Пантомима древних людей. Завораживающая пантомима Пантомима это древнейший вид театрально-сценического
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пантомима для детей и взрослых. Пантомима древних людей


Что такое пантомима: игры, задания, примеры

Актёру не всегда нужны слова, чтобы передать свои чувства и мысли зрителю. Он может это сделать при помощи жестов, мимики, пластики. Вид сценического искусства, где действующие лица изъясняются без слов, только посредством языка тела – вот что такое пантомима.

Истоки, виды, определение пантомимы

Искусство пантомимы известно с древнейших времён. Её зачатки можно найти в языческих религиозных ритуалах примитивных культур. В Риме во времена правления Августа она выделилась в самостоятельный вид театра, став модным развлечением при императорском дворе. В Средние века на пантомиму начались гонения, но она продолжала жить и развиваться в выступлениях бродячих комедиантов по всему миру.

Различают 4 вида пантомимы:

  • Танцевальная пантомима – берёт начало в культуре первобытного общества, некоторые элементы до сих пор сохранились в народных плясках у людей различных национальностей.
  • Классическая пантомима – произошла из зрелищных представлений древней Греции и Рима, включает в себя три составляющих: стихи, музыку, действие.
  • Акробатическая пантомима – родом из театров Востока, сопровождается прыжками и жонглированием.
  • Эксцентрическая пантомима – в основе лежит комическая ситуация и используется гротесковый реквизит.

Искусству пантомимы доступны любые жанры: от трагедии до юморески, от остросатирической миниатюры до драматической новеллы. Очень трудно определить границы между ними, они часто бывают тесно взаимосвязаны и как бы проникают друг в друга. Пантомима может исполняться только одним актёром или целой группой мимов. Неизменным остаётся одно: без единого слова донести до зрителя историю, воссоздать характер, рассмешить или взволновать.

Развитие искусства пантомимы в России

Актеры пантомимыАктеры пантомимы

В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству. Примеры игры-пантомимы можно увидеть в самодеятельных представлениях, посвящённых различным событиям: концу жатвы, сватовству, свадьбе и т. д. Постепенно элементы пантомимики стали проникать в различные сферы искусства:

  • в русский профессиональный балетный театр;
  • на балаганные подмостки театральных площадей;
  • арены цирков;
  • драматические театры;

Со временем, переходя с площади на сценические подмостки, пантомима приобретает техническую виртуозность, обогащаясь выразительными приёмами. К искусству пантомимики обращались Станиславский и его великие ученики, среди которых были титаны театральной системы образования Вахтангов, Мейерхольд, Таиров.

Пантомимика стала широко применяться в театральной среде во время обучения актёров мастерству перевоплощения. С её помощью они учатся выражать мысли и чувства без слов, делая упор на внутренние ощущения.

Пантомима в Советском Союзе

Во времена Советского Союза пантомима проходила сложный путь, иногда даже просто предавалась забвению. Поскольку идеология нуждалась более всего в разговорной драме. В послевоенное время была практически одна маленькая площадка при Всесоюзном институте кинематографии, где сохранялись традиции пантомимического искусства.

Лишь в 60-х годах наметилась тенденция к её возрождению. Ярким примером этого может служить пантомима «Девушка, хулиган и шарик» в исполнении артистов Натальи и Олега Кирюшкиных. Номер был показан в 1973 году на гала-концерте Всемирного фестиваля молодёжи в Германии, транслировался в прямом эфире и имел огромный успех.

Всего 6 минут длилась пантомима, где мальчик-хулиган в рыжих конопатках и хрупкая девочка играют трогательную историю о вечной проблеме добра и зла. Публика рукоплескала и не отпускала артистов со сцены 20 минут.

Просматривая видео пантомимы «Девушка, хулиган и шарик» становится ясно, как выразительной пластикой без единого слова можно передать чувства и мысли. На глазах рождается сказка: появляется юная девочка с обыкновенным воздушным шариком в руках. Девочка танцует, радуясь жизни. Неожиданно возникает хулиган, уверенный в своей силе, пытается отобрать шарик. Но происходит чудо, которое хорошо передаёт даже старое снятое видео. Шар становится тяжёлым, и парень не в силах даже поднять его с земли. Тогда девочка объясняет, что шарик нуждается в любви и бережном отношении. Постепенно хулиган понимает, что шар не может служить злу и насилию, а только добру. Они уходят, взявшись за руки. Видео пантомимы транслировалась на экранах больше двух лет, его и сейчас хорошо помнят советские зрители.

Так, пантомимическое искусство возвращалось к людям, несмотря на то, что чиновники смотрели на него с некоторым опасением.

ПантомимаПантомима

Пантомима для детского развития

Пантомимическое искусство нашло широкое применение не только на сцене. Оно очень важно для развития детей: дошкольников и школьников. Пантомима решает несколько задач:

  • развивает творческое мышление;
  • учит корректному выражению чувств и эмоций;
  • расширяет кругозор детей;
  • раскрепощает, снимает скованность;

В зависимости от возраста детей подбираются задания или сценки с элементами пантомимы. Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.

Когда ребёнок не посещает детский сад и мама занимается с ним дома, особенно важно с пользой проводить его досуг. Если за окном осень, холодно и дождь, а телевизор надоел, на помощь придёт игра в пантомиму без слов. Малышам до 4 лет можно предложить простые задания, например, показать, как мама выполняет ту или иную работу:

  • подметает пол;
  • развешивает бельё;
  • моет посуду и т. д.;

Для дошкольников предлагают задания посложнее: разыграть отдельные сценки на определённую тему. На тему «Осень» показать, как собирать грибы в лесу или прятаться от дождя. На зимнюю тему: кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Если ребят много, есть возможность разыграть пантомимические смешные сценки, к примеру, по басням. Взрослый будет читать текст, а дети изображать героев и их действия.

Школьников уже можно просить изображать не только движения, но и чувства:

  • показать человека, получившего радостное известие;
  • на улице холодно, осень, слякоть и идёт дождь;
  • когда навстречу несётся громадная собака;

Для школьников педагоги могут давать самые разные творческие задания:

  • изобразить, какие профессии они знают, или кем хотят стать;
  • показать походку: курицы, индюка, гуся, пингвина и т. п.

Детский праздник: день рождение или Новый год – ещё один повод поиграть в пантомиму. Новогодняя пантомима для детей может также включать в себя разные коллективные сценки и задания:

  • изобразить космонавтов на орбите, которые водят хоровод вокруг ёлки;
  • изобразить пантомимой мигающую гирлянду из лампочек;

Таких заданий и конкурсов можно придумать достаточно много, всё зависит от фантазии и желания взрослых сделать досуг детей полезным и увлекательным. Талантливый педагог может создать для детей театр пантомимы.

В последние годы растёт популярность пантомимического искусства. Актёру-миму, как и любому танцору, необходимо каждый день выполнять упражнения для того, чтоб в совершенстве владеть своим телом. Кроме того, он должен обладать большим обаянием, чувством юмора и трудолюбием.

yourspeech.ru

Пантомима

Mimes.ogg Воспроизведение видео

Мимы

Пантомима (от греч. παντόμῑμος - Мимический актер) - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается с помощью мимики, жестов, пластики тела и т.п..

1. История

Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа. В средневековья пантомима была запрещена церковью, но продолжала жить в искусстве странствующих мимов, гистрионы, жонглеров, скоморохов и менестрелей. Расцвела в 16-18 вв. в импровизационной комедии дель арте, театре бродячих итальянских актеров, которые включали в представления бессловесную интермедию. Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама, арлекинада. В 18-19 вв. арлекинада превратилась в любимый жанр французского балаганного театра.

В театре нового времени пантомима впервые появилась в виде театрализованного балета (пантомима Д.Вивера в театре "Друри-Лейн" в Лондоне, 1702). В течение 18 в. существовала в театрах как интермедии в антрактах трагедий и комедий, став предтечей водевиля. В 1750 пантомима стала составной частью драматического балета Ж. Ж. Новера.

Этапным в развитии пантомимы стало творчество Ж. Г. Б. Дебюро в парижском театре "Фонамбюль" (1819), когда он вывел на подмостки Пьеро, который стал классическим персонажем пантомимы, а Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме.

