Нашел древнюю трою. Золото Шлимана, или сокровища Троянского царя Приама
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7 странностей человека, который откопал Трою. Нашел древнюю трою


Кто нашел Древнюю Трою?. Кто есть кто во всемирной истории

Кто нашел Древнюю Трою?

Троей назывался большой древний город. Согласно поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», он находился где-то на северо-западе Малой Азии.

Гомер рассказывает, что греческие цари целых десять лет воевали с Троей и смогли захватить город лишь с помощью хитрости – знаменитого Троянского коня. Греческие воины спрятались внутри огромного деревянного коня. Жители Трои сами ввезли коня в город, а ночью спрятавшиеся в статуе греки вышли наружу, открыли городские ворота и впустили войско.

После жестокого боя Троя пала. Со временем на том месте, где она находилась, остались лишь небольшие деревни. О некогда огромном городе постепенно забыли. Долгое время считалось, что вся эта история, как и сама Троя, была придумана Гомером и никогда не существовала на самом деле.

Однако немецкий археолог Генри Шлиман думал иначе. Руководствуясь описанием, данным Гомером в поэме «Илиада», он начал поиски и в 1870 году обнаружил развалины Трои. Они находились около холма Гиссарлык на средиземноморском побережье полуострова Малая Азия, в Турции.

Во время раскопок Г. Шлиман обнаружил не один город, а целых шесть, находившихся на одном месте, словно слоеный пирог. Найдя в одном из них руины огромного дворца и мощные крепостные стены со следами пожара, Шлиман решил, что это и есть легендарная Троя.

При дальнейших раскопках он обнаружил большой клад золотых и серебряных украшений. Сочтя его сокровищами легендарной царицы Елены, Шлиман прекратил дальнейшие раскопки на этом месте.

Только через несколько десятилетий, уже после смерти Шлимана, археологи доказали, что найденные им сокровища значительно древнее, чем Троя, о которой упоминает Гомер. Но они согласились с тем, что легендарная Троя действительно могла находиться на том холме, где вел раскопки Шлиман.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

Генрих Шлиман (1822-1890) — сын немецкого пастора. В семь лет прочитав «Илиаду» Гомера, поклялся найти Трою и сокровища царя Приама. К 46 годам он сделал состояние на торговых сделках с Россией и приступил к поискам Трои. Немногие историки верили в ее реальное существование. Среди них — француз Ле Шевалье, который в XVIII веке безуспешно искал в Средиземноморье государство Троада, и шотландец Чарльз Макларен, который был уверен, что Троя находится в Турции, на холме Бунарбаши. Холм, вокруг которого протекают два ручья, походил на описанный в «Илиаде». В 1864 году австриец фон Хан начал откапывать Трою на соседнем холме Гиссарлык, но почему-то был разочарован найденными обломками стен. Шлиман решил, что фон Хан просто недокопал, и решил копать глубже.

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

Генрих Шлиман (1822-1890).

Как Шлиман вычислил Трою?

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

•Гомер уточняет, что два источника возле холма разные, горячий и холодный: «Первый источник струится горячей водой… Что до второго, то даже и летом вода его схожа со льдом водяным». Шлиман измерил термометром воду во всех источниках на Бунарбаши. Она везде была одинаковой — 17,5 градуса. Горячего источника он там не обнаружил. На Гиссарлыке он нашел только один, тоже холодный. Но затем, взяв пробы почвы, убедился, что раньше здесь был и другой — горячий. Шлиман подсчитал, что на холме Бунарбаши бьют 34 ключа. Проводник Шлимана утверждал, что тот ошибся и источников больше — 40. Об этом говорит второе, народное название холма: Кырк-Гёз, то есть «сорок глаз». В «Илиаде» же описываются только два. По мнению Шлимана, Гомер не мог обойти молчанием 40 источников.

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

Троя на карте Турции.

•Во время решающей битвы Ахилл бежал от «страшного воина» Гектора, и они за определенное время «трижды обошли вокруг Приамовой крепости». Шлиман с секундомером обежал Гиссарлык. Бунарбаши он обойти не смог по двум причинам: первая — с одной стороны холма была река, вторая — склоны были изрезаны впадинами, что мешало передвижению. Из текста «Илиады» следует, что греки, штурмуя Трою, три раза легко сбегали по склонам холма. У Бунарбаши склоны очень крутые. Шлиман смог лишь сползти по ним на четвереньках. У Гиссарлыка склоны более пологие, по ним можно свободно передвигаться и вести на них боевые действия.

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

Реконструкция Трои.

•У Гомера город Троя описывается как огромный торговый центр с 62 зданиями и огромными по высоте стенами и воротами. По мнению Шлимана, такой город не мог разместиться на холме Бунарбаши, так как площадь этого холма слишком мала — всего 500 кв.м. Площадь Гиссарлыка — около 2,5 кв.км.

•Шлиман вычитал в «Илиаде», что греческие воины, осаждавшие Трою, ходили купаться на море. Из текста также ясно, что вода во время прилива подходила близко к городу. Это значит, что и холм, на котором располагался город, должен находиться максимально близко к воде. Холм Бунарбаши — в 13 км от моря, а Гиссарлык — рядом с берегом.

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

Где клад правителя Трои Приама?

Клад правителя Трои Приама, найденный Шлиманом 143 года назад, — это 8700 золотых изделий. Шлиман вывез сокровище из Турции в корзинах под кочанами капусты. Он предложил его купить правительствам Франции, Англии, затем России. Но те отказались, боясь осложнения отношений с Турцией. Турция же обвинила Шлимана в контрабанде, и он заплатил компенсацию — 50 тыс. франков. Так и не сумев продать сокровища, Шлиман в 1881 году подарил троянский клад Берлину, за что был пожалован званием почетного гражданина города. В 1945 году, перед падением Берлина, немцы спрятали клад на территории берлинского зоопарка, откуда он исчез. В 1989 году вдова директора Берлинского музея В. Унферцагга опубликовала дневники мужа, из которых следовало, что 1 мая 1945 года он передал ящики со шлимановским золотом советской экспертной комиссии.

В 1993 году Россия признала, что золото действительно у нее. В 1996 году оно было выставлено в Пушкинском музее. Германия не раз претендовала на возвращение клада Шлимана. Но, согласно российскому закону о перемещенных ценностях, этот клад принадлежит РФ.

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

Клад правителя Трои Приама.

Как Генрих Шлиман вычислил Трою?

Клад правителя Трои Приама.

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

alfaed.ru

2. Авантюрист, споткнувшийся о Трою. Троянский конь западной истории

2. Авантюрист, споткнувшийся о Трою

В троянском археологическом заповеднике – настоящий культ Генриха Шлимана. Портреты международного авантюриста смотрят на нас буквально отовсюду – из сувенирных лавок, с путеводителей, информационных стендов и даже с уже упомянутого макета домика археолога, построенного немецким телевидением для съемок документального фильма. Без малого полтора века назад Шлиман открыл для жителей окрестных сел если не золотую жилу, то, по крайней мере, возможность всегда иметь на столе стакан чая и тарелку рыбы («чай бардак, балык табак» – турецкий язык весьма ассоциативен для русского человека!). Те, кто не работает на до сих пор время от времени возобновляющихся здесь раскопках, задействованы в туристической индустрии – сдают комнаты, продают магниты, водят экскурсии. На одной из пыльных улочек Тевфикие нам встречаются два деревенских пацана. Еще издалека, завидев приезжих, они тянут загорелые руки в надежде на бакшиш: привычка, сформированная за многие поколения. Мы выдаем им по лире. Что попишешь? Молодежь…

В создании культа Шлимана решающую роль сыграл сам Генрих Шлиман. Мастер самопиара, он сочинил о себе массу легенд, большинство из которых живы до сих пор.

Рис. 9. Фальшивый дом Шлимана в деревне Тевфикие строили немцы

Большинство современных жизнеописаний Шлимана основываются на его автобиографии, давно признанной весьма сомнительным источником. См., например, часто переиздающуюся и считающуюся классической биографию Шлимана, составленную немецким историком Генрихом Александром Штолем[19].

Согласно одной из них, выходец из бедной немецкой семьи Генрих Шлиман заболел Троей еще в восьмилетнем возрасте, получив в подарок на Рождество иллюстрированную «Всемирную историю для детей» авторства Георга Людвига Еррера. В книге была гравюра, изображающая пылающий Илион с огромными стенами и Скейскими воротами, из которых бежал Эней с отцом на плечах. Не желая верить, что Троя – не реальный город, а всего лишь сказка, выдумка Гомера, мальчик решил во что бы то ни стало отыскать легендарный город. Принято считать (и именно на этой версии настаивают троянские экскурсоводы), что Шлиман был на то время единственным на свете человеком, кто верил в историческую реальность Троянской войны. Пользуясь содержащимися в гомеровских поэмах географическими подсказками, он нашел и раскопал Трою! И с тех пор все, что было сказано Гомером, стало считаться абсолютной исторической истиной.

«Единственный, кто верил»… Если можно назвать натяжкой чудовищную ложь, то назовем ее натяжкой. Но прежде расскажем, что, собственно, за человек это был – Шлиман.

