Как жили земледельцы древнего египта. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Быт земледельцев в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте». Как жили земледельцы древнего египта


«Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».

Тип урока: урок открытия новых знаний

  1. Цели  урока:
- деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: налоги, орошение, вельможа, писец, шадуф, амулет.

  - воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

2. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:  ПК, презентация «Земледельцы и ремесленники», карточки с заданиями для индивидуальной работы

Ход урока:
I. Микромодуль интригующего образа.

Учитель: «Ребята, вы верите в чудеса? Говорят, что в Древне Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы».

II. Микромодуль мышления на основе «воспоминания».

За каждый правильный ответ дети получают жетончики, в конце урока подсчет.

Что такое дельта Нила?

Что такое оазис?

Когда начинается разлив Нила?

Благодаря чему в Египте высокие урожаи?

Какие два царя были изначально в Египте?

В каком году Египет объединился? (Учитель предлагает написать эту дату всем детям в тетради, затем спрашивает одного ученика)

Благодаря какому фараону произошло объединение Египта?

2. Индивидуальное задание – двум детям раздаются конверты, которые содержат задания.

В первом конверте лежат красная и белая короны, карта Египта и следующее задание:

«С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

Во втором конверте лежат карандаш, «ленту времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»

3. Творческое задание - ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача - придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу.

«Придумать и зашифруй слово, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». Разгадайте зашифрованное слово.

Фронтальный опрос – это очень быстро задаёт вопросы, а дети мгновенно отвечают.
III. Изучение нового материала

- Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как жили древние египтяне. Во всех домах находились маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов. Я предлагаю повесить такой оберег и в нашем классе.

Учитель крепит первый амулет на доску, после рассказа каждой логической части должен появляться очередной амулет
1. Логические части:

Жители Египта

Актуальное: Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей. (Ответы детей)

Историческое: «В древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе. Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи. На службе у фараона и вельмож стояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско.

На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Страна была похожа на шахматную доску. Для орошения копали каналы.

Вопрос: Ребята, повторите пожалуйста, кто жил в древнем Египте?

Интересный факт: А чтобы обмолоть выращенное зерно египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот.

По ходу этого рассказа на доске должны появляться выделенные слова виде транспарантов и дети должны записывать их в тетради

Затем учитель должен обратиться к учебнику и вместе с детьми посмотреть на картинки параграфа 7

2. В гостях у египтянина

Актуальное: Ребята, а чем вас сегодня кормили в столовой? Или что было у вас на завтрак? (…..)

Историческое: «Сейчас я предлагаю отправиться на завтрак в дом египтянина… (………).

Из зерна, растертого между камнями, получилась мука. Из муки женщины замесят тесто и испекут горячие лепешки. Но чтобы разжечь костёр необходимо дерево, которого в Египте очень мало, поэтому дети собирают сухую траву, сучья и навоз.

На обед, кроме лепешки, может быть одна – две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград.

Только по праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и вино.

Дом же построен из тростника, обмазан илом, вместо крыши тростниковая циновка. Двери запираются редко. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) «На самом деле они не запираются потому, что красть в таком доме нечего. На полу вместо кровати циновки, около очага стоит глиняная посуда. Хозяева в малом количестве одежды – очень жарко. Но у них есть амулеты.

Вопрос: Ребята, давайте еще раз посмотрим в учебник, на странице 37 есть картинка удивительного изобретения египтян. Как называется это изобретение?» (Дети ищут, смотрят, отвечают на вопрос – «шадуф».)

Интересный факт: «А вы знаете, что в каждом доме были свои оберегающие амулеты и статуэтки. Вот, например, одна из них…

Дети включаются в разговор, бурно обсуждают их завтрак

На столе учителя должно стоять блюдо, накрытое салфеткой. На этом блюде могут лежать продукты: мука, булочка, луковица, рыбка, финики, виноград

Учитель показывает статуэтку или же браслет

3. Мастера. Писцы и налоги

Актуальное: Ребята, как вы думаете, можно составить рассказ по какой- нибудь картинке? Давайте мы с вами попробуем это сделать?

