Транспорт древнего египта. Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта (стр. 4 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта ПЛАН…. Транспорт древнего египта


Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

бронзовых.

В МАСТЕРСКОЙ У КОЖЕВНИКА И ТКАЧА

Существенное место среди ремесел занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Египтяне с древнейших времен умели обрабатывать шкуры, которые в изобилии доставляли пастухи и охотники. Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг), для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства – детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.

Вот перед нами мастерские кожевников. В глубине одной из них открыта дверь в небольшой дворик, на котором группа мужчин занята обработкой шкур. Один кладёт в большой глиняный сосуд шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных, только что вынутых из сосуда шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды.

В самой мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры' просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц. Всё это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твёрдыми и прочными. Из кожи обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу.

В мастерской тесно и душно. Кожи издают отвратительное зловоние. Краски разъедают пальцы работников, шерсть забивается в ноздри.

Одним из древнейших видов египетского ремесла было ткачество, которое развивалось из плетения корзин. Сохранились образцы неолитических, бадарийских и додинастический плетений из листьев финиковой пальмы, различных трав и растений. Остатки полотняных тканей дошли до нас еще от эпохи неолита. Лен оставался до позднего времени основным материалом для изготовления тканей , но сохранились также ткани из травяного и тростникового волокна.

Мастерская ткача завалена свёртками различных материй. Тут и грубое, дешёвое полотно, и дорогие, полупрозрачные ткани; есть ткани с цветными узорами, есть и отороченные бахромой. Здесь прядут изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем её скручивают, а скрученные нити, так называемую «ровницу», ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.

Веретено представляет собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.

Прядильщики вращают в руках веретёна и ссучивают пряжу из нескольких нитей, обычно из двух, иногда и больше; бывает даже, что число нитей доходит до двенадцати. Над головами прядильщиков укреплены в стене палки, к которым приделаны кольца. Через эти кольца и продеты нити ровницы, которая лежит в сосуде, слегка смоченная для того, чтобы нити шли ровнее. Некоторые прядильщики прядут сразу на двух веретёнах: это опытные мастера, хорошо знающие своё дело.

Помимо прядильщиков, в мастерской работают ткачи и ткачихи. Ткацкие станки различного устройства: некоторые из них расположены горизонтально, другие—вертикально. Последний род станков был изобретён только во времена Нового царства.

«ТРАНСПОРТ»

КОЛЕСНИЦЫ

Во времена Нового царства расцвела новая отрасль деревообделочного ремесла изготовление колесниц. В XVI в. до в, э. египтяне вывезли из Сирии ханаанские двухколесные колесницы и лошадей как военную добычу. Затем их получали в качестве дани. Но уж во времена XVIII династии египтяне сами научились изготовлять колесницы. Археологи обнаружили в Египте мастерские Нового царства, в которых еще сохранились различные детали колесниц, причем колеса имели большей частью четыре деревянные спицы. Легкие колесницы с такими колесами в начале Нового царства использовали как боевые, а позднее -как гоночные при охоте на быстроногую дичь (роспись в гробнице Усерхета XV в. до н. э.) и при выездах знати. В XIV в. до и. э, стали делать боевые колесницы, которые ставили на колеса с восемью спицами (рельеф на кузове колесницы Тутмоса III). В гробнице Иуи, отца фараона Аменхотепа III, и в гробнице Тутанхамона (XIV в. до н. э.) были найдены колесницы с шестью спицами в колесах. Па такой боевой колеснице Рамсес II сражался в Сирии (рельеф Рамессеума). Полагают, что колеса с восемью спицами оказались слишком тяжелыми, и от них отказались. Колесницы почти целиком сделаны из дерева, большей частью из вяза, как, например, колесница, сохранившаяся в гробнице Тутанхамона. Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленною передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Легкая гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов

царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями (покрытие не сохранилось на найденных: колесницах, не изображено на стенных росписях).

Для придания колеснице устойчивости на поворотах кузов укрепляли

на оси так, что оба конца последней выступали по сторонам кузова. Например, ширина кузова колесницы Тутанхамона быта 1, 02 м, а длина оси между колесами — 1, 75 м, т. е. па 73 см длиннее. Высота передней части кузова этой колесницы — 1, 25 м. На стенных росписях можно видеть, как в колесничных мастерских мастера гнут дерево и вставляют гнутые порта в раму основания колесницы. Колеса были искусно сделаны из нескольких, скрепленных друг с другом сегментов, выпиленных из подходящей по толщине доски. Спицы также большей частью изготовляли из скрепленных кусков дерева. Обод колеса часто обматывали, как и спицы, толстыми ремнями из свежей кожи, которая при высыхании скрепляла дерево. В мастерской обычно показана полировка уже готового колеса, но не обтянутого еще кожей. Диаметр колеса колесницы Тутанхамона – 92 см. Если колесница была гоночной, деревянное дышло, закрепленное ремнями у основания кузова, для большей устойчивости завязывали ремнями и у ярма. Поэтому оно могло поворачиваться вокруг шипа.

Если в начале XVIII династии египетские колесницы еще напоминали своей формой ханаанские, то с XIV в. до н. э. Египетские мастера сумели найти новую форму наиболее устойчивых колесниц. С этого времени их опыт стали заимствовать иноземные мастера.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Судостроением в Египте занимались с древнейших времен, но первоначально лодки и небольшие суда, предназначенные для плавания только

по Нилу или в протоках Дельты, связывали из стеблей папируса. Сохранилось много рисунков на додинастической керамике из Нагаде и на стенах додинастический и раннединастических гробниц в изображающих лодки и суда с каютой посредине (часто сдвоенной). На основании этих рисунков высказывают предположение, что каюты могли служить жилищами додинастический египтянам, поскольку во время паводка и после его спада в них было безопаснее пребывать, чем на суше, и удобно передвигаться по многочисленным протокам и болотам, оставленным Нилом после паводка.

В стране, где река служила основным путем сообщения, судостроение рано стало важной отраслью ремесла. Уже во времена Древнего царства строились не только речные, но и морские суда, которые плавали вдоль восточного берега Средиземного моря в Библ и по Красному морю в Пунт. Речные суда были прогулочными, грузовыми и культовыми, морские – военными и грузовыми.

