Книжные центры древней руси. > Информация антикварного магазина>Библиофилам и коллекционерам>Интересное об антикварных книгах и коллекционерах> История книги. Книжные центры древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга: «Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря». Книжные центры древней руси


День дарения книг школе: Книжные центры Древней Руси.

Главными городами Руси XI в. были Киев и Новгород. Они и были крупнейшими книжными центрами того времени. Упоминание о книгописной мастерской впервые встречается в "Повести временных лет" под 1037 г. Ярослав Мудрый создал при киевском Софийском соборе мастерскую для перевода богослужебных книг с греческого на славянский язык и их переписки: "...И книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне. И собра письце многы и прекладаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы". В этой же летописи сказано о создании при Софийском соборе библиотеки. Древнейшим центром книжности русского севера был Новгород. Так, Остромирово евангелие было создано для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. Стало быть, уже в то время правящие круги были причастны к книгописанию. В Новгородском же Софийском соборе, крупнейшей книжной сокровищнице Руси, создавались и хранились списки новгородских летописей, своды законов, произведения древнерусских писателей, переводы с греческого и латинского языков. Во Пскове в XII в. был основан Спасо-Мирожский монастырь, где была создана библиотека. Пополнялась она книгами из Новгорода. С древних времен и на протяжении всего средневековья Псковская земля сохраняла свое значение важнейшего центра книжности и письменности. В это же время к книжным центрам присоединился монастырь Рождества Богородицы Владимирско-Суздальского княжества - феодальная раздробленность не мешала развитию книжного дела. Из Киева, Новгорода, Пскова и Галицко-Волынской земли шло распространение книжности по всей Руси. Между книжными центрами постоянно шел обмен книгами, да и мастера перекочевывали из одного монастыря в другой, передавая свой опыт. Нередко писцов и писателей приглашали из-за границы. На северо-востоке государства книгописанием выделялась Ростовская епархия, где в Успенском соборе, начиная с княжения Юрия Долгорукого (сер. XII в.), велось летописание. Здесь появилась своя письменность (зырянская азбука), а книжные миниатюры отличались своим особым стилем. "Книжная мудрость" была сосредоточена в Григорьевском затворе (ХIII-ХVI вв.). Позже стали известны крупные книжные центры Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Спасо-Каменного и Иосифо-Волоколамского монастырей. С средины XIV в. стали восстанавливаться культурные связи Руси с книжными центрами Константинополя и Афона, прерванные татаро-монгольским нашествием. Рукописные книги оттуда стали пополнять книжные собрания монастырей Москвы, Новгорода, Твери и других городов русской земли, лишившихся многих и многих рукописных сокровищ после набегов и пожарищ. К концу XV в. книжные центры на Руси стали обычным явлением - книгописание распространилось по всей стране. В каждом центре сложились своеобразные, глубоко оригинальные приемы художественного оформления, каллиграфия стала доходить до высокой степени совершенства, появились хитрые измышления, вроде тайнописания и прочее. Богатые издания, выполненные на заказ для княжеских домов и знатных фамилий, в конечном итоге приносились в дар монастырям. Библиотеки монастырей пополнялись собственными произведениями, вкладами монахов и мирян, личными библиотеками книжников. Именно монастыри оказались наиболее надежными хранителями бесценных свидетельств книжного искусства. Русская книжность переживала небывалый расцвет. Московская школа книжников сложилась в XIV в. С возвышением Москвы духовные ценности, сохранившиеся после нашествия татар, стали переноситься в белокаменный город. А в 1326 г. в Москву из Владимира переместилась митрополия. При московских монастырях и церквях возникали свои книжные мастерские и рукописные собрания. Это и Успенский собор, и Симонов, и Чудовский монастыри. Великокняжеское окружение и двор митрополита притягивали к себе образованных людей и профессиональных книжников. Постепенно Москва превратилась в главное связующее звено между книжными центрами всей Руси. Начался городской период в истории книги. С первой половины XVI в. на Москве славилась книжная мастерская на митрополичьем дворе, сначала при митрополите Данииле, а затем митрополите Макарии. Известны были мастерские священника придворного Благовещенского собора Сильвестра и Михаила Медоварцева. Медоварцев, известный каллиграф и златописец, сгруппировал вокруг себя писателей, в число которых входил Максим Грек. Мастерская Михаила Яковлевича располагалась в Никольском монастыре, совсем неподалеку от будущего Московского печатного двора.

http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=156Источник

knigdomdar.blogspot.com

Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.

