Библиотеки древней руси. Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Монастырские библиотеки в Древней Руси. Библиотеки древней руси


Первые библиотеки Древней Руси

     Появление первых библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь.      Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися  архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.      Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 вв. употреблялись для обучения грамоте, для приобретения  определенного круга знаний.      Из летописи известно, что в 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их ”на учение книжное”. Позже  летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности  в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.      Кстати, само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской Библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик даже сделал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».      Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 г., когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся  славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.      В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые  источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историк  русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.      Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Особенно охотно читали тогда «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера - «Изборники» (“Изборники” Святослава. 1073 и 1076 гг., в который входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), «Шестидневы» (сборники правил для соблюдения их на каждый день в течение недели), “Физиологи” (сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения)      О читателях этой библиотеки мы ничего сегодня, к сожалению, не знаем. Ее богатствами пользовался по всей вероятности, составитель “Изборника” по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: “Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…”. Дан здесь и один из древнейших советов, как читать: “Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.”      Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 г., например, Мстислав, сын св. кн. Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез оттуда все книги. В 1203 г. Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.      Обширное собрание книг - не только русских, но и греческих, - имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена  мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях" - хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 в. книгохранилища были уже  во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.      В связи с упоминанием г. Полоцка сделаем небольшое отступление... Необычайно интересен тот факт, что первой женщиной-библиотекарем на Руси можно назвать св. прп. Евфросинию, кн. Полоцкую.      Одной из крупных русских «книгохранительниц» была в те времена библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Именно св. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке — «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных св. Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, пополняла Полоцкую летопись.      Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей — Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы — мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии — Горислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты. В основанных св. Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например, Погодинское Евангелие ХI в.
     Но вернемся к нашему рассказу... Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 вв. более половины приходится на долю Новгорода. И, прежде всего, именно здесь сохранилась первая датированная рукописная русская книга - “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен  путь этой рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе  императрицы. Как и когда она туда попала - никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.      Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского владыки. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных  русских монастырей и переписывали здесь книги.      Как  же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде - в длинной анфиладе залов  на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.      Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 в.      Так, библиотеку могла иметь основанная в 988 г. школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Например, на Подоле, еще до принятия Христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 г. было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что кн. Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.      Таким образом, все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся  сладостью книжной”.      “Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата- библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”.      Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком  монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.      По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская Церковь.      Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них, в первую очередь, должны быть названы: “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, Поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 в. в библиотеке хранились проповеди Кирилла Туровского, знаменитое ”Слово о полку Игореве” и другие сочинения.      Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро-монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.      Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако, нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.      Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросах и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие археологические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распространению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления христианской религии - идеологической основы феодального государства.      Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства.      О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужебные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из более чем 130 рукописных книг 11-12 вв., около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь Христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.      К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов.      По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.      По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом библиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное ”вымывание” из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных библиотек.
     Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия или Либерея), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.      Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

    Список используемой литературы:

  1. Глухов А.И. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира. - М.: Книга, 1971 - 110с.,ил.
  2. Глухов А. И. ...Звучат лишь письмена. Судьбы древних библиотек. - М.: Книга, 1981 - 208с., ил. - (Всесоюзное общество любителей книг)
  3. Бендерский И. В стенах древних монастырей // Библиотека. - 1991. -№4. - C.58-61
  4. Бендерский И.Л. Библиотечное дело в СССР и вопросы его теории // НТБ. - 1988. - №10. - C.14-21
  5. Бакун Д. О временах дано минувших и теперешних // Библиотека. - 1997. - №4. - C.60-63
  6. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. - М.: Книга, 1970. - 143с.

kurskonb.ru

Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения

1. Ввведение 2.Немного о Древней Руси 3. Что такое "Библиотека"? 4. Библиотека Ярослава Мудрого 5. Древнейшие сокровища Новгорода 6. Существуют мнения... 7. Возникновение монастырских библиотек 8. Христианство. Что оно дало? 9. Первые описи книг 10. Библиотеки: громкие имена 11. Главный вывод 12. Список используемой литературы

1. Введение

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.  В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.

2. Немного о Древней Руси

Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь.   Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися  архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.   Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения  определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже  летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности  в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

3. Что такое "библиотека"?

Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год ) в Соловецкой летописи, которая сообщала : “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».   Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся  славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

studfiles.net

1. Монастырские библиотеки в Древней Руси. Монастырские библиотеки в Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Древнерусская культура

1. Литература Древней Руси. Летописи

Летописи -- это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории -- являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е...

Искусство Киевской Руси

Литература древней Руси

Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение...

История архитектуры России и Италии

2.1 Архитектура Древней Руси

Для того чтобы рассматривать архитектурные достижения Древней Руси, необходимо в первую очередь остановиться на тех предпосылках, которые предшествовали появлению первых шедевров русской архитектурной культуры...

История библиотечной науки

Из истории Древней Руси

Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР., с.3-10Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства...

