Происхождение древней руси. Происхождение древней Великой Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение Древней Руси. Происхождение древней руси


Происхождение Древней Руси

Происхождение Древней Руси.

Восточнее германских племен и севернее границ Византии, между реками Эльбой и Дунаем, жили славяне. Они, как германцы, индусы, персы, греки и римляне, происходили из индоевропейской семьи народов. По описанию древних историков, славяне были высокого роста, стройные, русоволосые. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смекалкой, поэтому часто вовлекались соседними племенами в войны как союзники, сами же воинственностью не отличались.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия нашей эры. Прародиной древних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э., географ Птолемей Клавдий и др.)

В IV веке славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащие своеобразные наставления по борьбе со славянами.

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию славяне осуществляли только большими племенными союзами. Эти походы способствовали не только обогащению, но и сплочению племен, что ускоряло распад родоплеменной общины и ускоряло развитие общины соседской.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Хоривом и Щеком и их сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего из братьев – Кия – был назван основанный ими город Киев, впоследствии ставший столицей Руси. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в V-VI веке нашей эры.

Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс

ассимиляции народов. В VI-IX веках славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности у древних славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен было названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками, но вернее было бы называть и «племенные союзы». Эти союзы включали в себя 120-150 племен, названия которых утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и семей и занимало значительную территорию (40-60 км.в поперечнике). Данный рассказ летописи о расселении славян был подтвержден раскопками в IXX веке.

Как уже сказано выше, выделяли 15 племенных союзов, а именно: поляне (проживали вокруг среднего течения Днепра), северяне (восточнее полян), волыняне и бужане (западнее полян), уличи и тиверцы ( у Черного моря и Дуная), дреговичи ( совр. Белоруссия), радимичи ( по реке Десне), вятичи (по Оке),полочане (Зап. Двина), кривичи (Истоки Волги, Днепра и Западной Двины), ильменские славяне ( Ильмень – озеро и река Волхов).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных славянских племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян, носившая название «русь» («рось»). Историки полагают, что так звали одно из племен, живших по реке Роси, но это лишь одна из теорий возникновения термина «русь», вопрос о его происхождении до сих пор достоверно не выяснен.

В IX веке появляется путь «из варяг в греки», бывший в те времена своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Северный и южный участок пути контролировали Новгород и Киев – наиболее развитые на тот момент земли славянского мира. Это обстоятельство дало основание ряду историков, вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Основным занятием восточных славян было скотоводство и земледелие. Большая часть территории, на которой они проживали, была покрыта густыми лесами, поэтому много сил и времени тратилось на очищение участков земли для возможности создания полей. Появляются два вида земледелия – подсечное и огневое. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, просо, ячмень) и огородных культур (свекла, репа, капуста, морковь, чеснок и др.). Скотоводство выражалось в разведении свиней, коров, мелкого рогатого скота. В качестве рабочего скота использовали на юге – волов, в лесной

полосе – лошадей. Так же славяне занимались бортничеством и выращиванием технических культур (лен, конопля).

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер, однако с появлением ремесла без рынка прожить не могло ни то, ни другое. С появление излишков появляется бартерный обмен, начинаются складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях, как путь «из варяг в греки» или по устьям рек. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев, Новгород, Переяславль Южный, Суздаль, Муром, Смоленск и др. По подсчетам историков, к 9 веку на Руси было не менее 24 крупных городов.

Во главе восточно - славянских союзов стояли князья из племенной знати, «лучшие мужья». Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало ополчение (под командованием тысяцкого), разделенное на сотни, во главе которых стояли сотские, состоявшее из старшей и младшей дружины. Задача дружины состояла в охране князя, защите рубежей и сборе дани (полюдья).

Древние славяне были язычниками. Существовал пантеон славянских богов, каждый из которых разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами считались: Перун – бог войны, грома и молний, Сварог – бог огня, Велес – покровитель скотоводства, Мокош – покровительница семейного очага, Ярило (Даждьбог) – бог солнца.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности, они часто объединялись в крупные суперсоюзы.

Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (конец V в.).Вконце VI-VII в. согласно византийским источникам, существовала «Держава волынян», союзница Византии.

Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Ильмень-озеро) и Артании( Рязань, Чернигов).

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.

Русский летописец начала VIII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да и поидите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей старший из которых – Рюрик, положил, по словам летописца, начало княжеской династии. После смерти Рюрика Олег, другой варяжский князь, объединил Киев и Новгород, создав тем самым единое государство Русь (Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в IIXX веке. Горячим противником этой теории выступал Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а так же на их язык и культуру.

Археологи отмечают, что количество варягов на Руси не было столь велико. Не обнаружено и данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности или средневековья. В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

Образование государства Русь – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно - общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно - общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно - славянского общества.

en.coolreferat.com

Происхождение Древней Руси

Происхождение Древней Руси.

Восточнее германских племен и севернее границ Византии, между реками Эльбой и Дунаем, жили славяне. Они, как германцы, индусы, персы, греки и римляне, происходили из индоевропейской семьи народов. По описанию древних историков, славяне были высокого роста, стройные, русоволосые. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смекалкой, поэтому часто вовлекались соседними племенами в войны как союзники, сами же воинственностью не отличались.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия нашей эры. Прародиной древних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э., географ Птолемей Клавдий и др.)

В IV веке славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащие своеобразные наставления по борьбе со славянами.

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию славяне осуществляли только большими племенными союзами. Эти походы способствовали не только обогащению, но и сплочению племен, что ускоряло распад родоплеменной общины и ускоряло развитие общины соседской.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Хоривом и Щеком и их сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего из братьев – Кия – был назван основанный ими город Киев, впоследствии ставший столицей Руси. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в V-VI веке нашей эры.

Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс

ассимиляции народов. В VI-IX веках славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности у древних славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен было названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками, но вернее было бы называть и «племенные союзы». Эти союзы включали в себя 120-150 племен, названия которых утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и семей и занимало значительную территорию (40-60 км.в поперечнике). Данный рассказ летописи о расселении славян был подтвержден раскопками в IXX веке.

