Поселение древней руси. Сельские поселения и города Древней Руси. Градостроительство, фортификация, жилища, виды архитектурных сооружений.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.Происхождение славян. Заселение славянами территории будущей Древней Руси. Племенные союзы восточных славян. Поселение древней руси


Сельские поселения и города Древней Руси. Градостроительство, фортификация, жилища, виды архитектурных сооружений.

Сельские поселения известны в письменных источниках ХI-ХIII вв. под терминами «селище», «погост», «село» и др. К сельским поселениям нами отнесены, во-первых, все поселения открытого типа, то есть неукрепленные, которые являлись наиболее распространенным видом сельского поселения рассматриваемой эпохи; во-вторых, городища первых веков нашей эры, заселенные в Х-ХIII вв. славянами, а также небольшие по размерам городища, представлявшие собой укрепленные усадьбы феодалов; причем хозяйственной основой этих поселений являлось сельскохозяйственное производство. Судя по археологическому материалу, к владельческим поселениям могут быть отнесены городище Березовец, Стерженский городок, Бельковское и Городецкое городища Калининской области, городище «Княжева гора» Новгородской области, городища Ждамирово, Желохово Калужской области и ряд других. Сельское население концентрировалось в основном на сравнительно небольшой территории с более плодородными аллювиальными почвами; это были речные долины, к тому времени уже в значительной мере лишенные крупных лесов и в связи с лучшими естественными условиями мелиорации не подвергавшиеся заболачиванию. Значительная концентрация земледельческого населения в определенных районах в свою очередь свидетельствует о преобладающей роли пашенного земледелия в хозяйстве древнерусской деревни.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены. По всей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII в., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки", по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель. Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов. В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром - кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы).

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь. Характерной чертой архитектурных сооружений на Руси, как и в Византии, была монументальность. Поселения V -VI вв., не вызывающие сомнений в их славянской принадлежности. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Выяснилось, что на территории южной ветви восточных славян жилища соору­жали из дерева, а их пол был ниже уровня земли. Такие жилища в литературе принято называть полуземлянками, хотя иногда они углублены настолько незначительно, что почти целиком возвышаются над поверхностью. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. В северной части восточно-славянского ареала строили наземные срубные дома с дощатым полом. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. В 996 г. Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. В летописи имеется свидетельство, что в Киеве уже в 945 г. существовал каменный терем при княжеском дворце. Очень возможно, что терем был возве­ден византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики - цемянки - и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один - промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора. Такая кладка, называемая обычно кладкой со скрытым рядом, имела как производственно-техническое, так и художественное значение, обеспечивая возможность живописно-декоративного оформления фасадов. Софийский собор был заложен в 1037 г, а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.

Софийский собор - большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее - схема вписан­ного креста). С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи.

Кресто́во-ку́польный храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).

Культурное влияние средневековой Киевской Руси прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров

 

megalektsii.ru

Trojden | Города и сёла Древней Руси: Данилевский И. Н.

Всё население Древней Руси не превышало количества жителей современной Москвы. Преобладали небольшие поселения, насчитывавшие всего несколько дворов, — деревни и сёла. С IX века на Руси появляются города. Городом в Древней Руси называли всякое поселение, укреплённое и ограждённое (откуда и пошло само слово «град, город»). Это были настоящие крепости, за стенами которых можно было найти убежище от неприятеля. В них жили племенные князья с дружинами. Рядом, в посаде («окольном городе»), селились ремесленники и торговцы. Первые древнерусские города — Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Изборск, Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром и Любеч. Население городов было немногочисленным. В них проживали от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самыми крупными были стольные города — центры самостоятельных земель-княжеств.

От городов отличались так называемые пригороды. Их также окружали «городские» укрепления, но в пригородах отсутствовал очень важный признак настоящего города — собственное вече. Поэтому все решения городского веча были обязательны и для пригородов.

Князь и дружинники обычно жили отдельно от других горожан, в княжеской резиденции (на княжеском «дворе»). Впоследствии такие владения станут наследственными и будут называться вотчинами (или «отчинами» — от слова «отец»). Вотчина была основой княжеского (а потом, когда такие же владения появятся у старших дружинников, — и боярского) хозяйства.

1. Занятия горожан

Основными занятиями большинства горожан были ремесло и торговля. Однако торговцам и ремесленникам, чтобы прокормить себя и свои семьи, приходилось заниматься и подсобным сельским хозяйством, охотой, рыболовством, бортничеством. Только часть продуктов питания и сырья, необходимого для ремесленного производства, они закупали в близлежащих сёлах и деревнях.

Вече. Художник А. М. Васнецов

Вокруг городов (а часто и в самих городах) располагались сады и огороды. Чуть дальше находились поля, засеянные зерновыми культурами, и пастбища, на которых горожане пасли свой скот.

2. Место и роль городов в Древней Руси

Древнерусские города являлись центрами государственной, общественной, экономической и духовной жизни Руси. Большое значение для их развития имела международная торговля. Однако ею занимались лишь знатные и богатые. Князья также участвовали в торговых делах. Многие из них доверяли свои товары купцам. Другие имели своих представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света. Кроме того, важным источником княжеских доходов был сбор мыта (пошлины) с торговых людей.

