Карфаген история древнего мира. Царица карфагена (основатель) Карфагена  кратко  
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древнего Карфагена (стр. 3 из 4). Карфаген история древнего мира


КАРФАГЕН. История Древнего мира [с иллюстрациями]

Pecuniae oboediunt omnia .

Деньгам подчиняются все.

Сиракузы были западным форпостом эллинского мира, столицей греческой Сицилии. Дальше на запад начинался другой мир, таинственные, запретные для греков моря и возвышающиеся на утесах могучие крепости. Это был мир финикиян-пунийцев, завоевавших его в те давние времена, когда тирские моряки нашли дорогу в сказочный Таршиш. Серебро и олово Таршиша были главным сокровищем этого мира, ревностно оберегаемым от завистливых греков — стоило греческому кораблю появиться в запретных водах у Геракловых Столпов, как на него со всех сторон набрасывались финикийские триеры. Триеры выходили из Гадеса, военно-торговой базы, некогда основанной тирянами за Геракловыми Столпами на берегу океана. Где-то там, за Столпами, находился и загадочный Таршиш — но финикийцы сумели навсегда наложить на дорогу к нему покров тайны.

Далекий путь от Тира в Гадес вдоль берега Африки продолжался 76 дней. На берегу тут и там были разбросаны укрепленные финикийские колонии — финикийцы были первым народом, выводившим переселенческие колонии на пустынные берега западного Средиземноморья. В IX веке близ теперешнего Туниса тирские эмигранты основали "Новый Город", Карфаген — будущую столицу финикийского Запада. Карфаген стал промежуточной гаванью, где отдыхали от бурь идущие в Таршиш корабли. В начале VI века "таршишский путь" стал подвергаться атакам греческих триер, время от времени греки прерывали дорогу в Тир, и финикийский Запад оказался предоставленным сам себе. Но финикийские колонии сумели объединиться и в 536 году остановили греков в морской битве при Алалии. С этого времени Карфаген стал центром федерации финикийских городов Запада, ему удалось подчинить Гадес и овладеть сказочными богатствами Таршиша. Серебро во все времена означало силу и власть; оно позволило создать наёмную армию и завоевать окружающие Карфаген долины — вплоть до кромки Великой Пустыни. Часть местного населения, ливийцев, была обращена в рабов; остальные были вынуждены платить тяжелую дань. Договорившись с дикими племенами пустыни, карфагеняне наладили путь через Сахару, в таинственный мир Тропической Африки. Большие караваны доставляли с юга черных невольников, золото, слоновую кость, шкуры неведомых зверей и яркие перья тропических птиц. На юг везли вино и железные мечи — символ цивилизации древнего мира.

К IV веку разбогатевший на торговле Карфаген превратился в огромный город с 600-тысячным населением — крупнейший город Средиземноморья. Сотни кораблей толпились в обширной гавани; толпы торговцев суетились на узких, поднимавшихся к крепости улочках. Примыкавший к порту Старый Город, Бирса, был застроен шестиэтажными домами — здесь в неимоверной тесноте жили бедняки, моряки и ремесленники. За крепостным холмом располагалась Мегара — город богатых, роскошные виллы среди садов и каналов, тенистые парки и великолепные храмы. Богатые и знатные, плантаторы и купцы, правили Карфагеном, входили в совет старейшин и занимали должности правителей-"судей"; народное собрание созывалось лишь в случае, если старейшины не могли договориться между собой. За стенами города располагались поместья аристократии — огромные плантации с виноградниками, рощами финиковых пальм и множеством рабов. Загородные дворцы карфагенской знати удивляли приезжих греков своими настенными росписями, бассейнами, аллеями роз. Весь этот мир богатства обслуживали многие тысячи рабов; рабы работали на плантациях, в ремесленных мастерских, служили гребцами на триерах. Иногда они восставали, объединялись с угнетенными ливийцами и подступали к стенам города; вторжение любого врага, римлян или греков, вызывало восстания угнетенных, с яростью громивших роскошные виллы карфагенян.

Восстания рабов чередовались с волнениями карфагенской бедноты, безработных моряков и ремесленников. Буржуазная аристократия избавлялась от бедноты, переселяя её в колонии — самым большим переселением такого рода была экспедиция Ганнона из 60 кораблей с 30 тысячами эмигрантов. Ганнон основал несколько городов на побережье Африки за Геракловыми Столпами, а затем поплыл на юг; он достиг берегов, покрытых джунглями, где водились гориллы и огромные вулканы извергали в море потоки лавы. "Мы увидели ночью землю, наполненную огнем, в середине которой горел костер, достигавший звезд", — говорит "Перипл Ганнона". Рассказ Ганнона породил легенду, что южные моря наполнены огнём — и вплоть до конца средневековья моряки не осмеливались плавать по этому пути. Путешествие Гамилькона к Британии тоже породило легенды — о зарослях, в которых застревали корабли и об огромных морских чудовищах — эти рассказы придумывались финикийцами, чтобы отбить у греков охоту к плаванию на запад. Вероятно, финикийские корабли достигали и Америки; в Америке находили карфагенские монеты, и в Карфагене знали об огромных островах на западе — но, конечно, это были случайные плавания, из которых мало кто возвращался.

Могущество Карфагена опиралось на его военный флот, сотни быстроходных триер, стоявших в эллингах военной гавани. Военный порт Карфагена вызывал восхищение греческих историков: это был обширный круглый бассейн, окружённый огромным кольцеобразным зданием, колонны которого поднимались из воды. Триеры проплывали между колонн внутрь арсенала и по наклонной плоскости поднимались в сухие доки. Посреди бассейна возвышалось круглое здание с доками и адмиральской наблюдательной башней; доки были рассчитаны на 220 кораблей — карфагенский флот был достойным соперником сиракузских эскадр.

