психологической точки зрения вполне понятно, что искателю редких документов, совершившему за ними отдаленнейшее путешествие с огромными затратами собственного времени и нередко чужих средств, почти немыслимо, если он не герой добродетели, вернуться домой ни с чем, особенно когда головы соотечественников, как и его самого при начале путешествия, были переполнены фантазиями насчет груд древних обломков и всяких клинописных надписей, валяющихся там чуть ли не на каждом шагу. Да и кто поверит, если возвратившись, он объявит, что там их еще меньше, чем у него на родине, где тоже можно копать землю в разных местах целую жизнь и все-таки не найти ничего особенно сенсационного? Соблазн подделать с отчаянья что-нибудь тут почти непреодолим. Вот почему и надо строго отличать ученого историка от коллектора сырых исторических материалов. Это две совершенно разные категории людей и каждая категория совершенно различной психической закалки. Коллекторы всегда склонны к авантюризму, и при случае не прочь мистифицировать, а вторые, особенно очень узкие специалисты, которым трудно сделать широкие обобщения, часто слишком доверчивы, тем более, что история, как серьезная наука, ищущая в кажущемся хаосе исторических явлений естественной причинности и эволюционной закономерности, возникла лишь со времени выхода в 1858 году гениальной книги Томаса Бокля «История цивилизации в Англии». Правда, что первые попытки этого рода были сделаны еще Вольтером в половине XIX века и отчасти Огюстом Контом в первой половине XIX века. Но Бокль впервые стал на естественно-научную и фактическую почву, а потому и реальную «историческую науку» приходится начинать только с него, и это мое исследование только надстройка заложенного Боклем фундамента.

Научная история начинается только с Бокля, а все, что было до него под названием «Всемирных историй», только рассортированный по векам (да и то с грубыми ошибками) материал для научной истории человечества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Некоторые особенности экономики Древнего Востока

Некоторые особенности экономики Древнего Востока

Экономика Древнего Востока в основе своей была натуральной: в обществе обычно очень мало людей, которые сделали бы куплю-продажу труда или товара главным источником своего существования (например, очень мало профессиональных торговых посредников – частных купцов, а среди ремесленников типичная фигура – это человек, работающий либо на постоянный заказ, либо принудительно, получая паек). Соответственно общества Древнего Востока почти не знают нормального денежного обращения (монеты). Основные формы развития товарно-денежных отношений – ростовщичество и внешняя торговля.

Почему, если современное государство намерено выкопать канал, оно предпочитает нанимать работников, а древнее государство неизменно прибегало в таких случаях к использованию принудительного, повинностного труда? Дело в том, что технологически неразвитая экономика не производит почти ничего среднего между продуктами повседневной необходимости (которые произвести может любой неквалифицированный работник), либо предметами роскоши. Какой заработной платой могло бы соблазнить государство наемного работника на тяжелой ирригационной работе? Обычный паек он легче и быстрее выработает на собственном участке, предметов роскоши на всех не хватит. Остается лишь мобилизовать работников по повинности.

В результате на Древнем Востоке найм, продажа трудовой силы обычно считалась великой бедой. В самом деле, наемный работник не получал ничего такого от нанимателя, чего не мог бы выработать сам на собственном участке, не исполняя ничьих приказов и работая на себя и семью. Ясно, что в найм в этих условиях шли только наиболее обездоленные, потерявшие такой участок или никогда не имевшие его. Главная ценность и главное богатство на Древнем Востоке – это земля и собственный дом (т. е. жилище и хозяйство).

Производство в древности было так примитивно, что основные трудности представляет собой не его техническая сторона, а организация труда и перераспределение ресурсов и продуктов – т. е. те сферы жизни общества, которые регулирует государство в меру своей политической власти. Именно в этом причина так называемого «примата политики над экономикой» в древности. Поэтому же древневосточная экономика строилась прежде всего на соотношении выявленных И. М. Дьяконовым экономических секторов: (а) государственного сектора; (б) частно-общинного сектора мелких хозяев; и, наконец, (в) сектора крупных частных или получастных владений, образующегося за счет первых двух.