История развития керамики

1.3.1 Керамическая посуда древней Руси

Самые древние глинянные черепки, выполненные в технике черно-лощенной дымленной керамики, были найдены при раскопках в районе села Трепилье Полтавской области и датируются 5 - 6 тыс. летием до нашей эры...

Культурoлогический анaлиз рaзличных aспектов фенoмена смeха

§ 1. Смеховая культура Древней Руси

Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития. Первый, языческий этап русской смеховой культуры связан с архаическим ритуальным смехом...

Культура Древней Руси

1. Летописание и литература Древней Руси

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сотен, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов...

Культура Древней Руси

2. Культура Древней Руси

...

Культура Древней Руси

2. Архитектура Древней Руси

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь...

Культура древней Руси VI-XIII веков

7. Книгоиздание в древней Руси

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились...

Культура древних русичей

Языческая мода Древней Руси

И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин...

Риторика Средневековья

4. Ораторское искусство Древней Руси

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь...

Русская cмеховая культура и ее историческое становление и развитие от истоков до XVIII века

§ 1. Смеховая культура Древней Руси

Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития. Первый, языческий этап русской смеховой культуры связан с архаическим ритуальным смехом...

Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

II. Свадебные обряды Древней Руси

...

Художественная культура Древней Руси

Иконопись в Древней Руси

Итак, Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью...

cult.bobrodobro.ru

Библиотеки в Древней Руси

Библиотеки  в  Древней Руси

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки.

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь. Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространилась письменность. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся к 9 –10 векам. Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «утешением в печали»,  ценились очень высоко.  Книги стоили дорого и  были доступны немногим, так как делались из очень дорого материала – пергамента.

 Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10 начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде детей «учить книгами».Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Всё это привело к возникновению первых библиотек.

Само слово «библиотека» в древней Руси не употреблялось. Впервые оно встречается в  «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века. Термин был для русских людей непривычным, поэтому на полях переводчик делал пояснение: «библиотечный дом». Позднее термин встречается в начале17 века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки». 

Первое летописное указание на большое книжное собрание связано с именем Ярослава Мудрого. О старшем сыне князя Владимира Красное Солнышко в летописях сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый». Хромоножество от рождения обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книги помогли будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними — прозвище Мудрый. Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

В  1037 году столица древней Руси украсилась главным Софийским собором. Это великолепное каменное здание было отделано мрамором, мозаикой и фресками. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из великолепного собрания князя Ярослава Мудрого. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение.  Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этой библиотеки. Некоторые источники утверждают, что она «насчитывала великие тысячи книг на разных языках».  Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что её фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития Святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи» в которых содержались сведения о философии, истории, географии, астрономии. Составитель «Изборника» по имени Иоанн в конце своего труда дал один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те». 

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси?

Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Сохранить в те времена библиотеку было делом весьма трудным. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

В 1925 году  во время раскопок на территории Софийского собора  был обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами, найдено много ценных вещей, древние монеты и церковная утварь. Было сделано предположение, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. Может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей».

multiurok.ru

Монастырские библиотеки в Древней Руси

Содержание

Введение

. Монастырские библиотеки в Древней Руси

. Библиотека на территории Белоруссии в 9 - первой половине 14 в

. Русские библиотеки 15 в. и их читатели

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История монастырских библиотек - составная часть духовной культуры и прежде всего книжной культуры русского средневековья. Книга - источник знания, посредник в их передаче через поколения - всегда осуществляла взаимосвязь веков. Она донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в данный хронологический период. Вместе с тем сама книга является объектом исследования историков и литературоведов в разных аспектах: рукописная - в текстологическом, палеографическом и кодикологическом; печатная - в книговедческом.

Все эти проблемы встают при изучении библиотек, в составе которых до нас дошли книги разных веков и разного содержания.

Тема ограничена как хронологически 11-15 вв., так и по содержанию. Просмотрены источники, позволяющие изучить историю складывания собраний в монастырях, процесс организации книгописания, учета и хранения, а также распространения книг как рукописных, так и печатных. Изучению истории монастырских библиотек эпохи Возрождения посвящены труды таких известных исследователей как Володин Б.Ф., Глухов А.Г., Кукушкина М.В., Покало М.И., Шапошников А.Е., Розов Н.Н. и др.

В 9-10 вв. библиотеки монастырского типа стали в Европе довольно распространены и определяли развитие библиотечного дела в тот период, продолжая выполнять важнейшую функцию античной библиотеки - функцию скриптория.

1. Монастырские библиотеки в Древней Руси

Как и другие страны Европы того времени, Русь развивалась как страна городов. Крупнейшими центрами стали Киев и Новгород, среди крупных центров государства следует назвать Чернигов, Полоцк и Галич, а также Смоленск, Ростов, Суздаль, Владимир. В отличие от городов Западной Европы, в древнерусских городах не существовало бюргерского сословия, и правление осуществлялось удельными князьями и руководящими деятелями церкви.

Во время правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054), прозванного впоследствии "Мудрым», Киев становится заметным политическим и культурным центром, имевшим значение не только для древнерусского государства. Немецкий хронист Адам Бременский 11 в.) считал Киев соперником Константинополя. По образцу Константинополя Ярослав Мудрый строит в Киеве новый Кремль и храм Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037г.