Генриху Шлиману, выросшему в неблагополучной семье (его отец, протестантский священник, был распутником и казнокрадом), с 14-летнего возраста приходилось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Пять долгих скучных лет он работал рассыльным в бакалейной лавке, пока не решил кардинально изменить свою жизнь, нанявшись юнгой на шхуну, отплывающую в Венесуэлу. Судно попало в бурю, Шлиман, с его слов, оказался в числе немногих спасшихся. Правда, согласно сообщениям в газетах, жертв в том кораблекрушении не было, но зачем портить правдой красивый рассказ? Гораздо интереснее представить себя этаким Робинзоном Крузо, вышедшим на голландский берег в накинутом на плечи рваном одеяле. Так или иначе, устроившись на работу в одном из торговых домов Амстердама, Шлиман начал изучать языки. Способность Шлимана к языкам, впрочем, является достоверным медицинским фактом. Он освоил пятнадцать языков, в том числе русский, который он учил, как гласит предание, по порнографическим поэмам Баркова.

Методика изучения языков «по Шлиману» сегодня весьма популярна: суть ее сводится к устному изложению отрывков текстов на иностранном языке. Постепенно память начинает привыкать к новому языку, и увеличивается восприимчивость к новой речи. Интересно, что адепты данной методики в большинстве своем знать не знают, чем занимался Генрих Шлиман во время, свободное от изучения языков.

Знание русского позволило Шлиману попасть в Россию в качестве коммерческого представителя. Уже через год, в 1847-м, он принял российское подданство. Новоиспеченный «Андрей Аристович» основал собственное предприятие и быстро разбогател на поставках красителя индиго и чилийской селитры. Он брался за любое дело, которое сулило прибыль. Во время «золотой лихорадки» Шлиман, естественно, в Америке, он за бесценок скупает у старателей золотой песок, удваивая свое состояние. Во время Крымской войны Шлиман продает оружие обеим сторонам, но больше всего наживается на поставках в русскую армию сапог с картонной подошвой. Перед отменой крепостного права в 1861 г. он скупает бумагу, необходимую для печати больших афиш с манифестом, а затем перепродает ее втридорога российскому правительству…

В 1864 г., бросив в Петербурге свою русскую жену Екатерину Лыжину и троих детей, Шлиман отправляется в кругосветное путешествие. Он посещает развалины Карфагена в Тунисе, остатки Помпеи в Италии, древние храмы в Индии и Цейлоне, Великую китайскую стену и ацтекские руины в Мексике. Потрясенный увиденным, он записывается на курсы в Сорбонне и некоторое время слушает лекции по античной истории и археологии. В 1868 г. Шлиман проводит на греческом острове Итака свои первые раскопки. Они длятся всего два дня. Найдя в земле пару черепков, Шлиман без тени сомнений выдает их за предметы, принадлежавшие самому царю Одиссею. Затем предприниматель посещает Микены и малоазиатское побережье Дарданелл, где, опоздав на корабль до Стамбула, знакомится с американским консулом Фрэнком Калвертом. Результаты поездок Шлиман публикует в книге «Итака, Пелопоннес и Троя», за которую выбивает себе докторскую степень в третьеразрядном Ростокском университете. Да и само присуждение степени состоялось заочно: соискатель находился в Америке по вопросам получения американского гражданства и развода с русской супругой[20].

Научное сообщество Европы, однако, не восприняло всерьез его изыскания, и Шлиман решает предоставить более серьезные доказательства, откопав древний город или, как минимум, что-нибудь такое, что можно было бы выдать за его остатки…

Был ли Шлиман пионером в поисках древнего Илиона в северо-западной Турции, как это часто представляется? Отнюдь. Даже лавры первого исследователя Гиссарлыка принадлежат ему не по праву.

Как это теперь представляется, найти Трою большого труда не стоило: если предположить, что это город, который был настолько могуч, что воевал с объединенными силами всей Греции, то значит, он контролировал основные торговые пути и, соответственно, должен был бы стоять на бойком месте. Более того, такое «свято место пусто не бывает» – если город стоит на перекрестке торговых путей, то он возродится после любого разгрома. А значит, какой-то город и сейчас занимается тем же, чем занималась в свое время Троя, – контролирует маршруты и богатеет. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что это Константинополь-Стамбул, великий именно тем, что контролирует проливы из Черного и Мраморного морей в Эгейское и Средиземное. Проливов – два, Стамбул стоит на Босфоре, а его великий предшественник стоял, очевидно, на Дарданеллах. Географические детали в поэмах Гомера на это и указывают. При этом, как отметил еще Константин Великий, стоять на Геллеспонте даже выгоднее – здесь в твоих руках не только морские, но и сухопутные ворота между Европой и Азией. Лучшего места для города просто не найти.

После того как это стало ясно, нужно прикинуть и посчитать, как далеко ушло море за три тысячи лет после описываемых событий, и поискать в окрестностях входа в Дарданеллы какие-нибудь холмы, остатки крепостей, легенды местных жителей…

Первые научные попытки определить точное место Трои относятся к XVIII веку. В 1742 и 1750 гг. англичанин Роберт Вуд предпринял две поездки в Троаду, изложив свои впечатления в книге «Эссе о подлинном гении Гомера». Несмотря на свое убеждение, что Трою искать нет смысла – она разрушена до основания, Вуд впервые высказал идею, что со времен античности места, где располагалась Троя, сильно изменились: гавань заилилась, а реки изменили свое течение. Книга Роберта Вуда выдержала пять изданий на четырех языках и получила большой резонанс в научном мире.

За год до издания книги Роберта Вуда, в 1768 г., по Троаде путешествовал барон Иоганн Германн, ученик прославленного мыслителя, основоположника современных представлений об античном искусстве Иоганна Винкельмана. По итогам визита он впервые озвучил гипотезу о том, что древняя Троя должна находиться в районе холма Гиссарлык в нескольких километрах от побережья. Как местонахождение древней Трои Гиссарлык определяли также немецкий картограф Франц Кауффер (1793 г.), минералог Эдвард Кларк (1801 г.), позднее ставший профессором Кембриджского университета, и автор «Диссертации о топографии Троянской долины» Чарльз Макларен (1822 г.).

Другой гипотезы придерживался французский археолог Жан Батист Лешевалье, в 1785 г. пешком преодолевший путь от Геллеспонта до хребта Ида с «Илиадой» в дорожной сумке и книгой Вуда в качестве путеводителя. Лешевалье убедился, что Гомер довольно точно описал географические особенности полуострова. Местонахождение французский ученый определил в районе деревни Бунарбаши (Пинарбаши) в долине реки Скамандр.

В 1864 г. догадки Лешевалье решил проверить на практике австрийский дипломат и путешественник Иоганн Георг фон Ган. Организовав раскопки в районе Бунарбаши, фон Ган обнаружил остатки какого-то поселения. Позднее, однако, выяснилось, что обломки древних зданий относились к гораздо более позднему периоду – к VII–V вв. до н. э.

Через год пробные раскопки в Гиссарлыке предпринял Фрэнк Калверт. Его семья уже два поколения жила в районе Троады, и Калверт прекрасно знал эти места. Но настоящую революцию в его мировоззрении произвело знакомство в 1849 г. со знаменитым русским ученым Петром Чихачёвым. Чихачёв, более известный в России как первооткрыватель Кузнецкого угольного бассейна, являлся автором около 100 научных работ по геологии и палеонтологии Малой Азии, на основании его топографических исследований была составлена подробнейшая карта Троады. Сопровождая Чихачёва в его экспедиции, Калверт получил бесценный опыт и знания в области археологии и геологии, но самое главное – воспринял от русского ученого убеждение, что Трою следует искать в недрах Гиссарлыка, часть которого он позднее приобрел в собственность.

Убеждение, что Трою следует искать в недрах Гиссарлыка, Калверт воспринял от знаменитого русского географа Петра Чихачёва, чья роль в обнаружении древнего города так и останется незамеченной потомками.

Роль Чихачёва в обнаружении Илиона так и останется незамеченной потомками, а все лавры перейдут к Шлиману, который в свою очередь отберет их у Калверта. Человек, указавший на Трою, будет незаслуженно забыт, как это, увы, часто случается в истории. О заслугах ученого напоминают сегодня лишь названный его именем хребет на Алтае и мемориальная доска в Гатчине.

Рис. 10. Карл Брюллов. Портрет П. А. Чихачёва. 1835

Раскапывая Гиссарлык в 1865 г., Калверт наткнулся на остатки храма Афины и городской стены, возведенной Лисимахом. На этом финансовые возможности дипломата были исчерпаны. Надежду на продолжение поисков дала Калверту встреча с тщеславным толстосумом Шлиманом, в то время убежденным, что руины Трои покоятся там, где их локализовал Лешевалье, – в Бунарбаши. Позднее Калверт подтвердит это в письме в газету «Гардиан»: «Когда я впервые встретил доктора [Шлимана] в августе 1868 г., для него тема Гиссарлыка как местонахождения Трои была новой»[21]. Шлиман же будет все отрицать и даже развяжет против Калверта полномасштабную войну в прессе, обвиняя того во лжи. Ни один документ ранее 1868 г. не свидетельствует, что Шлимана хоть как-то занимал троянский вопрос. По выражению историка Андрея Стрелкова, Шлиман попросту «споткнулся о Трою» во время очередного путешествия[22]. Однако сам коммерсант представит события так, что к поискам Трои он шел всю свою жизнь, а Гиссарлык был избран им как место для раскопок древнего города лишь по гомеровским подсказкам. Чтобы исключить всякое упоминание о Калверте из легенды об открытии Трои, Шлиман сочинит историю о детской мечте и книжке с картинками[23], а чтобы представить себя человеком, поистине одержимым гомеровским эпосом, назовет детей от новой греческой жены Софии Энгастроменос[24] Агамемноном и Андромахой.

