Древняя греция природные условия. 2. Природные условия и население Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Природные условия и население Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории. Древняя греция природные условия


Природные условия и население Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории.

Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, вепри, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море.Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика).

Этнический состав и язык

Греческая народность включала четыре этнические группы — ахейцы, ионийцы, эолийцы и дорийцы, говорившие на своих особых, но близких друг другу диалектах (аттическо-ионийском, эолийском, дорийском, аркадском) и различавшиеся своими обычаями.

Периодизация:

  1. Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

          1. Минойская цивилизация (Крит):

    1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

    2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

    3. Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

          1. Элладская цивилизация (Балканская Греция):

  1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

  2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

  3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности.

  1. Полисный (XI—IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

          1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

          2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

          3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

  2. Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

          1. Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

          2. Второй эллинистический период (281—150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

          3. Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

studfiles.net

2. Природные условия и население Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории.

1.      Минойский:

А) Раннеминойский (30-23 вв.),

Б)  Среднеминойский (22-18 вв.),

В) Позднеминойский (17-12 вв.)

2.      Микенский (16-12 вв.)

3.      Гомеровский, «тёмные века» (11-9 вв.)

4.      Архаический период (8-6 вв.)

5.      Классический период (5-4 вв.)

6.      Эллинизм:

А) походы Александра и становление государств (30ые годы 4 века – 80 годы 3его)

Б) функционирование государств (80ые годы 3его – середина 2го)

В) кризис и захват Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина 2го – 1 в. до).

3. Крито-микенская культура и история её изучения. География. Крит – самый юг эгейского моря. Перекрёсток всех морских торговых путей восточного Срз. Главное – рядом высокоразвитые Киклады.

Хрология. Рубеж III и II тыс. до. – кон. XV в. XX-XVIII – старые дворцы, XVII-XV – новые дворцы.

Образование. С нач. II тыс – сдвиг в с/х. Начинают выращивать срз триаду (ячмень, оливки, виноград) –> урожайность растёт ну и т. д. (излишки-разделение труда-население-обмен…государство). Довольно быстро возникают первые дворцы. Влияние ДВ цивилизаций.

Социум. Аристократия – жречество (т. к. изначально земледельческое общество, без необходимости войны). Появляются рабы.

Старые дворцы. Их четыре, каждый – самостоятельное государство: Кносс, Малия, Фест, Закрос. Лучше всего постройки до 1700 сохранились в Фесте (западный двор и часть помещений), но в целом очень плохая сохранность – новодворцовые постарались. Сам план дворцов тот же, что и у новых – посередине прямоугольная площадь, вытянутая СЮ. Преобладает керамика стиля Камарес (по пещере, где первые находки) – растительный орнамент с геометрическими элементами по всему сосуду без выделения зон. Возникает письмо – сначала пиктографическое, затем – слоговое. Конец эпохи ок. 1700 – землетрясения и пожары разрушают дворцы.

Новые дворцы. Отстраиваются почти сразу на месте старых. План тот же, но намного монументальней. XVI- ½ XV – расцвет, морская держава. Возникает единое государство (дороги от Кносса по всему острову, отсутствие укреплений). Объединитель – возможно, Минос – строитель флота, при нём крит становится ведущей морской державой. Критские колонии на Кикладах, Родосе, побережье Малой Азии. Торгуют с Египтом, Сирией, Финикией. Кончилась сказка сер. XV, когда начинается очень резкий упадок – какая-то катастрофа (извержение на Фере, нашествие ахейцев (за это – возникновение нового стиля росписи, новые могилы, таблички на ахейском)).

Кносс – 16000 м2,  300 комнат. Как всё выглядит видели. В центре – двор для культа, судя по всему (тавромахия?). На западе – СЮ коридор с фресками. Нет чёткой логики строительства, но З – в основном, кладовые с пифосами; СЗ – официальная часть, мегароны царя и царицы; В – культовые сооружения; ЮВ – главное святилище; С – ремесленники и обслуживающий персонал. Канализация, водопровод, система освещения и вентиляции (световые колодцы насквозь) на высоте. 

За пределами дворца. Не ясно. Но там основное население – по деревням (пример – Гурния. Дома поквартально очень плотно друг к другу. Медные и бронзовые орудия труда). Крестьяне вроде живут бедно. Единственное изображение крестьян - какая-то процессия. Это мобилизационное и податное население. Платят дворцам натурой, т. к. религиозный центр + резервный фонд.

Религия. Главное божество – «владычица». Много ипостасей, но скорее всего – божество плодородия, Великая Мама. Мужское начало, разрушение и иже – бык, иногда – человек с бычьей головой. Ему – жертвы, в т. ч. и человеческие. Особо – культ царя. Кузищин мыслит: его даже нельзя было видеть простым смертным. Теократия.

Изобразительное искусство. Видели. Фрески с тавромахией, процессиями и культовыми операциями. Статуэтки (Мама со змеями). Керамика (ритоны в виде головы быка, блюда с рыбами и осминогами, растительный орнамент).

Надо помнить. А. Эванс – первый археолог. Нашёл Кносс. Тесей – убийца минотавра – сына царицы Пасифайи и Посейдона (или быка, подаренного Посейдоном Миносу)

4. Ахейская культура: происхождение, основные центры, характерные черты, главнее достижения. География. Арголида. Распространение по Греции вплоть до Фессалии. Киклады Хронология. 16- вв.Влияние минойской цивилизации. Шахтовые могилы. Открыты 1876 Шлиманом. Внутри – драгоценности. На вещах – изображения сцен охоты. Много оружия. Следовательно, цивилизация воинственна.

