Типы храмов древней греции. 36.Храм в архитектуре Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Типы древнегреческих храмов. Типы храмов древней греции


Типы храмов в архитектуре Древней Греции

Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны (рис. 3). Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в древнейших памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и произошло латинское название этого типа: «храм в антах». Легко увидеть, что антовый храм близко напоминал мегарон. Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль* (Слово «амфи» означает по-древнегречески «с обеих сторон»), имевший колоннады по обоим торцовым фасадам. В периптере* (Слово «периптер» в буквальном переводе — «со всех сторон оперенный») закрытое помещение храма (наос — см. ниже) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII века до н. э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов.

Архитектура Древней Греции. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию
3. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию. По числу колонн на торцовом фасаде: 1 — двухколонный в антах; 2 — тетрастиль; 3 — гексастиль; 4 — октастиль; 5 — декастиль; 6 — додекастиль, по плану; 7 — антовый храм; 8 — простиль; 9 — амфипростиль; 10 — периптер; 11 — псевдопериптер; 12 — псевдодиптер; 13 — диптер; 14 — моноптер; 15 — фолос, по интерколумниям; 16 — пихностиль; 17 — систиль; 18 — евстиль; 19 — диастиль; 20 — ареостиль

Более сложным типом является диптер* (Приставка «ди» по-древнегречески означает «дважды», «двойной»). Это — храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере все или большая часть интерколумниев* (Термин «интерколумний» — латинского происхождения (интер — между, колумна — колонна) — означает промежуток между двумя соседними колоннами) наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращаясь, таким образом, в полуколонны. Псевдодиптером (греч. — ложный диптер) называется диптер, у которого второй (внутренний) ряд колонн отсутствует, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т. е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами.

Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы (в периптере и близких к нему по композиции построек) называют портиком. Слово портик часто применяют разумея не только пространство за колоннадой, но и сами колоннады.

Термин портик применяют и к нехрамовым постройкам с одним или более рядами колонн, открытым со всех сторон или, по крайней мере, со стороны главного фасада. Такие портики, если они представляют собой самостоятельное сооружение, называют стоями, они бывали двухярусными.

Портики применялись и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех четырех сторон, то тогда их называют также перистилем (см. след. страницу). Такие четырехсторонние портики вокруг двора, или перистили, появились в классическую эпоху, но получили широкое развитие позднее, в IV в. до н. э. и в эпоху эллинизма.

Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер, если они состоят из одной колоннады и перекрытия над ней (обычно конического) и фолос — если позади колоннады имеется еще и закрытое помещение (целла).

Элементы композиции храмов широко применялись в общественных сооружениях.

Главное внутреннее помещение храма греки называли наос, или секос (по-латински целла, см. ниже). Это — продолговатая прямоугольная комната, где стояла культовая статуя; наос соответствовал главному помещению мегарона, в котором находился очаг. Входом в наос, как и в мегароне, служили сени — пронаос, огражденный спереди чаще всего двумя (редко одной или тремя) колоннами, а с боков — стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов. Часто позади (иногда в глубине) целлы устраивалось помещение, носившее название адитон* (Слово «адитос» по-древнегречески — «недоступный», «священный», отсюда «адитон», «святилище») (обычно оно сообщалось с наосом) и опистодом* (Слово «описто» по-древнегречески — «позади», «опистодом» — задняя часть дома или храма) (последний имел вход только с задней стороны, а от целлы отделялся глухой стеной). Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений. Колоннада, окружающая храм, именуется птерон (греч. — крыло) или перистасис* (Некоторые современные авторы пользуются как синонимом термином перистиль, однако лучше ограничиться применением этого слова к колоннадам, окт ружающим внутренние дворы) («пери» — вокруг, «стасис» — состояние, стоящий).

Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца.

Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен был быть обращен на запад, в сторону «царства теней».

Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда — особыми требованиями культа.

Глава «Типы храмов» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Типы древнегреческих храмов

Храм в Антах

Ант или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен здания, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для карниза. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.

Про́стиль (от др.-греч. πρό — впереди и στῦλος — колонна) — тип античного храма.

Представляет собой прямоугольное здание с рядом колонн на главном фасаде. Термин также используется для обозначения портика, выступающего из главного фасада здания.