Но это будет позже, теперь же, в августе 1868-го, Калверт принимает дорогого гостя в доме на берегу пролива и убеждает его присоединиться к раскопкам, заверяя: «Вся моя земля [на Гиссарлыке] в твоем распоряжении»[25]. Почувствовав масштаб поживы в случае успеха предприятия, Шлиман соглашается принять участие в проекте. Уже в декабре он начинает консультации с искушенным Калвертом об организации раскопок, вплоть до определения количества мотыг и лопат для ведения работ. Одновременно он ведет переговоры с турецким правительством о разрешении на археологическую деятельность. Наконец, 11 октября 1871 г. Генрих Шлиман, наняв рабочих в окрестных деревнях, приступает к земляным работам. Калверт пытался удержать своего товарища от торопливых решений, посоветовав сначала произвести зондаж культурных наслоений, имевших, как выяснилось уже вскоре, огромную толщину – более 17 метров. Однако Шлиман, будучи уверен, что гомеровская Троя – самое древнее, что только может быть, решил копать до самой материковой плиты.

Длинные траншеи глубиной до 17 метров и такой же ширины безжалостно изрезали холм Гиссарлык, пока Шлиман не докопался до древнего городища, уничтожив по пути все, что не показалось ему интересным и что не блестело на солнце. Найденные развалины Шлиман объявил Приамовым градом.

Варварский подход купца к проведению раскопок не только лишил ученых будущего ценнейшей археологической информации, но и стал причиной разрушения раскопанных им остатков древнего городища. Брошенные на произвол судьбы в условиях агрессивной окружающей среды, они стали крошиться и выветриваться, страдать от корней деревьев и кустарников. Остановить процесс разрушения удалось лишь в 1988 г., когда стены древнего кремля начали наконец консервироваться усилиями участников экспедиции, возглавляемой профессором Тюбингенского университета Манфредом Корфманом.

Толщина культурных напластований в 17 метров, пусть даже и накопившихся за несколько тысячелетий, кажется невероятной. Но лишь до тех пор, пока мы не узнали об их происхождении. «Из-за того, что [во времена бронзового века] в строительстве часто применялись древесина и солома, нередки были пожары, – объясняет профессор Карл Блеген, раскапывавший Гиссарлык в 1932–1938 гг. – Когда дом сгорал, крыша обрушивалась, а стены рассыпались… Поскольку в те времена не было ни бульдозеров, ни грейдеров, никто и не пытался расчистить пожарище и вывезти мусор. Гораздо проще было просто разровнять место пожара, скрыв не сгоревшие полностью остатки зданий под толстым слоем мусора (поэтому и происходил заметный рост культурного слоя), и строить на этом же месте новый дом. В Трое такое бывало довольно часто, и каждый раз уровень земли поднимался на 80-100 сантиметров. Неуклонный рост культурных слоев на холме был вызван и другими факторами. Например, полы во всех жилищах, кроме дворцов и роскошных особняков, были земляными или из утрамбованной глины. В те времена не было принято собирать бытовой мусор и кухонные отходы в специально отведенных местах. Все ненужное – кости, пищевые остатки, битая посуда – просто бросалось на пол в жилище или выбрасывалось прямо на улицу. Рано или поздно наступал момент, когда пол оказывался настолько засыпан костями животных и мусором, что даже самые небрезгливые хозяева понимали, что с этим нужно что-то делать. Обычно решение вопроса было простым и весьма эффективным: мусор с пола никто не убирал, вместо этого его засыпали толстым слоем свежепринесенной глины, которую затем утрамбовывали. В ходе раскопок археологи неоднократно раскапывали дома, где этот процесс повторялся раз за разом до тех пор, пока уровень пола не поднимался так высоко, что для нормального проживания в доме приходилось поднимать выше крышу и переделывать вход»[26].

Рис. 11. Траншея Шлимана с остатками поселения раннего бронзового века

Шлиман продолжал раскопки в течение трех сезонов и, наконец, 31 мая 1873 г. у окружной стены близ юго-западных ворот, находившейся на глубине 8,5 метров, наткнулся на настоящие сокровища. Вот как он описывает эти события:

«Идя вдоль этой окружной стены и открывая ее все более и более рядом с древним зданием и к северо-западу от ворот, я наткнулся на большой медный предмет самой замечательной формы, который тем более привлек мое внимание, поскольку мне показалось, что за ним я вижу золото… Чтобы спасти это сокровище от моих рабочих и сохранить его для археологии, нельзя было терять время; так что, хотя час завтрака еще не настал, я немедленно объявил pa?dos. Это слово неизвестного происхождения, которое пришло в турецкий язык, и здесь используется вместо греческого ?????????, или время для отдыха. Пока люди ели и отдыхали, я вырыл сокровище с помощью большого ножа. Это требовало огромных усилий и было сопряжено с большим риском, поскольку крепостная стена, под которой мне пришлось копать, каждый момент грозила рухнуть на меня. Однако вид стольких предметов, каждый из которых имел безмерную ценность для археологии, сделал меня бесстрашным, я и не думал ни о какой опасности. Но я не смог бы достать сокровище без помощи моей дорогой жены, которая стояла рядом со мной, готовая сложить вещи, которые я вырубал, в свою шаль и унести их»[27].

В нише, открытой Шлиманом, таился набор из 8830 изделий из драгоценных металлов – ожерелий, диадем, колец, брошей, браслетов. Благодаря брату Калверта Фредерику клад удалось вывезти в Афины. Поместив его в банк, коммерсант сообщил журналистам о том, что он нашел – ни больше ни меньше – сокровища троянского царя Приама. Сенсационная новость заняла первые полосы газет. Тиражировалась фотография Софии Энгастроменос в «уборе Елены». Изображения сокровищ Шлиман опубликовал в книге «Троянские древности», выпущенной в 1874 г. знаменитым издателем Фридрихом Арнольдом Брокгаузом.

Научная общественность, прежде не обращавшая никакого внимания на развлечения дилетанта, обрушила на него шквал критики. Профессиональных археологов привело в ужас то варварство, с которым Шлиман буквально разметал культурные слои древнего холма, уничтожив большую часть позднейших построек.

Рис. 12. София Энгастроменос в «Большой диадеме» из «клада Приама». Фото 1874 г.

Много вопросов вызвал и рассказ Шлимана, более походящий на сюжет из авантюрного романа. Как выяснилось позднее из переписки Софии с мужем, она попросту не могла участвовать в транспортировке сокровищ, поскольку находилась в это время в Афинах[28]. Кроме того, сомнительным представлялся сам состав клада. Так, например, золотой сосуд для напитков в 23 карата подозрительно напоминал соусницу XIX в., что в свете письма Шлимана к своему афинскому агенту от 28 мая 1873 г. с просьбой найти надежного ювелира стало восприниматься как доказательство подложности «сокровищ Приама». Согласно другой версии, «клад» мог быть составлен из предметов, либо купленных ранее на рынках Стамбула, либо же найденных в разное время на раскопках в Гиссарлыке[29]. Так или иначе, легендарному Приаму сокровища принадлежать никак не могли: они были найдены в культурном слое, на тысячу лет более древнем, чем «гомеровская Троя»[30].

Найденные Шлиманом сокровища никак не могли принадлежать легендарному Приаму: они залегали в культурном слое, на тысячу лет более древнем, чем «гомеровская Троя».

Блистательная Порта тоже читала газеты и, узнав о беспримерной контрабанде Шлимана, вчинила ему иск на 10 000 франков. Внутренне усмехнувшись, миллионер возместил ущерб и добавил сверху еще 40 тысяч, объявив себя полноправным владельцем сокровищ. В дальнейшем Шлиман предпринял несколько попыток пристроить их в музеи Лондона, Парижа, Неаполя, но те отказывались их принять по политическим и финансовым причинам[31]. В конце концов, в 1881 г. Шлиман подарил «клад Приама» городу Берлину, получив взамен (следующим после канцлера Отто фон Бисмарка) титул «почетного гражданина Берлина». Там сокровища пребывали до 1945 г., пока профессор Вильгельм Унферцагт по условиям контрибуции не передал троянские находки советской комендатуре. Долгое время коллекция считалась утраченной, но на самом деле она хранилась в режиме строжайшей секретности в московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина (259 предметов, в том числе «клад Приама») и ленинградском Государственном Эрмитаже (414 медных, бронзовых и глиняных изделий). Лишь в 1993 г. ельцинское правительство объявило, что ценнейшая часть троянских сокровищ находятся в России. 15 апреля 1996 г. трофеи были впервые выставлены в Пушкинском музее[32].

Найдя «сокровища Приама», Шлиман не прекратил своей исследовательской деятельности, раскапывая Микены, Орхомен, Тиринф и трижды возвращаясь к работам на холме Гиссарлык. К деятельности Шлимана можно относиться по-разному, однако необходимо отметить, что благодаря его авантюрам был не только возбужден научный интерес к истории Трои, но и открыта неизвестная ранее эгейская цивилизация.

Уже после смерти Шлимана, в 1893–1894 гг., его друг и коллега Вильгельм Дёрпфельд уточнил стратиграфию археологических слоев холма Гиссарлык, установив, что в этом месте в течение почти четырех с половиной тысяч лет последовательно сменяли друг друга девять городов. По их числу периоды существования Трои были пронумерованы от I до IX. По мнению Дёрпфельда, гомеровский Илион лежал в шестом слое (Троя VI), который безжалостно снес Шлиман в период первых раскопок. Этот вывод Дёрпфельд сделал даже несмотря на то, что в разрушении Трои VI не было ни малейших следов военных операций.