Война между Карфагеном и Сиракузами продолжалась почти непрерывно в течение V и IV веков; морские сражения чередовались с боями на Сицилии: финикийцам принадлежала западная часть острова, грекам — восточная, и ни одна сторона не могла одолеть другую. Армия карфагенян состояла из разноплемённых наемников — деньги купцов и испанское серебро позволяли покупать жизни солдат. В этом мире наживы все решали деньги: за деньги можно было купить военную силу, власть, могущество; имея деньги, можно было попытаться завоевать мир — как это сделал знаменитый Ганнибал. Власть над Карфагеном принадлежала тому, кто больше заплатит, все продавалось и покупалось, и бедняк не считался за человека. Отряды хищных наёмников охраняли роскошные виллы буржуазии и усмиряли толпы полуголодных рабов, а когда народное собрание пыталось предъявить свои права, навстречу ему тоже выходили шеренги наёмных варваров с обнаженными мечами. Таков был Карфаген, город золотого тельца, пытавшийся господствовать над половиной Ойкумены. Золото правило этим миром до тех пор, пока не пришла другая сила, более могущественная, чем золото, — сила римских легионов. Настало время, и на другом берегу моря в зале римского сената поднялся суровый старик и в воцарившейся тишине произнес роковые слова:

—  Я считаю, что Карфаген надо разрушить…

—  Да, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Карфаген - империя - ее история и гибель

На протяжении нескольких веков Карфаген оставался самым могущественным государством в Западном Средиземноморье.

В то же время мы знаем о нем чрезвычайно мало, да и сведения эти не вызывают доверия, поскольку получены от враждебных Карфагену народов.

До нас не дошли письменные источники, оставленные карфагенянами, сохранились лишь многочисленные предания о славных карфагенских мореплавателях и полководцах - Ганноне, Гамилькаре и Ганнибале.Царица Дидона покупает землю.

Карфаген возник на 70 лет раньше Рима, и рождение его, так же, как и рождение других городов, овеяно легендами.

Согласно одной из них, в Тире - финикийском городе-государстве, расположенном на территории нынешнего Ливана, - после смерти царя власть наследовали его взрослая дочь Дидона и малолетний сын Пигмалион. Повзрослев, Пигмалион приказал убить мужа сестры, который фактически правил городом, после чего Дидона. опасаясь, что и ее ждет та же участь, решила бежать.

Снарядив флот, она отправилась к берегам Северной Африки. Задумав построить здесь город, Дидона обратилась с просьбой к ливийскому царю продать ей за драгоценный камень подходящий участок земли. А тот будто бы ответил, что он готов дать кусок земли, который можно покрыть... шкурой быка. Подумав, Дидона согласилась. Ночью она приказала разрезать выданную ей царем шкуру на шнуры и, растянув их, огородила изрядную территорию. Изумленный хитростью царицы и сраженный ее красотой, царь выделил ей участок земли, на котором и вырос Карфаген.

Трагедия после свадьбы

Возникший на холме Бирса (Шкура) и на прилегающем к нему морском берегу небольшой поселок был назван Новым городом - по-финикийски Картхадашт; по-гречески Кархедон; по-русски Карфаген - от латинского Carthago.После смерти царицы Дидоны горожане упразднили монархию, и Карфаген стал республикой, правда, олигархической. Впрочем, еще немного о Дидоне.

Согласно одной из легенд, ливийский царь, тот самый, что был сражен ее красотой, долго и тщетно домогался ее руки и в конце концов пригрозил, что если она не выйдет за него, он сравняет Карфаген с землей. Царица вынуждена была согласиться, взяв с царя обещание, что если она станет его женой, он не причинит городу вреда. Как только свадебная церемония закончилась, она бросилась с крепостной стены и разбилась насмерть. А город уцелел, жители его породнились с местным населением и стали называть себя уже не финикийцами, а пунийцами.Удобное положение Карфагена способствовало его росту: по торговым делам сюда стали приезжать финикийцы, греки, этруски, а затем и римляне. Карфагеняне построили множество верфей и искусственный порт, состоящий из двух частей, соединенных между собой узким каналом, Карфаген стал одним из крупнейших портовых городов своего времени.

Соперник Рима

Трудолюбивые и искусные жители Карфагена сажали оливковые рощи (экспорт оливкового масла, наравне с туризмом, является главной статьей дохода нынешнего Туниса), ловили рыбу, выращивали пшеницу, разводили сады и виноградники, возводили многоэтажные дома, изобретали различные меха-низмы, наблюдали за звездами, писали книги.

Изготавливаемое ими стекло было известно во всем древнем мире, великолепные пурпурные ткани, секрет окраски которых тщательно скрывался, ценились чрезвычайно высоко.

Именно финикийцы изобрели тот самый алфавит из 22 букв, который послужил основой для греческого и латинского письма, а впоследствии распространился по всей Европе.

К V веку до н. э. Карфаген стал одной из крупнейших империй Средиземноморья. В состав империи вошла значительная территория Северной Африки, Испании и Сицилии.

Карфагенский флот, состоявший из боевых галер и торговых парусников не знал себе равных в Средиземном море,корабли карфагенян выходили в Атлантический океан, достигали Англии, Ирландии и Камеруна.

К тому времени значительно уменьшилось влияние Греции - постоянного врага Карфагена, зато в сильную державу превратился Рим.

Историческая оплошность

Чем кончилось противостояние Рима и Карфагена общеизвестно.

