История пирамид древнего египта. Египетские пирамиды: история, в которой все меньше загадок
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пирамида фараона Хеопса. История египетских пирамид. История пирамид древнего египта


история, в которой все меньше загадок

Давно миновали времена, когда египетские пирамиды поражали наблюдателя небывалым величием и непревзойденной монументальностью. Примерно тысячу триста лет назад человечество научилось-таки строить больше, выше, массивнее и быстрее, чем это делали древние египтяне. Но все же на протяжении четырех тысяч лет лидерство в области строительства сохранялось за давно исчезнувшим народом… Кто, как и когда построил египетские пирамиды? Интерес к пирамидам Гизы не угасает пять тысячелетий кряду. Ответы на большинство вопросов египтологам известны.

Как и из чего строили пирамиды древние египтяне – мы во многих случаях лишь предполагаем, и среди пропагандируемых гипотез немало откровенной фантастики. Попробуем же разобраться в истории египетских пирамид без предубеждения, мистики и напускной таинственности.

Сколько всего пирамид в Египте?

Вопрос далеко не праздный, если учесть протяженность периода строительства пирамид, разнообразие использованных материалов, особенности архитектуры – и, естественно, сохранность. По разным сведениям, общее количество египетских пирамид достигает 140-ка, однако многие из них идентифицируются с трудом.

И если пирамиды Гизы знамениты впечатляющей величиной, совершенной формой и неплохой сохранностью, пирамидам иных древнеегипетских усыпальниц повезло меньше. Многие из них – в силу недолговечности обычного в ту пору сырцового глиняного кирпича либо насущной потребности в стройматериалах – развалились полностью или частично, и более напоминают холмы, нежели пирамиды.

Так, в 2013-м году американский археолог Angela Micol, исследуя фотокарты высокого разрешения, высказала предположение, что несколько холмов на территории современного Египта – ни что иное как старинные пирамиды, отчасти эродировавшие под влиянием климатических факторов, отчасти занесенные песком и пылью.

Вдохновленные подсказкой из-за океана, египетские археологи предприняли экспедицию к указанным высотам. В печати появились осторожные высказывания касательно справедливости суждений ученой американки, однако в официальный реестр египетских пирамид находки Анджелы Микол пока не включены – как и останки еще 17-ти пирамид, сходным образом обнаруженных Сарой Паркак из университета города Бирмингем, штат Алабама.

Мастаба – скромная усыпальница фараона

Традиция строительства пирамид как фараоновых усыпальниц родилась не вдруг. Погребения фараонов первой династии (всего же насчитывается более 30-ти династий) устраивались в сравнительно небольших строениях, по виду напоминающих срезанный холм или четырехгранную пирамиду со срезанным верхом и прямоугольным основанием.

Несовершенство тогдашних строительных технологий вынуждало египтян создавать постройки с наклонными гранями наружных стен. Интуитивное уподобление искусственного строения естественной насыпи из камня обеспечивало устойчивость возведенной конструкции не хуже, чем у конусной груды разноразмерных обломков у подножия горы.

В арабском Египте первые гробницы фараонов получили наименование «мастаба», что в переводе с арабского означает «табуретка».

Скамья с плетеным сиденьем, созданная в Древнем Египте. Пришлые арабы назвали скамью «мастабой». Такое же название закрепилось за приземистыми гробницами, предшественницами пирамид.

По архитектурному облику мастаба повторяет слегка подрощенное древнеегипетское жилое строение, и святости в сугубо утилитарной постройке нет ни капли. Так что нет ничего удивительного в том, что всякий новый правитель стремился построить свою мастабу выше любых строений округи, а главное – выше усыпальницы предшественника. Мания величия так свойственна вождям!

Логическим итогом роста мастабы стала геометрически правильная пирамида, однако достичь искомой формы удалось не сразу.

Усыпальница Джосера – первая египетская пирамида

В тридцати километрах к югу от Каира расположена деревня Саккара. Саккара – место упокоения фараонов III-IV династии. Здесь находится самая старая из сохранившихся египетских пирамид – пирамида Джосера.

Имхотеп – смелый новатор

По сведениям, собранным историками, Имхотеп – главный архитектор проекта – первоначально планировал построить обычную мастабу. Однако идея о сооружении многоярусной усыпальницы показалась и архитектору, и заказчику много более плодотворной. Поэтому уже в процессе строительства проект был изменен. Троекратная надстройка меньшей мастабы над большей давала в итоге сорокаметровую четырехъярусную пирамиду с прямоугольным основанием.

Понимая, что сырцовый глиняный кирпич (в русской традиции материал известен как «саман») недостаточно прочен для создания высотного строения, Имхотеп распорядился для возведения корпуса усыпальницы использовать известняковые блоки.

Остроумная технология строительства пирамиды Джосера

Известняк для строительства добывался в карьере неподалеку. Размеры и форма каменных блоков соблюдались нестрого, однако позволяли делать кладку с перевязкой: три продольно ориентированных блока сменялись двумя поперечными – и так далее. Масса единичного блока не превышала «грузоподъемности» крепкого носильщика.

В качестве вяжущего раствора применялся густой глинистый состав, призванный не столько скреплять блоки, сколько заполнять пустоты. Идею такого строительного материала Имхотепу могла подсказать сама природа. Путешествовавшим по окрестному миру египтянам наверняка попадались конгломераты, образованные селевыми потоками и быстро превращавшиеся в плотный и прочный материал.

Глину копали в долине Нила, размачивали и смешивали с некоторым количеством песка (для предотвращения растрескивания в процессе высыхания). Стеновой камень укладывался с наклоном внутрь строения так, что линия стены отклонялась от вертикали на 15˚. Таким образом, стены каждого из ярусов гробницы образовывали с условной плоскостью земной тверди угол в 75˚.

Ответственные узлы внутренних конструкций пирамиды Джосера выполнялись из двухтонных гранитных блоков, доставляемых издалека по воде, и крупно тесаного известняка. Цементирующий гипсовый раствор, использовавшийся египтянами чаще известкового, скреплял элементы лишь в некоторых местах. В частности, синяя фаянсовая плитка в облицовке внутренних помещений усыпальницы, держалась на стенах благодаря гипсовым вяжущим.

Имхотеп – обожествленный пионер перестройки

Возведя четырехъярусную пирамиду, воодушевленный успехом Имхотеп предложил не останавливать строительство и довести количество ярусов до шести с одновременным увеличением общей площади пирамиды. Для наружной облицовки строения предполагалось использовать белый известняк из Турского карьера с восточного берега Нила.

Согласие фараона не заставило себя ждать. Бесперебойное продолжение работ позволило выдающемуся архитектору Древнего Египта нарастить высоту пирамиды до 62-х метров. Став шестиярусной в 2649-м году до нашей эры, пирамида Джосера увенчала собой огромный комплекс ритуальных строений и надолго стала рекордным сооружением Египта и всего тогдашнего мира.

Ступенчатая пирамида Джосера, построенная под руководством гениального Имхотепа. Подняться в небо по гигантским ступеням мог лишь фараон…

Подсчитано, что на сооружение пирамиды Джосера затрачено 850 тыс. тонн известняка. По единодушному мнению строителей нашего времени, никаких технологических загадок в возведении первой египетской пирамиды нет. Однако современники Имхотепа отнеслись к выдающемуся архитектору с куда большим пиететом. После кончины архитектор, инженер и ученый Имхотеп был обожествлен, а египетские пирамиды по завету основоположника еще долго строились ступенчатыми.