Каждый город являлся центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных пригородов и смерды (так называли в Древней Руси крестьян) из деревень и сёл, чтобы продать плоды своих трудов и купить товары, необходимые в хозяйстве.

Вот как описывает современный историк торговлю в древнем Киеве:

«В Киеве главный торг располагался на Подоле, под горой, у впадения реки Почайны в Днепр. У причалов Почайны белели паруса многочисленных кораблей, сновали лодки-однодеревки. В торговых рядах сидели греки и болгары, евреи и поляки, немцы и чехи, армяне и арабы, варяги и скандинавы. Товары лежали на причалах и в амбарах, ими были завалены лавки на площадях Красной и Житной, на улицах, идущих от воды вверх по Подолу. На жердях купцы с севера развешивали песцовые, собольи, куньи меха, греки и арабы развёртывали паволоки (дорогие ткани), прямо на земле на тряпицах раскладывали драгоценные камни, браслеты, ожерелья. Весь торг был заполнен изделиями киевских умельцев. Сияла на солнце посуда из серебра, отделанная чеканным узором, радовали глаз тиснёные серебряные колты (подвески к головному убору), золотые украшения с перегородчатой эмалью, украшенные тончайшей сканью серьги, изделия из чернёного серебра. Рядами стояли гончарные поделки — кувшины, черпаки, амфоры, корчаги. Сюда же приносили труды своих рук кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники, прочий ремесленный люд...» Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времён до конца XVII в. М., 2001. Кн. 1. С. 89.

На основе прочитанного определите, какими видами ремёсел занимались на Руси. Попробуйте установить, с какими странами велась торговля.

Города Древней Руси играли ведущую роль в развитии связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими болгарами, с католическими государствами Западной Европы. В Скандинавии Русь даже называли Гардарикой — «страной городов».

3. Деревни и сёла

Однако самым распространённым видом поселений на Руси были деревни и сёла. Сёлами именовались центры княжеских или боярских вотчин. На ранних этапах истории Древней Руси в их состав входили только двор владельца и жилища его слуг. Позднее в сёлах стали появляться хозяйства зависимых крестьян.

Обязательной принадлежностью села был храм (церковь), куда собиралось на религиозную службу всё окрестное население (церковный приход). Село, не ставшее церковно-приходским центром, называлось сельцом.

Крестьяне жили в деревнях, или весях, — поселениях из одного или нескольких дворов. Деревни, как правило, располагались на небольшом расстоянии друг от друга. Жители одной или нескольких близлежащих деревень составляли территориальную самоуправляющуюся крестьянскую общину — вервь.

Особое место среди сельских поселений занимали погосты. Так назывались центральные посёлки общинной территории, центры местного управления и места, в которых велась торговля. Позже погосты приобрели и ритуальное значение: там строились церкви и отводились места для кладбищ.

Вспомните, какие места первоначально называли на Руси погостами.

4. Занятия сельских жителей

Жизнь в деревне была непростой. За недолгие летние месяцы крестьянину надо было успеть распахать землю, засеять её и собрать урожай.

Начало сельскохозяйственных работ на Руси приходилось на конец апреля — первую половину мая. Заканчивали собирать урожай в конце сентября. В эти месяцы крестьяне работали не покладая рук, от восхода до заката солнца. И, несмотря на это, почти никогда не удавалось запасти вдоволь кормов для скота на долгую зиму.

Дети помогали взрослым в поле и занимались сбором ягод и грибов, которые заготавливались на зиму.

Зато зимой наступал период, когда жизнь в деревне замирала. В это время главным было — дожить до весны, используя летние припасы. Длинными зимними вечерами женщины и девушки, собираясь вместе, пряли из льна и шерсти нить, ткали из неё ткани и шили себе одежду, мужчины изготавливали нехитрую кухонную утварь из глины, делали сети для летней ловли рыбы, из луба и бересты плели лапти и корзины. Металлические же орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования, приходилось покупать у ремесленников, заезжавших из соседних городов.

Самыми распространёнными видами поселений на Руси были деревни и сёла. Немногочисленные города являлись центрами управления, культуры, торговли и ремесла.

5. Княжеское хозяйство

Княжеские вотчины располагались рядом с крупными городами. Со временем вокруг них начали появляться и вотчины бояр, число которых постепенно росло.

Князя и его дружину надо было кормить, поить, одевать и вооружать. Всем этим занимались княжеские слуги — холопы. Так в Древней Руси называли всех тех, кто служил другому человеку, был зависимым от него.

Вспомните, кто в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима был свободным, а кто — полностью зависимым.

Холопы были разные: полностью или временно зависимые. Полностью зависимые «обельные холопы» (рабы) составляли значительную часть людей князя. Кто становился обельным холопом? Или пленники, или прежде свободные общинники, добровольно продавшие себя в рабство. Другой частью княжеских холопов были временно зависимые люди: закупы и рядовичи.

