Музыкальное искусство древнего китая. 2.1. Основные виды и идейно-эмоциональное содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ Выполнила: Студентка 1 курса. Музыкальное искусство древнего китая


МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ Выполнила: Студентка 1 курса

Описание презентации МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ Выполнила: Студентка 1 курса по слайдам

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ Выполнила: Студентка 1 курса КИ Отделения ИНО Лобова Виктория

Китай — это многонациональная страна с древнейшей культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящие традиции в культуре, в том числе и музыкальной. Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом для Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть до наших дней науке, дипломатии, литературе всей Восточной Азии. Оказала влияние на соседние народы и китайская традиционная музыка. Более, чем какая-либо древняя культура, китайская характеризуется культурным единством, своеобразием и замкнутостью. Сформировавшись в Древнем Китае она почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н. э.

МУЗЫКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ Первые упоминания о китайской музыке встречаются в легендах и мифах, документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н. э. В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально «строй», «мера»), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные — тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый — «дворец», второй — «беседа», «совет», третий — «рог», четвёртый — «собрание», пятый — «крылья». Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение («правитель», «чиновники», «народ», «деяния», «вещи»). Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н. э. слово («музыка») обозначало также и более широкое понятие — «искусство» (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола). Причём в правилах, по которым создавались произведения живописи или архитектуры, видели сходство с ритмом в музыке. Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества. В VI в. до н. э. китайский философ Конфуций писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной. Прекрасная музыка обладает строго определённой структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ До наших дней дошли многие суждения ученых и философов с сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей был могучий и яркий талант китайского народа, который на протяжении своей истории создал огромное количество трудовых, лирических и обрядовых песен, своеобразные инструментальные и танцевальные наигрыши. В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка. Значительное место в этом ценнейшем наследии занимают трудовые производственные песни, нередко связанные с земледелием, а также песни городской бедноты, рабочих, кули, лодочников и ремесленников. Во многих песнях отображены исторические события. Разнообразны также жанры бытовых и лирических песен, отображающих обычаи, образ жизни трудового люда, отношение к семье, любовь к родной стране. Встречается немало и шуточных песен, пронизанных народным юмором. К древним видам бытующих китайских песен относятся песни и инструментальные пьесы обрядового характера. Многие мелодии культовых песен проникли в народ.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ Дошедшие до нас записи и бытующие в устной традиции образцы китайской народной музыки позволяют установить ее основные характерные черты. Мелодика китайских песен богата и своеобразна. В ней широко используются различные интонационные, ритмические и тембровые средства выразительности. Китайская мелодика отличается гибкостью, чуткостью, большой силой выразительности; интонации то развертываются мерно, сурово-сдержанно, то охватывают широкий диапазон, не избегая шагов на такие необычные в европейской музыке интервалы, как септима. Септима — интервал шириной в семь ступеней звукоряда, то представляют собой остроумное комбинирование путем перестановок зеркальных обращений узорчато-орнаментальных попевок. Одной из важных особенностей китайской музыки является неразделимое единство поэтического текста и музыки, а также связь музыки с жестом и пляской. Вот почему китайские напевы полной силы своего воздействия достигают не при самостоятельном исполнении, а в « контакте » с другими видами временных искусств или в условиях театрализованного представления. Особого внимания заслуживает взаимосвязь вокальной музыки с фонетикой народной речи.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Значительнее место занимают всякого рода барабаны и гонги. В музыке, исполняемой на них преобладают высокие регистры и подчас резкая звучность. Старейшими из струнных щипковых инструментов являются « сэ » и « чжэн » — оба из семейства настольных гуслей. Широко распространен в Китае и четырехструнный щипковый инструмент « пипа » — китайская модификация арабской лютни, а также смычковые инструменты семейства так называемых « хуциней » , « эрху » (двухструнный), « сыху » (четырехструнный) и другие. Не менее распространен в народе струнный щипковый инструмент лютневого семейства — трехструнный « сансянь » , которым пользуются для сопровождения различного рода сказов на юге и на севере (на севере часто еще и с барабаном дату ). Любимым в Китае струнным ударным инструментом является « яньцинь » . Это цимбалы, которые под именем « чжу » были известны в Китае в III веке до н. э. Своеобразие китайской музыки проявляется в использовании разнообразных музыкальных инструментов. Многообразие материалов (камень, глина, медь и ее сплавы, кожа, древесина, тыква, шелк), применяемых для изготовления китайских музыкальных инструментов, отражается на характере их звучания и обусловливает красочность звуковой палитры. Китайские музыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной их классификации.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» ( « Шицзин » ) – составлена была не позже 7 -5 вв. до н. э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12 -5 столетиях. Лишь некоторые напевы « Шицзин » сохранились. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Издавна музыка рассматривается в китайской традиции как нечто позитивное, приносящее счастье. Это видно также и в иероглифическом написании китайского слова yinyue (“музыка”) и kuaile (“радость”). Самым древней археологической находкой Китая считается флейта, изготовленная из кости. Возраст этого инструмента – около восьми тысяч лет.