Хотя сам собор сохранился, правда, в измененном виде, до настоящего времени, библиотека его утрачена. Неизвестны ни состав фонда библиотеки, ни имена ее писцов. Не дошло до наших дней и ни одной инвентарной описи - как этой, так и какой-либо другой библиотеки Киевского государства, но несомненно, что именно эта библиотека сыграла огромную роль в развитии библиотек древнерусского государства как образец книжного собрания при церкви.

Вторая крупная библиотека Киевской Руси была создана в Новгороде при храме, также получившем название «Софийский собор». Этот собор был построен новгородским князем Владимиром (сыном Ярослава) в 1045-1051 гг.

Активно строили храмы и многие удельные князья - в частности, новгородские князья Всеволод Мстиславич (1134-?) и Александр Ярославич Невский (1220-1263), владимирский великий князь и ростовский князь Константин I Всеволодович Мудрый (1186-1218). При этих храмах создавались собрания богослужебных книг. В многочисленных источниках, свидетельствующих об укреплении княжеской власти и христианства на Руси, содержатся сведения о частных библиотеках. Среди монастырских библиотек наиболее известно собрание Киево-Печерского монастыря, начало которому было положено в XI в. Бытовую и литературную практику древней Руси пропитывала мысль о душевно-полезном чтении, и занятия литературой рассматривалась как священнодействие.

Исследователями установлено, что совокупный объем книжного фонда Древней Руси с 988 г. до середины XIII в. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях.

В первой половине XII в. усилился процесс феодального дробления Киевской Руси, выделения из ранее единого государства ряда княжеств, стремившихся к независимости - Киевского, Владимиро-Суздальского, Смоленского и др., а также боярских республик - Новгородской и Псковской. Новгород освободился от власти киевских князей в 1136 г.

С XIII до середины XV века Русь пережила свыше 160 войн с внешними врагами, но особенно ощутимыми стали потери, понесенные в годы татаро-монгольского господства, продолжавшегося более 200 лет. Это привело к исчезновению на юго-востоке, в центре и отчасти в западных областях Руси книг домонгольского периода. Факты уничтожения книг татаро-монголами отмечены в летописях - например, упоминается о гибели книг во время захвата города Владимира в 1238 г. Софийский собор в Киеве был разграблен в 1240 г. Погибли и монастырские библиотеки, появившиеся в XI - начале XIII вв. Сохранились, в основном, те библиотеки, которые находились на территории новгородских земель и на русском севере.

Одной из наиболее крупных русских библиотек периода ХУ-ХIП вв. была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря (в настоящее время - территория Вологодской области). Согласно описям, в 1601 г. в его библиотеке насчитывалось 1065, а в 1664 г. - 1916 книг. Библиотека занимала особое, специально отведенное для нее здание. Другая крупная библиотека Русского Севера принадлежала Соловецкому монастырю. К концу XVII в. его библиотека состояла из 1343 рукописей и 83 старопечатных книг. Наряду с этими очень крупными монастырскими библиотеками того времени существовали также библиотеки Троице-Сергиева и Волоколамского монастырей, расположенных вблизи Москвы. В библиотеке первого из них в середине XVI в. насчитывалось 411 древних рукописей. Второй монастырь был основан идеологом официальной церкви Иосифом Волоцким (1439-1515), который передал в библиотеку свое книжное личное собрание. Согласно летописи конца XVI в., в этой монастырской библиотеке насчитывалось почти 1150 томов.

Библиотеки Новгородской республики, сохранившей свою независимость и в годы татаро-монгольского ига, продолжали активно пополнять свои фонды. Новгород активно развивал связи со странами Европы (в первую очередь с городами Ганзейского союза), однако в отличие от ганзейских городов в Новгороде так и не появилась городская библиотека (их создание было результатом Реформации, то есть определенных общественных реформ, способствовавших привлечению к власти более широких слоев населения этих городов). Наиболее крупным новгородским книжным собранием оставалась библиотека Софийского собора.

Библиотека Софийского собора в Новгороде отличалась от других русских библиотек особо хорошо подобранным фондом, которым активно пользовались для изготовления копий. Сюда приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали книги. Одним из них был, например, игумен Соловецкого монастыря Досифей (конец XIV - начало XV в.). Среди читателей библиотеки были и архиепископы новгородские Геннадий (1484-1504) и Макарий (1482-1563). Воздействие чтения на принятие жизненных решений проявлялось по-разному, его можно видеть и в распространении монашества на Руси. В XI в. возникло 5 монастырей, в XII - 41, в XIII - 22, в XIV - 80, в XV - 70. Молодежь стремилась уйти в монастыри, несмотря на противодействия родителей.

Например, Феодосий Печерский, который, будучи отроком, каждый день ходил в церковь слушать чтение божественных книг, стал иноком, несмотря на противодействие своей матери, которая пыталась заставить его то лаской, то побоями покориться ей. Для того чтобы иметь возможность видеться с ним, живя в одном городе, мать решила провести остаток дней в одном из киевских монастырей.

