Драматургия древней греции. Происхождение драмы и театра Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнегреческая драматургия. Драматургия древней греции


Древнегреческая драматургия

 

К V веку до н.э. Греция достигла наивысшего расцвета, растут города-государства (полисы), развивается и совершенствуется человеческая личность. Рабовладельческий строй, пришедший на смену патриархальному укладу, привел к  тому, что тяжелый физический труд целиком лег на плечи рабов, что позволило свободному человеку заняться творчеством и создавать бессмертные произведения искусства.

Искусство и литература в это время находятся на большом подъеме. В VII-VI веках до н.э. появляется лирика, потому что чем больше развивается человек, тем больше его стремление выразить свои чувства и переживания. В V веке до н.э. своего расцвета достигает драматургия, которая позволила отразить в пьесах противоречия, возникающие между человеком и богами, человеком и судьбой, человеком и обществом.

Античная драматургия восходит к культовым обрядам древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач) и про­исходит от дионисий - празднеств в честь бога Диониса, длившихся не­сколько дней и представлявших собой торжественные процес­сии. При всей примитивности и простоте древних обрядов в них можно заметить элементы бу­дущего театрального действия – сочетание музыки, танца, песни и слова. Это было началом теат­рального диалога и действия. В основе ритуального действа лежал дифирамб (импровизированный диалог хора и запевалы), который представлял собой неотъемлемую часть культа Диониса). Г.Р. Державин в своем «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде» писал: «Дифирамб — песнь, посвященная Бахусу. Она есть высокое парение ис­кусства. Дифирамб зани­мает место между одою и гимном. Дифирамб содер­жит в себе пламенные чув­ства, в которые входит поэт упоением вина или удивле­нием первоначальному на­садителю винограда. В ди­фирамбах господствует во всем пространстве лириче­ский бес­порядок, смелые картины, но­вость изрече­ний. Чтоб сочи­нять дифи­рамбы, надобно иметь чрезмерно живое чув­ство, необузданное воображе­ние, или род исступления, для того, что выражения его должны возбуждать к неисто­вым движениям и круговым пляскам».

Все эти ритуальные представления стали истоками античного театра. Точная дата возникновения театра неизвестна, но до нашего времени сохранились развалины греческих театров, по которым мы можем судить об их устройстве. Театр занимал почётное место и возводился за счет государства. Обычно театр строился на склоне холма и представлял собой огромнейшее здание под открытым небом.

Театр состоял из нескольких частей:

  1. амфитеатр - места для зрителей, которые представляли собой поднимавшиеся полукругом ярусы.
  2. четырёхугольная удлинённая площадка, с трех сторон обнесённая стенами: задняя сторона с навесом – скена, боковыми – параскении и передняя высокая, где играли актеры и которую у нас принято считать сценой, - проскений.
  3. орхестра – ровная утрамбованная площадка, на которой располагался хор из 12-15 человек, сопровождающий действие пьесы и возглавляемый корифеем (руководителем хора). Со временем к орхестре была присоединена палатка, в которой актеры переодевались. В центре орхестры находился алтарь или жертвенник Диониса.
  4. между зрительскими рядами и зданием «сцены» с обеих сторон устроены проходы – пароды.

 

Первоначально декорации в греческом театре не использовались, хотя существовали различные приспособления: одни механизмы производили молнии, другие были способны поднять героев в воздух, третьи предназначались для метания.  Женщин среди актёров не было, все роли исполнялись мужчинами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Актёры казались очень высокими, потому что носили высокую обувь на деревянном каблуке – котурны и длинные плащи (их цвет зависел от роли). На лице вместо грима у актеров были маски, а во рту усилитель в виде трубки, от чего голос был чудовищно громким. Всё это должно было придать актеру величие и сделать его похожим на бога или героя, которых он  изображал. Во время представлений тишина соблюдалась редко: недовольство выражалось свистками и стуком, а одобрение – аплодисментами и приветственными криками.

Оставь мольбы; нет смертному спасенья

От бед, что предначертаны судьбой.

Казалось бы, и горя, и бесчестья,

И скверны, и греха всю чашу мыДо дна с тобой испили?

Нет, не всю! 

mosliter.ru

Драматургия Древнегреческого театра - Драматургия - Театр Древней Греции - Каталог статей

Древнегреческий театр.

Истоки греческого театра.

Греческая драма и театр  генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии.

При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова: Дифирамбы и фаллические песни исполнялись хором и запевалой и сопровождались танцами. Это было началом театрального диалога и действия. Запевала (буквально – зачинатель – у Аристотеля) своими репликами и мимическими действиями побуждал хор к диалогу.

Во 2-й половине 6 в. до н.э. из хора выделился особый исполнитель – актер, которым был сам драматург. Импровизацию сменил точно фиксированный текст.

 

 

Древнегреческая драматургия – родилась из обрядовых праздников в честь бога Диониса, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. В основе этой игры  лежал импровизационный дифирамб - диалог хора и запевалы (зачинателя), составляющий неотъемлемую часть культа Диониса.

           Аристотель (Поэтика, гл 4) писал, что дифирамб делился на две части: «зачин» солиста и последующей партии хора.

Трагедия  ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен.

Арион – первый поэт,(6 в. до н.э.) придавший дифирамбу организованную литературную форму.

        Трагедия. (Tragodia – греч. от греч. Tragos – козел (которого приносили в жертву богу Дионису) и dia - песнь , tragoedia – лат.)Дальнейшее развитие трагедии связано с именем Феспида (2-я по. 6 в. до н.э.).  Считается, что именно он ввел первого актера(гипокрита), исполнявшего ряд небольших речей-повествований, ведущего диалог с хором, выражавшим реакцию на эти речи в своих песнях.

         У хора была преобладающая роль, что придавало трагедии характер патетической оратории. Такой вид трагедии сохранялся до первой четверти 5 в. до н.э., в ранних произведениях Эсхила в том числе.

         Вместе с развитием Афинской демократии, повышения активности демоса, роли отдельного человека - в трагедию вводится морально-этическая проблематика.  В эпоху Греко-персидских войн драматургия отражает противостояние государственного греческого демократизма восточному деспотизму. Героем трагедий становится человек, борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Эсхил превращает трагедию в подлинную драму  введением  второго актера.

        Дальнейшее повышение интереса к человеческой личности в древнегреческой драматургии связано с творчеством Софокла и его младшего современника Еврипида. В трагедиях Софокла главный конфликт происходит между действиями человека, смело вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга с божественной силой, подчиняющей себе людей. Софокл наделяет своих  героев такими качествами, как благородство, честность, верность нравственным принципам свободного демократического общества. Теперь божественная сила, правящая миром подвергается критике. Внутренний мир человека становится более интересным для драматургов и зрителей. В пьесах появляются бытовые элементы.

