Педагогика в древнем риме. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

педагогика древнего рима. Воспитание в древнем риме. Педагогика в древнем риме


Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме

Рим, по преданию, был основан в 752 г. до н.э. В конце VI в. до н.э. здесь сложилась Римская республика, которая на протяжении не­скольких столетий вела захватни­ческие войны. С 31 г. до н.э. Рим превратился в столицу огромной империи, город с милли­онным населением. В Древнем Риме существовала смешан­ная греко-римская культура, многие образованные римляне владели греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других древних народов, есте­ственно, имели в своей основе практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было здесь типично пат­риархальным. По римским обычаям, отец имел право даже лишить жизни сына-младенца или продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание де­тей глава семьи нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных. В трактате «Государство» Цицерон говорил о том, что царь Тарквиний с величайшим усердием обучал приемного сына всем наукам, которые постиг сам.

Описание традиционного римского образования нашло от­ражение в сочинении Катона Старшего (234–149 до н.э.) «Кни­ги, посвященные сыну», написанном в виде как бы пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике.

Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический иде­ал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской зна­ти – нобилей – продолжало господствовать домашнее обуче­ние с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римс­кой истории.

Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II–I вв. до н.э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собствен­ных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинс­кая грамматика была составлена Элием Донатом значитель­но позже, в IV в. н.э., и называлась «Искусство грамматики». Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжении всего средневековья.

Школьное обучение в Риме было организовано следую­щим образом. Элементарное образование давалось в так на­зываемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными програм­мами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на ули­це, во дворике или на перекрестке, откуда и пошло назва­ние школ: тривиум – перекресток. Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

Характер обучения в Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагма­тичны, что превращало римские учебные заведения в типич­ные «школы учебы», развившиеся в эпоху средневековья.

Профессия учителя элементарной школы в Древнем Риме приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы, сами искали учеников и получали плату с родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Дохо­ды учителя были мизерными.

Школы повышенного типа – грамматические – первона­чально открывались греческими учителями и ничем не отлича­лись от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II в. до н.э. начали распространяться латинские и смешан­ные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цице­рона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение в обществе по срав­нению с учителями элементарных школ. Иногда они даже со­стояли на государственной службе и оплачивались государством.

Для молодежи аристократического происхождения суще­ствовали, как и в Греции, риторские школы. Программа за­нятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражнений по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства од­новременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточ­но разностороннее для того времени умственное образова­ние. Учителя риторики были людьми, как правило, состоя­тельными, участвовали в политической жизни, а в отдель­ных случаях занимали государственные посты.

В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что ора­тору необходимо иметь природные способности, уметь под­ражать высоким образцам, постоянно упражняться в пуб­личных выступлениях.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение до­казательства собственной позиции и опровержение утверж­дений противника, заключение. Во всех пособиях по ритори­ке детально, с приведением тщательно отобранных приме­ров, говорилось, как украсить речь стилистически, как сделать ее убедительной.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспи­тательные центры – коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи пат­рицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем распространились по всей империи. В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения – Афи­ны, Пергам, Александрию.

В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его освоения, и методы обучения. Римский писатель и ученый Варрон (116–27 до н.э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, ритори­ку, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, му­зыку, медицину и архитектуру. К V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», став­ших сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школь­ные предметы были названы «свободными искусствами», по­тому что предназначались для детей свободных граждан.

На исходе римской истории утвердилось двухчастное де­ление школьного курса «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика со­ставляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум. Заслуга в создании этой клас­сификации принадлежит римскому философу и автору школь­ных учебников Боэцию (ок. 480–525 до н.э.). В основу постро­ения школьных пособий им был положен принцип компи­ляции – сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали силь­ное воздействие на средневековую школу.

По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для уче­ника. Однако ораторское искусство в этот период выродилось в обучение красиво говорить, без должного внимания к об­щему образованию обучающихся.

Педагогическая мысль Рима нашла отражение прежде все­го в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.) был и оратором, и политическим деятелем, и философом, и педагогом. Плутарх в «Жизнеописаниях» говорил, что Цицерон уже в детстве настолько превосходил своих товарищей по школе, что их отцы приходили на занятия, дабы посмотреть на это чудо. Цицерон обучался у лучших римских ораторов, философов, а также брал уроки у трагических и комических актеров. Он совершал образовательные поездки в Афины, Малую Азию и на остров Родос. Плутарх рассказывает, что на Родосе Ци­церон произвел сильнейшее впечатление на философа Посидония, который о нем сказал следующее: «Тебя, Цице­рон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаюсь, что единственное из прекрасного, ос­тавшееся еще у нас – образованность и красноречие – и то благодаря тебе, сделалось достоянием римлян».

