Тема: Организация судопроизводства в Древнем Египте. Судопроизводство древнего египта


Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта. Организация судопроизводства в Древнем Египте

Похожие главы из других работ:

Возникновение и развитие государств на Древнем Востоке

ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА

...

Государственный строй Египта

Глава 1. Периодизация истории Египта

Приблизительно пять тысяч лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала три тысячелетия, т. е. дольше...

Государственный строй Египта

Глава 2. Государственный строй Древнего Египта

египет сословие политический деспотизм Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет...

Изучение уголовного права и уголовного процесса по Воинскому уставу Петра I

2.2 Судопроизводство

В Кратком изображении давалось определение сторон в процессе, рассматривался вопрос о судебном представительстве, регламентировались требования к процессуальным документам и действиям...

История государства и права древних государств

1. Государство и право Древнего Египта

В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э...

История государства и права древних государств

Право Древнего Египта

Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря. В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)"...

История права Беларуси

2. Судопроизводство

До конца XV - начала XVI веков в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI века в государстве постепенно сложилась система судебных органов...

Основы конституционного строя Египетской Республики

1. Конституционное развитие Египта

Большинство египетских правоведов считают, что Конституция 1923 г. была принята путем октроирования (дарования). При этом они ссылаются на вступительную статью, которая гласит, что Конституция является детищем единоличной воли короля...

Основы конституционного строя Египетской Республики

1.1 Форма Конституций Египта

Конституция 1923 г. представляет собой жесткую конституцию, как и последующие египетские конституции. Понятие "жесткая конституция" означает, что она не может быть изменена или отменена таким же способом...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 1. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере древнего Египта и Вавилона

...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

1.1 Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта

политический правовой древний Древний Египет со времени появления в нем рабовладельцев и рабов на протяжении тысячелетий представляло собой рабовладельческое общество...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая

...

Право Халифата

6. Судопроизводство

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти)...

Теория государства и права

1. Социальная структура Древнего Египта

Социальная структура Древнего Египта оформилась ко времени Среднего царства, а в период Нового царства произошло ее заметное усложнение. Данная структура схожа с египетской пирамидой: на вершине ее находится фараон...

Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме

2.1 Судопроизводство

В этой главе мы постараемся отразить систему судебных органов в Древнем Риме. Рассмотрение этого вопроса мы считаем необходимым, так как невозможно дать достаточно точную характеристику процесса не представляя себе тех органов...

pravo.bobrodobro.ru

Организация судопроизводства в Древнем Египте

  • Название:
  • Размер: 0.15 Мб
  • Формат: RTF
  • Скачать

1

Содержание

древнеегипетское судопроизводство оракул

Введение

Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта

1) Организация суда

2) Особые виды судопроизводства

3) Классовый характер древнеегипетского суда

Глава 2. Судебные оракулы

1) Юридическая сила решения оракула

Заключение

Список литературы

Введение

Арабская Республика Египет - государство, расположенное на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. На севере омывается водами Средиземного моря, на востоке - Красного моря. Около девяноста шести процентов всей территории - пустынные районы, 4% - дельта и долина реки Нил. Общая площадь - 1001,4 тысяч квадратных километров. Столица - Каир. Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов, официальным - так называемый "высокий" арабский. Также распространен английский язык. Это связано, прежде всего, с высоким уровнем туризма. Египтяне весьма терпимы в вопросах религии. Не смотря на то, что государственной религией является ислам (суннитского толка), около десяти процентов населения - христиане (копты). Более того, христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи лет. И хотя и местные мусульмане, и местные христиане очень религиозны, они никогда не будут навязывать приезжим свой кодекс поведения или требовать соблюдения своих религиозных норм. Египетские курорты живут нормальной, привычной для европейца жизнью: нет запрета на употребление алкогольных напитков, европейский стиль одежды не вызывает неприязни у местных жителей, в некоторых ресторанах можно заказать даже блюда из свинины. С точки зрения государственного устройства, Египет - президентская республика. Глава государства - президент - избирается всеобщим голосованием граждан. Президент Египта обладает почти неограниченными полномочиями, поэтому демократия здесь целиком и полностью зависит от доброй воли главы государства. В этой работе мне было очень интересно проследить развитие судопроизводства в Древнем Египте. Я узнала много нового не только об этом государстве, но и о старейших обычаях.

Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта

1)Организация суда

Главная роль в судопроизводстве Древнего Египта принадлежала фараону (по древнеегипетским представлениям фараоны являлись наследниками богов). Ему докладывали о свершённых преступлениях, и он назначал лиц, которым надлежало проверить достоверность предъявленных обвинений. Также ему сообщались имена признанных виновными в ограблении царских гробниц, а иногда присылали приговоры суда вместе с протоколами допроса.

Стоит сказать и о том, что фараон являлся законодателем. Некоторые наказания требовали санкции фараона. С другой стороны, трудно судить о непосредственном участии фараона в судопроизводстве, так как осталось очень мало сведений о прямом вмешательстве фараона в судопроизводственное дело.

Несомненно, в древнейшие периоды истории Египта судебные заседания протекали в присутствии самого фараона. Мы можем провести аналогию между представлениями о загробном суде над умершими, происходившем перед царем мертвых - богом Осирисом - и земным судом.

Уже в те времена существовала судебная система, состоящая из судей, свидетелей и проверяющих. Важные судебные заседания фиксировались на папирусе.

