В древней руси уроки. Культура Древней Руси (конспект урока истории в 6 классе) Цели урока: Изучить особенности древнерусской культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси. В древней руси уроки


Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

buk-journal.ru

Летописное дело в древней Руси. Курс русской истории (Лекции I-XXXII)

Летописное дело в древней Руси

Летописание было любимым занятием наших древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приёмам византийской хронографии, они скоро усвоили её дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твёрдое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своём деле. Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом. Потому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных происшествий. Сверх таких частных и церковных записок велись при княжеских дворах и летописи официальные. Из сохранившейся в Волынской летописи грамоты волынского князя Мстислава, относящейся к 1289 г., видно, что при дворе этого князя велась такая официальная летопись, имевшая какое-то политическое назначение. Наказав жителей Берестья за крамолу, Мстислав прибавляет в грамоте: «а вопсал есмь в летописец коромолу их». С образованием Московского государства официальная летопись при государевом дворе получает особенно широкое развитие. Летописи велись преимущественно духовными лицами, епископами, простыми монахами, священниками, официальную московскую летопись вели приказные дьяки. Рядом с событиями, важными для всей земли, летописцы заносили в свои записи преимущественно дела своего края. С течением времени под руками древнерусских книжников накоплялся значительный запас частных и официальных местных записей. Бытописатели, следовавшие за первоначальными местными летописцами, собирали эти записи, сводили их в цельный сплошной погодный рассказ о всей земле, к которому и со своей стороны прибавляли описание нескольких дальнейших лет. Так слагались вторичные летописи или общерусские летописные своды, составленные последующими летописцами из записей древних, первичных. При дальнейшей переписке эти сводные летописи сокращались или расширялись, пополняясь новы

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Культура Древней Руси (конспект урока истории в 6 классе) Цели урока: Изучить особенности древнерусской культуры

Культура Древней Руси (конспект урока истории в 6 классе)

Цели урока:

Изучить

особенности древнерусской культуры

Познакомиться

с наиболее значимыми памятниками культуры.

Раскрыть значение понятий: культура, зодчество, былины, летопись пергамен, икона, мозаика, фреска.

Продолжить развитие навыков: работы с историческим источником, дополнительной литературой, умение задавать вопросы , делать выводы.

1Вводное слово. Постановка целей.

Учитель:Люди Древней Руси не только занимались земледелием, торговали, воевали, но и строили храмы, накапливали знания,т.е создавали культурные ценности.

Вспомним: Что включает в себя понятие культура? Что мы будем изучать сегодня?

Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян и влияниеокружающих народов: финно-угров, балтов, западных славян,хазар, половцев. Большое влияние оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Но древнерусская культура имеет ряд особенностей, которые мы должны выяснить.

2 Появление славянской письменности

Сообщения учащихся по темам (не более 3 минут на сообщение)

«Деятельность Кирилла и Мефодия»

«Рукописные книги»

Остальные должны задать выступающим свои вопросы.

Работа с историческим источником (текст источника см приложение задание №1 для всех)

3 Древнерусская литература

Сообщение «Жанры древнерусской литературы» (не более 5 минут на сообщение)

Учащиеся задают вопросы докладчику

Работа с дополнительной литературой (см приложение задание №2 и №3 по вариантам)

Задание на поиск ошибок в тексте (текст см приложение задание №4 для всех)

4 Устное народное творчество

Беседа по вопросам:

1Какие былины вы знаете, читали?

2 Чему посвящены былины?

3 Каких героев былин вы знаете?

5 Зодчество и живопись

Рассказ учителя и просмотр слайдов. (см приложение пояснения к слайдам)

Задания «Угадай понятие» (см приложение задание№5)

5Выводы:

Подведем итоги:

1 какое влияние на древнерусскую культуру оказало принятие христианства?

2 Можем ли мы сказать, что на древнерусскую культуру большое влияние оказала культура ВИЗАНТИИ?

3Можем ли мы сказать, что уровень развития культуры в Древней Руси был очень высок? Почему?

Учащиеся приходят к выводам о том, что:

Особенностью древнерусской культуры стало переплетение христианских и народно-языческих традиций. Древнерусские мастера не просто заимствовали, но творчески перерабатывали византийские образцы. Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры.

Домашнее задание: §8 вопросы и определения.

Литература.

1 Данилов АА, Косулина ЛГ История России с древнейших времен до конца XVI века. М,2009.