Для любого древнего общества самым болезненным социально-экономическим вопросом был баланс частной и государственной эксплуатации. Любая эксплуатация может быть «социально полезна» только в той мере, в какой изъятый с ее помощью продукт вкладывается затем в торговлю, производство, политическое и культурное обеспечение социума – т. е. в сферы жизни, полезные в конечном счете для всего общества.

В обществах древности, с неразвитым обменом и доминированием натурального хозяйства, богатство частного лица либо проедалось, либо омертвлялось в виде сокровища, либо умножало само себя ростовщическим путем, но почти никогда не вкладывалось в общественно полезные процессы (единственным серьезным исключением была внешняя торговля). Добывалось же частное богатство, как правило, путем успешного использования имущественного неравенства, втягивания в долговую кабалу и концентрации земли, т. е. чисто паразитическими формами эксплуатации. Государственная эксплуатация, напротив, обеспечивала функционирование всем необходимых институтов. Таким образом, для промышленно неразвитого общества древности частная эксплуатация была в больших масштабах всегда вредна, государственная же могла быть весьма полезна (в зависимости, правда, от доли продукта, взыскиваемого государством), а в определенных размерах – всегда необходима. Поэтому жизнь многих обществ Древнего Востока колебалась от разрушительного усиления частной собственности и частной эксплуатации (приводивших к разорению и порабощению огромной массы лиц) к их государственному ограничению и укреплению государственного сектора в экономике.

Два процесса – выделение крупных собственников внутри общин и неуклонное стремление служилых людей к приватизации находящихся в их распоряжении или выданных им в обеспечение государственных фондов – постоянно угрожали социуму и в пределе грозили превратить его в скопище неуправляемых крупных частных собственников, вроде «сильных домов» Китая, поставивших в зависимость от себя огромную массу обездоленных и не подконтрольных каким бы то ни было общим для социума в целом структурам. С другой стороны, государство-эксплуататор могло само превращаться в фактического паразита, истощая общество чрезмерными податями и повинностями и тратя их на амбициозные, не нужные никому, кроме властной верхушки, военные и строительные предприятия либо на содержание неимоверного государственного аппарата, в подавляющей своей части опять-таки не нужного никому, кроме самого себя. В целом, однако, подобное использование мощи государства на Древнем Востоке было скорее исключением, чем правилом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Первые в мировой истории крупные цивилизации образовались на Востоке. Древнейшие зачатки государственности возникли несколько тысяч лет назад в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ, в бассейнах Черного и Каспийского морей. Государства по преимуществу в форме восточных деспотических режимов создавались благодаря междоусобной вооруженной борьбе правителей, централизации власти, закреплению разделения общественного труда в пользу правящих классов.

Так, Древний Египет представлял собой централизованную восточную деспотию во главе с царем-фараоном, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контролировавшейся наместниками фараона (номархами). Историю древнеегипетского государства принято делить на несколько основных периодов — Раннее, Древнее, Среднее и Новое царства, охватывающие времена от примерно 3000 г. до н. э. до III в. н. э. Помимо периодически вспыхивавших внутренних конфликтов, древнеегипетское государство вело оборонительные и завоевательные войны, для которых использовалась централизованная армия фараона. Со времен Среднего царства особое внимание уделялось обеспечению границ, строительству оборонительных сооружений, крепостей. Египетское войско составляло привилегированную замкнутую касту, члены которой обязаны были нести военную службу из поколения в поколение. Боевой порядок египетского войска представлял собой размещение на поле боя боевых колесниц и отрядов пехоты. Основным оружием служили лук и боевой топор, в качестве защитного вооружения воины имели деревянный щит, обтянутый мехом или кожей. Египтяне имели сильный флот, защищавший берега и обеспечивавший морские перевозки во время походов в Переднюю Азию.