Заслуживает внимания указание Геродота, что древнеегипетские суда не имели ребер, т. е. строились без шпангоута, Это подтверждают сохранившиеся лодки и изображения строительства судов на рельефах в гробницах Древнего царства. Древнеегипетские суда были построены не только без шпангоута, но и без киля и имели малую осадку, поскольку предназначались для плавания по реке, где отмели были не редкостью. Ко времени Древнего царства судостроители в результате длительного опыта выработали определенный стандарт для частей корпуса судна. На основании изображений на рельефах различных стадий строительства речных грузовых судов удалось реконструировать количество, форму и местоположение составных частей корпуса плоскодонных египетских судов. Каждая сторона корпуса монтировалась из семи частой: носовой и кормовой, трех досок, поддерживающих плоское днище лежащей на них более длинной, узкой и слегка изогнутой доски (она упиралась своими короткими сторонами в верхние части кормовой досок), и бор­та, служившего для прикрепления весел. Доски корпуса изготовляли из акации, сикоморы и ливанских пород хвойного дерева. Составные части корпуса соединялись при помощи деревянных гвоздей, а также системы пазов и шипов. На рельефах гробницы Тии (Древнее царство) изображены различные стадии строительства грузовых судов. Сначала стволы деревьев с грубо обрубленными ветвями скоблили и обтесывали при помощи топоров и тесел затем распиливали медной пилой. Части корпуса судна соединялись следующим образом: в круглые пазы уже положенной на место доски вбивали шипы или деревянные гвозди, но не до конца. На выступы шипов насаживали доску так чтобы пазы, выдолбленные в ее нижней части, совпали с шипами. Пазы для шипов пробивали с помощью долот и колотушек, шипам придавали нужную форму с помощью тесел. Размеры пазов и шипов должны были точно соответствовать друг другу, поэтому их заранее, рассчитывали. Чтобы вогнать гвозди и шипы в пазы с помощью больших деревянных кувалд требовалась большая физическая сила. Таким же способом накладывали борт судна, но эта стадия работы была сопряжена с особыми трудностями, поскольку борта были очень длинными и притом выгнутыми. Установкой бортов занимались по пять рабочих с стороны, а в лодке стоял старший мастер подавая, подавая команды. Снаружи рабочий поддерживал рычагом накладываемую часть в середине, двое других работников, сидя в лодке, держали ее веревочной петлей. За это время старший мастер мог проверить, соответствуют ли все пазы шипам. Убедившись, что шипы и гвозди вошли в свои пазы, он давал команду к их заколачиванию кувалдами. Сохранились надписи, передающие команды старшего мастера. Полагают, что египетские суда были проконопачены, иначе они дали бы течь при спуске на воду. При конопачении части корпуса перевязы­вали бечевками, сплетенными из волокна папируса, как это представлено в росписи одной гробницы в Медуме. Когда смазка на всех стыках хорошо просыхала, тройной ряд бечевки на носу и корме, видимо, снимали, по­скольку перевязи не видно на изображениях готовых судов. Морские суда не имели шпангоута, были плоскодонными, с малой осадкой, как и речные. При строительстве их в отличие от речных судов крепко перевязывали канатами. Канат поднимал нос и корму, и это помо­гало срезать высокую волну. Морские суда, которые могли плавать и по Нилу, были приспособлены только для каботажного плавания. Когда корпус судна был составлен и скреплен, приступали к внутренней и внешней отделке. Теслами снимались все неровности и выступы. На рельефе гробницы некрополя в Дейль-эль-Гебрави изображен работник, который вырезает отверстие для длинного кола, заостренного снизу и вилообразного сверху. Такие колы ставились на судне на равных расстояниях, чтобы поддерживать горизонтально положенные жерди, образующие корпус кабины, обтягиваемый холстом. Другой работник делает топором зарубку на носу, отмечая место для ствола руля.

mirznanii.com

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта ПЛАН…

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

ПЛАН

Введение Ремесло и его техника

а) Гончарное

б) Стекольное

в) Изготовление кирпича-сырца, процесс и технология строительства пирамид

г) Столярное

д) Металлургия

е) В мастерской у кожевника и ткача

Транспорт

а) Колесницы

б) Водный транспорт

ВВЕДЕНИЕ

Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников я рыболовов к производящему пищу хозяйству земледельцев и скотоводов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н. э. в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта не только занимались земледелием и приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево.

ПРОРЫВ В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако, магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются потомки Аменемхета I, стали появляться изделия, где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы) , что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—Х1 династий и выполненных из подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытия говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи. Несмотря на то, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение "бронза" для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что в Древнем Египте значение термина "бронза" несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: "бронзу" (а точнее, слово, которое принято переводить подобным образом) в Египте "добывали в рудниках" , за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей изготовлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава. Районы, где попадаются изделия из бронзы, достаточно обширны, но все же можно выделить несколько очагов металлургического промысла, где была освоена технология изготовления сплава - По периметру районов попадание изделий из бронзы, видимо, случайное, связанное с естественным распространением инструментов торговцами и артелями мастеров. Очаги "бронзового" производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделать вывод о закономерной случайности открытия нужного состава сплава, Вызванной географической соотнесенностью ареалов обработки меди и олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Например, топор в период Среднего царства за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным. Это дало возможность сделать более массивным острие, улучшить рычаговые качества инструмента и одновременно за счет искривления рукоятки облегчить труд работника. Хотя уже само по себе обладание орудиями труда из металла облегчало работу тому, кто имел возможность приобрести достаточно дорогой и малодоступный инструмент.

В период Среднего царства продолжают бытовать и встречаться достаточно широко каменные изделия. В городских развалинах времен XII династии в нескольких десятках километров от столицы близ царской (!!!) пирамиды были найдены кремниевые топоры, тесла, ножи, мелкие скребки или ножички, лезвия серпов. Там же была обнаружена кожаная сумка, в которой лежали бок о бок остатки медных орудий и фрагменты инструментов из кремния. Как и встарь, мастер, очевидно, предпочитал поберечь дорогой инструмент из меди для доводки изделия, и черновые работы проводил каменными резцами и теслами. И это близ столицы!

