Искусство древнего рима периодизация. 38.Искусство Древнего Рима. Периодизация. Характеристика. Основные памятники.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периодизация — республиканский период Искусство Древнего Рима Выполнила. Искусство древнего рима периодизация


Искусство Древнего Рима периода Республики

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней. Одно из самых знаменитых произведений инженерного искусства античности - оборонительная стена Рима, возникшего на трёх холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.

К числу знаменитых сооружений относится ведущая к Риму Аппиева дорога, построенная в IV - III веках до н.э. для движения когорт и гонцов. Это первая из сети дорог, покрывавших позже Италию и имевших важное стратегическое значение, объединяя различные части страны. К древнейшим конструкциям относится и сточный канал Клоака Максима (с ударением на первом А) в Риме, существующий до наших дней. Этот подземный канал был создан для осушения болотистой местности между тремя римскими холмами, где образовалась центральная площадь древнего Рима - Римский форум (Форум Романум), на котором протекала общественная жизнь Рима, и к которому сходились все дороги столицы. Видное место в архитектуре столицы заняли мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролёты, пробегающие десятки километров. Они стали неотъемлемой частью римского пейзажа.

Главным в римской архитектуре начала республиканского периода была не пышная декоративность, а удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но масс городского населения. Целесообразностью определяются логика структуры сооружения, лаконизм архитектурной мысли. Подлинная красота и мощь римской архитектуры в художественно точно найденных пропорциях и масштабах.

Общественная жизнь протекала на Форуме - площади, представляющей собой архитектурный ансамбль. Здесь был центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Облик его сложился ко II веку до н.э. Он приобрёл асимметричный характер в результате постепенной разновремённой застройки.

На рубеже III - II веков до н.э. римляне научились делать прочный водоупорный бетон. Это позволило им развить применявшуюся уже на Востоке и в Греции технику возведения мощных сводчатых и купольных конструкций, которые нужны были для создания огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор, в общественных сооружениях. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов европейской архитектуры.

Общественные потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Другие, уже известные в античном мире типы построек - дворцы, виллы, особняки, театры, храмы, мосты, надгробные памятники - получили у римлян новое архитектурное решение.

Ведя завоевательные войны, римляне приобретали не только новые земли, они знакомились с новыми для них культурами, осваивали этрусскую и греческую технику и формы, использовали наиболее ценное в традициях Востока и варварских народов.Приобретаемые знания они использовали с присущим им рационализмом, который проявился в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм, положив тем самым начало новой эпохе мирового зодчества.

С распространением римского владычества на Грецию и Восток в Рим проникает утончённость и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоёванных стран меняет нравы римлян, в быт господствующих классов входит роскошь. Строятся дворцы и виллы, город одевается в мрамор.

Чувством спокойного стиля веет от жилых домов г. Помпеи. Как правило, это одноэтажные дома, состоящие из парадного помещения - атриума, за которым следовал открытый внутренний дворик - перистиль. Вокруг перистиля располагались жилые комнаты и хозяйственные помещения. Перистиль окаймляла колоннада, его украшали фонтаном, статуями, цветниками. Внутри дома были украшены мозаикой и росписями.

Помпейские росписи парадных комнат дают представление об основных чертах античной фрески, выполненной по сырой штукатурке. Во II веке до н.э. распространение получил т.н. инкрустационный стиль росписи, имитирующий кладку стен квадратами разнообразного мрамора и яшмы. В начале I века до н.э. развился перспективный стиль, при котором стены расчленялись живописно-иллюзорно исполненными колоннами и портиками, как бы раздвигающими зрительно стены дома, зрительно увеличивая тем самым пространство интерьера. Между колоннами появляются картины с перспективами улиц, домов, ландшафтов гор и равнин.

Полы, внутренние дворики, фонтаны мостят мозаичными изображениями, соответственно с архитектурным замыслом постройки. Эти могли быть орнаменты, фигуративные изображения, пейзажи. Композиционое и колористическое совершенство мозаик и росписей говорит об их греческой первооснове, о повторении и копировании не дошедших до наспозднеклассических и эллинистических образцов.

Неотъемлемой частью являлся рельеф, который отличало конкретно-повествовательное начало с бытовыми и историческими сюжетами, раскрывающими различные стороны жизни. Со времени Республики римские ваятели в рельефе стремились как можно точнее, конкретнее передать ход событий в логической последовательности вместе с характерными чертами участвующих в них лиц.

Эти же конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения. Именно в портрете наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, ироническое чутьё, умение обобщать наблюдения в ясной и сжатой форме. Можно сказать, что искусство Рима начинается с портрета. А сампортрет начинался с маски, так же, как и в Древнем Египте.

На сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). Восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Право на посмертную маску - "изображение" - имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом Юпитера, верховного римского божества.

В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий. Но запечатлённые в них образы суровых стойких республиканцев, мужественных участников общественно-политической борьбы - государственных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы, исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.

studfiles.net

38.Искусство Древнего Рима. Периодизация. Характеристика. Основные памятники.

В 1 тыс. год до н.э культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы — не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.

В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины — так называемый Брут, 3 в. до н.э.). Жизненная, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец II — начало I вв. до н.э.). Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). Искусство периода Империи - Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н.э.—II в. н.э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рационально ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре — Колизее в Риме. Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. К середине I в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурных композиции (Золотой дом Нерона, 64—69 гг. н.э., не сохранился, дворец Флавиев на Палатине, 92 г. н.э., Рим). При императоре Траяне строился наиболее развитый и сложный из форумов Рима (111—114 гг. н.э., архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане — исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиболее грандиозное купольное сооружение древнего мира.

Скульптура -произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. н.э.). Исторические рельефы императорского Рима, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма и строгостью пластического языка (алтарь Мира в Риме, XIII — IX до н.э.), позже, не утрачивая органической связи с архитектурой (триумфальной аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряженной динамики, которые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме) и особенно Траяна. В монументально-декоративной живописи преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл четвёртый стиль или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи выделялись произведения торевтики, "краснолаковая" керамика с рельефным фигурным декором, стекло (расписные и 2-слойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произведения глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др. Строительство развернулось главным образом в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы. В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III — IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций. Среди художественных изделий III — IV вв. н.э. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с III в. получила распространение христианская тематика.

studfiles.net

Культура и искусство Древнего Рима Периодизация 1

Культура и искусство Древнего Рима

Периодизация 1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э. ; 2) республика — 509 — 29 гг. до н. э. ; 3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Легенды и мифы Древнего Рима • Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. • Но в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.

Особенности древнеримской мифологии • Древние римляне считали, что каждый предмет и явление имеет особого богапокровителя. • Римляне редко изображали богов и не создавали мифов о них. Часто неопределенными оставались даже их пол и имя. • Римляне обожествляли силы природы.