В конце 19 ст. пантомима развивается в европейских мюзик-холлах и театрах миниатюр как отдельные эстрадные номера. В 20 в. зародилась марсельская школа пантомимы во главе с Л.Руффом. В Англии в труппе Ф.Карно впервые выступил Ч.Чаплин. В Германии пантомимой занимался М.Рейнхардт.

Взлет пантомимы во второй половине 1950-х связан с появлением беспредметной пантомимы на основе наследия Дебюро. В 1933 Ж-Л.Барро стал использовать пластику как самодостаточный язык. М. Марсо изобрел маску клоуна Бипа. Современный мим в совершенстве владеет телом и знает язык балета, он акробат, жонглер, драматический артист.

На Руси пантомима входила в состав многих народных игр и обрядов, выступлений шутов. В 19 в. пантомима ставились на подмостках балаганов и в цирках. В 1910-х выразительные средства пантомимы привлекли внимание режиссера К. А. Марджанова, Н. Н. Евреинов, А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда.

1.1. Разновидности пантомим

Пантомима может разыгрываться как одним актером, так и коллективом актеров с декорациями и сценарием. Кроме того различают следующие разновидности:

  • Танцевальная - состоялась по культуре первобытного общества, сохранилась в танцах многих народов;
  • классическая - с зрелищ древней Греции и Рима, соединяет действие, музыку, стихи;
  • акробатическая - пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием;
  • эксцентричная - строится на комической ситуации с использованием гротескного реквизита.

Два последних вида пантомимы активно используются в цирке, существуют также такие виды цирковых пантомим как батальная, зоопантомима, приключенческая и водяная феерия со сценическими эффектами и массовыми сценами.

См.. также

Источники

nado.znate.ru

Пантомима - это... Что такое Пантомима?

Mimes Мимы - Пантомима Клоунская пантомима

Пантоми́ма (от др.-греч. παντόμῑμος (pantomimos)) — вид сценического искусства,в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Термином «пантомима» также пользуются специалисты в области «языка тела» (полицейские, следователи, профессиональные карточные игроки, воры «на доверии», специалисты в области переговоров, дипломаты, и, естественно, представители юриспруденции, такие, как судьи, прокуроры, и адвокаты), способные оценивать мотивации и внутреннее состояние, равно, как и правдоподобность информации, исходящей от собеседников вне зависимости от произносимого ими текста, и опирающиеся в своих оценках исключительно на био-механические проявления тела оппонента (позиционирование рук, осанка, спонтанные движения губ, изменения температуры тела, проявляющееся в появлении «румянца» или же внезапном исчезновении оного, расширении или уменьшении зрачков, и проч.) См.

художественный фильм «True Romance». Драматический монолог Кристофера Уокена (Christopher Walken) адресованный Деннису Хопперу (Dennis Hopper): «Сицилийцы — лучшие в Мире вруны. Чемпионы мира по вранью в „тяжёлом весе“. Мой отец был лучшим из них. Так вот, согласно ему, у мужчины существует 17 пантомим, показывающих, что он — врёт. У женщин — 20…» («Sicilians are the best liars. The best… The World Heavy Weight champion-liars. My father was the best of them. According to him, there are 17 pantomomes showing that the man is a liar. Women has 20…» Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён. Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо, Этьен Декру, Жан-Луи Барро, (все — Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов, Леонид Енгибаров, Анатолий Елизаров (Россия).

В начале и середине XX века произошёл очевидный и по сей день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке (особенно — в США, где, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер). В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально — в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования такими титанами, как А. Арто, Б. Брехт, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Чехов, Ю. Любимов, Е.Гротовски, Е.Барба и многими другими)

В 1950-х годах, в Ленинграде, в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин (театр «Лицедеи»), В. Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. Так же эта студия сильно повлияла на творчество Роберта Городецкого (театр «Лицедеи»). На основе опыта работы в студии Славский опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962, переведена на несколько языков).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый — Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР). М. Тенисон, художник-график, дал искусству пантомимы — новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой. Единственным, и непреложным качеством, «удерживающим» его искусство в максимальном приближении к «пантомиме» был факт, что слово или звук (не путать с музыкальным сопровождением!) — по-прежнему оставались табу. Но, в отличие от классической пантомимы, краеугольным камнем которой является дивертисмент, состоящий из до блеска отточенных миниатюр (преимущественно комического свойства), в театрах, указанных выше (и в особенности — в театре М. Тенисона) зритель сталкивался с цельным, продолжительном действом, базированным на цельном сюжете, преимущественно аллегорического свойства.

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс. Первый (В. Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, 1972—1974) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности. Второй (Г. Мацкявичюс, Театр Пластической Драмы, Москва, 1972—1985) был более «консервативен» и использовал импровизацию, как часть своего творческого метода: провоцируя актера на импровизацию в рамках заданной поэтической (метафорической) темы, он добивался органичного результата, и впоследствии включал этот результат в зафиксированную канву создаваемого спектакля. Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности. (См. К. Станиславский «Работа Актёра над Собой», «зона молчания»)

Отдельно стоит отметить феномен театра клоунады п/р Вячеслава Полунина «Лицедеи». Будучи классическим мимом «по образованию», В. Полунин привнес в пантомиму — элемент клоунады. Это же, несколько раньше, в меньшем масштабе и в противоположной пропорции, делал Леонид Енгибаров, привнёсший элемент пантомимы в сольную цирковую клоунаду. Как ни парадоксально, в Канаде, (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil, (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

В США в 70-е годы были осуществлены некоторые попытки возрождения пантомимы на новом уровне и для нового зрителя, но, как ни печально, даже наиболее значимые из них (San Francisco Mime Troup и Bread and Puppet) — канули в небытие. Это — вполне объяснимо: обилие и разнообразие хореографических театров в США заняло «нишу зрительского интереса» к пластическому искусству, которая была практически свободна 30-35 лет назад в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где единственной «дозволенной» формой физического представления был Классический Балет.

Cовременная Пантомима

alternative à l’image Ваграм Зарян / Vahram Zaryan spectacle ILYA alternative à l’image Джеймс Терри / James Therrée 2010
  • Ваграм Зарян (фр. Vahram Zaryan* [1])

французский актёр, танцор, режиссёр и хореограф, работающий в жанре современной пантомимы. Он создаёт труппу современной пантомимы — труппаа Ваграм Зарян (Compagnie Vahram Zaryan), которая воплощает на сцене произведения Модерн Арта через искусство жестов. Совместно с драматургом Флорентoм Браконом он ставит спектакль Исповедь (Confession) с которым гастролирует в Восточной Европе и на международном фестивале пантомимы в Армении в Цахкадзоре в августе 2010-ого года. За ним следует ещё один спектакль Илья (ILYA)поставленный в Париже.

  • Джеймс Тьерри (фр. James Thierrée)

Внук Чарли Чаплина акробат, танцовщик, мим, актер и режиссер. Родители Тьерри — Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерри — являются одними из вдохновителей «Нового цирка», течения, объединяющего на арене драму, театр и традиционные цирковые жанры. Джеймс Тьерри работает в рамках этого направления со своей труппой «La Compagnie du Hanneton». После «Симфонии майского жука» он поставил спектакль «Bright Abyss» («Сияющая пропасть»). Джеймса Тьерри прославили шоу, в которых сочетаются театр, цирк и Пантомима.

  • Киевский квартет DEK.RU -это коллектив, работающий в жанре классической пантомимы. В репертуаре которого более 20 номеров представляющих собой небольшие сценки из жизни людей. Их содержание от лирического и романтичного до философского и комического. Но всегда это – высоко - художественно и профессионально исполнено.
  • Нижегородский театр пластики и пантомимы "Малиновая гряда".

Создан в 1985 году на основе школы классической пантомимы, но работает в различных стилистических направлениях: будь то соц-арт, клоунада, буто, перфоманс, модерн-данс, буффонада или другое ответвление пластического искусства. Их спектакли - это яркое отражение обыденности, умение замечать некрасивое в красивом...Преподнесенное всегда профессионально и очень творчески.Режиссёры: Ирина и Евгений Седовы.

