Изобразительное искусство в древней руси. Изобразительное искусство Древней Руси Образ Богоматери в культуре Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси (IX–первая треть  XII в.). Изобразительное искусство в древней руси


Древнерусское изобразительное искусство

Особенности древнерусского искусства

Замечание 1

Древнерусским искусством обозначается этап истории искусства с формирования государства Древней Руси в $IX$ веке и до начала европеизации культуры в $XVII-XVIII$ веках.

В статье рассмотрено изобразительное искусство до $XIII$ века. Активное развитие изобразительного искусства началось после крещения Руси.

Традиции изобразительного искусства были заимствованы из Византии. Кроме того, основой для развития оригинального древнерусского искусства послужили языческие славянские традиции, элементы культур античного и скифского Причерноморья.

Окончательное складывание школы древнерусской живописи произошло в $XIII$ веке, в связи с утратой контактов с Византией.

Определим основные отличительные черты древнерусского искусства:

  1. Сильное религиозное влияние
  2. Религиозный символизм – обилие условных образов и знаков
  3. Большое внимание к символизму цвета
  4. Обратная перспектива
  5. Двухмерное пространство
  6. Одновременная передача разновременных сюжетов
  7. Статичность изображения
  8. Условность изображения
  9. Строгое соблюдение канонов изображения

Перечисленные особенности объясняются тем, что живопись преимущественно использовалась в религиозных целях.

Киевская живопись

Особого внимания заслуживают мозаики собора Святой Софии в Киеве.

Определение 1

Мозаика – сложная и дорогая техника живописи, предполагающая выполнение изображения из керамики, разноцветных камней и цветного стекла (смальты).

Мозаика Святой Софии выполнена по Византийским канонам, изображения очень аскетичны. Композиции символизируют две Церкви – небесную и земную.

Замечание 2

Стоит подчеркнуть, что мозаика и фрески выполняли и обучающую функцию, т.н. «Евангелие для неграмотных».

В мозаике и фресках Софии Киевской присутствуют также светские сюжеты, сохранилось изображение семьи Ярослава Мудрого, а также несколько сюжетов с играми на ипподроме в Константинополе, скоморохами и музыкантами.

Роспись Успенского собора Киево-Печерского монастыря в $1073-1089$ годах оказала влияние на последующие работы. Работавшие в этом храме иконописцы основали собственную школу, из которой вышли первые русские иконописцы – Алимпий и Григорий. До монгольского нашествия довольно трудно отличить работы византийских мастеров от первых русских художников, поскольку они продолжали следовать византийскому канону.

К сожалению, примеров иконописи домонгольского периода сохранилось очень мало.

С $XI$ века византийские традиции постепенно размываются формирующимися местным школами. Причиной стало начало раздробленности.

Новгородская живопись

Творческий поиск начался ранее всего в Новгородской земле. Например, роспись Софийского собора в Новгороде следует византийским канонам, а в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря отчетливо проявляются черты самостоятельности в сочетании с традициями западноевропейской романской живописи. Романские элементы в новгородской живописи сделали ее эмоционально выразительной. Создание новгородской школы завершилось во второй половине $XII$ века.

Отличительной чертой стал демократичный характер: религиозные события ясно объясняются, образы святых очень выразительны, но достигалось это скупыми средствами, изображения по характеру суровые и воинственные.

Большинство сохранившихся икон домонгольского периода – Новгородские. Многие иконы очень крупные по размеру. По стилистике отличаются вольным прочтением византийских канонов.

Пример 1

Яркие примеры таких икон: апостолы Петр и Павел, «Устюжское Благовещение», икона Знамение Божией Матери, «Спас Нерукотворный».

Живопись Северо-Востока Руси

Владимиро-Суздальская земля в $XII-XIII$ веках стала центром государства, это сопровождалось бурным ростом городов и строительством храмов. Стоит отметить из сохранившихся памятников живописи роспись Успенского собора и часть росписи Дмитриевского собора.

Замечание 3

Самая почитаемая икона – Владимирская Божья Матерь - привезена из Византии.

Еще отметим «Ярославскую Оранту», образ Дмитрия Солунского, «Спас Златые власы».

spravochnick.ru

Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси (IX–первая треть  XII в.)

      Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.  Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Формирование новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками.        В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале .XII в. Наряду с монументальной живописью и иконописью существовала и книжная миниатюра, мастера которой достигли больших высот. Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности достигла высокого . уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия. Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры - более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески - роспись в церкви Спаса на Нередице. Фрески имели и владимирские храмы, но сохранились лишь единичные их образцы.

students-library.com

Изобразительное искусство Древней Руси Образ Богоматери в культуре Древней Руси

Изобразительное искусство Древней Руси

Образ Богоматери в культуре Древней Руси

Цель урока:

- показать историческую роль культурного наследия прошлого;

- раскрыть историческую роль образа Богоматери;

-рассмотреть идейное содержание образа Матери Христа, раскрываемое В системе художественных средств.

Оборудование урока:

1. Иллюстративный материал: «Богоматерь Владимирская», «Казанская», «Смоленская», «Рязанская» и другие образы;

2. Видеофильм «Первая Третьяковка»;

^

Задания для первой группы

Образ Богоматери в культуре Древней Руси.

Иконографические типы Богоматери.

Задания для второй группы

Иконы Богоматери в русской истории:

– Одигитрия Рязанская.

– Смоленская икона Божьей Матери.

– Образ Богоматери Владимирской.

Задания для третьей группы

Чудотворные иконы Богоматери, исцеляющие от духовных и телесных недугов:

«Утоли моя печали», «Взыскание погибших», «Целительница», «Неупиваемая чаша».

Задания для четвёртой группы

Система художественных средств русской иконописи:

- композиция;

- роль цветовой гаммы;

- эмоциональный фон.

Материалы для подготовки учителя и учащихся

«Образ Богоматери в культуре Древней Руси»Образ Богоматери всегда вызывал и вызывает большой интерес у исследователей культуры Древней Руси. Академик Ф. И. Буслаев, рассматривая в качестве предмета исследования иконы Богоматери, увидел в ней полное «отсутствие сознательного стремления к изяществу», вследствие чего «красоту заменяет она благородством». Учёный дал следующую трактовку образа: «Богородица изображена в нашей иконописи более задумчивой и углублённой в себя, нежели внимательной к носимому ею... Вообще в ней слишком много мужественного и строгого, чтоб могла она снизойти до слабостей материнского сердца».

В мироощущении русских людей на самой заре их истории образ Богоматери воспринимался как символ красоты, перед которым преклонялись.

Богоматерь издавна почитается как покровительница и заступница русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью народа. «Вот она с тоской взирает на крест своего Сына» (Ахтырская). Вот, держа правой рукой Младенца, левую руку прижимает к голове – обычный жест тяжкострадающих людей («Утоли моя печали»).

С древнейших времён до наших дней сохранились практически неизменными основные типы изображения, зародившиеся в Византии и пришедшие на Русь с принятием Христианства: Оранта (Молящая), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая).

Оранта изображается в рост, в молитвенной позе, с разведёнными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы, но без младенца.

Если на груди Богоматери, как бы во чреве или на ложе, находится Младенец в виде Спаса Еммануила, то икону называют ^

Изображение Богоматери типа Знамение – это поясной вариант типа Великая Панагия. На ней представлен образ молящейся Матери Христа с воздетыми руками и восседающим на ее груди в круглом сиянии Иисусом.

На иконах типа Одигитрии Дева Мария представлена с Богомладенцем как путеводительница к Богу.

Лирический образ Девы Марии с Младенцем, носящий в Византии название «Елеуса», развился из иконографического типа «Одигитрия». На Руси подобные изображения стали называться «Умиление»

К какому бы иконографическому типу не относилась икона, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях Сына и которая с рождения Богомладенца отдаёт Его людям во имя их спасения.

Богоматерь типа «Оранта» изображена с воздетыми в молитвенной позе руками. На ее груди в медальоне находится младенец Христос – Спас Эммануил, которого она являет миру.

Одним из самых популярных в христианском искусстве является тип «Одигитрия». В храме Петра и Павла имеется «Тихвинская икона Божьей Матери», она выполнена в стиле древних икон и наиболее удачно, из всех представленных в храме образов «Одигитрии», передает особенности этой композиции. Художнику удалось передать и идейную направленность образа.

Две иконы данного типа находятся на иконостасе с правой и с левой стороны. На одной из икон Младенец изображен сидящим на руках матери, на другой – в рост, но на той и другой иконе Младенец Иисус держит в левой руке свиток, а правой благословляет, наставляя на правильный путь.

Многочисленные иконы Богоматери, находящиеся в храме Петра и Павла, свидетельствуют об особом почитании этого образа русским народом, поэтому и сейчас все больше и больше людей, живущих в городе Салехард, приходят к ней, прося помощи и заступничества.

Чудотворные иконы Девы Марии,

исцеляющие от телесных и духовных недугов.

Издавна иконы Богоматери считались на Руси чудотворными. Они утешали в горе, исцеляли от болезней, люди обращались к образу Девы Марии за помощью и заступничеством. Название икон свидетельствует об их предназначении. Так, например, исцелению больных – «Утоли моя печали», икона Божьей Матери «Целительница»; помощи и заступничеству в болезнях и трудных обстоятельствах жизни – «Взыскание погибших», «Неупиваемая Чаша», «Призри на смирение»; спасению грешных – Споручница грешных»; Почаевская икона Божьей Матери помогла спасти жителей Киева в 1847-1848гг. во время эпидемии холеры.

Каждому образу соответствует легенда. Икона Божьей Матери «Державная». Празднование установлено в день ее обретения в селе Коломенском, под Москвой (2-го марта 1917 года – в день отречения царя Николая II от престола). Судьба иконы и судьба последнего русского императора сошлись в трагические для России дни. Явление иконы произошло после двукратного таинственного гласа, бывшего крестьянке Евдокии Андриановой и повелевавшего ей идти в с. Коломенское, взять большую черную икону и «сделать красной». После долгих поисков священник Вознесенской церкви обнаружил среди рухляди в подвале старую икону, ее промыли от пыли, и присутствующим в храме представилось изображение Царицы Небесной, восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. По преданию, в тот момент, когда Николай II передал атрибуты царской власти, произошло чудо: икона обновилась – стала светлой, а царская держава – красной, как кровь. 27 июня 1989 года чудотворный образ из запасников Исторического музея был возвращен в Казанскую церковь в Коломенском. Немало чудес исцеления недугов душевных и телесных явила икона.

^

Какова же историческая роль икон Богоматери?

Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар; Донская участвовала в Куликовской битве; Казанская покровительствовала русскому войску в 1612 г. при изгнании поляков из Кремля; Федоровская играла благословляющую роль при избрании на царство первого представителя дома Романовых – Михаила.

^ . Как повествует летопись, перед этой иконой преклонился накануне своей последней битвы рязанский князь Юрий Ингварович. Перед ней он оплакивал убитого сына Фёдора, которого послал к Батыю с дарами и уговорами не ходить на их землю.

Смоленская икона Божьей Матери овеяна вековой славой и известна своими чудотворениями. Одним из самых распространённых преданий является предание о спасении г. Смоленска во время нашествия Батыя в 1237г.

Богоматерь Донская. Для нас она историческая реликвия, овеянная славой. Предание говорит о том, будто казаки подарили её Дмитрию Донскому перед битвой на Куликовом поле, где её понесли как хоругвь. Иван Грозный брал её с собой в Казанский поход. В 1591 г. икону торжественно выставляли, когда под самой Москвой шла битва с татарами. Её торжественно чтили как защитницу отечества. В 1598 году патриарх нарёк перед нею на царство Бориса Годунова.

Прекрасный образ Богоматери Владимирской стал не только символом великокняжеского единовластия, но и знаменем, объединяющим Русь. В 1395 году икона была торжественно перенесена в Москву. Случилось это как раз в тот день, когда войско, казалось бы, непобедимого Тамерлана повернуло обратно, отказавшись от дальнейшего похода на Русь.

Таким образом, историческую роль икон Богоматери трудно переоценить.

Система художественных средств, воплощающих идею образа.

Изображая внешнюю и внутреннюю, одухотворенную красоту Матери Христа, древние мастера использовали целую систему художественных средств, которая нашла отражение в особенностях композиции, сюжета, в богатстве колористической гаммы.

В основе композиции икон лежит идея круга, который символизирует вечность, неразрывную связь всего живого на земле.

Особенности композиции и сюжета отражены в иконографических типах.

Роль цветовой гаммы в раскрытии идейного содержания образа.

Цветовая гамма русских икон поражает своим разнообразием. Цвет также необходим образам-символам, как и геометрические фигуры, в которые они вписываются. Цветом озаряется линия, чтобы зазвучать ещё краше, обрести ещё большую музыкальность.

Чары теплых красочных сочетаний, то очень мягких и тонких, то мажорных в своих противопоставлениях, чары полной силой звучащих чистых тонов подобно могущественной волшебнице увлекают нас в мир Древней Руси. Пылающая киноварь, сверкающее золото, цвет синий, как море, или зеленый, как сочная трава, белый, пронизанный светом, нежно-розовый, вишнёвый, охристый, серебристый – всё это поражает воображение.

Каждый цвет имеет определённое значение и является символом. Синий цвет занимает немного места на иконах, но он играет важную роль в колористической гамме. Это цвет такого звучания и чистоты, что кажется, будто исходит откуда-то из необъятных просторов небесного свода.

Красный, тёмно-коричневый цвета символизируют жертвенность, страдания. Золотой – вечность, подчёркивает божественное происхождение образов. Серебристый – духовную чистоту.

Так на иконе Богоматерь Любятовская (Умиление) поражает особая легкость гаммы насыщенных теплых желтых, оранжево-красных, густо-вишневых и синих тонов. Художник подчеркивает страдания Матери и её готовность пожертвовать самым дорогим – своим Сыном. Колорит иконы находится в полной гармонии с эмоциональным состоянием образов, раскрывает их внутренний мир.

Палитра красок на иконе Богоматерь Владимирская (Умиление) подчёркивает лиричность, просветленность образов, поэтому краски наслаиваются так, чтобы источник света как бы находился внутри иконы. Художник последовательно накладывал светлые и постепенно светлеющие слоя охры. Такой фон делает образы особенно выразительными.

На иконах древнерусских художников образ Богоматери предстает во всем богатстве внутреннего облика, близкого каждому русскому человеку. Она является символом любви к людям, проявляет милосердие и сострадание, исцеляя от телесных и душевных недугов. В её облике ярко выражено чувство материнства, которое всегда связано с тревогой за будущего человека, такого трогательного и беспомощного на заре жизни.

Именно русским художникам дано было показать миру то совершенство художественного языка иконы, которое с наибольшей силой раскрыло глубину содержания образа Богородицы.

files.kabobo.ru