Первым сочинением Цицерона педагогического характера было составленное им учебное пособие по риторике – «О подборе материала». В философско-педагогическом трактате «Об ораторе» он обрисовал идеальный образ всесторонне образо­ванного оратора-философа, обладающего подвижностью ума и соображением, которые он выработал у себя в процессе обучения.

Педагогические идеи Цицерона нашли отражение в це­лом ряде других его сочинений: «Брут», «Оратор», «Гортен­зий», «Лелий, или О дружбе», «Об обязанностях», «О при­роде Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Сущность чело­века он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единствен­ным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и са­мообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую культуру и получить «универсальное образование». Лишь та­ким путем можно стать совершенным человеком. В содержание образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и т.п. Основным недостатком, пороком личнос­ти Цицерон считал эгоизм.

Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направле­нии, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Сочинения Цицерона широко использовались в школах эпохи средневе­ковья и Возрождения.

Луций Анней Сенека (около IV в. до н.э.) – философ и оратор эпохи императорского Рима – считал главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Его пе­дагогические идеи тесно переплетены с этикой стоиков. Ос­новным предметом школьного обучения ему представлялась философия. Он утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и глав­ным средством нравственного совершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им в та­ких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нрав­ственные письма к Луцилию», где изложена программа нрав­ственного совершенствования человека. Основным методом воспитания он считал побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христи­анские воззрения на воспитание.

Основным понятием, характеризующим процесс воспи­тания по Сенеке, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания – назидатель­ные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Сенека был сторонником энциклопедического образова­ния и высказывал идею о безграничных возможностях про­гресса человеческого знания. Традиционные «семь свободных искусств» он не считал основными школьными дисциплина­ми. В одном из своих «Писем к Луцилию» он говорил: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его – деньги. Тогда они – продажные ремесла и хороши до тех пор, пока подготавливают ум, не удерживая его дольше... Неужели ты веришь, будто в них есть какое-то благо, хотя сам видишь, что нет людей ниже и по­рочнее их учителей?»

Квинтилиан

Сенека подвергал критике все дисциплины тривиума и квадривиума, делая вывод, что в основу вос­питания и обучения должно быть положено освоение учащимися нравственных начал: «Лишь одно делает душу совершенной: незыб­лемое знание добра и зла (которое доступно только философии) – ведь никакая другая наука добра и зла не исследует». Конечной целью воспитания Сенека считал подго­товку юношества к жизни и деятельности в «сообществе бо­гов и людей».

Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96) был первым римским учите­лем риторики на государственном содержании, автором со­чинения «Наставление оратору», где, начиная с элементар­ных ступеней обучения, он изложил свои представления об обучении риторике.

Квинтилиан считал, что уже младенца необходимо обу­чать правильно произносить звуки речи, выговаривая слова. Он обращал внимание воспитателей на необходимость учи­тывать возрастные и индивидуальные особенности учащих­ся, выдвигал требование сделать процесс обучения естествен­ным и радостным для детей посредством применения таких методов и приемов, как организация совместной деятельно­сти, состязаний в искусстве произнесения речей и др. Об­суждая проблемы организации процесса обучения, он выде­лял в нем три последовательные стадии: подражание, теоре­тическое наставление и упражнение.

Квинтилиан высказал много тонких наблюдений, сохра­няющих значение и до наших дней. Например, в учителе он видел высокообразованного человека, любящего детей, изу­чающего их, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона.

Квинтилиан оказал сильное воздействие на педагогическую мысль эпохи Возрождения. Особенно сильное влияние на разви­тие мировой педагогической мысли оказала идея Квинтилиана о необходимости образования детей в правильно организован­ных школах. Важность школьного образования была им не толь­ко обоснована, но и практически доказана, поскольку сам он являлся создателем и руководителем государственной риторс­кой школы в Риме. Квинтилиан обращал внимание на такие положительные факторы школьного образования, как соревно­вательность, установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития, укрепление «усердия к учению» и т.п. В произведении «О воспитании оратора» роль семьи в деле вос­питания детей определялась в плане подготовки их к поступле­нию в школу. По мнению Квинтилиана, в самой природе чело­века заложена необходимая для его дальнейшего обучения «по­нятливость», а дети, неспособные к учению, являются редким исключением подобно физической уродливости. Воспитание со стороны взрослых и прилежание при выполнении упражнений со стороны детей способствуют развитию того, что дано челове­ку уже при его появлении на свет.

studfiles.net

Педагогика Древнего Рима - часть 3

После смерти Цезаря развернулась борьба за власть после серии интриг, в которых основными участниками были сподвижник Цезаря Антоний, его внучатый племянник Октавиан и сенат, в результате которой единственным повелителем огромного государства становится Октавиан, которого провозглашают Августом (божественным), это случилось в 30 г до н.э. На этом римская республика прекратила свое существование, начался период римской империи.