Литература

  • кн. С. М. Волконский. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). — СПб, 1913
  • В.Румнев «О пантомиме. Театр. Кино»,
  • E.Barba & N.Savarese «A Dictionary of Theatre Anthropology»,
  • И.Рутберг, Книги о теории и истории ПАНТОМИМЫ.
  • Искусство пантомимы, «Искусство», Москва 1962 Рудольф Славский Учебник по основам пантомимы.

Ссылки

dic.academic.ru

Пантомима - задания и слова для игры детям и взрослым

Пантомима – это известный с древнейших времен и неизменно популярный вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются мимика и пластика артиста. Элементы пантомимы часто встречаются в народных танцах, распространены в современной актерской игре и широко применяются при обучении молодых артистов искусству игры на сцене.

«Пантомима – это поэзия тишины».Иозеф Михаэль Кройтцер.

Задачи, стоящие перед актером-мимом, по своей сути, неотличимы от задач актера драматического. Это:

  1. Создание яркого сценического образа.
  2. Непрерывное действие в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.
  3. Эмоциональная выразительность и узнаваемость.

Главная разница в том, что мим не пользуется речью, отсутствие которой компенсируется разнообразием невербальных выразительных средств – пластикой, мимикой, жестикуляцией.

Несмотря на гротескный и утрированный характер жестикулятивных, мимических и пластических приемов, использующихся в пантомиме, все они родом из жизни, из свойственных человеку эмоциональных реакций и их физических выражений. Вот почему уроки пантомимы преподаются не только на факультете театрального искусства, но и в сферах, не связанных со сценической практикой: от уроков соблазнения девушек до методов ведения следствия и дипломатических переговоров.

Пантомима для детей

Любой современный детский театр пантомимы в Москве или театральный кружок начинает обучение маленьких артистов именно с пантомимики. Чаще всего малыши учатся изображать животных и играют в шарады, когда один ребенок показывает некую сценку, а остальные пытаются угадать слово. Польза таких упражнений для детского развития огромна, к ней можно отнести:

  • развитие воображения;
  • выработку умения правильно выражать эмоции;
  • раскрепощение и укрепление самооценки;
  • вкус к творчеству и творческое мышление;
  • расширение кругозора и приобретение ценного эмоционального опыта;
  • развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми.

Игра пантомима для детей подходит для любого возраста и рекомендуются к домашним занятиям. Это веселый, увлекательный и захватывающий способ провести время с пользой, который может заменить вашим детям бессмысленное просиживание за компьютером или экраном телевизора. Играть в шуточные пантомимические игры можно вдвоем или в большой детской компании, на днях рождения, елках, школьных утренниках или просто каждый день в свободное время.

Детские задания

Смешные задания для пантомимы могут быть разной сложности, в зависимости от возраста малыша. Для самых маленьких детей (до 4-х лет) подойдет вариант простого повторения за взрослыми. Дети очень любят подражать мамам и папам, показывая, как они делают уборку, готовят ужин, собираются на работу и прочее. Именно этим и следует заниматься с детьми, постепенно усложняя задания. Можно предлагать детям изображать разных домашних и диких животных, неживые предметы (например, транспорт), представителей профессий (например, полицейского, пожарника, доктора) и т. п.

Подбирайте игры и конкурсы по интересам ребенка! Самое главное – вызвать у него интерес и вкус к творчеству.

Дети 4–6 лет вполне могут включать воображение и придумывать идеи для пантомимы самостоятельно, от вас требуется только предлагать им несложные темы. Ребенок учится вспоминать, что он обычно делает в разных ситуациях, и воспроизводить небольшие сценки из собственной жизни.

Примеры тем:

  • времена года,
  • детский сад,
  • во дворе.

Пантомима для детей начальных классов может включать задания на выражение чувств и переживаний. Переживания должны быть простыми и знакомыми школьнику, например, страх, радость, огорчение, удивление и т. д.

Примеры заданий:

  • папа принес новую игрушку;
  • у тебя день рождения;
  • к тебе бежит собака;
  • ты получил двойку (пятерку).

С подростками лучше всего заниматься в коллективе, т. к. первое, что вызывает интерес у подростка, – общение со сверстниками. Прекрасно подойдут сказки пантомимы по ролям для компании, шарады и подобные им игры. Загадывать лучше сложные слова для пантомимы, требующие работы воображения и поиска нестандартных подходов.

Это могут быть интересные животные:

  • хамелеон,
  • божья коровка.

Популярные телепередачи:

  • «Модный приговор»,
  • «Дом 2»,
  • «Большая Разница».

Звезды:

  • Сергей Зверев,
  • Тимати,
  • Борис Моисеев,
  • Ксения Собчак.

Подростки ценят юмор, поэтому лучше придумывать смешные слова для пантомимы. Загадывая знаменитостей или известные телешоу, останавливайтесь на тех, которые лучше всего поддаются пародии.

Сценарий сказки без слов для детей

Постановка полноценного спектакля-сказки без слов может стать замечательным времяпрепровождением для вашего ребенка и его друзей по случаю праздника или просто в свободное время. Для этого вам не потребуется специальный адаптированный сценарий сказки пантомимы для детей без слов, вы можете выбрать любую сказку в ролях и приспособить ее для постановки. Вот как это делается:

  1. Поиск сказки. Выбирая сказку, внимательно читайте текст, в нем должно быть как можно меньше «воды» и как можно больше действия. Проверить это можно очень легко: по мере чтения реплик, пытайтесь представить себе, как вы выражаете их суть без слов, с помощью жестов и мимики. Получается? Значит, это хороший текст, смело берите его в работу.
  2. Распределение ролей и подготовка. Обсудите сказку с детьми, предложите им самим выбрать себе роли, расскажите сюжет сказки в подробностях, но своими словами.
  3. Условное место действия и мизансцены. Договоритесь с маленькими артистами о том, как вы оборудуете игровую площадку, на какие зоны поделите в соответствии с требованиями сказки (дворец, башня, пещера, темный лес и т. д.). Каждый герой должен понимать, где ему полагается быть и что делать. Конечно же, дети не смогут все запомнить, но не волнуйтесь на этот счет, ведь вам выпадает роль ведущего сказки – единственного человека, который может и должен говорить. Вы будете руководить всем действом и сможете помогать актерам.
  4. Когда подготовительная работа закончена, можно открывать спектакль. Вы, как ведущий, объявляете выходы персонажей и читаете их текст, а дети-актеры переводят этот текст на язык жестов. Выглядит это примерно так:

Ведущий: «Я – Царь Горох, царь тридевятого царства!»

Ребенок с гордым видом бьет себя в грудь, поправляет воображаемую корону и рукой показывает, как широки его владения.

Пантомима для взрослых

Пантомима – это не только комплекс развивающих упражнений для детей, но и способ разнообразить любую взрослую вечеринку. Игра «Крокодил» не уступает по популярности даже «Мафии», т. к. отлично раскрепощает компанию и поднимает настроение. Помимо досуга в кругу друзей, «Крокодил» может быть использован в качестве тренинга для сотрудников, т. к. в процессе игры вырабатываются ценные навыки:

  • чувство команды, сплоченность;
  • умение и желание взаимодействовать друг с другом;
  • сообразительность и логика;
  • воображение и творческий подход к решению задач.

Как бы далеки ни были друг от друга два человека, в процессе игры они становятся союзниками, приобретают общие интересы и приятно проводят время вместе. Барьеры и дистанции исчезают сами собой. Людям гораздо проще общаться после подобных практик, поэтому сказка пантомима для корпоратива по ролям широко используется для создания здоровой и положительной атмосферы внутри коллектива.

Правила игры «Крокодил»:

  1. Игроку, который показывает загаданное слово, запрещено говорить, проговаривать слово губами и пользоваться любыми звуками.
  2. Запрещено показывать слово по буквам.
  3. Разрешается показывать каждое слово отдельно, если загадано словосочетание или фраза.
  4. Зрители могут задавать вопросы, действующий игрок может отвечать на них только средствами пантомимы.

Примеры слов

Трудные:

  • гидроэлектростанция,
  • магнитуда,
  • исторический материализм,
  • естественный отбор,
  • бином Ньютона.

Смешные:

  • вежливый олень,
  • неуловимый Джо,
  • белая горячка,
  • роды,
  • клизма,
  • конь в пальто,
  • жизнерадостный наркоман,
  • бомж оптимист.

