Древняя спарта. Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древней Спарты. Древняя спарта


История Древней Спарты

История Древней СпартыСтатуя Леонидаса была возведена в 1968 году в Спарте, Греция.

Древняя Спарта — это город в Лаконии, на Пелопоннесе в Греции. В древности это был мощный город-государство со знаменитой военной традицией. Древние писатели иногда называли его как Лакедемон и его людей как лакедемоняне.

Спарта достигла высоты своей мощности в 404 г. до н.э. после победы над Афинами во второй Пелопоннесской войне. Когда это было в расцвете, у Спарты не было городских стен; его обитатели, похоже, предпочитали защищать его вручную, а не с миномётом. Однако в течение нескольких десятилетий после поражения против Thebans в битве при Leuctra, город оказался сокращен до «второсортного», статус, из которого он так и не восстановился.

Доблесть и бесстрашие воинов Спарты вдохновили западный мир на протяжении тысячелетий, и даже в 21 веке он был включен в голливудские фильмы типа «300 спартанцев» и футуристическую серию видеоигр «Halo» (где группа супер-солдат называемых «спартанцами»).

Но реальная история города сложнее, чем делает популярная мифология. Задача разобраться в том, что реально относится к спартанцам из того, что является мифом, усложнилось, потому что многие древние рассказы были написаны не спартанцами. Как таковые, они должны быть приняты с соответствующим недоверием.

Древняя СпартаРуины древнего театра сидят недалеко от современного города Спарты, Греция

Ранняя Спарта

Хотя Спарта не был построен до первого тысячелетия до н.э., недавние археологические открытия показывают, что ранняя Спарта была важным местом, по крайней мере, еще 3500 лет назад. В 2015 году 10-комнатный дворцовый комплекс, содержащий древние записи, написанные по сценарию, который археологи называют «линейным B», были обнаружены всего в 7,5 километрах (12 километров) от того места, где была построена ранняя Спарта. Во дворце также были обнаружены фрески, кубок с бычьей головой и бронзовые мечи.

Дворец сгорел в 14 веке. Предположительно, был более старый спартанский город, расположенный где-то около 3500-летнего дворца. Позднее была построена Спарта. Будущие раскопки могут показать, где находится этот более старый город.

Неясно, сколько людей продолжало жить в этом районе после сжигания дворца. Недавние исследования показывают, что засуха, которая длилась три столетия, согревала Грецию примерно в то время, когда спартанский дворец сгорел.

Археологи знают, что когда-то в ранний железный век, после 1000 г. до н.э., четыре деревни — Лимна, Питана, Мезоа и Чиносура, которые расположены вблизи того, что будет спартанским акрополем, собрались вместе, чтобы сформировать новую Спарту.

Историк Найджел Кеннелл пишет в своей книге «Спартанцы: новая история» (John Wiley & Sons, 2010), что расположение города в плодородной долине Евротаса дало своим жителям доступ к изобилию пищи, чего не испытывали ее местные соперники. Даже имя Спарта — это глагол, означающий «Я сеял» или «сеять».

Культура ранней Спарты

Хотя ранняя Спарта предприняла усилия по укреплению своей территории в Лаконии, мы также знаем, что на этом раннем этапе жители города, похоже, гордились своими художественными способностями. Спарта была известна своей поэзией, культурой и это была керамика, ее изделия были найдены в местах, которые так далеко от Кирины (в Ливии) и острова Самос, недалеко от побережья современной Турции. Исследователь Константинос Копаниас отмечает в своей статье в журнале 2009 года, что до шестого столетия до н.э. Спарта, похоже, провела семинар по слоновой кости. Выжившие слоны из святилища Артемиды Ортии в Спарте изображают птиц, мужских и женских фигур и даже «древа жизни» или «священного дерева».

Поэзия была еще одним ключевым ранним спартанским достижением. «В действительности у нас есть больше свидетельств поэтической деятельности в Спарте в седьмом веке, чем для любого другого греческого государства, включая Афины», — пишет историк Честер Старр в главе книги «Спарта» (Edinburgh University Press, 2002).

В то время как большая часть этой поэзии выживает в фрагментарной форме, а часть ее, например, от Тиртая, отражает развитие боевых ценностей, которые прославилась Спарта, есть также работа, которая, как представляется, отражает общество, занимающееся искусством, а не просто войной.

Этот фрагмент от поэта Алкмана, который он сочинил для спартанского фестиваля, выделяется. Это относится к девушке-хористу по имени «Агидо». Алькман был спартанским поэтом, который жил в седьмом веке до н.э.

Существует такая вещь, как воздаяние от богов.Счастлив тот, кто, звук ума,ткет в течение дняневыплаканный. Я поюсвет Агидо. Вижукак солнце, которомуАгидо призывает выступить исвидетелем для нас. Но славная хормейстерницазапрещает мне хвалитьили обвинять ее. Ибо она, кажется,выдающийся, как будтоодин помещен в пастбищеидеальная лошадь, призер с громкими копытами,одна из снов, которые живут ниже скалы …

Война Спарты с Мессенией

Ключевым событием на пути Спарты к становлению более милитаристского общества стало завоевание земли Мессения, расположенной к западу от Спарты, и превращение ее в рабство.

Кеннелл указывает, что это завоевание, по-видимому, началось в восьмом веке до н.э., с археологическими данными из города Мессене, показывающими, что последние свидетельства обитания были в течение восьмого и седьмого веков до н.э. до начала дезертирства.

Включение людей из Мессении в рабское население Спарты было важно, поскольку оно предоставляло Спарте «средства для поддержания ближайшего к постоянной армии в Греции», пишет Кеннелл, освободив всех своих взрослых мужских граждан от необходимости ручного труда.

История Древней СпартыИстория Древней Спарты

Сохранение этой группы рабов под контролем было проблемой, которую спартанцы могли бы веками использовать с использованием некоторых жестоких методов. Писатель Плутарх утверждал, что спартанцы использовали то, что мы могли бы считать эскадронами смерти.

«Магистраты время от времени отправляли в страну по большей части самых сдержанных молодых воинов, оснащенных только кинжалами и такими принадлежностями, которые были необходимы. В дневное время они разбрелись в неясные и ухоженные места , где они прятались и молчали, но ночью они спустились по шоссе и убили каждого Илота, которого они поймали ».

Спартанская система обучения

Наличие большого количества рабов облегчило спартанцев из ручного труда и позволило Спарте построить систему обучения граждан, которая готовила детей города к жестокости войны.

«В семь лет спартанский мальчик был взят от матери и вырос в казармах под глазами старших мальчиков», — пишет профессор Университета Вирджинии Дж. Э. Лендон в своей книге «Солдаты и призраки: история битвы в классической древности» (Йельский университет Press, 2005). «Мальчиков взбунтовали, чтобы внушить уважение и послушание, они плохо одеты, чтобы сделать их жесткими, и они были голодны, чтобы сделать их устойчивыми к голоду …»

Если они были слишком голодны, мальчикам было предложено попытаться воровать (как способ улучшить их скрытность), но были наказаны, если их поймали.

Спартанцы тренировались строго и развивались через эту систему обучения до 20 лет, тогда им разрешалось вступать в общинный порядок и, следовательно, становиться полноценным гражданином сообщества. Ожидается, что каждый член предоставит определенное количество продуктов питания и будет строго тренироваться.