Пирамиды в Гизе – средоточие тайн и загадок

Ступенчатых и многоярусных пирамид и пирамидок, построенных по заветам великого Имхотепа, в Египте довольно много. Но к чудесам света причислены египетские пирамиды лишь правильной тетраэдрической формы, и не все, а только те, что стоят в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина являют собой вершину строительного искусства Древнего Египта. Проведенные исследования не дали четкой и достоверной картины этапов и методов возведения. Из исторических документов наиболее подробным считается описание Геродота – однако нужно помнить, что свои записи Геродот делал через 2000 лет после постройки пирамиды Хеопса…

Хемиун – герой пирамидостроительного труда

Задача, поставленная перед Хемиуном, родственником фараона и, по совместительству, главным администратором государства, была сложной. На скалистом квадратном основании следовало построить пирамиду правильной геометрической формы и эталонных эстетических достоинств. Сооружение, само собой, должно было быть выше пирамид прежних фараонов и, желательно, остаться непревзойденным в будущем. Хемиун, высокорожденный архитектор пирамиды Хеопса, выдающийся архитектор и огранизатор.

Возможно, задача ставилась как-то иначе – но это неважно. Хемиуну удалось создать пирамиду, вместившую миллионы тонн природного камня, возвысившуюся почти до небес (147 метров высоты), сокрывшую в себе несколько тайных помещений, поражавшую (и поражающую) наблюдателя совершенством форм и величием идеи.

Тайна первая плюс тайна главная

Как велось строительство, не рассказано нигде. Не найдено ни единого папируса, в котором не то что бы раскрывалась строительная технология Хемиуна, но даже и просто упоминалась бы пирамида Хеопса!

Это и есть первая загадка главной из египетских пирамид. Впрочем, отгадок может быть несколько:

  • а) исследователям просто не повезло отыскать нужный документ;
  • б) имел место запрет на документирование и разглашение способов возведения пирамиды;
  • в) проектная документация не составлялась, протоколирование строительства не осуществлялось – за ненадобностью.
Строительство велось с использованием известняка и гранита. Каменные блоки вырубались массивными и объемными. Как осуществлялась транспортировка и, главное, подъем многотонных элементов кладки на многометровую высоту? Это вторая и самая трудноразрешимая проблема возведения пирамиды Хеопса.

Как строилась величайшая из египетских пирамид

Большая часть пирамиды Хеопса сложена из блоков желто-серого известняка, материала относительно рыхлого, но достаточно прочного. Поскольку блоки вырубались разноразмерными, логично было бы при заготовке материалов на стройплощадке расположить камень так, чтобы наиболее крупные и тяжелые их низ расходовались на сооружение нижних ярусов кладки, а менее массивные камни предназначались для верхних ярусов. Блоки, предназначенные для возведения пирамиды Хеопса, вырубали из скального монолита.

Египетские строители именно так и поступили. Известняковые блоки пирамиды тем мельче, чем ближе к вершине лежат. Что, кстати, опровергает модную теорию о возведении строения из бетонных блоков.

Бетонная идея – ложна?

Транспортировать ведра с густым раствором на верхние этажи стройки действительно проще, но менять стандарт опалубки от яруса к ярусу – зачем? Искусственный строительный камень, как правило, обладает стандартизованными размерами, в то время как блоки пирамиды Хеопса далеко не стандартны.

Важен и фактор времени. Отвердение бетона требует продолжительного покоя отливаемой детали. Первичное схватывание не равнозначно полному набору прочности. На свежеотлитый и уже затвердевший камень нельзя вот так сразу нагромождать многотонную нагрузку. Ускорить упрочнение отливки можно органическими добавками – хотя бы яичным белком – но тогда гора скорлупы превзойдет размерами пирамиду. Угоден ли такой памятник фараону?

Производство вяжущего вещества для изготовления бетона требует высокотемпературной дегидратации исходного сырья – в случае Древнего Египта гипса. Какое-то количество гипсового раствора ресурсы страны позволяли произвести безболезненно, но не миллионы кубометров, требуемые для полного перехода на искусственный строительный камень! Столько дров в государстве просто не было!

Бетон – это не только вяжущий раствор, это еще и минеральный наполнитель нескольких фракций. Современные бетоны создают из цементного раствора, песка и гранитного щебня. Блоки египетских пирамид – сплошь известняковые. Можно, конечно, представить, как тысячи рабов годами крушат природный известняк для получения крошки, другие тысячи таскают носилки с известняковой крошкой на стройку, третьи носят воду в бурдюках, а четвертые утаптывают мокрый бетон – ибо без уплотнения он получится непрочным.

Но не проще ли высечь из камня готовые блоки? Тем более что все квалифицированные минералоги единодушны в оценке основного материала пирамиды Хеопса и считают его натуральным известняком.

Впрочем, отдельные элементы конструкции пирамид действительно могли быть изготовлены из искусственного камня. Но только не самые ответственные и нагруженные астрономическими массами вышележащих материалов.

Гранитная тайна пирамиды Хеопса

Адепты тайного знания толкуют о невозможности изготовления, обработки и доставки гранитных деталей строительства без использования инструмента из стали и абразивов алмазного уровня твердости.

Между тем, гранитные колонны, обелиски и прочие «мегалиты» в Древнем Египте продуцировались без особенных затруднений. Наши французские современники воспроизвели все этапы добычи и обработки гранита, и вполне удовлетворены полученным опытом.

Для откалывания крупной заготовки от природного массива использовался следующий метод.

  • 1. Вдоль контура предполагаемой заготовки из глиняных кирпичей строился невысокий очаг.
  • 2. В очаг загружались дрова, разводился огонь. Раскаленные угли прогревали нижележащий гранит на небольшую глубину.
  • 3. На разогретый гранит лилась вода. Камень растрескивался.
  • 4. После удаления кирпича, золы и отслоившейся породы зона прогрева подвергалась ударной обработке долеритовыми (долерит – разновидность диабаза) молотами. В результате в монолитном гранитном массиве образовывалась канавка глубиной в 10 – 15 см.
  • 5. Для углубления контурной канавки операция повторялась.
При добыче заготовок меньшего размера использовалось бурение отверстий при помощи медных трубок и абразивного песка с последующим забиванием в шпуры древесных пробок. Смачивание древесины приводило к разбуханию пробки. В случае удачи плоскость скола проходила строго по пробуренным отверстиям.

Техника ручной работы округлым долеритовым молотом предполагает выносливость и усидчивость исполнителя. Часовое (даже не слишком ловкое) битье долеритом по граниту позволяет снять слой толщиной в 6 – 8 мм на площади в несколько квадратных дециметров.

Устройство долеритового молота крайне незатейливо.

Расколотая пополам долеритовая конкреция служила основным инструментом шлифования гранита. Обилие долерита в восточных районах Египта позволяло мастерам древности использовать этот твердый камень в неограниченных количествах.

Подъем тяжестей без подъемного крана

Геродот пишет, что подъем камня наверх осуществлялся простыми деревянными устройствами типа колодезного журавля. Грузоподъемность подобных приспособлений достаточна для двухтонных грузов (средний объем известкового блока пирамиды Хеопса составляет 850 – 1000 литров, плотность известняка – 2000 кг на кубометр). Но как устанавливались гораздо более массивные элементы конструкции? В частности, пирамидион, монолитное навершие пирамиды массой в 15 т?

Современные изобретатели говорят о возможности обшивки каменного изделия объемными деревянными конструкциями, приближающими форму упакованной детали к цилиндру. Такая тара действительно облегчает транспортировку, но требует твердой дороги.

