Современные способы обработки информации (стр. 1 из 2). Древние способы обработки информации


3. Методы обработки информации

Существует множество методов обработки информации, но в большинстве случаев они сводятся к обработке текстовых и числовых данных.

3.1. Обработки текстовой информации

Текстовая информация может возникать из различных источников и иметь различную степень сложности по форме представления. В зависимости от формы представления для обработки текстовых сообщений используют разнообразные информационные технологии. Чаще всего в качестве инструментального средства обработки текстовой электронной информации применяют текстовые редакторы или процессоры. Они представляют программный продукт, обеспечивающий пользователя специальными средствами, предназначенными для создания, обработки и хранения текстовой информации. Текстовые редакторы и процессоры используются для составления, редактирования и обработки различных видов информации. Отличие текстовых редакторов от процессоров заключается в том, что редакторы, как правило, предназначены для работы только с текстами, а процессоры позволяют использовать и другие виды информации.

Редакторы, предназначенные для подготовки текстов условно можно разделить на обычные (подготовка писем и других простых документов) и сложные (оформление документов с разными шрифтами, включающие графики, рисунки и др.). Редакторы, используемые для автоматизированной работы с текстом, можно разделить на несколько типов: простейшие, интегрированные, гипертекстовые редакторы, распознаватели текстов, редакторы научных текстов, издательские системы.

В простейших редакторах-форматерах (например, “Блокнот”) для внутреннего представления текста дополнительные коды не используются, тексты же обычно формируются на основе знаков кодовой таблицы ASCII.

Текстовые процессоры представляют систему подготовки текстов (Word Processor). Наибольшей популярностью среди них пользуется программа MS Word. Технология обработки текстовой информации с помощью таких программ обычно включает следующие этапы:

1) создание файла для хранения текстовой информации;

2) ввод и (или) копирование текстовой информации в компьютер;

3) сохранение текста, представленного в электронной форме;

4) открытие файла, хранящего текстовую информацию;

5) редактирование электронной текстовой информации;

6) форматирование текста, хранящегося в электронной форме;

7) создание текстовых файлов на основе встроенных в текстовый редактор стилей оформления;

8) автоматическое формирование оглавления к тексту и алфавитного справочника;

9) автоматическая проверка орфографии и грамматики;

10) встраивание в текст различных элементов и объектов;

11) объединение документов;

12) печать текста.

К основным операциям редактирования относят: добавление; удаление; перемещение; копирование фрагмента текста, а также поиска и контекстной замены. Если создаваемый текст представляет многостраничный документ, то можно применять форматирование страниц или разделов. При этом в тексте появятся такие структурные элементы, как: закладки, сноски, перекрестные ссылки и колонтитулы.

Большинство текстовых процессоров поддерживает концепцию составного документа – контейнера, включающего различные объекты. Она позволяет вставлять в текст документа рисунки, таблицы, графические изображения, подготовленные в других программных средах. Используемая при этом технология связи и внедрения объектов называется OLE (Object Linking and Embedding – связь и внедрение объектов).

Для автоматизации выполнения часто повторяемых действий в текстовых процессорах используют макрокоманды. Самый простой макрос – записанная последовательность нажатия клавиш, перемещений и щелчков мышью. Она может воспроизводиться, как магнитофонная запись. Её можно обработать и изменить, добавив стандартные макрокоманды.

Перенос текстов из одного текстового редактора в другой осуществляется программой-конвертером. Она создаёт выходной файл в соответствующем формате. Обычно программы текстовой обработки имеют встроенные модули конвертирования популярных файловых форматов.

Разновидностью текстовых процессоров являются настольные издательские системы. В них можно готовить материалы по правилам полиграфии. Программы настольных издательских систем (например, Publishing, PageMaker) являются инструментом верстальщика, дизайнера, технического редактора. С их помощью можно легко менять форматы и нумерацию страниц, размер отступов, комбинировать различными шрифтами и т.п. В большей степени они предназначены для издания полиграфической продукции.

studfiles.net

Современные способы обработки информации

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.............. 8

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ СПОСОБАМИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.................................................................... 8

ОТЛИЧИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОТ НЕАВТОМАТИЗИРОВАННОЙ................................................................. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 13

ВВЕДЕНИЕ

Единство законов обработки информации в системах pаз­лич­ной пpиpоды (физических, экономических, биологических и т.п.) яв­ля­ет­ся фундаментальной основой теоpии инфоpмационных пpоцессов, опpеделяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изу­че­ния этой теоpии является инфоpмация - понятие во многом аб­ст­pак­т­ное, сушествующее "само по себе" вне связи с конкpетной об­ла­стью знания, в котоpой она используется.

Инфоpмационные pесуpсы в совpеменном обществе игpают не мень­шую, а неpедко и большую pоль, чем pесуpсы матеpиальные. Знания, ко­му, когда и где пpодать товаp, может цениться не меньше, чем соб­ственно товаp. В связи с этим большая роль отводиться и способам обработки информации. Появляются всё более и более совершенные компьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи и защиты информации.