       Введение третьего актера дало возможность Софоклу и Еврипиду значительно углубить психологическую характеристику действующих лиц, многосторонне показать их взаимоотношения и соответственно сократить роль хора.

        До конца 5 в.до н.э. трагедия сохраняла двусоставность, свидетельствующую о ее исконной связи с хоровым дифирамбом.

Аристотель о трагедии

 

        Трагедия обычно начиналась с пролога, который у Эсхила еще носит характер сюжетной экспозиции, а у  Софокла и Еврипида превращается в сравнительно большую драматическую сцену. Затем следовал парод – вступительная песня хора. Ранние трагедии Эсхила («Просветительницы», «Персы») начинались непосредственно с парода. В дальнейшем речевые сцены-эписодии чередовались с хоровыми песнями-стасимами, которые составлялись из симметричных строф, иногда замыкаемых эподом.  Заключительная часть трагедии – эксод в ранних произведениях Эсхила  и в «Эвменидах» представляет собой также большие хоровые партии. У Софокла и Еврипида хору принадлежит всего лишь несколько завершающих стихов, обычно носящих характер назидания, которым предшествует большая речевая сцена с участием нескольких действующих лиц. Наряду с перечисленными элементами композиции в трагедии используются такие формы, как коммос – совместная партия актеров и хора , и монодия – сольная партия.

 

           Обычно трагедии в Древней Греции представлялись зрителям на праздновании Великих Дионисий в составе тетралогии, состоящей из трех трагедий и одной сатировской драмы. У Эсхила трагедии были связаны единством содержания, а позднее каждая трагедия стала самостоятельным произведением.

 

Комедия рождалась из фаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которые нарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива.

Аристотель сообщает в "Поэтике" (гл. 4), что комедия (от греч. т.шо; - гулянка, толпа гуляк и аоо) - пою; букв. - пение на гулянке или пение гуляк) возникла из импровизации и вед„т сво„ начало от запевал фаллич. песен, к-рые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о Д. а. к. относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464 до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на гос. празднествах.

 Аристотель говорит, что смешное – часть безобразного: смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное. Комическая маска есть нечто  безобразное и искаженное, но без выражения страдания (Поэтика, гл.5)

Считается, что комедия произошла от Песни (Won dia), исполнявшейся участниками обрядово-обличительного коммоса («комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужили шуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. В начале 5 в. до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический.

Аристотель говорит в «Поэтике» о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. «Сначала на неё просто не обращали внимания: хор комиков только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно, Обрабатывать фабулы стали Эпихарм и Формий; в таком виде [комедия] впервые перешла [в Грецию] из Сицилии, а из афинских комиков первый Кратет, оставив ямбические стихотворения, начал общую разработку диалога и фабул.»(гл. 5)

В схолиях к сочинению древнегреческого филолога Дионисия Фракийского (170 – 90) давались объяснения по разновидностям комедии: «Считалось, что существует три   разновидности комедии.  Одна зовется древней, с самого начала явно обличительная; средняя, прорицавшая намеками, и новая, вообще этого не делающая, не считая выпадов по адресу рабов и чужеземцев. Представителей древней комедии было много, самый знаменитый и деятельный из них – Кратин. Некоторое время спустя к древней комедии присоединилисьЕвполид и Аристофан. Было много поэтов и в средней комедии, самый знаменитый  - некий Платон… точно так же и в новой  писали многие, самый знаменитый – Менандр.» (Аристофан, с.892)

Сохранились и стихотворные свидетельства: («Филологичечская»  поэма римского грамматика Диомеда .2-я полю 4 в.до н.э.):

Комедии три были разновидности:

Начальная, срединная, последняя.

И в первой не скрывали порицания –

Начало положил ему Сусарион.

В срединной порицанье было скрытое;

Её поэты: Евполид, Кратин, Гермипп,

Аристофан, а также Ферекрат, Платон.

Но и в последнем облике комедии

Брань оставалась скрытой: чужеземцев лишь,

Рабов она касалася и варваров.

Её творцами Филемон был и Менандр.

 

Дион Хрисостом (40-102)(греческий оратор и философ из Прусы (Вифиния))говорил, что «афиняне привыкли высмеивать всякие гадости и для того собирались в театр, клянусь Зевсом, чтобы из выбранили, установив состязания и победы для тех, кто лучше всего это делал; они изобрели это не сами, но по совету бога» (Арист. С. 893)

 

Древняя аттическая  комедия  развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного. устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью Д. а. к. являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса - непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 г.г. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г.до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.

Средняя аттическая комедия  получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин в Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размах политической сатиры. В С. а. к. личные выпады против политических деятелей встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различных философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и др.). Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор, чужеземцев, гетер и т. д. Другой существенный признак С. а. к.- мифологические травести, пародия на миф, либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении С. а. к. отличалась большей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почти отсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, не связанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части - парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорных эписодиев, в которых  главное место занимали речевые ритмы (ямбические триметры и трохеия. тетраметры, реже - анапесты).Ни одна С. а. к. не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.), фрагменты различных величины и назв. ок. 700 пьес.

Новая аттическая комедия – поздний вид  литературной комедии в Др.Греции, существующий на завершающем этапе развития древнегреческой  комедии (последняя четв. 4 – 1-я пол. 3 вв.до н.э.. На характере Н.а.к. резко сказались изменения , происшедшие в жизни Древнегреческих Полисов в связи с утратой независимости и подчинения македонскому господству.  В Н.а.к. совершенно исчезают характерные  для древней аттической комедии  злободневная сатира на политических деятелей и высшие слои общества, фольклорная фантастика. Персонажи Н.а.к. четко делятся на две категории; шутовской элемент вносят «низкие» персрнажи – параситы, гетеры, вороватые и болтливые повара и единственный представитель более высоких слоев – «хвастливый воин», трактуемый Н.а.к. с откровенной издевкой. Жизнь «респектабельных» членов общества показывается в тонах морализующей бытовой драмы. Современные политические деятели попадают в Н.а.к. в редких случаях. Фабула Н.а.к. находится в кругу  бытовых отношений, повторяет одни и те же стереотипные мотивы (брошенные дети,  через много лет узнавание и найденные родителями, тайная любовь и т.п.). Н.а.к. по форме существенно отличалась от древней комедии: роль хора низведена до дивертисмента в антрактах, число актеров не ограничивалось тремя, возросло и стабилизировалось количество образов-масок (старики, молодые люди, старые женщины, рабы и т.д.). В Н.а.к. углубилась психологическая разработка образов. Внутренняя связь между частями комедии стала более тесной. Н.а.к. откликалась на злободневные проблемы повседневной жизни: взаимоотношения отцов и детей, супругов, отношение к рабам и чужестранцам, к традициям и религии. Крупнейший представитель Н.а.к. – Менандр. Н.а.к. оказала большое влияние на др-римскую комедию.