  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ — (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород 12.06.1447, Коневский мон рь), прп. (пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в 3 е воскресенье по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 окт. и 6 нояб. в Соборе Карельских святых и… …   Православная энциклопедия

  • АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ — (Алексий; 17.03.1371, Вологда 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно… …   Православная энциклопедия

  • БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ) Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ)[Явление Богоматери и свт. Николая пономарю Юрышу] (празд. 14 авг., в предпразднство Успения Пресв. Богородицы).… …   Православная энциклопедия

  • АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского, составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо… …   Православная энциклопедия

  • БИБЛИЯ. III. ИЛЛЮСТРАЦИИ — Елиезер и Ревекка у источника. Миниатюра из Евангелия. Венский Генезис. VI в. (Fol. 7) Елиезер и Ревекка у источника. Миниатюра из Евангелия. Венский Генезис. VI в. (Fol. 7) Согласно гипотезе К. Вейцмана, иллюстрации к Б. появились в среде… …   Православная энциклопедия

  • АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ — (Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его… …   Православная энциклопедия

  • ДМИТРИЕВА — Р. П. Дмитриева. Фотография. 1974 г. Р. П. Дмитриева. Фотография. 1974 г. (урожд. Питолина) Руфина Петровна (14.09.1925, с. Пинега Пинежского у. Архангельской губ. 23.06.2001, С. Петербург), археограф, исследователь рус. средневек. книжности,… …   Православная энциклопедия

  • ВАССИАН II — (Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475 1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого. В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от… …   Православная энциклопедия

  • Трифон Ступишин — архиепископ Полоцкий и Великолуцкий. Постриженник Иосифо Волоколамского монастыря. С 1542 года игумен Песношского Николаевского монастыря. С 1544 года архимандрит Московского Симонова монастыря. 10 марта 1549 года хиротонисан во епископа… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    «Книжные центры Древней Руси: Книжное наследие Соловецкого монастыря » : Московская духовная академия

    Исследования

    А. Г. Сергеев (С.-Петербург). «Лавсаик» Зосимы Соловецкого (па­леографический очерк)        

    Н. В. Понырко (С.-Петербург). «Герван» или «Герман»? (Об одной рукописи,

    принадлежавшей соловецкому игумену Досифею)

    A. Г. Бобров (С.-Петербург). К вопросу о книжном наследии Досифея Соловецкого

    Н. Э. Юферева (С.-Петербург). Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие в миниатюрах лицевых житий Зосимы и Савватия конца XVI—начала XVII в.

    B.  А. Буров (Москва). «Устав о монастырском платье» 1553 г. как исторический источник

    И. А. Лобанова (С.-Петербург). Рукописные источники о митропо­лите Филиппе и их изучение

    B.  И. Легких (С.-Петербург). Особенности редакции «Службы на перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бари» в соловецкой традиции

    Г. М. Прохоров (С.-Петербург). Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Соловец­кого монастыря

    C.  А. Семячко (С.-Петербург). Сборник «Старчество» в Соловецком монастыре

    Е. В. Крушельницкая (С.-Петербург). Переплеты соловецких руко­писных книг XVI века

    Т. Р. Руди (С.-Петербург). О первом авторском сборнике Ермолая-Еразма из библиотеки Соловецкого монастыря

    Т. Р. Руди (С.-Петербург). Иона Соловецкий как читатель Ермолая-Еразма

    О. С. Сапожникова (С.-Петербург). Азбуковник Сергия Шелонина и полемическая тетрадь в его составе. К вопросу об отноше­нии к реформе патриарха Никона в Соловецком монастыре

    Е. М. Юхименко (Москва). Старообрядческая история Соловков

    А. Накадзава (Тояма, Япония). Легендарное «Рукописание швед­ского короля Магнуса» в соловецком сборнике XVII в. (из комментариев к Никаноровскому сборнику)    

    А. В. Сиренов (С.-Петербург). К вопросу о книжном собрании вое­воды И. А. Мещеринова

    А. В. Пигин (Петрозаводск). О некоторых книгах из Троицкого Юрьегорского монастыря

    С. А.  Фомичев (С.-Петербург). Соловецкие блики в биографии Пушкина

    Публикации

    A. Е. Косицкая (С.-Петербург). Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева)

    О. В. Панченко (С.-Петербург). Хронограф Сергия Шелонина

    B. П. Бударагин (С.-Петербург). Автографы инока Епифания Соловецкого в Древлехранилище Пушкинского Дома  

    Е. А. Рыжова (Сыктывкар). Житие Иова Ущельского в рукопис­но-книжной традиции Русского Севера (Вторая редакция)  

    Указатель шифров рукописей (сост. И. В. Федорова)

    Указатель имен (сост. И. В. Федорова)

    www.mpda.ru

    История книги. Книжные центры древней Руси

    История книги. Книжные центры древней РусиВозникновение книжных центров было связано прежде всего с деятельностью политической власти и духовенства. Начиная с XI в., книгописание сосредоточивалось вокруг княжеского двора и церкви. Монастыри были на Руси не только религиозными, но и общекультурными центрами. Там велось летописание, писались иконы, переписывались книги, складывалась сама древнерусская литература.

     

    Главными городами Руси XI в. были Киев и Новгород. Они и были крупнейшими книжными центрами того времени.

     

    Упоминание о книгописной мастерской впервые встречается в "Повести временных лет" под 1037 г. Ярослав Мудрый создал при киевском Софийском соборе мастерскую для перевода богослужебных книг с греческого на славянский язык и их переписки: "...И книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне. И собра письце многы и прекладаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы". В этой же летописи сказано о создании при Софийском соборе библиотеки.

     

    Древнейшим центром книжности русского севера был Новгород. Так, Остромирово евангелие было создано для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. Стало быть, уже в то время правящие круги были причастны к книгописанию. В Новгородском же Софийском соборе, крупнейшей книжной сокровищнице Руси, создавались и хранились списки новгородских летописей, своды законов, произведения древнерусских писателей, переводы с греческого и латинского языков.

     

    Во Пскове в XII в. был основан Спасо-Мирожский монастырь, где была создана библиотека. Пополнялась она книгами из Новгорода. С древних времен и на протяжении всего средневековья Псковская земля сохраняла свое значение важнейшего центра книжности и письменности.

     

    В это же время к книжным центрам присоединился монастырь Рождества Богородицы Владимирско-Суздальского княжества - феодальная раздробленность не мешала развитию книжного дела.

     

    Из Киева, Новгорода, Пскова и Галицко-Волынской земли шло распространение книжности по всей Руси. Между книжными центрами постоянно шел обмен книгами, да и мастера перекочевывали из одного монастыря в другой, передавая свой опыт. Нередко писцов и писателей приглашали из-за границы.

     

    На северо-востоке государства книгописанием выделялась Ростовская епархия, где в Успенском соборе, начиная с княжения Юрия Долгорукого (сер. XII в.), велось летописание. Здесь появилась своя письменность (зырянская азбука), а книжные миниатюры отличались своим особым стилем. "Книжная мудрость" была сосредоточена в Григорьевском затворе (ХIII-ХVI вв.).

     

    Позже стали известны крупные книжные центры Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Спасо-Каменного и Иосифо-Волоколамского монастырей.

     

    С средины XIV в. стали восстанавливаться культурные связи Руси с книжными центрами Константинополя и Афона, прерванные татаро-монгольским нашествием. Рукописные книги оттуда стали пополнять книжные собрания монастырей Москвы, Новгорода, Твери и других городов русской земли, лишившихся многих и многих рукописных сокровищ после набегов и пожарищ.

     

    К концу XV в. книжные центры на Руси стали обычным явлением - книгописание распространилось по всей стране. В каждом центре сложились своеобразные, глубоко оригинальные приемы художественного оформления, каллиграфия стала доходить до высокой степени совершенства, появились хитрые измышления, вроде тайнописания и прочее. Богатые издания, выполненные на заказ для княжеских домов и знатных фамилий, в конечном итоге приносились в дар монастырям. Библиотеки монастырей пополнялись собственными произведениями, вкладами монахов и мирян, личными библиотеками книжников. Именно монастыри оказались наиболее надежными хранителями бесценных свидетельств книжного искусства. Русская книжность переживала небывалый расцвет.

     

    Московская школа книжников сложилась в XIV в. С возвышением Москвы духовные ценности, сохранившиеся после нашествия татар, стали переноситься в белокаменный город. А в 1326 г. в Москву из Владимира переместилась митрополия. При московских монастырях и церквях возникали свои книжные мастерские и рукописные собрания. Это и Успенский собор, и Симонов, и Чудовский монастыри. Великокняжеское окружение и двор митрополита притягивали к себе образованных людей и профессиональных книжников. Постепенно Москва превратилась в главное связующее звено между книжными центрами всей Руси. Начался городской период в истории книги.

     

    С первой половины XVI в. на Москве славилась книжная мастерская на митрополичьем дворе, сначала при митрополите Данииле, а затем митрополите Макарии. Известны были мастерские священника придворного Благовещенского собора Сильвестра и Михаила Медоварцева. Медоварцев, известный каллиграф и златописец, сгруппировал вокруг себя писателей, в число которых входил Максим Грек. Мастерская Михаила Яковлевича располагалась в Никольском монастыре, совсем неподалеку от будущего Московского печатного двора.