Микенские дворцы. Фивы, Микены, Тиринф и др. Мощные цитадели с циклопической кладкой. Прекрасная фортификация. Дворец Нестора (Бледжен 1939). Четкая симметричная планировка. Канализация. Дворцовый архив. Толосы (купольные гробницы). Гробница Атрея. Расшифровка 1950-х Вентрисом и Чедвиком линеара Б. До этого – только археологический материал, теперь – и надписи.Политика. Строгая иерирхия. Есть государство. Во главе – ванакт. У него есть темен (домен). Во гл. армии – лавагет. Бюрократия (писцы, фискалы). Вся территория – на 16 округов с коретером во главе. Под коретером – басилеи. Социум. Есть рабство, в т.ч. государственное и храмовое, но на низкой стадии развития. Основная масса – полусвободные крестьяне-ремесленники. Над ними – гос-чиновники. Выше – военно-жреческая знать. Во главе – ванака. Систематическая эксплуатация рабов и крестьян. Непрочность структуры микенского государства.Экономика. Земля делится на государственную и общинную. Гос-земля – аристократии за службу. Те – в аренду «рабам божьим». Гос-монополия на кузнечество.

Взаимоотношение дворцов. Постоянные войны. Редкие случаи консолидации против общего противника. Есть доказательства контактов с Месопотамией.

Троянская война. Осн. источник – Гомер. Это лишь один из примеров колонизаторской политики Микенских государств (микенские следы по всему побережью МА, в Великой Греции).

Дорийское нашествие 13-12 вв. С севера. Непоравимый удар по Микенской цивилизации. Не смогли противостоять, т.к. раннеклассовые отношения непрочны, да и Троянская война ослабила. Часть дорийцев отхлынула назад на север, часть – переселилась в МА и на Киклады.

studfiles.net

Глава I. Природные условия. История культуры древней Греции и Рима

Глава I. Природные условия

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга — Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. В северной части Фессалию от Эпира отделяет могучая горная цепь Пинд. В древнейшие времена обе эти области играли большую роль в формировании греческой культуры, ибо там, продвигаясь с севера на юг, впервые поселились греческие племена. Не удивительно и то, что самый могущественный эллинский бог получил прозвище «Олимпийский» — от названия высочайшей в этих горах вершины, Олимпа (около 3000 м над уровнем моря), на границе собственно Греции. В эпохи, о которых мы располагаем поддающимися прочтению письменными документами, Олимп считался находящимся уже за границей Греции.

В Фессалии возникли древнейшие греческие мифы: ахейская Фтиотида в долине реки Сперхей в южной части Фессалии — родина мифических мирмидонов и героя Ахилла; из Фессалии же легендарный Ясон отправился за золотым руном в далекую Колхиду. Также и Эпир должен был играть немалую роль, если столь большой славой пользовался оракул Зевса в Додоне, где гадали по шелесту листьев священного дуба и где обитали упоминаемые Гомером жрецы Селлы, «не омывающие ног и спящие на земле». Во времена, от которых до нас не дошло письменных памятников, Эпир к греческой культурной общности не относился, был краем диким, который с Центральной Грецией связывала только долина реки Ахелой и который населяли эпирские племена: хаоны, теспроты, молоссы, оресты и др.

Иной была судьба Фессалии, со всех сторон окруженной горами. Здесь на двух плодородных равнинах поселились завоеватели-фессалийцы. Подчинив себе местное население, они превратили его в зависимых крестьян, так называемых пенестов, и частично вытеснили их из долин в окрестные горы. Довольно рано, примерно в VIII в. до н. э., Фессалия распалась на четыре части — тетрады, на смену которым затем, в эпоху Филиппа II, пришли тетрархии. Самыми урожайными были Пеласгиотида на востоке, простирающаяся от области перребов на нижнем Пенее до Пагасейского залива, с городами Ларисса, Краннон, Пагасы, а также Гистиеотида, лежащая на западе, в верховьях реки Пеней. Третьей тетрадой была фтийская Ахея, или Фтиотида, родина Ахилла, отделенная от других областей Отрийскими горами. Наконец, в юго-западной части находилась Фессалиотида с городом Фарсал.

От моря Фессалию отделяли горы — известные из предания о гигантах горы Осса и, далее на юге, Пелион; они тянутся затем через весь остров Эвбея. Нет у Фессалии ни удобного побережья, ни заливов. Не образует залива в своем устье и важнейшая фессалийская река Пеней, прокладывающая себе дорогу между Олимпом и Оссой через великолепную долину Темпе. Долина эта, с зеленью лавров, отливающими красным скалами, пихтами и вечно покоящимся на склонах гор снегом, очаровывала древних: Гораций обессмертил ее как «Земфирами волнуемую Темпе». Фессалийская долина, особенно ее прекрасно орошаемая западная часть, родила много хлеба, так что уже мифические фессалийские властители, как, например, Адмет из «Алкеста» Еврипида, черпали свои богатства в выращивании зерновых и разведении скота. Активная торговля развивалась только на берегах Малийского и Пагасейского заливов, но дующий в тех краях северо-восточный ветер не способствовал судоходству, а тем самым и дальнейшему росту торговли. В сфере политической жизни Фессалия, управляемая аристократией, была особенно заметна лишь в эпоху архаики, когда здесь возник так называемый Фессалийский союз.

Проход из Северной Греции в Центральную ведет через Фермопильский перешеек, лежащий между морем и горами Ойта. Перебраться из одной части страны в другую было нелегко: как известно, в V в. до н. э. триста спартанцев на некоторое время задержали там могучее войско персов.

Пройдя Фермопилы, путник попадал в Центральную Грецию, населенную небольшими горными племенами. Места их расселения обозначали путь, которым они пришли. Так, на берегу Эгейского моря, напротив острова Эвбея, осела часть племени локров — так называемые опунтские локры (от названия главного города — Опунт), отделенные областью фокийцев от локров западных, или осолийских, у которых важнейшим городом была существующая и поныне Амфисса. Для афинянина V р. до н. э. локры были воплощением варварства и отсталости. Во времена, когда в Афинах строились Пропилеи, локры не выпускали из рук оружия, а жители Амфиссы стыдились своей племенной принадлежности и выводили свое происхождение от этолийцев.