present5.com

Особенности народной музыки Китая

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Характерные особенности культуры Древнего Китая. 5

Глава 2. Отличительные особенности народной музыки Древнего Китая. 11

2.1. Основные виды и идейно-эмоциональное содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая. -

2.2. Характерные черты древнекитайской народной музыки. 14

Глава 3. Китайский театр как воплощение народной музыкальной культуры средневековья. 19

3.1. История возникновения, национальные особенности и эстетические принципы китайского театра. -

3.2. Особенности музыкальной стороны китайской оперы.. 23

Заключение. 25

Источники и литература. 28

ВВЕДЕНИЕ

Китай – это многонациональная страна с древнейшей культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящие традиции в культуре, в том числе и музыкальной. Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом для Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть до наших дней науке, дипломатии, литературе всей Восточной Азии. Оказала влияние на соседние народы и китайская традиционная музыка.

Более, чем какая-либо древняя культура, китайская характеризуется культурным единством, своеобразием и замкнутостью. Сформировавшись в Древнем Китае она почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э.

Господствовавший в течение трех тысячелетий феодальный строй замедлил экономическое, политическое и культурное развитие китайского народа, поэтому традиционные черты культуры и искусства Китая вплоть до середины XIX века сохраняли своеобразие и особенности, свойственные древнейшему периоду китайской культуры. Это важное обстоятельство позволяет нам установить особенности музыки Древнего Китая и на основании народных песен, записанных в сравнительно недалеком прошлом.

О китайской народной музыке можно сказать, что она сохранила свою самобытность с глубокой древности вплоть до наших дней, обогатившись в период средневековья народными традициями китайского музыкального театра.

В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной китайской музыки: песни; танцевальная музыка; музыка песенных сказов; музыка местных опер; инструментальная музыка. Все они продолжают жить в современной китайской музыкальной культуре, постепенно завоевывая мировую известность и популярность.

Современный Китай сегодня переживает период бурного расцвета в экономике, общественной и духовной сферах жизни. Современный Китай занял лидирующие позиции на международной арене. Идет мощный процесс экспансии китайской культуры в мировую культуру. Россия, как ближайший сосед Китая, особенно чутко реагирует на этот процесс. У нас в стране китайская культура и ее многовековые традиции сегодня очень популярны. Народное искусство Китая, в том числе и музыкальное, в современной России завоевывают умы и сердца их почитателей. Этим обусловлен мой интерес к теме особенностей народной музыки Китая и актуальность выбранной темы.

Объект исследования – народная музыка Китая.

Предмет исследования – отличительные особенности китайской народной музыки.

Целью исследования является рассмотрение национальных особенностей китайской народной музыки.

Поставленная цель предопределила следующие задачи :

-рассмотреть особенности культуры Древнего Китая;

-охарактеризовать основные виды народной музыки Китая;

-раскрыть идейно-эмоциональное содержания древнекитайского музыкально-поэтического искусства;

-рассмотреть историю возникновения, национальные особенности и эстетические принципы китайского театра;

-охарактеризовать особенности музыкальной стороны китайской оперы.

Хотя культурная история Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением, тем самым сохранялась преемственность в сакрализации власти правителя, как это наблюдалось в Шанский период, и создавались основы для этнического самосознания. «К середине I тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекс средних царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией «варваров четырех стран света»[1] .