     

    libris.club

    Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря

    Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря

    Производитель: "Наука"

    Серия: "Библиотека GSL"

    599 стр. Настоящий том серии Книжные центры Древней Руси посвящен Соловецкому монастырю. В нем рассматриваются древнейшие рукописи Соловецкой библиотеки, принадлежавшие, по преданию, основателям монастыря Зосиме и Герману; исследуется объем книжного наследия игумена Досифея - одного из первых собирателей монастырской библиотеки и создателя житий соловецких святых. Большое внимание уделено исследованию произведений, связанных с именем митрополита Филиппа; анализу лицевых житий соловецких святых; изучению монашеских учительных сборников, в которых был систематизирован опыт христианской аскетики и собраны сочинения отцов церкви исихастской традиции. Отдельная работа касается изучения переплетов соловецких рукописей XVI в. Ряд статей посвящен уникальным авторским сборникам, сохранившимся в составе Соловецкой библиотеки: Ермолая-Еразма, Сергия Шелонина, архимандрита Ни-канора. Особый интерес представляют статьи, относящиеся к теме осады Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. и старообрядческой истории Соловков. Исследование отдельных литературных памятников сопровождается публикацией текстов, среди них: служба митрополиту Филиппу (первоначальной редакции), Хронограф Сергия Шелонина, Житие инока Епифания, Житие Иова Ущельского. Сборник составлен по материалам конференции Книжное наследиеСоловецкого монастыря XV-XVII вв., проходившей на Соловках в 2005 г. ISBN:978-5-02-026458-8

    Издательство: "Наука" (2011)

    ISBN: 978-5-02-026458-8

    Купить за 911 грн (только Украина) в

    dic.academic.ru

    Книга: Книжные центры Древней Руси: книжное наследие Соловецкого монастыря

    Книжные центры Древней Руси: книжное наследие Соловецкого монастыря

    Серия: "-"

    Настоящий том серии "Книжные центры Древней Руси" посвящен Соловецкому монастырю. В нем рассматриваются древнейшие рукописи Соловецкой библиотеки, принадлежавшие, по преданию, основателям монастыря Зосиме и Герману; исследуется объем книжного наследия игумена Досифея - одного из первых собирателей монастырской библиотеки и создателя житий соловецких святых. Большое внимание уделено исследованию произведений, связанных с именем митрополита Филиппа; анализу лицевых житий соловецких святых; изучению монашеских учительных сборников, в которых был систематизирован опыт христианской аскетики и собраны сочинения отцов церкви исихастской традиции. Отдельная работа касается изучения переплетовсоловецких рукописей XVI в. Ряд статей посвящен уникальным авторским сборникам, сохранившимся в составе Соловецкой библиотеки: Ермолая-Еразма, Сергия Шелонина, архимандрита Никанора. Особый интерес представляют статьи, относящиеся к теме осады Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. и старообрядческой истории Соловков. Исследованиеотдельных литературных памятников сопровождается публикацией текстов, среди них: служба митрополиту Филиппу (первоначальной редакции), Хронограф Сергия Шелонина, Житие инока Епифания, Житие Иова Ущельского. Сборник составлен по материалам конференции" Книжное наследие Соловецкого монастыря XV-XVII вв.", проходившей на Соловках в 2005 г.

    Издательство: "Наука" (2010)

    ISBN: 978-5-02-026458-8

    Купить за 1016 руб в My-shop

    dic.academic.ru

    Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря

    Серия: "Книжные центры Древней Руси"

    Очередной том серии «Книжные центры Древней Руси» посвящен книжности и книжникам Соловецкого монастыря. Основу тома составляет альбом филиграней бумаги рукописей, написанных в Соловецком монастыре в XVI в. Вместе с таблицей соловецких книжников XVI в., опубликованной в предыдущем томе серии, он позволяет более полно реконструировать состояние книжного дела в монастыре в эту эпоху. Ряд статей сборника посвящен истории Соловецкого монастыря, в частности сочинениям XVI-XVII вв., содержащим описание монастыря. Большая часть статей касается деятельности книжников, трудившихся в Соловецком монастыре, таких, как Сергий Шелонин, черный дьякон Иеремия, архимандрит Макарий. Отдельные работы посвящены произведениям, созданным в Соловецком монастыре или происходящим из других областей России, но затрагивающим «соловецкую» тему. Некоторые из этих работ сопровождаются публикацией текстов. Особая часть сборника посвящена проблеме описания рукописей в системе...

    Издательство: "Дмитрий Буланин" (2004)

    Формат: 60x90/16, 634 стр.

    ISBN: 5-86007-417-4

    См. также в других словарях:

    • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    dic.academic.ru