Сирия древняя история. Краткая история Сирии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Древняя Сирия. Сирия древняя история


История Сирии Википедия

Поиск
Сирия История Сирии
Coat of arms of Syria.svg
Телль Хазна l
Угарит
Мари
Эбла
Эмар
Катна
Шубат-Энлиль
Ямхад
Митанни
Хеттское царство
Сиро-хеттские царства
Арамейский Дамаск
Новоассирийское царство
Нововавилонское царство
Держава Ахеменидов
Государство Селевкидов
Апамея
Пальмира
Римская Сирия
Пальмирское царство
Византийская Империя (Сирия Прима, Сирия Секунда, Феодориада
Арабское завоевание
Омейядский халифат
Антиохийское княжество
Эдесское графство
Мамлюкский султанат
Великая Сельджукская Империя
Османская Империя (Эялет Дамаск, Эялет Алеппо, Вилайет Сирия, Вилейет Алеппо, Вилайет Бейрут)
Арабское восстание
Арабское королевство Сирия
Французский мандат в Сирии и Ливане
Сирийская революция
Арабо-израильский конфликт
Объединённая Арабская Республика
Сирийская Арабская Республика
Исламистское восстание в Сирии
Гражданская война в Сирии
Портал «Сирия»

История Сирии — история территории, на которой находится Сирийская Арабская Республика. Около 10 тыс. лет до н. э. Сирия стала одним из центров докерамического неолита A, где впервые в мире появились

ru-wiki.ru

История Сирии

История Сирии

Сирия является одной из стран с древнейшей цивилизацией, связующим звеном трех континентов. История Сирии насчитывает более пяти тысячелетий. Благодаря свидетельствам археологии, можно говорить о том, что поселения человека здесь существовали уже за несколько тысячелетий до нашей эры. Первые следы человека на земле, проживающего около миллиона лет назад, были обнаружены на территории нынешней Сирии, в районе Латакии и реки Оронт. Позднее в плодородной долине Ефрата человек перешел от кочевого образа жизни к земледелию. Результатом этого стало образование в X-VIII тысячелетии до н.э. натуфийской культуры, распространившейся до берегов Нила. Живым подтверждением этому являются развалины города Угарит. В те времена здесь были поселения племен ханаанеян, или амореев, которые занимались полукочевым скотоводством.

В VI-III тысячелетиях до н.э. начинается возникновение первых государств, близких по своему типу и расположению к шумерской цивилизации. Наиболее известное из них древний город Мари, который был занесен песком, а в последствии был найден археологами. В конце III - начале II тысячелетий до н.э. здесь возникают первые рабовладельческие государства. Впоследствии они становятся объектами захватнических устремлений крупных государств древности, стремительно возникавших, а порой и столь же быстро исчезавших.

Еще задолго до возникновения Римской империи вся прибрежная территория Сирии была заселена «финикийцами» - западносемитскими племенами. Они умели возделывать зерновые культуры, лен, оливки, виноград, у них была построена сложная система подземного трубопровода, по каналам которого вода подавалась в отдаленные районы страны, на реках были построены большие плотины. О высоком уровне развития финикийцев свидетельствую археологические находки вдоль реки Оронт (Аль Асы) и Барада. Развитие оросительного земледелия привело к тому, что в эллинскую эпоху страна превратилась в самую богатую житницу Средиземноморья.

Выгодное географическое расположение между Азией, европой и Африкой во все времена способствовали развитию международных связей Сирии, ее торговле процветанию городов. Естественно, что такая земля всегда была целью завоеваний воинствующих племен и соседей. За овладение Сирией вели ожесточенные войны Египет, Хеттское царство, Ассирия, Вавилон, Персия, а позднее Македония, Рим, Византия и европейские государства в эпоху крестовых походов. Завоеватели вывозили из страны рабов, зерно, скот, золото, строительный лес и т.п. И конечно, все они накладывали свой отпечаток и на население, и на языки, культуру, веру древней Сирии. Огромный список племен и народов, проживавших в разное время в Сирии.

Древняя Сирия.

В XXIV в. до н.э. в северной Месопотамии царем Саргоном было создано сильное Аккадское государство, армия которого не раз осуществляло военные походы в Сирию. Аккад просуществовал недолго и пал под ударами амореев (аморитов), пришедших из Аравии.

В XVII в. до н.э. образовалось множество мелких государств со смешанным населением из северных племен – хурритских и местных семитских – амореев. Крупнейшими городами-государствами были Ямхад с центром в Алеппо, Амурру и Катна – в Средней Сирии и сильнейшая рабовладельческая держава - Дамасское царство. Спустя несколько веков оно входит в состав Ассирии, Нововавилонского царства, древнеперсидского царства Ахеменидов, державы Александра Македонского, эллинистического государства Селевкидов. В начале XVI в. до н.э. в верхнем течении Тигра и Ефрата хурриты создали государство Митанни. Оно также претендовало на Сирию и Палестину в борьбе с Хеттским государством и Египтом. Но Митанни просуществовала не долго. Всего спустя три десятка лет египтяне под предводительством фараона Тутмоса I завоевали ее территорию С этого времени началась великая битва за Сирию между египетскими фараонами и хеттами. И только в 1312 году до н.э. после кровопролитного сражения при Кадеше между двумя царствами была установлена официальная граница, которая проходила в районе современного Хомса.