Как уже сказано выше, выделяли 15 племенных союзов, а именно: поляне (проживали вокруг среднего течения Днепра), северяне (восточнее полян), волыняне и бужане (западнее полян), уличи и тиверцы ( у Черного моря и Дуная), дреговичи ( совр. Белоруссия), радимичи ( по реке Десне), вятичи (по Оке),полочане (Зап. Двина), кривичи (Истоки Волги, Днепра и Западной Двины), ильменские славяне ( Ильмень – озеро и река Волхов).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных славянских племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян, носившая название «русь» («рось»). Историки полагают, что так звали одно из племен, живших по реке Роси, но это лишь одна из теорий возникновения термина «русь», вопрос о его происхождении до сих пор достоверно не выяснен.

В IX веке появляется путь «из варяг в греки», бывший в те времена своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Северный и южный участок пути контролировали Новгород и Киев – наиболее развитые на тот момент земли славянского мира. Это обстоятельство дало основание ряду историков, вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Основным занятием восточных славян было скотоводство и земледелие. Большая часть территории, на которой они проживали, была покрыта густыми лесами, поэтому много сил и времени тратилось на очищение участков земли для возможности создания полей. Появляются два вида земледелия – подсечное и огневое. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, просо, ячмень) и огородных культур (свекла, репа, капуста, морковь, чеснок и др.). Скотоводство выражалось в разведении свиней, коров, мелкого рогатого скота. В качестве рабочего скота использовали на юге – волов, в лесной

полосе – лошадей. Так же славяне занимались бортничеством и выращиванием технических культур (лен, конопля).

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер, однако с появлением ремесла без рынка прожить не могло ни то, ни другое. С появление излишков появляется бартерный обмен, начинаются складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях, как путь «из варяг в греки» или по устьям рек. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев, Новгород, Переяславль Южный, Суздаль, Муром, Смоленск и др. По подсчетам историков, к 9 веку на Руси было не менее 24 крупных городов.

Во главе восточно - славянских союзов стояли князья из племенной знати, «лучшие мужья». Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало ополчение (под командованием тысяцкого), разделенное на сотни, во главе которых стояли сотские, состоявшее из старшей и младшей дружины. Задача дружины состояла в охране князя, защите рубежей и сборе дани (полюдья).

Древние славяне были язычниками. Существовал пантеон славянских богов, каждый из которых разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами считались: Перун – бог войны, грома и молний, Сварог – бог огня, Велес – покровитель скотоводства, Мокош – покровительница семейного очага, Ярило (Даждьбог) – бог солнца.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности, они часто объединялись в крупные суперсоюзы.

Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (конец V в.).Вконце VI-VII в. согласно византийским источникам, существовала «Держава волынян», союзница Византии.

Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Ильмень-озеро) и Артании( Рязань, Чернигов).

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.

Русский летописец начала VIII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да и поидите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей старший из которых – Рюрик, положил, по словам летописца, начало княжеской династии. После смерти Рюрика Олег, другой варяжский князь, объединил Киев и Новгород, создав тем самым единое государство Русь (Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в IIXX веке. Горячим противником этой теории выступал Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а так же на их язык и культуру.

Археологи отмечают, что количество варягов на Руси не было столь велико. Не обнаружено и данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности или средневековья. В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

Образование государства Русь – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно - общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно - общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно - славянского общества.

www.coolreferat.com

Происхождение древней Великой Руси

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Южнобалтийская Русь

Вопрос о происхождении древней Великой Руси прежде всего следует начать с решения вопроса как и где возникли слова "Русь" и "русские"?

Этот вопрос гениально исследовал великий русский писатель-историк и пытливый исследователь старины Владимир Алексеевич Чивилихин в своей книге "Память" часть 2, с привлечением, славянской, европейской, арабской, индийской и русской научной литературы. Он пишет на с. 386: <<Люди земли издревле жили горах и пустынях, в тундре и джунглях, у морей и в степях, живут и сейчас. Русские же деревни чаще всего лепятся к рекам. Там же располагались и наши древние поселения, из которых образовались позже первые русские города, все без единого исключения обосновавшиеся на реках. Река снабжала наших предков рыбой, пернатой дичью, самым лучшим бобровым мехом, обеспечивала добычливую охоту на диких копытных у бродов, звериных водопоев, речных обрывов, давала воду для приготовления пищи, омовений, полива садов и огородов, корм домашней водоплавающей птице и луговую траву для скота. И еще одно очень важное — никаких дорог через леса в те времена не было и река представляла легкий, идеально гладкий путь: летом по воде, зимой по льду. Река образовывала защиту на крутых, изрезанных притоками берегах... Реки давали выход к морям, на дальние внешние рынки. И, наконец, особый разговор — о значении рек в военном деле. Имею в виду не только речные обрывы, на которых стояли феодальные замки и укрепления города. У водных преград возводились системы Киево-Печерских крепостей, позже — феноменальные каменные Новгородско-Псковские крепостные линии. Наши предки умели также великолепно использовать привычную для них природную среду - pеки, озера и болота - в открытых сражениях... Наши предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитаниях славянами рек и водных божеств (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VIв. н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники...

... Так вот Павел Шафраник поразил меня одной своей фразой, которой предшествовало утверждение, что в праславянском языке река называлась "руса" ("rusa"). Он писал: "Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, означающее ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян. И далее словацкий ученый привел двадцать топонимов, производных от корня "рус" в землях русских, русняков (украинцев), поляков, чехов, славянов (словаков), босмяков, сербов и болгаров>>. Далее В.А. Чивилихин приводит выписку из книги Д.Иловайского — "Разыскания о начале Руси", М., 1882, с. 70-71. — "Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находятся в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следует: Рось или Руса река в Новгородской губернии, Русь приток Нарева; Рось знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось - Эмбах; Рось - Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное имя Ра, или Рось, или Рас принадлежало нашей Волге".

Следует иметь в виду, что наибольшее число рек, речек, ручьев и озер было в южной Прибалтике.