В провинции, где уровень жизни был на порядок ниже, нередким было почти полное отсутствие в арсенале ремесленника изделий из металла. Вынужденно вся работа производилась кремниевыми орудиями, производство которых, естественно, сохранялось и расширялось. Изготовление кремниевых ножей запечатлено на нескольких рисунках периода XI—XII династий, причем художник явно не понаслышке был знаком с деталями процесса обработки кремня. Возможно, в подобном сосуществовании бронзовых и каменных изделий — авангарда и арьергарда технического прогресса — или опережавших основную массу медных изделий, или архаично выглядевших на их фоне, следует видеть последствия временного превращения меди на внутреннем рынке в эквивалент торгового обмена, приобретения этим металлом двойственного значения. В одних случаях его ценность определялась по одним критериям, в других - по вторым. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Соответственно уменьшается и употребление каменных орудий в строительстве и на производстве. Способствовало снижению спроса на медные изделия использование новых пород камня в Египте периода Среднего царства. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, особенно при возведении храмов и гробниц, но вместе с тем растет применение красного гранита, добывавшегося в каменоломнях Асуана, алебастра и песчаника.

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации. В долине Нила было освоено стеклоделие. Потенциальная важность этого открытия весьма велика. Этим самым обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. В Египте Среднего царства продолжала совершенствоваться деревообработка (несмотря на то, что леса в связи с переменой климата исчезают практически полностью) Свидетельством искусности резчиков по дереву служат изображения и хорошо сохранившиеся предметы, изготовленные в большинстве случаев из привозного дерева, в частности, из ливанского кедра или киликийской сосны. Для обработки дерева существовал достаточно большой набор различных инструментов, в том числе топоров, пил, тесел, резцов, сверл и колотушек. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Из льна умели изготовлять несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной толщины вплоть до тончайшей, шедшей на изготовление одеяний жрецов. Научились делать ткани плиссированные. Работа велась обычно на низких горизонтальных станках, изображения и модели которых попадались не раз археологам. В Египте Среднего царства развивается также плетение корзин и циновок из тростника, камыша и папируса, обработка кожи. Однако основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие.

Появление медных орудий способствовало выработки новых способов обработки камня, кости и дерева, а следовательно, значительному повышению производительности труда и уровня мастерства. Особенно увеличилось количество и качество орудий земледельческого труда, которые позволили населению осушить болота и создать систему бассейнового орошения, что значительно расширило площадь пахотных земель. Развитие земледелия, основанного на ирригации, и скотоводства привело к излишку продуктов сельского хозяйства, который население смогло употребить на содержание ремесленников, жрецов и представителей власти. Таким образом, появление медных орудий труда вызвало значительный прогресс в развитии производительных сил и создало условия для отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения раннеклассового города как его центра.

РЕМЕСЛО И ЕГО ТЕХНИКА

ГОНЧАРНОЕ

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.) . Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда.

Материалы по теме:

ruslit.biz

Транспорт Египта представлен несколькими основными системами

Транспорт Египта представлен несколькими основными системами:

  • Прежде всего, конечно, это авиалинии – как международного, так и местного сообщения. Однако для внутренних перевозок этот вид считается очень дорогим, при низком уровне обслуживания и трудностях с заказом и получением билетов, поэтому у местных жителей, да и у туристов данный транспорт Египта особой популярностью не пользуется.
  • Поезда – это один из самых распространенных способов с комфортом добраться из одного города в другой. Билеты можно купить просто, да и уровень сервиса лучше. Это, пожалуй, самый надежный транспорт Египта.
  • Речной и морской транспорт Египта – это важная часть регионального сообщения. Перевозит как пассажиров, так и грузы.
  • Автодорожный – разветвленная сеть дорог связывает между собой разные города. Ходят автобусы и маршрутные такси. Последние пользуются большей популярностью. И обычное такси. Оно в Египте достаточно дешевое, но лучше заранее знать тарифы, чтобы с вас не потребовали гораздо более высокую оплату. Этот транспорт Египта существует на договорной основе.
  • Кроме того, в Каире действует метро, а
  • в Александрии – городской трамвай.

Поскольку в Египте очень большое количество ДТП, то к автобусам, особенно при поездке на дальние расстояния нужно относиться очень осторожно.

Многие путешественники, особенно те, кто часто бывает в США или Европе, привыкли перемещаться на персональном автомобиле и предпочитают брать его на прокат. Это действительно бывает очень удобно, но не в Египте. Транспорт в Египте – это особая статья. Правила дорожного движения есть, но их часто не соблюдают.

В путешествиях по Египту важно учитывать особенности климата, географического положения и менталитет местных жителей, поэтому, прежде, чем взять на прокат автомобиль и просто «покататься», как, например, по Европе, стоит много раз подумать и… наверное, всё же отказаться. Кроме того, по ряду дорог в Египте запрещен проезд для иностранцев.

Транспорт в Египте лучше использовать общественный, например, поезд или маршрутное такси. Если вы купили тур у крупного оператора, то они предоставляют собственные комфортабельные автобусы с «правильными» водителями.

Можно воспользоваться услугами такси – этот транспорт в Египте действительно доступный. Такси можно поймать практически в любом месте.

Удобный транспорт в Египте – это поезда, но только вагоны первого класса или класса люкс. В вагонах второго класса могут отсутствовать кондиционеры, что в жарком египетском климате создает большие неудобства.

Для путешествия по Среднему Египту поезд – единственно доступный транспорт в Египте для туристов, т.к. для иностранцев там действуют ограничения, запрещающие проезд на любом автотранспорте.

Также развит водный транспорт в Египте: морской и речной. Основные порты на побережье – это Александрия, Порт-Саид и Суэц.

Дополнительная информация

Транспорт в Египте, пожалуй, наиболее развит в арабском мире. Так, египетские железные дороги являются старейшими в Африке и на Ближнем Востоке. Первая ветка, соединяющая Александрию и Кафр-Исса, была открыта в 1854 г. Общая протяженность железнодорожной сети, бо́льшая часть которой находится в неудовлетворительном техническом состоянии, составляет более 12.000 км, она охватывает долину и дельту Нила, побережье Красного и Средиземного морей, Синайский полуостров и Западные оазисы.

В Каире действует метро, а в Александрии — городской трамвай. Метрополитен разбит на 3 зоны. Непременно сохраните билет до конца поездки – без него вы не сможете пройти через турникет на выходе из метро.

Помимо международного воздушного сообщения в Египте действуют внутренние рейсы, основным центром воздушного сообщения является Каир, где находится крупнейший в стране аэропорт. В аэропортах Египта и крупных отелях есть филиалы международных агентств Avis, Eurocar и других. Для аренды автомобиля в Егип¬те вам необходимо быть не моложе 25 лет и иметь международные водительские права.