Не менее отсталым было и племя фокийцев, осевшее в горах Парнаса (более 2450 м) и Кирфиса. Значительная часть их поселений лежала в долине реки Кефис или вблизи нее. Важнейшим был город Элатея — ключевой пункт на пути в Центральную Грецию. Демосфен в речи «О венке» образно выразил реакцию афинян на весть о захвате Филиппом Македонским Элатеи, говоря, что Царь овладел дорогой в самое сердце Греции. Еще большее значение, чем Элатея, имели Дельфы, центр религиозной жизни древней Эллады. Существовал в Фокиде и еще один богатый прибрежный город — Криса, по названию которого и Коринфский залив именовали некогда Крисейским. Но город этот был разрушен еще в первой половине VI в. до н. э.

К северу от Парнаса располагалась самая маленькая область Греции — Дорида, откуда, видимо, и вышли доряне завоевывать Пелопоннес. Площадь ее составляла самое большее 185 кв. км, т. е. она была в 9 раз меньше Фокиды (около 1615 кв. км). Продвигаясь из Локриды и Фокиды дальше на запад, достигаем Этолии, области, с которой связаны также древние легенды — такие, как известное предание о каледонском кабане или же сказание о соперничестве двух южноэтолийских городов, Плеврона и Каледона. Во времена, освещенные в письменных памятниках, Этолия, как и Эпир, не включалась в эллинскую культурную общность. Более цивилизованной была Старая Этолия, охватывавшая часть прибрежной полосы между реками Ахелой и Эвен и достаточно плодородную местность к северу от Аракинфских гор. Северная, горная часть области, называемая «Этолия эпиктетос», т. е. «завоеванная», оставалась совершенно дикой. Населяли ее иллирийские племена агреев, эвританов и др. Область эта также сыграла историческую роль, но уже после того, как собственно Греция утратила независимость. Созданный тогда Этолийский союз включал в себя также Локриду, Фокиду, Акарнанию, часть Фессалии и Кефаллен- ские острова.

Переправившись через Ахелой, древний путешественник попадал в Акарнанию, граничившую на севере с Эпиром и простиравшуюся вплоть до Амбракийского залива. Этот край, еще наполовину варварский, населяли главным образом иллирийские племена. Влияния греческой культуры доходили сюда через основанные на побережье коринфские колонии Соллий и Анакторий.

Направляясь же из Фокиды на юг, мы придем в обширную, занимающую почти 3000 кв. км Беотию. В ней можно выделить части: северо-западную (окрестности Копаидского озера и долину Херонеи) и южную — окруженную горами долину, где стоял город Фивы. В микенскую эпоху в Беотии были известны два равных по могуществу культурных центра: на севере Орхомен на Копаидском озере; на юге Фивы с дворцом Кадма. Со временем, однако, вследствие заиления каналов, отводивших воду в море, северная часть области заболотилась, что привело к ее экономическому упадку. Главным центром Беотии стали Фивы. На широких равнинах Беотии разыгралось множество сражений; самые важные из них для истории Греции — битвы под Платеями (479 г. до н. э.) и под Херонеей (338 г. до н. э.). Край этот славился превосходной пшеницей; другими источниками богатства были скотоводство и рыболовство на Копаидском озере, знаменитом больше всего своими угрями. На берегах, поросших тростником, всегда можно было найти достаточно материала для изготовления флейт. Напротив, с мореходством и торговлей развитие этой области, как и Фессалии, связано не было, хотя Беотия имела свободный выход сразу к трем морям.

Пройти через горы Киферона и Парнаса в Аттику, лежащую к логу от Беотии, было трудно. Тому мешали как естественные преграды, так и — с V в. до н. э. — крепости Ороп, Декелея, Филы, Панакт и другие, стерегущие вход на афинскую территорию.

Аттика, которой выпало на долю сыграть такую великую роль в истории греческой культуры, обрела себе защиту в горах Киферона и Парнаса; с юго-востока к ним примыкали богатый мрамором Пентеликон и славившийся превосходным медом Гимет. Далее на юг они доходили до мыса Суний с изобилующими серебром горами Лаврион. С точки зрения земледельца. Аттика была, скорее, бедной: зерновые произрастали только на афинской, элевсинской и марафонской равнинах, а также в так называемом месогее («земля, лежащая посредине»), охватывавшем всю территорию между Гиметом, восточным побережьем и Пентеликоном. Самой богатой считалась афинская равнина.

Аттика бедна и водой: лишь река Кефис, сбегающая с гор Пентеликона, может в зимнее время выйти из берегов близ своего устья; Илисс же, стекающий с Гимета, несет с собой мало воды. Зато ценнейшим достоянием края были мрамор, глина, серебро и оливковые рощи. Путь к морю преграждал Саламин, за обладание Хоторым Афины долго воевали с Мегарой и Эгиной. Лишь подчинение Эгины открыло афинянам дорогу к морской торговле.

На узкой полоске земли между Коринфским и Сароническим заливами расположен город Мегара. Миновав Коринфский перешеек, или Истм, являвшийся оборонительной линией Греции, мы вступаем на полуостров Пелопоннес. Пелопоннес имеет собственную горную систему. Центр ее составляет Аркадийская возвышенность — самая обширная на полуострове (5000 кв. км), представлявшая собой в политическом плане ряд деревенских общин. Юго-восточная часть Аркадии — особый замкнутый край, изолированный от культурных центров, первозданные дубравы над озерами и болотами, где водилось много дикого зверя, особенно медведей. На севере и востоке Аркадийскую возвышенность окаймляют горные цепи Эримант и Киллена, а к югу отходят от нее горы Парнона и Тегета, которым сопутствуют реки Эврот и Памис. Тегет, достигающий высоты 2400 м и покрытый вечным снегом, отделяет Лаконию в долине Эврота от Мессении, находящейся западнее, в долине Памиса. Обе эти области богаты урожаями зерновых, хотя и не в такой мере, как Элида, лежащая на берегах Пенея и Алфея, к северу от Мессении. Здесь самое важное место — Олимпия, у слияния рек Алфей и Кладей, где каждые четыре года проходили всегреческие Олимпийские игры.