В результате трех Пунических войн, длившихся с 264 по 146 гг. до н. э., Марк Порций Катон, каждое свое выступление в римском сенате завершавший фразой: «А все-таки Карфаген должен быть разрушен!» - добился-таки своего.

Государство Карфаген, перестало существовать, столица его была разрушена. Избежавших гибели граждан (55 000 человек) из живших в нем некогда 500 000 продали в рабство.

Рассказывают, что Эмилиан Сципион, чьи войска взяли приступом Карфаген, плакал, глядя на то, как гибнет столица могу-щественной державы.

Кстати, с юридической точки зрения третья Пуническая война продолжалась 2131 год. Римляне не заключили мирный договор с Карфагеном по причине уничтожения последнего. Историческая оплошность была исправлена 2 февраля 1985 года, когда мэр Рима Уго Ветере и мэр возродившегося Карфагена Шадли Клиби заключили договор о мире и сотрудничестве. Теперь на бумаге все в порядке.

Реальность, похожая на миф. По словам Плиния, Сенеки, Валерия Максима и других римских историков, в 244 году до н. э. римские галеры и транспортные корабли под командованием консула Марка Атилия Регула вошли в дельту реки Багрида - ныне Меджера в Тунисе.

Они прибыли сюда, чтобы силой оружия решить, кто победит в войне между Римом и Карфагеном.

Но некоторые из легионеров не дожили даже до первого сражения, а погибли в дельте реки под страшными ударами огромного чудовища, обитавшего в ее водах. Только применив катапульты, искусные воины убили чудище.

По приказу консула с него была снята шкура, и небывалый трофей на.попутном корабле отправили в Рим. Длина чудовища от головы до конца хвоста составляла 120 шагов - около 36 метров.

Трофей был выставлен в Риме для публичного обозрения и пребывал в целости и сохранности до 133 года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Бесследное исчезновение

Победители не только забрали все скопившееся в Карфагене золото, серебро и драгоценности, - в огне пожаров погибли почти все книги и хроники о Пунических войнах. Бесследно исчезла и знаменитая карфагенская библиотека.

От былого величия города, властвовавшего над половиной античного мира, не осталось ничего, кромеобломков колонн и блоков желтого камня на месте, где стоял дворец адмирала карфагенского флота. От акрополя и фундамента храма богов Танит и Бала, снискавших, благодаря римлянам, скверную славу, остались лишь груды камней.

Римляне любили изображать своих противников жестокими дикарями, и карфагеняне не стали исключением.

Им приписывали изуверские обычаи, их обвиняли втом, что они приносили в жертву своим богам первенцев самых знатных семей, а уж рабов на алтарях резали без счета.

Между тем, единственное не подлежащее сомнению свидетельство жестокости - принесение военнопленных в жертву богам, было совершено финикийцами на стенах Тира, а вовсе не Карфагена, когда в IV веке до н. э. город был осажден греко-македонскими войсками.

Истории о бросаемых в пасть медной статуи Молоха, или Ваала, младенцах - либо явная клевета, либо плод буйной фантазии врагов Карфагена.

Вероятно, если бы побежденным в этой войне оказался Рим, именно о его гражданах карфагеняне, а вслед за ними и мы рассказывали бы небылицы, от которых кровь стынет в жилах.

Последние археологические изыскания навели ученых на мысль, что на территории Карфагена, как и других образованных финикийцами городов, существовали детские кладбища, где хоронили умерших младенцев знатных семейств - детская смертность в. древнем мире была весьма высока.

Возможно, они-то и породили чудовищные истории, которыми до сих пор любят потчевать прихожан христианские священники, живописуя жуткие нравы язычников.

subscribe.ru

История Древнего Карфагена - часть 3

По-видимому, карфагеняне привозили простую керамику для продажи или обмена в те западные регионы, где они являлись монополистами, а также торговали амулетами, украшениями, простой металлической утварью и незамысловатыми изделиями из стекла. Часть из них производилась в Карфагене, часть – в пунических колониях. Согласно ряду свидетельств, пунические торговцы предлагали туземцам Балеарских островов вино, женщин и одежду в обмен на рабов.

Можно полагать, что они занимались широкими закупками товаров в других ремесленных центрах – Египте, Финикии, Греции, Южной Италии – и перевозили их в те области, где пользовались монополией. Пунические торговцы славились в гаванях этих ремесленных центров. Находки некарфагенских изделий при археологических раскопках западных поселений наводят на мысль, что они были завезены туда на пунических кораблях.

Некоторые упоминания в римской литературе свидетельствуют, что карфагеняне завозили различные ценные товары в Италию, где высоко ценилась слоновая кость из Африки. Во времена империи для устройства игр из римской Северной Африки доставлялось огромное количество диких животных. Упоминаются также фиги и мед.

Считается, что карфагенские корабли плавали по Атлантическому океану за оловом из Корнуолла. Сами карфагеняне производили бронзу и, возможно, доставляли некоторое количество олова в другие места, где оно требовалось для аналогичного производства. Через свои колонии в Испании они стремились получить серебро и свинец, которые могли вымениваться на привозимые ими товары. Канаты для пунических военных судов делались из травы эспарто, произрастающей в Испании и Северной Африке. Важной статьей торговли, из-за высокой цены, был пурпурный краситель из багрянки. Во многих местностях торговцы приобретали шкуры диких животных, кожу и находили рынки для их сбыта.

Как и в более поздние времена, в порты Лептиса и Эи, а также лежавшей несколько западнее Гигтис, должно быть, прибывали караваны с юга. Они везли популярные в древности страусовые перья и яйца, служившие украшениями или чашами. В Карфагене на них малевали свирепые рожи и использовали, как говорят, в качестве масок для отпугивания демонов. С караванами привозили также слоновую кость и рабов. Но важнейшим грузом был золотой песок с Золотого Берега или из Гвинеи.