Начало истории древнекитайской государственности относят приблизительно к XVIII в. до н. э., когда сложилось государство Инь, позже завоеванное племенем чжоу, основавшим свою государственность. После распада Чжоу возникла первая централизованная империя Цинь (221–207 гг. до н. э.), ее сменила империя Хань. Главную силу китайского войска составляли боевые колесницы и конница. «Колесницы и конница, — говорится в одном из древнекитайских трактатов, — это воинская мощь армии. Десять колесниц разбивают тысячу человек, сто колесниц разбивают десять тысяч человек; сто всадников обращают в бегство тысячу человек». С VI–V вв. до н. э. китайское войско имело четкую организационную структуру. Мелким подразделение было «У» (пятерка), пять «У» составляли «лян» (двадцать пять воинов), четыре «лян» — «цзу» (100 воинов), пять «цзу» — «люй» (500 воинов), пять «люй» — «си» (2500 воинов), пять «си» — «цзюнь» (12 500 воинов). Высшим соединением было три «цзюнь» (37 500 воинов). Армия, которую возглавлял ван (военачальник), могла иметь до шести «цзюнь». У древних китайцев была разработана и система управления войсками. Подразделениями управляли голосом, соединениями — с помощью барабанов, гонгов, знамен и значков. В III в. до н. э. была построена Великая Китайская стена протяженностью до 2500 километров для защиты от набегов хунну (гуннов). Основой военной науки Китая считалось «Семикнижие» — семь трактатов по военному искусству, написанных в различное время китайскими военными теоретиками и полководцами. Самые известные из них — Сунь Цзы и У Цзы.

На территории Индии во 2-й половине I тысячелетия образовались крупные рабовладельческие государства. Среди них выделялось государство Магадха, охватывавшее в V в. до н. э. почти всю долину реки Ганг. Кастовое деление общества в Индии зафиксировано в древней религиозной книге «Ригведа» и в «Законах Ману» — сборнике общего и жреческого права. Кшатрии (воины) относились к числу привилегированных каст вслед за брахманами (жрецами). В состав войска входили пехота, боевые колесницы, всадники и боевые слоны. Главную ударную силу войска составляли боевые слоны, но армия Александра Македонскогозавоевавшая Северную Индию в IV до н. э., быстро нашла средство борьбы с ними (обстрел горящими стрелами). Военное искусство «законы Ману» рассматривали лишь как деятельность полководца, от которого зависит исход войны.

Древнеперсидское государство Ахеменидов, созданное царем Киром II (VI в. до н. э.), представляло собой классическую форму государства восточной деспотии с четко выраженной завоевательной политикой. Наивысшего могущества государство достигло при Дарии I (правил в 522–486 гг. до н. э.), когда оно занимало огромную территорию — нагорье Ирана, часть Средней и Южной Азии, всю Переднюю и Малую Азию, Северную Африку. Главную силу персидского войска составляла конница, пехота формировалось по преимуществу из представителей покоренных племен и народов. Поражение персов в войнах с Грецией 500–449 гг. до н. э. значительно ослабило могущество державы Ахеменидов, павшей в царствование Дария III (336–330 гг. до н. э.) под ударами Александра Македонского.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

репродукции «Семи чудес света», карты «Древний Восток», «Древняя Греция». Подготовка

Оборудование: репродукции «Семи чудес света», карты «Древний Восток», «Древняя Греция». - страница №1/1

«Путешествие по чудесам света» Цели:
  1. Познакомить учащихся с историей семи чудес света;
  2. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать ее;
  3. Продолжить развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: репродукции «Семи чудес света», карты «Древний Восток», «Древняя Греция».

Подготовка: класс делится на 7 туристических групп. Каждая группа представляет одно чудо света. Группы собирают как можно больше материала по своему памятнику архитектуры и искусства. Кроме того, они должны украсить свой стол как можно ярче, разнообразнее. Это будут подборки литературы, рисунки, репродукции фотографий, вырезки из газет и журналов. Материал может быть собран в виде альбома путешественников, газеты, стенда, писем туриста. Весь этот материал оформляет вся группа, представляет исторический материал-сообщение.

Ход урока: Учитель: Интерес к выдающимся достижениям всегда был свойствен человеку, и корениться в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и он сохраняет свою актуальность и в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий?

Погоня за рекордами нередко принимает странные формы.

Однако было бы неверно рассматривать «Семь чудес света» лишь как рекордные достижения. Каждое из чудес света было выдающимся техническим достижением своего времени. Они вызывали восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству. Следовательно, в них замечательным образом соединились искусство и техника. Это, и только это уберегло их от забвения.

