Богиня древней греции фемида. Богиня Дике. Древнегреческая богиня справедливости
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Фемида - Богиня правосудия. Богиня древней греции фемида


Мифы и Легенды * Фемида

. Это цитата

Мифы и Легенды * Фемида

Фемида

 

Википедия 

Фемида, Темис (др.-греч.Θέμις ) — в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?). Согласно Мусею, она вскормила Зевса (точнее, воспитала). Упомянута в «Одиссее» (II 68).

Мифология 

Фемида - Титанида (доолимпийские боги и богини)

От союза с Зевсом она родила трёх Мойр: Клото («Пряха»), Лахесис («Судьба»), Атропос («Неотвратимая») и трех Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») Эйрену («Мир»), и Немесиду.

Оры и Мойры (Эдвард Джон Пойнтер)

Оры, о дщери богини Фемиды и Зевса-владыки!Вы, Евномия и Дика с Эйреной, счастливые много!Вешние и луговые, святые, в цветах бесконечных,Благоухаете, пестрые, вы ароматом цветочным,Ходите кругом, прелестные ликом и юные вечно,Соткан из множества разных цветов ваш пеплос росистый.Вы с Персефоной святой играете вместе в ту пору,Как возвращают богиню на свет Хариты и Мойры,Пляску ведя круговую свою Зевсу в радость.

                                                          Орфический гимн

По Эсхилу, Фемида — мать Прометея, при этом она явно сближается с землёй — Геей и мыслится одним божеством под разными именами.

Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, который передала своей сестре Фебе, та отдала его своему внуку Аполлону.

Фемида и Эгей

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну. Созывает богов на совет.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым, изобрела героический гекзаметр. Она воспитала благочестие индов.

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, а также супругой Зевса в качестве основы правопорядка.

Олимп (Майков Николай Аполлонович)

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

Ей посвящен LXXIX орфический гимн.

 

Символика

Статуя Фемиды на площади передзданием Законодательного Совета

Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно: Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч.

 

Интересные факты

Фемида

В ходе реконструкции здания Верховного Суда Российской Федерации над входом в комплекс со стороны Большого Ржевского переулка была установлена скульптура Фемиды, на лице которой отсутствует повязка — символ беспристрастия, что вызвало многочисленные критические публикации в прессе.

Именем богини назван астероид (24) Фемида, открытый в 1853 году

В честь Юстиции назван астероид (269) Юстиция, открытый в 1887 году.

 

Серия сообщений "Мифы древней Греции":Часть 1 - Мифы и Легенды * Пигмалион и ГалатеяЧасть 2 - Мифы и Легенды * Орфей и Эвридика...Часть 44 - Мифы и Легенды * МузыЧасть 45 - Мифы и Легенды * Пан (Фавн)Часть 46 - Мифы и Легенды * Фемида

kolybanov.livejournal.com

Фемида. Греческая мифология

Фемида (Θέμιδα) в греческой мифологии является богиней естественного порядка, нравственного порядка и богиней пророчества.

Дар пророчества Фимида унаследовала от своей матери, Геи, которая была титанидой и участвовала в создании мира. Отцом Фемиды был титан, бог неба Уранос, согласно древней мифологии, являлся богом первого поколения на Земле.

Древние греки почитали богиню порядка и справедливости. От неё зависел баланс мира и порядок вещей на земле. Они дали ей имя Фемида, что означало, что всё что она говорит было правдой, так как ее слова уважали боги и люди. Фемида представляла закон и наказывала всех, кто совершил правонарушение и нарушал верховенство закона.

Фемида присутствовала при рождении Зевса и вместе с Амалтией (козой, вскормившая Зевса-младенца) поднимали его. Когда Зевс вырос, Фемида вышла за него замуж и жила с ним на Олимпе.