Историческое: Египетские художники, жившие 4 тыс. лет назад, изобразили строительство дома. (….)

«В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить.

Сохранилось и изображение, которое есть у нас в учебнике на странице 39, оно показывает нам меновую торговлю.

На древнеегипетских изображениях можно увидеть и писцов. Писцы очень нужны фараону. Они считают и записывают всё, что им прикажут. Но все земледельцы бояться писцов, потому что они забирают у них зерно.

Вопрос: Ребята, перечислите всех мастеров древнего Египта. (Дети перечисляют: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители.)

Интересный факт: «Земледельцы боялись писцов и жаловались на свою судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидит писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому, у кого не хватает зерна для уплаты налога!»

Дети смотрят на картинку с41, пытаются самостоятельно предположить, как же проходило строительство.
IV. Микромодуль действенного закрепления:

Учитель показывает транспаранты с главными словами урока и задаёт следующие вопросы: Перечислите всех жителей древнего Египта. Чего требовала земля? Расскажите о труде земледельца.

Что ели египтяне? Что носили египтяне?

Чем занимались египтяне? Кто собирал налоги?

V. Раскрытие интриги.

Ребёнок, заработавший наибольшее количество жетонов получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем.

VI д/з
  1. Не все дети знают, почему этого жука почитали египтяне. Поэтому в качестве домашнего задания им будет необходимо помимо параграфа приготовить рассказ о скарабее.
  2. Составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день,
  3. с42 рубрика Поразмышляй
Конверт со счастьем

http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpghttp://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpg

http://magic.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/381563-scarabey3.jpgКонверт №1

«С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1632000/1631402-ce9186d6bc0a0b3d.jpg

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.png

Конверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.pngКонверт №2

карандаш, «лента времени» и задание:

«На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»d:\алеся\история уроки\лента времени\лента времени.pngКонверт №3квадратики из цветной бумаги

Творческое задание. Придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу, которое относится к теме «Государство на берегах Нила».

Разгадайте зашифрованное слово.

фараон
вельможи
писцы
войско
земледель
цы
ремесленн
ики
горшечни
ки
ткачи
кожевник
и
столяры
кораблестроители
налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

http://arkeofili.com/wp-content/uploads/2015/01/musk2.jpghttp://forum.rozamira.org/uploads/monthly_04_2012/post-1279-1334430349.jpg

http://fianitik.ru/image/cache/data/silver/stone_skazka/01.2014/34673_01-640x640.jpg

publekc.ru

Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта

Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта Труд земледельцев. Задание (на группировку по заданному основанию) 1. Объясните, для чего древние египтяне строили различные ирригационные (оросительные) сооружения, несмотря на то что жили рядом с рекой. 2. Опишите, что представляло собой орошаемое земледелие в Древнем Египте. 3. Перечислите виды работ земледельца. 4. Рассмотрите рисунки и составьте рассказ о жизни египтянина-земледельца. Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта 3. В гостях у египтянина. 1. Поясните, как женщины в Древнем Египте делали муку. 2. Какие, на ваш взгляд, три продукта были для египтян основными? 3. Известно, что египтяне употребляли в пищу очень мало мяса. Укажите не менее двух причин этого факта. 4. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы и помощь родителей, из предложенного перечня продуктов выберите те, которые могли употреблять древние египтяне: картофель, жареный гусь, солёные огурцы, лапша, стебли папируса, салат (латук), чеснок, миндаль, оливки, мёд, рис, вино, хлебные лепёшки, виноград, вяленая рыба, инжир, капуста, тыква, финики, кинза, горох (нут). (Ответ: жареный гусь, лук (порей), стебли папируса, салат (латук), чеснок, оливки, мёд, вино, хлебные лепёшки, виноград, вяленая рыба, финики, горох (нут).) Задание 2 (проблемного типа) 1. Как свидетельствуют историки, древние египтяне всегда заботились о чистоте своего тела, одежды и жилья. Они совершали водные процедуры несколько раз в день: утром, до и после приёма пищи. Объясните внешние причины появления этих правил. 2. Подумайте и обсудите, почему члены одной и той же семьи в Древнем Египте по утрам питались отдельно и употребляли в пищу разные продукты. 3. Предположите, почему древние египтяне любили носить амулеты. 4. Выделите в тексте сведения о предметах быта, роскоши, известных египтянам. Текст сообщения учащегося Глава семьи, просыпавшийся раньше других, завтракал один, сразу после умывания. Его завтрак, накрытый на небольшом столике, состоял из мяса, пирога, хлеба и пива. Хозяйка дома завтракала во время расчёсывания волос или сразу после завершения туалета. В её утренний рацион обязательно входили фрукты, возможно, какие-то сладости и чистая вода. Дети питались отдельно от родителей. Их усаживали на циновке или подушках, разложенных прямо на полу. Среди прочих предметов во время раскопок храмов, относящихся к эпохе Нового царства, было обнаружено множество посуды, предназначенной для приготовления и употребления супов, соусов, компотов, сладостей и молочных продуктов. Там же встречаются всевозможные тарелки, вилки, ложки и ножи. Можно предположить, что туалетные принадлежности (кувшин с водой и таз) были необходимы египтянам для мытья рук как перед едой, так и после неё. Птицу, пироги, сладости и некоторые другие блюда в древности ели руками. Около четырёх-пяти

