Узбекистан древнейший очаг цивилизации. Обзор государственного музея искусств Узбекистана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наследники великих цивилизаций. Узбекистан древнейший очаг цивилизации


Очаг зарождения человечества и цивилизаций

Очаг зарождения человечества и цивилизаций

Один из них свыше миллиона лет назад возник в Узбекистане

Богатейшее историческое наследие Узбекистана, имеющее давние истоки и традиции, представляет собой внушительную часть сокровищницы общемировых культурных ценностей. Благодаря своему расположению на одном из самых оживленных перекрестков древнейших и важнейших трансконтинентальных торговых путей на протяжении тысячелетий он способствовал установлению связей разных народов и государств Азии и Европы. Это во многом повлияло на формирование его уникальной истории, включающей все этапы генезиса и эволюции человечества, цивилизаций и государственности, искусства, культуры, архитектуры.

Территория Узбекистана стала одним из древнейших очагов зарождения человечества и цивилизаций. Став их колыбелью, эта земля подарила миру замечательные памятники культурно-исторического наследия. Обнаруженные учеными следы жизнедеятельности первобытных людей, их останки и каменные изделия из пещерных стоянок Сельунгур и Хайдарканской впадины Ферганской долины являются наглядным подтверждением появления и распространения человека на этой территории в пределах 500 тыс - 1 млн. лет назад, а некоторые исследователи считают, что эту датировку можно удревнить еще почти на 100 и более тысяч лет.

Изготовленные тогда примитивные галечные орудия труда стали предвестниками появления зачатков ремесленной деятельности древнего пещерного человека эпохи каменного века (палеолита). В настоящее время их, как и кости фергантропа, можно увидеть среди экспонатов в Государственном музее истории Узбекистана в Ташкенте.

На сегодняшний день специалисты с достаточной степенью уверенности говорят о том, что в промежутке как минимум 1 млн. 150 тысяч — 730 тыс. лет древний человек появился и распространился на территории Центральной Азии.

Первым из наиболее значительных открытий в череде памятников этого времени был Сельунгур — пещерная палеолитическая стоянка, обнаруженная в долине реки Сох в Ферганской долине. Она находилась в горах - на высоте 1890 м над уровнем моря, в южных отрогах хребта Катрантау, в 100 км от Ферганы. Ее расположение в палеозойских осадочных породах девон-карбонового периода после исследования полученных данных и материалов совместно с биологами и геологами позволило определить ее возраст — около 1 миллиона лет.

Не так давно были открыты новые памятники: Кызылолма и Ташсай в долине реки Ахангаран, а также на реке Сох в Риштанском районе близ Ферганы были собраны каменные орудия, в том числе и рубящие приспособления из галечника. Их можно отнести к олдувайскому типу и, возможно, предварительно датировать более чем 1 миллионом лет. Все это свидетельствует о целой плеяде памятников, которые подтверждают обитание древнего человека на данных территориях. И это при всем том, что наш регион еще слабо изучен в этом отношении. Так что самые важные открытия еще впереди, и ученые с оптимизмом смотрят в будущее науки.

справка

По утверждениям геологов, с которыми консультировались археологи, в Центральноазиатском регионе свыше миллиона лет назад было много общего с Африкой, особенно в области климатических и природных условий. В первую очередь это касается того, что здесь были саванны, а значит, и все возможные условия для того, чтобы предположить возможность существования олдувайского этапа в жизни предков современного человека в нашем регионе. Название этапа взято по наименованию ущелья Олдувай в Танзании, давшего как и ряд других, даже более древних африканских памятников, например, Коби-Фора, Омо, Мелка-Контуре, Гона, набор примитивных каменных орудий давностью 2,6 -1,9 млн. лет.

Согласно гипотезе о моноцентрическом происхождении человека, его выделение из животного мира произошло около 2,5 млн. лет тому назад. Предположительно таким местом являлись Восточная и Северо-Восточная Африка.

Там якобы и появились наши предки, которые затем начали расселение из своей «колыбели» в различных направлениях: на юг, север и восток.