2Россия с древнейших времен до конца XVI века(электронное приложение к учебнику)М., Просвещение 2009.

3 Силаева Н.А.Кроссворды и занимательные задания по истории 6-7 класс Волгоград, 2005.

Приложение

Задание №1

О деятельности братьев Кирилла и Мефодия«Повесть временных лет»

«В год 6406 (898). …Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел [правители западнославянского государства Великоморавской державы] послали к царю Михаилу [византийский император Михаил III], говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их». Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное славянскими князьями. И сказали философы: «В Селуни [Солунь, Салоники] есть муж, именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные философы». Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь со словами: «Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина». Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю. И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю. Когда же [братья] пришли, — начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие… Константин же вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии».

1Как “Повесть временных лет» описывает появление славянской азбуки?

2 Где она появилась?

Задание№2

Древнейшие русские летописи

Сначала летописи были только изложениями событий, происходивших на Руси, в хронологическом порядке (по годам). Однако позже они превратились в исторические и художественные произведения, авторы которых не только перечисляли происходившие события, но и давали им оценку в зависимости от собственных взглядов на историю Руси, мировую историю, представления о деятельности князей. Конечно, летописи, а точнее летописцы, не всегда были беспристрастны. Часто на изложение или оценку событий влияла политическая обстановка в государстве.Первоначально записывались события, очевидцем которых был сам летописец и/или исторические сказания о деяниях князей. В 966 г. эти записи, а также устные предания были сведены в единую обобщающую историю Руси. Скорее всего, авторами этого первого в истории Руси летописного свода были монахи, работавшие при Десятинной церкви в Киеве.Во время правления Ярослава Мудрого появился второй летописный свод, включивший в себя ранее созданный. Традиция включать в летописные своды предшествующие повествования сохранялась и в дальнейшем.В 1093−1095 гг. был составлен Киево-Печерский летописный свод (его также называют Начальным сводом). Следует учитывать, что в Древней Руси (как и в Средневековой Европе) не существовало понятие «авторское право». Если автор книги не являлся «отцом церкви», чей авторитет был очень высок, переписчики могли достаточно сильно изменять исходный текст, добавляя в него что-то новое, переделывая уже существующее. Поэтому одни и те же сочинения зачастую доходят до нас в нескольких редакциях, достаточно сильно отличающихся друг от друга.Летописным сводом является и знаменитая «Повесть временных лет».

1Когда и где (предположительно) появился первый летописный свод?

2 Почему текст одного и того же произведения может сильно отличаться друг от друга?

3 Всегда ли летописцы были беспристрастны? Почему?

Задание№3

Повесть временных лет

«Повесть временных лет» наиболее ранний из дошедших летописных сводов. Создание летописи относят к XI в. Традиционно автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Автор «Повести временных лет» при работе над произведением привлек широкий круг древнерусской и иностранной литературы — предшествующие древнерусские летописи, византийские хроники, разнообразные исторические сборники, устные предания и рассказы. «Повесть временных лет» Нестора описывает историю Древнерусского государства с IX до XII в.Преемником Нестора в летописании стал игумен Сильвестр, придавший «Повести временных лет» современный вид. Игумен Моисей (настоятель Выдубицкого монастыря в Киеве) продлил «Повесть временных лет» до 1200 г. Монах Лаврентий написал в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть временных лет» («Лаврентьевскую летопись»). В «Повести временных лет» собрано значительное количество повестей, сказаний, легенд и устных поэтических преданий о различных исторических событиях и лицах.Долгое время «Повесть временных лет» считалась первой русской летописью. Однако современные ученые уверены, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама «Повесть» являлась не единственным произведением Древней Руси.Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят это произведение в ряд выдающихся творений мировой культуры.

1 Когда и кем была написана «Повесть временных лет»? Является ли она первой русской летописью?

2 Какими источниками пользовался Нестор?

3 Кто продолжил дело Нестора?

Задание№4

Найди ошибки в тексте:

Ярослав и Святослав стали основоположниками славянской азбуки в 11 веке. Первые книги были очень дешевы, поскольку были сделаны из бумаги, и в них не было никаких украшений. Бумага получила широкое распространение, её использовали для деловой переписки, писем и т.д. Одна из древнейших хроник «Слово о законе и Благодати», написанная митрополитом Иларионом.

Ответы:

1Кирилл и Мефодий

2 Вторая половинаIХ- нач. X века.

3 Книги дороги, пергамен, украшены миниатюрами.

4 вместо бумаги использовали бересту.

5 «Повесть временных лет» Нестор.

Задание №5

Отгадай зашифрованное слово и дай определение:

1оакмази, 2рсафке,3очсзтоедв,4каион

Ответы: 1мозаика, 2фреска,3зодчество, 4 икона.

Пояснения к слайдам

Десятинная церковь в Киеве.

Первой каменной церковью на Руси стала Десятинная церковь. Она сыграла огромную роль в развитии русского каменного зодчества.Как сказано в «Повести временных лет» на следующий год после крещения князь Владимир задумал построить церковь Богородицы в Киеве. Церковь строилась византийскими зодчими 7 лет. Окончание строительства относят к 996 г.По рассказу «Повести временных лет», увидев церковь, Владимир сказал: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Именно от этого и пошло название церкви — Десятинная.До наших дней церковь не сохранилась, однако на основании археологических раскопок и письменных сведений можно реконструировать древний облик церкви. Десятинная церковь представляет собой крестово-купольный каменный храм. Церковь была разделена тремя парами столбов на три нефа, которым соответствовали в алтарной части три абсиды. Здание было возведено из плоских византийских кирпичей — плинфы. Кладка связывалась известняковым раствором с примесью толченой керамики — цемянки. В постройке церкви использовалась так называемая «кладка со скрытым рядом»: на фасад ряды плинфы выходили через один, промежуточный ряд немного отодвигался в глубь стены и покрывался слоем раствора.Согласно летописи над храмом высились 25 глав. В отделке интерьерашироко применялся мрамор. Стены украшали мозаики и фресковые росписи. Вокруг собора располагались огромные каменные дворцы с такой же пышной отделкой, как и сам храм.В Десятинной церкви располагалась усыпальница княжеской династии. Здесь были похоронены византийская принцесса (жена Владимира) Анна и сам киевский князь Владимир. При Ярославе Мудром в Десятинную церковь перенесли останки княгини Ольги и двух братьев Владимира — Ярополка и Олега.В ходе монгольского нашествия на Русь в 1240 г. Десятинная церковь была полностью разрушена. Вместе с собором были утрачены иконы, книги, церковные святыни.

Софийский собор в Киеве

Центральным памятником архитектуры Древней Руси стал Софийский собор в Киеве. Свое название получил от Софии — Премудрости Божией.В истории продолжают споры, когда точно был заложен и построен этот собор. По сообщениям летописей, Софийский собор был заложен Ярославом Мудрым в 1036 г. в честь победы русских войск над печенегами. Однако многие ученые считают, что закладка собора произошла раньше — в 1017 г., а его строительство продолжалось несколько лет. Точно известно, что в 1051 г. в соборе был рукоположен в митрополиты Иларион. Софийский собор был построен византийскими и русскими зодчими, но он значительно отличается от византийской архитектуры того времени. Храмы, строившиеся тогда в Византии, обычно были меньше. Интерьер собора был богато украшен фресками и мозаиками. Многие сохранились до наших дней.Софийский собор стал местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также внуки Ярослава — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской политической и культурной жизни.В ходе монгольского нашествия в 1240 г. собор был разграблен завоевателями и в течение нескольких веков находился в запустении. В XVIII в. была предпринята реконструкция храма, в результате которой он приобрел свой нынешний вид.

