Ярослав мудрый древняя русь. § 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что сделал Ярослав Мудрый для Руси. Ярослав мудрый древняя русь


ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ | Русь Изначальная

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

Ярослав Мудрый  ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ (в крещении Георгий) (ок. 978-20.02.1054) — сын Владимира Святославича и Рогнеды; князь киевский с 1019 г.

  После крещения Владимир посадил своих сыновей в крупнейшие древнерусские города. Ярослав был отправлен в Ростов. После смерти самого старшего Владимировича, Вышеслава, сидевшего в Новгороде, княжения были перераспределены. Теперь Новгород получил Ярослав. Однако в 1014 г. он отказался платить дань в Киев, чем вызвал гнев отца. Тот начал готовиться к войне с непокорным сыном, но скоропостижная смерть киевского князя предотвратила это столкновение. После смерти Владимира Святославича между его сыновьями развернулась жестокая борьба. «Повесть временных лет» рассказывает, что власть в Киеве сначала захватил Святополк Окаянный. Он убил Бориса и отправил убийц к Ярославу и Глебу. Ярославу об этом сообщила сестра Предслава. Не теряя времени, он предупредил Глеба о грозящей опасности, а сам стал готовиться к войне со Святополком. Тем временем убийцы Святополка расправились с Глебом, а также со Святославом Владимировичем, пытавшимся найти спасение в Венгрии.

  Осенью 1015 г. Ярослав выступил в поход на Киев. Отряды киевского и новгородского князей сошлись под Любечем. Полки киевского князя были разбиты и рассеяны, а сам он бежал в Польшу к своему тестю и союзнику королю Болеславу Храброму. Войско Болеслава, состоявшее из поляков, русской дружины Святополка, а также наемных отрядов немцев, венгров и печенегов, в битве на р. Буг разбило рать Ярослава. Киев был захвачен Святополком и Болеславом, а Ярослав бежал в Новгород. Там, собрав многочисленное войско, он вновь двинулся на Киев. В битве на р. Альта (по легенде, на том самом месте, где был убит Борис) Святополк потерпел сокрушительное поражение.

  Ярослав окончательно занял Киев в 1019 г. Однако это княжение не было спокойным. В 1021 г. ему пришлось сражаться со своим племянником, полоцким князем Брячиславом, захватившим и разграбившим Новгород. В 1024 г. брат киевского князя Мстислав Владимирович Храбрый (Тмутараканский), победив в битве при Листвене, вынудил Ярослава заключить с ним договор о разделе всей Русской земли по Днепру. Мстислав взял восточную половину и сел править своим уделом в Чернигове, а Ярослав — западную, с Киевом. Лишь в 1036 г., после смерти оставшегося без наследников черниговского князя, Русь вновь объединилась под властью Ярослава.

  Ярослав приложил немало усилий, чтобы превратить свою столицу в некое подобие «нового Царьграда». Здесь были возведены Золотые ворота, дорога от которых вела к новому храму — собору Св. Софии. Были основаны монастыри свв. Георгия и Ирины.

  Ярославу удалось прекратить набеги печенегов на Русь. Дружины Ярослава ходили походами на финнов, ятвягов, мазовшан. Его сын Владимир в 1043 г. совершил последний в истории Древней Руси поход на Византию (закончившийся, правда, неудачей). В 1051 г. Ярослав (видимо, без согласия Константинопольского патриарха) впервые поставил в Киеве митрополита из русских — Илариона.

Ярослав Мудрый

  В годы правления Ярослава велось интенсивное городское строительство: построены Ярославль-на-Волге, Юрьев (ныне Тарту) в Прибалтике. При нем открывались новые монастыри. Величественный собор Св. Софии был возведен в Новгороде. Заботился князь и о развитии на Руси «книжного учения». Собрав при своем дворе писцов, он поручил им перевод греческих книг на славянский язык. При Ярославе зародилось древнерусское летописание и составлен первый свод законов — Русская Правда.

  Ярослав был женат на шведской принцессе Ирине-Ингигерде, дочери короля Олафа Скотконунга. Одна из сестер Ярослава, Мария-Добронега, была выдана замуж за польского короля Казимира I Пяста, другая (Премислава) — за венгерского герцога Ласло Сара, третья — за норманнского маркграфа Бернгарда. Старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда III Смелого. Венгерский король Андрей I был женат на Анастасии Ярославне. Младшая дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I. Изяслав Ярославич был женат на дочери польского короля Мешко II, Святослав Ярославич — на дочери немецкого графа Леопольда фон Штаде, а Всеволод — на дочери византийского императора Константина Мономаха.

  Похоронен Ярослав в Софии Киевской.

Для более детального просмотра карты дважды "щелкните" по ней мышкой

автор статьи В. Волков

Ярослав Мудрый

ruhistor.ru

Ярослав Мудрый

Князь Ярослав Мудрый (около 980-1054) являлся сыном Владимира Первого Святославовича и княжны полоцкой Рогнеды. Женой его была дочь конунга шведского Олава Ингигерда (Ирина в крещении).