 

Сергей Савчук-Курбанов. http://www.ut.uz/rus/kaleydoskop/ochag_zarojdeniya_chelovechestva_i_ivilizaiy

www.silkway.uz

Evrika.uz - Электронный дневник

Узбекистан — древнейший очаг мировой цивилизации, возникший в плодородных поймах среднеазиатского Междуречья. Через Узбекистан пролегали основные трассы Великого шелкового пути. Он занимал центральное место в поясе цивилизаций и государств древности от Тихого до Атлантического океана. Географическое положение Центральной Азии способствовало обмену достижений передовых цивилизаций между Востоком и Западом. Здесь происходило активное взаимодействие различных культур: местной, среднеазиатской с древнеегипетской, иранской, китайской, греко-эллинистической индо-буддийской, римско-византийской, арабо-мусульманской и др. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сегодняшнего дня древние городища, произведения настенной живописи и скульптуры, предметы из керамики, металла, ювелирные изделия и многие другие памятники художественной культуры, хранящиеся в Музее.

В экспозиции представлены ценнейшие экспонаты античного и раннесредневекового искусства Узбекистана. Великолепные образцы раннекушанской пластики представлены глиняной скульптурой, украшавшей в I в до. н.э. дворец – замок на городище Халчаян в Сурхандарьинской области. Эти произведения свидетельствуют о высоком мастерстве местных скульпторов, знакомых с традициями эллинистического искусства. В психологически трактованных образах отражается светская линия в античном искусстве, расцвет которого наблюдается в южных регионах Узбекистана.

В раннесредневековый период крупными центрами городской цивилизации становятся также Самарканд, Бухара, города Ферганы, Чача и Тохаристана. В искусстве этого времени наряду с религиозной тематикой широкое распространение получает светская – сцены из дворцовой жизни, мифологические и эпические сюжеты. Проникновение буддизма из Тохаристана в Фергану происходит в 5-7 вв., что нашло отражение в тематике скульптуре из Кувинского храма в Фергане. В экспрессивных по характеру скульптуре запечатлены образы воинствующих защитников буддийской веры. Фрагменты ганчевого декора VII- VIII вв. н.э. из дворца бывших бухарских привителей в местности Варахша Бухарской области с изображением растений, животных и сцен охоты отражают светское направление в раннесредневековом искусстве.

Археологические раскопки на территории Узбекистана дали многочисленные образцы древней и средневековой керамики, поражающей высокими художественными качествами. Керамика каждой эпохи имеет характерные для нее достоинства.

С VIII в. на территории Узбекистана широкое распространение получает поливная керамика. Поливная керамика Афрасиаба (Самарканд) X-XII веков занимает доминирующее положение не только в Мовароуннахре, но и во всем исламском искусстве той поры. Не случайно афрасиабская керамика была предметом экспорта и вывозилась во многие страны мусульманского мира. Она отличалась не только высоким качеством черепка, глазурей и красок, но и завершенностью форм и рисунка.

Первоклассные образцы керамики Самарканда, Ташкента, Бухары, Ферганы, Термеза и других городов, представленные в экспозиции, отличаются исключительным богатством орнаментики: наряду со стилизованными изображениями широко использовались каллиграфически исполненные надписи.

Ахсикет – одно из самых крупных городищ Ферганы. Глазурованная художественная керамика Ахсикета X в. Представлена прекрасным образом – изящной полусферической чашей с орнаментикой на белом фоне.

В экспозиции музея широко представлены фрагменты декора в виде облицовок из резной поливной терракоты, мозаики, майолики, использовавшихся в украшении памятников архитектуры XIII- XVIII веков. Среди них мозаичное панно из самаркандского медресе Улугбека (XV в.), мозаичные решетки – панджара из бухарской мечети Газаян (XVI в.), майоликовые панно и тимпаны, украшавшие бухарскую мечеть Базари Гусфанд (начало XVII).

eka.uz

Наследники великих цивилизаций

В своем выступлении на открытии Международной конференции "Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации" президент Узбекистана Ислам Каримов отметил, что наследие великих предков узбекского народа - достояние всего человечества, необходимо развивать и обогащать его, говорится в статье распространенной посольством Узбекистана в Баку. Академик Академии наук Узбекистана Эдвард Ртвеладзе - один из тех, кто вносит достойный вклад в эту бесценную сокровищницу, открывает в ней все новые и новые страницы, говорится в статье, распространенной посольством Узбекистана в Баку.

