Презентация искусство древней руси. Презентация на тему "Храмовое искусство Древней Руси." - презентации по Истории скачать бесплатно
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация, доклад Искусство Древней Руси. Искусство до крещения Руси. Презентация искусство древней руси


Искусство Древней Руси. Искусство до крещения Руси

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация на тему "Храмовое искусство Древней Руси."

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Храмовое искусство Древней Руси.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре... 2 слайд

Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией. Основу крестовокупольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест. Крестовокупольная система перекрытия.

В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и посад и окружив... 3 слайд

В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и посад и окружив их новой системой оборонительных сооружений – огромными валами и рвами. На территории города насчитывалось более десяти деревянных и каменных церквей. В 1037 г. начато строительство Софийского собора. Вид древнего Киева. Реконструкция.

XI в. Реконструкция. Софийский собор построен сыном Владимира Ярославом Мудры... 4 слайд

XI в. Реконструкция. Софийский собор построен сыном Владимира Ярославом Мудрым (1037- 1050). София Киевская – пятинефный собор крестовокупольной системы, на востоке ограничен пятью апсидами, увенчан 13 куполами, под центральным куполом двенадцатиоконный барабан, который заливал светом огромное пространство. Ступенчато пирамидальный облик храма выгодно отличает собор от однотипных византийских церквей. Собор Св. Софии. XI в.

Одной из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возв... 5 слайд

Одной из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 986 -996 гг. в честь Пресвятой Богородицы. На сооружение храма ушла десятая часть княжеских доходов (отсюда и название). Церковь рухнула во время осады Батыя. Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986 – 989 гг. Киев.

купол барабан закомара абсида портал арочное окно Одноглавый четырехстолпный ... 6 слайд

купол барабан закомара абсида портал арочное окно Одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольной системы

Портал – архитектурно украшенный вход.
7 слайд

Портал – архитектурно украшенный вход.

Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или с... 8 слайд

Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом. апсида

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания ... 9 слайд

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода. закомара

Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене или пространств...
10 слайд

Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). арка

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г. XI – XII в. на Руси – пе... 11 слайд

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г. XI – XII в. на Руси – период феодальной раздробленности. В это время образуются новые княжества со своими художественными школами. Выделяются два центра: Новгород и Владимиро – суздальское княжество. Новгородская церковь Спаса Нередицы отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г.
12 слайд

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г.

Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение ... 13 слайд

Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение владимирских зодчих. В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.

Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой гру... 14 слайд

Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Легкость удлиненных форм создает впечатление невесомости. Храм посвящен Покрову Богородицы. 1 октября – празднование Покрова. У славян это день благодарения земли за урожай. Церковь Покрова на Нерли В Боголюбове. XII в.

"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возвод... 15 слайд

"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм Покрова на Нерли. Оказалось, что размеры его относятся примерно как 2:3:5:8, т. е. совпадают с числами Фибоначчи, а высота храма и его длина составляют золотую пропорцию. Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Аркатурный пояс

На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид, сидящий... 16 слайд

На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г. в... 17 слайд

Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Сохранилось предание о том, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нём.

Храм отличают идеальные пропорции и великолепная каменная резьба. Кажется что...
18 слайд

Храм отличают идеальные пропорции и великолепная каменная резьба. Кажется что перед нами драгоценный ларец, сделанный по заказу каменного Великана. Храм являлся образом мироздания, «кораблем спасения», центром общественной жизни и синтезом всех искусств. Дмитриевский собор во Владимире. 1194 – 1197 г.г.

Дмитриевский собор во Владимире. Белокаменная резьба фасада. 19 слайд

Дмитриевский собор во Владимире. Белокаменная резьба фасада.