В республиканском Риме растет рабовладение и на его основе - расслоение населения. Развиваются города. Свободное население делилось на привилегированные группы патрициев и всадников и на людей безработных, лишивших­ся своих земельных участков.

Сосредоточение населения в городах вызвало появление школ. Расслоение его по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило де-ление школ на элементарные и грамматические школы.

Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого незнатного населения; богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. Элементарные школы были частными и платными, В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению.

Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных слоев населения. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе, истории). Развитие этих школ было вызвано необ-ходимостью овладеть ораторским искусством для тех, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике.

В последние столетия республиканского Рима возникли школы риторов, где знатные юноши обучались риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике, музыке, с тем. чтобы в дальнейшем занять высшие государ-ственные должности. После завоевания Греции /146 г. до н.э./ афинская культура быстро проникает в Рим, и греческий язык становится языком знати.

Грамматические школы и школы риторов были частными. Вследствие высокой платы за обучение они были доступны лишь привилегированным слоям общества.

1.3. Римская цивилизация эпохи империи.

Начальный период римской империи, продлившийся с 30 г. до н.э. по 284 г. н.э. получил название период принципата, это название пошло то именования Октавиана Августа «Принципсом», что означает - первый среди равных. Второй этап римской империи носит название - период домината от слова « доминус» (господин)-284-476гг н.э. Первые шаги Октавиана Августа: стабилизация отношений между различными слоями общества. Правление Октавиана - это период взлета науки, литературы и особенно римской историографии. Особенности римской цивилизации эпохи принципата:

1. Единоличная власть открывает возможности, как перед мудрыми, так и перед деспотичными правителями. Примеры: Марк Аврелий, Нерон

2. Активно совершенствуется римское законодательство, которое является основой многих современных правовых систем.

3. Проявляется несостоятельность рабства. В армию начинают набирать рабов из-за нехватки населения.

4. Италия теряет роль центра Римской империи.

5. Развитие строительства (дороги, водопроводы)

6. Усиление системы образования, увеличение числа грамотных людей.

7. Распространение христианства.

8. Праздники (180 дней в году)

Император Антоний Пий- золотой век Римской империи отсутствие конфликтов, экономический подъем, спокойствие в провинциях, но этот период длился недолго уже в 160 г н.э начинается одна из войн, которая определила дальнейшую судьбу римской цивилизации начало катастрофы. Это первый опыт, когда встретилась собственно цивилизация с агрессивным «барбарикумом». Римская империя соседствовала с многоликим варварским миром, в который входили Кельтские племена, Германские племена и Славянские племена. Первое столкновение варварского мира и римской цивилизации произошло при императоре Марке Аврелии на территории провинций Реций и Норик, также Панония - совр. Венгрия. Война длилась ок. 15 лет, Марку Аврелию удалось отбить натиск варварских племен. Впоследствии, в течение 3-го века напор варваров усиливается, выстраивается по Дунаю и Реину «лимес»- граница, состоящая из пропускных пунктов и военизированных поселений. На «лимесе» осуществлялась торговля между Римом и варварским миром. В 3-ем веке выделяются племена, среди варваров, ведущие войны с Римом, на границе по Рейну это Франки, а по Дунаю-Готы, которые неоднократно вторгались на территорию империи. Тогда же в 3 веке Рим впервые в истории теряет свою провинцию, это произошло в 270г., имперская армия покинула провинцию Дакия, далее происходит потеря « Десятинных полей»- в верховьях Рейна. В конце 3-го века заканчивается эпоха принципата: император Диоклетиан в284 г. принял решение разделить империю на 4 части, для более эффективного управления. Соправителями стали: Максимиан, Лициний и Константина Клора, для себя и Максимиана он оставил титул августов, а для двух других-титул цезарей. Хотя после смерти Диоклетиана сын Клора Константин снова становится единоличным правителем, но именно этим разделением, было, положено начало крушения Римской империи. В 395 году император Феодосии окончательно разделил империю на две части между сыновьями, один из них Аркадий стал правителем Восточной Римской империи, а другой - Гонорий-Западной Римской империи. Но ситуация сложилась таким образом, что малолетний Гонорей не мог управлять государством и фактическим правителем выступил вандал Стилихон, возглавлявший его в течение 25 лет, огромную роль варвары начинают играть в армии Западной Римской империи, это в полной мере отражает кризис империи. Под давлением гуннов в 4 веке на территорию Восточной Римской империи переселяются Готы, которые под предводительством Аллариха в поисках земли для проживания вторгаются на территорию Италии и в 400 г. захватывают Рим. Затем в 476 вождь скиров Одоакр окончательно свергнул последнего римского императора Ромула Августула. Эта дата является датой окончательного падения западной части Римской империи, восточная ее часть просуществовала еще около 1000 лет. Эпоха домината отражает кризис Римской цивилизации. Признаки кризиса: I запустение городов, 2 прекращение выплат налогов, 3 уменьшение числа торговых операций , 4 нарушение связей между провинциями. Таким образом, можно сказать, что Римскую цивилизацию сломили три удара: 1 социально-экономический, 2 духовный кризис, 3 великое переселение народов.

