§ 12. Культура и религия Древнего мира. Особенности культуры древнего мира


§ 12. Культура и религия Древнего мира

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.

Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытные людей отличается от культуры цивилизованных на­родов. Одним из важнейших различит является наличие письмен­ности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумер­ская и египетская системы письма возникли примерно одновре­менно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие пись­менности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог­лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других пародов Перед­ней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Корен.

Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произ­ведений стало сказание о Гияьгамеше. Предания об этом царе шу­мерского города Урука много со ген лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкнду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских пле­мен, переселившихся в Индию. легли в основу великих поэм «Махаихирата» и "Рамаяна». Со временем сорвались произведе­ния, героями которых являлись обычные люди.

Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. Па первом месте здесь, несомненно, находится ' Египет. Великие пирамиды но сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, хра­мы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота боги­ни Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурован­ным кирпичом и украшены изображениями животных.

Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сиены загробной жизни.

Египетские скульптуры и рельеф делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи -- в фас (спереди). Фигуры богов И фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнадона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкрет­ных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Все­мирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же не­возможно считать без наблюдения за небесными телами Солн­цем. Луной, планетами и звездами. Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клино­писных табличек с записями астрономических наблюдений. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы СЧС1П времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медици­на. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Слави­лись и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания. диеты, лечебной гимнастики.

В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помо­щью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда опреде­лять жизнь наших современников.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией.

во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное при­родное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представле­ния о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших при­вела к зарождению приемов мумификации.

Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистиче­ские религии, вызванные кардинальной перестройкой представле­нии человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверж­дения такой религии связана с деятельностью египетского фарао­на Эхнатона. Он приказал всем своим подданным помигать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм. подобно большинству древних верований, ос­тался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Ин­дии в VI—V вв. до н.э. Мировые религии распространи кис я среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Огромную роль играли религиозные верования в истории Древ­ней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древ­них ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древ­нем Китае. Великий китайский мудрец Конфуции (551 — 479гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерар­хический порядок, составляющий основу жизни общества. Стар­ший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.

Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая пись­менность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Са­мым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гар­мония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекто­ры разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и тол­щина колонны с размером крыши. Эти правила называются орде­рам— «порядком». Главных ордеров было два — дорический и иони­ческий. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афи­нах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтеппн и Пар­фенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божествен­ной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.

Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидии. Осо­бенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса ; храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульп­торов Нриксителей. Одному из Пракситедей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в Которую юноши влюблялись как в сивую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился . До сих пор на сиенах всего мира плуг трагедии Эсхила, Софокла. Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях )ни поднимали вечные темы, волнующие люден и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими по­эмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др. Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Ари­стотелем. Греки же стали родоначальниками многих других паук. Гак, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его сочинения впервые поставлен вопрос о закономерностях истори­ческого развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в года 1з честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру древпего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками Греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл , крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «о сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых постов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором не­скольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в, до н.э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, иди Золо­той осел».

Величайшего мастерства достигли римляне все знания скульп­турных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренним мир.

Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей смещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон.

Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибип, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх. Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим раз­личные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероуче­ние — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних пред­ставлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, ко­торый является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Рим­ские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обо­значали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди вои­нов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Рим­ской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого

Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры ~ краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

Вопросы и задания

1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей исто­рии человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?

3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия 1номике, социальной структуре общества?

4.Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?

5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месо­потамии, на восточном побережье Средиземного моря?

6. В чем причины появления великих военных держав древности? Ка­кую роль они сыграли в развитии человечества?

7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?

8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?

9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?

10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции

11 Назовите главные достижения древних греков.

12. Каковы основные этапы развития Римского государства?

13. Что позволило римлянам создать огромную державу?

14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было

организовано управление в Римской республике и Римской империи?

15. В чем причины гибели Западной Римской империи?

16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.

17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

18. В чем особенности религий Древнего мира?

19. Дайте характеристику христианству как ми репой монотеистиче­ской религии.

studfiles.net

Особенности культуры Древнего мира (Древний Восток и Античность). Формирование восточного и западного типа культуры

Особенности культуры Древнего мира (Древний Восток и Античность). Формирование восточного и западного типа культуры.1. Культура Древнего Востока

а) Понятия «Восток» и «Запад» и их методологическое значение для культурологии.

б) Переход от первобытности к цивилизации. Неолитическая революция и развитие первых земледельческих культур в районе Плодородного Полумесяца около 10 тыс. лет назад. Образование городов. Города как центры экономической, политической, религиозной и духовной жизни.

в) Особенности экономики, политической системы, социальной структуры и духовной культуры Древнего Востока.