В XII-XI вв. до н.э. Сирию, Финикию и Месопотамию наводнили племена северных кочевников-арамеев. Позже, в I тысячелетии до н.э. их язык (арамейский) распространяется на большей части территории Юго-Западной Азии. В ту же эпоху на эту территорию проникают первые арабские племена.

В VIII в. до н.э. Дамасское царство завоевывают ассирийцы, а позже вавилонская армия Навуходоносора II, а затем – персы. Сирия просто меняла своего владельца, основные же сражения за всю эту территорию происходили в Месопотамия (в 350-500 км в долине Ефрата на территории современного Ирака).

В VI в. до н.э. вся территория Сирии входит в состав древнеперсидского царства Ахеменидов, а после его разгрома в 333 г. до н.э. греко-македоской армией в состав империи Александра Македонского. В этом время на территории Великой Империи распространился греческий язык и культура. После распада Империи Македонского Сирия становится провинцией греческого государства Селевкидов.

С 64 г. до н.э. завоевание Сирии продолжается. Сюда приходят римляне, после того как перед ними пало Пальмирское царство, которое занимало большую часть территории Сирии от Египта до Малой Азии. Руины Пальмиры сохранились по сей день и не перестают удивлять туристов своим великолепием.

Римская Империя.

Полководец Гней Помпей присоединяет значительную часть Сирии к римским владениям, расширив, таким образом, свою южную провинцию Аравию. Столицей провинции он делает Босру. На римском троне в эту эпоху появляются грамотные «сирийские» императоры: Каракала (211-217 г.г.), Филипп I Араб (244-249гг.) из Шахбы, который изображен на сирийской купюре в 100 лир.

В III в. нашей эры царство Пальмира во главе с воинственной царицей Зинобией восстает против римлян, и постепенно завоевывая соседние земли и города, распространяет свою власть на всю территорию Сирии и часть Египта. Не потерпев поражения от женщины, римляне направляют целые галеоны на войну с Зинобией, и в 272 г. Захватывают Пальмиру, грабят ее и полностью разрушают ее. Царицу привозят в золотых кандалах в Рим, Зинобия прожила в Риме известной и почитаемой пленницей, и там же умерла.

С IV по VII вв. Сирия становится провинцией Византийской империи, но в это время Византия ослаблена внутренними противоречиями, обострением классовой борьбы на фоне религиозных гонений, малоэффективного труда рабов и т.п. И в это время в VII в. в Византию свободно проникают арабы. Во времена арабского завоевания в Сирии быстро распространяется ислам.

Арабские халифаты.

Охватив не только Сирию, но и ряд стран Передней Азии, Северной Африки и даже Европы, арабское завоевание привело к возникновению Арабского халифата – крупнейшей мировой державы эпохи раннего Средневековья. В 635 г. Дамаск становится столицей феодального халифата Омейядов, простиравшегося от Испании до Индии. Основное население Сирии воспринимает арабский язык и переходит в ислам. Быстрое распространение ислама объясняется не только предшествующими кровавыми гонениями на христиан, а экономической выгодой. Так, например, с немусульман, халиф взимал налог харадж, который составлял половину урожая. Тогда, как мусульманин за это же платил только десятину. Также немусульмане изначально облагались тяжелой подушной (с каждой души) податью – джизья. Но эта льгота существовала не долго. Как только ислам закрепился на большинстве территорий, арабы стали подумывать о наживе богатства. После прихода к власти халифа Аббаса, дяди Мухаммада, в 750 г. Новообращенные мусульмане перестали освобождаться от подушной подати.

В VIII-XI вв. столицей Арабского халифата становится Багдад, из-за этого Сирия хотя и играет еще некоторую роль в халифате, однако теряет некоторые привилегии.

После распада Арабского халифата на несколько самостоятельных государств Сирия осталась под властью династии Фатимидов (969-1171гг.) и сменивший ее – Айюбидов (1171-1260гг.). Основателем последней династии был знамениты Салах Ад-Дин, непримиримый соперник крестоносцев.

В 1260-1303 гг. во время набегов монголов страна находилась под правлением мамлюков. Мамлюки – это генералы, свергшие Айюбидов и захватившие власть в Египте. Благодаря их военной подготовке, дисциплине и четкой организации, только мамлюкам удавалось сдерживать армию монголов. Но в начале 1400 гг. Сирия все равно подверглась короткому (менее года), но опустошительному набегу армии Тамерлана.

Крестовые походы.

В 1098 году волна ярого религиозного порыва европейцев за обладание Гробом Господним, докатилась до границ государства Биляд Аш-Шам (территория Сирии, Ливана, Иордании, Палестины).

За время Первого Крестового похода, самого разрушительного из всех, крестоносцы захватили Антиохию, затем всю Сирию, а в 1099г. Иерусалим.Продвигаясь на юг к Палестине, вдоль всего побережья, крестоносцы возводили множество защитных сооружений – крепостей-цитаделей, многие из которых сохранились в отличном состоянии до наших дней (например, Крак де Шевалье).

Во Втором Крестовом походе крестоносцы пытались завоевать Дамаск, но бежали под наступлением конницы Нур Ад-Дина.