Также существовала еще одна должность - должность везира. Этот человек, по сути дела, был правой рукой фараона в управлении государством. Уже тогда везиру зачитывались «должностные инструкции», а требования, предъявленные этому человеку, были закреплены в египетской традиции. Он являлся главой центрального судебного присутствия, бывшего как апелляционной инстанцией, так и судом первой инстанции.

Везир мог быть «судьей врат», «устами Нехена», «великим пяти домов Тота». Эти титулы применялись еще во времена Нового царства, и характер их был пережиточным. Должность эту, как правило, занимали исключительно царевичи.

Кенбет являлся судебной инстанцией нового царства. Существовали разные виды кенбетов. В тех случаях, когда тексты обозначают суд просто выражением кенбет, не стоит понимать считать это особой категорией суда. В деловых же документах наличие этого выражения свидетельствовало о том, что писцы не имели полного представления о том, о какой разновидности суда идет речь.

Члены кенбета называются - серы. Древнейшее значение этого слова - «старейшина», «вождь», «правитель». Серы являлись членами суда. Везира, как и всех прочих членов кенбета, можно было назвать сером. Однако вовсе не все члены данной системы являлись столь высокопоставленными сановниками.

Члены суда активно принимали участие в судебных заседаниях. По словам И. М. Лурье, в ходе предварительного следствия выяснения различных обстоятельств дела поручалось отдельным серам. По его же мнению, можно говорить о египетском суде, как о коллегиальном органе.

Роль кенбета была значительно шире роли суда, а судебной функции были только частью многочисленных обязанностей кенбета. Именно поэтому этот термин скорее переводится как «палата» или «совет».

Следующий судебный орган - джаджат. Чаще всего это понятие упоминалось в религиозных или биографических текстах. Данный орган выполнял функции судилища. Джаджат был занят сбором подати и выполнял не только функции судебного, но и административного характера. Члены джаджата, так же как и члены кенбета назывались серами. Сперва джаджат являлся советом, который возглавлял племя, когда не было ни царей, ни князей. Из Илиады мы можем подчеркнуть, что джаджат сильно напоминает суд Древней Греции. Таким образом, во времена древнего царства в нем сохранялись пережитки родовой организации общества. Джаджат и кенбет восходят к различным социально - экономическим этапам развития древне - египетского общества, как отмечает И.М. Лурье. Вытеснение джаджата кенбетом явило собой замену обычного права правом, основанном на писанном законе.

2) Особые виды судопроизводства

Некоторые документы Нового царства свидетельствуют о наличии, помимо кенбета, каких - то иных судебных органах. Сейчас мы разберем, каковы эти документы и судилища, о которых тут говорят.

Один случай особого судопроизводства, засвидетельственного в письмах посланных от имени начальника войск Паанха(сын фараона Херихора) трем разным лицам: писцу, управителю (начальнику войск) и своей матери (царице), и верховной жрице Амона - Неджемт.

Во всех этих письмах речь идет о каком-то преступлении, совершенном двумя некропольскими маджаями. В чем оно заключалось - не указано, но вероятно состояло в государственной измене или богохульстве.

Первым двум лицам, которым адресованы письма Паанха, приказывают привести в свой дом и устроить допрос в тайне: «пусть ни один человек не узнает о них».

В связи с этим письмом есть убеждения, что существовал Внеглассный суд, хотя в те времена он не афишировался. Если толковать все дело, как случай произвола, то трудно понять, для чего нужно было учинять следствие: допрашивать свидетелей, а дальше привести в ознакомление нескольких других лиц.

Рассмотрим другое известное дело, не рассматривающееся перед кенбетом, - это отпуск на свободу раба. Оно дошло до нас не в виде архивного документа, а в виде иероглифической надписи на статуэтке и следственно является изложением подлинного акта. Судя по надписям, отпуск на свободу раба был зарегистрирован перед царским двором. Разумеется, отпуск раба на свободу, вне всякого сомнения, имел место в Египте далеко не единожды, но, к сожалению, только одна надпись сообщает о фиксации этого акта.

Следовательно, мы можем делать вывод, что отпуск раба должен был быть обязательно оформлен перед судом. В связи с этим есть один нюанс, так как при отпуске раба его хозяин выдал за него свою племянницу. Можно сделать выводы, что судебная система на тот момент была не надежна и имела ряд существенных недостатков, так как трактовать каждое событие можно было по-своему и с разных сторон. Человек, непосредственно принимавший участие (со стороны истца) в деле, вполне был сам заинтересован в закрытии этого же дела. Такого рода документы, как племянница, доля в наследстве требовали (по инструкции визиря) оформления перед судебными органами, поэтому можно считать, что царский двор имел какие - то судебные права. Ограничивались эти права только регистрацией гражданских актов. Скорее следует допустить, что это какая - то инстанция, выдающая исчисление рабов. Точно также представляется невозможным решить вопрос о том, не существовал ли во время Нового царства наряду с государственными судебными установлениями, палатами кенбет суд, действовавший на основе обычного права и разбиравший маловажные споры. За допустимость такого предположения говоря о том обстоятельстве, что жители отдаленных районов страны было трудно добираться в те сравнительно немногие центры, где имелись кенбеты. Однако, никаких данных подтвердить это предположение пока еще не нашлось.

