Общественные организации древнего египта. Культура социальной организации и регуляции Древнего Египта: хозяйство, власть, социальная структура и ее ценности. Реформа Эхнатона и ее культурное значение. Памятники культуры.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет: социальная организация, государство и право. Общественные организации древнего египта


Махашвили билеты 1 курс / Махашвили / 8

№8

Основные различия в жизни общества и искусстве каменного века и древнейших цивилизаций.

Живопись

Отсутствие композиции

Изображения более схематичные

Сочетание статичных и динамичных фигур в изображении.

Также для живописи каменного века характерно:

Живопись несет религиозное обрядное значение

Изображения людей и животных условны.

Отсутствие перспективы в изображении

Стилизация : в первобытности:

туловище животного большое, маленькая голова, нитевидные человеческие фигурки, воплощающие собой деятельную активность ; в Древнем Египте : у изображаемых людей нет сходства с реальными, не выявлены характерные черты, несущие индивидуальность.

Плоскостной метод изображения

Скульптура

Предельный схематизм форм

Утрирование некоторых частей тела ( это связанно с культом богини- матери , символизирующей плодородие)

ромбовидные фигурка, суженная вверху (голова) и внизу (ноги), и широкая в средней части (живот и бёдра).

Обретение антропоморфных черт (представление божества в образе человека)

Архитектура

Характерно:

Постройки носят культовый характер

Эстетическое осмысление построек древними людьми

Присутствие композиции

Сделаны без помощи технологий

В каменном веке появился четкий композиционный замысел с симметрией, ритмом и соподчиненностью элементов.

Общество. Каменный век

В данном периоде широкое использование технологий впервые значительно повлияло на человеческую эволюцию. Ареал обитания человека расширился от саваннВосточной Африкидо всех уголков остального мира. В конце каменного века произошло одомашнивание некоторых диких животных и началась выплавка медной руды для производстваметалла. Каменный век относится к доисторическому периоду человеческого развития, так как в это время человечество ещё не научилось писать (что характеризует традиционное начало исторического летосчисления).

Нам известно, что на развитие древних сообществ оказывало влияние множество различных факторов, таких как сельское хозяйство, религия или организованные поселения, а каменные орудия были одним из инструментов, которые в настоящее время не могут полностью отражать уровень развития древнего общества, его верования и быт

Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах, таких как племена и занимались собиранием растений и охотой на диких животных

Общественная организация в древнем Египте

Во главе государства стоял фараон. Ниже фараоном ступеньку в общественной иерархиизанимали высшие чиновники. Обычно фараон назначал на эти должности своих сыновей идочерей или других родственников. Среди чиновников отличался главный «министр» – чате. Он занимал высшую административную должность в стране иотчитывался только перед фараоном. Ниже стояли правители номов.На их плечи ложилась вся сложнейшая система управления строительствомпирамид, каналов, оросительной системы, в целом жизнью общин, входивших в номов. Войском руководили военачальники. Уважительными чиновниками были писцы. Они имели много обязанностей: записывали решения,приняты фараоном, определяли уровень воды в Ниле во время наводнения и в водохранилищах.Также писцы должны были проверять границы полей после разливов реки,учитывать урожай, осуществлять контроль за количеством скота, вина и др.Иногда они составляли соглашения, писали личные письма, записывали ритуальные слова и молитвы. На их плечи ложилось определения и сбора налогов.

Подавляющую часть жителей Древнего Египта составляли свободные земледельцы. Они объединялись для возделывания земель, строительства и использования оросительной системы,образуя земледельческие общины. Именно земледельцы выполняли большое количество обязательных работ: сооружали пирамиды, дворцы, гробницы. Еще одним их обязательством перед государством была служба в армии фараона. Важным звеном в общественной жизни были ремесленники, которые обеспечивали жителей Египта всем необходимым.

Рабов называли «живые мертвые» или «живые для убийства». Такое название говорит о том, что сначала это были военнопленные. Рабами также могли стать обедневшие крестьяне задолги на определенное время, и преступники. Преимущественно рабов использовали на тяжелых работах в земледелии, рудниках, армии. Рабство не всегда было пожизненным. Рабы-иностранцы мачтали получить свободу, вступивв армию. Египетские крестьяне, попавшие в рабство за долги, становились свободными,отработав их.

studfiles.net

социальная организация, государство и право — КиберПедия

 

Государство и право Древнего Египта

В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей — "номов", т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство. Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их "рабами храма". Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет.Позже объединились и южные номы в Верхний Египет. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства. В период т.н. Раннего царства произошло насильственное объединение всего Египта (предположительно в 3200 г. до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом). Столицей объединенного Египта стал г. Тенис.

С 3200 г по 2800 г. до нашей эры страной правили цари первых двух династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но только к началу правления 3-й династии объединение севера и юга приобрело реальный характер.

Период с 2700 г. по 2400г. до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством. В этот период сложилась централизованная бюрократическая монархия, которая вела войны с соседними странами. Создается всеегипетская ирригационная система, воздвигаются пирамиды и храмы. После 6-ой—1-ой династии начинается распад Египта. С фиванской династии начинается период Среднего царства (2160—1750 гг. до нашей эры). Египет снова стал централизованным государством.

В середине 17 века до нашей эры Египет потрясло восстание крестьян и рабов, в результате которого царская власть и его управление было ликвидировано.

Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали гиксоны - воинственные племена с севера, владычество которых продолжалось около 150 лет. После изгнания гиксонов сложилось Новое царство (18—20 династии), просуществовавшее с 1580 г. по 1100 г. до нашей эры , была восстановлена былая мощь Египта. Но внутриусобица привела к тому, что в 523 г. Египетское государство было завоевано Персией. В 322 г. до нашей эры он был включен в состав Монархии А. Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен к Риму в качестве одной из провинций. Иногда этот период 322г. до нашей эры называют Греко-Римским. С X династии царствование становится наследственным.

Общественный строй

Господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется 3-мя условиями:

· древностью рода;

· величиной землевладения;

· и занимаемой должностью.

В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое положение.

В период Среднего царства она упрочивает свои "отцовские" (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии. В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена , с одой стороны , примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой.

Бюрократия в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной.

Основная масса сельского населения сохраняет личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах).

Возрастает значение рабского труда. Источниками рабов были военнопленные, кабальные договоры.

 

7. Правовое положение социальных слоев населения Древнего Вавилона.

 

cyberpedia.su

хозяйство, власть, социальная структура и ее ценности. Реформа Эхнатона и ее культурное значение. Памятники культуры. — МегаЛекции

Хозяйство

Главным занятием населения было земледелие. Земледелие всецело зависело от орошения. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижними назывались те, которые затоплялись во время разлива Нила. Для орошения этих полей создавались водохранилища, которые заполнялись водой во время разлива, а в сухое время года вода оттуда самотеком поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Разбросав по полю посевное зерно, пускали затем на пашню скот, чтобы он копытами затоптал зерно в землю. При молотьбе тоже использовали скот: гоняли его по снопам, и он копытами вымолачивал зерно. Государственным характером хозяйства определялось и положение крестьянина. Он жил своим домом со своей семьей и вел свое хозяйство, но даже быков для обработки земли он получал от государства на время. От государства он получал и зерно для посева. Зато и урожай фактически находился в распоряжении государства: крестьянину оставляли столько, сколько было необходимо для жизни его семьи, а остальное шло на государственные склады. В Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства — в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах — на полях фараона и храмов, на строительстве оросительных систем, пирамид и храмов.

Скотоводство занимало важное место в экономике Древнего Египта.Египтяне разводили овец,свиней,коз,крупный рогатый скот.

Меньшее значение,чем скотоводство,имело птицеводство.Это были утки,гуси,голуби и журавли.Как правило,в любой гробнице,которая относится к Древнему и Среднему царству,находятся изображения,на которых прослеживается весь процесс земледелия:вспахивание,посев,жатва,обмолот,погрузка зерна на ослов,сдача в зернохранилище. А также изображения пастухов,гонящих быков,коров,телят,ослов.В Дельте были большие пастбища,хорошо орашаемые водой.Из-за этого она считалась главным районом скотоводчества в Египте.

Власть

В Древнем Египте власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного происхождения, сыном Солнца. Его имя нельзя было произносить вслух. Фараон означает «высокий дом». В официальном обращении его следовало называть в третьем лице. Решения фараона по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для него сооружались колоссальные усыпальницы – пирамиды, строительство которых велось десятки лет и поглощало огромные материальные и людские ресурсы. Лишь немногие удостаивались высокой чести – целовать башмаки фараона. Чиновники низшего ранга приближались к его особе на животе, ползком. Перед лицом деспота даже знатные люди были на положении рабов, в любой момент по его произволу они могли потерять жизнь, имущество. Все, что ими было приобретено, считалось результатом милости фараона. Культ личности фараона поддерживали знать, жрецы, чиновники. При фараоне главным вельможей и управителем был визирь (джати). В Древнем царстве это был градоначальник. Позднее его полномочия расширились. Он руководил чиновничьим аппаратом, ведал организацией общественных работ. В некоторых древнеегипетских памятниках визирь назывался «начальником всего государства Севера и Юга», так как он ведал управлением, судом, был истолкователем повелений фараона. Власть его имела необъятный характер. При участии джати разбирались тяжкие преступления высших должностных лиц.

Социальная структура

В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.

Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели и сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.

Крестьяне

Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Почвы долины Нила давали хороший урожай, особенно после разлива реки, когда на берегу оставался плодороднейший ил. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников.

Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать людей — отбирать часть созданных ими продуктов труда. В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства. Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, строить каналы и дамбы для орошения земель.

Царские хемуу

Основой основ древнеегипетского общества были «царские хемуу». Эта категория являлась основной в древнеегипетской социальной структуре и без её изучения невозможно составить сколько-нибудь полное представление о египетском социуме вообще. Однако доступный материал ещё достаточно скуден.

Царские хемуу в эпоху Среднего царства охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне. По достижении определённого возраста, они распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали в царских и храмовых хозяйствах, но и частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа. Женщины этого же слоя были садовницами, пряхами, служанками.

 

Хемуу являлись «рабами» не своего непосредственного господина, а «рабами царя», и только в таком качестве могли быть собственностью (в древнеегипетском понимании) частных лиц.

В живописи царские хемуу изображаются в обычной египетской рабочей одежде и с обритой головой. Есть изображения не лишённых волос и даже украшений, волосы женщин иногда убраны под платок. Внешний вид этих людей зачастую ничем не отличается от внешнего вида членов семьи господина, однако на изображениях хемуу заняты какой-либо работой.

Термин «царский ḥmw» также иносказательно использовался для обозначения высокопоставленных лиц приближенных к царю.

megalektsii.ru