К северу от Элиды расположена Ахея, получившая это название от ахейцев, которые поселились там после того, как были разгромлены дорянами. Подобно тому как в VI–V вв. до н. э. наибольшую роль на Пелопоннесе играла Спарта, в более древнюю эпоху господство принадлежало Арголиде: ее многочисленные морские порты делали возможным культурный обмен с Востоком. Именно этим объясняется то значение, которое имела Арголида во времена Гомера. В пределах Арголиды, близ Коринфского перешейка, лежали города Коринф, в эпоху архаики торговавший с Западом, и Сикион, производивший оливковое масло и хлеб, а также окруженная горами Флиунтская долина, славившаяся отличным вином.

Уже в микенский период греки плавали по Эгейскому морю и через острова достигали Малой Азии. В северной части Эгейского моря пролив Геллеспонт через Пропонтиду и Босфор связывает Средиземное море с Черным, которое греки обозначали эвфемизмом «Понт Эвксинский», т. е. «море гостеприимное». Два мыса, один напротив другого, по обе стороны пролива издавна облегчают общение между Европой и Азией. Так же и архипелаги Эгейского моря как бы образуют дорогу от одного континента к другому. В северной части моря эта связь слабее, но и здесь по пути в Азию попадаешь на богатый золотом остров Тасос, находящийся как раз напротив фракийского побережья, а затем на Имброс и Лемнос.

Море не разделяет людей, но соединяет, поэтому греки называют его «понтос»: слово это связано с латинским «понс» — мост. Подлинный мост между Европой и Азией образуют Киклады и Спорады с островами Делос — известным центром культа бога Аполлона, Наксос и Парос — богатыми мрамором, а также Мелос — изобилующим обсидианом.

В южной части Эгейского моря протянулся третий мост — цепь островов от мыса Малея на Пелопоннесе до полуострова Книд на азиатском берегу, включая Киферу, Крит и Карпатос. Это действительно мосты: с одного острова виден другой, безоблачное небо, кажется, уменьшает расстояние, при хорошей погоде прибрежные горы можно разглядеть за 50 миль.

Наиболее изрезанную береговую линию Греция имеет на востоке — это прежде всего побережье Саронического залива со множеством портов и пристаней. Потому-то взоры эллинов были обращены скорее на восток, чем на запад, где удобных пристаней нет, а бурное Адриатическое море менее благоприятно для мореплавателей.

Климат Древней Греции мало отличался от нынешнего. Среднегодовая температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 °C в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 °C на Кикладах. В Афинах и Спарте температура как раз средняя: 17,7 °C. Атмосферные осадки редки, в западной Греции их выпадает больше, чем в восточной. Недостаточная влажность делает воздух ясным и прозрачным, как об этом прекрасно говорит хор у Еврипида. Флора Греции — типично средиземноморская, а любимые греками платаны и оливки, листья которых украшали головы олимпийских победителей, придают пейзажу неповторимое своеобразие. Древнегреческий ландшафт был немного иным, чем сегодня, ибо голые в настоящее время скалы Пелиона, Парнаса, Киферона и Геликона были тогда покрыты лесами. Как и в наши дни, лишь небольшая часть земель была пригодна для обработки, но, несмотря на это, важнейшим занятием всегда было в глазах греков земледелие, хотя и мореплавание, и торговля также развивались очень успешно. «Если хочешь быть богатым, — говорит Фокилид, — усердно обрабатывай землю: земля — источник богатства». Возделывали почти исключительно пшеницу и ячмень, однако с VI в. до н. э. все более выгодным становилось разводить виноградную лозу и оливки, и эти культуры постепенно вытесняли собой зерновые.

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами собственно Греции — на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Так же, как и в Беотии и Лаконии, добывали и железо, хотя везде оно было невысокого качества. Среди ценных металлов первое место, несомненно, занимало серебро. В VII–VI вв. до н. э. центрами его добычи стали Острова Тасос и Сифнос; на доходы с рудников сифнийцы устроили знаменитую сифнийскую сокровищницу в Дельфах. В VI в. до н. э. все большее значение приобретали серебряные рудники в Лаврионе, а с 483 г. — в Маронее, где были открыты крупные залежи этого металла. Доходы от их разработки позволили Афинам построить крупный флот, победить персов, а также добиться гегемонии в Греции V в. до н. э.

Горнодобывающий промысел находился в Афинах в классическую эпоху на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику — в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находили на месте, его не надо было никуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе — из камня, выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпии святилище Зевса построено из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. травертин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города.

