Правовые памятники древней руси. Вопрос 9: Развитие Древнерусского права. Памятники права Киевской Руси и их характеристика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 9: Развитие Древнерусского права. Памятники права Киевской Руси и их характеристика. Правовые памятники древней руси


Памятники права Древней Руси.

Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права, первым источником которого были правовые обычаи. Среди них - кровная месть, принцип талиона - "равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

Первыми памятниками древнерусского права былидоговоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского.

Княжеское законодательствокак источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеютуставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права являетсяРусская Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории.

Русская Правдасоставлялась на протяжении длительного времени (в ХI-ХII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Русскую Правду принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием):Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого.

Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в.

Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-ХIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

Кроме русской Правды из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов.

Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавшим к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии феодального общества закон брал под усиленную защиту.

  1. Особенности государственного устройства Новгородской и Псковской торговых республик.

Новгородская республика — русское государство средневековья, существовало в период с 1136 по 1478 год, простиралось от Балтийского моря до Уральских гор.

Новгородское вече

Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.

Вече — собрание части мужского населения города, обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя[1], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве». В результате второго похода (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезен в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родо-племенных советов.

Княжеская власть

Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем[1] из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).

Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но возможно и в городе — «Ярославово Дворище».

Посадник

Исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного вече. В их функции входило: отношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вече). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.

Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входило: сбор налогов, торговый суд.

Совет господ

Собор св. Софии, премудрости Божией, в Новгороде — символ республики.

Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:

  • архиепископ

  • посадник

  • тысяцкий

  • кончанские старосты

  • сотские старосты

  • старые посадники и тысяцкие.

Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.

С XV века фактическим главой Совета господ, а также республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрел право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объема и длины.

Окруженный земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.

Каждый конец Новгорода имел свое вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.

Псковская республика (или также Псковская вечевая республика, Псковская феодальная республика, Псковское княжество, официальное — Псковское господарство, Псковская земля) — средневековое государственное образование на территории Руси со столицей в городе Пскове. С начала XI века до 1136 года управлялась киевскими наместниками, затем находилась в составе Новгородской республики, пользуясь широкой автономией. С 1348 года полностью независима. В 1510 году присоединена к Московскому княжеству.

Особенности в экономике, вековые связи с Новгородом, статус границ и военные угрозы извне привели к развитию вечевойсистемы, в которойкнязья играли лишь незначительную роль.

Вече избирало посадников и сотских, а также управляло отношениями между знатью, посадскими людьми, изборникамиисмердами.Боярский совет имел особое влияние на решения веча, собиравшегося в Троицком соборе. Он содержал архивы веча, важные личные бумаги и государственные документы. Право быть избранным на важные должности было привилегией выходцев из благородных семей. Однако во время наиболее драматичных моментов в истории Пскова, важную, а подчас и решающую роль играли так называемые «молодшие» посадские люди, люди более низких чинов. Борьба между боярами и смердами, старшими и молодшими посадскими людьми вылилась в появлении в XIV веке ересистригольникови спорах на вече, начавшихся в1470-хи нередко выливавшихся в кровавые столкновения.

По отложении Пскова от Новгорода в 1348 году, Псков признает московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю. С1399 годаэти князья называются московскими наместниками.Василий IIдобивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причем они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю. ПриИване IIIпсковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей.

studfiles.net

Памятники права Древней Руси.

Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права, первым источником которого были правовые обычаи. Среди них - кровная месть, принцип талиона - "равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

Первыми памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в ХI-ХII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Русскую Правду принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого.

Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в.

Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-ХIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

Кроме русской Правды из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов.

Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавшим к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии феодального общества закон брал под усиленную защиту.

Особенности государственного устройства Новгородской и Псковской торговых республик.

Новгородская республика — русское государство средневековья, существовало в период с 1136 по 1478 год, простиралось от Балтийского моря до Уральских гор.

Новгородское вече

Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.

Вече — собрание части мужского населения города, обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя[1], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве». В результате второго похода (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезен в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родо-племенных советов.

Княжеская власть

Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем[1] из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).

Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но возможно и в городе — «Ярославово Дворище».

Посадник

Исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного вече. В их функции входило: отношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вече). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.

Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входило: сбор налогов, торговый суд.

Совет господ

Собор св. Софии, премудрости Божией, в Новгороде — символ республики.

Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:

· архиепископ

· посадник

· тысяцкий

· кончанские старосты

· сотские старосты

· старые посадники и тысяцкие.

Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.

С XV века фактическим главой Совета господ, а также республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрел право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объема и длины.

Окруженный земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.

Каждый конец Новгорода имел свое вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.

 

Псковская республика (или также Псковская вечевая республика, Псковская феодальная республика, Псковское княжество, официальное — Псковское господарство, Псковская земля) — средневековое государственное образование на территории Руси со столицей в городе Пскове. С начала XI века до 1136 года управлялась киевскими наместниками, затем находилась в составе Новгородской республики, пользуясь широкой автономией. С 1348 года полностью независима. В 1510 году присоединена к Московскому княжеству.

Особенности в экономике, вековые связи с Новгородом, статус границ и военные угрозы извне привели к развитию вечевой системы, в которой князья играли лишь незначительную роль.

Вечеизбирало посадников и сотских, а также управляло отношениями между знатью, посадскими людьми, изборниками и смердами. Боярский совет имел особое влияние на решения веча, собиравшегося в Троицком соборе. Он содержал архивы веча, важные личные бумаги и государственные документы. Право быть избранным на важные должности было привилегией выходцев из благородных семей. Однако во время наиболее драматичных моментов в истории Пскова, важную, а подчас и решающую роль играли так называемые «молодшие» посадские люди, люди более низких чинов. Борьба между боярами и смердами, старшими и молодшими посадскими людьми вылилась в появлении в XIV веке ереси стригольников и спорах на вече, начавшихся в 1470-х и нередко выливавшихся в кровавые столкновения.

По отложении Пскова от Новгорода в 1348 году, Псков признает московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю. С 1399 года эти князья называются московскими наместниками. Василий II добивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причем они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю. При Иване III псковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей.



infopedia.su

Развитие Древнерусского права. Памятники права Киевской Руси и их характеристика

1. Русско-византийские договоры, заключенные в 10 веке

В летописи указывается, что Русь заключила с Византией 4 договора (в 907, 911, 944, 971 годах). Эти договоры были заключены в результате похода русских на Византию, это были первые в истории Руси международные договоры. В них много внимания уделялось регулированию торговых отношений между Русью и Византией.