К числу дел, рассматривающихся перед особым судилищем, также относят обвинение в организации заговора. От первого столбца папируса, на котором были зафиксированы итоги процесса, почему инстанция точно не известна. Так как заговор являлся выражением борьбы различных групп придворной знати, а обвинения были предъявлены несколькими высокопоставленными лицами (царскими женами и сановниками), то достаточно вероятен тот факт, что процесс рассматривался не в обычном суде. Из речи царя мы знаем состав судей: начальники сокровищницы, штандартоносцы, дворецкие, царский докладчик и писцы, вероятно, те самые лица, которые входили в центральный кенбет. И мало вероятно, что дело слушалось в центральном кенбете. Таковы те случаи, когда в роли судебных органов выступают институты, точный характер которых еще не понятен. Сделать из всего этого общие выводы в настоящее время еще не возможно.

3) Классовый характер древнеегипетского суда

Правящая верхушка общества всегда стремилась внушить низшим слоям господствующего класса представление о равенстве всех перед законом, независимо от их общественного положения, хоть оправление правосудие находилось в руках рабовладельцев. Одним из средств достижения этой цели являлась религия. Стоит отметить те религиозные представления, которые были связанны с идеей о потустороннем воздаянии человеку за все содеянное на земле, то есть с идеей о загробном мире. Вся эта идея как таковая отразилась в период Нового царства в «Книге мертвых». Каждому, кто прожил праведную жизнь на земле - вечное блаженство в царстве мертвых. Это преставление отчетливо показывает равенство всех перед законом, ибо: «нет там разницы между бедным и богатым». Любой умерший (даже сам царь) должен был предстать перед судом, чтобы достичь вечного блаженства.

Представление о суде богов в царстве мертвых могло возникнуть только под влиянием земного суда, придав ему своеобразный авторитет. Везиров отожествляли с богом Тотом, поэтому считалось, что везир «правосуден как Тот» и что «на его языке находятся писания Тота». Свитки, которыми руководствовался суд, считались данными богом Тотом.

Цель утверждения «беспристрастности» суда преследуют морально-политические трактаты. Пример тому отдельная глава в «Поучении Аменемопе», датируемом поздним временем, посвящена поведению судьи, которому в числе прочего указывается: «Не бери подношений от сильного и не вреди ради него слабому».

Однако деятельность древнеегипетского суда была далеко от всех этих требований. Продажность суда, взяточничество играло в процессах очень большую роль. П. Присс писал: «За взятку писец выкрал из архивов суда обвинительные документы, а полицейские чины выпустили арестованных грабителей».

Взяточничество и вымогательство суда были общеизвестны. С этим явлением пытались бороться. Лучшим средством для этого считалось назначение судьями богатых людей. Поучение, восходящее к Среднему царству и наставляющее царя государственной мудрости, звучало так: «Обогащай своих серов (знатных), чтобы они выполняли твои законы».

Сведения, которыми располагает в настоящее время наука, не позволяют ясно составить картину, как законодательство и древнеегипетский суд своими решениями защищали интересы господствующего класса. Однако все сказанное не оставляет сомнений, что деятельность суда была направлена к этому.

Глава 2. Судебные оракулы

1) Юридическая сила решения оракула

Оракулы использовались для распространения храмовой юрисдикции за пределы храмовых владений и на лиц, не принадлежавших к храмовому персоналу. Так же совершенно очевидно, что жрецы использовали оракулы, как дополнительный источник доходов. До нас дошли не все оракулы, содержащие решения по судебным делам. В большинстве случаев они касаются политических вопросов или бытовых дел. Источниками оракулов являются: исторические надписи, литературные тексты, а также деловые тексты, сообщающие нам о решение богов. Некоторые факты указывают на то, как умело жречество пользовалась устанавливать среди населения желание бога в благоприятном для себя смысле важнейших политических вопросов. Одним из наиболее ярких примеров является изгнание фиванцев по оракулу Амона при царе Пиноджеме I. Оракулы представляли собой огромную силу, именно поэтому Александр Македонский, желавший подчинить себе все население Египта, отправился в Большой Оазис, чтобы Амон путем оракула признал его своим сыном и наследником.

Оракулы, в большинстве своих случаев, спрашивались по имущественным судебным делам. Оракулы имели юридическую силу. Пример тому - папирус Парижской национальной библиотеки 197 (фр. 1, стрк. 8-9): «Вот делаю я, вот делаю я, согласно сказанному мне Амоном-Ра, царем богов, согласно сказанному мне моим владыкой. Я не подхожу к полю, относительно которого сказал мне мой владыка, ибо я услышал (его решение)».

В одном из оракулов написано, что наказание выполняет храмовый чиновник, из чего можно сделать вывод, что дела передаются оракулу храмовым судом, которому оно было подсудно. Бывали случаи, когда тексты подробно указывали свидетелей оракула, среди которых были члены суда - кенбета. Оракул оформлялся как документ в обычном процессе. Со стороны, проигравшей тяжбу, брали клятву не возобновлять снова этого дела.

Наконец, приговор оракула мог опротестовываться и пересматриваться перед другим богом (даже в обычном суде). Пример тому дело, изложенное в папирусе Берлинского музея 10496, в котором говориться, что дело было снова рассмотрено в обычном суде спустя три года.

Заключение

В истории Египта можно рассматривать много направлений и вопросов, связанных с общиной, землепользованием, водопользованием, правовым положением рабов. В своей работе я задалась вопросом египетского судоустройства. Осветить все проблемы до конца не удалось, так как многие источники не дошли до нашего времени, а раскопки, обогащающие науку, ведутся, и по сей день.

Следует подчеркнуть, что в древнеегипетском праве отразились характерные черты рабовладельческого строя в обществе на этом этапе развития. Сохранились в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя, благодаря открытому праву выражения классовой сущности общества. Конечно, эксплуатация рабов в Древнем Египте не достигла такой степени, как в Греции и Риме. Рабы имели свою семью, своё имущество, свои права. За преступления их наказывали не хозяева, а органы государственной власти.

В случаях жестоко обращения с ними, рабы могли искать убежища в храмах и приносить жалобу на своих хозяев, что могло дать им возможность стать слугами храмов.

Можно отметить пару схожих моментов между судебной системой Древнего Египта и ныне существующей. Первым моментом является разделение общества на классовый характер: высшего слоя населения и низшего. Суд (в обоих случаях) пытается держать грань равенства перед законом. Каждый должен отвечать за свои поступки перед судом. Второй момент - наличие взяток и методы борьбы с ними. И, наконец, третий - существование определенных письменных законов. В древнеегипетском праве для этого служили папирусы, оракулы, свитки, тексты,а в наше время это: Конституция РФ, федеральные законы и многое другое.

Конечно, у нас стала намного более развитая система, установился принцип разделение властей, стало проявляться больше гуманности к людям, решения суда стали более справедливыми, потому что судьи стали опираться на закон, а не на решение богов, сер или фараона, но нельзя забывать и о первоначальных источниках появления права.

Список литературы

Литература

1) Лурье И.М. «Очерки древнеегипетского права XVI-X веков до н. э.»: Памятники и исследования. Л., 1960.

2) Томсинов В.А. «Краткая история египтологии»: Серия «исследований по всемирной истории». М., 2004.

3) Коростовцев М.А. «Религия древнего Египта». СПб., 2000.

4) Википедия

5) Египет. Загадки фараонов. http://hello-egypt.net/

freedocs.xyz

6. Государственный и общественный строй Древнего Египта

Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства.

В этот период появляется несколько десятков государственно подобных образований – номов(мелких стран) которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.

Про классы не забудьте сказать-> рабы, крестьяне, ремесленники и земледельцы, египетская знать (вельможи, управленцы, жрецы, сборщики налогов) и тп…. :)

Главное у них была религия и рабы! Так же они считали, что ими управляли боги.

Первые фараоны

Менес — наследник Нармера (идентичный Хор-Ахе), получивший от Нармера уже объединенную страну.  2.Нармер и Менес — одно и то же лицо, а Хор-Аха — его сын. 

3.Объединение Египта — длительный процесс, начатый при Нармере и завершенный при Менесе.  4.Объединение Египта было завершено лишь при фараоне Хасехемуи.

5.Сам Нармер только подавил нижнеегипетское восстание, а подлинным объединителем Египта являлся Царь Скорпион. 

Периоды истории древнеегипетской государственности:

1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100–2800 до н. э.).

2. Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800–2250 до н. э.).

3. Среднее царство (около 2050–1700 до н. э.)

4. Новое царство (вначале Древний Египет – самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н. э. – I в. до н. э.).

Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития – восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта – 30 династий фараонов) Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.

Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов.

Судопроизводство осуществлялось коллегиально В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины.

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Армия Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Судебная система Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

studfiles.net

2.2 Судопроизводство. История Древнего Египта

История Древнего Египта

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и везир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо великого везира. Идеалом судебного решения считалась "строгая справедливость", даже если речь шла о заговоре против фараона (реальный эпизод времен Рамзеса III после 1198 г. до н.э.). В одной из инструкций начала 2-го тысячелетия до н.э. фараон наставлял везира, чтобы тот судил все случаи в соответствии с законом, и это значило, что нужно уважать справедливость. В некоторых хвалебных надписях упоминается деятельность фараона в качестве законодателя: он диктует, а приглашенный писец записывает его установление. Законность как атрибут правления упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью согласуется с законами, установленными богами. Решению дел обычно предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.

О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в., описывающему судебную процедуру у вельможи, главного чиновника города Фивы, древней столицы государства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с ним - жезл, под ногами и за спиной - кожаная подушка. По обе стороны от него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окружают 10 вельмож, начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания выносятся "соответственно проступку". Если спор идет о земельных участках (пашнях), то заведующему пашнями дается трехдневный срок на представление документов.

Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались "дневниками". Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате.

На технику изготовления законов в древнеегипетском государстве проливает свет указ фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.). В нем повествуется о том, как, "ища благое дело для Египта, исследуя дела", фараон "самолично говорит в виде указа", а писец с прибором и свитком записывает "согласно всему тому, что сказал его величество". В этом же указе перечислены критерии подбора на должность судей: "немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты". Цель судейского участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению - умиротворение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью - с телесными мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику.

hist.bobrodobro.ru

Организация судопроизводства в Древнем Египте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация судопроизводства в Древнем Египте

Содержание

древнеегипетское судопроизводство оракул

Введение

Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта

) Организация суда

) Особые виды судопроизводства

) Классовый характер древнеегипетского суда

Глава 2. Судебные оракулы

) Юридическая сила решения оракула

Заключение

Список литературы

Введение

 

Арабская Республика Египет - государство, расположенное на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. На севере омывается водами Средиземного моря, на востоке - Красного моря. Около девяноста шести процентов всей территории - пустынные районы, 4% - дельта и долина реки Нил. Общая площадь - 1001,4 тысяч квадратных километров. Столица - Каир. Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов, официальным - так называемый "высокий" арабский. Также распространен английский язык. Это связано, прежде всего, с высоким уровнем туризма. Египтяне весьма терпимы в вопросах религии. Не смотря на то, что государственной религией является ислам (суннитского толка), около десяти процентов населения - христиане (копты). Более того, христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи лет. И хотя и местные мусульмане, и местные христиане очень религиозны, они никогда не будут навязывать приезжим свой кодекс поведения или требовать соблюдения своих религиозных норм. Египетские курорты живут нормальной, привычной для европейца жизнью: нет запрета на употребление алкогольных напитков, европейский стиль одежды не вызывает неприязни у местных жителей, в некоторых ресторанах можно заказать даже блюда из свинины. С точки зрения государственного устройства, Египет - президентская республика. Глава государства - президент - избирается всеобщим голосованием граждан. Президент Египта обладает почти неограниченными полномочиями, поэтому демократия здесь целиком и полностью зависит от доброй воли главы государства. В этой работе мне было очень интересно проследить развитие судопроизводства в Древнем Египте. Я узнала много нового не только об этом государстве, но и о старейших обычаях.

Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта

 

)Организация суда

 

Главная роль в судопроизводстве Древнего Египта принадлежала фараону (по древнеегипетским представлениям фараоны являлись наследниками богов). Ему докладывали о свершённых преступлениях, и он назначал лиц, которым надлежало проверить достоверность предъявленных обвинений. Также ему сообщались имена признанных виновными в ограблении царских гробниц, а иногда присылали приговоры суда вместе с протоколами допроса.

Стоит сказать и о том, что фараон являлся законодателем. Некоторые наказания требовали санкции фараона. С другой стороны, трудно судить о непосредственном участии фараона в судопроизводстве, так как осталось очень мало сведений о прямом вмешательстве фараона в судопроизводственное дело.

Несомненно, в древнейшие периоды истории Египта судебные заседания протекали в присутствии самого фараона. Мы можем провести аналогию между представлениями о загробном суде над умершими, происходившем перед царем мертвых - богом Осирисом - и земным судом.

Уже в те времена существовала судебная система, состоящая из судей, свидетелей и проверяющих. Важные судебные заседания фиксировались на папирусе.

Также существовала еще одна должность - должность везира. Этот человек, по сути дела, был правой рукой фараона в управлении государством. Уже тогда везиру зачитывались должностные инструкции, а требования, предъявленные этому человеку, были закреплены в египетской традиции. Он являлся главой центрального судебного присутствия, бывшего как апелляционной инстанцией, так и судом первой инстанции.

Везир мог быть судьей врат, устами Нехена, великим пяти домов Тота. Эти титулы применялись еще во времена Нового царства, и характер их был пережиточным. Должность эту, как правило, занимали исключительно царевичи.

Кенбет являлся судебной инстанцией нового царства. Существовали разные виды кенбетов. В тех случаях, когда тексты обозначают суд просто выражением кенбет, не стоит понимать считать это особой категорией суда. В деловых же документах наличие этого выражения свидетельствовало о том, что писцы не имели полного представления о том, о какой разновидности суда идет речь.

Члены кенбета называются - серы. Древнейшее значение этого слова - старейшина, вождь, правитель. Серы являлись членами суда. Везира, как и всех прочих членов кенбета, можно было назвать сером. Однако вовсе не все члены данной системы являлись столь высокопоставленными сановниками.

Члены суда активно принимали участие в судебных заседаниях. По словам И.М. Лурье, в ходе предварительного следствия выяснения различных обстоятельств дела поручалось отдельным серам. По его же мнению, можно говорить о египетском суде, как о коллегиальном органе.

Роль кенбета была значительно шире роли суда, а судебной функции были только частью многочисленных обязанностей кенбета. Именно поэтому этот термин скорее переводится как палата или совет.

Следующий судебный орган - джаджат. Чаще всего это понятие упоминалось в религиозных или биографических текстах. Данный орган выполнял функции судилища. Джаджат был занят сбором подат

www.studsell.com

1)Организация суда. Организация судопроизводства в Древнем Египте

Похожие главы из других работ:

Верховный суд Российской Федерации

5.1 организация деятельности верховного суда РФ

Руководство всей работой в Верховном Суде РФ возлагается, прежде всего, на Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Его многочисленные и многообразные полномочия, охватывают, с одной стороны, полномочия судебные...

Деятельность Арбитражного суда Республики Башкортостан

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Арбитражные суды в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. По вопросам, связанным с организацией работы...

Европейский суд по правам человека: организация и практика деятельности

1.1 Понятие и организация деятельности Европейского Суда.

Как предусматривается частью 3статьи46 Конституции РФ, «каждыйвправев соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека...

Конституционный Суд Республики Карелия

3. Организация деятельности Конституционного Суда

Организационной формой деятельности Конституционного Суда является собрание судей Конституционного Суда...

Конституционный суд РФ

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

...

Механизм правовой защиты прав человека

2.1 Организация Европейского Суда по правам человека

Еще несколько лет назад мало кто в нашей стране знал о существовании, а тем более деятельности Европейского Суда по правам человека, который по его местопребыванию часто называют Страсбургский суд...

Правовой статус и место Конституционного суда в системе органов государственной власти

2.2 Организация работы и аппарат суда

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда...

Правовые особенности функционирования Конституционного Суда РФ

1.2 Состав, структура, организация деятельности Конституционного суда РФ

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос...

Районные суды

Глава 2. Организация деятельности и полномочия районного суда

...

Районные суды. Таможенные органы

Организация деятельности районного суда

Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Основная ответственность за ее надлежащее осуществление возлагается на председателя суда...

