4 класс древние славяне. Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" ( 4 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Жизнь древних славян" урок по окружающему миру 4 класс. 4 класс древние славяне


Жизнь древних славян, их быт и образ жизни (4 класс, окружающий мир)

Наши предки – славяне – жили в далекие времена, когда окружающий мир выглядел совсем иначе, чем сейчас. Не было ни городов, ни крупных поселений – территория современной России была сплошь покрыта густыми лесами, в которых водилось множество диких зверей. Узнаем, согласно представленному плану, какова же была жизнь и быт древних славян.

Кто такие славяне

Славяне представляют большую группу различных народов и племен, которые принадлежат одной языковой семье. Это значит, что все они говорят пусть и на разных, но очень схожих языках.

Именно язык стал тем признаком, по которым всех славян условно разделили на 3 основные группы:

  • западные;
  • восточные;
  • южные.

Рассмотрим образ жизни древних славян, принадлежащих восточной группе. В настоящее время к ней относятся русские, белорусы и украинцы.

Поселения восточных славян состояли из нескольких племен, и каждое племя, в свою очередь, включало в себя несколько крупных родов. Род – это несколько семейств, которые вместе жили и вели совместный быт.

Поселения древних славян

Рис. 1. Поселения древних славян.

Наши предки расселялись по берегам крупных рек: Днепра, Дона, Волги, Оки, Западной Двины. В зависимости от места проживания восточные славяне назывались по-разному:

  • поляне – те, кто жил в полях;
  • древляне – селились среди «дерев»;
  • дреговичи – жители лесов, получивших свое название от слова «дрягва», что означает трясина, болото.

Одежда древних славян была очень простой. Мужчина надевали на себя штаны, длинную льняную рубаху и широкий пояс. Женская одежда – это простое длинное платье, украшенное вышивкой. Летом и мужчины, и женщины обходились без обуви, а в холодное время года носили примитивные кожаные сапожки. Украшения надевали только в самых торжественных случаях.

Одежда древних славян

Рис. 2. Одежда древних славян.

Основные занятия

Жизнь наших предков была трудна и полна опасностей. В непростых условиях выживали только самые крепкие, сильные люди, которые с детства были приучены к тяжелому непрестанному труду.

Женщины традиционно готовили еду, пряли пряжу, шили, следили за домашним хозяйством. Также они много времени проводили на огородах, занимались выращиванием домашней птицы и мелкого рогатого скота. Многие из них знали толк в лекарственных травах и занимались врачеванием. Женщины и дети также занимались сбором грибов, диких ягод, орехов.

Весной, когда съестные припасы подходили к концу, люди выживали за счет молодых побегов и листьев лебеды, которая зачастую заменяла собой хлеб. В голодные времена из этого растения пекли хлебцы.

Мужская работа требовала недюжинной физической силы и выносливости. Основными занятиями мужчин были:

  • Охота. В лесах водилось много разных зверей, но выследить и убить их древними орудиями было не так уж просто.
  • Рыболовство. Славяне ловили только крупную речную рыбу, используя для этих целей гарпуны.
  • Бортничество – сбор дикого меда, который использовали в качестве еды и лекарства. Название этого занятия произошло от слова «борть» – дупло дерева, в котором обитали дикие лесные пчелы.

Основной совместной деятельностью древних славян было земледелие.

Жилища древних славян

Поскольку наши предки жили в непростые времена, когда обычным делом были бесконечные нападения и военные столкновения, на первом месте стояла безопасность жилища.

Вокруг поселений выкапывали глубокие ямы, возводили земляные насыпи, густо ставили частокол. Для этого нужно было срубить дерево, обрубить все его ветки и сучья, обтесать, заострить и обжечь на огне. И для частокола требовалась не одна сотня таких подготовленных деревьев. Их глубоко зарывали в землю, и очень плотно устанавливали рядом друг с другом. Такой забор получался очень крепким и мог простоять долгое время.

Пол в домах находился примерно на один метр ниже уровня земли. Стены ставили из стволов молодых деревьев. Крыша также была сделана из таких жердей, на которые укладывали слои соломы. В стенах прорубались небольшие оконца, и в холодное время года их затыкали соломой или ветками. Неудивительно, что в таком жилище всегда было прохладно, темно и сыро.

Жилища древних славян

Рис. 3. Жилища древних славян.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Жизнь древних славян» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, какую жизнь вели наши далекие предки. Мы выяснили, кто принадлежал к славянам, где и как они жили, как одевались, питались, строили свои жилища.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Урок окружающего мира 4 класс жизнь древних славян

УМК «Школа России» Окружающий мир

А.А.Плешаков 4 класс

Тема урока : Жизнь древних славян

Цели урока:

Обучающие:

  • Формировать представления об истории как о науке, формирование у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян;

  • Формировать умения работать со словарями.

  • Учить детей давать определения историческим терминам.

  • Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Развивающие:

  • Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

  • Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Метапредметные - организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории.

  • При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.

  • Воспитание любви к Родине.

Задачи урока:

1. Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

2. Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

3. Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся.

4. Формировать понятие «уметь учиться».

Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения: урок-исследование

Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание, словари, энциклопедии.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»

А.А. Плешаков 4 класс, лист самооценки, план – исследования, тесты.

Ход урока

  1. Орг. момент. Мотивация

Звенит, заливается школьный звонок,Вас ждет интересный, полезный урок.Хорошим пусть будет у вас настроение,Легко четвероклассникам дается учение!

  1. Самоопределение к деятельности

- Изучение какого раздела мы закончили на последнем уроке? Сегодня мы продолжим изучение истории. Определить тему нового раздела вам поможет стихотворение Н. Кончаловской (читает ученик)

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала!

- Итак, чему посвящен новый раздел? Что бы вы хотели узнать об истории нашей Родины? Зачем нужно изучать историю своей страны?

Откройте в учебнике с. 33 и прочитайте название нового раздела. Чему будем учиться, что узнаем?

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

- Предлагаю каждому заполнить лист самооценки на начало урока

Исторические термины

Начало урока

Конец урока

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Северяне

Перун

Бортничество

.

Знаю (+) Сомневаюсь (?) Не знаю (-)

- Известен ли вам смысл данных исторических терминов?

-А хотели бы вы узнать, что обозначают данные термины? Значения каких терминов вы можете объяснить? Уточним эти понятия по словарю.

- Работа со словарями. 1 группа – найти определение слова «ИСТОРИЯ», 2 группа - слово – «АРХЕОЛОГИЯ», 3 группа – «СЛАВЯНЕ»

- Как вы думаете, почему мы говорим о славянах? (они наши предки)

1 СЛАЙД

4.Целеполагание и построение выхода из затруднения.

-Давайте определим цель нашего урока. (Узнать о жизни славян в Древней Руси. Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись).

-Прочитайте тему урока на с.34. Какие задачи нам предстоит решить? Прочитайте.

-Наметим план, который поможет нам выполнить все задачи урока.

План открытия нового знания ( 2 СЛАЙД)

1.Расселение древних славян.

2.Занятия древних славян

3.Быт и жилища древних славян

4.Верования древних славян

5. Работа по теме урока. Открытие новых знаний

3 СЛАЙД

- Рассказ учителя о расселении славян (работа по карте)

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.

На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам 15) восточнославянских племенных союзов.

- Назовите племена восточных славян. (Полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы.)

- У каждой группы лежат тексты известного летописца Нестора. Найдите в этих текстах объяснение названий славянских племен (Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская». )

4 СЛАЙД

- От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

-Работаем в группах. Надо подготовить рассказ о быте, занятиях и верованиях древних славян. Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3

1 группа: занятия восточных славян. (с.36 - 37 до слов место для поселения…)

2 группа: быт и жилища восточных славян. (с.37 – 38 до слов лес и деревья …)

3 группа: верования древних славян. (с.38 – до слов постепенно осваивая…)

Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? Приступайте к работе.

Физминутка

Выступления групп. 1 группа

5 СЛАЙД

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.

Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были охоту.

В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет)

Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие.

Скотоводство Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.

Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.

Земледелие Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).

(показать на слайде соху и борону) Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.

Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц.

6 СЛАЙД

Не пролил семи потов – вот хлеб и не готов.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Баловством хлеб не добудешь.

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием .

И, конечно, согревало славян их жилище.

О нём расскажет нам 2 группа

7 СЛАЙД

Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке. Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали скот.

Неприхотливым было убранство: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.

Для чего наши предки делали в жилищах несколько выходов?

Что бы можно было скрыться от врагов.

Часто такие поселения обносили рвами, частоколами.

Как же выглядела землянка?

8 СЛАЙД

Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-черному». Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по котором уходил дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находится внутри.

Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Освещалось жилище лучиной.

9 СЛАЙД Одежда славян

Учитель Молодцы, ребята!

Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.

– Итак, о верованиях славян нам расскажет 3 группа.

10 СЛАЙД, 11 СЛАЙД

Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги:

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.

У славян не было жрецов, но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Родной мир славяне населяли фантастическими существами: домовыми, лешими, водяными, русалками.

С почитанием природы связаны славянские праздники: Ивана Купалы.

6.Самостоятельная работа

А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян.

Выполним тестовое задание.

12 CЛАЙД, 13 СЛАЙД

Выбери правильный ответ и обведи в кружок (подписать тест)

А) Славяне жили:

  1. В пустыне.

  2. По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.

  3. В горах.

Б) Что такое бортничество?

  1. Изготовление бочек из дерева.

  2. Выдалбливание лодок.

  3. Собирание мёда диких пчёл.

В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

  1. Ружьё.

  2. Лук со стрелами.

  3. Саблю.

