Соц структура древней греции. 1. Социальная помощь в античной Греции и Риме: сходство и различия.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Структура греческого общества. Классическое рабство. Соц структура древней греции


Структура греческого общества. Классическое рабство

Темпы развития античных государств да и сами пути, по которым оно шло, значительно отличались друг от друга. Соответственно свою специфику имела и структура общества в каждом греческом полисе. Наиболее полное и всестороннее представление о структуре античного общества можно получить на примере Афин – крупного демократического полиса с развитой экономикой.

Гражданский коллектив афинского полиса, объединявшего всю Аттику, в 432 г. до н. э. составлял 35–45 тысяч мужчин – полноправных граждан. Вместе с женщинами и детьми в полисе насчитывалось до 172 тысяч человек. В ?в. до н. э. в обществе еще сохранялось введенное Солоном деление на четыре имущественных разряда, хотя теперь оно уже не имело большого значения для политической жизни. К первым двум разрядам – пентакосиомедимнамивсадникам– относились в основном представители «старой» знати. Аристократов в Афинах было довольно много. По закону они не имели каких‑либо привилегий. Тем не менее высокий статус и авторитет выходцев из знатных семей, хорошее образование, значительное богатство, сохранившееся у многих из них от предшествующих эпох, позволяли аристократам играть видную роль в общественной жизни. Именно представители знати чаще всего избирались на высшие должности, возглавляли военные экспедиции.

Помимо аристократов, к первым двум разрядам относились также весьма зажиточные граждане незнатного происхождения, составившие свое состояние на торговле и ремесленном производстве (крупные торговцы, владельцы мастерских). В греческих полисах сказочных богатств никто не нажил. Даже самые крупные состояния были, по современным меркам, довольно скромными. Так, в V в. до н. э. богатейшим человеком в Афинах (а по некоторым сведениям – и во всей Греции) считался дипломат Каллий (заключивший мир с Персией), имевший состояние в 200 талантов серебром. Страна была бедной, и богатство в ней было понятием относительным.

В целом рядовой демос воспринимал богачей с долей подозрения. Считалось, что они самим своим существованием как бы нарушают принцип всеобщего равенства. Для восстановления «справедливости» власти демократического полиса налагали на состоятельных граждан литургии– различного рода повинности. Одной из распространенных литургий былатриерархия: афинянин должен был за свой счет оснастить и укомплектовать экипажем военный корабль.Гимнасиархияподразумевала организацию богатым горожанином спортивных состязаний, устройствогимнасиев– помещений для занятий спортом.Хорегияобязывала гражданина оплачивать набор и подготовку хора и актеров для праздничных представлений. Таким образом, государство перекладывало значительную часть своих расходов на частных лиц, что было необходимо, так как граждане не платили регулярных прямых налогов, лишь в экстренных ситуациях взималасьэйсфора– разовый чрезвычайный налог.

Литургии, заменяя собой налогообложение, позволяли гражданскому коллективу в известной степени сдерживать имущественное расслоение среди граждан. Надо сказать, что в Vв. до н. э. сами богачи, заботясь как о благе полиса, так и о собственном престиже, отнюдь не пытались уклониться от литургий, а, напротив, стремились перещеголять друг друга щедростью трат на благо общества. Это давало почет, обеспечивало рост политического влияния, что считалось более весомым, чем накопление материальных ценностей.

К третьему разряду, зевг итам,относились среднезажиточные крестьяне. Наиболее многочисленный, этот разряд вначале составлял главную социальную опору демократии.

Но постепенно все большую роль начинают играть феты– четвертый разряд, объединявший беднейших крестьян и ремесленников, рабочих‑поденщиков, а также лиц неопределенных занятий. Роль фетов в жизни полисов особенно повысилась, когда в ходе греко‑персидских войн они впервые были включены в состав экипажей триер. В отношении этих людей государство проводило определенную социальную политику: охраняло их от окончательного разорения, старалось обеспечить земельным наделом (хотя бы за пределами Аттики, на землях полисов – членов Делосского союза), организовывало для них хорошо оплачиваемые общественные работы, чаще всего строительные. В интересах бедняков была введена плата за участие в работе общественных органов, а в IV в. до н. э. – даже за посещение народного собрания.