schoolfiles.net

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Быт земледельцев в Древнем Египте

На основании своих исследований историки установили, что Египет, возникший много тысяч лет назад в северо-восточной части африканского континента, относится к наиболее ранним государствам Древнего мира. Абсолютная власть принадлежала фараону, распоряжения которого беспрекословно исполнялись вельможами. В подчинении этих чиновников находилась самая многочисленная прослойка египетского общества – рабочие, по сути, самое низшее сословие. Давайте разберемся, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

как жили земледельцы и ремесленники в египте

Рабочие будни

В незавидном положении находились ремесленники и земледельцы, ведь им приходилось думать не только о том, как обеспечить семью. За их счет жили государственные иждивенцы: фараоново войско, вельможи, писцы и др. Государственная казна в виде налогов отбирала львиную долю всего того, что удавалось заработать нелегким трудом. Сельские труженики просыпались с первыми лучами солнца, а ложились спать после его заката, т.е. весь световой день они вынуждены были работать в поте лица. Земледельцы и ремесленники в Древнем Египте все время трудились, только так можно было заработать пищу для семьи.

В те далекие времена жизнедеятельность земледельцев Египта в значительной степени зависела от Нила, который был и остается самой длинной рекой в мире. Важно было умело воспользоваться её разливом, т.е. увлажнить не только близлежащие земельные участки, но и более отдаленные территории. Этой цели служили вырытые каналы, специальным образом сооруженные плотины, которые с началом разлива реки приоткрывались, давая возможность свободному прохождению воды. Историки подробно описывают, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

жизнь земледельцев и ремесленников в египте

Таким способом осуществлялось орошение посевных площадей. На поверхность прибрежной зоны водой Нила наносился плодородный слой ила, который значительно повышал показатели почвы. В результате земля становилась мягче, крестьянам намного легче было её обрабатывать. Пахать можно было даже легким деревянным плугом. Жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте была очень сложной, но без них не смогли бы прожить высокопоставленные фараоны.

По засеянной площади специально прогоняли домашних животных, которые копытами втаптывали зерно глубже в землю, чтобы оно не досталось птицам. Для уборки колосьев зерновых культур – пшеницы, ячменя – применялся примитивный серп. Его основание было изготовлено из дерева, а режущая часть - в виде кремневой или бронзовой вкладки. В дальнейшем, когда усовершенствовалась технология плавления металла, начали пользоваться бронзовыми и медными серпами.

