Герои саг древних скандинавов. Книга Мифы древней Скандинавии. Содержание - Герои саг не были героями мифов — они были смертными людьми. Но между людьми и сверхъесте...
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книги о викингах, про викингов и Скандинавию. Герои саг древних скандинавов


Герои северных мифов Скандинавии и Германии.

Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера

Беовульф — герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ - Гренделя в королевстве данов и дракона королевства гаутов.

Брунхильд — героиня скандинаво-германской мифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов самому Одину.

Вяйнямейнен — главный герой карело-финского эпоса, сын богини-демиурга Луоннотар. Этот мудрый старец, маг и чародей, был одарен сверхъестественными способностями, но ему на протяжении всей жизни фатально не везло в любви.

Кримхильда — героиня германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", жена Зигфрида, после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы. Известна совершенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть доблестных воинов.

Нибелунги — в германо-скандинавской мифологии и эпосе — все владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл проклятое золото у Рейнских дев.

Сигурд — в скандинаво-германской мифологии и эпосе великий герой, сын Сигмунда и Сиглинд, воспитанник колдуна-кузнеца Регина, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари.

Старкад — герой скандинавской мифологии, безжалостный и жестокий воин-викинг, с именем которого связано огромное количество подвигов. Представлял собой уродливого великана с клыками, выступающими изо рта, и с шестью руками.

Хаддинг — сын датского короля Грама. Герой воспитывался в Швеции среди великанов, где его обучили искусству магии. Хаддингу покровительствовал бог Один, являвшийся герою в облике одноглазого великана.

Хегни — герой германо-скандинавской мифологии. Имеет противоречивые черты. Эддические песни изображают Хёгни безупречным героем. В саге о Тидреке и в "Песни о нибелунгах" Хёгни приобретает отрицательные черты. Он предательски убил великого Зигфрида (Сигурда), а затем спрятал золотой клад нибелунгов на дне реки.

Хельги — герой скандинавской мифологии. Имя Хельги можно перевести с древнеисландского как "посвященный" или "священный". Хельги покровительствовали девы-воительницы, которых называли валькириями.

Боги Эллады Мифология созвездий

godsbay.ru

Мифы древней Скандинавии. Содержание - Герои саг не были героями мифов — они были смертными людьми. Но между людьми и сверхъесте...

Вера в судьбу и прорицание вёльвы

Богов, эпических героев и простых людей объединял один общий и очень напряженный интерес — интерес к грядущему, к судьбам мира, рода (в том числе рода героического) и индивида. Один заставлял вещать о грядущем вёльву, поднимая ее из могилы. У простых смертных не было возможности обращаться к этому священному и потустороннему оракулу. Конечно, они ожидали советов от предков, погребенных под «домашними курганами», и рассчитывали на их поддержку на том свете.

Уже в христианскую эпоху, во времена Снорри Стурлусона, когда ученый исландец собрался переселиться из своего родового хутора на новое место, одному из его домочадцев приснился предок Снорри — скальд Эгиль Скаллагримсон. Он был недоволен поступком Снорри.

Но чаще приходилось гадать о судьбе и предназначении дис и обращаться к земным прорицательницам, которые тоже именовались вёльвами. Мы помним, что у германцев божествами судьбы и прорицательницами были женщины.

О такой вёльве рассказывается в «Саге об Эйрике Рыжем», знаменитом мореходе, открывателе северных земель. В начале XI века исландцы заселили Гренландию. Земля показалась им богатой, но вскоре наступили тяжелые и голодные времена, и многие не вернулись с морских промыслов — погибли в море.

Тогда люди решили обратиться к местной пророчице Торбьерг, которую именовали Малой Вёльвой. У нее, как и у конунгов, был обычай зимой ходить по пирам — кормиться на хуторах. За приют она предсказывала, каким должен стать будущий год и когда пройдут плохие времена. На пирах ей уготовано было почетное сидение.

Сага подробно описывает ее наряд — и это не случайно, потому что наряд был колдовским. Вёльва носила синий плащ, украшенный самоцветами, шапку и перчатки из кошачьего меха. Мы знаем, что могут означать эти перчатки — колдовские путы из шума кошачьих шагов сделали боги, чтобы сковать Фенрира. Кроме того кошка — атрибут Фрейи, а Фрейя сама сведуща в колдовстве и знает все судьбы. Вёльва носила при себе колдовской жезл или посох, украшенный самоцветами, и кошель, в котором хранились магические травы.