Наклонный пандус или спиральная дорога?

Как сооружается террикон – конусообразный отвал пустой породы? Сначала устанавливаются подпорки, на них водружается наклонный рельсовый путь. Вагоны с сыпучей массой загоняются на рельсы и разгружаются на сторону. По мере роста отвала дорога удлиняется. В конечном итоге образуется искусственная гора с крутыми склонами и длинной пологой насыпью с рельсами от ровной подошвы до самого верха. Наклонный пандус для доставки материалов непосредственно к строительной площадке.

Примерно так, полагают исследователи, строились и подъездные пути к египетским пирамидам. Наращиваемый наклонный (7˚- 8˚) пандус, выполненный из сыпучих материалов, уплотненный и укрепленный привозным лесом, действительно мог бы помочь доставке массивных каменных блоков к месту их установки.

Однако объем земляных работ в этом случае оказывается сравнимым с объемом всего строительства, а темп работ ограничивается частотой реконструкций транспортного пути. Насыпная спиральная дорога, проложенная вокруг пирамиды, делает невозможной проверку геометрии ребер и граней всего сооружения.

Другое дело, предположил французский архитектор Жан-Пьер Уден, если спиральная дорога проложена в теле пирамиды по ее внешним краям. По такой дороге можно ходить как по пологой лестнице, попутно волоча наверх известняковые блоки. Правда, такой путь изобилует поворотами под прямым углом. Но если в местах поворотов делать открытые площадки с простейшими грузоподъемниками, затруднения исчезнут.

По спирали – к небесам! Говорят, архитекторы Вавилонской башни переняли опыт возведения египетских пирамид и проект своего высотного творения уподобили растущей спирали. Да только материал подкачал и со взаимопониманием что-то не заладилось…

Гипотеза Удена небезупречна во многих отношения. Тем не менее, поворотные площадки в углах строения обнаружены, некоторые наклонные ходы по периметру пирамиды – тоже. Однако египетские власти пока не дают разрешения на масштабное аппаратное исследование исторического строения.

Итоговая реконструкция процесса

Обобщенно реконструированная картина строительства пирамиды Хеопса выглядит так:
  • - наиболее массивные детали основания пирамиды и внутренних помещений усыпальницы доставлялись к месту монтажа по наземным дорогам и невысокому насыпному пандусу;
  • - блоки, слагающие тело пирамиды, поднимались по спиральным лесам, пристроенным снаружи;
  • - белое известняковое навершие – пирамидион – было установлено сразу после завершения кладки;
  • - облицовочные блоки белого известняка, в сечении представлявшие собой прямоугольный треугольник, укладывались по направлению сверху вниз, заподлицо с гранями пирамидиона.
Сохранившаяся облицовка верхней части пирамиды Хеопса.

И хотя отдельные детали строительства не прояснены до конца, общая картина вполне ясна и правдоподобна. Однако тайны египетских пирамид заключались не только в вопросах проектирования и возведения циклопических сооружений.

«Нераскрытые» тайны египетских пирамид

Исследования пирамиды Хеопса, предпринятые жадным до сокровищ человечеством в течение последних двух тысяч лет, оказались весьма травматичными для исторического строения. Отчасти поэтому, а отчасти по причине высокого туристического потенциала разрешение на научные изыскания в Гизе получить очень непросто.

В результате на сегодняшний день у ученых нет полного плана полостей и помещений пирамиды Хеопса – из-за чего предположения о назначении комнат, коридоров и каналов основываются на недостаточных сведениях.

Подобная ситуация дает пищу для досужих размышлений о наличии под египетскими пирамидами и Сфинксом тайных сокровищниц. Желтая пресса вовсю муссирует идею о сокровенности образчиков древнего знания, хранящихся то ли под лапами Сфинкса, то ли под погребальной камерой Хуфу, то еще глубже.

Однако историки и археологи от гипотетических сокровищниц особых откровений не ждут. Да, при обнаружении неразграбленных в прошлом хранилищ музейные коллекции мира изрядно пополнятся произведениями древнеегипетского искусства – но продвинутых технологий среди сохранившихся артефактов ждать не приходится. Увы…

Пирамида – работающий прибор?

Мысли о том, что каждая отдельно взятая пирамида и особенно крупнейшая и красивейшая пирамида Хеопса – это не просто памятник и гробница, а некий инструмент взаимодействия с тайными силами, мучат человечество вот уже четыре с половиной тысячи лет.

Еще живы отголоски ажиотажа, возникшего в перестроечные годы и касающегося чудодейственных свойств пирамидальных конструкций. Якобы лезвия в них самозатачиваются, бактерии самоуничтожаются, вода самоосвящается – а в больших пирамидах плюс к тому замедляется время, молодеют организмы и умнеют дураки.

Пирамиде Хеопса 4600 лет, а она все работает? Не пора ли старушке на покой?

Опыты продолжаются до сих пор, но статистика итогов неутешительна. Ни в пирамидах древнеегипетской работы, ни в их современных аналогах ничего особенного не происходит.

«Кроме того, - возражают эзотерики, - что осуществляется контакт с высшим разумом!»

Влияние египетских пирамид на разум

Посвященные пишут: кто возляжет в саркофаг пирамиды Хеопса и сосредоточится, тому делаются слышны голоса, видны красочные картины, понятны сложности устройства вселенной – и еще открывается будущее. Вот и Наполен, как переночевал в саркофаге, вышел бледный, о пережитом молчал, и только в ссылке на острове Святой Елены намекнул, что увидеть ему довелось собственное падение…

Правда, психиатры, прознав о голосах и видениях, начинают нервно перетаптываться и оглаживать сумки с лекарствами. Психологи же говорят о сходстве индивидуальных реакций на темноту, тишину и полную уединенность. Для экономии средств, говорят, можно вместо саркофага улечься в деревянный ящик с крышкой, а вместо египетской пирамиды использовать любое подземелье – хоть бы и неглубокую яму.

Сумма ощущений и мыслей, возникающих у испытуемых, типична. В подобном уединении всякий человек задумывается о скоротечности жизни, тщете всего сущего и неизбежности конца. Пирамиды тут ни при чем!

Астрономический фактор

Бельгиец Роберт Бьювел, рожденный и долго живший в египетской Александрии, не был первым человеком, заметившим сходство расположения пирамид в Гизе и звезд в Поясе Ориона. Однако он первым высказался о подобии громко и публично.

Проверка показала, что совпадение направлений и пропорций весьма условное. Отстаивая свою точку зрения, Бьювел предположил: положение пирамид соответствует картине звездного неба времен третьей династии фараонов.

Развитие компьютерных технологий дало возможность восстановить положение звезд в прошлом. Смоделированная картина звездного неба 2500-го года до нашей эры оказалась близкой к расположению пирамид в Гизе, но лишь приблизительно…

Дальнейшие исследования привели астрономов к выводу: взаимное расположение пирамид Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина) полностью соответствует расположению Альнитака, Альнилама и Минтака (звезд астеризма «Пояс Ориона») в 10500-м году до н.э.

Досужие мыслители тут же пришли к умозаключению, что первоначальная разметка стройплощадки была выполнена в 10500-м, а собственно строительство решили отложить на 8 тыс. лет.

Более того! В начале начал, а именно за 14 тыс. лет до рождества Христова, на месте будущей Гизы и всех ее усыпальниц стояла пирамида – всем пирамидам пирамида, величиной с настоящую гору! Правда, прародительница пирамид была монолитной и во время землетрясения растрескалась. Громадину решено было снести, а на ее месте, после приборки обломочного мусора, соорудить новый пирамидный комплекс.