Количество куполов на храме обозначают следующие символы: 1 купол –Иисус Хрис... 20 слайд

Количество куполов на храме обозначают следующие символы: 1 купол –Иисус Христос 2 купола – Бог и человек 3 купола – Святая Троица 4 купола – четыре евангелиста 5 куполов – Христос и евангелисты 7 куполов – семь таинств 9 куполов – девять чинов ангельских 13 куполов – Христос и апостолы

Общие черты в архитектуре XII в.: строились одноглавые четырехстолпные и шест... 21 слайд

Общие черты в архитектуре XII в.: строились одноглавые четырехстолпные и шестистолпные храмы, внушительна толщина стен, купол шлемообразной формы. Храм – как вобравшая в себя силы твердыня, как богатырь. Знаменита Киевская Русь своими ремесленниками: гончары, кузнецы, плотники, резчики, златокузнецы.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

71577330767278858033803580858092

  • Презентации к уроку История

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1900’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1900’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-19 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1910’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1910’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-20 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1920’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1920’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-21 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1930’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1930’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-22 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1940’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1940’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-23 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1950’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1950’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-24 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1960’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1960’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-25 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1970’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1970’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-26 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1980’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1980’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-27 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1990’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 1990’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-28 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2000’s / The history of Architecture from Pre...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2000’s / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-29 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18 p.

  • THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2010’s (the First half) / The history of Arch...

    THE WORLD’s ARCHITECTURE OF THE 2010’s (the First half) / The history of Architecture from Prehistoric to Modern times: The Album-30 / by Dr. Konstantin I.Samoilov. – Almaty, 2017. – 18

341113411234113341143411534116341183411934120341213412334124

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Презентация, доклад на тему Архитектура и искусство Древней Руси

Описание слайда:

Интерьер собора тоже значительно отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию. Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея. Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть). Интерьер собора тоже значительно отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию. Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея. Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть).

presentacii.ru

Искусство Древней Руси. 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель уроков по теме: знакомство с шедеврами русского зодчества и иконописи.

Цель вводного урока:

Дать общее представление об архитектурном облике и изобразительном искусстве Древней Руси как продолжательницы византийских христианских традиций

Определить значимость изучения культурных и исторических памятников своей страны, сохранения культурного наследия

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране. Д.С. Лихачев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Первое обращение к отечественной художественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение»

  • Запись темы и определение цели урока
  • (Слайд 1-3)
  • Комментарий к эпиграфу (28 ноября 2010 г. – 104 года со дня рождения академика Д.С. Лихачева, специалиста по культуре Древней Руси)

II. АОЗн по теме «Культура Средневековья»

(Христианство и его определяющая роль в развитии европейской художественной культуры)

? Чем обусловлены особенности средневекового европейского искусства? – Распространением христианства

? На смену какой эпохе пришло Средневековье? – Античности

? Центром средневековой христианской культуры стала – Византия

? Какому городу суждено было стать Новым Римом – Константинополю (ныне – Стамбул)

III. Повторение темы «Мир Византийской культуры»

(храм Софийский в Константинополе)

Слайды 4-5

? Назовите памятник архитектуры – Собор Святой Софии

Слайд 6

? Прокомментируйте название собора – Софии – премудрости

Слайд 7

? С какими событиями связаны следующие даты в истории собора?

  • 23 февраля 533 г. – 27 декабря 537 г. – начало строительства и освещение храма
  • 1453 год – обращение в мечеть
  • 1935 год – получение статуса музея

Слайд 8

? Прокомментируйте увиденное (храм-музей двух культур: христианские фрески и мозаики и мусульманские орнаменты и цитаты из корана на четырех больших щитах овальной формы)

? Чем представлено изобразительное искусство (фрески и мозаики в храмах, иконы – определение)

Слайд 9 Фрески и мозаики

Слайд 10 Базилика

? какой тип сооружения ранних христианских храмов вы видите на экране? – базилика

Слайд 11 Базилика

  • Бази́лика (греч. βασιλική – царский дом) – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
  • Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
  • Центральный неф – более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos – свод, арка), увенчанной полукуполом.

Слайд 12 Собор Святой Софии в разрезе

? Что появилось в храмовых сооружениях традиционных базилик – купол

? Как называют такой тип храма? – крестово-купольный

Слайд 13 Крестово-купольный храм

  • Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв.
  • Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

Слайд 14 Купольный храм

Крыша храма увенчивается куполом с крестом.