Каждую весну и осень на протяжении своей многолетней деятельности он по-прежнему проводит на раскопках своего любимого городища Кампыртепа - в прошлом оживленнейшего перекрестка мировой истории и культуры многих народов, где испокон веков сходились тянувшиеся на многие тысячи километров дороги Великого шелкового пути. Сегодня наш разговор о древнейших цивилизациях, заложивших основы государственности современного Узбекистана, проходивших здесь трансконтинентальных путях, выдающихся научных достижениях, навсегда вошедших в фонд мировой науки и культуры и важнейших мировых открытиях, которые хранит эта благословенная земля.

- Эдвард Васильевич, в чем на ваш взгляд основная цель и значимость прошедшей в Самарканде по инициативе Президента И.А.Каримова Международной конференции "Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации", ставшей в 2014 году поистине знаковым явлением не только в жизни страны, но и всей мировой науки...

- На конференции был впервые сформулирован очень важный исторический вывод, который заключается в выявлении истоков и причин возникновения в Центральной Азии в средневековье научного и культурного феномена - славной плеяды ученых: Мухаммада аль-Хорезми, Ахмада аль-Фергани, Абу Али ибн Сины, Абу Насра Фараби, Абу Райхана Беруни, Мирзо Улугбека и других, чьи научные достижения навсегда вошли в золотой фонд мировой науки и культуры, роли этого наследия в прошлом и современной цивилизации. Задача в исторической науке до сих пор достаточно не разработана.

Я позаимствовал название своего доклада "Учителя учителей" на пленарном заседании конференции у Валерия Брюсова, который был не только замечательным поэтом, но и прекрасным историком. Одно из его эссе так и называется. Это определение наиболее точно передает суть того исторического процесса, который привел к появлению на Востоке в средневековом Мавераннахре, соответствующем территории современного Узбекистана, в IX - первой половине XI веков, а также в конце XIV-XV вв. величайших мыслителей и титанов науки.

Причины же заключались в высочайшем развитии цивилизации на территории Среднеазиатского Двуречья начиная с эпохи бронзы, античности и средневековья. Именно этот цивилизационный взлет и дал возможность появления целой плеяды выдающихся ученых, которые в своих великих исследованиях и открытиях опирались на научные знания, накопленные к тому времени на Востоке. Начиная с их истоков, заложенных в цивилизациях древней Месопотамии и в последующем всесторонне развитых в передовых цивилизациях Ближнего, Среднего Востока и Мавераннахра в процессе взаимопроникновения и взаимообогащения культур и цивилизаций. И повлияли на это те учителя, которые были в предшествующее время.

- Территория современного Узбекистана является одним из древнейших очагов мировой цивилизации, хранящих уникальные исторические и археологические памятники разных эпох от поры становления человека до создания крупных древних государств. Неслучайно археологические исследования в Узбекистане отмечены целым рядом выдающихся открытий мирового значения. Какие из них представляют наиболее яркие моменты в эволюции человечества?

- Начиная с каменного века можно привести много моментов, когда наша земля играла важнейшую роль в истории цивилизации. Это подтверждает известная во всем мире, уникальная на территории всего Востока находка грота Тешик-Таш (Байсун), где обнаружены останки мальчика-неандертальца. Благодаря ей ученые сделали вывод, что еще в ту далекую эпоху среднего палеолита - 100-40 тысяч лет тому назад территория нынешнего Узбекистана входила в зону формирования современного человека. Период расцвета земледельческой культуры эпохи бронзы положил начало очень обширным связям древнего Узбекистана с соседними странами. В то время были заложены основы градостроительства, архитектуры, фортификации, материальной и художественной культуры. Достаточно большой период (эллинистический и античный) - эпоха античности - еще одна совершенно блестящая страница в истории цивилизации всей Средней Азии, и особенно Среднеазиатского Двуречья. В это время складывается так называемая эллинистическая культура - симбиоз автохтонной (коренного населения) и пришлой - греко-македонской культур, давшая блестящие образцы материальной и художественной культур, многое другое.