Кто же такие закупы? Одни из них — и таких было большинство — занимались сельским хозяйством. Они пахали поля и собирали урожай. Другие готовили пищу для князя и дружины, ухаживали за их одеждой, присматривали за конями, занимались бортничеством, солеварением, рыболовством, разводили овец и свиней, пасли княжеских коней. Многие слуги (сокольники, ястребники, псари, бобровники) обслуживали «охотничье хозяйство». Кроме того, среди дворовых холопов князя были ремесленники: кузнецы, оружейники, кожевники, ткачи, гончары, портные и ювелиры.

Закупами становились свободные крестьяне-общинники и горожане, нанявшиеся на службу или попавшие в долговую зависимость (получившие от князя купу — отсюда и слово «закуп»: буквально — «человек, отрабатывающий долг»).

Закупы имели своё имущество. Они обладали целым рядом прав. Господин не мог их обижать и продавать. Если закуп отдавал хозяину свой долг, то вновь становился свободным. Если же закупа уличали в воровстве хозяйского имущества, он превращался в обельного холопа. О положении закупов (а также других категорий населения княжеского хозяйства) повествуют законы, собранные в «Русской Правде». (Вспомните, что это такое.)

Рядовичами называли зависимых людей, которые по договору (ряду) поступали на службу к князю или боярину (вспомните русское слово «подрядиться»). Рядовичи управляли господским хозяйством. Самой важной и почётной считалась должность огнищанина — старшего управляющего. Ему подчинялись тиуны и ключники, следившие за порядком.

Огнищане, тиуны и ключники жили на княжеском дворе и были зажиточнее многих свободных людей. Слуги князя освобождались от всех общегосударственных налогов и повинностей. За службу они получали земельные наделы, на которых вели обычное крестьянское хозяйство, они занимали более высокое общественное положение, чем простые свободные крестьяне.

Вопросы и задания

1. Какие виды поселений существовали в Древней Руси? Дайте их характеристику.

2. Расскажите о занятиях сельского и городского населения.

3. Что было общего в положении горожанина и жителя сельской местности? В чём состояли различия?

4. Дайте определения терминам: посад, смерд, вервь, холоп.

5. Что могло удивить европейца в русском городе, а что — в деревне?

6. Какие категории населения Древней Руси вам известны? Попытайтесь охарактеризовать положение свободных и зависимых людей.

7. Используя дополнительную литературу (см. список в конце учебника), подготовьте выступление на тему «Путешествие в древнерусский город».

Примерный план: 1) внешний облик города; 2) общественные строения и дома; 3) население, его деятельность; 4) быт и одежда горожан; 5) досуг горожан.



trojden.com

II Поселения эпохи Древней Руси на территории Лоевского района

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

В IX-XIII вв. абсолютное большинство населения на территории современной Беларуси проживало в сельской местности. В отличии городов, которые (вместе с другими функциями) являлись ремесленными и торговыми центрами, сельские поселения концентрировали сельскохозяйственное производство – земледелие и животноводство, а так же промыслы – (охота, рыболовство, бортничество и др.).

До недавнего времени круг источников по истории сельских поселений был ограничен очень немногими памятниками письменности, и во первых – летописными известиями. И только последние три – четыре десятилетия этот круг стал заметно расширяться за счет археологических памятников – поселений и городищ. Поселения выявлены повсеместно, где проводились разведки. При этом количество их находится в прямой зависимости от того, насколько тот или иной регион исследован в археологических отношениях. Большинство поселений открыто там, где имелись урожайные земли, леса и воды. Исследованиями установлено, что в X – XIII вв. Происходит уменьшение размеров поселений, что скорее всего было связано с ростом феодального землевладения, захватом общинных земель и порабощением свободных крестьн феодалами.

Археологическими памятниками неукрепленных поселении являются селища. Изучение этих памятников на территории Беларуси началось по сути только в послевоенные годы.

Неукрепленные поселения Беларуси размещались, как правило, по берегам рек и озер. В речных и озерных долинах были удобные участки для земледелия, а также необходимые удержания домашних животных луга и пастбища.

Некоторые поселения IX – XI вв. возникали на месте селищ раннего железного века. Отдельные из них существовали очень не долгое время, случалось, всего несколько десятков лет. Время существования других продолжался 4 – 5 , а иногда – 6 – 7 [3, c. 110 – 122].

Сельские поселения и могильники – самая многочисленная категория памятников любого славянского региона. Гомельское Поднепровье не является исключением. Русь была аграрной страной с абсолютным преобладанием сельского населения. Степень изученности сел еще явно отстает от изученности курганов и поселений городского типа [19, с. 32]

Что касается укрепленных поселений эпохи Древней Руси, то они были представлены феодальными усадьбами, городищами – хранилищами, пограничными крепостями и др.

Наиболее характерными для территории Беларуси останками оборонительных сооружений являются городища, тесно связаны с охранными свойствами природного рельефа местности [3, c. 116].

