Гетеры, девадаси и проститутки. Гетеры в древней индии


Гетеры в древней индии - Дом Солнца

Гетеры в древней индии Эта книга была адресована каждому индусу, но для гетеры она была живой "библией".

Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини ( Шивы и Шакти), и фигуры переплетенных пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ - ритуальное половое сношение, считавшееся средством обретения божественности.

Гетеры были особым видом женщин, не связанных правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц других каст. Многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо становились служанками или работницами. Однако всегда были и блистательные куртизанки. Красивые, образованные, богатые они занимали высокое положение и пользовались не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Таис Афинская, Аспазия или Фрина в античной Греции.

"Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется "ганика" и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец" (Камасутра.).

Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож. Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они, как правило, обслуживали клиента не ночь и не две (хотя, конечно, были и такие гетеры).

Гетера должна была в совершенстве владеть 64-мя видами искусств. Среди них пение, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, украшение дома, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, металлургия, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, художественное плавание, разведение бойцовских петухов и т.д.

Гетера, как правило, искала себе "возлюбленного", с которым жила постоянно. В их отношениях была и любовь, и ревность, и ухаживания, и разлука. Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих.

В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя и не говорит, чем они отличались друг от друга. Современные исследователи выделяют до пяти видов гетер.

К первому и самому почетному виду относятся царские куртизанки. Фактически они мало, чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалование, которое иногда не отличалось от жалования вельмож и царских сановников.

В их обязанности входило ублажение царя, хотя, судя по всему, они предоставлялись и любому придворному, к которому царь проявлял благосклонность. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада). Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий.

Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - гетеры, живущие в публичных домах и борделях. Лучшие городские гетеры жили в особом доме, который принадлежал царю и предназначенном для досуга мужчин. О том, как роскошен был дом гетер можно судить по описанию из дошедшей до нас пьесы "Глиняная повозка":

"О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом. Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них - зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому".

Дом гетер состоял из восьми дворов с садом. В первом находились роскошные, богато украшенные постройки. Второй двор снимал напряжение, возвращая посетителя к миру природы, в нем царила атмосфера умиротворенности и спокойствия. Следующий обращался к интеллектуальным способностям человека (там были кресла для отдыха, игральные доски, рукописи). Четвертый двор был посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый обращался к чувственной стороне человека, здесь находились кухня с лакомствами. В шестом дворе снова начинается напряжение, благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом напряжение спадало, благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор - переход в сад, где царит "главная" гетера, венец всех прочих чудес.

Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки. Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д., но все, как правило, образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли своеобразную прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором.

Третьим видом проституток была часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом.

Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.

Четвертый вид гетер - совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога). Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Божество в храме почитали по аналогии с земным царем. У него тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском дворе, в том числе и гетер. Их профессия передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу.

Эти женщины служили богу танцами, песнями, ублажая верующих, исправно платящих подать храму.

Актрисы в Индии тоже считались девушками легкого поведения. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого, как правило, не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно.

В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в плен на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию. Чтобы стать свободной женщиной, нужно было выплатить сумму десятилетнего заработка гетеры и добиться особого разрешения царя.

В свете гетеры, видимо, принадлежали к сословию шудр - низшему слою индийского общества. До гетер было запрещено дотрагиваться монахам. В "Законах Ману" говорится, что тот, кто убил проститутку, не совершил греха и не подлежит наказанию, хотя в "Глиняной повозке" из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей касты, приговаривают к смертной казни.

Реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом.

"Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов (это райские певцы, танцоры и музыканты), а этот дом - за небесный дворец". "Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом", - восклицает Майтрея в "Глиняной Повозке".

Но гетеры не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они были мощным оружием в политической борьбе. В Древнем мире не редки случаи, когда царю, которого не удавалось победить на поле боя, в знак примирения приносили богатые дары, в том числе искусную гетеру. Этот “подарок” за несколько недель истощал своими бесконечными ласками непобедимого правителя, и тогда заговорщикам уже не составляло никакого труда отобрать у него власть.

Гетеры были искусны не только в любви, но и в убийствах. Из индийских источников IV века до н. э. мы знаем об аконитине, яде, содержащимся в растениях рода аконит, который использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным водонепроницаемым веществом, а сверх него, в виде губной помады наносили на губы аконитин. Одного поцелуя или укуса, было достаточно, чтобы возлюбленный гетеры скончался в ужасных судорогах.

