Конспект искусство древнего египта. Конспект урока по истории 5 класса "Искусство Древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории искусств "Живопись Древнего Египта". Конспект искусство древнего египта


Конспект урока по теме "Искусство Древнего Египта"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ: «Искусство Древнего Египта»

Аннотация к уроку истории «Искусство Древнего Египта»

Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.

Загадочным и таинственным представляется искусство Древнего Египта. Величественные произведения зодчества, гигантские скульптуры, глядя на которые трудно представить, что они были созданы руками человека, видели и пережили века. Мировое искусство навсегда останется обязанным Древнему Египту. Здесь впервые в мире появилась монументальная архитектура, скульптурный портрет, достигло небывалого расцвета каменное зодчество, апофеозом которого стали гигантские пирамиды, названные одним из Семи чудес света.

Актуальность темы урока обусловлена тем, что культура Древнего Египта важна для современности, ведь у каждого образованного человека Египет ассоциируется именно с выдающимися памятниками архитектуры. Человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет - древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этой стране.

Данный урок является естественным продолжением темы «Древний Восток», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 5

Тема урока: «Искусство Древнего Египта»

Цель: Продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта, сформировать образное представление об уникальности культуры Древнего Египта.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с достижениями в искусстве крупнейшей цивилизации Древнего Востока, выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты.

Развивающие: развивать умение работать с материалом учебника, дополнительным материалом, находить нужную информацию, выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Осуществлять работу в группах. Анализировать и аргументировать свои рассуждения, обобщать и делать выводы по теме.

Воспитательные: Воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Подведение итога о значимости и неповторимости культуры Древнего Египта для современного общества.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с культурой Древнего Египта;

Метапредметные: извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в опорный конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, создавшим шедевры мировой культуры.

Образовательные ресурсы: Рабочая программа 5-9 классы, разработанная на основе программ А.А.Вигасина – О.С.Сороко – Цюпы «Всеобщая история», М.: Просвещение, 2014, А.А. Данилова « История России», М.: Просвещение,2016; Учебник по истории Древнего мира 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; Интернет ресурсы.

infourok.ru

Конспект урока "Искусство Древнего Египта"

Тема: Искусство Древнего Египта

Тип: Ознакомление с новым материалом

Цель урока:

Способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта, ролью пирамид в системе мировосприятия древнего египтянина; создать условия для рассмотрения устройства древнеегипетских храмов как величайших памятников мировой архитектуры, определения правил, которые должны были соблюдать египетские мастера, изображавших богов, фараонов, вельмож; содействовать раскрытию мысли о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Ресурсы урока: учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013 г.; Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2016; компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Этап урока и его задача

Ход урока

Время

1. Организацион-

ный этап.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку, психологический настрой

2 мин.

2. Актуализация знаний.

Устный опрос

6 мин.

3.Организация познавательной деятельности.

1. Презентация «Искусство Древнего Египта»

2. Просмотр видеофрагмента «Строительство пирамиды» и его обсуждение

3. Работа с учебником: Учебник с. 58, п. 3 «Гробница Тутанхамона», читаем вслух и отвечаем на вопросы:

- Почему египтяне перестали строить гробницы?

- Чью пирамиду нашли не тронутой археологи?

- Из скольких комнат состояла пирамида?

- Что стояло в первой комнате?

- Что стояло в главной комнате?

- Из скольких слоев состоял саркофаг?

4. Работа с учебником: Учебник с. 50 - 60, п. 4 «Пойдем в музей!», читаем вслух и находим: четыре основные правила создания скульптуры.

25 мин.

4.Подведение итогов (рефлексия).

- Почему в искусстве Древнего Египта существовали каноны?

- Какие особенности имеет египетская живопись?

- Из чего строили пирамиды?

- Сколько примерно лет пирамидам?

- Можно ли сегодня назвать пирамиды чудом света? Аргументируйте свое мнение

- Объясните смысл арабской пословицы: «Все на свете боится времени, и только время боится пирамид»?

Я узнал (а)…

Я понял (а)…

Я хочу…

Вопросы: учебник с. 61

5 мин.

5.Домашнее задание.

§ 11, слова, вопросы и задания с. 61

2 мин.

Дополнительный материал

Диагностика достижений планируемых результатов

Дополнительные творческие задания:

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

multiurok.ru

Конспект урока на тему "Искусство Древнего Египта"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Искусство Древнего Египта" для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Искусство Древнего Египта.