Пентеликон, родина мрамора, из которого сооружены Парфенон и Пропилеи, также находится лишь в десяти с небольшим километрах от Афин. Мрамор в Греции добывали во многих местах. В отличие от эпохи эллинизма, предпочитавшей цветной мрамор, классический период имел пристрастие к мрамору белому. Особенно славился полнозернистый мрамор с островов Наксос и Парос, являвшихся в VI в. до н. э. центрами искусства скульптуры. Напротив, в V в. до н. э. чаще всего применяли аттический мрамор. В каменоломнях Пентеликона добывали тогда не менее 400 000 кв. м этого ценного камня. Превосходный греческий мрамор поддается тончайшей обработке, что в огромной мере способствовало развитию искусства древней Эллады. Не удивительно, что школы скульпторов процветали в VI в. до н. э. именно на Паросе и Наксосе, а в V в. до н. э. в Афинах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Географические и природные условия |  Древняя Греция  | Античность  |  Читать онлайн, без регистрации

Географические и природные условия

Жизнь древних греков была связана с морем. Множество островов Эгейского архипелага соединяли восточное, изрезанное многими бухтами и удобными гаванями побережье Балканского полуострова с восточными и южными берегами Средиземного моря. Поэтому древние греки уже во II тыс. до н. э. познакомились с восточными странами. Греки Балканского полуострова, проживавшие на побережье Эгейского моря, могли, не теряя из виду островные земли, без труда переправиться морем на территорию Малой Азии. Все это способствовало раннему развитию у них мореплавания, обмена, торговли, колонизации. Это не могло не наложить и определенный отпечаток на психологические особенности характера древних греков, которым была присуща смелость, решительность, нередко граничащая с авантюризмом, жизнелюбивый оптимизм и вера в собственные физические и духовные способности.

Собственно Балканская Греция – это страна невысоких гор. Плодородных долин, за малым исключением, здесь практически нет. Поселения древних греков располагались в небольших областях, окруженных горами, и, как правило, они не имели выхода к морю (либо непосредственно на побережье, либо вблизи его). Сама природа и рельеф Балканского полуострова обусловили изолированность мест проживания небольших греческих общин, разбросанных по всей его территории, и отсутствие, по крайней мере на первых порах, контактов между ними. А это, в свою очередь, определило одну из характерных черт, присущих полисным общинам, – автаркию, то есть самодостаточность, экономическую независимость.

Материковая Греция делится на три части – Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес). Часть Северной Греции занимает Фессалийская равнина, практически единственная в этих местах обширная область, удобная для хлебопашества. Через горный Фермопильский проход, идущий вдоль побережья Эгейского моря, можно было попасть в Среднюю Грецию, а Коринфский (Истмийский) перешеек соединял ее с полуостровом Пелопоннес – Южной Грецией. Пелопоннес также горист, но здесь находятся две относительно плодородные области – Мессения и Лаконика, разделенные горным хребтом.

Учитывая малую площадь плодородных земель и гористый в целом рельеф Балканского полуострова, греки издавна сосредоточили свои усилия в сельском хозяйстве на выращивании так называемой средиземноморской триады (ячмень, виноград и оливки). Потребности в пшенице удовлетворялись преимущественно за счет привозного зерна, в доставке которого играли ведущую роль греческие колонии. Значительного развития у древних греков достигло скотоводство. Важной добавкой к их пищевому рациону была рыба.

Раннему развитию греческих ремесел способствовало наличие в материковой Греции и на островах Эгейского архипелага полезных ископаемых. Месторождения железной руды залегали в ряде областей Греции, прежде всего в Лаконике. На островах Эвбея и на Кипре добывали медь, на юге Аттики располагались знаменитые серебряные Лаврионские рудники. Золотыми приисками славилось Фракийское побережье и Македония, мрамор качественных сортов добывали в Аттике и на острове Парос. Аттика и Коринф давали хорошую гончарную глину. На первых порах подобный ассортимент полезных ископаемых вполне удовлетворял нужды греческих ремесел. Однако со временем они уже не могли обойтись за счет собственных природных ресурсов. Налаженные торговые связи с другими землями смогли ликвидировать недостаток полезных ископаемых.

velib.com

Природа и население Древней Греции

Тема: Природа и население Древней Греции.

Цель. Сформировать представление о природно-климатических условиях Древней Греции и их влиянии на развитие хозяйственной деятельности населения Эллады; развивать умения и навыки работы с исторической картой, сравнительного анализа сходных историко-географических объектов; логического мышления; развивать познавательный интерес к древней истории стран и народов мира.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование: учебники, карта настенная, атласы и контурные карты, наглядность на доске, дополнительные материалы.

Понятия: Балканский полуостров, Эллада, эллины, Олимп, Пелопоннес

Ожидаемые результаты. После этого урока учащиеся смогут: показывать на карте Пелопоннес, Аттику, Лаконику и другие географические объекты темы, определять влияние природных условий на жизнь людей на Балканском полуострове и островах Эгейского моря, составлять сравнительную таблицу сходных явлений, процессов.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент: сообщение темы и цели урока, системы оценивания на уроке, ожидаемых результатов.

2.Мотивация учебной деятельности. Издавна и теперь народ, который проживает на Балканском полуострове и называется во всём мире греками, именует себя эллинами, а свою страну Элладой. Почему? Древние греки рассказали об этом так. Когда-то люди перестали уважать богов. И решили тогда боги уничтожить весь человеческий род .Они обрушили на землю страшный потоп, и вскоре весь мир исчез под водой. Живыми остались только Девкалион, который правил на севере Греции, и его жена.

Заранее предупреждённый о потопе, Девкалион построил корабль, поместил на него все необходимые припасы и вместе с женой взошёл на палубу… Девять дней и ночей носили судно бурные волны, а когда дождь стих и вода схлынула, прибили волны корабль к берегу. Но пустынной и хмурой была земля, освобождённая из морского плена. Стал молиться тогда Девкалион о возрождении человечества. И проявили милость боги. Велели они людям, что спаслись, бросать камни через голову. Те, которые бросал Девкалион, превращались в мужчин, а те, что бросала его жена, - в женщин. Так земля начала заселяться снова. И вскоре у самого Девкалиона родился сын, которого назвали Эллин. Он то и стал прародителем греческого народа, подарив ему своё имя.

Но это только миф. Историки, археологи дают нам настоящую картину жизни эллинов. Эллины делились на племена – эолийцев, дорийцев, ахейцев, ионийцев. Они потеснили коренное население – пеласгов – и захватили их земли.