Сатировская драма - жанр др.-греч. драматургии. Возник из обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах (ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр. состязаний на Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисленным фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д. др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню ; иногда сатиры сами попадали в плен к разл. чудовищам (напр., к Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала бытовые элементы, сближавшие её с сицилийской и средней аттической комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3 вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть до 2 в. н. э.

anti4teatr.ucoz.ru

Драматургия Древнегреческого театра - Драматургия - Театр Древней Греции - Каталог статей

Древнегреческий театр.

Истоки греческого театра.

Греческая драма и театр  генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии.

При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова: Дифирамбы и фаллические песни исполнялись хором и запевалой и сопровождались танцами. Это было началом театрального диалога и действия. Запевала (буквально – зачинатель – у Аристотеля) своими репликами и мимическими действиями побуждал хор к диалогу.

Во 2-й половине 6 в. до н.э. из хора выделился особый исполнитель – актер, которым был сам драматург. Импровизацию сменил точно фиксированный текст.

 

 

Древнегреческая драматургия – родилась из обрядовых праздников в честь бога Диониса, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. В основе этой игры  лежал импровизационный дифирамб - диалог хора и запевалы (зачинателя), составляющий неотъемлемую часть культа Диониса.

           Аристотель (Поэтика, гл 4) писал, что дифирамб делился на две части: «зачин» солиста и последующей партии хора.

Трагедия  ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен.

Арион – первый поэт,(6 в. до н.э.) придавший дифирамбу организованную литературную форму.

        Трагедия. (Tragodia – греч. от греч. Tragos – козел (которого приносили в жертву богу Дионису) и dia - песнь , tragoedia – лат.)Дальнейшее развитие трагедии связано с именем Феспида (2-я по. 6 в. до н.э.).  Считается, что именно он ввел первого актера(гипокрита), исполнявшего ряд небольших речей-повествований, ведущего диалог с хором, выражавшим реакцию на эти речи в своих песнях.

         У хора была преобладающая роль, что придавало трагедии характер патетической оратории. Такой вид трагедии сохранялся до первой четверти 5 в. до н.э., в ранних произведениях Эсхила в том числе.

         Вместе с развитием Афинской демократии, повышения активности демоса, роли отдельного человека - в трагедию вводится морально-этическая проблематика.  В эпоху Греко-персидских войн драматургия отражает противостояние государственного греческого демократизма восточному деспотизму. Героем трагедий становится человек, борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Эсхил превращает трагедию в подлинную драму  введением  второго актера.

        Дальнейшее повышение интереса к человеческой личности в древнегреческой драматургии связано с творчеством Софокла и его младшего современника Еврипида. В трагедиях Софокла главный конфликт происходит между действиями человека, смело вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга с божественной силой, подчиняющей себе людей. Софокл наделяет своих  героев такими качествами, как благородство, честность, верность нравственным принципам свободного демократического общества. Теперь божественная сила, правящая миром подвергается критике. Внутренний мир человека становится более интересным для драматургов и зрителей. В пьесах появляются бытовые элементы.

       Введение третьего актера дало возможность Софоклу и Еврипиду значительно углубить психологическую характеристику действующих лиц, многосторонне показать их взаимоотношения и соответственно сократить роль хора.

        До конца 5 в.до н.э. трагедия сохраняла двусоставность, свидетельствующую о ее исконной связи с хоровым дифирамбом.

Аристотель о трагедии

 

        Трагедия обычно начиналась с пролога, который у Эсхила еще носит характер сюжетной экспозиции, а у  Софокла и Еврипида превращается в сравнительно большую драматическую сцену. Затем следовал парод – вступительная песня хора. Ранние трагедии Эсхила («Просветительницы», «Персы») начинались непосредственно с парода. В дальнейшем речевые сцены-эписодии чередовались с хоровыми песнями-стасимами, которые составлялись из симметричных строф, иногда замыкаемых эподом.  Заключительная часть трагедии – эксод в ранних произведениях Эсхила  и в «Эвменидах» представляет собой также большие хоровые партии. У Софокла и Еврипида хору принадлежит всего лишь несколько завершающих стихов, обычно носящих характер назидания, которым предшествует большая речевая сцена с участием нескольких действующих лиц. Наряду с перечисленными элементами композиции в трагедии используются такие формы, как коммос – совместная партия актеров и хора , и монодия – сольная партия.

 

           Обычно трагедии в Древней Греции представлялись зрителям на праздновании Великих Дионисий в составе тетралогии, состоящей из трех трагедий и одной сатировской драмы. У Эсхила трагедии были связаны единством содержания, а позднее каждая трагедия стала самостоятельным произведением.

 

Комедия рождалась из фаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которые нарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива.

Аристотель сообщает в "Поэтике" (гл. 4), что комедия (от греч. т.шо; - гулянка, толпа гуляк и аоо) - пою; букв. - пение на гулянке или пение гуляк) возникла из импровизации и вед„т сво„ начало от запевал фаллич. песен, к-рые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о Д. а. к. относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464 до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на гос. празднествах.

 Аристотель говорит, что смешное – часть безобразного: смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное. Комическая маска есть нечто  безобразное и искаженное, но без выражения страдания (Поэтика, гл.5)

Считается, что комедия произошла от Песни (Won dia), исполнявшейся участниками обрядово-обличительного коммоса («комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужили шуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. В начале 5 в. до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический.

Аристотель говорит в «Поэтике» о том, что об истории комедии менее известно, чем о трагедии. «Сначала на неё просто не обращали внимания: хор комиков только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т.п., неизвестно, Обрабатывать фабулы стали Эпихарм и Формий; в таком виде [комедия] впервые перешла [в Грецию] из Сицилии, а из афинских комиков первый Кратет, оставив ямбические стихотворения, начал общую разработку диалога и фабул.»(гл. 5)

В схолиях к сочинению древнегреческого филолога Дионисия Фракийского (170 – 90) давались объяснения по разновидностям комедии: «Считалось, что существует три   разновидности комедии.  Одна зовется древней, с самого начала явно обличительная; средняя, прорицавшая намеками, и новая, вообще этого не делающая, не считая выпадов по адресу рабов и чужеземцев. Представителей древней комедии было много, самый знаменитый и деятельный из них – Кратин. Некоторое время спустя к древней комедии присоединилисьЕвполид и Аристофан. Было много поэтов и в средней комедии, самый знаменитый  - некий Платон… точно так же и в новой  писали многие, самый знаменитый – Менандр.» (Аристофан, с.892)

Сохранились и стихотворные свидетельства: («Филологичечская»  поэма римского грамматика Диомеда .2-я полю 4 в.до н.э.):

Комедии три были разновидности:

Начальная, срединная, последняя.

