Труды древних философов. Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.2 История педагогики в трудах античных философов. Труды древних философов


Великие философы и их учения (очень кратко)

Философия позволила видимому миру обрести форму в нашем разуме. От точных наук к политическим дискуссиям, философы стремились бросить вызов нашему представлению того, как выглядит мир. И зародилась эта наука в Древней Греции, известной внушительным списком философов, о многих из которых вы знаете ещё со школьных времён. Мы собрали 25 самых известных имён философии, дабы вы могли блеснуть знаниями во время спора.

Древнегреческий философ Аристотель

Аристотель

Мраморный бюст известного философа

Древнегреческий философ, известный практически каждому человеку, хоть немного знакомому с курсом школьной истории. Аристотель был учеником Платона, но во многом превзошёл своего учителя, чем вызвал его недовольство. Известен своими работам в области математики, физики, логики, поэзии, лингвистики и политологии.

Иммануил Кант

Иммануил Кант

Прадед современной теории Матрицы

Уроженец Германии, Кант известен своими идеями об относительности восприятия. По его версии, мы видим мир не таким, каким он является. Мы только можем воспринимать его через призму своих мыслей, чувств и суждений. Иными словами, он заложил основу для создания концепции Матрицы братьев Вачовски.

Платон

Платон

Создатель Атлантиды и Академии

Как уже было сказано, Платон был учителем Аристотеля. Он известен созданием Академии в Афинах. Это было первое высшее учебное заведение в Западном мире.

Конфуций — один из самых великих и известных в мире

Конфуций

Статья китайского философа в Пекине

Этот китайский философ жил приблизительно в 500 году до нашей эры. Его философия была сфокусирована на отношениях и важности семьи в жизни каждого индивида и общества. Позже его взгляды развились и стали называться конфуцианством.

Дэвид Юм

Дэвид Юм

Портрет Юма кисти шотландского художника

Этот шотландский философ был известен своей приверженностью эмпиризму и скептицизму. Он был уверен в том, что наше восприятие мира строится не на объективном видении, а на нашей вере в то, как должен выглядеть мир. Кант, кстати, многое взял именно из идей Юма.

Рене Декарт

Рене Декарт

Знаменитый философ на полотне королевского мастера

По праву считается отцом современной философии. Ему принадлежит один из самых известных афоризмов – «я мыслю, следовательно, существую».

Сократ

Сократ

Великий греческий философ-разговорник

Учитель Платона внёс весьма значительный вклад в риторику, логику и философию. Ему приписывают так называемый сократовский метод дискуссии при котором слушателю задаётся ряд вопросов, приводящих слушателя к нужным выводам.

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли

Отец «Государя» на прижизненном портрете

Живший во время Ренессанса, Макиавелли известен своим неоценимым вкладом в политическую философию. Его книга «Государь» рассказывает, как остаться «у руля» власти при любом стечении обстоятельств. Труд Макиавелли был принят «в штыки» так как в то время считали, что власть не может быть недобродетельной. «Сила всегда права» и «Любовь плохо уживается со страхом» — его высказывания.

Джон Локк

Джон Локк

Медик, открывший дорогу научно-популярной мысли

Локк был британским медиком. По его теории, все наше восприятие базируется на субъективном видении. Его мысли развили Юм и Кант. Также Локк известен тем, что использовал в своих трудах простой язык, понятный любому, знакомому с умением читать. Когда его спросили, как объекты вне человека могут существовать, он предложил засунуть руку в огонь.

Диоген

Диоген

Сцена с поиском Человека глазами художника

Этот философ из Древней Греции известен тем, что сидел в бочке. Также он хаял Аристотеля, утверждая, что тот извратил учение Платона. Не менее известен эпизод, в котором Диоген, находя Афины погрязшими в тщеславии и пороках, ходил по улицам столицы с факелом и возгласами «ищу Человека!».

Фома Аквинский

Фома Аквинский

Аквинский в окружении идей и одного древнегреческого философа

Фома Аквинский — один из наиболее значимых христианских богословов-философов. Он не только объединил греческую натуральную школу философии с христианской теологией, но и создал ряд трактатов, развивающих рациональный подход к вере и религии (как это ни странно). Его труды наиболее широко описывают убеждения и веру Средневековья.

 

Лао-Цзы

Лао-Цзы

Статуя философа в одном из китайских храмов

Этот загадочный философ жил примерно в VI веке до н.э. в Китае. Ему приписывается создание такого течения как «даосизм» (или «таосизм»). Основная идея этого учения — Дао, то есть особый Путь к Гармонии. Эти мысли стали очень важными для буддизма, конфуцианства и других философий Азии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Литография портрета Лейбница

Лейбниц стоит в одном ряду с Декартом среди мыслителей-идеалистов. Из-за технического образования и склонности к аналитике, Лейбниц изначально считал, что мозг является сложнейшим механизмом. Однако позже он отказался от этих идей именно по причине совершенства мозга. По его идее, мозг состоял из Монад — тонких духовных субстанций.