Кто и зачем принимал столь неожиданные решения, мыслители не сказывают.

Нумерологическая ересь пирамиды Хеопса

Направляясь в Египет, Наполеон, как известно, включил в отряд более полутора сотен ученых. Соскучившись за время переходов, любознательные научные работники набросились на египетские пирамиды как голодная собака на кость. Обмерам и измерениям было подвергнуто все доступное пространство, в том числе каждая из пирамид и Сфинкс.

Полученные данные стали предметом ученых дискуссий, не прекращающихся по сей день. За двести лет умствований особо продвинутыми знатоками была установлена зависимость между линейными параметрами пирамиды Хеопса и:

  • - размерами Земли и Солнечной системы;
  • - числом "пи";
  • - произошедшими и грядущими событиями;
  • - физическими константами, определяющими баланс взаимодействия сил во Вселенной.
Свежайшая гипотеза, выдвинутая уже в новом тысячелетии, гласит о равенстве пропорций суммы темной энергии, темного вещества и видимого вещества в галактике Млечный Путь и соотношения природного камня, вяжущего материала и пустот в пирамиде Хеопса.

Ау, психиатры!..

Так значит, никаких тайн в египетских пирамидах нет?

Тайн в египтологии еще много. Однако египетские пирамиды исследованы весьма основательно, хотя и не полно. В неспешном существовании пирамид имеется ряд неясностей, видных специалистам. К примеру, зримый прогиб граней пирамиды Хеопса возник в результате непредвиденной деформации материалов или вследствие архитектурного расчета?

Пока что нет однозначной картины комплекса технологий, применявшихся почти 5000 лет назад. Непонятно, почему пирамида Хеопса, самый монументальный из всех памятников Древнего Египта, лишен настенных надписей и изображений. Нет уверенности в понимании назначения обнаруженных предметов, помещений, строений…

Важно, однако, что плодотворными становятся лишь те исследования египетских пирамид, которые ведутся в рамках материалистической теории. Поиск экстраординарных сил, принимавших участие в создании египетских пирамид, фантастически забавен – и только.

Предыдущая статья: Абу-Симбел

Следующая статья: Долина кувшинов

А вы читали другие статьи этого раздела? Загадки, гипотезы, сенсации.

finesell.ru

Пирамида фараона Хеопса. История египетских пирамид

 

Самое древнее чудо света, которым мы можем любоваться и сейчас – это пирамида Хеопса. Окутанная мифами и легендами египетская пирамида являлась самым большим и высоким строением на протяжении многих тысячелетий. Хуфу (другое название пирамиды) находится в Гизе – самом популярном месте скопления туристов.

 

История пирамид

 

Пирамиды в Египте являются практически главной достопримечательностью страны. Существует много гипотез связанных с их возникновением и строительством. Но все они сходятся к одному важному выводу пирамиды в Египте – это внушительные гробницы для великих жителей страны (в те времена это были фараоны). Египтяне верили в загробный мир и дальнейшую жизнь после смерти. Считалось, что только единицы достойны продолжения жизненного пути после смерти – это собственно сами фараоны их семьи и рабы, которые находились постоянно рядом с владыками. Образы рабов и прислуги рисовались на стенах гробниц, чтобы после их смерти они могли дальше служить своему царю. Согласно древней религии египтян у человека было две внутренних души Ба и Ка. Ба – уходила от египтянина после его смерти, а Ка выступала всегда в роли виртуального двойника и ждала его в мире мертвых.

 

 

Чтобы фараон ни в чем не нуждался в загробной жизни, в гробнице пирамиды оставляли еду, оружие, кухонную утварь, золото и многое другое. Для того чтобы тело осталось в неизменном виде и дождалось вторую душу Ба, необходимо было сохранить его. Так и возникло рождение бальзамирования тела и надобность создания пирамид.

Возникновение пирамид в Египте берёт свое начало со строения пирамиды фараона Джосера 5 тысячелетий назад. Внешние стены первой пирамиды были в форме ступеней, что символизировали восхождение на небеса. Высота сооружения была 60 метров с множеством коридоров и несколькими гробницами. Палата Джосера находилась в подземной части пирамиды. От царской гробницы было проделаны ещё несколько ходов ведущих к небольшим камерам. В них находились все принадлежности для дальнейшей загробной жизни египтян. Ближе к востоку были найдены палаты для всей семьи фараона. Само строение было не таким огромным по сравнению с пирамидой фараона Хеопса, высота которой больше почти в 3 раза. Но именно с пирамиды Джосера и начинается история возникновения всех египетских пирамид.

 

 

Очень часто на фото пирамиды Хеопса можно увидеть и ещё две рядом стоящие пирамиды. Это знаменитые пирамиды Херфена и Мекерина. Именно эти три пирамиды считают наиболее главными достояниями страны.Высота пирамиды Хеопса значительно отличает её от остальных вблизи стоящих и других пирамид Египта. Изначально стены сооружения были гладкими, но по истечению большого периода лет начали обсыпаться. Если посмотреть на современные фото пирамиды Хеопса, то можно увидеть рельефность фасада и его неравномерность, образованные тысячелетиями.

 

 

Рождение пирамиды Хеопса

 

Пирамида Хеопса по официальной версии была возведена осенью 2480 года до н.э. Дату возникновения первого древнего чуда света, многие историки и исследователи оспаривают, приводя аргументы в пользу своих доводов. Строительство Великой пирамиды длилось около 2-3 десятков лет. В нем участвовали более ста тысяч жителей древнего Египта и лучших мастеров того времени. Первым делом была построена большая дорога для доставки строительных материалов, потом подземные ходы и шахта. Большая часть времени ушла на возведение верхней части пирамиды – стен и внутренних ходов и гробниц.

Есть очень интересная особенность постройки: высота пирамиды Хеопса в первозданном своем виде и ширина была по 147 метров. Из-за песков засыпающих основание строения и обсыпания облицовочной части она уменьшилась на 10 метров и непосредственно теперь составляет сейчас 137 метров в высоту. Строилась гигантская гробница преимущественно из огромных, весом около 2,5 тон глыб известняка и гранита, которые тщательно отшлифовывали, чтобы не потерять идеальную форму конструкции. А в гробнице самого древнего фараона были найдены гранитные глыбы, вес которых достигал почти 80 тонн. По подсчетам египтологов огромных камней понадобилось около 2 300 000, что не может нас всех не впечатлять.

 

 

Сомнения, связанные со строительством пирамиды заключались в том, что в те тёмные времена не было вовсе никаких специальных машин и приспособлений способных поднять и идеально сложить под определённым уклоном тяжеленные блоки. Одни считали, что в строительстве принимали участие более миллиона человек, другие, что глыбы поднимались подъемным механизмом. Все было настолько продумано и максимально совершенно, что без применения бетонного раствора и цемента камни укладывались так, что между ними вовсе невозможно было вставить даже тонкую бумагу! Существует предположение, что пирамида была создана вовсе и не людьми, а инопланетянами или другой силой неведомой человеку.

Мы же основываемся конкретно на том, что пирамиды – это всё-таки творение людей. Для того чтобы быстро извлечь из скалы камень нужного размера и формы делались его очертания. Условная форма высекалась, и туда вставляли сухое дерево. Его регулярно поливали водой, от влаги дерево увеличивалось, и под его давлением образовывалась трещине в скале. Теперь большую глыбу извлекали и предавали ей требуемую форму и размер. Камни для строительства были перенаправлены по речке огромными лодками.