Существуют также истории про небесных гетер - апсар, которые, согласно древним легендам, живут на райских планетах. Если какой - то йог на земле совершал много аскез, а аскезы, как известно, придают силу, то полубоги на высших планетах начинали волноваться, что он займет их должность во вселенной, подсылали ему апсару. Стоило такой апсаре, увешанной с ног до головы драгоценностями, позвенеть ножными колокольчиками, как йог забывал обо всем на свете. Что же тогда говорить о простых смертных, которые бессильны перед искусными гетерами.

www.sunhome.ru

Гетеры в Древней Индии - Сайт Востоколюба

Можно было бы назвать этот цикл статей «Проституция в Древней Индии», но подумалось мне, что слово «проституция» несет много негатива, а мне хотелось бы избежать в данном случае дуального оценочного подхода. Это оправданно поскольку сами жители Бхарата относились к данной профессии по-разному — в диапазоне от осуждения до почитания.

Есть несколько основных источников, из которых мы черпаем информацию о древнеиндийских гетерах. Один из них — Камасутра. Кроме трактата Ватсьяяны — это Артхашастра и некоторые произведения искусства, в частности, драма Шудраки «Глиняная повозка», а также танцевальное наследие девадаси.

Ватсьяяна по поводу гетер совершенно не морализаторствует. Он с бесстрастием настоящего ученого отмечает, что «Есть жены, преданные влечению, есть и преданные выгоде» и посвящает целый раздел советам для гетер (в основном тому, как им вести бизнес — о чем мы уже говорили в статье «Камасутра как бизнес-пособие«).

Ватсьяяна отмечает, что главное для гетеры — деньги. Даже когда есть любовь, то деньги всё-равно главное: «Пусть, однако, из-за любви она не терпит убытка в деньгах, ибо [для гетеры] они — главное».

В литературе можно встретить разные классификации индийских дам полусвета. Ватсьяяна в своем трактате выделяет девять видов гетер: «Кумбхадаси, паричарика, кулата, свайрияи, нати, шилпа-карика, пракашавинашта, рупаджива, ганика».

Перечисление ведется от низшего разряда к высшему. Кумбхадаси — жрицы любви из низших каст, чьим предназначением было удовлетворение физиологической страсти и не более того. Кулата (переводится как «неверная») — тайно от мужа, сходящаяся с другим. Свайрини («несдержанная») — удалившая мужа и отдающаяся мужчинам за деньги в своем или чужом доме.

Эти три вида гетер по Ватсьяяне — наименее уважаемые.

Следующие шесть видов гетер автор относит к рупадживам — живущим за счет красоты. Это и паричарика (переводится это слово как служанка) — приставленная гетерой к какому-либо мужчине, зависимая от нее девушка (возможно, дочь). И нати — актрисы, певицы, танцовщицы. И самая высшая ступень у гетер — ганики.

Ганика

Автор Камасутры разграничивает гетер и по получаемой ими прибыли (и мы видим из этих строк, насколько богатыми могли быть и, наверное, были ганики):

«Богатая прибыль лучших из ганик [идет на] сооружение храмов, водоемов, садов, воздвижение насыпей и алтарей для жертвенного огня, дарение тысяч коров брахманам через посредников, оказание почестей и подношения божествам или же на приобретение денег, которых должно хватить на эти расходы. Богатая прибыль рупаджив — на украшение всего тела, постройку превосходного жилища, роскошное убранство дома драгоценной утварью и на прислугу. Богатая прибыль кумбхадаси — на то, чтобы всегда иметь белую одежду, еду и питье для насыщения, благовония и бетель, на украшения, отчасти сделанные из золота».

Девадаси

Интересно, что у Ватсьяяны нет никакого упоминания храмовой проституции и девадаси (позднее превратившихся в Европе в баядерок). Почему? Об этом завтра в следующей статье — Девадаси, ганики и царские куртизанки

 

 

Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.