Барух Спиноза

Барух Спиноза

Легендарный «разрушитель мифов»

Спиноза был голландским иудеем, родившимся в начале XV века в Амстердаме. Он известен благодаря своим исследованиям в области рационализма и прагматизма в авраамических религиях. Например, он пытался доказать невозможность многих христианских чудес того времени. За что, как и положено, был не раз подвергнут гонениям со стороны властей.

Вольтер

Вольтер

Автор известных комедий и гуманист на портрете маслом

Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер выступал за гуманизм, заботу о природе и ответственность за поступки человечества. Он резко критиковал религию и унижение человеческого достоинства.

Томас Гоббс

Томас Гоббс

Автор идеи подчинения государству

Этот английский философ жил в неспокойные времена. Глядя на братоубийственные войны он сделал вывод, что гражданин должен подчиняться власти государства любой ценой, пока эта власть обеспечивает внутренний и внешний мир, так как нет ничего хуже войн.

Аврелий Августин

Аврелий Августин

Портрет Августина, хранящийся в Ватикане

Аврелий родился на территории современного Алжира. Особо известен своим трудом «Исповедь», в котором описывает свой путь к христианству. В этом труде он часто рассуждал о свободе воли и предопределённости. Был канонизирован вскоре после смерти и считается одним из важнейших христианских авторов раннего периода.

Абу Хамид аль-Газали

Абу Хамид аль-Газали

Гравюра с изображением философа

Персидский философ, известный своей критикой трудов Аристотеля. Например, он указывал на ошибку утверждений в вечности мира и его бесконечности. Также он прямо поддерживал суфизм, мистическое направление ислама.

Сиддхартха Гаутама Будда

Сиддхартха Гаутама Будда

Гаутама Будда и его последователи

Пожалуй, самый известный индийский философ. Он пришёл к выводу, что все страдания человека являются следствием конфликта между стремлением к постоянству и отсутствием постоянства в мире.

Барон де Монтескьё

Барон де Монтескьё

Профиль философа на полотне

Можно сказать, что Монтескьё является прадедушкой почти всех Конституций (В том числе и американской). Этот французский философ внёс в политическую науку неоценимый вклад.

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо

Портрет кисти неизвестного художника

Известен не только своими работами в области гуманизма, но и весьма спорными для нас высказываниями (хоть и не лишёнными смысла). Он утверждал, что человек свободнее в анархии, нежели обществе. По его мнению, наука и прогресс не развивают человечества, а дают больше власти правительству.

Джордж Беркли

Джордж Беркли

Придворный портрет философа

Ирландец с тонкой душевной организацией известен идеей о том, что материального мира может и не существовать. Все, что нас окружает и мы сами — мысли в разуме высшего божества.

Айн Рэнд

Айн Рэнд

Фотография Рэнд, выполненная для одно из американских журналов

Родилась в России, но эмигрировала в США, где и получила широкую известность благодаря своим идеям сильного капитализма, в дела которого правительство не имеет права вмешиваться. Её концепции легли в основу современного либертарианства и консерватизма.

Симона де Бувуар

Симона де Бувуар

Бувуар в последние годы жизни

Симона не считала себя философом. Однако именно эта французская женщина-писатель повлияла на формирование экзистенциализма и феминизма. Сторонники последнего, кстати, считают её чуть ли не мессией борьбы за женское равноправие.

Сунь-Цзы

Сунь-Цзы

Статуя легендарного военачальника

Будучи талантливым военным, генерал Сунь-Цзы обладал бесценным опытом ведения боевых действий. Это позволило ему написать одну из наиболее популярных среди бизнес-акул и современных деловых философов книгу – «Искусство войны».

Конечно, этот список далеко не полон, в нем нет многих спорных или одеозных личностей, чья философия повлияла на современное общество не меньше, чем научный прогресс (взять того же Ницше). Однако философия и развитие мысли всегда дает повод для дискуссий. Так ведь?

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

algre.livejournal.com

Для кого писали свои труды древние философы?

Философы писали по разным мотивам и для разных аудиторий. 

Рождение практики записывания - конкретно, переход от Сократа (который ничего не писал, только разговаривал с людьми на улице, и вообще письмо не одобрял) к Платону, который написал уйму букв, - это вообще был важный переломный момент в истории философии.

Изначально греческие философы "писателями" не были, они были учителями, преподавателями - например, известно, что многие тексты Платона и Аристотеля, которые мы сейчас считаем "их произведениями", на самом деле изначально представляли собой заметки, которые они делали для себя (готовясь к лекциям), или вовсе ученические конспекты (кстати, эта практика жива и по сей день: многие важные произведения крупных философов (Витгенштейн, Фуко, Хайдеггер) - это опубликованные студентами конспекты лекций). Так что их аудиторией были их ученики - как правило, молодые обеспеченные граждане, для которых занятия философией были частью комплексного образования - морального, политического, научного и риторического (философы, помимо прочего, учили складно говорить, а потом и писать).

С другой стороны, у многих философских "трактатов" есть конкретные адресаты: это бывали просто рандомные люди ("Письма к Луцилию" Сенеки, например, это буквально его переписка с другом), ученики ("Мысли о воспитании" Джона Локка - это фактически учебник, написанный им для своего подопечного), политики. Такие тексты вообще попадали в поле зрения широкой публики только по стечению обстоятельств: изначально они писались в расчете на интересы и компетенцию одного конкретного адресата. 

Многие тексты писались с весьма прагматическими целями. Например, "Государь": Никколо Макиавелли занимал во Флорентийской республике должность политического советника и посла, а когда к власти пришел Лоренцо Медичи, Макиавелли оказался в опале под домашним арестом. Вот Макиавелли и написал "Государя" в подарок Лоренцо - в расчете, разумеется, на то, что Медичи впечатлится его знаниями и возьмет его к себе на работу. То есть это было практически резюме (и, кстати, неудачное: на работу Макиавелли так и не взяли). 

Некоторые философские тексты писались просто за заказ: например, Рене Декарт работал на королеву Швеции Кристину, она заказала ему трактат о природе эмоций - Декарт и написал "Страсти души"

Многие философские тексты, особенно средневековые, представляют собой диссертации. То есть их "целевой аудиторией" были исключительно те люди, которые принимали участие в защите этой самой диссертации (тогда не было диссертационных советов, защиты были открытыми). Диссертация была путем к получению церковной или университетской должности. Это и сейчас работает: одна из самых известных диссертаций - "Логико-философский трактат" Людвига Витгенштейна. 

Ну и вообще, со времен Средневековья тексты были основным способом общения в научном сообществе (как, собственно, и сейчас): хочешь с кем-нибудь поспорить, доказать свою точку зрения, продвинуть свою теорию - пиши трактат и отправляй оппоненту. Если хочешь, чтобы тебя взяли на работу (преподавателем, например, или госчиновником) - пиши трактат и отправляй потенциальному работодателю. Так что в большинстве случаев философы писали либо для других философов, либо для очень конкретных избранных читателей. Такое явление как распространение философских текстов среди широкой публики - явление относительно новое.

thequestion.ru

Список известных философских школ и философов

Известные философы континентальной традиции

Изображение

Имя

Годы жизни

Описание

Аль-Кинди

800—879

Аль-Кинди родился в Басре, получил образование в Багдаде. Занимался математикой и естественными науками. Аль-Кинди считал, что «не следует стыдиться обретения истины, откуда бы она ни исходила, пусть даже от далеких от нас племен и от народов несопредельных с нами стран. Для искателя истины нет ничего лучше самой истины…» и стал первым переводчиком древнегреческой философской литературы на арабский язык. Аль-Кинди считается первым арабским философом, он был первый, кто предложил систематические ответы на злободневные в Средневековье теологические вопросы ислама. Среди его произведений «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «О первой философии» (первое систематическое изложение метафизики на арабском языке), «Книга о пяти сущностях», «Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения» и др.[29][30]

Аль-Фараби

870—950

Аль-Фараби родился в городе Фарабе на реке Сырдарье, учился сначала в Багдаде, затем в Харране, где изучал труды Аристотеля. Аль-Фараби досконально изучил философскую литературу, за что заслужил прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля). Систематизировал известные знания и трактаты Аристотеля по определённой системе, на первое место ставил метафизику, как «царицу наук», на второе — логику, которой уделял особое внимание. Аль-Фараби написал специальный трактат о пользе логике в исламе. Известен своими комментариями к Аристотелю и широким кругом работ, включая «Рассуждение Второго Учителя аль-Фараби о значении (слова) интеллект», «Об общности взглядов двух философов — Божественного Платона и Аристотеля», «Слово о классификации наук», «Указание пути к счастью» и энциклопедию известных наук под названием «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».[31]

Авиценна (Ибн Сина)

980—1037

Самый известный представитель исламской философии, который также известен как целитель и астроном. Авицена родился недалеко от Бухары. Продемонстрировал прекрасные способности, в 9 лет выучил наизусть значительную часть Корана, проявил интерес к философии и естественным наукам. Написал свыше 200 различных произведений, включая 18-ти томную энциклопедию «Книга исцеления (англ.)русск.» и её сокращение «Канон врачебной науки». Энциклопедия включала в себя изложение метафизики, математики, а далее других дисциплин натурфилософии. В своей философии Авиценна в основном следовал Аристотелю, однако философской инновацией были сформулированные им онтологические различия между возможным, невозможным и необходимым.[32][33]

Омар Хайям

1048—1131

Омар Хайям родился в иранском городе Нишапур и рано проявил свои способности, выучив Коран к 8 годам. Он получил хорошее образование по математике, философии и наукам. Омар Хайям стал в основном знаменит как поэт — своими честверостишиями-рубаи, однако у него есть работы по математике, например о методах решения кубических уравнений, по астрономии и по философии, где он в основном следует античной натурфилософии и учению Авиценны. В конце жизни Хайям сблизился с суфистами.[34]

Аль-Газали

1058—1111

Аль-Газали родился в семье сторонников суфизма в иранском городе Тус, учился в Багдаде. Долгое время возглавлял влиятельную багдадскую философкую школу «Низамийе». Философия и жизненный путь Аль-Газали перекликаются с жизнью Августина. Как и Августин, Аль-Газали в юности испытывал различные сомнения и скептицизм по отношению к своей религии, однако впоследствии стал убеждённым мусульманином и написал несколько трактатов, включая «Оживление религиозных наук», «Опровержения философов» и «Избавляющий от заблуждения». Трактаты Аль-Газали были направленны на разоблачение «неверных» философовислама и Древней Греции, в основном Аль-Газали полемизировал с Авиценной. Хотя сочинения Аль-Газали символизировали торжество откровения над разумом, его деятельность положительно сказалась на развитии философии, так как широко распространила примеры рациональных рассуждений. Впоследствии Ибн Рушд красивым рассуждением опроверг критику Авиценны, изложенную Аль-Газали.[35][36]

Иехуда Галеви

1080—1141

Один из самых известных еврейских философов и поэтов, Иехуда Галеви родился в Толедо, в той части Испании, которая находилась в то время под влиянием ислама. Он получил хорошее арабское и еврейское образование, путешествовал в христианскую часть Испании и на израильские земли. Под влиянием философии Аль-Газали написал трактат «Книга доказательств и доводов в защиту униженной веры», где в форме диалогов с царём хазар, который ранее действительно принял иудаизм как религию хазарского каганата, рационально обосновывает преимущество иудаизма над христианством и исламом.[37][38]

Ибн Рушд(Аверроэс)

1126—1198

Ибн Рушд родился в Кордове в знатной семье, получил хорошее образование. Написал несколько трактатов по естесвенным наукам и по медицине, но наибольшую известность получил за свои философские работы, в особенности за комментатории к «Государству»Платона и к текстам Аристотеля. В Средневековье ходила поговорока «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс Аристотеля». Подвергся преследованию за свои философские взгляды со стороны исламских теологов, отправлен в ссылку с запретом заниматься философией.[39][40]

Маймонид

1135—1204

Маймонид родился в Кордове в семье судьи, однако в связи с гонениями на евреев его семья была вынуждена покинуть Испанию, и Маймонид переселился в Каир. В результате гибели торговых судов семья Маймонида разорилась, и он зарабатывал себе на жизнь врачеванием. Маймонид считается одним из самых влиятельный еврейских философов, автором канонического сочетанияаристотелизма и иудаизма, которое в частности нашло выражение в его трудах «Путеводитель колеблющихся», «Мишне Тора» (последовательное изложение еврейского закона), «Комментарий к Мишне» и др. Маймонида иногда сравнивают с Фомой Аквинским, который объединил аристотелизм с христианством в официальную католическую философию.[41][42]

Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Соколов, 1979).