Несправедливые налоги

Приступая к уборке урожая, крестьянин помнил, что самые первые колосья надо было отдать вельможе. Обмолот зерна происходил следующим образом. На твердой ровной поверхности расстилали срезанные созревшие колосья. По ним проходил скот и теребил зерно. Зерно зачерпывали деревянными лопатами и подбрасывали на некоторую высоту, ветер уносил шелуху. Задаваясь вопросом о том, как жили земледельцы и ремесленники в Египте, историки в один голос говорят о том, что им приходилось безумно тяжело.

жизнь ремесленников и земледельцев в древнем египте

Созревающее в поле зерно привлекало пернатых, подвергалось нашествию грызунов и особенно саранчи. Главными направлениями ремесленного дела были кожевенное, горшечное, ткацкое производства.

Были ли рынки?

По причине того, что товарно-денежные отношения в те времена были развиты очень слабо, такое понятие, как продажа изделий, отсутствовало. Тем не менее на одной из росписей древнеегипетским художником представлена сцена с людьми, которые с какими-то маленькими коробочками, очевидно, направлялись за покупками. Возможно, емкости служили чем-то вроде мерила зерна для приобретения не только товаров, но даже оказанных услуг. Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте зависела от хозяина, который поощрял и наказывал.

как одевались земледельцы и ремесленники в египте

Это послужило основанием для выдвижения гипотезы о существовании в древнеегипетском обществе взаимоотношений, напоминающих товарно-денежные отношения. До нашего времени дошло описание следующего случая: зажиточный вельможа расщедрился, оплатив труд мастеров, которые построили помпезную гробницу.

Что собой представляло жилище труженика?

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Как они обустраивали свой быт? Это можно узнать из данного раздела.

Домашнюю обстановку бедных тружеников нельзя было назвать роскошной. Стены и крыша над головой могли защитить жильцов от дневного зноя, от ветра и холода в ночное время. Несмотря на то что камней на территории Египта имелось предостаточно, дома всё же преобладали глиняные. Возможно, это объяснялось наличием у данного строительного материала отличных теплоизоляционных свойств и достаточной прочности. Они в немалой степени усиливались специальной технологией изготовления необожженного кирпича, в составе которого присутствовал навоз, а для армирования использовали камыш.

Благодаря тому, что пол находился ниже уровня земли, даже во время невыносимой летней жары в доме была более-менее комфортная температура. Жильцы спускались в помещение по ступенькам, словно в подвал.

чем питались земледельцы и ремесленники в египте

Чем питались люди труда?

Рацион питания земледельцев и ремесленников не отличался разнообразием. И дело не только в крайней бедности. Для людей, постоянно занятых тяжелым физическим трудом, важно, чтобы пища была простой, но сытной. Таковыми являлись лепешки из ячменя. Изредка труженики могли себе позволить овощи и мясо, которыми баловали вельможи. Распространенным среди ремесленников и земледельцев было блюдо из корневищ папируса, которое имело вкус крахмала. Теперь вы знаете, чем питались земледельцы и ремесленники в Египте.

Наиболее употребляемым напитком считалось пиво. Хотя некоторые исследователи Древнего Египта склоняются к тому, что это всё-таки квас. Свидетельством популярности также может служить тот факт, что во время сельскохозяйственных работ каждого работника для утоления жажды полагалось угощать хмельным напитком.

Внешний вид, атрибуты одежды

Как одевались земледельцы и ремесленники в Египте, тоже описано историками. Гардероб этих людей характеризовался чрезвычайной скромностью. Жаркий тропический климат позволял жителям этого региона обходиться минимальным количеством одежды. Голова прикрыта повязкой, а нижняя часть тела – длинной юбкой или набедренной повязкой. На ранних этапах государственности даже обувь не носили. Только лишь со временем на ноги стали обувать сандалии.

загрузка...

worldfb.ru

"Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Цель урока: • Познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников. • Продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся Учебное оборудование: политическая карта мира (современная) и карта Древний восток, картина «гончарная мастерская». Организационный момент. 1) жители Египта 2) жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников. 3) сбор налогов Фараон – владыка Египта, ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники. На службе у фараона и вельмож были писцы. Могущество фараона обеспечивало сильное войско. Земледельцы и ремесленники – большая часть населения Египта. Они кормили не только себя, но и фараона, вельмож, писцов и воинов. Они платили налоги отдавая в казны часть скота и урожая. Египтяне строили насыпи из земли, т.о. отделяли поля. Во время разлива Нила вода надолго застаивалась в этих квадратах, плодородный ил оседал. Для орошения далеких земель копали каналы. При помощи шадуфов поливали сады. Мастера часто рисовали сценки с земледельцами. Из зерна женщины готовили муку, из муки тесто. Дом египтянина был из тростника, обмазанного илом, вместо крыши тростниковая циновка. Египтяне любили украшения и амулеты – мелкие предметы.  

Просмотр содержимого документа «"Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте" »

Учитель истории: Егоркина Е.М.

Учитель истории: Егоркина Е.М.

Сегодня на уроке: 1. Жители Древнего Египта. 2. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников. 3. Сбор налогов.

Сегодня на уроке:

1. Жители Древнего Египта.

2. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников.

3. Сбор налогов.

План урока

План урока

  • Труд земледельцев.
  • Что выращивали египетские земледельцы?
  • Какой образ жизни вели земледельцы и ремесленники?
  • Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте?
1. Жители Древнего Египта. Прочитайте п.1 § 7 и ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?»

1. Жители Древнего Египта.

Прочитайте п.1 § 7 и ответьте на вопрос:

«На какие группы делилось население

Древнего Египта?»

Фараон Писцы Вельможи Воины Ремесленники Земледельцы

Фараон

Писцы

Вельможи

Воины

Ремесленники

Земледельцы

Запомним и запишем: Жители Древнего Египта.

Запомним и запишем:

Жители Древнего Египта.

2. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников. Вспомните, когда и как появилось земледелие? Какие природные условия способствовали развитию земледелия в Древнем Египте? После ответов детей учитель дополняет рассказ о труде египетских земледельцев. Опишите по рисункам труд египетских земледельцев.

2. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников.

Вспомните, когда и как появилось земледелие?

Какие природные условия способствовали развитию земледелия в Древнем Египте?

После ответов детей учитель дополняет рассказ о труде египетских земледельцев.

Опишите по рисункам труд египетских земледельцев.

Нил все делал сам:

Нил все делал сам:

  • Орошал поля,
  • Удобрял их илом,
  • Делал цветущими сады…
  • Время засухи – Шему (безводие)
  • Время разлива – Ахет (разлив)
  • 25-30 дождливых дней в году, в верхнем Египте – один раз в несколько лет бывают дожди.
Как жили земледельцы? Оросительная система

Как жили земледельцы?

Оросительная система

Шадуфы .

Шадуфы .

Орошение полей - сложная система каналов.

Орошение полей - сложная система каналов.

Ниломер – измеритель уровня воды в реке.

Ниломер – измеритель уровня воды в реке.

  • У южных порогов Нила, на отвесной скале отмечали высоту подъема воды во время наводнения.
  • Нилометр – прибор для измерения уровня воды в реке.
2. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников. Рассказ учителя о жилище, одежде, пище египетских земледельцев и ремесленников. Амулеты Хижина земледельца (рисунок нашего времени)

2. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников.

Рассказ учителя о жилище, одежде, пище египетских земледельцев и ремесленников.

Амулеты

Хижина земледельца

(рисунок нашего времени)

Циновки-коврики

Циновки-коврики

3. Сбор налогов. Как вы думаете, что изображает эта скульптурная композиция? После ответа детей на поставленный вопрос учитель рассказывает о сборе налогов в Древнем Египте, используя следующий слайд. Миниатюрная скульптурная композиция «Подсчет стада»

3. Сбор налогов.

Как вы думаете, что изображает эта

скульптурная композиция?

После ответа детей на поставленный вопрос учитель рассказывает о сборе налогов в Древнем Египте, используя следующий слайд.

Миниатюрная скульптурная композиция «Подсчет стада»

3. Сбор налогов. Налоги – Писец это платежи, которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну фараона.