Не является исключением и Лоевский замок. Известный белорусский историк М. А. Ткачев в 1980 г. определил место нахождения Лоевой Горы. На восточном и южном склонах была выявлена лепная керамика милаградской культуры, гончарная керамика раннего средневековья. Находки дали М. А. Ткачеву основание для мнения, что восточнославянское поселение Лоева Гора существовало уже в XI – XIII столетиях. На этом месте в 1956 г. Был построен Дом культуры. М. А. Ткачев сделал графическую реконструкцию замчища, на котором когда – то размещался Лоевский замок [ приложение Б].

Это поселение возникло в XI в. На живописном высоком правом берегу Днепра возле его слития с Сожем. Днепровские кручи и широкое течение рек защищало его с севера и с востока, потому местный деревянный замок, который позже здесь возник, имел искусственные укрепления с юга и запада [23, c.32].

В 1950-х гг. Ю.В. Кухаренко, П.Н. Третьяков и Л.Д. Поболь исследовали остатки общинного центра в Чаплине на Днепре. Он существовал в роменское и древнерусское время на месте раннего городища [25, с. 9–62]. ].

Судя по раскопкам в Чаплине, в состав домашнего стада входили свинья, крупный и мелкий рогатый скот, лошадь, использовалась собака. Охота велась на благородного оленя, кабана, лося, зубра, медведя, бобра, косулю [29, с. 200].

Датирующие находки Чаплина показали, что первые восточнославянские поселенцы появились здесь в VIII – первой половине IX вв. К их культуре относится серьга «аварского» типа. Прочие предметы имеют начальной датой начало, первую половину или середину X в. (дирхам 903 г., подковообразная фибула, крестопрорезной бубенчик, шиферные пряслица и др.) . На поселении нет предметов, вошедших в обиход в XI в. и позднее. По сочетанию датирующих предметов с находками роменской лепной и раннекруговой керамики, Чаплин может быть отнесен к IX–X вв. [19, c. 38].

Поселения на территории Лоевского района так же были выявлены в деревнях:

Острова, (Малиновский сельсовет). Городище в трех км на юго-восток от деревни, в урочище Рудовец. Площадка 90 х 90 м, укреплена валом.

Валкашанка, (Уборковский сельсовет). Городище в одном км на юго-запад от деревни, в заболоченной местности. Площадка 50 х 40 м, укреплена валами раннего железного века.

Калпень, (Уборковский сельсовет). Городище в трех км на запад от деревни, в урочище Рудовец. Площадка 75 х 60 м, укреплена валами зарубинецкой культуры.

Лесуны , (Уборковский сельсовет). Городище в трех км на запад от деревни, в урочище Клетище. Площадкаь72 х 130 м, укреплена валами.

Новая Барщевка, (Малиновский сельсовет). Городище в двух км на юг от деревни, в урочище Комитет. Площадка 38 х 44 м, укреплена валом. Раскопки не проводились.

Первомайск, (Поповка) (Переделковский сельсовет). Городище в двух км на юг от деревни, на левом берегу Днепра, в урочище Локать. Площадка 100 х 30 м. имеется вал.

Райск, (Уборковский сельсовет). Городище в одном км на северо-запад от деревни, среди заболоченной местности. Площадка имеет 2 части, укреплена валом. Раскопки не проводились.

Рудня-Каменева, (Страдубский сельсовет). Городище в двух км на юго-восток от деревни, а урочище Локоть. Площадка 90 х 53 м, укреплена валом.

Удалевка, (Малиновский сельсовет). Городище в двух км на восток от деревни. Площадка 50 х 70, укркплена валом [23, c. 29 – 30].

В данной главе основное внимание будет уделено Моховскому военизированному многофункциональному поселение, так как оно представляет особый интерес для археологии, который не угас и до сегодняшнего дня. Как уже выше говорилось, начиная с 2003 г. и по сей день изучением данного памятника занимается волонтерская экспедиция ГГУ им. Ф. Скорины, возглавляемая доктором исторических наук О. А. Макушниковым.

Мохов заметно выделяется из массива селищ и могильников радимичско-дреговичского пограничья. Мы имеем дело не только с крупнейшим поселением Руси на землях Верхнего Поднепровья, но и с достаточно ранним. По размерам, топографическим и иным особенностям Мохов сопоставим с известными ОТРП IХ–XI вв. (Гнездово, Шестовица, Тимерево и пр.). Иноэтничный (по отношению к местным дреговичам и радимичам) и разноэтничный (кривичи, балты, финно-угры, возможно, волыняне и потомки выходцев из Скандинавии) состав моховского населения, его выраженный социально-обособленный и вооруженный характер, крупные размеры памятника, позволяют предполагать, что в X–XI вв. на берегу Днепра недалеко от устья Сожа размещалось обширное поселение, значительную часть жителей которого составляли воины и члены их семей. Следует отбросить мысль о том, что Мохов в это время контролировали отряды бродячих викингов-варягов или ватаги местных «ушкуйников». Вопрос заключается в том, с какой целью оно создавалось, и почему оно было основано именно в этой местности. В ходе борьбы Ярослава и Мстислава Владимировичей в 1020-х гг. Мохов оказался во владениях Ярослава. Однако первые погребения появились здесь раньше конфликта сыновей Владимира. Так, курган 77 датируется первой половиной X или концом IX в. Следовательно, проблему возникновения Моховского лагеря следует искать вне плоскости только внутрирусских межкняжеских проблем.