Место действия:

  • необитаемый остров,
  • космический корабль,
  • подводная лодка,
  • северный полюс,
  • дно океана.

Обстоятельства:

  • задержали зарплату,
  • женился,
  • развелся,
  • уволился,
  • выиграл в лотерею,
  • перепил,
  • недоперепил.

Персонажи и герои:

  • Д’Артаньян,
  • Винни-Пух,
  • Всадник без головы,
  • Магистр Йода,
  • Кенни из «Южного Парка»,
  • Бендер из «Футурамы».

Задания для компаний и корпоративов

Вот еще несколько популярных игр с элементами пантомимы для подростков, подходящих также для взрослых компаний:

Оркестр (желательно выполнять под ритмичную инструментальную музыку)

  • Компания представляет собой оркестр, играющий на воображаемых музыкальных инструментах. Инструменты у всех разные.
  • Один из оркестрантов выбирается дирижером. Он стоит на виду у всех, изображая игру на своем инструменте.
  • Внезапно дирижер меняет свой инструмент на инструмент любого из оркестрантов, например, на флейту.
  • Обладатель флейты должен перестать играть и закрыть уши руками, а весь остальной оркестр принимается изображать игру на флейте по примеру дирижера.
  • Дирижер возвращается к своему инструменту, оркестр возвращается к своим. Все повторяется сначала.

Живописцы

  • Компания делится на 2 команды, каждая команда загадывает картину желательно с соответствующим количеством действующих лиц, чтобы участвовать могли все («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо султану», «Не ждали» и т. д.).
  • У первой команды есть отведенное время на подготовку и показ своей картины в виде небольшого пантомимического этюда.
  • Второй команде дается время посовещаться, после чего нужно угадать, какую картину оживила команда №1.
  • Команды меняются, а в конце игры по очкам определяется команда-победитель.

Быть чутким к собеседнику, применять техники эффективного слушания, правильно использовать вербальные и невербальные каналы научат курсы по коммуникации. Вы сможете менять интонации, тембр голоса, сдержанно жестикулировать и работать с мимикой. > Автор Лигаев Юрий

Поделиться с друзьями:

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

www.teatr-benefis.ru

Пантомима - это... Что такое Пантомима?

Mimes Мимы - Пантомима Клоунская пантомима

Пантоми́ма (от др.-греч. παντόμῑμος (pantomimos)) — вид сценического искусства,в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Термином «пантомима» также пользуются специалисты в области «языка тела» (полицейские, следователи, профессиональные карточные игроки, воры «на доверии», специалисты в области переговоров, дипломаты, и, естественно, представители юриспруденции, такие, как судьи, прокуроры, и адвокаты), способные оценивать мотивации и внутреннее состояние, равно, как и правдоподобность информации, исходящей от собеседников вне зависимости от произносимого ими текста, и опирающиеся в своих оценках исключительно на био-механические проявления тела оппонента (позиционирование рук, осанка, спонтанные движения губ, изменения температуры тела, проявляющееся в появлении «румянца» или же внезапном исчезновении оного, расширении или уменьшении зрачков, и проч.) См.

художественный фильм «True Romance». Драматический монолог Кристофера Уокена (Christopher Walken) адресованный Деннису Хопперу (Dennis Hopper): «Сицилийцы — лучшие в Мире вруны. Чемпионы мира по вранью в „тяжёлом весе“. Мой отец был лучшим из них. Так вот, согласно ему, у мужчины существует 17 пантомим, показывающих, что он — врёт. У женщин — 20…» («Sicilians are the best liars. The best… The World Heavy Weight champion-liars. My father was the best of them. According to him, there are 17 pantomomes showing that the man is a liar. Women has 20…» Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён. Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо, Этьен Декру, Жан-Луи Барро, (все — Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов, Леонид Енгибаров, Анатолий Елизаров (Россия).

В начале и середине XX века произошёл очевидный и по сей день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке (особенно — в США, где, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер). В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально — в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования такими титанами, как А. Арто, Б. Брехт, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Чехов, Ю. Любимов, Е.Гротовски, Е.Барба и многими другими)

В 1950-х годах, в Ленинграде, в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин (театр «Лицедеи»), В. Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. Так же эта студия сильно повлияла на творчество Роберта Городецкого (театр «Лицедеи»). На основе опыта работы в студии Славский опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962, переведена на несколько языков).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый — Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР). М. Тенисон, художник-график, дал искусству пантомимы — новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой. Единственным, и непреложным качеством, «удерживающим» его искусство в максимальном приближении к «пантомиме» был факт, что слово или звук (не путать с музыкальным сопровождением!) — по-прежнему оставались табу. Но, в отличие от классической пантомимы, краеугольным камнем которой является дивертисмент, состоящий из до блеска отточенных миниатюр (преимущественно комического свойства), в театрах, указанных выше (и в особенности — в театре М. Тенисона) зритель сталкивался с цельным, продолжительном действом, базированным на цельном сюжете, преимущественно аллегорического свойства.

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс. Первый (В. Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, 1972—1974) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности. Второй (Г. Мацкявичюс, Театр Пластической Драмы, Москва, 1972—1985) был более «консервативен» и использовал импровизацию, как часть своего творческого метода: провоцируя актера на импровизацию в рамках заданной поэтической (метафорической) темы, он добивался органичного результата, и впоследствии включал этот результат в зафиксированную канву создаваемого спектакля. Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности. (См. К. Станиславский «Работа Актёра над Собой», «зона молчания»)

Отдельно стоит отметить феномен театра клоунады п/р Вячеслава Полунина «Лицедеи». Будучи классическим мимом «по образованию», В. Полунин привнес в пантомиму — элемент клоунады. Это же, несколько раньше, в меньшем масштабе и в противоположной пропорции, делал Леонид Енгибаров, привнёсший элемент пантомимы в сольную цирковую клоунаду. Как ни парадоксально, в Канаде, (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil, (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

В США в 70-е годы были осуществлены некоторые попытки возрождения пантомимы на новом уровне и для нового зрителя, но, как ни печально, даже наиболее значимые из них (San Francisco Mime Troup и Bread and Puppet) — канули в небытие. Это — вполне объяснимо: обилие и разнообразие хореографических театров в США заняло «нишу зрительского интереса» к пластическому искусству, которая была практически свободна 30-35 лет назад в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где единственной «дозволенной» формой физического представления был Классический Балет.

Cовременная Пантомима

alternative à l’image Ваграм Зарян / Vahram Zaryan spectacle ILYA alternative à l’image Джеймс Терри / James Therrée 2010
  • Ваграм Зарян (фр. Vahram Zaryan* [1])

французский актёр, танцор, режиссёр и хореограф, работающий в жанре современной пантомимы. Он создаёт труппу современной пантомимы — труппаа Ваграм Зарян (Compagnie Vahram Zaryan), которая воплощает на сцене произведения Модерн Арта через искусство жестов. Совместно с драматургом Флорентoм Браконом он ставит спектакль Исповедь (Confession) с которым гастролирует в Восточной Европе и на международном фестивале пантомимы в Армении в Цахкадзоре в августе 2010-ого года. За ним следует ещё один спектакль Илья (ILYA)поставленный в Париже.

  • Джеймс Тьерри (фр. James Thierrée)

Внук Чарли Чаплина акробат, танцовщик, мим, актер и режиссер. Родители Тьерри — Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерри — являются одними из вдохновителей «Нового цирка», течения, объединяющего на арене драму, театр и традиционные цирковые жанры. Джеймс Тьерри работает в рамках этого направления со своей труппой «La Compagnie du Hanneton». После «Симфонии майского жука» он поставил спектакль «Bright Abyss» («Сияющая пропасть»). Джеймса Тьерри прославили шоу, в которых сочетаются театр, цирк и Пантомима.

  • Киевский квартет DEK.RU -это коллектив, работающий в жанре классической пантомимы. В репертуаре которого более 20 номеров представляющих собой небольшие сценки из жизни людей. Их содержание от лирического и романтичного до философского и комического. Но всегда это – высоко - художественно и профессионально исполнено.
  • Нижегородский театр пластики и пантомимы "Малиновая гряда".