В октябре 1187 года Салах Ад-Дин отбивает Иерусалим. Но возмущенная Европа собирает новые силы, и отправляет свою армию в Третий Крестовый поход. В этом самом известном походе участвуют Король Англии Ричард I «Львиное Сердце», император Германии Фридрих I «Рыжебородый» (Барбаросса). Но настроение среди крестоносцев было не такое оптимистичное, как сто лет назад. Многие из них отправлялись в этот поход только ради того, чтобы заработать на жизнь своей семье в слабой, опустошенной междоусобными войнами и чумой Европе. Когда, как у арабского народа крепла любовь и уважение к своему воину-освободителю Салах Ад-Дину, и многие с честью готовы были сражаться под его началом. И действительно, Салах Ад-Дин оправдывал такое всеобщее доверие и подкреплял свою славу Честного, Справедливого, Смелого, Талантливого Воина и руководителя, умелого Дипломата. И его армия легко завоевывала замок за замком. 1 сентября 1191 года между Салах Ад-Дином и Ричардом I был подписан позорный для крестоносцев договор, по которому христанам оставалась небольшая полоска побережья от Тира до Яффы. Влияние крестоносцев с каждым годом слабело, в Европе уже не верили в Великую цель, и походы не поддерживались материально, поток новобранцев иссяк, и последние армии крестоносцев, гонимые арабами, покинули Сирию в 1303 году, отплыв на Кипр.

Османcкая империя.

В 1516 году после сражения Мардж Дабик Сирия стала провинцией Османской империи. На протяжении четырехсот лет с 1516-1918 гг. турецкое владычество оставило тяжелый след в жизни Сирии, ее культуры, привело к упадку ее хозяйства, обнищанию населения. В Дамаске и Алеппо правили турецкие паши. Эта должность просто покупалась в Константинополе, что приводило к частой смене правителей. Паша занимал эту должность, пока ее не покупал кто-то подороже. За такой короткий срок он максимально использовал свою власть с целью быстрой и нещадной наживы. Только в Дамаске за 180 лет сменилось 133 наместника. Турецкий султан не мог контролировать все свои территории, поэтому власть паши была практически неограниченна. Именно в этом время усилился кризис феодального хозяйства, и народ, задавленный непосильными налогами, растущим иностранным капиталом, поднимался на вооруженную борьбу. Среди интеллигенции и молодой национальной буржуазии Сирии возникло политическое движение против турецкого гнета. Арабские патриоты выступали за создание независимого арабского государства.

В годы Первой мировой войны арабское население поддержало армию Антанты на переднеазиатском фронте. В сентябре 1918 года на юге Сирии вспыхнуло антитурецкое восстание и турки были изгнаны из Сирии.

В Дамаск вошли сирийские войска под командованием эмира Фейсала ибн Аль-Хусейна, который в 1920 году был провозглашен королем Сирии. Антанта только на словах поддерживала Сирию в ее государственном самоопределении. На деле европейские державы договорились о разделе турецкого наследия. Но из-за октябрьской революции в России, они не осмелились в открытую разделить между собой все арабские страны на Ближнем Востоке и Северной Африке. Но придумали распространить на них мандаты Лиги Наций. В том же 1920 году король Сирии был вынужден покинуть свою страну. Тунис, Алжир, Сирия и Ливан были переданы под мандат Франции.

Во время французского правления из-за открытого рынка, в результате которого, не выдерживая конкуренции с дешевым массовым импортом, разорились десятки тысяч местных производителей и ремесленников, страна, полностью обеспечивающая себя продовольствием на протяжении тысячелетий, была вынуждена с каждым годом увеличивать импорт из-за падения сельскохозяйственной продукции. В связи с этим по всей Сирии прокатилась волна вооруженных восстаний. После сирийского национального восстания в 1925-1927 гг. Франция изменила свои явно колониальные методы управления.

В 1924 году создается Сирийская коммунистическая партия. В 1930 году была обнародована первая Конституция страны, по которой Сирия провозглашалась республикой, но оставалась под мандатом управления Франции. Французы допустили к управлению несколько местных представителей буржуазии. В результате массового восстания в 1936 году между правительством Франции и буржуазией Сирии был подписан договор, который предусматривал отмену мандата и провозглашение независимости Сирии. Но в 1919 году французский парламент отменил действие этого договора, а с началом Второй мировой войны и конституцию Сирии, и таким образом, Сирия выступила, как подмандатная территория Франции. С 02 сентября 1939 года она была военной зоной. После капитуляции Франции гитлеровской Германии территория Сирии перешла под контроль немецко-итальянской комиссии по перемирию. В этот период на территории Сирии и Ливана возникает антифашистское движение, оказывавшее сильное сопротивление. Именно оно облегчило войскам Англии и Франции изгнание из Сирии и Ливана фашистской агентуры. За это Сирии была обещана независимость. В 1944 году Франция объявила о прекращении мандата и Сирия была провозглашена независимой.

Независимость Сирии

17 апреля 1946 г. из страны были выведены последние иностранные войска. Эта дата отмечается в Сирии как праздник «День эвакуации».