Мохов находится весьма удобно – почти в устье Сожа, на берегу озера, которое могло служить гаванью и местом верфей. Главная причина возникновения здесь крупного военизированного поселения должна лежать в сферах военно-политической и социально-экономической. Если говорить о первой, то таковой могла быть необходимость для Киева подчинения дреговичей (дата их «первого» – на условиях данничества – вхождения в состав Руси по летописям неясна; судя по сообщению К. Багрянородного, она должна быть определена временем не позднее середины X в.) и радимичей (последний поход на них, сокрушивший местный сепаратизм, завершился победоносной для Киева битвой на р. Песчане 984 г.). Мохов был крупным военным лагерем на днепровском отрезке пути «Большого полюдья», который поэтапно создавался и укреплялся Киевом в X – первой половине XI вв. (возможно, и с конца IX в.), т.е. в период «собирания» и окончательной консолидации восточнославянских земель вокруг Киева.

Данные раскопок покозали присутствие в Мохове воинов-кривичей (с семьями), прочих выходцев из северных и иных территорий. Именно они, не связанные напрямую с местной этнической средой (особенно, с радимичской и дреговичской аристократией) и в силу обстоятельств инкорпорированные в нее, выступали инструментом подчинения Киеву аборигенного населения. «Северные» воины были основным населением военных лагерей Руси второй половины X – первой половины XI вв. и в Брянском Подесенье (скандинавы, славяне, балты, финны) . Об этом говорит обычай Владимира Святославича использовать «северные» отряды для решения военн-политических проблем. Ведь в этот период (Х в.) стала все больше нарастать угроза со стороны печенегов.

Родина оказавшихся в Мохове воинов-кривичей – Смоленщина или Полотчина. Если принять второе предположение, то полочане могли быть наняты или выведены («нарублены») Владимиром Святославичем после разгрома княжества Рогволода в начале 980-х гг. Именно в конце X – первых десятилетиях XI вв., в Мохове начинают распространяться кривичские браслетообразные кольца. Впрочем, судя по материалам кургана 77, ранние кривичи присутствовали здесь еще в конце IX – первой половине X вв. Обряд захоронения и инвентарь многих погребений Мохова конца X – первой половины XI вв. аналогичны кривичским курганам Заславля-Изяславля под Минском. Это обстоятельство заслуживает специального исследования.

Мохов уже в конце IX – первой половине X вв. функционировал в качестве одного из опорных пунктов киевского полюдья, организованного Олегом Вещим или Игорем Рюриковичем и контролировавшегося гарнизоном княжеских дружинников, союзников и наемников. Одной из главных задач Мохова могло быть противостояние радимичам, сохранявшим (несмотря на даннические, т.е. в известной степени, временные отношения с Киевом) свою «племенную» автономию до битвы 984 г. Северо-восточнее Мохова проходит южная граница курганов конца X–XI вв. (вероятно, отражающая и более ранние реалии) с этноопределяющими вещами радимичей. Мохов (вместе с Лоевом) как бы «запирает» главную водную артерию радимичей (Сож). Он мог являться очагом государственной экспансии в северном и северо-восточном направлениях. По мере ликвидации автономии, «окняжения» и христианизации радимичских земель, возрастания роли княжеских городов (Гомия, Речицы и др.) – значение Мохова падает. В конце XI–XII вв. он превращается в одно из рядовых селений. Дружинные лагеря Руси (аналоги Мохова) прекращают свое существование в связи с тем, что в начале-первой половине XI вв. они выполнили свою историческую задачу по захвату «племенных» регионов и присоединению их к Киеву [19, c. 88 – 93].

 

Был ли Мохов чем-то исключительным в Гомельском Поднепровье? Иных таких памятников не зафиксировано. Вправе предполагать наличие здесь менее значительных военизированных поселений. Их поиск предлагаю вести возле городов, в первую очередь, близ Лоева, Брагина, Речицы и Рогачева. У Лоева, кроме Мохова, видим иные памятники X–XI вв., которые могут отражать наличие на ближайших подступах к Лоевскому городищу воинских застав. Они не были связаны напрямую с местной этнокультурной средой и были вызваны к жизни необходимостью контроля над подходами к киевским опорным пунктам [19, c. 93]. Памятники, выпадающие из контекста сельской культуры, отмечены у дд. Колпень и Сенское. Колпень находится в 7–8 км к западу от Лоевского городища на развилке старых дорог в Лоев и Мохов. На площади могильника, в котором В.З. Завитневич исследовал 18 курганов с ингумациями на горизонте, местные жители собрали много предметов, в т.ч. железные топор и 2 наконечника копий. При раскопках найдены бронзовые бляшки и пр. Автор работ замечал, что «Колпеньский могильник, со стороны погребального обряда, представляет явление, совершенно аналогичное с Моховским могильником», но без кремаций [12, с. 16–17]. Итак, в Колпени мы видим воинские погребения на фоне отсутствия этноопределяющих украшений. Распаханный могильник у д. Сенское (Синск) насчитывал 25 насыпей. Он располагался в 12–13 км юго-западнее Лоевского городища по старой дороге в Брагин. В.З. Завитневич раскопал 9 курганов. Встречены только кремации. Найден железный топор. Могильник отличается обрядностью и находкой предмета вооружения.