Создан в 1985 году на основе школы классической пантомимы, но работает в различных стилистических направлениях: будь то соц-арт, клоунада, буто, перфоманс, модерн-данс, буффонада или другое ответвление пластического искусства. Их спектакли - это яркое отражение обыденности, умение замечать некрасивое в красивом...Преподнесенное всегда профессионально и очень творчески.Режиссёры: Ирина и Евгений Седовы.

Литература

  • кн. С. М. Волконский. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). — СПб, 1913
  • В.Румнев «О пантомиме. Театр. Кино»,
  • E.Barba & N.Savarese «A Dictionary of Theatre Anthropology»,
  • И.Рутберг, Книги о теории и истории ПАНТОМИМЫ.
  • Искусство пантомимы, «Искусство», Москва 1962 Рудольф Славский Учебник по основам пантомимы.

Ссылки

dal.academic.ru

Мимы Древнего Рима: hojja_nusreddin

Ходжа Н. (hojja_nusreddin) wrote, 2015-06-01 11:19:00 Ходжа Н.hojja_nusreddin 2015-06-01 11:19:00 Мимом назывались небольшие бытовые тетральные сценки:- слово «мим» происходит от греческого слова "mimesis" - подражание- мимами назывались и само произведение, и актеры, его исполнявшие- тексты мимов писали обычно сами актеры — часто талантливые импровизаторы- сценки эти разыгрывали на улицах и площадях городов и селений, в харчевнях и частных домах- диктатор Сулла был большим любителем таких представлений; актеры-мимы не выходили из его дома- к этому времени пьески уличных мимов с импровизированным диалогом и наспех придуманным несложным действием начинают получать литературную обработку- мим превращается в театральное представление, которое обязательно ставится после трагедии- чтобы, как объясняет схолиаст к Ювеналу, «смехом стереть печаль и слезы, вызванные трагедией»- к половине I в. до н.э. мим прочно утвердился на сцене агонизирующей республики- удержался на ней в течение всей римской империи, пережил ее крушение, уцелел среди бурь варварского нашествия и- появился в Италии под новым названием comedia del’arte.Ранние мимы не дошли до нас целиком:- уцелели лишь отдельные слова и жалкие обрывки в 2-3 строчки- по заглавиям видно, что сюжеты для мимов авторы брали из жизни простого люда, преимущественно городского- «Красильщик», «Торговец тряпьем», «Уличный праздник», «Сукновал», «Бедность»- по отдельным замечаниям, разбросанным у писателей, удалось приблизительно восстановить содержание некоторых более поздних мимовБольшим успехом пользовался мим, названный именем знаменитого разбойника Лавреола:- фра Диаволо древнего Рима- написал его некий актёр Лентул (первая половина I в. н.э.)- он пришелся римской публике по вкусу - его ставили еще в III в.- раб Лавреол убегает от хозяина, прибивается к разбойникам, становится атаманом, но попадает в руки солдат и умирает на кресте [1]- сюжет трагический, но автор представил его зрителям рядом комических и веселых сцен- одну из них мы знаем: раб, убегая, запнулся, упал, разбил рот и стал плеваться кровью- преследователи вместо того, чтобы гнаться за ним, остановились и «стали наперерыв показывать свое искусство» плевать кровью на подмостки- один старался переплюнуть другого, бились об заклад, спорили, толкались, обсуждали, чем подкрасить слюну- кто-то падает и делал вид, что всерьез расшибся, его осыпают насмешками товарищи...Известны названия 2-х мимов, написанных Кв. Лутацием Катуллом:- современником императоров Клавдия и Нерона: «Привидение» и «Беглый раб»- Ювенал называет "Привидение" крикливым: на сцене стоял непрерывный вопль, дико ревело мнимое привидение и орали перепуганные люди, от него убегавшие- в "Беглом рабе" комизм положений был в том, что раб-лицемер сумел так втереться в доверие к хозяину- что тот во всем следовал советам раба, который под видом заботы о господине действовал лишь на пользу себеБольшой популярностью в конце I в. н.э. (при Домициане) пользовался мим о любовнике, запертом в сундуке:- содержание мима можно восстановить по отзывам, но и заглавие, и автор его остаются неизвестными- молодая женщина, вышедшая замуж за старого и глупого ревнивца, влюбилась в красивого юношу- ловкий раб устроил влюбленным свидание в доме, где живет молодая жена со своим мужем- все идет благополучно, но вдруг в двери кто-то стучится- замешательство, стук все сильнее и сильнее — что делать, куда деваться?- в отчаянии, жена запихивает любовника в сундук- открывают двери, но входит не муж, а сосед, зашедший переговорить о деле с мужем- но вместо того чтобы уйти, не застав хозяина, он остается и упорно сидит- догадывается ли о чем-то? Пронюхал что-то?- женщина не находит себе места, а несчастный любовник начинает задыхаться в сундуке- наконец, гость уходит, любовник вылезает на свет божий, но не успевает отдышаться, как появляется муж- улики налицо, муж бросается с кулаками на изменницу и ее любовника- но жена пускает в ход все свои чары, всю силу своего обаяния — и достигает своего- глупец-муж перестает верить собственным глазам: он вновь верит, что жена ему верна- мим заканчивается дружеской беседой между мужем и любовником- сюжет этот повторялся с вариациями в мировой литературе многократно:- от апулеева «Золотого осла» до гоголевской «Ночи перед Рождеством»- мим разрабатывал так, что в руках умелых актеров он превращался в комическое действо ослепительного блеска- какие богатые возможности давал актёру эпизод, где насторожившийся гость упрямо не уходил!- жена, не помня себя от страха, молола всякий вздор голосом, поднимавшимся до оглушительного крика- дабы заглушить подозрительные звуки, доносившиеся из сундука- а развязка! Все уловки жены, убедившей мужа, что она чиста и невинна- непроходимая глупость бедного ревнивца, его дружба с любовникомИсторию обманутого мужа и неверной жены мим представляет очень часто:- и мимографы перерабатывают ее на разные лады- cам Август спокойно смотрел, по словам Овидия, на «прелюбодеяние на сцене»- а его-то уж никак нельзя считать потаковщиком того, что разрушает семью и уничтожает святость брака- при Домициане роль злополучного любовника играл мим Латин- великолепный комический актер, о котором Марциал, его современник, писал- что он заставил бы глядеть на себя Катона, а Курциев и Фабрициев (представителей старинной строгости и чистоты нравов) забыть свою суровость- напарницей Латина на сцене была мима Фимела, блестяще исполнявшая роль лукавой обманщицы-женыМим не был разборчив в средствах: ему нужно только достигнуть цели- он использует приемы балаганного шутовства; крики, беготня, потасовки, оплеухи- к актеру, исполняющему главную роль, всегда приставлен его двойник, повторяющий его слова, движения и жесты- за это он получает пощечину за пощечиной- комизм мима груб; его остроты часто непристойны- Цицерон предупреждал оратора, чтобы он не позволял себе таких шуток, которые уместны только в миме- Гораций писал, что он не может восхищаться мимами: «Заставить зрителя хохотать во все горло — этого мало»- мим скользит по поверхности, он бездумно весел; не его дело задумываться над серьезной стороной явления; он выбирает легкое и смешное- вот типичные сюжеты мимов:1. больной, проснувшийся от летаргического сна, не понимающий где он и что с ним--- ему представляется, что он кулачный боец и он кидается на своего врача2. бедняк, на которого свалилось богатство, теряющий голову и кутящий напропалую- умелый актер мог разыграть эти нехитрые сцены так, что в театре стоял несмолкаемый хохот...Мим брал и мифологические сюжеты, выворачивая их наизнанку:- на сцене появляется прелюбодей Анубис- Диану секут- читается завещание скончавшегося Юпитера- издеваются над голодным Гераклом- Юпитер «величайший и сильнейший» является обросшим, в куцей одежонке, с деревянной молнией в руке — как не хохотать!Мим серьёзно отпускает идиотские замечания:- «пока он ездил на воды, он ни разу не умирал» или- «если ты не беременна, ты никогда не родишь»- сюжеты строились на том, что персонажи не могут схватить общего смысла фразы- а понимают каждое слово буквально- Цицерон помнил «этот старый, очень смешной мим»Миму не полагалось вдумываться в сущность явлений:- под его веселым текстом никогда нет того второго, скрытого плана- который вдруг вырывается грозным окриком «над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»- комизм в ситуациях и в действующих лицах особенно подчеркивала игра,- в которой большое значение имели буйная, смешная жестикуляция и потешные гримасы- актеры в мимах в противоположность актерам трагедии и комедии играли без масок- на комический эффект рассчитан был и язык мима, грубый, простонародный, часто сбивающийся на уличный жаргон- мим называл вещи своими именами, выбирая наиболее хлесткие, не боялся крепких словечек и был очень щедр на непристойные сцены- недаром в Массилии (нынешний Марсель), которая славилась строгостью и чистотой своих нравов, запрещена была постановка мимов- а церковные писатели называли их прямо «училищем порочности»Кем же были мимы?- мимы обычно были отпущенниками- чтобы попасть на сцену, надо было обладать определенными качествами:- голосом — действие мима разнообразилось пением песенок- грацией: танцы обычны в миме (некоторых актрис называли даже «танцовщицами»: вероятно, в танцах они были сильнее, чем в игре) и- первое условие — комическим талантом и умением держаться на сцене- мимы должны были пройти определенную школу- мы не знаем, где и как они обучались, и можем только высказывать предположения, имеющие, правда, большую степень вероятности- в большинстве случаев актерская профессия была наследственной и учителями были родители, иногда их друзья и сотоварищи- случалось, что хозяин, подметив способности раба или рабыни, отдавал их в учение актерамПрисутствие в актерской труппе женщины отличает труппу мимов от других актерских трупп древности:- и в Греции, и в Риме, и в трагедии, и в комедии женские роли исполнялись мужчинами- но в мимах женщин играли женщины- стоит упомянуть, что о некоторых из них мы имеем сведения документальные- кроме сценических дарований, миме надо было иметь способности, облегчающие жизнь:- следовало быть записной кокеткой и уметь кружить головы- и мимы владели этим умением в совершенстве- римская молодежь разорялась на них, как у нас когда-то богачи разорялись на цыганок- случалось, что миму, если ее не отпускали из труппы добром, похищал влюбленный хлыщ- власти на такие проделки смотрели сквозь пальцы- мима Терция, по уверению Цицерона, была в Сицилии более влиятельна, чем Веррес, наместник острова- он увез ее от мужа, какого-то родосского флейтиста, и она быстро сумела прибрать его к рукам- Гораций вспоминал некоего Марсея, который истратил на свою любовницу, миму Оргину, все отцовское состояниеНравы высшего римского общества конца республики иллюстрирует история знаменитой мимы Кифериды:- она была отпущенницей и любовницей римского всадника Волумния Евтрапела, приятеля и собутыльника Марка Антония, будущего триумвира- стоит отметить, что уже тогда у актеров было обычаем брать сценические псевдонимы;- Киферида - такой псевдоним; ее законное имя было Волумния, по роду ее хозяина- Волумний - жадный и богатый весельчак, нравственностью себя не стеснявший- Цицерон находился с ним в добрых отношениях и, приглашенный к нему на обед, встретил там Кифериду--- по староримским понятиям, ввести в общество порядочных людей - как равную им - свою любовницу, отпущенницу, да еще и миму было неприлично--- и знаменитый оратор почувствовал себя неловко--- «Клянусь Геркулесом, — писал он приятелю, — я не подозревал, что она будет присутствовать за обедом»- скоро предприимчивая отпущенница нашла более высокого покровителя: перейдя от Волумния к Антонию- в 49 г. до н.э. Цезарь находился в Испании, и Антонию пришлось с его поручениями объездить ряд городов- путешествовал он в сопровождении Кифериды... Цицерон отвел душу, описывая эту поездку:--- «В повозке ехал народный трибун, впереди шли ликторы в лавровых венках [2], окружавшие носилки, в которых несли миму.--- почтенные горожане, обязанные выходить навстречу Антонию, приветствовали миму, называя ее не сценическим громким именем, а Волумнией»--- pассказ этот чрезвычайно интересен:--- Киферида приобрела известность, вышедшую далеко за пределы Рима, ее знали чуть ли не по всей Италии--- «почтенные горожане», встречавшие Антония, прекрасно понимали, что с ним шутки плохи--- выход своему негодованию можно было дать только в той форме, к которой нельзя было придраться--- обратиться к Кифериде «Волумния» было вполне естественно и пристойно, но яда тут было хоть отбавляй!--- этим именем ей напоминали, что 1. она - вчерашняя рабыня, 2. косвенно осуждали ее поведение:--- отпущенница Волумния, обязанная почтением и преданностью своему патрону, его бросила и ему изменила- через год, после битвы при Фарсале, Киферида встретила Антония в Брундизии и они опять вместе проехали к Риму, посетив ряд полисов--- Цицерон негодовал: «Ты поспешил в Брундизий в объятия своей дорогой мимы--- если тебе не стыдно было жителей городов, через которые ты проезжал, то неужели не устыдился ты старых солдат!»--- позже, Плутарх и Плиний Старший пересказывают эту историю с гротескными деталями, неизвестными современнику - Цицерону--- повозку, в которой Антоний ехал с Киферидой, якобы везли львы--- «ехать так с мимой — это превосходило даже чудовищные бедствия того времени!» — искренне возмутился Плиний--- надо думать, что львов выдумали позже; если бы Антоний и мима действительно ездили на львах, Цицерон не упустил бы такой красочной подробности--- поездка Антония вызвала такое возмущение, что в ткань реального происшествия вплели вымыслыАктрисы-мимы, как видим, строгой нравственностью не отличались:- Гораций прямо ставил знак равенства между ними и уличными женщинами- Фимела, о которой речь была выше, не смущаясь, разыгрывала самые нескромные сцены- рассказ Прокопия о том, что вытворяла на сцене мима Феодора, будущая супруга Юстиниана невозможно опубликовать...О мимах-мужчинах мы знаем меньше:- ни один не оставил по себе в памяти такого яркого следа, как Киферида- схолиаст к Ювеналу, вспомнив Лентула, автора «Лавреола», замечает:- «Лентул был достоин настоящего креста: превосходный актер, был он человеком гнусным»- Марциал попытался написать апологию мима Латина, разыгрывавшего непристойнейшие сцены- сам поэт оправдывался перед своими «целомудренными читательницами» ссылкой на то, что его стихи нисколько не бесстыднее мимов, где выступает Латин- «В моей жизни ничто не походило на сцены, представляемые мною в театре. Человек сцены, я славен только моим искусством. Я не был бы приятен владыке (Домициану), не обладай я добрыми нравами»- стихи эти скорее всего ставили косвенной целью оправдать Домициана, приблизившего к себе Латина- последний был вхож во дворец, рассказывал Домициану за столом городские сплетни, но в эту безобидную болтовню вставлял и свои доносы- был он одним из самых гнусных доносчиков того страшного времени- других подробностей из его жизни мы не знаемМало биографических подробностей дают и надгробные надписи мимов:- вот одна из них: «Лонгин Макк сладостно прожил со своими домочадцами до последнего дня»...- имя «Макк» говорит нам о профессии этого мима- он был актёром народного италийского фарса, известного под названием "ателланы"- темы для своих бойких коротеньких сценок ателланы брали из повседневной простонародной жизни- играло в них всегда 4 актера (не обязательно все сразу):--- Папп, влюбленный старик, которого все обманывают--- Доссен, горбатый шарлатан, напускающий на себя ученый вид--- Буккон, ненасытный обжора и неумолчный болтун и--- Макк, отпетый дурень- вероятно, что мим Лонгин представлял всех этих 4 персонажей; относительно Паппа и Макка это можно смело утверждать- Папп появился в миме в старой своей роли глупого обманутого мужа- а Макк — в роли непременного спутника главного актера, который во всем ему подражает — своих слов и жестов у него нет- за постоянную назойливую имитацию он получает оплеуху за оплеухой; в миме его могут звать просто «дураком»- Лонгин играл в мимах именно эту роль и сознательно выбрал для себя прозвищем старое имя дурака из ателланНадписи дают нам драгоценные сведения о профессиональных объединениях мимов:- называемых «коллегиями», «корпусами», «коммунами»- в них входили все работники сцены: актеры, трагические и комические; музыканты, флейтисты, кифареды и скабилларии(с помощью инструмента scabillum ногой отбивали такт)- надпись из Бовилл (городка в Лации), относящаяся к 169 г. н.э., знакомит нас с одним из таких союзов- во главе его стоит архимим («начальник мимов»), по имени Л. Ацилий, сын Луция- сын отпущенника, грек происхождением, о чем свидетельствует его прозвище Евтих («счастливый»)- актеры называли его «отцом» и, сложившись, поставили ему статую «за его попечительность и любовь к ним»- сценическая карьера его была многообразной - надпись называет его «паразитом Аполлона, трагиком и комиком»- слово «паразит» здесь почетно, так звали жрецов, имевших право участвовать в жертвенной трапезе- быть «паразитом Аполлона» — значит быть удостоенным дружбы и застолья бога, покровителя всех искусств- Евтих пробовал свои силы и в трагедии, и в комедии но решил, что талант его — это талант комика- в театральной среде он был человеком известным: «его знали и чтили актеры всех союзов»- и не только актеры: он был декурионом, т.е. членом городского совета в Бовиллах- труппа его состояла из 60 человек, судя по именам, это были отпущенники или сыновья их- а если свободнорожденные, то из низов- не все в этом «стаде» (обычное название актерской труппы «grex») были актерами- сюда входили и музыканты, и театральные служители- интересно, что в списке этой труппы нет ни одного женского имени- а мы знаем, что женщины играли в мимах и в надписях упоминаются даже женщины-архимимы, «директрисы трупп»- случайно ли отсутствие женских имен в надписи Евтиха?- были ли мужские и женские труппы разделены, объединяясь лишь для представлений, а в остальном независимые?- на последнее соображение наводит упоминание погребальной коллегии не целой труппы, а только мим-женщинСледует упомянуть "ареталогов" - мастеров рассказа:- Август любил приглашать их на свои званые обеды, развлекать гостей- oни были неистощимы на выдумки, всевозможные преувеличения и прикрасы- Ювенал зoвёт их «лжецами», а схолиаст к Горацию — «болтунами»- входили ли эти веселые сказочники в состав труппы мимов?«Биологами» называли искусников, подражающих поведению других людей:- было у них и другое современное имя - «этологи» (от греческого ετηος — «нрав»)- подражать можно было по-разному: копировать только внешнее, манеры, голос- так, вероятно, изображал погонщиков мулов и рыночных зазывал раб одного из гостей Тримальхиона- которого хозяин рекомендовал как «мастера на все руки»- можно было изобразить «внешнего человека» так, что его манера держать себя оказывалась оболочкой, сквозь которую просвечивало самое существо- виртуозы этого дела умели «одними устами говорить за многих»- "тот, чей облик был повторен (буквально, «удвоен») мной, содрогался: я был им больше, чем он сам",- "сколько раз женщина узнавала себя в моих движениях, краснела и содрогалась", — говорит о себе мим Виталий- У Тиберия был раб, «немой и красноречивый», который "первым стал копировать адвокатов"- он назван в надписи забавником, шутом императора; имя его неизвестно- он обладал блистательным комическим талантом и незаурядной наблюдательностью- его имитация адвоката, совершенно безмолвная, построенная только на жестах и выражении лица, была так превосходна и так запечатлелась в памяти, что о ней не забыли упомянуть в надгробной надписи- хороший «биолог» был бы, конечно, желанным членом труппы мимов- может быть, он к ней иногда и присоединялся- но, судя по надписям, биологи держались особняком и в состав постоянных членов труппы не входилиСоциальный статус мимов:- Гораций, перечисляя тех, кого опечалила смерть певца Тигелла, называет:- сирийских танцовщиц, продавцов лекарств (это были шарлатаны первой статьи), нищих, шутов и мимов- характерно, что место мимов - в самом низу общественной лестницы - их профессия считается бесчестной- о мимах-женщинах закон говорит: «…рожденные от этих подонков общества»- для римлян конца республики выступление на сцене — бесчестие, потеря гражданского достоинства- широко была известна история римского всадника Лаберия, сочинявшего мимы- он oбладал большим талантом комика, который и демонстрировал в домашнем и дружеском кругу- Цезарь предложил Лаберию выступить в театре в соревновании с другими актерами, обещав 500 тыс. сестерций и золотое кольцо для восстановления во всадническом звании- Лаберий не осмелился ответить отказом; но на сцене произнес знаменитый пролог, где жаловался на свою участь:- «Я, 60 лет проживший безупречно, вышел сегодня из дому римским всадником, а вернусь мимом!