Презентация - Коренные народы Сибири. Древние люди сибири презентация


Презентация - Народы Сибири

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Общая численность народов Сибири к концу 17 в. не превышала 200 тыс. человек. На территорию 75 км2 приходился всего один житель.

Слайд 3

Огромные пространства тундры от Европейского Севера до низовьев Енисея занимали ненцы.

Слайд 4

Основным занятием ненцев было оленеводство. Олени давали им пищу, одежду, а также материал для сооружений чумов.

Слайд 5

Ненцы-язычники почитали духов умерших предков. Служителями этого культа являлись шаманы.

Слайд 6

Дальше на восток, от Енисея до Охотского моря, жили племена эвенков.

Слайд 7

Они занимались охотой и рыбной ловлей.

Слайд 8

Жили эвенки в чумах, летом покрытых берестой, а зимой шкурами.

Слайд 9

По берегам Ангары и Байкала селились буряты.

Слайд 10

Это был родственный монголам кочевой народ, занимавшийся скотоводством .Они разводили верблюдов, овец, крупный рогатый скот, лошадей, охотились и ловили рыбу.

Слайд 11

Буряты, жившие к западу от Байкала, занимались земледелием: сеяли просо, гречиху, ячмень. Продукты своего труда они часто обменивали у эвенков на пушнину.

Слайд 12

Одним из более многочисленных народов северо-восточной Сибири с 17 веке были якуты(Они говорили на тюркском языке).

Слайд 13

Это были скотоводческие племена. В отличии от других народов этого региона они умели заготавливать на зиму сено для скота, умели делать из молока творог и сыр.

Слайд 14

Жилище якутов представляло собой объеденённые под одной крышей жилое помещение –юрту и хлев для скота – хотон.

Слайд 15

На крайнем северо-востоке Сибири жили племена юкагиров, чукчей, камчадалов, курилов.ЧУКЧИЮКАГИРЫ

Слайд 16

Камчадалы и курилы питались рыбой и травами. Юкагиры, коряки и чукчи занимались оленеводством.

Слайд 17

В Приамурье жили племена дауров, на развитие которых повлияла китайская цивилизация.

Слайд 18

Основным занятием было земледелие(сеяли рожь, пшеницу, овёс, ячмень и др.) Дауры умели получать растительное масло, занимались огородничеством и садоводством.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!

lusana.ru

Презентация «Коренные народы Сибири»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Коренные народы сибири

Слайд 2

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы Севера) — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями[1].

Слайд 3

АлеутыВ России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность алеутов в России — 482 человека (по переписи 2010 года), из них в крае — 401 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).

Слайд 4

Алеуты

Слайд 5

Алюторцыэто один из коренных народов Севера. Живут на севере Камчатского края. Численность – около 3000 человек

Слайд 6

ВепсыСамоназвания — vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad. До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание «вепся» малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Численность – около 6400 человек

Слайд 7

Долганы(самоназвание — долган, тыа-кихи, саха)[7] — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие — православные.

Слайд 8

Долганы

Слайд 9

ИтельменыПроживают на западе полуострова Камчатка, в основном в Тигильском районе Камчатского края (2296 человек) и в Магаданской области (643 человека).

Слайд 10

Камчадалы— этнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов По результатам переписи 2002 года на территории России проживает 2293 камчадалов, выделенных в отдельную народность

Слайд 11

Кереки(самоназвания анкалгакку — «приморские люди», аракыкку — от чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2010 года кереками себя записали 4 чел. (в 2002 году — 8 человек). В 1959 году насчитывали около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.

Слайд 12

КетыПо данным переписи населения 2002 года, численность народа — 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Суломай и Мадуйка кетское население — преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей этноса проживало в г. Красноярске[3].

Слайд 13

кОРЯКИнарод, коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России. Общая численность — около 9 тыс. чел. (8743 чел. по данным переписи 2002 года в РФ, в том числе 7,3 тыс. чел. — в Камчатском крае.)

Слайд 14

кУМАНДИНЦЫ(самоназвание къуманды, къубанды, къуўанды, къувандыг) — народ, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области. Численность 3200 человек.

Слайд 15

мАНСИМа́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010). Около 200 человек проживают на севере Свердловской области[3]. Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Слайд 16

мАНСИ

Слайд 17

нАНАЙЦЫ(нанайск. нанай, нани; кит. 赫哲族; устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли (Г. Ходжер «Непроглядные сумерки»). В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды. В Китае нанайцы известны как хэчжэ (кит. упр. 赫哲族, пиньинь: Hèzhé zú).

Слайд 18

нАНАЙЦЫ

Слайд 19

Известные нанайцыСоветский певец – Кола Бельды

Слайд 20

НганасаныНганасаны населяют восток Таймырского муниципального района Красноярского края и территорию, подчинённую администрации города Дудинка. Являются самым северным народом Евразии. В 1940-е—1960-е гг. в связи с реализацией плана перехода кочевого образа жизни к оседлому были построены посёлки к югу от основных мест их прежнего кочевания, на долганской этнической территории — Усть-Авам, Волочанка, Новая. В настоящее время в этих посёлках сконцентрирована большая часть нганасан. Лишь около 100 человек живут полуоседло на «точках» охотничье-рыболовецкого промысла в тундре, главным образом в верховьях реки Дудыпты. Население в России — 834 человека (Всероссийская перепись населения 2002 года).