В июле 1944 года по просьбе сирийского правительства были установлены дипломатические отношения с СССР. Сирия стала членом ООН, а в марте 1945 года Сирия выступила одним из инициаторов создания Лиги арабских государств. На первых этапах независимости Сирия перешла к блоку имущих классов, при этом чувствовалось влияние иностранного капитала. Нестабильность политической власти, растущей активности демократических слоев населения, под давлением сильных империалистических держав, в Сирии в 1946 году была запрещена коммунистическая партия. В период режима Шишекли (1951-1954гг.) были ликвидированы все конституционные свободы и изданы новые законы о роспуске политических партий. Все больше нарастало народное недовольство, выдвигаемые программы отражали требования населения, которые поддерживались и в армии, особенно после палестинской трагедии в 1948-1949 гг. 25 февраля 1954 года Фронт национальной оппозиции и армейские круги совершили военный переворот. Вследствие переворота была восстановлена конституция, возобновлены ряд свобод и проведены первые выборы в парламент. В конце 1956 года был сформирован Национальный фронт в составе коммунистической партии – Партии арабского социалистического возрождения (БААС). После чего государство выкупило табачную монополию, железные дороги, электростанции и коммунальные предприятия, пересмотрело в свою пользу соглашения с нефтяными компаниями.

В феврале 1958 г. было подписано соглашение между Сирией и Египтом, которое предусматривало их объединение в Объединенную Арабскую Республику (ОАР), которая просуществовала с февраля 1958 года по сентябрь 1961 года. Осенью 1961 года буржуазно-помещичьи круги инспирировали государственный переворот и Сирия расторгла соглашение с Египтом и стала носить название Сирийской Арабской Республики(САР). В стране было чрезвычайное положение – денационализация банков и промышленных предприятий, остановка аграрной реформы, крестьян стали изгонять с полученных земель. В 1962 году в стране прошли демонстрации рабочих и студенчества против политики денационализации. С 8 марта 1963 г. власть в Сирии стала осуществлять Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ), основанная в 1947 г. В феврале 1966 г. к власти пришло ее левое крыло, благодаря ему был проведен ряд прогрессивных социальных преобразований, направленных на подрыв позиций буржуазно-помещичьих кругов и иностранного капитала, было значительно улучшено положение трудящихся масс. В 1967 году в результате военного конфликта между Сирией и Израилем, названного Шестидневной войной, Голанские высоты были оккупированы Израилем. Спустя семь лет в 1973 году Сирия начала «Войну Судного Дня» с целью освобождения захваченных территорий, но успеха не имела. По решению ООН территория Голанских высот является буферной между двумя странами.

В мае 1973 года временная конституция Сирии была заменена постоянной, нынешней.

В ходе ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Сирия поддерживала Иран. Центральное место в государственном механизме Сирии занимает президент республики, фактически наделенный решающими властными полномочиями. Его кандидатуру выдвигает Народный совет (парламент) по предложению регионального руководства правящей партии. С 1971 года по 10 июня 2000 года президентом был Хафез Асад. В настоящее время президентом САР является сын Хафеза Асада - Башар Асад.

lend-tour.ru

История Сирии — Википедия (с комментариями)