Сегодня мы попробуем совершить путешествие в далекую от нас древнюю эпоху и раскрыть все тайны этих удивительных творений, созданных руками человека.

1 этап путешествия

Задание. Добраться до своего чуда света по карте и подробно рассказать о нем, используя наглядность. Египетские пирамиды

Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад основатель 3 династии Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы.

Оно было поручено зодчему Имхотену, который создал первую ступенчатую пирамиду – мать пирамид. Ее высота – 60 метров, длина – 120 метров, ширина – 109 метров. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известняковых блоков.

Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса. Ее высота 146, 6 метров, длина каждой из сторон – 233 метра. Сложена она из тщательно отесанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. Камни плотно примыкали друг к другу и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотесов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались еще каменными орудиями … По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2300000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру нужно пройти 1 км. ЕЕ строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тыс. рабов, крестьян и ремесленников.

Египтяне, говоря о пирамиде Джосера, подчеркивали, что в ней несколько мастаб, а мастаба в переводе с арабского означает «спальня». «Висячие сады» Семирамиды

Вавилонский царь Навуходоносор (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был упрочен женитьбой Навухоносора на дочери мидийского царя Семирамиде.

Семирамида привыкла к зеленеющим горам и лесам своей родины и тосковала по прохладе и тени горных лесов в жаркой и безлесной Вавилонии. Желая уменьшить ее грусть по родине, Навуходоносор решил подарить ей целый оазис, словно вывезенный из мидийских гор. Так были созданы «висячие сады» Семирамиды.

В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов – платформ., их поддерживали колонны высотой до 35 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона составляла 42 метра, наименьшая – 34 метра.

В 331 году до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени садов, он скончался в 339 году до н. э.

После смерти Александра Македонского сады оказались в запущенном состоянии. Наводнения разрушили стены дворца царя Навуходоносора. Вода постепенно размягчила плохо обожженную глину. Осели террасы, рухнули своды и колонны башни, на уступах которых зеленели висячие сады… Так погибло одно из чудес света. Только по описаниям древних авторов можно представить себе все великолепие стен, зданий и храмов, некогда составлявших славу древнего Вавилона. Храм Артемиды Эфесской

Храм был построен в 450 г. до н. э. в городе Эфесе в честь Артемиды, быстроногой богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей.

Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен на болотистой почве.

В 356 году до н. э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна.

На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Строительство поручили архитектору Хейрогерату, прославившемуся созданием плана города Александрии в Египте.

Новый храм во всем походил на прежний, только превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 метров, ширина – 50 метров.

В 263 году н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Со временем болото поглотило его остатки. Зевс Олимпийский

В северо-западной части Эллады был расположен г. Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс именно здесь вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему смерть от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 см, величие и красота которой поражала. Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма.

Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Высокую спинку, подлокотники, подножие трона украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь. На перекладине тронного кресла находились рельефы, изображавшие сцены олимпийских состязаний.

В конце 4 – начале 5 в. до н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Фаросский маяк

Зимой 332 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в Александрийскую гавань. В 3 в. до н. э. на восточной оконечности острова Фарос был построен маяк – величественное сооружение.

Высота маяка была 135 метров, его свет был виден на расстоянии до 60 км. Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием. Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка.

Верхняя часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады костер.

Горючий материал доставляли по винтообразной лестнице, построенной внутри маяка.

В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в Александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он был разрушен почти до основания. Мавзолей в Галикарнасе

В 32 г. до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну.

Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров.

Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба высотой 20 метров. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой.

Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.

Одно из чудес света – мавзолей в Галикарнасе – простоял почти 2 тысячи лет. Он был окончательно разрушен в 1522 году. Колосс Родосский

В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Поллорнета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление и мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса.

Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца.

Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей, левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.

По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прижил недолгую жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землетрясением.

2 этап путешествия

Команды задают вопросы друг другу.

1. Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера «большая скамья». (По установившейся традиции для погребения фараонов и знати сооружалась мастаба – усыпальница, напоминавшая по форме скамью, а слово «мастаба» в переводе с арабского означает «скамья». Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы фараона Джосера, заключалось в том, что он возвел ее в форме шести скамей, поставленных друг на друга, причем каждая последующая была меньше предыдущей).