Цель: познакомить учащихся с искусством Древнего Египта, выделить особенности искусства в стране в конкретный период.

Задачи: сформировать понимание одного из чудес света - египетских пирамид;

рассмотреть гробницу фараона Тутанхамона и решить загадку истории;

продолжить формирование умения учащихся работать с текстом учебника и в группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта "Древний Египет",

История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2010.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Работа со следующими понятиями: храм, статуя, жрец, мумия, саркофаг.

Диктант на определение богов: Ра, Апоп, Геб, Нут, Тот, Бастет, Апис, Осирис, Исида, Сет, Гор, Анубис, Маат.

III. Изучение нового материала.

На Западном берегу Нила (показать по карте) находились пирамиды – гробницы фараонов. Откройте с.53. Перед вами – сфинкс. Так называли существо, имеющее тело льва и голову человека.

В 2600 г.до н.э. была построена самая высокая пирамида во всей истории – пирамида фараона Хеопса. Её высота = около 150 метров (50 этажей нынешнего дома).

Египетские пирамиды являются первым чудом света. Всего их 7 – самых знаменитых сооружений человечества.

Как вы думаете, почему пирамиды считаются чудом света? (ученики высказывают предположения). Узнаем точный ответ на этот вопрос. Для этого откроем с.54: не было железных орудий труда ещё, поэтому их строительство до сих пор остаётся загадкой.

Строительство пирамид - очень трудная задача. Древнегреческий историк Геродот описывал, что 100 тысяч человек каждый день выполняли эту работу. Они сменялись каждые 3 месяца. Пирамиды строились годами, иногда даже тысячелетиями. Простой народ изнемогал от труда и лишений.

Перейдём от пирамид к ещё одним сооружениям – храмам. Их называли жилищами богов. Почему? (ответы учеников).

По бокам дороги, ведущей к храму, стояли сфинксы – вечные стражи. По обе стороны ворот – массивные башни, украшенные рельефом. Перед ними стоят высеченные из гранита фигуры фараона на троне. У входа находились обелиски – каменные «иглы фараонов». За воротами – двор, окружённый колоннами. Найдите определение колонн и запишите в тетрадь.

За главным залом размещалось помещение со статуей бога. С.55 – прочитайте и расскажите про действия со статуей в дни празднества.

Во 2 тысячелетии до н.э. египтяне стали строить вместо пирамид гробницы для фараонов в скалах и подземельях. Спустя века и тысячелетия все эти гробницы нашли разграбленными, кроме одной – гробницы фараона Тутанхамона.

Творческое задание: итак, предположите, почему до настоящего времени осталась неразграбленной только одна гробница – гробница фараона Тутанхамона. Работа в группах. Наиболее вероятные ответы детей: на эту гробницу наложено проклятье фараона; вход в гробницу находится настолько высоко, что ни один человек не рискнул ещё туда забраться; может быть, гробница настолько плотно закрыта, что никто так и не смог её открыть; возможно, преступники боялись охранника гробницы – сфинкса; вещи фараона были пропитаны чем-то отталкивающим преступников.

Теперь самостоятельно прочитайте 4 пункт параграфа и расскажите про правила, которыми пользовались скульпторы.

Напоследок хочу сказать о музеях, в которых вы можете увидеть мумии, саркофаги, статуи фараонов. Это Музей изобразительных искусств в Москве и Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

IV. Закрепление изученного материала.

Решение тестов.

V. Домашнее задание: параграф 11 пересказ; подумайте, почему египтяне перестали строить пирамиды.

docbase.org

Конспект урока на тему "Искусство Древнего Египта"

Искусство Древнего Египта.

Цель: познакомить учащихся с искусством Древнего Египта, выделить особенности искусства в стране в конкретный период.

Задачи: сформировать понимание одного из чудес света - египетских пирамид;

рассмотреть гробницу фараона Тутанхамона и решить загадку истории;

продолжить формирование умения учащихся работать с текстом учебника и в группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта "Древний Египет",

История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2010.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Работа со следующими понятиями: храм, статуя, жрец, мумия, саркофаг.

Диктант на определение богов: Ра, Апоп, Геб, Нут, Тот, Бастет, Апис, Осирис, Исида, Сет, Гор, Анубис, Маат.

III. Изучение нового материала.

На Западном берегу Нила (показать по карте) находились пирамиды – гробницы фараонов. Откройте с.53. Перед вами – сфинкс. Так называли существо, имеющее тело льва и голову человека.