Слайд 21

НегидальцыПроживают в нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь. Численность согласно переписи 2002 года — 567 человек, в том числе в Хабаровском крае — 505 чел. Наибольшее количество негидальцев (90 человек) проживало в селе Владимировке[3].

Слайд 22

Ненцыненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Слайд 23

Ненецкая семья

Слайд 24

НенцыДерсу Узала

Слайд 25

Ненцы

Слайд 26

НивхиПроживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Язык нивхский. Численность — 5,2 тыс. человек (2002).

Слайд 27

Нивхи

Слайд 28

оРОКИВ России ороки проживают в основном в Сахалинской области (298 из 346 чел. в РФ). Большая часть ороков сосредоточена в трёх населённых пунктах области — город Поронайск, пгт Ноглики и село Вал (Ногликский район), из которых — 144 человека живут в последнем. Также проживают в пгт Гастелло и Вахрушев Поронайского района[5], селе Виахту Александровск-Сахалинского района; пос. Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в Южно-Сахалинске.[6] Общее число ороков в РФ согласно переписи 2002 года — 346 человек.[7]  

Слайд 29

оРОКИ

Слайд 30

оРОЧИЧисленность составляет 1000 человек, в том числе в России — 686 чел. (перепись 2002 г.)[1], на Украине — 288 чел. (перепись 2001 г.)[2] Живут в основном в Хабаровском крае (426 чел., 2002 г.[1]), преимущественно в низовьях реки Тумнин с её притоками (Ванинский район), и по реке Хунгари, притоку Амура, по Амуру, у озера Кизи (Ульчский район) и др. Наибольшее количество орочей в 2002 году проживало в селе Датта (114 человек)[3]

Слайд 31

сААМИТерритория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров — от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова[7]. Саамы живут в Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также в Северной Америке и, в небольшом количестве, на Украине[4]. Сами саамы называют свою страну Sápmi (Сапми).

Слайд 32

Саами в РоссииЧисленность саамов в Российской империи, СССР и России остаётся примерно на одном уровне уже на протяжении более ста последних лет: в 1897 году — 1812 человек, в 1959 году — 1792 человека; по данным на 2002 года в России проживал 1991 саам[8]. Подавляющее большинство саамов в России проживает в Мурманской области (по данным 2002 года — 1769 человек или 89 %)[8]. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек (городское население — 787 человек, сельское — 984)[3]. Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Слайд 33

Саамы

Слайд 34

Селькупы(селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами. Численность в России — около 4250 чел. (по переписи 2002). Селькупы живут на севере Томской (1787 чел.) и Тюменской (1857 чел.) областей (в частности, в Ямало-Ненецком АО — 1797 чел.) и в Красноярском крае (412 чел.).

Слайд 35

селькуп

Слайд 36

сойоты(или саяты) — коренной малочисленный народ России в республике Бурятия (населяет Окинский район Бурятии). 5000 чел

Слайд 37

ТазыВ настоящее время тазы говорят на русском и на языке тазов (диалект китайского со значительным количеством заимствований из удэгейского и нанайского) языков. В 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей языка тазов, однако на данный момент только пожилые тазы им владеют[2]. В соответствии с всероссийской переписью населения 2002 года численность тазов составляла 276 человек, из которых 256 проживали в Приморском крае (верховья реки Уссури и Ольгинский район Приморского края), из них в свою очередь владеют тазским языком лишь 5 человек (1,95 %), русским — все 276 человек (100,00 %)[3].

Слайд 38

ТеленгитыВ настоящее время теленгитами считают себя в основном коренные жители южных районов Республики Алтай — Улаганского района (к югу от Телецкого озера вдоль впадающей в него реки Чулышман с её притоком Башкаус) и Кош-Агачского района (в долине реки Чуя). По переписи населения 2002 года численность теленгитов в Республике Алтай составляла 2,4 тыс. человек. Вместе с тем сами теленгиты оценивают свою численность не менее чем в 15 тыс. человек. В 2004 г. была создана федерация теленгитов. Общая численность в России 3 800 человек

Слайд 39

ТелеутыЧисленность в РФ — 2650 человек (2002), из них в Кемеровской области — 2 534 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые «бачатские телеуты» по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай.

Слайд 40

ТофаларыПроживает на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Бирюса, Уда, Кан, Гутара и других рек, а также на северных склонах Восточного Саяна. Живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха Нижнеудинского района Иркутской области. Численность тофаларов в населённых пунктах в 2002 г. 800 чел

Слайд 41

Тофалары

Слайд 42

Тубалары(самоназвание туба) — тюркоязычный народ, живущий в Республике Алтай 2000чел

Слайд 43

Тувинцы-тоджинцыТувинцы-тоджинцы (тоджинцы, самоназвание туга, туха) — особая этническая группа тувинцев, компактно проживающая в Тоджинском кожууне. Численность — 4442 человека (2002 г.). Относятся к малочисленным народам Севера[2], что дает им право пользоваться соответствующими льготами.

Слайд 44

Слайд 45

УдэгейцыНа начало ХХ века удэгейцы занимали сплошную территорию по оба склона Сихотэ-Алиня. Её предел на востоке доходил до побережья Японского моря (в междуречье Ботчи и Такема), а на западе — достигал среднего течения правых притоков Уссури (реки Хор, Бикин, Большая Уссурка). На северо-востоке удэгейцы граничили с орочами Императорской гавани, на севере — с найхинскими нанайцами, на юге — с тазами. Удэгейцы проживали также на севере и северо-западе от своей основной территории — по притокам Амура: Анюю, Хунгари и Урми, в окружении найхинских и кур-урмийских нанайцев[4].

Слайд 46

Однако в связи с коллективизацией и укрупнением поселений, от которого пострадали чуть ли не все северные российские народы, в 1930-е годы асимиляцию испытали и поселения удэгейцев. В результате к началу 1940-х годов удэгейцы окончательно потеряли единство этнической территории и были сосредоточены в 9 укрупнённых посёлках[5] (см. карту), которые «ничем не отличались от русских»[6], и административно относятся к Приморскому и Хабаровскому краям Российской Федерации.

Слайд 47

ЧисленностьПо данным переписи численности населения России 2002 года количество удэгейцев составило 1657 человек. На Украине по данным переписи населения 2001 года проживало 42 лица, которые самоидентифицировали себя как удэгейцы, из числа которых только 8 человек (19 %) указали удэгейский в качестве родного языка, тогда как украинский назвали 6 человек, остальные — другой, преимущественно русский[8]. Таким образом, общая численность удэгейцев в России и Украине составляет 1,7 тыс. человек.

Слайд 48

Удэге

Слайд 49

УльчиЖивут в девяти посёлках в нижнем течении Амура (Ульчский район Хабаровского края). Численность по переписи 2002 года — 2913, из которых в Хабаровском крае — 2718 чел. (93 %), в основном в Ульчском районе. Ульчи являются представителями байкальского антропологического типа североазиатской расы, с небольшой долей примеси амуро-сахалинского типа, что объясняется их длительными контактами с нивхами.

Слайд 50

УльчиА. Л. Вальдю - писатель

Слайд 51

Ханты(самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди. По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 3,0 % — в Тюменской области без ХМАО иЯНАО, 0,3 % — в республике Коми. По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области.

Слайд 52

Ханты

Слайд 53

Ханты

Слайд 54

ЧелканцыПо данным переписи населения 2002 года численность челканцев в Российской Федерации составила 855 человек, из них в Республике Алтай — 830 человек (в основном в Турочакском районе). В то же время, по данным правительства Республики Алтай, в 1997 году в Турочакском районе республики насчитывалось 1689 челканцев.

Слайд 55

ЧуванцыПо всероссийской переписи населения 2002 года чуванцев оказалось 1087 человек, из которых в Чукотском автономном округе проживало 951 чел. (1,8 % населения округа), из них русским языком владеют 946 чел. (99,5%), чукотским — 88 чел. (9,2%). Чуванцы в Магаданской области (39 чел., 2002 г.) полностью обрусели (100% при отсутствии владения чукотским языком).[3][4]

Слайд 56

ЧукчиЧу́кчи или луораветланы[3] (самоназвание — ԓыгъоравэтԓьэт, оравэтԓьэт) — немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюй. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.

Слайд 57

Яранга

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

ЧулымцыЧулымцы (самонозвание: чулым, татар, татарлар; устаревшие названия: томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) — коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность — 355 человек (2010). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в её среднем и нижнем течении они проживают. Большая часть чулымцев живёт сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в сёлах Пасечное и Чиндат.

Слайд 64

Шорцы(шорск. шор-кижи, тадар-кижи) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тыс. человек

Слайд 65

Представители шорцевЕкатерина Тудегешева – российская сноубордистка

Слайд 66

ЭвенкиЭвенки 80 000 чел населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре (бывш. Верхняя Тунгуска). В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Есть эвенки также в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами.

Слайд 67

Общая численность — около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ. Так по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области — 2527, в Камчатской области — 1779 (из них в Корякском автономном округе — 751), в Чукотском автономном округе — 1407, в Хабаровском крае — 1272.[2] Также согласно переписи 2001 года, 104 эвена проживало на Украине.[3] В 1930—1934 годах на Дальнем Востоке СССР существовал Охотско-Эвенский национальный округ.

Слайд 68

Жилище эвенков

Слайд 69

Слайд 70

И. Н. Кульбердинов – снайпер во время ВОВ

Слайд 71

ЭнцыЧисленность в Российской Федерации — 237 человек (перепись 2002), в том числе 213 чел. в Красноярском крае, в основном в Таймырском Долгано-Ненецком районе (197 чел., из которых владеют энецким языком 66 чел. (33,5 %)).[1][4] Наибольшее количество энцев (86 человек) в 2002 году проживало в посёлке Потапове[5]. Энцы живут, в основном, в посёлках в устье Енисея, в районе города Дудинка, посёлка Усть-Авам и др. в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Несколько энцев живут в самом городе Дудинка (Таймыр), некоторые — с нганасанами в других местах Таймыра) .

Слайд 72

ЭскимосыВ России эскимосы — малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. 1356 человек, по данным переписи 2002 г. 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя — юк — «человек», юит, югыт, или юпик — «настоящий человек».

Слайд 73

Эскимосы

Слайд 74

Эскимосы и их жилище

Слайд 75

ЮкагирыПо данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.)[1]. В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса

Слайд 76

Шаман юкагиров

lusana.ru

Моя Родина - Сибирь! - история, презентации

Сибирь – моя Родина! Составила: Остапенко Алена Юрьевна Учитель истории МБОУ СОШ №82 г.Кемерово

Сибирь – моя Родина!

Составила: Остапенко Алена Юрьевна

Учитель истории МБОУ СОШ №82

г.Кемерово

Давно известно, что нет ничего страшнее забвения. Потеря корней грозит потерей ощущения реальности, а значит  –  перспективы. Без истории немыслимо развитие любой культуры, ибо разрывается магический основополагающий цивилизационный треугольник: прошлое – настоящее – будущее. Сибирь имеет большие перспективы, потому что она помнит свою историю.

Давно известно, что нет ничего страшнее забвения. Потеря корней грозит потерей ощущения реальности, а значит  –  перспективы. Без истории немыслимо развитие любой культуры, ибо разрывается магический основополагающий цивилизационный треугольник: прошлое – настоящее – будущее. Сибирь имеет большие перспективы, потому что она помнит свою историю.

Цель: познакомить учащихся с историческим процессом развития Сибири в период с XII века и до наших дней

Цель: познакомить учащихся с историческим процессом развития Сибири в период с XII века и до наших дней

План: 1. Первые упоминания о Сибири 2.Борьба за территории Сибири 3. XVII век – активное освоение Сибири 4. XVIII век – научное исследование края 5. XIX век – «золотая лихорадка» 6. XX век – Сибирь - тыл России 7. Сибирь сегодня

План:

1. Первые упоминания о Сибири

2.Борьба за территории Сибири

3. XVII век – активное освоение Сибири

4. XVIII век – научное исследование края

5. XIX век – «золотая лихорадка»

6. XX век – Сибирь - тыл России

7. Сибирь сегодня

Первое упоминание Первые упоминания о Сибири в России были в XII веке . В летописных записях упоминается о походах новгородских купцов на восток за добычей пушнины.

Первое упоминание

Первые упоминания о Сибири в России были в XII веке . В летописных записях упоминается о походах новгородских купцов на восток за добычей пушнины.

Но есть и более ранние записи в китайских летописях. Из них мы узнаем о том, что еще во втором тысячелетии до нашей эры Сибирь была заселена племенами, которые постоянно конфликтовали между собой. Этот факт нашел свое подтверждение и среди археологов.

Но есть и более ранние записи в китайских летописях. Из них мы узнаем о том, что еще во втором тысячелетии до нашей эры Сибирь была заселена племенами, которые постоянно конфликтовали между собой. Этот факт нашел свое подтверждение и среди археологов.

Борьба за территорию Сибири Ранние записи говорят о походах новгородцев к «Железным воротам» в 1032 году, кои и являлись, по утверждению ученого Соловьева, Уральскими горами. Но эти походы закончилсь разгромом новгородцев юграми, а с середины XIII века югра была колонией новгородской волости. Великий Новгород брал дань с Югры .

Борьба за территорию Сибири

Ранние записи говорят о походах новгородцев к «Железным воротам» в 1032 году, кои и являлись, по утверждению ученого Соловьева, Уральскими горами. Но эти походы закончилсь разгромом новгородцев юграми, а с середины XIII века югра была колонией новгородской волости. Великий Новгород брал дань с Югры .

9 мая 1483 года по указу Ивана III начинается поход воеводы Федора Курбского-Черного и Ивана Салтык-Травина на Западную Сибирь. Они завоевывают владения князя Асыку и доходят до реки Обь, разбив войска югорского князя Молдана. И со второй половины XV века Юрга постепенно входит в состав Великого Московского княжества

9 мая 1483 года по указу Ивана III начинается поход воеводы Федора Курбского-Черного и Ивана Салтык-Травина на Западную Сибирь. Они завоевывают владения князя Асыку и доходят до реки Обь, разбив войска югорского князя Молдана. И со второй половины XV века Юрга постепенно входит в состав Великого Московского княжества

Кроме Великого Московского княжества Сибирью владела и Золотая Орда. В начале XIII века южная Сибирь находилась в подчинении сына Чингисхана, Джучи. После распада Монгольской империи в его владения вошла и юго-западная Сибирь. Было основано Тюменское ханство . Из татар и кереитов. Оно возникло в XIV веке и вначале входило в состав Золотой Орды.

Кроме Великого Московского княжества Сибирью владела и Золотая Орда. В начале XIII века южная Сибирь находилась в подчинении сына Чингисхана, Джучи. После распада Монгольской империи в его владения вошла и юго-западная Сибирь. Было основано Тюменское ханство . Из татар и кереитов. Оно возникло в XIV веке и вначале входило в состав Золотой Орды.

В 1495 году тайбугин Мухаммед разгромил Тюменское ханство и убил шибанида Ибака . В 1500 году создал Сибирское ханство объединив большую часть Западной Сибири, а столицей стал город Кашлык или другое его название Искер.

В 1495 году тайбугин Мухаммед разгромил Тюменское ханство и убил шибанида Ибака . В 1500 году создал Сибирское ханство объединив большую часть Западной Сибири, а столицей стал город Кашлык или другое его название Искер.

Сибирское ханство

Сибирское ханство

В 1582 году , 26 октября на Сибирское ханство было совершено нападение. Это нападение совершил атаман Ермак, который овладел Кашлыком и начал присоединять Сибирское ханство к России.
  • В 1582 году , 26 октября на Сибирское ханство было совершено нападение. Это нападение совершил атаман Ермак, который овладел Кашлыком и начал присоединять Сибирское ханство к России.
XVII век – активное освоение Сибири Завоевав земли Сибирского ханства русские начинают строительства крепостей. Появляются новые крепости, такие как Тюмень, Тобольск, Березов, и др. В XVI и XVII веках эти крепости стали городами.

XVII век – активное освоение Сибири

Завоевав земли Сибирского ханства русские начинают строительства крепостей. Появляются новые крепости, такие как Тюмень, Тобольск, Березов, и др. В XVI и XVII веках эти крепости стали городами.

В XVII веке поселенцы из династии Романовых и казаки начали освоение Восточной Сибири. Они совершают переход на реку Енисей и основывают там город Томск (1604 году), Красноярск (1628 году). Но на этом они не останавливаются, и уже к 1630-му году уходят на реку Лену, где появляется новые города Якутск один из них
  • В XVII веке поселенцы из династии Романовых и казаки начали освоение Восточной Сибири. Они совершают переход на реку Енисей и основывают там город Томск (1604 году), Красноярск (1628 году). Но на этом они не останавливаются, и уже к 1630-му году уходят на реку Лену, где появляется новые города Якутск один из них
1648 г. – Семен Дежнев проходя из устья реки, Колыма в устье реки Анадырь открывает пролив разъединяющий Азию и Америку . С 1615 года по 1763 год в Москве работает министерство по делам Сибири, или как оно тогда называлось Сибирский приказ. Его задачей было следить за управлением на новых землях Сибири.

1648 г. – Семен Дежнев проходя из устья реки, Колыма в устье реки Анадырь открывает пролив разъединяющий Азию и Америку .

С 1615 года по 1763 год в Москве работает министерство по делам Сибири, или как оно тогда называлось Сибирский приказ. Его задачей было следить за управлением на новых землях Сибири.

XVIII век – научное исследование края

XVIII век – научное исследование края

В 1747 году появляется ряд укреплений для защиты от набегов кочевых племен, эти укрепления получают названия Иртышской линией . Научные исследования в Сибири начинают развиваться при Петре I. Именно он организует Великую Северную экспедицию.

В 1747 году появляется ряд укреплений для защиты от набегов кочевых племен, эти укрепления получают названия Иртышской линией

. Научные исследования в Сибири начинают развиваться при Петре I. Именно он организует Великую Северную экспедицию.

XIX век

XIX век

  • В 1822 году Азиатская Россия разделилась на Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую . Центром Западно-Сибирского угодья был Тобольск, а Восточно-Сибирского Иркутск. При разделении такие области как Тобольская, Томская и Омская перешли к Западной Сибири, а Иркутская, Енисейская губернии, а так же Якутская область к Восточной.
В XIX веке в Сибири развивается золотая промышленность, которая превышает все остальные отрасли промышленности вместе взятые. Главным событием Сибири стало строительство Транссибирской магистрали, которая связывала Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией. Ее строительство начато в 1890 – 1900 годах.

В XIX веке в Сибири развивается золотая промышленность, которая превышает все остальные отрасли промышленности вместе взятые.

Главным событием Сибири стало строительство Транссибирской магистрали, которая связывала Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией. Ее строительство начато в 1890 – 1900 годах.

XX век В 20-м веке Сибирь выступает как тыл во времена русско-японской войны. Сибирь продолжает развиваться. С началом Гражданской войны в Сибири свергается Советская власть, и она становится центром Белой армии во главе с ее предводителем Колчаком. Колчак устраивает в Омске свою резиденцию.

XX век

В 20-м веке Сибирь выступает как тыл во времена русско-японской войны. Сибирь продолжает развиваться. С началом Гражданской войны в Сибири свергается Советская власть, и она становится центром Белой армии во главе с ее предводителем Колчаком. Колчак устраивает в Омске свою резиденцию.

В 1925 году после свержения Колчака и восстановления в Сибири Советской власти начинаются преобразования. Это коснулось губерний расположенных в Сибири, их объединили в Сибирский край. Главным городом этого края стал Новосибирск, а в 1930 году он был разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский край.
  • В 1925 году после свержения Колчака и восстановления в Сибири Советской власти начинаются преобразования. Это коснулось губерний расположенных в Сибири, их объединили в Сибирский край. Главным городом этого края стал Новосибирск, а в 1930 году он был разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский край.
В 30 годы 20 века развивается угольная промышленность в Кузнецком угольном бассейне. С началом Великой Отечественной войны увеличивается население крупных городов . Это связано с эвакуацией промышленного оборудования в Сибирь из Европейской части тогдашней республики. И если бы не Сибирь выиграть войну Советскому Союзу было бы гораздо труднее.

В 30 годы 20 века развивается угольная промышленность в Кузнецком угольном бассейне.

С началом Великой Отечественной войны увеличивается население крупных городов . Это связано с эвакуацией промышленного оборудования в Сибирь из Европейской части тогдашней республики. И если бы не Сибирь выиграть войну Советскому Союзу было бы гораздо труднее.

После войны в 1957 году академики М.А. Лаврентьев, С. Л. Соболев и С.А. Христианович образовывают Сибирское отделение Академии наук СССР. Сибирь растет и развивается для нужд промышленности необходимо много энергии и с этой целью строятся новые ГЭС Новосибирская на Оби, Енисейский каскад, Ангарский каскад.

После войны в 1957 году академики М.А. Лаврентьев, С. Л. Соболев и С.А. Христианович образовывают Сибирское отделение Академии наук СССР. Сибирь растет и развивается для нужд промышленности необходимо много энергии и с этой целью строятся новые ГЭС Новосибирская на Оби, Енисейский каскад, Ангарский каскад.

Сибирь сегодня Сегодня Сибирь занимает площадь равную 9 734 тыс. км2 . А это приблизительно 57% всей площади России. Ее население 23 893тыс. человек. Крупнейшими городами Сибири являются Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Тюмень, Барнаул, Новокузнецк.

Сибирь сегодня

Сегодня Сибирь занимает площадь равную 9 734 тыс. км2 . А это приблизительно 57% всей площади России. Ее население 23 893тыс. человек. Крупнейшими городами Сибири являются Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Тюмень, Барнаул, Новокузнецк.

Новосибирск

Новосибирск

Кемерово

Кемерово

Томск

Томск

kopilkaurokov.ru

Народы Восточной Сибири - презентация к уроку Географии

Презентация на тему: Народы Восточной Сибири

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Тема урока: Народы Восточной Сибири Урок географии, 9 класс. 5klass.net Описание слайда:

Тема урока: Народы Восточной Сибири Урок географии, 9 класс. 5klass.net

№ слайда 2 Цырендылыкова Зоя Пурбаевна, учитель географии высшей квалификационной категории Описание слайда:

Цырендылыкова Зоя Пурбаевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»

№ слайда 3 Цель урока: Сформировать знания о народах Восточной Сибири Методы: по источнику Описание слайда:

Цель урока: Сформировать знания о народах Восточной Сибири Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа учащихся По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный. Методы контроля: письменный контроль, устный контроль. Принципы: наглядности, систематичности и доступности, связь теории с жизнью. Тип урока: круглый стол (изучение нового материала) Форма урока: урочная, групповая Опережающее задание: учащиеся заранее были разделены на группы. Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.

№ слайда 4 План урока Организация учащихся к занятию; Актуализация знаний; Изучение нового Описание слайда:

План урока Организация учащихся к занятию; Актуализация знаний; Изучение нового материала; Закрепление и обобщение; Задание на дом;

№ слайда 5 Актуализация знаний  – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной т Описание слайда:

Актуализация знаний  – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным. А) Какие субъекты РФ входят в состав Восточной Сибири? Б) Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так? В) Сформулируйте определение к понятию «титульный» народ.

№ слайда 6 Историко-этнографическая карта Сибири Описание слайда:

Историко-этнографическая карта Сибири

№ слайда 7 Алтайцы Русские Якуты Буряты Соёты эвенки Славянская группа Тюркская группа Монг Описание слайда:

Алтайцы Русские Якуты Буряты Соёты эвенки Славянская группа Тюркская группа Монгольская группа долганы ненцы Тувинцы Хакасы

№ слайда 8 История Восточной Сибири - это прежде всего история народов История Восточной Си Описание слайда:

История Восточной Сибири - это прежде всего история народов История Восточной Сибири - это прежде всего история народов. Русские первопроходцы, осваивая Сибирь, строили здесь в первую очередь крепости-остроги. Переселенцы из Европейской России положили начало развитию городов. Однако до середины XIX в. сибирские города, за немногим исключением, влачили жалкое существование. Местное население городов пополнялось преимущественно только ссыльными

№ слайда 9 Русские Описание слайда:

Русские

№ слайда 10 Русские старожилы Восточной Сибири в начале XX в. составляли три основные группы Описание слайда:

Русские старожилы Восточной Сибири в начале XX в. составляли три основные группы: крестьяне, казаки и ссыльные. Поселения крестьян-сибиряков резко отличались от деревень в Европейской России. Сибирская деревня поражала своей зажиточностью: избы большие, часто двухэтажные, непременно с тесовыми крышами, с резными украшениями и раскрашенными ставнями. Каждый крестьянский дом разделялся на две половины — белую и черную. Многие старожилы имели заимки на пахотных землях (временные постройки, приспособленные только для летнего жилья во время полевых работ). Некоторые сибиряки жили на заимках круглый год.

№ слайда 11 Одевались сибирские крестьяне с претензией на франтовство: лаптей не носили, муж Описание слайда:

Одевались сибирские крестьяне с претензией на франтовство: лаптей не носили, мужчины щеголяли в пиджаках, а женщины — в ситцевых и шерстяных платьях. Русских костюмов здесь не любили, не носили сарафанов, так же как и одежду, сшитую из домашнего полотна. Зимой поверх полушубков мужчины надевали шубу мехом наружу, шапки из оленьего меха, а по праздникам — и бобровые. Женщины носили беличьи шубки с широкими воротниками, отороченные беличьими хвостиками.

№ слайда 12 Одежда Одежда семейских северорусская (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с эл Описание слайда:

Одежда Одежда семейских северорусская (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма. Южновеликорусские черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Некоторые детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов

№ слайда 13 Семейские — старообрядцы Забайкалья, этнографическая группа русских Переселённые Описание слайда:

Семейские — старообрядцы Забайкалья, этнографическая группа русских Переселённые старообрядцы получили от местных русских жителей название семейские. Семейские расселились крупными группами на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов республики Бурятия, а также в Красночикойском районе Забайкальского края.

№ слайда 14 Описание слайда: № слайда 15 Алта йцы — тюркоязычный народ. Проживают главным образом в Республике Алтай РФ. Описание слайда:

Алта йцы — тюркоязычный народ. Проживают главным образом в Республике Алтай РФ.

№ слайда 16 Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. У а Описание слайда:

Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. У алтайцев существовала войлочно-решетчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи

№ слайда 17 Традиционное жилище алтайцев - аил Традиционное жилище алтайцев - аил. Это шести Описание слайда:

Традиционное жилище алтайцев - аил Традиционное жилище алтайцев - аил. Это шестиугольная постройка (у алтайцев 6 считается символическим числом) из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе.

№ слайда 18 В отличие от большинства религий, созданных тем или иным основателем, шаманизм а Описание слайда:

В отличие от большинства религий, созданных тем или иным основателем, шаманизм алтае-саянских народов является религией. Алтайцы верили, что все виды благополучия находятся во власти духов и божеств, контакт с которыми осуществляют шаманы.

№ слайда 19 В одежде алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинн Описание слайда:

В одежде алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.

№ слайда 20 Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае Численность оценивается Описание слайда:

Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае Численность оценивается в 620 тыс. чел., в том числе: В Российской Федерации — 461389 чел. (перепись 2010) В северной Монголии — 80 тыс. (по данным 1998 года) На северо-востоке Китая — 41 тыс.

№ слайда 21 Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, Описание слайда:

Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты, хамниганы и др.). Буряты — коренное население края. Видимо, продвигаясь с юга, буряты оттеснили якутов и эвенков на север.

№ слайда 22 Традиционное жилище бурят — юрта Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса Описание слайда:

Традиционное жилище бурят — юрта Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. На одной стене — полка с бурханами или онгонами Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом. В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

№ слайда 23 Для бурят, как и для других монголоязычных народов, традиционен комплекс верован Описание слайда:

Для бурят, как и для других монголоязычных народов, традиционен комплекс верований, обозначаемый термином шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке он носил название «хара шажан» (чёрная вера). С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм

№ слайда 24 Национальный костюм бурят Летом буряты носили рубаху и халат из шелковых тканей, Описание слайда:

Национальный костюм бурят Летом буряты носили рубаху и халат из шелковых тканей, в дождливую погоду надевали сабу — суконную шинель с пелериной. Зимнюю одежду в виде халата чаще всего шили из овчины, а бедняки — из шкур телят и жеребят. Шапки с бархатным околышем непременно украшались пунцовой шелковой кистью наверху. Женщины втыкали в волосы за ушами две палочки, обшитые материей, к которым по праздникам подвешивался целый ряд цепочек с серебряными подвесками, которые развешивали и на груди.

№ слайда 25 Национальная одежда бурят состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, и Описание слайда:

Национальная одежда бурят состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. Дэгэл стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Обувь — зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

№ слайда 26 Хакасы- самоназвание тадар, мн. ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, аб Описание слайда:

Хакасы- самоназвание тадар, мн. ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, абака нские (енисе йские) татары, а чинские татары) — тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. Титульный этнос Республики Хакасия.

№ слайда 27 Группа минусинских татар - хакасов. Начало XX века Описание слайда:

Группа минусинских татар - хакасов. Начало XX века

№ слайда 28 Численность хакасов в Хакасии Общая численность в РФ — 75,6 тыс. человек (2002). Описание слайда:

Численность хакасов в Хакасии Общая численность в РФ — 75,6 тыс. человек (2002). 1926 перепись – 44,219 1939 перепись – 45,799 1959 перепись- 48,512 1970 перепись- 54,750 1979 перепись- 57,281 1989 перепись- 62,859 2002 перепись- 65,431

№ слайда 29 Традиционная религия хакасов — шаманизм, в XIX веке многие были крещены в правос Описание слайда:

Традиционная религия хакасов — шаманизм, в XIX веке многие были крещены в православие (в некоторых случаях насильственно)

№ слайда 30 Алыптыг нымах (хак. богатырское сказание) — жанр героического эпоса у хакасов Описание слайда:

Алыптыг нымах (хак. богатырское сказание) — жанр героического эпоса у хакасов

№ слайда 31 Туви нцы (самоназвание — тыва, множ. число — тывалар; устар. названия: сойоты, с Описание слайда:

Туви нцы (самоназвание — тыва, множ. число — тывалар; устар. названия: сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы) — народ, основное население Тувы (Тывы)

№ слайда 32 тувинцы представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Си Описание слайда:

тувинцы представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири.

№ слайда 33 Тувинцы сохранили свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании стро Описание слайда:

Тувинцы сохранили свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов-хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности.

№ слайда 34 Шаманизм и буддизм В верованиях тувинцев сохраняются и остатки древнего семейно- Описание слайда:

Шаманизм и буддизм В верованиях тувинцев сохраняются и остатки древнего семейно-родового культа, который проявляется в почитании домашнего очага, также сохранился шаманизм. Шаманство распространено в основном среди кочевников-скотоводов и охотников. Оно является неотъемлемой частью духовной и культурной жизни тувинского народа. В 20 веке начали исповедовать буддизм

№ слайда 35 Горловое пение Народ Тувы владеет мастерством хоректээр (горловое пение). Одним Описание слайда:

Горловое пение Народ Тувы владеет мастерством хоректээр (горловое пение). Одним из приемов его исполнения является пение одного лица сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным. Горловое пение разделяется на пять стилей, сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах. В 1988 г. в Кызыле был создан ансамбль горлового пения «Тыва», который гастролировал во многих странах мира

№ слайда 36 Яку ты (среди местного населения распространено произношение — якуты , самоназва Описание слайда:

Яку ты (среди местного населения распространено произношение — якуты , самоназвание — саха ; якут. сахалар; также якут. урааҥхай сахалар ед. саха) — тюркский народ, коренное население Якутии.

№ слайда 37 Традиционное жилище якутов – ураса и балаган Традиционное жилище, принадлежащее Описание слайда:

Традиционное жилище якутов – ураса и балаган Традиционное жилище, принадлежащее богатой якутской семье. Якутия, 1905 г. (экспедиция В.И.Иохельсона, МАЭ, колл. 4404-115) Жилище представляло собой объединенные под одной крышей жилое помещение - юрту, и хлев для скота - хотон. Его основу составлял каркас из вертикальных деревянные опорных столбов и балок-перекрытий, а стены и крыша делались из тонких бревен, плотно пригнанных друг к другу. Снаружи дом обмазывался глиной смешанной с навозом, а сверху утеплялся землей. Бревна крыши покрывали корой, поверх которой также набрасывали землю. Небольшие окна затягивали рыбьим пузырем, слюдой или бумагой, а зимой закрывали поверх толстыми льдинами Фото 1. Жилище богатой семьи Фото 2. Жилище бедняков

№ слайда 38 Богатая якутская девушка начало 20 века Старинная праздничная якутская женская ш Описание слайда:

Богатая якутская девушка начало 20 века Старинная праздничная якутская женская шуба - сангыях (МАЭ, колл. 723-2)

№ слайда 39 Малочисленный народ-эвенки В бассейне среднего течения Енисея и к северу от него Описание слайда:

Малочисленный народ-эвенки В бассейне среднего течения Енисея и к северу от него живут эвенки. Издавна они занимаются охотой, используя в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей. Костюм эвенков состоял из замши и мехов, покрывался узорами из разноцветных кусочков сукна, лент, шелка, бисера и металлических блесток.

№ слайда 40 Эве нки (муж. род — эвенк, жен. род — эвенкийка, др. название — тунгусы, самоназ Описание слайда:

Эве нки (муж. род — эвенк, жен. род — эвенкийка, др. название — тунгусы, самоназвание: эвэнкил) — сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии

№ слайда 41 Эвенк Эвенки дрессировали оленей и приспосабливали их к верховой езде. К охоте д Описание слайда:

Эвенк Эвенки дрессировали оленей и приспосабливали их к верховой езде. К охоте детей приучали лет с девяти, а к четырнадцати годам подросток становился настоящим помощником отца. Главным орудием промысла служило ружье, наполовину самодельное и часто архаичное по устройству. В старину вместо ружья пользовались копьем и широким ножом. Кузнец с его походной кузницей почитался на уровне шамана.

ppt4web.ru