2. Предположите, что было сделано для того, чтобы вода не просачивалась на нижние ярусы во время полива. ( Поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх чего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля).

3. Предположите, чем объяснялась необычность выбора места строительства храма – на болоте. (Храм Артемиды Эфесской был возведен на болотистой почве. Необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора, мягкая болотистая почва должна была послужить амортизатором при землетрясениях).

4. Сооружение Колосса Родосского – довольно дорогостоящее дело. Предположите, откуда могли взять деньги жители острова. (Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадных орудий, брошенных неприятелем при отступлении. Среди них была и принесшая немалую выручку гемополида – чудо военной техники: огромная осадная башня, оснащенная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостками).

5. Предположите, для чего нужен был бассейн перед пьедесталом статуи Зевса. (Бассейн служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую).

6. В чем заключалась находчивость архитектора, построившего маяк на острове Фарос? Предположите, каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка. (Надпись архитектора сохранилась благодаря тому, что он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта. Каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла, по другой – благодаря использованию прозрачных шлифованных камней – линз.

7. Предположите, для чего предназначался второй этаж мавзолея. (На втором этаже хранились жертвоприношения). Итог урока

Заключительное слово учителя: Сегодня мы с вами попытались совершить заочное увлекательное путешествие и познакомиться с «Семью чудесами света». Вы, ребята, подобрали очень интересный материал, позволивший вам соприкоснуться с удивительными творениями искусства и архитектуры. Возникает ощущение того, что вы оказываетесь в том далеком древнем мире, а путешествие становиться реальностью. Собранные вами сведения о чудесах света смогут стать интереснейшим путеводителем в древнюю историю для других классов.

Сейчас я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд, и вы узнаете, что я хочу сказать вам в завершении сегодняшнего урока.

1. Гробница древних египетских фараонов. (Пирамида).

2. Прославленный полководец, который скончался в тени висячих садов. (Македонский).

3. Статую какого бога решили воздвигнуть жители острова Родос? (Гелиос).

4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида. (Хеопс).

5. Жена царя Навуходоносора, в подарок которой он построил знаменитые висячие сады. (Семирамида).

6. Что украшало голову Колосса Родосского? (Венец).

7. Кто в 263 г. н. э. захватил Эфес и разграбил сокровища храма Артемиды? (Готы).

М

Ы Ц Д О Л О

Домашнее задание.

1. Составить кроссворд по семи чудесам света.

shikardos.ru

Глава 2 Государства Древнего Востока. Всеобщая история в вопросах и ответах [litres]

1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?

Ближний Восток и Средний Восток включают несколько географических областей: «плодородный полумесяц» – колыбель цивилизации – начинается на западе, в богатых странах Леванта, и выгибается затем дугой по равнинам Ассирии, Вавилонии и Шумера. К северу от него находится Анатолийское плоскогорье, смыкающееся на востоке с Иранским нагорьем и даже идущее к Инду.

В Вавилоне около 1900 г. до н. э. образовалась новая великая держава. Эта молодая аморейская династия укреплялась постепенно, наблюдая за тем, как соседи истощают силы в междоусобицах.

Так первая вавилонская династия установила господство над Месопотамией, которую отныне стали называть Вавилонией. Дипломатические и административные документы составлялись на языке новой семитической элиты – аккадском. Законы были изложены простым языком; таким образом, каждый мог прочитать и понять их.

Строительная деятельность первой вавилонской династии плохо изучена из-за того, что ее следы погребены под руинами более поздних эпох.

С 1200 г. до н. э. арамейские кочевники, искавшие земли для поселения, захватывают Месопотамию. Маленькая Ассирия – государство на берегу Тигра – собирает мощную армию, чтобы остановить вторжение, а затем в свою очередь начинает завоевывать чужие территории. С900 г. жаждущие побед ассирийцы предпринимают серию нападений на соседние народы – вавилонян, финикийцев, арамеев – и покоряют их. Ассирийская империя простиралась на весь Ближний Восток.