Сходная ситуация с расположением «необычных» могильников X–XI вв. прослеживается и возле Брагина. Раскопками В.З.Завитневича открыты предметы вооружения и воинского быта. В курганах найдены боевые и универсальные топоры [12, с. 8–72]. В 4–5 км от Брагина у д. Малейки по старой дороге на Лоев в конце XIX в. находились остатки двух могильников. Раскопки в ур. Курганье дали такой результат: в каждом из них отмечены остатки вертикально вкопанных столбов, поднимавшихся на поверхность насыпей. В основании курганов – зольно-угольный горизонт. Только один курган содержал в этом горизонте кремированные кости. В могильнике, расположенном в ур. Горки Под Котловицами в 1 версте от первого, раскопан 1 курган. На подошве – зольно-угольный слой, на котором лежал железный топор. Особенность Малейковских курганов – обряд захоронения и наличие топора. Примерно в 8–10 км км к северо-западу от Брагина находится д. Микуличи. В конце XIX в. среди пахотных полей в ур. Горки Возле Микуличского Двора сохранялись остатки крупного могильника (оставалось до 60 насыпей). В.З. Завитневич исследовал 13 курганов. В 10-ти из них – ингумации в необычно крупных ямах, названных автором раскопок «склепами». Есть основания предположить, что речь идет о т.н. камерных гробницах, характерных для древнерусской воинской среды X–XI вв. Стенки могил обмазаны известью или обложены берестой. В 4-х курганах найдено по одному топору (как минимум, три из них боевые) и «засапожный» нож. Прочие находки из Микуличей также связаны с военно-дружинными традициями. Это конские удила с мундштуком, небольшие весы и весовая гирька с рисунком, костяные рукоятка, части накладок на лук и др. Сразу в нескольких курганах оказались остатки ведер, причем в одном случае ведро было украшено серебряными бляшками. Все указывает на неординарный характер памятника. Он имеет мало общего с крестьянской культурой. Рядом с Микуличами в могильнике у д. Пожарки (может быть, оставленном местным населением) выявлено кольцо с крупнозернеными бусами дреговичского типа. На подступах к летописному Брагину имелись как обычные поселения, так и заставы, контролировавшие дороги. Слабая изученность Брагина пока не позволяет говорить о его существовании уже в X в.

 

Поселения, типологически родственные Мохову, сыграли огромную роль в становлении древнерусских феодальных городов. Бинарное расположение Гнездово и Смоленска, Шестовицы и Чернигова, Менского поселения и Минска на Свислочи и т.д. явно отражает историческую закономерность и не может быть случайностью. Полагаю, что ОТРП–ВМФП были составными частями раннегородской историко-топографической структуры. Их географическое расположение примерно в 7–20 км от «настоящих» феодальных центров не имеет принципиального значения для определения исторической природы первых. Мохов, как показано выше, демонстрирует яркий пример ОТРП–ВМФП. Но рядом с ним как будто нет древнерусского города, упомянутого в летописи. В этой связи, а также в свете последних археологических наблюдений, можно утверждать: историческим спутником Мохова был Лоев, в котором имеются остатки городища и обширного укрепленного поселения. Изучение Мохова поднимает вопрос о неравномерности процессов «огосударствливания», т.е. феодализации и последующей христианизации территории Руси [19, c. 93 – 95].

 

Анализ историко-археологического материала подводит к выводу о том, что многие (если не все) военизированные многофункциональные поселения Руси IX–XI вв. являлись ни чем иным, как топографически обособленными частями городов – своеобразными поселениями-спутниками. ВМФП объективно выполняли (дополняли, отчасти дублировали), вероятно, не все, но значительную часть спектра «городских» функций. Они действительно были отдельными поселениями, но преимущественно в географическом измерении. Превалирующее военное (военно-полицейское) направление жизнедеятельности во многом предопределило их «выносной» (за пределы «основной» части города) характер размещения. И здесь может скрываться часть разгадки этой, на первый взгляд, парадоксальной ситуации парного существования городов и их спутников [19, c. 92].

 

 

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

1.Происхождение славян. Заселение славянами территории будущей Древней Руси. Племенные союзы восточных славян.

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность.

Есть утверждение, что впервые существование славян было зафиксировано 2000 лет назад в 1 веке н. э (в некоторых источниках упоминается о венедах(античные авторы, Таций, Иордан), но эти сведения сомнительны, т.к.достоверно не было известно, что венеды – это славяне. Говорилось, что венеды – малоизвестный этнос, существовавший недалеко от Испании.). Славяне, а изначально писалось словене- это люди, владеющие речью, словом, относящиеся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. В.В. Седов писал, что славяне появились в 4 в. до н. э. на территории современной Польши.

Но первые 1005ые сведения о существовании славян относятся к 6-ому веку нашей эры. Находки археологов подтверждают этот факт. Лингвисты выделили самые древние слова славянского народа. Стало известно, что в речи славян было много слов, обозначавших лесистую и болотную местность, и мало слов, обозначавших моря и гористый ландшафт, что говорит о том что этнос сформировался на территории совр. Польши, т.к описанная местность характерна для этой страны.

Затем в Европе наступила эпоха Великого переселения народов. С территории Польши славяне расселились. Следствием этого стало разделение славян на Западных, Южных и Восточных. Восточные славяне расселились на территории современных РФ, Украины(1,2,4 в. н. э.) и Белоруссии(в последнюю очередь на территории Белоруссии в 9 в. н. э.).

С 5 в. они начали проникать на территорию нынешней РФ по двум направлениям:

Северный путь.

Он был наиболее ранним, вел из Северной Польши в Псковскую и Новгородскую области(с 5 в.н.э.), оттуда славяне в 7-9 веках продвинулись на восток и юго-восток в тверскую, ярославску, владимирскую, костромскую, и сев. Части Московской обл.

Южный путь.

Он вел с территории совр. Украины в области к югу от Москвы – курскую, брянскую, рязанскую, орловскую,тульскую, калужскую, южн. Ч. Московской обл. Расселение по южному пути также шло в 7-9 веках.

К 9 в. на территории Украины,Белоруссии, Центральной России у славян насчитывалось 13 восточно-славянских племенных союзов: словене ильменские(3,5 в РФ), кривичи, вятичи, часть племенного союза северян (Курск), полочане, дреговчич, родимичи (3 в совр. Белоруссия), поляне, древляне, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты, часть северян (6,5 в совр. Украина). У каждого союза племен были свои обычаи и нравы.

2.Происхождение восточнославянской государственности. Первые государства восточных славян. Образование Древнерусского государства. Основным занятием славян было земледелие.

Византийские писатели утверждали,что о славянах в 6 веке можно было сказать,что они выносливы и свободолюбивы. Вторым делом после земледелия у славян было военное. Военный уклад у восточных славян был таков :во главе стоял Князь, но он возглавлял воинов только в походе, а в мирное время в 6-ом веке всё решало народное собрание,дееспособные граждане. Но оно не было профессиональным управлением, что является главной чертой государства. К 7-ому веку появляется дружина – профессионалы военного дела,сплоченные культом Перуна. Они стали навязывать свою волю силой. По началу племя приносило дружине дары добровольно, но потом принудительно, это стало обязательной данью. Это значит что, дружина руководит остальными и становятся профессиональными управленцами, следовательно возникает государство.

Признаки государства: 1)Общество делится на управляющих и управляемых. 2)Управляющее опираются на силу – аппарат принуждения. Племенные союзы восточных славян подходят по этому определнию.

К 9-ому веку возникают объединения племенных княжений. К середине 9-ого века – сформировались 2 федерации: Киев ( на юге, Приднепровье, господствовали поляне. (Куява)), Новгород(близ Новгорода, самого Новгорода ещё не было – господствовали словене и кривичи (Славия)). Условно их называют Киевским и Новгородским государствами.

В 9 в произошла скандинавская экспансия. В сер. 9 в. (точно неизвестно как) в Киевском гос-ве. к власти пришли князья –скандинавы Аскольд и Дир. В 862 г. в Новгородском гос-ве. к власти мирным путем (по договору) пришли варяжские князья – братья Рюрик, Синеус и Трувор. (Призвание варягов.) Получается, что государственность у славян была и до Рюрика. (поэтому Нормандская теория происхождения вост.-слав. государственности не находит подтверждения).

При приемнике Рюрика Олеге Вещем (879-912 гг.), который захватил Киев и убил Аскольда и Дира, Киевское и Новгородское гос-ва были военным путем объединены (около 882 г.) в одно. Так образовалось Древнерусское государство (Киевская Русь) со столицей в Киеве.

studfiles.net

Укрепления и оборона поселений в древней Руси

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н. э. Во всяком случае славянские поселения VI–VII вв. на территории современной Украины нам уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений — славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать укрепленные поселения, по древнерусской терминологии — города .

В течение VIII−Х вв. славяне постепенно заселили всю территорию, где слагалось Древнерусское государство, — от границы со степью на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. На этом огромном пространстве нам известно большое количество славянских городищ — остатков укрепленных поселений. Они очень похожи друг на друга по общей системе обороны и, очевидно, отвечают одним и тем же тактическим приемам осады как на юге, так и на севере. Здесь и там славяне имели дело с разными врагами: на юге, в полосе лесостепи, это были степные кочевники, на севере, в лесной зоне, — различные финские и литовские племена. Конечно, эти противники были по-разному вооружены, владели различными военными приемами. Но все они не имели организованной армии и не умели осаждать укрепления.