Сегодня на уроке мы узнаем, в каких природно-климатических условиях жили древние греки, и какие занятия дала им природа.

3.Актуализация опорных знаний:

- где возникли первые цивилизации?

- какие природные условия этому способствовали?

- назовите основные занятия людей в древности.

Итак, долины Нила и Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом, где началась история человечества. В то время, как остальной мир ещё жил тихой жизнью, здесь уже шумели многолюдные города, и цари восходили на зиккураты, чтобы встать рядом с богами. На востоке и на западе продолжалось медленное расселение земледельцев, и крестьяне с мотыгами шли к дальним холмам, чтобы вспахать новое поле. В 4 тысячелетии земледельцы пришли и на Балканы. Таким образом,. возникновению первых цивилизаций способствовали природные условия, которые, с одной стороны, позитивно влияли на развитие скотоводства и земледелия, а с другой стороны – были толчком к постоянному усовершенствованию организации общества, улучшению орудий труда, развитию ремёсел. Древнейшая цивилизация на территории Европы возникла на острове Крит, который впоследствии завоевали ахейцы.

infourok.ru

История культуры Древней Греции и Рима. I. Природные условия. (Куманецкий Казимеж)

Куманецкий К.

История культуры Древней Греции и Рима

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга — Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. В северной части Фессалию от Эпира отделяет могучая горная цепь Пинд. В древнейшие времена обе эти области играли большую роль в формировании греческой культуры, ибо там, продвигаясь с севера на юг, впервые поселились греческие племена. Не удивительно и то, что самый могущественный эллинский бог получил прозвище «Олимпийский» — от названия высочайшей в этих горах вершины, Олимпа (около 3000 м над уровнем моря), на границе собственно Греции. В эпохи, о которых мы располагаем поддающимися прочтению письменными документами, Олимп считался находящимся уже за границей Греции.

В Фессалии возникли древнейшие греческие мифы: ахейская Фтиотида в долине реки Сперхей в южной части Фессалии — родина мифических мирмидонов и героя Ахилла; из Фессалии же легендарный Ясон отправился за золотым руном в далекую Колхиду. Также и Эпир должен был играть немалую роль, если столь большой славой пользовался оракул Зевса в Додоне, где гадали по шелесту листьев священного дуба и где обитали упоминаемые Гомером жрецы Селлы, «не омывающие ног и спящие на земле». Во времена, от которых до нас не дошло письменных памятников, Эпир к греческой культурной общности не относился, был краем диким, который с Центральной Грецией связывала только долина реки Ахелой и который населяли эпирские племена: хаоны, теспроты, молоссы, оресты и др.

Иной была судьба Фессалии, со всех сторон окруженной горами. Здесь на двух плодородных равнинах поселились завоеватели-фессалийцы. Подчинив себе местное население, они превратили его в зависимых крестьян, так называемых пенестов, и частично вытеснили их из долин в окрестные горы. Довольно рано, примерно в VIII в. до н. э., Фессалия распалась на четыре части — тетрады, на смену которым затем, в эпоху Филиппа II, пришли тетрархии. Самыми урожайными были Пеласгиотида на востоке, простирающаяся от области перребов на нижнем Пенее до Пагасейского залива, с городами Ларисса, Краннон, Пагасы, а также Гистиеотида, лежащая на западе, в верховьях реки Пеней. Третьей тетрадой была фтийская Ахея, или Фтиотида, родина Ахилла, отделенная от других областей Отрийскими горами. Наконец, в юго-западной части находилась Фессалиотида с городом Фарсал.

От моря Фессалию отделяли горы — известные из предания о гигантах горы Осса и, далее на юге, Пелион; они тянутся затем через весь остров Эвбея. Нет у Фессалии ни удобного побережья, ни заливов. Не образует залива в своем устье и важнейшая фессалийская река Пеней, прокладывающая себе дорогу между Олимпом и Оссой через великолепную долину Темпе. Долина эта, с зеленью лавров, отливающими красным скалами, пихтами и вечно покоящимся на склонах гор снегом, очаровывала древних: Гораций обессмертил ее как «Земфирами волнуемую Темпе». Фессалийская долина, особенно ее прекрасно орошаемая западная часть, родила много хлеба, так что уже мифические фессалийские властители, как, например, Адмет из «Алкеста» Еврипида, черпали свои богатства в выращивании зерновых и разведении скота. Активная торговля развивалась только на берегах Малийского и Пагасейского заливов, но дующий в тех краях северо-восточный ветер не способствовал судоходству, а тем самым и дальнейшему росту торговли. В сфере политической жизни Фессалия, управляемая аристократией, была особенно заметна лишь в эпоху архаики, когда здесь возник так называемый Фессалийский союз.

Проход из Северной Греции в Центральную ведет через Фермопильский перешеек, лежащий между морем и горами Ойта. Перебраться из одной части страны в другую было нелегко: как известно, в V в. до н. э. триста спартанцев на некоторое время задержали там могучее войско персов.

Пройдя Фермопилы, путник попадал в Центральную Грецию, населенную небольшими горными племенами. Места их расселения обозначали путь, которым они пришли. Так, на берегу Эгейского моря, напротив острова Эвбея, осела часть племени локров — так называемые опунтские локры (от названия главного города — Опунт), отделенные областью фокийцев от локров западных, или осолийских, у которых важнейшим городом была существующая и поныне Амфисса. Для афинянина V в. до н. э. локры были воплощением варварства и отсталости. Во времена, когда в Афинах строились Пропилеи, локры не выпускали из рук оружия, а жители Амфиссы стыдились своей племенной принадлежности и выводили свое происхождение от этолийцев.