3. Сбор налогов.

Налоги –

Писец

это платежи, которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну фараона.

Подведем итог.

Подведем итог.

  • На какие группы делилось население Древнего Египта?
  • Что выращивали египетские земледельцы?
  • Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте?
  • Что означает понятие «налоги»?
  • Кто платил налоги?
  • Как называли сборщиков налогов?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 7. Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 7.

Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед.

kopilkaurokov.ru

Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте

Урок 10. Как жили земледельцы и ремесленники в ЕгиптеЦели: ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся. Оборудование: карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская». Информация для учителя В ходе изучения истории Древнего мира учащиеся должны научиться давать устный отзыв на ответы своих одноклассников. Для более эффективной работы над этим требованием программы учитель может предложить учащимся специальную памятку. Целесообразно положить ее на каждый стол, за которым сидят ученики. Устный ответ слушают все, а подробно анализирует кто-то один. Остальные учащиеся дополняют или высказывают свою точку зрения. Ход урокаОрганизационный моментАктуализация опорных знаний учащихся по теме«Государство на берегах Нила»1. «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?» Для этого вспомни: 2.Где находится Египет? 3.Какой климат и рельеф имеет страна? 4.Какую роль в жизни египтян играла река Нил? 5.Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния? 6.Какие занятия существовали у жителей Египта? Примерный ответ учащегосяЕгипет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливался. В ноябре вода спадала, оставляя черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело. Таким образом, труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тыс. до н. э. превращался в густонаселенную страну. 2.Задание: внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».стр38 Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?» Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле. Работа с классом. а)Фронтальная беседа по вопросам: Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.) Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.) Какой город был столицей Египта? (Мемфис). Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.) Переход к новой темеИтак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла. Тема урока:Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта? Изучение новой темы ПланЖители Египта. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников. Сбор налогов. На доске: тема урока, новые слова. 1. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитайте п. 1 §7нас. 37 Ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?» (Фараоны, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники.) Информация для учител

schoolfiles.net

Урок Как жили земледельцы и ремесленники в Египте Предмет: история

скачать файлУрок 6. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 29.09.11.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цели: познакомиться с жизнью земледельцев и ремесленников в Древнем Египте. План
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.
  3. Труд земледельцев.
  4. В гостях у египтянина.
  5. Ремёсла и обмен.
  6. Писцы собирают налоги.

Оборудование: Виг. §7.

Ход урока
  1. Проверка домашнего задания.
    1. Найдите на карте 1-й нильский порог, дельту Нила, территорию единого государства в Египте.
    2. Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Прав ли был Геродот?
    3. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?
    4. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад образовалось единое государство в Древнем Египте.
    1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.

    Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско.

    На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.

    1. Труд земледельцев.

    Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на неё сверху, была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удалённых от Нила, копали каналы.

    Древние египетские мастера рисовали сценки, показывающие труд земледельцев. На одном из таких изображений мы видим, как люди рыхлят землю плугом, бросают зёрна ячменя или пшеницы во влажную удобренную землю, серпами жнут колосья (см. рисунок на с. 36). После жатвы земледельцы разбрасывают колосья на твёрдой, утоптанной площадке и прогоняют по ним скот, чтобы обмолотить зерно. Затем его провеивают, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха, и, наконец, ссыпают в закрома.

    1. В гостях у египтянина.

    Из того зерна, что останется в доме, растирая его между двумя камнями, женщины приготовят муку. Из этой муки они замесят тесто и в горячей золе напекут лепёшек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают собирать сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага. На обед, кроме лепёшки, может быть одна-две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и виноградное вино.

    Дом простого египтянина – из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка. Двери тут редко запирают – красть всё равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда. А вот и хозяева – одежды на них совсем немного: ведь очень жарко. Однако они любят всяческие украшения и амулеты – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.

    1. Ремёсла и обмен.

    Египетский художник, живший четыре тысячи лет назад, изобразил строительство дома. Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину; остальные делают кирпичи, носят их на коромысле, выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ровно.