Особенно хорошо мы знаем, как нападали степняки; они внезапно налетали на русские селения, захватывали скот, пленных, имущество и так же стремительно возвращались назад в степь. Если на пути их продвижения оказывалось укрепленное поселение, они пытались с налету захватить его, но, встретив организованное сопротивление, не старались взять поселение штурмом. Естественно поэтому, что укрепления раннеславянских градов  могли быть не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Да у славян в VIII–IX, а частично даже и в Х в., еще и не было возможностей строить мощные укрепления — ведь в это время здесь только слагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

При создании укреплений прежде всего выбирали такую площадку, которая была бы со всех сторон защищена естественными препятствиями — реками, крутыми склонами, болотом. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. Островная схема обороны поселка требовала минимальных затрат труда для его укрепления. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системы обороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы с крутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Все это сделало мысовой тип обороны наиболее распространенным у славян, начиная с древнейшего периода, т. е. с VIII−IX вв. Именно к этому типу относится подавляющее большинство городищ так называемой роменско-борщевской культуры, охватившей в VIII−Х вв. обширную территорию днепровского лесостепного левобережья. Одно из таких городищ — Новотроицкое — было целиком раскопано и детально изучено (рис. 1). Как и во всех укрепленных поселениях мысового типа, одна из сторон поселка не имела естественной защиты и ее прикрывал широкий ров. Никаких следов деревянной оборонительной стены по краям площадки не обнаружено, хотя возможно, что какое-либо деревянное ограждение первоначально существовало.

Восточнославянское укрепленное поселение IX в. по материалам раскопок Новотроицкого городища1. Восточнославянское укрепленное поселение IX в. Реконструкция И. И. Ляпушкина по материалам раскопок Новотроицкого городища

Основное значение в организации обороны в VIII-Х вв. имели все же не деревянные укрепления, а земляные препятствия — естественные склоны и искусственные рвы. В тех случаях, когда склоны мыса были недостаточно крутыми, их искусственно подправляли: примерно на середине высоты отрывали горизонтальную террасу, так что верхняя половина склона приобретала большую крутизну. Такой прием — террасирование, или, употребляя современный военно-инженерный термин, эскарпирование, склонов в древнерусских укреплениях применяли очень часто. Особенно часто эскарпировали не все протяжение склонов мыса, а лишь небольшой участок на самом его конце, где уклон обычно бывал менее крутым.

Хотя мысовой и островной типы укреплений существенно отличались один от другого, между ними было много общего. Это прежде всего сам принцип подчинения системы обороны естественным защитным свойствам рельефа местности. В восточнославянских поселениях VIII−Х вв. этот принцип был единственным. Наземные деревянные оборонительные конструкции играли подчиненную роль и им не уделяли большого внимания. Обычно ставили деревянный частокол, следы которого обнаружены на ряде городищ Смоленщины. Применяли и другой тип деревянного забора — горизонтально положенные бревна зажимали между попарно забитыми в землю столбами.

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь.

См. так же:Вооружённые силы во времена основания древнерусского государства



biofile.ru

Как назывались поселения ремесленников в Древней Руси? — prg-rb

Как назывались поселения ремесленников в Древней Руси?

  1. Слобода
  2. Внутри города — ряд, конец. Вне города — слобода.
  3. ПОСАД. Сергиев Посад. Павлов Посад. Посад м. устар. 1. Торгово-ремесленная часть города, расположенная за крепостной стеной (на Руси IX-XIII вв.) . // Торгово-ремесленное поселение около укрепленных пунктов. 2. Пригород, предместье. // Поселок в таком месте.http://www.lexicon.org.ua/efremova/p/233670.htmlЗначения других предложенных слов:СЛОБОДА. Толковый словарь В. И. Даля:Слобода южн. сев. свобода; слободный, слободить, свободный, свободить. Слобода ж. стар. село свободных людей; пригородное селение, подгородный поселок, за городом, т. е. за стеною, род посада. Ямская слобода, пригородная улица ямщиков; торговая слобода, посадских людей. Ныне, большое село, где более одной церкви, и торг или ярмарка, либо волостное правление, род сельской столицы; также промышленое, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Слободка, слободочка, слободушка, умалит. Слободки есть при большей части городов: слободкой приселяются и крестьяне, и мещане, также отставные, занимаясь частью хлебопашеством, кулачеством и пр. Местами слободку зовут форштатом, немецк.http://tolks.ru/?to=2what=view_wordfile_id=45981from=base_tmpРЯД. Расположенные в одну линию ларьки или прилавки для продажи каких-л. однородных товаровhttp://www.rulib.info/word/rjad.html
  4. Основу сельского хозяйства в Древней Руси составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или оралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.Были известны двухпольный и трхпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая «отдыхала» -находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внешнеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и. т. д.Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживаются, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин) , принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стор
Внимание, только СЕГОДНЯ!

prg-rb.ru


Смотрите также