2. Библиотека на территории Белоруссии в 9 - первой половине 14 века

Важнейшими предпосылками создания библиотек явилось возникновение письменности, распространение рукописных книг. Потребность общества в знаниях непрерывно возрастала, и это стимулировало собирание, накопление и хранение книг и других памятников письменности. Таким образом, можно было передать потомству информацию, обеспечивающую преемственность культурного развития общества.

Предпосылки появления библиотек на территории Белоруссии начали складываться в конце IX-X в., когда она входила в состав Киевской Руси - древнерусского раннефеодального государства, составляя западную его часть. В этот период родственные восточнославянские племена складывались в единую древнерусскую народность, что нашло свое отражение в определенных экономических отношениях, в территориальной, культурной и языковой общности. Население всех земель Руси, в том числе и западных, вносило свой вклад в общую древнерусскую культуру и способствовало ее развитию и обогащению.

С возникновением письменности в западных землях Руси в X в. появились рукописные книги, стала распространяться грамотность среди духовенства и светских лиц. В общерусском летописном своде, именуемом Патриаршем или Никоновской летописью (1003 г.), в перечне грамотных из светских лиц первым назван полоцкий князь Изяслав Владимирович, «прилежаше прочитанию божественных писаний». В XI-XII вв. с образованием независимых княжеств - Полоцкого, Турово-Пинского и др., ростом городов, а также усилением могущества местной феодальной знати потребность в грамотных людях, которые могли бы управлять государственными делами, способствовать развитию торговли и ремесел, значительно возросла. Это, естественно, обусловило возрастание потребности в книгах, в создании библиотек. В этот период широкое распространение получили перевод богослужебных книг, которые привозили на Русь духовные лица из Византии, с греческого языка на церковнославянский, а также переписка древнерусских книг религиозного содержания. Создавались и оригинальные произведения, например «Слова» Кирилла Туровского. В Полоцкеи Турове велось летописание.

Первой из известных нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора - третьего по великолепию и грандиозности храма подобного типа на Руси после Киевского и Новгородского, в которых были основаны первые древне-русские библиотеки. Часть книг этой библиотеки сохранилась до наших дней. Библиотека была создана в год основания собора - в 1066 г. Основу этой библиотеки составили книги, собранные соборным духовенством для ведения церковной службы. Часть книг была пожертвована собору полоцким князем Всеславом, правнуком великого киевского князя Владимира, весьма ценившим книги. Монахи собора, как и других соборов и монастырей, занимались перепиской книг, которые они получали на время от других соборов или от частных лиц. В XII в., например, переписывала книги постригшаяся в монахини княжна Евфросшшя Полоцкая, прапраправнучка киевского князя Владимира. Есть основание полагать, что они были в составе фонда библиотеки Полоцкого Софийского собора. Часть переписанных книг продавалась местным жителям, что свидетельствовало о возросшей потребности в них в Полоцкой земле. Евфросиния Полоцкая организовала переписку книг и в основанном ею в середине XII в. Спасском монастыре (около Полоцка). При монастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг. Книги хранились в монастырской библиотеке.

В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве - втором по значению княжестве западных земель Руси, а также в Минском, Гродненском и др. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в., небольшой отрывок которого (20 страниц) находится ныне в библиотеке АН Литовской ССР. Личную библиотеку имел Кирилл Туровский - церковный деятель и писатель, произведения которого были хорошо известны за пределами Туровской земли и хранились в библиотеках Древней Руси. Небольшие библиотеки были созданы при сооруженных в XII в. Минском кафедральном соборе, Благовещенской церкви в Витебске, Борисоглебской церкви на Каложе в Гродно и др. Сведения о многих церковных библиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно. Как утверждает историк А. П. Грицкевич, «только приходская церковь нуждалась по меньшей мере в 8 богослужебных книгах».

В западных землях Руси, как и во всем древнерусском государстве, библиотеки были монополией церкви. Книги, хранящиеся в них, содействовали распространению и укреплению религиозной идеологии и распространению грамотности среди населения, правда, в основном среди духовенства и феодальной знати.

В XIII - первой половине XIV в. княжества западных земель Киевской Руси, ослабленные происходящими в ней феодальными междоусобицами, стали объектом агрессии многочисленных завоевателей. Способствовало ослаблению этих земель и обострение классовых противоречий в процессе развития феодальных отношений. Естественно, что в этих условиях феодалы проявляли свою заинтересованность в сильной государственной власти, способной защитить их классовые интересы. Поэтому в XIII-XIV вв. (к 60-м гг.) западные земли Руси вошли в Великое княжество Литовское.

Развитие культуры на территории Белоруссии после включения ее в состав Великого княжества Литовского тесно связано с формированием белорусской народности (XIV - первая половина XVII в.). Это формирование происходило на основе древнерусской народности. Белорусская народность на протяжении всего этого периода сохраняла тесные экономические, политические и культурные связи с остальными восточнославянскими народностями - русской и украинской. Население белорусских земель бережно защищало, сохраняло и развивало те традиции культуры, которые сложились еще в древнерусский период. В процессе формирования белорусской народности, проходившем в условиях длительной и тяжелой борьбы против социального и национального угнетения, белорусская культура приобретала самобытный характер и национальное своеобразие.