Некоторые из наилучших товаров карфагеняне ввозили для собственного употребления. Часть керамики, найденной в Карфагене, привезена из Греции или из Кампаньи на юге Италии, где ее производили приезжие греки. Найденные при раскопках Карфагена характерные ручки от родосских амфор показывают, что сюда завозили вино с Родоса. Удивительно, но качественной аттической керамики здесь не обнаруживается.

2.3 ЯЗЫК, ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ.

О культуре карфагенян в истории древнего Карфагена почти ничего не известно. Единственные дошедшие до нас пространные тексты на их языке содержатся в пьесе Плавта Пуниец , где один из персонажей, Ганнон, произносит монолог, по-видимому, на подлинном пуническом наречии, за которым тут же повторяет его значительную часть по-латински. Кроме того, по пьесе рассыпано немало реплик того же Ганнона, также с переводом на латинский. К сожалению, не понимавшие текста переписчики его исковеркали. Помимо этого, карфагенский язык известен лишь по географическим названиям, техническим терминам, именам собственным и отдельным словам, приведенным греческими и латинскими авторами. При интерпретации этих обрывков очень помогает сходство пунического языка с древнееврейским.

Собственных художественных традиций карфагеняне не имели. По-видимому, во всем, что может быть отнесено к сфере искусства, этот народ ограничивался копированием чужих идей и приемов. В керамике, украшениях и скульптуре они довольствовались подражанием, причем копировали иногда не лучшие образцы. Что касается литературы, нет данных о создании ими каких-либо других сочинений, помимо чисто практических – таких, как руководство по земледелию Магона, и одного или двух более мелких компилятивных текстов на греческом языке. Нам неизвестно о наличии в Карфагене чего-то такого, что можно было бы назвать «изящной словесностью».

В Карфагене имелось официальное жречество, храмы и свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) – семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), небесная царица. Вергилий в Энеиде называл Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам, поскольку отождествлял ее с Танит. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии – вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. В свете этого особенно удивительно, что в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне активно приобщались к мистическому греческому культу Деметры и Персефоны; во всяком случае, материальные следы этого культа достаточно многочисленны.

2.4 СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ

Древнейшими соперниками карфагенян были финикийские колонии в Африке Утика и Гадрумет. Неясно, когда и как им пришлось подчиниться Карфагену: письменных свидетельств о каких-либо войнах не имеется.

Союз с этрусками. Этруски северной Италии являлись одновременно союзниками и торговыми соперниками Карфагена. Эти предприимчивые мореходы, торговцы и пираты господствовали в 6 в. до н.э. над значительной частью Италии. Основная область их расселения находилась непосредственно к северу от Рима. Они владели также Римом и землями к югу – вплоть до того рубежа, где приходили в столкновение с греками южной Италии. Заключив союз с этрусками, карфагеняне в 535 до н.э. одержали крупную морскую победу над фокейцами – греками, занявшими Корсику.

Этруски заняли Корсику и примерно на протяжении двух поколений удерживали остров. В 509 до н.э. римляне изгнали их из Рима и Лация. Вскоре после этого греки южной Италии, заручившись поддержкой сицилийских греков, усилили давление на этрусков и в 474 до н.э. покончили с их могуществом на море, нанеся им сокрушительное поражение близ Кум в Неаполитанском заливе. Карфагеняне двинулись на Корсику, уже имея плацдарм на Сардинии.

Борьба за Сицилию. Еще до крупного поражения этрусков Карфагену довелось померяться силами с сицилийскими греками. Пунические города на западе Сицилии, основанные во всяком случае не позднее Карфагена, были вынуждены подчиниться ему, подобно городам Африки. Возвышение двух могущественных греческих тиранов, Гелона в Сиракузах и Ферона в Акраганте явно предвещало карфагенянам, что греки предпримут на них мощное наступление, чтобы вытеснить из Сицилии, подобно тому, как это происходило с этрусками в южной Италии. Карфагеняне приняли вызов и на протяжении трех лет активно готовились к завоеванию всей восточной Сицилии. Они действовали сообща с персами, которые готовили вторжение в саму Грецию. Согласно поздней традиции (несомненно ошибочной), поражение персов при Саламине и столь же решающий разгром карфагенян в сухопутном сражении при Гимере в Сицилии произошли в 480 до н.э. в один и тот же день. Подтвердив худшие опасения карфагенян, Ферон и Гелон выставили неодолимые силы.

Прошло много времени, прежде чем карфагеняне вновь предприняли наступление на Сицилию. После того, как Сиракузы успешно отразили вторжение афинян (415–413 до н.э.), наголову их разгромив, они стремились подчинить другие греческие города на Сицилии. Тогда эти города стали обращаться за помощью к Карфагену, который не замедлил этим воспользоваться и направил на остров огромную армию. Карфагеняне были близки к тому, чтобы захватить всю восточную часть Сицилии. В этот момент к власти в Сиракузах пришел знаменитый Дионисий I, который основал могущество Сиракуз на жестокой тирании и в течение сорока лет с переменным успехом воевал против карфагенян. По окончании военных действий в 367 до н.э. карфагенянам вновь пришлось смириться с невозможностью установить полный контроль над островом. Беззаконие и бесчеловечность, чинимые Дионисием, отчасти компенсировались той помощью, которую он оказывал сицилийским грекам в их борьбе с Карфагеном. Настойчивые карфагеняне предприняли еще одну попытку подчинить восточную Сицилию во времена тирании Дионисия Младшего, ставшего преемником своего отца. Однако это вновь не достигло цели, и в 338 до н.э., после нескольких лет боевых действий, не позволивших говорить о преимуществе какой-либо из сторон, был заключен мир.

Существует мнение, что Александр Македонский видел свою конечную цель в установлении владычества также и над Западом. После возвращения Александра из великого похода в Индию, незадолго до его смерти, карфагеняне, подобно другим народам, направили к нему посольство, пытаясь выведать его намерения. Возможно, безвременная кончина Александра в 323 до н.э. спасла Карфаген от многих бед.

В 311 до н.э. карфагеняне предприняли очередную попытку занять восточную часть Сицилии. В Сиракузах правил новый тиран Агафокл. Карфагеняне уже было осадили его в Сиракузах и, казалось, имели возможность захватить этот главный опорный пункт греков, но Агафокл с войском отплыл из гавани и напал на карфагенские владения в Африке, создав угрозу для самого Карфагена. С этого момента и до самой смерти Агафокла в 289 до н.э. продолжалась обычная война с переменным успехом.

В 278 до н.э. греки перешли в наступление. Знаменитый греческий полководец Пирр, царь Эпира, прибыл в Италию, чтобы сражаться против римлян на стороне южноиталийских греков. Одержав над римлянами две победы с большим уроном для себя («Пиррова победа»), он переправился на Сицилию. Там он оттеснил карфагенян и почти очистил от них остров, но в 276 до н.э. с характерным для него роковым непостоянством отказался от дальнейшей борьбы и вернулся в Италию, откуда вскоре был изгнан римлянами.

mirznanii.com

История Древнего Карфагена - часть 4

Войны с Римом . Карфагеняне вряд ли могли предвидеть, что их городу суждено погибнуть в результате ряда военных конфликтов с Римом, известных как Пунические войны. Поводом к войне послужил эпизод с мамертинцами, италийскими наемниками, находившимися на службе у Агафокла. В 288 до н.э. часть их захватила сицилийский город Мессану (совр. Мессина), и когда в 264 до н.э. Гиерон II, правитель Сиракуз, стал их одолевать, они попросили помощи у Карфагена и одновременно у Рима. По целому ряду причин римляне откликнулись на просьбу и вступили в конфликт с карфагенянами.

Война шла 24 года (264–241 до н.э.). Римляне высадили на Сицилии войска и поначалу добились некоторых успехов, но высадившаяся в Африке армия под командованием Регула была разбита близ Карфагена. После неоднократных вызванных бурями неудач на море, а также ряда поражений на суше (войском карфагенян на Сицилии командовал Гамилькар Барка) римляне в 241 до н.э. одержали победу в морском сражении у Эгадских островов, вблизи западного побережья Сицилии. Война принесла огромный урон и потери обеим сторонам, Карфаген же окончательно потерял Сицилию, а вскоре лишился и Сардинии с Корсикой. В 240 до н.э. вспыхнуло опаснейшее восстание недовольных задержкой денег карфагенских наемников, которое удалось подавить лишь в 238 до н.э.

В 237 до н.э., всего через четыре года после окончания первой войны, Гамилькар Барка отправился в Испанию и начал покорение внутренних областей. Римскому посольству, явившемуся с вопросом о его намерениях, он ответил, что ищет способ как можно быстрее выплатить Риму контрибуцию. Богатства Испании – растительный и животный мир, полезные ископаемые, не говоря уже о ее жителях, – могли бы быстро компенсировать карфагенянам потерю Сицилии. Однако между двумя державами вновь начался конфилкт, на сей раз по причине неослабевающего давления со стороны Рима. В 218 до н.э. Ганнибал, великий карфагенский полководец, отправился сухопутным путем из Испании через Альпы в Италию и разбил римскую армию, одержав несколько блестящих побед, важнейшая из которых имела место в 216 до н.э. в битве при Каннах. Тем не менее Рим не запросил мира. Напротив, он набрал новые войска и после нескольких лет противостояния в Италии перенес боевые действия в Северную Африку, где добился победы в битве при Заме (202 до н.э.).

Карфаген потерял Испанию и окончательно утратил положение государства, способного бросить вызов Риму. Однако римляне боялись возрождения Карфагена. Говорят, что Катон Старший каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Delenda est Carthago» – «Карфаген должен быть разрушен». Рассказывают, что именно великолепные карфагенские оливки навели сенатора Катона на мысль о необходимости уничтожения Карфагена - процветающего, несмотря на войны, города. Он побывал здесь в составе римского посольства в середине II века до н. э. и набрал пригоршню плодов в кожаный мешочек.

В Риме Катон предъявил сенаторам роскошные оливки, заявив с обезоруживающей прямотой: "Земля, где они растут, расположена всего в трех днях морского перехода". Именно в тот день впервые прозвучала фраза, благодаря которой Катон вошел в историю. Катон понимал толк и в оливках, и в судьбах мира: он был агрономом и писателем...

"...Карфаген должен быть разрушен!" - этими знаменитыми словами консул Катон Старший закончил свою историческую речь в римском Сенате. Его слова оказались пророческими - армия Карфагена была разгромлена. Могучее государство Ганнибала, некогда завоевавшее всю Северную Африку, Сицилию, Сардинию и даже Южную Испанию, перестало существовать, а некогда процветавший средиземноморский Карфаген был превращен в руины. Даже землю, на которой стоял город, было приказано посыпать толстым слоем соли.

