Особенности архитектуры древней руси. Особенности древнерусской архитектуры: работа к Всероссийской олимпиаде
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образовательный портал. Особенности архитектуры древней руси


Архитектура в Древней Руси в IX

Архитектура в Древней Руси в IX - первой трети XIII веков

Вороненко Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа№429 имени М.Ю.Малофеева

Постановка проблемы и ее актуальность: познакомиться с развитием архитектуры, особенностями русской архитектуры, развитием народной музыки и богослужебной. Материал статьи можно использовать на уроках литературы 5-9 классы.

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

Каменное строительствоначинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.

В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей.

В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: 25-главая Десятинная церковь (996) и 13-главый Софийский собор в Киеве (1037), 5-главый Софийский собор в Новгороде (1050) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).

Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, гражданские здания – княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

Особенности русской архитектуры.Русские мастера, заимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и пирамидальностъ, башенностъ. Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.

В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) и в связи с развитием новых городских центров складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, построенная с участием немецких мастеров церковь Покрова на Нерли (1165 г., частично разобрана и перестроена), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире (1030-е гг.). Успенский собор на р. Клязьме Церковь Покрова на Нерли Дмитриевский собор во Владимире Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание в этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова – Преображенский собор Мирожского монастыря. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Церковь Спаса на Нередице Преображенский собор Мирожского монастыря

Наиболее интенсивным в конце XII – начале XIII в. было строительство в Смоленске, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на Смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.

Музыка в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.

В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.

Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, проходили с игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи – первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.

Богослужебная музыкараспространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православное богослужение проходит без игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно проявлялись отличительные черты церковного пения, присущие только древнерусскому народу.

 

 

ext.spb.ru

Древнерусская архитектура и ее ключевые особенности

Доброго времени суток. Недавно изменились закрытые критерии сочинений к ДВИ и Всероссийской олимпиаде и многих мучает вопрос: «Каким должно быть историческое сочинение, например, по теме древнерусская архитектура?». Ниже представлена работа, оцененная на муниципальном этапе максимальным баллом

Происхождение древнерусской архитектуры

Зарождение древнерусской архитектуры относится к Х веку. Только после Х века появляется монументальное каменное зодчество, на которое оказали влияние традиции уже развитого на Руси деревянного зодчества. Для восточнославянских земель издавна была свойственна именно деревянная архитектура. Из дерева строились как крестьянские избы, так и большие княжеские терема. Деревянные строения были многоярусными, украшенными художественной резьбой. Высокие навыки в деревянном строительстве способствовали быстрому освоению монументально каменного зодчества.

Памятники: архитектура

После принятия христианства в 988 году на Руси начинается активное возведение именно каменных храмов. Первой каменной церковью принято считать церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведенную в Киеве. Церковь, называемая также Десятинной, была воздвигнута святым Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна в 989 году.

Каменное древнерусское зодчество много позаимствовало из византийской культуры, в частности при возведении храмов  Русь переняла крестово-купольный тип. К такому типу храмов относится Софийский собор в Киеве, построенный при Ярославе Мудром. Вскоре после строительства собора в Киеве, каменные храмы, схожие по стилю, начинают воздвигаться и в других городах Руси.

Так, к примеру, был построен Софийский собор в Новгороде. Ярослав Мудрый оказал большое влияние на развитие культуры, при нем также были построены Золотые ворота в Киеве и Киево-Печерский монастырь.

Период раздробленности в культуре

Период феодальной раздробленности характеризуется стремительным ростом городов, развитием культуры, в том числе и зодчества. Многие храмы, построенные в этот период, одноглавые. Множество соборов времен политической раздробленности государства было воздвигнуто во Владимире. До наших дней сохранились Успенский и Дмитриевский соборы. При Андрее Боголюбском был построен великолепный памятник зодчества владимиро-суздальской школы – белокаменная церковь Покрова на Нерли. У белокаменной архитектуры есть свои характерные особенности: декор стен, изящность, стройность.

Необходима профессиональная помощь репетитора? Пиши автору блога: https://vk.com/nekrasovv23Помогу-подскажу-отвечу на твои вопросы 

© Иван Некрасов

xn----7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Зодчество Древней Руси

Московский Государственный Технический Университет

Гражданской Авиации

Кафедра гуманитарных и социально-политических наук

Контрольная работа

по дисциплине "Культурология"

Тема: "Зодчество Древней Руси"

студента 1 курса заочного факультета

Табуреткина Ивана Ивановича

Специальность ХХХХХХХ

Шифр: ХХХХ

Адрес: Город ХХХХХХ

Москва 2007

План

1. Введение

2. Краткий экскурс в историю

3. Архитектура древнерусских городов

3.1 Архитектура Киева X-XII веков

3.2 Архитектура Древнего Новгорода X-XIVвеков

3.3 Архитектура Владимира

4. Заключение

5. Иллюстрации к теме

6. Список используемой литературы

1. Введение

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее, за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего, следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению. Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.

2. Краткий экскурс в историю

Десятый век - век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич), в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии, неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма - четырехстолпный крестовокупольный.

Десятый век - век единства, поэтому региональные различия, причем весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.

Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий - киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в "государство в государстве", упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое " Кождо да держит отчину свою!", т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.

Двенадцатый век - век перемен. Перенос столицы и митрополичьего стола из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа так называемого " малого храма".

Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и, следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства.

Век четырнадцатый - век возвышения Москвы и начала объединения Руси вокруг нее. Век подъема национального духа. Характеризуется некоторыми типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великой России.

3. Архитектура древнерусских городов

3.1 Архитектура Киева X-XII веков

Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. "…вся честь и слава и величество и глава всем землям русским - Киев" - так с гордостью начертал неизвестный летописец. Знаменитая София Киевская. … Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь. … Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В "Повести временных лет" под 1037 годом об этом сказано так: "Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины". Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: " Церкви дивна и славна всем округниим странам…" Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии "посажения " на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.

Последние перестройки XVII - XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей - двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей). Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен - ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе. Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это - стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство. В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид. Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века - 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески - это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле - характерная черта Софии Киевской. Золотые ворота в Киеве - один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда - 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности "смешанной", или "полосатой" кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе). Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ - "малую башню"; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой - подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой - створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале. Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода - меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины- голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити. Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева - Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы " Слово о полку Игореве" киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад - восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. "полосатой" кладки на известняково-цемяночном растворе. Центральное подкупольное пространство храма - высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части - контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах.

Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей.

3.2 Архитектура Древнего Новгорода X-XIVвеков

Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим - Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу.

В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположен так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические раскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду - к концу девятого - началу десятого веков. Есть основания предполагать, что именно по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил название "Новый город". Подобные "передвижения" на более удобную территорию были характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом их в процессе феодализации.

www.coolreferat.com