Для местного транспортного сообщения важную роль играет речная система Нила (около 1600 км) и система основных каналов. Суэцкий же канал является основной водной артерией для международной торговли и навигации, соединяя Средиземное и Красное моря. Главные морские порты Египта — Александрия, Порт-Саид, Думьят, Суэц и Сафага. Основные порты на Ниле — Асуан и Асьют.

В Каире берет свое начало Трансафриканская сеть автомобильных дорог. Через Египет автомобильные дороги связывают Африканский и Азиатский континенты.

Все крупные города Дельты Нила связаны между собой автобусным сообщением. Это достаточно выгодное средство для передвижения между египетскими городами. Однако автобусы не всегда удобны, ввиду их переполненности. Поездка из Каира в Александрию на автобусе компании Super Jet обойдется вам примерно в 5$, от Каира до Табы — 25$, до Шарм-эль-Шейха — 10$.

Альтернативой автобусам является популярное среди местного населения маршрутное такси, а также такси обычное. В большинстве случаев таксисты не включают счетчик и часто завышают цену на проезд. Не стесняйтесь торговаться. Имейте в виду: тариф рано утром и поздно ве¬чером выше обычного на 40-50%. В некоторых городах Верхнего Египта (например, в Луксоре) аль-тернативой такси и автобусу слу¬жат романтические конные экипажи.

Кстати, большинство светофоров в Каире не функционирует, а перекрестки регулируются полицейскими с помощью жестов. А некоторыми дорогами, в особенности на Синае и на юго-востоке страны, запрещено пользоваться иностранцам.

Прокат автомобиля в Египте обойдется дороже, чем в других курортных странах. До того, как ставить на документах подпись, обязательно все тщательно (!) осмотрите и проверьте – вам могут нарочно всучить неисправную машину, а ее поломки вам придется оплатить по возвращении. На автомобиль обязательно (!) должна быть оформлена страховка, а у вас – международные водительские права. Имейте в виду, что даже если вы арендуете машину только для поездки в один конец, все равно вы обязаны оплатить стоимость дороги туда-обратно.

Довольно экономичный и приятный способ путешествия по долине Нила междуАлександрией и Асуаном – на поезде. Из Каира поезда отправляются с вокзала Рамсес, где можно приобрести билеты за день до поездки. Особенно интересна дорога от Каира до Александрии (примерно 2 ч. пути). Популярен также маршрут из Каира через Луксор в Асуан (10 ч. до Луксора и еще 4 ч. до Асуана). Билет для поездки в спальном вагоне лучше заказывать за неделю до отъезда в помещении вокзала Рамсес.

По Нилу ходят два вида транспорта: фелюги и круизные теплоходы. Тихоходная фелюга является приятным видом транспорта для тех, кто хочет провести 2-3 дня на реке в тесном кругу друзей. На фелюге можно проплыть некоторые участки между Асуаном и Луксором. Ночь можно провести на воде или на берегу. Стоимость проката фелюги: около 100 LE с четверых за сутки. Часто в стоимость включено питание (местная, египетская кухня).

Теплоходы же, безусловно, более быстроходны и комфортабельны. Цены на этот вид путешествий колеблются в зависимости от сезона. Из Хургады в Шарм-эль-Шейх и обратно можно доплыть по Красному морю на пароме (отправление по субботам и понедельникам).

travelnetplanet.com

Ремесло техника и транспорт Древнего Египта

СТОЛЯРНОЕ

В грандиозном строительстве начиная с Древнего царства довольно широко использовали дерево. Пирамиды и храмы не могли быть построены без транспортных средств - судов, барж, саней и полозьев, различных подъемных сооружений - простых рычагов, лесов-подмостков, распорок, а также огромного количества орудий - строительных мотыг, колотушек, молотов, которые изготовляли из дерева. На судах и баржах перевозили скот, зерно, фрукты и овощи. Расширение внешних сношений Египта потребовало строительства морских парусных кораблей. Большое количество дерева расходовали на орудия труда земледельцев (сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, и различные приспособления, которые употребляли в сельском хозяйстве, - упряжки, клетки для птиц и мелких животных и т. п. Из дерева строили часовни, беседки, делали потолки, полы, колонны жилых помещений, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкие поделки.

Изображения столярных мастерских на рельефах в гробницах Тии и Мерерука (Древнее царство) показывают, как столяры распиливают стволы медными пилами на доски (рис. 16). Тонкие и неширокие медные пилы длиной от 25 до 42 см с наклонно расположенными зубьями и деревянными рукоятками были известны в Египте с III тысячелетия до н. э. благодаря чему египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру. Распиливаемый ствол привязывали верхней частью к столбу, вбитому в землю. Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен камень-противовес. Клин служил якобы для расширения распила по мере продвижения пилы, поскольку египтянам был еще неизвестен ее развод (поочередное отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями ствола. Но существует мнение что клин служил здесь для натяжения веревок и закрепления доски в неподвижном положении.

Столяры строгали доски медным теслом, которое заменяло древним египтянам рубанок. Тесло было привязано к рукоятке кожаным ремнем или веревкой. Долотом-стамеской выдалбливали паз на доске или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых соединяли отдельные части деревянных изделий. Крышку ящика просверливали трубчатым сверлом - предком нашего коловорота. Мастер держал одной рукой сверло за головку, другой приводил его в движение, вращая рукоятку. Тиски и верстак были неизвестны древним египтянам. Деревянную раму кровати шлифовали маленькими камнями. Долотом "долбили дверь", теслом ее строгали.