В 149 до н.э. непомерные требования Рима вынудили ослабленное, но все еще богатое североафриканское государство вступить в третью по счету войну. После трех лет героического сопротивления город пал. Римляне сравняли его с землей, продали в рабство уцелевших жителей и посыпали почву солью. Впрочем, пятью столетиями позже пунический язык все еще употреблялся в некоторых сельских районах Северной Африки, а в жилах многих живших там людей, вероятно, текла пуническая кровь. Карфаген был заново отстроен в 44 до н.э. и превратился в один из крупных городов Римской империи, но Карфагенская держава прекратила свое существование.

ГЛАВА III

РИМСКИЙ КАРФАГЕН

3.1 КАРФАГЕН КАК КРУПНЫ Й ГОРОДСК ОЙ ЦЕНТР .

Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет.

Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции.

Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север.

Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в.

Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. В истории Римского Карфагена упоминаются рассказы о публичных казнях христиан, о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, но выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429–533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.

В 439 г. н. э. вандалы во главе с королем Гензерихом разгромили римские войска, и Карфаген стал столицей их государства. Через сто лет он перешел к византийцам и прозябал в провинциальной тиши, пока арабы в 698 году опять не смели его с лица земли - на сей раз уже безвозвратно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В памяти людей не осталось никаких материальных примет этого города: ни стен, ни башен, ни идола, ни даже какого-нибудь деревянного коня; "...Карфаген должен быть разрушен!" - один лишь боевой клич римского сенатора звучит в веках. Невероятно!.. Как известно, идеи, особенно прогрессивные и агрессивные, время от времени становятся материальной силой.

Призыв, которым сенатор Катон заканчивал свои речи, в конце концов возымел действие. В 146 г. до н. э. римское войско разрушило и сожгло Карфаген, а его территория была распахана и засеяна солью, чтобы ничто живое не выросло на проклятой земле.

Больше ста лет земля Карфагена стояла пустой. Но слишком удобен был залив на севере Африки для торгового и военного порта; слишком выгодным было его геополитическое положение.

И вот, в 29 году до н. э. Юлий Цезарь повелел на месте Карфагена устроить колониальный город - с прямыми улицами, амфитеатром, форумом, термами и другими признаками римской цивилизации. Однако просуществовал новый город не столь долго, как его предшественник.

и знаменитый Магон оставил сельскохозяйственный трактат, который считался в древности образцовым, и по повелению римского сената был переведен как руководство для италийских землевладельцев" (Т. Моммзен).

Список используемых источников

wikipedia.org

Легион. Карфаген атакуетАлександр Прозоров, Алексей Живой

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

ДРЕВНИЙ РИМ.

mirznanii.com

Карфаген

Яндекс_браузер

История древнего мира: Восток, Греция, Рим. Ладынин И.А. и др.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА: Восток, Греция, Рим/ И.А.Ладынин и др. М.: Эксмо, 2004 

РИМ

Раздел II

Расцвет рабовладения в Италии.Создание Римской сре­диземноморской державы(III—I вв. до н. э.)

Глава V.

Борьба Рима с Карфагеном (264-201 гг. до н. э.)

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

Яндекс_браузер

5.1. Карфаген

Финикийская колония Карфаген (в переводе — «новый го­род») была основана выходцами из Тира в последней четверти IX в. до н. э. на берегу Тунисского залива. Со временем Карфаген стал богатым и могущественным государством. К III в. до н. э. его власть простиралась на побережье Северной Африки, юг Пиренейского полуострова, значительную часть Сицилии, Сардинию, Корсику и Балеарские острова.

В Карфагене существовало развитое ремесленное производ­ство. В надписях упоминаются каменотесы, резчики по мрамору, столяры, пильщики, медники, литейщики. Наряду с металлур­гией, зависевшей от импортного сырья (медную руду и олово по­лучали с Пиренейского полуострова, железо — с Эльбы), дина­мично развивались ювелирное дело, гончарное ремесло, ткаче­ство, деревообработка и кораблестроение. В ремесленном произ­водстве были заняты свободные мастера, объединявшиеся в куль­тово-профессиональные коллегии, и рабы. Карфагеняне обладали большим флотом. Они торговали с греками и этрусками, Египтом и Финикией, Южной Аравией и Причерноморьем. Расцвету сель­ского хозяйства благоприятствовали субтропический климат и плодородные почвы. В крупных рабовладельческих имениях во­круг Карфагена выращивались оливки и виноград, миндальные и гранатовые деревья, финиковые пальмы.

Карфаген был одним из «мегаполисов» античности. По дан­ным Страбона, к 149 г. до н. э. его население составляло не менее 700 тыс. человек (в Риме к концу первой четверти III в. до н. э. насчитывалось едва ли больше 250 тыс. жителей). Карфаген яв­лялся аристократической республикой. Во главе исполнительной власти стояли два суфета («судьи»), которых ежегодно выбирали из среды правящей элиты. У суфетов не было военных полномо­чий: те в случае войны передавались полководцам, командовав­шим наемными войсками. Законодательная власть находилась в руках совета старейшин, состоявшего из 300 пожизненных чле­нов. Функции правительства осуществлял совет 30-ти. Оба совета формировались из числа представителей наиболее знатных и бо­гатых родов.

w516445left512

schleife--pfeile749841

w516458right512

Яндекс_браузер

 

alpan365.ru

Царица карфагена (основатель) Карфагена кратко

Согласно древним мифам, основатель Карфагена – женщина, царица Дидона. Женщины в древние времена крайне редко самолично правили государствами, и чаще всего после этого их обожествляли. То же случилось и с Дидоной – после ее смерти ей дали новое имя – Танит, назвали супругой верховного божества карфагенян – Баала, и поклонялись ей наравне с остальными. Согласно мифам Дидона была дочерью бога Бела, однако греческий историк Вергилий утверждал, что она являлась сестрой Пигмалиона, правителя финикийской столицы Тир. Считается, что Пигмалион убил ее мужа, надеясь завладеть ее богатствами, поэтому она собрала всех приближенных, и покинула пределы Тира на многих кораблях, добравшись до места, на котором позднее был воздвигнут величественный город. Существует версия, что до своего бегства ее звали Элиссой, а имя Дидона она получила после долгого путешествия.

При этом древние историки Трог и Юстин утверждали, что город был основан примерно в 826 г. до н.э финикийскими торговцами, а основатель Карфагена не был достаточно влиятельным, чтобы войти в историю. Как бы там ни было, но именно Дидона стала первой правительницей этого города. Большая часть историков убеждена, что город начал развиваться вокруг дворца, который был построен царицей. Дворец носил название Бирса, что дословно означало кожа. Дело в том, что царица Карфагена, согласно мифу, после прибытия, была встречена местным правителем Гиарбом. Тот, по всей видимости, не желая давать слишком много власти новоприбывшим, вручил Дидоне шкуру, и позволил ей приобрести столько земли, сколько она сможет покрыть ею. Сообразительная царица изрезала шкуру на тонкие полоски, и окружила земли достаточно, чтобы построить целый дворец. Правда это, или досужая выдумка, доподлинно неизвестно.

Вскоре переселенцы начали расширять свой город, построив верфь и, как и их предки, финикийцы, начали торговать по морю. В Северной Африке наиболее могучим в те времена было государство Нумидия, чьим правителем и был Гиарб. Другим значительным городом была Утика, давняя финикийская колония. На первых порах отношения между карфагенянами и африканцами, однако, со временем Карфаген усилился настолько, что царь Гиарб усмотрел в нем угрозу для себя. В конце концов, он решил захватить Карфаген. Для этого он созвал карфагенский совет Старейшин, и, угрожая войной, потребовал, чтобы царица Карфагена стала его женой. Совет отказался, и Гиарб достаточно быстро захватил Карфаген.Он не стал уничтожать цветущий город, или вырезать население. Гиарб властвовал в городе в течение трех лет, все это время он пытался заставить Дидону выйти за него замуж. Однако гордая правительница упорно отказывалась, а когда женитьба стала неизбежной, она покончила с собой, бросившись на меч по одной версии, или бросившись в костер по другой. По версии Гомера, Карфаген посетили беженцы из Трои под руководством Энея. В целом, такое было вполне возможно, так как ученые доказали, что основавшие Рим этруски происходили от древних троянцев. Согласно мифу Гомера, Дидона полюбила Энея, однако тот изменил ей и покинул город, и царица Карфагена покончила с собой.После смерти Дидоны Гиарб покинул город, однако долгое время Карфаген пребывал в зависимости от него. Карфагеняне могли жить и править городом по своему усмотрению, однако еще долго нумидийцы собирали дань с карфагенян до тех пор, пока город не усилился, и в свою очередь не распространил свое влияние на все Средиземноморье, и, в том числе, на Нумидию. Сами нумидийцы позже многому научились у карфагенян, так как те создали одну из наиболее развитых цивилизаций того времени.

antiquehistory.ru

Карфаген — древний город в Тунисе

У среднестатистического современного человека древний Карфаген, скорее всего, ассоциируется с Ганнибалом, Римом и тем, что он непременно должен был быть разрушен. Кто-то, возможно, вспомнит где находился Карфаген и, что именно карфагеняне начали применять слонов на поле боя. На этом запас знаний об этом древнем городе, скорее всего, будет исчерпан.

На самом деле Карфаген был одним из самых могущественных государств античности, и не только в военном плане. В период расцвета это государство, расположенное на севере нынешнего Туниса, контролировало обширные территории на севере Африки и в Европе. Карфагеняне монополизировали морские перевозки в западном Средиземноморье. Эта монополия была неиссякаемым источником пополнения казны, позволяя содержать мощную армию и превосходный флот. Большой доход при почти идеальном климате давало сельское хозяйство.

Карфаген — этапы истории древнего города

Как часто бывает в истории, именно могущество и погубило Карфаген. Рим не мог терпеть под боком такого сильного соседа. В результате трёх Пунических войн Карфаген потерпел безоговорочное поражение.

Ненависть сенатора Катона-старшего, упоминавшего о разрушении Карфагена даже в речах, посвящённых бюджету Рима - материализовалась. Город был стёрт с лица земли, а руины ещё и засыпали солью. Но стратегическое расположение Карфагена было таким выгодным, что римляне довольно скоро опомнились и отстроили на месте древнего Карфагена новый прекрасный и современный для тех времён город. После римлян городом владели вандалы и арабы. История Карфагена повествует о минимум четырёх эпохах расцвета и упадка.

Ввиду концентрации археологических артефактов на относительно небольшой площади современным археологам стоит большого труда правильно датировать и классифицировать свои находки, настолько многослойными получаются раскопки.

Музей Бардо

Исследования, начатые в конце 19-го века, сразу принесли такое количество находок, что стало ясно - ни в какой существующий музей они не поместятся. Французские колониальные власти отдали под новый музей целый дворец. Теперь он называется музей Бардо. Но и огромного дворца не хватило - множество экспонатов расположено под открытым небом.

bardo_museum

Несмотря на преобладание римских и мусульманских артефактов, памятникам Пунической эпохи (римляне называли карфагенян пунийцами) в музее Бардо отведён целый зал. Главным, и самым противоречивым экспонатом зала считается стела, на которой изображена сцена принесения в жертву маленького ребёнка. Ряд ученных и историков уверены, что карфагеняне приносили в жертву младенцев и стела «жрец с ребенком» является убедительным доказательством этого. Кроме наследия карфагенян в музее широко представлены экспонаты, относящиеся к временам римского владения Карфагеном и мусульманского завоевания.

museum_bardo_

В память о римлянах остались скульптуры, оружие и монеты. Мусульманский период обогатил сокровищницу музея прекрасными мозаиками.