Зевс доверял решению Фемиды и всегда следовал ее совету. Вместе они издавали приказы и принимали праведные решения. Роль Фемиды на Олимпе была очень важна, она оказывала большое влияние на олимпийских богов, имела право выступать от имени Зевса. Легенда гласит, что Зевс победил гигантов под руководством Фемиды и что он спровоцировал вспышку Троянской войны, чтобы сократить население известного тогда мира. Справедливость и судебное разбирательство преследуют преступление. Царство в это время являлось гарантией стабильных правил для смертных и богов.

Древние греки изображали богиню с повязкой на глазах, что подчеркивало её беспристрастность и объективность, подразумевая, что справедливость «слепа»; в левой руке она держит весы, обозначающие равновесие добра и зла, вины и невиновности; в правой руке богиня держит меч - символ справедливого наказания.

У Зевса и Фемиды было много дочерей, они тоже внесли свой вклад в поддержание порядка: оры, которые контролировали сезонность на земле с типичным для их точным вращением, мойры - она вели нить людской жизни.

thisgreece.ru

Фемида - Богиня правосудия

Фото: Фемида - богиня правосудия Постановлением Иссык-Кульского областного суда по так называемому «делу ШНОС» применено взыскание по ст.

Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят российская Фемида, мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились горы и мойры. Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своих эмблемах. Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.

Образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

Богиня Фемида

Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи, второй жены Зевса и матери многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.

В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс. В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом, что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка.

Уравновешанные и приподнятые  весы в левой руке, в левой-древней половине человека, указывают, что с точки зрения Виденья, Все Равнозначно и нет ничего, что было бы более важным и предпочтительным,  и это Знание застовляет опустить меч в правой руке, который означает рассекающую способность разума, принадлежащего миру людей . того разума который  выносит  суждения и выстраивает понимание, к преодалению и подчинению которого  мы должны стремится если хотим стать Совершенными.

Когда Личная сила человека возрастает и превышает пределы в которых она уравновешивалась чувствительностью-осторожностью,то Безжалостный Вселенский закон Справедливости,  уравновешивает ее своим проявлением.

Когда саможаление и потакание себе. жалость к слабым и чувство несправедливости мира, препятствуют накоплению Личной силы Воина, то правильная практика Безжалостности-Справедливости помогает двигаться далее.

Но когда Осторожность  предпочтется Силе, тогда появится Умеренность. Которая имеет также имена Милосердие, Мягкость, Снисходительность, и Прощение. На линии обоих платформ, она противится Справедливости, суровая точность которой игнорирует изменения, вызванные бесконечностью любови существ к существам, и Бога к ним  всем.

 Фемида первоначально держала в руке РОГ ИЗОБИЛИЯ Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была второй законной женой Зевса, и от этого брака родились горы и мойры. Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки. В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости - Юстиции. Римляне добавили своей юридической богине повязку на глаза - это весьма существенное дополнение.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своих эмблемах. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой на глазах именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу.

ЗНАЧЕНИЯ АТРИБУТОВ ФЕМИДЫ:

Богиня

«ВЕСЫ - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невинность. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

«МЕЧ - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он - символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на волю небес, высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия правого дела. Меч пришёл из древнегреческой мифологии, сохраняя карающую роль правосудия, добавилась только чётко определённая рука и его положение. меч указывает на небо, хотя раньше богиня, как правило, опиралась на него, что показывало, что правосудие опирается на силу.

МАНТИЯ - торжественное ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться.

Фемида или Темис, титанида в мифологии Древней Греции богиня правосудия, вторая супруга бога Зевса. Слово фемис означает установление по обычаю, его можно встретить в названиях некоторых местностей, известных с эпохи расцвета микенской культуры. От союза с Зевсом у неё родились три Мойры: Лахесис, Клото, Атропос и три Оры: Дике, Эйрена и Эвномия. Согласно Эсхилу, богиня правосудия Фемида приходится матерью Прометею. Она даже представляется одним божеством, но под разными именами. Обладающая пророческим даром, богиня правосудия Фемида, открывает Прометею тайну, что от брака Зевса и Фетиды родится сын, который свергнет самого Зевса. От Геи она получает в дар Дельфийский оракул, там дает предсказания сестре своей Фебе, которая в свою очередь передает их своему внуку Аполлону. Фемида созывает на совет богов. Помогает Зевсу начать Троянскую войну.