Чтобы поднять тяжеленные глыбы наверх использовали массивные сани из дерева. По пологому подъему камни поднимали друг за другом упряжки их сотни рабов.

 

 

Устройство пирамиды

 

Проход в пирамиду первоначально был не там, где он находится сейчас. Он имел форму арки и находился с северной стороны строения высотой более 15 метров. В попытке ограбить великую гробницу в 820 году был сделан новый вход, уже на 17-ти метровой высоте. Но Халиф Абу Джафар, что хотел обогатиться награбленным, не нашел никаких драгоценностей и ценных вещей и ушел ни с чем. Именно этот проход сейчас открыт для туристов.

 

 

Пирамида состоит из нескольких длинных коридоров ведущих в гробницы. Сразу после входа идёт общий коридор, что расходиться на 2 тоннеля ведущих в центральную и нижнюю часть пирамиды. Внизу находящаяся палата по каким-то причинам не достроена. Там же находится узкая лазейка, за которой только тупик и трёхметровый колодец. Поднявшись по коридору верх, вы попадете в Большую Галерею. Если свернуть на первом повороте налево и немного пройти, вы увидите палату жены владыки. А по коридору выше находиться и самая большая – гробница самого фараона.

 

 

Начало галереи интересно тем, что там сооружен длинный и узкий почти вертикальный Грот. Есть предположение, что он там и был ещё до основания самой пирамиды. С обеих гробниц фараона и его жены проделаны узкие проходы шириной около 20 сантиметров. Предположительно они были сделаны для вентиляции палат. Есть ещё одна версия, что эти проходы и коридоры указатели звезд: Сириуса, Альнитаки и Тубана и что пирамида служила местом для астрономических исследований. Но есть и другое мнение – согласно вере в загробную жизнь египтянами считалось, что по каналам возвращается душа с небес.

 

 

Имеется один немаловажный и интересный факт – строительство пирамиды было выполнено строго под одним углом 26,5 градусов. Есть все основания предполагать, что жители древности очень хорошо разбирались в геометрии и точных науках. Чего только стоят пропорциональные ровные коридоры и вентиляционные каналы.

 

 

Недалеко от самой пирамиды в ходе раскопок были найдены египетские, кедровые лодки. Они были сделаны из чистого дерева без единого гвоздя. Одна из лодок бала разделена на 1224 частей. Собрать её удалось реставратору Ахамеду Юссуфу Мустафе. Для этого архитектору пришлось потратить целых 14 лет, такому высокому терпению во имя науки можно только позавидовать. Собранной лодкой сегодня можно полюбоваться в музее причудливой формы. Он находиться с южной стороны Великой пирамиды.

 

 

К сожалению внутри самой пирамиды нельзя снимать видео и фотографировать. Но зато можно сделать много невероятных снимков на фоне этого творения. Здесь же продаются различные сувениры, для того чтобы экскурсия в эти чарующие места долго могла напоминать о себе.

 

Фото пирамиды Хеопса, безусловно, не отображают всё величие и уникальность данного строения. Чтобы именно вы сегодня могли увидеть все собственными глазами достаточно обратиться в компанию Resort.ru. С нами вы окунетесь в историю и посмотрите на мир другими глазами. Низкие цены, постоянные акции, горящие туры, путешествия в самые необычные и популярные уголки планеты – с Resort.ru возможно всё!

 

 

 

 

Читайте также

www.resort.ru

Пирамиды Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Одно из семи чудес света – это пирамиды древнего Египта, кратко о которых будет рассказано в этой статье. Возраст этих уникальных сооружений составляет около 4500 лет. Самые знаменитые пирамиды, пользующиеся особенной популярностью у туристов и исследователей,  находятся на противоположном от египетской столицы берегу Нила – на древнейшем кладбище в Гизе. Ученые утверждают, что в те времена было возведено более сотни пирамид, но до наших дней дошла лишь малая их часть, которая является на сегодняшний момент важной достопримечательностью Египта. У этих таинственных сооружений было особое назначение в качестве гробниц фараонов и их жен. Строили пирамиды с помощью каменной кладки, некоторые из них облицовывали.Самым  ранним сооружением считается гробница царя Джосера, построенная по проекту древнеегипетского архитектора Имхотепа. Эта пирамида имеет своеобразную, ступенчатую форму.

Самой знаменитой по праву считается пирамида Хеопса. До середины XIX века это сооружение считалось самым большим во всем мире. Её высота составляет 147 метров, все стороны полностью симметричны, а площадь постройки более 50 тысяч квадратных метров. Но при всем ее величии, и несмотря на внушительные размеры самой пирамиды Хеопса, ее внутренние помещения составляют не более 5 процентов от всей площади. Также известно и имя архитектора, спроектировавшего столь монументальное сооружение – его звали Хемуин.Вторая по размеру – пирамида Хефрена. В высоту она меньше пирамиды Хеопса всего на несколько метров, но расположена на более высокой и крутой возвышенности. При этом около пирамиды расположена статуя Великого Сфинкса.  Многие египтологи считают (хотя это не доказано), что лицо Сфинкса представляет собой каменный портрет Хефрена.  Кроме того, эту пирамиду отличает от других тот факт, что в ней обнаружена всего две камеры, что по праву позволяет ей считаться самым компактным  сооружением в мире. Свободного пространства в этой гробнице – менее одной сотой процента от общего объема. Некоторые исследователи в этом случае обращают внимание на записи древнегреческого историка Диодора, который в своих сборниках сообщает, что Хефрена современники ненавидели столь сильно, что его настоящую гробницу пришлось сделать не в пирамиде, а в секретном месте.

Среди пирамид  Древнего Египта есть и такие, которые отличаются от классического представления о них. Они отличаются своей необычной формой. Например, пирамида в Медуме, построенная для фараона Хуни. Изначально эта постройка имела ступенчатую форму и состояла из семи ступеней, но на сегодняшний день видны только три. Это произошло в результате естественных природных процессов.

В Дахшуре есть, так называемая, ломаная пирамида, имеющая неправильную форму. На высоте 45 метров стены этой постройки меняют уровень наклона. Как и у всех других пирамид, она имеет вход на северной стороне, но есть и еще один отличительный факт, помимо ее необычной формы – это наличие второго входа со стороны запада. Существует большое количество мнений о причинах неправильной формы этой пирамиды. Возможно, из-за внезапно наступившей смерти фараона гробницу пришлось экстренно достраивать. Либо она деформировалась из-за нарушений технологии строительства или землетрясения.Захоронения в пирамидах были популярны вплоть до эпохи Нового царства. С этого момента гробницы фараонов стали делать в скалах. Пирамиды стали использовать исключительно как декоративный элемент при захоронениях богатых, знатных людей.

antiquehistory.ru

Мир пирамид: пирамиды Древнего Египта

 

Исторический период, который охватывает цивизизацию Древнего Египта, насчитывает более, чем три тысячелетия. И тяжело найти человека в мире, который не слышал о великолепии и величии египетских пирамид, эти удивительные сооружения проиводят неизгладимое впечатление на людей и по сей день.

Появление пирамид в ДревнемЕгипте

Напротяжении столетий египетские пирамиды остаются неповторимым шедевром архитектуры мирового масштаба, так как не имеют аналогов. Одновременно с этим пирамиды Древнего Египта являют собой одну из самх больших загадок для всего человечества.

Если говорить о первых известных нам пирамидах, то стоит вспомнить о тех, которые были построены в виде ступенек. Единственная дошедшая до нашего времени ступенчатая пирамида – это пирамида Джосера. Спуск от ее входа ведет в погребальную камеру, а ее высота представляет собой приблизительно 62 метра. Строительство же более привычной формы пирамид началось в эпоху четвертой династии. Первой настоящей пирамидой называют пирамиду Снофру, другие известные названия – «Красная пирамида», «Северная пирамида».

Пирамиды Гизы

Пирамида Хеопса, возведенная приблизительно в 2550 году до нашей эры, является самой большой и, наверное, самой знаменитой пирамидой Древнего Египта. Она стала пирамидой второго фараона IV династии. Она покрывает площадь в 52 тысяч квадратных метров, а ее высота составляет 138 метров. Другие знаменитые пирамиды Гизы – это пирамиды поздних фараонов Хефрена и Менкаура, и в отличии от пирамиды Хеопса, в них есть маленькие храмы и погребальни.

Сфинкс

Возле пирамиды Хефрена, считающей вторым по величине сооружением, находится знаменитый Сфинкс – один из древнейших монументальных скульптур, которые сохранились до нашего времени. Эта скульптура представляет собой льва, а его лицо – чем-то напоминает лик фараона Хефрена. В 1837 году в ней был обнаружены базальтовый саркофаг, крышка гроба из дерева и человеческие кости, но все эти исторически важные находки утонули вместе с кораблем ученых при перевозке в Англию.

Пирамида Менкаура

Другой примечательной пирамидой называют пирамиду Менкаура, которая меньше предыдущей пирамиды в десяток раз. Это сооружение примечательно тем, что для его постройки использовался такой материал, как гранит, а с гранитом работать намного сложнее. Также у этой пирамиды куда более сложная система погребальных помещений, особенно привлекает внимание большое количество туннелей.

Загадки пирамид

Со времен пятой династии размеры пирамид становятся куда менее внушительным и большими. Но независимо от своего размера и формы, все пирамиды имеют огромное историческое значение для человечества. Из этого временного периода выделяют пирамиду Унаса, так как именно в ней были впервые найдены погребальные тексты, которые были вырезаны на стене. Это было удивительным открытием для ученых.

Пирамиды Древнего Египта – это удивительнейшее изобретение человечества, которое до сих остается одной из наиболее важных и больших загадок. До сих остается непонятным, как можно было построить такие огромные сооружения без использования какой-либо техники и тех ресурсов, которые есть на сегодняшний момент. Тем не менее, прекрасные пирамиды до сих пор поражают человечество своей масштабностью и величием. Пирамиды Древнего Египта являются единственным из семи чудес света, которые были сохранены до наших дней.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Египет - страна на берегах Нила и ее жители: земледелие и быт Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМогущество Древнего Египта: армия, завоевания, культура

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Египетские пирамиды.

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни.

Ещё дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров - от современного города Каира до Фаюмского оазиса.

Это - египетские пирамиды.

Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя.

Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.

Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.

Пространство возле пирамиды было тщательно изучено археологами ещё в начале нашего века. Однако египетский учёный Мохаммед Гонейм обратил внимание на одну из террас юго-восточнее пирамиды Джосера. Тщательный осмотр, произведенный Гонеймом, обнаружил остатки каменных стен, осколки обработанного известняка и алебастра, Гонейм решил произвести раскопки. Работы вскрыли остатки кладки из больших неотёсанных камней. Это был фундамент массивной ограды, такой же, какая в свое время окружала и пирамиду Джосера. Верх этой ограды был разобран ещё в древности. Потом открылась под толстым слоем песка и щебня хорошо сохранившаяся часть ограды - рабочие назвали её Белой стеной. Она была великолепна - облицована белым шлифованным известняком, украшена нарядными выступами.

Несомненно, стена ограждала пирамиду. Но где же следы самой гробницы, столь же древней, как до сих пор единственная в своем роде пирамида Джосера?

Гонейм решил искать остатки пирамиды в центре участка и оказался прав. Из-под многометровой толщи песка, щебня и строительного мусора появилась нижняя массивная ступень древней гробницы. Высота ступени равнялась 7 м. Гонейм определил, что эта пирамида должна была иметь семь ступеней. Следовательно, она была на одну ступень выше прославленной пирамиды Джосера. Высота открытой пирамиды должна была достигать 70 м. Но если остатки пирамиды были погребены под глубоким слоем песка, значит, и само захоронение цело. Надо было его искать. Возле нижней ступени пирамиды был обнаружен ход, вырубленный в скале. Это был длинный коридор с разветвлениями.

В части галерей были найдены вещи, которые только увеличивали интерес к центральному погребению, доказывая, что гробница в древности не была ограблена. Гонейм нашёл множество каменных и глиняных сосудов, золотые украшения, коробочку для притираний, сделанную из золота, большое количество прекрасных чаш из порфира.

Но самой ценной находкой были печати на маленьких сосудах из тёмно-красной глины. На печатях Гонейм прочёл имя Сехемхет, что означало "могучий телом" - это было неизвестное до сих пор имя фараона одной из древнейших династий. Интерес к неведомому владыке, погребённому в пирамиде, возрос ещё больше. Египетские газеты были полны статьями с загадочными и сенсационными заголовками вроде: "Сияние золота из гробницы фараона" или "Золотые россыпи недостроенной пирамиды". Все с нетерпением следили за ходом работ.

После долгих поисков, многих разочарований, с большим риском (несколько раз камни обваливались в подземных ходах) учёному удалось проникнуть в усыпальницу.

В незаконченном, наспех вырубленном центральном зале (строительный мусор не был убран, а его только выгребли в соседние галереи) стоял великолепный алебастровый саркофаг. Когда археолог внимательно осмотрел саркофаг, он был поражён - крышки у саркофага не было. Высеченный из цельной глыбы алебастра, он был закрыт с торцовой стороны дверцей, которая опускалась и поднималась в пазах. С волнением Гонейм убедился в том, что, после того как саркофаг был поставлен в усыпальницу, к нему никто не прикасался - сверху был положен погребальный венок из истлевших цветов и трав, вернее то, что осталось от погребального венка, возложенного на саркофаг 4700 лет назад.

В день, назначенный для открытия саркофага неизвестного доныне фараона, подземный склеп заполнила толпа учёных-египтологов, фото- и кинорепортёров, журналистов. Затаив дыхание, собравшиеся следили за тем, как рабочие приступили к подъёму тяжелой алебастровой дверцы. В глубоком молчании саркофаг открыли. Он был пуст. Потрясённый Гонейм тщательно осмотрел саркофаг. На его стенках были только следы, оставленные инструментами, с помощью которых мастера высверливали и выдалбливали внутренность саркофага. Никогда и никто не был погребён в этой великолепной гробнице. Щебень и строительный мусор, неубранные из галерей и переходов, незаконченный вид самой усыпальницы, недостроенная пирамида, пустой саркофаг - всё это представляло загадку для египтологов.

Тайну недостроенной пирамиды было трудно разгадать. Может быть, фараон, для которого предназначалась гробница, неожиданно умер, а его преемник не счёл нужным продолжать строительство. Может быть, произошли ещё какие-либо важные события, неизвестные нам (как неизвестным до последнего времени было имя самого царя Сехемхета), которые вынудили фараона внезапно прервать строительство пирамиды. Тайна остаётся тайной. Но загадки, возникшие перед учёными, рано или поздно разрешаются ими. Так было и со многими другими памятниками, открытыми на древней египетской земле.