Хозяин попросил пришедшую к нему вёльву окинуть взглядом все его стада, хозяйство и домочадцев и предсказать будущее. Та сказала, что займется предсказаниями наутро. Тогда был приготовлен специальный помост, на котором воссела вёльва. Он напоминает нам о том помосте, на котором был водружен корабль руса, отправляющегося на тот свет; тогда на нем была другая жрица, похожая на Хель богатырка. Вёльва спросила, знает ли кто-нибудь из женщин песню, называемую вардлок, необходимую для ворожбы. Оказалось, что никто ее не помнит, кроме некоей Гудрид, которая слышала ее в детстве. Но Гудрид — христианка и не может исполнять колдовских песен.

Пришлось хозяину уговаривать девушку исполнить вардлок, и та согласилась — ведь от гадания зависело будущее всей ее родни. Женщины окружили помост вёльвы, и Гудрид мастерски исполнила песнь — так что, по свидетельству вёльвы, множество духов слетелось на ее исполнение.

Мы можем себе представить, что за заклинание исполняла Гудрид: эта была одна из песней, которая должна была содержать космогонический миф — вроде тех, что включены в «Старшую Эдду»? Для того, чтобы постичь будущее, нужно было добраться до корней мирового древа, где обитают норны, а значит — описать всю вселенную. Недаром и эддическая вёльва начинает свое прорицание не с того, что прежде всего интересует Одина — не с гибели мира, а с начальных времен, когда еще не проросло мировое древо. Колдовской посох в руках Малой Вёльвы символизировал само мировое древо, а исполнение священной песни — космогонический акт, восстановление космического порядка, нарушенного бедствиями.

После исполнения песни вёльва смогла предсказать, что весной голод прекратится, а еще раньше люди избавятся от болезни. Гудрид же пророчица предрекла, что она удачно выйдет замуж и вернется в Исландию. Так оно и случилось.

Другая провидица — Тордис из «Саги о названых братьях» — узнает обо всем происходящем, потому что ночью во сне способна носиться по свету на своем посохе. В средневековых поверьях ведьмы способны были летать на своих метлах. Но посох в скандинавских верованиях — колдовской жезл, волшебная палочка; в поэтическом древнеисландском языке слово «посох» могло также означать волка — верховое животное великанши Хюррокин — и коня. Вспомним, что и имя Мирового змея — Ёрмунганд — означает «Большой посох», этот «посох» — сродни мировому древу, «коню Игга»; подобно самому Одину, скандинавские ведуньи могли использовать свои посохи, чтобы проникать в тайны иных миров и узнавать о грядущем. Исландская провидица Тордис узнает во время ночных странствий, что убийца ее сыновей прячется на отдаленном хуторе у пары стариков. Она отправляется на поиски убийцы, но хозяйка хутора Грима, имя которой означает «Ночь, Зловещая», сама оказывается колдуньей. Она усаживает укрываемого ею убийцу на стул с изображением Тора на спинке, ставит посреди жилища котел, так что дом наполняется дымом, сама же садится мотать пряжу, бормоча какие-то заклинания, подобно норне, прядущей нить жизни. Тордис раскрывает оконные заслонки и выпускает дым, но видит посреди дома лишь сиденье с Тором, держащим свой молот — убийца остается невидимым.

В обрядах миф встречается с человеческими судьбами.

В поэзии скальдов и героическом эпосе происходит встреча мифа и истории.

Миф и история. Героический век и золото Нибелунгов

Герои саг не были героями мифов — они были смертными людьми. Но между людьми и сверхъестественными существами не было непроходимой грани — люди могли овладеть сверхъестественными способностями, а после смерти присоединиться к божественному или демоническому миру.

Мы видели также, что ценности сверхъестественного — потустороннего — мира переставали привлекать героев: Хельги Убийца Хундинга предпочитал любовь своей земной жены пиру с избранными героями в Вальхалле.

Земная посюсторонняя жизнь оказалась настолько дорога одному из Инглингов — потомков богов — конунгу Ауну, что тот стал приносить в жертву Одину своих сыновей не во имя благополучия или победы, а чтобы продлить собственное существование. Один сам обещал ему вечную жизнь, если он будет не только приносить в жертву сыновей, но с ними отдавать богу одну из областей своего королевства. Бог, а скорее, храмовые жрецы, также не лишены были представлений о прижизненных ценностях — ведь дань от пожертвованной богу области шла в его храм. Когда Аун принес в жертву девятого своего сына, он не мог уже самостоятельно принимать пищу и всасывал ее через рожок, как младенец. Он хотел было посвятить Одину последнего сына, а с ним и саму область Уппланд, но шведы воспротивились, и Аун умер. Его курган высится в Упсале рядом с курганом Фрейра.

Другой Инглинг — Ингьяльд — в детстве уступал своим сверстникам в храбрости, и воспитатель дал ему съесть волчье сердце. Когда ему наступил черед наследовать престол в Упсале, в Швеции уже было много конунгов — потомков Ингви. Все они собрались на тризну по отцу Ингьяльда, наследник же не должен был занимать престол в палатах отца, пока он не получит Кубка Браги и не произнесет обет, достойный конунга. Ингьяльд принял кубок — большой турий рог — и произнес обет: он вполовину увеличит свою державу или умрет. Не подозревавшие коварного замысла гости уснули, захмелев, конунг же велел поджечь палату, где сгорели прочие конунги со своими людьми. Ингьяльд завладел их землями — земли стали дороже законов гостеприимства. Но враги объединились против Ингьяльда, и могучее войско мстителя выступило против коварного конунга. Тогда тот заперся в своих палатах и сжег там себя вместе со своими людьми и дочерью, и в висах Тьодольва это считалось героическим деянием: ведь Ингьяльд сам выбрал свой смертный час! Это был последний Инглинг на престоле в Упсале.

Жажда власти и жажда дающего эту власть золота — вот та страсть, что грозила миру богов, к которым в начале времен явилась ведьма Гулльвейг, и миру людей, правители которых не могли сдерживать своих губительных устремлений.

www.booklot.ru

Книги о викингах, про викингов и Скандинавию

Нил Гейман

Создание девяти миров, истории о великих богах, искусных мастерах-карликах и могучих великанах. Рагнарёк, Сумерки богов - гибель всего сущего и одновременно возрождение нового времени и человечества. Мастер словно вдыхает новую жизнь в истории седой старины, заставляя читателей с замиранием сердца следить за персонажами скандинавских мифов - восхищаться их подвигами, ужасаться их коварству, горевать и радоваться вместе с ними.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Владимир Петрухин

Эта книга, соединяющая увлекательность с безупречной научной точностью, знакомит читателей с картиной мира викингов - скандинавов-язычников, отважных воинов, которые устрашали Европу в IX - первой половине XI в. Их мифологические представления отразились в памятниках литературы, оказавших огромное влияние на всю мировую культуру: Старшей и Младшей Эдде, исландских сагах, а также в памятниках древнего изобразительного искусства и религиозного культа, открытых археологами. Неистовый Один, силач Тор, хитроумный Локи, мировой змей Ёрмунганд, грозящий богам гибелью, воинственные девы валькирии - вот лишь немногие персонажи этой книги.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Е. Балобанова

Покровитель воинов Один и сеятель раздоров Локи, жестокие великаны и неистовые берсерки, Мировой Змей, затаившийся на дне океана, и ясень Иггдрасиль, связывающий небо и землю, - все это части картины мира древних скандинавов. Мир, в котором история была неотделима от мифа, жил в ожидании гибели богов - не случайно древнеисландские тексты словно пронизаны предчувствием зловещего финала. Даже саги, созданные уже в христианскую эпоху, несут на себе отпечаток мрачной обреченности - как бы ни был могуч, бесстрашен и хитроумен герой, избегнуть своей судьбы ему не удастся.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Первый русский перевод Эдды - выдающегося памятника древнескандинавской литературы, сборника поэтических сказаний о богах и древних героях. Перевод сделан Софией Александровной Свиридовой - поэтом, прозаиком, переводчиком, музыковедом, публиковавшейся под псевдонимом С.Свириденко. За эту работу она была удостоена премии Императорской Академии наук. Перевод выполнен стихотворными размерами подлинника с широким применением русского аллитерационного стиха и снабжен обширным научным комментарием.Книга не оставит равнодушными историков, литературоведов, филологов, а также всех желающих ознакомиться с древнескандинавской поэзией и мифологией.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Тому, кто слышал имена Одина, Тора, Фрейи, Локи и многих других, наша книга послужит прекрасным подспорьем в пополнении знаний о германо-скандинавской мифологии. Для тех, кто только начинает путешествие в истоки культуры скандинавов, она станет доступным и понятным путеводителем в мир богов легендарных викингов. Вы прочитаете о том, чем жили эти люди, что чувствовали, кому шептали молитвы в разгар шторма, стоя на носу драккара. Красочное иллюстрированное издание, которое станет настоящим подарком для ценителей литературы и культуры.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

С. Свириденко

Старшая Эдда, Эдда Сэмунда, Песенная Эдда — сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории. Впервые песни были записаны во второй половине XIII в. Легенда приписывает авторство исландскому ученому Сэмунду Мудрому. Однако нет сомнений в том, что песни возникли намного раньше и в течение столетий передавались в устной традиции. Некоторые из них восходят к южногерманским прототипам. Свидетельство их архаичности, пишет А. Я. Гуревич, в том, что песни не развертываются в широкую эпопею, как это происходит с произведениями англосаксонского и немецкого эпоса. Несомненно и то, что до нас дошли не все песни, те же, которые сохранились – появились в разные периоды истории, а впоследствии некоторые из них испытали на себе христианское воздействие. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство "Издание М. и С. Сабашниковых").

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Снорри Стурлусон

"Младшая Эдда" является ценнейшим памятником культурно-исторического и художественного наследия не только для скандинавских народов, но и для всех народов, говорящих на германских языках. Произведение было задумано как учебник скальдической поэзии. В нем обильно цитируются древние поэмы, основанные на сюжетах из германо-скандинавской мифологии. В книге воспроизведен цикл иллюстраций, созданный известным петербургским художником, мастером книжной иллюстрации Борисом Забирохиным, чье творчество являет собой яркую интерпретацию сюжетов древнеисландской мифологии.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Г.И. Анохин

В книге прослеживается история зарождения и трансформация общины норвежского крестьянства, рассказывается об общинных и семейных традициях норвежских крестьян в прошлом и в настоящее время, показывается роль общины в истории развития норвежского народа. Книга рассчитана на историков, этнографов, географов, а также на студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Х. Арбман

Книга посвящена наиболее значительным аспектам истории эпохи викингов. Ее содержание можно назвать классическим – рассмотрена как повседневная жизнь скандинавов у себя дома, так и их деятельность на всех трех важнейших направлениях походов: в Западной Европе, на Руси и в Северной Атлантике. Особое значение имеет завершающий книгу обзор основных этапов развития скандинавского декоративно-прикладного искусства. Автор удачно сочетает доступный стиль изложения и строгую документальность привлекаемого материала. Книга в равной степени предназначена как любителям истории, так и профессионалам, поскольку давно стала классикой мировой скандинавистики.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Д. Байок

Джесси Л. Байок – специалист по древнеисландскому языку и средневековой Скандинавии, профессор отделения скандинавистики и Котсеновского института археологии при Университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Джесси Л. Байок руководит археологической экспедицией "Мшистая гора" в Исландии. Его перу принадлежат многочисленные работы по средневековой Исландии и сагам, включая книги "Исландия в средние века: общество, саги и власть" и "Распря в исландской саге", а также переводы на английский язык "Саги о Вельсунгах", "Саги о Хрольве Краки" и "Младшей Эдды". Байок учился в Исландии (где в молодости жил на хуторах в северных фьордах и пас овец), Швеции, Франции и Америке и получил докторскую степень в Гарвардском университете; его научным руководителем был знаменитый филолог Альберт Бейтс Лорд. "Исландия эпохи викингов" – главный труд Байока, открывающий панорамную картину средневекового исландского общества с его уникальной структурой и сложной системой законов. Богатый иллюстративный материал дают примеры из исландских саг, которые при должном анализе оказываются истинным сокровищем для исследователя. В настоящее издание включены "Сага о людях из Оружейникова фьорда" и "Сага о Гудмунде Достойном", ранее не переводившиеся на русский язык.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Р. Буайе

Исландия – холодный остров в приполярном океане между Европой и Гренландией, край скал и гейзеров, пристанище бесстрашных викингов и мудрых песнопевцев-скальдов... Духовное наследие Исландии – это бесценный заповедник северной культуры, неповторимый мир скандинавских саг и рунической тайнописи, причудливый, словно магический лабиринт. Вступайте в этот мир без страха заблудиться, ведь путеводитель по нему – у вас в руках.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Р. Шартран, К. Дюрам, М. Харрисон, И. Хит

Книга посвящена периоду, вошедшему в историю Европы как "эра викингов". На ее страницах представлена широкая картина истории общественного устройства, верований и быта скандинавов IX-XI веков, их военного искусства, судостроения и мореплавания. Книга проиллюстрирована множеством красочных фотографий археологических находок и реконструкций предметов быта, жилищ и судов викингов, рисунками, восстанавливающими внешний облик воинов, их доспехов и вооружения, а также схемами кораблей. Можно заявить с полной в том убежденностью, что это издание станет желанным подарком любителям средневековой истории.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Перевод с англ. яз. Л. Флорентьева

Викинги – так называли всех скандинавов в VIII-XI вв., морских странников и разбойников, наводивших ужас на жителей побережий Европы, Азии и Северной Африки. В книге, открывающей серию "Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации", подробно рассказывается об этих воинственных племенах, их "нескончаемых походах за богатством и славой", богатой, самобытной культуре.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

Х. Гербер

Это необычная коллекция мифов, саг и легенд суровых народов Северной Европы в доступном и ярком изложении. Она поведает вам о славных делах их богов и героев. Вы побываете в сверкающем дворце Одина и в ледяных замках злых великанов, в чудесном саду богини молодости Идунн и в мрачном подземном царстве богини Хель. Вы познакомитесь с великими героями Сигурдом и Беовульфом, с великаншами Феньей и Меньей, которые до сих пор перемалывают соль на дне моря. Автор удачно сочетает насыщенное информацией повествование с увлекательным экскурсом в историю английской и немецкой поэзии, неразрывно связанной с наследием языческой эпохи.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

А. Я. Гуревич

Страницы западноевропейской истории в период до Великого переселения народов. В том объединены работы, в которых рассматриваются предпосылки и начальный этап генезиса феодализма в Западной Европе. В очерке о древних германцах охарактеризованы их хозяйство, формы поселений и социальная организация в последние века до н. э. и в период, непосредственно предшествующий Великим переселениям народов в V в. Широкое привлечение данных археологии и истории древних поселений даст возможность по-новому осветить особенности древнегерманского общественного устройства. Центральную часть тома составляет монография ''Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе''. В ней разрабатывается проблематика экономической антропологии, которая связывает процессы. хозяйственного развития с культурой, верованиями, системой ценностей и общественным поведением людей далекой от нас эпохи. Значительную часть тома образует монография ''Походы викингов'', ибо начальные этапы развития феодализма тесно переплетались с конфликтом западноевропейской цивилизации и цивилизации норманнов.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

А. Я. Гуревич

В книге рассказывается о викингах, чьи походы беспокоили Европу почти триста лет: с конца VII по XI века, став источником легенд о жестоких и кровожадных «северных людях». Автор, обращаясь к сообщениям западноевропейских хроник, сюжетам и описаниям скандинавских саг, археологическим находкам, рассматривает причины и последствия походов викингов не только для западноевропейских народов, но и для самой Скандинавии, рассказывает о торговле и раннесредневековых скандинавских городах, описывает быт и характеризует культуру скандинавов IX–XI веков.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

А. Я. Гуревич

В монографии на материале памятников права и литературы Средневековой Норвегии и Исландии исследуется проблема социальных отношений в эпоху, отделяющую доклассовое общество от общества раннефеодального. "Большая семья" и ее трансформация, специфические формы земельной собственности, своеобразие скандинавской общины, широкий слой свободных и возвышающаяся над ним знать – все эти вопросы изучены в двух планах: каков объективный характер норвежского общества эпохи викингов и каково восприятие социальной действительности самими членами этого общества, их социальное самосознание, пронизанное мифологическими представлениями.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

А. Я. Гуревич

Книга вводит читателя в мир древнескандинавского мифа и эпоса. В центре внимания - трактовка героев в песнях "Эдды" и в сагах. Верно ли, что герои "Эдды" воплощали образцы идеального поведения, верности и долга? Как объяснить комическое изображение богов в ряде песней "Эдды"? Какова связь между "Эддой" и сагами об исландцах - самым совершенным прозаическим жанром средневековой европейской литературы? Эти и другие проблемы рассматриваются в книге на основе исследования обширного круга памятников древнеисландской письменности.

Эту и многие другие книги можно купить на ЛитРес

fjord.su