На смену этому периоду приходит одна из грандиозных империй мира, наравне с Ханьской, Римской и Парфянским царством - великая Кушанская империя, заложившая основы величайших достижений среднеазиатской цивилизации, в том числе цивилизаций Согда, Бактрии и Хорезма, впоследствии получивших развитие в раннее средневековье. Благодаря этому сегодня мы имеем блестящие образцы скульптуры Халчаяна, живописи и скульптуры Дальверзинтепа, хорезмийские памятники и многое другое. К наиболее ярким образцам высокоразвитой средневековой культуры можно отнести монументальную живопись, образцы которой мы находим на территории всего современного Узбекистана - Варахша, Афрасиаб, Балалыктепа и другие памятники.

Хочется особенно подчеркнуть, что в этот период по нашей территории пролегают важнейшие трансконтинентальные дороги Евразии, связывающие Восток и Запад. Они сыграли огромную роль в развитии и расцвете цивилизаций, их взаимоотношениях начиная от Греции и Рима до Дальнего Востока. Причем промежуточным звеном - ретранслятором этих цивилизаций, благодаря своему географическому положению был древний Узбекистан с такими центрами, как Самарканд, Бухара, Термез и другие города, служившие своего рода передаточным звеном культурных ценностей из Индии, Китая в Европу и обратно. Причем все достижения цивилизации очень часто аккумулировались на территории нашей страны, получив в последующем новое развитие. Эти важнейшие межконтинентальные дороги не были просто дорогами торговли, по ним шли научные, технические и культурные достижения, идеи и инновации. Они аккумулировали и передавали дальше все величайшие достижения цивилизации того времени. И в их центре всегда находилось Среднеазиатское Двуречье - территория нашей страны.

- В 1999 году в издательстве "Узбекистон миллий энциклопедияси" вышла вызвавшая огромный интерес книга "Великий шелковый путь" - результат ваших многолетних исследований...

- В последние десятилетия значительно усилился научный и общественный интерес к истории этой великой трансконтинентальной дороги, соединявшей в древности страны Дальнего Востока со Средиземноморьем через Среднюю Азию, ее месту и значимости в мировой цивилизации. В своей книге очень обстоятельно показал историю ее возникновения и развития.

Появление этого пути в конце II века до н.э. с одной стороны связано с политической активностью Китая, с другой - греческих купцов-эллинов и Парфии. Огромную роль в его создании сыграли и жители древнего Узбекистана. В моей монографии это подчеркнуто - бактрийцы и согдийцы.

Так, уже в эпоху раннего средневековья согдийцы освоили и морские пути: обогнув Индию и Малукский полуос¬тров, они проникли на юго-восток Китая и в Японию, о чем свидетельствуют находки согдийских надписей из провинции Кантон и замка Хоруджи в древней столице Японии - Наре. Поразительно, но факт - в X в. по данным Бузурга ибн Шахрияра, изложенным в книге "Чудеса Индии", Аравий¬ское море носило название "Океан Самарканда", отражая доминантную роль выходцев из этого города в освоении морских трасс. Еще ранее, в VI веке н.э. согдийцы стали осваивать дорогу в Византию. Правитель Согда Маниах по поручению хана Дизабула совершил многотрудный путь через нижнее Поволжье, степи и перевалы Северного Кавказа в Константинополь к византийскому императору Юстину II, что вызвало ответный визит, результатом которого стала торговля согдийским шелком типа "занданечи", многочисленные образцы которого найдены в аланских погребениях Северного Кавказа и Европы.

Трудно переоценить огромную, незаменимую роль Великого шелкового пути как международной транспортной артерии древности, связывавшей такие страны и регионы как Китай, Индия и Центральная Азия, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье. Именно это отметил глава государства в своем выступлении. Путь обеспечивал не только торговые связи между этими регионами, но и информационный диалог между целыми континентами и государствами, служил проводником новых идей и технологий, а также культурных и духовных ценностей, тем самым создавая условия для межцивилизационного и технологического обмена. По маршрутам Великого шелкового пути в Европу и обратно в Азию поступали сведения о деятельности ученых и мыслителей Востока и Запада, формировался практический доступ к трудам, идеям, открытиям таких великих ученых античности, как Сократ, Платон, Аристотель, Птолемей и других.

В свою очередь наиболее яркие представители науки Востока - Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Али ибн Сина, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Беруни и другие внесли много новаторских идей в науку и философию средневековой Европы. Так, например, в Кордобе и Толедо (Испания) были созданы специальные центры по переводу и переписке трудов великих ученых и мыслителей Востока. Их переводили также в Германии, Италии, Франции и других странах. Возродив во многом античное наследие, великие ученые Востока поистине стали "учителями учителей" и предтечами эпохи Возрождения в Италии и других странах Европы.

- Кампыртепа - уникальный памятник эпохи античности, который ежегодно приносит новые открытия, раритеты мирового значения. Знаю, что в ходе последних раскопок вы сделали там очень важное научное открытие, которое придаст новый, еще более мощный импульс дальнейшим углубленным исследованиям региона Центральной Азии, станет огромным вкладом в современную науку...

- В течение многих лет мы ведем научные исследования на городище Кампыртепа, которое располагалось к западу от Термеза на берегу Окса (Амударьи). Пробные раскопки здесь мы начинали еще в 80-х годах, потом был перерыв, а в 1999 году после создания Тохаристанской археологической экспедиции на городище началась интенсивная и планомерная работа. Вначале мы изучили верхний слой, который относится к Кушанскому периоду, в последние годы приступили к изучению нижних слоев, относящихся к эллинистической эпохе. По моему глубокому убеждению, это был первый форпост - крепость, которая была построена во время похода Александра Македонского в Среднюю Азию, колонизации эллинско-македонской Бактрии и Согдианы. Он возведен для охраны самой главной переправы, которая из столицы Бактрии через Амударью и далее - "Железные ворота" вела в Мараканду (Самарканд). Как мы сейчас выяснили, эта небольшая крепость с мощным укреплением - стенами, башнями, воротами была построена, как и положено в эллинистической архитектуре, в традициях греческой фортификации и полиоркетики.

Наконец мы поняли ее план, значение, восстановили поэтапно хронологию, время ее основания и функционирования.

Она вырублена прямо в грунте в виде трехступенчатой террасы со ступенями высотой четыре метра, на ее краю возводили стены и строения, и так далее, создавая своеобразную ступенчатую пирамиду. Раскопки достигли глубины 17 метров, и мы еще не дошли до основания. Буквально в последние дни работы экспедиции обнаружена очень интересная находка - ворота крепости, и что интересно, выполнены они из местных материалов - сырцовых кирпичей (пакса). Они сильно разрушены, но по некоторым деталям удалось установить, что их конструкция и планировка аналогичны воротам из греческого города Сида. Наше открытие подтверждают и сведения, которые приводит живший в XV веке придворный историк и географ Темура и его сына Шахруха - Хафиз-и Абру, писавший, что недалеко от Термеза находится так называемая Греческая переправа, и по одной из версий ее основал Александр Македонский.

Открытие этой крепости, или, как мы называем, акрополя на городище Кампыртепа, и то, что мы, наконец, соединили все звенья в одну цепь, можно обозначить как одно из самых интересных и важнейших археологических открытий последнего десятилетия в Центральноазиатском регионе. А возможно и на всем эллинистическом Востоке, который простирается от Евфрата (современного Ирака) до Индии. Это большой вклад не только в отечественную, но и мировую историческую науку, в которой открыта еще одна новая страница.