Возникновение культа Римляне считали, что боги предначертали Риму власть над миром. Формирование «римского мифа» . Сюжеты «римского мифа» делятся на три группы: 1) Основание римского государства легендарным героем Энеем, 2) Возникновение Рима и «время царей» . 3) Установление и ранний этап существования римской республики.

Конец I века до н. э. республика сменилась империей. Императоры стали отождествлять себя с богами, а императриц — с богинями. Первый римский император-бог – Юлий Цезарь (100 -44 годы до н. э. ). «Римский миф» был оттеснен на второй план.

Период Республики 509 — 29 гг. до н. э.

Формирование Культуры На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков.

Архитектура Градостроительство и архитектура республики проходят три этапа. 1. (V в. до н. э. ) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища; возведение храмов. 2. (IV–III вв. до н. э. ) город начинает благоустраиваться. Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки– оборонительные, дороги, акведуки, сточные каналы. Ощущается сильное этрусское влияние 3. (II–I вв. до н. э. ) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал.

Композитный ордер соединяет черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей

Композитный ордер

Монументальное строительство • Псевдопериптер – особый тип храма с высоким основанием (подиумом). • Амфитеатр - самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены. • Жилые дома перистильной конструкции (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения) • Виллы, свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом • базилики (прямоугольные здания с несколькими нефами) • монументальные гробницы, триумфальные арки, термы

Храм Весты в Триволи (схема)

Храм Весты в Триволи

Форум Романум

Форум Романум (современный вид)

Форум Романум (современный вид)

Основные положения трактата Витрувия • Строительство нужно начинать с техникоэкономического обоснования, причем главное при этом - учет стоимости сооружения. • При проектировании сооружений нужно учитывать возможность их возведения из местных строительных материалов. • Нужно тщательно изучить географические и климатические условия. • Планировка города должна проводиться с учетом основных направлений ветров

Скульптура • Первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом. • Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э.

Культ предков и развитие римского портрета. • Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство.

Тога тус (лат. togatus — одетый в тогу) — в Древнем Риме человек, одетый в тогу. Тип древнеримских статуй, условно называемый «тогатусами» . Они изображают прямостоящих мужчин в полный рост, задрапированных в тогу.

Тиберий в Тоге Париж, Лувр

Портрет Юлия Цезаря

Живопись • Эта отрасль искусства, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. • При Августе Рим имел уже нескольких искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Славились портреты Лалы или Лайи, родом из Кизика.

Стили стенной живописи • Первый стиль - инкрустационный ( II в. до н. э. ) Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы (Дом Фавна в Помпеях). • Второй стиль - архитектурно-перспективный (80 -х гг. - 20 -х гг. до н. э. ). Стены оставались гладкими и расчленялись живописноиллюзорными, расписанными колоннами, карнизами, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность.

Первый помпейский стиль

Второй помпейский стиль

• Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н. э. - 40 г. н. э. в Риме, 62 г. н. э. в Помпеях) закономерно вырос из второго, однако при этом утратил иллюзорную перспективу последнего. Архитектурные детали здесь становятся все более условными. • Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63 -62 г. ) имеет несколько названий "иллюзорный", "фантастический", "перспективно-орнаментальный". В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей".

Четвертый помпейский стиль

Третий помпейский стиль

Настенная роспись виллы Мистерий в Помпеях

Росписи Виллы Мистерий близ Помпей. I в. до н. э. Омовение рук.

АЛТА РЬ ДОМИ ЦИЯ АГЕНОБА РБА, рельеф, Мюнхенская Глиптотека

АЛТА РЬ ДОМИ ЦИЯ АГЕНОБА РБА, рельеф, Париж, Лувр

АЛТА РЬ ДОМИ ЦИЯ АГЕНОБА РБА, рельеф, Мюнхенская Глиптотека

Период Римской империи 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

«Золотой век» Римского государства • Искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители • «Римский мир» — время затишья в классовой борьбе— стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. • Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм»

Конструктивные особенности • Монументальность и масштабность сооружений • стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству • строгая симметрия • использовали ордера лишь как декоративный элемент • Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Ордера и их развитие • Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. • Римско-дорический ордер имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. • Римско-ионический ордер унаследовал формы и пропорции греческих образцов. С развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы

• Коринфский ордер в Риме стал одним из господствующих ордеров. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. • Композитный ордер повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

Форум Августа

Виды архитектурных сооружений • Триумфальные арки • Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам) • Базилика • Термы • Зрелищные постройки • Жилые здания различных типов • Культовые постройки

Атриум двор, окруженный комнатами разного назначения и расположенный в передней части здания. 1) Атриум testudinatum – крыша имела скаты, обращенные к краям 2) Атриум displuviatum - с крышею, подобной предыдущей, но только с просветом посередине 3) Атриум tuscanicum, или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посередине. 4) Атриум tetrastylum, или четырехколонный, крыша которого опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. 5) Атриум corinthium, или коринфский, представлял собою большой и открытый двор, обнесенный колоннадою с крышею, обращенной скатом внутрь.

Золотой дом Нейрона в Риме, план раскопок

Золотой дом Нейрона в Риме

Золотой дом Нерона. Фрески-гротески

Колизей

Храм Веспасиана и Тита

Атка Тита

Атка Тита, рельеф «Триумф Тита»

Атка Тита, рельеф

Статуя Октавиана Августа в одном из залов музея Ватикана.

Статуя Августа, приносящего жертву. Мрамор. Нач. I в. н. э. Рим, Национальный Римский музей

Портрет Ливии (деталь). Нач. 1 в. Помпеи.

Портрет Ливии. Собрание Новой Карлсбергской глиптотеки в Копенгагене

Портрет Агриппы из Лувра.

Портрет Тиберия. Из Италии. Мрамор. Ок. 4 -14 гг. Выс. 48 см Лондон, Британский музей.

Форум Трояна

Форум Трояна (реконструкция)

Колонна Траяна (высота 39, 83 м)

Броня Дакков. Колонна Трояна

Римские горнисты. Колонна Трояна

Римские легионеры в построении «черепаха» . Колонна Трояна

Битва с Дакками. Колонна Трояна

АПОЛЛОДОР ДАМАССКИЙ римский архитектор, расцвет деятельности которого приходится на первую четверть 2 в. н. э. Осуществленные Аполлодором постройки в Риме создали ему славу одного из наиболее прославленных архитекторов античности

портрет римского императора Каракаллы (211 — 217 гг. )

Бюст императора Филиппа Араба. Около середины III в. н. э. Древний Рим.

Константи н Вели кий • римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста • христианство сделал господствующей религией • в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство.