Столяры Древнего царства уже умели изготовлять тонкую фанеру, о чем свидетельствует деревянный ящик в алебастровом саркофаге III династии - он составлен из шести слоев фанеры разных пород дерева (каждый толщиной около 5 мм), скрепленных деревянными гвоздиками. Дворцовая мебель, обнаруженная археологами в потайной гробнице царицы IV династии Хетепхерес (кровать, подголовник, два кресла, стул, носилки портшез и балдахин), позволила определить и другие способы крепления деревянных частей, известные столярам Древнего царства: связывание кожаными ремнями, которые протягивали через небольшие, просверленные в дереве отверстия, соединения в шип, в лапу и ласточкиным хвостом. Ножки кресел, вырезанные в форме анатомически точно воспроизведенных лап льва (переданы даже кровеносные сосуды), а также под локотники кресла, украшенные плавно изогнутыми лотосами, показывают совершенное мастерство столяров и резчиков Древнего царства. На протяжении Среднего и Нового царств орудия и способы обработки дерева совершенствовались. Медные лезвия орудий постепенно заменя­лись бронзовыми, а в период Позднего царства — железными. Росписи Нового царства показывают, что и тогда в столярных мастерских распил длинной доски производили тем же способом, что и в Древнем царстве, привязав ее к столбу. Примитивная форма ручной пилы («лисий хвост») приняла более современный вид; кроме того, перестали вставлять клин для расширения распила. Развод пил, возможно известный уже ко времени Среднего царства, в Новом царстве повсеместно вошел в обиход. Маленькие доски распиливали сидя не на полу, как в Древнем царстве, а на низеньком трехногом табурете, упираясь ногой в доску, чтобы придать ей устойчивость. Стволы по-прежнему обтесывали металлическим теслом, за­меняющим рубанок, шлифовали плоским камнем мелкозернистого песчаника. Мелкие детали и ножки мебели вырезали долотом-стамеской. Спорен вопрос о времени изобретения токарного станка: одни полагают, что он стал применяться лишь в греко-римский период, другие — что он был введен раньше. Однако точных доказательств последнего не имеется, по­скольку не установлено, были ли ножки некоторых стульев и табуретов вырезаны или выточены на станке. Впервые в это время мебель начинают фанеровать. Тонкую фанеру умели изготовлять уже во времена Древнего царства, но скрепляли ее де­ревянными гвоздиками, а с Нового царства фанеру, сделанную из лучших сортов дерева, стали наклеивать на менее дорогую древесину. Обшитые фанерой стулья были найдены в гробнице Туи. Роспись на стене в гробнице визира Рехмира показывает, как это делалось: столяр ставил клей на огонь, а затем обмазывал им тонкую фанеру, которую приготовил ему плотник, после чего третий мастер полировал ее плоским камнем песчаника. Клей извлекали из костей, кож, сухожилий и хрящей животных путем кипячения, выпаривания полученного отвара и охлаждения в формах, где он застывал в твердую массу.

МЕТАЛЛУРГИЯ

Несмотря на то, что медь, добываемая на Синае, была мягкой, поскольку имела незначительное количество примесей марганца и мышьяка, Древние кузнецы умели ее закаливать при помощи холодной ковки и получать достаточно твердый металл. Еще в додинастические времена медь для улучшения качества стали переплавлять. Для этой цели употреблялись открытые керамические и каменные формы. После отливки изготовляемое из меди изделие подвергали холодной ковке. Впоследствии, когда появились специальные щипцы для металла, стали ковать медь в горячем состоянии. При изготовлении какого-либо орудия или оружия, например долота или кинжала, его режущий край отковывали для отточки и придания нужной формы. Процесс ковки вызывал изменение кристаллического состояния металла, при котором медь становилась тверже. Кроме наборов инструментов в гробницах знати медные орудия труда были найдены археологами на местах работы - в каменоломнях и копях. На каменных блоках, из которых были сложены пирамиды, видны следы только каменных и медных орудий. Бронза, т. е. сплав меди с оловом, тогда еще не была известна, из меди во времена Древнего царства изготовляли орудия для обработки не только дерева и мягких сортов камня, но также и твердого камня - гранита и базальта, о чем свидетельствуют следы медных инструментов, оставшиеся на них. Только ковкой и перековкой орудий древние кузнецы достигали их поразительной твердости. Химический анализ медных орудий показал, что со временем металл терял свойства, приобретенные ковкой.

Со времен Раннего царства для покрытия деревянных изделий употребляли тонкую листовую медь — ее прикрепляли медными гвоздиками. Водосточные желоба в пирамидных и храмовых сооружениях были выложены медными листами без следов припоя. Химический анализ медных изделии показал, что медь никогда не была чистой — из руды в нее попадали такие примеси, как сурьма, мышь­як, висмут, марганец, железо, никель и олово, Обычно процент примесей был невелик, но когда он увеличивался, медь становилась более твердой. Учитывая это, со времен Среднего царства при плавке в медь стали до­бавлять олово, чтобы получить более твердый и прочный металл — бронзу. Более низкая точка плавления бронзы и большая текучесть облегчали процесс ее литья. Производство искусственного сплава меди с оловом означало прогресс в развитии производительных сил — вступление общества да более высокую ступень цивилизации, в бронзовый век.

В позднюю эпоху из бронзы отливали статуэтки - сплошными или полыми внутри. Для этого применяли способ литья по восковой модели: из пчелиного воска изготовляли модель фигуры, которую собирались отлить, покрывали ее глиной и нагревали - воск вытекал через отверстия, оставленные для заливки металла, а на его место в затвердевшую форму вливали раскаленный металл. Когда металл застывал, форму разбивали и поверхность статуи отделывали зубилом. Так же отливали полые фигуры, но воском покрывали формовочную шишку из кварцевого песка. Этим способом экономили воск и бронзу. Несмотря на широкое распространение бронзы во времена Нового царства - из нее изготовляли не только орудия, но и оружие (кинжалы, копья, наконечники стрел и т. п.), - из более дешевой меди тоже продолжали делать орудия и различные предметы. В гробнице Тутанхамона медных предметов оказалось больше, чем

бронзовых.

В МАСТЕРСКОЙ У КОЖЕВНИКА И ТКАЧА

Существенное место среди ремесел занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Египтяне с древнейших времен умели обрабатывать шкуры, которые в изобилии доставляли пастухи и охотники. Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг), для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства – детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.

Вот перед нами мастерские кожевников. В глубине одной из них открыта дверь в небольшой дворик, на котором группа мужчин занята обработкой шкур. Один кладёт в большой глиняный сосуд шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных, только что вынутых из сосуда шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды.

В самой мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры' просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц. Всё это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твёрдыми и прочными. Из кожи обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу.

В мастерской тесно и душно. Кожи издают отвратительное зловоние. Краски разъедают пальцы работников, шерсть забивается в ноздри.

Одним из древнейших видов египетского ремесла было ткачество, которое развивалось из плетения корзин. Сохранились образцы неолитических, бадарийских и додинастический плетений из листьев финиковой пальмы, различных трав и растений. Остатки полотняных тканей дошли до нас еще от эпохи неолита. Лен оставался до позднего времени основным материалом для изготовления тканей , но сохранились также ткани из травяного и тростникового волокна.