Изображение

Имя

Годы жизни

Описание

Николай Кузанский

1401 — 1464

Николай Кузанский родился в Германии, учился в Падуанском университете, затем в Кёльнском университете, выучил греческий, собирал античные рукописи, дружил с гуманистами. Служил в папской курии, стал кардиналом. Философия Кузанского отходит в сторону от схоластической средневековой философии. В своём гланом труде «Учёное незнание (англ.)русск.» Кузанский отказывается от антропоморфности бога, заменяя его неоплатоническим представлением, а вместо принятых ранее доказательств существования Бога, Кузанский предлагает эпистемологические рассуждения о познании.[43]

Леонардо да Винчи

1452 — 1519

Леонардо да Винчи, известный как универсальный человек, помимо огромного вклада в искусство и инженирию оставил разрозненные философские заметки. Леонардо был одним из первых европейцев, которые утверждали, что познание возможно только через ощущение и математические знания, а почёт «учёных мужей прошлого» и теология не имеют смысла. Отрицал потопи «схоластические обманы».[44]

Никколо Макиавелли

1469 — 1527

Родился в бедной семье, получил самообразование, поступил на политическую службу. В результате государственных изменений потерял свой пост, был арестован и подвергнут пыткам. Не имея возможности вернуться к политической деятельности написал труды по политической философии и философии истории, самым знаменитым из которых стал «Государь». Эти труды сформулировали философию макиавеллизма, исключили бога из политики и истории. Макиавелли хладнокровно и рационально разъяснял будущим политикам особенности нахождения при власти.[45][46]

Эразм Роттердамский

1469 — 1536

Эразм Роттердамский родился в Голландии незаконорождённым сыном священника. Получил хорошее богословское образование. В своём трактате «Похвальное слово глупости» Эразм выступил с критикой схоластической философии, настаивал не коррекции перевода Библии. Рассмотривал христианство с гуманистической точки зрения, а не как догму, ввёл термин «философия Христа». Преследуемый за свои взгляды, остаток жизни вынужден был провести в Швейцарии.[47]

Николай Коперник

1473 — 1543

Николай Коперник родился на севере Польши, учился в Краковском университете. Используя принцип верховенства математики над теологическими текстами, а также зная о разнообразии представлений о космосе в античное время, пересмотрелптолемеевскую систему Солнечной системы, заменив её современной гелиоцентрической. В этот период астрономия не была выделена из философии, и Коперник писал свою работу, как работу по философии. Система Коперника постепенно произвела революцию в представлениях о космосе и в космологических трактовках Библии.[48]

Мишель де Монтень

1533 — 1592

Монтень родился в семье гасконского дворянина, получил хорошее образование, был советником Бордосского парламента. Намеренно на французском языке, а не на латыни написал популярное философское произведение «Опыты (англ.)русск.», в котором критиковал как схоластику и теологию, так и безоговорочный авторитет Аристотеля, но хвалил античную философию за «свободу мнений и вольность». Полагал, что философскому познанию должен быть присущ скептицизм, а не догмат.[49]

Джордано Бруно

1548 — 1600

Джордано Бруно родился в бедной семье близ Неаполя. Получив образование, Бруно скитался по Европе с трудом публикуя свои работы, однако был вынужден последовательно покинуть и Италию, и Францию, и Англию, и Германию в связи с неприятием своих взглядов. Бруно с одной стороны всячески поддерживал коперниковскую модель мира, а с другой стороны стоял на позициях неоплатонизма, фактически отрицая существование антропоморфного христианского бога. Был арестован в Венециикатолической инквизицией, подвергнут пыткам и заживо сожжён на костре в Риме.[50]

Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Горфункель, 1980).

Изображение

Имя

Годы жизни

Описание

Фрэнсис Бэкон

1561 — 1626

Фрэнсис Бэкон родился в семье Николаса Бэкона в Англии. Сделал политическую карьеру, однако был осуждён за взяточничество и остаток жизни посвятил натурфилософии. Бэкон недооценивал роль дедуктивного рассуждения в исследованиях, отвергал Аристотеля, считал, что теология должна быть отделена от философии. В своих исследованиях он опирался на индуктивные рассуждения, в результате чего он сформулировал принципы научного исследования — «Метод Бэкона», которые легли в основу современногонаучного метода.[51]

Томас Гоббс

1588 — 1679

Томас Гоббс родился в семье викария, учился в Оксфордском университете. Занял радикальную материалистическую позицию, полемизировал с дуализмом (англ.)русск. Декарта. В своём трактате «Левиафан» сформулировал идею общественного договора. Гоббс полагал, что без государства человек быстро скатывается к войне всех против всех, и поэтому люди, объединяются в государства, заключая такой договор. Гоббс высказывался в пользу сильной центральной власти в таком государстве.[52]

Рене Декарт

1596 — 1650

Декарт родился в дворянской семье, во Франции. Получил католическое образование, служил в армии, а затем решил посвятить себя изучению геометрии и философии. Декарт концептуализировал дуализм (англ.)русск., предложил своё доказательство существования бога. Анализируя пределы, до каких можно развивать скептицизм, вывел формулу минимального знания «Мыслю, следовательно, существую». Декарт считается основателем современной философии за свежесть своего взгляда: он был одним из первых философовНового времени, которые уже не полагались ни на какие авторитеты, а строили свою философию заново.[53]

Джон Локк

1632 — 1704

Локк родился в Англии, в семье юриста, закончил Оксфордский университет, стал врачом. Опубликовал работы по политической философии, выход которых удачно совпал с Aнглийской революцией, и идеи Локка лягли в основу английской конституции. Другой важной работой Локка был трактат «Опыт о человеческом разумении», в котором он формулирует идеи эмпиризма и сенсуализма, утверждая, что изначально человеческое сознание есть «чистая доска», и только последующий опыт органов чувств его наполняют. Эти идеи Локка повлияли на развитие философии, способствуя делению современной философии на континентальную ианалитическую.[54]

Бенедикт Спиноза

1632 — 1677

Родился в еврейской семье, которая спасаясь от инквизиции, нашла себе убежище в Голландии. Спиноза придерживалсяпантеистических взглядов, несовместимых ни с иудаизмом, ни с христианством — его считали атеистом, преследовали и пытались убить. Лейбниц стеснялся признаваться в своём знакомстве со Спинозой. В своей знаменитой работе «Этика» Спиноза изложил идею первичной субстанции, пронизывающей всё, геометрически доказывал этические принципы и отрицал свободу воли. Этические принципы, изложенные Спинозой, оказали влияние на многих философов, включая Гегеля.[55]

Готфрид Лейбниц

1646 — 1716

Лейбниц родился в семье профессора этики в Лейпциге. Получил хорошее образование, внёс значительный вклад в развитие математики и логики. Долгое время спорил с Ньютоном, кто из них раньше открыл дифференциальное исчисление. Был знаком со Спинозой, и создал альтернативную философию, в которой первичную субстанцию Спинозы заменил более сложной механикой монади их взаимодействий. Опубликовал несколько доказательств существования бога.[56][57]

Джордж Беркли

1685 — 1753

Джордж Беркли родился в Ирландии, учился в Дублинском Тринити-колледже. Под влиянием идей Локка написал Трактат о принципах человеческого познания (англ.)русск., в котором изложил принципы идеализма. Беркли предположил, что может вообще существовать только сознание, и тогда предметы вокруг не материальные, а лишь проекции человеческого сознания. Сознание же, полагал Беркли, создано Богом, и сам факт существования мира является доказательством существования бога.[58]

Монтескьё

1689 — 1755

Шарль-Луи де Секонда Монтескьё родился на юге Франции в семье дворянина, унаследовал крупное состояние. Стал известен как писатель, опубликовал несколько работ по политической философии, включая его знаменитый трактат О духе законов (англ.)русск., в котором он сформулировал принцип разделения властей. Этот принцип лёг в основу Американской конституции.[59]

Дэвид Юм

1711 — 1776

Дэвид Юм родился в шотландском Эдинбурге, учился в Эдинбургском университете на юриста, однако отдал предпочтение философии. Юм не удовлетворился существующей философией и углубился в размышления, которые вылились в его Трактат о человеческой природе (англ.)русск. — произведение, которое многими оценивается, как одно из самых важных в мировой философии. В этом трактате, развивая идеи сенсуализма, сформулированные Локком, Юм демонстрирует индуктивность эмпирического мышления и обозначает связанную с индуктивным мышлением проблематику. Эти рассуждения Юма разбудили Канта от «догматической дремоты».[60][61]

Жан-Жак Руссо

1712 — 1778

Жан-Жак Руссо родился в Женеве, в бедной протестантской семье. Много лет вёл беспорядочную жизнь, бродяжничал. Поселившись в Париже, написал несколько сочинений, которые принесли ему сначала небольшие деньги, а потом славу и преследование властей. Самым главным из его сочинений был трактат «Общественный договор», который защищал демократию и отрицал священное право королей. Руссо был вынужден скрываться в Швейцарии, потом в Англии. Руссо дружил с Юмом и Вольтером, однако поссорился с обоими. В конце жизни страдал расстройством рассудка и, вероятно, покончил жизнь самоубийством.[62]

Иммануил Кант

1724 — 1804

Иммануил Кант родился и прожил свою жизнь в Кёнигсберге, стал профессором метафизики в местном университете и сначала опубликовал несколько работ, которые в современной терминологии относились бы к физической географии. Однако, в 1781 году Кант, «разбуженный», по его словам, «от догматичекой дремоты» работами Дэвида Юма, издал «Критику чистого разума» — по оценкам многих одно из самых важных философских произведений в истории. Эта работа, содержащая попытку синтеза эмпирического и рационального познания, стала началом философии немецкого идеализма, который лёг в основу современной континентальной философии.[63]

Гегель

1770 — 1831

Гегель родился в Штутгарте, в семье чиновника. Следовал академической карьере, был профессором Берлинского университета. Философия абсолютного идеализма (англ.)русск. Гегеля, сформулированная в его работе «Феноменология духа», является кульминациейнемецкой классической философии. Гегель заново ввёл в философский дискурс термины «диалектика», тезис и «антитезис» уже в тех смыслах, в которых их впоследствии использовал Маркс. Гегель считал, что любая сущность, имеющая антитезис не существует в реальности, а, следовательно, в реальности существует только одно единственное «целое».[64]

Примечание: Критерием внесения в список было развёрнутое описание философа в (Moore, Bruder, 2005).

studfiles.net

1.2 История педагогики в трудах античных философов. Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах

Похожие главы из других работ:

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

1. 2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов

Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672)...

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

3.1 Роль художественного слова в трудах Флериной Е.А.

Е.А. Флериной справедливо подчеркивается роль художественного слова как источника обогащения детской речи новым словарем, новыми формами грамматического строя речи. Ею отмечается, что конкретность...

Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах

Глава 1. История педагогики как отрасль научного знания

...

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

1.1 Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное...

История профессиональной педагогики

2. История становления педагогики в России

Педагогика есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития...

Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника

1.1 Идея наглядности в трудах педагогов и психологов

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста...

Образовательный процесс в высшем учебном заведении

3. Взгляды философов об университете

Традиция обсуждения «идеи университета» в Европе Нового времени берет свое начало с лекций кардинала Дж.Ньюмена «Идея университета» (Newman, 1860)...

Педагогическая система М. Монтессори

1. История возникновения Монтессори-педагогики

Мария Монтессори - известный во всем мире итальянский педагог-гуманист. Мария Монтессори (1870-1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции...

Принцип природосообразности в трудах известных педагогов

1. Принцип природосообразности в трудах Я.А. Коменского

В педагогической науке понятие принципы природосообразности определяется как принципы, означающие отношение к ребенку как к части природы...

Проблемы обучения детей-мигрантов

1.2. История развития миграционной педагогики в России.

Понятие «мигрантская (миграционная) педагогика» в своем развитии в педагогической науке и практике России (как и в США) основывается на важнейших идеях гуманистической психологии, педагогики, процессах демократизации, толерантности...

Психологические основы развития отечественной педагогики

3. Психологические основы развития отечественной педагогики в 1950-е - 2000-е гг. Оценка современного состояния педагогики в России

Советская педагогическая наука после Великой Отечественной войны представлена огромным числом исследований. Все более значимой становится работа научных коллективов: лабораторий, центров, институтов...

Развитие творческих способностей у будущих поваров, кондитеров в условиях среднего профессионального образования

1.1 ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФОВ, ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

творческий способность повар кондитер Целью данного параграфа является анализ понятия «творческие способности». Рассматриваемое понятие представляет собой сумму двух смысловых составляющих - «способности» и «творчество»...

Становление педагогики как науки

Глава 1. История педагогики

...

Теоретические основы социальной педагогики

1.1 Понятие, принципы, история социальной педагогики

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos -- дитя, ребенок, ago -- веду, что означает "ведущий дитя", или "детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу...

Этапы развития дошкольной педагогики

2. Становление и развитие дошкольной педагогики в трудах зарубежных педагогов-классиков (Коменский, Руссо, Песталоции, Фребель, Монтессори), русских педагогов (Ушинский, Симонович, Водовозова, Лесгафт, Тихеева)

Я.А. Коменский. История науки - это история людей и история идей. Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я.А...

ped.bobrodobro.ru

Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовалось определенное познание философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание правил. Например, совет "не ходи по дороге" подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило "уважай закон" означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в выполнении правила, ученики Пифагора нередко соблюдали обет длительного молчания. Приведем несколько пифагорейских изречений дидактической направленности: "Правильно осуществляемое обучение ... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно". В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы "упорядочить и гармонизировать сознание". Затем в храме велось "преподавание, учение и исправление нравов". После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Один из первых философов Древней Греции Гераклит (520-460 гг. до н. э.) высказал основательные педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойствах человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), о разуме и чувствах как орудиях познания, о разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познавать сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму не научает") и др.

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмосом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. "Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы..., воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу". Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. "Многие всезнайки не имеют ума..., прекрасна надлежащая мера во всем..., должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума". Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель - стыду". Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, – легкомыслие". Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых-софистов (V-IV вв. до н. э.).

Софисты, т. е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную "эн - киклос - пайдейу" (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы "семи свободных искусств", являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия - риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек" приобретает умение завоевывать на свою сторону мнение большинства, т. е. угадывает смысл общего блага.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469-399 гг. до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом..., если получат образование..., становятся отличными..., полезными деятелями. Оставшись без образования..., они бывают очень дурными, вредными людьми". Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: " Я знаю только то, что я ничего не знаю". Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. "Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими", - так описывал свои впечатления ученик Сократа.

Известны имена учеников Сократа, высказывавших интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), является автором первого античного педагогического романа "Воспитание Кира". Ксенофонт полагал, что образование может быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.

Другой ученик Сократа - Антисфен (450-360 гг. до н. э.), основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут в роскоши").

Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.). Философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях имеет не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего. Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины. Следовательно, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в "Диалогах" Платона, его трактатах "Государство" и "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь -преходящий этап движения человека к "истинному бытию - неким умопостигаемым и бестелесным идеям". Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного". Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической любовью"). Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины. В трактате "Государство" Платон, говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию. Он полагает, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматриваются как подготовка к прохождению нового, высшего образовательного этапа . Этот этап делится на два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых навыков чужда Платону. В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать". В идеальном обществе, которое представлено в "Законах", руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т. е. учитывать личные склонности (сегодня это именуется дифференциацией образования сообразно призванию человека и общественным потребностям). "Я говорю и утверждаю, – замечал в этой связи Платон, – что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения . И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства". В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих". Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества. Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание"). Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. И это закономерно. Ведь Платон стоял у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в Платоне своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее Платона, касавшейся разностороннего воспитания, наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание идеи Платона об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях ученых-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и идеями Ж.-Ж. Руссо. "Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона", - писал Ж.-Ж. Руссо.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в своих философских и педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во многом занял противоположную этим идеям позицию ("Платон мне друг, но истина дороже"). Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -достойную жизнь". Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в Афинской Академии. Затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи. Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. Аристотелю была чужда тоска Платона по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона, Аристотель трактовал бессмертие не как проявление индивидуального, а как частицу вселенского, всепроницающего разума. Вот почему в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека. Идеал счастья - блаженство - Аристотель видел прежде всего в напряженной работе, направленной на постижение основ мироздания. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и воспитания, а также обучения, как части этого бытия. Так, он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей." Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем. Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате "Политика". Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может". Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что всякая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как в первой необходимости. При этом утверждалась целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве. Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста. Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование. Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса усвоения знаний. Придавая особое значение для воспитания гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дикого животного", - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке. Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

studfiles.net

Полные и краткие биографии великих русских, древнегреческих философов. Древние, известные античные философы Греции, мира, высказывания, цитаты, фотографии, картинки

Узнать биографию философов мира полезно не только в рамках школьной программы. В цитатах философов Греции хранится мудрость, известные философы Возрождения тяготеют к магии, а русские философы удивляют множеством направлений. Древнегреческие философы представляют античную философию.

У нас вы найдете биографии знаменитых философов Древней Греции, основные идеи немецких философов, тайны древних философов, направления деятельности современных философов. Биографии философов античности, жизни философов средневековья, пути становления их теорий, а также высказывания философов представлены в данном разделе.

Поиск философа

  • Авиценна
  • Адам Смит
  • Алан Уотс
  • Александр Радищев
  • Аристотель
  • Артур Шопенгауэр
  • Бенедикт Спиноза
  • Блез Паскаль
  • Вольтер

    Активист/Реформатор, Писатель, Философ

    Вольтер
  • Гален

    Биологические науки, Философ

    Гален
  • Галилео Галилей
  • Гераклит
  • Герберт Спенсер
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц
  • Джидду Кришнамурти
  • Джон Дьюи
  • Джон Локк
  • Джон Ролз
  • Джон Стюарт Милль
  • Джордано Бруно
  • Джордж Беркли
  • Диоген
  • Дэвид Юм
  • Жак Деррида
  • Жан Пиаже
  • Жан-Жак Руссо
  • Иммануил Кант
  • Карл Маркс
  • Конфуций
  • Курт Гёдель
  • Макс Блэк
  • Николай Чернышевский
  • Огюст Конт
  • Пифагор

    Биологические науки, Математик, Философ

    Пифагор
  • Платон
  • Рене Декарт
  • Сократ

    Гуманитарные науки, Философ

    Сократ
  • Томас Кун
  • Фома Аквинский
  • Фридрих Ницше
  • Фридрих Шиллер
  • Цицерон
  • Эпикур
  • Эрнст Блох
  • Эрнст Геккель

obrazovaka.ru


Смотрите также