В 1932 г. дело Дёрпфельда продолжила экспедиция университета Цинциннати, возглавляемая знаменитым американским археологом Карлом Блегеном. Блеген поправил предшественника, доказав, что Троя VI (1800–1300 гг. до н. э.) погибла в результате сильнейшего землетрясения. Эпоху Трои VII Блеген разбил на три периода и предложил считать гомеровской Троей ту, что существовала в период VIIa (1300–1100 гг. до н. э.) и имела очевидные признаки осады и разрушений.

Предложенная Карлом Блегеном схема последовательности существования и гибели древних поселений на холме Гиссарлык стала классической.

Рис. 13. Согласно Дёрпфельду и Блегену, троянское городище представляет собой своего рода слоеный пирог. Рисунок Ники Тя-Сен

Троя I (3000–2500 гг. до н. э.) относилась к догреческой культуре и была ровесницей древнейших цивилизаций – египетской, шумерской, эгейской и индской. Обитатели Трои I не знали золота, но жили в довольно добротных домах-мегаронах, пользовались металлическими орудиями, разводили коз и овец.

Троя II (2500–2200 гг. до н. э.) была большим городом минойской культуры со стенами в четыре метра в толщину, мощеными улицами и воротами. Основным занятием его жителей было сельское хозяйство – практически в каждом доме этого города были найдены ручные мельницы. Для изготовления посуды использовался гончарный круг. Троя II торговала тканями, шерстью, керамикой и древесиной на огромной территории от Болгарии и Фракии до Центральной Анатолии и Сирии, что стало причиной заметного роста ее материального благополучия, наглядно демонстрируемого большим количеством изделий из золота и серебра в культурном слое, в том числе найденным Шлиманом «кладом Приама».

Рис. 14. Юго-западные (Скейские) ворота, близ которых Шлиман откопал «клад Приама», относятся к периоду Трои II (2500–2200 гг. до н. э.)

Город был уничтожен внезапным пожаром, его жители даже не успели собрать со столов драгоценную посуду. Однако катастрофа, по словам Блегена, «не привела к сколько-нибудь значительному нарушению процесса культурного развития поселения. При сохранении прежней цивилизации и отсутствии явных следов чужеродного влияния культура Трои II развивалась постепенно и неуклонно до тех пор, пока эстафету не приняла ее преемница – Троя III»[33].

Троя III (2200–2050 гг. до н. э.) и Троя IV (2050–1900 гг. до н. э.), возникшие на месте сгоревшей столицы, обладали оборонительными стенами и занимали большую территорию. Несмотря на довольно примитивную (даже по сравнению с Троей II) культуру в целом, обитатели этих городов заметно улучшили технику приготовления пищи и разнообразили свой рацион.

Троя V (1900–1800 гг. до н. э.) – город достаточно высокой культуры, давший образцы прекрасной керамики и строительного искусства. По сравнению с предыдущими периодами заметно изменились манеры и обычаи жителей города. «Одним из новшеств, появившихся в Трое V (о чем очень сильно сожалеют археологи), явился переход к новым, более эффективным приемам уборки дома. Теперь полы подметали, таким образом освобождая их от скапливавшегося день за днем мусора, поэтому на долю археологов выпадают лишь редкие находки в виде костей животных, различных выброшенных за ненадобностью или утерянных мелких предметов, а также целых или разбитых керамических сосудов»[34]. Как и предыдущие города на холме Гиссарлык, эта Троя была разрушена, однако неизвестно, что послужило тому причиной: в развалинах зданий нет следов большого пожара, ничто не говорит и о захвате города врагом.

Троя VI (1800–1300 гг. до н. э.) – это уже поистине великий город из блочных стен пятиметровой толщины с четырьмя воротами, с площадями и дворцами. Его население – люди других традиций, по-видимому, пришедшие сюда из какого-то другого места и принесшие свою собственную культуру. Они приручили лошадей, ввели обычай кремации усопших, достигли успехов в искусстве изготовления оружия. Уже в начале периода Трои VI произошла практически полная смена ассортимента керамических изделий. Этот город был уничтожен землетрясением, о чем свидетельствуют характерные трещины на стенах зданий.

Рис. 15. Примерно такой представляется нашим современникам Троя VI. Рисунок Ники Тя-Сен

По легенде, основателем Илиона был Ил, сын Троя. Затем власть перешла к сыну Ила Лаомедонту. Именно при нем Троя достигла могущества и установила контроль над Малой Азией, Пропонтидой, то есть Мраморным морем, и проливами. Лаомедонт воздвиг «город на вершине холма», а стены его выстроил Посейдон, по воле Зевса оказавшийся у него в рабстве вместе с Аполлоном (тому царь приказал пасти своих волов). За прилежный труд Лаомедонт пообещал богам плату, да передумал и по истечении срока просто выгнал богов из страны, угрожая отрезать им уши (Ил. XXI. 440–458)[35]. Тогда Посейдон наслал на Илион морского монстра, чтобы тот пожрал всех людей. Тут появился Геракл и убил чудище, забравшись к нему во чрево и изрубив все его внутренности. За этот подвиг Лаомедонт посулил ему волшебных коней и вновь не сдержал обещание. Делать нечего – пришлось Гераклу разрушить город, умертвить Лаомедонта и перестрелять из лука всех его наследников, а царскую дочь Гесиону[36] отдать своему другу Теламону. При этом Гесионе разрешили освободить одного из пленников. Она выбрала своего маленького брата – Подарка и заплатила за него выкуп – покрывало с головы. С тех пор Подарк стал зваться Приамом, то есть «искупленным»[37]. По всему видно, что легенда рассказывает о временах Трои VI, а землетрясение, которое разрушило город, интерпретируется как гнев Геракла.

Кем же были основатели Трои VI, столь заметно отличавшейся от городов предшествующих периодов? Блеген убежден, что они были греками, однако относительно места, откуда они отправились в новые края, судить с уверенностью он не мог: «То ли они кочевали с севера к берегам Эгейского моря, то ли приплыли на кораблях с юга России через Черное море и проливы Босфор и Дарданеллы, то ли они пришли в Грецию морским путем с запада или востока – это установить не удалось. Ни керамика, ни артефакты, ни даже кости лошадей не дают нам никаких подсказок»[38].

Рис. 16. Фортификационная стена и Восточные ворота Трои VI (XV–XIII вв. до н. э.)

Троя VII относится к периоду 1300–1100 гг. до н. э. Считается, что именно в этот период произошла знаменитая Троянская война. Существует множество расчетов, основанных на самых разных методах, но большинство из них попадают в створ между 1220 и 1180 гг. до н. э.

Древние авторы вычисляли дату Троянской войны по догадкам – примерное количество поколений до первой Олимпиады, эпическая традиция и т. п. И результаты получались у них разные – от XIV до XII в. до н. э. Существовали и другие методы, в том числе изучение археологических артефактов, эпиграфики и др.

Оригинальная методика была использована в 2008 г. профессором физико-математической кафедры американского университета Рокфеллера Марчело Магнаско и астрономом Константино Байкузисом из аргентинской обсерватории в Ла-Плата[39]. Они обратили внимание, что, по Гомеру, во время избиения Одиссеем женихов, сватавшихся к его жене Пенелопе,

… на солнце небесное… всходит

Страшная тень, и под ней вся земля покрывается мраком.

(Од. XX. 356–357)[40],

и решили, что речь идет о солнечном затмении. Даты солнечных затмений, как прошлых, так и будущих, сегодня рассчитать довольно легко. Сопоставив эти даты с другими астрономическими данными, указанными в тексте, ученые пришли к выводу, что возвращение царя Одиссея в Итаку состоялось 16 апреля 1178 г. до н. э. Странствия Одиссея после Троянской войны, согласно Гомеру, заняли около десяти лет. Таким образом, Троянская война, по Магнаско и Байкузису, может быть ограничена хронологическими рамками 1188–1198 гг. до н. э.

Город после землетрясения был отстроен заново. В руинах Трои VI не было обнаружено останков людей, из чего Блеген сделал вывод, что население уцелело и сразу же после окончания землетрясения вернулось в город и занялось восстановлением своих жилищ. Со временем город стал более многолюдным, так как улицы стали теснее, а дома – меньше. Однако импортные товары и следы богатства исчезли. В целом Троя VII совсем не походила на описанный Гомером величественный «златообильный» город.

Город, относящийся к первой фазе Трои VII, обозначаемой VIIa (1300–1260 гг. до н. э.), был уничтожен огнем. Территорию поселения вновь покрыла огромная масса камней, сырцового кирпича, различного сгоревшего и полусгоревшего мусора. Найденные в этом слое фрагменты человеческих тел имеют признаки насильственной смерти. Таким образом, по мнению Блегена, разрушение Трои VIIa было связано с захватом города и гибелью людей. «Скученность многочисленных маленьких домишек везде, где можно было найти свободный клочок, указывает на то, что стены крепости должны были укрыть значительно большее, чем раньше, количество жителей города. Установка под полом почти в каждом доме и комнате бесчисленных вместительных сосудов для хранения съестных припасов и воды говорит о необходимости запастись максимальным количеством продовольствия и воды на случай чрезвычайных ситуаций. Что это могли быть за ситуации, кроме вражеской осады?»[41]

Анализируя в соответствии с хронологией керамики Арне Фурумарка[42] микенскую керамику, обнаруженную в культурном слое сожженного города, Блеген обнаружил, что большинство ее образцов относится к типу III Б, датируемому первой половиной XIII в. до н. э. Более ранний тип, III А, представлен в этом слое слабо, а изделия более позднего типа – III В – в нем отсутствуют. Исходя из этого, Блеген пришел к выводу, что Троя VIIa была разрушена приблизительно в 1260 г., за два поколения до упадка микенской цивилизации. «Почти все крупные микенские города в материковой Греции (пожалуй, кроме городов Аттики) были разрушены ближе к концу или в конце периода производства микенской керамики типа III Б… Примерно к 1200 г. до н. э. могущество Микен пошатнулось; крупные города, о которых в “Каталоге кораблей” говорится, что их жители составляли костяк войска Агамемнона, выступившего в поход против Трои, лежали в развалинах, а сумевшим спастись остаткам населения предстояла трудная борьба за выживание. Период, когда изготавливалась и находилась в обиходе керамика типа III В, характеризовался обнищанием народа и упадком культуры, а от прежней славы Микен к тому времени остались только воспоминания. Микенские цари и князья уже не могли объединиться и отправиться в иные земли в завоевательный поход. Такое было возможно значительно раньше, когда микенская цивилизация находилась на пике своей политической, экономической и военной мощи, когда во всем своем величии стояли прекрасные царские дворцы, радушно встречавшие дорогих гостей. Крепость была взята и сожжена до того, как закончилась первая половина XIII в., то есть тогда, когда микенская керамика типа III Б входила в Трое VIIa в пору расцвета, а керамика типа III А уступала ей дорогу.

Рис. 17. Карл Блеген утверждал, что Троя VIIa была захвачена и сожжена в середине XIII в. до н. э., аргументируя это преобладанием в ее культурном слое микенской керамики типа III Б. Рисунок Ольги Арановой

Таким образом, получается, что мифологической Троей должна была быть Троя VIIa – эта крепость с печальной судьбой, осада и взятие которой привлекли внимание и разбудили воображение ее современников – поэтов и сказителей, чьи истории о героях этой войны передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Нет сомнения, что со временем в их рассказах какие-то детали забывались и опускались, а что-то добавлялось от себя. Так происходило до тех пор, пока эти сказания не достигли ушей гениального поэта. Он собрал эти разрозненные истории и написал две эпические поэмы, дошедшие до наших дней»[43].

Гомеровским Илионом Карл Блеген назначил Трою VIIа, погибшую в результате ее захвата неприятелем после продолжительной осады. Однако нет оснований считать, что она была захвачена именно греками.

Результаты раскопок следующего культурного слоя, относящегося к фазе Троя VIIb (1260–1190 гг. до н. э.), показывают, что многим обитателям сожженного города удалось избежать гибели. Вскоре после ухода завоевателей они вернулись и построили новые дома прямо на руинах старых, в результате чего город поднялся приблизительно на метр от прежнего уровня земли. Однако еще недавно великому городу уже не суждено будет вернуть былое величие. Население обнищает, а через какое-то время и вовсе покинет город. При этом крепостная стена не получит повреждений, как бывало прежде. «Создается впечатление, – пишет Блеген, – что все произошло достаточно спокойно: жителей просто прогнали из их домов, и туда сразу же въехали новые жильцы»[44]. Поселившееся здесь племя принесло с собой грубую, изготовленную без гончарного круга керамику, ставшую своего рода визитной карточкой Трои VIIb. Эта лепная «керамика с наростами», равно как и некоторые примитивные предметы обихода из бронзы, найденные в том же слое, по мнению некоторых исследователей, имеет явное родство с подобными изделиями, обнаруженными в отложениях позднего бронзового века в Венгрии.

Очередная гибель города в результате пожара знаменует завершение истории древней Трои. В течение четырех столетий город пустовал – возможно, его жители нашли себе более спокойное место для жизни. Новая Троя -Троя VIII (700-85 гг. до н. э.) – уже всецело принадлежала к греческому миру. Он известен под именем Илион, хотя его связь с гомеровским Илионом категорически отвергалась многими учеными античности[45]. Этот город уже не столь могуч, так как несколько раз переходил от одного государства к другому. Именно его посетил в 480 г. до н. э. царь Ксеркс, а в 334 г. до н. э. – Александр Македонский. После распада его империи город достался Лисимаху, проявившему, по словам Страбона, «особую заботу о городе».

Потом Илион вошел в Римскую империю, в нем строились бани, храмы и театры. Однако в 85 г. до н. э. из-за противоречий с Римом город был вновь разграблен и разрушен – на этот раз войсками римского наместника Гая Флавия Фимбрии, взявшими его после осады во время войны с Митридатом Евпатором.

Рис. 18. Раздел империи Александра после битвы при Ипсе (301 г. до н. э.). Заштрихованная область – держава Лисимаха

Рис. 19. Римский одеон времен Трои IX (85 г. до н. э. – 500 г. н. э.)

Когда Фимбрия стал хвалиться, что он на 11-й день захватил этот город, который Агамемнон взял лишь с трудом на десятый год, имея флот в тысячу кораблей, причем вся Греция помогала в походе, один из илионцев заметил: «Да, но у нас не было такого защитника, как Гектор»[46].

Троя IX, относящаяся к периоду 85 г. до н. э. – 500 г. н. э., была восстановлена разгромившим Фимбрию Суллой Счастливым, затем активно строилась и при Юлии Цезаре, и при Октавиане Августе. К 400 г. город оказался заброшен и все геостратегические выгоды перешли к Константинополю. Со временем Троя превратилась в холм, который через полторы тысячи лет исторического забвения и был раскопан Генрихом Шлиманом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Нашел ли Шлиман гомеровскую Трою

В детстве у каждого из нас были любимые сказки. Для Генриха Шлимана такой сказкой стала «Илиада» древнегреческого поэта Гомера. Зимними вечерами его отец, пастор в немецкой деревушке, развлекал детей, пересказывая им истории из «Илиады», где речь шла о Троянской войне. Парис, сын троянского царя Приама, похитивший прекрасную Елену, жену царя Спарты Менелая, Агамемнон, могущественный царь Микен — эти герои поэмы Гомера казались мальчику реально существовавшими.

В семь лет Генрих получил от отца большую красочную книгу — иллюстрированную мировую историю. Мальчуган сразу же разыскал в ней гравюру, изображающую горящую Трою: Эней спасал отца, вынося его из пламени. Шли годы, Генрих вырос, не раз оказывался на грани жизни и смерти, побывал во многих странах, заработал состояние, но так и не забыл о сказке своего детства — легендарной Трое.

Будучи маленькими, мы верим в сказки, а вырастая, смеемся над своей наивностью, возомнив себя взрослыми и очень умными людьми. Однако Шлиман от своей детской веры не отказался и решил доказать, что Гомер писал о реальных исторических событиях. Прежде всего ему нужно было найти Трою. Изучение поэм Гомера и ряда исторических источников привело Шлимана в Турцию.

Впрочем, Шлиман не первый начал раскопки на холме Гиссарлык. До него этим занимался Франк Кальверт, бизнесмен и дипломат. Именно он предположил, что холм, находящийся в его личных владениях, скрывает развалины легендарной Трои. Кальверт даже предложил Чарлзу Ньютону, куратору отдела античной Греции и Рима в Британском музее, участвовать в раскопках, но тот отказался, видимо посчитав затею никчемной.

В 1863 г. Кальверт начал раскопки самостоятельно и обнаружил фрагмент городской стены и развалины эллинистического храма. Однако недра холма оказались настолько насыщены историческими артефактами и сложным переплетением культурных слоев, что вскоре любитель-археолог понял, что без солидного финансирования раскопки продолжать невозможно. В 1868 г. Кальверт встретился с Генрихом Шлиманом, который прибыл в Турцию на поиски Трои. Эта судьбоносная встреча стала прелюдией к сенсационному археологическому открытию…

Хотя раскопки Шлиман начал еще в 1870 г., настоящий размах работы приобрели только на следующий год, когда через весь холм с севера на юг прокопали траншею. Были обнаружены большие каменные блоки, принятые Шлиманом за развалины более позднего греческого поселения.

Шлиман считал, что Троя являлась самым первым городом на холме, поэтому ее развалины находятся в самом нижнем культурном слое. Однако несмотря на стремление поскорее добраться до последнего, он все же проводил раскопки аккуратно, особенно в тех слоях, где могла находиться Троя.

В 1872 г. наконец удалось раскопать остатки крепостных стен, а в 1873 г. -мощеный спуск и развалины какого-то просторного помещения. Шлиман решил, что мощеный спуск вел к Скей-ским воротам города, описанным Гомером, а найденное помещение являлось дворцом самого Приама. Предположение подкрепляли следы грандиозного пожара, найденные в этом культурном слое. В том же году Шлиман нашел и знаменитый клад из 8700 золотых предметов, которые, по его мнению, принадлежали Приаму, последнему царю Трои.

Вот как Шлиман описал это волнующее событие: «Чтобы отвлечь от сокровища алчность моих рабочих и сберечь его для туки, нужно было действовать как можно скорее… Пока мои рабочие ели и отдыхали, я вырезал сокровище с помощью большого ножа, что стало возможно лишь благодаря напряжению всех сил, и с ужасающей опасностью для жизни, поскольку большая крепостная стена, которую я подкапывал, угрожала в любой момент обрушиться на меня. Однако вид столь многих предметов придавал мне отваги… Но вынос сокровища был для меня невозможен без помощи моей любимой жены, которая все время стояла наготове, с тем чтобы складывать вырезаемые мною предметы в свою шаль и выносить их».

Тайком Шлиман вывез сокровища из Турции. Правительство страны возмутил этот поступок, и начался судебный процесс по обвинению археолога-любителя в незаконном присвоении исторических сокровищ и их контрабандном вывозе. В конце концов Шлиман подарил «клад Приама» Берлину, и сокровища поступили на хранение в Берлинский музей первобытной и древней истории. А после Второй мировой войны сокровища, найденные Шлиманом, оказались в СССР.