В императорском Риме рабовладение сильно растет. Римская империя в результате завоеваний достигает больших размеров. Держать в повиновении угнетенные народы и огромное количество рабов становится труднее. Римские императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки верноподданных, устанавливая за этими школами бдительный государственный контроль. Грамматические школы и школы риторов превращаются в государственные, задачей которых является подготовка преданных императорской власти чиновников.

В последние века императорского Рима, когда усиливается расслоение рабовладельческого строя, Рим переживает период упадка, что отражается также на воспитании и образовании: в школах начинает господствовать формализм, риторика вырождается в чисто внешнее красноречие, в истории витиеватость прикрывает бедность, пустоту содержания. Нравственность падает.

Духовной жизни римлян соответствовало и воспитание. Семья была основой воспитания, В семейном кругу женщина пользуется большими правами и глубоким уважением, какого еще не знала история. Поэтому в Риме и появляются женщины в качестве воспитательниц. Однако в Риме воспитание не было гармоническим развитием телесных и душевных сил; оно было направлено на предметы расчетливого ума, на потребности гражданина и государства. Если у греков воспитание было направлено на достижение красоты и добра, то у римлян - практичности и полезности. Домашнее воспитание было строгим. В присутствии детей не позволялось ни говорить, ни делать ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино, а нарушение этого закона каралось как тяжкое преступление.

В позднейший период в римских домах, образованных, стали появляться педагоги, которые пользовались большим уважением. Педагог был нравственным наставником отрога и его постоянным спутником. Нередко несколько мальчиков поручались одному педагогу.

Преподавание в зрелый период Рима развивалось в соответствии со всей жизнью римлянина. Высшие политические должности - военные и ораторские. С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. В 1 в. до н.э. в Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения греческой декламации, а изучение греческой науки с той поры стало существенным предметом римского образования. Вместе с греческим развивалось и ла-

тинское образование. Юлий Цезарь написал латинскую грамматику. В школах соблюдалась, большая строгость, телесные наказания господствовали.

Выходя из отроческого возраста и надев мужскую тогу, молодой римлянин покидал школу и в качестве слушателя поступал в практическую школу народных собраний и судебных прений. Выбор звания, как и вся жизнь римлянина, обуславливалась принципом пользы. Предпочитались доходные искусства. Но какому бы званию ни посвящался римлянин, все подготовительное его учение состояло в практическом руководстве и наставлении.

mirznanii.com

педагогика древнего рима - Воспитание в древнем риме

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: temy_dlya_samostojatelnogo_izuchenija.doc, smirnov.rar, serdtce_otdayu_detyam.rar, programmy_dlya_povtorenia.zip, podlasyi.rar, plany_seminarov.doc, Pidkasistii_Pedagogika.zip, ped_poema.zip, ekzamenacionnye_bilety_po_korrekcionnoy_pedagogike_2.doc, ekzamenacionnye_bilety_po_korrekcionnoy_pedagogike.doc и ещё 74 файл(а).Показать все связанные файлы ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII – VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

Здесь дети получали религиозное воспитание. Девочки находились под надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" – так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме – месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 – 5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578–534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".

Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения большее влияние оказывала традиция античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства – музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской – абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевающих.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными, грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников – ограниченное, обучение – преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить уча­щихся на группы (классы), В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно – философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ – готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕГО РИМА

Становление философской мысли, в недрах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным влиянием эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники.

Одним из первых представителей римского просвещения явился Катон Старший (234 – 149 до н. э.). Будучи эллинофобом, он тем не менее опирался на греческие каноны при составлении римской риторики. Катои особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. Он сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике. Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не прибег к его услугам ("не подобает рабу бранить моего сына") В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений. Он охотно играл с детьми.

Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106 – 43 до н. э.) Полноценного образования достойны немногие, говорил Цицерон, большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах". Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это – всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрять развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I – II вв. н. э.

Один из ее представителей, Сенека (4 до н. э. – 65 н. э.), критиковал формализм школьной системы, которая воспитывает "ум, но не душу". Он считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность ("пусть говорит он [ученик] сам, а не его память").

Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в "Письмах на моральные темы" и "Нравственных письмах к Луцилию".

"Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", – писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной "норме") путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории.

Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал каноном образования "семь свободных искусств". Он писал: "Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его – деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?"