В то время как ассирийцы сражались, защищая границы своей державы, на вавилонском троне спокойно утвердилась одна из арамейских династий. К 612 г. до н. э. она окрепла настолько, что смогла бросить вызов ассирийскому войску и выступить достойной наследницей славного царя Хаммурапи.

Около 2000 г. до н. э. в вавилонских текстах, и, в частности, в предсказаниях появляются названия звезд и созвездий. В ту же эпоху зарождается и традиция врачевания. В древней Месопотамии было два вида врачей: практики (асу) осматривали больных и выписывали им лекарства, приготовленные из растолченных и измельченных растений, камней, внутренностей животного или человека и смешанные с растительным маслом, молоком или пивом; жрецы-заклинатели (ашиту) ворожили, совершали магические обряды, ибо считалось, что болезни имеют сверхъестественное происхождение и являются результатом колдовства демонических сил или Божьей карой.

В 539 г. до н. э. Восток был объединен под властью персидской державы. Торговые пути и династические союзы связали между собой удаленные друг от друга, совершенно непохожие по образу жизни, регионы. Некоторое культурное единство различным цивилизациям Востока придает клинопись.

Финикийцы жили в портовых городах-государствах и обрабатывали землю в удаленных от побережья районах. Будучи превосходными купцами, финикийцы уже в XII в. до н. э. принялись за развитие морской торговли, превратив ее в источник процветания и инструмент экспансии, продолжавшейся по всему Средиземноморью вплоть до I в. до н. э. Славились они тканями, окрашенными пурпуром, который добывался из раковин игольчатого моллюска. Еще финикийцы производили стекло, на изготовление которого шел песок с морских пляжей, а также изделия из драгоценных металлов и слоновой кости.

Первые попытки создания алфавита предпринимались еще в 1800-е гг. до н. э. В финикийском Библе (ливанское побережье) в 1100-е гг. до н. э. писцы использовали алфавит из 22 знаков. Финикийский язык, так же как арабский или иврит, принадлежит к семитическим языкам – при его записи гласные не учитывались. Финикийский алфавит лежит в основе большинства современных алфавитов.

Египетский историк Манефон, живший в III в. до н. э., рассказывает, что за 3 тысячелетия существования Египта там сменилось 30 правящих династий. История Египта демонстрирует удивительную преемственность развития и в то же время неуклонную эволюцию общества. Египтянин эпохи Рамсеса II (около 1250 г. до н. э.) отличался представлениями и образом жизни от своего предка времен царя Хеопса, жившего 1300 г. Одежда и украшения точнее всего отражают произошедшие изменения.

Пирамиды возводились при помощи простых приспособлений, но на хорошо организованной строительной площадке. Нескончаемый поток из сотен носильщиков, тянущих камни на волокушах, соединял десятками лет порт и строительную площадку.

Год у древних египтян насчитывал 360 дней и разделялся на 3 сезона: «ахет» (разлив Нила), «перет» (зима) и «хему» (лето).

На берегах Нила крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, которые шли для приготовления хлеба и пива, а также лен, необходимый для производства тканей.

Речное судоходство задавало ритм всей жизни: торговле, транспортировке войска, религиозным праздникам, погребальным паломничествам. Моряки плавали на судах, оснащенных большими парусами и длинными веслами.

Чтобы обезопасить себя от их набегов, египтяне, жившие в эпоху Среднего царства, захватили расположенную на юге Нубию и построили там линию оборонительных сооружений.

К концу II тысячелетия до н. э. на границах Египта сложились великие державы.

В XVIII и XVII вв. до н. э. Египет переживал тяжелые времена: южные его территории были поделены между соперничающими друг с другом властителями; северные – оккупированы пришельцами с Ближнего Востока – гиксосами.

В I тысячелетии до н. э. Египет утратил свою независимость.

Научные исследования египтян состояли в том, чтобы выявлять и записывать надежные и испытанные «рецепты», которые можно было бы снова использовать, а не в том, чтобы открывать математические законы общего характера, объясняющие «хитрости», найденные эмпирическим путем. Именно поэтому египтяне были скорее изобретателями, чем учеными.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также