Дворец Диоклетиана план

Дворец Диоклетиана

Дворец Диоклетиана

Базилика Константина — Максенция. План

базилика Константина — Максенция

базилика Константина — Максенция

Арка Константина

Искусство времени Адриана. • время нового классицизма • стремление к более живой и пластичной передаче человеческого тела • подражание греческим портретам • пластическое исполнение глаз

Пантеон императора Адриана

Вилла Адриана 1)Печиле —прямоугольная площадь размером 232× 97 м с озером в центре, ограниченное 9 -метровым укреплением, завершавшимся двухсторонними портиками. 2) Ченто камерелле ( «сто комнатушек» ) — маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле.

3) Здание с тремя экседрами — примыкающее к Печиле здание в форме клевера, чьё первоначальное предназначение остаётся неизвестным.

5) Большие термы — бани для мужчин, отделённые от малых служебным двориком. 6) Вестибюль — остатки здания неизвестного назначения рядом с термами.

7) Канопа — водоём размерами 119× 18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. 8) Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа долину Канопы.

9) Претория — огромный комплекс в несколько этажей, предназначавшийся для обслуживания. 10) Золотая площадь — большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51× 61 м с двойным портиком

11) Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. 12) Нимфей — пространство прямоугольной формы между портиком и печиле, ранее считавшееся стадионом.

13) Казарма охранников — небольшое помещение между портиком и летним триклинием. 14) Зал дорийских пилястров предназначался, скорее всего, для судебной администрации. 15) Нимфей — пространство между Золотой площадью и частной библиотекой 16) Дворцовый перистиль здание неясного назначения, большая часть которого до сих пор находится под землёй. 17) Летний триклиний 18) Частная библиотека 19) Зал в три нефа 20) Крытая галерея — часть огромной сети подземных туннелей, использовавшихся для обслуживания виллы.

21) Термы с солнечным отоплением — баня в виде большой угловой круглой комнаты с широкой ванной и пятью окнами на югозападной стене. 22) Библиотечный двор размером 65× 52 м.

23) Гостеприимный двор состоявший из десятка спален для приёма преторианцев. 24) Триклиний 25) Павильон Темпе — большая панорамная терраса.

26) Греческая библиотека 27) Римская библиотека 28) Островная вилла — кольцевой канал, окружающий круглый остров с маленькой виллой

29) Зал философов 30) Башня Роккабруна (башня коричневой крепости)

31) Храм Аполлона 32) Академия 33) Круглый храм частично воссоздан в 1958 году из обломков. 34) Палестра 35) Греческий театр с сохранившимися частями партера и просцениума.

Храм богинь Венеры и Ромы

мавзолей Адриана

Вывод: Культура Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Благодаря римским копиям до современности дошли многие произведения греческой скульптуры. Культура и быт римского времени оставило множество замечательных памятников в самых различных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа.

present5.com

Билет 1. Искусство Древнего Рима. Периодизация. Общие проблемы.

Стр 1 из 23Следующая ⇒

Периодизация. Очень четкая, ясная, логичная и связанная с этапами римской истории.

1 Этап: 8-4 вв до н э Не очень связан с самими памятниками (собственно римских нет, имются в виду соседние племена: этруски и италики). Которые позже подчинились и внесли вклад в развитие искусства Рима.

4 вв до н э - 31 (Август разбил Антония)/27 (сложение системы Римской империи) г до н э - Искусство Римской Республики. До 3 в - расширение территории по всему Аппенинскому

п-ову, ассимиляция. Не подражание, не копирование. а включение чужих богов, ценностей в свой арсенал. После 3 века Рим уже включает в себя крупные эллинские государства.

Направления греч. ассимиляции: 1 города-колонии (Пестум) - самые ранние контакты с греческой культурой. 2 Влияние греческой традиции на этрусков. 3 самый важный этап, когда Рим достиг уже такой стадии развития, что он может воспринять опыт эллинского искусства. Эллины тогда переживают свой расцвет, и Римляне воспринимают самое актуальное, самое развитое Греческое искусство. Именно тогда Рим начинает активно привозить греческие памятники наиболее известных и прославленных мастеров и учится на них. Активное копирование.

Формируются основные архитектурные типологии, основные жанры и виды изо, римский язык.

Эпоха Империи. 31/27 г до н э - 313 (Мил. эдикт)/476/Эпоха до-Каролингов.

В рамках этой эпохи: 1 -2 вв н э - Рим - крупнейшая держава и формирование идеи Pax Romana , в посл. использованная Папой. Вершина развития Римского искусства, наивысшая точка реализации.

Окончательное формирование именно Римского искусства.

кон. 2 в - 80-е 3 в - эпоха кризиса, отразившегося и на художественных формах. Начинает формироваться новый худ. язык, противостоящий античной эстетике. Отрицает её и вырабатывает новые тенденции, подхваченные Византией и средневековьем.

до 313/476 - меняется политический строй с принципата (первый среди равных, сохраняла многие рудименты Республики) на диоклетианский доминат. Окончательно обретается Имперский статус, оформляется восточными ритуалами и восточным влиянием вообще. Теперь основные тенденции идут не изнутри, а извне, с Востока. Восток определяет образ империи и язык искусства. Вырабатываются новые художественные ценности.

Римский характер: удивительная ясность, четкость, рассудочность, логичность мысли. Проза, практицизм, Римское право. Замечательная инженерная мысль, умение использовать ясно архитектурную конструкцию. Римская краткость.

Римский индивидуализм. Гордость за то, что я - римский гражданин.

Тит Ливий: И делать, и претерпевать сильное свойственно римлянам.

Индивидуальность Римской религии. Её языческий и государственный характер. Умение обожествлять отвлеченные понятия (храм страха и бледности; божество благосостояния Римского народа), обожествление императоров.

Особенности искусства.

Ассимиляция. Рост деревни с Палатинского холма, постепенное вбирание в себя даже противоречивых традиций, но эти влияния перерабатываются в собственный худ. язык

Архитектура. Именно Рим стоит у истоков всей европ. традиции понимания архитектурной формы. подчинение скульптуры и живописи архитектуре. Обязательная обусловленность декорации её функции.

Четкое деление искусства на официальное и неофициальное. Римское искусство носит очень важный социальный характер. Входит в жизнь и плоть бытовой жизни, проводник идей Пакс Романа.

Идея патроната. Когда римский гражданин заказывает произведение искусства, он его оговаривает с художников. Самые самобытные произведения римского искусства были сделаны не-римлянами, но воплощали римское понимание человеческой индивидуальности. Смена династий влечет за собой изменение художественных вкусов.

Масштаб. Ощущение внутреннего мастшаба искусства. Пантеон не очень велик, но когда находишься внутри, ощущаешь копсмический масштаб.

Основательная и последовательная эклектика как естественное художественное решение.