С позиций pынка инфоpмация давно уже стала товаpом и это об­сто­ятельство тpебует интенсивного pазвития пpактики, пpо­мы­ш­лен­ности и теоpии компьютеpизации общества. Компьютеp как ин­фоp­ма­ци­онная сpеда не только позволил совеpшить качественный скачек в оpганизации пpомышленности, науки и pынка, но он опpеделил новые са­­мо­ценные области пpоизводства: вычислительная техника, теле­ком­муникации, пpогpаммные пpодукты.

Тенденции компьютеризации общества связаны с появлением новых пpофессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеpы-эле­к­тpо­ники и программисты), создающие новые сpедства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интен­сив­но pасшиpяется категоpия пользователей ЭВМ - пpедставителей са­мых pазных областей знаний, не являющихся специалистами по ком­пь­ютеpам в узком смысле, но умеющих использовать их для pешения своих специфических задач.

Пользователь ЭВМ должен знать об­щие пpинципы оpганизации инфоpмационных пpоцессов в компьютеpной сpе­де, уметь выбpать нужные ему инфоpмационные системы и тех­ни­ческие сpедства и быстpо освоить их пpименительно к своей пpед­мет­ной области.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

По определению профессора Буаде под информацией (лат information - разъяснение, изложение, осведомленность) подразумевается «все то, что уменьшает степень неопреде­ленности нашего знания о данном предмете». Таким образом, эта мера определяет полез­ность, ценность переданных сведений для конкретного получателя. Иначе говоря, если в по­лученных сведениях ничего нового для нас нет, то количество полученной информации бу­дет равно нулю. Поэтому более общим является понятие «данные» - любые сведения без оценки их значимости для потребителя.

До второй половины 19 века основу информационных технологий составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Передача информации осуществлялась через посредников, почтальонов, курьеров. Такая связь была очень ненадёжной, зависела от множества посторонних факторов, таких как погода, здоровье курьера, даже его настроение. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой, каждое письмо копировалось отдельно вручную, помимо счетов, суммируемых так же вручную, не было другой информации для принятия решений.

На смену «ручной» информационной технологии в конце 19 века пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты - все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. По существу «механическая» технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

40 - 60-е гг 20 века характеризуются появлением «электрической» технологии, основанной на использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге, портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов.

Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило смесить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования «электронной», или «компьютерной» технологии. Как известно информационная технология управления должна содержать как минимум 3 важнейших компонента обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в «вязкой» среде - бумажном «море» документов, которое становится с каждым годом все более необъятным.

Существенным недостатком неавтоматизированных информационных систем является обособленность сбора, обработки и использования информации. Причем как отдельные ра­ботники, так и подразделения предприятия в целом не имеют доступа к «чужой» базе дан­ных, при необходимости собирая требующуюся им информацию самостоятельно. Если про­вести аналогию со сферой производства и распределения энергии, то такое состояние соот­ветствует средневековью, когда каждый потребитель энергии строил свою плотину с водя­ным колесом на расположенной рядом речке или ручье. При современном состоянии энерге­тики в эпоху электричества энергия производится централизованно и распределяется по сети каждому из потребителей, которые могут ее расходовать, сколько и когда им необходимо.

По аналогии одна из основных целей автоматизации - снабдить каждого сотрудника, от­носящегося к любому подразделению предприятия, информацией в то время и в той форме и объеме, которые ему необходимы (естественно, в пределах его уровня доступа к секретной части базы данных). Для этого необходима единая интегрированная база данных предприятия, локальная вычислительная сеть и соответствующим образом оборудованные автоматизиро­ванные рабочие места (АРМ) для каждого из сотрудников. Такой подход подразумевает ком­плексную автоматизацию предприятия, т.е. создание компьютеризированной системы управ­ления предприятием в целом, в которой подсистемы должны взаимодействовать, предостав­лять оперативный доступ к информации, поддерживать принятие решения и т.п.

Первые отечественные автоматизированные системы управления предприятием (АСУП) и системы обработки данных появились еще в 60-е годы. Они строились на базе информационных вычислительных центров предприятия (ИВЦ), оснащенных малопроизводительной, громоздкой вычислительной техни­кой коллективного пользования (часто одна вычислительная машина на все предприятие). Такие системы охватывали в основном задачи учета и планирования (во многих случаях все сводилось лишь к расчету заработной платы и учету кадров). Трудности работы с данными были обусловлены использованием в информационной системе наряду с вычисли­тельной техникой ручных способов сбора, перемещения информации и подготовки ее для пере­дачи на ИВЦ на бумажном носителе, с которого она для ввода в вычислительную машину, в свою очередь, переносилась на перфокарты. Результаты обработки информации также выдава­лись на бумажный носитель. Впоследствии понятие АСУП так и осталось связанным с система­ми первого поколения на базе вычислительных машин коллективного пользования с использо­ванием бумажного носителя информации.

В 80-е годы в США получил широкое распространение термин «автоматизированный офис». Речь идет об использовании компьютерной техники для автоматизации ряда функций управления: подготовка, обработка, редактирование текстов, их систематизация и хранение; поиск информации; информационное обслуживание руководящих работников и т.п. Вне­дрение такого рода систем позволило изменить функции ряда работников (например, секре­тарей, референтов), уменьшить их количество и повысить производительность труда. Эта концепция автоматизированного офиса сохранилась и продолжает развиваться на базе со­временных технических и программных, средств. Ряд крупных фирм - производителей про­граммного обеспечения (Corel, Microsoft) выпускают все новые и новые интегрированные пакеты программ под названием «Офис» (MSOffice95, MSOffice97, CorelOffice97, Русский Офис и т.п.).

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

В современных системах обработки информации используются цифровые технологии, ис­ключающие бумажный носитель и осуществляющие обмен данными по сети между АРМ технологии предполагают также объединение совместных усилий группы сотрудников над решением какой-либо задачи (т.е. организацию в сети рабо­чей группы), обмен мнениями в ходе обсуждения в сети какого-либо вопроса в режиме ре­ального времени (телеконференция), оперативный обмен материалами через электронную почту, электронные доски объявлений и т.п. Для подобных систем, охватывающих работу предприятия в целом, получил распространение термин «корпоративные системы управле­ния бизнес-процессами». Для подобных систем характерно использование технологии «кли­ент-сервер», в том числе и подключение удаленных пользователей через глобальную сеть Internet. He редкость, когда система объединяет в общее информационное пространство бо­лее чем 40 тысяч пользователей, размещающихся по разным странам и континентам. Одним из таких примеров может служить компания McDonalds, имеющая свои подразделения по всему миру, в том числе и в России.

mirznanii.com

3. Способы получения и переработки информации.

  1. Поиск и сбор научной информации

Не все окружающие нас источники информации можно ис пользовать для подготовки научных работ. Ведь научная работа всегда имеет достаточно узкую тематическую направленность, да и качество многих источников бывает неудовлетворительным, а часть источников просто недоступна (изза секретности). Поиск исходных источников информации предполагает их идентификацию на основании имеющихся в распоряжении исследователя выходных данных разыскиваемого источника. Сбор исходных источников информации — это, вероятно, одна из самых простых процедур. Для ее выполнения исследователю достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть искомых источников вблизи своего рабочего места. Систематизация — это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования. В результате все со бранные источники должны быть разложены по соответствующим главам. Анализом систематизированных источников завершается рассматриваемая процедура.

Такой анализ — это тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных и содержания. Основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации. Наиболее часто при подготовке письменных работ используются библиотечные каталоги. Отчасти это объясняется тем, что библиотеки попрежнему представляют собой наиболее полный и доступный ин формационный фонд. В то же время трудно отрицать очевидные удобства работы с библиотечным каталогом.

Каталог — систематизированный перечень источников, со стоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами. “Тело” любого библиотечного каталога — либо брошюры, либо картотеки, содержащие в себе документально выверенную справочную информацию о важнейших выходных данных книжного или периодического издания, состоящего на хранении и учете в данной библиотеке. Чаще всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитнопредметные, предметные, библиографические, архивные, генеральные систематические и специальные каталоги. Все они различаются, во-первых, принципами отбора источников и, во-вторых, принципами расположения описательной (справочной) информации о них.

Алфавитный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) ис точников, так и фамилии их авторов (редакторов, составите лей и пр.). Каталог, организованный по алфавитному принципу, дает достаточно общее, если не сказать формальное описание нали чествующих в библиотечном фонде источников. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда располагают лишь самыми минимальными сведениями об источнике — его названии и авторе.

Тематический каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность со держания источника. Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Указанным каталогом пользуются в тех слу126 чаях, когда возникает необходимость за короткое время произ вести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы. Предметный каталог — перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т. е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим ката логом) порядке. При этом сведения о предметах, непосредствен но не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что дает право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т. п.).

Хронологический каталог — перечень библиотечных ис точников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу в данном случае принимается дата (год) издания источника. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, ког да об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подо брать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определенному периоду времени. Архивный каталог — перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже — хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода из дания в свет.

Библиографический каталог — перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описатель ные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используе мых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке. К такому каталогу прибегают в тех случаях, когда све дений общего характера об источнике (полученной из алфа витного каталога) недостаточно и требуется за короткое вре мя получить о нем дополнительную, более обширную инфор мацию. Генеральный систематический каталог — перечень биб лиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного и иных, рассмотренных выше. Очень часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источ ника не к условной теме, а к вполне определенной области на учного знания или системе учебных дисциплин (история, сек сология, военное дело и т. д.). В свою очередь, каждая область или система разделяется на рубрики, подрубрики и т. д.

Генеральный систематический каталог предоставляет для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников опти мальные возможности. Специальный каталог — перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений. Научно(справочный аппарат книги. Важную роль в процессе поиска сбора, анализа и систематизации основных и вспомогательных источников информации играет и научно справочный аппарат книги. К научно-справочному аппарату книги (от лат. apparatus — “приспособление”) принято относить различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателей об особенностях его содержания, состава, структуры, функциональном предназначении источника.

Элементы научно-справочного аппарата книги подразделяются на информационные, пояснительные, поисковые и вспомогательные. Информационные элементы научно-справочного аппарата книги служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях.

К ним относятся: • сведения о названии источника; • сведения об авторе (авторах) источника; • сведения о функциональном назначении источника; • сведения об издателях; • краткая характеристика издания; • выходные данные издания.

Информационные элементы научно-справочного аппарата книги обычно располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев — и в конце источника. Перечисленные сведения помогают читателю составить предварительное мнение об источнике, и о том, в частности, насколько он соответствует его целям и требованиям. Пояснительные элементы научносправочного аппарата книги определенным образом дополняют и разъясняют авторс кий (основной) текст источника. К ним относятся предисловие и послесловие. Располагаются они до и после основного текста источника. С их помощью читатель получает дополнительную характеристику содержания источника, в том числе о причи нах и условиях написания. Поисковые элементы научносправочного аппарата книги упрощают отбор необходимой читателю информации. К ним от носятся содержание (оглавление) и указатели (в том числе пред метные, алфавитные, указатели имен, географических назва ний, псевдонимов, иллюстраций и т. п.). Используя поисковые элементы, читатель имеет возможность быстро разыскать де тальную информацию, содержащуюся в источнике (например, относящуюся к определенному году, персоналии и т. п.). В ряде случаев научносправочный аппарат книги вклю чает в себя вспомогательные элементы. Они дают возможность без задержки получить дополнительные, иногда достаточно спе цифические сведения об исходном источнике информации и его содержании.

К таким элементам относятся и комментарии. Комментарий (от лат. commentanum — заметка, толкова ние) представляет собой разновидность примечания, несущего в себе дополнительную информацию об отдельных сведениях и фактах, излагаемых в содержании. Автор прибегает к коммен тариям в тех случаях, когда считает необходимым сообщить читателям информацию, по какимлибо причинам не вошедшую в основной текст, не совпадающую по своему существу со све дениями, изложенными в других источниках, но в то же время являющуюся существенной для понимания отдельных момен тов, излагаемых в книге. Комментарии располагаются в конце книги и обычно выносятся в самостоятельный подраздел. Различают историколитературные, текстологические, реальные и лингвистические комментарии. Историколитературный комментарий содержит до полнительные сведения о времени написания источника, его происхождении, направленности, значимости. Текстологический комментарий информирует читателя об изменениях в тексте, а также источнике, на котором основа на публикация. Реальный комментарий содержит фактологические и био графические справки. Лингвистический комментарий содержит перевод инос транных слов, а также толкование устаревших и редко упот ребляемых слов и выражений. Заметим, что не все книги снабжаются полным научно справочным аппаратом (поскольку в ряде случаев этого и не требуется), поэтому часто элементы научносправочного аппа рата выполняют одновременно несколько функций. Тем не ме нее важно уметь эффективно использовать их возможности. Разметка исходных источников информации

.Разметка — система условных обозначений (пометок, закладок и пр.) для предварительной рубрикации исходного материала. Различают несколько методов разметки исходного материала. Закладочный метод основан на применении системы зак ладок, снабженных в ряде случаев краткими пояснительными записями.

Система закладок подразумевает рациональное, однообразное использование закладок различного вида. Закладки могут отличаться друг от друга по ширине, цвету бумаги, из которой они вырезаны, порядковым номером, объединяющим закладки, указывающие на фрагменты содержания, объединенные одной темой. Каждый вид закладок используется по разному. Например, широкие закладки почти всегда снабжаются пояснительными надписями, цветные — указывают на принадлежность фрагмента содержания исходного источника информации к той или иной части содержания письменной работы, нумерованные — на последовательность изучения фрагментов. Целесообразно снабжать закладки краткими надписями, указывая на них номер страницы источника, ключевое слово для быстрого поиска нужного фрагмента источника, краткие замечания, определяющие суть предстоящей работы с данным фрагментом. ПО меточный метод предполагает осуществление разметки с помощью системы графических условных обозначений. Применение средств предварительной разметки текста (по меток и закладок) в сочетании с дополнительными записями значительно повышают эффективность последующей работы над текстом.

Работа с книгой. Это один из основных видов самостоятельного труда.

Опыт показывает, что студенты порой испытывают большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении.

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.

Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель.

Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.

Скоростное чтение, которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.

Аналитическое (глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:

фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст внимательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;

разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;

критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;

творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы.

Представление о могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора проходит в несколько этапов. Первый этап. Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить обзор. Это могут быть газеты и журналы. Второй этап. Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; постоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики. Третий этап. Определить, какую помощь может оказать это издание в процессе профессиональной подготовки и в практической деятельности. Четвертый этап. Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.

Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.

studfiles.net

Информационная деятельность человека

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационная деятельность человека

Изучив эту тему, вы узнаете:

- что любую информацию можно разделить на входную и выходную; - как человек преобразовывает входную информацию в выходную; - какие действия можно совершать с информацией.

3.1. Сбор информации

Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства. Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. В 1963 году с помощью новейших методов исследования было установлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды. Метеорологи используют и другие приборы: гигрометр — для определения влажности воздуха, барометр — для отслеживания значений атмосферного давления, анемометр — для измерения скорости перемещения воздушных потоков.

Любой точный измерительный прибор содержит датчик, то есть устройство, поставляющее информацию. Это своего рода «орган чувств» технического устройства.

В 1609 году Галилео Галилей (1564-1642) изготовил зрительную трубу для наблюдения за звездами. Она обладала 32-кратным увеличением. Собирая с помощью телескопа информацию о состоянии и движении небесных тел, ученый сделал много важных наблюдений: открыл фазы Венеры и четыре спутника Юпитера, описал поверхность Луны.

3.2. Обработка информации

Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает мир с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

Кто не слышал в детстве родительские наставления: «Не тронь чайник, обожжешься!» Но стоит взрослому отвернуться — и любопытный ребенок уже тянется к чайнику, кипящему на плите. Результат: легкий ожог, громкий плач и усвоенный на всю жизнь опыт. Заметьте, что информация, приобретенная таким образом, запоминается неосознанно, без размышлений. Она хранится в глубине памяти человека, а в нужный момент словно сама собой вспоминается. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации.

Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились.

Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы. Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.

Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

    Входная информация — информация, которую получает человек или устройство. Выходная информация — информация, которая получается после обработки человеком или устройством.

Приведем еще несколько примеров обработки информации.

Глядя на звездное небо, звездочеты получали информацию о расположении звезд. Они интерпретировали ее, основываясь на своем опыте и знаниях, и создавали выходную информацию в виде гороскопов.

В древности люди решили, что Солнцу, Луне и каждой планете Солнечной системы (планета Плутон была открыта значительно позже) соответствует определенное число:

Последовательно складывая все цифры, составляющие дату своего рождения, вы можете определить «свою» планету. Например: 04.11.1981 —› 4 + 1 + 1 + 1 + 9 + 8 + 1 = 25 —› 2 + 5 = 7 —› Сатурн.

Что здесь является входной, а что выходной информацией? Входная — это дата рождения, выходная — это число, которому соответствует определенная планета.

Очень часто, собрав информацию с помощью измерительных приборов, человек приступает к ее обработке, используя различные технические устройства. Среди них особую роль играет компьютер, обладающий уникальной способностью быстро обрабатывать большие объемы информации. Он перерабатывает входную информацию и выдает результат, который оценивается человеком.

Входная и выходная информация при компьютерной обработке может быть представлена в различной форме. Так, при подготовке метеосводки данные о состоянии атмосферы поступают от датчиков в виде таблиц и графиков, а иногда и в виде сигналов для компьютера. Выходная информация, обработанная компьютером, выдается в форме синоптической карты погоды, которую вы часто видите по телевизору. Если измерительные приборы дополняют недостающие возможности наших органов чувств, то компьютер берет на себя сложные вычисления и тем самым облегчает задачу, стоящую перед человеком.

Обратимся опять к творчеству Галилея. Его считают основоположником научного естествознания. Он первый разработал метод научного исследования, который состоит из 4 этапов: наблюдение («чувственный опыт»), создание рабочей гипотезы, вывод закона природы, опытная проверка. Сегодня на всех этапах исследования человеку помогают технические устройства, в том числе и компьютер.

3.3. Передача информации

Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен льрди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности.

В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель (рисунок 3.1), а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигнал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания — произошло событие — закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошел пар — произошло событие, которое для нас означает, что вода в чайнике закипела.

Рис. 3.1. Передача информации от источника к получателю

В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает на кодирующее устройство (рисунок 3.2), которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает на декодирующее устройство (см. рисунок 3.2) получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.

Рис. 3.2. Схема передачи информации

В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

3.4. Хранение информации

Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.

Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.

Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы: бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это — носители информации.

    Носитель информации — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.

Например, видеокассета является носителем звуковой и зрительной информации. Современная технология информационных носителей развивается стремительно. Вы, наверное, слышали, что сегодня для хранения видеозаписей используются лазерные диски, которые сохраняют информацию в течение длительного времени без потери качества.

3.5. Поиск информации

Оказывается, просто сохранить информацию недостаточно. Представьте себе большое количество беспорядочно сложенных книг или фотографий. Как ими воспользоваться для поиска очень важной и нужной информации? Сделать это быстро не удастся. А если время не ограничено, то можно попытаться, перебрав все книги, найти нужную информацию.

Можно упростить поиск, если расставить книги в определенном порядке, то есть упорядочить информацию.

Рассмотрим несколько примеров.

Как отыскать нужный раздел в книге? — По оглавлению, где перечислены названия разделов и номера страниц.

Чтобы отыскать нужный термин в учебнике, следует воспользоваться словарем в конце учебника. В нем перечислены все термины в алфавитном порядке с указанием страниц, на которых они встречаются.

Как узнать, в каком кабинете занимается 7«а» класс на четвертом уроке во вторник? — По расписанию, вывешенному на доске объявлений.

Как найти книгу в библиотеке? — По каталогу, где в определенном порядке рассортированы карточки-формуляры с названиями книг и шифрами, под которыми они хранятся на стеллажах.

3.6. Защита информации

В жизни человечества информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества. Сегодня считается, что 10 % времени деньги существуют в своем физическом виде, в остальное время они находятся в виде информации. Поэтому информация так дорого стоит и ее надо охранять.

Можно назвать немало самых разных ситуаций, при которых информация нуждается в защите. В детстве вы нередко скрывали что-то от родителей или готовили им сюрприз, защищая свою информацию. В литературе вы часто читали об информации, содержащей государственную, военную, коммерческую или врачебную тайну.

Право доступа к такой информации имеет, как правило, ограниченный круг людей (законные пользователи). Но находятся люди (незаконные пользователи), которые стремятся овладеть секретной информацией в различных целях. Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

Защищать от повреждений и внешних воздействий надо и устройства, на которых хранится секретная и важная информация, и каналы связи.

Повреждения могут быть вызваны поломкой оборудования или канала связи, подделкой или разглашением секретной информации. Внешние воздействия возникают как в результате стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения), так и в результате сбоев оборудования или кражи. Для сохранения информации используют различные способы защиты:

◊ безопасность зданий, где хранится секретная информация; ◊ контроль доступа к секретной информации с помощью пароля, пропуска, идентификации личности по отпечаткам пальцев, голосу, личной подписи; ◊ разграничение доступа, которое заключается в разделении информации на части и организации доступа к ней людей в зависимости от их полномочий; ◊ дублирование каналов связи и подключение резервных устройств; в случае неисправности действующих систем происходит переключение на резервную систему и запасной канал связи; ◊ криптографические преобразования информации с помощью шифров.

Шифром называют метод преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Науку об использовании этих методов называют криптографией.

Криптографией с давних времен занимались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например,

Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.

Существует метод шифрования с помощью «ключа». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

Пример. Слово «мама» — это ключ шифра. Зашифровать надо слово «информация». Схема шифрования заключается в следующем. Поставить под буквами слова буквы ключа, записать под каждой буквой ее номер в алфавите и сложить их. Если сумма равна или больше 33, то вычесть 32. Числа теперь надо заменить на буквы, и результат шифрования готов — «ХОБПЭННЧХА». При шифровании фразы пробелы шифруются кодом 0.

Порядок букв в алфавите:

Контрольные вопросы и задания

1. Что помогает людям получать информацию, недоступную их органам чувств? Приведите примеры.

2. Как называется информация, получаемая приемником?

3. Как называется информация после ее обработки?

4. Придумайте примеры человеческой деятельности, связанные с обработкой информации. Расскажите, каким способом в ваших примерах человек получает входную информацию, в чем заключается ее обработка, что является выходной информацией.

5. Что может выступать в роли источника и получателя сообщения?

6. Приведите примеры способов передачи информации по схемам:

■  Источник (человек) —› Приемник (человек)
■  Источник (устройство) —› Приемник (человек)
■  Источник (человек) —› Приемник (устройство)
■  Источник (предмет) —› Приемник (человек)
■  Источник (человек) —› Приемник (предмет)
■  Источник-приемник ‹—› Приемник-источник
■  Источник —› Приемники
■  Источники —› Приемник

7. Придумайте способ передачи информации.

8. Нарисуйте схему передачи информации.

9. Приведите примеры кодирующих и декодирующих устройств.

10. Что такое носитель информации? Приведите примеры.

11. Какие требования предъявляются к носителю информации?

12. Приведите примеры способов организации хранения информации.

13. Какие вы знаете устройства, помогающие человеку собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию?

14. Почему важно защищать информацию?

15. Какие способы защиты информации вы знаете?

16. Приведите примеры шифров.

17. Зашифруйте фразу «Я учу информатику» с помощью ключа «шифр».

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

урок информатики Способы обработки информации.docx - урок информатики "Способы обработки информации" ...

1.Информатика – это наука о способах …., …., ……, преобразования , передачи и использования информации. А) получения, пользования, обработки Б) получения, накопления, хранения В)хранения, закрытия, отправления2. Информация ­ это …. А) сведения об компьютере Б) сведения об источнике В) сведения об окружающем мире3.Самое большое количество информации мы получаем ? А) зрение Б) вкус В)обоняние4.По способу восприятия информации относят…. А)вкусовая, слуховая, текстовая Б)зрительная , обонятельная, тактильная В)графическая, числовая, тактильная5.По способу представления к информации относят? А) тактильная Б) зрительная В)видео6. Какой носитель люди не используют для хранения информации ? А)диск Б)бумагу В)камень7.Звуковую информацию предают через? А)радио Б)книгу В)плакат8.Какой носитель древние люди использовали для хранения информации? А)звуки Б)рисунки В)танцы9. Информация представленная в вашем учебнике по информатике, является в основном? А)цифровая и музыкальная Б)графическая и слуховая В)текстовая и графическая10. Информация может быть полной и ……..А)неполной Б)связанной В)закрытой1.Информатика – это наука о способах …., …., ……, преобразования , передачи и использования информации. А) получения, пользования, обработки Б) получения, накопления, хранения В)хранения, закрытия, отправления2. Информация ­ это …. А) сведения об компьютере Б) сведения об источнике В) сведения об окружающем мире3.Самое большое количество информации мы получаем ? А) зрение Б) вкус В)обоняние4.По способу восприятия информации относят…. А)вкусовая, слуховая, текстовая Б)зрительная , обонятельная, тактильная В)графическая, числовая, тактильная5.По способу представления к информации относят? А) тактильная Б) зрительная В)видео6. Какой носитель люди не используют для хранения информации ? А)диск Б)бумагу В)камень7.Звуковую информацию предают через? А)радио Б)книгу В)плакат8.Какой носитель древние люди использовали для хранения информации? А)звуки Б)рисунки В)танцы9. Информация представленная в вашем учебнике по информатике, является в основном? А)цифровая и музыкальная Б)графическая и слуховая В)текстовая и графическая10. Информация может быть полной и ……..А)неполной Б)связанной В)закрытой1.Информатика – это наука о способах …., …., ……, преобразования , передачи и использования информации. А) получения, пользования, обработки Б) получения, накопления, хранения В)хранения, закрытия, отправления2. Информация ­ это …. А) сведения об компьютере Б) сведения об источнике В) сведения об окружающем мире3.Самое большое количество информации мы получаем ? А) зрение Б) вкус В)обоняние4.По способу восприятия информации относят…. А)вкусовая, слуховая, текстовая Б)зрительная , обонятельная, тактильная В)графическая, числовая, тактильная5.По способу представления к информации относят? А) тактильная Б) зрительная В)видео6. Какой носитель люди не используют для хранения информации ? А)диск Б)бумагу В)камень7.Звуковую информацию предают через? А)радио Б)книгу В)плакат

znanio.ru

"Виды информации и способы обработки информации"(5 класс)

Урок № Класс_______ Дата_________

Тема урока: Виды информации и способы обработки информации.

Цель урока:

  • изучить способы обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами;

  • развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности;

  • воспитывать информационную культуру учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический, практический (тест).

Оборудование: компьютерный класс, проектор, презентация , учебник и тетрадь.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Термин «информация».

2. Свойства информации.

III. Новая тема.

Способы обработки информации

Хранение информации

Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации и для ее пере­дачи. Для хранения информации человек использует память или «внешние» носители. В древности это были камни или папирус. Современная информация хранится на бу­маге или электронных носителях - дисках, флешках.

Информацию хранят распределенной по папкам, сортируют по алфавиту, дате записи и т.д.

Передача информации

Вы передаете информацию постоянно. Например, ни время разговора с другим человеком. Для быстрой передачи информации на большие расстояния человек изобретал рил личные средства. К ним относятся телеграф, телефон, телевизор, Интернет и др.

• Какое устройство передачи информации было первым?

Устройства, используемые для передачи информации, называют каналами передачи информации. В случае если каналы передачи информации недостаточно хорошего качества, могут происходить искажения или потери части игре даваемой информации.

В процессе передачи информации всегда есть источник и приемник информации. Источник передает информацию, а приемник ее получает. Например, на уроке во время объяснения учитель - источник информации, ученик - приемник .

Обработка информации

Любое изменение информации называется обработкой. Например, решение задачи - это получение новой информа­ции из уже известной. Такую информацию человек получает путем логических рассуждений или математических вычис­лений.

Другим примером может служить изменение формы представления информации. Например, перевод текста с од­ного языка на другой.

Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания ин­формации. Результаты обработки информации в дальнейшем используются человеком.

IV. Закрепление.

Практическая работа за компьютером стр. 21 (три уровня)

VI. Домашнее задание. §3, стр 22 тест.

VI. Итог урока.

infourok.ru

Виды и способы обработки информации

Класс: 5 В

Дата: 03.10.2016

Тема: Виды информации и способы ее обработки.

Количество информации, единицы измерения информации.

Цели урока:

Образовательние:

  • дать понятие информации

  • познакомить со свойствами, видами, единицами измерения информации, информационными процессами

  • научить определять информационный объем сообщения

Воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;

  • прививание навыков самостоятельной работы.

  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

Развивающие

  • развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать)

  • развитие речи

  • развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;

В результате урока учащиеся должны:

- знать единицы измерения информации;

- понимать способы обработки информации.

Методы: групповая работа, индивидуальная работа, использование ИКТ, практическая работа, применение технологии критического мышления, формативное оценивание.

Оборудование: персональные компьютеры, интерактивная доска, презентация «Обработка информации», учебники «Информатика. 5 класс», раздаточный материал.

Тип урока: усвоение новых знаний

План урока

  1. Организационный момент

  2. Мозговой штурм

  3. Объяснение нового материала

  4. Практическая работа.

  5. Рефлексия

  6. Итоги урока

  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- психологический настрой.

- приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

- включение учащихся в деловой ритм работы;

- деление на группы.

2.     Мозговой штурм.

Расскажите о следующем:

- три реальности окружающего мира;

- определение информатики как науки;

- определение информации;

- виды информации по способу восприятия;

- зрительная информация. Пример;

- слуховая информация. Пример:

- вкусовая информация. Пример;

- обнятельная информация. Пример;

- осязательная информация. Пример.

  1. Изучения нового материала. Демонстрация презентации.

Информация вокруг нас существует в различных видах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.

Вопрос: С помощью чего человек принимает информацию из окружающего мира?

Ответ: С помощью органов чувств.

По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два вида: естественные, возникшие в результате исторического развития человеческого общества и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач.

Виды информации, воспринимаемые компьютером: текстовая, числовая, звуковая, графическая, мультимедийная.

Информацию можно сгруппировать в две большие группы: дискретную (прерывную) и аналоговую (непрерывную).

Про информацию можно сказать: новая, старая, актуальная, достоверная, полная, точная, и т.д. Свойства информации: достоверность; полнота; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость.

Информация (ресурсы, знания) подразделяется на декларативную (я знаю, что …) и процедурную (я знаю, как …)

Вопрос: Приведите примеры декларативной и процедурной информации.

Ответ: Я знаю, что в русском языке 33 буквы. Я знаю, как приготовить чай.

Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением. Канал связи – физическая линия (прямое соединение), телефонная, телеграфная, спутниковая линия связи и аппаратные средства, используемые для передачи информации.

Вопрос: Какие действия может выполнить человек с информацией?

Ответ: Создать, найти, скопировать, разделить на части, структурировать, упорядочить, зашифровать, обработать, измерить, потерять.

Процесс переработки информации человеком крайне сложен, - он зависит от жизненного опыта человека, от его образования, от эрудиции, от профессии, от заинтересованности в тех или иных сведениях, даже от темперамента и нравственных установок личности.

Информационный процесс – процесс выполнения определенных операций над информацией, при которых изменяется содержание информации или форма ее представления. Основные информационные процессы: прием, обработка, хранение, передача, кодирование, поиск, выдача. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

Содержание презентации: «Обработка информации»:

- схема обработки информации:

     - исходные данные;

     - обработка;

     - результат;

- типы обработки информации;

- изменение формы обрабортки информации:

     - систематизация;

     - сортировка;

     - кодирование;

- практические задания.

4. Лекция «Количество информации. Единицы ее измерения»

.

Вопрос: Можно ли измерить информацию?

В опорном конспекте несколько определений единицы измерения информации – бита.

Бит (англ. bit — binarydigit — двоичная цифра) - количество информации, содержащееся в сообщении типа “да - нет”; количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений; наименьшая "порция" памяти, необходимая для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд; минимальное количество информации.

1 байт = 8 битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).

Широко используются более крупные производные единицы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,

1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

Информационный объем сообщения – это количество символов (равно количеству байтов).

5. Практическая работа. Работа с карточками

  1. Вид информации

Задание №1. Соедините стрелками действие и вид информации

Чтение книги

Графическая

Просмотр фильма

Числовая

Песня на радио

Текстовая

Вставка картин

Звуковая

Пример по математике

Видео

Задание №2. Текстовую информацию представьте в виде числовой формулы и наоборот.

Задание №3. Определите к какому виду относится информация в данных примерах. Поставьте пометку в соответствующей ячейке таблицы.

Обработка информации

Задание №1. Пометьте в таблице, какой из информационных процессов, по вашему мнению, преобладает в данном процессе. Продолжите таблицу своими примерами.

Задание №2. В данных примерах передачи информации выделите ИСТОЧНИК, ПРИЕМНИК И КАНАЛ ПЕРЕДАЧИ.

  1. Звонок в дверь

  1. Охотник идет по следу зайца (передача информации в одну сторону)

  2. Беседа двух подруг по телефону (обмен информацией)

Задание № 3. Разбейте единые информационные процессы на составляющие.

Примеры 3, 4 придумайте самостоятельно.

  1. Решение задачи по математике

  1. Покупка велосипеда

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  1. Количество информации.

Задание №1. Определите информационный объем фразы.

Ответ: … символов, … байт, ….бит.

Задание №2. Имеется книга 250, страниц, на странице 30 строк по 60 символов. Можно ли разместить на дискете объемом 1,44 Мбайт?

Решение:

Информационный объем одной страницы ….. символов = …. байт.

Информационный объем книги …. байт = …. Кбайт = …. Мбайт.

Ответ: ………………………..

6.     Оценивание.

Критериальное взаимооценивание задании параллельными группами.

Самооценивание.

  Оцените свои достижения, задайте себе вопросы и ответьте на них «да» или «нет».

  1. Знаю виды информации по способу восприятия? ______

  2. Знаю, что такое источник, приемник и канал передачи информации?______

  3. Знаю способы обработки информации? _______

  4. Знаю формы представления информации? _______

  5. Умею определять вид информации?________

  6. Умею привеодить примеры обработки информации в живой природе, технике, деятельности человека и общества? _______

  7. Умею привеодить примеры передачи информации в живой природе, технике, деятельности человека и общества? _______

  8. Умею привеодить примеры хранения информации в живой природе, технике, деятельности человека и общества? _______

  9. Знаю свойства информации?______

  10. Знаю понятие количество информации? ______

  11. Знаю единицы измерения информации?_______

  12. Умею приводить примеры новой информации?______

  13. Умею приводить примеры объективной информации?_____

  14. Умею переводить байты в килобайты, мегабайты и наоборот?_____

  15. Умею оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации?_____

За каждый правильный ответ «ДА» поставьте себе по одному баллу, подсчитайте сумму всех баллов. Поставьте себе самооценку по 5-ти бальной системе, использую шкал перевода.

7.     Рефлексия.

8.     Итоги урока.

Подведение итогов. Выставление оценок учащимся.

 

9.   Домашнее задание.

Изучить тему «Виды информации и способы её обработки. Количество информации, единицы измерения информации». Сделать конспект в тетрадях.

infourok.ru