Г) Жилище древних славян?

1)Землянка.

2)Чум.

3).Пещера.

Д). Древние славяне были:а) язычникамиб) христианамив) мусульманами

- В рабочей тетради выполните в парах задание 2 на с. 14. Какое утверждение неверное? (№ 6)

7.Включение в систему знаний и повторение.

- Ещё раз проговариваем основные положения темы. А теперь, заполните листы самооценки на другом поле.

8. Домашнее задание.

1.Сделайте рисунки к изученному периоду родной истории.

2.Подготовьте сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде.

4. Читать текст учебника с.34-39,

5. Задание 1 с.13 в рабочей тетради

9.Рефлексия

- Какую тему мы сегодня исследовали? Достигли ли мы поставленной цели «Узнать о жизни древних славян?»

- Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?

-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

- Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?

- Кому работа на уроке показалась интересной?

- Что вас особенно удивило?

На листах самооценки нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

infourok.ru

Конспект урока « Жизнь древних славян».( 4 класс)

Тема: « Жизнь древних славян».

Цели:

  • Сформировать представление о жизни древних славян;

  • Развивать умение работать с картой;

  • Развивать устную речь, внимание, память, логическое мышление

  • Формировать интерес к предмету.

  • Воспитывать интерес к истории своего народа

Оборудование:

  • компьютер

  • интерактивная доска

  • презентация «История древних славян»

  • набор иллюстраций

  • задания по теме урока

  • кроссворд

  • учебник

  • рабочая тетрадь

Ход урока:

1. Орг. момент. (Создание ситуации успеха)

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю России

Интересно изучать.

2. Сообщение темы.

Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? (Земля отцов, Родина).

Раздел учебника «Страницы истории Отечества» поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России. (Чтение эпиграфа на доске)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Н. Кончаловская

(Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

3. Повторение изученного.

Прежде чем начать нашу с вами работу, восстановим в памяти ход мировой истории человечества: посмотрим с вами хронологию основных исторических событий мировой истории. Вспомним основные временные периоды мировой истории: (работа с интеракт. доской – 1 чел., остальные в тетрадях)

1

Первобытная история

Свыше 2млн. лет назад, 40 тыс. лет назад

2

История древнего мира: Египет

Греция, Рим

5 тыс. лет назад

3-4 тыс. лет назад

3

Средние века.

С конца 5 в. до конца 15 века (1000 л.)

4

Новое время.

С начала 16 до конца 19 века (с 1500 до 1900, 400 лет)

5

Новейшее время.

С начала 20 века

4. Актуализация знаний.

Сегодня отправляемся в путешествие в далекие времена ,V- VIII века, когда жили наши предки, нам предстоит узнать, в каких условиях они жили и чем занимались. О ком пойдет речь вы разгадаете сами. (интерактивная доска)

  1. Наука о прошлом.

  2. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутенбергом

  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.

  4. Отрезок времени в 100 лет.

  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

  6. На берегах какой реки возникло Египетское государство.

  7. Наука о древности, которую называют «наукой лопаты».

Вывод: Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину первого тысячелетия нашей эры), то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли Восточные славяне (показ изображения восточных славян). О них сегодня мы поведем рассказ.

5. Работа с картой учебника «Расселение древних славян» стр. 35.

Откройте учебники на странице 35, рассмотрите карту. Подумайте, что вы можете рассказать с ее помощью о расселении славян?

На огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне. Жили славяне племенами. Племен было много (перечисление - восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

Работа в рабочих тетрадях стр. 13

Выполним задание 1 на странице 13 рабочей тетради. Вам надо раскрасить различным цветом территории, на которых жили славяне, подписать названия рек и морей, по берегам которых селились славяне. А почему жили по берегам рек?

Какое из племен занимало наибольшее пространство?

Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы. Как вы думаете, что объединяло эти племена?

Вывод: племена объединяли язык, обычаи, занятия

6. Физминутка:

Ребята, в любой работе нужен отдых. Давайте для этого воспользуемся славянской зазывалочкой весны.

Кулик-самород

Полетел в огород.

Сел на палку,

Согнал галку.

Галка плачет,

Кулик скачет.

Кулик, кулик,

Неси ключик,

Отворяй весну,

Замыкай зиму!

7.Работа с текстом:

Ребята, мы продолжаем наше путешествие. И я думаю, что вам интересно узнать о древних славянах еще больше нового и интересного. Обратимся к материалу учебника на странице 36. Прочитаем и ответим на следующие вопросы:

  1. Характер славян

  2. Чем занимались славяне

Беседа по прочитанному:

- Какими физическими качествами и особенностями характера отличались славяне? (крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям)

- Чем занимались мужчины? (охотой, рыболовством)

- Чем занимались женщины? Готовили пищу, работали в огороде, ткали, пряли)

Работа с интерактивной доской.

Теперь ваших знаний достаточно, чтобы выполнить следующее задание.