Договоры содержали нормы как русского, так и византийского права. Они регулировали уголовное, гражданское, наследственное право.

2. Церковные уставы и грамоты

Например: Устав князя Владимира, Ярослава, Уставная грамота Смоленского князя Ростислава и т.д. Значение этих памятников состоит в том, что они знакомят нас с отношениями, существовавшими между церковью и государством, правовым положением духовенства, церковным судом, а также нормами, впоследствии воспринятыми «Русской правдой».

3. «Слово о полку Игореве»

Написано после неудавшегося похода в Новгород Северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Основная идея – единство русской земли. Автор видит причину всех бед в княжеских междоусобицах.

4. «Поучение князя Владимира Мономаха своим сыновьям»- наказ им быть мудрыми, заботиться о своем княжестве и избегать междоусобиц.

  1. «Повесть Временных Лет» 1113 года издания.

  2. Номоканоны – сборники византийских церковных правил

  3. Кормчие книги – сборники права, содержащие правила римских, византийских и русских источников.

  4. «Русская правда»

Имеет три основных редакции (краткая, пространная , сокращенная)

-Краткаясодержит 43 статьи, является наиболее ранней и состоящей из 2х частей: Правда Ярослава 1016 года и Правда Ярославичей 1068 года.

-Пространная имеет две части по 120 статей и включает Устав кн. Ярослава и Устав Вл. Мономаха

Сокращенная(действовала в 15-16 веках) появилась вследствие принятия новых нормативных актов – судебников.

Основные черты древнерусского права

  1. Феодальное

  2. Основной принцип – неодинаковый подход к защите интересов феодалов и феодально-зависимых крестьян.

  3. Отсутствие четкого разграничения между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями.

  4. «Кулачных» характер – торжествует право сильного

  5. Большие преимущества даны господствующему классу

Вопрос 10: Правовое положение феодалов по “Русской правде”

  1. Право на землю

Первоначально право владения землей принадлежало вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. РП создала 3 статьи. Охранявшие право собственности феодала на землю. За порчу межевых знаков в лесах, за перепахивание полевой межи и за уничтожение дерева с межевым знаком полагалась продажа (т.е. штраф) в размере 12 гривен, в то время как штраф за убийство смерда составлял 5 гривен.

  1. Другое имущество феодалов

Много статей. За поджег жилого и нежилого помещения – «поток и разграбление»(обращение преступника и его семьи в рабство. Конфискация имущества). За преднамеренное истреблени6е скота штраф 12 гривен + возмещение вреда хозяину. За порубку леса – 3 гривны князю, 0,5 – хозяину.

  1. Право собственности феодала на холопов

Детально определяет порядок отыскания и задержания беглых холопов, возвращение их хозяевам, установление ответственности за укрывательство и оказание помощи беглым холопам.

  1. Охрана здоровья и жизни феодала

Нет норм прямо определяющих ответственность за убийство князя. На практике была смертная казнь. За убийство феодала и лиц княжеской администрации штраф 80 гривен. За убийство младших княжих дружинников и слуг – 40 гривен. Убийство свободной женщины – 20 гривен. Ремесленник – 12 гривен. Смерд – 5 гривен. Холоп – штрафа нет, возмещается лишь его стоимость хозяину.

Штраф за убийство так велик, что уплатить его силами одного крестьянского хозяйства было невозможно, поэтому в некоторых случаях уплата виры производилась всеми членами крестьянской общины(дикая и ли повальная вира)- денежный штраф за убийство взимался с общины к которой принадлежал преступник и на территории которой был обнаружен труп.

Вред здоровью- нанесение тяжких телесных повреждений, причем нанесение побоев считалось более серьезным преступлением чем нанесение ран оружием(т.к. вооружен был обычно феодал). 3 гривны.

  1. Охрана наследственных прав

Установлен порядок наследования после бояр и смердов. Если смерд не оставил после себя сыновей, его имущество отходило князю. Имущество же бояр при отсутствии сыновей переходило дочерям.

studfiles.net

Развитие Древнерусского права. Памятники права Киевской Руси и их характеристика — МегаЛекции

1. Русско-византийские договоры, заключенные в 10 веке

В летописи указывается, что Русь заключила с Византией 4 договора (в 907, 911, 944, 971 годах). Эти договоры были заключены в результате похода русских на Византию, это были первые в истории Руси международные договоры. В них много внимания уделялось регулированию торговых отношений между Русью и Византией.

Договоры содержали нормы как русского, так и византийского права. Они регулировали уголовное, гражданское, наследственное право.

2. Церковные уставы и грамоты

Например: Устав князя Владимира, Ярослава, Уставная грамота Смоленского князя Ростислава и т.д. Значение этих памятников состоит в том, что они знакомят нас с отношениями, существовавшими между церковью и государством, правовым положением духовенства, церковным судом, а также нормами, впоследствии воспринятыми «Русской правдой».

 

3. «Слово о полку Игореве»

Написано после неудавшегося похода в Новгород Северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Основная идея – единство русской земли. Автор видит причину всех бед в княжеских междоусобицах.

 

4. «Поучение князя Владимира Мономаха своим сыновьям» - наказ им быть мудрыми, заботиться о своем княжестве и избегать междоусобиц.

5.«Повесть Временных Лет» 1113 года издания.

6.Номоканоны – сборники византийских церковных правил

7.Кормчие книги – сборники права, содержащие правила римских, византийских и русских источников.

8.«Русская правда»

Имеет три основных редакции (краткая, пространная , сокращенная)

-Краткая содержит 43 статьи, является наиболее ранней и состоящей из 2х частей: Правда Ярослава 1016 года и Правда Ярославичей 1068 года.

-Пространная имеет две части по 120 статей и включает Устав кн. Ярослава и Устав Вл. Мономаха

Сокращенная (действовала в 15-16 веках) появилась вследствие принятия новых нормативных актов – судебников.

Основные черты древнерусского права

1.Феодальное

2.Основной принцип – неодинаковый подход к защите интересов феодалов и феодально-зависимых крестьян.

3.Отсутствие четкого разграничения между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями.

4.«Кулачных» характер – торжествует право сильного

5.Большие преимущества даны господствующему классу

 

Вопрос 10: Правовое положение феодалов по “Русской правде”

1.Право на землю

Первоначально право владения землей принадлежало вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. РП создала 3 статьи. Охранявшие право собственности феодала на землю. За порчу межевых знаков в лесах, за перепахивание полевой межи и за уничтожение дерева с межевым знаком полагалась продажа (т.е. штраф) в размере 12 гривен, в то время как штраф за убийство смерда составлял 5 гривен.

2.Другое имущество феодалов

Много статей. За поджег жилого и нежилого помещения – «поток и разграбление»(обращение преступника и его семьи в рабство. Конфискация имущества). За преднамеренное истреблени6е скота штраф 12 гривен + возмещение вреда хозяину. За порубку леса – 3 гривны князю, 0,5 – хозяину.

3.Право собственности феодала на холопов

Детально определяет порядок отыскания и задержания беглых холопов, возвращение их хозяевам, установление ответственности за укрывательство и оказание помощи беглым холопам.

4.Охрана здоровья и жизни феодала

Нет норм прямо определяющих ответственность за убийство князя. На практике была смертная казнь. За убийство феодала и лиц княжеской администрации штраф 80 гривен. За убийство младших княжих дружинников и слуг – 40 гривен. Убийство свободной женщины – 20 гривен. Ремесленник – 12 гривен. Смерд – 5 гривен. Холоп – штрафа нет, возмещается лишь его стоимость хозяину.

Штраф за убийство так велик, что уплатить его силами одного крестьянского хозяйства было невозможно, поэтому в некоторых случаях уплата виры производилась всеми членами крестьянской общины(дикая и ли повальная вира)- денежный штраф за убийство взимался с общины к которой принадлежал преступник и на территории которой был обнаружен труп.

Вред здоровью- нанесение тяжких телесных повреждений, причем нанесение побоев считалось более серьезным преступлением чем нанесение ран оружием(т.к. вооружен был обычно феодал). 3 гривны.

5.Охрана наследственных прав

Установлен порядок наследования после бояр и смердов. Если смерд не оставил после себя сыновей, его имущество отходило князю. Имущество же бояр при отсутствии сыновей переходило дочерям.

 

Вопрос 11: Правовое положение смердов, закупов, холопов и патронируемых людей

1.Смерды

2 категории смердов: свободные (сам отвечает за свои преступления) и зависимые (близки к холопам)

2.Закупы

РП содержит Устав о закупах. Закуп «крепок» своему господину. Решивший определиться в закупы приходит к господину без коня, плуга и земли,, но полностью лишенный средств производства, сохраняет личную свободу. Зависимость его от господина экономическая, не связанная с прикреплением к земле. До возвращения долга закуп жил во дворе хозяина, его нельзя было отдать другому хозяину для работы, нельзя продать как холопа, иначе закуп получает свободу а продавший – 12 гривен штрафа.

3.Холопы

Существовало 3 источника полного холопства:

- самопродажа в рабство

- поступление в ключники без договора

- женитьбы на рабыне без договора с господином

Иные источники: рождение от рабыни и осуществление меры наказания (поток и разграбление)

Убийство холопа не являлось преступлением, возмещалась лишь его стоимость (раб 5 гривен, рабыня – 6 гривен).

 

Вопрос 12: Гражданское право

1.Право собственности

В РП практически нет норм, прямо говорящих о защите права собственности. Говорится только о повреждении межевых знаков.

2.Обязательственное право

Обязательства возникают у должника перед кредитором. РП знала 2 основания возникновения обязательств:

- договор

- причинение вреда («обида»), которое по своему характеру сливалось с преступлением и влекло наказание

Особенности обязательств:

1)все договоры заключались в устной форме. Их заключение сопровождалось символическими действиями- связывание рук, распитие магарыча, рукобитие

2)обязательства возлагались не только на обязанное лицо, но и на членов семьи (жену, детей)

3)неисполнение обязательства могло иметь своим последствием превращение обязанного лица в холопа.

 

Виды договоров:

Договор мены

Купля-продажа

Предметом могут быть холопы, одежда, скотина, т.д. Закон не предусматривал письменной формы. Но требовал иметь свидетелей чтобы предотвратить негативные последствия купли краденных вещей.

Договор займа

Предметом договора займа являются деньги, жито (зерно), мёд. В зависимости от этого проценты носили различное название. С денег – резы, с меда – постав, с жита – присоп. Порядок заключения договора зависел от суммы займа. Если займ был менее 3х гривен, присутствие свидетеля при займе необязательно. Подтвердить наличие долга можно было присягой (клятвой). Больше 3 гривен и свидетелей не было – займодавец не вправе требовать возвращения долга. 3 вида договора займа:

- обычный бытовой займ

- займ между купцами

- закупничество – займ с самозакладом

При займе между купцами, РП содержала целый банкротский устав. Виды банкротства:

1.В результате несчастья. Купец в таком случае получал рассрочку в платеже

2.Купец пропивает/проигрывает чужой товар. В этом случае купец отдается на волю кредитора

3.Злостное банкротство – завязший в долгах и не имевший кредита у сограждан купец брал в долг у гостя из другого города/чужеземца и не возвращал деньги – кара поток и разграбление.

Личный наем

Использовался при найме в тиуны(слуги) или ключники. Если человек поступал на такую работу без специального договора, то автоматически становился холопом.

Имущественный найм

Поклажа (хранение)

Рассматривался как дружеская услуга, был безвозмездным и не требовал никаких формальностей при заключении.

3.Наследственное право

Наследование могло происходить по закону и по завещанию. Существовало два порядка наследования – после бояр и после смердов.

При наличии сыновей у бояр, дочери наследство не получали. Младший сын имел преимущества при наследовании двора отца. Жена после смерти мужа получала только выдел (долю). Необходимо было выделить часть имущества церкви на помин души. Между сыновьями наследство делилось поровну, на них возлагалась обязанность выдать дочерей замуж. Незаконные дети наследственных прав не имели.