Непризнанные и частично признанные государства</table></td></tr></table>

Отрывок, характеризующий История Сирии

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их. «Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа. Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо. – Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками. Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери. Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки. – Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда! Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней. – Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду. Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери. – Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы. Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него. – Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду? Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви. – Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя. И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия. Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила. – Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку. – Маменька, что вы говорите!.. – Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню. Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни. Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь. Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы. Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе. – Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной. – Ты устала – постарайся заснуть. – Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит. – Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья. Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи. «Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная». – Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями. И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи. С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга. Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни. Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его. Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно. Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой. Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему. Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны. Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее. Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч. Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск. Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск. Но, кроме того, со времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления движения войск и для выжидания. Цель русских войск была – следование за французами. Путь французов был неизвестен, и потому, чем ближе следовали наши войска по пятам французов, тем больше они проходили расстояния. Только следуя в некотором расстоянии, можно было по кратчайшему пути перерезывать зигзаги, которые делали французы. Все искусные маневры, которые предлагали генералы, выражались в передвижениях войск, в увеличении переходов, а единственно разумная цель состояла в том, чтобы уменьшить эти переходы. И к этой цели во всю кампанию, от Москвы до Вильны, была направлена деятельность Кутузова – не случайно, не временно, но так последовательно, что он ни разу не изменил ей. Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода. Но генералам, в особенности не русским, желавшим отличиться, удивить кого то, забрать в плен для чего то какого нибудь герцога или короля, – генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно, им казалось, что теперь то самое время давать сражения и побеждать кого то. Кутузов только пожимал плечами, когда ему один за другим представляли проекты маневров с теми дурно обутыми, без полушубков, полуголодными солдатами, которые в один месяц, без сражений, растаяли до половины и с которыми, при наилучших условиях продолжающегося бегства, надо было пройти до границы пространство больше того, которое было пройдено. В особенности это стремление отличиться и маневрировать, опрокидывать и отрезывать проявлялось тогда, когда русские войска наталкивались на войска французов. Так это случилось под Красным, где думали найти одну из трех колонн французов и наткнулись на самого Наполеона с шестнадцатью тысячами. Несмотря на все средства, употребленные Кутузовым, для того чтобы избавиться от этого пагубного столкновения и чтобы сберечь свои войска, три дня у Красного продолжалось добивание разбитых сборищ французов измученными людьми русской армии. Толь написал диспозицию: die erste Colonne marschiert [первая колонна направится туда то] и т. д. И, как всегда, сделалось все не по диспозиции. Принц Евгений Виртембергский расстреливал с горы мимо бегущие толпы французов и требовал подкрепления, которое не приходило. Французы, по ночам обегая русских, рассыпались, прятались в леса и пробирались, кто как мог, дальше. Милорадович, который говорил, что он знать ничего не хочет о хозяйственных делах отряда, которого никогда нельзя было найти, когда его было нужно, «chevalier sans peur et sans reproche» [«рыцарь без страха и упрека»], как он сам называл себя, и охотник до разговоров с французами, посылал парламентеров, требуя сдачи, и терял время и делал не то, что ему приказывали. – Дарю вам, ребята, эту колонну, – говорил он, подъезжая к войскам и указывая кавалеристам на французов. И кавалеристы на худых, ободранных, еле двигающихся лошадях, подгоняя их шпорами и саблями, рысцой, после сильных напряжений, подъезжали к подаренной колонне, то есть к толпе обмороженных, закоченевших и голодных французов; и подаренная колонна кидала оружие и сдавалась, чего ей уже давно хотелось. Под Красным взяли двадцать шесть тысяч пленных, сотни пушек, какую то палку, которую называли маршальским жезлом, и спорили о том, кто там отличился, и были этим довольны, но очень сожалели о том, что не взяли Наполеона или хоть какого нибудь героя, маршала, и упрекали в этом друг друга и в особенности Кутузова. Люди эти, увлекаемые своими страстями, были слепыми исполнителями только самого печального закона необходимости; но они считали себя героями и воображали, что то, что они делали, было самое достойное и благородное дело. Они обвиняли Кутузова и говорили, что он с самого начала кампании мешал им победить Наполеона, что он думает только об удовлетворении своих страстей и не хотел выходить из Полотняных Заводов, потому что ему там было покойно; что он под Красным остановил движенье только потому, что, узнав о присутствии Наполеона, он совершенно потерялся; что можно предполагать, что он находится в заговоре с Наполеоном, что он подкуплен им, [Записки Вильсона. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ] и т. д., и т. д. Мало того, что современники, увлекаемые страстями, говорили так, – потомство и история признали Наполеона grand, a Кутузова: иностранцы – хитрым, развратным, слабым придворным стариком; русские – чем то неопределенным – какой то куклой, полезной только по своему русскому имени…

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ] Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов. Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно. А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году. Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии. Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову. Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского. И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, – он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживая немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна. Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска. Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России. Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами. Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему? Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день гла

</div>

wiki-org.ru

Краткая история Сирии —

Источник перевод для mixednews – plagioclase

Британия предоставила арабам военную помощь, пообещав полную независимость по окончанию боевых действий. Шестого мая 1916 года турецкими властями в Дамаске и Бейруте были повешены десятки национальных сирийских лидеров.

В Ливане и Сирии этот день по сию пору вспоминают как «День мучеников». Арабские армии под предводительством шерифа Мекки — Хуссейна вскоре добились победы над турками, и в начале 1918 года арабо-британские силы заняли Дамаск, положив конец четырёх вековой турецкой оккупации.

Позже в 1918 году король Фейсал I — сын шерифа Хуссейна, объявил Сирию независимым королевством. Однако у Франции и Британии были свои планы. В соглашении Сайкса-Пико они поделили Ближний Восток на французские и британские «сферы влияния». Сирия оказалась во французской. В начале 1920 года французские войска высадились на сирийское побережье и, после нескольких сражений с плохо оснащёнными сирийскими частями, взяли страну под свой контроль. В 1923 году Лига Наций официально признала французский мандат над Сирией.

Сирийцы решили сопротивляться новым захватчикам. В 1925 году они подняли восстание против французского владычества. Несколько столкновений произошло в провинции Джабаль Аль-Араб и в Дамаске. Вследствие налётов французской авиации, последовавших в качестве ответа на поддержку повстанцев, столице был нанесён значительный ущерб. В 1936 году Франция всё же предоставила Сирии частичную независимость, подписав соответствующее соглашение в Париже, при этом французская армия оставалась на сирийской территории и продолжала оказывать политическое влияние.

Во время Второй мировой войны часть оккупационных войск поддержала правительство Виши, заключившее союз с Германией, в то время как другая встала на сторону Британии. В 1941 году страну заняла британская армия со своими французскими союзниками, пообещав Сирии полную независимость после войны.

Однако французы вновь нарушили своё слово. Сирийцы опять восстали, а 29 мая 1945 года французские войска атаковали здание сирийского парламента в Дамаске, вызвав ещё большее возмущение и новые демонстрации. Совет безопасности ООН, рассмотрев вопрос, вынес резолюцию, требующую полного вывода французских войск из Сирии. Французы были вынуждены подчиниться — последний французский солдат покинул территорию Сирии 17 апреля 1946 года. Этот день стал национальным сирийским праздником.