    В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить.

    Сохранилось и такое изображение: сидит женщина, перед ней глиняные сосуды. Рядом стоит египтянин, протягивающий ей рыбу. Он предлагает меняться – это самый простой вид торговли. Денег тогда ещё не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как корова, или как два мешка зерна, или как десять медных колец.

    1. Писцы собирают налоги.

    Писцов также можно видеть на древнеегипетских изображениях. На коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростинка для письма, а запасная «ручка» - за ухом. Писцы очень нужны вельможам и фараону. Они сосчитают и запишут всё, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.

    А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!

    1. Вопросы самоконтроля.
      1. Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?
      2. Рассмотрите рисунки и расскажите, как одевались земледельцы и ремесленники в Древнем Египте.
      3. Составьте рассказ от имени земледельца о том, как прошёл его день.
      1. Домашнее задание: читать и пересказывать §7 «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» (сс. 35-39).
      скачать файл

      www.takya.ru

      Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте

      Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

      Как работали египтяне? Где жили?Как одевались? Чем питались?Как отдыхали?ЭтнографМой основной вопрос: как жили люди Древнего Египта? этнографияДля ответа на этот вопрос следует определить:Вместе с историками я изучаю жизнь народов в прошлом.

      На службе фараона.Советник царя, вельможа Древнеегипетская росписьПисец Древнеегипетская статуэткаВоеначальник Современный рисунок Роспись в гробнице Сеннеджема в ФивахКрестьяне – жители Египта Египет – дар Нила. Почва здесь черная и рыхлая, потому что состоит из ила. Нет другого народа на свете, кто так легко добывал бы свой хлеб. После каждого разлива, когда река, оросив поля, снова входит в берега, египтяне засевают свою пашню, а потом выгоняют на нее свиней. Когда семена втоптаны в землю свиньями, египтяне ожидают время жатвы. Греческий историк ГеродотРеконструкция рисунков древнеегипетских росписейПесня пахарейТоропись, вожатый,Погоняй быков!Погляди, властелин стоитИ смотрит на нас.ПахотаСевЖатва Молотьба Очистка зерна Уборка зерна в амбары… когда соберут урожай, тех же свиней пускают бегать по колосьям, чтобы таким образом обмолотить зерно. Им остается только засыпать его в свои амбары. ГеродотРеконструкция рисунков древнеегипетских росписейПесня молотильщиковМолотите себе, молотите себе,О быки, молотите себе!Молотите себе на корм солому, А зерно для ваших господ. Не останавливайтесь, Ведь сегодня прохладно. Молотьба Очистка зерна Уборка зерна в амбары … когда соберут урожай, тех же свиней пускают бегать по колосьям, чтобы таким образом обмолотить зерно. Им остается только засыпать его в свои амбары. Геродот Реконструкция рисунков древнеегипетских росписейПесня носильщиков зернаДолжны мы день целый Таскать ячмень и белую полбу. Полны уже амбары, Зерно течет выше краев, А мы все должны таскать! Воистину из меди наши сердца. Сбор виноградаУборка льнаКрестьяне сдают налогиУкрощение быкаСельские жители. Древнеегипетские росписи и рельефы. навес из тростника для защиты от солнцажилые помещениянаружная лестница зернохранилищедвор, кухня на улицескладское помещениеБ.Пруст«Фараон»Жилище крестьян РемесленникиРемесло в Древнем ЕгиптеРельеф из гробницы Рахмира. XV в. до н.э. СтроителиДревнеегипетская росписьТексты источниковСтроители. Каменщики.ДомДревняя глиняная модельРазвалины дворца Квартал ремесленников.Жилые дома и ремесленные мастерскиеМакетДревнеегипетский городСовременный рисунокТексты источников СтолярыРельеф из гробницы Рахмира. XV в. до н.э.СтолярыТексты источников Деревянный сундук. Из египетской гробницыМебель.Предметы из гробницы фараона Египетский корабль. Современный рисунок Тексты источников М

      schoolfiles.net