Мастерская ткача завалена свёртками различных материй. Тут и грубое, дешёвое полотно, и дорогие, полупрозрачные ткани; есть ткани с цветными узорами, есть и отороченные бахромой. Здесь прядут изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем её скручивают, а скрученные нити, так называемую «ровницу», ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.

Веретено представляет собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.

Прядильщики вращают в руках веретёна и ссучивают пряжу из нескольких нитей, обычно из двух, иногда и больше; бывает даже, что число нитей доходит до двенадцати. Над головами прядильщиков укреплены в стене палки, к которым приделаны кольца. Через эти кольца и продеты нити ровницы, которая лежит в сосуде, слегка смоченная для того, чтобы нити шли ровнее. Некоторые прядильщики прядут сразу на двух веретёнах: это опытные мастера, хорошо знающие своё дело.

Помимо прядильщиков, в мастерской работают ткачи и ткачихи. Ткацкие станки различного устройства: некоторые из них расположены горизонтально, другие—вертикально. Последний род станков был изобретён только во времена Нового царства.

«ТРАНСПОРТ»

КОЛЕСНИЦЫ

Во времена Нового царства расцвела новая отрасль деревообделочного ремесла изготовление колесниц. В XVI в. до в, э. египтяне вывезли из Сирии ханаанские двухколесные колесницы и лошадей как военную добычу. Затем их получали в качестве дани. Но уж во времена XVIII династии египтяне сами научились изготовлять колесницы. Археологи обнаружили в Египте мастерские Нового царства, в которых еще сохранились различные детали колесниц, причем колеса имели большей частью четыре деревянные спицы. Легкие колесницы с такими колесами в начале Нового царства использовали как боевые, а позднее -как гоночные при охоте на быстроногую дичь (роспись в гробнице Усерхета XV в. до н. э.) и при выездах знати. В XIV в. до и. э, стали делать боевые колесницы, которые ставили на колеса с восемью спицами (рельеф на кузове колесницы Тутмоса III). В гробнице Иуи, отца фараона Аменхотепа III, и в гробнице Тутанхамона (XIV в. до н. э.) были найдены колесницы с шестью спицами в колесах. Па такой боевой колеснице Рамсес II сражался в Сирии (рельеф Рамессеума). Полагают, что колеса с восемью спицами оказались слишком тяжелыми, и от них отказались. Колесницы почти целиком сделаны из дерева, большей частью из вяза, как, например, колесница, сохранившаяся в гробнице Тутанхамона. Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленною передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Легкая гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов

царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями (покрытие не сохранилось на найденных: колесницах, не изображено на стенных росписях).

Для придания колеснице устойчивости на поворотах кузов укрепляли

на оси так, что оба конца последней выступали по сторонам кузова. Например, ширина кузова колесницы Тутанхамона быта 1, 02 м, а длина оси между колесами — 1, 75 м, т. е. па 73 см длиннее. Высота передней части кузова этой колесницы — 1, 25 м. На стенных росписях можно видеть, как в колесничных мастерских мастера гнут дерево и вставляют гнутые порта в раму основания колесницы. Колеса были искусно сделаны из нескольких, скрепленных друг с другом сегментов, выпиленных из подходящей по толщине доски. Спицы также большей частью изготовляли из скрепленных кусков дерева. Обод колеса часто обматывали, как и спицы, толстыми ремнями из свежей кожи, которая при высыхании скрепляла дерево. В мастерской обычно показана полировка уже готового колеса, но не обтянутого еще кожей. Диаметр колеса колесницы Тутанхамона – 92 см. Если колесница была гоночной, деревянное дышло, закрепленное ремнями у основания кузова, для большей устойчивости завязывали ремнями и у ярма. Поэтому оно могло поворачиваться вокруг шипа.

Если в начале XVIII династии египетские колесницы еще напоминали своей формой ханаанские, то с XIV в. до н. э. Египетские мастера сумели найти новую форму наиболее устойчивых колесниц. С этого времени их опыт стали заимствовать иноземные мастера.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Судостроением в Египте занимались с древнейших времен, но первоначально лодки и небольшие суда, предназначенные для плавания только

по Нилу или в протоках Дельты, связывали из стеблей папируса. Сохранилось много рисунков на додинастической керамике из Нагаде и на стенах додинастический и раннединастических гробниц в изображающих лодки и суда с каютой посредине (часто сдвоенной). На основании этих рисунков высказывают предположение, что каюты могли служить жилищами додинастический египтянам, поскольку во время паводка и после его спада в них было безопаснее пребывать, чем на суше, и удобно передвигаться по многочисленным протокам и болотам, оставленным Нилом после паводка.

В стране, где река служила основным путем сообщения, судостроение рано стало важной отраслью ремесла. Уже во времена Древнего царства строились не только речные, но и морские суда, которые плавали вдоль восточного берега Средиземного моря в Библ и по Красному морю в Пунт. Речные суда были прогулочными, грузовыми и культовыми, морские – военными и грузовыми.