По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:

  • либо 1 купол,
  • либо 3 купола – по одному над храмом, алтарём и колокольней – во образ Троицы,
  • либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
  • либо 7 (священное число),
  • либо 13 – подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.

Слайд 15 Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.

Слайд 16 Успенский собор во Владимире. Современный вид.

Слайд 17 Шатровый храм

  • Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
  • Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
  • Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
  • Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

На слайде – Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Слайд 18 Православный храм

В Храме выделяются три части:

  • алтарь, содержащий жертвенник и престол,
  • средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом,
  • притвор.

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

Слайд 19 Алтарь

  • восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Слайд 20 Притвор

  • составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

IV. Фильм «Русская старина – архитектурный облик Руси»

(колокольный звон)

(Приложение 4)

V. Комментарий об утраченных памятниках.

  • сохранившихся 8994
  • утраченных 2912
  • только в Москве с 1932 года уничтожено более 420-ти памятников мирового значения.

VI. Сердце России, культурный центр Древней Руси – Москва

Слайд 21 Москва – третий Рим

Вы видите Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

  • Построена в 1696–1699 годы

Слайд 22 Воспоминания Д.С. Лихачева

  • В юности я впервые приехал в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда.

Слайд 23

  • Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке
  • Разрушена в 1936 году.

VII. Проблема сохранения памятников старины «Чудотворец вернулся»

Кремль – визитная карточка Москвы

Кто видел Кремль в час утра золотой, Когда лежит над городом туман, Когда меж храмов с гордой простотой, Как царь, белеет башня великан? (М. Лермонтов)

  • Возвращение культурных и исторических памятников – чудо, которое происходит.
  • Просмотр видеоролика «Чудотворец вернулся» (из программы «Вести»)
  • Исторический комментарий ученика 11 класса. Никольская башня Московского Кремля (Приложение 1)

VIII. Обсуждение творческих работ по тексту «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачева

(Приложение 2). Сочинения написаны на уроке русского языка (в рамках подготовке к ЕГЭ, часть С)

Чтение фрагментов сочинений, обсуждение

IX. Сохранение памятников

Слайд 24 Д.С. Лихачев

  • Возвращение к эпиграфу урока. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
  • Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое; это – и любовь к своему городу, своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей.

Слайд 25 Сретенский храм Бердска (слово представителю Церкви)

История храма и возвращения иконы (Приложение 3)

Слайд 26 Новый Сретенский храм

X. Премия Д.С. Лихачева

Слайд 27

Санкт-Петербургская премия имени академика Д.С. Лихачева присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России.

Премия была учреждена Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году – в Год академика Лихачева.

Премия присуждается по 4 номинациям:

  1. сохранение памятников истории и культуры;
  2. сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций;
  3. развитие краеведческого движения в России;
  4. пропаганда историко-культурного наследия России.

Премия включает специально разработанную Лихачевскую медаль и памятный диплом.

XI. Представление рисунков Д.С. Лихачева и учеников школы.

XII. Заключительное слово.

Слайд 28

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А. Пушкин

XIII. Домашнее задание.

Подготовка презентаций по теме «Архитектурный облик Древней Руси» (памятка даётся каждому)

Памятка

Обязательные элементы презентации по теме «Архитектура Древней Руси»

  1. История создания памятника
  2. Особенности архитектурного облика, внешнее и внутреннее убранство
  3. Судьба памятника до настоящего времени
  4. Памятник в оценке современников и потомков

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация - История Древней Руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

История Древней РусиЧасть 20ИскусствоДревней Руси

Слайд 2

Успенский собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли Древнерусская иконаНеоспоримые свидетельства Книжная сладость Русские храмы Храмы Владимиро-Суздальской землиПлан

Слайд 3

Неоспоримые свидетельстваНесмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает и расширяется.

Слайд 4

И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего за счет своей мощной духовной основы. А духовная сила и красота жизни обязательно отображаются в произведениях искусства.Петр Кончаловский. Новгород

Слайд 5

Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя Владимира, с новой силой засияла в Софии Новгородской, Софии Киевской, в других многочисленных древнерусских храмах, иконах, книгах, церковных песнопениях, праздниках церковных и народных, песнях народных, сказаниях, былинах, обрядах и обычаях.