В зрелом возрасте Ярослав стал князем ростовским, а спустя некоторое время (после того, как скончался Вышеслав) князем новгородским.

В 1015 году (после кончины Владимира Первого Святославовича) киевский престол захватил сводный брат Ярослава Святополк Первый Окаянный. По одной из версий, Святополк, желая устранить соперников, убивает всех братьев. Ярослава же убить не удается. Сестра Предслава предупреждает его об опасности. По другой версии, в смерти всех братьев повинен сам Ярослав Мудрый. В 1015 году, в декабре в сражении под Любечем Святополк был разбит. Ярослав Мудрый захватил Киев.

Однако в 1018 году Святополк снова вторгся на русскую землю. В битве при Буге Киев был отвоеван. Ярослав Мудрый бежал в Новгород. Оттуда он предполагал отправиться в Скандинавию. Но новгородцы вынудили князя продолжить битву. В сражении на Альте Святополк был разбит. Таким образом, Ярослав Мудрый снова отвоевал Киев.

На киевский престол претендовал еще один брат, Мстислав. Ярослав после победы над Святополком начинает новую борьбу. В 1024 году состоялась битва под Лиственом. Победу в сражении одержал Мстислав. Однако Ярославу было разрешено княжить в Киеве. Таким образом, Древнерусское государство было разделено между братьями. Ярославу передавалась территория от Днепра на запад, а Мстиславу – на восток вместе с Черниговом. Умер в 1035 году Мстислав. С этого момента "самовластцем" на Руси стал Ярослав.

Деятельность правителя после последнего сражения под Лиственом была направлена, главным образом, на просветительство и распространение христианства в стране. В 1036-37 года по приказу князя Ярослава были возведены мощные крепости, сооружены Золотые ворота с церковью Благовещения. Кроме того, был основан храм святой Софии, построены монастыри святой Ирины и Георгия.

В "Повести временных лет" немало сведений, указывающих на просветительскую деятельность правителя. При князе Ярославе было переведено множество книг с греческого на русский язык. Эти произведения составили основу созданной в храме Софии библиотеки. Первый законодательный акт на Руси создал Ярослав Мудрый. "Русская правда" стала главным источником экономических, социальных, правовых отношений древних славян.

Приблизительно в 1050 году был поставлен митрополит Киевский Илларион – первый русский митрополит, отстаивавший самостоятельность русской епархии и независимость от Константинополя.

Во внешнеполитической сфере деятельность правителя была направлена на укрепление положения Древнерусского государства. Владимир Первый Ярославович по инициативе Ярослава Мудрого предпринял в 1043 году поход русских войск на Византию, закончившийся неудачей.

Следует отметить, что прозвище "Мудрый" Ярославу приписывают за его просветительскую и законотворческую деятельность внутри страны. Однако немало сделал правитель и для укрепления внешних связей государства. Так, Ярослав провел очень мудрую "династическую политику". Браки, которые были заключены его детьми, позволили Руси породниться практически со всей Европой. Эта "династическая политика" способствовала развитию княжества, в государстве основывались новые города, процветала торговля, возводились соборы и монастыри. Впоследствии эту "династическую политику" законодательно закрепил Александр Первый Благословенный. Согласно принятому установлению Императорского Дома, запрещались неравные браки.

По некоторым данным, смерть Ярослава наступила в 1054 году, 20 февраля. Правитель завещал престол сыну Изяславу, правившему в Новгороде.

fb.ru

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый

А. Кившенко. «Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава»

Ярослав Мудрый

Софийский собор в Киеве, где находится гробница Ярослава Мудрого

1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, четвёртый сын великого Киевского князя Владимира, прозванного в народе «Красно Солнышко», и полоцкой княжны Рогнеды. Детство Ярослава было трудным – у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос – в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Ярослава» всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание – хромец.

А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.

За время своего правления он объединил почти все русские земли. Успешно воевал с Польшей, победил племена ятвягов, литовцев, мозовшан, разгромил печенегов.

При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.

Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.

Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Князь основал города Ярославль, Юрьев (сейчас г. Тарту), украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.

Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочь князя Анастасия стала королевой Венгерии, Елизавета – Норвегии, а Анна – Франции, сын Изяслав женился на польской принцессе, Всеволод – на византийской.

За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет – до 1054 – года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.

Материал подготовлен Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого, г. Ярославль

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

www.filipoc.ru

§ 9. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ЕГО ВРЕМЯ

§ 9. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ЕГО ВРЕМЯ

Княжеские усобицы. Владимир I по обычаям своего времени выделил сыновьям в управление земли: Святополку – Туров, Борису – Ростов, Изяславу – Полоцк, Ярославу – Новгород, Мстиславу – Тмутаракань, Глебу – Муром, Святославу – Древлянскую землю. После смерти Владимира (1015) Святополк объявил себя великим князем киевским. Опасаясь соперничества со стороны братьев, он приказал убить Бориса и Глеба. За христианское смирение церковь причислила этих князей к лику святых.