Даже после конфликта с турецким правительством, заплатив солидный штраф, Шлиман умудрился возобновить раскопки на холме Гиссарлык. Всего за несколько лет ему удалось вскрыть на холме девять (!) культурных слоев. Однако самые нижние слои, по мнению Шлимана, скрывавшие развалины Трои, разочаровали археолога-любителя. То, что в них находилось, явно не являлось легендарным городом.

Архитектор Дорпфельд, которого Шлиман пригласил на раскопки, предложил ему обратить более пристальное внимание на слой Троя VI, в котором обнаружились черепки керамики конца бронзового века. Получалось, именно этот слой мог скрывать истинную Трою, современницу описанной Гомером микенской Греции. Именно в этом слое Шлиман обнаружил развалины двух больших строений, да и по своим масштабам Троя VI больше всего подходила на роль легендарного города.

К находкам Шлимана и его заключениям профессиональные археологи отнеслись неоднозначно. Многие считали, что дилетанту посчастливилось найти древнее поселение, которое не имеет никакого отношения к Трое…

Состоялась ли жизнь этого необыкновенного человека? Скорее всего, да! Он повидал многие страны, немало испытал, выучил несколько языков, разбогател, после неудач в личной жизни нашел верную и любящую жену, разделявшую его страсть к археологии, и наконец сделал сказку своего детства былью — нашел гомеровскую Трою.

Правда, судьба, видимо решив, что с избытком одарила этого человека, сыграла с ним злую шутку. В Неаполе в людном месте Шлиман внезапно потерял сознание. Как назло, при нем не оказалось ни денег, ни документов. Первооткрывателя Трои приняли за нищего и отказались положить в больницу. Когда личный врач наконец разыскал Шлимана, из-за паралича-тот уже не мог говорить. 26 декабря 1890 г. сердце этого человека перестало биться…

В 1988 г. на холм Гиссарлык вновь прибыли археологи, а в 1992 г. был обнаружен ров, окаймлявший территорию в 200 тыс. м2, тогда как сама Троя занимала всего 20 тыс. м2. Ученые предположили, что этот ров помимо самой крепости окружал так называемый Нижний город. Получалось, что Троя гораздо больше, чем полагали исследователи. А в 1994 г. обнаружили еще один оборонительный ров, как и первый шириной 3 м и глубиной 1,5 м. Скорее всего, эти рвы дополняли ряды заостренных деревянных кольев, до нашего времени не сохранившиеся. Такой ров делал невозможным применение боевых колесниц, да и для пехоты он был значительным препятствием, ведь оборонявшиеся обстреливали врагов из-за деревянного частокола. Кстати, в «Илиаде» Гомер описывал именно такой ров! Таким образом, накапливается все больше доказательств в пользу того, что Шлиман нашел не просто древний город, а именно гомеровскую Трою.

Немецкий археолог Манф-ред Корфман считает, что жители Трои были лувийцами, одним из индоевропейских народов, который вместе с хеттами около 2000 г. до н. э. обосновался в Анатолии. Ведь культовые предметы, обнаруженные при раскопках, по происхождению именно хетто-лувийские.

Раскопки показали, что около 1180 г. до н. э. с Троей стряслась некая катастрофа, послечего город практически перестал существовать. Возможно, его захватили и сожгли враги. Насколько реальна Троянская война продолжительностью 10 лет? Многие ученые считают, что Гомер приукрасил исторические события и преувеличил их масштабы. Не исключено, что попытки овладеть Троей действительно заняли несколько лет, но состояли они из ряда военных походов, последний из которых закончился захватом города.

А как же знаменитый троянский конь? Историки считают, что этот эпизод Троянской войны Гомер наверняка выдумал. Если бы троянский конь существовал на самом деле, полагают ученые, упоминания о нем встречались бы в исторических документах, а сюжет захвата Трои таким необычным способом неоднократно использовался бы древними художниками. Однако пока не обнаружено никаких достоверных подтверждений создания огромного деревянного коня, внутри которого лазутчики попали в город. Исследователи считают, что стены Трои разрушило сильное землетрясение, чем и воспользовались враги.

Исследование Трои Шлимана продолжается до сих пор, и историки уверены, что в ближайшее десятилетие тайны легендарного города будут раскрыты. А поэмы Гомера наверняка помогут ученым в этом нелегком деле.

Искатели. Славянская Троя

В истории каждого государства есть своя «Троя» — завораживающая легенда о героях, древних царях и великих сражениях. Правда, у многих легенд нет никаких научных доказательств, но найти их — мечта любого историка или археолога. Шлиман обнаружил Трою. Но до сих пор не найдены, например, легендарный меч Камелот короля Артура или руины Атлантиды. Оказывается, своя «Троя» есть и у нас. Это — загадочный город Славенск, первая столица Руси. Легенда рассказывает, что еще в середине первого тысячелетия нашей эры из Восточной Европы на территорию нынешней России пришли славянские племена во главе с вождем Славеном и основали здесь государство, столицей которого и был город Славенск. Официальная наука полагает, что это все лишь народный фольклор, что история Государства Российского начинается совсем с другого — с призвания на Русь в середине 9 века скандинавского князя Рюрика.

Но археологическое открытие, сделанное недавно в устье реки Волхов, возможно, приведет нас к новому открытию. Потому что, вполне вероятно, найдены следы нашей «Трои» – самой древней столицы Руси, легендарного города Славенска.

No related links found

tainy.net

7 странностей человека, который откопал Трою

Такие чудаки обычно пристают со своими идеями к прохожим, воспитывают кошек и умирают в одиночестве. Но Генрих Шлиман стал миллионером и самым успешным археологом-любителем в истории. 

Was.media изучил биографию этого необычного и рассказал о странностях этого незаурядного человека, которые могли бы сделать его посмешищем... если бы он не нашёл-таки Трою. 

Фото Генриха Шлимана из «Автобиографии» 1892 года. Источник: Selbstbiographie. Leipzig, Brockhaus, 1892 / Wikipedia

На берегу Эгейского моря, неподалеку от входа в пролив Дарданеллы, стоял богатый город Троя. Правил им мудрый царь Приам. Примерно в 12 веке до нашей эры воинственные племена ахейцев напали на Трою. Осада длилась 10 лет. Город удалось захватить только благодаря хитрости Одиссея — воинов спрятали внутри деревянного коня, подаренного троянцам. Так события описываются в поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера, древнейших произведениях греческой литературы.

Троя считалась выдумкой Гомера более 2500 лет, пока чокнутый миллионер Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман не взял «Илиаду», градусник, секундомер и не отправился искать затерянный город.

1. Не мог усидеть на месте

Всю жизнь Шлиман искал приключений. Родился он в 1822 году в Германии. С 14 лет начал работать в бакалейной лавке, в 18 переехал работать приказчиком в Амстердам. В 24 года Генрих Шлиман стал представителем голландской фирмы в Санкт-Петербурге, принял российское подданство и стал Андреем Аристовичем.

Когда в Калифорнии в 1850-х годах началась золотая лихорадка, Шлиман в числе первых поехал в США, открыл там банк и стал скупать золото у старателей. Это позволило ему сколотить капитал в $60 тысяч (более $1,5 миллионов на современные деньги).

Свое состояние немец умножил во много раз после возвращения в Россию, благодаря Крымской войне (1853—1856). Шлиман продавал Военному министерству синий краситель для мундиров, серу, селитру, свинец, олово, железо, порох, а еще — сапоги с картонной подошвой, протекающие фляги, гнилую сбрую. Много лет спустя, когда он захотел вернуться в Россию, император Александр II ответил: «Пусть приезжает, повесим!»

В 1858–1859-х предприниматель мотается по Италии, Египту, Палестине, Сирии, Турции и Греции. В 1864-м посетил Тунис, Египет, Индию, Яву, Китай и Японию. Он выучил французский, английский, немецкий, голландский, испанский, итальянский, новогреческий, арабский, русский, латынь и древнегреческий языки. В 1866-м обосновался в Париже и стал готовиться к поискам Трои.

Самая ранняя из сохранившихся фотографий Генриха Шлимана, примерно 1861 год. Источник: Журнал «100 человек, которые изменили ход истории» / Wikipedia

2. Сменил гражданство, чтобы развестись и женился, чтобы копать

Первый раз Шлиман женился в России, но с Катериной Лыжиной отношения не складывались. Жена и мать троих детей не разделяла его главного увлечения — любви к древнегреческой истории и отказывалась сопровождать в путешествиях. На развод она не соглашалась. Шлиману пришлось бежать в США и запросить американское гражданство. Через три дня после его получения он подал иск о разводе в Индианаполисе, где было самое либеральное семейное законодательство.

Толком не развевшись с русской женой, Шлиман оповестил своих друзей-греков, что ищет новую жену: «типично греческого облика, черноволосую и, по возможности, красивую», пусть бедную, но с хорошим образованием и добрым сердцем. 

Старый друг коммерсанта, митрополит Пелопонесский, свел его с двоюродной племянницей Софией Энгастроменос. Ей было 17 лет, Генриху — 47. Они стали мужем и женой.

Первая жена Шлимана Екатерина Лыжина. Источник: wmnspb.ru / Wikipedia

Русская семья Шлимана. Вверху — жена Екатерина Лыжина и сын Сергей, внизу — дочки Наталья и Надежда. Источник: Ф. Ванденберг. Золото Шлимана. Смоленск, 1996. Фотовклейка / Wikipedia

София и Генрих Шлиман, свадьба в Афинах, 1869 год. Фото: The American School of Classical Studies at Athens / ascsa.edu.gr

София Шлиман в «уборе Елены» из «клада Приама», 1874 год. Источник: Wikipedia

3. Бегал с секундомером по холмам

Шлиман мечтал найти древнюю Трою. В 44 года он бросил бизнес и записался на курс лекций по археологии, греческой мифологии и языку в университете Сорбонны. Образование не закончил и в 1870 году прибыл в Турцию на раскопки. Место ему подсказал британский консул в восточном Средиземноморье, археолог-любитель Фрэнк Калверт.