В 2600 г.до н.э. была построена самая высокая пирамида во всей истории – пирамида фараона Хеопса. Её высота = около 150 метров (50 этажей нынешнего дома).

Египетские пирамиды являются первым чудом света. Всего их 7 – самых знаменитых сооружений человечества.

Как вы думаете, почему пирамиды считаются чудом света? (ученики высказывают предположения). Узнаем точный ответ на этот вопрос. Для этого откроем с.54: не было железных орудий труда ещё, поэтому их строительство до сих пор остаётся загадкой.

Строительство пирамид - очень трудная задача. Древнегреческий историк Геродот описывал, что 100 тысяч человек каждый день выполняли эту работу. Они сменялись каждые 3 месяца. Пирамиды строились годами, иногда даже тысячелетиями. Простой народ изнемогал от труда и лишений.

Перейдём от пирамид к ещё одним сооружениям – храмам. Их называли жилищами богов. Почему? (ответы учеников).

По бокам дороги, ведущей к храму, стояли сфинксы – вечные стражи. По обе стороны ворот – массивные башни, украшенные рельефом. Перед ними стоят высеченные из гранита фигуры фараона на троне. У входа находились обелиски – каменные «иглы фараонов». За воротами – двор, окружённый колоннами. Найдите определение колонн и запишите в тетрадь.

За главным залом размещалось помещение со статуей бога. С.55 – прочитайте и расскажите про действия со статуей в дни празднества.

Во 2 тысячелетии до н.э. египтяне стали строить вместо пирамид гробницы для фараонов в скалах и подземельях. Спустя века и тысячелетия все эти гробницы нашли разграбленными, кроме одной – гробницы фараона Тутанхамона.

Творческое задание: итак, предположите, почему до настоящего времени осталась неразграбленной только одна гробница – гробница фараона Тутанхамона. Работа в группах. Наиболее вероятные ответы детей: на эту гробницу наложено проклятье фараона; вход в гробницу находится настолько высоко, что ни один человек не рискнул ещё туда забраться; может быть, гробница настолько плотно закрыта, что никто так и не смог её открыть; возможно, преступники боялись охранника гробницы – сфинкса; вещи фараона были пропитаны чем-то отталкивающим преступников.

Теперь самостоятельно прочитайте 4 пункт параграфа и расскажите про правила, которыми пользовались скульпторы.

Напоследок хочу сказать о музеях, в которых вы можете увидеть мумии, саркофаги, статуи фараонов. Это Музей изобразительных искусств в Москве и Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

IV. Закрепление изученного материала.

Решение тестов.

V. Домашнее задание: параграф 11 пересказ; подумайте, почему египтяне перестали строить пирамиды.

doc4web.ru

Конспект урока по истории искусств "Живопись Древнего Египта"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ВЫРИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОНСПЕКТ УРОКА

Преподаватель: Высоцких Марина Николаевна.

Предмет: История искусств.

Класс: 3 класс.

Тема урока: «Живопись Древнего Египта».

Тип занятия – урок усвоения нового материала.

Подготовка преподавателя к уроку:

- наличие классного журнала;

- наличие плана-конспекта урока;

-методическая подготовка урока: занятие проводится с использованием презентации по теме, обучающиеся просматривают фотоизображения рельефов древнеегипетских гробниц и видеоматериал с изображением гробницы древнеегипетской царицы Нефертари. В ходе урока используются компьютер, интерактивная доска.

Цель урока – познакомить учащихся с живописью Древнего Египта, основными формами и каноном изображения, цветовыми решениями древних египтян.

Задачи урока.

Образовательные: обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Воспитательные: воспитание отзывчивости на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения; воспитание бережного отношения к произведениям искусства.

Развивающие: развить с помощью занятия природные и психические свойства личности – художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление, познавательные интересы, способности к творчеству.

План урока.

  1. Архитектурные сооружения Древнего Египта украшались фресками и рельефами.

  2. Что изображалось на рельефах и фресках Древнего Египта.

  3. Технология изготовления рельефов Древнего Египта.

  4. Древнеегипетский канон изображения человека.

  5. Цветовая палитра древнеегипетских живописцев.

  6. Реформы живописи Амарнской эпохи Древнего Египта.

Содержание урока «Живопись Древнего Египта».

Большое место в искусстве Древнего Египта занимают рельефы и фрески, с помощью которых украшались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски.

Живописи встречается очень мало, гораздо чаще при украшении архитектурных сооружений использовались раскрашенные рельефы. Рисунки и рельефы располагались поясами на оштукатуренной стене (по 4-6 поясов) в строго определенной последовательности. Изображения схематичны, однообразие фигур нарушается лишь сменой атрибутов или поворотов рук и головы. Стенопись царских гробниц напоминала яркий развернутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались цветными иллюстрациями. Фигуры располагались вереницами - ритмично повторяясь в позах и жестах.

Что же изображали на рельефах и фресках?

Прежде всего, это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над умершим при погребении. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному. Столы, уставленные яствами; множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов. Война, потоки пленных с захваченными трофеями. Картины пиров и развлечений правителей. Танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Много внимания уделяется передаче сложных причесок, роскошных одежд, украшений. В эпоху Нового царства в живопись стали вводить пейзаж с животными и растениями, передавая характерную окраску животных, оперение птиц, пушистую кошачью шерсть.

При выполнении рельефов и настенных росписей ваятель следовал канону плоскостного изображения фигуры. Ноги и лицо обязательно изображались в профиль, глаза смотрели прямо на зрителя, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте.

В создании рельефов обычно участвовало несколько мастеров. Опытный художник размечал общий рисунок на стене, а детали уже завершали его помощники – ученики. Затем резчики переводили рисунок в рельеф. Потом все это раскрашивалось густыми красками. Но главными в изображении оставалось не линия, а цвет. Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом, получает широкое распространение кайланогриф, когда изображение врезалось в стену (утопленное изображение). Кайланогриф тоже раскрашивался. Пространство внутри контура заполнялось минеральными красками или цветными пастами.

Затем вся фигура обводилась более широким контуром, отделявшим изображение от фона. Минеральные краски, которые употребляли египтяне, были яркими и несложными по цветовой гамме. Использовались в основном желтый, коричневый, зеленый и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня живопись древнеегипетских мастеров вызывает восхищение. Например, белые одежды раскрашивались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллюзия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело человека. На женских лицах скользит едва заметный румянец.

Мужчины выделялись на светлом фоне кирпично-красными телами, женщины – желтыми. Главное место везде занимает фигура царя (фараона) или вельможи: она намного превышает по размерам все другие и совершенно спокойно и неподвижна. Но не только размеры отличали фараона от остальных людей. И фараон, и высокопоставленные чиновники изображались согласно принятому канону (закону).

Так, если изображали владыку стоящим, то обязательно с выдвинутой вперед ногой. Если сидящим на троне, то могло быть два варианта: первый – руки фараона на коленях; второй – одна рука прижата к груди. Обязательным для обоих вариантов остаются сомкнутые ноги. Если изображали усопшего фараона, то обязательно в образе бога Осириса со скрещенными на груди руками, в которых он держит символ власти – жезл и плеть. Выражение лиц всегда величественное и спокойное.

Оказывается, что египтяне никогда не рисовали с натуры, а только по памяти. Правда, тренировались, проверяя точность своих наблюдений и оттачивая свое мастерство, много, используя для этого все, что попадалось под руки: свитки папируса, обломки камня, но чаще всего глиняные черепки, так называемые остраконы.

В Новое царство художники стали использовать новые сочетания красок. В изображениях появились розовато-фиолетовые, золотистые тона.

Но более ярким прорывом в живописи Нового царства был короткий период, который произвел переворот в политической и религиозной жизни Древнего Египта – Амарнская эпоха (15 в. до н.э.). Это эпоха, когда к власти пришел фараон Аменхотеп 4 – Эхнатон – фараон-реформатор. Он одним указом отменил всех прежних богов, в том числе и самого главного – Амона-Ра, которого изображали в виде человека с головой барана, и установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Сам фараон изменил даже свое имя – Эхнатон означает «угодный Атону».

Он основал новую столицу (Ахетатон) в местности Амарна. Построил дворцы, храмы и дома. Удивляли своей красотой росписи полов в царских жилых помещениях. Это были целые картины, где в бассейнах плавали рыбки, рос лотос, цвели растения. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. Живописцам и скульпторам фараон велел отойти от обычных канонов. Теперь стены храмов и дворцов украшали изображения фараона и его близких, изображенных не так как было принято раньше, спокойно и торжественно, а естественно и просто, такими, какими они были в жизни. Изображаемые сюжеты представляли фараона, который был занят не охотой или войной, а уделяет много времени своей семье, жене царице Нефертити и своим шести дочерям.