Ярослав, княживший в Новгороде, находился в ссоре с горожанами, потому что нанятая им варяжская дружина вела себя в городе буйно и разнузданно. Новгородцы потребовали от Ярослава изгнать варягов и часть их убили. В ответ князь казнил главных зачинщиков. Однако, получив известие об убийстве Бориса и Глеба, Ярослав помирился с новгородцами. Во главе объединённых сил, куда входили и наёмники-варяги, князь пошёл на Киев.

Великий князь Владимир Святославич с сыновьями. Фрагмент росписи стены Грановитой палаты Кремля

Борис и Глеб. Икона XIV века

Поздней осенью 1015 года у Любеча на Днепре в битве сошлись войска Ярослава и Святополка. Победу праздновали новгородцы. Святополк бежал к печенегам. В Киеве стал править Ярослав.

Святополк не оставил надежды вернуть киевский престол. В союзники он призвал печенегов, но это не помогло – Святополк потерпел полное поражение. Он укрылся у польского короля Болеслава Храброго, на дочери которого был женат. На Русь Святополк вернулся с поляками. Ярослав проиграл битву и был вынужден бежать в Новгород.

Святополк снова занял Киев. Затем он рассорился с Болеславом и лишился его поддержки. Новгородцы не оставили своего князя. Они дали Ярославу деньги для найма варяжских воинов. В 1019 году на реке Альте дружины во главе с Ярославом разгромили печенежское войско, собранное Святополком. Неудачи сломили Святополка. Вскоре он тяжело заболел и умер. Святополк за свои деяния получил прозвище Окаянный.

В 1024 году к Киеву привёл войско из Тмутараканского княжества (Таманский полуостров) другой сын Владимира – князь Мстислав. Близ Чернигова он нанёс поражение Ярославу. В 1026 году оба брата помирились и поделили русские земли по Днепру. Территория западнее Днепра оставалась за Ярославом, который сидел на киевском престоле и был признан старшим князем. Земли восточнее Днепра отошли Мстиславу. Оба князя жили «мирно и в братолюбстве». В 1036 году Мстислав умер, не оставив наследников. Все русские земли воссоединились под властью Ярослава, великого князя киевского.

Родословная Рюриковичей. Конец X – XI век (красным цветом выделены имена великих князей киевских, в скобках указаны даты правления)

«Самовластец Русской земли». Ярослав княжил в Киеве с 1019 по 1054 год. Он утвердил свою власть на севере, на юге разбил печенегов и обезопасил Русь от их набегов. При нём она стала одним из сильнейших государств Европы. С киевским князем находились в родстве королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, представители которых брали в жёны дочерей Ярослава. Елизавета вышла замуж за короля Гарольда Норвежского, Анна – за Генриха I Французского, Анастасия обвенчалась с Андреем Венгерским. Сыновья Ярослава женились на иностранных принцессах, а женой киевского князя была дочь шведского короля Олафа – Ингигерда.

Брачными династическими союзами Ярослав обеспечивал мир русским землям и взаимовыгодные отношения с западными и северными соседями.

Большие средства князь расходовал на украшение Киева, мечтая, чтобы стольный град Руси был похож на пышный Царь-град. В Киеве, как и в столице Византии, построили удивительные по красоте Золотые ворота, заблистал куполами величественный Софийский собор, украшенный мраморной отделкой, мозаикой и фресками. Современники сравнивали Киев с Константинополем.

Ярослав понимал значение церкви в укреплении княжеской власти и не жалел средств для строительства храмов. При нём был основан Киево-Печерский монастырь. Здесь составляли летописи, переписывали церковные и исторические книги, переводили с греческого языка на русский духовные сочинения, готовили священнослужителей из русских людей.

Золотые ворота в Киеве. Реконструкция

Софийский собор в Киеве. Реконструкция

В 1051 году князь, без ведома константинопольского патриарха, назначил главой Русской церкви киевлянина Илариона, с целью ослабить зависимость от Византии.

Народ назвал Ярослава Мудрым, русские летописцы – «самовластцем Русской земли».

Великий князь умер в 1054 году на 74-м году жизни. Его похоронили в Софийском соборе, на стене над могилой Ярослава выбито: об «успении царя нашего».

Русская Правда. Ярослав сделал для Руси великое дело – положил начало составлению первого свода законов государства – Русской Правды.

Основу Русской Правды составляла «Грамота» Ярослава новгородцам, датированная 1016 годом.

«Грамота» определяла штрафы за различные преступления против личности, особенно против княжеских дружинников. Помимо этого в «Грамоте» содержались статьи о нарушении прав собственности.