Крупный мыслитель той же эпохи Плутарх (ок. 45 – ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Супруга Плутарха отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало "подымать руку на святыню".

С этими идеями перекликается и трактат т. н. Псевдо-Плутарха "О воспитании", где также даются советы проявлять мягкость к "благонравным детям", оставаться матери кормилицей собственных детей. Псевдо-Плутархвыдвигал идею всесторонне обученного человека в духе требований образованного римского общества. По сути, предлагалось дать "беглое" знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта.

Яркая фигура римской философской и педагогической мысли – Квинтилиан (42 – ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Демосфен, Цицерон и др.). Главный труд Квинтилиана – "Ораторское образование". Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики-тупицы – на совести педагогов.

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.

Первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квитилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родного языка).

В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину").

В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка.

Обширная программа по этим и другим предметам предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика. В риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия".

На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития "точности" памяти. Таков, например, был "топологический прием", когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков "мест для запоминания".

Размышляя о природе человека, Квинтилиаи высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике, считал Квинтилиаи, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно.

Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Дети – "драгоценный сосуд", с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в "неблагопристойных местах". При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно выбирать няньку для младенца, которой следовало обладать достойными нравственными качествами. Учитель должен заменять ученику отца, приучать питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Отталкиваясь от педагогических идей Плутарха, Квинтилиан, однако, делал упор на необходимости полезного обществу образования. Цель воспитания Квинтилиан видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина он считал афинского политического деятеля Перикла.

Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школьному обучению но сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"). Он, например, утверждал, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".перейти в каталог файлов

urok.zodorov.ru

Педагогика Древнего Рима - часть 4

Звание практического сельского хозяина и домовода считалось почетным для молодого римлянина и ему посвящали себя те, кто не имел наклонностей и таланта для высшего поприща.

Жажда деятельности, храбрость, справедливость и умеренность, гордость и чрезмерное самолюбие - основы римского характера, чему направлялось воспитание.

Раздел II. Педагогические взгляды Катона, Цицерона, Квинтиллиана, Лукреция.

2.1. Педагогические взгляды Катона.

Катон (Старший), Марк Порций Катон Цензор; MarcusPo rciusCatoCenso rius, 234-149 гг. до н. э., римский политик, оратор и писатель. Благодаря изобилию источников, Катон принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н. э. Он родился в Тускуле, происходил из всаднического рода (эквитов) и воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи. С ранней молодости он готовился заниматься хозяйственными делами, работая в поле, зачастую вместе с рабами. В 217-216 гг. поступил на военную службу, с 214 г. был военным трибуном на Сицилии. Как первый среди Порциев (homonovus), Катон начал добиваться должностей. В 204 г. был в Африке квестором при Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем. На обратном пути в Рим взял с собой с Сардинии поэта Энния. Народным эдилом он был в 199 г., затем в 198 г. в качестве претора пребывал на Сардинии, искореняя ростовщичество. Будучи консулом в 195 г., одержал победу в Испании, за что получил в 194 г. право на триумф. В 184 г. стал цензором, и эту должность исполнял с необычайной суровостью (отсюда его прозвище), среди прочего удалив из сената 7 сенаторов. От общественной жизни никогда не отходил. Непримиримый враг Карфагена, постоянно призывал к его разрушению. Но прежде всего он боролся всеми возможными способами против наступающей эллинизации, особенно преследовал римских филэллинов, а среди них с особой настойчивостью - Сципиона. Именно эта неприязнь к эллинизации и стремление воспитать в римских традициях сына Марка (ок. 192 г.) и сделали из Катона писателя. Вскоре после вступления в должность цензора Катон собственноручно написал для сына большими буквами историю Рима, разумеется, понятую и трактуемую по-своему, а когда сын немного подрос, изложил ему практическую житейскую мудрость, добытую собственным опытом, в Наставлении сыну ( Praecepta ad filium ) . Это произведение, признанное повсюду первой римской энциклопедией, содержало наставления в сельском хозяйстве, риторике и медицине. Все указания пронизаны моралистическими тенденциями, как это видно на примере определения оратора, который является "справедливым человеком, владеющим искусством красноречия". Поучение сыну служило хорошим пособием и руководством для ряда поколений. Из него мы узнаем, что условием для оратора Катон считал прямой, здоровый ум, связанный с доблестью помыслов, ибо только благородный человек может быть хорошим оратором. Он предпочитал и прославлял сельскую жизнь, считая, что земледелие способствует воспитанию нравственно сильных граждан и хороших защитников отечества. Педагогическим произведением следует считать и его стихотворение о нравах.

Славу доброго супруга и отца он считал выше почестей хорошего сенатора. Дом свой он держал в строгости, но однако, считал, что кто бьет свою жену и детей, тот оскорбляет самые дорогие святыни, какие только могут существовать для людей.

Тот же дидактический характер имело прозаическое сочинение Об обычаях ( Carmen de mo ribus ) . Катон создавал также пособия по различным вопросам, важным для помещика и гражданина. Мы знаем следующие названия: Медицинские записки ( Commenta rius de medicina ), Заметки о гражданском праве ( Commenta rii iuris civilis ), О военном деле ( De re militari ) . К этому ряду специальных трудов принадлежало также произведение О сельском хозяйстве ( De agri cultura ) , наиболее древний памятник латинской прозы. Это не систематическое изложение современных автору знаний о земледелии, но собрание относительно упорядоченных указаний по ведению хозяйства в поместье. Некие попытки систематизации можно обнаружить лишь в начальной части, а именно в разделах 1-54, касающихся покупки и обустройства поместья, выделки вина и оливок, а также полевых работ. Оставшаяся часть представляет собой разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо основной мыслью и - кроме частых повторений - без какой-либо связи с начальной частью. Этот непритязательный сборник советов доброго хозяина, постоянно дополняемый и перерабатываемый, создавался на протяжении многих лет; он показывает нам Катона человеком, который постоянно чему-то учился. Уже в старости, ок. 168 г., Катон приступил к обработке истории Рима, которую довел до 149 г.; не сохранившееся произведение носило довольно своеобразное название Начала ( Ori gines ). Оно содержало 7 книг, из которых первая была посвящена легендарной истории Рима от основания Энеем в 751 г. до н. э. до падения царской власти, а книги II-III излагали легенды об основании других италийских городов. Легендарный материал Катон дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. Таким образом, Катон стал подлинным творцом римской историографии. Из-за ненависти к аристократическим родам, представители которых управляли римской политикой, Катон не приводит в Началах ни одного имени. Это была история Рима, предназначенная для римлян; исторические события Катон оценивал по-своему. Все сочинения Катона отличаются добросовестностью обработки и хорошим знанием предмета, там, где считал это необходимым, использовал даже греческие источники. Катон выступал поборником древней римской добродетели и потому не даром получил название последнего из римлян.

Будучи строгим, правдивым, энергичным, деятельным, Катон стремился сделать таковым и воспитание.

Катона, как и Цицерона, считают первыми римскими теоретиками воспитания.

2.2. Педагогические взгляды Цицерона.

Цицерон /106 - 43 гг. до н.э./ - цвет римской литературы. Получив блестящее образование, будучи знаменитым оратором, он свои взгляды на воспитание излагал в философских и риторических сочинениях, имея в виду по преимуществу оратора. В сочинениях Цицерон обращает особое внимание на сущность и задачи воспитания.

Он принимает человека за разумное и, следовательно, способное к воспитанию существо. Он указывал, что в человеке живет сила, призывающая его к добру и отпугивающая от зла. Эта сила не только древнее всякого человеческого общества, но она современна даже охраняющему и правящему небом и землею божеству. Ибо разум есть существенное свойство Бога, и этот божественный разум необходимо определяет в нас, что право и что неправо. Поэтому возвысься духом и помни, что смертей не ты, а это тело. Воспитание есть завершение дарованных природой способностей человека, и оно необходимо тем более, что высокое качество духа, особенно разума, на который опирается добродетель, требует тщательного развития. Наставник должен относиться к своим ученикам с надлежащей кротостью, строгостью и справедливостью. Наставление детей должно совершаться и словом и делом. Дисциплина должна быть ни слишком сурова, ни слишком мягка. Наказание должно соответствовать вине и в одинаковых случаях должно быть одинаковым. Никогда не следует наказывать рассердившись. К наказаниям следует прибегать изредка, когда другие средства не дают нужных результатов.

Воспитание следует начинать с раннего детства. Детям следует разрешать только такие игры, которые совместимы с хорошим поведением. При дальнейшем развитии ребенка следует особое внимание обратить на развитие памяти. Для этого Цицерон рекомендует учить наизусть отрывки из греческих и римских писателей, Когда отрок развился в юношу, ему необходимо избрать себе занятие, которое со ответствовало бы его природным наклонностям. Ибо самая первая обязанность человека состоит в том, чтобы не делать ничего противоречащего природе. К чему от природы у нас больше всего дарований, то и должно быть избранным своим делом. Каждый, по возможности, должен оставаться верным своему характеру, не недостаткам ело, а особенностям. Ничто, предпринятое наперекор своей природе и вопреки ей, не преуспевает, указывал Цицерон.

Молодые люди должны остерегаться неумеренности, вести себя благонравно, уважать старших и, выбрав из них лучших и правдивейших, довериться сове там и руководству. В этом возрасте следует избегать чувственных наслаждений;

следует приучать дух и тело к воздержанию, терпению, перенесению усилий.

Для своего развития будущий оратор должен упражняться в произношении речей, разных точек зрения. Помимо наставлений и природных способностей, оратору необходимо приобрести запас знаний по всем отраслям науки и, в первую очередь, освоиться с законоведением, историей и философией.

Созерцая великие образцы, он должен возвысить и развить свой ум, облагородить душу, энергично подстрекать волю и направлять ее к доблестным целям.

В трактатах об ораторском искусстве мы находим много ценных мыслей Цицерона, которые указывают на пути и средства выработки ораторских умений, так необходимых учителю.

Трактат "Об обязанностях" - последнее философское произведение Марка Туллия Цицерона. Он стал одним из наиболее популярных его философских произведений.

Жанр трактата "Об обязанностях" для Цицерона необычен. Подавляющее большинство его философских произведений написано в форме диалога, данный же трактат представляет собой наставление сыну. Этот жанр предопредилил в значительной мере своеобразие трактата. Его содержание разнообразно: это и моральные предписания, и отступления политического характера, и исторические примеры, и юридические казусы.

mirznanii.com

Педагогика Древнего Рима - часть 6

3. Класс рабов. В этот ранний период он еще не являлся основным классом общества, и не составлял основу производства. Противоречивость в положении рабов состояла в том, что с одной стороны, они входили в состав класса производителей, а с другой стороны, в гражданское общество как класс они не включались. Такое положение рабов составляло одну из главных особенностей производственных отношений античного мира. Патриархальное рабство так же продолжает существовать, но оно все больше становится застойным элементом в обществе.

Скорее всего, греческое наследие оказало большее влияние на развитие римского образования за счет того, что наука и искусство в Древней Греции развивались в более ранний период времени, а римская цивилизация как бы наследовала их, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ним множество новых признаков и особенностей.

На почве римского образования впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад Древнего Рима в развитие ораторского искусства. Именно поэтому педагогические идеи сыграли столь важную роль в возникновении педагогики нового времени, её развитии. В целом же педагогические взгляды видных римских теоретиков воспитания явились основой для дальнейшего развития мировой педагогики.

Список использованной литературы.

1.Богомолов А.С. Античная философия.- М., 1985.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/ Пер. с польск. В.К. Ронина. – М.: Высш. шк., 1988. – 496 с.

3. Древние цивилизации/Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. - М.: Мысль, 1989.

4. История древнего Рима/Под ред. Бокщанина А.Г. - М.: Высшая школа, 1971.

5. История и культура античного мира/Под ред.Кобылина М.М. - М.: Наука, 1977.

6. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М.: Высшая школа , 1990.

7. Лукреций. О природе вещей.-М., 1973.

8. Моммзен Т. История Рима. -С.-Пб.: Лениздат, 1993.

9. Новицкий И. Б. Римское право.- М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.

10.Об ораторском искустве.- М., 1973

11. Омельченко О. А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.

12. Хрестоматия по истории древнего Рима.- М., 1956

mirznanii.com

Педагогическая мысль в Древнем Риме

Количество просмотров публикации Педагогическая мысль в Древнем Риме - 407

В целом, практика обучения и воспитания в Древнем Риме долгое время опиралась на педагогические традиции Древней Греции. ʼʼОтцомʼʼ же римской образованности называют Марка Теренция Варрона (116-27), который определил новое содержание школьного образования из девяти учебных дисциплин, а именно˸ диалектики, арифметики, архитектуры, астрономии, геометрии, грамматики, медицины, музыки и риторики. Это во многом содействовало тому, что к I веку н.э. начала складываться собственно римская система образования, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной культурной традиции. Семь из предложенных Варроном наук (за исключением архитектуры и медицины) в дальнейшем стали основой школьного образования в Средние века, получив название ʼʼсеми свободных искусствʼʼ.

Известный римский философ, оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43) обратил внимание на разницу в целях воспитания у греков и римлян. По ᴇᴦο мнению, греки посвящают себя искусствам и изобретениям и с их помощью стараются привить юношам начала гуманности и добродетели, тогда как римляне в своих детях хотят видеть, в первую очередь, людей полезных отечеству, а значит и изучать им надо только те искусства, которые могут принести благо государству. При этом Цицерон продолжал развивать идеи софистов и, впервые в истории, ввёл в научный оборот понятие ʼʼгуманизмʼʼ, обозначавшее для него своеобразный образец достойной человеческой жизни. Исходя из чего им формулируется культурный идеал свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия), что также задало вектор дальнейшему развитию античной педагогики.