г) Основные достижения культур Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Китая и Древней Индии2. Понятие «античности». Общность греко-римской культур. Основные черты античной греко-римской культуры: открытость, динамизм, агональность, политеизм, антропоцентризм.

а) Культура Древней Греции

Крито-микенская эпоха как почва античной культуры, ее связь с Египтом и Малой Азией. ^ – время колонизации западного побережья Малой Азии и отражение ее в эпосе Гомера. Духовные ценности эпических времён. Значение мифологии в мировосприятии эллина. Архаический период – образование полисов. Особенности греческой демократии. Формирование общегреческого пантеона богов, их антропоморфизация. Становление греческой философии и науки. Архаическая скульптура: куросы и коры. Система архитектурных ордеров. Вазопись. Классический период как время расцвета античной культуры. Развитие античного космологизма. Представления о красоте в Древней Греции. Человек – мера всех вещей. Значение античного театра в духовном воспитании человека. Эллинистический период: драматизация эллинского мироощущения и его отражение в духовной культуре. Кризисные процессы в античной демократии, нарастание авторитарных тенденций.

б) Культура Древнего Рима

Основные черты римской культуры: идеологичность, практицизм, заимствование эллинских и др. достижений, экспансионизм, историчность. Периодизация древнеримской культуры: наследие этрусков в римской культуре, Рим от царского времени к республике и затем – к империи. Мифология, религиозная жизнь. Своеобразие Римского искусства: связь с искусством греческим и отличие от него. Особенности имперского сознания и его отражение в искусстве: помпезность архитектуры, историчность и индивидуализация скульптуры. Римское право. Зрелищность как черта римской культуры. Достижения римлян в развитии техники, военного дела, организации системы коммуникаций. Проблема взаимодействия личности и государства в духовной культуре. Экономический и социокультурный кризис римского общества.

Мировые достижения античной культуры и ее значение для развития европейской культуры.

^ 1. Выделите особенности восточного типа культуры:а) обожествление власти

б) авторитаризм

в) господство надчеловеческого начала в мировоззрении

г) антропоцентризм

д) традиционализм

е) динамизм, ориентация на новизну

ж) рационализм

з) иррационализм

и) стремление к господству над природой

к) идея органичной связи человека и природы

л) функциональность и каноничность искусства

м) разнообразие и смена художественных стилей

н) строгая регламентация всех сторон человеческой жизни

о) свобода

п) практицизм

р) критицизм

c) индивидуализм

т) автономия личности

у) предпочтение демократии всем другим формам государственного правления

ф) приоритет частной собственности над коллективной

х) коллективизм в различных формах организации жизни

ц) статичность

ч) антропоценричность этики

ш) принцип «безымянности» в культуре

^

«Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». (Ответ поместить вместо цитаты)^

сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которая влияет на очередное воплощение
освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования
существо, достигшее состояния высшего совершенства
череда переселений душ в материальное тело, зависимых от кармы; бренное существование
закон Вселенной, отраженный в общественной жизни как система нравственных, религиозных и гражданских правил
высшее состояние блаженства, характеризующееся абсолютной отрешенностью от внешнего мира; цель буддиста
достижение высшей истины, обретение сверхзнания и сверхъестественных способностей

^

Ответ поместить вместо иллюстрации.

^

а) рациональность, антропоцентричность, эстетичность, агональность, космологичность, гармоничность

б) интуитивизм, практицизм, антропоцентризм, религиозность, идеологичность, эстетизм

в) космологизм, эстетизм, рационализм, эклектизм, теократизм, научность

г) философичность, агональность, мифологичность, воинственность, практицизм, эгоцентричность^

Греческая культура Римская цивилизация
а) душа

б) интеллект

в) идеологичность

г) эстетичность

д) утверждающая, оптимистичная мысль

е) скепсис, декаданс

з) заимствование, смешение стилей

и) цельность и развитие на собственной почве

к) состязательность в спорте

л) спорт как зрелище

м) формализм в религии

н) религия приближена к человеку (через миф)

о) сельский образ жизни

п) городской образ жизни

р) человек - мера всех вещей

7. Определите, где здесь греческая и римская скульптура:

1 2 3 4

www.userdocs.ru

Особенности культуры Древнего мира (Древний Восток и Античность)

Особенности культуры Древнего мира (Древний Восток и Античность). Формирование восточного и западного типа культуры.1. Культура Древнего Востока

а) Понятия «Восток» и «Запад» и их методологическое значение для культурологии.

б) Переход от первобытности к цивилизации. Неолитическая революция и развитие первых земледельческих культур в районе Плодородного Полумесяца около 10 тыс. лет назад. Образование городов. Города как центры экономической, политической, религиозной и духовной жизни.

в) Особенности экономики, политической системы, социальной структуры и духовной культуры Древнего Востока.

г) Основные достижения культур Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Китая и Древней Индии2. Понятие «античности». Общность греко-римской культур. Основные черты античной греко-римской культуры: открытость, динамизм, агональность, политеизм, антропоцентризм.

а) Культура Древней Греции

Крито-микенская эпоха как почва античной культуры, ее связь с Египтом и Малой Азией. Гомеровский период – время колонизации западного побережья Малой Азии и отражение ее в эпосе Гомера. Духовные ценности эпических времён. Значение мифологии в мировосприятии эллина. Архаический период – образование полисов. Особенности греческой демократии. Формирование общегреческого пантеона богов, их антропоморфизация. Становление греческой философии и науки. Архаическая скульптура: куросы и коры. Система архитектурных ордеров. Вазопись. Классический период как время расцвета античной культуры. Развитие античного космологизма. Представления о красоте в Древней Греции. Человек – мера всех вещей. Значение античного театра в духовном воспитании человека. Эллинистический период: драматизация эллинского мироощущения и его отражение в духовной культуре. Кризисные процессы в античной демократии, нарастание авторитарных тенденций.

б) Культура Древнего Рима

Основные черты римской культуры: идеологичность, практицизм, заимствование эллинских и др. достижений, экспансионизм, историчность. Периодизация древнеримской культуры: наследие этрусков в римской культуре, Рим от царского времени к республике и затем – к империи. Мифология, религиозная жизнь. Своеобразие Римского искусства: связь с искусством греческим и отличие от него. Особенности имперского сознания и его отражение в искусстве: помпезность архитектуры, историчность и индивидуализация скульптуры. Римское право. Зрелищность как черта римской культуры. Достижения римлян в развитии техники, военного дела, организации системы коммуникаций. Проблема взаимодействия личности и государства в духовной культуре. Экономический и социокультурный кризис римского общества.

Мировые достижения античной культуры и ее значение для развития европейской культуры.

Домашнее задание:1. Выделите особенности восточного типа культуры: а) обожествление власти

б) авторитаризм

в) господство надчеловеческого начала в мировоззрении

г) антропоцентризм

д) традиционализм

е) динамизм, ориентация на новизну

ж) рационализм

з) иррационализм

и) стремление к господству над природой

к) идея органичной связи человека и природы

л) функциональность и каноничность искусства

м) разнообразие и смена художественных стилей

н) строгая регламентация всех сторон человеческой жизни

о) свобода

п) практицизм

р) критицизм

c) индивидуализм

т) автономия личности

у) предпочтение демократии всем другим формам государственного правления

ф) приоритет частной собственности над коллективной

х) коллективизм в различных формах организации жизни

ц) статичность

ч) антропоценричность этики

ш) принцип «безымянности» в культуре

2. Проанализируйте параграф закона вавилонского царя Хаммурапи. Какие особенности древневосточного права здесь можно увидеть?

«Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». (Ответ поместить вместо цитаты) 3. Соотнести основные понятия буддизма с их смыслом – Дхарма, Будда, Карма, Сансара, Нирвана, Бодхи, Мокша:

сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которая влияет на очередное воплощение
освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования
существо, достигшее состояния высшего совершенства
череда переселений душ в материальное тело, зависимых от кармы; бренное существование
закон Вселенной, отраженный в общественной жизни как система нравственных, религиозных и гражданских правил
высшее состояние блаженства, характеризующееся абсолютной отрешенностью от внешнего мира; цель буддиста
достижение высшей истины, обретение сверхзнания и сверхъестественных способностей

4. Определите, где в данном произведении символически изображено дао (Др.Китай):

Ответ поместить вместо иллюстрации.

5.Каковы основные черты античной греческой культуры?

а) рациональность, антропоцентричность, эстетичность, агональность, космологичность, гармоничность

б) интуитивизм, практицизм, антропоцентризм, религиозность, идеологичность, эстетизм

в) космологизм, эстетизм, рационализм, эклектизм, теократизм, научность

г) философичность, агональность, мифологичность, воинственность, практицизм, эгоцентричность 6. Разделите, какие черты присущи греческой культуре, а какие римской цивилизации (См. в Хрестоматии: О.Шпенглер. «Закат Европы», Введение, п.12)

Греческая культура Римская цивилизация
а) душа

б) интеллект

в) идеологичность

г) эстетичность

д) утверждающая, оптимистичная мысль

е) скепсис, декаданс

з) заимствование, смешение стилей

и) цельность и развитие на собственной почве

к) состязательность в спорте

л) спорт как зрелище

м) формализм в религии

н) религия приближена к человеку (через миф)

о) сельский образ жизни

п) городской образ жизни

р) человек - мера всех вещей

7. Определите, где здесь греческая и римская скульптура:

1 2 3 4

www.prosdo.ru