Амфипростиль (др.-греч. ἀμφιπροστῦλος: ἀμφι- — приставка со значением двойственности, προ- — впереди, στῦλος — колонна) — тип древнегреческого храма в антах, на обоих фасадах которого (переднем и заднем) находится по четыре колонны в один ряд (ордер). Иначе называется двойным простилем.

Наиболее знаменитый из такого типа храмов — храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе.

Пери́птер (др.-греч. περίπτερος — окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд.

Диптер (др.-греч. δίπτερος «двукрылый») — тип храма в антах, вокруг которого со всех сторон ионический ордер (чаще всего), колонны в несколько рядов (2 и больше).

Псевдодиптер (от греч. pseudos - ложь и диптер), тип древнегреческого храма. Отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено.

Толос, фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху фолосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись.

Стилобат (στυλοβάτης) — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.

Птерра – колоннада.

Пронаос - "предхрамие", преддверие. Полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом.

Наос - вначале, в архаической Элладе— святилище в виде деревянного ящика, в котором хранили статуэтку божества.

Опистодо́м или опистодо́мос (от др.-греч. ὀπισθόδομος) — задняя (внутренняя) часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный выход — как правило, на западном фасаде.

В полном соответствии с подстрочным переводом слова, опистодом — это закрытое помещение в задней части храма, предназначенное для хранения наибольших культовых ценностей или казны.

Целла (лат. cella) — внутренняя часть греческого и римского храма.

Первоначально маленькая (позднее и большая) комната для съестных припасов в римских жилых домах; также внутренняя часть культовых зданий, особенно храмов, в которой находились изображение божеств; внутреннее святилище, куда был запрещён вход всем, кроме определённого круга духовенства.

studfiles.net

2. Типы древнегреческих храмов. Архитектура Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Влияние мифологии на скульптуру Древней Греции

2. Основные темы древнегреческих мифов

Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками, или эллинами, а их страну - Элладой...

Динамика и типология культур

2. Типы культуры

Социальные типы культуры Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству...

Древнегреческий театр и скульптура

1.6 Виды древнегреческих театров (историография)

Театр классической эпохи Театр Диониса в Афинах. Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах...

Конфликт в сценариях театрализованных представлений

1.1. Типы конфликтов

Сюжет драмы, как и внутренняя жизнь ее героев, характеризуется большой мерой напряженности. Показываемые в драматическом произведении события должны быть сосредоточены в скупом сценическом времени...

Культура и личность

1.2 Типы социализации личности

В каждом обществе вырабатывается процесс социализации личности, т.е. развития человека активного, полноценного члена общества. В его ходе осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности...

Культура и цивилизация

6. Культурно-исторические типы

Существенный вклад в осмысление проблемы соотношения куль-туры и цивилизации внес русский философ Н.Я. Данилевский (1822--1885). В частности, он сформулировал принципиально новую культурологическую концепцию...

Культурные нормы

Типы социальных норм

Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы. Неформальные социальные нормы - это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых...

Культурологические особенности древнерусского храма

1.Крестово-купольная система древнерусских храмов. Символика храмового пространства

Русское искусство, начиная с X века и вплоть до конца XVII столетия, неразрывно связано с Церковью и православною верой, поэтому архитектура того времени представлена в основном храмами и церквями...

Национальная культура и её основные компоненты

1.1 Типы национальных культур

Существуют различные типы национальных культур. Среди них можно, например, выделить 1. скандинавский (Швеция, Норвегия). В скандинавских странах с 19 в. (особенно в 40-60-х гг.) развился СКАНДИНАВИЗМ - буржуазное течение...

Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя

2. Типы греческих храмов

...

Проблема мультикультурализма в современном мире

3. Типы мультикультурных обществ

В современном мире не существует более единой системы власти и господства, а множество систем, находящихся подчас в состоянии конфликта друг с другом. Конфликт этот может разворачиваться и на символическом уровне...

Сафари

4. Типы сафари.

...

Театр Древней Греции

3. Герои древнегреческих трагедий

Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако...

Теория композиции

2. Типы композиции

...

Цвет в экспозиции выставки. Особенности проектирования цветового решения выставочного пространства

2.1 Типы экспозиций

Существуют выставки разных масштабов и форматов, но у всех их есть одно общее - они являются одним из инструментов рекламы, которые служат тому, чтобы обратить непосредственное внимание потребителя на продукты и услуги...

cult.bobrodobro.ru

Архитектура Древней Греции

Крито-мекенская культура:

Критскую культуру собственно нельзя назвать греческой, так как она была создана догреческим населением острова Крит. До настоящего времени ученые не смогли определить, к какой языковой группе отнести древнейших жителей Крита. Письменность критян, так называемое слоговое линейное письмо, она до сих пор не дешифрована. Однако невозможно изъять этот остров из культурной истории древнегреческого общества. Сами греки вели свою историю с Крита. Остров Крит неоднократно фигурирует в греческой мифологии, которая прославила его сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, о первом полете человека (мифы о Тесее и Минотавре, об Икаре и Дедале, о похищении Европы и др.). На Крите родился сам главный греческий бог Зевс.

Древнейший период – критомекенская культура (о. Крит и г. Мекен). Основными памятниками были жилые дома и кносский дворец. Первый археолог Артур Эванс.

Особенности культуры:

  • Отсутствие жесткого канона, независимость от религии, стремление к роскоши комфорту

  • Искусство отличается динамикой, живописными и световыми эффектами, богатой фантазией

  • Тематика – морская тема, растительный и животный мир, дворцовая жизнь, быт

  • Отсутствие монументальности, симметрии и строгости

Дворец занимал несколько кварталов, отсюда легенда о лабиринте и минотавре из-за обилия комнат. Фрески украшали стены дворца, в них прослеживается преемственность культур. Материалы: дерево и глина.

Типы храма:

С 7 века до н.э. основным памятником архитектуры являются греческие храмы. Строились на ступенчатом постаменте, балочные перекрытия. Храм – хранилище бога. Они состояли из трех частей:

  1. Вспомогательная часть, аналог притвора (пронаос)

  2. Основное помещение, зал, там находился алтарь (наос)

  3. Специального названия нет, хранились утварь и дары храму.

Типы греческих храмов

  1. Периптер (Парфенон)

  2. Амфипростиль

  3. Простиль

  4. Храм в антах

  1. Диптер

Ордерная система:

7 век до нашей эры, архитектурная особенность ордер– система архитектурных форм, включает в себя несущие и несомые элементы конструкции («порядок»).

  • Дорический – самый строгий и не имеет декорирования, не имеет базу, сужается кверху. Капитель не имеет украшений и представляет из себя усеченный конус. Фриз – составной (триглиф и метопа – вставные плиты). Наличие каннелюр – желобки, украшающие ствол колонны.

  • Ионический – легкий и изящный. Колонна прямая. Фриз монолитный, украше рельефом или (и) надписью. Капитель украшена завитками – валютами. Боковая часть капители – баллюстра.

  • Коринфский – совпадает с ионическим, отличается капитель. Ее можно разделить на части: нижняя – лепестки, верхняя – волюты.

  • Тосканский

  • Композитный (ионический + коринфский)

Первоначально колонны были деревянные. Со временем меняются опоры, переход на камень. Микенский стилю сужается книзу, а дорический – кверху. Иногда вместо колонн использовали мужские (атлант) или женские (кариотиды) фигуры.

Ордер:

Кариз (крыша)

К наиболее значимым зданиям относились: булевтерий (здание, где заседал городской совет) ипританей(место, где горел священный огонь). Каждый город имел свой храмовый комплекс и театр, гимнасий (лекционные залы, учебные комнаты), ипподромы и стадионы. Греческий жилой дом – прямоугольное здание, влючающее вестибюль. С 5-6 века состоит из 2 частей: мужская (для встреч гостей, внутренний дворик-аул) и женская. В глубине дома была хозяйственная часть для рабов. Крыши плоские, фасады выходили на улицу без окон и были плоскими и гладкими.

Акрополь:

Вход – пропилеи. Собрание скульптур – глинотека. Хрисоэлефантинская техника – использует слоновую кость и золото (статуя Афины). Эрехтейон – храм Посейдона и Афины. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной. В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. ВVII—VI вв. до н. э.в Акрополе велось большое строительство. При тиранеПисистрате(560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини АфиныГекатомпедон(то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В480 году до н. э.во времягреко-персидских войнхрамы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов изЭллады.

В 447 году до н.э.по инициативеПериклана Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульпторуФидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

В V векеПарфенонстал церковьюБогоматери, статуяАфины Парфеносбыла перевезена вКонстантинополь. После завоевания Греции турками (вXV веке) храм превратили вмечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал;Эрехтейонстал гаремом турецкого паши,храм Ники Аптеросбыл разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В1687 годупосле попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В началеXIX векаанглийский лорд Элгин выломал рядметоп, десятки метровфризаи почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона,кариатиду— из портика Эрехтейона.

  1. Парфенон

  2. Эрехтейон

  3. Статуя Афины Промахос

  4. Пропилеи

  5. Храм Ники Аптерос

  6. Халькотека

  7. Афинский алтарь

  8. Святилище Зевса Полиея

studfiles.net

36.Храм в архитектуре Древней Греции

Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшего дома - мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший тип храма - антовый. Он состоял из прямоугольного зала - целлы и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен - антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонный портик выдвинут по отношению к антам, а так же амфипростиль - с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики сформировался - периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон.

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.

Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, - Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно.

Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.

На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон - храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках - крыльях находится библиотека и картинная галерея.

Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства.

От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона.

Парфенон - совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами -- прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах.

studfiles.net

Храмы эпохи Древней Греции » Blog Archive » Типы древнегреческих храмов.

024В храме простейшего типа было только одно помещение, открытое с торцовой стороны. Его вход обрамляли выступы продольных стен, их торцы, как правило, обрабатывались в виде столбов или пилястр, называемых антами. Довольно часто две колонны находились между антами. Отсюда это тип получил латинское название «храм в антах», который был очень похож на мегарон. Храмы простиль представляли собой более усложненные типы. У таких храмов впереди антов на фасадной стороне находился амфипростиль и ряд колонн.

Особенности храмовых конструкций.

С древнегреческого языка слово «амфи» переводится «с обеих сторон», поэтому у нее колоннады по обоим торцовым фасадам. Периптер был обнесен рядом колонн со всех 4-х сторон. Такой тип храма появился в начале VII века до нашей эры,  который  оставался господствующим на протяжении  всего классического и архаического периодов. К более сложному типу относится диптер. В этом слове приставка «ди» с древнегреческого языка переводится «двойной, «дважды». Данный тип храма находится в окружении не одной, а двух рядов колонн. В псевдопериптере большая часть наружной колоннады полностью закрыты стеной, из нее колонны выступают, как правило, только на половину своего диаметра, и таким образом, они превращаются в полуколонны.

Под псевдодиптером подразумевается диптер, у которого отсутствует внутренний (второй) ряд колонн, поэтому обход вокруг закрытого помещения храма, т.е. расстояние от наружных колонн до его стен, намного шире обычного, и это расстояние между колоннами  приближается к двум интервалам. В периптере и постройках, близких к нему по композиции, пространство за колоннами с его задней стороны, и перед входом в храм или вокруг всей целлы, называют портиком.

Довольно часто под словом портик подразумеваются сами колоннады, а не только пространство за колоннадой. Также и к не храмовым постройкам, имеющим один или более ряд колонн, открытым, как минимум,  со стороны главного фасада или со всех сторон  применяют термин портик. Если такие портики представляют собой самостоятельные сооружения, то их называют стоями, состоящими из двух ярусов. Портики использовались и в жилых постройках, в которых они порой  сооружались  перед помещениями, которые открывались во двор. Если двор находится в окружении портиков со всех четырех сторон, то в этом случае их также называют перистилем. Еще в классическую эпоху появились такие 4-х сторонние портики вокруг двора, но только в эпоху эллинизма и в  IV веке до нашей эры они получили широкое распространение.

Если постройки общественного назначения или круглые постройки состоят из одной колоннады, то они называются моноптер, при этом перекрытия над колоннадой, обычно, конические. Также их называли фолос, если еще и закрытое помещение (цела) располагалось позади колоннады. В общественных сооружениях широко использовали элементы композиции храмов. Греки наосом или секосом называли главное внутреннее помещение храма. В  продолговатой прямоугольной комнате устанавливали культовую статую. В наосе, как в главном помещении мегарона, находился очаг.

www.antic-greece.ru