В.И.Даль также много собрал диалектных русских слов, происходящих от слова "рус". Например, руслень - брус у борта, к которому крепятся ванты; руси - обручи, обогнутые сетью, русленый, то есть цеженый квас, руслина - быстрина, стрежень, руслеяник - цедилка, руст - когда говорят, что вода идет рустом, то ести идет струей. А от древних языческих времен осталось у русским мужское имя Руслан.

Далее В.А.Чивилихин высказывает свою увереннсть, которая вполне выдерживает требования исторической лингвистики, топонимики, истории, логики, а именно: << Если "руса" - это "река", извечное поселение наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, "рос" - праславянскии корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке, Рус - полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним "русы" или "руссы" - издревле значило "речной народ", "живущие на реках", "жители рек">>, ("речники" - С.Е.).

Б.А. Рыбаков писал (с.86): <<Имя народа "росов" впервые появляется при описании событий IVв.н.э. Готский историк Иордан передает сказание о смерти готского короля Гермонариха: с готами было в союзе "вероломное племя росомонов"; один из росомонов изменил Гермонариху, и тот казнил его жену Сунельду (Лебедь). Братья Сунельды, мстя за сестру, убили Гермонариха. После смерти Гермонариха готы начали войну с антами ("время Бусово"). Историки Ивана Грозного отыскали где-то сведения в том, что византийский император Феодосий (379 - 385 гг.), считавшийся другом готов, воевал с русами: "Еще же древле и царь Феодосий Великий имеше брань с русскими вои">>. В этих событиях конца IVв. врагами готов (и их союзника Византии) выступают венеды-анты, венеды-русы и неизвестные по этнической принадлежности росомоны. Как уже говорилось в слове "росо - моны", вторая часть соответствует осетинскому "мойне" - "муж", "человек". Тогда слово росомоны возможно означает "русские люди", "росы". Надо полагать, что иноземное имя народа "росы" могло появиться через 100 и более лет после его укоренения на Руси.

Поскольку одна небольшая область Поляне (возможно княжество) не могла противостоять могучему массиву готов, да еще в союзе с Византией, то можно сделать вывод, что к этому времени уже были государство древняя Великая Русь, которая и вела успешную войну.

Какие же процессы происходили в жизнедеятельности огромного венедского массива древней Великой Руси и Союза западных венедов в первые века н.э.

Уже в III-V в.в. начинается консолидация отдельных территорий (не государств) юго-западного массива венедов на фоне возникающего процесса этногеноза, вследствие их слабых связей с юго-восточной и восточной частями массива венедов.

Из полабских венедов начали выделяться сербы и лужицкие сербы, жившие между p.p. Лабой (Эльбой), по обоим ее берегам, Одра (Одер) и Огрже, западнее Слензан (Силезии), севернее чехов и южнее лютичей из Южнобалтийской Руси. (см. Рис. 1 - 3).

Они одни из первых на западе венедского массива подверглись нападениям римлян и немецких захватчиков. В древнюю Великую Русь, как в государство они не вошли, но тесно сотрудничали в военной и экономической областях с Южнобалтийской Русью, с чехами, а на востоке со слензанами (Силезией).

Западные венеды чехи обозначили свои земли в верхнем течении р. Лабы (Эльбы) и во всем бассейне р. Влтавы до правого береге притока Лабы р. Огрже. Они взаимодействовали в военной и экономической областях, в основном, со слензанами, балтийскими Полянами, моравами, сербами, словаками и хорватами. С I-го до начала Ш-го века они вели непрерывную борьбу с немецкими племенами, кельтами и римлянами и были их территории частично захвачены, но к середине III в. их территория была освобождена полностью благодаря созданного во II в. Великого венедского союза, а затем древней Великой Руси и Союза западных венедов. Западные венеды моравы осели юго-восточнее чехов в бассейне р. Моравы.

В VII в. земли, соответствующие современной Чехословакии, входили в состав государства Само во главе с князем Само (г.рожд. неизв. - ум. 658г.), включающее Чехию, Моравию, Словакию, земли лужицких сербов, часть земель словенов и хорватов.

Венеды слензане осели в Силезии в верхнем и среднем левобережье р. Одра и тесно сотрудничали в военном деле и экономике со своими соседями.

Венеды-балтийские поляне осели и утвердились в области между р. Одра, в его среднем течении и ее притоком Варта в ее среднем и нижнем течении. Вместе с лужицкими сербами, чехами, моравами, слензанами, а также, входя в могучий Великий Венедский союз, а потом в древнюю Великую Русь отстояли свою территорию. Однако в начале IX в. образовали свое княжество Великая Польша, дав свое название "поляки" польскому народу и государству Польша, выйдя первыми из состава древней Великой Руси.

Венеды куявяне (куявы) осели на землях в среднем бассейне р. Висла до верхнего течения р. Нотец. Венеды ленчане осели на земле между верхним течением р. Варта, средним течением р. Висла и нижним течением р. Пилица (приток р. Висла).

Венеды серадзяне осели в центральной области будущей Польши между p.p. Одра и Варта в их верхних течениях к юго-востоку от прибалтийских полян. В начале IX в. они стали образовывать свое княжество, а в конце IX в. - начале X в., совместно с вислянами образовали объединенное княжество Малую Польшу. Уже с середины X в. серадзяне входили в Великую Моравскую державу и Чешское княжество, а в конце X в. вошли в состав Польши под властью Болеслава I Храброго (правил в 992 - 1025 гг.). Но первым князем Польши считается Мешко I (год рожд. неизвест. - ум. 992г.). Он объединил Великую Польшу (полян), Поморье (поморян) – временно, Мазовию (мазовшан - из северо-восточной Руси, тоже временно) и Силезию (слензан). Вел войну с лютичами за Поморье в 967 г. и с Чехией за Силезию в 990 г., чем ослабил их своим сепаратизмом.

После смерти Мешко II (правил 1025 - 1034 гг.) Поморье и Мазовия отделились от Польши и снова соединились с бодричами и лютичами, жившими западнее их на Южном побережье Балтийского моря, а бодричи жили в низовьи р. Лаба на ее правом берегу. Все они, имея хорошую географическую, экономическую и военную связь, создали Вендскую Державу (1034 -1129 гг.).