И в первой не скрывали порицания –

Начало положил ему Сусарион.

В срединной порицанье было скрытое;

Её поэты: Евполид, Кратин, Гермипп,

Аристофан, а также Ферекрат, Платон.

Но и в последнем облике комедии

Брань оставалась скрытой: чужеземцев лишь,

Рабов она касалася и варваров.

Её творцами Филемон был и Менандр.

 

Дион Хрисостом (40-102)(греческий оратор и философ из Прусы (Вифиния))говорил, что «афиняне привыкли высмеивать всякие гадости и для того собирались в театр, клянусь Зевсом, чтобы из выбранили, установив состязания и победы для тех, кто лучше всего это делал; они изобрели это не сами, но по совету бога» (Арист. С. 893)

 

Древняя аттическая  комедия  развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного. устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью Д. а. к. являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса - непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 г.г. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г.до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.

Средняя аттическая комедия  получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин в Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размах политической сатиры. В С. а. к. личные выпады против политических деятелей встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различных философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и др.). Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор, чужеземцев, гетер и т. д. Другой существенный признак С. а. к.- мифологические травести, пародия на миф, либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении С. а. к. отличалась большей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почти отсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, не связанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части - парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорных эписодиев, в которых  главное место занимали речевые ритмы (ямбические триметры и трохеия. тетраметры, реже - анапесты).Ни одна С. а. к. не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.), фрагменты различных величины и назв. ок. 700 пьес.

Новая аттическая комедия – поздний вид  литературной комедии в Др.Греции, существующий на завершающем этапе развития древнегреческой  комедии (последняя четв. 4 – 1-я пол. 3 вв.до н.э.. На характере Н.а.к. резко сказались изменения , происшедшие в жизни Древнегреческих Полисов в связи с утратой независимости и подчинения македонскому господству.  В Н.а.к. совершенно исчезают характерные  для древней аттической комедии  злободневная сатира на политических деятелей и высшие слои общества, фольклорная фантастика. Персонажи Н.а.к. четко делятся на две категории; шутовской элемент вносят «низкие» персрнажи – параситы, гетеры, вороватые и болтливые повара и единственный представитель более высоких слоев – «хвастливый воин», трактуемый Н.а.к. с откровенной издевкой. Жизнь «респектабельных» членов общества показывается в тонах морализующей бытовой драмы. Современные политические деятели попадают в Н.а.к. в редких случаях. Фабула Н.а.к. находится в кругу  бытовых отношений, повторяет одни и те же стереотипные мотивы (брошенные дети,  через много лет узнавание и найденные родителями, тайная любовь и т.п.). Н.а.к. по форме существенно отличалась от древней комедии: роль хора низведена до дивертисмента в антрактах, число актеров не ограничивалось тремя, возросло и стабилизировалось количество образов-масок (старики, молодые люди, старые женщины, рабы и т.д.). В Н.а.к. углубилась психологическая разработка образов. Внутренняя связь между частями комедии стала более тесной. Н.а.к. откликалась на злободневные проблемы повседневной жизни: взаимоотношения отцов и детей, супругов, отношение к рабам и чужестранцам, к традициям и религии. Крупнейший представитель Н.а.к. – Менандр. Н.а.к. оказала большое влияние на др-римскую комедию.

Сатировская драма - жанр др.-греч. драматургии. Возник из обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах (ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр. состязаний на Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисленным фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д. др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню ; иногда сатиры сами попадали в плен к разл. чудовищам (напр., к Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала бытовые элементы, сближавшие её с сицилийской и средней аттической комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3 вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть до 2 в. н. э.

anti4teatr.ucoz.ru

Д. Дилите. Драма | Греко-латинский кабинет

Из книги Д. ДилитеАнтичная литератураПер. с литовского Н.К. Малинаускене

ISBN 5-87245-102-4ГЛК, 2003. Обложка, 487 стр. Цена 150 р.

Подробнее о книге

 

Устройство театра и организация представлений

Греческий театр составляют три части: театр, орхестра и скена. Места для зрителей, называемые театром8, обычно устраивали на склоне холма. Сначала зрители сидели на земле, потом были установлены каменные скамьи, рядами поднимающиеся вверх и дугой опоясывающие площадку в форме круга — орхестру, на которой происходили представления. За орхестрой натягивали палатку <...>. В ней участники представления складывали маски и другие вещи. Чтобы каждый раз не нужно было бы натягивать палатку, впоследствии было установлено постоянное сооружение, которое люди и в дальнейшем продолжали называть скеной. Поскольку действие греческих драм чаще всего происходило не в закрытом помещении, а под открытым небом, здание скены после установки некоторых элементов декораций могло изображать храм, царский дворец и т. п. Если в таком здании не было необходимости, скену прикрывали натянутым на раму огромным полотном с нарисованным морем, горами или другим необходимым изображением. Позднее около скены было сооружено небольшое возвышение, которое постепенно все увеличивалось и превратилось в такую сцену, которую мы видим в современных театрах.

И трагедийные, и комедийные актеры носили маски, которые они надевали на голову. Маски изготавливались следующим образом: мастер обтягивал проволочный каркас полотном и на него накладывал гипс. Потом маску раскрашивали, прикрепляли волосы, бороду. Маска характеризовала пол, возраст, общественное положение, моральные качества и душевное состояние действующего лица с помощью цвета, формы лба, положения бровей. Если психологическое состояние действующего лица менялось, актер менял маску. Поскольку маска увеличивала голову, фигура актера казалась меньшей. Это подходило для комедии, а трагедийные актеры, желая избежать комического впечатления, носили специальную обувь на толстой подошве — котурны.

Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Сначала в драме играл один актер: надевая все время новые маски, он исполнял все роли. Исполнитель разговаривал с хором или исполнял свою партию один. Эсхил придумал выпустить на орхестру двух актеров, и между ними уже мог происходить диалог. Софокл увеличил количество действующих лиц, находящихся на орхестре одновременно, до трех. Исполнитель главной роли назывался протагонистом. Конечно, в драмах обычно было больше, чем три персонажа, и те же самые актеры получали по нескольку ролей. Еще несколько актеров изображали слуг, спутников, воинов и других бессловесных персонажей. Важным действующим лицом в драмах был хор, который пел и танцевал на орхестре. С середины V в. до н. э. в трагедийном хоре было пятнадцать человек, а в комедийном — двадцать четыре. Самый главный хорист, руководитель хора назывался корифеем.

В театре были разнообразные механизмы, которые поднимали актера, сидящего на каком-нибудь бутафорном животном (Пегасе, птице, жуке), или спускали богов на землю. Поэтому внезапное появление бога, разрешавшего конфликт, называлось «богом из машины». В театроведении утвердился латинский перевод этого термина: deus ex machina.

В греческом театре драматург был не только писателем, но и композитором, и балетмейстером, и режиссером. Иногда он и сам играл какую-либо роль. Расходы на постановку спектакля покрывал гражданин, назначенный народным собранием.

В Афинах театральные представления окружал сакральный ореол: они происходили только на праздниках в честь Диониса и воспринимались как элемент почитания бога. Перед спектаклями жрец Диониса приносил в жертву поросенка на алтаре, стоявшем в центре орхестры. Зрители шли в театр в красивой одежде и венках, как и при участии в других обрядах. Сначала театральные спектакли были бесплатными, позднее надо было приобретать глиняные или свинцовые номерки многократного пользования, указывающие место, которые стоили очень дешево. Небогатые люди получали для этого деньги от государства, и представления обычно смотрели все афиняне.

Обычно исполнялись три драматических произведения. Пьесы всегда оценивало жюри, состоящее из десяти членов. Таким образом, это были театральные состязания. Драматург, занявший первое место, получал венок из плюща. Третье место означало поражение.

 

Структура драмы

Драмы обычно начинаются прологом. Так называется часть произведения от начала до появления хора. Хор вступал на орхестру, исполняя песню, называемую пародом. Другие песни хора — это стасимы. Они состоят из строф, антистроф и эподов. Разговоры действующих лиц между собой и их диалоги с хором называются эписодиями. Жалобный плач, исполняемый по очереди действующим лицом и хором трагедии, был назван коммосом. Комедии имели еще две, только для них характерные части: парабазу и агон. Парабаза — это не связанная с содержанием комедии песня хора, публицистическое отступление. В нем автор говорит об интересующих его разнообразных событиях и явлениях общественной жизни, рассуждает на литературные темы. Агон — это спор главных действующих лиц или основных идей комедии. Драмы заканчиваются эксодом — уходом хора. Хор немного беседует с одним или двумя действующими лицами драмы и уходит, исполняя заключительную песнь.

 

Материал драм

Трагедии обычно писались на мифологические мотивы. Возможно, такое положение определила традиция: сначала трагедии создавались на темы мифов о Дионисе, позднее начали использовать и другие сюжеты. Однако самым главным, видимо, было то, что миф — это универсальный материал, предоставляющий много возможностей для выражения самых различных ситуаций, чувств, состояний. Обилие мифов были как бы закромами, из которых драматурги черпали необходимые примеры полными пригоршнями. Кроме того, в других областях греческого искусства, в скульптуре и особенно в живописи (стенной и вазовой), мы также очень часто видим мифологических героев и мифологические сюжеты. По-видимому, не только их разнообразие, но и сила обобщения привлекали художников. Мифологические герои представляли собой не конкретные личности, а личности всеобщего характера, они были некими обобщениями. Драматург не мог изменить каркас мифа, но имел право кое-что добавить или изъять. Те же самые мифологические герои могли быть и привлекательными, и отталкивающими. Например, в «Филоктете» Софокла Одиссей изображен как бесчестный обманщик, а в «Аяксе» — как благородный защитник слабых, хранитель принципов морали. Однако то, что Одиссей — это вечный мифологический персонаж, придает обеим трагедиям силу обобщения. Были и трагедии не на мифологические сюжеты. До нас дошла только одна: драма Эсхила «Персы», изображающая войну персов с греками.

Сюжеты комедий авторы придумывали сами, их ситуации часто абсурдны, а персонажи — фантастические существа и простые люди. Однако имена основных действующих лиц и здесь показывают стремление комедиографа к обобщению: Лисистрата — распускающая войско, Дикайополис — справедливый город, Тригей — сборщик винограда и т. п.

Мифы были подходящим материалом и для веселых произведений другого сорта — сатировских драм. Эти комические пьесы, в которых обычно действует хор сатиров, игрались после трагедий и представляли собой последнюю часть тетралогии, идущую после трагедии. Например, после трилогии Эсхила о Данаидах шла сатировская драма «Амимона», написанная также по мотивам этого мифа. Впоследствии, после отказа от трилогий, создавались самостоятельные, не зависящие от трагедий сатировские драмы. Таковы единственная сохранившаяся полностью сатировская драма Еврипида «Киклоп» и дошедшая до нас не целиком драма Софокла «Следопыты».

 

Древнегреческие драматурги

Эсхил (525—456 гг. до н. э.), первый из трех выдающихся драматургов, создал около 70 трагедий, из которых сохранилось только 7: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный» и трилогия «Орестея». Писатель жил во времена греко-персидских войн и как рядовой воин защищал родину от пришельцев в трех самых известных битвах: при Марафоне, при Саламине и при Платеях. Эту свою деятельность он, по-видимому, ценил больше, чем тринадцать побед в состязаниях драматургов, поскольку не упоминает их в автоэпитафии, подчеркивая в ней только участие в Марафонской битве.

Софокл (496—405 гг. до н. э.) был любимым драматургом V в. до н. э.; его трагедии двадцать раз занимали первое место. Писатель имел и общественные обязанности: он был избран стратегом, председателем коллегии казначеев, жрецом бога Асклепия. В молодости Софокл сам играл в своих драмах, но у него быстро ослабел голос, и после этого он на орхестру уже больше не выходил. Он написал около 120 трагедий, из которых сохранилось семь: «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Филоктет», «Электра», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне».

Еврипид (480—406 гг. до н. э.), третий знаменитый греческий трагик, видимо, не участвовал в общественной деятельности и был не очень ценим современниками. При жизни он только четыре раза в состязаниях трагиков получил первый приз (пятый раз первое место было ему присуждено сразу после его смерти), но через сто лет он стал любимейшим греческим поэтом и затем — как Эсхил и Софокл — классиком мировой литературы. Из до созданных им трагедий сохранилось 17: «Алкестида», «Медея», «Гераклиды», «Ипполит», «Гекуба», «Геракл», «Просительницы», «Троянки», «Электра», «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена», «Андромаха», «Финикиянки», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде». Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма «Киклоп».