Богиня правосудия учила греков жертвоприношениям, прорицаниям и божественным обрядам, она придумала героический гексаметр. Её главный жертвенник находился у Стомиона в Олимпии рядом с алтарем богини Геи и бога Зевса. В олимпийской мифологии она уже не тождественна земле, а порождена ею и является основой правопорядка в качестве супруги Зевса. Фемида, богиня правосудия, управляла тринадцатимесячным годом, который в свою очередь был поделен солнцестояниями зимним и летним на два сезона. Олицетворяли эти времена года в афинской традиции Карпо и Талло - божества зрелого плода и цветения. Фемиде посвящен семьдесят девятый орфический гимн.

Богиня правосудия изображалась всегда с завязанными глазами. Повязка на её глазах означает беспристрастие, а весы это древний символ справедливости и меры. На этих весах взвешиваются все поступки смертных, совершенные ими при жизни, все добро и все зло. Судьба же людей после их смерти зависела именно от того, какая из этих чаш перевесит. Богиня правосудия также держит в своих руках рог изобилия символ воздаяния тому, кто предстает перед её судом.

Фемида иносказательно означает теперь закон, её весы символизируют правосудие, а жрецы или слуги Фемиды судьи. В римскую традицию богиня правосудия перешла от греков, но вместо рога изобилия у Юстиции в руках меч. Фемида признанный во всем мире символ правосудия, её изображение на эмблемах судов, а её статуи - в залах судебных заседаний. 

Источники: femida28.narod.ru, aforizmu.com, nadrez.narod.ru, otvet.mail.ru, fb.ru

Это интересно

Бог Род

Одно из преданий славянской мифологии рассказывает, что в самом начале не было ничего, никакого материального мира. ...

Морана - злой дух

Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время ...

Самое мощное ядерное оружие в мире

Возможно, когда-нибудь каждый человек задавался вопросом о том, какое оружие существует в мире, как оно действует и его ...

История дамасской стали

Группа химиков из Пекина считает, что раскрыла секрет изготовления дамасской стали. Помогло компьютерное моделирование: параметры сплава были ...

objective-news.ru

Богиня Дике. Древнегреческая богиня справедливости

Древняя Греция всегда славилась своей богатой и загадочной историей. Существует огромное количество преданий о богах, полубогах и просто легендарных людях этой святой земли. Одна из тех, о ком написана красивейшая легенда, – это богиня Дике. В данной статье рассмотрим, кем же она была. И только читателю судить, что из всего нижеизложенного является правдой, а что – вымыслом. Итак, богиня Дике – кто она?

Значение имени

Чтобы узнать, чему покровительствовала богиня Дике, следует разгадать тайну ее имени. Дике с греческого Δίκη означает «справедливость». Богиня несла собой дух нравственного порядка и объективного суждения, основанного на незаурядных обычаях и нормах, столь обязательных для регулирования общественной жизни.

Богиня Дике

Происхождение и семья

Греческий бог­ Зевс создавал божественные законы для обеспечения порядка не только на Небе, но и на Земле. Громовержец с Олимпа тщательно следил за исполнением всех законов как наверху, так и внизу. Зевс строго чтил правопорядок, однако уследить за всеми людьми даже верховному вседержителю было не под силу. Поэтому у бога были помощницы – богиня правосудия Фемида и ее дочери, одной из которых была Дике.