Многое было неясным и в самой большой пирамиде, построенной фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.

Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".

Учёные подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2'300'000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более лёгким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. В известном поучении древнеегипетского писца Ахтоя, в котором он рассказывает своему сыну Пиопи о различных профессиях, говорится: "Каменотёс ищет работу по всякому твердому камню, когда же он кончает, руки его опускаются, он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты". Это поучение было написано писцом, жившим в эпоху Среднего царства. А пирамиды были построены за много веков до этого, и вряд ли труд каменотёса того времени был более легким, чем во времена писца Ахтоя. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э., был первым учёным, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал своё путешествие в Египет. Первая глава прославленной "Истории" Геродота, начиналась словами: "Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, исполненные частью эллинами, частью варварами". Геродот добросовестно и обстоятельно записал рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида, строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам Геродота, была удивительным сооружением.

После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков, по словам Геродота, не было ни одного, который не достигал бы 9 м.

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100'000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали своё дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Всё делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то всё равно приведенные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы. В этом же рассказе Геродот упоминает о надписи, сделанной на пирамиде, в которой указывалась сумма, издержанная на лук, чеснок и редьку для рабочих. 0на равнялась 1600 талантам. "Если же это действительно так, - восклицает Геродот, - то сколько же должно быть издержано на железные орудия для работы, на пищу и одежду рабочих?".

Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.

Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

"Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Учёные считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер,- он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались тёмные статуи фараона - владыки, принимающего почтительных гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вёл длинный крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали. Подробный рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель Диодор, живший в I в. н.э. У Геродота также говорится о бальзамировании покойников. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начертателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем делал на трупе разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в канопе с головой шакала лежали лёгкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покрывали всё тело слоем клея и начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обёртывали, тщательно обматывая, пальцы рук и ног и всё тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия - нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Тот же Диодор рассказывает, что когда царь египетский умирал, на всю страну налагался длительный траур, продолжавшийся семьдесят два дня. Храмы запирались, жертв богам не приносили, никаких торжеств не справляли, благовониями не умащались. Все эти дни египтяне не вкушали ни мяса, ни вина, ни мучной пищи. Посыпав голову прахом, толпы мужчин и женщин бродили по городу с жалобными песнопениями, в которых прославлялись добродетели умершего фараона. В день, назначенный для погребения, саркофаг с набальзамированным телом фараона ставили на особые полозья, украшенные богатейшей резьбой и росписью, и с торжественными церемониями провожали в последний путь умершего владыку, "сына солнца", ушедшего к богам. Саркофаг с телом царя помещали в склепе внутри пирамиды, гранитные стены и потолок которого были тщательно отполированы.

Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения в другое или из коридора в камеру. В пирамиде фараона VI династии Пепи возле первой двери написан целый гимн, где утверждается, что эти "двери неба" отверзаются только для Пепи, но не для кого-нибудь другого. Перед другой дверью написан текст, кончающийся словами: "Когда же приходит Пепи со своим Ка, дверь должна открываться. Посвящена эта пирамида Пепи и его Ка". На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей-павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Учёные назвали их по месту находки "текстами пирамид".

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.

В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, "воссевшего рядом с Ра", совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в "городе мертвых" возле больших пирамид было шумно и оживлённо. Гнали стада жертвенных животных, шли люди с корзинами даров, цветами, приношениями. В заупокойный храм допускались лишь родственники царя, приближенные и жрецы. Остальные участники процессии в честь умершего фараона оставались в долине у входа в коридор, ведший к заупокойному храму царя, и ожидали окончания жертвоприношения. К пирамиде - освящённому месту упокоения фараона, ставшего божеством, - простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжёлым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда.

Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.

Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.

Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены ещё в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид. О неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах, можно было только догадываться до тех пор, пока в 1922-1923 гг. не была открыта знаменитая гробница царя XVIII династии Тутанхамона, умершего в XIV в. до н.э., более 32 столетий назад. По счастливой случайности она не была разграблена, и вся утварь, которая сопровождала царя в его загробную жизнь, предстала перед глазами учёных.

Несколько комнат окружало центральное помещение, где стоял саркофаг молодого царя, умершего, когда ему было всего 18 лет. Все эти кладовые были забиты массой вещей. Здесь находились четыре царских колесницы, окованные золотом, великолепные царские ложа с головами зверей, золотой трон, на спинке которого из драгоценных камней было сделано изображение умершего фараона и его жены. В чудесных сосудах из прозрачного алебастра хранились душистые мази. В деревянных футлярах нашли жареных гусей и окорока - пищу молодого царя в его загробной жизни. Многочисленные сундуки с одеждами, драгоценностями, обувью, сосудами заполняли кладовые.

У входа стояли статуи самого фараона, охраняющие двери, которые вели в центральное помещение. Когда дверь была вскрыта, учёные увидели сплошную золотую стену, украшенную плитками бирюзового цвета. Это был огромный ящик - саркофаг, занимавший почти всю комнату. С одной стороны ящика имелись дверцы, запечатанные печатью с именем Тутанхамона и закрытые на бронзовый засов. Три тысячи лет прошло с тех пор, как была наложена печать фараона на эти дверцы, и вот они снова заскрипели, но уже под рукой археолога. Первый футляр был снят. Под ним оказался второй, столь же богато украшенный. Простенки между первым и вторым саркофагами были также заполнены вещами. Здесь лежали два великолепных золотых опахала из страусовых перьев, замечательные алебастровые сосуды и множество других ценнейших вещей.

Третий гроб был сделан из дорогого резного позолоченного дуба. Когда сняли и его, то под ним оказался саркофаг из розового гранита необычайной красоты. Сняв крышку, учёные увидели золоченое ложе, на котором находился саркофаг в форме спелёнутой мумии. Он был покрыт листами золота и сверкал драгоценными камнями.

Последний футляр, в котором лежала мумия фараона Тутанхамона, завернутая в 16 полотняных пелён, был сделан из чистого золота. На лице мумии была золотая маска-портрет молодого фараона. На мумии нашли огромное количество золотых украшений - ожерелий и браслетов. На ногах были надеты золотые кованые сандалии, пальцы рук и ног заключены в золотые футляры. Сокровища, найденные в гробнице молодого царя, не имели цены. А ведь это было ещё не самое богатое погребение египетских владык.

Фараон Тутанхамон был незначительным правителем, при нём Египет не достигал особого могущества и богатства. Над его могилой пирамида не была воздвигнута. В эту эпоху фараонов хоронили в Долине царей, в гробницах, вырубленных в скале.

Какие же несметные богатства должны были заключать в себе погребения других, более могущественных властителей Египта! Ведь не случайно вавилонский царь писал египетскому фараону: "Брат мой, золота в твоей стране столько же, сколько песка".

И, вероятно, недели и месяцы нужны были, чтобы разместить в многочисленных кладовых и тайниках все бесценные дары, сокровища и жертвенные приношения, которые причитались могущественному царю.

Недаром надписи, встречающиеся в пирамидах, сравнивают умершего фараона с самим богом солнца Ра, верховным божеством египтян.

"Летит он, улетающий... Летит он от вас, о люди", - гласит одна из надписей. "Не на земле он больше, на небе он... В твоей ладье гребёт он, о Ра, в твоей ладье правит он на небе, а когда ты выходишь из-за горизонта восточного, он плывет с тобой в ладье твоей, о Ра, о Солнце!".

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надёжно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Ещё в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из тёмного твёрдого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.