 

megalektsii.ru

ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — МегаЛекции

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

 

Кафедра конституционного права

 

ПЛАН

Семинарских занятий по курсу:

История российского государства и права

Для студентов 1-ого курса МП-факультета

 

 

Составитель: д.ю.н., профессор М.А. ИСАЕВ

Рецензия: профессор, д.ю.н, вед. научный сотрудник ИГП РАН

Л.Е. ЛАПТЕВА

Утвержден на заседании кафедры: 25 июня 2015 г.

 

 

МОСКВА – 2015 г.

 

© М.А. ИСАЕВ – 2015 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В соответствии с учебным планом студенты 1-ого курса МП факультета изучают науку «История российского государства и права» в течение первого семестра: 30 лекционных часов и 42 часа семинарских занятий. Семинары имеют целью закрепить знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, во время которой студент обязан ознакомиться с изучаемыми памятниками права, а также соответствующими главами учебников, пособий и рекомендованной учебной литературы. На семинарских занятиях студенты учатся приемам толкования текстов права (памятников), их анализа и связи с доктринальными положениями. Немаловажным является также и то, что студенты обучаются на семинарах юридически грамотно и аргументировано излагать свои мысли перед аудиторией.

Подготовку к каждой теме обучающемуся целесообразно начинать с изучения соответствующих глав учебника, просмотра конспекта лекций и прочтения текста изучаемого памятника. Необходимо помнить, что чтение дополнительной учебной литературы является обязательным условием подготовки к семинару.

При работе с памятниками права и рекомендованной литературой студент должен избегать механического повторения идеологических клише советского периода, критически осмысливать постулаты марксистской, а равно и неолиберальной историографии. И то и другое не несет в себе качественного юридического знания, прививает будущему юристу плохую манеру мыслить шаблонно и лозунгами. К тому же любое знание, отягощенное идеологическим подходом, представляет собой извращенную форму познания объективной реальности. Профессия юриста заключается в возможности нахождения объективной истины в имеющемся нормативном материале, поэтому ответы студентов всегда должны содержать ссылки на соответствующие статьи, параграфы и прочие части толкуемых текстов права. Необходимо указывать точное название памятника (его редакцию), в случае необходимости его издание. Мнения ученых-юристов следует сопоставлять с тем, что говорит сам текст памятника.

При подготовке выступления на вопросы плана семинарских занятий целесообразно готовить краткий план-конспект с указанием соответствующих мест изучаемого нормативного материала, а также выписок из доктрины, подтверждающих тезисы выступающего. В этой связи студентам вменяется в обязанность помимо планов-конспектов своих выступлений иметь всегда под рукой текст изучаемого на семинаре памятника права. Нелишне будет указать, что данные планы-конспекты сыграют положительную роль при подготовке учащегося к сдаче курсового экзамена.

Студент обязан готовиться к ответу на все вопросы семинара, выборочная подготовка к отдельным вопросам рассматривается как неподготовленность к семинару в целом. Выступление при ответе не должно превышать 10 минут, затем возможны дополнения и замечания участвующих в работе. Дискуссии по теме семинара приветствуются. Попытки вместо ответа на вопрос семинара зачитывать соответствующий раздел учебника расценивается как явный признак профессиональной непригодности. В случае, если при подготовке к семинарскому занятию у студента возникли какие-либо затруднения, он может обратиться к преподавателю за консультацией – руководителю семинара или преподавателю, читающему курс. Активность работы студента на семинаре учитывается при сдаче курсового экзамена.

 

 

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОТНОСЯЩАЯСЯ КО ВСЕМ ТЕМАМ:

Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 1-3 – любое издание.

Памятники русского права. Т. 1 – 8. М., 1952 – 1961

Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1, 2 и 3 – электронная версия.

Российское законодательство X – XX века. Т. 1 – 9. М., 1984 – 1994

Свод законов Российской Империи – электронная версия. КонсультантПлюс

Хрестоматия по истории государства и права России – любое издание.

 

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

КО ВСЕМ ИЛИ БОЛЬШИНСТВУ ТЕМ:

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права – любое издание

Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси – любое издание

Исаев М.А. История российского государства и права. Учебник. М.: Изд-во СТАТУТ, 2012

Сергеевич. В.И. Русские юридические древности. Т. 1-2 – любое издание

 

СЕМИНАР № 1

РУССКАЯ ПРАВДА

1. Происхождение Русской Правды. Источники Русской Правды. Структура Русской Правды. Отношение Русской Правды к Leges Barbarorum.

2. Правовое положение групп населения по Русской Правде.

3. Уголовное право по Русской Правде

4. Суд и процесс по Русской Правде.

5. Частное право и поземельные отношения по Русской Правде.

 

При ответе на первый вопрос прежде всего необходимо остановиться на летописном сообщении (I Новгородская летопись – ПСРЛ. Т. III) об издании Русской Правды великим князем Ярославом. Затем следует перейти к анализу существующих теорий происхождения памятника. Необходимо подробно охарактеризовать каждую теорию, проанализировав аргументы их авторов как «за», та и «против» данной теории. Закончить эту часть ответа следует характеристикой развития Русской Правды, что видно из множества ее списков и редакций. После чего необходимо перейти к освещению источников памятника, его структуры и содержания. Необходимо попытаться разделить текст памятника (пространной редакции) на составные части, установив между ними связи, после чего охарактеризовать характер норм, содержащихся в Русской Правде. Заканчивая ответ на первый вопрос, отвечающий переходит к освещению связи Правды с аналогичными памятниками варварских королевств Западной Европы (Leges Barbarorum). Студент объясняет (желательно с примерами из текстов Варварских Правды – в качестве источника можно взять Lex pactus Salica), чем объясняется типологическое сходство этих памятников права.

При ответе на второй вопрос докладчик подробно характеризует с ссылками на конкретные статьи Правды правовой статус групп населения древнерусского государства. Целесообразно начинать ответ с указания на общее деление населения на слой свободных и несвободных (рабов). После во выбору отвечающего характеризуется статус свободных: аристократии (князья и бояре), горожан (чадь нарочитая), ремесленников, купцов и пр., смердов и закупов. Затем характеризуется статус рабов.

При ответе на третий вопрос необходимо объяснить те статьи Русской Правды, которые содержат в себе нормы уголовного права, отделяя их от процессуальных норм. Затем следует определить понятие преступления, его виды (квалификации) и санкции за них. Необходимо выделит смягчающие и отягощающие вину преступника обстоятельства. Ответ на третий вопрос происходит в строгой привязке к тексту памятника, а не учебников (!).

Раскрытие четвертого вопроса целесообразно начать с определения сути судебной инстанции, их видов; определив их в Русской Правде. Следует четко определиться с понятием самосуда. Затем отвечающий характеризует виды процессуальных действий, упомянутых в Правде. Подробно освещаются стадии свода и гонения (сочения) следа. После характеризуются средства доказывания (media probationis), содержащиеся в памятнике.

Пятый вопрос должен быть раскрыт в первую очередь с характеристики типа общества и социальных отношений, присущих Киевской (Готической) Руси. Следует подробно остановиться на проблеме существования феодализма в тот период на Руси. Разобраться в этом вопросе студенту поможет статья «Феодализм» в соответствующем томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (любое издание). Выяснив типологическую черту древнерусского общества (ярко выраженное варварство), следует перейти к понятию собственности, свойственное архаичным обществам. Следует определиться с понятием общины и общинной собственности, (Предполагается, что студенты должны это знать) ее эволюции. Затем следует перейти к анализу понятия собственности, исходя из материала Правды. Следует проанализировать статьи, содержащие в себе понятие межевого права, вотчинного владения. После следует переход к характеристике норм памятника, регулирующих торговый оборот. При этом необходимо обратить внимание на форму сделок, порядок их обеспечения. Заканчивая ответ на пятый вопрос, желательно остановиться на вопросе ограничения рез (процентов) по договорам займа. Необходимо разъяснить, чем была вызвана потребность в ограничении «рез» князем Владимиром Мономахом!

 

Литература:

Издания Русской Правды:

Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 1. – любое издание.

Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1: Законодательство древней Руси.

Правда Русская. Т. 1 – 2. М., 1940-1947

Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. МГУ, 1953

Салическая Правда (Lex pactus Salica). М. 1950

 

Пособия:

Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999

Исаев М. А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. М., 2001

Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекции XIII – XV.

Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1916

Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950

 

СЕМИНАР № 2

ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Псковская и Новгородская судные грамоты, их система и источники.

2. Первый и второй Московские судебники, их система и источники.

3. Система жалованных грамот Московского государства.

4. Органы суда и процесс по Псковской судной грамоте.

5. Органы суда и процесс по Московским судебникам.

6. Частное право по Псковской судной грамоте

7. Вотчинное и поместное право по судебникам.

8. Уголовное право по Псковской судной грамоте.

9. Уголовное право по судебникам.

 

Литература:

Издания изучаемых актов:

Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 1-2 – любое издание

Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского государства. М. 1909

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства.

Судебники XV-XVI веков. Текст и комментарии. М., 1952

Пособия:

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980

Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. Т. 1-2. Спб., 1872

Исаев М.А. Лекции по истории Московского права и государства. М., 1996

Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. М., 2001

Устрялов Ф.Н. Исследования Псковской судной грамоты. Спб., 1855

Шумаков С.А. Губные и земские грамоты Московского государства. М., 1895

Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1916

 

Отвечая на первый вопрос семинара, студент в первую очередь должен охарактеризовать судные грамоты как памятники вечевого законодательства. Следует выделить их специфику, указав на конкретные статьи, говорящие об этом. Затем необходимо перейти к истории создания актов, указав их источники, после проводится краткая характеристика системы памятников. Обращается внимание, что Новгородская судная грамота до нас дошла не полностью, что затрудняет анализ ее системы и текста.

Ответ на второй вопрос проводится по схеме первого. Указывается характер судебников (памятники приказного нормотворчества). Кратко определяется система судебников, история их появления, содержание и источники. Закончить ответ на второй вопрос семинара следует указанием на причину появления указных книг московских приказов (ст. 98 Второго судебника).

Третий вопрос семинара раскрывается по аналогичной схеме. Сначала определяется характер грамот (как priva lex, при помощи которых решаются публичные дела). Необходимо при этом раскрыть типологию дворцово-вотчинного управления в Московском государстве ранней эпохи, показав ту роль, которую грамоты при этом играли. Затем следует приступить к классификации грамот на их отдельные виды. Помощь отвечающему при этом могут оказать соответствующие разделы учебников Бестужева-Рюмина, Филиппова, а также монография Шумакова.

Четвертый вопрос следует раскрыть, указав вначале на характер судебных инстанций, известных грамоте, порядок взаимоотношений между ними. Необходимо определить компетенцию каждой из названных инстанций. После следует перейти к характеристике стадий процесса, затем системы доказательств, в конце указав на то новое, что появилось в грамоте по сравнению с Русской Правдой (письменные доказательства, обыск, поличное и др.).

Пятый вопрос раскрывается по аналогичной с предыдущим вопросом схеме. Единственное добавление – необходимость сравнения соответствующих статей первого и второго судебников. При этом студент должен дать определение тому новому, что появляется в системе приказного суда ко времени Второго судебника.

Перед ответом на шестой вопрос семинара студент обязан в своем плане конспекте выделить и распределить статьи грамоты по институтам. Это облегчит ему задачу. Например: Вещное право (ст. 88, 89, 100, 104; владение 42, 72, 79, 94, 95, 104, 106; защита владения 55, 87, 110). Определяется залог – ст. 104, находка – ст. 47, пользование – ст. 72. По такой же схеме определяются группы норм, посвященные регулированию обязательственных отношений: дарение – ст. 100, купля-продажа – 46, 47, 56, мена – ст. 114, заем – ст. 30 – 38, найма – ст. 39 – 49 и др. Также определяются статьи, регулирующие наследственные отношения – ст. 14, 55 (наследование по завещанию), ст. 15, 53, 84 (наследование по закону). Определяются статьи, характеризующие наследование между супругами. После необходимо провести краткий анализ статей, выявив особенности состояния имущественных отношений в средневековом русском государстве на примере древнего Пскова.

Седьмой вопрос раскрывается по аналогичной предыдущему схеме. Выделяются группы норм: ст. 84 Второго и ст. 63 Первого судебников. Необходим тщательный анализ содержания этих статей, а также выявление причины их появления в русском праве. Затем следует проанализировать ст. 87 Второго и 62 Первого судебников. Следует ответить, чем вызвано появление права крестьянского перехода, как этот переход влиял на становление поместного и крепостного права.

Восьмой вопрос следует раскрыть с определения понятия преступления и его видов. Необходимо указать на смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Затем раскрывается лестница наказаний, известная Псковской судной грамоте, указывается на наличие в ней санкции, предусматривающей смертную казнь (ст. 7, 8).

Девятый вопрос следует раскрывать при помощи сравнительного анализа статей судебников, посвященных регулированию однотипных отношений. Например:

Второй судебник Первый судебник Состав преступления
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 32, 99 1, 2, 3, 19, 33, 67 Должностные преступления
Самосуд
55, 56 10, 40 Воровство
57, 58 12, 14 Мошенничество
Разбой и убийство
Измена. Поджог, кража людей и пр.

 

После проводится анализ выявленных статей, их группировка. Особо указывается новые виды санкций, а также пока неразделенность во многих случаях процессуальных норм уголовного права от материальных. Следует привести примеры.

 

СЕМИНАР № 3

megalektsii.ru

4. Законодательные памятники конца XV-XVII веков. Законодательство Древней Руси как исторический источник

Похожие главы из других работ:

"Русская Правда" как памятник Древнерусского права

3. Русская Правда и другие памятники права древней Руси

Итак, Русская Правда воспроизводит один ряд частных юридических отношений, построенных на материальном, экономическом интересе. Но в это царство материального интереса не вписывается совершенно иной строй юридических отношений...

Законодательство Древней Руси как исторический источник

3. Законодательные памятники XIV-XV веков

В результате кодификации в XV в. появились такие источники права как судные грамоты, самыми известными из которых являются Новгородская и Псковская. Памятники русского права / Под ред. Л. В. Черепнина. Т. 1. - М., 1956. С. 212...

История наследственного права

Глава II. Наследственное право в период русского централизованного государства xiv-xvii веков

...

История юриспруденции: генезис и развитие

2.1 Юриспруденция в России в период XVII - XVIII веков

Начало XII века ознаменовалось в русской истории чередой катастрофических событий, получивших обобщенное наименование Смуты. Безусловно, это повлекло за собой череду изменений и в правовых воззрениях. В частности...

Источники римского права

2.5 Иные памятники

Памятники литературы. Неюридическими источниками для понимания римского права и восполнения наших знаний являются дошедшие произведения и памятники римской и эллинистической литературы всех видов...

Обзор источников римского права

3. Иные памятники

Неюридическими источниками для понимания римского права и восполнения наших знаний являются дошедшие произведения и памятники римской и эллинистической литературы всех видов. Они позволяют судить о состоянии права в разные эпохи вообще...

Пенитенциарная система

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В XVII - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

...

Пенитенциарная система

1.1 Государственное принуждение XVII - XVIII веков

В Русском государстве тюрьма, как средство принуждения появляется довольно рано. Так в Двинской судной грамоте 1397 года указано на тюремное заключение лиц, «окованных в железа» Российское законодательствоX-XX веков. Т 2...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

1.1 Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта

политический правовой древний Древний Египет со времени появления в нем рабовладельцев и рабов на протяжении тысячелетий представляло собой рабовладельческое общество...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

1.2 Памятники политической и правовой мысли Древнего Вавилона

Древний Вавилон, как и древний Египет, представлял собою одно из древнейших государств, формой правления которого была восточная деспотия. Первоначально в долинах рек Тигр и Евфрат (Двуречье) было несколько небольших государств...

Сенат в истории российского государства (1711-1917 гг.)

1.4 Сенат от царствования Александра I до конца XIX

Молодой государь застал все учреждения высшего управления в крайнем расстройстве. Ни одно из них не могло быть названо средоточием управления. Ни одно не имело строго определенных обязанностей и вытекавшей отсюда ответственности...

Современные войны и вооруженные конфликты

II. Характерные черты военных конфликтов конца ХХ, начала ХХI веков

военный опасность борьба конфликт В военных конфликтах конца двадцатого...

Схолии в Византии

2. СХОЛИИ КАК памятники византийского права VIII-XIV вв.

На рубеже VII-VIII вв. правовая система   Византии   переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д...

Юридические памятники г.Санкт-Петербурга конца ХІХ и начала ХХ века

1.Кладовые операции и памятники юридической направленности

Проблема взаимоотношения с законом волнует человека с металлоискателем не меньше, чем проблема безопасности при поисковых работах. Чаще всего решается она предельно просто: кладоискатель молчит обо всем...

Юридическое закрепление крепостного права на Руси

1.1 Государственный и общественный строй в России конца XVI - начала XVII вв

Административная система XVII в. представляется весьма запутанной и архаичной. Однако нет причин сомневаться в ее эффективности для своего времени. Она была традиционна, устойчива, многократно испытана на практике...

pravo.bobrodobro.ru

Реферат История Юридические Сборники Древней Руси

Москва 2003 Государственный университет Высшая Школа Экономики Эссе На тему Юридические сборники Киевской Руси. Выполнил: студент 1го курса юридического факультета Сальников Серафим Карапетович Группа № 156 Памятники законодательства первого периода (от призвания Варягов до крещения Руси) Договор Олега с греками. Уголовные законы. Законы гражданские. Законы государственные. Первые и единственные дошедшие до нас от первого периода памятники русского законодательства мы находим в договорах Олега и Игоря с греками. Подробное изучение этих памятников открывает нам, конечно, далеко не все, однако многие и очень важные стороны юридического быта наших предков при первых варяго-русских князьях. Мы видим в договорах, как выражали свои понятия об общественной жизни тогдашние русские люди, следовательно – как понимали общественную жизнь, насколько были развиты в ней. В самих договорах, в именах послов ясно видно, что здесь принимало участие всё русское общество. Рассмотрим подробнее такой памятник Древнерусского законодательства как договор Олега с Греками. Данный договор по своему содержанию разрешает много юридических вопросов, относящихся к Олегову времени на Руси; из его статей мы можем видеть, насколько в то время закон охватывал разные условия, разные стороны жизни общества. Начнём со статей относящихся к уголовному праву (ст. 2, 3, 4, 5 и 12) 2 статья свидетельствует о том, что во времена Олега русское общество уже не допускало самоуправства и требовало суда над преступниками, чтобы при разборе обид и преследовании нарушителя закона обиженные представляли свои жалобы общественной власти, а не сами разделывались с обидчиками. На суде главным доказательством и основанием обвинения считалось поличное. [1] Но с другой стороны суд допускал и спор против улик, но в таком случае обвиняемый подтверждал свои доказательства клятвой, а при обнаружении ложности клятвы обвиняемый подвергался особой казни (возможно сожжению). Возникает справедливый вопрос - а кто же производил суд? Договор на этот вопрос ответа не даёт, но, судя по тому, что по свидетельству летописи, князья были приглашены, чтобы судить по праву, можно допустить, что суд производили сами князья или лица, ими для этого поставленные. По свидетельству 3 статьи, убийца по русскому закону подвергался смерти на месте преступления. Но в тоже время закон допускал и выкуп, если убийца (скрывшись с места преступления) через своих родственников сумел договориться о нем. При этом выкуп затрагивал только имущество убийцы, т.е. в качестве выкупа не могло быть конфисковано имущество жены преступника. [2] Из этой статьи мы также видим, что к тому времени на Руси уже произошло деление собственности на частную и общественную (общность имущества утверждалась особым актом) То обстоятельство, что кровная месть в случае бегства убийцы могла быть заменена имуществом преступника, показывает, что русское общество во времена Олега стояло на той ступени развития, когда месть была ограничена судом и голова убийцы могла быть выкуплена его имуществом. 4 статья договора свидетельствует, что личные обиды. А именно побои и раны, в современном Олегу обществе также подчинялись суду и обиженный получал определённое законом денежное вознаграждение. Эта статья вполне согласна со всем последующим русским законодательством, в котором личные обиды оценивались денежными пенями; так в Русской Правде читаем: «Аще ли кто кого ударит батогом, либо жердью, либо рогом, то 12 гривен» [3] 5 статья договора говорит, что по русскому закону в Олеговы времена при преследовании ночного вора хотя и допускалось некое самоуправство, но только в крайности, когда вор был вооружен и оказывал сопротивление. Но в противном случае, т.е. когда вор не сопротивлялся и позволял себя связать, законы Олегова времени, равно как и Русская Правда, строго наказывали и запрещали всякое самоуправство и требовали, чтобы вор был предоставлен нФ суд и подвергся законному наказанию. Также в этом документе говорится, что преследование преступников по русскому праву, современному Олегу, не прекращалось и за пределами русской земли; Закон требовал их возвращения, и тогда когда они успевали скрыться за границу, как прямо говорит 12 статья договора. Это настойчивое преследование преступников даже за пределам Русской Земли служит явным свидетельством могущества власти и закона в тогдашнем русском обществе. Рассмотрев статьи договора, относящиеся к уголовному праву, или те законные меры, которые русское общество употребляло против нарушения прав, признанных законом, мы теперь перейдём к статьям, указывающим на частное или гражданское право того времени, т.е. рассмотрим те права, которые русское общество предоставляло своим членам по отношению друг к другу. Законное понятие о принадлежности имущества лицу, а не роду. В тогдашнем русском обществе уже было развито до того, что закон признавал отдельное имущество мужа и отдельное имущество жены. На отдельное имущество жены от мужнина есть указания в летописях, так Нестор, описывая браки в племени полян, говорит, что невесты Нели за собой приданное, или, говоря об Ольге, между прочим упоминает, что ей принадлежал в отдельную собственность Вышегород: «Бе бо Вышегород град Волзин». Это, кажется, указывает на вено, которое муж давал жене в отдельную собственность от своего имени, т.к. Ольга (псковитянка по происхождению) не могла иметь в своём приданном Вышегорода. В 11 статье договора изложен тогдашний русский закон о наследстве, по которому в русском обществе тех лет уже были известны 2 типа наследства: наследство по завещанию и наследство по закону. Закон о наследстве по завещанию ясно свидетельствует, что на Руси в Олегово время имущество принадлежало лицу, а не роду. Наследование же по закону указывает на то, что родственные связи тоже имели значение, какое имеют и теперь. В договоре мы находим несколько указаний на права лиц, вытекающие из различных отношений лиц к обществу, или вообще на тогдашнее государственное право. Здесь самые важные указания мы встречаем во вступлении и первой статье договора. Именно вступление указывает на верховенство властителя Руси, великого князя, на князей – его подручников, на бояр и на всю Русь, подвластную ему. Но бояр договор нигде не называет властителями и оставляет за ними только титул светлости, благородства, особого почёта в народе. Наконец 9 и 10 статьи дают некоторые указания для определения статуса невольников, рабов, называвшихся тогда челядью. Так 9 статья говорит, что невольниками были пленники, что они продавались как товар и проданные отсылались в разные земли. Олеговы россы вели большую торговлю пленниками и часто не только продавали но и сами покупали невольников. Памятники законодательства первой половины второго периода (от крещения Руси до нашествия Монголов) От прервой половины второго периода до нас дошло несколько законодательных памятников. Вот наиболее важные из них: 1) Устав Владимира Святославича «Осудех церковнех и десятине» 2) «Судный закон людем» - его же 3) Устав Ярослава о судах церковных 4) Русская правда разных редакций и другие менее известные сборники: например, Устав Всеволода Мстиславича, уставные и жалованные грамоты разных князей. Первым по старшинству памятником (во второрм периоде) является устав Великого Князя Владимира Святославича «Осудех церковнех и десятине». Вот его подлинное заглавие «Устав Святого Князя Владимира крестившего русскую землю, о церковных судех».[4] Устав Святого Владимира дошел до нас в одной кормчей 13 века. Редакций устава пять: Первая найденная митрополитом Евгением в одной новгородской кормчей. Вторая редакция находится в степенной книге. Третья напечатана в шестом томе Древней Российской Вивлиофики. Четвёртая редакция дошла до нас в списке кормчей 13 века. Пятую находим в одной кормчей 1499 года. Эта редакция очень близка к четвёртой но имеет важное предисловие, в котором упоминаются имена греческих императоров при которых Владимир принял крещение. По содержанию своему устав Владимира делится не четыре отдела [5]. В первом изложено правило сбора десятины для церкви. Вот подлинные слова устава: «. от всего княжа суда десятую величину, из торгу десятую неделю, а из домов на всякое лето, от всякого стада и от всякого жита Чудному Спасу и Чудней Богородици» Второй раздел выясняет, что церковному су по уставу Владимира подлежали: 1) Все преступления и тяжбы по делам семейным; раздорам; похищениям; разводам; споры между мужем и женой; дела по наследству; опеке и т.п.; 2) Чародеи, колдуны, составители отрав и прочие; 3) Христиане не оставившие языческих суеверий или обрядов; 4) Оскорбители церкви, церковные тати (воры), гробограбители 5) Все дела, касавшиеся людей, состоящих в ведомстве церкви. В третьем разделе Владимирова устава находятся правила о надзоре церкви за торговыми мерами и весами. Эта часть устава взята прямо из византийского законодательства, которое поручало епископам смотреть за торговыми весами и мерами и хранить их образцы в церквях В 4-м разделе говорится о людех церковных, т.е. о лицах, находившихся в ведомстве церкви. По уставу Владимира: 1) Всё духовенство; 2) Паломники и рабы, отпущенные на волю; 3) Все престарелые, вдовы, сироты, хромцы, слепцы и др. инвалиды 4) Гостиницы, странноприимные дома, больницы и лекари Значение устава: [6] Владимирский устав оставался на Руси во всей своей силе долгое время. Хотя он и подвергался в разное время различным изменениям и сокращениям, но тем не менее в основных своих чериах оставался одним тем же. Как первый устав, определивший отношение русской церкви к обществу, он в основных своих положениях считался образцом для всех уставов последующего времени. С введением христианства из Греции князья по прежнему издают законы, а от Греции заимствуют только законы церковные. Поэтому между греческим Номоканоном и Уставом Владимира существует значительная разница. Номоканон был взят Владимиром только как образец для своего устава. Этот законодательный памятник помещён в Софийском временнике рядом с Русской Правдой под таким заглавием: «Судный закон людем» Закон этот был издан Владимиром вместе с его уставом или по крайней мере вслед за ним. Есть предположение, что этот сборник был составлен греками для русских по принятии ими христианства.[7] Источниками для составления Судного Закона послужили: правила Василия Великого; кодексы Феодосия и Юстиниана; Базилики или царские книги; Прохейрон Василия Македонянина и сына его Льва Философа, правила святых отцов и даже некоторые из законов Моисея. Содержание Судного Закона и основные положения: 1) В Начале 3 статьи помещено узаконение императора Констанция против язычников. Вот его содержание: «Всяко село, а нем же бывают жертвоприношения и другое языческие обряды, да отдастся в храм божий со всем имением». Но нигде не говорится, было ли принуждение вступления в христианство подкреплено силой оружия или же только словом проповеди. 2) Затем следует ряд статей о порядке суда, о свидетелях и других судебных доказательствах. Эти статьи в несколько изменённом виде вошли в Русскую Правду. Также они содержат довольно много важных нововведений: узаконение о свидетелях, как о главном судебном доказательстве. 3) Судный закон представляет ряд указаний по Гражданскому праву. [8]Здесь первое место занимают узаконения относительно семейного права: ст. 3 налагает телесные наказания за многоженство и инцест. За незаконную связь закон назначал отрезать нос. Эти наказания заменены денежной пеней в уставе Ярослава. Далее в Судном законе следуют узаконения о наследстве, о завещаниях и об опеке (соответствуют РП). К узаконениям по праву гражданскому относятся замечания о договорах поклажи, займа и ссуды. Узаконение о договорах поклажи в полной мере вошло в Русскую Правду, и в данном контексте мы его рассматривать не будем. Относительно займа Судный Закон говорит, что при отдаче взаймы не должно брать процентов (по РП брать % разрешалось). Относительно ссуды или займа Судный Закон заимствует статьи из Новелл Юстиниана. 4)Судный Закон заключает в себе ряд узаконений касательно уголовного права: В 1-4 статьях запрещается порочные связи и вообще развратная жизнь. Далее Судный закон говорит о поджоге (статья полностью соотв. РП и взята она из Эклоги Льва Философа). За убийство свободного человека Судный Закон назначает смертную казнь, равным образом казнь назначают тому, кто нанёс побои беременной женщине. Также в Судном Законе указывается наказание за воровство, за кражу коня и оружия, разрешалось убийство вора при защите. Наконец, узаконение о защите церкви (взято из Новелл Юстиниана). Прибегающий к церкви должен был объявить свою вину и тогда священник давал ему убежище. 5) Значение:[9] Русская Правда в своём изначальном виде (изд. Ярослава) не имела статей по гражданскому праву, а только по уголовному; но естественно, ни одно общество не может обойтись без гражданских законов, а это заставляет думать, что одновременно с Русской Правдой на Руси существовал уже сборник гражданских законов. Таким сборником, дополняющим РП, и был Судный Закон. Таком образом, Судный Закон есть существенный памятник гражданского законодательства на Руси времён Владимира и Ярослава. В существовании Судного Закона при Владимере убеждает нас и то, что этот князь имел глубокое отвращение ко всему языческому и, поэтому, конечно, желал иметь законы христианские, заимствованные из Византии. 1. Беляев И. Д. Истоия русского законодательства. СПб. г 1999 2. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. — г., 1990. 3. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. XI-X1V вв. — М., 1972 4. Юшков C.B. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. — М.-Л., 1939 5. Пресняков А.Е. Образование великорусского государства.-Пг., 1918. 6. См.: Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1900 7. Черепнин Л.В. Княжеские уставы.. М., 1948, 1951. 1. Беляев И. Д. Истоия русского законодательства. СПб. г 1999 стр 75 [2] Он же стр 76 [3] См.: Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1900 стр. 143 [4] Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. XI-X1V вв. — М., 1972 стр. 238 [5] См.: Сергеевич В. И. Русские юридические древности. СПб., 1900 стр. 149 [6] Пресняков А.Е. Образование великорусского государства.-Пг., 1918. стр. 197 [7] Черепнин Л.В. Княжеские уставы.., 1948. стр. 312 [8] Черепнин Л.В. Княжеские уставы.. М., 1948 стр. 321 [9] Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. - Пг., 1918.стр 278

works.tarefer.ru