Помимо граждан, в Афинах жили метеки– еще одна довольно многочисленная категория населения (их было примерно 25–35 тысяч человек). Статус метека имели лица, переселившиеся на постоянное жительство в Афины из других городов, а также их потомки. Метеки не пользовались гражданскими правами, не могли участвовать в управлении государством, не могли владеть землей на правах частной собственности, но, в отличие от граждан, платили налоги. Источником существования для метеков, как правило, было занятие ремеслом и торговлей. Впрочем, в условиях экономически развитого афинского полиса эти виды деятельности приносили значительные доходы. Многие метеки стали весьма зажиточными людьми и, несмотря на низкий правовой статус, были вполне удовлетворены своим положением.

Наконец, самой низшей в социальной иерархии была одна из наиболее многочисленных групп населения – рабы.Некоторые античные авторы (впрочем, «поздние», чьи свидетельства не слишком достоверны) утверждают, что в Афинах V в. до н. э. было 400 тысяч рабов14. По более осторожным оценкам, в афинском полисе классической эпохи было 80–115 тысяч рабов. Точную цифру вряд ли удастся установить: в отличие от граждан и метеков рабы не учитывались ни в каких переписях. Во всяком случае, рабы составляли около трети всего населения афинского государства.

В V в. до н. э. в развитых греческих полисах, к числу которых относились и Афины, окончательно утвердилось классическое рабство,характеризовавшееся максимальным противопоставлением правовых статусов раба и свободного человека, отношением к рабу как к вещи. Одним из важнейших факторов развития рабовладельческих отношений стали греко‑персидские войны, в ходе которых взятые в плен варвары порабощались. Например, после разгрома персов при Евримедонте было продано в рабство 20 тысяч пленных. Собственно, в этот период именно иноплеменники составляли подавляющее большинство рабов. Кстати, это сыграло свою роль в складывании у греков представления о варварах как «рабах по природе».

Другим источником рабов был захват свободных людей пиратами. Пополнялся рабский контингент и за счет детей, рожденных рабынями. Причем такие рабы пользовались обычно большим доверием со стороны своих господ. Развитие рабства неизбежно вело к появлению рынков рабов. Крупнейшие из них существовали в Эфесе, а также на островах Хиос, Самос и Делос.

Труд рабов использовался в самых разных сферах производства. В ремесленных мастерских, строительных артелях рабы зачастую работали наравне со свободными людьми. Рабский труд преобладал там, где условия труда были особенно тяжелыми, например в рудниках. В сельском хозяйстве рабов использовали мало, но и там даже не очень богатому крестьянину в работе зачастую помогали один‑два раба, а в поместье богача их могло трудиться до нескольких десятков во главе с управляющим, который тоже нередко был рабом. В городских домах аристократов рабы выполняли обязанности домашних слуг, поваров, привратников и т. п. Существовали также государственные рабы, которые могли занимать низшие должности, считавшиеся унизительными для свободных граждан. Так, в Афинах отряд вооруженных луками рабов‑скифов исполнял обязанности полицейской стражи.

Однако не следует представлять себе греческое общество упрощенно, как состоящее из горстки рабовладельцев и противостоящей им в яростной непримиримости огромной массы беспощадно эксплуатируемых рабов. Во‑первых, исключительно важную роль играла многочисленная группа мелких производителей‑собственников – людей свободных. А рабы ни в одном из греческих полисов никогда не составляли большинства населения.

Во‑вторых, древнегреческое рабство не основывалось на жесточайшей эксплуатации рабов с целью выжать из них все что можно. В Древней Греции раб, бесспорно, воспринимался как вещь, но вещь дорогая и нужная в хозяйстве, поэтому к нему, как и ко всякой вещи, старались относиться бережно15. Условия существования рабов были довольно сносными и порой мало отличались от условий жизни бедных свободных крестьян. Это позволяло наиболее рационально использовать труд раба с оптимальной выгодой для владельца. Необходимо подчеркнуть, что тяжесть положения раба заключалась не в жестоком обращении с ним, а в егополном бесправии.Государство порой вмешивалось во взаимоотношения рабовладельцев и рабов. Так, в некоторых полисах (в том числе в Афинах) было запрещено беспричинно убивать или истязать рабов.

В античной Греции практиковался и отпуск рабов на волю, хотя это и не было широко распространено. Если раб был связан с торговлей или ремеслом, он мог выкупиться на волю на свои сбережения. Рабы нередко получали свободу по завещанию после смерти хозяина. Существовал и такой способ отпуска раба на волю, как дарение или продажа божеству. При этом в специальном документе оговаривалось, что деньги от продажи целиком идут хозяину, а богу вверяется защита свободы раба. Вольноотпущенник пополнял ряды метеков и продолжал сохранять определенную зависимость от своего прежнего хозяина.

Хотя история Греции классической эпохи практически не знала крупных вооруженных восстаний рабов, однако недовольство рабов своим статусом выплескивалось в различные формы протеста. Самой распространенной из них было бегство (так, во время Пелопоннесской войны из Афин бежали 20 тысяч рабов). Были случаи, когда доведенные до отчаяния рабы убивали своих хозяев. За это преступление раба казнили на могиле его хозяина.

Источники

Весьма ценным источником по истории Греции V в. до н. э., и особенно Афин, являются драматические произведения.Великие драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан были афинскими гражданами. Аттическая трагедия была весьма сложным литературным жанром, в котором мифологический сюжет позволял поднимать важнейшие религиозно‑философские, этические, политические вопросы. Правда, использование «театральных» памятников для реконструкции событий политической жизни древности осложнено тем, что в трагедиях мы находим не прямые упоминания об этих событиях, а скорее аллюзии и реминисценции, подчас не во всем понятные людям позднейших эпох.

Греческая комедия V в. до н. э. имела характер злободневной политической сатиры. Аристофансмело изображал в своих пьесах современных ему политических деятелей и полководцев, зачастую выводя на сцену Клеона, Никия, Ламаха, Демосфена и др. под их собственными именами. Персонажами его произведений оказывались и другие известные афиняне: философ Сократ, драматург Еврипид. В комедиях Аристофана множество упоминаний о событиях афинской истории времен Пелопоннесской войны, причем о некоторых из них можно узнать только из сочинений этого автора.

В исследовательской литературе комедии Аристофана нередко называют «зеркалом» афинской действительности; однако необходимо помнить, что зеркало это – кривое. Дело в том, что, согласно законам жанра, в комедиях история Афин представала перед зрителями в гротескном, гиперболизированном преломлении. У Аристофана то простой крестьянин заключает сепаратный мир со Спартой и наслаждается благами мирной жизни, то два афинянина основывают птичий город между землей и небом, а потом одерживают верх над самими богами, то женщины совершают государственный переворот, отстранив мужчин от управления полисом. Это не отражение реальных событий, а скорее чаяния тех или иных слоев населения.

Произведения греческих поэтовмогут служить источником по религиозным представлениям и культам древних греков, их идеологии, менталитету, нравственным воззрениям.

studfiles.net

Социально-политическая культура Древней Греции

На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков. Греция дала миру многие формы государственного правления:

рабовладельческую демократию - выборную форму правления,

тиранию - единоличное правление;

олигархию-правление небольшой группы аристократов и др.

Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде,селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).

Историк Фукидид свидетельствовал, что каждый гражданин спешил принять активное участие в общественной жизни из опасения, что без него события могут принять нежелательный оборот. Организацию общественной жизни обычно рассматривают либо на примере Афин, либо на примере Спарты. Это были государства с разным политическим устройством, разным образом жизни и культурными запросами. Спарта дала миру образец военизированного устройства, где все свободнорожденное население занималось воинской деятельностью. Спарта не оставила будущим поколениям богатого духовного наследия. Духовное наследие Афин, напротив, заложило мощный фундамент культурному развитию народов Средиземноморья.

Население делилось на 4 класса. Полисом руководила выборная власть. Во главе стоял архонт или стратег (во время войн), он опирался на совет старейшин. Народное собрание состояло только из свободных и к тому же из граждан Афин. Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а также женщины, участия в выборах не принимали. Повседневной жизнью города управляли различные службы. Избираемые квартальные надзиратели (10) человек ведали уличными надзирателями, следившими за приличным поведением уличных певиц, кефаристок, флейтистов и т.п., были надзиратели на базарах, на стройках (они следили за соблюдением ширины улицы при строительстве новых домов), порядком в храмах. Портовые надзиратели отвечали за то, чтобы 2/3 ввозимого хлеба продавалось в городе. Были надзиратели, которые следили за качеством муки при выпечке хлеба. Афинские чиновники носили миртовый венок, когда находились при исполнении служебных обязанностей, также как и ораторы, и члены Совета в Народном собрании.

Общественная жизнь древнегреческих городов знала периоды реформ. Так, для того чтобы сломить обычай кровной мести, Драконт (7 в. до н.э.) ввел закон об обязательной передаче дела об увечье или убийстве в суд. После чего виновные должны были пройти религиозный ритуал очищения. Во время его правления впервые была осуществлена запись законов. Клисфен (6 в. до н.э.) ввел реформы по изменению избирательных порядков, чтобы отстранить от власти родовую аристократию и привлечь новые политические силы. Реформы Солона (6 в. до н. э.) были направлены на то, чтобы гарантировать дальнейшее развитие Афин как демократического государства и т.п. В середине 5 в. до н.э. Перикл провел реформы в интересах средних слоев населения.

studfiles.net

1. Социальная помощь в античной Греции и Риме: сходство и различия.

Сходство древнегреческой и древнеримской модели формирования системы государственной и общественной благотворительности определяется схожестью социокультурных традиций, обусловленных преемственностью двух культур. Римская империя, возникшая позднее греческой, и ассимилировавшая многие элементы ее культуры, заимствовала наиболее яркие формы проявления греческой культуры, однако не сводилась только к ним. Можно выделить основные общие положения благотворительности в древнегреческой и древнеримской благотворительности:

  1. Организация общественных трапез за счет частных пожертвований.

  2. Строительство храмов, бань и других заведений общенародного значения за счет городского бюджета и частных взносов.

  3. Благотворительная помощь распространялась только на граждан полиса и не распространялась на рабов, варваров и чужестранцев.

  4. Долгое время как в Греции так и Риме существовал обычай продажи в рабство за долги и также продажа родителями своих детей в счет оплаты долга.

  5. Благотворительность зачастую носила корыстный характер и использовалась богатыми для привлечения на свою сторону голосов избирателей из числа свободных но обедневших граждан полиса.

  6. Существовал инфантицид. Однако с развитием цивилизации государство начинает жестко регламентировать права родителей в отношении своих детей.

  7. В городской бюджет поступают средства на содержание нищих и нуждающихся граждан.

  8. Введение праздной филантропии, т.е. выделение государственных средств для развлечений.

2. Развитие форм помощи и поддержки в Древней Греции

Исторические этапы Древней Греции связывают с развитием общества и рабовладельческого хозяйства. Принято выделять следующие этапы: эгейский мир и Гре­ция времен Гомера, период архаики VIII—VI века до н. э., классическая античность и период эллинизма.

Общими чертами всей истории древней Греции явилось постепенное развитие благотворительности, которая была государственным делом. Для ее обозначения использовалось слово «филантропия», введенное трагиком Эсхилом, жившим в 5-6 вв. до н.э. В своей трагедии «Прометей прикованный» он использовал это слово для обозначения любви к людям, которой отличался Прометей, научивший их пользоваться огнем, а также заниматься ремеслами и искусством. Прометей призывал быть сострадательным к людям и со временем это понятие стало связываться с любовью к ближнему, обозначая благотворительную деятельность.

Организацией благотворительной деятельности в полисах занимались пританы (председатели), избиравшиеся по жребию из членов городского совета на месяц. На них возлагались обязанности городского совета, созыв народного собрания, подготовка его решений, ведение межгосударственных переговоров, организация благотворительной деятельности. Практиковались общественные трапезы, в которых могли принимать все граждане полиса, раздача денег нуждающимся, строительство бань, храмов, библиотек. Быть избранным в пританы было большой честью для горожанина и чтобы быть избранным устраивались бесплатные обеды, раздавались деньги свободной бедноте и соседям.

Благотворительность в древней Греции не распространялась на рабов, поскольку они не являлись гражданами полиса, а приравнивались к орудию труда. Обоснованием благотворительности служило то, что благотворитель и нуждающийся относились к одной социальной общности и сам вид нужды внушал грекам отвращение, что и побуждало граждан создавать достойные условия для всех граждан полиса.

Эгейский мир и Греция времен Гомера.

Эгейский период связывают с развитием крито-микенской культуры (до XII века н. э.). Именно в это время осуществляется переход от родового общества к государственной организации полисного типа. В этот период развивается классовое общество, про­исходит развитие хозяйства. Письменность, дошедшая до нашего времени в виде табличек, свидетельствует о структуре микенского общества, экономике, раннем разделении труда. Среди ранних профессий мы встре­чаем не только ремесленников, глашатаев, но и вра­чей, спектр помощи человеку которых был достаточно широк и разнообразен.

В VIII веке до н. э. греческие племена селились родами (генос), из родов составлялись фратрии (братства), фратрии объединялись в более крупные общности — филы (племена). Наряду с главами рода появляются предводители фратрий и фил, с которыми глава рода делит власть. На основе гомеровского эпоса и других исторических документов можно выделить важнейшие признаки греческого рода как системы защиты и под­держки:

    1. происхождение по отцу,

    2. запрещение браков внутри рода,

    3. право усыновления родом,

    4. 4) право взаимного наследия,

    5. оказание помощи друг другу и взаимной поддержки,

    6. участие в общеродовых праздниках и обладание общеродовым кладбищем.

Постепенно происходит дифференциация общества. Военные походы, поборы приводили к тому, что часть свободного населения разорялась и переходила в раз­ряд фетов, бедных людей, потерявших связь со своим родом. Отойдя от родовых отношений, они становились беззащитными, и на них уже не распространялась система родовой поддержки и защиты. В дальнейшем тот слой населения пополнялся за счет изгнанных из рода, потомков покоренных народов, чужеземцев и т. д., таким образом, начинает формироваться нищенство, ко­торое распространяется в эпоху «Одиссеи».

Нищие ходили от одного города к другому, прося подаяние. Летом они жили под открытым небом, а зимой в «медном доме» (кузнице), которая являлась и постоялым двором, и местом проведения свободного времени простого народа. Упоминание об отношении к нищим мы находим в «Одиссее»:

Можно отметить, что в античные времена нищен­ство считалось пороком, к нему относились с презре­нием, а нищие были лишены сочувствия со стороны окружающих.

Период архаики, период колонизации (VIII—VI века) характеризуется дальнейшим ростом городов, расши­рением профессиональной специализации в исполь­зовании рабского труда, расслоением населения. В го­родах-государствах вожди демоса управляли как ти­раны. Центрами греческого мира становятся в этот период Спарта и Афины.

Система помощи и поддержки в Спарте носила строго дифференцированный характер и распростра­нялась на свободное население, спартиатов, которые составляли меньшинство населения, но они определя­ли образ жизни в государстве.

Спартанская организация жизнедеятельности представляла собой военизированное сообщество, которое было подчинено общности интересов ее членов. На Крите они имели «общенародный характер», государство получало доход от урожая, «приплода», взносов, одну часть от­числяло на дела культа и общегосударственные дела, другую на сисситии.

Можно говорить о том, что в Спарте процветал рациональный инфантицид. Родившийся ребенок показывался геронтам, которые определяли его физичес­кое состояние и здоровье. Слабых и больных сбрасывали в Апоксєте, в пропасть на Тайгете. Здоровых детей оставляли отцу, при этом назначалось «государ­ственное пособие» в виде выделения «одного из девя­ти земельных участков». В связи с тем, что мать не до­пускалась к воспитанию ребенка, то она не была до­пущена и к его вскармливанию. Согласно Плутарху, у спартанцев существовал в то время институт корми­лиц, которые хорошо знали свое дело и вскармливали его вместо матери.

У спартанцев существовал институт опекунства над сиротами. Однако сиротами считали детей не только не имевших родителей, но и таких, у которых не было отца, хотя мать могла быть у ребенка. Законодательно опекун­ство в Спарте оформлялось в присутствии царей. Им же принадлежало право решать судьбу девушки-си­роты, выходившей замуж, выбирая для нее мужа.

Афинская демократия дала образцы законодатель­ного творчества относительно защиты прав граждан и их равенства перед законом. Одним из первых таких реформаторов явился Солон. Первой и самой крупной его реформой была сисахфия, единовременная отме­на земельной задолженности, направленная против знати и предпринятая Солоном, чтобы аннулировать все долги афинян и ликвидировать рабскую зависи­мость от богатых заимодавцев. Личность человека и земля считались свободными. С этого момента долж­ников «заимодавцы не имели обращать в рабство».

С принятием законов отменялось рабство за долги, продажа в другие страны. Как писал Плутарх, многие были вынуждены продавать детей в рабство для покрытия долгов.

Солоном были приняты законы в области защиты прав детей, сирот-девушек, женщин, приняты меры против распространения «праздности», т. е. основ «праздного» нищенства. Диоген Лаэртский так писал позднее об этих законах: «...кто не кормит родителей, наказуется бесчестьем; кто празден, на того всякий же­лающий вправе подать в суд; опекун над сиротами на матери их не женится; ближайшему после сирот наследнику опекуном не быть».

Защищая права свободных женщин, Солон отменяет систему приданого за женщину, считая, что «брак не должен быть доходным предприятием», запрещает браки «не соответствующее возрасту», молодых людей со старыми, т.е. непродуктивного возраста.

Солон вводит государствен­ный надзор за брачно-семейными отношениями, вводя государ­ственный институт гинекономов. Гинекономы, должностные лица, осуществляли наблюдение за нравственностью свободных женщин, поскольку занятие проституцией за долги еще име­ло место и было достаточно рас­пространено в данный период. С другой стороны Со­лон легализует проституцию, придав ей светский, а не религиозный характер с целью сохранения нравствен­ности свободных граждан в условиях, когда в Афинах сосредоточивается большое количество людей из раз­личных земель, оторванных от своих семей. Он не толь­ко открывает государственные бордели, покупает ра­бынь для них, но и вводит государственный налог на занятие проституцией.

В области мер против распространения празднос­ти он ввел в обязанность ареопага наблюдать, на ка­кие средства живет каждый гражданин, и велел нака­зывать праздных, поскольку нищие были не только со­циально опасны, но и требовали определенного внимания со стороны властей и рас­ходов общественной казны. У Плутарха мы находим свидетельства, что, возможно, для «праздных», было предназначено «питание в обще­ственном месте», параситейн, но это была временная поддержка. На ло­кализацию «праздных» были на­правлены и превентивные меры, так существовал закон, согласно которо­му отцы обязаны учить своих детей ремеслам, в противном случае в ста­рости они имели право не содержать своих отцов.

В классической Греции в период правления Перикла главной задачей финского государства является забота о благосостоянии граждан. Из наиболее значимых начинаний можно выделить введение оплаты за несение государственных обязанностей, театральных денег (терикон), литургии, и введением оплачиваемых «общественных работ».

Перикл вводит и театральные деньги, которые довались неимущим гражданам с целью посещения ими театральных представлений. В период его правления вводятся пособия для инвалидов, они составляли 1 обол в день, что составляло минимальный заработок ремесленника.

Перикл стремился дать работу всем слоям населе­ния и различным возрастным группам, таким образом избежать «праздных», т. е. нищих-попрошаек. Если молодым и сильным военные походы из обществен­ных сумм давали способ получения денег, то общественные работы по укреплению города, его украше­нию предоставляли работу различным представителям профессий, возраста и социальных групп, причем их оплата была не меньше, чем за воинскую службу. Нужно отметить, что в эту деятельность были включе­ны даже такие слои населения, которые не имели квалификации, а выступали в качестве простого орудия, «тела».

Возможно, что именно с этого времени закладыва­ются традиции обеспечения пожилых людей, нетру­доспособных и детей сирот.

В период эллинизма в связи с падением значения полисов-государств, меняется характер помощи и под­держки, здесь можно наблюдать существование ин­ститутов помощи, развитие частной благотворительно­сти, а также отметить снижение уровня инфантицида.

Павсаний свидетельствует, что у афинян был жерт­венник богини Милости, которая приносит пользу при изменчивости человеческой судьбы, помогая людям, рассказывает еще и о том, что у них «устроено много учреждений, касающихся дел человеколюбия».

Помимо институциональных форм развития помо­щи и поддержки со стороны частных лиц, существо­вали в этот период и традиционные, в виде литургий. Так в гимнасии Птолемея, которую основал сам Птолемей-Филадельф, имелась библиотека. Необходимо было для ее поддержания и пополнения ее фондов тра­тить определенные средства. На себя взяли такую ответственность афинские эфебы (военнообязанная молодежь), которые делали регулярные взносы.

studfiles.net