Белорусская культура, развивавшаяся на основе древнерусской культуры и сохранившая единство с восточнославянской, общеславянской и европейской культурой, из-за сравнительно высокого развития белорусских земель играла важную роль в Великом княжестве Литовском. Со второй половины XIV в. белорусский язык использовался здесь как язык делопроизводства и судопроизводства, на нем писались статуты, постановления сейма, создавались летописи и хроники, художественные и церковные произведения. В XIV-XVI вв. книжная письменность Белоруссии характеризовалась высоким для того времени уровнем развития. Это не могло не отразиться на развитии библиотек.

На территории Белоруссии в этот период создавались главным образом монастырские библиотеки. Они возникали при православных монастырях, сооружаемых белорусскими феодалами, которые стремились с помощью церкви укрепить свои позиции в Великом княжестве Литовском. Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, на пропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали в основном литературу религиозного содержания.

Наиболее крупными в тот период были библиотеки Слуцкого Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей. Данные о них содержатся в дошедших до наших дней описях имущества монастырей, включающих и списки книг. Списки эти составлялись, как правило, при передаче монастыря другому настоятелю и в известной мере выполняли роль документов первичного учета. В 1494 г. была составлена «Опись Слуцкого Троицкого монастыря архимандрита Иосифа, нареченного епископа Смоленского, при сдаче его имущества». Это первая опись из числа известных не только в Белоруссии, но и в России. В общем перечне вещей здесь значится 45 рукописей монастырской библиотеки.

Значительная часть книг, принадлежавших библиотекам названных монастырей, хранится ныне в фондах библиотеки АН Литовской ССР и в Вильнюсской публичной библиотеке.

Книжные фонды монастырских библиотек в Белоруссии во многом были идентичны фондам таких же библиотек в России, но им были присущи и свои особенности, обусловленные национально-историческими условиями развития белорусских земель. Основу фондов составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Такие книги имелись в нескольких экземплярах, иногда даже в большом количестве. В основном одним экземпляром были представлены «творения святых отцов», жизнеописания высшего духовенства. Немногочисленной была историческая литература - основанные на местном материале летописи, хроники, помянники (синодики).

монастырский библиотека книжный рукописный

3. Русские библиотеки 15 века и их читатели

«Собирание русской земли» после феодальной раздробленности и иноземного ига сопровождалось в Московском государстве консолидацией русской культуры. Этому в немалой степени содействовало распространившееся в XIV и XV вв. по всем феодальным княжествам и областям «книгоделание». Этим термином следует заменить традиционное «книгописание»: русская книга с самого начала своего существования рассматривалась ее создателями и потребителями как синтез словесного изобразительного, а иногда и музыкального искусства. Так называемые «экфонетические знаки» (буквально - «знаки возглашения»), свидетельствующие о торжественном распевном чтении текста по большим праздникам, есть в Остромировом евангелии 1057 г. - старейшей из сохранившихся точно датированных русских книг, настоящем шедевре художественного оформления книги. Его современница - Путятина минея, - не претендующая на звание шедевра искусства книги, сохранила старейший образец так называемой «знаменной» музыкальной нотации. Трудно, почти невозможно назвать древнерусскую рукописную книгу хотя бы минимально и самодельно не украшенную разрисованными заставками и инициалами. Все это требует замены термина «книгописание», и появившийся в новейших работах искусствоведов термин «книгоделание» для этого вполне подходит.

Книгоделание в России в XV в. отличалось значительным расширением репертуара переписываемых текстов и чрезвычайным разнообразием художественного оформления книги. Репертуар русской книги складывался тогда на основе оригинальных и переводных памятников литературы Киевской Руси, отдельных феодальных княжеств и областей XII-XIV вв. При этом русские книжники отбирали и старались распространять преимущественно те сочинения, которые были созвучны духу времени - всенародному патриотическому подъему, которым сопровождалось создание единого и могучего Московского государства. Ему содействовало и праздничное, небывало разнообразное художественное оформление русской книги XV в. Никогда еще в истории русской книги не было одновременного и взаимообогащающего сосуществования нескольких стилей орнаментации книги, такого сильного влияния на книжную миниатюру станковой и монументальной живописи.

Испокон веку книгоделание на Руси совмещалось с библиотеками. Широко известно свидетельство Начальной русской летописи об организации князем Ярославом Мудрым перевода и переписки «книг многих», о создании им первой русской библиотеки. 0 том, что это была именно библиотека, а не книгохранилище, свидетельствует старейшая из сохранившихся русских книг для чтения - Изборник 1076 г., составленный, как сказано в его выходной записи, «от многих книг княжьих», т. е. в киевской княжеской библиотеке ее читателем. От последующих веков сохранились сведения о книгописании при дворах удельных князей, например в Ростове, и монастырях - Авраамиевом в Смоленске и некоторых других.

С конца XIV в. книгоделание в русских монастырях, особенно в московских и подмосковных, заметно оживилось. Новейшие исследования советских литературоведов и искусствоведов показывают, что в репертуаре и художественном оформлении книг монастырских библиотек в XV в. произошли большие изменения. Во-первых, в русских монастырях в это время стало создаваться много книг для чтения, причем таких, которые можно рассматривать как новый жанр русской книжности. Во-вторых, и это главное: репертуар таких книг часто выходил за пределы регламентированного монастырскими уставами круга чтения.

Начало истории крупнейших русских средневековых библиотек связано с деятельностью основателей монастырей. Современник знаменитого церковно-политического деятеля России конца XIV в. Сергия Радонежского рассказывает, как Сергий вместе с первыми монахами своего монастыря писал книги не на «хартиях», а из-за бедности - на бересте. Эти книги не сохранились, вероятно, не только из-за недолговечности писчего материала: монастырь быстро приобретал славу и богател. Однако можно предположить, что характер репертуара этой библиотеки и особенности оформления книг были предначертаны основателем монастыря. В новейшем исследовании отмечается скромность художественного оформления старейших памятников книгоделания троицких монахов, и это все связывается с личными качествами Сергия - сознательного противника всякой роскоши. И. лишь книги, написанные в этом монастыре в первой четверти XV в., «выявляют такое художественное направление в московском искусстве, которое связано с деятельностью славянских и греко-славянских монастырей в Царьграде и на Афоне; следователю, это направление было обусловлено развитием международных книжных связей. Предположение о роли Сергия в развитии книжного репертуара базируется на ближайшей аналогии - истории создания другой знаменитой русской средневековой монастырской библиотеки - Кирилло-Белозерской.

Обитатели Троицкого и Кирилло-Белозерского монастырей входили в круг активных читателей, принимающих новую литературу, в том числе сочинения, относящиеся к русской действительности.

Насколько своеобразным, выходящим за пределы регламентированного монастырского круга чтения был репертуар старейших из сохранившихся сборников Кирилло-Белозерской библиотеки, принадлежавших основателю монастыря, показывает наличие в них статей естественнонаучного содержания - «о широте и долготе земли», о развитии человеческого организма в «утробном» периоде, об атмосферных явлениях - громе, молнии - и многом другом. Вершиной развития сборников энциклопедического характера в Кирилло-Белозерском монастыре являются книги, составленные во второй половине XV в. монахом Ефросином. Обилие и разнородность статей, входящих в эти сборники, поразительны: в них содержатся и оригинальные, и переводные памятники русской литературы предшествующих веков, причем иногда в новой редакции (Александрия) , и памятники, появившиеся во второй половине XV в., т. е. современные Ефросину (Повесть о Дракуле), и многочисленные компиляции, составленные, а может быть, и частично написанные им самим произведения. Среди последних попадаются такие неожиданные, как особая редакция весьма распространенного в рукописной книжности «Слова о добрых и злых женах», переписанного в Ефросиновских сборниках четырежды. Кроме необычной широты репертуара скромно оформленных сборников, принадлежавших монахам Кирилло-Белозерского монастыря и поступивших, вероятно, после смерти их составителей или владельцев в монастырскую библиотеку, следует отметить раннее сложение в этом монастыре своей школы письма и художественного оформления книги. В ней, как и в сборниках книг, отразилась широта творческих связей местных книгоделателей и активных читателей с другими центрами производства и распространения книги в России того времени, а также с зарубежными. Например, связь Белозерских книжников с болгарскими: в списке Изборника царя Симеона, принадлежавшем. Кирилло-Белозерскому монастырю, имя царя Симеона не заменено именем русского князя, как в Изборнике Святослава 1073 г. Кроме того, почерк некоторых книг Кирилло-Белозерской библиотеки сходен с одним из почерков болгарской Тырновской школы, хотя советскими исследователями признается за индивидуальный почерк одного из игуменов этого монастыря. И не случайно, что в книгах XV в., созданных Кирилло-Белозерском монастыре, попадаются совершенные образцы так называемого «балканского» орнамента, в котором наиболее ярко отразилось второе южнославянское влияние.

Можно предположить, что именно из этой среды активных читателей и мастеров книги вышли и опытные библиографы, составившие в конце XV в. каталог книг Кирилло-Белозерской библиотеки, в котором применены приемы аналитического описания сборников, - старейший из сохранившихся русских книжных каталогов. То, что внимание Белозерских библиографов привлекли именно четьи сборники, в том числе Ефросиновские, свидетельствует в пользу такого предположения.

В отличие от Троице-Сергиевской и Кирилло-Белозерской, библиотека еще одного, самого отдаленного в то время русского монастыря - Соловецкого - моложе самого монастыря. Однако активные читатели появились на далеких Соловецких островах еще до образования там библиотеки. Об этом свидетельствует первый из местных писателей - монах Досифей, впоследствии игумен монастыря и основатель его библиотеки.

В жизнеописании основателей Соловецкого монастыря Досифей рассказывает, как, живя в одной келье с одним из них, очевидно неграмотным монахом Германом, он читал записанные с его слов рассказы о первых Соловецких отшельниках Савватии и Зосиме. К этим записям не проявляли интереса остальные монахи из-за того, что они были написаны «простою речью», т. е. без литературной обработки. Вероятнее всего, это были еще не книги. Однако не все первые Соловецкие отшельники были подобно Герману люди «некнижные»: Савватий был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря и жил в Валаамском, где книгоделание также процветало. Но основателем Соловецкой библиотеки, т. е. большого собрания книг для чтения, стали не Зосима и Савватий, а Досифей, который заказал в Новгороде в 1490-х гг. и послал в свой монастырь более двух десятков книг, продолжал снабжать его библиотеку книгами он и в дальнейшем. В Новгороде Досифей по поручению знаменитого организатора книгоделания, создателя первого русского полного свода Библии архиепископа Геннадия, составил и цитированное жизнеописание основателей Соловецкого монастыря.

Формирование репертуара книг Соловецкой библиотеки, местной школы письма и художественного оформления книги происходило в XVI и XVII вв. Однако первое начальное ее «ядро» - книги, заказанные Досифеем, содержали «гены» ее дальнейшего развития в библиотеку универсального профиля. В Соловецкой библиотеке сохранились старейшие и исправнейшие списки многих памятников древнерусской литературы - оригинальной и переводной.

Заключение

Подводя итог обзору некоторых особенностей сложения знаменитых зарубежных и русских монастырских библиотек 11-15 в., встает вопрос: насколько монашеское книгоделание соответствовало общим и важнейшим тенденциям истории русской книги XV в.?

Этим тенденциям соответствовало, прежде всего, стремление монастырских мастеров книги и их активных читателей к расширению репертуара книг, примером чего являются сборники энциклопедического характера. И если современное постатейное описание, например, всего четырех таких сборников, составленных Ефросином, свидетельствует о возможности монастырских библиотек удовлетворить самые широкие и разнообразные читательские интересы, то трудно даже представить себе, какой огромный круг чтения откроется перед исследователями при таком же тщательном описании многих сотен таких сборников XV в.

Что же касается художественного оформления русской книги XV в. монастырского происхождения, то здесь необходимо привлечь более широкий круг памятников - не только шедевры, но и те книги, которых не коснулась рука или влияние знаменитых художников того времени.

Однако и того, что в настоящее время известно в части содержания и оформлении книг русских монастырских библиотек XV в., достаточно, чтобы увидеть, насколько полно и разнообразно запечатлелось на них «знамение времени» - эпохи консолидации русской культуры и оживления международных книжных связей в переломный период социально-экономической и политической истории нашей страны. Изучение истории старейших монастырских библиотек в последующие века, несомненно, покажет, насколько определяющим многие важнейшие черты истории библиотечного дела в России был период их формирования и первоначального развития в XV в.

Список использованной литературы

1.Покало М.И. История библиотечного дела в БССР. - Мн.: Высш.шк., 1986. - 200 с.

.Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. - М.: Либерея, 2001. - 80 с.

.Русские библиотеки и их читатель: (из истории русской культуры эпохи феодализма)/ Под ред. Б.Б. Пиотровского, С.П.Луппова. - Л., Лен. отд.: Наука, 1983. - 250 с.

.Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: очерки по истории книжной культуры 16-17 веков / М.В.Кукушкина. - Л.: Наука, 1977. - 222 с.: ил.

.Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф.Володин. - СПб.: Профессия, 2002. - 352 с.: ил. - (Серия: Библиотека).

.Книжные центры Древней Руси 11-16 вв.: разные аспекты исследования / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - СПб.: Наука, 1991. - 363 с.

.Глухов А.Г. Книги «Досифеева данья» в Соловецкой библиотеке / А.Г.Глухов // Библиотековедение. - 2002. - №2. - С.63-65

.Библиотеки Святой Горы: научный семинар в РГБ // Библиотековедение. - 2000. - №4. - С.92-98

Теги: Монастырские библиотеки в Древней Руси  Реферат  Культурология

dodiplom.ru

Презентация - Первые библиотеки на Руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура Древней РусиПервыебиблиотеки на Руси

Слайд 2

Первая библиотека древней Руси Древнерусские книжники Древнерусская рукописная книгаПлан

Слайд 3

В «Повести временных лет» сохранились строки о создании первой библиотеки на Руси при Ярославе Мудром.Первая библиотека древней Руси

Слайд 4

В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота;  заложил и церковь Святой Софии  и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав,  «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».

Слайд 5

Вложенная презентация с изображениями Золотых ворот в Киеве.

Слайд 6

Вложенная презентация с изображениями Софийского собора

Слайд 7

Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора.Памятный знак в честь библиотеки Ярослава МудрогоПри Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: "В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного".Дополнительные сведения

Слайд 8

Легендарная сокровищница книг и документов (предполагаемый объем - тысяча томов) упоминается лишь единожды, в «Повести временных лет», датированной 1037 годом. Книги, впрочем, в ту пору имели не только духовную, но и материальную ценность. Их переплеты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов. Есть свидетельства: часть драгоценной библиотеки отца увезла как приданое в 1048 году младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. Но основные «фонды» остались дома. В ту пору Киев часто пылал пожарами, подвергался набегам и разграблениям: то половцы здесь бесчинствовали, то соседи-князья. В 1240 году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека окончательно исчезла из поля зрения. Семь веков кряду потомки пытались ее искать - то на территории Святой Софии Киевской, то в Киево-Печерской лавре, то в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.