- да, на один этот день прожил я дольше, чем мне следовало жить»- едкая горечь этих слов говорит о том, каким презренным существом был актер-мимС падением республики, с мимами произошло то же самое, что и с гладиаторами:- когда социальный статус потеряли сразу все граждане Рима- то лишенные прежде гражданской чести подонки вдруг стали богаты и популярны- им ставят статуи; архимим Евтих в обход всех законов состоял членом городского совета- Плутарх рассказывает, что Сулла в молодости водился с мимами, и они составляли его излюбленное общество- а когда он стал всесильным диктатором, то архимим Соракс остался его близким другом- мимы стали своими людьми при дворе цезарей- когда Иосиф Флавий хлопотал об освобождении нескольких иудейских священников- он обратился за помощью к своему соотечественнику Алитуру, известному миму- тот представил его императрице Поппее и стариков освободили- уже знакомый нам Латин был постоянным застольником и собеседником Домициана- Марк Аврелий жаловался, что мимы мешают людям заниматься серьезными делами, например философией- его соправитель Луций Вер, вернувшись из парфянского похода, привез столько трофейных артистов, в том числе мимов- что ходовой стала насмешка: император вел войну не с парфянами, а с актерами, и пленил именно ихМимы были любимы не только при дворе и у богачей, их очень любил простой народ:- с мимами в неустроенную, трудную жизнь полуголодного бедолаги входили отдых, веселье, смех- Дион Хризостом писал, что честолюбец, желающий приобрести симпатии народа и устраивающий превосходное угощение- ничего не добьется, если на пиршестве не будут выступать фокусники и мимы- от императоров требовали не только хлеба, но и зрелищ- со II в. зрелища главным образом обеспечивали мимы (пантомимы были их разновидностью)- среди императорских указов появляются повеления «актрисам-мимам заниматься своим делом, дабы римский народ не был лишен привычных развлечений»Трудно говорить о доходах мимов - то, что мы знаем о нескольких, нельзя обобщить на всю корпорацию:- тем более, что члены ее располагались по ступеням очень высокой лестницы, имущественной и артистической- были среди них и богачи; мима Дионисия, по словам Цицерона, зарабатывала 200 тыс. сестерций в год- из эпитафии мима Виталия видно, что он приобрел в Риме просторный дом и составил большое состояние благодаря своему таланту- были среди них, конечно, и грубые шуты - бедняки; но были и превосходные артисты, гордость комической сценыЧто за люди шли в мимы?- общность умонастроения и нравов роднила их всех- вряд ли их поведение в жизни отличалось таким же бесстыдством, как на сцене- но трудно представить их хранителями строгой нравственности- в большинстве своем это были легкие и талантливые люди: моральными соображениями они себя не отягощали- были наблюдательны, гнались за успехом и славой, «ради красного словца не жалели и отца»; были остроумны и злоязычныЧто же было позволено мимам?- писаный текст мима всегда оставлял широкий простор для импровизированных вставок- и актеры-мимы пользовались этим, превращая аполитичный скетч о дураке-муже и развратнице-жене в политически злободневную вещь- тут актер уже не знал удержу: пусть весь мир трепещет перед императором — мим его не боится!- презренный, обесчещенный человек бросает владыке мира со сцены такие слова, что зрители задыхаются от восторга и ужаса- Лаберий отомстил Юлию Цезарю, когда тот заставил его выступить на сцене:- играя роль раба, которого собирались выпороть, он закричал: «Квириты! свободу теряем»- затем добавил: «Придется всех тому бояться, кого боятся все»- сказано это было так, что все обернулись на Цезаря...- Августу тоже пришлось стерпеть очень двусмысленную шутку по своему адресу- при Тиберии дело об «актерской дерзости» дошло до сената:--- мимов, не стеснявшихся в выборе слов по адресу каких-то крупных магистратов, попробовал было остановить трибун преторианской когорты--- но народ возмутился; дело дошло до драки, с обеих сторон оказались убитые--- предложено было дать преторам право наказывать актеров розгами. Предложение не прошло--- «божественный Август, — рассказывает Тацит, — некогда постановил, чтобы актеры были избавлены от телесных наказаний, и Тиберий не посмел преступать его слова»- Тиберию и самому пришлось однажды стерпеть насмешку мима:--- эпитет «старого козла», данный ему в одной ателлане, облетел весь Рим; повторяли его с большим удовольствием- Нерон после отравления Клавдия и попытки убийства Агриппины был осмеян мимом со сцены:--- Нерон попробовал сначала утопить мать, подстроив гибель судна, в котором она направлялась к себе домой--- мим, пропев «будь здоров, отец! будь здорова мать!», изобразил в живой жестикуляции пьющего и плавающего человека--- «намекая на то, как погибли Клавдий и Агриппина»--- а затем, указав на сенаторов, пропел «Орк уже тащит вас за ноги»--- Нерон не осмелился казнить смельчака и только выслал его из Италии- Марк Аврелий относился к похождениям своей жены стоически и даже осыпал почестями ее любовников--- однажды он застал ее за ранним утренним завтраком с неким Тертуллом, но по обыкновению сделал вид, что ничего особенного не случилось--- (к утреннему завтраку приступали обычно сразу же после вставания, т.е. на рассвете)--- история эта быстро стала известной всему Риму и появилась на сцене в таком виде:--- игрался излюбленный мим о глупом обманутом муже; глупец спрашивает раба, как зовут любовника жены--- раб отвечает: «Тулл»; спрошенный в 3-й раз, он нетерпеливо восклицает:--- «Я же сказал тебе трижды: “Тулл”» (по латыни ter Tullus = Tertullus)--- с Марком Аврелием можно было шутить такие шутки: он их милостиво спускал.- но с Максимином (III в.) были шутки плохи, он был человеком страшным--- в ненависти к нему объединилось все население: сенат, города, сельское население и даже солдаты, которым он вообще покровительствовал--- но в его присутствии мим осмелился спеть такую песенку, правда, по-гречески, Максимин же по-гречески не понимал--- «Кого невозможно убить одному, того убивают многие. Слон велик, а его убивают. Лев силен, а его убивают. Тигр силен, а его убивают. Остерегайся множества людей, если в отдельности никого не боишься»--- страшный смысл этих стихов становится еще яснее, если вспомнить, что Максимин считал себя всегда в полной безопасности, полагаясь на свой огромный рост и непомерную физическую силу--- песенка была встречена неистовым одобрением; насколько она пришлась всем по сердцу, видно из того, что никто не выдал дерзкого актера--- Максимину сказали, что это стихи из комедии, обращенные к старому ворчуну- легкомысленные лицедеи оказались единственными, кто осмеливался говорить в такое время, когда все молчали.- стоит рассказать еще одну историю, правда из времени значительно позднейшего - византийского--- дело было в Константинополе, при императоре Феофиле (IX в.), который славился своей до жестокости доходившей справедливостью--- один сановник отнял у какой-то вдовы большой корабль с товарами--- добиться правды ограбленная женщина не смогла, потому что другой сановник не допускал ее к императору--- тогда вдова обратилась к мимам... император с изумлением увидал, как мимы поставили перед его ложей маленький кораблик--- «Раскрой пасть, — обратился один к другому, — и проглоти суденышко»--- «Я не могу!» — «Чепуха! Префект проглотил у вдовы большущий корабль, да еще со всем грузом, а ты не можешь сглотнуть эту мелочь»--- император потребовал объяснения, после чего оба коррупционера были казнены страшной казнью: их сожгли--- вдова получила обратно свое имуществоMим не мог пройти мимо христианства:- «христианин» стал новой фигурой, которую присоединили к старым, давно унаследованным типам мима- с богами языческого пантеона мим расправлялся со свойственной ему безудержной дерзостью- тем менее было для него основания щадить новую, чуждую, религию- На христиан сочиняются едкие и веселые песенки, «которые распевают повсеместно и во всякое время, на площадях, на пирушках, в веселье и в печали»- осмеиваются христианские таинства, крестная смерть Христа, церковные служители- их одевают в непристойные одежды и устраивают на сцене пародию христианских таинств- император Юлиан (отступник) пользовался мимами, как орудием пропаганды против христианства- немудрено, что церковные писатели мечут против мима громы и молнии- театр объявляется вотчиной сатаны, а мимы — его мистериями- "нельзя смотреть мимы и оставаться чистым"; мимы — это «огненная вавилонская печь», которую топит сам сатана. - Иоанн Златоуст обрушивался на мимы со всем пылом своего огненного красноречия- но напрасно! Мимы продолжали оставаться излюбленным зрелищем; люди толпами валили поглядеть на любимых актеров- ничего не могли поделать ни пламенные проповеди, ни суровые постановления церковных соборов.Интересна апология мима, которую написал современник Юстиниана, софист Хорикий:- был он уроженцем и жителем Газы, веселого финикийского города, где мим любили и от нападок на него морщились- Хорикий рассчитывал на сочувствие своей аудитории, когда, пренебрегая церковными проклятиями, публично произнес свое «слово об изображающих жизнь в театре Диониса»- мим обвиняют в том, что он смешит. Но смех — это дар богов. Человека от неразумных животных отличает то, что он умеет говорить и смеяться- в миме бывают представлены и ложь, и прелюбодеяние, и нарушение клятвы. А разве их не бывает в жизни?- мим только «подражает» жизни, и это «подражание» - основа всех искусств: и поэзии, и скульптуры, и живописи- нельзя говорить, что мимы отвлекают ремесленников от работы и делают их бездельниками (прямой намек на нападки Иоанна Златоуста)- человек не может все время работать: отдохнув, «унося из театра след улыбки», он возьмется за работу прилежнее и веселее- мим любят все люди; неужели все ошибаются?ПРИМЕЧАНИЯ1. Домициан поставил этот мим «всерьез»: в сцене распятия на крест подняли разбойника, осужденного на смерть.Медведь кинулся на несчастного. Марциал описал эту казнь с ужасающими подробностями.2. Антонию, как народному трибуну, ликторов не полагалось.________________________________________________М.Е. Сергеенко, "ПРОСТЫЕ ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИТАЛИИ", Издательство «Наука». Москва—Ленинград, 1964.Глава 10: "МИМЫ, АКРОБАТЫ И ФОКУСНИКИ"http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1292535500Бонус - современные мимы

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

hojja-nusreddin.livejournal.com

Завораживающая пантомима Пантомима это древнейший вид театрально-сценического

Завораживающая пантомима Пантомима – это древнейший вид театрально-сценического искусства, основное отличие которого от всех Завораживающая пантомима Пантомима – это древнейший вид театрально-сценического искусства, основное отличие которого от всех остальных – передача сюжет только с помощью жестов и мимики. Ученые считают, что пантомима возникла в эпоху древнекаменного века (палеолита) и была связана с первобытными религиозными обрядами

Для первобытного человека танец способ мышления и форма жизни • В танцах, изображающих животных, Для первобытного человека танец способ мышления и форма жизни • В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. • Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом.

Танцевальный круг – древнейшая традиция • Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не Танцевальный круг – древнейшая традиция • Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах. • Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь - топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку.

Современный человек обязательно проиграет первобытному… танец • У первобытных племен нет регламентированной техники танца, Современный человек обязательно проиграет первобытному… танец • У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

А музыка звучит… • Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают А музыка звучит… • Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают определенными формами музыки, ученые пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. • Следовательно, музыка существует по крайней мере 50 000 лет.

Флейта из бивня мамонта Флейта из бивня мамонта

 • http: //video. yandex. ru/#search? text=%D 0%BF %D 0%B 0%D 0%BD%D 1%82%D 0%BE%D • http: //video. yandex. ru/#search? text=%D 0%BF %D 0%B 0%D 0%BD%D 1%82%D 0%BE%D 0%BC% D 0%B 8%D 0%BC%D 0%B 0&film. Id=LUVRHy. UQ 8 g. E%3 D

present5.com