Заслуживает внимания указание Геродота, что древнеегипетские суда не имели ребер, т. е. строились без шпангоута, Это подтверждают сохранившиеся лодки и изображения строительства судов на рельефах в гробницах Древнего царства. Древнеегипетские суда были построены не только без шпангоута, но и без киля и имели малую осадку, поскольку предназначались для плавания по реке, где отмели были не редкостью. Ко времени Древнего царства судостроители в результате длительного опыта выработали определенный стандарт для частей корпуса судна. На основании изображений на рельефах различных стадий строительства речных грузовых судов удалось реконструировать количество, форму и местоположение составных частей корпуса плоскодонных египетских судов. Каждая сторона корпуса монтировалась из семи частой: носовой и кормовой, трех досок, поддерживающих плоское днище лежащей на них более длинной, узкой и слегка изогнутой доски (она упиралась своими короткими сторонами в верхние части кормовой досок), и бор­та, служившего для прикрепления весел. Доски корпуса изготовляли из акации, сикоморы и ливанских пород хвойного дерева. Составные части корпуса соединялись при помощи деревянных гвоздей, а также системы пазов и шипов. На рельефах гробницы Тии (Древнее царство) изображены различные стадии строительства грузовых судов. Сначала стволы деревьев с грубо обрубленными ветвями скоблили и обтесывали при помощи топоров и тесел затем распиливали медной пилой. Части корпуса судна соединялись следующим образом: в круглые пазы уже положенной на место доски вбивали шипы или деревянные гвозди, но не до конца. На выступы шипов насаживали доску так чтобы пазы, выдолбленные в ее нижней части, совпали с шипами. Пазы для шипов пробивали с помощью долот и колотушек, шипам придавали нужную форму с помощью тесел. Размеры пазов и шипов должны были точно соответствовать друг другу, поэтому их заранее, рассчитывали. Чтобы вогнать гвозди и шипы в пазы с помощью больших деревянных кувалд требовалась большая физическая сила. Таким же способом накладывали борт судна, но эта стадия работы была сопряжена с особыми трудностями, поскольку борта были очень длинными и притом выгнутыми. Установкой бортов занимались по пять рабочих с стороны, а в лодке стоял старший мастер подавая, подавая команды. Снаружи рабочий поддерживал рычагом накладываемую часть в середине, двое других работников, сидя в лодке, держали ее веревочной петлей. За это время старший мастер мог проверить, соответствуют ли все пазы шипам. Убедившись, что шипы и гвозди вошли в свои пазы, он давал команду к их заколачиванию кувалдами. Сохранились надписи, передающие команды старшего мастера. Полагают, что египетские суда были проконопачены, иначе они дали бы течь при спуске на воду. При конопачении части корпуса перевязы­вали бечевками, сплетенными из волокна папируса, как это представлено в росписи одной гробницы в Медуме. Когда смазка на всех стыках хорошо просыхала, тройной ряд бечевки на носу и корме, видимо, снимали, по­скольку перевязи не видно на изображениях готовых судов. Морские суда не имели шпангоута, были плоскодонными, с малой осадкой, как и речные. При строительстве их в отличие от речных судов крепко перевязывали канатами. Канат поднимал нос и корму, и это помо­гало срезать высокую волну. Морские суда, которые могли плавать и по Нилу, были приспособлены только для каботажного плавания. Когда корпус судна был составлен и скреплен, приступали к внутренней и внешней отделке. Теслами снимались все неровности и выступы. На рельефе гробницы некрополя в Дейль-эль-Гебрави изображен работник, который вырезает отверстие для длинного кола, заостренного снизу и вилообразного сверху. Такие колы ставились на судне на равных расстояниях, чтобы поддерживать горизонтально положенные жерди, образующие корпус кабины, обтягиваемый холстом. Другой работник делает топором зарубку на носу, отмечая место для ствола руля.

Суда шли вниз по течению Нила на веслах, вверх по течению при сильном ветре, дующем со Средиземного моря, - на парусе и веслах. При штиле судно тянули бечевой. На грузовых судах размещалось до восьмидесяти гребцов с каждой стороны, три человека на корме направляли судно с помощью более длинных весел с большими лопастями. На мор­ских судах число гребцов доходило до тридцати, Большая часть речных и все морские суда были не только приспособ­лены под весла, но и снабжены парусами. На судах Древнего царства мач­та высотой в 3/4 длины судна ставилась ближе к носу, благодаря чему кор­му приходилось делать выше носа, как у папирусных лодок. Мачта состо­яла. из двух крепких шестов, сделанных из кедрового дерева или дум пальмы, которые были закреплены на дне судна, крепко связаны друг с другом наверху и дополнительно скреплены перекладинами. Но уже со времени VI Династии мачты стали делать из одного шеста. От верхушки мачты шел к форштевню и корме. Длинный парус был укреплен на мачте с помощью одной реи и привязан внизу к борту. Во времена Среднего царства стали строить более крепкие корпуса ко­раблей, что достигалось за счет уменьшения размеров отдельных частей судна и увеличения их количества. Впоследствии это нашло отражение в номенклатуре многочисленных корабельных частей, упомянутых в 99-й главе «Книги мертвых». Мачту стали устанавливать посредине судна и парус делали не продольный как ранее, а поперечный, укрепляя и натягивая его между двумя реями.

Литература:

  1. Всемирная история. Бронзовый век. Т. 2. Минск, 1998

  2. Древний Восток. По ред. акад. В. В. Струве. Учпедгиз. М.,1961

  3. Культура Древнего Египта. «наука» главная редакция восточной литературы. М., 1976

  4. Перепелкин Ю. Я. «Хозяйство староегипетских вельмож». «наука» главная редакция восточной литературы. М., 1988

www.coolreferat.com

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

в) Изготовление кирпича-сырца, процесс и технология строительства пирамид

е) В мастерской у кожевника и ткача

б) Водный транспорт

Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников я рыболовов к производящему пищу хозяйству земледельцев и скотоводов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н.э. в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта не только занимались земледелием и приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево.

ПРОРЫВ В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако, магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются потомки Аменемхета I, стали появляться изделия, где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы). что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—Х1 династий и выполненных из подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытия говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи. Несмотря на то, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение “бронза” для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что в Древнем Египте значение термина “бронза” несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: “бронзу” (а точнее, слово, которое принято переводить подобным образом) в Египте “добывали в рудниках”. за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей изготовлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава.

Похожие новости

Комментарии (0)

Рекомендуем ознакомится: http://dzherri.ru

worldunique.ru

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

Дисциплина: История Тип работы: Реферат Тема: Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

Работа по истории мировых цивилизаций

по теме:

РЕМЕСЛО, ТЕХНИКА И ТРАНСПОРТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Выполнил: ученик 10 «В» класса, школы №653

СУХАРЕВ РУСЛАН

МОСКВА

1998 год

ПЛАН

1) Введение

2) Ремесло и его техника:

а) Гончарное

б) Стекольное

в) Изготовление кирпича-сырца, процесс и технология строительства пирамид

г) Столярное

д) Металлургия

е) В мастерской у кожевника и ткача

3) Транспорт:

а) Колесницы

б) Водный транспорт

ВЕДЕНИЕ

Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников я рыболовов к производящему пищу хозяйству земледельцев и скотоводов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н. э. в

результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта не только занимались земледелием и

приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево.

ПРОРЫВ В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован

определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди

встречаются разнообразные, однако магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются потомки Аменемхета I, стали появляться

изделия где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем

весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы), что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения

характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—Х1 династий и выполненных из

подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытая говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи.