- Оно лишь подтверждает, что интерес к историческому прошлому Узбекистана среди ученых мира не случаен. Как отметил в своем выступлении на конференции Генеральный директор ЮНЕСКО Хуберт Гизен, научный и жизненный подвиг, бесценные открытия великих мыслителей Востока содержат множество уроков для современных ученых, особенно молодежи. Они дают нам хороший пример для расширения границ научного обмена в международном масштабе, поз¬воляют повысить уровень эффективности исследований...

- Многие городища, поселения и археологические памятники, находящиеся на карте Узбекистана, еще хранят огромное количество неизведанных тайн. В последнее время отечественные археологи сделали много интересных открытий. Например, большие раскопки в Термезе, которые очень планомерно ведет Шокир Пидаев, работа совместной российско-узбекской экспедиции на городище Пайкент, раскопки городища Акшахан-кала в Хорезме, где найдена очень интересная галерея живописи хорезмийских царей. Эти и многие другие открытия, несомненно, вносят большую лепту в исследования цивилизации не просто Узбекистана, а вклада его в цивилизацию Центральной Азии и шире - мировой.

На территории нашей страны работают многие совместные международные археологические экспедиции, французские, немецкие, итальянские, польские, чешские, корейские, японские ученые, в том числе крупнейший исследователь нашего региона, легендарный профессор Кюдзо Като, научная деятельность которого помогла открыть много неизведанных страниц истории, этнографии и искусства Центральной Азии. Его работы по изучению Великого шелкового пути, государства Бактрии и археологические исследования с 1989 года на городищах Дальверзинтепа и Каратепа, переводы на японский язык монографий и исследований наших ученых позволили сделать знания по истории и культуре нашего региона мировым достоянием.

Проводятся совместные академические форумы, огромный интерес в научном мире вызвала прошедшая по инициативе главы нашего государства в мае 2014 года в Самарканде Международная конференция "Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации". Все это говорит о том, что ученые Узбекистана не замкнуты в узких рамках своих исследований, а достижения великих цивилизаций, созданных на нашей земле, сегодня становятся достоянием всей мировой общественности. Так, председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Дж.Хопкинса (США), профессор Фредерик Старр под впечатлением конференции недавно написал монографию "Исчезнувшая цивилизация", которая посвящена периоду развития цивилизации на территории Узбеки¬стана и сопредельных стран. Он отметил, что по научной значимости этот регион не уступает Индии, Китаю, Европе или Ближнему Востоку. А ученые-энциклопедисты, жившие на этой земле, были фактически мировыми гениями мысли. Благодаря их умам возрождение имело место именно в Центральной Азии. Огромные достижения этих ученых, исследователей, теологов, философов позволили всему миру в конечном итоге осознать значение этого региона в целом и особенно Узбекистана, для развития всего человечества. Этот факт говорит о многом. И это не единичный пример.

Хочется особо подчеркнуть, что в период независимости в нашей стране под непосредственным руководством и при всемерной поддержке Президента Ислама Каримова проводится глубокое и всестороннее изучение исторического прошлого, осуществляется реставрация многих средневековых архитектурных памятников и что очень важно, широкая популяризация колоссального историко-культурного наследия великих ученых и мыслителей Востока. И это неслучайно, ведь, как отметил глава государства, уважение к своей истории, накопленному опыту, создаваемому интеллектуальному потенциалу, считающемуся самым большим сокровищем в мире, составляет основу и материального, и духовного прогресса любого государства.

Мне кажется, что все открытия и научные достижения непременно должны становиться достоянием общественности - это одна из важнейших сторон деятельности ученых, которая имеет не только научное, но и огромное политическое и воспитательное значение. Граждане страны, особенно молодежь, должны знать свою историю, которая насыщена очень важными событиями, сохранять и развивать бесценное научное наследие великих ученых и мыслителей, взращенных этой древней землей, гордиться их вкладом в развитие мировой цивилизации. Используя их достижения, знания и мудрость, строить будущее своей страны.

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

www.trend.az