Название книги: Морские тайны древних славян. Морские тайны древних славян


От автора. Морские тайны древних славян

Удивительно, но мы, русские, очень хорошо зная историю древних цивилизаций Египта, Греции, Рима, Месопотамии и т. д., что можем сказать о собственной древней истории? Что мы знаем о своей истории до образования древней Киевской Руси? Что мы можем сказать о древних славянах и булгарах, чья культура и лежит в основе нашей современной культуры?

Кто мы: «незаконные дети» Западной, римской цивилизации, или нечто самостоятельное и самобытное? Неужели можно поверить в то, что сотня варягов смогла из диких, примитивных и первобытных племен Восточной Европы мгновенно (по историческим меркам) создать самое крупное в Европе государство? Самое устойчивое государство, которое могло просуществовать более тысячи лет, несмотря на множество лишений и бед? Неужели такое возможно? И не противоречит ли это историческим законам? Или, может, народы, создавшие это государство, уже перед этим были развиты в социальном, общественно-политическом и экономическом плане настолько, что хватило только маленького толчка, чтобы оно возникло? Как ответить на эти вопросы? И при помощи каких «исторических инструментов» можно это сделать?

Такие «инструменты» на самом деле есть. Это и археологические раскопки, и работа с летописями и другими историческими документами, и анализ устного народного творчества.

Однако есть еще один «инструмент», который очень мало используется историками, но который может рассказать очень и очень много о нашей предыстории. Это анализ конструкций судов, найденных при археологических раскопках, анализ особенностей традиционных судов, которые еще недавно ходили по рекам и морям нашей Родины, а также традиционных судов, изготавливаемых отечественными современными лодочными мастерами, в сравнении с судами других народов.

Древние русские суда, суда славян, балтов и суда других народов рассказывают нам о тех временах, когда еще не было Древней Руси, и говорят о той цивилизации, которая предшествовала ей. О той древней культуре, из которой сформировались культуры и славян, и балтов, и древних булгар.

Результат исследования этих судов приводит нас к парадоксальному выводу о том, что эта прапрацивилизация — цивилизация венедов — возникла и сформировалась на территории Ирана и являлась частью этой цивилизации. Именно этим и можно объяснить многие неясные и непонятные моменты в нашей древнейшей истории и наши отличия от других, в том числе и западноевропейских, народов.

Развитие многих цивилизаций связано с морями. Например, эволюция Карфагена и Древнего Рима зависела от состояния коммуникаций на Средиземном море, история Древней Греции неотделима от истории судоходства и торговли на Средиземном и Черном морях, а история Арабского халифата — это история торговли и мореплавания на всех южных — от Южно-Китайского моря до Атлантики.

Можно ли достаточно хорошо понять историю таких морских держав, как Великобритания, Нидерланды или Португалия, не изучив мореходные культуры народов, населявших эти страны? Можно ли разобраться в причинах взлета и падения таких торговых империй, как Ганза, Арабский халифат или Финикия, не зная условий, в которых проходила их морская торговля?

Традиционное судостроение (то, которое существует в маленьких домашних мастерских и приемы которого передаются из поколения в поколение) сохраняет в неизменном виде технологические приемы и способы постройки судов на протяжении многих столетий, а иногда и тысячелетий. При взгляде на фотоснимки современных африканских, арабских, норвежских и русских судов становится ясно, из какой глубокой древности они пришли в наше время.

По этой причине традиционное судостроение и суда (и те, которые строятся, и те, которые еще видели мы сами или наши отцы, и те, которые находят археологи) могут сказать очень многое не только о морской культуре, но и о торговле, торговых и культурных контактах и влияниях, а зачастую и о самой истории народов.

Тезис о том, что Россия — великая морская держава, вызывает у некоторых людей ироническую улыбку. Взгляните, мол, на географическую карту и вы поймете, что Россия — это великое сухопутное государство.

Понять эту иронию можно, но нельзя с ней согласиться. Хотя Россия и имеет очень неудобные морские границы (тупиковые углы некоторых морей), однако она пронизана таким количеством удобных судоходных рек, что самим географическим положением поставлена быть в центре международной торговли. И те суда, которые мы часто видим у набережных в Санкт-Петербурге, возможно, вчера еще стояли у причалов Антверпена или Амстердама, а завтра будут загружаться в Нижнем Новгороде или Казани товарами для Касабланки или Туниса. И только на юге небольшая (по российским меркам) полоса гор отделяет наши моря и реки от Персидского залива и, следовательно, от арабских стран, Индии и Китая.

Этими же путями ходили в древности ганзейские и венецианские синдбады-мореходы, а также наши предки — новгородские и казанские купцы, для которых даже иранские горы не являлись препятствием. Ибо история русской международной торговли восходит корнями в такую седую древность, о какой мы пока можем только догадываться. По этим путям с незапамятных времен непрерывным потоком шли древние суда с товарами из самых удаленных уголков Европы и Азии. О древних судах и древних водных путях и рассказывается в этой книге.

Несмотря на то что история России и Европы нам кажется очень хорошо изученной, все-таки остаются исторические моменты, которые до сих пор однозначно не объяснены. Автор полагает, что рассмотрение истории морских культур народов Северной и Восточной Европы, а также народов Востока могло бы помочь найти ответы на некоторые вопросы. В результате изысканий автор выдвинул ряд предположений, которые, по его мнению, позволяют разрешить одну очень важную проблему — происхождение славян.

Данная проблема требует громадного объема знаний из разных отраслей науки: исторических, лингвистических, географических, политико-экономических и т. д. Поэтому те выводы, которые автор делает в этой книге, могут рассматриваться только как гипотеза в первом приближении, требующая тщательной научной проработки, дополнений и уточнений, а также самой суровой, но конструктивной критики со стороны специалистов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Морские тайны древних славян - Сергей Дмитренко

  • Обложка: Дерзость на шпильках

    Просмотров: 3164

    Дерзость на шпильках

    Риша Вольная

    ОН. Как же порой она меня бесит! Эта её непредсказуемость и постоянная дерзость в мой оплот…

  • Обложка: Таинственная помощница для чужака (СИ)

    Просмотров: 2668

    Таинственная помощница для чужака (СИ)

    Виктория Свободина

    В моей скучной и размеренной жизни никогда не было особых потрясений. Но это и хорошо:…

  • Обложка: Не потеряй меня (СИ)

    Просмотров: 2532

    Не потеряй меня (СИ)

    Алина Углицкая

     Все, чего она хотела — это жить. Даже после предательства близких и собственной смерти. И ее…

  • Обложка: Попаданка. Дочь чокнутого гения (СИ)

    Просмотров: 2449

    Попаданка. Дочь чокнутого гения (СИ)

    Анастасия Королева

    Когда отец среди ночи просит испытать портал, не стоит соглашаться, даже если уверена, что эта…

  • Обложка: Лишняя дочь (СИ)

    Просмотров: 2425

    Лишняя дочь (СИ)

    Nata Zzika

    Я всё смогу и всё сумею!Я пережду. Переболею.Переживу и перебьюсь.Перекантуюсь и…

  • Обложка: Рыжая Игрушка.... (СИ)

    Просмотров: 2260

    Рыжая Игрушка.... (СИ)

    Евгения Паризьена

    Я влюблена в него ещё со школы. Один его взгляд и я схожу с ума. Но таких, как я, местная звезда…

  • Обложка: Единственная из чужой Вселенной (СИ)

    Просмотров: 2164

    Единственная из чужой Вселенной (СИ)

    Алия Шакирова

    Верианцы — мужчины, для которых есть лишь одна женщина. С ней, единственной, они могут заниматься…

  • Обложка: Сердце кугуара (СИ)

    Просмотров: 2089

    Сердце кугуара (СИ)

    Алина Углицкая

    Что может быть проще, чем поехать на солнечный остров Химнесс, затерянный в Атлантическом океане, и…

  • Обложка: Лежи смирно, Девочка! (СИ)

    Просмотров: 1882

    Лежи смирно, Девочка! (СИ)

    Майарана Мистеру

     Новогодний подарок читателям.С детства я чувствую себя принцессой, с которой сдувают пылинки.…

  • Обложка: По праву сильнейшего (СИ)

    Просмотров: 1700

    По праву сильнейшего (СИ)

    Ева Горская

    Убив моих настоящих родителей, Он понял, что я для него являюсь истинной парой. Мне тогда было…

  • Обложка: Война академий. Приручить ведьму Хаоса (СИ)

    Просмотров: 1649

    Война академий. Приручить ведьму Хаоса (СИ)

    Анна Терешкова

    Тяжела судьба ведьмы, рожденной в уважаемом и древнем роду с маленьким даром к магии. Еще тяжелее,…

  • Обложка: Знакомство с дочерью моего друга (ЛП)

    Просмотров: 1533

    Знакомство с дочерью моего друга (ЛП)

    Пенни Вилдер

    На публике я такой же бодрящий и гладкий, как замороженное яблоко.Но наедине ... Я сгораю от…

  • Обложка: Босс знает лучше (ЛП)

    Просмотров: 1454

    Босс знает лучше (ЛП)

    Дора Коуст

    Командировка в компании босса, которого до чертиков боишься, — то еще испытание. А если при этом…

  • Обложка: Имперская академия некромантии. Целитель (СИ)

    Просмотров: 1363

    Имперская академия некромантии. Целитель (СИ)

    Анна Терешкова

    Вы когда-нибудь видели некроманта и целителя в одном флаконе? Вот и я не видела, но так уж…

  • Обложка: Грязная сказка

    Просмотров: 1300

    Грязная сказка

    Елена Лабрус

  • Обложка: Зови меня Зверь (СИ)

    Просмотров: 1280

    Зови меня Зверь (СИ)

    Любовь Ливадия

    Знакомьтесь – Аврора. Студентка Университета, наследная принцесса королевства Акара, мечник,…

  • Обложка: Связанные

    Просмотров: 1224

    Связанные

    Катерина Дэй Катерина

    Кати закрыла глаза и в них защипало.Она все поняла.По щекам текли безмолвные слезы.Ее больше нет. В…

  • Обложка: Проклятый, одинокий, дракон (СИ)

    Просмотров: 1221

    Проклятый, одинокий, дракон (СИ)

    Елена Лабрус

    – Тея, ты чего там застыла? – нетерпеливо позвала моя непоседливая младшая сестренка. – Иди косу…

  • Обложка: Следователь УГРО для дракона (СИ)

    Просмотров: 1201

    Следователь УГРО для дракона (СИ)

    Маргарита Светлова

    Существуют ли другие миры Нет, конечно! А драконы Разумеется, нет! Так бы я ответила недавно, но не…

  • Обложка: Жених для Красной Шапочки, или Чудовище моей мечты (СИ)

    Просмотров: 1046

    Жених для Красной Шапочки, или Чудовище моей мечты (СИ)

    Джейн Доу

    Меня зовут Алекса. Я художница в поисках вдохновения. Когда подруга предложила пожить в ее…

  • Обложка: Подкидыш для Цербера (СИ)

    Просмотров: 1000

    Подкидыш для Цербера (СИ)

    Елена Соловьева

    Моя жизнь скучна и однообразна. Была… до той поры, пока мне не предложили «подработку». Всего-то —…

  • Обложка: Не потеряй меня. Часть 1 (СИ)

    Просмотров: 796

    Не потеряй меня. Часть 1 (СИ)

    Алина Углицкая

    Все, чего она хотела — это жить. Даже после предательства близких и собственной смерти. И ее…

  • Обложка: Проснуться невестой (СИ)

    Просмотров: 793

    Проснуться невестой (СИ)

    Ольга Обская

    У Алеси и её красавчика-босса самые что ни на есть деловые отношения – сухие и отстранённые. Каково…

  • Обложка: Связанные 2. Моя Истинная Пара.

    Просмотров: 788

    Связанные 2. Моя Истинная Пара.

    Катерина Дэй Катерина

    С этими словами он  развернулся и открыл входную дверь. – Спокойной ночи.- И вам полной луны.Слэйд…

  • Обложка: Ненавижу любя (СИ)

    Просмотров: 701

    Ненавижу любя (СИ)

    Оксана Волконская

    Любить нельзя ненавидеть - каждый ставит запятую сам. Василина знала - любви с заслуженным…

  • Обложка: Маша и Дракон (СИ)

    Просмотров: 666

    Маша и Дракон (СИ)

    Полина Белова

    Маша, сирота, волею случая попала в элитный колледж. Её ждут нелёгкие испытания, но девушка не…

  • Обложка: Жена-невольница. Непокорное пламя (СИ)

    Просмотров: 660

    Жена-невольница. Непокорное пламя (СИ)

    Елена Соловьева

    Война лишила Розалинду отца, состояния и положения в обществе. Теперь ради счастья близких она…

  • Обложка: Гроза Островского

    Просмотров: 659

    Гроза Островского

    Ева Мелоди

    Трудно найти более несочетаемую пару. Девушка по кличке Гроза и взрослый, состоявшийся сорокалетний…

  • itexts.net

    Морские тайны древних славян (Сергей Дмитренко) читать онлайн книгу бесплатно

    Несмотря на то что история России и Европы нам кажется очень хорошо изученной, все-таки в ней остаются "белые пятна" и возникают вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Рассмотрение истории морских культур народов Северной и Восточной Европы, а также народов Востока могло бы помочь найти ответы на некоторые из них. Автор выдвинул ряд предположений, позволяющих разрешить одну очень важную проблему - происхождение славян.

    О книге

    • Название:Морские тайны древних славян
    • Автор:Сергей Дмитренко
    • Жанр:История, Военная история
    • Серия:-
    • ISBN:5-17-022748-5, 5-89173-251-3
    • Страниц:98
    • Перевод:-
    • Издательство:АСТ, Полигон
    • Год:2004

    Электронная книга

    От автора

    Удивительно, но мы, русские, очень хорошо зная историю древних цивилизаций Египта, Греции, Рима, Месопотамии и т. д., что можем сказать о собственной древней истории? Что мы знаем о своей истории до образования древней Киевской Руси? Что мы можем сказать о древних славянах и булгарах, чья культура и лежит в основе нашей современной культуры?

    Кто мы: «незаконные дети» Западной, римской цивилизации, или нечто самостоятельное и самобытное? Неужели можно поверить в то, что сотня варягов смогла из диких, примитивных и первобытных племен Восточной Европы мгновенно (по историческим меркам) создать самое крупное в Европе государство? Самое устойчивое государство, которое могло просуществовать более тысячи лет, несмотря на множество лишений и бед? Неужели такое возможно? И не противоречит ли это историческим законам? Или, может, народы, создавшие это государство, уже перед этим были развиты...

    lovereads.me

    Морские тайны древних славян. Страница 1

    Сергей Дмитренко

    МОРСКИЕ ТАЙНЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

    От автора

    Удивительно, но мы, русские, очень хорошо зная историю древних цивилизаций Египта, Греции, Рима, Месопотамии и т. д., что можем сказать о собственной древней истории? Что мы знаем о своей истории до образования древней Киевской Руси? Что мы можем сказать о древних славянах и булгарах, чья культура и лежит в основе нашей современной культуры?

    Кто мы: «незаконные дети» Западной, римской цивилизации, или нечто самостоятельное и самобытное? Неужели можно поверить в то, что сотня варягов смогла из диких, примитивных и первобытных племен Восточной Европы мгновенно (по историческим меркам) создать самое крупное в Европе государство? Самое устойчивое государство, которое могло просуществовать более тысячи лет, несмотря на множество лишений и бед? Неужели такое возможно? И не противоречит ли это историческим законам? Или, может, народы, создавшие это государство, уже перед этим были развиты в социальном, общественно-политическом и экономическом плане настолько, что хватило только маленького толчка, чтобы оно возникло? Как ответить на эти вопросы? И при помощи каких «исторических инструментов» можно это сделать?

    Такие «инструменты» на самом деле есть. Это и археологические раскопки, и работа с летописями и другими историческими документами, и анализ устного народного творчества.

    Однако есть еще один «инструмент», который очень мало используется историками, но который может рассказать очень и очень много о нашей предыстории. Это анализ конструкций судов, найденных при археологических раскопках, анализ особенностей традиционных судов, которые еще недавно ходили по рекам и морям нашей Родины, а также традиционных судов, изготавливаемых отечественными современными лодочными мастерами, в сравнении с судами других народов.

    Древние русские суда, суда славян, балтов и суда других народов рассказывают нам о тех временах, когда еще не было Древней Руси, и говорят о той цивилизации, которая предшествовала ей. О той древней культуре, из которой сформировались культуры и славян, и балтов, и древних булгар.

    Результат исследования этих судов приводит нас к парадоксальному выводу о том, что эта прапрацивилизация — цивилизация венедов — возникла и сформировалась на территории Ирана и являлась частью этой цивилизации. Именно этим и можно объяснить многие неясные и непонятные моменты в нашей древнейшей истории и наши отличия от других, в том числе и западноевропейских, народов.

    Развитие многих цивилизаций связано с морями. Например, эволюция Карфагена и Древнего Рима зависела от состояния коммуникаций на Средиземном море, история Древней Греции неотделима от истории судоходства и торговли на Средиземном и Черном морях, а история Арабского халифата — это история торговли и мореплавания на всех южных — от Южно-Китайского моря до Атлантики.

    Можно ли достаточно хорошо понять историю таких морских держав, как Великобритания, Нидерланды или Португалия, не изучив мореходные культуры народов, населявших эти страны? Можно ли разобраться в причинах взлета и падения таких торговых империй, как Ганза, Арабский халифат или Финикия, не зная условий, в которых проходила их морская торговля?

    Традиционное судостроение (то, которое существует в маленьких домашних мастерских и приемы которого передаются из поколения в поколение) сохраняет в неизменном виде технологические приемы и способы постройки судов на протяжении многих столетий, а иногда и тысячелетий. При взгляде на фотоснимки современных африканских, арабских, норвежских и русских судов становится ясно, из какой глубокой древности они пришли в наше время.

    По этой причине традиционное судостроение и суда (и те, которые строятся, и те, которые еще видели мы сами или наши отцы, и те, которые находят археологи) могут сказать очень многое не только о морской культуре, но и о торговле, торговых и культурных контактах и влияниях, а зачастую и о самой истории народов.

    Тезис о том, что Россия — великая морская держава, вызывает у некоторых людей ироническую улыбку. Взгляните, мол, на географическую карту и вы поймете, что Россия — это великое сухопутное государство.

    Понять эту иронию можно, но нельзя с ней согласиться. Хотя Россия и имеет очень неудобные морские границы (тупиковые углы некоторых морей), однако она пронизана таким количеством удобных судоходных рек, что самим географическим положением поставлена быть в центре международной торговли. И те суда, которые мы часто видим у набережных в Санкт-Петербурге, возможно, вчера еще стояли у причалов Антверпена или Амстердама, а завтра будут загружаться в Нижнем Новгороде или Казани товарами для Касабланки или Туниса. И только на юге небольшая (по российским меркам) полоса гор отделяет наши моря и реки от Персидского залива и, следовательно, от арабских стран, Индии и Китая.

    Этими же путями ходили в древности ганзейские и венецианские синдбады-мореходы, а также наши предки — новгородские и казанские купцы, для которых даже иранские горы не являлись препятствием. Ибо история русской международной торговли восходит корнями в такую седую древность, о какой мы пока можем только догадываться. По этим путям с незапамятных времен непрерывным потоком шли древние суда с товарами из самых удаленных уголков Европы и Азии. О древних судах и древних водных путях и рассказывается в этой книге.

    Несмотря на то что история России и Европы нам кажется очень хорошо изученной, все-таки остаются исторические моменты, которые до сих пор однозначно не объяснены. Автор полагает, что рассмотрение истории морских культур народов Северной и Восточной Европы, а также народов Востока могло бы помочь найти ответы на некоторые вопросы. В результате изысканий автор выдвинул ряд предположений, которые, по его мнению, позволяют разрешить одну очень важную проблему — происхождение славян.

    Данная проблема требует громадного объема знаний из разных отраслей науки: исторических, лингвистических, географических, политико-экономических и т. д. Поэтому те выводы, которые автор делает в этой книге, могут рассматриваться только как гипотеза в первом приближении, требующая тщательной научной проработки, дополнений и уточнений, а также самой суровой, но конструктивной критики со стороны специалистов.

    Глава I. Ганза, коги, Горган

    Был он поистине прекрасный малый

    и грузов ценных захватил немало.

    …Уже весной покрыт загаром.

    Он брался торговать любым товаром

    И, в ремесле своем большой мастак,

    Знал все течения, любой маяк.

    Мог отличить и отмель, и утес.

    Еще ни разу с курса не отнес

    Отлив его; он твердо в гавань правил

    И лоцию сам для себя составил.

    Корабль он вел без карт и без промера.

    Дж. Чостер. Кентерберийские рассказы

    Союз городов Европы — Ганза — был исключительным явлением средневековой Европы. Уникальность Ганзы заключалась не только в том, что в пору наивысшего расцвета она контролировала три четверти всей европейской торговли и распространяла свое влияние от Гибралтара до Персидского залива (через Новгород и Казань), но и в том, что в мрачное Средневековье, в царствование закона силы, она успешно боролась за силу закона. В этом деле Ганза опиралась на свою громадную экономическую мощь, на искусство собственных капитанов и на изумительные мореходные и скоростные качества своих судов.

    Ганзейский ког

    Корабль Ричарда III (XV в.)

    www.booklot.ru

    Информация к размышлению. Морские тайны древних славян

    «Письменные источники именуют древние русские суда кораблями, лодьями, причем эти названия употреблялись летописцами как нарицательные и для обозначения всякого судна вообще. Слово „корабль“ имеет чисто славянское происхождение. Во всех славянских языках (русском, болгарском, чешском, польском, сербском) можно встретить слово „корабль“, „кораб“ в значении судна.

    Постройка судна (крепление бортов)

    Парусное судно типа шитик

    Русское шитое судно (XV в.)

    В слове „корабль“ нетрудно выделить корень кор-, который заметим, лежит и в основе таких слов, как „короб“, „корзина“, и обозначает определенное сооружение из коры. Если теперь вспомнить, что древние суда делались из прутьев и обшивались корой, то становится понятным и возникновение названия этих судов.

    Показательным примером в этом отношении является то обстоятельство, что в чешском языке до настоящего времени слово „koraЬ“ означает и древесную кору, и большую лодку. Некоторые авторы считали, что слово „корабль“ пришло в славянские языки из Греции, где судостроение зародилось в очень давние времена. Но это не так: исследования советских источников опровергают такое предположение. Античная Греция не знала слова „карабос“ в обозначении судна: в те времена это слово употреблялось в значении древесного жука или определенного вида морского краба. И только в конце VI или начале VII в., когда Византия уже хорошо знала славян, слово „карабос“ начинает появляться в греческих письменных источниках в значении лодки, ботика, то есть судна» [18].

    Интересно отметить, что нет никаких достоверных данных о том, что кто-либо из славян строил суда из шкур животных или из древесной коры. Это противоречие невозможно разрешить, если исходить из предположения о европейских корнях развития славянского судостроения.[1]

    «Слово „лодья“ (олядь, лодь, ладья, ладия) также является очень древним термином и, как указывалось выше, наряду со словом „корабль“ служило для обозначения судна вообще. Как в свое время термин „корабль“ вошел в греческий язык, так и русский термин „лодья“ распространился в дальнейшем у северных соседей Руси — финнов и шведов.

    В отличие от „корабля“ непрочного, малоостойчивого, маловместительного, лодья-однодеревка представляла собой выдолбленный (или выжженный) внутри и обтесанный снаружи древесный ствол. Лодья имела три мачты, на каждой из которых был один парус. Команда — 5–8 человек. Миниатюрным подобием лодьи-однодеревки является употребляемый иногда рыбаками и в наши дни долбленый челнок.

    Дальнейшим развитием лодьи-однодеревки явились „набойные лодьи“. Основу набойной лодьи составляла колода-однодеревка. С целью увеличения вместимости и улучшения мореходности надводный борт этих судов был увеличен путем установки нескольких поясов досок, соединявшихся по пазам край на край. Набойные лодьи имели длину около 20 м и вмещали до 50–60 человек. Ограничением дальнейшему увеличению грузоподъемности являлась колода-однодеревка, лежащая в основании набойной лодьи.

    Русская ладья на Балтийском море

    Это обстоятельство привело с течением времени к появлению дощатой лодьи, то есть сделанной целиком из досок. Основу этих лодий, каркас их, к которому крепилась деревянная обшивка, составляли скрепы — ребра или, как мы теперь называем, — шпангоуты. Эти лодьи-дощаники, способные ходить за море, иногда в исторических летописях именуются лодьями морскими, или лодьями заморскими. Как лодьи набойные, так и лодьи-дощаники имели мачту с реем, паруса, весла, уключины и якорь. Их размеры были относительно невелики; лодьи были легки и подвижны, имели небольшую осадку и плоское днище. Последние из указанных особенностей русских судов обусловливались трудностями плавания по рекам Русской равнины и, в первую очередь, по Великому водному пути из Балтийского в Черное море (пороги, волоки). В исторических документах, таких как „Повесть временных лет“, новгородские летописи, Русская Правда и т. д., можно встретить, правда изредка, и другие названия русских судов.

    Источники XI–XII вв. упоминают кроме лодий также насады, струги, челны, учаны. Встречаются такие названия, как скедия (в греческом языке означает судно, построенное на скорую руку), кубара (греч.), галея (галера), встречаются упоминания о шнеках (сканд.), а с начала XIV в. — о лойвах, ушкуях (финно-угорского происхождения), наконец, есть упоминания о триреях (триеры) и дромонах (по-гречески „продолговатая лодья“)» [18].

    «Постройка набойных лодей была значительно сложнее, чем изготовление обычной лодьи-однодеревки. Обработанное дерево с выдолбленной выемкой — заготовку, называемую колодой, или трубой, погружали в воду (или, наоборот, наполняли водой) и в течение недели вымачивали древесину. После этого разводили костер и держали колоду над огнем; намокшее дерево не горело, а распаривалось.

    Распаренные борта колоды посредством распорок и клиньев разводили и расширяли до нужных и допустимых размеров. Потом лодью сушили и наращивали борта. Внутри лодьи устанавливали и крепили несколько основных и облегченных опруг (шпангоутов), концы которых возвышались над бортами выдолбленной части судна. Опруги крепились к днищу и к бортам деревянными колышками или пришивались вицей (особо обработанными еловыми корнями).

    Лодьи с увеличенными бортами стали называть набойными. Процесс постройки этих примитивных судов непрерывно совершенствовался. Наращиваемые доски наружной обшивки крепились к опругам внакрой, а между собой также вицей; применялось и металлическое крепление в виде кованых гвоздей и скоб» [76].

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Информация к размышлению. Морские тайны древних славян

    О происхождении терминов "венед" и "венд". Византийская империя в раннее Средневековье

    "В Константинополе и других городах ранней Византии существовало четыре цирковые партии: левки (белые), русин (красные), прасины (зеленые) и венеды (голубые), которые различались по цвету одежд возниц конных квадриг, участвовавших в ристалищах на ипподроме" [82].

    Из приведенной цитаты в соответствии с исследованиями В. И. Паранина следует, что эти же названия были привязаны к частям света: левки — север, русии — юг, прасины — запад, венеды — восток.

    Однако венеды Арморики, нынешней провинции Франции — Бретани, жили на самом западе Европейского континента. Следовательно, римляне времен Цезаря могли называть их так не по географическому признаку местожительства, а потому, что подметили в жителях Арморики такие черты, которые заставили римлян отнести поморцев Атлантики к Востоку: "персидскую" внешность, язык, религию и обычаи; "восточный", то есть "персидский", тип судов, на которых они плавали.

    Необходимо учитывать и то обстоятельство, что Римская империя на востоке граничила с Ираном, поэтому римляне достаточно хорошо знали персов.

    В связи с этим возникает вопрос: случайно ли то, что название "фриз" удивительно близко к названию "фарс", как называли римляне иранцев, или "парс", как их называли эллины? И если учесть то обстоятельство, что эти персы, по нашим представлениям, вышли из предгорий Демавенда, то появляется логика в предположении, что жители Арморики называли себя фризами — венедами (вендами), то есть персами (парсами, фарсами) из-под Демавенда.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Информация к размышлению. Морские тайны древних славян

    Суда онежско-ладожского бассейна

    Карельская лодка

    Финно-угорское судостроение уходит своими корнями в седую древность: в каменный и бронзовый век. Можно сказать, что оно было всегда с тех пор, как появился в наших северных краях человек. Ибо выжить в наших краях, где много рыбы и лесного зверья, но мало земель, пригодных для пашни и для разведения скота, в те времена без лодки было невозможно. Сама жизнь, а не пришлые славяне или "варяги", учила их этому.

    Чтобы понять самобытность этого судостроения нужно просто посмотреть на наши карельские лодки. "После этого, по словам П. Богословского можно быть убежденным, что наши судостроение и судоходство древние как сама Россия, что искусства эти не заимствованы от других, чуждых нам народов, но возникли сами собой из элементов нашей народной жизни".

    Тихвинка

    "Парусное грузовое судно типа барки, названное по имени реки Тихвинки (приток Сяси), использовавшееся в XIX в. на реках, входящих в Тихвинскую водную систему, и Ладожском озере.

    Онежское озеро. Карельская лодка

    Тихвинка. По конструктивно-технологическим особенностям она похожа на лодку из Усть-Ижоры

    Тихвинка в основном применялась для сообщения между Петербургом и Нижегородской ярмаркой. Судно имело довольно полные оконечности, в которых размещались кладовая (в носу) и жилое помещение (в корме), освещавшееся через окошки в транце. Мачта, расположенная на расстоянии % длины судна от носовой оконечности, несла большой прямой парус. Тихвинка управлялась навесным рулем (кормилом) с большим удлинением пера. Длина судна 15–45 м, ширина 4,5–8,5 м, высота борта — до 2,5 м. Большие тихвинки назывались полугодками, средние — межеумками, малые — канавками, соминками" [84].

    Межеумок (средняя тихвинка)

    "Так называлось речное несамоходное грузовое судно типа барки, распространенное в России до конца XIX в. Строились межеумки из дерева и имели прочную конструкцию. Длинна 25–30 м, грузоподъемность 160–270 т" [84].

    Сравнение тихвинок с карельской лодкой и лодкой из Усть-Ижоры убеждает нас в том, что традиции местного карело-финского судостроения сохранялись на побережье Ладоги и Онеги вплоть до XIX в.

    Малая тихвинка. Обращает на себя внимание конструкция носовой части. Судно так, как изготовлялись малые карельские лодки

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru