Античная цивилизация древнего рима. Западный тип цивилизации. Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима. Эллинизм.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Античные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Античная цивилизация древнего рима


Античная цивилизация Древнего Рима — КиберПедия

Легенды и предания связывают основание Рима с беглецами из взятой ахейцами Трои. Знатный троянец Эней с остатками войска после долгих странствий высадился на Апеннинском полуострове в устье Тибра и стал царём латинян – народа, в котором соединились местные жители и племена, пришедшие с севера и из Малой Азии. Согласно древним мифам потомки Энея – братья-близнецы Ромул и Рем в 753 г. до н.э. основали Рим. Вплоть до конца VI в. до н.э. Рим развивался в русле древневосточных цивилизаций. Им правили избираемые жителями города цари от Ромула с 753 г. до Тарквиния Гордого по 508 г. до н.э. Последние цари Рима - Сервий Тулий и Тарквиний Гордый, видимо, были этрусками, пришедшими ранее из Малой Азии и заселившими к этому времени часть северной и средней Италии. Здесь этруски вступили в соприкосновение с ранее пришедшими сюда с севера славянами-русами и с западными славянами-венедами. В 508 г. до н.э. с изгнанием Тарквиния Гордого, отличавшегося особой жестокостью, царский период в истории Рима закончился. Римское государство обрело черты полиса.

Значительное влияние на становление и развитие демократических

традиций Древнего Рима оказала Эллада, имевшая на Апеннинском полуострове, особенно на его юге и в Сицилии свыше 30 своих колоний. Одной из первых таких колоний в Италии, оказавшихся под властью Рима был Неаполь – (Nea Polis – греч. «Новый город»). У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность. Исключительно велико было влияние эллинской духовной культуры в целом. Немало древнегреческих мраморных скульптур дошло до наших дней лишь в бронзовых римских копиях. Римляне полностью восприняли эллинскую мифологию. Многие древнегреческие боги имели в Риме своих аналогов: глава эллинского пантеона богов Зевс в Риме именовался Юпитером, бог – покровитель муз, гармонии, духовной деятельности Аполлон – Фебом, бог войны Арес – Марсом, бог морей Посейдон - Нептуном, бог виноградорства, виноделия, винопития и веселья Дионис (Вакх) – Бахусом, богиня любви и красоты Афродита – Венерой, бог - покровитель купцов и ремесленников Гермес - Меркурием и т.п. Римляне, как и греки «общались» лишь с мифическими «богами, сошедшими с небес», а не с реальными инопланетянами, как то было в Египте или в Шумере. И эл-лины, и особенно римляне были настолько погружены в повседневные проблемы политики, войны, экономики, социальной жизни, что за редкими исключениями не обращали внимания на странные «небесные знамения» и объекты – НЛО. По подсчетам Ликосфена (католического монаха середины XVI в.) в эпоху Древнего Рима наблюдалось свыше 60 «небесных знамений» в формах щитов, дисков, бочек, брёвен, отмеченных в трудах Плиния Старшего, Т.Ливия, Д.Кассия, М.Цицеона и др. интеллектуалов.

Римская республика (лат. respublika – общественное дело) в VI-I вв. до н.э. нередко становилась ареной острых социальных конфликтов. Их причина в том, что республика, следовавшая непосредственно за царским периодом, поначалу, естественно, была аристократической. Только потомки древней родоплеменной знати – патриции могли избираться в Сенат, состоявший из 300 чел., и занимать государственные должности – магистратуры. Римские простолюдины – плебеи – крестьяне и ремесленники, владевшие землёй и имуществом на протяжении V-IV вв. до н.э. боролись за свои права, пока не добились права избирать своих представителей – народных трибунов в органы власти. Так образовался новый правящий слой из патрицианско-плебейской знати – нобилитет (от лат. nobilis – лучший, знатный). Бедняки, не имевшие ничего кроме рабочих рук и потомства – пролетарии - не имели гражданских прав, т.к. участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Уже к середине III в. до н.э. Рим распространил свою власть на весь Апеннинский полуостров. При этом его коренные жители - италики получили права римских граждан. Этруски, восточные славяне и венеды были вытеснены на север, за реку По. В дальнейшем этуски были романизированы италиками, а восточные славяне и венеды мигрировали на земли Галлии.

В III-II вв. до н.э. Рим столкнулся с Карфаненом – бывшей колонией Финикии в Северной Африке. В результате трех Пунических войн (пунами римляне называли карфагенян) Карфаген был разромлен и разрушен. Рим стал самой могущественной державой Средиземноморья, включавшей в себя юго-восточную часть Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию и Палестину. К середине II в. до н.э. рабский труд окончательно стал играть ведущую роль в экономике Римской республики Увеличение численности рабов, усиление их эксплуатации имело своим следствием восстания рабов, наиболее значительными из них были: восстание на острове Сицилия в конце II в. до н.э. и восстание под предводительством Спартака 74-71 гг. до н.э., охватившее всю Италию. С большим трудом римлянам под руководством Л.Красса удалось разбить повстанцев.

В политической жизни Римской республики все более заметную роль стала играть армия. Изначально она формировалась как ополчение – милиция (от лат. miles – воин) из свободных полноправных граждан республики. Но после поражений 105 г. до н.э., нанесенных римлянам германскими племенами кимвров и тевтонов, полководец Г.Ма-рий проведел военную реформу. Армия стала наемной, профессиональной, в нее даже стали принимать иностранцев. Такая армия в I в. до н.э. стала серьезным орудием в борьбе за власть между наиболее богатыми и влиятельными политическими деятелями и военачальниками - Г.Марием, К.Суллой, Ю.Цезарем, Г.Помпеем, Л.Крассом.

Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур I в. до н.э. подорвали республиканские основы Рима. Первая из таких диктатур была установлена Суллой, победившего в гражданской войне сторонников Мария. Правление Суллы 82-79 гг. до н.э. характеризовалось репрессиями приверженцев республиканских порядков. Численность сената при Сулле за счет его сторонников увеличилась с 300 до 600 человек. В 60 г. до н.э. Цезарь, Помпей и Красс заключили между собой соглашение – триумвират. Триумвиры оттеснили от власти сенат. Вскоре Цезарь, избранный консулом, прославился как полководец. В 58-51 гг. до н.э. он завоевал огромную территорию Галлии и большую часть Британии, присоединив их к Риму в качестве провинций. Удачливый, популярный полководец, становился крупной политической фигурой. В 49 г. до н.э. Цезарь с армией подошел к пограничной между Италией и Галлией реке Рубикон. Согласно законам он был обязан распустить легионы.

Однако Цезарь перешел Рубикон во главе армии, развязав тем самым гражданскую войну. С тех пор выражение «перейти Рубикон» стало означать – принять бесповоротное решение. К этому времени один из триумвиров – Красс погиб в войне с Парфией. Против Цезаря выступил поддержанный сенатом Помпей. Но в 48 г. до н.э. он был разбит в Греции под Фарсалом, бежал и был убит сторонниками Цезаря при попытке высадиться в Египте. Сенат объявил Цезаря пожизненным диктатором. Он удвоил жалование легионерам, провел ряд законов, ужесточивших политический строй страны, увеличил за счет своих приверженцев численность сената с 600 до 900 человек. Будучи пожизненным диктатором, Цезарь решениями Сената одновременно назначался консулом, народным трибуном, понтификом (верховным жрецом). Уже при жизни он считался «божественным», в его честь устраивались священные игры и жертвоприношения. Сенат даровал Цезарю пожизненные титулы «отца отечества» и «императора» с правом передачи последнего титула потомкам. Сосредоточив в своих руках несколько важнейших магистратур и оказавшись фактически единоличным правителем огромной Римской державы, Цезарь в завещании назвал своим преемником усыновленного им внучатого племянника 18-летнего Гая Октавия. Противники Цезаря организовали заговор против него во главе с М.Брутом и Г.Кассием. В марте 44 г. до н.э. Цезарь был убит во время заседания Сената.

Но восстановления аристократической республики, вопреки планам заговощиков и сочувствовавшим им многим сенаторам, не произошло. Сенат принял компромиссное решение: все распоряжения Цезаря оставались в силе, а его убийцы амнистировались. Многие из них хотя и занимали при Цезаре высокие посты, но обладали ограниченными силами. Это решение сената обусловливалось тем, что реформы Цезаря были логическим следствием всей истории республики и стали переломными в необратимым процессе ее перехода к империи. Но среди сенатской олигархии было еще очень много противников такого перехода. Его осуществлению в жизни Римской державы, предшествовали еще две гражданские войны 44-30 гг. до н.э., в ходе которых были уничтожены или сошли с политической арены почти все силы, державшиеся за старые порядки. Резко снизилась руководящая роль сената, уважение к магистратурам. Ведущее значение в решении политических проблем играла профессиональная армия поздней республики. Активным участником гражданских войн и политических процессов, присходивших в это время в Риме, являлся наследник Цезаря. Он принял более звучное имя Гай Юлий Цезарь Октавиан.

Октавиан и его сторонники понимали, что резкий переход к открытой форме монархического режима будет опасен. Трагический пример самого Цезаря и участников заговора против него был весьма показателен. Республиканские традиции еще глубоко коренились в широких слоях общества. Октавиан и Сенат нашли на этой почве общий язык и предпочли установить «принципат» (от лат. princeps - первый) – монархию, скрытую формально сохранявшимися республиканскими учреждениями. Октавиан в 31 г. до н.э. принял старый республиканский титул «принцепса сената». Его имя открывало список членов сената, «принцепсу» первому предоставлялось слово на его заседаниях. Сохранялись республиканские органы власти – сенат, народное собрание, система магистратур. Октавиан, обладавший высшей гражданской властью и фактически ставший главой государства, избирался консулом – обладателем высшей военной власти и назначался великим понтификом – верховным жрецом. В 27 г. до н.э. Октавиан получил от сената и народного собрания в дополнение к своему и без того длинному и звучному имени еще титул «Августа» т.е. «священного» и провозглашен, подобно Цезарю, императором и «отцом отечества». С тех пор все последующие древнеримские императоры именовались Цезарями[6].

Римская империя просуществовала пять веков до 476 г. н.э. Во II в. н.э. она достигла максимальных границ, проходивших на севере по рекам Рейн и Дунай и по Британским островам. В дальнейшем империя уже только оборонялась от германцев, славян и др. варваров, регулярно вторгавшихся на ее территорию с севера и востока. Приток рабов значительно сократился, а рабский труд во всех сферах экономики становился нерентабельным. Начался упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли. Как никогда ранее огромными были затраты на содержание армии, двора императора, на подачки многочисленной свободной, но неработавшей бедноте самого Рима и др. городов империи, постоянно требовавшей «хлеба и зрелищ». За счет казны организовывались публичные зрелища: гладиаторские бои, в том числе с привлечением львов, тигров, медведей, оленей, сражения военных флотов, спо-ртивные состязания, дельфийские игры. Для этого реконструировались старые стадионы и амфитеатры, строились новые амфитеатры, самым крупным и уникальным из которых был римский Колизей, создавались огромные водохранилища и т.п. Все это истощало экономику страны, заставляло ее правителей искать пути притока новых рабов и увеличения налоговых поступлений. Тем более, что римские граждане, жившие на территории Италии, были освобождены от прямых налогов.

В 212 г. император Каракалла издал эдикт о предоставлении римского гражданства всему свободному населению империи. Налоги теперь должны были платить все свободные граждане: и италики, и жители провинций. Эта мера на время улучшила финансовое положение империи, но далеко не разрешила всех проблем глубочайшего социально-экономического и политического кризиса. Принципат Августа с элементами формально сохранявшейся республики неуклонно эволюционировал в доминат, т.е. в беспредельное доминирование, господство императорской власти над всем обществом. Установленная Октавианом монархия превратила ранее свободных и полноправных граждан Рима в подданных императоров. Над обществом возвысился мощный бюрократический аппарат, который подчинялся исключительно императору и подобно прессу давил на формально свободное, но фактически полностью подвластное государству и бесправное полиэтническое население огромной империи.

Сама империя обретала все больше черт восточной деспотии. В литературе и общественной мысли этой эпохи безраздельно господствовала официозная панегиричность. Те же, кто не вписывался в общий хор безудержных восхвалений императорской власти подвергались гонениям и репрессиям. Например, Овидий - последний велиий поэт эпохи конца республики всего лишь за аполитизм своих любовных элегий и поэм, неугодных Октавиану Августу, был пожизенно сослан в город Томы (ныне порт Константа на Черном море в Румынии) – место по понятиям потомственного жителя Рима совершенно дикое. Более трагичными позднее оказались судьбы поэтов Лукана, Петрония и престарелого философа Сенеки, воспитателя принцепса Нерона (54-68 гг.). Эти интеллектуалы были обвинены в причастности к несуществовавшему заговору и по приказу Нерона покончили самоубийством. Еще раньше такой сумасбродный принцепс как Калигула (37-41 гг.) помимо террора против всех недовольных новыми порядками, учредил непосредственно в Риме государственный публичный дом для придворных, сам надзирал за тем насколько активно они пользуются этим заведением; а для себя лично установил «право первой ночи» с молодыми женами своих приближенных и даже ввел в состав сената... своего коня.

С начала II в. избрание императоров фактически оказалось в руках войск. Такие императоры назывались «солдатскими императорами» и менялись с калейдоскопической быстротой. Римские военачальники, опираясь на подчиненные им легионы, вели борьбу за власть. Из-за этого римляне начали терпеть частые поражения в войнах с варварами, участившими свои вторжения в пределы империи. Времена хотя бы относительной стабилизации внутриполитического положения империи были крайне редки и непродолжительны. В отдельных ее провинциях нередко правили самостоятельные властители.

Немало сложных проблем в жизни Римской империи создавала незыблемость рабовладения как изжившей себя основы общественных отношений. В этих условиях во II в. зародилась новая форма земельных отношений – колонат. Крупные землевладельцы стали сдавать в аренду свободным земледельцам и освобожденным рабам небольшие участки земли-парцеллы, скот и необходимые для работы орудия труда. Таких мелких арендаторов, постепенно попадавших из-за постоянно растущих долгов в зависимость от землевладельцев, стали называть колонами. Немало крестьян, спасаясь от налогов, бежали с государственных земель во владения крупных земельных магнатов. Колоны платили продуктами земледелия и животноводства арендную плату хозяевам земли, постепенно превращаясь в крепостных крестьян, не имевших права покинуть свою деревню. На аналогичных основаниях часть городских ремесленников, арендовавших у экономически более крепких хозяев мастерские и орудия труда, утратили право менять профессию и место жительства. В отличие от полностью бесправных рабов колоны имели хотя бы минимальную заинтересованность в результатах своего труда и работали лучше. Но на эти проблемы императорская власть уже не обращала практически никакого внимания.

В атмосфере острейшего социально-политического кризиса шел поиск новых ориентиров и ценностей, охвативший все слои римского общества от бедноты и рабов до высшей знати. В обстановке всеобщего брожения в римской провинции Иудея в I в. возникла новая, монотеистическая религия - христианство. Христианство впервые обратилось ко всем людям, независимо от их этнической, языковой, социальной и иной принадлежности. Тем самым разрушались этнические и сословные перегородки, характерные для рабовладельческого общества. В основе новой религии лежала вера в Иисуса Христа как Богочеловека, своей смертью на Голгофе искупившего грехи людей, несущего спасение всему миру и каждому человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила и мощь, удовольствия и наслажденния, христианство противопоставило им высокие нравственные и духовные ценности. Сам Бог выступает в новой религии в первую очередь как духовная сущность. Главная христианская ценность - любовь к Богу – является именно духовной ценностью. Она противостоит физической плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равество всех людей перед Богом. Оно осуждало рабство, выступило защитником угнетенных, униженных, обездоленных. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии. Но одновременно христианство проповедывало покорность властям, непротивление злу, обещая угнетенным и обздоленным воздаяние в «лучшем из миров» за страдания в земной жизни.

Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, масштаб которых, вероятно, преувеличен христианскими проповедниками и историками христианства, рост числа христиан неуклонно продолжался. После долгой и безуспешной борьбы с христианами император Константин принял в 313 г. эдикт, разрешавший исповедовать христианство наряду с античным политеизмом, оставашемся официальной религией империи. Вскоре сам Костантин принял крещение, а в 381 г. император Феодосий объявили христианство единственной государственной религией. Еще в 324 г. Константин основал на западном, фракийском берегу Босфора, на месте древнегреческой колонии Византий город Константинополь, куда в 330 г. была даже перенесена столица империи. В 395 г. огромная и плохо управляемая Римская империя разделилась на две: Западную со столицей в Риме и Восточную - со столицей в Константинополе.

Западная Римская империя подвергалась постоянным набегам «варваров»: славян, германцев, аваров, сарматов, гуннов и др. Ее императоры нередко становились марионетками в руках вождей германцев и менялись с калейдоскопической быстротой. В 410 г. король вестготов Аларих взял и разграбил Рим, ворота которого открыли рабы-гер-манцы. Во второй трети V в. серьезной угрозой для Рима и Византии стали гунны, вторгшиеся на территорию Европы из Сибири еще во II в. К 450 г. гунны взяли 60 городов Западной и Восточной империй. Рим, и Константинополь платили гуннам дань в объеме 2000 фунтов золота. Лишь в 451 г. в результате победы на Каталаунских полях, одержанной римлянами в союзе с геманцами, продвижение гуннов на запад и Балканы было остановлено. Но эпоха Римской империи неотвратимо близилась к завершению. В 476 г. предводитель германских наемников в императорской гвардии, славянин (как выяснилось в конце XX в.) Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула; его ироничное прозвище среди придворных звучало как «Августишка». Регалии императорской власти Одоакр отослал в Константинополь, посчитав, что одновременное существование двух империй – это слишком много, достаточно и одной.

Главными причинами падения Западной Римской империи стали: глубочайший внутренний кризис, колоссальное ослабление центральной власти, ее полнейшая безответственность и варварские завоевания. В числе причин падения Рима английский историк Эд. Гиббон еще в конце XVIII в. называл отрицательные последствия принятия христианства. Эта религия прививала верующим дух пасивности, непротивления, смирения, заставляла безропотно склоняться под игом власти, угнетения и даже иноземного завоевания. В результате поистине легендарный патриотизм эллинов эпохи греко-персидских войн и гордый, воинственный дух римлян времен Пунических войн сменились духом благочестия. Христианство учило лишь страдать и покоряться.

-------

Античность (от лат. antiquus – древность, старина) – цивилизация и культура древних Греции и Рима. Это исход, основа, европейской, современной российской и всей мировой цивилизации. Главным ее завоеванием является демократия, народовластие. Она, конечно, была ограничена рабовладельческим строем. Не смотря на это, античная демократия (даже олигархические, аристократические государства) предоставляла свободу, активность и творческую инициативу такому количеству людей, которое было немыслимо в древневосточных деспотиях, где единственным сувереном (франц. souverain – носитель верховной власти) был деспот, верховный правитель, а все остальные являлись его подданными, арендаторами его собственности, рабами.

Именно демократия, гражданские права, отличавшие античные общества Греции и Рима, послужили хорошей основой для веры греков и римлян в свои силы, в способность улучшить свою жизнь и имели своим результатом невиданный взлет, динамизм и оргигинальность все сфер материальной и духовной культуры. Античная скульптура коренным образом отличается от окоченевших и схематичных египетских или вавилонских фигур необычайной живостью и индивидуализмом. Архитектура общественных зданий Греции и Рима не подавляла, в отличие от древневосточных, а возвышала свободного гражданина свободной страны. Подлинной революцией в строительном деле этой эпохи стало избретение и массовое использование обожжённого кирпича. Античные города оснащались водопроводами и канализацией. В Лондоне, например, уровень водоснабжения античного Рима был достигнут только во второй половине XIX в. Серьезным достижением Древнего Рима стали дороги с твердым покрытием, которые связывали столицу империи со всеми ее провинциями. Только Западная Европа унаследовала от Римской империи 150 тыс. км таких дорог, опыт строительства кирпичных зданий, оборонительных и др. сооружений.

Вместе с античным городом формировалась и развивалась греческая, а затем римская литература, все те ее главные жанры, которые в последующем будут определять развитие западноевропейской, русской и всей мировой литературы; появляются и достигают высочайшего уровня развития драматургия, ораторское искусство. Особо следует от-метить возникновение и развитие философской мысли (Гераклит, Демокрит, Зенон, Платон, Аристотель, Лукреций Кар и др.) и исторической мысли (Геродот, Ксенофонт, Фукидит, Тит Ливий, Плутарх, Корнелий Тацит и др.). В тесной связи с философией развивались математика (Евклид, Архимед, Герон Александрийский, Ипатия и др.), астрономия (Аристарх Самосский, Аполлоний Пергский, Гепарх, Анаксимандр, Птолемей и др.), медицина (Асклепий, Гален, Гиппократ и др.). Высокого уровня достигла техника, особенно военная. Но технические изобретения из-за дешевизны рабского труда не получили должного развития. Хотя активно применялись подъемные механизмы, трубопроводы, водяные колеса, оригинальные конструкции плугов, косилки, жатки. В Южной Галлии, на горной реке римлянами было построено, основанное на энергии воды, почти полностью автоматизированное мукомольное производство. «Словарь античности» (Пер. с нем. М.,1992) содержит большое количество статей с иллюстрациями о многих ученых, изобретателях, научных открытиях, изобретателях и разнообразных технических достижениях этой эпохи.

Античные Греция и Рим были странами с поголовно грамотным свободным населением. Даже пароль в римских легионах передавался в письменном виде. В эпоху античности сложилась система светского образования, «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эта система не была отвергнута христанским Средневековьем и получила свое дальнейшее развитие в константинопольском и западноевропейских университетах. Классические древние языки – греческий и латынь в форме интернациональной лексики вошли не только во все индоевропейские языки, но и в языки многих народов мира. Латынь же стала в эпоху Средневековья языком межнационального общения, науки и культуры.

И, наконец, римское право, ставшее основой правовых норм всех западных стран и России. Это: всесторонне разработанные правовые основы функционирования всех сфер государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц разных рангов, нормы гражданского, уголовного и процессуального права, права и обязанности гражданина, нормы, всесторонне регламентировавшие земельные, иму-щественные, семейные, наследственные отношения и т.п.

Согласно одному известному выражению, римляне трижды покорили мир: первый раз – легионами, второй раз – христианством, третий раз - правом. Однако христианство, хотя и покорило саму Римскую империю, но спасти ее уже было бессильно.

 

cyberpedia.su

4. Античные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.

глобальный тип цивилизации:западный(начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме)

западный тип цивилизации -средиземноморский или античный тип цивилизации.(период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н. э. )

в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение.

Античное общество развивалось динамично,борьба между аристократий и крестьянством(которое закобаляли в долевое рабство)у древних греков демос (народ) отстоял свободу и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.(Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. )

В античной цивилизации на первый план вышло: господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации

Цивилизация Древней Греции

Своеобразие-появление политической структуры, как «полис» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.Древнегреческая цивилизация наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления.Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.—338 г. до н. э.).

Цивилизация Древнего Рима

Первоначально население Рима состояло из трехсот родов,(потомки--аристократы-патрицы)старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь. Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев.

VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

5. Модели перехода от древности к средневековью: французская, византийская, арабскаяя, и др. 5-11 века

начало 5 век-падение римской империи

11 век- развитые феодальные отношения

поразному протекали

ФРАНЦУЗКАЯ(КЛАССИЧЕСКИЙ)

  1. Античное наследие(форма правления)

  2. Варварские традиции(рыцерство)

  3. Христианские ценности

  4. Формирование феодальных отношений(король-первый среди рыцарей,алоды-пожалованное,иммунитет-права и суд на своих землях,самостоятельно)

ВИЗАНТИЙСКАЯ(КОСТНАЯ)

  1. Античные традиции

  2. император-вся земля ему принадлежит

  3. колоны,сервы-переходные формы зависимости

  4. слабое развитие(в 15 веке (1453г.) поражение от турок-османов--появление нового государства

АРАБСКАЯ(ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА 7 ВЕК)

  1. земля-алаха

  2. цинтрализованное государство(халиф-правитель+духовная власть)

РУССКО-СКАНДИНАВСКАЯ

  1. минимальная роль Античных традиций

  2. Родовой строй,родоплеменные отношения(минимум рабства или по другой версии-отсутствие рабства)

  3. Княжеская демократия(до 12 века были еще племена)

studfiles.net

4. Античные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.

глобальный тип цивилизации:западный(начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме)

западный тип цивилизации -средиземноморский или античный тип цивилизации.(период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н. э. )

в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение.

Античное общество развивалось динамично,борьба между аристократий и крестьянством(которое закобаляли в долевое рабство)у древних греков демос (народ) отстоял свободу и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.(Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. )

В античной цивилизации на первый план вышло: господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации

Цивилизация Древней Греции

Своеобразие-появление политической структуры, как «полис» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.Древнегреческая цивилизация наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления.Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.—338 г. до н. э.).

Цивилизация Древнего Рима

Первоначально население Рима состояло из трехсот родов,(потомки--аристократы-патрицы)старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь. Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев.

VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

5. Модели перехода от древности к средневековью: французская, византийская, арабскаяя, и др. 5-11 века

начало 5 век-падение римской империи

11 век- развитые феодальные отношения

поразному протекали

ФРАНЦУЗКАЯ(КЛАССИЧЕСКИЙ)

  1. Античное наследие(форма правления)

  2. Варварские традиции(рыцерство)

  3. Христианские ценности

  4. Формирование феодальных отношений(король-первый среди рыцарей,алоды-пожалованное,иммунитет-права и суд на своих землях,самостоятельно)

ВИЗАНТИЙСКАЯ(КОСТНАЯ)

  1. Античные традиции

  2. император-вся земля ему принадлежит

  3. колоны,сервы-переходные формы зависимости

  4. слабое развитие(в 15 веке (1453г.) поражение от турок-османов--появление нового государства

АРАБСКАЯ(ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА 7 ВЕК)

  1. земля-алаха

  2. цинтрализованное государство(халиф-правитель+духовная власть)

РУССКО-СКАНДИНАВСКАЯ

  1. минимальная роль Античных традиций

  2. Родовой строй,родоплеменные отношения(минимум рабства или по другой версии-отсутствие рабства)

  3. Княжеская демократия(до 12 века были еще племена)

studfiles.net

Западный тип цивилизации. Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима. Эллинизм.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человека. Античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Древняя Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. В социально—политическом плане она существовала в рамках особой государственной системы – городов—полисов, чаще всего определенных природными границами.

Но, несмотря на указанные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности.

Каковы же характерные особенности древнегреческой культуры?

Прежде всего, эта культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по—гречески – это не только окружающий мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Греки воспринимали окружающий мир прекрасным, гармоничным и это мироощущение пронизывает всю античную культуру, ведущей категорией которой становится мера.

Большое значение греки придавали гармонии космоса, природы, человека.

Античная культура рациональна. Греки, воспринимая многие явления умозрительно и на веру, подвергали эти воззрения доказательству.

В центре античной картины мира стоял человек, поэтому античная культура антропоцентрична. В греческой культуре был велик культ тела. Человеческое тело стало мерилом всех форм культуры – архитектуры, скульптуры, философии, физики, математики, астрономии и др.

Однако тело было лишь одной из составных частей гармоничной личности. Каждый гражданин греческого полиса должен был стремиться к идеалу калокагатии (от греч слов kalos – «прекрасный и agathos – «хороший», «добрый»). Идеал калокагатии означал соединение в человеке красоты безупречного тела и нравственного внутреннего совершенства. Это достигалось упражнениями, образованием и воспитанием, предполагавшим развитие физических и умственных способностей в равной степени.

Античной культуре была свойственна состязательность. Эта черта нашла свое воплощение в художественных и спортивных состязаниях (Олимпийских играх, Пифийских играх в Дельфах, посвященных Аполлону и др.). Греческий агон (состязание, борьба) олицетворял способность свободноо грека принимать участие в жизни своего полиса.

Греческая культура празднична. Обычно праздники сопровождались песнями, танцами, драматическими представлениями.

С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура.

«Стартовав» почти одновременно с Грецией, Рим как политическая реальность пережил ее на семь веков. Сведения о начальном (царском) периоде истории Рима довольно туманны и касаются главным образом религиозных обрядов, праздников, бытовых традиций. Почитание традиций было свойственно римской культуре, которое перетекало в культ предков и просто старших. Это нашло отражение в структуре имен, ритуале погребения, в увековечивании «деяний предков» (триумфальные арки, колонны, форумы, возведенные в их честь).

Рим вел постоянные завоевательные войны. Это в значительной степени определяло организацию, строй жизни, да и саму историю Рима.

Война, железная воинская дисциплина требовала воинских же добродетелей – мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства, несовместимого с проявлением веселья, допускавшегося в виде исключения лишь на некоторых праздниках. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга гражданина.

Римский плебс с большим трудом, чем афинский демос, добивался побед в борьбе с патрициями. В ходе ее первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, что обусловило особую роль права в жизни общества. Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но равенства в политической и социальной сфере не было. Народное собрание было высшим органом власти, но простые люди не могли рассчитывать на высокие должности (в отличие от греков).

Важную роль в политическом процессе играли государственные деятели, отличающиеся ораторским мастерством. Римское красноречие достигло своего апогея в трудах Цицерона.

Римляне были не только народом солдат, но и народом строителей – архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима народам Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие.

В конце I в. Римское государство превратилось в империю. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» римской истории. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. В этот период было создано самое зрелищное сооружение Рима – Колизей.

Римская культура завершила период античности. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Но традиции римской культуры продолжали существовать.

Цивилизация эллинизма

Междоусобные войны, разложение древнегреческих полисов позволили Персии к концу IV в. до н. э. стать главным арбитром в греческом мире. Национальное объединение стало необходимостью. Однако своими силами греки объединиться не могли. Эту задачу выполнила соседняя балканская держава Македония во главе со своим царем Филиппом. Его сын Александр вошел в историю едва ли не как крупнейший завоеватель всех времен.

Древний мир не знал такого государственного образования как империя Александра, простиравшаяся от Балкан до Нижнего Египта и от Дуная до Инда. Греки занимали в ней первое место. Империя существовала не долго, она распалась, но греческая культура осталась на всех завоеванных территориях. Особенно активно распространилась греческая скульптура. Но – это было только тиражирование оригиналов классического периода. Вновь создаваемые образы были далеки от прежней гармоничности и отличались излишней пышностью.

В этот период изменилось мироощущение человека: гражданин вольного полиса уступил место «гражданину мира», вынужденному сочетать свое высокое предназначение с участью бесправного подданного новоявленных правителей. Утрата полисами внешнеполитической самодеятельности компенсировалась безопасностью их существования, большей социальной устойчивостью.

Несмотря на многочисленные военные походы в державе Македонского росли города, прокладывались торговые пути, процветали науки, внедрялись изобретения.

Кругозор эллинов расширился значительно – это определялось во многом военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое ранее «чувство мировых просторов». Мир этот был новый, его необходимо было познать и выразить в художественных формах.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве городов. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда. В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились библиотеки, мусейон, служивший научным центром.

megalektsii.ru