Наиболее видный след в истории всего античного образования оставил древнеримский педагог-гуманист Марк Фабий Квинтилиан (35-96), автор известного педагогического трактата ʼʼО воспитании оратораʼʼ. Вслед за греческим стоиком Хрисиппом, он обосновывает в своём труде необходимость правильного воспитания ребёнка уже с момента рождения, подчеркивая при этом определяющую роль личности наставника, который, по ᴇᴦο мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гуманистическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребёнке, прежде всего, человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образования стереотипы (к примеру, уже упоминавшийся Орбилий, благодаря своему ученику Горацию, вошёл в историю как ʼʼне жалеющий розгʼʼ), резко осуждает телесные наказания, которые, по ᴇᴦο убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разработке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путём выделения значительного времени в процессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуального подхода к ученику с учётом ᴇᴦο наклонностей и возможностей, считая, что все дети, за редким исключением, обладают природными способностями для получения полноценного образования. Не удивительно, что в последние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена принципата и империи, достойное образование получают не только мальчики, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для которых, как уже отмечалось, открывались специальные школы-педагогиумы.

referatwork.ru

Педагогика в Древнем Риме - Информация

Содержание

 

 

Введение3

Раздел 1Исторический путь развития педагогики Рима___________ 9

1.1Древнейший или царский период Римской цивилизации________ 9

1.2Римская цивилизация эпохи республики_____________________ 10

1.3 Римская цивилизация эпохи империи______________________ 15

Раздел IIПедагогические взгляды Катона, Цицерона,

Квинтиллиана, Лукреция.___________________________ 20

2.1Педагогические взгляды Катона___________________________ 20

2.2Педагогические взгляды Цицерона 23

2.3Педагогические взгляды Квинтиллиана 26

2.4Педагогические взгляды Лукреция______________________ 27

Вывод 32

Литература 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУП

 

Колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-западе Европы, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из племен, населявших эту территорию. Какие племена создали Римскую цивилизацию? Это был целый комплекс племен. Первоначально на этой территории жили: Сарды, на острове Сардиния, Корсы, на Корсике, Италы, Секакны. Примерно во 2-1 тысячелетии до н.э происходит массовое переселение племен, с одной стороны- с востока, а с другой- со стороны Илирика, нынешней территории Югославии. В результате этих передвижений местные племена частично были истреблены, а частично ассимилированы. В последствии, к моменту возникновения Римской цивилизации, наблюдалась следующая этническая картина: на севере находились Венеты, отсюда и название города- Венеция, а также Ятыги, срединную часть Аппенинского полуострова населяли Италики и Латины, от названия которых и пошло название--латинский язык и название области -Лаци, именно на этой территории и возник город Рим. Рим возник на левом берегу Тибра. Каким образом это произошло? В районе Тибра расселялось три племени, мимо них проходила дорога на солеварни, в результате вдоль этой дороги, особенно между Капитолийским и Палатинским холмами оседают люди, связанные с этой дорогой, и на месте этих поселений и возникает Рим. Он возник на стыке расселения трех племенных объединений: кроме местных племен : венетов, ятыгов, этрусков, латинов, италликов, Римскую цивилизацию создавали греческие колонисты создавшие свои колонии на южном и даже среднем побережье Италии, они внесли очень большой вклад в становлении цивилизации : они научили римлян занятию сельским хозяйством, познакомили с религией. Тем не менее, считается, что наибольший вклад в становление Римской цивилизации внесли племена этрусков, хотя это и спорный вопрос. Вопрос о появлении этрусков в Италии до конца не разрешен, но предполагают, что они пришли с востока, это предположение основано на том, что этрусский алфавит очень схож с финикийским. Этруски были прекрасными металлургами и гончарами, особо известна их посуда, также они были прекрасными мореходами и занимались пиратством. У этрусков римляне позаимствовали многие традиции: отмечать те или иные события каким-то триумфом, также гадание на внутренностях животных, жертвоприношения. И третьим народом оказавшим огромное влияние на становление Римской цивилизации были карфагеняне, они основали свои колонии на острове Сицилия. Карфаген- государство в Тунисе, основанное финикийцами. Таким образом, можно сделать вывод: достаточно благоприятные природные условия и влияние более развитых культур способствовали развитию Римской цивилизации.

По вопросу о месте Римской цивилизации или просто Рима существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Почему они так считали? Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура , римская культура, с их точки зрения не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна, в этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же специфическое, особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления .результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторыхнепрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Римская средиземноморская культура, являясь закономерным продолжением собственно римско-италийской, была во многих своих компонентах новым историческим явлением. Она в значительной степени утратила свой узкий полисный, так сказать, "национальный" характер и приобрела космополитические черты. Ее имперский характер выражался не только в том, что жители Рима и Сиракуз, Александрии и Лугудуна, Фессалоник и Кордовы жили в одном государстве и в целом имели если не одинаковый, то похожий образ жизни. В рамках новой "мировой" культуры сформировалась с

www.studsell.com