Несмотря на то, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение «бронза» для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что

в Древнем Египте значение термина «бронза» несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: «бронзу» (а точнее, слово, которое

принято переводить подобным образом) в Египте «добывали в рудниках», за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей

изготовлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава. Районы, где попадаются изделия из бронзы, достаточно обширны, но все же можно выделить несколько очагов металлургического

промысла, где была освоена технология изготовления сплава - По периметру районов попадание изделий из бронзы, видимо, случайное, связанное с естественным распространением инструментов

торговцами и артелями мастеров. Очаги «бронзового» производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделать вывод о закономерной

случайности открытия нужного состава сплава, Вызванной географической соотнесенностью ареалов обработки меди и олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись

орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности

использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру,

скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивн...

Забрать файл

Похожие материалы:

refland.ru

Ремесло техника и транспорт Древнего Египта 2

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

ПЛАН

  1. Введение

  2. Ремесло и его техника

а) Гончарное

б) Стекольное

в) Изготовление кирпича-сырца, процесс и технология строительства пирамид

г) Столярное

д) Металлургия

е) В мастерской у кожевника и ткача

  1. Транспорт

а) Колесницы

б) Водный транспорт

ВВЕДЕНИЕ

Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников я рыболовов к производящему пищу хозяйству земледельцев и скотоводов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н.э. в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта не только занимались земледелием и приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево.

ПРОРЫВ В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако, магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются потомки Аменемхета I, стали появляться изделия, где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы) , что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—Х1 династий и выполненных из подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытия говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи. Несмотря на то, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение “бронза” для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что в Древнем Египте значение термина “бронза” несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: “бронзу” (а точнее, слово, которое принято переводить подобным образом) в Египте “добывали в рудниках” , за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей изготовлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава. Районы, где попадаются изделия из бронзы, достаточно обширны, но все же можно выделить несколько очагов металлургического промысла, где была освоена технология изготовления сплава - По периметру районов попадание изделий из бронзы, видимо, случайное, связанное с естественным распространением инструментов торговцами и артелями мастеров. Очаги “бронзового” производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделать вывод о закономерной случайности открытия нужного состава сплава, Вызванной географической соотнесенностью ареалов обработки меди и олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Например, топор в период Среднего царства за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным. Это дало возможность сделать более массивным острие, улучшить рычаговые качества инструмента и одновременно за счет искривления рукоятки облегчить труд работника. Хотя уже само по себе обладание орудиями труда из металла облегчало работу тому, кто имел возможность приобрести достаточно дорогой и малодоступный инструмент.

В период Среднего царства продолжают бытовать и встречаться достаточно широко каменные изделия. В городских развалинах времен XII династии в нескольких десятках километров от столицы близ царской (!!!) пирамиды были найдены кремниевые топоры, тесла, ножи, мелкие скребки или ножички, лезвия серпов. Там же была обнаружена кожаная сумка, в которой лежали бок о бок остатки медных орудий и фрагменты инструментов из кремния. Как и встарь, мастер, очевидно, предпочитал поберечь дорогой инструмент из меди для доводки изделия, и черновые работы проводил каменными резцами и теслами. И это близ столицы!

В провинции, где уровень жизни был на порядок ниже, нередким было почти полное отсутствие в арсенале ремесленника изделий из металла. Вынужденно вся работа производилась кремниевыми орудиями, производство которых, естественно, сохранялось и расширялось. Изготовление кремниевых ножей запечатлено на нескольких рисунках периода XI—XII династий, причем художник явно не понаслышке был знаком с деталями процесса обработки кремня. Возможно, в подобном сосуществовании бронзовых и каменных изделий — авангарда и арьергарда технического прогресса — или опережавших основную массу медных изделий, или архаично выглядевших на их фоне, следует видеть последствия временного превращения меди на внутреннем рынке в эквивалент торгового обмена, приобретения этим металлом двойственного значения. В одних случаях его ценность определялась по одним критериям, в других - по вторым. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Соответственно уменьшается и употребление каменных орудий в строительстве и на производстве. Способствовало снижению спроса на медные изделия использование новых пород камня в Египте периода Среднего царства. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, особенно при возведении храмов и гробниц, но вместе с тем растет применение красного гранита, добывавшегося в каменоломнях Асуана, алебастра и песчаника.

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации. В долине Нила было освоено стеклоделие. Потенциальная важность этого открытия весьма велика. Этим самым обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. В Египте Среднего царства продолжала совершенствоваться деревообработка (несмотря на то, что леса в связи с переменой климата исчезают практически полностью) Свидетельством искусности резчиков по дереву служат изображения и хорошо сохранившиеся предметы, изготовленные в большинстве случаев из привозного дерева, в частности, из ливанского кедра или киликийской сосны. Для обработки дерева существовал достаточно большой набор различных инструментов, в том числе топоров, пил, тесел, резцов, сверл и колотушек. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Из льна умели изготовлять несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной толщины вплоть до тончайшей, шедшей на изготовление одеяний жрецов. Научились делать ткани плиссированные. Работа велась обычно на низких горизонтальных станках, изображения и модели которых попадались не раз археологам. В Египте Среднего царства развивается также плетение корзин и циновок из тростника, камыша и папируса, обработка кожи. Однако основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие.

Появление медных орудий способствовало выработки новых способов обработки камня, кости и дерева, а следовательно, значительному повышению производительности труда и уровня мастерства. Особенно увеличилось количество и качество орудий земледельческого труда, которые позволили населению осушить болота и создать систему бассейнового орошения, что значительно расширило площадь пахотных земель. Развитие земледелия, основанного на ирригации, и скотоводства привело к излишку продуктов сельского хозяйства, который население смогло употребить на содержание ремесленников, жрецов и представителей власти. Таким образом, появление медных орудий труда вызвало значительный прогресс в развитии производительных сил и создало условия для отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения раннеклассового города как его центра.

РЕМЕСЛО И ЕГО ТЕХНИКА

ГОНЧАРНОЕ

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н.э.) . Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда.

Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку – предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской – керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I – темного цвета с белым орнаментом, Нагада II – светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.

Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка) , которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй – лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства – в Кенне и Белласе.

Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскаленными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.

СТЕКЛО

Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция) , но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.

В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту.

en.coolreferat.com


Смотрите также