До Ярослава действовали нормы права, не записанные, но устно определённые. Таким было право кровной мести, устанавливающее равное наказание за равное преступление – «кровь за кровь, смерть за смерть». Русская Правда ограничивала это право кругом ближайших родственников (брат мог мстить за брата, сын – за отца или отец – за сына, а также двоюродные братья и племянники). В случае отсутствия мстителей со стороны потерпевшего виновник преступления платил штраф 40 гривен. За оскорбление предусматривался штраф в 3 гривны. Кровная месть как пережиток родовых отношений постепенно отмирала.

Ярослав Мудрый. Скульптор М. Антокольский

Позднее в Русскую Правду вошли дополнения, сделанные сыновьями князя, – Правда Ярославичей. Согласно этому документу, увеличивался штраф (вира) за убийство княжеских людей. За огнищанина устанавливался штраф 80 гривен (4 кг серебра – большая по тем временам сумма), за старосту – 12 гривен, за смерда – 5 гривен, столько же – за холопа. В Древнерусском государстве по закону выше всего ценилась жизнь княжеских дружинников и слуг.

В Русскую Правду вошёл устав Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщичество после киевского восстания 1113 года. Это означало, что правовые нормы изменялись и расширялись по мере развития общественных, хозяйственных и политических отношений в Древней Руси.

Ярослав Мудрый. Чтение Правды Ярослава. Художник А. Кившенко

Суд во времена Русской Правды. Художник И. Билибин

Суд находился в ведении князя. С каждого судебного дела князь получал с виновной стороны штрафы. В Новгородской земле действовало правило, предусматривавшее решение спора поединком («поле»). Выигрывал тот, кто с оружием в руках побеждал в единоборстве. Иногда, доказывая свою правоту, человек должен был взять в руки кусок раскалённого железа (испытание огнём). Наши предки верили, что Бог принимает непосредственное участие в делах людей, оправдывает правых и наказывает виновных.

В Новгороде виновных по постановлению веча сбрасывали с моста в Волхов. В Киеве князья применяли пытки и казни. Однако смертная казнь была скорее исключением, чем распространённым видом наказания за преступления. Как правовая норма смертная казнь появилась в XIV – XV веках.

Международная торговля и денежное обращение. Среди городов Древней Руси крупнейшими ремесленными и торговыми центрами были Киев и Новгород. Оба города стояли на пути «из варяг в греки». В Киев прибывали торговые люди из Византии, Польши, Венгрии, в Новгород – из германских городов, Дании, Швеции, Франции, Англии. Тесные торговые связи Русь установила с народами Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Ирана. По Волге и Каспийскому морю двигались суда в страны Азии. Сухопутный путь через степи и пустыни нынешнего Казахстана пролегал до Хорезма.

Русь торговала рабами, пушниной (мехами лисиц, соболей, куниц, бобров, горностаев), льном, кожей. Вывозили из государства изделия ремесленников из дерева и металла, а также резную кость, мечи, оружие, доспехи. Об этом свидетельствуют предметы, найденные археологами на территории Волжской Булгарии, Херсонеса, Чехии, Моравии, Прибалтики, Швеции. В русские земли из других стран поступали ткани (сукно, шёлк, парча), оружие, железо, медь, золото, серебро, вина, пряности.

В древнейшие времена славяне, в том числе и на Руси, в качестве денег использовали домашний скот, меха, куски металла. В цене были и монеты – римские денарии, арабские дирхемы, византийские серебряные милиарисии и золотые – солиды, а также западноевропейские шляги (от английского слова «шиллинг»).

В Х – начале XI века на Руси появились свои монеты – златники и серебреники, близкие по весу и типу к византийским. Древнейшие русские монеты чеканили с именем Владимира и изображением Иисуса Христа на одной стороне и изображением князя – на другой.

Серебряная гривна

Золотая монета времён князя Владимира

В Древнерусском государстве основной денежно-счётной единицей стала гривна. Возникновение этого понятия связано с женским украшением – шейным обручем. Затем гривна приобрела весовое значение – гривна серебра. Наряду с ней появилась счётная денежная единица – гривна кун. В Х – XI веках гривна кун равнялась 51,19 г серебра. Слиток серебра, разрубленный на части, назывался «рубль».

Монастырь – место, в котором живут монахи (иноки), которые удалились от мирского общества и приняли единые правила жизни.

Кровная месть – обычай, сложившийся при родовом строе как важнейшее средство защиты чести и имущества рода. Состоял в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным.

Огнищанин («огнище» – дом) – управляющий княжеским хозяйством.

Смерд – сельский житель, зависимый от князя и плативший ему подати (в дальнейшем – крестьянин).

Холоп – первоначально купленный или пленённый человек (раб), в дальнейшем лицо, находившееся в полной собственности господина.

1015 – 1019 годы – усобицы между сыновьями Владимира I.

1016 год – составление «Грамоты» Ярослава новгородцам (древнейшей Русской Правды).

1019 – 1054 годы – княжение Ярослава Владимировича (Мудрого).