Дочь Зевса и Фемиды ходила по Земле со своими весами. Для того чтобы девушка была беспристрастна, отец поместил ей на глаза повязку. Молодая богиня была очень правдолюбивой и справедливой. Больше всего древнегреческая богиня Дике ненавидела ложь в любых ее проявлениях. На весах девушка точно измеряла все поступки мирян. Когда наступал час расплаты, Дике отправлялась на гору Олимп и сообщала Зевсу о тех, кто не соблюдал законы. Тогда Зевс решал, как наказать этих провинившихся людей. Его целью было установить честность на всей земле Греции. Зевс считал, что люди обязаны жить по законам и совершать только достойные поступки. Кстати, в качестве вечного знака справедливости он поместил на небосвод созвездие Весов.Дике-древнегреческая богиня

Портрет богини Дике с точки зрения культурологии

В некоторых мифах Дике — не только покровительница справедливости и истины, но и советница Зевса. Одно из ее имен — Астрея — ученые связывают с представлением о том, что справедливость расположена на небесах.

Дике – олицетворение правосудия и одна из ор. Оры (с древнегреческого Ὥραι, «времена») – богини времен года в древнегреческой мифологии, которые управляли порядком в природе, дочери Зевса и Фемиды либо Гелиоса и Селены – точно неизвестно. Стражи Олимпа то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Также их называют привратницами неба. Именно оры запрягают коней Гелиоса.

По предназначению своей судьбы Дике близка к Адрастее и Фемиде. "Неутомимая" она владеет ключами от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи. Богиня Дике привержена справедливости в круговороте душ, категорична и неумолима к лживым людям и с азартом наблюдает за их поведением. Дике ходит с мечом в руках за преступником и пронзает несчастного в самое сердце. Иногда ее ассоциируют с богиней справедливого возмездия Немесидой и с демонами мести – эринниями. Образ Дике близок еще и Ананке — божеству неизбежности. По посланию Павсания, именно она была изображена на знаменитом ларце Кипсела, тирана Коринфа.Дике-богиня справедливости

Как ее изображают

На всех иллюстрациях богиня выглядит молодой и стройной женщиной в лавровом венке, в то время как ее римская коллега (Юстиция) представляется в аналогичном образе, но уже с завязанными глазами. Она представлена ​​в созвездии Весов. Дике нередко называют богиней невинности и чистоты. Богиня Дике-кто она

Иконография богини Дике

Скульптуры Храма Зевса в Олимпии имеют множество объединяющих иконографических концепций. Дике присутствует на многих иллюстрациях, а в поэзии о ней нередко упоминается как о помощнице Зевса. В философском климате Афин конца V столетия богиня олицетворяла моральную справедливость. Она была одним из трех хорев второго поколения, вместе с Эвномией («порядок») и Эйреной («мир»).

Эвномия в древнегреческой мифологии уверенно поддерживала смертных, покровительствовала процветающим городам. Эйрена, будучи третьей дочерью Фемиды, также охраняла главные богатства человечества – мир, лад и взаимопонимание. Она правила справедливостью на Земле, в то время как ее мать, Фемида, покровительствовала справедливости на Небе. Ее противопоставляли Адикии – богине несправедливости. В рельефах на архаичном ларце Кипсела, сохранившегося в Олимпии, присутствуют фрагменты, изображающие неприязнь друг к другу этих двух божественных существ.

Богиня Дике

В более позднем искусстве риторики, завещанном святоотеческой литературе, к олицетворению абстрактных понятий стали относиться как к художественному устройству, переходящему в аллегорию античности. В дальнейшей интерпретации, возникнувшей с приходом экуменизма, Дике рождается смертной и Зевс помещает ее на Землю, чтобы человечество проросло честностью. Но он быстро понял, что это невозможно, и определил ее место рядом с ним на горе Олимп.

Как Дике вознеслась на небо

Если верить рассказам о происхождении созвездия Девы, богиня Дике жила на Земле во времена Золотого и Серебряного веков, когда не было войн или болезней, люди выращивали мелкие урожаи и были счастливы. Но с появлением богатств, которыми смертные не умели правильно распоряжаться, пришла и человеческая жадность. Богиня заболела. Она провозгласила: «Значит вот что на самом деле оставила после себя раса отцов Золотого Века! Люди стали суровее богов! Войны и жестокое кровопролитие придут к человечеству, его ждут тяжелые испытания». Несчастная богиня покинула Землю и отправилась на небо, и там, став созведием, она наблюдала за презренной человеческой расой. После ее вознесения смертные перешли в Бронзовый век, который принес им болезни, страдания, жестокие войны.