Южные венеды, а после III в. русы висляне осели в области верховий Вислы. Они в IX в. образовали отдельное княжество, а в конце IX - начале X в.в. совместно с серадзянами вошли в объединенное княжество Малая Польша и тоже стали называться "поляками" вместо "русы". Общим названием западных венедов (чехов, сербов, хорватов, моравов и др.) и русов (русских) осталось славяне, как и для восточной Руси (всех русских от польских границ до восточных границ Руси).

В восточной части венедов - русов в первые века уже жили по всему среднему левобережью Вислы мазовшане (Мазовия), к западу от них между p.p. Неман и Буг в их средних течениях Черная Русь, в области оз. Ильмень позже Ильменские словене, южнее их в верховьях p.p. Великая, Шелонь, Полисть, Ловать, Днепр, Зап. Двина и Волги осели кривичи.

Меря пришли приблизительно в IV - V в.в. и заняли земли восточнее кривичей от г. Ростова до г. Галича-Мерьского и по всей р. Мера, послужившей их самоназванию "меря". Летописцы называли приток реки Москвы рекой Мерьской (на современных картах она названа р. Нерской).

Полочане осели по р.Полоте, правобережном притоке Зап. Двины. Дреговичи осели по левому берегу р.Припять. Древляне осели в лесах по правобережным притокам Припяти севернее полян. Поляне осели в лесостепи по соседству с древлянами, южнее их. Радимичи пришли в VIIв. с Радимом с запада и осели по р.Сож. Вятичи пришли в VIIв. с Вятко и осели в верхнем и среднем течении Оки по обоим ее берегам. Мурома пришли вместе с основным потоком меря и осели по левому берегу нижнего течения Оки. Уличи находились между Юж. Бугом и Днестром. Тиверцы жили между Днестром и Прутом. Сицкари пришли вместе с меря и закрепились в бассейне р.Сить, притоке Мологи, впадающей в Волгу у г.Молога в Ярославской области. Русь Пургасова внедрилась в мордву в V-VI в.в. Голядь, пришедшая из южной Прибалтики поселилась по р.Протве, притоке Оки (в П.В.Л. ошибочно записано: -"...притоке р.Москвы").

Все эти волости и области, перечисленные выше, с 1-го до 1Х-го века были заняты венедами и венедами-русами; и, за исключением сербов, чехов, хорватов и моравов, образовали древнюю Великую Русь в середине III века; единую, монолитную, без племен.

О заселении волости Меря населением меря следует сказать более подробно, т.к. существует неверное понимание этой проблемы по причине ошибки летописцев. Заселение волости Меря происходило на протяжении веков. Но основной состав населения - это часть огромного людского потока русов-беженцев из Южно-балтийской Руси во время Великого переселения народов в IV-V в.в., шедшего сначала морем до устья Западной Двины, затем вверх по ней до ее верховий. Часть этого потока осела по р. Полоте, правобережному притоку Зап.Двины, в верховьях Зап.Двины и в верховьях Днепра и его притоках и была прозвана кривичами (на р.Полоте - полочанами), а другая часть людского потока беженцев пошла вниз по Волге до ее притока Мера, в честь которой возможно уже были названы первопроходцы, осевшие на ней раньше.

Можно предполагать с достаточной вероятностью, что кривичами прозвали часть людского потока беженцев, скрививших намеченный генеральный маршрут Зап. Двина — Волга на направление к югу, по левобережным притокам Зап. Двины по рекам Каспля и Межа к Днепру. Интенсивный людской поток беженцев длился от десятков лет до века, т.к. для перевозки по морю, да и по рекам требовались суда. Только вниз по течению рек использовали плоты.

Первопроходцы внедрились на земли финно-угорских охотничьих племен, по сообщению римского писателя-историка Тацита Публия (?) Корнелия (ок.58 - после 117), еще в первом веке, поэтому, с достаточной вероятностью, можно предположить, что именно первые беженцы поселились на р. Мера и назвали себя меря, а после к ним приходили другие партии беженцев и расширяли территорию Меря по рекам: Кострома, Которосль, Молога, левобережье Шексны и другие до Сухоны. Естественно, еще в походе появился руководитель и руководители (воеводы, старосты) разных частей огромной волости Меря, определявшие порядок заселения, защиту с оружием в руках особенно в низовьи Зап. Двины от иноземных племен и управление волостью.

При интенсивном людском потоке во время Великого переселения народов в IV-V в.в. очередные партии беженцев приходили и оселились на удобных и свободных землях на притоках Волги по указанию воевод Меря. Несколько позже они построили г.г. Галим-Мерьской, Ростов, Суздаль, Углич и др. Следует напомнить, что эти беженцы из Южнобалтийской Руси очень воинственные и закаленные в боях с немецко-датскими племенами и северными варягами, поэтому воеводы Меря соблюдали во всем порядок. Вспыльчивость и драчливость галичан и сицкарей заметна и сейчас.

Часть людского потока проводниковой группой переселенцев меря, побывавшей раньше на р. Оке и узнавшей о лучший землях на ней, пошла по Волге до Оки и ее левобережных притоков. Часть меря поднялась до р. Москвы и осела на ней и ее притоке р. Мерьской. Так как этот край был краем девственных лесов, где не ступала нога человека и река названия не имела, то реку назвали в свою честь р. Мерьской. Если бы это было иначе, то река имела бы другое название, не совпадающее с названием меря, да еще с мягким знаком в середине.

Однако, не все осели на р.Москве и р.Мерьской; часть беженцев осела в низовьях Оки, по левому ее берегу и в низовьи р.Клязьмы и прозвалась муромой. Скорее всего там была речка Мурома.

Можно полагать, что современные историки не знают р. Мерьскую, как приток р. Москвы, т.к. никто об этом не написал, а в П.В.Л. прямо о ней, как притоке р. Москвы, не сказано. Теперь она называется р. Нерской. Ее, как приток Москвы, я открыл, будучи глубоко заинтересованным в этом вопросе, с помощью "Се Повести временных лет", Арзамас, 1993. Многократно перечитывая ее, я обнаружил на с. 260, что во время похода Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1154 — 1212) на Рязань, его уговорили рязанцы и их епископ Арсений не брать Рязань. "Князь милосердный послушал их и пошел от них к Коломне." И далее: "Князь же великий пришел от Коломны на устье р. Мерьской...". В тексте не сказано, что она приток Москвы. Она могла казаться притоком Оки, Пра, Клязьмы, р. Бужа и др. Чтобы понять, что она является именно притоком Москвы, требуется вдумчивое исследование маршрута Всеволода по карте, т.к. в тексте, о его маршруте, особенно о пути его ладей, мало что сказано.