Период формирования культурного типа (культурных оснований) Древнего Китая охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V—II в. до н.э., когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь могущественнейших», эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь ши хуанди — первый император Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смогли сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.). Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже в первую из этих эпох — Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления, т.е. централизованной властью и бюрократической системой управления, сакрализацией власти императора — Сына неба.[2]

Создание единой системы ирригационных сооружений предполагало наличие деспотической власти, которая обеспечивала бы необходимую для этого централизацию государственного и административного управления. Но складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в гидравлических цивилизациях Малой Азии. Существенные изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до н.э., когда наступил век железа и наметились значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, торговли. Это был прорыв в осевое время и, хотя его знаменует век яселеза (что и объясняет прогресс в создании гидротехнических сооружений), это было время рождения личностного, рефлексивного сознания, его перехода от магического к рациональному, создания системы рационального управления, организации строительных работ, обоснования социально-политических систем и индивидуального образа жизни.

Культ Неба и сакрализация власти правителя шли от культурной архаики, но уже создание административной системы предполагало рациональный принцип ее формирования, а не опору на существующие дворцовые и храмовые хозяйства, как это было в ближневосточных культурах. «Поскольку в Древнем Китае культ верховного божества — Неба — принял в основном форму почитания «Сына Неба», т.е. священной особы чжоуского правителя, а важнейшие культы предков были сосредоточены внутри патриархальной семьи, здесь не создалось сколько-нибудь значительных храмовых хозяйств, которые стали бы основой для создания гражданско-храмо-вых общин. Не выработалось здесь и городской автономии в тех масштабах, как в Средиземноморье и даже на Ближнем Востоке»[3] .

Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя и создал тип городской рациональной культуры, но он рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца. Рационализм как культура управления был неискореним в истории Китая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»).

Синтез прежней архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности состоялся. Он воплотился в системе управления и в ритуальных общественных нормах, но в то же время стал частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков, как полноты и самодостаточности бытия, как органического, самовоспроизводящегося порядка. Задачей разума было не его изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути (дао), распознание этого порядка как вычитывание его в книге человеческой жизни, в природе, приобщение человека к нему, гармоническое единство человека и Неба.[4]

Соответственно, Император удерживал мировой порядок, «смотря па все четыре стороны света» и не вмешиваясь в события, где естественный порядок должен лишь поддерживаться. И долг каждого человека (а император подобен главе большой семьи) следовать должному. Значимость этого культурного образца запечатлена в словах великого китайского мудреца Конфуция: «Правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном»[5] .

Несмотря на деспотический строй, достижения древнекитайской культуры и искусства, в том числе музыкального, были значительны.

Достижения китайской культуры, оформившейся на основе культурного переворота в эпоху осевого времени и получившей исходные импульсы к последующему развитию, поражают воображение: это шелк, бумага, компас, порох и т.д. Но Китай не только в области культуры добился успехов, без которых немыслим сегодняшний мир, ему принадлежит честь создания науки, которую известный английский науковед Дж. Нидам называет «организмической» в отличие от европейской «механистической».[6]

Можно также подчеркнуть свойственный китайской культуре традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, «оживотворение» природы). Соединение их с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях — целое. Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.[7]

mirznanii.com

2.1. Основные виды и идейно-эмоциональное содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая. Особенности народной музыки Китая

Похожие главы из других работ:

Искусство Китая

2.1 Искусство Древнего Китая

В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...

История искусств древнего Китая

2.1 Искусство Древнего Китая

В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.2 Скульптура Древнего Китая

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.3 Литература Древнего Китая

Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности...

Китайские культурно-исторические традиции

КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

...

Культура Древнего мира

4. Культура древнего Китая

Китайская культура -- одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III--II тыс. до н. э...

Культура Древнего мира

Культура Древнего Китая

Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важнейших особенностей истории Китая...

Культура древних обществ Востока

1.3 Культура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации - в том числе Месопотамии и Индии...

Культура и искусство Древнего Вавилона

1.1 Характеристика исторической эпохи и влияние религии на основные направления искусства Древнего Вавилона

культура искусство вавилон Вавилон, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю»...

Культура косметики разных народов

2.1 Косметика Древнего Китая

В древнем Китае взрослая женщина должна была очень сильно краситься: на лице много белил, черные брови в форме дуги, зубы, покрытые золотистой смесью, что придавало им особый блеск. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти...

Раннехристианское искусство Древнего Рима

Глава 2. Основные направления раннехристианского искусства древнего Рима

...