Не менее отсталым было и племя фокийцев, осевшее в горах Парнаса (более 2450 м) и Кирфиса. Значительная часть их поселений лежала в долине реки Кефис или вблизи нее. Важнейшим был город Элатея — ключевой пункт на пути в Центральную Грецию. Демосфен в речи «О венке» образно выразил реакцию афинян на весть о захвате Филиппом Македонским Элатеи, говоря, что царь овладел дорогой в самое сердце Греции. Еще большее значение, чем Элатея, имели Дельфы, центр религиозной жизни древней Эллады. Существовал в Фокиде и еще один богатый прибрежный город — Криса, по названию которого и Коринфский залив именовали некогда Крисейским. Но город этот был разрушен еще в первой половине VI в. до н. э.

К северу от Парнаса располагалась самая маленькая область Греции — Дорида, откуда, видимо, и вышли доряне завоевывать Пелопоннес. Площадь ее составляла самое большее 185 км2, т.е. она была в 9 раз меньше Фокиды (около 1615 км2). Продвигаясь из Локриды и Фокиды дальше на запад, достигаем Этолии, области, с которой связаны также древние легенды — такие, как известное предание о каледонском кабане или же сказание о соперничестве двух южноэтолийских городов, Плеврона и Каледона. Во времена, освещенные в письменных памятниках, Этолия, как и Эпир, не включалась в эллинскую культурную общность. Более цивилизованной была Старая Этолия, охватывавшая часть прибрежной полосы между реками Ахелой и Эвен и достаточно плодородную местность к северу от Аракинфских гор. Северная, горная часть области, называемая «Этолия эпиктетос», т. е. «завоеванная», оставалась совершенно дикой. Населяли ее иллирийские племена агреев, эвританов и др. Область эта также сыграла историческую роль, но уже после того, как собственно Греция утратила независимость. Созданный тогда Этолийский союз включал в себя также Локриду, Фокиду, Акарнанию, часть Фессалии и Кефалленские острова.

Переправившись через Ахелой, древний путешественник попадал в Акарнанию, граничившую на севере с Эпиром и простиравшуюся вплоть до Амбракийского залива. Этот край, еще наполовину варварский, населяли главным образом иллирийские племена. Влияния греческой культуры доходили сюда через основанные на побережье коринфские колонии Соллий и Анакторий.

Направляясь же из Фокиды на юг, мы придем в обширную, занимающую почти 3000 км2 Беотию. В ней можно выделить части: северо-западную (окрестности Копаидского озера и долину Херонеи) и южную — окруженную горами долину, где стоял город Фивы. В микенскую эпоху в Беотии были известны два равных по могуществу культурных центра: на севере Орхомен на Копаидском озере; на юге Фивы с дворцом Кадма. Со временем, однако, вследствие заиления каналов, отводивших воду в море, северная часть области заболотилась, что привело к ее экономическому упадку. Главным центром Беотии стали Фивы. На широких равнинах Беотии разыгралось множество сражений; самые важные из них для истории Греции — битвы под Платеями (479 г. до н. э.) и под Херонеей (338 г. до н. э.). Край этот славился превосходной пшеницей; другими источниками богатства были скотоводство и рыболовство на Копаидском озере, знаменитом больше всего своими угрями. На берегах, поросших тростником, всегда можно было найти достаточно материала для изготовления флейт. Напротив, с мореходством и торговлей развитие этой области, как и Фессалии, связано не было, хотя Беотия имела свободный выход сразу к трем морям. Пройти через горы Киферона и Парнаса в Аттику, лежащую к югу от Беотии, было трудно. Тому мешали как естественные преграды, так и — с V в. до н. э. — крепости Ороп, Декелея, Филы, Панакт и другие, стерегущие вход на афинскую территорию.

Аттика, которой выпало на долю сыграть такую великую роль в истории греческой культуры, обрела себе защиту в горах Киферона и Парнаса; с юго-востока к ним примыкали богатый мрамором Пентеликон и славившийся превосходным медом Гимет. Далее на юг они доходили до мыса Суний с изобилующими серебром горами Лаврион. С точки зрения земледельца, Аттика была, скорее, бедной: зерновые произрастали только на афинской, элевсинской и марафонской равнинах, а также в так называемом месогее («земля, лежащая посредине»), охватывавшем всю территорию между Гиметом, восточным побережьем и Пентеликоном. Самой богатой считалась афинская равнина.

Аттика бедна и водой: лишь река Кефис, сбегающая с гор Пентеликона, может в зимнее время выйти из берегов близ своего устья; Илисс же, стекающий с Гимета, несет с собой мало воды. Зато ценнейшим достоянием края были мрамор, глина, серебро и оливковые рощи. Путь к морю преграждал Саламин, за обладание которым Афины долго воевали с Мегарой и Эгиной. Лишь подчинение Эгины открыло афинянам дорогу к морской торговле.

На узкой полоске земли между Коринфским и Сароническим заливами расположен город Мегара. Миновав Коринфский перешеек, или Истм, являвшийся оборонительной линией Греции, мы вступаем на полуостров Пелопоннес. Пелопоннес имеет собственную горную систему. Центр ее составляет Аркадийская возвышенность — самая обширная на полуострове (5000 км2), представлявшая собой в политическом плане ряд деревенских общин. Юго-восточная часть Аркадии — особый замкнутый край, изолированный от культурных центров, первозданные дубравы над озерами и болотами, где водилось много дикого зверя, особенно медведей. На севере и востоке Аркадийскую возвышенность окаймляют горные цепи Эримант и Киллена, а к югу отходят от нее горы Парнона и Тегета, которым сопутствуют реки Эврот и Памис. Тегет, достигающий высоты 2400 м и покрытый вечным снегом, отделяет Лаконию в долине Эврота от Мессении, находящейся западнее, в долине Памиса. Обе эти области богаты урожаями зерновых, хотя и не в такой мере, как Элида, лежащая на берегах Пенея и Алфея, к северу от Мессении. Здесь самое важное место — Олимпия, у слияния рек Алфей и Кладей, где каждые четыре года проходили всегреческие Олимпийские игры.

К северу от Элиды расположена Ахея, получившая это название от ахейцев, которые поселились там после того, как были разгромлены дорянами. Подобно тому как в VI—V вв. до н. э. наибольшую роль на Пелопоннесе играла Спарта, в более древнюю эпоху господство принадлежало Арголиде: ее многочисленные морские порты делали возможным культурный обмен с Востоком. Именно этим объясняется то значение, которое имела Арголида во времена Гомера. В пределах Арголиды, близ Коринфского перешейка, лежали города Коринф, в эпоху архаики торговавший с Западом, и Сикион, производивший оливковое масло и хлеб, а также окруженная горами Флиунтская долина, славившаяся отличным вином.

Уже в микенский период греки плавали по Эгейскому морю и через острова достигали Малой Азии. В северной части Эгейского моря пролив Геллеспонт через Пропонтиду и Босфор связывает Средиземное море с Черным, которое греки обозначали эвфемизмом «Понт Эвксинский», т. е. «море гостеприимное». Два мыса, один напротив другого, по обе стороны пролива издавна облегчают общение между Европой и Азией. Так же и архипелаги Эгейского моря как бы образуют дорогу от одного континента к другому. В северной части моря эта связь слабее, но и здесь по пути в Азию попадаешь на богатый золотом остров Тасос, находящийся как раз напротив фракийского побережья, а затем на Имброс и Лемнос.

Море не разделяет людей, но соединяет, поэтому греки называют его «понтос»: слово это связано с латинским «понс» — мост. Подлинный мост между Европой и Азией образуют Киклады и Спорады с островами Делос — известным центром культа бога Аполлона, Наксос и Парос — богатыми мрамором, а также Мелос — изобилующим обсидианом.

В южной части Эгейского моря протянулся третий мост — цепь островов от мыса Малея на Пелопоннесе до полуострова Книд на азиатском берегу, включая Киферу, Крит и Карпатос. Это действительно мосты: с одного острова виден другой, безоблачное небо, кажется, уменьшает расстояние, при хорошей погоде прибрежные горы можно разглядеть за 50 миль.

Наиболее изрезанную береговую линию Греция имеет на востоке — это прежде всего побережье Саронического залива со множеством портов и пристаней. Потому-то взоры эллинов были обращены скорее на восток, чем на запад, где удобных пристаней нет, а бурное Адриатическое море менее благоприятно для мореплавателей.

Климат Древней Греции мало отличался от нынешнего. Среднегодовая температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 °С в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 °С на Кикладах. В Афинах и Спарте температура как раз средняя: 17,7 °С. Атмосферные осадки редки, в западной Греции их выпадает больше, чем в восточной. Недостаточная влажность делает воздух ясным и прозрачным, как об этом прекрасно говорит хор у Еврипида. Флора Греции — типично средиземноморская, а любимые греками платаны и оливки, листья которых украшали головы олимпийских победителей, придают пейзажу неповторимое своеобразие. Древнегреческий ландшафт был немного иным, чем сегодня, ибо голые в настоящее время скалы Пелиона, Парнаса, Киферона и Геликона были тогда покрыты лесами. Как и в наши дни, лишь небольшая часть земель была пригодна для обработки, но, несмотря на это, важнейшим занятием всегда было в глазах греков земледелие, хотя и мореплавание, и торговля также развивались очень успешно. «Если хочешь быть богатым, — говорит Фокилид, — усердно обрабатывай землю: земля — источник богатства». Возделывали почти исключительно пшеницу и ячмень, однако с VI в. до н. э. все более выгодным становилось разводить виноградную лозу и оливки, и эти культуры постепенно вытесняли собой зерновые.

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами собственно Греции — на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Так же, как и в Беотии и Лаконии, добывали и железо, хотя везде оно было невысокого качества. Среди ценных металлов первое место, несомненно, занимало серебро. В VII—VI вв. до н. э. центрами его добычи стали острова Тасос и Сифнос; на доходы с рудников сифнийцы устроили знаменитую сифнийскую сокровищницу в Дельфах. В VI в. до н. э. все большее значение приобретали серебряные рудники в Лаврионе, а с 483 г. — в Маронее, где были открыты крупные залежи этого металла. Доходы от их разработки позволили Афинам построить крупный флот, победить персов, а также добиться гегемонии в Греции V в. до н. э.

Горнодобывающий промысел находился в Афинах в классическую эпоху на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику — в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находили на месте, его не надо было никуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе — из камня, выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпии святилище Зевса построено из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. травертин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города.

Пентеликон, родина мрамора, из которого сооружены Парфенон и Пропилеи, также находится лишь в десяти с небольшим километрах от Афин. Мрамор в Греции добывали во многих местах. В отличие от эпохи эллинизма, предпочитавшей цветной мрамор, классический период имел пристрастие к мрамору белому. Особенно славился полнозернистый мрамор с островов Наксос и Парос, являвшихся в VI в. до н. э. центрами искусства скульптуры. Напротив, в V в. до н. э. чаще всего применяли аттический мрамор. В каменоломнях Пентеликона добывали тогда не менее 400 000 м3 этого ценного камня. Превосходный греческий мрамор поддается тончайшей обработке, что в огромной мере способствовало развитию искусства древней Эллады. Не удивительно, что школы скульпторов процветали в VI в. до н. э. именно на Паросе и Наксосе, а в V в. до н. э. в Афинах.

Источник: Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. — М.: Высш шк., 1990. — 351 с.: ил. — Пер. изд.: К. Kumaniecki. Historia kultury starozytnej Grecji i Rzymu. Panstwowe Wydawnictwo Naukowe. Polska. Warszawa, 1964.

labyrinthos.ru