1037 – 1041 годы – строительство Софийского собора в Киеве.

Вопросы и задания

1. Почему князя Ярослава Владимировича назвали Мудрым?

2. Чьи интересы защищала Русская Правда?

3. Какие виды судебных доказательств существовали в Древней Руси?

4*. Сравните законы древних германцев и Русскую Правду, используя. знания истории Средних веков.

5*. Составьте кроссворд из шести слов (терминов, имён) по материалу параграфа. Поменяйтесь кроссвордом с одноклассником и проверьте свои знания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Русь при Ярославе Мудром - Истории Земли

Ярослав (1019—1054), прозванный за свою политику Мудрый, одержал победу в схватке за власть со Святополком Окаянным и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство.

Междоусобица показала, сколь непрочным было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не смогли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

Став «самовластцем», Ярослав пошел по пути отца.Он послал в крупные города и земли всоих сыновей и требовал и требовал их бесприкосновенного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти- следующий по старшенству сын Изяслав. Святославу он отдал под управление Черниговскую землю. Всеволод- выросший к этому времени в сильную крепость Переяславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.

Последнее крупное нападение кочевников-печенегов произошло в 1036 году (до этого Русь более десяти лет жила в мире и покое). В это время Ярослав оставил Киев и находился в Новгороде. Видимо, этим обстоятельством, а также что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться печенеги.Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят обустройством своей земли. Великий князь собрал войско и вновь это были варяги, новгородская дружина и новгородские «вои»- ремесленики, смерды. Ярослав сначало пробился в Киев, а затем вышел в чистое поле для решающего сражения. Весь день длился бой, и лишь и лишь к вечеру русы стали одолевать печенегови те побежали «разно», т.е. кто куда. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 года их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 году Ярослав в ознаменование блистательной победы над печенегами и на месте битвы заложил храм – собор Святой Софии. Он был наименован, так же, как и главный собор Константинополя, и в том была своя политическая символика.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле, в это время зарождается русское летописание.Создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.К тому же, вероятно, появился и первый свод законов «Русская Правда» Ярослава [sam id=»2″ codes=»true»] Владимировича.Относительно того, что там в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е. лицами пришлыми, которые буйно проявляли себя во время новгородских событий 1015-1016 годов, и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку этой грамоты, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой «Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 года.Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной.

После 1036 года объединеная Русь наконец смогла обрести собственного метрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию на колени. Ярпослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-визанстийские отношения в «после смутное время» и стабилизировало международные связи Руси.Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церквовной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией.Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгорородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и западные Правды также аппелировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретенияи разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.С большим упорствос и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее маштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские гарницы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднакратные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.Еще в 30-е годы 11 века Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того, как были отвоеваны «Червенские города» Польша испытывая влияние со строны Германской империи и Чехии, а также прибалтийский славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира 1. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружеские отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимировича двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч войнов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.Узнав об этом, император Константин Мономах приказал приследовать русский флот и уничтожить русское войско. Но в морском сражении русы нанесли поражение грекам и лишь после этого двунулись на родину.Судба сухопутных войск была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам бресли несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

Лишь в 1046 году Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина мономаха, и четвертого сына Ярослава – Всеволода. В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последнее десятилетие муждународный авторитет Руси. Русь по истине стала Европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного.Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах – Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна – за французкого короля Генриха 1, Анастия – за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета – за норвежского короля Гарольда.Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.

источник

Похожее

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Что сделал Ярослав Мудрый для Руси (кратко)

Ярослав Мудрый, сын крестившего Русь князя Владимира, княживший в 11 веке поначалу в Ростове, потом в Новгороде и лишь затем в Киеве, получил известность как великий князь киевский, в первую очередь из-за того, что в период его правления в Киеве Ярослав наиболее ярко реализовал свои возможности, показав свою незаурядную личность.

Так что же именно сделал великий князь Ярослав для Руси? Какую лепту он внёс в развитие русской государственности?

Первый русский законодатель

Наличие законодательства – одно из опорных признаков государства. Именно Ярослав первым осуществил меры по упорядочению внутреннего управления на Руси, первым ввёл элементы юстиции, а также положил начало формированию законодательства – «писаных правил». Действовавшие до этого вездесущие самосуд и кровная месть были урезаны. Первый свод (сборник) рукописно оформленных принятых в обществе того времени правил (законов) охватывал такие категории как право семейное, финансовые взаимоотношения между людьми, ответственность за различные преступления, судоустройство и многие другие, охватывающие разные стороны жизни. Свод был назван «Русской Правдой» (в дальнейшем он дополнялся сыновьями Ярослава и даже его внуком Владимиром Мономахом, но зерно этого было посеяно Ярославом).

Просветитель Руси

Будучи очень просвещённым человеком, много читающим, а также знающим несколько языков, Ярослав внёс огромный вклад в развитие образования и культуры на Руси, ведь не зря его называют по праву просветителем Руси.