Итак, хотелось бы еще раз отметить, что Дике по сей день является знаменитым и всеми узнаваемым символом правопорядка и справедливости. Ее изображение используют для росписи различных зданий. Скульптуры богини изготавливают по всему миру. Образ Дике прочно закрепился в сознании современых людей, в том числе и тех, кто владеет минимальными познаниями в древнегреческой мифологии. Богиня справедливости будет жить вечно!

fb.ru

Богиня правосудия

Фемида или Темис, титанида в мифологии Древней Греции – богиня правосудия, вторая супруга бога Зевса. Слово «фемис» означает «установление по обычаю», его можно встретить в названиях некоторых местностей, известных с эпохи расцвета микенской культуры. От союза с Зевсом у неё родились три Мойры: Лахесис (Судьба), Клото (Пряха), Атропос (Неотвратимая) и три Оры: Дике (Справедливость), Эйрена (Мир) и Эвномия (Благозаконие). Согласно Эсхилу, богиня правосудия Фемида приходится матерью Прометею. Она даже представляется одним божеством, но под разными именами. Обладающая пророческим даром, богиня правосудия Фемида, открывает Прометею тайну, что от брака Зевса и Фетиды родится сын, который свергнет самого Зевса. От Геи она получает в дар Дельфийский оракул, там дает предсказания сестре своей Фебе, которая в свою очередь передает их своему внуку Аполлону. Фемида созывает на совет богов. Помогает Зевсу начать Троянскую войну.

Богиня правосудия учила греков жертвоприношениям, прорицаниям и божественным обрядам, она придумала героический гексаметр. Её главный жертвенник находился у Стомиона в Олимпии рядом с алтарем богини Геи и бога Зевса. В олимпийской мифологии она уже не тождественна земле, а порождена ею и является основой правопорядка в качестве супруги Зевса. Фемида, богиня правосудия, управляла тринадцатимесячным годом, который в свою очередь был поделен солнцестояниями зимним и летним на два сезона. Олицетворяли эти времена года в афинской традиции Карпо и Талло - божества «зрелого плода» и «цветения». Фемиде посвящен семьдесят девятый орфический гимн.

Богиня правосудия изображалась всегда с завязанными глазами. Повязка на её глазах означает беспристрастие, а весы – это древний символ справедливости и меры. На этих весах взвешиваются все поступки смертных, совершенные ими при жизни, все добро и все зло. Судьба же людей после их смерти зависела именно от того, какая из этих чаш перевесит. Богиня правосудия также держит в своих руках рог изобилия – символ воздаяния тому, кто предстает перед её судом.

Фемида иносказательно означает теперь закон, её весы – символизируют правосудие, а жрецы или слуги Фемиды – судьи. В римскую традицию богиня правосудия перешла от греков, но вместо рога изобилия у Юстиции в руках меч. Фемида – признанный во всем мире символ правосудия, её изображение на эмблемах судов, а её статуи - в залах судебных заседаний. Имя Фемиды стало нарицательным, теперь, если говорят, к примеру, «российская Фемида», то имеют в виду российский суд.

Но весы и меч - атрибуты настолько фундаментальные и древние, что нельзя их открытие, как символов справедливости, приписывать древним грекам. Ведь практически во всех древних мифологиях владыка загробного мира взвешивал злые и добрые поступки каждого человека. Весы находятся в левой руке у богини, так как именно левую половину тела считают воспринимающей. Меч же олицетворяет собой духовную силу и воздаяние. В руках у богини правосудия он символизирует возмездие. Поскольку меч расположен острием вверх, то он указывает на высшую справедливость, «волю небес», а кроме того, на постоянную готовность к его применению. Обоюдоострым он является, поскольку не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия  «правого дела» и силы.

Конечно, в композиционном плане фигура больше выигрывает, когда меч опущен, но опущенный меч - символ окончания борьбы, победы и возврата к мирной жизни. А справедливость в нашем продажном государстве наступит, наверное, ещё не скоро, поэтому рано Фемиде опускать свой меч. Главное, чтобы меч российской Фемиды опускался только на головы действительно преступников и миновал невиновных и добрых.

fb.ru

Мифология - Мифы о роке | Фемида | Божества времен года | Мойры (Парки) | Мелеагр | Калидонская охота | Плутос | Мидас | Фортуна | Клото | Лахесис

СУДЬБА, или РОК

Юпитер и Фемида. — Горы, или Часы. — Времена года. — Парки, или Мойры. — Рождение Мелеагра. — Калидонский вепрь. — Горящее полено. — Фортуна. — Плутос. — Золото царя Мидаса.

 

Юпитер и Фемида

Фемида, олицетворение законного порядка и правосудия, — также супруга Юпитера; отличительный признак Фемиды, или атрибут, — весы. Фемида никогда не восстает против Зевса, подает благие советы и объявляет постановления Зевса. На Олимпе Фемида занимает место по правую сторону властителя богов; Фемида никогда не вступает в пререкания с Герой, и та не преследует Фемиду своей ревностью.

Новейшее искусство очень часто изображает Фемиду на фронтонах общественных зданий, но древнее искусство не дало Фемиде определенного типа; не сохранилось ни одной из статуй Фемиды, и о Фемиде не сложилось отдельного мифа, хотя, как богиня, Фемида пользовалась большим почетом.

 

Горы, или Часы

Мойры, или Парки, и Часы, или Горы, — дочери Фемиды от Зевса. Феокрит называет Гор самыми медлительными богинями: они чередуются одна за другой, не оспаривая и не захватывая друг у друга прав. Их первоначально смешивали с временами года, и тогда их всего было три. Изображались они следующим образом: Весна с цветком в руке, Лето с веткой, а Осень с виноградной кистью. Затем число Гор увеличивается; они не только обозначают течение времени, но и должны наблюдать за точным исполнением закона, за справедливостью и за добрыми нравами смертных. Их изображали в виде молодых девушек, танцующих с плавными и ритмичными движениями. Специальная же их обязанность состояла в том, чтобы открывать двери богу Солнца, когда он выезжал на своей колеснице.

Божества времен года

У римлян времена года почти всегда изображались на саркофагах вместе с Вакхом, которого считали их богом. Времена года являлись на этих памятниках под видом юноши с различными атрибутами: Весна, увенчанная цветами, держит козленка и рог изобилия; Лето — с венком из колосьев и со снопом в руках; у Осени на голове ветви оливкового дерева; держит она корзину, наполненную винными ягодами; Зима, увенчанная тростниками, несет гуся.

В произведениях декоративного искусства новейших веков часто встречаются аллегорические фигуры времен года, но теперь их всегда изображают в виде женщин.

 

Парки, или Мойры

Парки (по-латински), или Мойры (по-древнегречески), древним представлялись олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного. Власть их была очень смутно определена; иногда казалось, что эта власть подчинена богам, а иногда — напротив, что она превышает власть богов и что боги не могут ни изменить, ни отменить того, что предрешили Мойры. «Сегодня, — говорят боги, — мы все спустились с Олимпа, чтобы принять участие в битве, дабы помешать троянцам нанести вред Ахиллесу. А между тем, над ним должна неизбежно исполниться та судьба, которую для него выткали Мойры в момент его появления на свет» (Гомер). Вергилий, подобно Гомеру, видит в Юпитере только исполнителя законов Судьбы, или Рока, а не законодателя и властителя судеб. Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: «Надо ли верить Гомеру и Гесиоду, которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали Мойры в момент рождения каждого?» Юпитер отвечал: «Да, это совершенная правда. Парки предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели. Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали».

Греки веровали во множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, так как каждый из богов являлся самостоятельным и свободным; даже Зевс, властитель богов и людей, не имел неограниченной власти. Люди чувствовали потребность поставить над этим миром богов еще другую власть, высшую, таинственную, простирающуюся над всеми. Такую-то власть олицетворяют таинственные и страшные Мойры, или римские Парки.

Лахесис, Атропос, Клото, имена Мойр, греческие богини судьбы

Три Мойры (Парки): Лахесис, Атропос, Клото. Латинская надпись — цитата из эпиграммы Марциала (IV, 54): Lanificas nulli tres exorare puellas contigit: observant quem statuere diem. В русском переводе Ф.А.Петровского: «Трех Прядильщиц вовек никому умолить не случалось: Точно блюдут они все ими назначенный день». Витражное стекло из Нюрнберга, ок. 1530 г. Берлинский музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum). {Фото: (Creative Commons license): quinet}

У Гомера Мойра является обыкновенно в единственном числе, но в поэме встречаются и Мойры во множественном числе: Мойры прядут нить человеческой жизни и называются пряхами.

Гесиод называет уже трех Мойр: Клото — прядущая, Лахесис — определяющая (участь) и Атропос — неизбежная, неотвратимая. Древнее искусство изображало Мойр в виде старух или дев со строгими, мрачными лицами: Клото с веретеном, Лахесис с шаром, на котором она намечала судьбу людей, и Атропос с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни, и с солнечными часами, на которых она показывает час смерти.

В одной из флорентийских галерей находится знаменитое произведение Микеланджело, где Мойры изображены старухами.

Французский скульптор Дебэ придал в своей группе Мойрам образы молодых, красивых девушек: Клото, увенчанная плодами, держит веретено и нить человеческой жизни, которую неумолимая Атропос с ветками мрачного кипариса на голове собирается перерезать, а Лахесис вынимает из урны шар, на котором она начертит все, что должно произойти в течение короткой жизни этого смертного.

 

Рождение Мелеагра

Если Мойры могут предсказывать человеческую судьбу и всемогущи в определении событий, долженствующих совершиться, то они не всегда точно определяли срок (время) исполнения их предсказаний. У Алфеи, супруги царя калидонского Ойнея, родился сын Мелеагр; спустя семь дней после его рождения Парки предсказали, что он проживет до тех пор, пока не сгорит полено, горевшее в то время в очаге; Алфея тотчас же вытащила это полено, погасила его и тщательно спрятала, Мелеагр же вырос и стал прекрасным юношей, храбрым и отважным.

Калидонский вепрь

Однажды отец Мелеагра забыл принести жертву богине Артемиде (Диане), которая в отместку послала страшного вепря опустошать всю страну. Этот вепрь Артемиды получил в мифах древней Греции наименование калидонского кабана.

«Поля разорены, виноградники уничтожены, оливковые деревья вырваны с корнями и плодами, стада, пастухи, собаки, даже самые свирепые быки не могли противостоять силе и бешенству калидонского вепря. Все бежало перед ним, деревни опустели, и только города представляли верное убежище против его свирепости».

Такими словами описывает древнеримский поэт Овидий ужас, наведенный на всю страну этим страшилищем. Отважный Мелеагр решился уничтожить калидонского вепря. Вот отчего Мелеагр всегда изображается в искусстве с головой и шкурой кабана. Но чувствуя, что одному ему не справиться, Мелеагр пригласил на эту охоту многих знаменитых героев, как-то: Ясона, Тесея, Кастора, Поллукса и других, а также двух своих родственников, братьев матери. Среди участников Калидонской охоты находилась Аталанта, молодая девушка необычайной красоты и храбрости. Зверь, окруженный со всех сторон, бросился прямо на охотников, повалил нескольких из них, но меткая стрела Аталанты ранила вепря, Мелеагр тотчас же кинулся на калидонского вепря и всадил в него свое копье.

Мелеагр, калидонский вепрь, кабан, калидонская охота, миф

Калидонская охота: Мелеагр и калидонский вепрь.

Затем, отрезав голову вепря и сняв шкуру, Мелеагр отдал эти трофеи Аталанте, первою ранившей зверя. Но остальные охотники были недовольны тем, что трофеи достались девушке, и запротестовали, а дяди Мелеагра даже отняли их у Аталанты. Рассерженный Мелеагр бросается на них и убивает их.

Горящее полено

Алфея, мать Мелеагра, отправилась благодарить богов за дарованную ее сыну победу, но по дороге она увидела тела своих братьев и узнала, кто их убийца. Вне себя от горя и злобы, она только думает о мести; возвратившись домой, берет спрятанное ею полено и кидает его в пылающий огонь очага. Герой Мелеагр тотчас же охвачен необъяснимыми страданиями и испускает дух в тот момент, когда полено догорает. В ужасе от собственного преступления, Алфея лишает себя жизни.

Калидонская охота была изображена Скопасом на фронтоне храма Афины (Минервы) в городе Тегее. Сохранившийся до наших дней античный барельеф представляет тот момент, когда вепрь кидается на охотников.

 

Фортуна

В мифологии греков и римлян нет особенного сказания о Фортуне, дочери Океана и Тефиды, но античное искусство создало для Фортуны особенный тип и атрибуты, которые изменяются смотря по тому, какое значение придают Фортуне.

богиня Фортуна, Тиха, Тихэ, Тюхэ, Плутос, рог изобилия

Богиня случая Фортуна (Тиха, Тихэ, Тюхэ) с младенцем Плутосом и рогом изобилия, II в. от Р.Х., Археологический музей Стамбула. {Фото: (Creative Commons license): Bochum1805}

Фортуна держит руль в руках, когда изображают Рок, управляющий миром; когда же рог изобилия заменяет у нее руль, Фортуна является символом богатства и изобилия.

Поэты придают Фортуне крылья, чтобы показать ее непостоянство, а художники охотнее изображают Фортуну с земным шаром или колесом.

Древние греки называли Фортуну именем Тиха (Тихэ, Тюхэ), что в переводе с древнегреческого означает ‘случай’, как и Фортуна в переводе с латинского.

 

Плутос

Богом богатства считался Плутос, сын Цереры (Деметры).

Зевс (Юпитер), боясь, что Плутос будет слишком пристрастно распределять свои дары, поразил его еще в детстве слепотой, так что Плутос не знал, кому доставалось богатство, добрым или злым смертным.

Плутос изображался мальчиком, держащим рог изобилия.

В Фивах находилась статуя Фортуны с Плутосом на руках, в Афинах его держала богиня мира (Эйрэнэ, Ирина).

 

Золото царя Мидаса

До чего может довести непомерная любовь к золоту, показывает следующий миф: царь фригийский Мидас оказал услугу Вакху, в награду за это бог предложил ему просить, чего он только пожелает. Мидас попросил, чтобы все, к чему он прикоснется, тотчас же превращалось в золото. Вакх исполнил это желание. Мидас, желая в этом убедиться, сорвал ветку, которая тотчас же превратилась в золото; вне себя от радости отправился он в свой дворец и прикоснулся к входным дверям — они заблестели и засверкали.

Но вскоре радость Мидаса превратилась в отчаяние: проголодавшись, Мидас сел за стол и поднес ко рту кусок мяса, но, увы, едва дотронулся он до него, как мясо превратилось в твердый кусок золота; Мидас поднес кубок с вином ко рту, но в кубке оказалось жидкое расплавленное золото. Посреди роскоши и изобилия Мидасу приходилось страдать от голода и жажды, которых он не мог ничем утолить, ибо все превращалось в золото, и это золото, предмет его страстных желаний, превратилось для Мидаса в орудие пытки. Мидас стал умолять Вакха отнять у него его дар; бог повелел Мидасу выкупаться в источнике Пактол, который с тех пор катит в своих волнах золото в изобилии.

Французский художник Пуссен изобразил Мидаса, умоляющего Вакха отнять у него его пагубный дар: эта картина находится в Мюнхенской пинакотеке.

 

уроки древнегреческого языка

 

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

zaumnik.ru