Без традиций римского искусства невозможно понять, представить все последующие традиции европейской культуры. "Есть 2 типа цивилизации: основанные на римском праве, и не основанные на римском праве, и их вряд ли можно назвать цивилизацией" Рим - воистину вечный город, существует идея Рима.

Общие тенденции:

Иск. Рима - завершающий этап развития всей среиземноморской цивилиации и античности вообще.Предшествует и определяет то, что будет в последующей европ. традиции.

Будучи итогом, это искусство, развившееся от самых примитивных форм, достигает полноты выражения форм в расцвете и постепенно пришедшее к упадку.

Проблемы историографии.

Эпоха Возрождения открывает для себя ЕДИНУЮ античность, которой нужно подражать, изучать, воскрешать, она была прекрасна до варваров-готов,

развушивших это всё великолепие. Отношение с пиететом. Грецию тогда не знали, нет полноты знания памятников. Римская античность - своя родная, наиболее известная. Римское искусство - эталон, совершенство. Такое отношение до сер. 17 века. Письмо президента Фр. Академии в Риме, пишет в Париж: должна быть академия в Афинах, потому что греч. искусство более великое и совершенное. Появляется новая интерпретация римского искусства, но оно имеет статус искусства второго сорта. Мнение просуществовало до конца 19 века. Меняется отношение и к Риму. Связано с именами ученых Венской школы искусствознания Франца Викхофа и Алоиза Ригля. Они оба пришли к одному, позиция Витхова: Римское искусство самостоятельно, самодостаточно, имеет свой язык, традиции, оно индивидуально, своеобразно, уникально. Величие его в архитектуре: революция, новые формы, материалы, новое понимание конструкции и внутреннего пространства. Типология базилики, купольного храма и внутреннего пространства - оперирует огромными монументальными формами, сводчатыми системами. В ИЗО Рим много копировал, подражал, но целый ряд жанров и язык отличался. В перв. очередь скульптурный портрет. Роль Ригля: смотрел на искусство Рима с т.з. посл. традиций. Выявил основные типологические приемы, повлиявшие на Средневековье. Старжеговский: Восток или Рим? С его точки зрение мнение 2-х предыдущих - не верно, а всё уже было сделано на Востоке. Книга произвела огромное впечатление, однако быстро его влияние ушло на нет. Между 2-мя войнами - новое направление, филэллинское. На новом уровне знания материала предпочтение Греции, но целостность и самостоятельность Рима уже не ставится под сомнение.

 

mykonspekts.ru

Периодизация — республиканский период Искусство Древнего Рима Выполнила

Периодизация - республиканский период (Искусство Древнего Рима). Выполнила студентка группы ДС 111 Пенькова Д. А. Проверила:

Римская Архитектура. В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней. Одно из самых знаменитых произведений инженерного искусства античности - оборонительная стена Рима, возникшего на трёх холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.

Аппиева дорога. К числу знаменитых сооружений относится ведущая к Риму Аппиева дорога, построенная в IV - III веках до н. э. для движения когорт и гонцов. Это первая из сети дорог, покрывавших позже Италию и имевших важное стратегическое значение, объединяя различные части страны.

Аппиева дорога.

Семейные гробницы римской знати. По обеим сторонам Аппиевой дороги расположены семейные гробницы римской знати. Среди них выделяется монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I веке до н. э. По своей архитектуре она представляет громадный цилиндр, который опирается на квадратное основание со стороной около 23 м. Форма гробницы напоминала гробницы этрусков: в древности она завершалась конусом, но в эпоху средневековья ее перестроили в крепостную башню. Конструкция гробницы очень характерна для римского зодчества - это бетонный массив, облицованный искусно пригнанными блоками травертина.

Римский Форум(Форум Романум) К древнейшим конструкциям относится и сточный канал Клоака Максима (с ударением на первом А) в Риме, существующий до наших дней. Этот подземный канал был создан для осушения болотистой местности между тремя римскими холмами, где образовалась центральная площадь древнего Рима - Римский форум (Форум Романум), на котором протекала общественная жизнь Рима, и к которому сходились все дороги столицы. Видное место в архитектуре столицы заняли мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролёты, пробегающие десятки километров. Они стали неотъемлемой частью римского пейзажа.

Сточный канал Клоака Максима.

Главным в римской архитектуре начала республиканского периода была не пышная декоративность, а удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но масс городского населения. Целесообразностью определяются логика структуры сооружения, лаконизм архитектурной мысли. Подлинная красота и мощь римской архитектуры в художественно точно найденных пропорциях и масштабах. Общественная жизнь протекала на Форуме - площади, представляющей собой архитектурный ансамбль. Здесь был центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Облик его сложился ко II веку до н. э. Он приобрёл асимметричный характер в результате постепенной разновремённой застройки.

Античная Фреска. Помпейские росписи парадных комнат дают представление об основных чертах античной фрески, выполненной по сырой штукатурке. Во II веке до н. э. распространение получил т. н. инкрустационный стиль росписи, имитирующий кладку стен квадратами разнообразного мрамора и яшмы. В начале I века до н. э. развился перспективный стиль, при котором стены расчленялись живописно-иллюзорно исполненными колоннами и портиками, как бы раздвигающими зрительно стены дома, зрительно увеличивая тем самым пространство интерьера. Между колоннами появляются картины с перспективами улиц, домов, ландшафтов гор и равнин.

Фреска из Помпей. Инкрустационный (первый) стиль.

Фреска из Помпей. Перспективный (второй) стиль.

Фреска из Помпей. Перспективный (второй) стиль.

Фреска из Помпей. Перспективный (второй) стиль.

Фреска из Помпей. Перспективный (второй) стиль.

Фреска из Помпей.

Мозаика. Полы, внутренние дворики, фонтаны мостят мозаичными изображениями, соответственно с архитектурным замыслом постройки. Эти могли быть орнаменты, фигуративные изображения, пейзажи. Композиционое и колористическое совершенство мозаик и росписей говорит об их греческой первооснове, о повторении и копировании не дошедших до нас позднеклассических и эллинистических образцов.

Мозаика Древнего Рима.

На этой римской мозаике из Помпеи изображены бродячие музыканты, играющие на авлосе, кроталоне и тамбурине.

Интерьер помещения, где собирался римский Сенат.

Рельеф, Скульптура, Портрет. Неотъемлемой частью являлся рельеф, который отличало конкретно-повествовательное начало с бытовыми и историческими сюжетами, раскрывающими различные стороны жизни. Со времени Республики римские ваятели в рельефе стремились как можно точнее, конкретнее передать ход событий в логической последовательности вместе с характерными чертами участвующих в них лиц. Эти же конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения. Именно в портрете наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, ироническое чутьё, умение обобщать наблюдения в ясной и сжатой форме. Можно сказать, что искусство Рима начинается с портрета. А сам портрет начинался с маски, так же, как и в Древнем Египте. На сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). Восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Право на посмертную маску "изображение" - имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом Юпитера, верховного римского божества.

Скульптурный портрет. Цезарь.

Октавиан Август.

present5.com

Лекция № 8: искусство древнего рима

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Отличительные особенности римского искусства в сравнении с искусством Древней Греции и эллинистических государств. Влияние искусства этрусков на развитие искусства Рима.

  2. Искусство периода Республики. Сложение римского стиля, основные жанры. Римский скульптцрный портрет. Стили помпейских росписей.

  3. Искусство периода Империи. Изменения в характере пластики и харктере скульптуры. Римская статуарная скульптура и скульптурный портрет. Исторический рельеф. Мозаимка. Файюмские портреты.

1. В общем контексте рационалистической культуры Древнего Рима искусство являлось одним из средств разумной организации жизни. Римский писатель Лукиан устами одного из своих героев говорил: “Искусство есть совокупность навыков, приобретённых упражнением для некоей полезной в делах житейских цели”. В римском искусстве в целом существовали два направления: официальное, способствовавшее утверждению римской идеологии на всём обширном пространстве империи и потребительское, обслуживавшее эстетические запросы различных социальных групп. В сравнении с культурой Древней Греции и эллинистического мира для Рима характерно более трезвое понимание, “прозаичность”, точность и историзм мышления, в то время, как культура Греции была более романтичной, возвышенной и мифологичной. Эта конкретность мышления и деловой подход к жизни отразились во всех видах искусства Рима. Академик А.Ф. Лосев в своей книге “Элинистически-римская эстетика” пишет: “Римское искусство рассчитано на широкое движение, на мощный размах, на могущественное развёртывание силы. Это соединяется со страстной привязанностью ко всему роскошному, декоративному и блестящему… Рим хочет удивить, поразить”.

Захват огромных территорий, по-существу всемирное господство Рима периода Империи породили в сознании тот специфически римскмй социальный универсум, который создал новые архитектурные формы и, прежде всего, купольный свод, как символ этого мирового господства. Но в римском искусстве сила и мощь соединяются с пестротой и многообразием форм, в особенности в интерьере. Эклектизм римского искусства обусловлен, с одной стороны, отсутствием глубоких национальных традиций и восприимчивостью к элементам чужих, более развитых культур, с другой стороны – тем самым желанием поразить, удивить зрителя роскошью и богатством. Греки говорили: «Мастер не сумел сделать красиво, поэтому сделал богато». Для римлян же богатство и красота были понятиями тождественными. Категории меры и гармонии, основные для искусства Греции, в Риме были утрачены.

Римское искусство складывалось на основе взаимодействия искусства местных племён с наследием Греции. Заметно также влияние более древней этрусской кульутры. Сохранились памятники этрусского искусства VI – V вв до н.э., в основном - это предметы заупокойного культа: скульптурно оформленные саркофаги, урны, рельефы и росписи из гробниц, а также бронзовые статуи божеств и воинов, в которых ясно прослеживаются архаически-героические черты (своеобразная улыбка, стремление к анатомической достоверности строения тела, элементы греческого орнамента). Наиболее известные скульптуры этрусского периода: статуя Аполлона и Вэй, бронзовая химера, саркофаг со скульптурным изображением супружеской пары на пиршественном ложе, Капитолийская волчица – бронзовая статуя, которая была установлена в центре Рима в V в до н.э., рельеф бронзовой колесницы «Львы, раздирающие Горгону». Этруски – племя неизвестного происхождения. Их язык до сих пор не расшифрован. Они не были народом, родственным италикам, но благодаря более высокоразвитой культуре до V в до н.э. влияние её на территории Италии было ведущим, многие элементы этрусской культуры органически вошли в культуру Древнего Рима.

2. Во II-I вв. до н.э. в основном уже сложился собственно римский стиль в архитектуре и искусстве. Сложение достаточно строгого и типизированного языка архитектурных форм заставляет перенести акцент в интерьеры зданий, которые становятся всё более изысканными и пышно декорированными. Роспись стен строится кначале на основе греческих традиций. Завоевательные походы римлян способствуют распространению образцов греческого искусства: создаются специальные коллекции живописи. скульптуры, керамики, размножаются копии греческих памятников. Наиболее любимым становится жанр скульптурного портрета. В раннереспубликанский период был распространён греческий тип портрета, для которого характерна некоторая идеализация героя, «облагораживание» формы. Очевидно, портреты республиканской эпохи часто выполнялись греческими мастерами. Но наряду с портретами этого типа появляются уже и чисто римские работы: здесь всё подчинено передаче индивидуального образа портретируемого, неповторимости его личности. Развитие скульптурного портрета всё больше идёт по пути реализма. Личность у римлян всегда социальна и исторична. Портрет создаёт образ участников ожесточённой общественно-политической борьбы, в лицах чувствуется напряжённость мысли и сила страстей.

Эти различия греческого и римского скульптурного портрета обусловлены тем, что зарождение римского портретного жанра связано с древним этрусским обычаем делать заупокойные портреты знатных предков с использованием восковых масок. Вначале восковые маски, снятые с лиц умерших родственников, украшали атриумы, выставлялись на семейных торжествах. Позже знатные граждане на основе этих масок заказывали изготовление бюстов предков. Каждый знатный римлянин собирал коллекцию таких бюстов в доказательство древнего происхождения своего рода и знатности фамилии. Портретам республиканской эпохи свойственно некоторое упрощение и резкость форм, сухая моделировка, и в то же время их отличает высокий реализм. Наиболее ранние портреты - это портреты стариков (очевидно, мемориальные), статуи ораторов и известных деятелей республики: Авла Метелла, Помпея, Юлия Цезаря. Иногда бюст отливался из бронзы, а глаза инкрустировались слоновой костью и цветными полудрагоценными камнями, создавая эффект «живого взгляда».

Развитие искусства оформления интерьера лучше всего прослеживается в Помпеях – городе, погибшем в 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувий. Пепел, засыпавший город, как бы «законсервировал» в первозданном виде жилые дома и их убранство. Вот почему стили оформления парадных комнат названы помпейскими, хотя в других городах интерьеры богатых домов оформлялись подобным же образом. Во II в. до н.э. был распространён «инкрустационный стиль». Он базируется на греческой традиции и имитирует в росписи кладку стен из блоков камня различных пород: мрамора, яшмы, особенно в нижних частях стен. В I в. до н.э. появляется «архитектурно-перспективный стиль» - на стенах изображаются различные архитектурные элементы: рустованный цоколь, арки, колонны, окна с различными видами природы, портики с элементами перспективы и светотенью. Перспективные приёмы изображения как бы «ломают» стену, зрительно расширяя и изменяя реальное пространство. Часто между колоннами помещались картины, изображающие перспективы улиц, ландшафты. Третий стиль – орнаментальный или ориентализующий – появляется в конце I в. до н.э. Это строгий, изящный стиль, строящийся на основе уравновешенных композиций на пласкости стены с применением линейного орнамента на ярком фоне. Иногда выделяется центральное поле, на котором помещается картина. Четвёртый стиль – декоративный или театральный – распространяется в I –II вв. н.э. В плоскости стены появляются фантастические динамичные перспективные композиции, зрительно разрушающие плоскость стены. Этому способствуют также насыщенные яркие цвета.

3. В период правления Октавиана Августа появились изменения в характере пластики. Усиливается идеологическая функция искусства, его официальный характер, что приводит к идеализации и стилизации черт в портретном искусстве. Множество статуй Августа устанавливается по всей империи. Часто он изображается в виде Юпитера со фигуркой богини победы Виктории и жезлом в руках. Скульптура прерващается в ремесло, нивелируются авторские черты, но средний уровень мастерство художников был высоким.

В период расцвета империи новой разновидностью скульптуры стали конные статуи императоров, которые устанавливались на площадях на специальных пьедесталах. Статуарная скульптура из бронзы и мрамора применялась для оформления императорских форумов. Театров, интерьеров храмов. Она несколько оживляла однообразные, строгие фасады римских общественных зданий, служила целям композиционной организации пространства форумов, одновременно увековечивая память императоров и известных исторических деятелей эпохи.

Скульптурный портрет приобретал более официальные черты. В период расцвета империи искусство римского скульптурного портрета достигает высшего совершенства. Главной чертой становится реализм в изображении характера человека, наиболее ярких черт его личности. Сохранилось множество бюстов римских императоров и членов их семей. Наиболее известные из них: скульптурные портреты Веспасиана Флавия, Каракаллы и его жены, Нерона и его матери, Агриппы, Траяна. Коммода. В период правления императора Адриана, почитателя греческой классики, в скульптуре появились вновь черты идеализации натуры. Особенно известные памятники того времени – скульптурные портреты Антиноя – любимца Адриана, греческого юноши, погибшего в молодом возрасте. Эти портреты стали символом классической юношеской красоты. В период упадка империи искусство скульптурного портрета переживает глубокий кризис жанра. Приход к власти «солдатских императоров» – людей простого происхождения, часто выходцев из провинций, отразился в их портретах: черты лиц огрублены, во взгляде чувствуется презрение и усталость. Таковы портреты Филиппа Аравитянина, Максимина Фракийца, воплотившие образ «варварского» Рима.

Христианство с его отрицанием плоти, идеализацией духа, очевидно оказало влияние на изменение характера пластики и иконографии портрета6 преувеличиваются глаза. Лицо становится схематичным, массы укрупняются, образ «отрывается» от реального объекта изображения очень значительно, превращая портрет в некое подобие идола. Таковы портреты императоров диоклетиана м константина. Наблюдается общее падение уровня художественного мастерства.

Походы римских полководцев, их победы и триумфы увековечивались в жанре исторического рельефа, часто заполнявшего свободные плоскости стен мемориальных сооружений: триумфальных арок, пьедесталов памятников и фризы мавзолеев. Триумфальная колонна Траяна снизу доверху опоясана спиралевидной лентой рельефа, общая длина которого составляет 200 м. В основу сюжетов положена история победоносных походов римлян в Дакию. Рельеф внутри проёма арки Тита - удачно найденное решение как бы увековечивающее триумфальное шествие императора после победы над восставшей Иудеей.

Римская мозаика является продолжением уже выработанных ранее в эллинистическом искусстве приёмов декоративного оформления интерьеров. Мозаика, служившая, в основном, для украшения полов, развивалась от несложных геометрических узоров, выложенных галькой или набором чёрно-белых камней. Поверхность выложенной в слое извести мозаики шлифовалась, в результате чего возникал ровный блеск поверхности. В период расцвета империи появляются целые мозаичные панно. Сюжетная композиция, занимающая центральный прямоугольник, или квадрат, обрамляется орнаментальными декоративными поясами и элементами. В целом, композиция центрально-симметрична. Другие мозаики воспроизводят живописные произведения греческих авторов. Например, мозаика «битва Александра Македонского с Дарием» выполнена по картине известного мастера Апеллеса. В доме древнеримского поэта Вергилия найдена мозаика, изображающая его с аллегорическими фигурами муз истории (Клио) и трагедии (Мельпомены). Римская мозаика как особый вид монументального искусства, благодаря своей долговечности и удачному синтезу с архитектурными формами и отделочными материалами в интерьере общественных зданий получила дальнейшее развитие в христианской культуре Византии и стран Восточной европы.

Портрет в римском искусстве получает распространение не только в скульптуре, но и в живописи, однако, живописных портретов сохранилось немного. Наиболее известны так называемые «файюмские портркты» I – II вв., найденные в Египте в некрополе оазиса Эль Файюм. Эти портреты представляют собой своеобразный сплав египетского заупокойного портрета и эллинистически-римской традиции. Исполнялись они на тонкой дереаянной дощечке или холсте при жизни человека, а после его смерти помещались на его мумии. По сравнению с египетским каноническим изображением эти портреты теряют скованность и фронтальность композиции. Лицо часто изображается с поворотом в три четверти на нейтральном фоне с живописной моделировкой светотени. Выполнялись портреты в технике энкаустики (земляные краски в соединениис воском и смолой) или восковой темперы. Воск способствует длительной сохранности поверхности и создаёт глянцевую фактуру. Фаюмские портреты, в отличие от древнеегипетских, подчёркивают индивидуальные особенности личности человека, выявляют их возраст и этнические черты. В период упадка империи в этих портретах также появляется схематизм, усиливается воздействие египетских традиций: фронтальная композиция, чёткий графический контур, плоскостная трактовка форм, локальные цвета. Энкаустика заменяется темперой. В напряжённом взгляде больших глаз чувствуется предвосхищение византийской иконописи.

studfiles.net

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА ПЕРИОД ИМПЕРИИ ТРИУМФАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. ПЕРИОД ИМПЕРИИ. ТРИУМФАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И СКУЛЬПТУРА.

К концу 1 в. до н. э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Появилась необходимость в централизации управления. В результате сложилась военная диктатура. При правлении Октавиана Августа диктатура была превращена в монархию (единоличная власть, передающаяся по наследству). С конца 1 в. до н. э. по конец 3 в. н. э. монархия была замаскирована республиканскими учреждениями (официально считалось, что власть в римском государстве разделена между императором и сенатом), дань республиканским традициям. Статуя императора Августа. Мрамор. Ок. 20 г. н. э. Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Правление императора Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э. ) Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. — время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука — работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий (“Десять книг об архитектуре” ).

Выдвигается новая идея божественности императора. Римские художники настоятельно обращаются к греческому искусству классической эпохи — 5 4 вв. до н. э. Ведущим искусством по прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты.

Форум Августа ( создание примерно к периоду 42 — 2 годов до н. э. ). форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. - продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной (высота ее 36 м. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). - огромные размеры храма (высота колонн портика — почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, скульптурного оформления. В постройке его принимали участие греческие мастера.

Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — так называемый «Квадратный дом» в Ниме. (первые годы нашей эры). - поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. - ордер храма— коринфский. - целла храма более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. - пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.

Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Арка Августа в Римини (27 г. до н. э. ). однопролетная арка строгих простых очертаний, увенчанная аттиком(декоративная стенка над карнизом), с посвятительной надписью. - построена в в честь Цезаря Октавиана Августа в Римини на точке пересечения via Flaminia и Via Emilia – важные дороги империи.

Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н. э. Театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. Здесь впервые встречается характерная для римского зодчества многоярусная аркада, образующая с ордером органическое целое – это «римская ячейка» . Эта архитектурная система найдет свое самое совершенное Выражение в Колизее.

Изобразительное искусство времени правления Августа В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета.

Статуя императора Августа из Прима Порта (1 в. н. э. ) пример официального портрета. Август изображен в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску. Черты лица идеализированы. Подпорка выполнена в виде дельфина с Амуром. Влияние греческой скульптуры 5— 4 вв. до н. э. чувствуется в постановке фигуры, раске мраморной скульптуры. Римские качества: репрезентативность, строгость пластической формы, граничащая с холодностью.

Статуя Августа в виде Юпитера, восседающего на троне. Эрмитаж. Время создания: Первая половина I в. Материал: Мрамор. Размеры: 187 см. Поступил в 1862 г. Происходит из собрания Кампана в Риме. Характерная черта римского официального портрета идеализация и торжественная парадность образа.

Статуя Августа, приносящего жертву. Мрамор. Нач. I в. н. э. Рим, Национальный римский музей. Дру гой тип порт рет ной ста туи изо бра жа ет Авгу ста в обли ке вер хов но го жре ца, с наки ну тым на голо ву кра ем тоги и чашей для воз ли я ния в пра вой руке. В лице Авгу ста с впа лы ми щека ми и утом лен ным взглядом чув ст ву ет ся стрем ле ние скуль п то ра передать пожи лой воз раст; - образ импе ра то ра геро изи ро ван: как и в более ран них порт ре тах, он пред став лен как лич ность, сто я щая выше обыч ных людей. - голо ва была испол не на отдель но, из гре че ско го мра мо ра, и встав ле на в ста тую тога ту са, выпол нен ную рукой дру го го масте ра из ита лий ско го мра мо ра. Ста туи тога ту сов изготов ля лись зара нее, порт рет ные же голо вы зака зы ва лись спе ци аль ным масте рам порт ре ти стам.

Тип древнеримских статуй, условно называемый «тогатус» . стоящий прямо и в полный рост мужчина, задрапированный в тогу. В данной иконографии изображают и императоров, и сенаторов, и простых граждан. О сложении данного типа иконографии можно сказать следующее: «с развитием общественной жизни, с ростом значения полководца завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется в Риме почетная статуя римлянина, закутанного в тогу („тогатус“)» . Для прославления знаменитых ораторов, удачливых политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось недостаточно и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост — homo politicus, в отличие от изображений в доспехах, подчеркивающих военные заслуги модели. Статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение — тогу, а сами статуи начали называть «тогатусами» .

Портрет Агриппы (25 г. до н. э. ). Талантливый полководец, Марк Випсаний Агриппа был другом и ближайшим помощником Августа, его зятем (он был женат на племяннице императора Марцелле). Занимая высокие государственные посты. По его распоряжению был возведен Пантеон храм всех богов. реалистические тенденции проявились гораздо сильнее, чем в других официальных портретах эпохи Августа. скульптор трактует грубоватые черты лица Агриппы обобщенно, но без идеализации, создавая образ человека, наделенного огромной силой воли, твердости и энергии. Реалистические тенденции римского портр отчетливо проявились в портрете Агриппы, сподвижника Августа, полководца и государственного деятеля. Большая сила воли, твердость и решительн

Статуя Германика. Мрамор. Конец 1 в. до н. э. Париж. Лувр. Римский военачальник и государственный деятель, консул 12 и 18 годов, прославившийся своими масштабными германскими кампаниями. Почётный когномен Germanicus — «Германский» он, как и его брат, унаследовал от отца в 9 году до н. э. Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н. э. ), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека, изображенного обнаженным, как греческий герой.

Правление династии Флавиев вторая половина 1 в. н. э. Архитектура

Архитектура приобретает грандиозный масштаб Задача: Красота и изящество греческих храмов, Роскошь и пышность колоссальных сооружений Древнего Востока. К концу 1 в. н. э. Рим приобрел облик столицы мировой державы. Образец – эллинистическое искусство, а не классический период как во время правления Августа.

Самый большой амфитеатр сооружен в Риме в 75 80 годах и в середине века получил название Колизей от латинского слова "колоссеум" (колоссальный). 50000 зрителей. 3090 пар гладиаторов одновременно. представляет собой эллипс (длина 188 м). Вокруг арены, располагались места для зрителей, образующие четыре яруса. Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных блоков травертина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. 1 ярус полуколонны дорического ордера, 2 ярус – ионический ордер, 3 ярус – коринфский ордер, 4 ярус – коринфские пилястры. Колизей построен из туфа; облицован более твердым травертином. В конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон.

Триумфальная арка Тита. (81 г. н. э. ). - В ознаменование взятия Иерусалима. - Мощная по формам однопролетная арка украшена колоннами с композитными капителями. - Высокий, строгий аттик с посвятительной надписью. - Была задумана как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась). Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством.

Изобразительное искусство правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев Портрет времени Августа носил идеализирующий характер. Мастера обращались к греческому искусству классического периода (4 – 5 вв. до н. э. ). А портретисты второй половины 1 в. н. э. (правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев) опирались на реалистические направления эллинистического искусства. Характерно большая реалистичность, живописность, театральность. стремление к индивидуализации портретного образа, создание острых характеристик, оживление лица мимикой, подчеркивание самых ярких черт (самодовольно скептическая складка губ Вителлия, усмешка Веспасиана, гримаса Цецилия Юкунда).

Голова Нерона. Мрамор. 50 е гг. н. э. Рим, Национальный римский музей. - изо бра жа ет его моло дым. - Моде ли ров ка лица с его нерез ки ми, немно го рас плыв ча ты ми чер та ми выпол не на очень мяг ко. - неболь шие гла за под при пух ши ми века ми смот рят при сталь но и недоб ро же ла тель но.