В период его княжения при монастырях начали открываться первые на Руси школы. В городе Новгороде было впервые открыто большое учебное заведение на 300 человек – в основном учениками стали дети священнослужителей и старост.

В Киеве при Софийском соборе была сформирована первая в Древней Руси библиотека – большое собрание книг. И это была особенная библиотека, потому что книги в ней были не просто собраны, а практически все созданы здесь же: почти каждая книга вначале переводилась на древнерусский с греческого, болгарского и других языков, потом копировалась (вручную!) и переплеталась (тоже вручную!). Таким образом удалось создать более тысячи книг, каждая из которых была настоящим произведением искусства: текст на пергаменте (бумаги ещё не было), обложка из сафьяновой кожи, украшенная золотом, серебром или инкрустированная бриллиантами, изумрудами или жемчугом…. В Киеве для этого работала специальная мастерская по созданию книг.

В древнерусских городах Киеве и в Новгороде при храмах Святой Софии, построенных в годы княжения Ярослава, было положено начало созданию летописей, многие из которых сейчас известны нам как выдающиеся произведения древнерусской литературы. Знаменитая летопись – «Повесть временных лет» – сообщает, что князь Ярослав ставил церкви по городам, и в каждую направлял попов, важнейшей функцией которых было учить людей.

К сожалению, созданная Ярославом Мудрым библиотека не сохранилась. Поиски её предпринимались не раз, но не увенчались успехом. Рассказывают, что в 1934 году, когда под Киевом строили резиденцию для первого секретаря обкома КПСС в месте, где когда-то располагался Межигорский монастырь, строители обнаружили подвал, доверху наполненный древними книгами. Это могла быть библиотека Ярослава или часть её (потому что именно в этом месте князь прожил последние два года своей жизни), но стройка велась ускоренными темпами, и «отвлекаться» на такие «мелочи» власти, видимо, не захотели.

Добился независимости Русской православной церкви

После крещения Руси до Ярослава киевских митрополитов назначал Константинополь. Это были, как правило, выходцы из Греции или из южных славян. При Ярославе русская церковь стала менее зависимой от Византии. При княжении Ярослава впервые в истории митрополитом был назначен русский монах, которого звали Илларион. Во время правления Ярослава активно начали возводиться храмы: в одном лишь Киеве было построено порядка четырёхсот церквей.

Эпоха Ярослава – время роста авторитета Руси

Ярослав смог выстроить мудрую внешнюю политику. В период его княжения границы Руси сильно расширились, а для их укрепления стремительно воздвигались всё новые и новые города (так, например, был воздвигнут для обеспечения безопасности северо-западных границ град Юрьев, ныне зовущийся Тарту). Но воинствовал князь только лишь по крайней необходимости (как пример – разгром печенегов, периодически совершавших крайне опустошительные набеги на Русь). Киевский князь всегда стремился хранить мир и дружить с соседними странами и даже активно развивал с ними торговые отношения. Для продвижения дипломатических контактов и защиты интересов Руси Ярослав активно пользовался и развивал междинастические браки. Например, его женой стала дочь короля шведов, а трёх своих дочурок он выдал за принцев (впоследствии королей) норвежского, французского и венгерского. Соответственно сыновья Ярослава Изяслав и Константин женились на сестре короля Польши и дочери императора, правившего в то время Византией.

История одной из дочерей Ярослава Мудрого, Анны, прослеживается в фильме «Ярославна, королева Франции» (реж. Масленников, 1978 г.), в котором ярко показано уважительное отношение к русскому князю и к Руси со стороны иноземных правителей.

Благодаря мудрой внешней политике киевского князя эпоха его княжения навсегда вошла в историю как время стабильности, а также роста авторитета Руси на международной арене.

«Если жить в распрях и ненависти с соседями и друг с другом, легко самим погибнуть и погубить свою землю, которую строили и защитили от всех напастей ваши отцы и деды» – так в переводе на современный русский язык звучит наказ Ярослава Мудрого своим сыновьям. Этот наказ древнерусского князя очень хотелось бы напомнить некоторым современным правителям.

istoriyakratko.ru

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

На Руси, которая отличалась своими огромными территориями, по существу никогда не было и не могло быть прочного единства, как впрочем и в других государствах Европы. Уровень различия земель во всех отношениях, но в первую очередь в развитии хозяйства, культуры во многом содействовал постоянной борьбе окраин против центра, децентрализации страны. Кроме того, к началу XII в. на ее территории проживало 22 различных народа. Они вносили неповторимый национальный колорит в жизнь страны, содействовали интернационализации ее культуры, но они же постоянно вели к обособлению отдельных ее земель от центра, стремились к сохранению национальной самобытности, что часто порождало острые конфликты в древнерусском обществе, поскольку Киев рассматривал их как своих подданных и не хотел мириться с волеизъявлением этнических меньшинств.

Став «самовластием», Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их беспрекословного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти — следующий по старшинству сын Изяслав. Святославу он отдал под управление Черниговскую землю, Всеволоду — выросший к этому времени в сильную крепость Переяславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны. Этому способствовало и то, что с середины 30-х и до начала 60-х годов Русь не видела на своей территории вражеских нашествий, а если и вела войны, то вдали от родных очагов.

Последнее крупное нападение кочевников-печенегов произошло в 1036 г . (до этого Русь уже более десяти лет жила в мире и покое). В это время Ярослав оставил Киев и находился в Новгороде. Видимо, этим обстоятельством, а также тем, что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться печенеги.

Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят обустройством своей земли. Именно в это время он «поставил» в Новгороде сына Владимира, назначил и нового епископа. Великий князь срочно собрал войско, и снова это были варяги, новгородская дружина и новгородские «вой» — ремесленники, смерды. Ярослав сначала пробился в Киев, а затем уже вышел в чистое поле для решающего сражения. Как обычно, в центре княжеского войска встали ударные силы — варяги, а на фланге выступали Киевляне и новгородцы. Весь день длился бой, и лишь к вечеру русы стали одолевать печенегов и те побежали «разно», т.е. кто куда. Многие из них были убиты, многие утонули в окрестных реках, спасаясь от преследователей вплавь. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 г . их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 г . Ярослав в ознаменование блистательной победы над печенегами на месте битвы заложил храм — собор Святой Софии. Он был наименован так же, как и главный собор Константинополя, и в этом была своя политическая символика: Русь как бы подчеркивала свое государственное равенство с великой империей и одновременно свою религиозную и духовную преемственность по отношению к ней.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле: по мнению ряда исследователей, в первую очередь А.А. Шахматова, в это время зарождается русское летописание, создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становится не только религиозным, но и духовным центром страны. Правда, существует и иная точка

зрения, что первый летописный свод появился на исходе X в. и вобрал в себя древние сказания о походах Олега, крещении княгини Ольги и т.п. Нам представляется, что если такой свод и существовал ранее XI в., то это вовсе не исключает появления его новой наиболее полной редакции именно после 1036 г . в связи с объединением Руси, с установлением нового государственного порядка, который нуждался в идеологическом обрамлении. К тому же, вероятно, в это время появился и первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Владимировича. Время возникновения этого памятника исследователи датируют довольно широко: от 1015— 1016 г . (М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков) до 30-х годов XI в. (Б.Д. Греков, А.А. Зимин, Л.В. Черепнин).

Полагаем, что исторически более обоснована вторая точка зрения. Дело в том, что до 1036 г . в связи с расколом Руси фактически на два государства не мог быть принят общерусский свод законов, так как распространение его норм упиралось бы в политические перегородки. Но это был свод не Ярослава и Мстислава, а одного Ярослава, и нормы распространялись на все государство, а таким оно стало лишь после смерти Мстислава в 1036 г . Относительно того, что там в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами. т.е. лицами пришлыми, которые, по мнению приверженцев более ранней даты «Русской Правды», буйно проявили себя именно во время новгородских событий 1015—1016 гг., и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку эту грамоту, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой «Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким-то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 г . К тому же сомнительно, что в период, наиболее сложный для Ярослава, т.е. в 1015—1016 гг., у него и у его соратников было время и желание для кодификационной работы.

Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной.

Наконец, следует обратить внимание и на то, что в летописи под 1039 г . упоминается впервые имя митрополита Руси Феопемта.

После горделивой позиции Владимира I, не желавшего мириться с политико-церковным давлением Византии, а потому пытавшемся утвердить собственного ставленника на высший церковный пост в стране, после длительной междоусобицы 10—20-х годов XI в. и раскола страны единого иерарха для двух ее равноправных частей просто не могло быть по политическим соображениям. После 1036 г . объединенная Русь смогла, наконец, обрести собственного митрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987—989 гг. Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-византийские отношения в «послесмутное время» и стабилизировало международные связи Руси.

Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода — были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией X в. Отечественные историки неоднократно обращались к сопоставлению норм «Закона Русского» и «Русской Правды» и выявили, что так называемый Закон Русский предшествовал «Русской Правде» и питал ее своими идеями. Делались попытки сопоставить нормы «Закона Русского» не только с «Русской Правдой» Ярослава, но и с византиискими правовыми нормами, а также с некоторыми ранними судебниками «варварских» европейских государств, в частности, с Солической Правдой франков времен короля Хлодвига (481—511), с германскими правдами — Саксонской, Фризской, Тюрингской, Баварской, Алеманской (начало IX в.), а также с англосаксонскими правдами (VII—VIII вв.). Специальное исследование в этой области истории Древней Руси предпринял петербургский ученый М.Б. Свердлов, который путем реконструкций и сравнений выявил, что «Закон Русский», отразившийся в договорах Руси с Византией в 911 и 944 гг., воспроизводил нормы обычного устного права восточнославянских племенных конфедераций, которое регулировало общественную жизнь возникшего на исходе IX в. единого государства Русь. Эти нормы, однако, одной ногой еще стояли на почве разлагающихся родо-племенных отношений, но другой сделали уже шаг в развивающееся раннефеодальное общество с его начавшейся социальной дифференциацией населения, усилением центральной власти. Так, в договорах нашли отражение нормы наказаний за те же преступления, что позднее появились в «Русской Правде». Любопытно сравнение наказаний за убийство. В договоре 911 г . говорится, что, если кто-либо убьет «христианина» (т.е. грека) или русина (т.е. жителя Поднепровской Руси), «да умреть» там, где сотворил убийство. Если же убийца убежит, то его имущество (в случае, если это будет «имовитый», т.е. зажиточный человек) получают ближние родственники убитого, кроме той части, что останется его жене. Если же убийца будет «неимовит» (бедный человек), то его надлежит искать и по нахождении придать смерти. Эта же норма повторяется и в договоре 944 г . В этом случае совершенно очевидно, что договоры воспроизводят нормы кровной мести за убитого, свойственные родо-племенным отношениям, но уже появляется возможность для богатого человека после бегства откупиться своим имуществом. Это черта уже нового нарождающегося общества, где имущественное расслоение дает богатому человеку определенные выгоды. В «Русской Правде» аналогичная статья идет первой; она, естественно, не упоминает греческую сторону, дает обобщающую характеристику русского общества: «Убьеть мужъ мужа...», также допускает кровную месть, но ограничивает ее лишь близкими родственниками (брат, отец, сын, дядя). Если мстителей не окажется, то убийца должен заплатить 40 гривен «за голову». Таким образом, традиция, пришедшая из родоплеменного быта и зафиксированная в «Законе Русском» первой половины X в. (который также уже допускал возможность откупа за убийство), трансформировалась и подверглась законодательному ограничению в XI в. Любопытно, что лишь в наиболее древней германской Правде — Саксонской сохраняется право кровной мести за убийство, хотя наряду с этим допускается и «вергельд» — штраф; между тем как в позднейших германских Правдах речь идет лишь о денежном штрафе. И другие статьи «Закона Русского» и германских Правд во многом близки по своим значениям, как близки им и статьи «Русской Правды» Ярослава, восходящие к 30-м годам XI в. За увечье, побои также следовало наказание вирами — штрафами. Первый русский писаный закон, как и Правды других народов, касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много на Руси, особенно в смутные годы.

Сравнение с германскими Правдами было предпринято потому, что и Русь, и германские земли развивались в замедленном по европейским масштабам темпе, что было обусловлено рядом общих причин, в том числе отсутствием прямой преемственности с общественными институтами, культурой, юриспруденцией античного мира, о чем уже говорилось выше. И все же по некоторым параметрам германские Правды отразили более высокий уровень общественных отношений, чем на Руси, что кстати нашло место и в статьях о кровной мести, которая оказалась сохраненной лишь в наиболее архаичной по своим нормам Саксонской Правде.

Но в целом «Закон Русский» X в. и древнейшие германские Правды IX в. весьма близки по духу. И этот дух близости норм права восточных славян и германцев перешел и в «Русскую Правду» Ярослава.

Характерно, что во всех сравниваемых документах заметна общность подхода к вопросам о зависимом населении: челяди и холопах — в «Законе Русском», сервах и зависимых людях — в германских Правдах. Укрывательство бежавшего челядина, серва строго наказывалось во всех законодательных актах и германцев, и Руси. В этих статьях просматриваются черты развивающегося социального неравенства, которое быстро обгоняло само законодательство.

Но заметим здесь, что на Руси с самого начала челяди, холопам законы предоставляли признание определенных прав, в частности, право давать показания в суде. Это указывало на то, что общественные отношения в русских землях развивались, как и на Западе, не по сценарию старых рабовладельческих обществ, а по иным законам, законам раннего средневековья, которые эволюционировали в сторону феодальных отношений. В центре этих отношений стояли зависимый смерд, крестьянин и феодал, фактический пользователь земли, а не раб и рабовладелец.

Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним из наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создавал свою «Правду», имея в виду не Новгородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 г . «Закон Русский» и западные Правды также апеллировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

С большим .упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город. Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава. Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его поход на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

Еще в 30-е годы XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того, как были отвоеваны «Червенские города», Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийских славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками, польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.

Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимира двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить сухопутное войско. Но в морском сражении русы нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину.

Судьба сухопутной рати была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

Лишь в 1046 г . Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава — Всеволода. В 1053 г . у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последние десятилетия международный авторитет Руси. Русь поистине стала европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия. Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного. Периметр территории Древней Руси равнялся 7000 км . К середине XI в. там жило около 4 млн. человек.

Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах — Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна — за французского короля Генриха 1, Анастасия — за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета — за норвежского короля Гарольда.

Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru