Риторика в древнем риме. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Риторика в древнем риме


2. Вклад Древнего Рима в формирование риторики

Римская риторика является наследницей риторики греческой. Она появляется в римской культуре в эпоху завоевательных войн, которые ведет Рим, распространяя свое влияние на Балканы. В I в. до н.э. риторика становится известной римлянам и очень скоро необходимой. Постепенно обучение риторике становится неотъемлемой частью образования, а именно на заключительном, высшем этапе. Естественно, ее первыми преподавателями были греки. Эллинизация древнеримской культуры проявилась в усвоении и творческой переработке достижений культуры греческой, особенно в области гуманитарного знания. Однако это знание трансформируется и развивается в связи с особенностями древнеримской культуры. Ее важнейшими принципами были fides - следование долгу, justitas - следование праву, pietas - уважение предков и civitas - гражданственность.

Соответственно и риторический идеал, и требования к речевому поведению образованного римлянина (особенно оратора), и риторическая практика, и роль риторики в жизни общества обретают свои специфические черты, во многом стабильные, хотя и претерпевающие изменения в зависимости от политических и социальных трансформаций римского общества. Овладение риторикой открывало путь к гражданской и юридической карьере. Условия жизни римского общества выдвигали на передний план людей состоятельных, из знатных семей, людей, которые имели возможность с детства приобретать необходимые знания и навыки. Все воспитание и обучение человека, начиная с младенчества, было направлено на формирование административного, политического и военного деятеля.

Особую роль в формировании риторического идеала и в выработке требований к речевому поведению человека в эпоху политических потрясений, связанных с переходом от республики к империи, сыграл Цицерон (106-43 до н.э.). В своем сочинении «Оратор» он назвал качества, которыми должен обладать совершенный оратор: образованность, эрудиция, знание различных философских систем, права, теории ораторского искусства, этики и логики. В речевом поведении оратора он ценит естественность, эмоциональность, следование этическим нормам и гражданственность. Цицерон этим выразил распространенную точку зрения. Так, например, Плутарх (45-127), характеризуя выдающегося оратора Фокиона, писал, что он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, поскольку «одно единственное слово, один кивок головы человека, вызывающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов». А Квинтилиан (35-96) впоследствии требовал стать сначала хорошим человеком, если хочешь стать хорошим оратором. В этом проявилась и общая античная традиция, ведь у Аристотеля мы также находим прямое указание на то, что нравственные качества говорящего, вызывающие доверие аудитории, служат доказательством в том случае, когда есть место колебаниям, когда предмет речи сложен и неясен.

Цицерон как личность, политик и мыслитель способствовал тому, что в Риме сформировалось отношение к слову как выразителю глубоких мыслей и общественно значимых истин. Высокая художественность его речей задавала своеобразную планку речевому идеалу с образцом речевого поведения. Риторический идеал Цицерона основывался на философии стоиков, ценивших в мире красоту и гармонию, отрицавших безобразное, требовавших от человека усмирения страстей. Цицерон прекрасный стилист, его речи красивы и гармоничны и по содержанию, и по форме. Его речь полна ритмизированных периодов, течет плавно и размеренно, слог красочен, но при этом содержание отражает насущные проблемы общественной жизни и обращено к широким народным кругам.

Изменение риторики во многом определено переменами в общественной жизни. Падение республики приводит к сужению содержательной стороны риторики, к увлечению формой, что вызывает к жизни «новый стиль» - украшенный и эффектный. Он связан прежде всего с именем Сенеки Старшего, который прославился риторическими сочинениями на различные темы (философские, психологические, юридические). Этот стиль уступает место более строгому стилю, возрождающему идеал Цицерона. Однако времена уже не те, что при Цицероне, и адресатом речей становится не народ на форуме, а узкий круг образованных людей.

Связь риторической культуры с культурой в целом видна при обращении к видам красноречия, сложившимся в Древнем Риме. Ведущими стали жанры политического и судебного красноречия. Но в разные периоды, при разном политическом устройстве преобладают и разные виды речей. Так, например, обострение политической борьбы в эпоху гражданских войн во II – I вв. до н.э. привели к резкому росту публицистики вообще и к публикации политических и судебных речей. Желание высказать свое мнение часто тормозилось неумением это сделать убедительно и грамотно, старого домашнего образования не хватало, и богатые римляне брали уроки у известных греческих риторов.

Во времена империи расцветает торжественное красноречие.

В I – II вв. риторика поднялась на большую высоту, оказала серьезное влияние на философию, историографию и литературу, получила государственное признание. На смену частным учителям пришли учителя публичных государственных школ, получавшие жалованье от государства. Выдающихся ораторов чтили, им ставили статуи в библиотеках, выплачивали премии, император Веспасиан назначал пенсии учителям риторики в Риме. Темы речей, однако, часто были далеки от жизни. Ораторы говорили о давно минувших исторических событиях, состязания в красноречии больше напоминали театр: ораторы старались блеснуть ярким сравнением, неожиданным построением фразы и т.п. Возрождались традиции софистов V в. до н.э. Так, например, речи Элия Аристида, представителя «второй софистики», – это похвалы отдельным городам, гимны в честь богов, шутливые пародии на речи великих ораторов. У Лукиана находим «Похвалу мухе», характерную для риторики этого времени, у Фронтона – панегирики дыму, земному праху и лени, хотя Фронтон прославился и как учитель риторики, и как судебный оратор, влюбленный в риторику как таковую. Фронтону принадлежит замечательное высказывание: «Есть науки, где можно скрыть свое невежество и надолго сойти за человека, знающего то, чего на самом деле не знаешь. Но по выбору и расстановке слов твое незнание немедленно раскроется. Никто не может долго пользоваться словами так, чтобы не обнаружилось, что слов он не знает, судит о них неправильно, оценивает наугад, пользуется ими неискусно и не понимает ни уместности употребления слова, ни его силы».

Для римской культуры не редкость, когда в одном человеке сочетается и ритор, и оратор, и писатель, и историк, и политический деятель и т.п. Так, Марк Порций Катон (III-II вв до н.э.) – основатель римской прозы и политический оратор. Тит Ливий (I в. до н.э.) – историк, крупный ритор и писатель. В его 42 книгах – до 1650 речей, множество прекрасных характеристик различных исторических личностей, построенных по всем правилам риторического искусства. Публий Корнелий Тацит (I в.), ученик Квинтилиана, – ритор и историк, отличавшийся прекрасным слогом и глубиной психологического анализа, в последующие времена получил среди ученых характеристику «Микеланджело литературы». Луций Апулей (II в.) – ритор, философ, блестящий оратор, декламатор, писатель, маг – знаток таинств Исиды.

В IV веке наступил новый период в судьбе риторики. В целом преобладает увлечение формой, ораторы обращаются к мифологическим сюжетам, к описаниям природы, к прославлению богов и императоров. В Афинах ценится оратор Фемистий («царь слов»), прославившийся панегириками, в частности императору Юлиану, а также Либаний, которого называют «маленьким Демосфеном».

В риторических школах античного Средиземноморья закладываются основы новой риторической культуры – в риторических школах учатся будущие проповедники, а не только чиновники. В скором будущем языческая античность уйдет в прошлое, и на передовые рубежи риторической культуры выйдет гомилетика – теория и практика христианской проповеди. В недрах древнеримской культуры сложилась система семи основных наук – тривиум, в который входят диалектика, грамматика и риторика, и квадривиум с арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. Эта система окажется потом востребованной в средневековой христианской культуре.

Подводя итог, можно сказать, что в эпоху Античности в древнегреческой и древнеримской культурах сформировалась риторика как теория и практика публичной речи, выработались основные риторические идеалы, содержащие представление о красивой речи и грамотном, правильном речевом поведении, которые менялись в зависимости от социокультурных перемен, определились требования к оратору, сложились основные типы публичной речи и сферы их применения. Теория риторики получила развитие на всех основных этапах от замысла речи до ее произнесения, то есть оформился своеобразный риторический канон, служащий эталоном и для подготовки речи, и для обучения оратора. В Античности практика публичной речи достигла больших высот, которые стали ориентиром для будущих эпох. Риторика оказала влияние на все сферы жизни общества и на многие смежные с ней области гуманитарного знания – философию, филологию, историю, логику, впитывая вместе с тем идеи и достижения этих наук.

studfiles.net

3. Риторика в древнем риме

Падение полисного строя и утрата Грецией самостоятельности приводит к уменьшению роли ораторского искусства. Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особого расцвета во время могущества Римской республики. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, в сенате и в суде, где мог выступить практически каждый свободный гражданин. Наиболее известным оратором в Риме был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Любой выпускник русской дореволюционной гимназии мог прочитать по латыни наизусть и прокомментировать первую речь Цицерона против Катилины: «Доколе, о Катилина, будешь ты истощать наше терпение..."», содержащую знаменитое крылатое выражение "О времена! О нравы!» (O tempora! O mores!). Именно Цицерон – главный объект восхищения и подражания для европейской риторики. В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

Творчество Марка Фабия Квинтиллиана (36-96 гг. н.э.) было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. Его главное сочинение «Наставление в ораторском искусстве» или «Образование оратора» (другой перевод) в 12-ти томах представляет собой обобщение выводов классической риторики и собственного 20-тилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.

Если для Цицерона критерием успеха оратора и целью хорошего красноречия служит одобрение римского народа, то для Квинтиллиана важно только мнение специалистов. Цицерон видит в идеальном ораторе человека-гражданина и мыслителя, мужа слова и действия, который все подчиняет общественной миссии, соединяя в себе честность, высокую мудрость, любовь к истине, красноречие его должно служить только высоким и благородным целям борьбы за общее благо и высшую справедливость. Идеал его – оратор-политик, сочетающий ораторские дарования с философской глубиной знаний. Цицерон требует от оратора всестороннего, исчерпывающего знания предмета.

Квинтиллиановский идеал оратора – муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями, высоконравственный, оратор – стилист. Оратор должен владеть определенным запасом знаний и слов, которые может использовать в случае необходимости.

Общий кризис Римской империи не мог не отразиться на духовной жизни общества. Он сказался и на ораторском искусстве, которое, утратив общественное значение и стимул, становится все более формальным, проявляется лишь в словесных ухищрениях. Легкая, естественная манера речи была утрачена, что вызывало многочисленные нарекания в адрес риторики. Культивирование слова как искусства повлекло за собой забвение его основной функции – функции носителя мысли.

3. ОРАТОРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Лисий

Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий.

На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.

Лишь однажды Лисий непосредственно сам выступил на суде против одного из бывших олигархов Эратосфена, которого он считал виновником гибели своего брата. Все остальные – обвинительные и защитительные – речи были записаны этим греческим оратором в первом лице для других людей, которые, должны были сами выступать на суде с обоснованием своего дела. К нему обращались с заказами люди самого разнообразного общественного положения и образования и т. п., и Лисию приходилось в своих речах приноравливаться к культурному уровню и положению заказчика, для того чтобы эти речи звучали естественно в устах того или иного человека.

Из огромного количества приписываемых оратору Лисию речей до нас дошло 34. Они написаны простым языком, приближающимся к живой разговорной речи. В них чувствуется стремление к жизненной правде. Лисий – оратор-художник; в его речах мы находим живые и яркие картинки быта, выпуклые и психологически верные характеристики людей.

Лучшее в речах оратора Лисия – их повествовательные части, воссоздающие ситуацию. В этих частях он не только умел возбудить симпатию к подсудимому (если речь была защитительной), но и вплести в нее значительную часть аргументации, предупреждающую возможные возражения. При этом ни гнева, ни пафоса, характерного для речей некоторых других греческих ораторов, у Лисия нет: тон его удивительно спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Уже древние отмечали чистоту его языка, отсутствие в нем как неологизмов, так и устаревших слов, а также конструкций, чуждых языку современников.

Насколько обширны повествовательные части речей Лисия, настолько кратки их эпилоги – иногда они состоят из нескольких слов.

Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины: они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

Если бы нам не были известны эти факты, мы могли бы почерпнуть их из названной речи оратора Лисия. Он составил ее для человека, обвиненного сикофантами (доносчиками-шантажистами) в уничтожении священной маслины. Человек этот утверждает, что он купил свой участок земли после войны, и на нем не было маслин. В качестве свидетелей он приводит на суд лиц, которым он сдавал купленный участок в аренду. Лисий вкладывает в уста подсудимого многочисленные логические доказательства его невиновности. Подсудимый говорит, что уничтожение дерева принесло бы ему лишь убыток, а не выгоду и что, уничтожив маслину, он оказался бы в руках у собственных рабов: «...Разве я не был бы несчастнейшим в мире человеком, если бы мои слуги как свидетели такого преступления стали на всю мою жизнь не рабами мне, а господами? Таким образом, как бы сильно они не провинились передо мною, я не мог бы их наказать, вполне понимая, что от них зависит и мне отомстить и самим получить свободу за донос» (пер. С. И. Соболевского).

Подсудимый говорит, что для него, человека с усердием выполнявшего все государственные повинности, сражавшегося за отечество, не жалевшего денег на постройку кораблей и на устройство хоров, было бы величайшим несчастием лишиться гражданских прав.

Таким образом, мы узнаем из этой речи оратора Лисия и о том, что дела, связанные с религией, разбирались в ареопаге, а не в гелиэе, и о законе, освобождавшем на волю рабов за донос, и о том, кто такие сикофанты, и об обязанности богатых граждан субсидировать постройку флота и театральные представления и о многих других чертах древнегреческой жизни. Свидетельство очевидца представляет для нас большую ценность даже относительно тех фактов, которые нам известны из других источников.

Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор Исократ (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

 

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Демосфен

Демосфен (384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия. Имя его стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Время его жизни – IV в. до н. э.– представляло собой эпоху кризиса греческого демократического полиса. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело не только к глубокому упадку афинской демократии, но и к ослаблению связи между полисами, благодаря которой Греции удавалось противостоять экспансии извне. Теперь же города-государства, раздираемые внутренними противоречиями, с трудом сопротивляются новым силам, появившимся на политическом горизонте, в первую очередь, Македонии.

Демосфен задолго до завоевания Греции Македонией разгадал грозящую греческой независимости опасность и всю жизнь боролся в качестве оратора и государственного деятеля против македонской экспансии.

В Афинах была довольно большая партия, придерживавшаяся македонской ориентации, т. е. считавшая, что борьба против Македонии бесполезна и необходимо ей подчиниться.

Самым ярким из политических противников Демосфена был оратор Эсхин. В своей речи «О недобросовестном посольстве» Демосфен обвиняет Эсхина в предательстве интересов Эллады и в сговоре с македонским царем Филиппом. Эсхину удалось оправдаться, но ораторская борьба между ним и Демосфеном продолжалась несколько лет, и после блестящей речи Демосфена «О венке», завершившей эту борьбу, Эсхин вынужден был уйти в изгнание.

С именем Демосфена связано представление о человеке огромной целеустремленности и железной воли. Плутарх и другие античные авторы рассказывают, что он обладал физическими недостатками, недопустимыми для греческого оратора: у него была плохая дикция, слабый голос и «короткое дыхание», заставлявшее его прерывать период, что мешало пониманию смысла фразы; во время декламации он дергал плечом – это отвлекало внимание слушателей.

Благодаря непрерывному и упорному труду Демосфен избавился от всех этих недостатков. Упражняясь в декламации, он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию; будущий великий греческий оратор громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхания; упражняясь в красноречии, он укреплял на крыше меч, направленный острием к его плечу: боязнь уколоться заставляла его усилием воли удерживаться от подергивания плечом и т. п.

Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль речей сжат и суров; чтобы не расхолаживать аудиторию, оратор, сделав краткое вступление, быстро переходил к сути дела. Рассказ его полон экспрессии и динамики, он прерывается риторическими вопросами, в нем много метафор, антитез, олицетворений, сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что обязательно должно прозвучать в его речи, и чего ожидают слушатели.

Демосфен видел недостатки афинской демократии своего времени, боролся против злоупотреблений и предрассудков. В одной из речей (IX, 36) он сетует на то, что греки утратили свободолюбие, которое в свое время позволило им победить персов. Раньше они ненавидели взяточников, считали величайшим позором подкуп; виновного в нем сурово наказывали, не допуская ни заступничества за него, ни снисхождения, а теперь подкуп полководцев и ораторов в порядке вещей, и тот, кто признается в том, что принял взятку, вызывает только насмешки.

Наиболее знаменитые ораторские речи Демосфена – речи против Филиппа Македонского (так называемые «Филиппики»), покорившего Грецию в 338 г. до н. э. Как и другие речи Демосфена «Филиппики» замечательны силой аргументации и проникнуты страстным и мужественным пафосом борьбы.

В третьей речи против Филиппа он говорит, что в народных собраниях звучит лесть и угодничество, которые вредят политике любого греческого государства: «Свободу речи во всех других случаях вы считаете настолько общим достоянием всех живущих в государстве, что распространили ее и на иностранцев, и на рабов, и часто у нас можно видеть рабов, которые с большей свободой высказывают то, что им хочется, чем граждане в некоторых других государствах, но из совещаний вы ее совершенно изгнали» (Демосфен, IX, 3; пер. С. И. Радцига).

Уже из этих слов видно, что оратор Демосфен был безусловным приверженцем демократии, которую он считал единственным приемлемым государственным строем. Всякое единовластие представлялось ему противоестественным, враждебным свободе и законам. В речи «О преступном посольстве» он говорит: «Нет, нет на свете ничего такого, чего следовало бы бояться больше, чем такого положения, когда позволяют кому-нибудь становиться выше большинства» (Демосфен, XIX, 296; пер. С. И. Радцига).

После смерти Филиппа Демосфен боролся против его сына Александра Великого. В конце жизни, в 324–322 гг. до н. э., Демосфен был в изгнании. В 322 г. он принял участие в восстании Афин против Македонии, и когда афиняне потерпели поражение, он принял яд, чтобы не попасть в руки врагов, которые хотели взять живым прославленного оратора.

В 280 г. до н. э., через 40 лет после смерти Демосфена, греки почтили его память бронзовой статуей с надписью:

 

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум, Власть бы в Элладе не мог взять македонский Арей» (пер. М. Е. Грабарь-Пассек).

studfiles.net

3. РИТОРИКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ. Возникновение и развитие риторики

Похожие главы из других работ:

Идеография и логография

1.1 Письменность в древнем Египте

Необходимо определить предмет настоящей главы: что же такое египетская письменность? Во-первых, это отражение Языка. На протяжении почти четырех тысячелетий своего существования египетский язык претерпел сильные изменения...

История и взаимодействие языков

3.1 ЯЗЫК И ЯЗЫКОЗНАНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. скорее всего под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит сложился в 4--3 вв. до н.э. Постепенно он усовершенствуется (государственный деятель Аппий Клавдий...

История стилистических учений: античные теории языка и стиля

1.2 Античная риторика

Античная риторика насчитывает около 800 лет. Становление той или иной науки всегда исторически подготовлено и вызвано рядом объективных и субъективных причин. Культ устной речи, характерен уже для времени истоков греческой цивилизации...

История стилистических учений: античные теории языка и стиля

1.3 Риторика Софистов

В V-IV вв. до н.э. складывается софистика. Она является духовно-воспитательным и философским учением основанным на принципах субъективизма и релятивизма Софисты отрицали возможность существования истинного знания, утверждая...

Итоги отечественной риторической культуры

2.1 Риторика

В России первой книгой по риторике был перевод начала 17 века, сделанный, предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник...

Переводы и переводческие концепции античной эпохи

РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕВОДЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ИХ СПЕЦИФИКА

...

Переводы и переводческие концепции античной эпохи

3.1 Начало переводческой деятельности в Древнем Риме

Возникнув как небольшое поселение (по преданию, это произошло в 753 г. до н. э.), Рим постепенно превращался в мировую державу, подчинив себе множество стран и народов...

Прагматический аспект публичной речи

1.1 Риторика как искусство слова

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить...

Речевые приемы доказательства в монологической речи

5 Эвристическая риторика

Одним из перспективных направлений современной риторики является эвристическая риторика. Она опирается на эвристические приемы, методы генерирования новых идей, направленных на риторическое изобретение...

Риторика

Глава 1.2. Современная риторика

...

Риторика

§1.2.2. Общая риторика и ее разделы

В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того...

Риторика

§1.3.1. Риторика и лингвистическая прагматика

Риторика, как лингвистическая наука, прежде всего сотрудничает с родственными науками. Так, ею широко используются результаты лингвистической прагматики -- науки ХХ столетия, изучающей...

Риторика античности

2. Риторика софистов

«Естественный разрыв между малым числом тех, кто от природы одарен даром слова, и потребностью общества в лицах, умеющих говорить перед толпой...

Риторика античности

4. Римская риторика

Центром развития теории и практики ораторского искусства становится Рим. Особенности ментальности римлян: практицизм, рассудочность, культ индивидуализма - обусловили их более прагматичное отношение к красноречию...

Риторика Древней Греции. Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО «РИТОРИКА»

Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем (384 - 322 до н.э.), который провел в Академии учителя 20 лет. Аристотель был выходцем из города Стагиры, его отец был придворным врачом царя Филиппа Македонского...

inyaz.bobrodobro.ru

Риторика в Древнем Риме

Философия Риторика в Древнем Риме

просмотров - 104

В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (к примеру, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана.

Несмотря на то, что Аристотель оставался для античного Рима высшим авторитетом в области риторики, тем не менее, римляне внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку и особенно практику ораторского искусства. Прежде всœего их заслуга заключается в разработке приемов составления речей, анализе тех аргументов, или доводов, которые Стагирит называл нетехническими, и совершенствовании стиля и красоты речи.

Римские судебные ораторы значительно усовершенствовали так называемые нетехнические средства аргументации, связанные с использованием свидетельств, показаний, контрактов, договоров и в особенности норм права. Хорошо известно, что усиленно разрабатывавшееся римское право стимулировало интерес к вопросам аргументации и убеждения, а ссылка на юридические законы стала неоспоримым доказательством в судебных речах.

Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. По этой причине их мало занимали теоретические вопросы аргументации и риторики вообще. Единственным исключением из этого был, пожалуй, выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, неизменно подчеркивавший в своих сочинœениях крайне важность сочетания красноречия с убедительностью, риторики с философией. Цицерон во главу угла ставит содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. (Трактат “Оратор”)

Что же касается римской риторики после Цицерона, то с падением республики и возникновением монархий потребность в публичных речах заметно упала, за исключением судебного ораторского мастерства. Но даже сам характер судебного красноречия значительно изменился. В нем стал преобладать деловой стиль и вместо многословных и длинных рассуждений стали использоваться короткие, точные формулировки, которые лучше подходили к характеру судебного разбирательства.

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

06. Трактат Цицерона «Об ораторе». Три задачи убеждающей речи

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гᴦ. до н. э.). В трактате «Об ораторе» он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая всœе доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всœех наук и искусств имеет меньше всœего представителœей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица.

Для того чтобы быть умелым оратором, по Цицерону, крайне важно обладать юмором и остроумием, образованием, достойным свободного человека, быстротой и краткостью, изяществом и благовоспитанностью. Вместе с тем, крайне важно знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Еще нужно хорошо ориентироваться в невербальной коммуникации, следить за жестами и мимикой, телодвижениями. Важно обладать хорошей памятью. В общем, быть разносторонним человеком.

Самый ранний трактат «Риторика» был написан Цицероном еще в юношестве (83 ᴦ. до н.э.). Его трактат в 3 книгах «Об ораторе» (55 ᴦ. до н.э.) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики. Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона—Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

3 задачи убеждающей речи:

В случае если оратору поручают тяжелые и сложные судебные дела, оратор должен тщательно и глубоко изучать их, если решил ими заняться. Глубокое изучение дела дает возможность оратору определить суть спора, ее причину. Главной целью речи было убедить слушателœей. Для этого, говорит Цицерон, должны опираться на три вещи:

1. Необходимо доказать, что правда то, что мы защищаем

2. Нам нужно сделать сообщниками тех, кто сначала к нам не прислушался

3. Направить их чувства туда, куда добиваться дело

Цицерон определяет два источника доказательств:

· Первым источником считались документы, могли быть акты, договоры, соглашения

· Вторым источником — было лицо оратора

Речь, утверждает Цицерон, которой оратор пытается тронуть слушателœей, должен волновать его больше, чем кого-либо из присутствующих. Каждый шаг оратора должен быть осторожным, обдуманным, чтобы не вызывать у людей злобы. Оратор должен направлять ненависть и гнев на противника и отвлекать их от себя, так же следует использовать и чувство надежды, радости и досады.

Цицерон утверждал, что полезно возбуждать смех, потому веселье умножает благосклонность слушателœей. Чаще оратор использует смех тогда, когда подвергается нападению противника.

Оратору для произнесения совещательных речей нужно иметь ум, уважение граждан, красноречие. Перед сенатскими заседатели оратор излагает свои соображения кратко, не занимая большого количества времени. Выступления должны были быть исполнены силы, значимости и разнообразии изложения. Когда оратор, говорит Цицерон, что-то советует народу в государственных делах, то сам должен хорошо изучать государственный строй. Чтобы воздействовать на народ, нужно также знать его обычаи, людей. Главной ареной ораторского труда оратора были народное собрание. И здесь, на трибуне, росла, совершенствовалась ораторская мастерство каждого оратора.

В речах перед народом, утверждал Цицерон, нужно избегать слов, которые могут оскорбить его, вызвать всœеобщее возмущение.

Язык ораторов должна быть ясной. Оратор должен обладать чистым литературным языком, а слова не должны содержать в себе двусмысленности. Речь должна быть уважительной, приятной, элегантной, отражать крайне важное количество чувств, страданий.

В речах Цицерон советует избегать простых и «острых слов», а вместо этого употреблять слова изысканные и ясны. Иногда оратор использует беглый обзор, краткое объяснение базовых вопросов. Оратор использует гиперболу, колебания, поправку к сказанного, гнев, просьбы и другие стилистические средства. Цицерон останавливается на образе совершенного оратора. Такой оратор обладает всœеми тремя стилями — низким, умеренным и высоким.

Основные средствами красноречия Цицерон считал этос и пафос:

Этос использует для изображения характеров, обычаев, образов жизни.

Пафос — для возбуждения слушателœей.

«Итак, тем красноречивым оратором, которого мы ищем вслед за Антонием, будет такой, речь которого как на суде, так и в совете будет способна:

1. Убеждать

2. Услаждать

3. Увлекать

Первое вытекает из крайне важности, второе служит удовольствию, третье ведет к победе — ибо в нем больше всœего средств к тому, чтобы выиграть дело. А сколько задач у оратора, столько есть и родов красноречия: точный, чтобы убеждать, умеренный, чтобы услаждать, мощный, чтобы увлекать, — и в нем-то заключается вся сила оратора.

Твердый ум и великие способности должны быть у того, кто будет владеть ими и как бы соразмерять это троякое разнообразие речи: он сумеет понять, что для чего крайне важно, и сумеет это высказать так, как потребует дело».

Задача убеждения заставляет приспосабливать речь к аудитории, принимающей решения и, наоборот, приспосабливать характер аудитории к типам и оперативности информационной насыщенности решений.

Читайте также

  • - Риторика в Древнем Риме

    В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе... [читать подробенее]

  • - Риторика в Древнем Риме

    Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Риторика в Древней Греции и Риме

    Философия Риторика в Древней Греции и Риме

    просмотров - 376

    Из истории риторики

    Конечно, вы слышали и читали о греческих, римских, западноевропейских и русских ораторах, об ученых и политических деятелях, с именами которых связано искусство красноречия - влиятельное публичное слово - и риторика как наука о нем. Попробуем уточнить и привести в систему ваши сведения об этом.

    Риторика - одна из самых древних филологических наук. Она сложилась около V - в 1V веке до н.э. в Греции. Филология в античности понималась как обобщающая наука, изучающая культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Греческое слово-термин - retorike - означает "ораторское искусство или учение об ораторском искусстве". В древнегреческом языке было слово rheo - говорю, теку, лью ("А как речь-то говорит, словно реченька журчит." - А.С.Пушкин). Производное от слова rheo - rhetor - означало "ритор", "оратор". Последнее, в свою очередь, дало название филологической науке - rhetorike (риторика) или rhetorike techne. В русской научной традиции термин употреблялся двояко: то как "рИторика", то как "рЕторика". Более употребительным оказался термин «рИторика».

    Под античной риторикой принято понимать совокупность учений и взглядов на красноречие, а также дошедшие до нашего времени работы греческих и римских авторов по риторике и тексты речей.

    "Первые европейские интеллигенты", как называл риторов-софистов русский философ А.Ф. Лосœев, брались за соответствующую плату научить любого искусству спора и публичной речи. Важно здесь подчеркнуть, что понятия "искусство" и "мастерство" (умение, ремесло, ловкость, сноровка), обозначались одним словом - techne (тэхне, ср. наше слово "техника" или "технология").

    Расцвету риторики в государствах античности способствовала повсœедневная общественная практика, где огромную роль играли публичные выступления. В греческих городах-государствах (полисах), к примеру в Афинском государстве, практически всœе важные политические решения принимало собрание свободных граждан, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного мнения.

    Судебные решения в Афинах также зависели от того, насколько убедительно и красноречиво стороны могут склонить состав суда и других слушателœей в свою пользу. В судебных разбирательствах участововали очень многие граждане, однако далеко не каждый был в состоянии подготовить речь для выступления перед судом. Ведь нужно было составить речь так, чтобы из нее была ясна не только суть дела, но и подтверждалась с помощью доводов (аргументов) правота выступающего. По этой причине судебные речи писали прфессионалы, которых называли логографами (логос - слово, графо - пишу). Логографы сами не выступали в суде, им нужно было так подготовить речь, чтобы она соответсвовала характеру и образу мыслей заказчика.

    Некоторые логографы не только писали образцовые судебные речи, но и вырабатывали теоретические рекомендации по их созданию, а также обучали красноречию и началам философии. Таких учителœей называли софистами. С именами "старших софистов" - Коракса, Тисия, Лисия из Сиракуз, Горгия из Афин, Протагора из Абдеры - принято связывать начало риторики как учения об успешной речемыслительной деятельности.

    Греческий софист Горгий и его последователи, готовившие юношество к гражданской карьере, считали риторику инструментом гражданского управления и обучали этому искусству. Эта древняя профессия несколько напоминает занятие сегодняшних специалистов по политическому имиджу (имиджмейкеры). Οʜᴎ создают политику его "образ для публики" и пишут речи для политиков, которые "озвучивают" текст принародно.

    Ученик Горгия Исократ(436-388 гᴦ. до н.э.) открыл в Афинах школу красноречия, в которой сам и преподавал около 40 лет. Исократ считал риторику главнейшей из наук, объемлющей и государственную мудрость, и мораль.

    Самым знаменитым оратором Афин был Демосфен (ок. 388-322 гᴦ. до н.э.). Его политические речи против македонской партии: "За Ксенофонта о венке", "О преступном посольстве" и др., получили название "филиппик" по имени македонского царя Филиппа II. Выражение "филиппика" в значении «гневное обличение» используется и сейчас.

    Учителями и блестящими практиками красноречия были крупнейшие греческие философы: Сократ (469-399гᴦ. до н.э.) его ученик Платон (427-347 гᴦ. до н.э.) и ученик Платона Аристотель (384-322 гᴦ. до н.э.). Попутно скажем, что знаменитый полководец древности Александр Македонский воспитывался Аристотелœем и обладал, помимо прочих высоких достоинств, искусством военного красноречия.

    Произведения древнегреческой классической литературы дают нам образцы риторической культуры. И само античное общество очень высоко ставило красноречие. Вот как говорит одна из героинь трагедии Еврипида Гекуба о значимости обучения красноречию:

    …Зачем,

    О, смертные, мы всœем другим наукам

    Стараемся учиться так усердно,

    А речь, единую царицу мира,

    Мы забываем? Вот кому служить

    Должны бы всœе, за плату дорогую

    Учитилей сводя, чтоб, тайну слова

    Познавши, убеждая - побеждать!

    (Еврипид. Трагедии. Т. 1. Гекуба. Перевод Инокентия

    Анненского. - М.: Искусство, 1980. - С. 320).

    В случае если для софистов главной была проблема техники убеждения, то Платон ставит на первое место этичность оратора. "А потом, когда мы достаточно преуспели в этой добродетели, тогда лишь, если сочтем нужным, примемся за государственные дела или подадим совет в том или ином делœе", - пишет он в диалоге "Сократ".

    Будучи великим философом и теоретиком красноречия, Сократ не оставил после себя ни одного написанного им самим произведения. Взгляды Сократа доносит до нас его ученик и почитатель Платон в диалогах "Сократ", "Пир", "Федр" и других, которые изданы на древнегреческом, латинском, русском и многих других языках. Извлечения из диалогов даны в Хрестоматии в конце книги.

    Сократ говорит, что искусство красноречия - это "некое умение увлечь души словами". Устремленность к смыслу, к истинœе, поиск и соединœенеие мысли с убеждающим словом - в этом видит предмет красноречия древнегреческий мыслитель. Разгадывать смысл вещей, рассуждая вслух, вовлекать в это захватывающую работу других, учить рассуждению, поиску истины - в этом видел Сократ и задачу учителя красноречия.

    Наиболее значительной фигурой древнегреческой учености был Аристотель. Он написал несколько трактатов: "Риторика", "Топика", "О софистических опровержениях", "Логика", "Об истолковании", "Аналитика" и другие, которые непосредственно относятся к предметной области риторики. В этих работах, обобщающих мысли предшественников, создается целостная, внутренне упорядоченная теория красноречия, имеющая значение и в наши дни. Аристотель понимал риторику как искусство убеждения и рассматривал ее в единстве с логикой и диалектикой.

    Греческое слово dialegomai означает "беседую", "веду разговор". Диалектика основана на методе беседы и рассуждения для поисков объективной истины. Платон называл диалектиком того, "кто умеет ставить вопросы и давать ответы". Позднее диалектика стала пониматься не как искусство диалога, а как философский метод. Диалектическая беседа противопоставляется софистическому спору, софистике как технике убеждения с использованием нечестных приемов.

    Трактат Аристотеля "Риторика" начинается такими словами: "Риторика - искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всœех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого всœе люди некоторым образом причастны обоим искусствам, так как всœем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять" (Античные риторики. Под ред. А.А.Тахо-Годи. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 15).

    Весьма поучительно для нас само построение трактата. В первой части "Риторики" раскрывается ее польза, цели и область применения. Во второй части характеризуются условия, придающие речи убедительность. Аристотель рассуждает о настроениях, нравах и страстях, а также о том, как их должен понимать оратор и каким образом он может воздействовать на чувства слушателœей. В третьей части Аристотель обсуждает вопросы стиля речи, которые обусловливают ее достоинство. Он делит речи на три рода: совещательные, судебные и эпидейктические, то есть такие, которые объединяются сейчас под названием «социально- бытовое красноречие» (к примеру, жанры юбилейной приветственной и застольной речей).

    "Для каждого рода речи, - пишет он, - пригоден особый стиль, ибо не один и тот же стиль у речи письменной и у речи во время спора, у речи политической и у речи судебной". Οʜᴎ различаются своим предметом, целью, предназначены для разной аудитории и, следовательно, отличаются стилем. К сожалению, во многих современных учебниках риторики отсутствует раздел о стиле как способе выражения смысла. Это серьезно обедняет содержание таких пособий. Во всяком случае, изложение системы риторического учения выходит за рамки античных взглядов.

    Риторическая система Аристотеля легла в основу всœех последующих европейских риторик, в том числе, и русских. Проблемы, которые обозначил он и решил для своего времени, до сих пор обсуждаются в гуманитарных науках: философии, логике, психологии, лингвистике, теории управления, социологии, педагогике и др.

    Наиболее известными ораторами и теоретиками красноречия в Древнем Риме были Цицерон (106-43 гᴦ. до н.э.) и Квинтилиан (ок. 35 - ок. 96 гᴦ. н.э.).

    Риторическая система, опирающаяся на древнегреческих авторов, была изложена Цицероном в его трудах "Об ораторе" (теория красноречия), "Брут, или О знаменитых ораторах" (образ идеального оратора), "Оратор" (красноречие в исторической перспективе).

    Марк Тулий Цицерон считал, что обязанность оратора заключается в следующем:

    1) найти, что сказать;

    2) найденное расположить по порядку;

    3) придать ему словесную форму;

    4) утвердить всœе в памяти;

    5) произнести.

    Говоря о многогранности и одновременно о единстве красноречия, Цицерон писал: Красноречие едино, в каких бы областях и границах человеческого рассуждения оно не применялось. Будет ли это речь о природе неба и земли или же о божественной человеческой сущности; будет ли это речь на суде, или в сенате, или в народном собрании; должна ли она побуждать людей, или поучать, или сдерживать, или волновать, или успокаивать, или зажигать, или унимать; обращена ли она к немногим или многим; для незнакомцев ли она, или для друзей, или для самого себя, - речь, даже растекаясь на отдельные ручьи, всœегда исходит из единого источника, и, куда бы она ни вела, она всœегда одинаково богата бывает мыслями и украшена словами" ("Об ораторе").

    Всего от Цицерона сохранилось 19 трактатов по риторике, политике и философии, 58 судебных и политических речей и более 800 писем. В европейской и российской классической гимназии речи Цицерона и его суждения о риторике и другим вопросам были и остаются непререкаемо авторитетными. Некоторые его речи ученики под руководством преподавателя красноречия заучивали и анализировали как образцовые.

    Марк Фабий Квинтилиан в своем главном труде "Наставления об ораторском искусстве" в 12 книгах подробнейшим образом изложил теорию риторики и методику ее преподавания. По мнению Квинтилиана, хороший оратор должен обладать такими естественными человеческими качествами, как внимание, цепкая память, способность к импровизации, страстность. Он должен быть воспитанным и мужественным, обладать широкими познаниями. Свои естественные способности оратор должен развивать, в упорном труде доводя их до совершенства. Труд Квинтилиана был итогом его многолетнего преподавания риторики, его практики как судебного оратора. До сих пор его "Наставления" является образцовым сочинœением по классической риторике и риторической педагогике.

    Читайте также

  • - Риторика в Древней Греции и Риме

    Из истории риторикиКонечно, вы слышали и читали о греческих, римских, западноевропейских и русских ораторах, об ученых и политических деятелях, с именами которых связано искусство красноречия - влиятельное публичное слово - и риторика как наука о нем. Попробуем уточнить и... [читать подробенее]

  • oplib.ru