Подробнее: Д. Дилите. Античная литература

 

 

Смех древней комедии

Древняя греческая комедия — плод расцвета демократии и культуры V в. до н. э. Она еще не утратила сакрального духа: смеясь в театре, так же как и содрогаясь от борьбы и поступков трагических героев, афинские зрители воображали, что они почитают божества, дающие жизнь и урожай [г, 8—72]. Однако эта комедия есть одновременно и политическая, и социальная комедия, стремящаяся воспитывать критикуемого гражданина или общество, исправлять нездоровые явления. Комедиограф мог напасть на кого угодно, даже и на очень высокопоставленное конкретное лицо, или порицать не нравящееся ему явление, из-за чего он обычно не имел неприятностей. Это происходило по двум причинам: благодаря демократическому строю и из-за того, что цель архаического ритуального поношения — не высмеять или унизить, а улучшить и помочь. Ту же самую цель переняла и суровая сатира комедии.

Первая комедия была сыграна в 486 г. до н. э. Около сорока комедиографов создали несколько сотен произведений, большая часть которых, к сожалению, не сохранилась.

 

Древнегреческие комедиографы

Аристофан (446—385 гг. до н. э.) — единственный автор комедий, одаренный милостью судьбы: до нас дошло 11 полных его сочинений. Это комедии «Ахарняне», «Всадники», «Осы», «Птицы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Мир», «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Женщины в народном собрании», «Плутос» («Богатство»).

Подробнее: Д. Дилите. Античная литература

 

Литература

1. Aristophanes und die alte Komodie. Darmstadt, 1975.

2. Cornford F. M. The Origin of Attic Comedy. Cambridge, 1934.

3. Croiset M. Eschyle. Paris, 1928.

4. Delcourt M. Eschyle. Paris, 1934.

5. Dodds E. R. Euripides und das Irrationale // Euripides. Darmstadt, 1968, S. 60-80.

6. Dover K. J. Aristophanic Comedy. 1972.

7. Else G. F. The Origin and Early Form of Greek Tragedy. Cambridge,

8. Fensterbusch C. Das Theater im Altertum. Leipzig; Berlin, 1930. g.

9. Goldhill S. Reading Greek Tragedy. Cambridge, 1986.

10. Hegel G. Asthetik. Berlin, 1955.

11. Heidegger M. Einfiihrung in die Metaphysik. Tubingen, 1967.

12. Herington C.J. The Author of the Prometheus Bound. Austin; London, 1970.

13. Howald E. Die griechische Tragodie. Munchen; Berlin, 1930.

14. Kamio M. The Chorus of Greek Drama. Helsinki, 1970.

15. Kirkwood G. M. A Study of Sophoclean Drama. London, 1958.

16. Kitto H. D. F. Menschliches und gottlisches Drama // Sophocles. Darmstadt, 1967, S. 56—78.

17. Kitto H. D. F. Greek Tragedy. New York, 1950.

18. Kuch H. Euripides. Leipzig, 1984.

19. Lesky A. Die tragische Dichtung der Hellenen. Gottingen, 1972.

20. Lesky A. Die griechische Tragodie. Stuttgart, 1984.

21. Meautis G. Eschyle et la trilogie. Paris, 1936.

22. Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. Munchen, 1955.

23. Norwood G. Greek Tragedy. New York, 1960.

24. Page D. Form and Meaning in Drama. London, 1956.

25. Patzer H. Die Anfange der griechischen Tragodie. Wiesbaden, 1962.

26. Petersen E. Die attische Tragodie als Bild und Buhnenkunst. Bonn,

27. Pohlenz M. Die griechische Tragodie. Leipzig; Berlin, 1930.

28. Porzig V. Die attische Tragodie. Aischylos. Leipzig, 1926.

29. Robert C. Oidipus. Berlin, 1915.

30. Schmid W., Stahlin O. Geschichte der griechischen Literatur. Munchen, 1934.

31. Seale D. Vision and Stagecraft in Sofocles. London, 1982.

32. Segal Ch. Dionysiac Poetic and Euripides Bacchae. Princeton, 1982.

33. Suss V. Aristophanes und die Nachwelt. Leipzig, 1911.

34. Thomson G. Aischylos und Athen. Berlin, 1979.

35. Webster Т. В. L. The Tragedies of Euripides. London, 1967.

36. Weinstock H. Sophokles. Leipzig; Berlin, 1931.

37. Whitman С. Н. Aristophanes. Cambridge, 1964.

38. Wilamowitz-Moellendorff U. Einleitung in die griechische Tragodie. Berlin, 1907.

39. Zielinski T. Sofokles. Krakow, 1928.

40. Головня В. История античного театра. М., 1972.

41. Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. Пг., 1916.

42. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

43. Стратилатова В. П. «Царь Эдип» и тема Эдипа в творчестве Софокла. М., 1975.

44. Топуридзе Е. И. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984.

45. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

46. Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

47. Гаспаров М. Л. Сюжетосложение греческой трагедии //Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. 1. M., 1997. с. 449-482.

48. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с. 226—297(Глава VII. Историческая конкретность символа. Мировой образ Прометея).

49. Фрейденберг О. М. Образ и понятие //Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1998, с. 224—622.

50. Ярхо В. Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.

 

www.mgl.ru

Античная драма - это... Что такое Античная драма?

Античная драма — древнегреческая драма. Развилась из ритуального действа (драма — слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами (плясуны, разные потешные мастера и т. п., они увеселяли обычно толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец, приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козёл по-гречески tragos, отсюда — трагедия).

Древнегреческая трагедия

Участники ритуального действа надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров (отсюда название — сатировская драма). Ритуальные представления происходили во время дионисий (празднеств в честь Диониса), весной и осенью. Различались дионисии «великие» — в городе, очень пышные, и «малые» — сельские, более скромные. Эти ритуальные представления и являются истоками греческого театра.

От дифирамба и происходит, как указывает Аристотель, греческая трагедия, сохранившая на первых порах все черты мифа о Дионисе.

Последний постепенно вытеснялся другими мифами о богах и героях — могущественных людях, правителях — по мере культурного роста древнего грека и его общественного сознания. Когда был впервые создан греческий театр — точно не установлено. Об устройстве его судят главным образом по тому облику, какой он имел при Перикле.

Греческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной (skene), боковые — параскениями (paraskenion), а то, что мы называем сценой — предскением (proskenion).

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководитель хора). С развитием драматического действия к орхестре была присоединена палатка (skene), где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей).

Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли — цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его — торжественной, патетической.