Материал урока записывается учащимися в тетрадь в виде краткого конспекта.

Домашнее задание: повторить пройденный материал, используя конспект занятия, нарисовать фигуру человека согласно канонам древнеегипетской живописи.

infourok.ru

Конспект урока истории по теме " Искусство Древнего Египта"

Урок истории в 5 классе.

Тема « Искусство Древнего Египта»

  1. Мотивация.

Учитель приветствует учащихся.

- Раз- читаем летопись,

Два- идем в музей

Узнаем о времени

И станем мы мудрей.

Ребята, какую тему мы сейчас изучаем?( Древний Египет)

1-й слайд презентации: « Символы Древнего Египта».

Учитель: Поднимите руки те, кто любит путешествовать. Поднимите руки те, кто там побывал сам с родителями. ( Поднимут немногие).

А вы бы хотели попасть туда? ( если кто-то не хочет- тоже обратить внимание и спросить почему?) Что бы вы хотели там посмотреть? ( Ответы учащихся).

Записать за ними на доске план урока:( пирамиды, сфинкс, гробницы, статуи и т.д.)

Сегодня много что нужно, чтобы попасть в Египет.

А можем мы по-другому совершить путешествие? Как?( виртуальное путешествие)

Посмотрите еще раз на то, что вы бы хотели увидеть в Египте? ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ СЛОВА?( это искусство Египта)

Что будет сегодня темой нашего урока?( Искусство Древнего Египта)

Слайд 2. Искусство Древнего Египта.

(Запись темы в тетрадь).

Ребята, а почему вы хотите оправиться в виртуальное путешествие? ( познакомиться с шедеврами искусства Египта, узнать, когда были построены пирамиды, по каким правилам изображались боги, фараоны, простые люди )

Это будет ваши задачи сегодня, а моя цель- вам помочь это сделать, но одна я с этим не справлюсь, мне будет нужна ваша помощь.

А что берут с собой люди, отправляясь в путешествие по незнакомой стране?

Слайд 3. презентации. ( ответы учащихся: карты, справочники, атлас, путеводитель ( слово незнакомое – узнают, как выглядит путеводитель из слайда)

Учитель: У нас путешествие будет виртуальным, но это не значит, что с урока вы уйдете не с чем- мы будем составлять самый настоящий путеводитель шедевров Древнего Египта.

Наш путеводитель будет связан с темой урока, напомните её.( искусство)

Слайд 4. Что такое искусство( определение, направления).

Учащиеся записывают в словарь термин « искусство».

Учитель: на прошлом уроке мы знакомились с религиозными верованиями египтян.

Что, по представлениям египтян, должно было произойти с фараоном после его смерти?( ответы уч-ся: он должен был возродиться). Какие условия нужно было соблюсти, чтобы это произошло?

Учитель, обобщая ответы уч-ся: египтяне создавали величественные сооружения- пирамиды, где хранились мумии фараонов.

Слайд 5.Пирамиды.

Учитель: короткий рассказ о том, как установили возраст пирамид; астрономические факты в строительстве пирамид.

-Какая пирамида считается самым грандиозным сооружением и почему?( ответы уч-ся : Пирамида Хеопса ).

Работа в парах с историческим источником. « Геродот. История» и ответы на вопросы: 1.Из чего строили пирамиды? 2. Почему говорят, что Хеопс вверг страну в пучину бедствий?3. Как поднимали камни для строительства пирамид?

Слайд 6. Пирамида Хеопса. Составление путеводителя в парах: название шедевра и его краткая характеристика в одно предложение. 1.Пирамида Хеопса -…

Слайд 7. Сфинкс.

Учитель: Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс- вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

У.: Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Можно ли сегодня назвать пирамиды чудом света? Докажите своё мнение.

У.: А какое впечатление на вас производит сфинкс?

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетского искусства.Заполнение путеводителя: Сфинкс-…

Учитель: Сохранились не только пирамиды, но и храмы ( правда только их развалины)- жилища богов, где жрецы ( служители богов – записывают в словарь), поддерживают с последними связь.

Слайд 8. Древнеегипетский храм.

Учитель: Что чувствует человек, который попал в храм?( при этом сравнивает высоту колоны с ростом человека). Для чего приходят в храм? Можно ли считать храм величественным грандиозным сооружением? Почему?( Рассматривают реконструкцию храма и приходят к выводу, что человек, который приходит в храм, чувствует себя ничтожно маленьким, он боится бога, и жреца, поэтому он поклоняется богам, приносит дары и подарки жрецам.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА  путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ

Слайд 9. Гробница Тутанхамона. Во 2 тысячелетии до н. у. египтяне перестали строить пирамиды- они стали хоронить своих фараонов в скалах и подземельях. Многие гробницы были разграблены еще до того, как их нашли ученые, но одну гробницу нашли нетронутой, ей было более трех тысячелетий. В саркофаге оказалась мумия фараона Тутанхамона. (видео об открытии гробницы, найденных сокровищах- 4 минуты)

Выполните задания :

1.Опишите свои чувства, вызванные просмотром данного сюжета.

Заполнение путеводителя: Гробница Тутанхамона-…

Учитель: Где мы можем подробнее узнать о достижениях искусства Древнего Египта?( в музее)

В зале музея вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. Какие особенности говорят об этом?

Слайд 10. Скульптуры.

Учитель: Рассмотрите скульптуры вельможи, его жены, фараона. Как они изображены? Каковы были правила изображения их? ( при затруднении – учебник страница 60). Какие черты характерны для древнеегипетской скульптуры?

Заполнение путеводителя: Скульптуры-…

Слайд 11. Древнеегипетские рисунки.

Вопросы: Какие особенности изображения людей вы видите? Отличаются ли размеры изображений фараонов, богов, простых египтян? Как изображены плечи, руки, глаза? А лицо и ноги ?

Учитель дополняет ответы: верхняя часть фигуры( плечи, руки)изображаемого выглядят так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги, как будто сбоку. Это еще одна черта древнеегипетской скульптуры и живописи.

Вывод: Путеводитель работал на наши задачи? Какой вклад внесли египтяне в культуру народов мира? ???

Рефлексия. Составить синквейн по теме урока.

Подведение итогов урока. Закончим наш урок-путешествие стихами:

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты

Ожидая гостей из пустыни

Посети же Египет и ты.

Дом. задание: -на «5»- подготовить презентацию на тему» Загадки пирамид»;

- на «4»- написать рассказ о посещении древнеегипетского храма;

- на «3»- ответить на вопросы рубрики учебника « Проверьте себя».

multiurok.ru

Конспект урока по истории 5 класса "Искусство Древнего Египта"

Тема урока: «Искусство Древнего Египта»

Учитель истории и обществознания Евдокимовой З.М.

МБОУ «Гимназия №3» г. Ивантеевка Московской обл.

Тип урока: урок-путешествие.

Класс: 5 б

Цель - продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта, сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Задачи:

1) образовательные: познакомить учащихся с достижениями в искусстве крупнейшей цивилизации Древнего Востока, выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты.

2) развивающие: развивать умение работать с материалом учебника, находить нужную информацию, выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока, анализировать и аргументировать свои рассуждения, обобщать и делать выводы по теме.

3) воспитательные: воспитание у учащихся чувства уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Планируемые результаты:

1) предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её познавательную ценность.

2) метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, формирование умения самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации, планирование и регуляция своей деятельности, владение устной и письменной, монологической контекстной речью.

3) личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культурному наследию других народов, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, мел.

Образовательные ресурсы: учебник (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М, 2014), атлас (карта № 3 с. 6), настенная карта «Древний Египет и Передняя Азия», авторская презентация.

Основные понятия темы: египетские пирамиды, чудеса света, гробница, сфинкс, обелиск, колонна, храм, саркофаг, искусство, живопись, скульптура.

Технологическая карта урока по истории Древнего Мира «Искусство Древнего Египта».

Осуществляет контроль знания богов Древнего Египта (Приложение 1) и умения описать иллюстрацию «Суд Осириса» (слайд 4).

Разгадывают кроссворд (слайд 2). Описывают суд Осириса по иллюстрации.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: описывают иллюстрацию, описывают роли действующих лиц, дают характеристику, определяют значение суда Осириса в религии древних египтян.

кроссворд

III. Постановка учебной задачи

Актуализация знаний

Спрашивает: Что такое культура?

Давайте вспомним, какие проявления культуры нам встречались?

Какое обобщенное понятия у всего этого. Это предметы чего?

Объясняют значение понятия (созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные эстетические ценности).Листают учебник, иллюстрации на стр. 43, 44, 48, 49: деревянная статуя, каменная статуя, рельеф, деревянные фигурки, настенная роспись в гробнице.

Отвечают, что это разные виды искусства.

infourok.ru