Слайд 9

Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней.Помещение бывшей библиотеки Софийского собора Новгород

Слайд 10

Как русские люди оценивали сокровища, приобретенные ими с христианством, и как были благодарны людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца Нестора о деятельности князей Владимира и Ярослава:

Слайд 11

«Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания».

Слайд 12

Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди.Древнерусские книжники

Слайд 13

Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке.Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый (1942)

Слайд 14

Древнейший центр составления и переписки книг – Киево-Печерский монастырь.

Слайд 15

С появлением на Руси писчей бумаги в конце XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг была скопирована.Н. Усачев. Школа писцов сложилась и в Андрониковом монастыре, где трудилась над перепиской книг группа монахов-писцов

Слайд 16

Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.

Слайд 17

Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь называются скрипториями.Реконструкция древнерусского скриптория на выставке «Свет Валаама» в музее Кижи

Слайд 18

И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории, в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности.

Слайд 19

Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.

Слайд 20

Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец — автор первой истории русского государства – Повести временных лет.

Слайд 21

Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок. Такие экспедиции называются археографическими, а ученые, занимающиеся поиском, изучением и описанием древних книг, — археографами.

Слайд 22

Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад.Древнерусская рукописная книга

Слайд 23

Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги.Келья монаха - переписчика книг

Слайд 24

Поначалу книги привозились из православных стран — Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси. В "Повести временных лет" говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали множество книг.

Слайд 25

При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг, которые требовались для новых монастырей, церквей и библиотек.Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.

Слайд 26

Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения.

Слайд 27

В монастырях зародилось и русское летописание.Новоскольцев А.Н. Летописец

Слайд 28

Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг.Российская Национальная библиотека, зал редких книг

Слайд 29

Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам — в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии.

Слайд 30

В Древней Руси огромное количество книг погибло в пожарах, которыми часто сопровождались вражеские набеги и междоусобицы. В лучшем положении были те рукописи или печатные издания, которые хранились в каменных соборах.Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г.

Слайд 31

Сейчас сохранившиеся древнерусские книги хранятся в архивах, музеях и библиотеках. Каждая из них имеет свой шифр, чтобы ученым было легче искать ее и ссылаться на нее.Отдел рукописей Российской национальной библиотеки

Слайд 32

От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг — Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей.Остромирово Евангелие 1056-1057

Слайд 33

Всего от XI — XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них — книги для совершения церковных служб.

Слайд 34

Почти все они написаны не на бумаге, а на пергамене (пергамен, или пергамент — это специально выделанная для письма телячья кожа).

Слайд 35

На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения, или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги.Изборник Святослава 1073 г.

Слайд 36

Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.Преподобный Нестор-летописец

lusana.ru

Из истории Древней Руси. История библиотечной науки

Похожие главы из других работ:

Древнерусская культура

1. Литература Древней Руси. Летописи

Летописи -- это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории -- являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е...

Искусство Древней Руси

1. Становление искусства Древней Руси

История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь...

Искусство Киевской Руси

Литература древней Руси

Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение...

История архитектуры России и Италии

2.1 Архитектура Древней Руси

Для того чтобы рассматривать архитектурные достижения Древней Руси, необходимо в первую очередь остановиться на тех предпосылках, которые предшествовали появлению первых шедевров русской архитектурной культуры...

Культура Древней Руси

1. Летописание и литература Древней Руси

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сотен, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов...

Культура Древней Руси

2. Культура Древней Руси

...

Культура Древней Руси

2. Архитектура Древней Руси

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь...

Культура древней Руси VI-XIII веков

7. Книгоиздание в древней Руси

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились...

Культура древних русичей

Языческая мода Древней Руси

И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин...

Монастырские библиотеки в Древней Руси

1. Монастырские библиотеки в Древней Руси

Как и другие страны Европы того времени, Русь развивалась как страна городов. Крупнейшими центрами стали Киев и Новгород, среди крупных центров государства следует назвать Чернигов, Полоцк и Галич, а также Смоленск, Ростов, Суздаль, Владимир...

Риторика Средневековья

4. Ораторское искусство Древней Руси

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь...

Русская cмеховая культура и ее историческое становление и развитие от истоков до XVIII века

§ 1. Смеховая культура Древней Руси

Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития. Первый, языческий этап русской смеховой культуры связан с архаическим ритуальным смехом...

Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

II. Свадебные обряды Древней Руси

...

Стиль рококо в искусстве и костюме

Костюм в Древней Руси IX-XIII в

В VIII-IXвв. На огромной территории Восточно-Европейской (или русской) равнины жили племена восточных славян. Три основы равнинной природы играли важную роль в жизни племён и оказывали влияние на ход и развитие их жизни. Возможно...

Художественная культура Древней Руси

Иконопись в Древней Руси

Итак, Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью...

cult.bobrodobro.ru


Смотрите также