Соедините линиями занятия с его продуктами

рыболовство мед

скотоводство пшеница

земледелие корова

бортничество осетр

охота грибы

собирательство дерево

строительство медведь

Вывод: Давайте еще раз скажем, чем занимались древние славяне?

Природы щедрые дары ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры вели хозяйство на запруде.

Для них копили пчелы мед, растила птиц листва густая,

Для них в глубинах темных вод икру метала рыбья стая.

Они пасли стада в лугах, пахали землю под пшеницу

Леса, поля давали им и воск, и мёд, и лён, и птицу…

Н. Кончаловская

8. Самостоятельная работа по учебнику. Стр. 37-38

Вы выделили основные занятия, а о том как славяне выбирали место для жилья (вблизи рек, на пригорке, холме) и из чего строили свои жилища, вы узнаете, прочитав материал на страницах учебника 37-38.

1 группа: Самостоятельно составит небольшой рассказ по плану (план на слайде):

1. Где славяне выбирали место для жилья? Почему?

2. Опишите дом древних славян снаружи. Изнутри.

3. Какая посуда была у славян?

(рассказ ребенка)

2 группа: Письменно дополнит текст недостающими словами.

Место для поселения выбирали …, пригодное для жилья, вблизи …. Жилища почти до половины уходили ….. рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные …, …, печь из …. Топилась изба по-черному, …посудой служили … . Носили одежду из … и …

(зачитывает 1 чел.)

9. Работа с интерактивной доской по рисунку.

Для закрепления знаний о жизни древних славян выполним следующее задание:

Вывод: Время было беспокойное, суровые условия жизни были у древних славян. Только вместе, сплоченным племенем можно было выжить.

10. Рассказ учителя:

Жизнь наших предков - древних славян - была тесно связана с природой. Все необходимое для своего существования славяне получали в постоянной борьбе с природой, в которой таилось много жуткого, непонятного для них. Они не могли объяснить причины явлений природы, стихийных бедствий. Все вокруг казалось им живым, одушевленным. И всем вокруг повелевали, по мнению древних славян, боги и духи.

11. Вера древних славян и праздники (слайд с изображением богов)

О вере древних славян нам расскажет …..(рассказ одного ученика)

Вопросы:

- Во что верили древние славяне?

- Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленное).

- Какой главный бог у славян? (Перун)

- Что люди просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

- В каких фантастических существ верили славяне? ( русалок, домовых, водяных…)

- Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивались праздники (Иван Купала 23-24 июня)

Задание на интерактивной доске:

Выберите названия фантастических существ и почитаемых животных у древних славян и египтян.

Славяне

Египтяне

Медведь, бог грома и молнии Перун, водяной, леший, домовой, русалка

Жук-скарабей, бог солнца Ра, кобра, лев, скорпион

12. Подведение итога (составление синквейна):

1. 1 Существительное (урок)

2. 2 прилагательных, характеризующих урок (интересный, поучительный)

3. 3 глагола, что делали на уроке (знакомились, изучали, трудились)

4. Отношение к уроку

5. Слово синоним

13. Домашнее задание.

1 группа: Подготовить материал о славянских традициях и праздниках.

2 группа: Нарисовать предметы быта восточных славян

14. Выставление оценок:

Вы сегодня молодцы! Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы. Оценки я вам поставлю, посмотрев ваши контурные карты.

Закончим наше путешествие вот таким стихотворением:

Русоволосые и сероглазые, лицами светлые, сердцем славные

Древляне, кривичи, поляне, скажите, кто вы?

Дети: Мы – славяне!

Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,

Зоветесь ныне россияне.

Издревле, кто вы?

Дети: Мы – славяне!

multiurok.ru

Жизнь древних славян (4 класс)

                                    

                     ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН».

Цели урока: 

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать    товарищей.

Оборудование:

презентация «Жизнь древних славян», учебники, карточки для работы по группам, доклады детей, тесты.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

                                                                  Начинается урок,

              Он пойдёт ребятам впрок,

             Постарайтесь всё понять,

   Интересное узнать.

II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.

- Какой раздел мы закончили изучать?  («Страницы всемирной истории».) 

(на доске)

- Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (один работает у доски.)  

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки  к «Ленте времени»).

Обобщение по теме: «Страницы всемирной истории».(слайд 2)

ТЕСТ

1.Какая эпоха в истории человечества была самой длинной?

А) История Новейшего времени

Б) История Древнего мира

В) Первобытная история

2. В глубине пещер человек изображал…

А) животных

Б) людей

В) растительность

3. На берегах какой реки возникло Египетское государство?

А) Нил

Б) Дон

В) Нева

4. Кто, согласно легенде, основал город Рим?

А) Рем

Б) Ромул

В) Марс

5. В Средневековье буддизм возник…

А) в Европе

Б) в Индии

В) на Ближнем Востоке

6. В Средневековье воина на коне, закованного в латы, в шлем с мечом и щитом называли…

А) рыцарь

Б) ковбой

В) оруженосец

7. Какой материк называют Новым Светом?

А) Африка

Б) Америка

В) Антарктида

8. Это техническое изобретение ХХ века

А) паровоз

Б) автомобиль

В) компьютер

III.  Работа над новой темой урока.

Слово учителя:

- На прошлом уроке, вы получили задание 

- Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ 

- Объясните значения этих слов (слайд з):

Предки – это люди, которые жили перед нами. 

Современники  - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. 

Потомки -  это люди, которые будут жить после нас.

-  Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.

 - Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества». 

Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.

- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

  Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. (Слайд 4.) Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

- Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. 

Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

- Название, каких вы встретили в тексте?

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника). 

. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря.

- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)

- Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян.)

    - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в   тексте. (К восточным славянам)

 - Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.    (слайд № 5 )

 

МЕСТА, ГДЕ ЖИЛИ СЛАВЯНЕ.

- Не всё было все так гладко и хорошо. Люди соперничали между собой, обустраивались.

- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

- Почему именно на этих территориях остановились славяне? (слайд № 6 )

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, 

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)

  Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. (слайд № 7.) Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Отсюда появилось выражение: «Выйти за околицу».

- Найдите частное чисел 35 и 7 и вы узнаете сколько домов было в такой деревне.(5).

ДОМ СЛАВЯН. (слайд № 8.)

Все то, чего коснется человек, 

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом,

Нам прослуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

  В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. (Слайд с домом славян.) жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

  Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

  Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

  В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе. (слайд № 9 .)

.    Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки,    составляли большую семью–род. Образуйте новые, однокоренные  слова. (РОДители, РОДина, РОДственник, РОДной, РОДник и другие)

- А как выглядели древние славяне нам расскажет …..(Доклад) (слайд № 10)

 

ОДЕЖДА ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.

- Посмотрите на те вещи и изделия, которые наши предки изготовляли своими руками. ( слайд № 11)

IV. Физминутка

     Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

 

По родному краю

Дружно мы шагаем.

(Марш на месте.)

Справа от нас – зелёный луг.

(Поворот.)

Слева находится лес.

(Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок.

(Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

(Махи руками.)

Солнце над берёзами светит нам.

(Повороты головы.)

Мы рады ягодам, грибам.

(Наклоны.)

 V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 

ЗАНЯТИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ( слайд № 12)

Славяне были крепкими, выносливыми людьми, готовыми к любым неожиданностям. Каждый день их был полон трудовых забот. Чем же занимались наши предки. Рассмотрите внимательно слайд и дайте ответ на этот вопрос.

Кем были мужчины? (рыболовы, охотники, бортники-собиратели дикого меда)(слайд13.)

Чем занимались женщины? (готовили пищу, пряли, шили, занимались огородами, многие из них занимались врачеванием – собирали лекарственные травы.)(слайд 14-16.)

Чем занимались сообща? (земледелием)

Земледелие-главное занятие для древних славян.

У вас на партах лежит текст «Как древние славяне вели хозяйство». В группах самостоятельно прочитайте этот текст и ответьте на вопросы к нему.

«Как древние славяне вели хозяйство».

«Земледельческие работы древних славян очень мало походили на современные.

 Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого ещё зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся пни- корчевали. Зимний месяц, в течении которого рубили лес, так и назвали «СЕЧЕНЬ», от слова «СЕЧЬ», «РУБИТЬ».

Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назвали «СУХИЙ» и «БЕРЕЗОЛ». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой, а затем сеяли семена.

 Основными зерновыми растениями были просо, пшеница, ячмень и рожь.

Перед наступлением осени, созревшие злаки сначала жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались – «СЕРПЕНЬ», «ВРЕСЕНЬ» (от слова «ВРЕЩИ» - МОЛОТИТЬ).

ВОПРОСЫ 1 ГРУППА

1.Как подготавливали землю для посева?

2.Что делали со срубленным лесом? Как называли следующие месяцы?

3.Какие зерновые культуры выращивали древние славяне?

ВОПРОСЫ 2 ГРУППА

1.Как назывался месяц, в течении которого рубили деревья? Почему его так назвали?

2.Как обрабатывали землю весной?

3.Что делали с созревшими злаками перед наступлением осени? Как называли осенние месяцы?

 

- А сейчас, предлагаю вам послушать доклад о том, чем ещё занимались      Древние славяне.

«Семейные занятия славян».

  Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл. 

Каждая семья изготавливала для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах –домницах – из руды выплавляли железо. Кузнец

выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. 

  Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль – ведь её не везде можно было найти. Денег тогда ещё не было, поэтому расплачивались пушниной, мёдом, воском, зерном, скотом. 

                              Верования славян (боги). ( слайд № 17-18.)

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их в виде живых существ - богов. 

- Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. 

- Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

    Он считался главным богом древних славян. Славяне поклонялись Перуну как богу грома и молнии. По всему небу развевается его одежда и борода, ветер и буря - его дыхание. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит - жизнь. Он бог земледелия: как Перун грозой вспахивает облачное небо, сеет дождь, так и человек возделывает пашню. Перун считался покровителем кузнечного дела: как он гремит своей палицей, так и кузнец стучит молотом. Перун был также богом воинского дела: как он побеждает темные силы, так и воин защищает свою землю от  врагов. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла. 

Духи, божества природы. (слайд 19.)

- Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами.  Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках – Русалки.

- Сообщения о домовом, лешем, водяном.(ДОКЛАДЫ.) ( слайд № 20-22.)

 

 

Домовой.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. 

Леший. (слайд№23-24)

"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым  огнем.  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водяной.(слайд№25.)

 Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячьими" и это сохранилось в названии многих источников.

Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ.)

Славянские праздники.(слайд № 26)

- Чтобы боги были добры к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. (ИКТ).

Уже накануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды.(слайд№27) Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте.(слайд№28-30.) То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны, начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.(слайд№31-33.) Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. Он считался девичьим праздником, назывался семик — неделя перед Троицей. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:

«Барашеньки крутороги».

Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)

По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),

По степям бродили (ходьба на носочках),

На дудочке играли (ходьба на носках),

Ваню потешали (улыбаются, строя «рожицы» друг другу).

Иванов день.(слайд№34-35)

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. На этот день приходился летний солнцеворот. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя" Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

- Сохранялись ли эти праздники до наших дней?

- Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?

- Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

 

VI.Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

  Книжная выставка – рекомендуемая литература.

- Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке. А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.

ТЕСТ (слайд№36) 

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

 

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был: 

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

- А теперь проверка. На доске ответы.

VII.Домашнее задание. 

Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)

 Задание в тетради стр. 13-14 .

 

infourok.ru

"Жизнь древних славян" урок по окружающему миру 4 класс

Тема: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели:сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;совершенствовать умение работать по карте; развивать устную речь;воспитывать любовь к истории.

УУД:

Личностные УУД:

Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине.

Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.

Учить применять полученные знания на практике.

Прививать любовь к Родине, доброжелательное отношение к товарищам.

Регулятивные УУД:

Развивать общеинтеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения).

Учить работать с алгоритмом действия при изучении нового материала, строить речевые высказывания в устной форме.

О б о р у д о в а н и е: карта «Расселение древних славян»; презентация;

Энциклопедия; учебник «Окружающий мир» 4 класс

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги:

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды.

II. Работа над новым материалом.

Учитель. И сегодня на уроке мы откроем первую страничку истории Отечества, узнаем о жизни наших предков – древних славян.

Далее учитель объясняет новый материал с опорой на настенную карту «Расселение древних славян» (с. 35 учебника).

Учитель. В центре описания Нестора – земля полян, живших по среднему течению Днепра. К северу – северяне. На западе – древляне (в районе лесов). Между Припятью и Западной Двиной, в болотистой лесостепи – дреговичи (дрегва – болото). Южнее полян – уличи. Вокруг озера Ильмень – словене. Все эти многочисленные племена входили в группу народов под общим именем славяне.

До сих пор существует множество объяснений происхождения названия «славяне». Одни считают, что оно произошло от слова «Словутич» (древнего названия Днепра) и означает «люди, живущие у воды».

Другие связывают его с существительным «слово», то есть «люди, говорящие ясно, понятно».

Третьи доказывают, что название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

– Рассмотрите карту на с. 35 учебника. Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян. На берегах каких рек и морей расселились древние славяне?

Ученики. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.

Учитель. Какие большие племенные объединения были у славян?

Ученики. Восточные славяне, западные славяне, южные славяне.

Учитель. Какое из племен занимало наибольшее пространство?

Ученики. Племя восточных славян.

Далее учитель предлагает познакомиться с жизнью и бытом древних славян, прочитав текст на с. 34–37 учебника.

Физкультминутка

Учитель. Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

Трава, деревья, реки, камни – словом, все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.

В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой, покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.

Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора. В нее, считалось, превращался умерший ребенок.

Стоило ступить в лес – и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелеными космами, с козлиными ногами – подчинялись все обитатели леса.

Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с длинными зелеными волосами на руках. Много неприятностей сулила рыбакам встреча с ним. Чтобы его задобрить, славяне топили в реке или озере то овцу, то корову, то лошадь.

– Как вы думаете, почему славяне верили в духов? Какие неприятности могли причинить людям духи?

Ученики. Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в охоте, рыбалке, в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов.

Учитель. Кроме низших духов, славяне поклонялись верховным божествам. Бог неба Сварог считался владыкой вселенной, отцом светлых богов. Также его почитали как бога Огня.

Даждь-бог, или Хорс, – бог Солнца обитает на востоке. Оттуда он выезжает на своей колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми. Бог Хорс рассылает по небу свои лучи-стрелы, освещая и согревая землю. Как любящая мать, помогает Солнце людям в трудах их, но страшно оно в гневе своем.

Особенно почитали наши предки бога грома и молнии – Перуна. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун», – говорили тому, кому желали зла.

Кроме того, наши предки почитали бога ветра – Стрибога, бога скота – Велеса, богиню земли и плодородия – Мокошь, бога любви, согласия – Ладо.

– Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от гнева богов?

Ученики. Они обращались к богам с молитвами, приносили им подарки и жертвы.

Учитель. В честь богов славяне устраивали праздники. Больше всех они чтили Солнце.

Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать. В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу в жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси и поныне. Колядуют в Сочельник перед Рождеством.

Другой праздник – весенний. Этот праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хоровод, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозного Перуна.

Учащиеся читают о языческих богах древних славян текст на с. 38 учебника.

III. Закрепление изученного материала.

Учитель. В какой части Европы было поселение славян?

Ученики. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.

Учитель просит показать на физической карте России места поселения древних славян; назвать реки, моря, на берегах которых поселились наши предки.

Учитель. Как жили славяне?

Ученики. Славяне жили племенами.

Учитель. Как вы думаете, почему славяне жили племенами?

Ученики. Сообща занимались земледелием, расчищали землю под пашню, вырубали лес и т. д.

Учитель. Как древние славяне выбирали место для жилья? Опишите дом древних славян.

Ученики. Для жилья место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Жилища до половины уходили в землю. В доме было: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Стекол не было. От холода окна прикрывали досками, соломой.

Учитель. Какая была посуда? Из чего шили одежду древние славяне?

Ученики. Посудой служили глиняные горшки и сковородки. Одежду шили изо льна и шерсти.

Учитель. Чем занимались мужчины? Чем занимались женщины?

Ученики. Все мужчины были охотниками, рыболовами. Они охотились на кабанов, медведей, косуль. А женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.

Учитель. Кого называли бортниками?

Ученики. Это люди, которые собирали мед диких пчел.

Учитель. Назовите главного из богов славян. В кого еще они верили?

Ученики. Перун – бог грома и молнии. Древние славяне верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озерах живут водяной и русалки.

Учитель. Какие праздники древних славян вы запомнили?

Ученики. Масленица, Коляда, Ивана Купалы.

IV. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 39 учебника.

Домашнее задание.

С. 34–38. Выполнить задания 1–4.

infourok.ru

Тестовая работа " Древние славяне" 4 класс ПНШ

hello_html_m6b511c9d.gif

Тест к разделу «История Отечества»

ТЕМА: «ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.

2. Как жили древние славяне? Обведи нужную букву.

а) семьями; б) в одиночку; в) племенами.

3. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.

Земледелием, врачеванием, чтением, бортничеством, собирательством , лепкой, туризмом, ткачеством.

карп

поле

овёс

мёд

серп

сети

дикие пчёлы

земледелие

бортничество

рыболовство

4. Установи соответствие.

5. Из чего древние славяне сроили свои дома? Обведи нужную букву.

а) из камня; б) из кирпича; в) из столбов деревьев.

6. В какие фантастические существа верили древние славяне? Вычеркни лишнее.

  • В леших, домовых, ледяных, водяных, русалок.

Тест к разделу «История Отечества»

ТЕМА: « ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ»

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе

2. Как жили древние славяне? Обведи нужную букву.

а) племенами;

б) семьями;

в) в одиночку.

3. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.

охотой вязанием

собирательством рыболовством

плаваньем издательством книг

бортничеством земледелием

лук

корзина

зверобой

прялка

медведь

лён

стрелы

собирательство

охота

ткачество

4. Установи соответствие.

5. Из чего древние славяне делали посуду? Обведи нужную букву.

а) из глины;

б) из металла;

в) из дерева.

6. Каким богам поклонялись древние славяне? Вычеркни лишнее.

  • Нептун, Перун, Велес, Сатурн, Стрибог.

infourok.ru

Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян" ( 4 класс)

Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.

Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте, воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в глубь времён.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Фронтальный опрос.

- Мы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали.

- Назовите самую короткую эпоху истории (Новейшее время).

- Как изменилась устройство государственной жизни во многих странах? (Власть стала выборной).

- Каких успехов достигли учёные? (Открыли мир частиц).

- Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин).

- Когда он отправился в полёт? (12 апреля 1961 года).

- Кто высказал мысль о возможности полёта? ( К.Э. Циолковский).

- Чем ещё запомнился 20 век? (Двумя Мировыми войнами).

- Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено? (Атомное).

- Какую организацию создали страны - победительницы для сохранения мира на Земле? (Организацию Объединённых Наций).

б) Тестирование.

- А теперь я хочу дать возможность каждому из вас показать свои знания, работая с тестом. Итоги своей работы вы узнаете на следующем уроке.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

- Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.

Слайд 2.

- Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Слайд 3.

- Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Это были южные славяне. Другая часть славян пошла дальше на север. Это западные славяне. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти восточные славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Слайд 4.

- Восточные славяне – это русские, украинцы и белорусы.

Слайд 5.

- Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Он строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Слайд 6.

- Селиться славяне любили по берегам рек и озер, на высоких местах — чтобы водой не залило во время весенних разливов. Тысячу лет тому назад не умели славяне строить хороших домов. Они сплетали себе жилища из ветвей, покрывали соломой — лишь бы укрыться от дождя да непогоды, — жили и в землянках.

Слайд 7.

- Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимал стол и две-три деревянные лавки. В углу лежала несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постель. Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Слайд 8.

- Посудой служили глиняные горшки да чашки.

Слайд 9.

- Ненастье и стужа заставили уже в древности предков наших задуматься о том, как бы получше устроить себе кров. Стали они свои плетеные шалаши обмазывать глиной. Там, где было вдоволь леса, научились делать стены из плотно сложенных бревен и строить избы.Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и вся домашняя утварь делались из дерева.

Слайд 10.

-Ненастье да мороз заставили наших предков, пришедших с юга, подумать и о теплой одежде. Где нужда, тут и подмога: леса полны были пушным зверем. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было. Не угнаться человеку за быстрым зверьком -  за лисицей или зайцем, не одолеть ему силача медведя.

-Да хитер человек, смышленее он зверя, — придумал тугой лук да острые стрелы. Быстрая стрела догонит и зайца в поле, и птицу в небе. Силен лесной богатырь медведь, а и с ним может управиться человек, коли в руках у него рогатина или копье да тяжелый топор, или секира, про запас.

Слайд 11.

- Из звериных шкур делали одежду для студеных зим. На ноги обыкновенно надевали лапти, позже научились делать и кожаную обувь. А летом, когда было тепло, мужчины носили только рубахи да штаны. Если приходилось им в жаркую пору сражаться, то снимали и рубаху, бились полунагие. Вместо рубахи часто накидывали на плечи кусок грубой ткани вроде плаща. Женская одежда — более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин.   

Слайд 12.

- Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Люди селились большими группами и стали заниматься земледелием.

Слайд 13.

-Древние славяне занимались земледелием. Из хлебных растений возделывались просо и гречиха. Выращивались лен, конопля. Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

Слайд 14.

- Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время ( до XIII в. ) был единым. Но под влиянием внешних и внутренних факторов он видоизменился. Уже в древнерусском языке имелись десятки тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись переосмыслением старых, либо были заимствованы.

Слайд 15.

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.

Слайд 16.

- Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. А вот чёрные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьёт дубиной – гремит гром, стрелами – молниями рассекает тучи, поливает землю дождём. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.

Слайд 17.

- Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу- посвящали несколько праздников. Первый – в декабре, когда день перестаёт убывать. Следующий – масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшен Перун, ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили весёлых хороводов, не пели песен. Они молили о милости грозное божество.

Слайд 18.

- Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

4. Закрепление изученного.

а) Какие национальности произошли от восточных славян? (Русские, украинцы, белорусы).

б) Работа в рабочей тетради:

№2 стр. 14

№3 стр. 14

№4 стр. 14

5. Итог урока.

Домашнее задание: стр. 34-38 пересказывать, р.т. №1 стр. 15.

Тест

Вариант 1.

  1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а) история новейшего времени;

б) история древнего мира;

в) первобытная история.

2) Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?

а) гладиаторские бои;

б) театральные представления;

в) конные бега.

3) Какой материк называют Новым Светом?

а) Африка;

б) Америка;

в) Антарктида.

4) Здание для молитв у христиан называется:

а) мусульманская мечеть;

б) церковь;

в) буддистский храм.

5) Это техническое изобретение ХХ века:

а) паровоз;

б) автомобиль;

в) компьютер.

Тест

Вариант 2.

1)Первые орудия труда первобытного человека были из:

а) камня;

б) металла;

в) дерева.

2) В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:

а) ковбой;

б) оруженосец;

в) рыцарь.

3)Кто открыл Америку?

а) Герман Магеллан;

б) Христофор Колумб;

в) Михаил Лазарев.

4) В ХХ веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:

а) атомное;

б) химическое;

в) бактериологическое.

5) С какого века мы ведём отсчёт истории Новейшего времени?

а) 18 век;

б) 19 век;

в) 20 век.

- Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу- посвящали несколько праздников. Первый – в декабре, когда день перестаёт убывать. Следующий – масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшен Перун, ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили весёлых хороводов, не пели песен. Они молили о милости грозное божество.

- Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. А вот чёрные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьёт дубиной – гремит гром, стрелами – молниями рассекает тучи, поливает землю дождём. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.

infourok.ru