Открытие р. Мерьской, как притока Москвы, дает важные аргументы для обоснования масштаба и направления людского потока беженцев меря, мурома, сицкарей, Руси Пургасовой (возможно мокши) и голяди во время Великого переселения народов и ранее.

Становится ясным, что меря — не ассимилировшееся "иноязычное племя", а один из трех основных частей русского народа Новгородской земли, живущего и сейчас в лице своих потомков костромчан, с галичанами, ярославцев, ивановцев, владимирцев и москвичей, русскую национальность и русский язык которых никто не отрицает. Кроме меря на эти земли никто не приходил. Нет таких данных. То, что меря русские, доказывает и то, что в первый год правления Олега Вещего, при завоевании им Смоленска, Любеча, Киева и других городов, основной силой его войска были новгородцы и меря. С ними, присоединив кривичей, он ходил на древлян в 883 г., на северян в 884 г., на радимичей в 885 г. и т.д., а с меря никогда не воевал. Они были наравне с новгородцами, варягями, а позже с кривичами основной силой его войска при больших походах, как и после у других князей.

И не случайно в П.В.Л. специально выделено: "...новгородские люди, называемые словенами, и кривичи и меря имели свои волости: словене свою, кривичи свою, меря свою".

Таким образом, можно считать доказанным, что меря - русы, русские. Мурома тоже русские. Это отделившаяся от потока меря часть русского потока беженцев из Южнобалтийской Руси, осевшая и низовье Оки по левому ее берегу, в низовье Клязьмы и на Других левобережных притоках Оки.

Русь Пургасова (в VII-Хв.в., возможно, она называлась мокша), это часть муромы, переселившейся на другой берег Оки, внедрившаяся в мордву, предположительно по p.p. Теше, Мокше, Цне и их притокам, очевидно с согласия мордвы. Не исключаются и их семейные, кровные связи отдельных семей.

Голядь, предположительно, пришла в том же огромном людском потоке беженцев русов и осела выше по Оке на ее левобережном притоке Протве.

В П.В.Л., кроме ошибочной записи во вступительной ее части в начале с.43, нигде не упомянуто, что меря и мурома говорят на своих языках. Нигде не сказано, что по левому берегу Оки жило какое либо нерусское племя. Кроме того, после прихода Рюрика, нигде не зафиксированы переселенцы в волости Меря и Мурома. Отсюда следует, что как до Рюрика, так и после него, на землях огромной волости Меря жило только население меря. Нет никаких данных о значительном количестве переселенцев на их земли. Наоборот, сказано, что киевские князья Владимир, Ярослав Мудрый, Мстислав, др. брали из волостей Меря, Кривичей и словен "лучших мужей" и заселяли новые города юга Руси. В волости Меря, как жили меря так одни и остались. Только после 907 г. название населения "меря" уже не упоминается. Их стали называть еще при Олеге Вещем по городам: ростовчане, галичане, суздальцы, а позже владимирцы, москвичи и др. То есть потомки меря это костромчане с галичанами, ярославцы, ивановцы, владимировцы и москвичи. Мурома это часть владимирцев, часть нижегородцев и часть рязанцев.

Становится очевидным, что весь левый берег Оки до р. Мокши был юго-восточной границей Руси с IV в. до времен Киевской Руси. Северо-восточной границей Руси были реки: Вытегра, Сухона, Унжа и Волга до Оки.

В VII в. в верховья Оки, на оба ее берега, пришли вятичи "...от ляхов" (по утверждению П.В.Л.).

Вопрос об ильменцах и их названии следует рассматривать отдельно, т.к. кроме основного потока ильменцев в I-Vв.в., шедшего приблизительно с тех же мест; в VI-VIIв.в. часть ильменцев возвратилась с Балкан через Вислу, Буг, Припять и Ловать после окончания победоносных войн с римлянами. Именно они дали названи ильменцам - ильменские словене. Они же построили г. Новгород.

О заселении южного массива венедов русами сообщал готский историк Иордан, который также упоминал, что у венедов в IV-Vв.в. происходили крупные изменения: "Имя их (венетов) меняется теперь в зависимости от племени и мест".

Историки Ивана Грозного нашли сведения о войне Феодосия Великого "...с русскими вои..." в IV веке.

Следует напомнить, что плавание по Балтийскому морю в IVв.в. было очень опасно, поэтому для переселения из Южнобалтийской Руси будущих кривичей, полочан, меря, сицкарей и муромы строили баржи-парусники; собирали их в конвои с больши количеством вооруженных переселенцев для защиты при нападении враждебных племен. Конвои делали остановку на о. Сааремаа или на о.Рухну, при входе в Рижский залив, для пополнения запасов пресной воды и провизии. На этом основании некоторые историки ошибочно считали каждый из них "Островом русов", описанный географом Ибн-Русте (ок.903 г.). Но Ибн-Русте описал о. Рюген, так как на нем постоянно жили русы бодричи.

Греческий историк Эфор (405 - 330 гг. до н.э.) писал о coceдстве скифов с Кельтикой, т.е. с кельтами, жившими между Рейном и Лабой; позже кельты стали проникать на территорию современной Чехословакии. Но данные более поздних историков доказывают, что за "скифов" и "Скифию" на юге венедского массива и в Прибалтике, греки принимали "росов" и "Русь" в I-Шв.в. н.э., так как скифы кочевали только в Северном Причерноморье и никогда западнее дунайского устья не были обнаружены, а в конце III века они были разбиты.

Более поздние ученые указывали на соседство "скифов" в южной Прибалтике с немецкими племенами восточнее Рейна. Балтийскoe море они называли Скифским океаном, а его восточную часть "Венедским заливом".

Это говорит о том, что венеды и венеды-русы находились на всей территории от низовья Эльбы до Чудского озера, и от границ с германцами до Среднего Поднепровья.