Структура и порядок формирования Суда Европейского Союза

Глава 1 Организация работы Суда Европейского Союза

...

Структура и порядок формирования Суда Европейского Союза

Глава 2 Организация работы Европейского Суда по правам человека

...

Структура, состав, полномочия, порядок формирования районных судов

Глава 2. Организация деятельности районного суда

...

Юридическая природа решений Конституционного Суда Российской Федерации, проблемы их исполнения

2.1 Структура и организация Конституционного Суда России

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки...

Юрисдикция и механизм функционирования Европейского суда по правам человека

Глава 1 Организация работы Европейского Суда по правам человека

...

pravo.bobrodobro.ru

Организация судопроизводства в Древнем Египте. Реферат

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Основы права

Организация судопроизводства в Древнем Египте

Содержание

древнеегипетское судопроизводство оракул

Введение

Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта

) Организация суда

) Особые виды судопроизводства

) Классовый характер древнеегипетского суда

Глава 2. Судебные оракулы

) Юридическая сила решения оракула

Заключение

Список литературы

Введение

Арабская Республика Египет - государство, расположенное на северо-востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. На севере омывается водами Средиземного моря, на востоке - Красного моря. Около девяноста шести процентов всей территории - пустынные районы, 4% - дельта и долина реки Нил. Общая площадь - 1001,4 тысяч квадратных километров. Столица - Каир. Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов, официальным - так называемый "высокий" арабский. Также распространен английский язык. Это связано, прежде всего, с высоким уровнем туризма. Египтяне весьма терпимы в вопросах религии. Не смотря на то, что государственной религией является ислам (суннитского толка), около десяти процентов населения - христиане (копты). Более того, христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи лет. И хотя и местные мусульмане, и местные христиане очень религиозны, они никогда не будут навязывать приезжим свой кодекс поведения или требовать соблюдения своих религиозных норм. Египетские курорты живут нормальной, привычной для европейца жизнью: нет запрета на употребление алкогольных напитков, европейский стиль одежды не вызывает неприязни у местных жителей, в некоторых ресторанах можно заказать даже блюда из свинины. С точки зрения государственного устройства, Египет - президентская республика. Глава государства - президент - избирается всеобщим голосованием граждан. Президент Египта обладает почти неограниченными полномочиями, поэтому демократия здесь целиком и полностью зависит от доброй воли главы государства. В этой работе мне было очень интересно проследить развитие судопроизводства в Древнем Египте. Я узнала много нового не только об этом государстве, но и о старейших обычаях.

Глава 1. Судопроизводство Древнего Египта

)Организация суда

Главная роль в судопроизводстве Древнего Египта принадлежала фараону (по древнеегипетским представлениям фараоны являлись наследниками богов). Ему докладывали о свершённых преступлениях, и он назначал лиц, которым надлежало проверить достоверность предъявленных обвинений. Также ему сообщались имена признанных виновными в ограблении царских гробниц, а иногда присылали приговоры суда вместе с протоколами допроса.

Стоит сказать и о том, что фараон являлся законодателем. Некоторые наказания требовали санкции фараона. С другой стороны, трудно судить о непосредственном участии фараона в судопроизводстве, так как осталось очень мало сведений о прямом вмешательстве фараона в судопроизводственное дело.

Несомненно, в древнейшие периоды истории Египта судебные заседания протекали в присутствии самого фараона. Мы можем провести аналогию между представлениями о загробном суде над умершими, происходившем перед царем мертвых - богом Осирисом - и земным судом.

Уже в те времена существовала судебная система, состоящая из судей, свидетелей и проверяющих. Важные судебные заседания фиксировались на папирусе.

Также существовала еще одна должность - должность везира. Этот человек, по сути дела, был правой рукой фараона в управлении государством. Уже тогда везиру зачитывались «должностные инструкции», а требования, предъявленные этому человеку, были закреплены в египетской традиции. Он являлся главой центрального судебного присутствия, бывшего как апелляционной инстанцией, так и судом первой инстанции.

Везир мог быть «судьей врат», «устами Нехена», «великим пяти домов Тота». Эти титулы применялись еще во времена Нового царства, и характер их был пережиточным. Должность эту, как правило, занимали исключительно царевичи.

Кенбет являлся судебной инстанцией нового царства. Существовали разные виды кенбетов. В тех случаях, когда тексты обозначают суд просто выражением кенбет, не стоит понимать считать это особой категорией суда. В деловых же документах наличие этого выражения свидетельствовало о том, что писцы не имели полного представления о том, о какой разновидности суда идет речь.

Члены кенбета называются - серы. Древнейшее значение этого слова - «старейшина», «вождь», «правитель». Серы являлись членами суда. Везира, как и всех прочих членов кенбета, можно было назвать сером. Однако вовсе не все члены данной системы являлись столь высокопоставленными сановниками.

Члены суда активно принимали участие в судебных заседаниях. По словам И.М. Лурье, в ходе предварительного следствия выяснения различных обстоятельств дела поручалось отдельным серам. По его же мнению, можно говорить о египетском суде, как о коллегиальном органе.

Роль кенбета была значительно шире роли суда, а судебной функции были только частью многочисленных обязанностей кенбета. Именно поэтому этот термин скорее переводится как «палата» или «совет».

Следующий судебный орган - джаджат. Чаще всего это понятие упоминалось в религиозных или биографических текстах. Данный орган выполнял функции судилища. Джаджат был занят сбором подати и выполнял не только функции судебного, но и административного характера. Члены джаджата, так же как и члены кенбета назывались серами. Сперва джаджат являлся советом, который возглавлял племя, когда не было ни царей, ни князей. Из Илиады мы можем подчеркнуть, что джаджат сильно напоминает суд Древней Греции. Таким образом, во времена древнего царства в нем сохранялись пережитки родовой организации общества. Джаджат и кенбет восходят к различным социально - экономическим этапам развития древне - египетского общества, как отмечает И.М. Лурье. Вытеснение джаджата кенбетом явило собой замену обычного права правом, основанном на писанном законе.

) Особые виды судопроизводства

Некоторые документы Нового царства свидетельствуют о наличии, помимо кенбета, каких - то иных судебных органах. Сейчас мы разберем, каковы эти документы и судилища, о которых тут говорят.

Один случай особого судопроизводства, засвидетельственного в письмах посланных от имени начальника войск Паанха(сын фараона Херихора) трем разным лицам: писцу, управителю (начальнику войск) и своей матери (царице), и верховной жрице Амона - Неджемт.

Во всех этих письмах речь идет о каком-то преступлении, совершенном двумя некропольскими маджаями. В чем оно заключалось - не указано, но вероятно состояло в государственной измене или богохульстве.

Первым двум лицам, которым адресованы письма Паанха, приказывают привести в свой дом и устроить допрос в тайне: «пусть ни один человек не узнает о них».

В связи с этим письмом есть убеждения, что существовал Внеглассный суд, хотя в те времена он не афишировался. Если толковать все дело, как случай произвола, то трудно понять, для чего нужно было учинять следствие: допрашивать свидетелей, а дальше привести в ознакомление нескольких других лиц.

Рассмотрим другое известное дело, не рассматривающееся перед кенбетом, - это отпуск на свободу раба. Оно дошло до нас не в виде архивного документа, а в виде иероглифической надписи на статуэтке и следственно является изложением подлинного акта. Судя по надписям, отпуск на свободу раба был зарегистрирован перед царским двором. Разумеется, отпуск раба на свободу, вне всякого сомнения, имел место в Египте далеко не единожды, но, к сожалению, только одна надпись сообщает о фиксации этого акта.

Следовательно, мы можем делать вывод, что отпуск раба должен был быть обязательно оформлен перед судом. В связи с этим есть один нюанс, так как при отпуске раба его хозяин выдал за него свою племянницу. Можно сделать выводы, что судебная система на тот момент была не надежна и имела ряд существенных недостатков, так как трактовать каждое событие можно было по-своему и с разных сторон. Человек, непосредственно принимавший участие (со стороны истца) в деле, вполне был сам заинтересован в закрытии этого же дела. Такого рода документы, как племянница, доля в наследстве требовали (по инструкции визиря) оформления перед судебными органами, поэтому можно считать, что царский двор имел какие - то судебные права. Ограничивались эти права только регистрацией гражданских актов. Скорее следует допустить, что это какая - то инстанция, выдающая исчисление рабов. Точно также представляется невозможным решить вопрос о том, не существовал ли во время Нового царства наряду с государственными судебными установлениями, палатами кенбет суд, действовавший на основе обычного права и разбиравший маловажные споры. За допустимость такого предположения говоря о том обстоятельстве, что жители отдаленных районов страны было трудно добираться в те сравнительно немногие центры, где имелись кенбеты. Однако, никаких данных подтвердить это предположение пока еще не нашлось.

К числу дел, рассматривающихся перед особым судилищем, также относят обвинение в организации заговора. От первого столбца папируса, на котором были зафиксированы итоги процесса, почему инстанция точно не известна. Так как заговор являлся выражением борьбы различных групп придворной знати, а обвинения были предъявлены несколькими высокопоставленными лицами (царскими женами и сановниками), то достаточно вероятен тот факт, что процесс рассматривался не в обычном суде. Из речи царя мы знаем состав судей: начальники сокровищницы, штандартоносцы, дворецкие, царский докладчик и писцы, вероятно, те самые лица, которые входили в центральный кенбет. И мало вероятно, что дело слушалось в центральном кенбете. Таковы те случаи, когда в роли судебных органов выступают институты, точный характер которых еще не понятен. Сделать из всего этого общие выводы в настоящее время еще не возможно.

) Классовый характер древнеегипетского суда

Правящая верхушка общества всегда стремилась внушить низшим слоям господствующего класса представление о равенстве всех перед законом, независимо от их общественного положения, хоть оправление правосудие находилось в руках рабовладельцев. Одним из средств достижения этой цели являлась религия. Стоит отметить те религиозные представления, которые были связанны с идеей о потустороннем воздаянии человеку за все содеянное на земле, то есть с идеей о загробном мире. Вся эта идея как таковая отразилась в период Нового царства в «Книге мертвых». Каждому, кто прожил праведную жизнь на земле - вечное блаженство в царстве мертвых. Это преставление отчетливо показывает равенство всех перед законом, ибо: «нет там разницы между бедным и богатым». Любой умерший (даже сам царь) должен был предстать перед судом, чтобы достичь вечного блаженства.

Представление о суде богов в царстве мертвых могло возникнуть только под влиянием земного суда, придав ему своеобразный авторитет. Везиров отожествляли с богом Тотом, поэтому считалось, что везир «правосуден как Тот» и что «на его языке находятся писания Тота». Свитки, которыми руководствовался суд, считались данными богом Тотом.

Цель утверждения «беспристрастности» суда преследуют морально-политические трактаты. Пример тому отдельная глава в «Поучении Аменемопе», датируемом поздним временем, посвящена поведению судьи, которому в числе прочего указывается: «Не бери подношений от сильного и не вреди ради него слабому».

Однако деятельность древнеегипетского суда была далеко от всех этих требований. Продажность суда, взяточничество играло в процессах очень большую роль. П. Присс писал: «За взятку писец выкрал из архивов суда обвинительные документы, а полицейские чины выпустили арестованных грабителей».

Взяточничество и вымогательство суда были общеизвестны. С этим явлением пытались бороться. Лучшим средством для этого считалось назначение судьями богатых людей. Поучение, восходящее к Среднему царству и наставляющее царя государственной мудрости, звучало так: «Обогащай своих серов (знатных), чтобы они выполняли твои законы».

Сведения, которыми располагает в настоящее время наука, не позволяют ясно составить картину, как законодательство и древнеегипетский суд своими решениями защищали интересы господствующего класса. Однако все сказанное не оставляет сомнений, что деятельность суда была направлена к этому.

Глава 2. Судебные оракулы

) Юридическая сила решения оракула

Оракулы использовались для распространения храмовой юрисдикции за пределы храмовых владений и на лиц, не принадлежавших к храмовому персоналу. Так же совершенно очевидно, что жрецы использовали оракулы, как дополнительный источник доходов. До нас дошли не все оракулы, содержащие решения по судебным делам. В большинстве случаев они касаются политических вопросов или бытовых дел. Источниками оракулов являются: исторические надписи, литературные тексты, а также деловые тексты, сообщающие нам о решение богов. Некоторые факты указывают на то, как умело жречество пользовалась устанавливать среди населения желание бога в благоприятном для себя смысле важнейших политических вопросов. Одним из наиболее ярких примеров является изгнание фиванцев по оракулу Амона при царе Пиноджеме I. Оракулы представляли собой огромную силу, именно поэтому Александр Македонский, желавший подчинить себе все население Египта, отправился в Большой Оазис, чтобы Амон путем оракула признал его своим сыном и наследником.

Оракулы, в большинстве своих случаев, спрашивались по имущественным судебным делам. Оракулы имели юридическую силу. Пример тому - папирус Парижской национальной библиотеки 197 (фр. 1, стрк. 8-9): «Вот делаю я, вот делаю я, согласно сказанному мне Амоном-Ра, царем богов, согласно сказанному мне моим владыкой. Я не подхожу к полю, относительно которого сказал мне мой владыка, ибо я услышал (его решение)».

В одном из оракулов написано, что наказание выполняет храмовый чиновник, из чего можно сделать вывод, что дела передаются оракулу храмовым судом, которому оно было подсудно. Бывали случаи, когда тексты подробно указывали свидетелей оракула, среди которых были члены суда - кенбета. Оракул оформлялся как документ в обычном процессе. Со стороны, проигравшей тяжбу, брали клятву не возобновлять снова этого дела.

Наконец, приговор оракула мог опротестовываться и пересматриваться перед другим богом (даже в обычном суде). Пример тому дело, изложенное в папирусе Берлинского музея 10496, в котором говориться, что дело было снова рассмотрено в обычном суде спустя три года.

Заключение

В истории Египта можно рассматривать много направлений и вопросов, связанных с общиной, землепользованием, водопользованием, правовым положением рабов. В своей работе я задалась вопросом египетского судоустройства. Осветить все проблемы до конца не удалось, так как многие источники не дошли до нашего времени, а раскопки, обогащающие науку, ведутся, и по сей день.

Следует подчеркнуть, что в древнеегипетском праве отразились характерные черты рабовладельческого строя в обществе на этом этапе развития. Сохранились в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя, благодаря открытому праву выражения классовой сущности общества. Конечно, эксплуатация рабов в Древнем Египте не достигла такой степени, как в Греции и Риме. Рабы имели свою семью, своё имущество, свои права. За преступления их наказывали не хозяева, а органы государственной власти.

В случаях жестоко обращения с ними, рабы могли искать убежища в храмах и приносить жалобу на своих хозяев, что могло дать им возможность стать слугами храмов.

Можно отметить пару схожих моментов между судебной системой Древнего Египта и ныне существующей. Первым моментом является разделение общества на классовый характер: высшего слоя населения и низшего. Суд (в обоих случаях) пытается держать грань равенства перед законом. Каждый должен отвечать за свои поступки перед судом. Второй момент - наличие взяток и методы борьбы с ними. И, наконец, третий - существование определенных письменных законов. В древнеегипетском праве для этого служили папирусы, оракулы, свитки, тексты,а в наше время это: Конституция РФ, федеральные законы и многое другое.

Конечно, у нас стала намного более развитая система, установился принцип разделение властей, стало проявляться больше гуманности к людям, решения суда стали более справедливыми, потому что судьи стали опираться на закон, а не на решение богов, сер или фараона, но нельзя забывать и о первоначальных источниках появления права.

Список литературы

Литература

1) Лурье И.М. «Очерки древнеегипетского права XVI-X веков до н. э.»: Памятники и исследования. Л., 1960.

) Томсинов В.А. «Краткая история египтологии»: Серия «исследований по всемирной истории». М., 2004.

) Коростовцев М.А. «Религия древнего Египта». СПб., 2000.

Интернет ресурсы

1) Википедия: <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82>.

) Египет. Загадки фараонов.http://hello-egypt.net/



fan5.ru


Смотрите также