Портрет Вителлия. Мрамор. 68— 69 гг. н. э. Париж. Лувр. Портрет императора Вителлия — с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства облик этого императора, славившегося своим обжорством.

Портрет Цецилия Юкунда. Бронза. 60 70 е гг. Неаполь, Национальный археологический музей. Еще более ocтpo и резко дана характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда — душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью. Най ден в Пом пе ях в доме Цеци лия Юкун да. Скуль п тор исполь зо вал нату ра ли сти че ские подроб но сти, такие, как кри вой рот, отто пы рен ные уши, боро дав ку на щеке, для того чтобы кон кре ти зи ро вать образ. Порт рет Цеци лия Юкун да — непри укра шен ный, бес по щад ный лик одно го из пред ста ви те лей «новых людей» . Над пи си на полу в атри уме несколь ких домов в Пом пе ях гла сят: «При быль — радость» , «При вет тебе, при быль» .

Портрет молодой римлянки. Мрамор. 80— 90 е гг. Портрет римлянки в модной высокой прическе из завитых локонов более тонок по характеристике; в нем нет резких акцентов. - сохраняется реалистическая правдивость; - за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются черты ее характера — эгоизм, душевная холодность. Этот портрет отличается большой технической изощренностью в обработке мрамора.

Декоративно прикладное искусство В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем.

Серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале, поразительны по красоте и совершенству работы. 1 в. н. э.

Римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян.

Живопись 1 в. н. э В этот период развиваются третий и четвертый стили живописи.

3 й декоративный стиль (конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э. ) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным.

Наказанный Амур. 25 до н. э. Общая высота 174 см. Настенная роспись. Фреска 4 го декоративного (помпеянского) стиля из Геркуланума. Относящиеся, ко второй половине 1 в. росписи 4 й декоративный стиля свидетельствуют о новых вкусах. - Орнаментальная часть росписей имеет характер фантастических архитектурных композиций; - пространственный и динамический характер. - гамма красок пестра; - живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты. большая реалистичность и объемность форм.

Женщина с ручкой. Настенная роспись из Помпей. 4 -й декоративный (помпеянский) стиль

2 век н. э. называют золотым веком Римской империи. Кроме Рима в это время переживают расцвет Провинции. 2 век н. э. – правление династии Антонинов (96 – 192 гг. ): Нерва (96 98 гг. ), Траян (98 – 117 гг. ) – первый римский император из провинциальной (испанец) знати. Ведет активную завоевательную политику. Завоевал Дакию, превращает Армению в римскую провинцию. В его правление Римская империя включает в себя максимальные территории. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Адриан (117 – 138 гг. ) – пришлось отказаться от некоторых завоеваний Траяна. Главная задача – укрепление границ для сохранения огромной римской державы. Большое внимание уделял управлению провинциями. Щедро субсидировал строительство в провинциях. Поклонник греческой культуры (так называл себя сам). Антонин Пий (138 – 161 гг. ). Марк Аврелий (161 – 180 гг. ) – выдающийся философ стоик. Золотой век закончился. Внешнеполитические проблемы – натиск соседних племен. Внутри империи – восстания провинций. Все больше получает распространение христианство, особенно в восточных провинциях. В искусстве – архаизирующие тенденции. Коммод (180 – 192 гг. ) – последний представитель династии. При нем – террористический режим.

Архитектура В 1 пол. 2 в. при императорах Траяне и Адриане – в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений. Во 2 пол. 2 в. – строительство в столице сокращается, становится скромнее в размерах и украшении.

Акведук в Сеговии. Кон. I — нач. II вв. Камень, бетон. Испания. Построен при императоре Траяне. двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему гармонично вписывается в окружающий пейзаж.

Гарский мост (римский акведук в Ниме). I в. до н. э. — I в. н. э. Франция. Одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки. Великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город — трудно поверить — миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.

Гарский мост (акведук в Ниме). Деталь.

Акведук в Ниме. Аэрофотография

Мост Сант Анджело. II в. Рим. Был построен с целью соединить Замок Сант Анджело (Мавзолей Адриана) с Марсовым полем. Украшавшие мост статуи были заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.

Аппиева дорога в Риме (Via Appia). IV—III вв. до н. э. первая римская мощеная дорога, она была проложена со стратегической целью между Римом и Капуей, протяженность составляла около 350 км. Была выложена из квадратных камней, по ней свободно могли проехать, не сталкиваясь, два воза.

Аркада на Новой Аппиевой дороге (Via Nuova).

Строительство при Траяне Форум Траяна. Около 100 г. Крупнейший архитектор того времени Аполлодор Дамасский. - самый крупный ансамбль Древнего Рима, самый красивый. Был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников. - состоял из нескольких частей, а не из одного перистильного двора, как раньше: 1. Пятинефная базилика Ульпия – крупнейшая в Древнем Риме, 2. Две библиотеки — греческой и латинской литературы – в перистильном дворе. 3. Колонна Траяна стояла между библиотеками, 4. Храм Траяна – в еще одном дворе.

Колонна Траяна. II в. Высота 40 м. воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.

Еще одна часть форума Траяна – лавки Траяна (рынок Траяна). Форум задумывался не просто как городская площадь. Чтобы гарантировать себе народное признание Траян приказал построить на Форуме своего рода торговый центр. Лавки – два мощных полукружия, обращенные в сторону главной площади. Правое полукружие пятиуровневый торговый комплекс, располагался на склоне холма высотой в 40 метров. Насчитывал ни много ни мало — 150 лавок. Новые быстрые и экономичные методы строительства: - стены лишь облицовывались кирпичом. - кирпичи разрезались пополам для снижения затрат. - стена – из смеси из бетона с камнями, это и позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей. - мастерство римлян в обращении с кирпичом не только как со строительным, но и как с отделочным материалом.

Пантеон (храм во имя всех богов). Архитектор Аполлодор Дамасский. первое здание было построена в 27 — 25 гг. до н. э. императором Агриппой. Сгорело во время пожара. новое здание построено в 1 пол. 2 в. при императоре Адриане. фасад выражал владычество Рима над миром. греческий портик поддерживают 16 колонн, вытесанных из египетского гранита, привезенных из Асуана.

Пантеон. Реконструкция. Разрез. Размер диаметра создан из расчета пропорций человеческого тела

Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену. нижний ярус с колоннами и нишами прорезан сводчатыми арками. верхний – меньше, более плоский. на нем покоится купол, украшенный кессонами.

Купол Пантеона самый большой куполом античности. Д – 43, 2 м. Он оставался крупнейшим в Европе, пока в 15 в. архитектор Брунеллески не создал купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца. Окулус (Д – 9 м) — «глаз Пантеона» единственное в здании отверстие для освещения вентиляции.

Пантеон. Реконструкция. Разрез.

present5.com