 

Сергей Мазуркевич

 

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

 

19.04.2016

с вашего сайта.

www.vostokolyub.info

Гетеры, девадаси и проститутки. Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей

Гетеры, девадаси и проститутки

В древней Индии «половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий».[242] Секс воспринимался как взаимная супружеская обязанность, при которой муж и жена услаждают друг друга. Согласно индуизму, женщины сексуальнее мужчин, и их ощущения богаче. Долг мужчины довести женщину до оргазма, иначе у нее возникнут психические и физические расстройства. Допускались любые способы супружеского секса. Удачные брачные узы считались одним из важнейших условий счастья. Вместе с тем, чрезмерная сексуальность не приветствовалась. До брака сексуальную энергию следовало использовать в учении, а после заключения брака ограничить ее проявления в супружеском сексе с целью деторождения. В любом случае, сексуальная близость не просто средство удовлетворения чувственных желаний, а ритуал, ведущий к духовному озарению.

Принц и дама затягивают процесс секса. 1790. Миниатюра. Стиль кангра. Пенджабские княжества. Wikimedia Commons.

Индуизм одобряет секс по взаимному согласию и порицает насилие. Древние законы предусматривали суровое наказание насильников. Секс за деньги допустим. Если мужчине не удалось склонить женщину к любовным утехам, он может предложить ей за деньги заняться сексом. Проституция в Индии известна с древних времен. В первой половине первого тысячелетия новой эры существовали по меньшей мере пять видов гетер и проституток. К самому почетному виду относятся царские куртизанки. В их обязанности входило развлечение и услаждение царя, но они ублажали и придворных, к которым царь их приставлял на время. Гаремом царь пользовался лишь сам. Этим и отличались царские гетеры от наложниц в гареме. Намного многочисленнее были женщины, торгующие своим телом в городах. Они делились на гетер – ганик, обученных многим искусствам и видам любви, и рядовых проституток. Гетеры были центром культурной жизни города, предметом гордости местной элиты, восхищения и зависти иноземцев. Проститутки низкого положения обслуживали небогатых людей.

Гетеры были свободные женщины, имевшие право на собственность и на рабов. Такая гетера, по имени Васантасена, выведена в драме Шудраки «Глиняная повозка» (между III и VIII вв. н. э.). Сам факт, что героиней драмы является не бог и не принц, а всего лишь гетера, говорит о немалом их престиже в Индии в первом тысячелетии н. э. В пьесе описывается роскошный дом Васантасены, ее богатство и две служанки-рабыни, тоже куртизанки. Описаны прихлебатели, живущие вокруг гетеры. Упомянуто, что для того, чтобы стать гетерой, Васантасена изучила «искусства». Эти искусства описаны в «Камасутре». К их числу относилось пение, игра на музыкальных инструментах, обрызгивание водой, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметики, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, разведение бойцовских петухов. Гетеры могли поддержать разговор на любую тему. Они были самыми образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож.

Гетера обслуживали клиента не ночь и не две (хотя бывало и так). Обычно она имела «возлюбленного», с которым жила постоянно. В «Глиняной повозке» служанка Маданика спрашивает Васантасену, кому она сейчас «служит».[243] «Служить» здесь означает обслуживать. В этом же разговоре Васантасена говорит, что лучше не иметь связи с купцом, потому что, воспламенив сердце девушки, он может «уехать в чужие страны». Васантасена рассказывает, как привлечь клиента, как ему угодить и заставить быть щедрым и как от него избавиться. Гетера могла и отказать клиенту, так Васантасена отказала шурину царя Самстханаке. Красивые, обученные «искусствам», гетеры занимали «высокое место в собрании людей» («Камасутра». 1.3.3). В «Глиняной повозке» к Васантасене обращаются не иначе, как «почтенная». Так же обращаются к брахману. В то же время, кастовое положение гетер было невысокое: они принадлежали к варне шудр. Ими восхищались, называли богинями, и презирали как «рабынь по рождению». Все же влюбленный в Васантасену брахман Чарудатта берет ее второй женой.

Богатые и прославленные гетеры – ганики, составляли лишь небольшую избранную часть проституток. Подавляющее их большинство были бедны, забиты и влачили жалкое существование. Чаще всего они жили на окраинах города, в публичных домах и притонах рядом с торговыми лавками. За вечер и ночь они обслуживали одного и нескольких разовых клиентов и очень редко имели долговременных содержателей. Среди их клиентов преобладали люди небогатые, из простонародья. Расплачивались такие клиенты не ценными подарками, а деньгами, зерном или мелким скотом – кто чем богат. Иногда проститутки предоставляли услуги даже в долг. Как и с гетер, с рядовых проституток взимали тот же налог в объеме оплаты за две ночи (правда, стоимость ночи была разная). Подобных проституток власти использовали как осведомительниц в уголовных делах. Розыски преступников начинали с публичных домов и притонов. Проститутки пользовались постоянным спросом в армии и часто сопровождали войско в походе. Состарившиеся проститутки становились «мамками» (сутенершами), работали на царских складах или занимались прядением шерсти или ткачеством.

Особое место занимают «божьи рабыни» – девадаси, известные в Европе как баядеры (от португальского – «танцовщица балета»). Начиная с середины I тысячелетия н. э. девадаси появились при большинстве храмов Южной и Средней Индии. Девадаси – храмовые танцовщицы, выполняющие танцы в честь бога своего храма. Многие родители отдавали в храм своего перворожденного ребенка, если это была девочка. Они надеялись, что в следующий раз боги вознаградят их сыном. Некоторых девушек просто продавали, другие добровольно шли служить в храм. Девочка, у которой мать была девадаси, наследовала ее профессию. В прошлом в Индии существовала практика умерщвления новорожденных девочек, так как рождение девочки считалось наказанием за грехи. Во многих случаях посвящение девочек богам спасало им жизнь.

Девочка начинала «служение» при храме в семь-восемь лет. Перед этим она проходила обряд бракосочетания. Во время свадебного ритуала бога заменял его символ. Им мог быть меч либо диск, который невеста держала в руке до тех пор, пока жрец зачитывал нужные места из священных книг. Затем символ возлагался на алтарь. Девушка объявлялась женой бога, на ее шею торжественно надевали тали, витой шнур, обозначающий у индусов замужество. На руки, грудь, бедра и плечи ставили клеймо: в вишнуитских храмах это были знаки раковины и диска, а в шиваитских – лингам и йони, т. е. мужское и женское начала. Затем девушку отводили в небольшие покои, где она готовила себя к первой встрече с мужем. Невеста, читая священные мантры, освобождалась от одежд, наносила краской символы бога на сокровенные части тела и ложилась, ожидая явления мужа. Роль мужа исполнял один из жрецов, либо особо щедрый жертвователь. В некоторых храмах девадаси подвергались ритуальному лишению невинности. Если девочка была слишком мала для занятий сексом, то для дефлорации использовали небольшой каменный лингам, закрепленный на особом седле.

Под руководством наставников-жрецов девушек обучали танцу, пению, стихосложению, умению вести беседы о героях классической литературы и, конечно, секретам бога любви Камы. Девадаси принадлежали храму и в этом смысле были его рабынями, но высоко ценились и пользовались привилегиями, недоступными прочим женщинам; например, правом наследования. Кроме танцев, многие девадаси были музыкантшами и сочиняли стихи. Впоследствии многие из них прославились как выдающиеся танцовщицы и поэтессы. Именно девадаси сохранили традиции танца школы «бхарата-натьям». Храмовых танцовщиц, принято называть служанками, или рабынями богов. В их функции входят танцы два раза в день внутри храма, обмахивание идолов с помощью хвостов тибетских яков, танцы и песнопения перед статуей богини во время процессий и ношение священных лампад кумбарти.

Девадаси дарили свою божественную энергию некоторым посетителям храма, проще говоря, занимались с ними сексом. Они принимали в специально отведенных для этой цели храмовых покоях избранных посетителей высших каст. Им строго запрещалось иметь отношения с мужчинами низших каст. Они должны танцевать ежедневно в храме во время религиозных служб, а также на улице во время процессий. Общение с девадаси стоило немалых денег, и танцовщицы имели право выбора патрона (иноверцы и члены низких каст исключались). Талантливых, хорошо образованных танцовщиц приглашали ко двору раджей. С середины XIX в. девадаси стали утрачивать свой блеск и все больше походить на проституток. Их статус понизился, в девадаси стали поступать девушки низких каст. В XX в. в Индии неоднократно запрещали храмовую проституцию, но десятки тысяч девадаси практикуют свое древнее ремесло по сей день.

Были и странствующие танцовщицы и певицы. Они не жили при храмах, как девадаси, но свободно кочевали по всей стране и приглашались специально на частные празднества зажиточных индусов или в гостиницы для увеселения иностранцев. В большинстве своем они были замужними женщинами, но продавали свои ласки за деньги. Муж имели право запретить жене прекратить вести вольный образ жизни. Чаще всего этого не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли «такими женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Гетера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гете́ра (от греч. ἑταίρα — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни[1], публичная женщина, куртизанка. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.[2][3] Известные гетеры были, как правило, хорошо образованны.[4]

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта.

Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Древнегреческие гетеры

В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии — но при этом еще и способны снимать физическое сексуальное напряжение мужчины. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок.[источник не указан 2718 дней]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Знаменитые гетеры Древней Греции

Бюст Аспасии, Ватиканские музеи
  • Археанасса — подруга философа Платона
  • Аспазия — на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
  • Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
  • Вакхида — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
  • Герпилида — любовница философа Аристотеля и мать его сына
  • Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
  • Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
  • Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
  • Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
  • Лаида Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
  • Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
  • Ламия Афинская — ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
  • Летала — любовница Ламалиона
  • Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
  • Леэна Афинская — любовница Деметрия Полиоркета
  • Мания — её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
  • Мегалострата — муза поэта Алкмана
  • Менатеира — подруга оратора Лисия
  • Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
  • Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
  • Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
  • Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
  • Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
  • Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
  • Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
  • Таргелия — отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
  • Теодетта — нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
  • Фрина — натурщица скульптора Праксителя, позировавшая для статуи Афродиты. Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
  • Элефантида — автор руководств эротического свойства

Гетеры Древнего Рима

Гетеры Византии

  • Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Видео по теме

Отличие от проституции

От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих[4] по аналогии с ойран.

Другие культуры

Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции, например, в древней Индии.

В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).

В древнем Шумере гетеры были посвящены богине Иштар. Важную роль в Эпосе о Гильгамеше играет храмовая проститутка Шамхат[5].

Примечания

См. также

Литература

wikipedia.green

О гетерах и других жрицах любви

О гетерах и других жрицах любви

Продолжение

Многие государства нашей планеты были в отношении владения дамами, представляющими древнейшую профессию, ничем не хуже ранее описанных — думаю интересно будет прочесть о гетерах и других жрицах любви, живших на разных континентах и в разных странах. Помимо девадаси, в Древней Индии были ганики, в Японии, кроме гейш были таваиф, вы прочтете о гетерах древнегреческих, о библейских жрицах любви и об исламском браке, имеющем временное значение.

о гетерах и других жрицах любви

В Японии, помимо гейш, что с японского языка означает «искусная женщина», схожими с ними были жрицы любви, которых называли таваиф. Они не хуже гейш владели искусством танца, непревзойденно играли на музыкальных инструментах, наряду с этим им не претило оказывать услуги интимного характера. Девушки-таваиф стремились найти богатых властных покровителей и, если кому-то из них это удавалось, она становилась обеспеченной и влиятельной дамой. Родив дочь, таваиф передавала уже подросшей дочурке все секреты своей профессии вместе с имеющимся богатством. В официальном браке таваиф не состояли, но многие их покровители предпочитали жить с ними, а не со своей законной женой.

О гетерах и других жрицах любви

Индийский пантеон жриц любви имел немалый список видов «бабочек ночных» — не менее восьми представительниц этой древней профессии! 🙂 В обществе у ганик был высокий статус, а индусы были уверены, что стоит провести лишь одну ночь в плотских утехах с ганикой и удача с везением им обеспечена в жизни. Ганики принадлежали к элите индийского общества, помимо владения непревзойденным мастерством постельных утех, ганики обладали аналогичными способностями и в искусствах изящных – они играли на многих музыкальных инструментах, прекрасно пели и танцевали, а также рисовали и читали стихи. И это далеко не все умения ганик – ведь правила требовали овладения более шестьюдесятью видами искусств, для того, чтобы стать истинной ганикой! 🙂 На их фоне другие жрицы любви в индийском обществе были далеко не столь успешны и одарены – они могли лишь в силу своей профессии заработать денег для семьи, тогда как ганика могла жить во дворце короля — о гетерах и других жрицах любви.

О гетерах и других жрицах любви

Библейских жриц любви называли зонах – эта дама не имела права родить ребенка и принадлежать кому-то одному из мужчин. На этих жриц любви не распространялись библейские законы, или какие-либо иные правила, существовавшие в обществе. Священнослужители не имели права общаться с зонах, а остальные мужчины могли лишь пользоваться их услугами, но жениться на этих женщинах не позволял закон. Хочешь насладиться обществом зонах, купи ее на ночь – и это все…

О гетерах и других жрицах любви

Куртизанкой высшего класса Древней Греции считалась гетера, и это несмотря на то, что многие из гетер в прошлом были рабынями, но рабынями, обладающими множеством достоинств, помимо прелестной внешности. Пользоваться интимными услугами гетер не запрещалось и им было свойственно работать в группах, принимая участие на семинарах и симпозиумах, развлекая властьимущих, причем речь шла не только о постельных утехах, но и о наслаждении искусством – пением, танцами, диспутами с гетерами, которые были высокообразованными дамами — о гетерах и других жрицах любви.

О гетерах и других жрицах любви

Заключать браки с греками этим красавицам было запрещено, но вот купить гетеру мог любой, которому дама оказала благосклонность и имеющему средства немалые. Но никакие деньги не имели значение, если гетере не нравился мужчина – она его просто отвергала. Хотя имеются исторические сведения об известных древнегреческих деятелях, вступивших в брак с гетерами, но это были единичные случаи. К примеру, гетере Аспасии, непревзойденной красавице и умнице удалось настолько увлечь полководца Перикла, что он сделал ее второй женой, причем официально! 🙂 Хочу вам поведать о необычном ритуале в исламе, когда по обоюдному согласию заключается брак лишь на определенное время, угодное и даме, и мужчине, даже если это всего лишь одна ночь! Составлялось соглашение – умственное, или письменное, учитывающее интересы обеих сторон – речь шла о денежном вознаграждении для женщины, о продолжительности «брака» и даже о форме физического контакта между ними.

О гетерах и других жрицах любви

Такая форма заключения брачных отношений носил название мута. Существует мута и в наше время и даже имеет своих приверженцев, считающих мута ничем иным, как гражданским браком европейцев, позволяющим получше познакомиться друг с другом. А кое кто вступали в столь короткие брачные отношения, с целью обойти мусульманский запрет на проституцию, надеясь расплатиться с женщиной за приятно проведенное время, деньгами. Ну что же, законы для того и существуют, что бы их не соблюдать время от времени — о гетерах и других жрицах любви… 🙂

О незнакомке    

oneznakomke.ru

Гетеры. Проституция в древности

Самыми знатными греческими куртизанками были гетеры. В смысле социальном они играли роль теперешних дам из так называемого «высшего света».

Гетеры, как показывает само название (Etaira от корня Ethes — друг, товарищ), были подругами всех выдающихся людей, знаменитых в области философии, литературы, искусства, в военной сфере или, наконец, знаменитых своим богатством. Отношения гетер к знаменитым современникам были достоянием всего общества, и историки очень подробно останавливаются на этих отношениях. Куртизанок, подобных гетерам, мы не встречаем нигде кроме Греции — разве только Франция имела Нинон де Ланко и Марион Делорм, но ни римская культура, ни настоящее время не знает таких. Этих гордых фавориток отнюдь не следует смешивать с обыкновенными проститутками. Первые прикрывают позор своей торговли страстями — нежной дымкой изящества и облагораживают, чуть ли не обожествляют эту торговлю. Благороднейшая страсть, нежное обаяние и блестящий ум — все это объясняет неодолимое обаяние, внушаемое всем гетерам.

Автор «Празднеств куртизанок в Греции» пишет: «Обыкновенные проститутки играют только на чувственных струнах человека, стремясь мгновенно воспламенить его, вызвать в нем обманчивое опьянение скоропреходящей страстью. Чаще всего гетеры были родом из Коринфа, высшей школы всех видов проституток; там научались они не только искусству любви, но и искусству нравиться, музыке, философии и ораторскому искусству. Подобно всем куртизанкам вообще, они посвящали себя культу Венеры и приносили на ее алтарь доходы от своей «первой любви». Но проституция, прикрытая такой религиозной дымкой, существовала недолго. Скоро гетеры появились в Афинах и других городах Греции. Там они прежде всего добывали средства на окружение своей особы достаточной роскошью, что было необходимо для успеха гетеры. Затем она старалась окружать себя роем поклонников из высшей аристократии крови и ума, так как именно в их среде гетера находила почву для приобретения столь желанного могущества и власти. Таков путь, которым шла гетера, добиваясь видной роли в истории греческой цивилизации. Для достижения своей цели гетеры пользовались не одной только чувственностью, они придавали большое значение как утонченной роскоши окружающей их обстановки, так и гибкости своего ума, что составляло резкую противоположность с простотой, целомудренностью и невежеством греческих жен. Одним — суровые обязанности жены и матери, другим — утехи красивой, удовлетворяющей страстям светской жизни: так установился греческий быт со времен Перикла, который будучи правителем, сам подавал пример чисто царской щедрости и сам отдавался незаконной любви, заражая таким примером своих знаменитых современников Софокла, Эврипида, Аристофана, Фидия, Калликрата и др. Гетеры служили также моделями для художников и скульпторов; они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением всякого праздника, всякой военной и гражданской церемонии. Их постоянным местопребыванием были сады Керамики; там критиковали они одних, превозносили других, — стараясь поощрять самые небольшие успехи таланта. В местах общественных прогулок они появлялись обыкновенно на роскошных колесницах, закутанные в драгоценные ткани Востока, блистая красотой и грацией, сверкая драгоценными камнями, напоминая всем видом своим и осанкой неограниченных повелительниц фанатически преданного им народа.

Своим оригинальным, обаятельным и изысканным умом, говорит Дюфур, они создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты и добра, облагораживали вкусы и, зажигая в сердцах огонь любви, содействовали развитию науки, литературы и искусства; в этом была их сила и обаятельность. Очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего поклонения. И вместе с тем именно гетеры были нередко причиной позорных кутежей, расточительности и целого рода других безумств. Под их же влиянием портились нравы, бледнели гражданские доблести, расслаблялись характеры, развращались души; в то же время, именно они внушали благородные мысли, побуждали к доблестным подвигам патриотизма, вдохновляли поэтов и художников. Перед чарами гетер были бессильны и поэты, и философы, храбрые полководцы, и даже цари. Гетеры приобщались к их славе, к их громкому имени, к их правам на бессмертие в истории. Иногда они, пренебрегая общественным мнением и принципами морали, отдавались охватившей их страсти и сочетались с гетерами законным браком. Философия учит нас, что любовь всегда и везде имела на людей огромное влияние, история же показывает, что никогда сила этого влияния не проявлялась с таким деспотизмом, как тогда, когда предметом любви была какая-нибудь из великих жриц богини любви. Особенно легко поддавались неотразимому влиянию гетер люди выдающиеся — вероятно, потому, что как те, так и другие обладали особенно нежной психической организацией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Гетеры Википедия

Гете́ра (от греч. ἑταίρα — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни[1], публичная женщина, куртизанка. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.[2][3] Известные гетеры были, как правило, хорошо образованны.[4]

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, так как гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта.

Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Древнегреческие гетеры

В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии — но при этом еще и способны снимать физическое сексуальное напряжение мужчины. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок.[источник не указан 2714 дней]

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Знаменитые гетеры Древней Греции

Бюст Аспасии, Ватиканские музеи
  • Археанасса — подруга философа Платона
  • Аспазия — на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
  • Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
  • Вакхида — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
  • Герпилида — любовница философа Аристотеля и мать его сына
  • Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
  • Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
  • Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
  • Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
  • Лаида Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
  • Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
  • Ламия Афинская — ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
  • Летала — любовница Ламалиона
  • Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
  • Леэна Афинская — любовница Деметрия Полиоркета
  • Мания — её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
  • Мегалострата — муза поэта Алкмана
  • Менатеира — подруга оратора Лисия
  • Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
  • Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
  • Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
  • Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
  • Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
  • Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
  • Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
  • Таргелия — отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
  • Теодетта — нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
  • Фрина — натурщица скульптора Праксителя, позировавшая для статуи Афродиты. Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
  • Элефантида — автор руководств эротического свойства

Гетеры Древнего Рима

Гетеры Византии

  • Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Отличие от проституции

От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих[4] по аналогии с ойран.

Другие культуры

Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции, например, в древней Индии.

В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).

В древнем Шумере гетеры были посвящены богине Иштар. Важную роль в Эпосе о Гильгамеше играет храмовая проститутка Шамхат[5].

Примечания

См. также

Литература

wikiredia.ru