Под место расположения Трои по описанию Гомера подходили два холма: Бунарбаши и Гиссарлык. В «Илиаде» есть упоминания о горячем и холодном источниках вблизи города, как греки ходили купаться в море, «трижды обошли вокруг Приамовой крепости» и легко сбегали по склонам холма. Шлиман с градусником замерил температуру воды в ближайших родниках и с секундомером обошел холмы.

Бунарбаши не подходил под описание: холм находился в 13 километрах от моря, его нельзя было обойти из-за подступающей реки, он имел слишком крутые склоны и был слишком мал для размещения большого города.

Значит, Гиссарлык. Он рядом с морем, пологий, имеет площадь в 2,5 километра и два источника поблизости. Оба холодные, по пробам грунта Шлиман определил, что когда-то здесь иссяк горячий родник.

Равнина Троады. Вид с Гиссарлыка. По мнению Шлимана, на этом месте располагался лагерь Агамемнона. Фото Brian Harrington Spier / Flickr, октябрь 2007 года

Общий план археологических находок на холме Гиссарлык. Источник: goddess-athena.org / Wikipedia

4. Уничтожил настоящую Трою

Шлиман нанял рабочих и велел им копать траншею на 15 метров вглубь Гиссарлыка. Через год они наткнулись на стены с остатками широких ворот и признаками пожара. В конце мая 1873 года научный мир потрясла сенсация — Шлиман нашел легендарный город. Доказательством стал «клад царя Приама»: 8833 золотых предмета, в том числе две диадемы с подвесками, кубок в виде ладьи, серьги, браслеты, вазы и еще пару тысяч предметов из серебра и слоновой кости.

Профессиональные ученые позже схватятся за голову. Гиссарлык прятал культурные слои 9 эпох. Новые города строились на развалинах прежних, Троя была седьмым по хронологии. Самоучка Шлиман докопался до второго, построенного за тысячу лет до описываемых Гомером событий, уничтожив верхние римские и эллинистические слои. «Клад Приама» принадлежит разным эпохам — это сборная солянка из найденного в процессе раскопок.

Фотография «клада Приама», сделанная в 1873 году. Источник: Wikipedia

5. ЧАСТО ОБМАНЫВАЛ

«Мой самый большой недостаток в том, что я хвастун и обманщик», — признавался Шлиман. Он рассказывал, что мечтать о Трое начал с момента, когда отец подарил ему книгу «Всемирная история для детей» с горящим городом на обложке. Позже признался, что купил книгу в лавке антиквара в Санкт-Петербурге. Выдумал, что попал в кораблекрушение по пути в Венесуэлу и был подобран у берегов Голландии. На самом деле, без приключений добрался до места назначения. Объявил себя свидетелем пожара в Сан-Франциско 1851 года, хотя бедствие случилось за месяц до прибытия Генриха в США. Выдумал встречу с президентом США Миллардом Филлмором и прием в Белом доме, где не бывал никогда.

Историю обнаружения сокровищ Трои Шлиман излагал не менее 6 раз, и каждый раз по-новому. Один из рассказов звучит так: жена София заметила в траншее полузасыпанное землей ожерелье и быстро прикрыла его длинной юбкой. Он в это время уговорил рабочих разойтись на обед, чтобы те не растащили клад. Правда в том, что София в то время была на похоронах отца.

Летние раскопки в Трое, 1890 год. Источник: Wikipedia

6. Был помешан на Гомере

Даже в повседневной жизни Шлимана присутствовал культ древнегреческого сказителя. После рождения сына он отнес младенца на крышу, подставил солнечным лучам, затем приложил к голове том Гомера и прочел вслух 100 любимых стихов. В честь героев «Илиады» он назвал сына Агамемноном, а дочь – Андромахой. Слуг тоже переименовал в честь героев греческой мифологии Навсикаи, Беллерофонта и Теламона. С детьми немец разговаривал на древнегреческом языке.

На старости лет он построил себе большой дом в Афинах. Обставленный в античном стиле дом на 25 комнат получил название «Илионский дворец». Мягкой мебели, ковров, занавесок не было – поскольку их не было в эпоху «Илиады». На полу и стенах были выложены мозаики в помпейском стиле, над дверями и проходами красовались цитаты Гомера. Гостям подавалось скромное «древнегреческое меню».

Агамемнон Шлиман, сын Генриха Шлимана, 1915 год. Фото: Harris & Ewing / Library of Congress

«Илионский дворец», 1896 год. Фото: Meissner & Kargadouri, Η Ελλάς κατά τους Ολυμπιακούς Αγώνας του 1896 / Wikipedia

7. Всю жизнь писал свою автобиографию

Генрих Шлиман стал рано готовиться к будущей славе. С 20 лет он формировал собственный архив, сохраняя все документы, записки и письма (а иногда писал их по 20 в день). Часть архива утрачена, и все-таки он насчитывает 60 тысяч писем в 106 ящиках, 13 томов записок, 10 ящиков различных документов, 38 бухгалтерских книг, 18 дневниковых книг, 5 ящиков газетных вырезок.

По мнению автора книги «Золото Шлимана» Филиппа Ванденберга, тот был «человеком ранимым, вечно пекущимся о своей репутации, по крупицам создававшим себе биографию исследователя», а потому 99% его писем написаны с оглядкой на будущую публикацию. С этим согласны и другие исследователи.

Из: was.media

www.izbrannoe.com

Золото Шлимана, или сокровища Троянского царя Приама

Сокровища Троянского царя ПриамаДо конца прошлого века легендарная Троя и невероятные события вокруг неё считались гениальным вымыслом великого греческого поэта Гомера. Они на протяжении веков будоражили воображение многих людей. Отыскать Трою Гомера и представить на всеобщее обозрение «сокровища царя Приама» удалось Генриху Шлиману (06.01.1822 г. – 26.12.1890 г.) - талантливому дельцу и полиглоту, который под конец своей жизни стал археологом, чтобы осуществить мечту своего детства - найти древнюю Трою, Трою Гомера.

1868 год стал переломным в жизни Шлимана: в этом году он,  приехав на Ионические острова, женился во второй раз - на красавице гречанке Софие Энгастроменос. Женитьба на гречанке, подданной Османской империи, позволяла ему получить фирман от турецкого султана с разрешением на проведение раскопок на территории Малой Азии в поисках гомеровской Трои, описанной легендарным древнегреческим рапсодом в своей поэме «Илиада».

Генрих Шлиман, переправившись через Геллеспонт (Дарданеллы),  туда, где по «Илиаде» должна была находиться древняя Троя, нашёл у холма Гиссарлык  два источника (горячий и холодный), описанные в произведении Гомера. Здесь необходимо отметить, что  Шлиман нашёл Трою, в буквальном смысле, с текстом «Илиады» на руках!

После трёхлетней работы, удовлетворенный результатами раскопок столь желанной Трои, Генрих Шлиман объявил 15 июня 1873 года о завершении работ и уехал домой. Как оказалось, за сутки до этого, при проведении раскопок, в отверстии стены недалеко от западных ворот что-то засверкало. Шлиман, увидев это, отослал под оправданным предлогом всех рабочих. Оставшись вдвоём с женой, он  самолично полез в отверстие в стене и вскоре извлёк оттуда массу вещей - килограммы великолепных золотых изделий, посуду из серебра, электры (сплава золота и серебра), меди, а также разные изделия из слоновой кости и полудрагоценных камней.

София ЭнгастроменосЗолото Шлимана, или сокровища Троянского царя Приама

По мнению Шлимана, «в последний день кто-то из семьи Приама сложил сокровища в сундук и пытался бежать, но погиб, сраженный вражеской рукой или настигнутый пожаром...».

Сокровища троянского царя Приама были перевезены в дом Шлимана в Афинах в корзинках из-под овощей. Именно с той поры  эти корзинки госпожи Софии Шлиман стали так же известны в истории археологии, как и её передник и платок, в которые первоначально прятали сокровище Приама, переправленное позже в Германию (большую часть сокровищ Шлиман подарил Музею этнографии в Берлине).

В 1890 году Шлиман вновь вернулся к раскопкам Трои, в сотрудничестве с археологом и архитектором Вильгельмом Дёрпфельдом. Однако, беспокоящая боль в ухе заставила его прекратить поиски и прооперироваться в университетской больнице города Галле в Германии.

В середине декабря, торопясь встретить Рождество вместе с семьей, находящейся в Афинах, Шлиман, не долечившись, выехал из Галле и через Лейпциг, Берлин и Париж добрался до Неаполя. В связи с ухудшением состояния здоровья, ему пришлось отменить плавание и вновь обратиться к врачу, но уже в Неаполе.

В день Рождества, 25 декабря, во время прогулки, Генрих Шлиман потерял сознание. Прохожие отвезли его в ближайшую больницу, однако, не обнаружив при нём никаких документов, ему отказали в медицинской помощи. Когда в одном из карманов Шлимана нашлась квитанция с обозначением его фамилии, его сразу же перевезли в гостиницу, пригласив ведущих врачей. Но уже на следующий день Генрих Шлиман скончался в Неаполе, так и не встретившись с родными.