Спартанцы издевались над теми, кто не мог бороться из-за инвалидности. «Из-за их крайних норм маскулинности спартанцы проявляли жестокость к тем, кто не был способен, вознаграждая тех, кто был способен, несмотря на их нарушения», — писал Вальтер Пенроуз-младший, профессор истории в Университете Сан-Диего, в газете опубликованной в 2015 году в журнале «Классический мир».

Женщины Спарты

Ожидается, что девочки, не обученные в военном отношении, будут физически тренироваться. Физическая пригодность считалась столь же важной для женщин, как и для мужчин, и девочки принимали участие в гонках и испытаниях силы», — пишет Сью Бланделл в своей книге «Женщины в древней Греции. Это включало в себя бег, борьбу, метание диска и копья. Они также знали как управлять лошадьми, мчались в двухколесных колесницах».

По словам древних писателей, спартанская женщина даже участвовала в Олимпийских играх, по крайней мере, на соревнованиях на колеснице. В пятом веке до н.э., спартанская принцесса по имени Циница (также написана Киниска) стала первой женщиной, выигравшей в Олимпийских играх.

«Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы преуспеть в Олимпийских играх, и была первой женщиной, которая разводила лошадей и первой, кто выиграл олимпийскую победу. После Синиска другие женщины, особенно женщины из Лакедемон, одержали олимпийские победы, но ни одна из них не была более отличающийся своими победами, чем она», — писал древний писатель Паусаниас, который жил во втором веке нашей эры.

Цари Спарты

Спарта вовремя разработала систему двойного царства (сразу два царя). Их власть была уравновешена избранным советом эфов (который может выполнять только один годичный срок). Был также Совет старейшин (Gerousia), каждый из которых был старше 60 лет и мог служить на всю жизнь. Общее собрание, состоящее из каждого гражданина, также имело возможность голосовать по законодательству.

Легендарный законодатель Ликург часто упоминается в древних источниках, обеспечивая основу для спартанского права. Однако Кеннелл отмечает, что он, вероятно, никогда не существовал и был на самом деле мифическим персонажем.

Война Спарты с Персией

Первоначально Спарта не решалась заниматься Персией. Когда персы угрожали греческим городам в Ионии, на западном побережье того, что сейчас является Турцией, греки, которые жили в этих районах, послали в Спарту эмиссара, чтобы обратиться за помощью. Спартанцы отказались, но угрожали царю Киру, сказав ему оставить греческие города в покое. «Он не должен был нанести вред ни одному городу на греческой территории, иначе лакедемоняне на него не напали», — писал Геродот в пятом веке до н.э.

Персы не слушали. Первое вторжение Дария I произошло в 492 г. до н.э. и был отбит главным образом афинской силой в битве при Марафоне в 490 г. до н.э. Второе вторжение было начато Ксерксами в 480 г. до н.э., персы, пересекающие Хеллеспонт (узкий пролив между Эгейским и Черным морями) и двинулись на юг, набрав союзников на этом пути.

Спарта и один из их царей Леонидас стали главой антиперсидской коалиции, которая в конечном итоге сделала злополучную позицию в «Термопилах». Расположенный у побережья, Термопилы содержали узкий проход, который греки блокировали и использовали, чтобы остановить продвижение Ксеркса. Древние источники указывают, что Леонидас начал битву с нескольких тысяч солдат (в том числе 300 спартанцев). Он столкнулся с персидской силой, во много раз превышающей их.

История Древней СпартыИстория Древней Спарты

Лакедемоняне

Лакедемоняне сражались таким образом, что заслуживают внимания, и проявили себя гораздо более искусными в бою, чем их противники, часто поворачиваясь спиной и делая так, как будто все они улетают, на которых варвары спешат за ними с большим шумом и крича, когда спартанцы при их приближении обойдутся и предстанут перед преследователями, тем самым уничтожив огромное количество врагов.

В конце концов, греческий человек показал Ксерксу проход, который позволил части персидской армии перехитрить греков и напасть на них на обоих флангах. Леонидас был обречен. Многие из войск, которые были с Леонидасом, ушли. Согласно Геродоту, Thespians решили остаться с 300 спартанцами по собственной воле. Леонидас сделал свою роковую позицию и «храбро сражался вместе со многими другими знаменитыми спартанцами», пишет Геродот.

В конечном итоге персы убили почти всех спартанцев. Илоты, снесенные вместе с спартанцами, также были убиты. Персидская армия отправилась на юг, уволив Афины и угрожая проникнуть в Пелопоннес. Греческая военно-морская победа в битве при Саламине остановила этот подход, персидский царь Ксеркс отправился домой и оставил армию позади, которая позже будет уничтожена. Греки во главе с ныне мертвым Леонидом победили.

Пелопоннесская война

Когда угроза от персов отступила, греки возобновили свое межгородское соперничество. Двумя из самых могущественных городских государств были Афины и Спарта, и напряженность между ними обострилась за десятилетия после победы над Персией.

В 465/464 г. до н.э. мощные землетрясения поразили Спарту, и илоты воспользовались ситуацией для восстания. Ситуация была достаточно серьезной, что Спарта призвала союзные города помочь в ее прекращении. Однако, когда афиняне прибыли, спартанцы отказались от их помощи. Это было воспринято как оскорбление в Афинах и укрепило антиспартанские взгляды.

Битва при Танагре, сражавшаяся в 457 г. до н.э., объявила период конфликта между двумя городами, которые продолжались и продолжались более 50 лет. Время от времени, Афины, как оказалось, имели преимущество, такое как битва при Сфактерии в 425 г. до н.э. когда, отвратительно, 120 спартанцев сдались.

Ничто из того, что произошло на войне, не удивило эллинов так сильно, как это. Было мнение, что никакая сила или голод не могут заставить лакедемонян отказаться от оружия, но они будут сражаться, как могли, и умереть вместе с ними в своих руках , — писал Фукидид (460-395 до н.э.).

Были периоды, когда Афины были в беде, например, в 430 году до н.э., когда афиняне, которые были упакованы за городскими стенами во время спартанского нападения, пострадали от чумы, в которой погибло много людей, включая их лидера Перикла. Были предположения, что чума была фактически древней формой вируса Эбола.

Конфликт между Спартой и Афинами

В конечном счете конфликт между Спартой и Афинами разрешился на море. В то время как афиняне пользовались военно-морским преимуществом на протяжении большей части войны, ситуация изменилась, когда человека по имени Лизандер назвали командиром флота Спарты. Он искал персидскую финансовую поддержку, чтобы помочь спартанцам создать свой флот.

Он убедил персидского царя Кира предоставить ему деньги. Царь привез с собой, сказал он, пятьсот талантов, если эта сумма окажется недостаточной, он будет использовать свои собственные деньги, которые дал ему его отец, и если это тоже окажется неадекватным, он зайдет так далеко, как чтобы разбить трон, на котором он сидел, на серебро и золото, — писал Ксенофонт (430-355 до н.э.).

С финансовой поддержкой Персианс Лисандр построил свой флот и обучил своих моряков. В 405 г. до н.э. он занимался афинским флотом в Эгоспопати, на Геллеспоне. Он сумел поймать их врасплох, выиграв решительную победу и отрезав Афины от запасов зерна из Крыма.

Теперь Афины были вынуждены заключить мир по условиям Спарты.

«Пелопоннезийцы с большим энтузиазмом начали срывать стены [Афины] с музыкой флейт-девочек, думая, что этот день стал началом свободы для Греции», — писал Ксенофонт.

Падение Спарты

Падение Спарты началось с ряда событий и ошибок.

Вскоре после победы спартанцы повернулись против своих персидских сторонников и начали неубедительную кампанию в Турции. Затем в следующие десятилетия спартанцы были вынуждены проводить кампанию на нескольких фронтах.

В 385 г. до н.э. спартанцы столкнулись с мантиейцами и использовали наводнения, чтобы разорвать свой город. «Нижние кирпичи стали пропитаны и не смогли поддержать тех, кто над ними, стена начала сначала трескаться, а затем уступить», — писал Ксенофонт. Город был вынужден отказаться от этого неортодоксального натиска.

Больше проблем затронуло спартанскую гегемонию. В 378 г. до н.э. Афины образовали вторую морскую конфедерацию, группу, которая бросила вызов спартанскому контролю над морями. В конечном счете, однако падение Спарты пришло не из Афин, а из города по имени Фивы.

Фивы и Спарта

Под влиянием спартанского царя Агесилауса II отношения между двумя городами Фивы и Спарта стали все более враждебными, и в 371 г. до н.э. в Леуктре произошла ключевая битва.

Сила Лакедемонян была разгромлена Фивами на поле Леуктры. Хотя союзник Спарты во время долгой Пелопоннесской войны Фивы стали проводником сопротивления, когда победоносная Спарта стала злым тираном, в свою очередь, — пишет Лендон. Он отмечает, что после того, как мир был согласован с Афинами в 371 г. до н.э., Спарта обратила внимание на Фивы.

В Леуктре по причинам, неясным, спартанцы отправили свою кавалерию перед своей фалангой. Лакедемонянская кавалерия была бедной, потому что хорошие спартанские воины все еще настаивали на том, чтобы служить гоплитами [пехотинцами]. Фиванцы, напротив, имели старую кавалерийскую традицию, и их прекрасные лошади, много упражнявшиеся в последних войнах, быстро разгромили спартанскую конницу и вернули их в фалангу, сбив с толку ее порядок.

С путаницей в спартанских линиях бойня продолжалась.

Клембрутус, сражаясь в фаланге, как спартанские цари, был поражен и был вырван из битвы, — пишет Лендон. Другие ведущие спартанцы вскоре были убиты и в битве. Говорят, что фиванский генерал Эпаминондаз сказал: Дайте мне один шаг, и у нас будет победа!

Из семисот полных спартанских граждан в битве погибло четыреста …

Поздняя история Спарты

В следующие столетия Спарта в ее сокращенном состоянии находилась под влиянием разных держав, включая Македонию (в конечном счете возглавляемую Александром Македонским), ахейскую лигу (конфедерацию греческих городов) и позднее Рим. В этот период спада спартанцы были вынуждены строить городскую стену впервые.

Были попытки восстановить Спарту в ее бывшей военной мощи. Спартанские цари Агис IV (244-241 г. до н.э.) и позднее Клеоменес III (235-221 г. до н.э.) провели реформы, которые отменили задолженность, перераспределили землю, позволили иностранцам и не гражданам стать спартанцами и в конечном итоге расширили гражданский корпус до 4000 человек. Хотя реформы привели к некоторому обновлению, Клеомен III был вынужден уступить город контролю ахейцев. Агеевская лига, в свою очередь, вместе со всей Грецией в конечном итоге упала в Рим.

Но, хотя Рим контролировал регион, народ Спарты никогда не забывал свою историю. Во втором веке н.э., греческий писатель Паусания посетил Спарту и отметил наличие большого рынка.

«Самая яркая особенность на рынке — портик, который они называют персидским, потому что он был сделан из трофеев, взятых в персидских войнах. Со временем они изменили его, пока он не станет таким же большим и прекрасным, как сейчас. столбы — белые мраморные фигуры персов … », — писал он.

Он также описывает гробницу, посвященную Леонидасу, который к этому моменту умер 600 лет назад в Термопилах.

«Напротив театра находятся две гробницы, первая — Паусаниас, генерал в Платее, второй — Леонидас. Каждый год они выступают с речами над ними и проводят конкурс, в котором никто не может конкурировать, кроме спартанцев», — писал он , «Создана плита с именами и именами их отцов, из тех, кто выдержал борьбу с Фермопилами против персов».

Руины Спарты

Спарта продолжалась в средние века и, действительно, никогда не терялась. Сегодня современный город Спарта стоит около древних руин, население которых составляет более 35 000 человек.

Историк Кэннелл пишет о том, что сегодня с уверенностью можно идентифицировать только три объекта: святилище Артемиды Орфия рядом с Евротами [рекой], храмом Афины Халсиокус (Бронзового дома) на акрополем и ранним римским театром чуть ниже.

Действительно, даже древний писатель Фукидид предсказал, что руины Спарты не выделяются.

Предположим, например, что город Спарта должен был стать безлюдным и что остались только храмы и фундаменты зданий, я думаю, что будущим поколениям со временем было бы очень трудно поверить, что это место действительно было столь же могущественным, каким он был представлен.

Но Фукидид был только наполовину прав. Хотя руины Спарты могут быть не такими впечатляющими, как Афины, Олимпия или ряд других греческих городов, рассказы и легенды о спартанцах живут. И современные люди, смотря фильмы, играя в видеоигры или изучая древнюю историю, знают что-то о том, что означает эта легенда.

tagweb.ru

Блог Юрия Ретромана.Древняя Спарта - Блог Юрия Ретромана.Древняя Спарта

Древняя СпартаСпарта (Лакония, Лакедемон) — одно из самых известных и могущественных государств Древ­ней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спар­та была государством,  которое не знало смут и гражданских распрей. В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «об­щиной равных». Хотя о грозной Спарте знали бук­вально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спар­танцы (спартиаты) окутали своё государство покро­вом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи об­щины. Даже купцы не привозили товаров в Спар­ту — спартанцы ничего не покупали и не прода­вали.

Хотя сами спартанцы не оставили описания сво­их законов и государственного строя, многие древ­негреческие мыслители пытались разгадать причи­ну прочности гражданского согласия и военной мо­щи Спарты. Особенно усилилось их внимание к это­му государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431—405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям. Поэтому некоторые проблемы исто­рии Спарты до сих пор вызывают споры у истори­ков. Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы?

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них не­возможно. Тем не менее он не сомневается в том, что этот политический деятель был исторической личностью. Большинство современных учёных счи­тают Ликурга легендарной (никогда не существовавшей) личностью, а удивительный государствен­ный строй Спарты — следствием сохранения в нём примитивных догосударственных форм человечес­кого общежития. Другие историки, соглашаясь с тем, что Ликург — фигура вымышленная, не отри­цают полностью предания о возникновении Спар­танского государства в результате переворота после долгих смут в первой половине VI в. до н. э. Есть и третья группа учёных, считающих, что у историков нет серьёзных оснований для полного недоверия к сообщениям античных писателей. В биографии Ликурга, считают они, нет ничего фантастического, а проведение в Спарте реформ на два века раньше, чем в других районах Балканской Греции, объяс­няется сложной ситуацией, сложившейся в Лако­нии. Основавшие Спартанское государство дорий­цы пришли сюда как завоеватели и, чтобы удер­живать в повиновении порабощённое ими местное ахейское население, нуждались в ускоренном соз­дании необходимых для этого учреждений.

Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину VII в. до н. э.

Это было время смут и беззаконий. Ликург про­исходил из царского рода и после гибели отца от удара ножом и смерти старшего брата стал царём, но правил всего восемь месяцев. Уступив власть своему племяннику, он покинул Спарту. Путешест­вуя по Криту, Египту и греческим полисам на по­бережье Малой Азии, Ликург изучал законы и об­раз жизни людей и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и устано­вить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами. Перед возвращени­ем в Спарту Ликург отправился в Дельфы, где на­ходился храм бога Аполлона с оракулом (прорица­телем). В те времена ни одно важное для всего го­сударства решение не принималось без обращения за советом к жрецам бога Аполлона Дельфийского. Жрица-прорицательница (пифия) передавала обра­щающимся за советом предсказания, которые ей якобы сообщало само божество. Пифия назвала Ликурга «боголюбезным» и сказала, что Аполлон обе­щает дать Спарте самые лучшие законы.

Как рассказывает Плутарх, вернувшись из Дельф, Ликург вместе с тридцатью верными ему знатными гражданами приступил к осуществлению своего замысла. Он приказал друзьям вооружиться и выйти на площадь, чтобы запугать врагов и за­ставить всех подчиниться новым законам. Установ­ление новых порядков, видимо, вызывало недоволь­ство и сопротивление части богатых и знатных граж­дан. Однажды они окружили законодателя и, злобно крича, забросали камнями. Ликург бежал, но один из преследователей выбил ему палкой глаз.

По легенде, завершив реформы, Ликург собрал народ и, взяв с него клятву ничего не менять из установленных им порядков до его возвращения, снова отправился в Дельфы. В Дельфах он получил через оракула одобрение проведённым законам. От­правив это прорицание в Спарту, он сам решил боль­ше туда не возвращаться, чтобы не освобождать на­род от данной ему клятвы, и уморил себя голодом.

Установленные Ликургом порядки вызывали восхищение одних, осуждение и критику других. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писа­тели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия) из 28 человек. Старейшины (геронты) — не моложе 60 лет — избирались народ­ным собранием граждан (апеллой). В герусию вхо­дили и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией на войне. Апелла первоначально, видимо, имела большую силу и решала все важнейшие вопросы в жизни общины. Со временем власть в государстве перешла в руки эфоров.

В VIII в. до н. э. в Спарте, как и в других грече­ских полисах, возникла острая нехватка земли. Спартанцы решили эту проблему, завоевав сосед­нюю область Мессению, а её жителей обратили в рабство. Завоёванная земля и порабощённое насе­ление были объявлены собственностью всех граждан Спарты. И система управления, и верховная собст­венность всех граждан на землю — всё это ничем не отличало Спарту от других греческих полисов. Как и всюду в государствах Древней Греции, здесь дей­ствовал принцип: сообща владеем, сообща управля­ем, сообща защищаем. Но в Спарте он был проведён в жизнь с такой последовательностью, что это пре­вратило её в нечто уродливое, в «исторический курь­ёз», по определению некоторых историков.

Причиной этого была особая форма рабства, воз­никшая в Древней Спарте. В большинстве греческих полисов рабов привозили из дальних стран. Отор­ванные от родных очагов, разной национальности, они были разобщены и им было трудно договориться друг с другом и поднять мятеж против своих господ. Обращённое же в рабов (илотов) население Лакони­ки и Мессении оставалось жить там, где жили и их предки. Они вели самостоятельное хозяйство, имели имущество и семью. Своим хозяевам они платили подать (апофору), оставшейся же частью продуктов могли распоряжаться по своему усмотрению. Это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много раз превосходящие по чис­ленности своих господ, поднимали довольно часто.

Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в госу­дарстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры). 9 тыс. клеров получили спартанцы — по числу семей, 30 тыс. было отдано периэкам — жителям окрест­ных мест. Периэки были свободными людьми, но не входили в число полноправных граждан. Полу­ченную землю нельзя было ни продавать, ни да­рить. Обрабатывали её илоты, а периэки занима­лись ремеслом. Спартиаты же всякий труд, кроме военного дела, считали для себя позорным. Полу­чив возможность довольно безбедно жить за счёт труда илотов, они превратились в воинов-профес­сионалов. Вся их повседневная жизнь стала пос­тоянной и изнурительной подготовкой к войне.

Для сохранения всеобщего равенства Ликург за­претил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввёл железные деньги, настолько тяжёлые, что да­же для небольшой суммы требовалась целая повоз­ка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же бы­ло строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов. Все спар­танцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартан­ские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили отдельно от своих семей. Даже дети не принадле­жали родителям. Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребён­ка внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам (об­рыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли уми­рать.

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они вы­росли сильными, послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать и говорить кратко и чётко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссори­ли, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали очень суровому испытанию у алтаря бо­гини Артемиды. Юношей жестоко би­чевали, они же при этом должны были молчать. Некоторые не выдерживали испытания и умирали. Ещё одним испытанием для юношей были криптии — тайные войны против илотов, которые время от времени объявляли эфоры. Днём молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых креп­ких мужчин, что позволяло держать илотов в пос­тоянном страхе.

Воля законодателя и постоянная угроза со сто­роны илотов создали необычайно сплочённую граж­данскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисципли­на, военизация всех сторон жизни привели к духов­ному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими поли­сами. Она не дала мировой культуре ни одного фи­лософа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла создать Спарта, — это сильная ар­мия. Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к тирании». Постепенно Спарта превратилась в оплот политиче­ской реакции для всей Греции.

Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она бы­ла направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в «общину равных», но глав­ная причина заключалась в том, что постоянная угроза восстаний илотов требовала мобилизации всех сил. Спарта не могла надолго и далеко уводить свою армию за пределы Пелопоннеса, поэтому в мо­менты большой опасности для всего эллинского ми­ра она часто руководствовалась сугубо эгоистиче­скими интересами. Это сказалось уже в период гре­ко-персидских войн, когда Спарта готова была ус­тупить иранцам (персам) большую часть Балкан­ской Греции и греческие города на побережье Ма­лой Азии. Взамен она предлагала всем желающим переселиться на территорию Пелопоннеса, готовая защищать его рубежи до последнего вздоха.

Жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афи­нами. Она вышла победительницей из Пелопоннес­ской войны, но ценой предательства интересов Эл­лады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вы­вела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и «община рав­ных» вступила в полосу смут, как и все другие гре­ческие полисы.

По материалам Энциклопедии

02 июня 2014 от Retroman

retroman.ru

Древняя Спарта. Быт и нравы

Древняя Спарта сегодня очень популярна. Спартанцев считают великими воинами, которые могли поставить на колени даже самого могущественного врага. При этом они были умны и подарили Греции большое количество философов и ученых. Но, были ли они столь суровы и стоичны, как нам навязывают мифы о Спарте? Сегодня мы во всем разберемся и знаем, что же представляла собой Древняя Спарта.

Древняя Спарта. Быт и нравы

Древняя Спарта «без купюр»

Вообще, название Спарта не является оригинальным. Его придумали и распространили древние римляне. Сами же спартанцы называли себя лакедемонянами, а свою страну Лакедемоном. Но, так вышло, что оригинальное название не прижилось в исторических документах, а вот название Древняя Спарта дошло до наших дней.

Древняя Спарта, как и большинство государств своего времени, отличалась довольно сложной социальной структурой. Все жители Спарты делились на три группы:

  • Полноправные граждане;
  • Неполноправные граждане;
  • Зависимые.

В то же время, каждая из групп делилась на подгруппы. Так, к примеру, илоты были рабами, но в уникальном понимании спартанцев. Они имели свои семьи, свои селения и даже получали денежное вознаграждение за свой труд. Но, они всегда были привязаны к своему земельному участку, обязались воевать на стороне Древней Спарты и принадлежали, что интересно, не кому-нибудь одному, а всем полноправным гражданам Спарты сразу. Кроме илотов в спартанском государстве были гипомейоны – неполноценные дети полноправных граждан Спарты. Их считали неполноправными гражданами государства, но при этом они были значительно выше по социальной лестнице всех других слоев населения, таких как илоты или зависимые.

Отметим, что наличие в социальной структуре Древней Спарты такого сословия, как гипомейоны, довольно сильно бьет по самой известной легенде о спартанцах, согласно которой, всех неполноценных детей они скидывали в пропасть сразу же после рождения.

Миф о сброшенных детях впервые упоминался Плутархом. Он писал, что слабые дети по велению правительства Древней Спарты сбрасывались в одно из ущелий Тайгетовых гор. На данный момент ученые все больше склоняются к тому, что это просто легенда, которая играла у современников роль «страшилки», но под собой серьезной обоснованной почвы не имела. Кроме прочего, сами спартанцы, любившие обособленный способ жизни, могли распространять такого рода мифы о своем народе.

Древняя Спарта и армия

Популярная легенда гласит, что армия спартанцев была практически непобедимой. Нельзя не отметить, что на то время Древняя Спарта действительно могла выставить на поле боя лучших воинов Греции, но, как мы все прекрасно знаем, и они часто терпели поражения. Более того, из-за изоляционной политики, спартанская армия во многом уступала армиям других государств. Спартанцы считались великолепными пехотинцами, способными с помощью жесткой дисциплины, выучки и плотной фаланги сразить любого врага в поле или степи, а также горных ущельях. С другой стороны, Древняя Спарта практически не интересовалась инженерным делом, а потому просто не способна была вести эффективные завоевательные войны, так как не было возможности осаждать крупные города противников. Беда к спартанцам пришла вместе с римлянами. Хоть древние римляне и восхищались во многом армией Спарты, мобильные и гибкие в строю манипулы довольно быстро расправлялись с линейной фалангой Спарты, что в итоге привело к полному покорению греческого государства римлянами.

Древняя Спарта. Быт и нравы

Каждый спартанский мужчина считал своей обязанностью быть дисциплинированным в бою, мужественным и проявлять свою доблесть. Очень ценилась скромность, однако пиры и оргии, в том числе гомосексуальные, спартанцы тоже очень любили. В поздний период на закате государства Древняя Спарта ассоциировалась уже совсем с другими качествами – коварством и вероломством.

Древняя Спарта и общество

Древняя Спарта имела тот же государственный строй, что и большинство полисов Древней Греции – демократию. Конечно же, демократия Спарты отличалась от Афинской. К примеру, если большинство решений все же решались общим собранием граждан, то вот особо важные вопросы обсуждал и рассматривал ареопаг – верховный орган власти, состоящий из старейшин.

Домашний быт спартанцев был таким же, как и у всех остальных. Выращивались традиционные для древних греков продукты, а разводили спартанцы овец. Сельскохозяйственные работы возлагались на илотов, зависимых и неполноправных граждан Древней Спарты.

Древняя Спарта. Быт и нравы

Особо напрягать мозги в Спарте не любили, но мыслители и поэты все же были. Особо выдающимися стали Терпандр и Алкман, которые, впрочем, были еще и великолепными атлетами. Предсказывающий будущее Тисамен Элейский среди современников тоже славился как метатель диска, а не как жрец-прорицатель. Так что, больше ценились физические данные спартанского мужчины, чем умственные способности.

Завтракали и ужинали в Древней Спарте только на коллективных собраниях. Бытует мнение, что несмотря на высокое положение, даже ареопаг был вынужден кушать вместе с остальными. Это уравнивало граждан и не давало влиятельным спартанцам забывать, что они тоже часть народа.

Древняя Спарта сегодня романтизирована очень сильно, но многое из сложившегося образа можно отнести к правде. Спартанцы были действительно великолепными воинами и справедливыми людьми. А еще именно они научились выражать свою мысль одним словом. Благодаря спартанцам мы ценим лаконичность и умеем кратко выстраивать деловые речи.

Самые популярные статьи блога за неделю

post-factum.net

История Спарты - Civilization War

Город Спарта расположен в долине реки Еврот между горными хребтами Тайгет (на западе) и Парнон (на востоке). Это был один из городов древнего греческого государства, называвшегося Лакедемон. Хотя ранний период истории Спарты известен нам пока недостаточно хорошо, можно с уверенностью сказать, что к концу VIII в. большая часть остальных городов Лакедемона оказалась под властью Спарты. Их жители стали именоваться периэками {periolkol), что значит «живущие вокруг». Несмотря на то что их общины сохраняли самоуправление, они не имели права проводить самостоятельную внешнюю политику. Это была привилегия жителей Спарты — спартиатов. И хотя обитатели государства официально именовались «лакедемонянами», только спартиаты занимали государственные посты и принимали решения.

Статуя спартанца

Статуя спартанца, найденная в Спарте, ранее считалась портретом Леонида, однако она относится к тому периоду, когда в Греции еще не было искусства портрета. Оно приобрело популярность начиная с 475-450 гг. до н.э. Любые изображения людей, живших до этого времени, можно называть портретами лишь условно, поскольку они созданы в более поздние времена. Бюсты, которые ранее трактовались как портреты Леонида или Павсания, ныне считаются портретами поэта Пиндара.

Слово «Лаконика» означает географическую область, в которой расположен Лакедемон. Прилагательное «лаконский» употребляется для обозначения местного диалекта, одежды и т.д. Другие общины утратили свою независимость, и их жители превратились в илотов — рабов спартиатов. Спартанское общество превратилось в рабовладельческое: илоты производили материальные блага, на которые жили сиартиаты, посвящавшие свое время военным занятиям. Угроза илотского восстания, способного поставить под вопрос само существование государства, существовала постоянно.

Согласно преданию, законы Лакедемона были созданы Ликургом. На протяжении многих лет ему приписывалось авторство всех законов. Однако очевидно, что законодательство формировалось постепенно. Ликург, если только он был реальным лицом, был автором лишь самых ранних законов.

Спартой управляли два царя, происходившие из двух царских ролов — Агиадов и Эврипонтидов. Первоначально во время войны оба царя командовали войсками. Но с конца VI в. до н.э. установилось правило, согласно которому один из царей командовал армией в походе, в то время как другой оставался дома. За царями закреплялись места в совете старейшин — герусии (gerousia). Остальные 28 членов совета были старше 60 лет и занимали свой пост пожизненно. Герусия предлагала законопроекты собранию граждан, а оно, в свою очередь, могло принять их или отвергнуть. Собрание решало вопросы войны и мира и ратифицировало мирные договоры. Оно также имело право принимать решение по вопросу наследования царской власти, утверждало военных командиров и выбирало членов герусии и пять эфоров (ephoros — наблюдатель). Эфоры осуществляли общий контроль над деятельностью царей. Они могли призвать царя к ответу и организовать его судебное преследование через герусию. Эфоры председательствовали в герусии и в народном собрании. Они также отдавали приказы о мобилизации армии. Два эфора сопровождали царя в походе.

После того как контроль был установлен над всем Лакедемоном, спартанцы завоевали соседнюю Мессению. Это произошло во время 1-й Мессенской войны 735-715 гг. В руки спартанцев попала большая часть территории Мессении, и большинство ее обитателей было превращено в илотов. Главным врагом Спарты отныне стал Аргос, С ним и развернулась продолжительная борьба за гегемонию в Пелопоннесе. Тяжелое поражение, понесенное от аргосцев под Гисиями в 669 г, спровоцировало самое крупное восстание мессенцев. Это восстание, ставшее известным как 2-я Мессенская война, было подавлено с огромными трудностями.

Боевые песни, написанные во время этой войны поэтом Тиртеем, были призваны вселить боевой дух в сердца спартанцев и глубоко вошли в милитаризированную спартанскую культуру. Экспансия продолжалась и в начале VI в., на сей раз в Южную Аркадию, куда войска повели цари Леон и Агасикл. Противником были города Орхомен и Тегея, Со временем лакедемоняне изменили свою политику. В середине века был заключен союз, а со временем большая часть государств Пелопоннеса оказалась в составе союза во главе с Лакедемоном. Главенство в Пелопоннесском союзе давало Лакедемону законное и моральное право возглавить силы греков во время греко-персидских войн. Лакедемоняне, которых возглавляли эфор Хилой и цари Аристон и Анаксандрид, участвовали в военных операциях по свержению тиранов по всему греческому миру. Это также добавляло престижа их власти.

Тиранами в Греции называли незаконных единоличных правителей. Они зачастую отличались жестокостью и неуважением к законам. Клеомен, сын Анаксандрида, продолжил дело своего отца. В 517 г. до н.э. от власти тиранов был освобожден Наксос, в 510 г. до н.э. — Афины. Клеомен нанес сокрушительное поражение Аргосу при Сепее, предотвратив те.м самым его помощь персам. Лакедемон играл ключевую роль во время греко-персидских войн. Однако командующий греческим войском Павсаний, разгромивший персов при Платеях, организовал заговор, целью которого было установление в Греции персидского владычества. После этого Лакедемон утратил немытую часть своего престижа. Кроме того, афинский лидер Фемистокл развернул борьбу против гегемонии Спарты и значительно укрепил положение Афин. Тем не менее самым тяжелым ударом по лакедемонскому влиянию стало землетрясение 464г., разрушившее Спарту. За ним последовала 3-я Мессенская война (465-460) и Малая Пелопоннесская война против Афин (460-446). В этих войнах Лакедемон устоял, но вышел из них с тяжелыми людскими потерями. В 431 г. до н.э. Лакедемон вновь оказался втянутым в войну с Афинами (Пелопоннесская война 431-404 гг.), поскольку союзники Спарты угрожали покинуть ее, если та не сможет защитить их ОТ афинской экспансии. И в этой войне победу одержали лакедемоняне.

Победа над Афинами была одержана благодаря помощи, полученной Лисандром от персов. Лисандр устанавливал спартанскую гегемонию в тех городах, которые были освобождены от власти Афин, заменяя демократию на «правительства десяти», размещал в них лакедемонские гарнизоны и спартанских гармостов (hamostes — устроитель, наместник). В последний период Пелопоннесской войны спартанцы захватили господство на море. Это произошло благодаря Лисандру, который разгромил афинский флот в битве при Эгоспотомах. Вскоре после этого афиняне признали свое поражение, и Лисандр развернул свою деятельность в греческих государствах на восточном побережье Эгейского моря. В 400 г. до н.э. вспыхнула война с персидским сатрапом Тиссаферном.

Царь Спарты Агесилай, посланный в Азию в 396 г., достиг в войне с персами значительных успехов. Однако он был отозван, чтобы организовать защиту Спарты от войск новой антилакедемонской коалиции греческих городов. Постройка пepcaми мощного флота сделала возвращение в Азию невозможным, и лакедемоняне были вынуждены заключить мирный договор, согласно которому персам возвращался контроль над Азией. Коринфская война была Спартой выиграна, но на проведение гегемонистской политики у нее уже не было сил. Слабость Лакедемона во всей своей полноте проявилась во время битвы с фиванцами при Левктрах (371), в которой армия Спарты, считавшаяся до этого непобедимой, потерпела поражение.

И если бы фиванский военачальник Эпаминонд не погиб в 362 г. до н.э. под Мантинеей, едва ли Лакедемон смог сохранить в целости все свои владения.

Южный Пелопонесс в классический период

Южный Пелопонесс в классический период

ciwar.ru

Древняя Спарта. Спартано-аргосская война

Спартанский полис всегда имел двух царей. Один царь уходил на войну со спартанским войском, другой в это время правил Спартой. Жизнь Спарты носила военный характер.

С самого своего рождения и до конца жизни, спартанец не принадлежал самому себе. Новорождённого приносили на осмотр геронтам, если мальчик был слаб - его бросали в ущелье горы, здорового малыша отдавали отцу на воспитание, принцип которого заключался в повиновении и в победе над противником. Почти всё своё время спартанцы проводили в специальных лагерях, где их обучали грамоте, пению, физическим упражнениям, учили метать копьё, владеть мечом. Спали спартанцы на жёстких подстилках, о пропитании должны были заботится сами (вплоть до воровства).

Движущей силой в политике Спарты являлся захват соседних земель.

Три области Пелопоннеса - это Аркадия, Мессения, Арголида, граничали с Лаконией (область, где находилась Спарта).

В 8 веке до н.э. Спарта развязала войну с соседней богатой Мессенией, окончившейся покорением её и порабощением населения.

После этого Спарта становится одним из сильнейших греческих государств. Спартанские воины считались самыми храбрыми и дисциплинированными, смуты и гражданские распри были чужды спартанцам. Никакая сила не могла заставить их покинуть поле боя, даже зная, что сражение будет проиграно и они могут погибнуть.

Сила и мощь государства во многом обязана законодателю Ликургу.

Законы его были направлены прежде всего на сохранение равенства, т. е. бедность и богатство он старался искоренить. В то время, древние греки пользовались серебряными и золотыми монетами, в Спарте для всех Ликург вводит тяжёлые железные деньги, которые нельзя было скопить и расплачиваться ими в других регионах.

«Совет старейшин» становится главным государственным органом, частные владения горожан, по закону Ликурга, были отданы государству, а затем разделены поровну между гражданами. В своём государстве, он добивался того, что бы власть и деньги не были значимыми, а воины могли производить только воинов.

После победы над Мессенией, спартанцы решили завоевать другого соседа - Аркадию. Начали они с главного города Тегеи, но тегейцы были  хорошими воинами и дали отпор Спарте, правда после второго сражения Аркадия всё же была покорена.

Окрылённые своими победами, спартанцы пошли в поход против третьего соседа - Арголиды, главный полис его был Аргос.

Для Спарты Аргос был опасным противником, т.к. в военном отношении он был ничуть не слабее Спарты и на протяжении многих лет два могущественных полиса соперничали за лидерство на Пелопоннесе.

В конечном итоге Спарта победила, но победа досталось ей очень нелегко.

Интересно Геротод описывает сражение между Аргосом и Спартой, назвав его «битвой чемпионов»: "Возле города Фирей, армия Аргоса встретилась с армией Спарты, было решено от каждой армии для сражения выделить по триста воинов и сражаться до полного уничтожения противника. Не разрешалось выносить раненых с поля боя. Битва началась ранним утром и лишь к закату солнца закончилась. Поле боя было красным от крови и заполнено мёртвыми воинами. Лишь один раненый аргосский воин нашёл в себе силы и начал подниматься, рядом лежал его друг, который то же был тяжело ранен. Помогая друг другу, они покинули поле сражения, считая себя победителями. Спустя некоторое время, пришёл в себя ещё один воин - спартанский. Еле волоча ноги, он покидал поле боя с огромной радостью, считая себя победителем. На следующий день две армии встретились вновь и каждый отстаивал свою победу. Ссора переросла в сражение, в котором победили спартанцы".

Аргоссцы предлагали Спарте повторить битву 300 чемпионов, но они отказались.

Захватывая Аргос, спартанцы окружили город со всех сторон и вдруг видят на стенах города женщин в доспехах (мужчин, которые могли бы носить оружие, в Аргосе не осталось). Спарта не стала сражаться с женщинами, считая это позором и отступили.

До сих пор, жители Аргоса помнят этот день, отмечают его как женский праздник - женщины одевают на себя мужские наряды, а мужчины наряжаются в женские платья.

thisgreece.ru

Спарта

Эллинская цивилизация дала миру столько полезного, как никакая другая. Но не было в ней более противоречивого города-государства, чем Спарта. Как только в современном мире звучит это слово, сразу же его ассоциируют со спартакиадами. Но мышление жителей этого античного полиса-государства, вместе с их вождями, было словно специально соткано из противоречий.

Раскопки Древней Спарты

Раскопки Древней Спарты

Создается впечатление от хроник тех веков, что спартанцы вышли на поле истории, чтобы показать себя однобокими, а возникнув, быстро и бездарно исчезнуть. Творить собственную культуру и растаптывать ее на полях воинских сражений? Выигрывать войну и затем терять мир?

Где находится Спарта в Древней Греции?

Современная Спарта — столица области Лакония на юго-востоке полуострова Пелопоннес.А Древняя Спарта располагалась на севере от современного полиса. То, что Спарта в древности была аристократической республикой, когда в Афинах уже установлена демократия, это неполная трактовка общественного устройства жизни постоянно воинствовавших дорийцев.

Древняя Спарта на карте

Древняя Спарта на карте

История Спарты

В 12-м – 11-м столетии до нашей эры на всю территорию материковой Эллады вторглись новые племена дорийцев. В том числе и на земли Лаконики. Только Афины смогли от них устоять. Туда и бежали от захватчиков земледельцы Пелопоннеса. Дорийцы жили уже в родовом строе, что расширило его рамки и на греческие территории.

Лакония

Лакония

Захватчики быстро переняли от эллинов все их достижения: приспособление для глубокой пахоты, колесные повозки, парусники, прессы и многое другое из технических новшеств. А также освоили основы храмового и замково-крепостного зодчества.

Местное население унижалось, фактически проходило становление рабских условий труда и жизни. Но не везде в одинаковых формах и масштабах. В Спарте, например, завоеватели — спартиаты – вытеснили местное население к границам Лаконики; у населения сохранялось ограниченное самоуправление, развивались ремесла и торговля.

Спартанские воины

Спартанские воины

После ожесточенной борьбы за территорию оба племени объединились, ими управляли и дорийские цари, и ахейские. Столетие Спарта воевала с соседней Мессенией за расширение территории. Ее жители стали рабами. Но с долей свободы — семьи обрабатывали собственные земельные наделы, которые облагались налогом.

Спарта должна была решать проблемы, до того времени не стоявшие перед ней, – создание такого управления, которое не было известно ни дорийцам, ни ахейцам до того времени. Так появилась аристократически-террористическая форма власти.Из нее Спарта не вышла до распада государства, несмотря на то, что пилила сук, на котором находилась. На первом месте всегда были войны. Это не про них поговорка: «хочешь мира – готовься к войне». Весь социальный уклад Спарты был положен на алтарь разбоя.

Снаряжение спартанского воина

Снаряжение спартанского воина

Спартанцев или спартиатов еще называли «лакедемонянами» – по имени территории.

Что же за лад существовал в этом противоречивом обществе? Не путать этот «лад» с музыкальным дорическим. Именно эти племена придумали музыкальный лад «ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре», до сих пор использующийся в греческой музыке. Возможно, из нее позже сформировалась традиционная октава: «до», «ре», «ми»… «до». В архитектуре также сложился дорический стиль. Это всем известные античные и средневековые колонны с карнизом, фризом и архитавром дорической формы – со своеобразным ее расширением. Рассмотрите эти образцы в городе Спарта, Греция (на фото)

Образец дорической архитектуры

Образец дорической архитектуры

Спарта – милитаристское государство.

Скорее всего, это произошло до 600-х годов до нашей эры, иначе через столетие Спарта стала военным лагерем, машиной для войн. Нет оправдания тому, что, мол, обществу будет так лучше. Это важное отступление в теме.

Спартанские воины. Древнее изображение

Спартанские воины. Древнее изображение

В седьмом веке понятия «искусство» и «поэзия» в Спарте перестали существовать.

Милитаристское государство держало под контролем жизнь граждан от рождения до смерти. Оно определяло, кого из родившихся мальчиков оставить (здоровых), а кого сбросить в пропасть горы (больных). С семи лет они уже не принадлежали своей семье, а становились в ряды военизированного сословия.

Остатки строений Древней Спарты

Остатки строений Древней Спарты

Цари Спарты, наверное, не понимали, что существует такая вещь, как мир, и в нем хотя бы периодически приходится жить. Они продолжали столетиями одну и ту же политику: побеждали в войне, но теряли мир. В четвертом веке не было года, чтобы спартанцы не плодили новых врагов. Даже из своих союзников.

Это сегодня слово «спартанский» употребляют в значении «умеренный», «скромный».

Тогда же молодой спартанец становился орудием в битвах своих царей. На могилах погибших высекали имя и только два слова — «на войне». На их место становились другие.

Упадок государства

Погубило Спарту золото и серебро, которые захватывались на покоренных территориях. Им владела кучка общества. И уже в «домашнем» обществе пошло расслоение и назревало недовольство воинов, которым приходилось продавать доспехи, чтобы существовать. Земельные участки скупались у крестьян богачами.

Руины Древней Спарты

Руины Древней Спарты

Последний штрих в историю войн Спарты.

Этот город единственный из древнегреческих полисов, не имевший крепостных стен вплоть до второго столетия до нашей эры. История свидетельствует, что не все крепости надежны, но в Спарте полагались ошибочно лишь на крепость человеческого тела.

Чем славится современная Спарта в Греции

Город Спарта заложен в 1834 году. Здесь проживают около двадцати тысяч человек. Это административный и коммерческий центр провинции Лакония. В нем архитектурно просторно – большие площади, парки, сохранившиеся до наших дней древние здания.

Современная Спарта

Современная Спарта

Больше известен и на полуострове Пелопоннес, и в Греции как торговый центр плодородной долины реки Эвротас (Еврот). Для оптовой, в том числе и международной, торговли используются порты ближайших гаваней. Действуют небольшие предприятия, выпускающие продукты питания, ткани, пищевые, табачные и химические изделия. Артефакты прошлых столетий выставлены на обозрение в археологическом собрании.

Морское побережье в районе Спарты

Морское побережье в районе Спарты

Также в городе действует кафедра православного епископа.

Старая Спарта достопримечательности передала новой

Археологический музей в Спарте

Археологический музей в Спарте

Достопримечательностями города являются руины Древней Спарты – в некотором отдалении от полиса. Туристы посещают гробницу Леонида – царя Спарты. Популярен Акрополь – античный политический, религиозный и экономический центр города.

Вблизи – древний театр на склоне холма в форме амфитеатра. Посетите и византийский монастырь 10-го века.

Maniatis Hotel в Спарте

Maniatis Hotel в Спарте

Для привлечения туристов современная Спарта развивает пляжную инфраструктуру на берегах заливов и расширяет сеть отелей.

Спарта на карте Греции

travels.co.ua

Древняя Спарта - Всемирная история Библиотека русских учебников

Со второй половины VII века до н.э на первое место среди государств. Пелопоннеса выдвигается. Спарта. Название государстве дало город. Спарта, возникшее в XI-X века до н.э течение IX - первой половины VIII века до н.э спа артанци вели ожесточенную борьбу с соседними племенами за господство над всей. Лаконии - области на юге. Пелопоннеса, которую наконец подчинили своей власти. Значительная часть местного (ахейского) населе ния была порабощена. Те общины, которые жили на малоплодородных землях и добровольно признали гегемонию. Спарты, вошли в состав отдельного государства на правах так называемых периекив. Они считались лично свободным и и пользовались гражданскими правами в своих общинах и полисанах і полісах.

V самой. Спарте они чувствовали людьми"второго сорта"

Таким образом, в. Спарте было три основных класса: полноправные граждане - спартиаты, порабощенные илоты (население, обращено в рабство; термин"илоты"означал - пленные) и свободные, но не полноправные пере. ИЭКні періеки.

В этот период сформировались основы государственного устройства. Спарты, не менялись на протяжении веков. Здесь правили две царские династии, представители которых пользовались всеобщим уважением, хотя власть их была ду уже ограниченою.

Особое место в ранней истории. Спарты занимал период так называемых. Мессенской войны. Причиной их был"земельный голод"Спарта решала эту проблему за счет своих соседей. Главным объектом спартанской й экспансии стала богатая и обширная область в юго-западной части. Пелопоннеса -. Мессенысу -. Мессенія.

Первая. Мессенской война длилась около двадцати лет и завершилась победой спартанцев, которые поработили ее население, собрав большую дань. Однако порабощенные мессенцев восстали против господства. Спарты. Началась вторая война и, несмотря на героизм мессенцев,. Спарта вновь обрела победгу.

плодородные земли. Лаконии и. Мессении распределялись и раздавались спартиатам вместе с закрепленными за ними и лотами, которые были обязаны работать на обладателя земли, платить налог. Спартиаты не м имели права продать или убить илота, поскольку рабы и земля считались собственностью государстви.

Труд и лотов давала спартиатам возможность не работать, высвобождая время для занятий государственными делами, совершенствование военного искусства

Вместе с тем существовала постоянная угроза мятежа илотов. Удержать их в повиновении можно было с помощью систематического террора. Законодателем. Ликургом была проведена серия реформ, благодаря которым в короткий термина др.. Спарта превратилась в военный лагерь, все жители которого должны были придерживаться строгой дисциплины. Законы. Ликурга регламентировали мельчайшие подробности поведения, формы одежды, даже бороды и в вошел каждого гражданинина.

Законы предусматривали, что каждый спартиат должен был отдавать своих семилетних детей в специальные лагеря, где у них развивались навыки воина, терпеливость, умение приказывать и подчиняться, переносить различные труд днощ.

Основой законов был принцип равенства. Вводилась система мер, направленных против личного обогащения: изъято из обращения золотые и серебряные монеты, запрещено куплю-продажу земли, все спартиаты и должны были носить простой и грубую одежду, был наложен запрет на производство и пользование предметами роскоши и т.д.. За выполнением законов и правил поведения следили специальные надзиратели, которые употребляли ад министративних меры к нарушителямів.

Преобразование способствовали консолидации свободных граждан перед постоянной готовностью илотов к восстанию. Благодаря этому. Спарта вышла победительницей в третьей. Мессенской и в. Пелопоннесской войнах. Она покорила а себе практически все государства. Пелопоннеса, пытаясь расширить свое влияние на. Афины. Однако великодержавные претензии базировались лишь на военной мощи, а в экономическом, политическом и культурном аспектах. Спарта отставала от греческих государств, особенно от. Афифін.

Постепенно. Спарта становилась главным оплотом политической реакции на территории. Греции

Государственное устройство. Спарты имел ярко выраженный характер рабовладельческой олигархии. Высшим органом государственной власти было. Народное собрание (апелла) с участием всех спартиатов. Однако по сравнению с афинскими збо. Орам они малыш значительно меньше прав: могли принимать или отклонять законы, но не обсуждать их не обсуждались также финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не рассматривались судо е дела. Фактически это был орган спартанской олигархурхії.

Олигархия (греч. oligarchia, от oligos - немногочисленный и arche - власть) - одна из форм режима, при котором власть (политическая, экономическая и др.) принадлежит ограниченному кругу лиц (военных, финансистов и др.). В. Впервые термин встречается в древних греческих писателей (например, у. Аристотеля,. Полибия) для характеристики формы государственного устройства, которая возникает в результате вырождения. Аристократатії.

Решающую роль в государственном управлении играла. Рада. Геронтий (герусия) с 30 мужчин в возрасте старше 60 лет 28 из них избирались пожизненно, в состав. Геронтий входило два царя. Рада никем не контро олювалася и имела право отменять решения народного собрания. Она фактически решала все дела государства. Не менее авторитетным органом была коллегия из пяти наблюдателей. Они наблюдали за исполнением законов, контролировали должностных лиц, также деятельность царей, чтобы не допустить усиления царской власти, имели право привлекать царей в суд суду.

В. Спарте господствовали два царя, принадлежавших двух династий. Каждый из них пользовался одинаковой властью и был подконтролен апелла, герусии и коллегии надзирателей. Прерогативой царей было верховное войском ськове руководство и руководство религиозным культом. Цари были большими землевладельцамами.

Значительная роль в государственном управлении принадлежала военным. Спартанская апелла как верховный орган была практически собранием воинов-спартиатов. В армии существовал многочисленный командный корпус

целом спартанский государственный строй был сочетанием гражданской и военной власти, в котором власть узкой спартанской олигархии уравновешивалось авторитетом военных командиров во главе с царями и, с которыми вынуждены были считаться спартанские выборные орган.

Спарте принадлежала ведущая роль в. Пелопоннесском союзе, который был одним из сильнейших военно-политических коалиций. Греции. Высшим его органом было собрание всех союзников, происходивших в. Спарте. Каждый союзный полис имел на них один голос. Решение собрания утверждались спартанской капеллы, а союзное войско возглавляли спартанские царьарі.

Используя значительный военно-политический потенциал. Пелопоннесской союза,. Спарта стала одной из самых могущественных государств. Греции и играла решающую роль в греческом мире в V-IV вв до н.э., выступление паючы оплотом греческой олигархухії.

uchebnikirus.com


Смотрите также