Слайд 6

Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир и человек, прошедшее и будущее — все предстало перед нашими предками в новом освещении.

Слайд 7

Древнерусский мастер — художник, зодчий, книжник, — познавший Творца Бога, в духовном восторге сам творил новое, великое и чудное.Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Слайд 8

Древнерусские храмы, иконы и книги — самые яркие и неоспоримые свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких предков.Икона «Никола Липный», 12 век

Слайд 9

Книжная сладостьГлядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем, что больше всего радовало и окрыляло человека, что давало ему духовное наслаждение. В древнерусской литературе нет слов «удовольствие» и «прелесть» в современном понимании. Более того, слово «прелесть» тогда вообще не употреблялось в положительном смысле. Корень «лесть» означал ‘ложь’, следовательно, «прелесть» — это ‘ложь в превосходной степени’. Желая выразить чувство возвышенного и прекрасного, древнерусский писатель употреблял другое слово — «сладость».

Слайд 10

«Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием.

Слайд 11

Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто получал новые знания, а умел наслаждаться чтением.

Слайд 12

Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной сладостью».

Слайд 13

Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче меда», то есть слаще меда.Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос. X-XI в

Слайд 14

Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.

Слайд 15

Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился, но был как пчела — припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские».Рукопись Моления Даниила Заточника. Список XVI в.

Слайд 16

А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к святому, чтобы насладиться «медоточивыми речами», исходящими из уст его.Архангельское Евангелие 1092 г. ЗаставкаДополнительная иллюстрация

Слайд 17

Остромирово Евангелие 1056-57 гг.

Слайд 18

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Лука

Слайд 19

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Марк

Слайд 20

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Заставки

Слайд 21

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Буквицы

Слайд 22

Изборник Святослава (1073 г.)

Слайд 23

Изборник Святослава (1073 г.). Отцы Церкви (фрагмент)

Слайд 24

Фрагмент большого сиона из Софийского собора в Новгороде, 1108 г.

Слайд 25

Инициал В с изображением проповедающего Иоанна Предтечи миниатюра из Мирославова Евангелия 1180-90

Слайд 26

Заставка и буквицы из Евангелия XII в., нижний ряд - буквицы из Евангелия 1120 г.

Слайд 27

Русские храмыВместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство.Строительство Печерской церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 28

Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения — все это предназначалось для храма.Мозаика Десятинной церкви в Киеве

Слайд 29

Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя величественным и красивым храмом.Ярославль. Вид церкви Иоанна Предтечи. Виллие М.Я.

Слайд 30

Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собирались все люди на молитву: в праздники и в часы испытаний, в радости и в беде.Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. Сухова

Слайд 31

В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учились у греков не только каменному зодчеству, но и мозаичному искусству, и секретам фресок — настенной живописи храмов.София Константинопольская

Слайд 32

В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в середине ХI века наступил первый расцвет древнерусского храмового искусства. До сего дня радуют наш взор София Киевская и София Новгородская.София Киевская (1036-1043 гг.)ОткрытьОткрытьСофия Новгородская (1036-1043 гг.)

Слайд 33

Храмы Владимиро-Суздальской землиНовый расцвет — это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем — все это шедевры архитектуры, имеющие мировую известность. По свидетельству письменных источников и археологических исследований, в древности эти храмы были украшены прекрасными иконами, богатой утварью, светильниками и другими предметами прикладного искусства.

Слайд 34

Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь столетий назад.ОткрытьЦерковь Святых Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем ОткрытьГеоргиевский собор Юрьева-ПольскогоСпасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Слайд 35

Успенский собор во ВладимиреПервоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило в 1158–1160 годах.Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским

Слайд 36

Для великой святыни — чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии наименование «Владимирской», — князь Андрей Боголюбский решил воздвигнуть лучший на Руси храм.

Слайд 37

Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех земель».Успенский собор во Владимире. XIII в.Н. Усачев

Слайд 38

По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храму десятину от своих стад, от торговли, кроме того, город Гороховец и села.

Слайд 39

Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям.Торжественное шествие в Успенский собор. 1670-е гг.

Слайд 40

Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел.Владимир Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С.В.ЗаграевскогоВладимир Успенский собор во Владимире. 1158-1160. Реконструкция Н. Воронина

Слайд 41

Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, возвел величественный пятикупольный собор, который до сего дня является украшением Руси.Дополнительная иллюстрация

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева

Слайд 48

Фрески Успенского собора Владимира. 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный

Слайд 49

Слайд 50

Икона «Спас в силах» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей Рублев

Слайд 51

Икона «Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире Андрей Рублев

Слайд 52

Церковь Покрова на НерлиОдним из любимейших русских церковных и общенародных праздников стал праздник Покрова Божией Матери.Икона «Покров Божией Матери», Новгород, конец 14 века

Слайд 53

Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу. Основанием для установления праздника явилось предание, как святому Андрею, жившему в Царьграде в X веке, явилась Божия Матерь в храме. Люди молились об избавлении от неминуемой гибели от врагов, и Богоматерь распростерла Свой покров-омофор над народом.Икона «Покров Божией Матери» 15 век

Слайд 54

Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее от бедствий и всякого зла.Икона «Покров Божией Матери», Новгород, 15 век

Слайд 55

Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли.Храм Покрова на Нерли. Реконструкция

Слайд 56

Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове.

Слайд 57

Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки.

Слайд 58

Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты.

Слайд 59

«Церковь Покрова на Нерли, — писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, — является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

Слайд 60

Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рисунки.

Слайд 61

Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чудо русского искусства.

Слайд 62

Древнерусская иконаСлово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое почетное место в мировом искусстве.Апостолы Петр и Павел Конец ХI – начало XII вв. Новгород

Слайд 63

Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших вершин мастерства.Спас Нерукотворный Двусторонняя выносная икона. Византийская школа. Новгород Первая половина XII в.

Слайд 64

Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Владимир из Корсуня, когда шел в Киев крестить киевлян. Поэтому несколько столетий на Руси древнейшие иконы принято было именовать «корсунскими».Устюжское Благовещение Новгород 30–40-е годы XII в.

Слайд 65

Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца первых веков христианства на Руси.Икона преподобного Алипия, иконописца Печерского

Слайд 66

В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцами.Поклонение кресту 12 век

Слайд 67

Икона — не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона — преображенное и просветленное лицо, то есть лик.Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы) Новгород 12 век

Слайд 68

Иконы — это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир.Икона Божией Матери «Умиление» Начало XIII в. Происходит из Успенского собора Московского Кремля

Слайд 69

Красота иконы — особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи, но в духовной красоте, которую она отображает.Спас Нерукотворный Ярославль Первая половина XIII в.

Слайд 70

В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым изнутри светились лица святых. На иконе этот свет изображается символическим нимбом — сиянием.Святые Борис и Глеб 12 век

Слайд 71

Цель иконы — возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона достигала своей цели.Икона Божией Матери XIII век Псков

Слайд 72

Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский народ любил и почитал святые иконы.Спас Вседержитель Тверь (?) Конец XIII в.

Слайд 73

Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века, во времена величайшего иконописца Руси — Андрея Рублева.Троица Андрей Рублев Около 1411 г.

Слайд 74

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь — Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России

lusana.ru

Презентация "Художественная культура Древней Руси"

Презентация на тему: Художественная культура Древней Руси

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Художественная культура Древней Руси

№ слайда 2 Описание слайда:

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. Проявлениями языческого культа были обрядовые празднества - календарные, т. е. связанные со сменой времен года, и внекалендарные, вызванные эпизодическими событиями - свадьбой, похоронами и т. п. Язычество - это своеобразная форма освоения человеком природы. Возникнув в глубокой древности, оно не было застывшим, а постоянно развивалось, менялось, совершенствовалось.На первом этапе языческой культуры славяне «клали требы упырям и берегыням, т. е. приносили жертвы злым и добрым духам, действовавшим по их представлениям в окружающем мире. К злым духам относились упыри - вампиры, оживающие мертвецы, оборотни. Упырям противостояли добрые духи - берегыни, и люди старались им помочь путем заклинаний и ношения амулетов - оберег. Злым духам славяне также ставили подношения с тем, чтобы умилостивить их.

№ слайда 3 Описание слайда:

На втором этапе языческой культуры славяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам». Род и рожаницы представлялись в виде божеств плодородия. Род был творцом вселенной. Он вдувал в людей жизнь, повелевал небом и стихиями. Рожаницы- богини плодородия. У Рода были «помощники» - Ярило и Купала. Ярило олицетворял собой весну и представлялся в виде красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне. На третьем этапе языческой культуры славяне стали поклоняться многим богам. Небом стал «владеть» Сварог, которого считали верховным властителем вселенной. Сыном его считался Сварожич - бог огня и покровитель кузнечного дела. Почитался славянами бог Волос, или Велес, - покровитель скота и скотоводов. Считалось также, что Велес способствует обогащению людей. Эта его функция позднее выдвигается на первое место. Покровителем воинов был Перун. В эпоху военной демократии Перун «захватывает» верховную власть над языческими богами, вытесняя Сварога. Прежде Перун считался покровителем грома и молний.

№ слайда 4 Описание слайда:

Религиозные верования древних славян были непосредственно связаны с формированием различных элементов культуры. Поклонение языческим идолам сопровождалось ритуалами, которые не уступали в пышности, торжественности и воздействии на психику христианским обрядам. Культовым действом руководили жрецы - волхвы. Эти обряды и языческие празднества способствовали развитию основных форм народного творчества - фольклора, зачатков музыкального, драматического и танцевального искусства. В ходе обрядовых празднеств пелись песни, произносились заговоры и заклинания, устраивались массовые пляски и хороводы, совершались драматические действия с участием ряженых, пение и танцы сопровождались игрой на несложных музыкальных инструментах - гуслях, дудках, рожках и бубнах.

№ слайда 5 Описание слайда:

У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, трудовые песни, сказки, предания и легенды, в которых воплощались народные представления об историческом прошлом. К числу таких преданий восточных славян можно отнести легенду о Кие, Щеке, Хориве и основании ими Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи и многие другие.Имеющиеся в научном распоряжении материалы позволяют получить общее представление о культуре древних славян, о тех основных ее элементах, которые стали в дальнейшем источником культуры единой древнерусской народности.

№ слайда 6 Описание слайда:

Главными божествами восточных славян являлись:Перун – бог грозы и войныРод – божество вселеннойДаждь-бог (Ярило, Хорос) – божество солнцаВелес – бог скота и богатстваСварог – бог огняМокошь – богиня земли и плодородия

№ слайда 7 Описание слайда:

Кроме переводных греческих и византийских произведений, на Руси возникают свои литературные произведения. Возник особый вид исторического сочинения - летопись . На основе погодных записей важнейших событий составлялись летописные своды. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет».Князь Владимир Мономах – автор «Поучения детям», первого в истории русской литературы сочинения мемуарного характера. Первый митрополит из русских Иларион написал «Слово о законе и благодати» – историко-философское произведение. Русские люди совершали длительные путешествия в различные страны. Некоторые из них оставляли путевые заметки и описания своих походов. Эти описания составили особый жанр – хождение.

№ слайда 8 Описание слайда:

Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников. Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно.Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм.

№ слайда 9 Описание слайда:

крестово-купольный храм.

№ слайда 10 Описание слайда:

крестово-купольный храм.

№ слайда 11 Описание слайда:

Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, уже на заре русского церковного зодчества, наметившийся отход от византийских канонов и поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Уже в одной из самых первых русских каменных церквей - Богородице Десятинной в Киеве - наметились такие нехарактерные для Византии черты: многокупольность (25 куполов).

№ слайда 12 Описание слайда:

Жемчужиной древнерусской архитектуры является тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. Построен он был между 1037 и 1051 гг., когда Ярослав Мудрый развернул бурную строительную деятельность. Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии, центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах.

№ слайда 13 Описание слайда:

Софийский собор в Киеве

№ слайда 14 Описание слайда:

Дмитриевский собор во Владимире – памятник русской архитектуры. Первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные тектоника и пропорции одноглавого 4-столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность.

№ слайда 15 Описание слайда:

В период феодальной раздробленности намечаются и различия в архитектуре отдельных княжеств. В связи с этим в ответе целесообразно дать их краткую характеристику:Архитектурные постройки Галицко-Волынского княжества плохо сохранились и известны только по археологическим раскопкам. Особенностью архитектуры этой земли было соединение византийско-киевской композиции с элементами романского убранства.После установления в Новгороде республики прекратилось княжеское строительство. Заказчиками строительства были бояре, купцы и жители города. Это обусловило упрощенность построек.Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Признанным шедевром владимирской архитектуры стала построенная в 1165 г. церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь.

№ слайда 16 Описание слайда:

Покрова-нА-Нерли – церковь во Владимирской области, выдающийся памятник Владимиро-Суздальской школы. Построена в 1165 году, в полутора км от Боголюбово. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы, пластической обработкой стен. Резной убор храма, над которым трудились 13-14 мастеров прост и немногосложен. В резьбе храма складываются начала владимирского стиля. Храм Покрова-нА-Нерли – в точности повторяет собор Рождества Богородицы в Боголюбском замке. Храм – памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея Боголюбского – Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Первый на Руси храм, посвященный новому празднику – Покрову Богородицы. Простота облика определила его царственную красоту и силу. Внутреннее убранство – фрески не сохранялись.

№ слайда 17 Описание слайда:

Покрова-нА-Нерли

№ слайда 18 Описание слайда:

Успенский собор во Владимире – памятник Владимиро-Суздальской школы. Построенный в 1158-1160 гг., он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесанного камня по заказу Андрея Боголюбского. Первоначально собор был шестистолпным, трехнефным, одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов. После перестройки собор стал пятиглавым, пятинефным, трехапсидным.

№ слайда 19 Описание слайда: № слайда 20 Описание слайда:

Русская изба:Красный угол – в русской крестьянской избе угол, в котором висят иконы и стоит стол. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. Войдя в дом, гость прежде всего крестился, обратившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяевами.ГорницаСвятилищеЧертокКульбищеГрибницаПрирубИстобаГолубицаБабий уголНаряд

№ слайда 21 Описание слайда:

Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.

№ слайда 22 Описание слайда:

К сожалению, иконопись Древней Руси домонгольского периода в силу бурных исторических событий до наших дней дошла очень плохо. Известно не более трех десятков таких икон. Самой древней из них считается «Владимирская богоматерь», созданная в начале XII в. Известны также «Успенское Благовещение», «Богоматерь Знамение», «Ангел златые власы» и некоторые другие, написанные в XII - начале XIII вв.Поскольку иконопись пришла на Русь из Византии, живописная (цветовая) ее сторона сначала напоминала византийскую. Искусство Византии, в силу исторических условий его возникновения, было, в отличие от искусства Руси, аскетичным, что проявилось в цвете. Для византийской живописи характерны три основных цвета: красный, синий и зеленый. Красный цвет понимался как цвет Божественной творческой активности, голубой - как символ устремленности мира к Богу (цвет неба), зеленый - как символ гармонии всего Божественного Бытия.

№ слайда 23 Описание слайда:

Богоматерь Владимирская

№ слайда 24 Описание слайда:

Православная русская икона - полностью заслуга Руси. Основными в русской иконописи стали все семь цветов радуги. Семь цветов радуги соответствуют семи дням Творения, семи таинствам христианства. Особое значение имеют в иконописи белый цвет и цвет золота, Это символы Божественного Света, царственной славы и достоинства. Следует отметить и такую характерную особенность древнерусского искусства, как отсутствие авторства. Это связано с византийским пониманием процесса художественного творчества как божественного откровения. Не художник - автор произведения, а Бог, вдохновивший его на создание картины. Личность художника в данном случае не важна. В силу этого имена художников, создавших шедевры древнерусской живописи, неизвестны. До наших дней дошло только имя Алимпия Печерского - автора мозаики Успенского собора Киево-Печерской лавры, жившего на рубеже XI-XII вв.

ppt4web.ru