Стелу с изображением несчастного ребёнка доставили в музей Бардо с Тофета. Это место, как считается, служило одновременно и алтарём и кладбищем. В пользу человеческих жертвоприношений говорили найденные здесь останки сожжённых маленьких тел. Но поздние исследования показали, что большая часть захороненных детей либо родились мёртвыми, либо умерли естейственной смертью в раннем возрасте. Скорее всего, в Тофете просто хоронили очень маленьких детей, умерших от болезней. Всё же, мрачная аура кладбища у этого алтаря сохраняется до сих пор - в более поздние времена первые христиане хоронили здесь своих умерших.

Национальный музей Карфагена

Очень впечатляющая коллекция древностей собрана также в Национальном музее Карфагена. Изначально он располагался в здании, с которого римляне начали отстраивать Карфаген в начале нашей эры. На стратегически господствующем над местностью холме Бирса ещё сохранялись, и сохранились по сей день, руины карфагенской цитадели. Постепенно к музею присоединяли другие постройки, и в итоге сейчас Национальный музей стал гигантским комплексом, ознакомиться с которым без предварительной подготовки всего за один день очень сложно.

Здание собственно музея сложено из белого мрамора. Внутри есть несколько разных по размеру залов. В них представлены произведения искусства и народного творчества, рассортированные в хронологическом порядке: пунический Карфаген, эра римского господства, период арабского завоевания. Есть и экспонаты, привезённые из других мест и связанные с Карфагеном исключительно временем создания. В Национальном музее собрана одна из крупнейших коллекций древних и средневековых монет.

Термы Антония Пия

Император Антоний Пий не очень известен в истории. Немудрено - он не вёл крупных войн и не присоединял к Риму новые провинции. Он обращал основное внимание на повышение благосостояния жителей империи. И его имя в городе Карфаген увековечили в названии бань. От собственно бань сохранились только фрагменты стен и несколько колонн, лишь одна из которых стоит на положенном ей месте.

karfagen_termy_antoniya_piya

Высота колонны наглядно демонстрирует высоту потолков в термах - они были не ниже 6 метров. Дорога к термам также хорошо иллюстрирует качество и масштабы римского строительства.

karfagen_doroga_k_termam

Современному человеку не очень удобно шагать по обтесанным камням, которыми вымощена дорога. Зато, идя к Термам Антония Пия, по-настоящему прикасаешься к древности. Бани имели прямой выход к морю, однако мраморная лестница, по которой римляне спускались к берегу, до наших дней не дожила.

Собор Святого Людовика

На холме Бирса расположен и относительно новый, по меркам Карфагена, Собор Святого Людовика. Очень красивое здание построено в конце 19-го на месте лагеря крестоносцев, в котором во время восьмого крестового похода умер французский король Людовик IX.

karfagen_sobor_svyatogo_lyudovia

Собор господствует над местностью и прекрасно виден со всех сторон. Некоторое время Собор Святого Людовика считался главным католическим храмом континента. После того, как в 1964 году Тунис из французской колонии стал независимым государством, мощи святого короля были вывезены во Францию, а католические службы в соборе прекратились. С 1994 года храм используется лишь как концертный зал и музей.

Холм Юпитера

Несколько севернее холма Бирса находится ещё одна приметная возвышенность - холм Юпитера. В отличие от остатков построек, сохранившихся на холме Бирса, здесь руины не идентифицированы. Археологи пока не выяснили предназначение обширных зданий и колоннад. На холме когда-то располагался христианский монастырь, но сохранившиеся фрагменты ему явно не принадлежат.

Карфагенский акведук

После того, как воссозданный Карфаген стал центром крупной римской провинции, город стал привлекательным для знати и богачей. До сих пор сохранившиеся руины римских вилл красноречиво говорят о том, что, как и в других центрах Древнего Рима, среди правящей элиты шло соревнование в размерах, красоте и функциональности вилл, хозяева которых проводили в них от силы пару месяцев в год. Некоторые виллы в высоту соответствовали нынешним шестиэтажным домам.

Водоснабжение плотной и довольно высотной застройки не было для римлян проблемой. В Карфагене с этой целью они построили гигантский акведук. Вода в город подавалась с расстояния 132 километра, от подножия Тунисских гор.

karfagen_akveduk

Средняя высота акведука составляла 20 метров. Сейчас части акведука разрушены, но и сохранившихся участков достаточно для того, чтобы вызвать восхищение античной инженерной мыслью и объёмом труда, потраченным на сооружение водопровода. По расчётам современных специалистов, пропускная способность Карфагенского акведука составляла до 400 литров в секунду.

Амфитеатр и современный Карфаген

Таким же важным атрибутом крупного римского города, как акведук, был амфитеатр. Имелся амфитеатр и в Карфагене. Сооружение было многоцелевым. Там проходили не только поединки гладиаторов, но и морские бои (арена имела возможность превращения в озеро), и казни первых христиан. По оценке, в римскую эпоху амфитеатр вмещал до 50 000 зрителей.

karfagen_amfiteatr_

Сейчас он восстановлен в гораздо меньшем масштабе, а от римской постройки остались лишь незначительные фрагменты.

Современное название Карфагена - Картаж. Это пригород столицы Туниса - города Тунис в котором помимо исторических сооружений также находятся резиденция президента и университет.

Добавить комментарий

okvoyage.ru