Таким образом, историческое подтверждение русскими, римскими, готскими, византийскими и немецкими учеными одного и того же названия народа росы, русы, венеды-русь, варяги-русь, росомоны, как южных прибалтов-русов, так и у юго-восточных прибалтов-русов на земле "Черная Русь" между средним и верхним течением р. Рось (Неман) и верхним течением р. Нарев, а также, как у всех южных областей и волостей Полян, Вислян, Тинерцев и Уличей, как и северо-восточных волостей, говорит и о наличии огромного государственного образования Великой Венедской Руси, а несколько позже - древней Великой Руси.

Тему о южной Прибалтике нужно рассмотреть особо, так как обилие там рек и озер наводит на мысль о месте возникновения этнонимов (названий) "русы" и "Русь".

Если название русы возникло от названия "река" - "руса", и место возникновения названия "Русь" надо искать там, где рек много и больше всех других мест на землях древней Великой Руси.

В южной Прибалтике много, более чем где либо, рек, речек, ручьев и огромное число озер, соединенных между собой протоками и принимающих много речек и ручьев. По этой земле протекают и впадают в Балтийское море большие реки с огромным числом притоков. Это Эльба, Одер, Висла, Буг - приток Вислы, Нарев - Приток Буга и Неман.

А по количеству озер южная Прибалтика может сравниться только с южной Финляндией.

Велико для жизни южных прибалтов и соседнего населения было наличие Мазурских озер с общей площадью водной поверхности 310 кв.км., с глубиной до 30 м. и более, Мазурского поозерья с 2700 озерами, площадью 1450 кв.км., соединенных протоками и ручьями, и изобилующих рыбой и пернатой живностью. Также имело большое значение и Поморское поозерье между нижними течениями р. Одер на западе и Вислой на востоке; с которого стекает только на северо-запад в Балтийское море 6 значительных рек, протяженностью от 80 до 180 км., и большое число ручьев. На юго-запад с него стекает 7 значительных рек и большое число ручьев. А на самом Поморском поозерье в межморенных понижениях красуются большие озера, изобилующие рыбой и водоплавающей птицей.

Такого количества рек, речек, ручьев и озер на всей земле древней Великой Руси нигде не было.

Нам известно, что русские люди селились на реках, речках, ручьях и озерах и называли себя речными жителями – русами, жителями рек, речниками, т.к. общее имя существительное "река" звалась тогда "роса" и "рось". Возможно название зависело от длины реки. В то время Волга звалась "Рось".

Всю южную Прибалтику, а потом и всю древнюю Великую Русь назвали словом "Русь".

После таких результатов исследования о месте возникновения названия земли "Русь", место таинственного "Острова русов" о котором говорилось в персидской и арабской средневековой географической литературе, в частности, в первом описании Ибн-Русте (около 903 г.), без указания места его нахождения, становится теперь определенным.

Это остров Рюген (Руян) у южного побережья Балтийского моря принадлежащий Бодричам, там была их волость ранов, руян. На острове стоял г. Аркона со знаменитым божеством Святовитом (Cвятовит - "Святой свет" или "Святой светлый", главный бог войны).

Остров Рюген назван "Островов русов" потому, что он стоял у берегов, которые впервые на землях венедов названы Русью.

Кроме того о. Рюген отвечает основным характеристикам, изложенным в описаниях "Острова русов".

Летописцы не придумывали, когда писали: "...Поищем ceбе князя, который управлял бы нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - "русь", как зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же так".[62]Это, конечно, не значило, что в это время иноземцы все наши земли не называли Русью. Название "Русь" относилось к всем землям древней Великой Руси. Но русские звали себя по названию волостей: поляне, древляне, кривичи и т.д. И далее, там же на с. 47 записано: "И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили г. Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус - на Белозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская Земля. Новгородцы же, люди новгородские - от рода варяжского, прежде же были словене".

Эти цитаты из "Повести временных лет" прежде всего говорят о древнем укоренении названия земель прибалтийских венедов, как Русь, и о том, что не только восточные венеды и иноземцы их звали русь, а и они так называли сами себя, а свою землю звали Русь. То есть слово Русь было самоназванием, поэтому наиболее известное. Прибалты раньше других венедов консолидировались в народное общество русов (жителей рек). Как уже говорилось, назвались русами потому, что жили по берегам рек. В то время общее существительное имя "река" называлась "рось", а жители "росы" - речной народ (жители рек, речники).

Это был большой могучий народ, умевший постоять за себя и свою независимость. Именно среди этого народа было не племенное, как пишут большинство историков, а территориальное деление и названия, соответствующие местности, ограниченной есте-ственными границами, такими, как реки, озера, болота, возвышенности, трудно проходимые леса и другими.

В составе народа венедов-русь были жители, которые жили в различных местностях, управляемых выборными начальниками, старейшинами, воеводами, а позже князьями. Например, область бодричей, ободритов, или, как они сами себя называли рарогов составляли вагры, полабцы, глиньяне и смоляне, были волостями. Область валетов или лютичей состояла из волостей: Кичане, Черезпеняне, Долечене, Ратаре, Моричане, Укряне и Речане.

Это деление на области подтверждают более поздние записи о землях прибалтийских русов после их захвата немцами.

В грамоте 1159 г. о доходах князя Поморского Ратибара и его супруги Прибыславы сказано: "В области Ванцлавской деревня Гробно, крепость Узноима, крепость Щетина; на Одре деревня Челехова, крепость Выдухов, реки Такменица и Кременица, деревня Дожбья-гора; область Сливинская: крепость Камена, деревня Пустихова; Колобрежская область: деревня Поблота и Свелюба, город Радов, река Персанта, крепость Белград".

Все пять областей прибалтов венедов-русь: Бодричи, Лютичи, Поморяне, Поляне прибалтийские, Ленчане и Куявяне (куявы) входили в состав Южнобалтийской Руси. Все они пользовались удобным способом сообщения по абсолютно гладкой поверхности летом и зимой, между собой, по морю, рекам, их притокам и озерам, на которых были расположены их области и волости. Но основным связующим звеном являлась их ранняя консолидация, т.е. выделение из всего массива венедов и объединения в крупное народное образование в венедов-русь, русов (жителей рек), не только за счет удобных связей, а и общего стремления к объединение против агрессоров датско-германских племен. Причем сближение происходило не только за счет обмена и торговли, а и за счет установления кровного родства.