Ещё Геродот, собиравший во время своего путешествия по Египту рассказы о фараонах - строителях пирамид, писал о том, что цари Хуфу и Хафра, воздвигшие самые большие пирамиды, были и после смерти ненавистны народу. Рассказывали, что народ, доведенный до отчаяния непосильным трудом, поборами, голодом и нищетой, восстал и разорил гробницы этих двух наиболее беспощадных тиранов. Мумии Хуфу и Хафра были выброшены из их великолепных гробниц и растерзаны на куски. Статуи, увековечивавшие память этих жестоких угнетателей, возмущенный народ разбивал везде, где только они встречались. А ненавистные имена Хуфу и Хафра в течение многих столетий были преданы забвению, народ избегал называть их.

Легко представить себе, в какое грандиозное восстание вылилось отчаяние парода, в течение десятков лет изнывавшего на постройке огромной пирамиды Хуфу.

Об этом восстании до нашего времени дошли смутные предания. Но папирусы, рассказывающие о выступлениях египетских бедняков в более поздние времена, говорят, что египетский народ не был смиренным страдальцем. Он пытался защитить свою свободу от произвола богачей. Папирусы неоднократно упоминают о народных волнениях, когда выведенный из терпения деспотизмом фараона, жрецов и богачей народ брался за оружие. Восставали каменотесы и камнерезы, истощенные непосильным трудом. Поднимались ремесленники и крестьяне. К ним присоединялись рабы, работавшие в каменоломнях, на оросительных каналах и плотинах. Они громили богатые поместья, храмы, убивали угнетателей, истребляли самую память о них, запечатленную в статуях, гробницах, заупокойных храмах.

"Богач засыпает голодным, а те, кто прежде выпрашивал его оливки, те пьют крепкое вино.., у кого не было хлеба, имеет теперь амбары...",- так говорится в одном из папирусов, который называется "Жалоба Ипувера". "Земля повернулась, как круг гончарный: ничтожные владеют сокровищами... Знатные полны жалоб, а ничтожные полны радости",- с ужасом повествовал жрец Ипувер.

По-видимому, восставшему народу удалось на время захватить в свои руки часть богатств знати, землю, скот, житницы. Эксплуататоров заставили трудиться на самых тяжёлых и унизительных работах. Гражданская война разгорелась в Египте.

Но из тех же папирусов учёные узнали, что вновь был восстановлен прежний порядок, когда, по словам Ипувера, "руки людей станут строить пирамиды, рыть пруды, сажать рощи деревьев для богов; хорошо, когда знатные люди стоят, одетые в тонкое платье, и смотрят на ликование в доме их...".

Этими людьми, руки которых должны были снова строить пирамиды, являлись всё те же египетские бедняки - ремесленники, земледельцы, рабы. На них снова лёг беспощадный гнет налогов, повинностей, изнурительных и тяжёлых работ.

Во время восстания и гражданской войны не строились храмы, царские усыпальницы и гробницы знати. Но когда наступило успокоение, фараоны и знать стали вновь воздвигать пышные погребальные сооружения.

В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.

В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался, образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с остатками красок на них найдено в гробницах) художники создавали изящные, живописные изображения, украшавшие стены гробниц.

Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни - жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, - такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными занятиями.

И не вельможи - владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в надписях.

Это они выращивали замечательные урожаи Нильской долины.

Они строили оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях, забавах и развлечениях.

Источник: www.turismy.com

www.my-article.net

Giza 3D - виртуальная история древнего Египта и пирамид

Египет уже давно стал популярным направлением отдыха у россиян, белорусов и украинцев. Несмотря на это, далеко не многие, побывавшие в Египте уже несколько раз, видели древние пирамиды – фактически символ этого государства. Тому есть вполне разумное объяснение: добираться до этих пирамид крайне долго и утомительно, учитывая местный климат. На такое незабываемую поездку отваживаются лишь самые стойкие )

Сегодня мы с Вами отправимся в виртуальное путешествие по Египту, причем не современному, а древнему Египту! Своими глазами Вы сможете увидеть, как выглядел этот оазис в древности, побродить по пирамидам, почувствовать дух истории. Пирамиды древнего Египта хранят свои тайны уже тысячи лет – сегодня у Вас есть возможность прикоснуться к ним…

Giza 3D – уникальный проект, который обобщил знания, полученные в результате вековой работы Университета Гарварда и Музея изобразительных искусств Бостона. По сути, этот проект можно назвать «виртуальная история древнего Египта».Только посмотрите, какой объем знаний был обобщен:

  • 1300 сферических панорам пирамид древнего Египта снаружи и внутри
  • 3840 исторических сведений о гробницах и монументах Гизы
  • 37200 фотографий
  • 3105 страниц дневников археологических экспедиций в Гизе
  • 9900 археологических чертежей и рисунков и др.

виртуальный древний Египет

Огромная часть представленных на сайте данных о древнем Египте до этого нигде не публиковалась. Это настоящая находка для всех, кто интересуется историей древнего Египта и пирамид, а также просто для любознательных людей!

Обращаю Ваше внимание, что в браузере Опера данный сайт не работает. В Chrome все отлично запускается, в остальных не пробовал. Для отображения 3D объектов потребуется установить специальный плеер под названием 3DVIA player. Система сама предложит его установить, если такого нет.

Обращаю также внимание: загрузка сайта, ввиду большого количества графики, занимает достаточно продолжительно время. Следить за ходом загрузки удобно по красному ползунку:

виртуальные пирамиды в 3D

Итак, что же приготовили для нас разработчики Giza 3D? Прямо из главного меню Вы сможете совершить следующие путешествия:

  • побродить по плато Гиза
  • исследовать комплекс пирамиды Хуфу (более известной под названием «пирамида Хеопса»)
  • изучить комплекс пирамиды Менкаура
  • побывать в гробницах древнего Египта (мастабах) и др.

прогулка по древнему Египту

Виртуальный тур по комплексу пирамиды Хефрена (третьей пирамиде плато Гиза) пока еще находится в процессе создания, и его выбрать нельзя. Но и без этого тут есть, что посмотреть! Любители истории несомненно придут в восторг и проведут на этом сайте не один день ))

изучение египетских гробниц

После выбора одного из пунктов в главном меню (допустим, гробницы Хетепхерес) Вам будут доступны следующие опции (сверху вниз):

  • виртуальная экскурсия с гидом – Вам все покажут и расскажут
  • самостоятельная прогулка – Вы сами будете контролировать процесс передвижения
  • галерея объектов – 3D модели объектов, относящихся к данному району
  • фотогаллерея
  • процесс воссоздания района и исторической работы с ним
  • база данных – база фотографий, рисунков, публикаций, документов и пр.

фото экспедиций в Египет

Конечно наиболее интересна самостоятельная виртуальная прогулка по гробницам и пирамидам, где при помощи мыши Вы задаете направление своего перемещения и параллельно изучаете попадающиеся на Вашем пути памятники и объекты. Вся история древнего Египта предстанет на экране Вашего монитора, как на ладони!

Управление перемещением камерой, надо сказать, не из простых )) С ним надо немного потренироваться, чтобы привыкнуть. Но зато потом Вы сможете получить настоящее наслаждение от прогулок по древним пирамидам Египта и изучения их уникальной истории!

Обязательно посмотрите демонстрационный ролик Giza 3D, чтобы лучше понять возможности этого уникального проекта!

Друзья, понравился ли Вам данный сервис? Делитесь своими впечатлениями в комментариях.

webtous.ru