Свадебный обряд в Древнем Китае

4. Свадебные церемонии Древнего Китая

Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака...

Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая

Глава III. Архитектура Древнего Китая

...

Творческое наследие В.А.Товстоногова

2. Разработка эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления на основе монтажного метода

Монтаж - ряд операций, во время которых сцены фильма, снятые не подряд, подбираются соответственно ходу действия в сценарии, то есть в том порядке, в каком они будут показаны на экране...

Творческое наследие В.А.Товстоногова

Пример разработки эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления на основе монтажного метода

Вот, например, как реализован сюжет в удачном тематическом вечере «О моем расскажите отце». Этот вечер-рассказ начинался одноименной песней А. Петрова, исполнявшейся хором мальчиков, как бы обращавшихся ко всем сидящим в зале...

cult.bobrodobro.ru

МИФИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Транскрипт

1 УДК 781.8(315):[ ] МИФИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ ЛЮ ЯНЬ (Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск) Раскрывается деятельность мифологических культурных героев по созданию артефактов музыкального искусства древнего Китая. Отмечается, что в богатой китайской мифологии становлении и развитию музыки в период архаики содействовали многие персонажи мифов. Миф стоит у истоков всех жанров китайского музыкального искусства, а мифологические мотивы древнего Китая участвуют в создании многих современных музыкальных сюжетов. Ключевые слова: культурный герой, культура, Китай, миф, мифология, музыка. Введение. На заре человеческой истории субъекты архаического китайского общества из материалов природы создавали технические конструкты вещи, удовлетворяющие в первую очередь их утилитарные потребности. Историко-типологическое сравнение китайских мифов свидетельствует об участии мифических героев в творении артефактов духовной культуры. Мифы о деятельности культурных героев соотносятся с развитым родовым обществом и периодом его разложения. Эти вошедшие во многие письменные памятники мифы переоформлялись, реконструкция их осуществлялась путем тщательного анализа нарративных и археологических источников с привлечением сравнительно-типологических данных. Мифы о героях представляют собой памятники первобытного фольклора родовой эпохи, они идеологически синкретичны и заключают в себе в неразвернутом еще виде зародыши религии и донаучных представлений о происхождении природы, человека, общества и первых феноменов материальной и духовной культуры. Уже на ранних этапах культурогенеза у населяющих древний Китай этносов формировалось художественное мышление, способствующее становлению и развитию духовной культуры. Как известно, в доисторические времена искусство носило синкретический характер, его виды не разделялись, были вплетены в практическую деятельность человека, выполняли в основном утилитарные функции. Российский синолог Н. Федоренко отметил, что «в древнекитайской теории поэтическое и музыкальное начало разделить практически невозможно. Лирические стихи пелись, а гимны, оды исполнялись под музыкальный аккомпанемент» [1, c. 19]. Это же можно сказать и о танце, который не отделялся от музыки. На теснейшую связь танцевального и музыкального искусств указывает Сунь Цянь: в древнем Китае сложилась традиция «исполнять танцы с музыкальными инструментами в руках барабанами, флейтой, пиной; музыканты, аккомпанирующие танцу, находились рядом с танцующими» [2, с. 17]. Цель исследования раскрыть мифологическую сущность китайского музыкального искусства. Основная часть. Становление искусства, в т.ч. и музыкального, в Китае началось примерно 3 тысячи лет назад. В соответствии с китайской мифологией первыми творцами были культурные герои. В период правления мифического Желтого императора, согласно мифологии, музыканты уже искусно исполняли несколько мелодий. Одну из них, как явствует из одного героического мифа, сочинил культурный герой Хуан-ди в честь духов и божеств, с которыми он встретился на Великой западной горе Ситайшань. Миф повествует: «Возрадовался Желтый император и сочинил музыку, получившую название цинцзяо. Она была печальной, волнующей и поистине могла тронуть небо и землю, взволновать богов и бесов» [3, с. 116]. Эта музыка предназначалась только для избранных, ее нельзя было слушать простым смертным. Мифы донесли до наших времен также эпизод из жизни цзиньского князя Пин-гуна, правившего в период Весны и Осени ( гг. до н. э.). В тексте мифа упоминается уже несколько мелодий. На одном из пиров в честь вэйского князя Лин-гуна, устроенного Пин-гуном, говорится в мифе, придворные музыканты исполняли печальные мелодии циншан, цинчжи и цинцзяо. В предании сообщается, что Пингун жестоко поплатился за то, что приказал своему музыканту играть сочиненное Хуан-ди цинцзяо. Во время исполнения этой мелодии налетел страшный ураган, разрушивший дворец, а в царстве три года стояла страшная засуха. Культурному герою Хуан-ди древнекитайская мифология приписывает изобретение ударного музыкального инструмента барабана из шкуры дикого зверя Куя, у которого было человечье лицо, тело обезьяны и он умел говорить человечьим языком. Палочку для барабана Желтый император сделал из самой большой кости бога грома Лэй-шэня. Ударный инструмент, согласно мифу, обладал необычными качествами: когда «ударили по барабану девять раз и в самом деле загудели горы, 108

2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Культурология 15 откликнулись им долины, изменился цвет земли и неба, воспрянули духом воины Хуан-ди, а Чи-ю и его воины перепугались насмерть» [3, с. 125]. Фрагменты текстов древнекитайских мифов, реконструированных нами, свидетельствуют об изобретении барабана и другими мифическими героями. В «Каталоге гор и морей» есть фрагмент текста о генеалогии первопредков: «Внук Предка Огня (Яньди) Старший Дядя Холм (Болин) сошелся с женой Уцюаня, Женщиной-Холмом Юаньфу. Юаньфу носила плод три года. Она родила Длинный Барабан. Длинный Барабан первым сделал колокол, создал мелодию» [4, с. 128]. В этом же древнейшем памятнике письменности содержится этиологический миф о барабане: «Гора-Колокол. Ее сын носит имя Барабан (Гу)» [4, c. 41]. Анализ древнекитайских мифов, связанных с происхождением барабана как ударного музыкального инструмента, свидетельствует, что барабан был центральным культовым предметом. Он в китайской мифологии был тесно связан с военными культами и обрядами. Так, Масперо отмечает, что перед походом барабану святилища бога Земли приносилась кровавая жертва, после чего барабан везли на колеснице впереди выступающего войска [5, c. 142]. На культовую роль барабана в ритуалах военного триумфа указывает также М. Гране [6, c. 209]. Барабаны являлись символом власти и военных побед. В процессе текстологического анализа древнейшего литературного памятника «Шицзин» («Книга песен и гимнов») (8 в. до н.э.) нам удалось обнаружить песню «Лишь барабан большой услыхал», которая запечатлела культовую функцию этого музыкального инструмента: «Лишь барабан большой услыхал. / Сразу вскочил, оружие взял. / Рвы там копают в родной земле, / В Цао возводят высокий вал» [7, с. 41]. Исследование функций барабана показывает, что данный ударный инструмент входил также в число ритуальных предметов заупокойного культа. Известно, что музыка в период архаики осознавалась как сакральная. Поэтому наряду с другими музыкальными инструментами барабан использовался в погребениях. Об этом помимо мифологии свидетельствуют археологические раскопки древних захоронений, где среди культовых предметов встречается много бронзовых барабанов. В «Каталоге гор и морей» нам удалось обнаружить фрагмент текста, который повествует о мифических героях, причастных к изобретению некоторых других музыкальных инструментов. Согласно преданию, «Предок Выдающийся (Цзюнь) родил Веселящегося Дракона (Яньлуна), который изобрел лютню и гусли» [4, c. 129]. Легендарный бессмертный царевич Ванцзы Цяо чжоуской династии (6 в. до н.э.) был искусным игроком на губном органчике [8, с. 139]. Отдельные фрагменты мифов позволяют определить происхождение ряда старинных музыкальных инструментов, изготовленных культурными героями. Выше отмечалось, что барабан был изготовлен Хуан-ди, отец Шуня Гу-сю изобрел гусли, а усовершенствовал их мудрый Шунь. Широко распространенными инструментами была цитра, лютня, флейта. Популярным ударный музыкальный инструмент «цин» в виде пластины, изогнутой углом и сделанной из нефрита, камня, меди. В древнекитайских памятниках часто упоминается имя культурного героя Шуня, правившего древним Китаем в 3-м тысячелетии и передавшем трон Юю. Среди многих деяний Шуня в древнейших письменных памятниках «Весны и Осени Люя», «Книге исторических преданий», «Беседах и суждениях», «Исторических записках» Сыма Цяня сообщается о его музыкальном творчестве. В них отмечается, что Шунь с ранних лет очень любил пение и музыку. Став правителем после Яо, он приказал главному музыканту Яню прибавить восемь струн к пятнадцатиструнным гуслям, изготовленным его отцом Гу-сю. Чжи он велел исправить мелодии «девять призывов», «шесть цветений», «шесть рядов», созданных наставником музыки Сянь-хао. Мелодия шао исполнялись на цитре в сопровождении флейты (сяо). Сам Шунь, как говорится в преданиях, любил играть на пятиструнной цитре и петь сочиненную им песню «Южный ветер». Мелодия шао очень нравилась Конфуцию. В «Беседах и суждениях» говориться: «Учитель сказал: «Мелодия шао очень красива и очень приятна. А мелодия и хотя и очень красива, но не столь приятна» [3, с. 379]. Один из мифов, вошедших в «Каталог гор и морей», передает нам имя культурного героя, создавшего музыкальную мелодию: «Заклинающий огонь родил Наследника Длинной лютни. Он поселился на горе [Дерева] яо. Первый создал музыкальную мелодию» [4, с. 119]. В поздней китайской народной мифологии широко известен герой Удай Юаньщуй, живший во времена Пяти династий ( гг.) и почитаемый как покровитель музыкантов. Особенно его дух почитали в провинции Фуцзянь, где он отождествлялся со знаменитым танским музыкантом Лэй Хайцином. Удай Юаньшуй изображен на картинах и статуях в храмах вместе с аккомпанирующими ему музыкантами, двумя мужчинами и двумя женщинами [8, с. 709]. Таким образом, сравнительно-типологический анализ древнекитайских мифов и текстов ранних письменных памятников Китая свидетельствуют, что становление и развитие музыкального искусства древние китайцы связывали с деятельностью мифических культурных героев, что нашло довольно полное отражение в китайской мифологии. При их содействии в период с 2070 г. по 221 г. до н.э. (Пять династий) сформировались основные жанры музыкального искусства: обрядовая, народная и дворцовая 109

3 музыка. Инструментальная и вокальная музыка искони была языком чувств древних китайцев, ее творцы умело пользовались богатейшей палитрой звуков, создавая свои музыкальные образы. Автор древнекитайского трактата «Юэцзи» Гунсун Ни-цзы писал: «Музыка возникает из движения души человека. Когда ваши чувства возбуждены под воздействием внешнего мира, вы их выражаете своим голосом, то есть ваш голос должен соответствовать возникшим чувствам» [7, с. 20]. Музыка в контексте древнекитайской мифологии, на наш взгляд, указывает на то, что она была более чем стихией человеческих чувств, более чем выражением раздумий, печали или лирических настроений. Исследование текстов ранних мифов показывает, что господствующее положение в музыкальном искусстве древнего Китая занимала придворная музыка. Объединенная вместе с поэзией и танцем, она существовала в общем синкретическом искусстве «юе». Российский синолог Э.М. Яншина высказывает мысль, что с помощью ритуальной музыки «ли юэ» древние цари умиротворяли народ [9, с. 31]. Гунсун Ни-цзы утверждал, что существует взаимосвязь между музыкальными мелодиями и характером управления страной. Когда в мире царит порядок, рассуждал он, то мелодии спокойны и тем самым выражается радость по поводу гармоничности правления; когда в мире царит беспорядок, то в мелодиях звучит недовольство и тем самым выражается гнев по поводу того, что правление порочно; в государстве, которое гибнет, мелодии печальны, и в них выражаются переживаемые народами трудности [7, с. 20]. Музыка в период архаики становится государственным культом и приобретает государственное значение: она служила средством не только постижения, но и воздействия на нравы и настроения народа, на управление людьми, удержание их в покорности и смирении. Именно регулятивная функция музыки объясняет возникновение в древнем Китае специальных государственных учреждений по подготовке музыкантов. Уже в период правления династии Западная Чжоу ( гг. до н.э.), было создано первое в истории Китая музыкальное учреждение Чуньгунь. Целью его, отмечает Ху Ицюзань, становится «воспитание чистых теоретиков (людей, которые могут преподавать мораль и этику), а главным принципом было взаимодействие музыки, поэзии и литературы)» [3, c. 5]. Вначале обращалось основное внимание на практическое обучение навыкам исполнения обрядовой музыки. О масштабах воспитания музыкантов можно судить по количеству его сотрудников: 1400 человек. В это время сформировалась двухзвенная система музыкального образования: дети дворян обучались в государственных музыкальных учреждениях, а сельская молодежь в местечковых. Освоение музыки становится в учебных заведениях обязательным предметом среди «шести искусств»: этики, музыки, стрельбы, езды верхом, каллиграфии и математики. В 1-м тысячелетии до н.э. музыкальное искусство постепенно выделяется в отдельную область духовной культуры. Свидетельством тому служит наличие в древнем Китае разветвленных музыкально-организационных структур, как Юефу (Дворец музыки), Циншаншу (Государственный музыкальный совет), Тайчансы (Монастырь Спокойствия), Цзяофан (Мастерская), Лиюань (Музыкальное учреждение) и др. В названных учреждениях в основном обучали мастерству игры на музыкальных инструментах, а также хоровому пению и танцу. Пристальное внимание древнекитайского государства к музыкальному искусству содействовало широкому развитию в архаический период инструментальной, камерно-вокальной и хоровой музыки. Разнообразие жанров наглядно демонстрирует древнейший сборник стихов-песен и гимнов «Шицзин» [7] (8 в. до н.э.), состоящий из трех частей: «Фэн» (народная поэзия), «Яюэ» (оды «дая» и «сяоя»), «Сун» (дифирамбы). Современные музыковеды интерпретируют их как жанровые группы: народная музыка, авторская музыка и культовая музыка. Составить представление о народно-песенном творчестве древнего Китая можно с помощью текстологического анализа этого древнейшего памятника поэтической культуры Поднебесной, где в разделе «Гофын» («Нравы царств»), содержатся мелодии песен пятнадцати, различных царств Китая времен архаики. На наш взгляд, «Гофын» имеет наибольшую художественную ценность, так как здесь собраны народные песни древнего Китая. Культурные герои, создавшие их, жили среди народа, выражали его мысли, отражающие различные стороны жизненного и художественного опыта, непосредственного и зоркого видения окружающей авторов песен реальности. В «Шицзн» вошли песни труда, посвященные теме земледельческих работ. Они корнями глубоко уходят в щедрую почву народного творчества. Песни «Подорожник», «Удары звучат далеки, далеки», «Собрала я лакрицу», «Песня о седьмой луне», [7, с. 28, 92 93, 101, 118] и др. воссоздают правдивую колоритную картину жизни и быта китайского народа в эпоху раннего его развития. Значительное место в «Нравах царства» занимают лирические и любовные песни, с их обаянием, радостным чувством молодости, задушевностью. Эти песни представлены в «Гофыне» щедро. Лиризмом 110

4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Культурология 15 и торжественностью исполнены песни «Встреча невесты», «Песнь о невесте», «Выезд невесты», «Тихая девушка» [7, с. 24, 27, 30, 49] и др. Для них характерны предельно скупые изобразительные средства, лаконизм, фразеологические повторы, рефрены. Каждая народная песня имеет законченный сюжет, отличается цельностью, единой внутренней темой. Центральной проблемой народного песенного творчества является человек и его отношение к явлениям природы, окружающему миру, людям. Народным песням присущи лаконизм, богатство экспрессии, стилистическое совершенство. Они исполнены аллегорий, символики и олицетворений, афоризмов, рожденных вековой мудростью народа, горьким опытом, закрепленным и увековеченным их создателями. Анализ текстов песен, их языка, символов, стилистики свидетельствует, что их создатели мастерски владели всей музыкальной и живописной силой образного языка. В вокальном искусстве древнего Китая значительное место занимают гимны «сунн». Например, в «Шицзин» содержится сорок старинных торжественных и хвалебных храмовых песнопений, культовых гимнов в честь духов, предков и мудрых царей периода архаики. Эти произведения в своем большинстве, по-нашему мнению, были сложены придворными поэтами в честь правителей династии Чжоу: Тай-вану и Вэнь-вану, У-вану и Чэн-вану [7, с. 281, 283] и др. В них перечисляются военные подвиги древних правителей, их мудрые деяния. Такие произведения исполнялись в сопровождении соответствующей музыки. Их отличает довольно богатая словесная орнаментация, которая углубляет впечатление торжественности, подчеркнутой высокопарности, восторженности. На более высокий уровень развития поднимается музыкальное искусство эпохи правления династий Весны и Осени и Воющих княжеств ( гг. до н.э.). Исполнительское мастерство достигает высокого уровня. Во всех областях древнего Китая прославлялись имена славных музыкантов Бо Я, Ши Вэна, Ши Куана. В этот период зарождаются основы теории музыки. Примером теоретического трактата является сборник 23 статей Сюньцзы, созданный в традициях конфуцианской школы. В этот исторический период создаются такие музыкальные композиций, как «Высокая гора» и «Проточная вода». Дошедшие до нашего времени письменные источники позволяют утверждать о значительном усовершенствовании созданных культурными героями музыкальных инструментов. В сборнике «Шицзин» имеется описание уже двадцати пяти самых древних музыкальных инструментов струнных, духовых, ударных (ди, гуань, накры, сюань, сэ, цин, лчжун, шэн, юэ и др.). Воспитание музыкантов осуществлялось по конфуцианской модели, в основу которой были положены два принципа: собственная исполнительская практика преподавателя и позитивное воздействие музыки на развитие традиционного мышления общества, обычаи и привычки. Согласно Цао Шули, в 3-м в. до н.