4 апреля 1891 года тело великого археолога-любителя Генриха Шлимана перевезли в Грецию и захоронили на 1-ом кладбище города Афин.

Что же касается «сокровища Приама», то в 1945 году онобыло вывезено из Германии в Советский Союз и  только в апреле 1996 года в Москве в музее имени А.С.Пушкина открылась совершенно необычная выставка, среди экспонатов которой были две золотые диадемы с 2271 золотым кольцом, 4066 пластинками сердцевидной формы и с 16 изображениями богов.

Генрих Шлиман умер с твёрдым убеждением, что открыл гомеровскую Трою и представил миру «сокровище Приама». Однако, дальнейшие исследования показали, что шлимановская Троя опережает по времени гомеровскую Трою на целое тысячелетие и поэтому найденный клад никак не мог принадлежать Приаму. Тем не менее, сокровище, названное Шлиманом именем царя гомеровской Трои, так осталось с ним навечно.

А в учёном мире, по выражению немецкого учёного Эриха Цорена, до сих пор идёт «Троянская война» - между Грецией, Турцией и Германией - за право владения сокровищами Приама.

По преданию, могущественную и величественную Трою основал Ил - правнук Зевса Дардана и богини Электры.

Однажды Ил принял во Фригии участие в состязании героев, легко одолев их одного за другим. В награду за победу он получил пятьдесят дев и пятьдесят юношей. Кроме этого, царь Фригии дал ему впридачу пёструю корову, наказав идти вслед за ней и там, где она остановится,  основать город. Ил так и сделал: на том месте, где остановилась корова - на холме богини Атэ - он и построил город, названный в честь него Илион (Троя).

К началу троянской войны Троей правил внук Ила - Приам. Царь Трои был удивительно богат, а его дворец, в котором вместе с Приамом жили его пятьдесят сыновей и дочерей, славился роскошью и величественностью.

www.grekomania.ru

ГДЕ ИСКАТЬ ТРОЮ?. Нашествие. Суровые законы

ГДЕ ИСКАТЬ ТРОЮ?

Одним из наиболее известных событий семитского нашествия был захват ими Трои (Илиона). Троя — город в Малой Азии, но место, где конкретно он располагался, пока неизвестно. Правда, считается, что Трою нашел Генрих Шлиман. Он, предположив, что местом древней Трои является холм Гиссарлык в Малой Азии, начал вести раскопки и раскопал древний город. Но почему здесь была именно легендарная Троя, а не какой-нибудь другой древний город? Не буду говорить о найденном Шлиманом кладе Приама, который ученый мир считает подделкой.

А между тем анализ текста «Илиады» показывает, что Гомер дает разные наборы постоянных эпитетов названиям «Троя» и «Илион». Да и сами эти названия «одного» города расположены в разных частях поэмы Гомера. Отсюда ряд ученых делает вывод, что в «Илиаде» слились разные сказания о взятии двух РАЗНЫХ городов, Илиона и Трои. Следовательно, можно лишь предполагать, что Шлиман нашел и раскопал Илион. Но где тогда Троя?

Троей может оказаться, к примеру, Византий или иной город, расположенный в восточном Средиземноморье или даже в ином регионе, скажем, в районе Черного моря.

Генрих Шлиман, кстати, намеревался производить раскопки в Колхиде, собираясь отыскать исторические следы древнегреческого мифа об аргонавтах. Но император Александр III наложил запрет, так как Шлиман считался по российским законам двоеженцем: «Двоеженцам в России не место». Первой женой Шлимана была русская, но Екатерина Лыжина отказалась ехать с ним в Европу, поэтому Шлиман развелся и женился на гречанке.

Само название знаменитого захваченного данайцами города тоже может звучать немного иначе. Не Троя, а Таруиша. Считается, что так хеттские источники (анналы царя Тудхалии IV) передают название Трои. Этот город согласно ТВ был завоеван хурритами, вторгшимися в Малую Азию с востока, с Армянского нагорья. Правда, дело было очень давно — в XXII в. до н. э., но вся древняя хронология искажена, породив параллелизмы, уводящие историю в глубь веков. А поэтому нам придется отметить из данного сообщения только один факт: город Троя (Таруиша) был завоеван пришельцами, пришедшими из района Армянского нагорья.

Троя, как считается по ТВ, была разрушена примерно в 1250-1260-х годах до н. э. (в английских источниках встретил дату — 1183 г. до н. э.). Этот период был довольно любопытен. То было время движения «народов моря», разгром Трои, падение Хеттской державы, поход голодных народов на Египет, потом переселения их в XII–XI вв. до н. э. в Грецию, Сицилию, Италию (пеласги). И как следствие этого — гибель Эгейской цивилизации (Крито-Микенской), и взамен появление цивилизаций эллинов и этрусков. Было все это, было! Но значительно позднее — в VII–VIII веках нашей эры. И это было вторжение семитских племен (если быть точным, семито-хурритских).

Но и по ТВ время падения Трои опять-таки соответствует времени вторжения семитов. Речь идет о библейском захвате евреями Палестины, которое произошло примерно в 1220 г. до н. э. Удивительное совпадение! И заметьте: это период конца бронзового века. По АВ именно с приходом семитов и начинается железный век.

Еще одним свидетельством в пользу альтернативной версии является история появления греческого алфавита. Я хочу процитировать выдержку из работы Л. Н. Рыжкова «О древностях русского языка», где он приводит цитату из книги И. Фридриха «История письма».

«Неизвестны подробности того, как греки совершили последний шаг на пути к изображению гласных на письме, и также неизвестно время заимствования финикийского алфавита греками. Так как древнейшие греческие надписи относятся к VIII в. до н. э., то, возможно, как считает И. Гельб, что финикийское письмо было введено здесь в IX в. до н. э.; некоторые исследователи называют, однако, XI или даже XII в. (Время падения Трои и сдачи побережья Греции — Л. Рыжков). Процесс заимствования финикийского письма греческими племенами, вероятно, произошел для всех племен ОДНОВРЕМЕННО». Одновременно!

Однако дальше Рыжков показывает свои сомнения и даже, пожалуй, иронизирует: «Если бы это было правдой, то могло иметь ЛИШЬ ОДНУ ПРИЧИНУ — завоевание Греции семитами». Для Рыжкова, воспитанного на постулатах традиционной истории, это нонсенс, так как по ТВ Грецию семиты не захватывали. Традиционная история зашла в тупик: у нее нет никаких объяснений причин одновременного заимствования финикийского (семитского) письма древними греками. А между тем по альтернативной версии ТАК И БЫЛО: Греция была завоевана семитами. И еще, обратите внимание на дату появления финикийского алфавита на территории Греции — период падения Трои!

Этрусский алфавит считается созданным также на базе финикийского, т. е. семитского языка. Древняя форма финикийского алфавита впервые появилась на юге Средиземноморья опять-таки незадолго до Троянской войны. При этом считается, что у финикийцев была многолетняя литературная традиция, писались трактаты по философии и истории, но все их книги погибли, до нас дошли лишь какие-то короткие надписи и отдельные цитаты из более поздней греческой и римской литературы.

И здесь, как видите, все факты оказываются в русле альтернативной версии: вторгнувшиеся в Средиземноморье семиты принесли алфавит, знания и даже сложившиеся традиции в литературе, философии и истории!

Зададимся снова вопросом: где могла быть легендарная Троя? Скорее всего, в Малой Азии. Но нельзя исключать возможности того, что город мог быть и в ином месте, до которого дотянулись захватчики-семиты. К примеру, на Черном море, или в Италии. Хурриты, вышедшие из Армянского нагорья, называли Трою как Таруиша. Хурритский термин «таршуа» означает «люди», «народ». А в восточных источниках этрусков называют «таршиш». Самоназвание этрусков — «расены». Все эти слова идентичны. С приставкой — т- или — эт- и заменой — ш- на — с- мы имеем: Та-руиса, эт-руски и, наконец, просто расены. Руиса, руски, расены. Конечно, очень бросается в глаза схожесть этих слов с названием русского народа, но не будем делать скоропалительных выводов — русские здесь ни при чем. Точнее, почти ни при чем. Я же пока просто хочу отметить, что Троя могла быть расположена, к примеру, и в Италии. Но повторюсь: точное месторасположение Трои все же неизвестно.

Зато мы знаем, что после падения Трои некий народ в составе так называемых «народов моря» по имени «таршиш» напал на Египет. Получается, что троянцы после своего поражения и гибели города пошли воевать с Египтом? Нонсенс. Троя была сожжена, защитники или погибли или обращены в рабов. Так кто же напал на Египет? Пеласги, они же данайцы, они же этруски (точнее, почти этруски, об этом — дальше) и они же троянцы (как новые властители поверженного города, люди, поселившиеся в Трое). Кстати, и Египет этот мог вполне оказаться Византией. Названия в те времена гуляли, а сам Египет, что на Ниле, был тем центром, где хоронили правителей государств Средиземноморья. А после похорон очередного правителя оставались надписи, сообщающие о жизни и подвигах умершего, которые во многом потом и дали фальсифицированную историю Египта.

От этрусков, как известно, осталось очень мало текстов. Самый длинный из них — 1200 этрусских слов на фрагментах священной книги, которой была обернута одна из египетских мумий! Это так называемая Загребская мумия — мумия женщины, найденная в Среднем Египте и ныне хранящаяся в музее города Загреба. Как оказалась этрусская мумия в Египте? То, что мумия этрусская, у меня не возникает сомнений — текст книги этрусский, а сама книга, судя по тексту, имеет непосредственное отношение к умершей. Действительно, Египет использовался как громадная погребальница, вот и нашлось там место и для знатных умерших этрусков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru