Запутанная история башкирского народа. Как жили древние башкиры


Вели оседлый образ жизни. Чем занимались башкиры в древности на самом деле | ОБЩЕСТВО: Люди | ОБЩЕСТВО

Разводили лошадей, дрессировали соколов для охоты, безупречно обрабатывали древесину, варили клей из рыбьей шкуры, занимались земледелием. Интересные факты из жизни древних башкир рассказал ученый, который посвятил изучению их культуры более 40 лет.

 

 

Птенцов снимали со скалы

Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: Мирза Гизитдинович, почему вы решили заняться изучением этой темы?

Мирза Муллагулов: Когда учился в университете, во время экспедиции я изучал историю происхождения родов башкир, хозяйство и быт. Месяц собирал материал в селах Белорецкого, Баймакского, Бурзянского, Абзелиловского районов. Это и определило моё будущее. После отработки в Ассинской средней школе стал младшим научным сотрудником в Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР. Первый год собирал материал по земледелию, но душа лежала к другому. Ведь в роду у меня все охотники. Если бы тогда, в 1971 году, я занялся соколиной охотой, то застал бы ещё в живых людей, которые занимались этим промыслом. Позже большую часть информации пришлось собирать в архивах. Моя книга «Башкирская соколиная охота» всё же вышла, но в 2013 году.

Мирза Муллагулов родился 20 июля 1938 г. в д. Старомунасипово Бурзянского района. После белорецкого педучилища служил в танковых войсках в Узбекистане. Окончил историко-филологический факультет Башгосуниверситета. Автор книг о народном транспорте и промыслах башкир XIX – начала XX веков, а также более ста статей. - Вы говорите о земледелии, но ведь башкир считают кочевым народом.

- Они в древности вели оседлый образ жизни. Потом утратили этот навык и стали кочевниками. О том, что люди обрабатывали землю, свидетельствуют сохранившиеся обряды. Войны и монгольское нашествие привели к регрессу. В документах территория расселения башкир определяется от реки Тобол до реки Дона и от Камы до Аральского моря. Такая огромная площадь предполагала прогрессивное хозяйствование. Куда всё исчезло, предстоит ещё разобраться.

- Соколиная охота – это ноу-хау башкир?

- В одном из архивов я познакомился с казахским учёным. Он доказывал, что соколиная охота в классической форме появилась у них в начале 16 века. Но у нас она известна со времени татаро-монгольского нашествия. Ведь захватчикам башкиры платили налог дрессированными птицами. Птенцов они собирали более мягким методом, чем их юго-восточные соседи. Те со скалы спускали на верёвке ведро с камнями и гремели о склон у гнезда, птенцы падали от испуга, их ловили на лету. Кто-то погибал.

А как делали наши предки? У моей родной деревни есть отвесная белая скала, там как раз и гнездовались соколы. Оттуда снимали птенцов орла, сокола и самого ценного – кречета. На вершине вбивали два столба, привязывали веревку, наматывая её вокруг них восьмёркой, по ней спускался охотник и брал птенцов. Одного всегда оставлял для размножения.

На щук с шестом

- Чем они ещё занимались?

- Безупречно обрабатывали древесину. Народов, которые лучше их владели этим ремеслом, я не знаю. Заявляю об этом ответственно, после изучения многих источников. Кумысный ковш, например, вырезали из берёзового капа корня. Это болезнь дерева в виде нароста – деформация волокон древесины. Такой материал не поддавался растрескиванию и гниению. В Японии изготавливают из него сувениры. Ручку посудины делали ажурной, с деревянной цепочкой. Изделие из цельного куска дерева изготовлялось минимумом инструментов: топор, нож, 3-4 резца. Ковш после изготовления проверяли другие мастера, нет ли следов клея. Эти произведения экспонируются даже в Лейпцигском музее этнографии!

- Говорят, чем точно башкиры никогда не занимались, так это рыбалкой. Правда?

- Я доказал обратное. У них имелся оригинальный способ ловли. Брали два шеста. У одного расщепляли конец, вставляли в него самца щуки и опускали в воду. К рыбе подплывали самки. К другому шесту привязывали аркан из верёвки и ловили им собравшихся вокруг щук. Были и удочки, но этот способ прогрессивнее. С его помощью выбирали только крупную рыбу.

- Тогда почему в национальной кухне нет блюд из неё?

- Для длительного хранения рыбу коптили. В тяжёлые годы, когда несколько лет подряд стояла засуха, выручали эти заготовки. А так в основном ели уху. Рыбу жарили очень редко, так как заботились о своём здоровье. В чём причина раковых заболеваний среди казахов и французов? И те, и другие едят много жареного мяса, причём французы ещё и запивают его вином.

- Есть интересные подробности, как разводили знаменитых башкирских лошадей?

- Башкиры были прекрасными коневодами, это отмечал в XIX веке немецкий учёный геолог и этнограф Фридрих Ратцель. Например, чтобы порода не мельчала, в неё надо вливать свежую кровь. Брали лошадей у соседей. Не всегда законными методами, проявляя находчивость. В чужой табун пускали кобылу. Жеребца, конечно, начинало тянуть к новенькой. А лошадь была так вышколена, что шла к лесу, где прятался хозяин, заманивая ухажёра. А там уже дело техники: жеребца арканили и уводили в свой табун. Попросту говоря, воровали. Правда, рискуя при этом жизнью: если поймают, могли и убить.

Народов, которые лучше башкир умели работать с древесиной, я не знаю.

Русский писатель XIX века Пётр Добротворский хорошо написал о таланте башкир по разведению и вольтижировке коней. Сегодня эта традиция утеряна. Произошло это из-за башкирских восстаний. Тогда не только люди погибали, но и лошади. Кроме того, власти конфисковывали их в большом количестве. Другая причина – миграция, люди приходили сюда со своим скотом. Породы перемешались.

- Сегодня же разводят башкирскую породу...

- В Салаватском районе? Это не те скакуны, о которых писал генерал Пётр Румянцев, восторгаясь их быстротой и лёгкостью бега. В его армии в Восточной Пруссии в Семилетнюю войну воевало четыре полка башкирской конницы. Кстати, и в Великую Отечественную кони наших бойцов 112-й кавдивизии отличались выносливостью и обученностью. Например, во время вражеского обстрела они по команде ложились на землю, создавая живую защиту для хозяина.

Как ловили медведя

- Что ещё утеряно?

- Раньше умели варить клей из семи видов рыбьей шкуры. Его использовали для изготовления орудий труда, утвари, например посуды из бересты, склеивания бочек. Лук делали из двух пород дерева: сосновой и лиственной. С таким оружием можно было воевать и в дождь, и в зной. Охотничьи лыжи снизу обклеивали мехом, а клей готовили на основе крови животных. Как – неизвестно, технология утеряна. Когда человек шёл в гору, такие лыжи не скатывались вниз.

- Но бортничество сумели сохранить…

- Башкиры испокон веков занимались бортничеством, хотя есть мнение, что они переняли его от финно-угорских племён. Была придумана целая система защиты мёда от медведей. Перед бортями на верёвках закрепляли площадку с ловушкой. Когда мишка забирался на неё, она опрокидывалась, аркан фиксировал его заднюю лапу, и так он качался на дереве до прихода бортника, который, кроме мёда, ещё и свежую медвежатину получал.

Или на ветку перед бортью привязывали тяжёлый чурбак, чтобы он висел перед летком (отверстие, через которое пчелы попадают в борть). Медведь отталкивал чурбак лапой, и он, возвращаясь, бил его по морде. Чем сильнее толкал медведь чурбак, тем сильнее был возвратный удар.

У русских переняли овощеводство и прогрессивные методы хлебопашества.

Башкиры вообще активно использовали то, что давала им природа: дикорастущие травы, корнеплоды и кору деревьев. Эти знания им помогали в межсезонье, особенно ранней весной, когда зимние запасы уже закончились, а нового урожая еще нет. Дикий чеснок, очень богатый крахмалом, ели вместо картошки, заправляя им шурпу. В голодные годы варили кору ильма, липы, сосны.

- А что башкиры переняли у других народов?

- У русских - овощеводство, более прогрессивные методы хлебопашества. Дёгтекурение переняли у мордвы. Дёготь вытапливали из бересты, смазывали оси телеги, пропитывали сбрую. Смешивая со змеиным ядом, делали мазь, которая помогала при ревматизме и суставных заболеваниях. Это лекарство высоко ценилось купцами из среднеазиатских городов Хорезма, Бухары и т.д.

- Говорят, у вас есть какое-то уникальное седло, которому уже сотни лет?

- Мне действительно посчастливилось найти очень редкое башкирское седло. Его передняя и задняя луки были изготовлены из дерева, а соединительные пластины-полочки из бересты. Вся конструкция скреплена нитями из конских сухожилий. Береста очень устойчива к воздействию внешней среды, поэтому не гниёт и не разрушается. Найденное мной седло служило уже седьмому поколению его владельцев. Такие сёдла изготавливали только в Башкирии! Причем известны они были уже в эпоху Средневековья.

www.ufa.aif.ru

БАШКИРЫ - ИСТИННЫЕ АРИЙЦЫ! - НАЧАЛО РУСИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

Мифотворчество по истории «древних башкир» привлекает все большее количество шабашников - журналистов и проходимцев.

О том, что вся мировая цивилизация идет от башкир (иногда, деликатно выражаются – от Южного Урала), знает стар и млад в Башкирии. Правда, с такими «знаниями» нельзя выйти за пределы республики – засмеют. Не потому, что не верят в возможное величие «древних башкир», а из-за отсутствия аргументов в пользу такой «теории».

Однако, сторонники такой трактовки истории мировой цивилизации не унывают: отсутствие доказательств заменяют многотонной бумажной продукцией на эту тему. Конечно, есть патриоты-ученые, типа Салавата Галлямова или директора Национального музея РБ Гали Валиуллина, которые, похоже, искренне верят в то, что говорят. Однако, развелось и много таких (журналистов, путешественников, историков средней руки), которые откровенно и с пользой для себя используют спрос некоторой части башкирской элиты на «великую историю своего народа».

Помнится, несколько лет назад группа туристов из Уфы поддержала тезис о том, что мировая цивилизация зародилась на Южном Урале и заявила о готовности доказать, что она распространилась водным путем в Египет, Месопотамию, Грецию и т.д. И, получив в руки несколько десятков тысяч долларов, устроили себе великолепный водный отдых в виде сплава по рекам.

Республиканская газета «Республика Башкортостан» за 19 июля 2008 года выдала на гора очередной шабашный материал на тему о цивилизационной древности «башкирской земли» под названием – «Пророк Заратуштра ходил по башкирской земле». Как пишет Дмитрий Дмитриев:

«Вот уже несколько лет археологическая экспедиция Академии ВЭГУ ведет исследование энеолитического святилища Бакшай и Ново-Байрамгуловской стоянки эпохи бронзы в Учалинском районе, вызывая своими раскопками и находками неподдельный интерес ученых и общественности не только Башкортостана».

Далее разъясняется, в чем состоит этот «интерес»:

«Особую заинтересованность вызвала кость, которую передал экспедиции автомеханик Мансур — житель ближайшего к Бакшаю поселка Уральск. Ее на глубине 4,5 метра нашел его отец Зайнулла Хакимов во время рытья колодца. Кость залегала в глине. После глубокого анализа в Институте экологии Екатеринбурга выяснилось: принадлежит она шерстистому носорогу, водившемуся во время ледникового периода в Учалинском районе не менее 10 тысяч лет назад.

Башкирские археологи исследовали также остатки крупного сооружения эпохи энеолита на предмет астрологической его принадлежности. Установлена несомненная ориентировка входа в сооружение на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. Это подтверждает интерпретацию данного объекта как астроархеологического. Определен и возраст: находки в Бакшае старше аркаимских минимум на 1000 лет.

Особенно важным кажется обнаружение на исследованном пространстве поваленного в древности менгира, представлявшего собой вертикальный каменный столб. Вероятно, он был установлен в эпоху энеолита и повален в эпоху поздней бронзы (2 тыс. лет до н. э.), в период освоения площадки алакульско-черкаскульским населением. Обнаружение менгира ставит святилище Бакшай в один ряд с известным комплексом менгиров в д. Ахуново Учалинского района. Обнаружение менгира, по мнению доцента кафедры истории ВЭГУ Виталия Федорова, еще раз подтверждает культовый характер исследуемого объекта. Не исключено: как и в Ахуново, он служил ориентиром в астрономических наблюдениях древних».

Двумя годами раньше, 4 июля 2006 года, «МК в Уфе» об этом же писала гораздо красочнее:

«Культовое святилище бронзового века удалось обнаружить ученым в Учалинском районе Башкирии. Открытие редкостно по своей сути — подобных памятников, относящихся к III тысячелетию до нашей эры, в современности не слишком много, и все они не в России. Нет подобных святилищ и на территории СНГ. Аналоги встречаются в Западной Европе — Германии, Чехии, Словакии, Великобритании. Самый знаменитый — британский Стоунхэндж, сейчас ученые (какие, чьи? — КЯ) спорят, сравнивать ли башкирскую находку, названную Бакшаем, именно с ним».

Тем не менее, данная статья в «РБ» в одном переплюнула «МК в Уфе», а именно – в распространении «теории» об арийском происхождении башкир: «Археологи и историки (какие археологи, историки? — КЯ)допускают — именно на Южном Урале, в Учалинском районе, создавались такие древние ведические книги, как Авеста и Ригведа, что здесь проповедовал сам пророк Заратуштра, возникла одна из первых мировых религий — митраизм, и поклонялись древние арии справедливому Богу — Митре, которому посвящен один из самых значительных гимнов Авесты».

Таким образом, следуя учению видного башкирского историка Салавата Галлямова, остается радостно воскликнуть: Заратуштра был башкиром! Вообще, подмена понятий, терминов – главное оружие сторонников отцовства башкир в создании мировой цивилизации. Известно, что на территории сегодняшнего Бурзянского района РБ расположена Капова пещера (пещера Шульган-Таш) с настенными рисунками времен пещерного века. Вот как подается информация об этой пещере в изложении правительственного сайта bashkortostan450.ru:

«По мнению ученых, пещера Шульган-Таш также была святилищем древних уральских племен. Она и сегодня считается священным, целебным местом у башкир. Поэтому башкиры близлежащих районов приезжают сюда в поисках здоровья, счастья, удачи. Они обмазываются грязью из пещеры, умываются водой из речки Шульган, проводят медитацию, приносят курбан в виде монет и ниток из одежды. Приезжающие издалека остаются на несколько дней у пещеры. Считается, что трижды побывавший в пещере избавляется от многих болезней и неудач.

С пещерой Шульган-Таш у башкир связано множество преданий. Согласно одной башкирской легенде, со дна озера Шульган вышли табуны лошадей и других животных. Исходя из изложенных фактов, ученые считают башкир потомками тех древних племен, создавших рисунки в пещере Шульган-Таш».

Чувствуете нехитрый прием: сначала «уральские племена», а чуть погодя эти племена уже превращаются в башкир.

Само собой разумеется, подобные «открытия» щедро финансируются из кармана налогоплательщиков. Судя сообщению Дмитрия Дмитриева в вышеназванной статье «Пророк Заратуштра ходил по башкирской земле», довольны остались все: «Ученые благодарны главе районной администрации Алиму Салихову. Только благодаря финансовой поддержке, оказанной Бакшайской экспедиции администрацией Учалинского района, удалось получить такие замечательные результаты». Однако, финансовая помощь, видимо, будет продолжена. Статья заканчивается на оптимистичной финансово-научной ноте: «Думается, не за горами то время, когда раскопки Бакшая станут поводом для великих открытий и откровений о мироустройстве и мировоззрении древних цивилизаций, существовавших на учалинской земле десятки тысяч лет назад. Они раскроют великую тайну Южного Урала...».

А ведь на дворе и не весна и не осень...

Карим Яушев

МОИ ПРОЕКТЫ:

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

АРХИВ ГРАФОМАНА

wikii.ru

Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура - Древние башкиры

Древние башкирыДоступные файлы (1):

n1.doc

Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура. В исторической литературе IX – X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Южный Урал в IX – X вв. был заселен племенами, входившими в состав кипчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало нижнее мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. В составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир проезжал Ибн-Фадлан. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнего г.Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в «страну башкир из числа тюрков». В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах , обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Южном Урале.

Вопросы о происхождении древних башкир, территории их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX – XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV – XV вв.

Понятие «страна башкир» в жизни складывается не мгновенно, а в течении нескольких столетий.В данном случае четко зафиксированное в источниках IX – X вв. понятие «страна башкир» («Исторический Башкортостан») возникло не сразу, а ранние этапы его формирования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V – VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX – X вв., и среди них могли быть группы племен – носителей имени (этнонима) «башкир»

Хозяйство и общественный строй башкир IX – XII вв.

Хозяйству башкирских племен IX – XII вв.большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Это свидетельствует о том. Что у башкир были многочисленные кузнецы высокого класса, специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.

Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX – XII вв.активных торговых связей со своими отдаленными соседями. В частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получили роскошные согдийские шелка.

Культурно-экономичесткие отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных.

Однако необходимо подчеркнуть. Что развитие хозяйства башкир конца I- начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческомутруду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате.

Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании башкир IX – XII вв. собственных политических объединений типа государственных образований, например, упоминается, что башкиры XIII – XIV вв. являются прямыми потомками союза семи башкирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.

Одним из ранних башкирских ханов IX – X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт). Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с кыргызами и гузами.Завоевание Башкортостана татаро-монголами.Поворотным моментом в историческом развитии башкирского народа явилось завоевание татаро-монголами Южного Урала.

Первое знакомство башкир с татаро-монголами относится, по-видимому, к 1219 – 1220 гг.

Более подробно о длительной освободительной войне башкир против татаро-монголов, завершившейся установлением союзнических с ними отношений описывается в рассказе путешественника Юлиана. На всем протяжении IX – XIV вв. Южный Урал оставался исконной территорией расселения башкирских племен, и им удалось отстоять относительную ее целостность и самостоятельность исторического развития.

Чтобы обеспечить управление покоренными народами, монголы создали новое самостоятельное государство Золотая Орда (XIII – XIV вв.). В ее состав вошли Сибирь, Казахстан, Средняя Азия, Урал, Поволжье, Кавказ и Северное Причерноморье, первоначально столицей был избран город Булгар – бывшая столица Волжской Булгарии, но вскоре для этого были построены города Сарай-Бату и сарай-Берке в низовьях р. Волги. Грабеж и жесточайшая эксплуатация народов становится официальной политикой этого государства.

Широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев.Последствия татаро-монгольского завоевания.Завоевания Южного Урала татаро-монголами и включение его в состав государства Золотая Орда имело глубокие последствия для башкир.

Происходят глубокие изменения в этническом составе населения. В ходе освободительных войн против татаро-монголов многие башкирские племена были разгромлены и прекратили свое существование, а оставшееся население насильственно влилось в состав говых родоплеменных образований под предводительством завоевателей.

В плане социальной структуры Исторический Башкортостан XIII – XIV вв. ничем не отличается от других районов Золотой Орды. Если, например, члены семьи и родственники ханов представляли центральную власть государства, то в управлении они опирались на местных ханов, темников, тысячников и другие социальные группы.

Башкиры, как и другие подчиненные народы, облагались налогами. Непомерные их размеры часто служили причиной многочисленных восстаний.

Существовали и другие различные виды поборов. Например, подвластное население платило «десятинной» оброк в размере одной головы скота с каждых 10 голов. Обременительным считалось обязательство поставлять хану дойных кобыл, ибо кумыс был одним из основных продуктов питания кочевников.

Помимо выплаты натуральных налогов на башкир распространялись повинности по ведению хозяйства монгольских царевичей (пастьба скота), оказанию различной помощи государственным чиновникам (выделение лошадей, подвод, охрана имущества т. д.). Башкиры привлекались и к несению военной службы.

Территория Башкортостана неоднократно становилась ареной столкновения армий противоборствующих сил Золотой Орды. Одно из самых крупных подобных сражений произошлоло в 1391 г. А р. Кундурча в ренбургских степях.

Таким образом, в XIII – XIV вв.у башкир окончательно формируется типично феодальное, сословно иерархическое общество во главе с ордынским ханом. Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкирские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, в необходимых случаях определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения, следили за выставлением подчиненными им нукерами, тысячниками воинов ханскому войску и т. п. Аналогичные функции у башкир в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи – представители правящего дома.

Зависимость человека повсюду в жизни была четко регламентирована. С этой целью новые хозяева произвели перепись населения, а затем перераспределение земель межу родами племенами; этим самым было достигнуто закрепление человека на определенной территории и внутри родоплеменного коллектива. Роль государственных чиновников большей частью выполняли родоплеменные вожди. Отношения между ними и рядовыми скотоводами – земледельцами внешне носили традиционный характер, но они уже регулировались принципами развитого феодального общества – беспрекословного подчинения хозяину.

Почти двухсотлетнее монгольское иго для башкирских племен в целом обернулось тяжким испытанием на право самостоятельного существования. Башкирские племена лишились прежних, лучших своих семейных владений и были насильственно расселены на новых, но уже худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повинностей монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов, разграблением скота и других ценностей. Все это привело к заметному разрушению производственных сил и общему обнищанию трудовых масс башкирского народа.

Однако в условиях этого тяжелого гнета башкиры вели упорную борьбу за свое освобождение. Масштабность территории Исторического Башкортостана, наличие в крае относительно развитой оседлой культуры (земледелия, скотоводства, металлургии) послужили экономической базой для ведения длительной освободительной войны, завершившейся в конечном итоге успехом.Утверждение ислама среди башкир.Бесправное положение, лишение земель в пользу пришлого населения, уплата неимоверных налогов, выполнение различных повинностей в пользу власти золотоордынских ханов вызывали серьезные изменения во всех сферах жизни башкирского народа. Они, прежде всего, коснулись общественных отношений, ибо новые исторические условия XIII – XIV вв. на Южном Урале сложились как форма господства и эксплуатации башкир со стороны правителей Золотой Орды.

Другим важным изменением в жизни башкир XIII – XIV вв. явилось завершение процесса перехода к религии ислам. Как известно, он начался в X в. значительная группа башкир исповедовала новую религию.

По мере усиления эксплуатации росло сопротивление покоренных народов власти золотоордынских ханов. Чтобы облегчить себе задачу удержания их в повиновении, они обратились за помощью к исламу, проповедующему своим последователям покорность, божественное происхождение власти хана и сложившихся отношений между бедными и богатыми, между завоевателями и покоренными.

Принято считать, что окончательное утверждение среди башкир ислама как идеологии феодального общества происходит в 20 – 30-е гг. XIV в. и связано с именем золотоордынского хана Узбека. Оно сопровождалось гонением на местные древние религии, активным строительством мечетей и принуждением людей.

В окончательном утверждении ислама в стране башкир роль своеобразного центра сыграли города Золотой Орды в Среднем Поволжье. Сохранились различные письменные источники, свидетельствующие о том, что в булгарских городах обучались представители башкир. Одним из первых распространителей ислама среди горных башкир (бассейн р.Ай)был некий Аиткул, сын Заида.

Под влиянием мусульманства среди башкир начинается распространения арабского письма, о чем свидетельствуют возникшие в XIV в. тексты каменных плит над могилами известных тогда людей.

ЛитератураИстория Башкортостана.Ч.1. – Под. ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап,1999.-224с., ил.

perviydoc.ru

Запутанная история башкирского народа » Уфимский Журнал

История башкирского народа представляет интерес и для других народов республики, т.к. исходя из тезисов о «коренности» башкирского народа на данной территории, делаются антиконституционные попытки «обосновать» выделение львиной доли бюджета на развитие языка и культуры этого народа.Запутанная история башкирского народа

Однако, как выясняется, не все так просто с историей происхождения и проживания башкир на территории современной Башкирии. Вашему вниманию предлагается еще одна версия происхождения башкирского народа.

"Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне". Это не шутка... Там все это всерьез...

"Зигат Султанов пишет, что башкир один из других народов называл астеками. Я тоже поддерживаю вышесказанных авторов и утверждаю, что американские индейцы (астек) один из бывших древних башкирских народов. И не только у ацтеков, но и у народов майя философии о Вселенной совпадают с древними мировоззрениями некоторых башкирских народов. Народы майя жили в Перу, Мексике, и небольшая часть в Гватемале, она называется киче Майя (испанский ученый Альберто Рус).

Слово "киче" у нас звучит как "кесе". И сегодня у потомков этих американских индейцев, как и у нас, многие слова сходятся, например: кеше-человек, бакалар-лягушки. О совместной жизни на Урале сегодняшних американских индейцев с башкирами отмечено в научно-исторической статье М. Багумановой в республиканской газете Башкортостана "Яшьлек" на седьмой странице от 16 января 1997 года.

Этого же мнения придерживаются также и московские ученые, такие как составитель первого отечественного "Археологического словаря", известный археолог, доктор исторических наук Геральд Матюшин, где помещено почти семьсот научных статей ученых из разных стран.

...Открытие стоянки раннего палеолита на озере Карабалыкты (территория опять же нашего Абзелиловского района - прим. Аль Фатих.) имеет большое значение для науки. Оно говорит не только о том, что история населения Урала восходит к очень древним временам, но и позволяет по-иному взглянуть на некоторые другие проблемы науки, например, на проблему заселения Сибири и даже Америки, так как до сих пор нигде на территории Сибири не находили такой древней стоянки, как на Урале. Раньше считалось, что Сибирь впервые была заселена откуда-то из глубин Азии, из Китая. А уже потом из Сибири эти люди переселились в Америку. Но известно, что в Китае и в глубинах Азии живут люди монголоидной расы, а Америку заселили индейцы смешанной европеоидно-монголоидной расы. Индейцы с орлиным крупным носом неоднократно воспеты в художественной литературе (особенно в романах Майна Рида и Фенимора Купера). Открытие на озере Карабалыкты раннепалеолитической стоянки позволяет высказать предположение, что заселение Сибири, а потом и Америки шло и со стороны Урала.

Кстати, при раскопках у города Давлеканово в Башкирии нами в 1966 году обнаружено погребение первобытного человека. Реконструкция М. М. Герасимова (известного антрополога и археолога) показала, что этот человек был очень похож на американских индейцев. На озере Сабакты (Абзелиловский район) еще в 1962 году при раскопках поселения позднего каменного века - неолита - мы обнаружили небольшую головку из обожженной глины. У нее, как и у давлеканского человека, был большой, крупный нос, прямые волосы. Таким образом, и позднее население Южного Урала сохранило сходство с населением Америки. ("Памятники каменного века в башкирском Зауралье", Г. Н. Матюшин, городская газета "Магнитогорский рабочий" от 22 февраля 1996 года.

В древности с одним из башкирских народов на Урале кроме американских индейцев жили и греки. Об этом говорит скульптурный портрет кочевника, изъятый археологами из древнего могильника возле деревни Муракаево Абзелиловского района. Скульптура головы греческого человека установлена в музее археологии и этнографии в столице Башкортостана.

Вот почему, оказывается, совпадают орнаменты древнегреческих Афин и римлян с сегодняшними и башкирскими орнаментами. К этому следует добавить также сходство сегодняшних башкирских и греческих орнаментов с клинописными орнаментами и надписями на древних глиняных горшках, найденных археологами на Урале, возраст которых насчитывает более четырех тысяч лет. На дне некоторых этих древних горшков нарисована древняя башкирская свастика в виде креста. А по международным правам ЮНЕСКО, найденные древние вещи, археологами и другими исследователями являются духовным наследием коренного населения, на территории которого они и найдены.

Это относится и к Аркаиму, но в то же время давайте не забудем и об общечеловеческих ценностях. И без этого постоянно приходится слышать или читать, что их народ — уран, гайна или юрматы — самый древний башкирский народ. Бурзянский или усерганский народ — самые чистокровные башкиры. Тамьянцы или катайцы — самые многочисленные из древнейших башкир и т. д. Все это присуще каждому человеку любого народа, даже аборигену из Австралии. Потому что в каждом человеке сидит свое никем непобедимое внутреннее психологическое достоинство — "Я". А у животных этого достоинства нет.

Когда знаешь о том, что первые цивилизованные люди ушли с Уральских гор, не будет сенсаций, если на Урале археологи найдут даже австралийский бумеранг.

О расовом родстве башкир с другими народами свидетельствует также стенд в республиканском музее Башкортостана "Археология и этнография" под названием "Расовые типы башкир". Директором музея работает башкирский ученый, профессор, доктор исторических наук, член Совета Президента Башкортостана Раиль Кузеев.

...Присутствие среди башкир нескольких антропологических типов говорит о сложности этногенеза и формирования антропологического состава народа. Наиболее крупные группы башкирского населения образуют субуральский, светлый европеоидный, южносибирский, понтийский расовые типы. Каждый из них имеет свои исторический возраст и специфическую историю происхождения на Урале.

Древнейшие типы башкир — субуральский, понтийский, светлый европеоидный, а южно-сибирский тип более поздний. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

Но башкирские ученые по антропологии почему-то забыли живущих и сегодня о башкирах с признаками негроидной расы (дравидской расы - прим. Aryslan). Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне.

На родство башкирских народов с другими народами мира указывает также научная статья "Мы евро-азиато-язычный древний народ" историка, кандидата филологических наук Шамиля Нафикова в республиканском журнале "Ватандаш" № 1 за 1996 г. под редакцией профессора, академика Российской Федерации, доктора филологических наук Гайсы Хусаинова. В этом направлении кроме башкирских филологов удачно работают и преподаватели иностранных языков, открывая сохранившиеся родственные связи башкирских языков с другими народами издревле. Например, у большинства башкирских народов и всех тюркских народов слово "aпa" означает тетя, а у других башкирских народов дядя. И у курдов дядю называют "апо". Как выше писал, мужчина на немецком языке звучит "ман", а на английском "мен". Это звучание имеется и у башкир в виде мужского божества.

Курды, немцы, англичане относятся к одной индоевропейской семье, куда относятся и народы Индии. Ученые всего мира древних башкир ищут еще со средних веков, но их не могли найти, потому что до сегодняшнего дня башкирские ученые не смогли самовыразиться еще со времен ига Золотой Орды.

Читаем семьдесят восьмую страницу книги "Археологический словарь" Г. Н. Матюшина: "... Более четырехсот лет ученые ищут прародину индоевропейцев. Почему их языки так близки, почему культура этих народов имеет много общего? Видимо, они произошли от какого-то древнего народа, считали ученые. Где жил этот народ? Одни думали, что родина индоевропейцев - Индия, другие ученые находили ее в Гималаях, третьи — в Месопотамии. Однако большинство их прародиной считали Европу, точнее - Балканы, хотя каких-то материальных подтверждений не было. Ведь если индоевропейцы откуда-то переселились, то должны остаться материальные следы такого переселения, остатки культур. Однако археологи никаких общих для всех этих народов орудий, жилищ и т. д. не находили.

Единственное, что объединяло всех индоевропейцев в древности, так это микролиты и позднее, в неолите — сельское хозяйство. Только они появились в каменном веке везде, где до сих пор живут индоевропейцы. Они есть и в Иране, и в Индии, и в Средней Азии, и в лесостепи, и степях Восточной Европы, и в Англии, и во Франции. Точнее, они есть везде, где живут индоевропейские народы, но их нет нам, где нет этих народов.

Хотя сегодня некоторые башкирские народы и потеряли свое индоевропейское наречие, они тоже у нас есть везде, даже больше. Это подтверждает эта же книга Матюшина на странице 69, где на фотографии показаны древние каменные серпы с Урала. А первый древний хлеб человека Талкан и сегодня живет у некоторых башкирских народов. Кроме этого бронзовые серпы и пестик можете обнаружить и в музее райцентра Абзелиловского района. По животноводству сельского хозяйства много можно рассказать, также не забывая о том, что первые лошади были одомашнены несколько тысяч лет тому назад именно на Урале. И по количеству найденных археологами микролитов Урал не уступает никому.

Как видите, и археология научно подтверждает, о древних родственных связях индоевропейских народов с башкирскими народами. А гора Балкан находится со своими пещерами на Южном Урале в европейской части Башкортостана на территории Давлеканского района возле озера Асылыкуль. В древности еще на башкирских Балканах микролиты были и дефиците, так как эти Балканские горы находятся вдали от уральского яшмового пояса в километрах триста. Часть людей пришедших в Западную Европу в древности с Урал а назвали безымянные горы Балканами, дублировав по неписанному закону топонимики гору Балкантау, откуда они и ушли.

ЖЖ altunurdaОригинал публикации

journalufa.com