э. «Сборник стихов юэфу» состоял из песен жанров «сянхэгэ» и «циньгэ», которые мастерски исполнялись с аккомпанементом на инструменте цинь. Распространение в это время получили и такие жанры, как баллада, сольная ария «тугэ» и «даньгэ» миниатюрные формы, где один певец солирует, а трое подпевают [10, c. 7]. Широко известен был также вокальный цикл «Сюита из 18 пай» для флейты хуцзя и др. Заключение. Таким образом, анализ содержания разнобразных китайских мифов и древних литературных текстов показывает, что образ героя-музыканта постоянно присутствует в пластах древней этнической культуры Китая, устойчиво сохраняя его основные черты. Сравнительно-типологический анализ мифов и мифологем произведений устного народного творчества свидетельствует, что героймузыкант являлся своеобразным ключом, открывающим мир идеального и впускающим живую воду в мир реального. Миф стоит у истоков всех жанров современного китайского музыкального искусства. Мифологические мотивы способствуют развитию многих музыкальных сюжетов. Глубинный смысл символических образов и мотивов мифов о герое-музыканте переосмысливается сегодня композиторами и исполнителям, воплощается в разнообразных жанрах музыкального искусства. ЛИТЕРАТУРА 1. Федоренко, Н. Древнейший памятник поэтической культуры Китая / Н. Федоренко // Шицзин. Книга песен и гимнов / пер. с кит. А. Шуткина // Шицзин. М. : Худож. лит., С Цянь Сыма. Исторические записки (Ши цзи) / Сыма Цянь ; пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина ; под общ. ред. Р.В. Вяткина ; вступ. ст. М.В. Крюкова. Т. 1. М. : Наука, с. 3. Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Кэ Юань ; пер. с кит. Е.И. Лубо-Лесниченко, Е.В. Пузицкого. М. : РИСО АН СССР, Наука, с. 4. Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) / пред., пер. и коммент. Э.М. Яншиной. М. : Наука, Maspero, H. La Chine Antique / H. Maspero. Париж, p. 6. Granet, M. Danses et legends dela Chine / M. Grantt. Париж, p. 111

5 7. Шицзин. Книга песен и гимнов / Шицзин ; пер. с кит. А. Шуткина. М. : Худож. лит., с. 8. Рифтин, Б.Л. Ванцзы Цяо / Б.Л. Рифтин // Мифология : иллюстрир. энцикл. словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. СПб. : Фонд «Ленинград. галерея», АО «Норинт», С Яншина, Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии / Э.М.Яншина. М. : Наука, с. 10. Цао, Шули. Особенности развития камерно-вокальных и хоровых жанров в музыке Китая : автореф. дис. канд. искусствоведения : / Шули Цао. Белорус. ун-т культуры и искусств с. MYTHICAL ORIGINS OF ANCIENT CHINA MUSICAL ART Поступила LIU YAN The report reveals the activities of the mythological heroes of cultural artifacts to create musical art of ancient China. It is noted that in the rich Chinese mythology the establishment and development of music in the Archaic period have contributed to many of the characters of myths. Keywords: cultural hero, culture, Сhina, myth, mythology, music. 112

docplayer.ru