От мимических дифирамбов, повествующих о страданиях Диониса, постепенно перешли к показу их в действии. Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата) и Фриних. Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил и Софокл). Драматические произведения давались авторами обычно в порядке состязаний. Авторы же исполняли главные роли (крупными актёрами были и Эсхил и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.

Организатором театральных состязаний являлось государство. В лице специально выделенного для этой цели члена ареопага — архонта — оно отклоняло или допускало к представлению те или другие трагедии. Здесь сказывался обычно классовый подход при оценке драматических произведений. Последние должны были быть созвучны настроениям и интересам высшего класса. С этой целью право предоставления хора драматургу было закреплено за так называемыми хорегами, крупными землевладельцами, особыми покровителями театрального искусства. Театр старались использовать, как орудие агитации и пропаганды своей идеологии. И чтобы оказать своё воздействие на всех свободных граждан (рабам запрещено было посещение театра), они для бедных установили особую театральную денежную выдачу (феорик — при Перикле).

Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития. Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок мыслился определённым сверхчеловеческими силами, установленным раз и навсегда. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).

Эти взгляды выражали охранительные тенденции господствующего класса — аристократии, идеология которой определялась сознанием необходимости беспрекословного подчинения данному общественному порядку. Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала.

В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий — компромисс между торговой верхушкой и аристократией.

И, наконец, Еврипид — сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией — уже отрицает религию. Его «Беллерофонт» изображает борца, поднявшего бунт против богов за то, что они покровительствуют вероломным правителям из аристократии. «Их (богов) нет там (на небе), — говорит он, — если люди не хотят безумно верить старым сказкам». В произведениях настроенного атеистически Еврипида действующими лицами драма являются исключительно люди. Если он и вводит богов, то лишь в тех случаях, когда требуется разрешить какую-нибудь сложную интригу. Драматическое действие мотивируется у него реальными свойствами человеческой психики. Величавых, но душевно упрощённых героев Эсхила и Софокла сменяют в произведениях младшего трагика если и более прозаичные, то усложнённые характеры. Софокл так отзывался об Еврипиде: «Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».

Ко времени греко-персидских войн вошло в обычай ставить в праздник дионисий три трагедии (трилогия), развивающие один сюжет, и одну сатировскую драму, в весёлом насмешливом тоне повторяющую сюжет трагедий, с танцами-пантомимами. От этого трилогического принципа отступил уже Софокл. Правда, на драматических состязаниях и он выступал с тремя трагедиями, но каждая из них имела свой собственный сюжет. Трагедия Софокла признается канонической формой греческой трагедии. Он впервые вводит перипетию. Он замедляет стремительность действия, характеризующую трагедию его предшественника Эсхила.

Действие у Софокла как бы нарастает, приближаясь к катастрофе, за которой ещё следует развязка. Этому способствовало введение им третьего актёра. Трагедия Софокла построена так: она начинается с ввода (пролога), за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стазимами), и последняя часть — заключительный стазим и уход актёров и хора — экзод. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Число частей варьировалось даже у одного и того же автора.

Хор в течение всего представления не покидал своего места, поскольку постоянно вмешивался в действие: он содействовал автору в выяснении смысла трагедии, раскрывал душевные переживания его героев, давал оценку их поступков с точки зрения господствующей морали. Присутствие хора, а также отсутствие декораций в театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Надо прибавить ещё отсутствие у греческого театра возможности изобразить смену дня и ночи — состояние техники не позволяло пользоваться световыми эффектами.

Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и места в значительной мере ограничивало характерное для эволюции рода развитие драматических элементов за счёт эпических. О ряде необходимых в драма событий, изображение которых нарушило бы единства, можно было лишь сообщать зрителю. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».

Еврипид вносит в трагедию интригу, которую он однако разрешает искусственно, большей частью с помощью особого приёма — deus ex machina (букв.: бог из машины). К этому времени развилась уже более или менее театральная машинерия. Роль хора у него постепенно сводится лишь к музыкальному сопровождению представления. На греческую трагедию большое влияние оказал гомеровский эпос. Трагики заимствовали из него очень много сказаний. Действующие лица часто употребляли выражения, заимствованные из «Илиады». На хоровых партиях сказалось влияние греческой музыки. Для диалогов и песен хора драматурги пользовались трёхстопным ямбом как формой, близкой к живой речи (о различиях диалектов в отдельных частях трагедии см. древнегреческий язык).

Древнегреческая комедия

Древнегреческая комедия — родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия в зачаточном состоянии — ритуальное богослужение, то комедия — продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали тогда шествия (komos, отсюда, возможно, и возникло само название — комедия) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, вступали в споры, драки, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными, что, по воззрению древних греков, поощрялось Дионисом (о связи этих примитивно-эротических действ с анимистическими — Комедия и Обрядовые песни). Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: дорическая бытовая сценка (мим) и аттическая обличительная хоровая песня.

Молодёжь Аттики образовывала два хора, которые вступали между собою в песенный поединок. Песни свои хор импровизировал. С течением времени активное участие в этих увеселениях стали принимать профессионалы-актёры, которые внесли в них свои постоянные маски и приёмы. Поэты обрабатывали для них мифические сюжеты, сатирически их преломляя. Первый комедиограф — поэт и философ Эпихарм — представитель так называемой дорической комедии, развившейся из мима.

У него боги играли шутовские роли. Это совпало с эпохой начавшегося демократического движения, поколебавшего устои древнегреческой религии. Аттическая комедия синтезировала элементы мима и хоровой обличительной песни. В годы Перикла комедиографы изображали уже в своих комедиях общественную борьбу, направляя свои сатирические стрелы против отдельных политических деятелей.

Комедии, которые в то время ставились на театральной сцене, касались злободневных политических вопросов. Нередки были случаи, когда архонты запрещали постановку тех или других комедий ввиду их непочтительного отношения к тем или другим правителям и карикатурного показа отдельных сторон государственной жизни.

Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира во что бы то ни стало, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло и реакционность его философских и нравственных взглядов. Так он в карикатурном виде изображал Сократа, не щадил своего современника Еврипида, выразителя демократических настроений. Он часто его пародирует. Большинство его комедий были злой сатирой на представителей демократии, в том числе на Клеона и Перикла. Роль Клеона в комедии «Вавилоняне» исполнял он сам, так как актёры на это не решались, боясь мести правителя.

Среди других поэтов древнеаттической комедии - Кратет, который был вначале актером у Кратина; Гермипп, нападавший на Перикла и Аспазию; Фриних, неудачливый соперник Аристофана; Гегемон из Тасоса и Никохар, которые, по словам Аристотеля, показывали людей хуже, чем они есть на самом деле.