Первые годы независимости отличались политической нестабильностью. В 1948 году сирийская армия была направлена в Палестину, чтобы совместно с армиями других арабских государств противостоять недавно образованному Израилю. Арабы потерпели поражение, и Израиль занял 78 процентов области исторической Палестины. В июле 1949 года Сирия стала последней арабской страной, подписавшей мирное соглашение с Израилем. Однако это было лишь началом арабо-израильского конфликта.

В 1949 году национальное сирийское правительство было свергнуто в ходе военного переворота во главе с Хуссни Аль-Заимом. Позже в том же году сам Аль-Заим был сброшен другим военным — Сами Аль-Хиннави. Несколько месяцев спустя Хиннави был свергнут полковником Адибом Аль-Шешекли. Шешекли правил страной до 1954 года, пока рост общественного недовольства не вынудил его отказаться от власти и покинуть страну.

Сирию вновь возглавило национальное правительство, которому предстояло столкнуться с внешними проблемами. В середине 1950-ых на фоне укрепления советско-сирийской дружбы, отношения между Сирией и западом заметно ухудшились. В 1957 году Турция, верный союзник США и член НАТО, сосредоточила свои войска на сирийских границах, угрожая Сирии военным вторжением.

Угроза со стороны запада стала также одной из причин объединения Сирии и Египта в Объединённую Арабскую Республику под руководством египетского президента Гамаля Абделя Насера в феврале 1958 года. Насер согласился на объединение при условии роспуска всех сирийских политических партий. Это стало одной из многих причин, которые привели к развалу Объединённой Арабской Республики 28 сентября 1961 года в результате бескровного военного переворота в Дамаске.

Восьмого марта 1963 года, в результате переворота, получившего название «Мартовская Революция», власть в Сирии взяла Арабская Социалистическая Партия — «Баас». Сторонники «Баас» распустили парламент и ввели однопартийный режим, который также не достиг стабильности в виду противоречий внутри самой «Баас». В феврале 1966 года правое крыло «Баас» добилось лидерства в партии, провозгласив национальным лидером радикала — Салаха Джадида.

Весной 1967 года на границе Сирии и Израиля произошли серьёзные боевые столкновения. В апреле официальные представители Израиля в открытую угрожали Сирии военным вторжением. Данные угрозы наряду с другими важными событиями послужили причиной Шестидневной войны Израиля с соседними арабскими странами. Пятого июня 1967 года Израиль осуществил наступление на египетский Синайский полуостров, а также на западный берег реки Иордан. Затем, десятого июня, израильские соединения атаковали Голанские высоты, принадлежавшие Сирии. В результате двухдневных боёв

Сирия потеряла стратегический регион, включая важнейший город — Кунейтра. Одиннадцатого июня, по требованию ООН, противоборствующие стороны прекратили боевые действия. Позже в 1967 году Совет Безопасности ООН принял знаменитую резолюцию 242, требующую полного вывода израильских войск с оккупированных территорий, занятых во время шестидневной войны, в обмен на переговоры о мире и признание арабами права Израиля на существование.

16 ноября 1970 года Хафез Аль-Асад, занимавший пост министра обороны, возглавил «Движение Исправления», обеспечившее Сирии стабильность и безопасность после долгого неспокойного периода. Асад, избранный в 1971 году президентом подавляющим большинством голосов, начал готовить свою страну к борьбе за утраченные территории. Он объединил крупные политические силы страны в Прогрессивный Национальный Фронт и возродил Народный Совет (парламент).

Сирийцы не стали терять времени. Шестого октября 1973 года Сирия и Египет неожиданно атаковали израильские войска на Синае и Голанских высотах. За несколько дней сирийским войскам удалось практически полностью освободить оккупированные территории, однако, благодаря американскому «воздушному мосту», израильтянам удалось отбить позиции. Вскоре Сирия оказалась одна против США и Израиля. Учитывая прекращение боевых действий на египетском фронте, Сирийцы согласились с мирными инициативами ООН. Совет Безопасности выпустил новую резолюцию — 338, потребовав от Израиля вывода войск с арабских территорий, а также проведения мирных переговоров с целью достижения спокойствия на Ближнем Востоке.

По очевидным причинам, сирийцев не устраивал подобный исход событий. В начале 1974 года они начали войну на истощение с израильскими силами на Голанских высотах. Упорство и моральное превосходство арабов вынудили США к урегулированию отношений между Сирией и Израилем. При посредничестве госсекретаря США — Генри Киссинджера, было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий между сирийскими и израильскими войсками на Голанских высотах.

В соответствии с достигнутыми договорённостями, Сирия восстанавливала контроль над частью территорий Голанских высот, включая крупный город Кунейтра. Президент Асад поднял сирийский флаг над освобождёнными землями 26 июня 1974 года, но сирийцы были неприятно удивлены, обнаружив, что Кунейтра и многие другие населённые пункты Голанских высот были сознательно разрушены израильтянами. Город так и не был восстановлен. С целью предотвращения нарушения перемирия, между позициями сирийской и израильской армий были размещены силы ООН.

В 1975 году началась гражданская война в Ливане. В 1976 году по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в Ливан. В 1982 году ливанские войска противостояли израильскому военному вторжению с ведением полномасштабных боевых действий на земле и в воздухе. В 1990 году Сирия и её ливанские союзники положили конец 15-ти летней гражданской войне, а сирийские войска остались в Ливане для поддержания спокойствия и безопасности.

В 1978 году египетский президент Анвар Аль-Садат подписал сепаратное мирное соглашение с Израилем, нанеся серьёзным удар по арабскому единству. Сирия была среди других Арабских стран, осудивших решение Садата. По мнению Асада, для достижения мира, израильтянам необходимо было всего-навсего вернуть территории, оккупированные в 1967 году.

В 1980 году Ирак начал войну против Ирана. Ранее в 1979 году исламские революционеры в Иране разорвали союз с западом и объявили о поддержке Палестины. Сирия осудила эту войну, как несвоевременную и направленную в ложном направлении. Немногие из арабских стран разделяли сирийскую позицию. В августе 1990 года, по прошествии двух лет после окончания бесплодной и кровопролитной войны против Ирана, иракский президент — Саддам Хуссейн вторгся в Кувейт — небольшую арабскую страну Персидского залива, что вызвало волну осуждения по всему миру.

Сирия приняла участие в действиях международной коалиции, возглавляемой США, ради защиты Саудовской Аравии и освобождения Кувейта. Последовавшая за этими событиями война в Персидском заливе, окончилась поражением Ирака и наложением на него жёстких международных санкций. Ещё одно крупное арабское государство было фактически выбито из конфликта с Израилем.

После войны в Персидском заливе Сирия по приглашению США приняла участие в международной конференции по Ближнему Востоку. Конференция, проведенная в Мадриде в ноябре 1991 года, положила начало двусторонним арабо-израильским мирным переговорам. Основой для переговоров послужила резолюция ООН, требующая отказа Израиля от территорий, оккупированных в 1967 году, по так называемой формуле «территории в обмен на мир». Однако в течение многих лет эти переговоры были заморожены из-за отказа Израиля расстаться с какими бы то ни было арабскими территориями. Позиции арабов ещё более ослабели, когда палестинцы и иорданцы подписали сепаратный мир с Израилем в 1993 и 1994 годах.

Сирия и Ливан, однако, поклялись подписать мирные соглашения только вместе, либо не подписывать их вообще. Сирия продолжала оказывать поддержку ливанским борцам сопротивления во главе с «Хизболлой», противодействующим оккупационным израильским силам в Южном Ливане. В мае 2000 года «Хизболла» сумела освободить Южный Ливан от 22-х летнего израильского присутствия.

Сирийско-израильские переговоры о мире зашли в тупик в 1996 году, когда Израиль отказался обсуждать вопрос о полном освобождении Голанских высот. В конце 1999 года Израиль выразил желание возобновить переговоры. Они продолжились в США при участии министра иностранных дел Сирии — Фарука Аль-Сахара и премьер-министра Израиля — Эхуда Барака. Переговоры вновь зашли в тупик в 2000 году, когда Барак попытался исключить из договора восточный берег озера Тиберис. Сирия дала понять, что не уступит ни единой пяди своей земли.

Десятого июня 2000 года президент Асад умер от сердечного приступа. Десятого июля президентом Сирии был избран его сын — Башар Аль-Асад.

Loading...Loading...

mixednews.ru

Доклад - Древняя Сирия - История

Конец существования Хеттской державы был положен в результате вторжения “народов моря” с юга и малоазийских племен с севера и северо-запада около 1200 г. до н.э. На ее территории — там, где находились железные и серебряные рудники города Тавра и на путях к ним по обе стороны хребта — остались города-государства Тувана (позже Тиана), Мелиц, мелкие горные царства Табала, а непосредственно в Сирии — Каркемиш и многие другие более мелкие города-государства.

Цари и духовенство этих городов-государств оставили нам многочисленные надписи, увековеченные на камне своеобразным иероглифическим письмом. Эти письмена были созданы во время существования Хеттской державы. Дешифровка историками и учеными этих надписей установила, что они были составлены на языке, близком к лувийскому.

Сравнительно недавно в юго-восточной части территории Малой Азии, в Кара-Тепе, на западном берегу реки Пирама (современный Джейхан), археологами был найден двуязычный эпиграфический памятник, одна из надписей которого является ханаанейской (финикийской), а другая — хеттской (иероглифической).

Эта интереснейшая находка создает возможные условия для окончательной бесспорной дешифровки хеттского иероглифического письма. Таким образом, обогатились наши знания истории стран, расположенных в юго-восточной части Малой Азии, а также Северной Сирии в течение почти пяти веков, с XVIII по XII вв. К этим столетиям относятся дошедшие до нас довольно многочисленные и в хорошей сохранности хеттские иероглифические надписи царей городов-государств вышеуказанных областей.

К концу II тысячелетия в Сирию проникают новые скотоводческие племена, которые разговаривали на арамейских диалектах семитической семьи языков. На протяжении первой половины I тысячелетия до н.э. коренное население Сирии полностью арамеизировалось. Все наиболее слабые и небольшие государства Северной Сирии после крушения Хеттской державы некоторое время еще были самостоятельными.

Во время раскопок на месте столицы царства Сам'аль (современный Зенджирли на крайнем севере Сирии, к востоку от гор Амана), основанного в начале I тысячелетия до н.э., археологами было найдено много ценных эпиграфических памятников, из которых самым замечательным являлась надпись царя Киламувы. Вышеназванный царь правил в 30 — 20-х годах IX в. до н.э. Она была написана на ханаанейском языке, очевидно, завоеватели еще некоторое время пользовались для официальных целей языком покоренного населения.

В этой надписи говорилось, что до вступления на престол Киламувы мушкабим (по существующему предположению, мушкабим — люди, которые принадлежали к числу местного порабощенного населения) “склонялись, подобно собакам, перед ба'аририм” (вероятно, завоевателями).

Завоеватели забирали у покоренного населения скот и другое имущество, тем самым, ставя покоренное население при выполнении земледельческих работ в полную зависимость от себя. В особенности невыносимым становилось положение покоренного трудового населения во время войны, когда для уплаты дани “деву отдавали за овцу, мужчину — за одежду”. Такова была тяжелая участь покоренного оседлого населения, возможно, и во всех прочих арамейских государствах.

Из надписи в Кара-Тепе известно о существовании в первые века I тысячелетия до н.э. на юго-восточном побережье Малой Азии государства дануниитов. Данунииты были, очевидно, одним из первых племен воинственных захватчиков, которые со стороны Эгейского моря обрушились на южные окраины Хеттской державы, к тому времени уже несколько ослабленной. Данунииты быстро покорили здесь местное население.

Их царь по имени Азитавадд, вступивший на престол около середины IX в. до н.э., оставляет нам надпись, в которой заявляет о “поручении”, данном ему богом Ва-алом, покорить близлежащие племена, чтобы расширить свое государство “от восхода солнца до его заката”.

Он пытался осуществить это, в частности, за счет Сам'аля. Царь Киламува в такой же надписи заявлял: “… одолел меня царь дануниитов”.

Но правитель царства Сам'аль призвал на помощь против подступившего к своим границам царя дануниитов дружественного ему ассирийского царя Салманасара III (859 — 824 гг. до н.э.), который в 30-х гг. IX в. имел хорошее войско и совершал свои завоевательные походы на запад. За помощь Киламува платил ассирийскому царю дань.

Спустя некоторое время, очевидно, воспользовавшись смутами, которые возникли в Ассирии в конце правления Салманасара III, Киламува освободил себя от ассирийской дани, которая ему к этому времени уже была в тягость. Киламува в своей надписи сообщает нам, что в это время для царства Сам'аль наступило благополучие, и он смог снабдить даже беднейших из мушкабим скотом и другим ценным сельскохозяйственным имуществом.

После смерти Киламувы его преемник в скором времени вошел в состав коалиции царей крайнего севера Сирии и юга Малой Азии против царства Хамат. Эта коалиция была враждебно настроенной к Ассирии и, возможно, ориентировалась на мощное царство Урарту, возникшее на Армянском нагорье.

Главным городом, в котором находилась верховная власть этого царства, был город Арпад, временно оттеснивший связанный с Ассирией Каркемиш.

Примерно в середине IX в. до н.э. образовалась относительно большое государство Хамат, которое расположилось на юге Сирии и имело в своих союзниках мощное государство Ассирию.

Вышеупомянутая враждебная Хамату коалиция нескольких государств вступила в новый союз с арамейским государством Дамаском, которое сложилось в конце II тысячелетия в Южной Сирии. Царство Дамаск славилось на рубеже II и I тысячелетий как торговый центр, который торговал не только своими товарами, но и перепродавал товары соседних городов государств. С помощью нового одомашненного животного — верблюда теперь возникла возможность преодоления пустынных сухопутных степей Сирии.

Дамаск, ставший центром скрещения торговых путей, которые связывали области Двуречья с побережьем Средиземного моря (естественно, через Сирийскую степь), и гегемоном мелких царств Южной Сирии, является в течение всего IX в. объектом вожделенных захватнических устремлений Ассирии.

Дамаск долго сопротивляется и отстаивает свою самостоятельность, призывая на помощь другие сирийские государства, а также государства Палестины, на которую изредка распространялась его гегемония. Цари Дамаска вместе с известной вышеупомянутой коалицией царств Севера вели борьбу против укрепившегося царства Хамат, бывшего союзником Ассирии.

Один из эпизодов этой войны в конце IX в. до н.э. был увековечен и дошел до наших дней благодаря царю Хамата Закиру, который в надписи-заявлении рассказывает об этой войне. Закир, говорится в надписи, найденной недалеко от Алеппо, успешно отразил натиск коалиции, которую возглавлял Бенхадар — царь Дамаска. В результате этого коалиция, потерпев поражение, очевидно, распалась.

Разоренные постоянными войнами сирийские государства, ослабленные к тому же внутригосударственными смутами, в течение IX — VIII вв. до н.э. были завоеваны более мощной Ассирией и вошли в состав Ассирийской державы.

Последним вошел в состав Ассирийского государства более хрупкий экономически город Каркемиш (717 г. до н.э.) Когда-то надежный оплот хеттов, этот город стал убежищем для ассирийской армии в ее последней битве в 605 г. до н.э. против непобедимых тогда войск мидян и вавилонян.

www.ronl.ru


Смотрите также