И не удивительно, что финны и в настоящее время именуют русских venaje, т.е. венеды, венты, а эстонцы зовут русских vёnё.

Образовалось государство Южнобалтийская Русь в начале III в. н.э., жители которой консолидировались из общего монолита венедов с самоназваниями "Русь", "русы", как много веков позже в XV-XVIв.в. выделились и консолидировались украинцы и белорусы, а если бы Псков и его область не были бы освобождены от литовско-польских захватчиков еще 50-100 лет, то консолидировалась в отдельную нацию "Скобария", возможно под другим названием.

Если быть поборником исторической истины, то можно yтверждать, что если бы к моменту воссоединения Украины с Pоссией не было бы в России крепостного права и пожизненной peкрутчины, то не было бы консолидации из массива русского народа в народы украинский и белорусский. Они бы с большим успехом остались бы русским народом, чем бодричи и лютичи (русские) — немцами, померане (русские) — поляками и немцами, а Черная Русь Литвой (часть Черной Руси). Ведь будущие украинцы и белорусы были полторы тысячи лет коренными русскими людьми.

Так же неудивительно и объяснимо, что во времена наибольшей германской католической агрессии венеды-русь, т.е. русы бодричи, лютичи и поморяне образовали новое государство Венедскую Державу (Южнобалтийскую, русскую державу) под единой княжеской властью, существовавшее с 40-х годов XI в. до 1129 г. Русской державой не назвали потому, что Великая Русь в IX в. распалась. Вендской Державой правил бодричский князь Готшлок (правил в 1044 - 1066 гг.), его приемником был князь Крутой.

Официально считают область Бодричи после VII в. была заселена полабским славянам по берегам Мекленбургской бухты, между p.p. Травой и Варной. В VIII-IX в.в. бодричи возглавляли coюз родственных им областей в нижнем течении Лабы (Эльбы). Основное занятие бодричей плужное земледелие, промыслы (рыболовство, бартничество, охота), торговля. Опираясь на сеть городов - замков (Рарог, Ратибор, Зверин (Шверин), Старград и др.), бодричи успешно сопротивлялись набегам датчан и саксов (германцев). В хрониках X-XI в.в. упоминаются "первейшие" люди и даже князья; власть князя, сначала выборного (его утверждало вече), со 2-й половины XI в. делается наследственной. Процесс феодализации общественных отношений у бодричей происходил в обстановке тяжелой борьбы с германской агрессией. При Оттоне I часть бодричей обязалась принять христианство и уплачивать дань. В результате восстания в 1002 г. бодричи обрели независимость и отстаивали ее вплоть до немецкого крестового похода против славян в 1147 г.

Однако, надо ясно представлять, что очень многие села, а очевидно и волости, и семьи в течение V-IX в.в., при непрерывном военном натиске немцев и датчан, уходили к своим сородичам в Восточную Русь из Южнобалтийской Руси. В частности новгороды даже принесли с собой такой элемент государственного правления, как "вече". Ильменские словене, в основном, были пришельцами из южных славян и пришли водным путем по Висле, Бугу, Нареву, притоку Буга, Неману, Зап. Двине, Ловати и озеру Ильмень с Балкан, но и из Южнобалтийской Руси шли и заселяли Новгородскую землю и внедрялись в финно-угорские земли.

В последние десятилетия Советской власти официально считали область Лютечей, надо полагать после возникновения этнонима "славяне" в VI-VII в.в., как союз западно-славянских волостей (как ошибочно утверждалось "племен") VIII-XII в.в., на южном побережьи Балтийского моря, между p.p. Лабой и Одрой (Одером). Союз объединял волости Хижан, Черезпенян (за р.Пене), Долечан, Ретарей (ретряне - жители в главной волости с главным городом Ретра (Радигощь), с главной святыней лютичей — храмом Сварожича) и временами входили другие древнеславянекие "племена", надо полагать, области полян, сербов, ленчан и поморян.

Следует прямо сказать, что о племенах, и союзах племен не могло быть и речи, это давно забытое понятие для венедов особенно венедов-русов, как и родовой строй. Это были союзы областей, в каждой из которых был выборный начальник, воевода, а позже князь.

В Южнобалтийскую Русь входили области: Бодричи, Лютичи, Поморяне, Поляне балтийские, Куявяне (Куявы) и Ленчане.

В Северовосточную Русь входили области: Мазовшане, Черная Русь, Полочане, Дреговичи, Древляне, несколько позже Кривичи, Меря (по р.Мера, с г.г. Галич-Мерской и Ростов), Ильменские словене (Новгородцы), Ситчина (Ситскари) - по р.Сить, притоку р.Мологи, впадающей в Волгу у затопленного Рыбинским Водохранилищем г.Мологи, голядь балтийская, осевшая по р.Протве - притоке р.Оки, Радимичи и Вятичи.

В южную Русь входили области: Бужане, Северяне, Поляне, Уличи, Тиверцы, Висляне, Волыняне и Серадзяне.

Это были не племена, а области, причем единый великий народ древней Великой Венедской Руси с начала III века, и древней Великой Руси со второй половины III века. Именно он первый в Европе, начиная с Южнобалтийской Руси консолидировался в русский народ (жителей рек) и создал самостоятельное конфедеративное государство.

Его ранняя консолидация обеспечивалась отличной связью по морю и рекам Лабе, Одре, Висле, Рось (Неман), западной Двине, Припяти, Варте, Бугу, Южному Бугу Сану, Нареву, Волхову, Днепру, Пруту, Днестру, Волге и их притокам, и по знаменитому уникальному пути из Варяг в Греки; и диктовалась необходимостью защиты, как побережья Балтийского моря, западных и северных границ, так и юго-западных южных и юго-восточных.

То, что на территории Великого княжества Литовского в XII-XV в.в., по всему верхнему и среднему течению р. Неман до бассейна р. Нарев, сохранилась большая область Черная Русь с городами Гродно, Новгородок (Новогрудок) и др., расположенная к юго-западу от Минска, подтверждает близость и хорошие связи и единение русского народа и Югобалтийской и Северовосточной Руси (см. карту в БСЭ, т. 4, с. 453). До XIII в. Черная Русь частично входила в Полоцкое княжество. После произошла ассимиляция русских жителей части Черной Руси с литовцами.

Балтийские поляне самостоятельно консолидировались позже в IX в., создав княжество Великую Польшу. От них пошло название поляки и Польша. А до IX века древняя Великая Русь состояла из единого однородного народного массива русских людей (по словам греков была "Великой Скифью"), разделенных на области естественными рубежами (реками, озерами, дремучими без тропинок и дорог лесами).

В центре русского массива в области серадзян и в верховьях рек Варта и Пилица безусловно жили русские, так как других названий в источниках не значится, а название "славяне" общее для всех венедов, а не только для венедов-русов, возникло в VI-VII в.в.

В источниках древних римлян, византийцев, готов и других историков о серадзянах и всей центральной части венедского массива нет сведений потому, как они сами утверждали, что туда было опасно проходить из-за кочевников и воинственно настроенных южных свободных авантюристов.

Все области управлялись выборными старшинами, воеводами, князьями, которые подчинялись единому центральному органу и время от времени собирались для решения общих задач оборонных дел, как постройка мостов, паромов и переправ через реки и ручьи, и решения экономических проблем.

Читайте также:

lektsia.com

Происхождение Древней Руси

Происхождение Древней Руси.

Восточнее германских племен и севернее границ Византии, между реками Эльбой и Дунаем, жили славяне. Они, как германцы, индусы, персы, греки и римляне, происходили из индоевропейской семьи народов. По описанию древних историков, славяне были высокого роста, стройные, русоволосые. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смекалкой, поэтому часто вовлекались соседними племенами в войны как союзники, сами же воинственностью не отличались.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия нашей эры. Прародиной древних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э., географ Птолемей Клавдий и др.)

В IV веке славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащие своеобразные наставления по борьбе со славянами.

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию славяне осуществляли только большими племенными союзами. Эти походы способствовали не только обогащению, но и сплочению племен, что ускоряло распад родоплеменной общины и ускоряло развитие общины соседской.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Хоривом и Щеком и их сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего из братьев – Кия – был назван основанный ими город Киев, впоследствии ставший столицей Руси. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в V-VI веке нашей эры.

Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс

ассимиляции народов. В VI-IX веках славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности у древних славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен было названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками, но вернее было бы называть и «племенные союзы». Эти союзы включали в себя 120-150 племен, названия которых утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и семей и занимало значительную территорию (40-60 км.в поперечнике). Данный рассказ летописи о расселении славян был подтвержден раскопками в IXX веке.

Как уже сказано выше, выделяли 15 племенных союзов, а именно: поляне (проживали вокруг среднего течения Днепра), северяне (восточнее полян), волыняне и бужане (западнее полян), уличи и тиверцы ( у Черного моря и Дуная), дреговичи ( совр. Белоруссия), радимичи ( по реке Десне), вятичи (по Оке),полочане (Зап. Двина), кривичи (Истоки Волги, Днепра и Западной Двины), ильменские славяне ( Ильмень – озеро и река Волхов).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных славянских племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян, носившая название «русь» («рось»). Историки полагают, что так звали одно из племен, живших по реке Роси, но это лишь одна из теорий возникновения термина «русь», вопрос о его происхождении до сих пор достоверно не выяснен.

В IX веке появляется путь «из варяг в греки», бывший в те времена своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Северный и южный участок пути контролировали Новгород и Киев – наиболее развитые на тот момент земли славянского мира. Это обстоятельство дало основание ряду историков, вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Основным занятием восточных славян было скотоводство и земледелие. Большая часть территории, на которой они проживали, была покрыта густыми лесами, поэтому много сил и времени тратилось на очищение участков земли для возможности создания полей. Появляются два вида земледелия – подсечное и огневое. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, просо, ячмень) и огородных культур (свекла, репа, капуста, морковь, чеснок и др.). Скотоводство выражалось в разведении свиней, коров, мелкого рогатого скота. В качестве рабочего скота использовали на юге – волов, в лесной

полосе – лошадей. Так же славяне занимались бортничеством и выращиванием технических культур (лен, конопля).

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер, однако с появлением ремесла без рынка прожить не могло ни то, ни другое. С появление излишков появляется бартерный обмен, начинаются складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях, как путь «из варяг в греки» или по устьям рек. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев, Новгород, Переяславль Южный, Суздаль, Муром, Смоленск и др. По подсчетам историков, к 9 веку на Руси было не менее 24 крупных городов.

Во главе восточно - славянских союзов стояли князья из племенной знати, «лучшие мужья». Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало ополчение (под командованием тысяцкого), разделенное на сотни, во главе которых стояли сотские, состоявшее из старшей и младшей дружины. Задача дружины состояла в охране князя, защите рубежей и сборе дани (полюдья).

Древние славяне были язычниками. Существовал пантеон славянских богов, каждый из которых разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами считались: Перун – бог войны, грома и молний, Сварог – бог огня, Велес – покровитель скотоводства, Мокош – покровительница семейного очага, Ярило (Даждьбог) – бог солнца.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности, они часто объединялись в крупные суперсоюзы.

Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (конец V в.).Вконце VI-VII в. согласно византийским источникам, существовала «Держава волынян», союзница Византии.

Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Ильмень-озеро) и Артании( Рязань, Чернигов).

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.

Русский летописец начала VIII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да и поидите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей старший из которых – Рюрик, положил, по словам летописца, начало княжеской династии. После смерти Рюрика Олег, другой варяжский князь, объединил Киев и Новгород, создав тем самым единое государство Русь (Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в IIXX веке. Горячим противником этой теории выступал Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а так же на их язык и культуру.

Археологи отмечают, что количество варягов на Руси не было столь велико. Не обнаружено и данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности или средневековья. В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

Образование государства Русь – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно - общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно - общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно - славянского общества.

ua.coolreferat.com


Смотрите также