Комедия не требовала особых приспособлений на сцене. Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Эта речь корифея (от автора) носила название «парабаза». Изобличительная часть, которая следовала за выступлением хора, — центральная часть комедии, — была пересыпана буффонадой, пантомимой и танцами (кордак), которые в отличие от торжественных танцев трагедии носили эротический характер.

Непохожи были и костюмы комического хора на костюмы хора трагедии. Они отличались своей фантастичностью (изображали, например, птиц, ос, облака и т. п.) и имели аллегорический смысл. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.). Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид. Котурнов актёры не носили. В этом не было необходимости, поскольку изображаемые ими образы не идеализировались, не были величественными и т. п. Актёры, наоборот, должны были показать свои образы в утрированном виде, выставляя в них напоказ все низменное.

В начале IV века, в период так называемой среднеаттической комедии (её представители — Антифан, Анаксандрид и Алексис), этот жанр удовлетворяет прежде всего вкусам богатой прослойки общества. Не затрагивая политических вопросов, комедия становится карикатурно-бытовой. Этому способствовало запрещение выводить политических вождей на сцене и вообще затрагивать вопросы политической борьбы.

Наибольшей популярностью в IV веке пользовалась так называемая «новая комедия» в лице Филемона и особенно Менандра. Он считал себя учеником Еврипида, поскольку последний положил начало воспроизведению на сцене обыкновенных людей, человеческих страстей. Излюбленный мотив Еврипида — признание родителями своих потерянных детей — был основным и у Менандра. Главные персонажи его комедий — паразиты, льстивые хитрые рабы, хвастливые воины (продукт дальних походов Александра Македонского) и т. п.

Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения. Теоретический фундамент под древнегреческую драматургию подводит «Поэтика» Аристотеля. Ещё до него встречаются отдельные разрозненные попытки частично обосновать теорию драматургического письма, но как законченная система она дана только Аристотелем. Софокл написал недошедший до нас трактат о хоре, но, так же как и его споры с Еврипидом, он носил больше полемический характер.

В «Республике» Платона имеются рассуждения о драме, но главным образом с социально-политической стороны. Для своей идеальной республики Платон считает вредными и трагедию и комедию. Трагедия даёт человека в несчастии, вызывающего сожаление, а это развивает ненужную чувствительность в зрителе; комедия поощряет ту склонность к высмеиванию и лёгкому вышучиванию, которая становится потом общественной привычкой.

В согласии с Платоном Аристотель определяет искусство как подражание природе. Но Платон делает отсюда вывод, что искусство ниже действительности, Аристотель же, наоборот, приписывает искусству высокую очищающую роль. Драматическая поэзия есть подражание действию людей, причём люди могут изображаться или лучше в сравнении с существующими, или хуже их. В трагедии изображаются первые, то есть лучшие, в комедии вторые — худшие.

Трагедия — «подражание действию важному и законченному, имеющему определённый объём, при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредством действия, а не рассказа, совершающее благодаря состраданию и страху очищение подобных аффектов» («катарсис»). Основной мотив греческой трагедии — страх перед роком, судьбой — по мысли Аристотеля должен иметь результатом не просто боязнь попасть в такое же положение, а моральное очищение от тех чувств, которые могут его вызвать. Таким образом трагический катарзис есть не страх перед грозящей реальной опасностью, а эстетическая радость нравственного облегчения, очищения страстей, осознание возможности стать выше их.

«Украшенной речью» Аристотель называет стихотворный размер, пение и музыкальное сопровождение. Для разных частей трагедии эта «украшенность» может быть разной. Аристотель перечисляет шесть составных частей трагедии: идея, фабула, характеры, обстановка, словесное выражение и музыкальное сопровождение. Одним из основных принципов искусства Аристотель считает единство в многообразии: все части произведения должны образовать одно органическое и логическое целое. Трагедия должна давать одно законченное событие, но так, чтобы ни один момент действия не мог быть опущен или изменён без нарушения единства целого. Характеры должны удовлетворять четырём требованиям: должны быть благородными, подходящими к данному лицу и действиям его, правдоподобными и последовательными. Развязка должна последовательно вытекать из развития действия.

Главы "Поэтики" Аристотеля о комедии не сохранилось, так что мы не знаем о комедии столько же подробностей, сколько о трагедии.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

dic.academic.ru

Происхождение драмы и театра Древней Греции. Разработки уроков

Слово «театр» происходит от греческого ei azpov – основное значение – место для зрелищ. Для более полного раскрытия данной темы следует сказать, что же такое – театр. Это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Театр – это искусство синтетическое – в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.

Действенная природа театра находит отражение в драме, составляющей содержание театрального представления.

В театре «…толпа, ни в чем не сходная между собою, … может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (Н. В. Гоголь). В театре зритель присутствует как бы при самом совершении событий и становится из нравственным соучастником, вовлекаясь в переживания действующих лиц.

Зарождение элементов театра происходит в древнейших обрядах и играх, отражавших трудовые процессы. В основе представлений лежали мифы – сказания о богах и героях. Смена времен года, посев и всход зерна нашли поэтическое отражение в мотивах смерти и воскресения героя, составляющих главное мистериальных представлений, связанных с культом Осириса в Египте, Митры в Иране, Бела-Мардука в Вавилоне, Деметры и Диониса в Древней Греции.

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

Дионис считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры, т.к. Дионис изображался в виде козла.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названная так по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавальную. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - "козел" и одэ - "песнь", т. е. "песнь козлов". Это название вновь приводит нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому жителю Греции. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история утверждает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид ( VI в. до н. э.). Первая постановка его трагедии (название ее осталось неизвестным) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду также приписывают усовершенствование театральных костюмов и масок. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли, гипокрит ("ответчик"), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, можно сказать, что ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя главную роль играл хор, актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия, по-прежнему, считалась посвященной Дионису. Так, во время комедии стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение"; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. - Эсхила, Софокла, Еврипида. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие отрывки их произведений, а в некоторых случаях - лишь имена и скудные сведения.

Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, нарушивший справедливый порядок, будет наказан богами, и равновесие восстановится. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.

Эсхил верит в судьбу - Мойру, верит, что ей повинуются даже боги. Однако к этому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды, порожденные развивающейся афинской демократией. Так, герои Эсхила - не безвольные существа, безоговорочно выполняющих волю божества: человек у него наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения. Моральная ответственность человека за свои поступки – вот одна из основных тем трагедий драматурга.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затем следует парод - песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом -это песней, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев.

Страницы: 1 2

www.rlspace.com