Фрески

Кроме мозаик, из Византии на Русь пришла и техника фрески. Фреска (от итал. fresco — свежий) — картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. В связи с тем что материалы для мозаики были очень дорогими, распространение на Руси получили именно фрески.Техника фресковой росписи была следующая. Прежде чем приступить к росписи вновь отстроенного храма, ему давали выстоять. Процесс усадки стен мог занимать 2–3 года, а мог и несколько десятилетий. На этот период стены покрывались временной штукатуркой. Затем приступали непосредственно к росписи. Этот процесс начинался с подготовки грунта под названием левкас служившего основой для живописи. В Древней Руси это был известковый раствор. Готовить его начинали за 1,5–2 года до основных работ, относились к этому серьезно, так как именно от качества левкаса во многом зависела прочность живописи.Для получения наилучшего левкаса требовалась долгая многократная промывка старой извести. Ее засыпали в большие деревянные емкости и заливали водой. Воду меняли каждые 5–6 часов круглые сутки в течение всего лета. Осенью эту известь складывали в огромные кучи, закрывали мешковиной и оставляли вымораживаться. Весной процесс промывки продолжался тем же образом в течение 6–7 недель.Промывка была необходима для того, чтобы из этого раствора вышла емчуга — едкая известь. В результате меняется состав извести, и она становится вязкой, упругой, эластичной. После этого начинали грунтовку стены. Старую штукатурку при этом сбивали и перед наложением новой в швы кладки с интервалом 6–10 см вколачивали железные, кованые, с широкими шляпками гвозди (диаметр от 2,5 до 5 см). Эти шляпки не давали оползать и двигаться свеженаложенной штукатурке. Гвозди были двух видов: для стен длиной 5–6 см и 2–2,5 см для сводов. Иногда левкас наносили в два приема с разницей в 10–12 часов, затем его заглаживали железной лопаткой, потом полировали куском кожи. Поверхность отполированного таким образом левкаса была совершенно ровной, гладкой, блестящей. Все работы выполняли только в теплое время года — с мая по сентябрь.После этого начинался непосредственно живописный процесс. Возглавлявший артель художник (знаменщик) наносил краской по сырой штукатурке рисунок основных композиций и намечал основные цветовые плоскости. Для того чтобы рисунок в процессе росписи не пропал и не осыпался, его процарапывали специальной иглой с деревянной ручкой (ографляли). Получавшаяся в результате графья служила основой для работ остальных живописцев артели.Для росписи использовали кисти двух видов — грунтовальные и рисовальные. Грунтовальные употреблялись для покрытия больших плоскостей основными тонами, они обычно выделывались из свиной щетины. Рисовальные кисти делались из беличьих хвостов, их применяли для живописных работ. Все кисти делались разного размера, изготавливали их сами художники.Была определена и последовательность расписывания храма: начинали с востока и сверху и постепенно двигались вниз и на запад. В первую очередь расписывали помещение алтаря, купола, потом переходили на барабаны куполов, арки, поверхности сводов. Затем расписывали сверху вниз стены и столбы.Работу по росписи соборов проводила артель (объединение, сообщество) мастеров. Все работы внутри артели были строго распределены, каждый занимался своим делом. Возглавлял артель знаменщик — опытный художник, мастер-иконописец. Он проводил разметку композиции, делал прорисовку изображений и руководил всем процессом живописи. Кроме того, в артели были лицевщики (личники), писавшие личное, т. е. лики, долицевщики (доличники), писавшие ризы и облачения, мастера палатного письма — архитектура. Были еще травщики, специализировавшиеся на пейзажах, уставщики, выполнявшие надписи, позолотчики, терщики красок.

Фрески Софийского собора в Киеве

Выдающиеся примеры фресковой живописи были созданы в Софийском соборе Киева. По мнению историков, фрески были созданы сразу же после строительства собора и в основном закончены к 1054 г.Работали над фресками приглашенные из Византии мастера. Всего общая площадь фресок в соборе в древности составляла около 5 тыс. м2. Однако до нас дошло лишь около 2 тыс. м2.Софийский собор и фрески собора сильно пострадали при завоевании монголами Киева. В XV–XVI вв. собор стоял без крыши, что негативно повлияло на состояние фресковой живописи. В XVII в. фрески были забелены известью. Вновь фрески были обнаружены лишь в XIX в., когда в одном из приделов собора отвалился кусок штукатурки и открылась фреска XI в.В 1930–1980-е гг. в соборе проходила научная реставрация стенописи. В результате оказались раскрыты все древние фрески. Нерасчищенными остались лишь те места, где не сохранилась древняя штукатурка. Поэтому на стенах собора соседствуют мозаики и фрески XI в. и росписи храма XVII–XIX вв.Древние фрески находятся в плохом состоянии, так как они претерпели многочисленные утраты. Стерты верхние красочные слои. Кроме этого, изображения угасают: после реставрации их видимость из десятилетия в десятилетие становится все хуже.

Мозаика.

Мозаика — изображение или узор из скрепленных друг с другом кусочков разноцветных камешков, эмали, дерева, цветного непрозрачного стекла (смальты). Для большей выразительности мозаичных изображений был использован следующий прием. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что падающие на них лучи света отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность. Яркие цвета мозаики искусно сочетались с приглушенными тонами мрамора.Мозаика применялась для украшения церквей в XI−XII вв. Но большого распространения она не получила из-за своей дороговизны. Наиболее яркие примеры древнерусских мозаик сохранились в Софийском соборе в Киеве.

lit.na5bal.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

aikido-mariel.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

otvet.blue

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

twofb.ru