Культурология древней индии. Учебные материалы.. первая помощь в учебе...
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 29. Культура Древней Индии. Культурология древней индии


Тема 29. Культура Древней Индии.

Индийская цивилизация - одна из самых самобытных и уникальных культур Востока, вклад которой в сокровищницу общечеловеческих достижений неоценим. С древних времен Индия славилась как "страна мудрецов", т.к. находилась в теснейших историко-культурных контактах со странами Востока и античным миром.

Новейшие археологические открытия показывают, что заселение Индостана относится к глубокой древности: в различных районах обнаружены раннепалеолитические культуры. Последовавшее становление новой системы хозяйствования и общественных отношений определило переход от палеолита к мезолиту и неолиту, памятники, которых открыты в разных областях Индии. Новые факты, полученные в результате археологических раскопок, позволяют утверждать, что уже в 1V тыс. до н.э. население Индостана культивировала многие злаки, одомашнивало скот, контактировало с синхронными культурами Ирана и Средней Азии.

Одной из древнейших и ярчайших страниц в истории древнеиндийской культуры была Хараппская цивилизация, возникшая на местной основе. В её городах проживало до 100 тыс. человек и они были крупными торгово-промышленными центрами, управляемыми административными властями (однако большинство населения жило общинами в сельской местности). Хронологический возраст Хараппской цивилизации 2500-1800 г.г. до н.э.

К достижениям культуры данной цивилизации относятся: монументальная архитектура, строгое плановое строительство городов, наличие письменности, системы мер и весов, произведения искусства. Использовалось ирригационное земледелие, культивировалось несколько сортов пшеницы, ячмень, горох, рис, использовались удобрения, было распространено садоводство, велась широкая торговля (в том числе и с Месопотамией). В основе культуры духовной лежали мифологические представления, а в религиозной сфере ведущую роль играл культ матери - богини, при наличии многочисленных местных богов.

Одна из сложнейших загадок Хараппской цивилизации - происхождение письменности и языка. Науке известно свыше тысячи печатей, на которые наносились надписи (последние найдены на металлических изделиях и керамике), выделено свыше 400 различных знаков, установлено направление письма справа налево. Острейшие научные дискуссии о принадлежности этого языка и письменности позволили установить, что он относится к дравидийскому языку.

На смену расцвету наступил упадок, закат культуры как следствие различных причин (изменение климата, тектонические толчки, эпидемия малярии и др.). Несколькими веками позже падения Хараппской цивилизации в Индию пришли индоарийские племена.

В эпоху Муарьев, с возникновением единого объединённого государства складывается древняя ведическая традиция. Культурный фонд Индии этого периода заключен в "Ведах", создававшихся во II-I тыс. до н.э. на канонизированном литературном языке древности - санскрите. Это ритуальные тексты, созданные в разные времена, которые распадаются на 4 основных сборника - самхиты. Древнейшая из них, содержащая 1028 гимнов - "Ригведа", "Самаведа" - собрание мелодий и извлечений из гимнов, "Яджурведа" - книга поклонений, включающая тексты, произносимые при жертвоприношениях. Наиболее поздней из самхит является "Атхарваведа" - книга песнопений и магических заклинаний. В основе ведического видения мира лежал мифологический комплекс представлений, включающий в себя как обожествление природных явлений, анимистические воззрения, поклонение многочисленным богам (их численность в различных сборниках от 33 до 3399), космологические и космогонические взгляды. В ведизме, который не был общеиндийской религией, а оставался верованиями группы индоарийских племён, главным богом считался Индра - бог грозы, могущественный воитель; олицетворением и хранителем мирового порядка и справедливости был бог Варуна. Особое внимание уделялось богу огня Агни - покровителю домашнего очага, "хранителю дома и людей". В ведической традиции вся Вселенная подразделялась на 3 сферы: небо, земля, антарикша (пространство между ними) и с каждой из них ассоциировались определённые божества. При этом ведизму присущ синкретизм богов: нет верховного божества, их строгой иерархии, в момент жертвоприношений и ритуалов бог, к которому обращались, полагался главным, ограждающим от несчастий и бед. В целом ритуалы были просты и доступны.

Ведические сочинения несут информацию о сложных космогонических представлениях, о раздумьях над загадками мироздания, попытках выяснить причины появления всего живого - в различных вариантах даётся ответ на вопрос о начале всего существующего: это и "некое абстрактное божество", и Пуруша - великан-человек, из которого родились земля, небо, солнце, люди, боги. В "Гимне о сотворении мира" основой бытия провозглашается нечто безличное.

Ведические гимны считались (и считаются по сей день) в Индии как священные тексты и изустно передавались и сохранялись из поколения в поколение. В дальнейшем они стали составной частью священных книг брахманизма и индуизма. Возникновение последних тесно связано с изменением социальной жизни, необходимостью духовного закрепления сложившегося кастового строя - системы варн.

В Северной Индии, особенно в Магадхе, господствующее место в социальной структуре общества заняла каста священнослужителей-брахманов. Важную роль играет и каста кшатриев - воинов, из которых происходили князья и цари. Третью касту - "вайшья", составляло свободное, в основном арийское население: земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники. Эти касты считались благородными и назывались "дважды рожденными". Четвёртая - бесправная каста слуг и рабов - "шудры". (Эти касты были основными, но в различных регионах их число доходило до нескольких десятков).

Юридически сложившийся кастовый строй был закреплён в "Законах Ману" (конец V в.до. н.э.), господствующей кастой объявлялись брахманы (брамины) - жрецы. Об их привилегиях и общественном положении в "Законах Ману" сказано буквально следующее: "Брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы (священного закона), занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это. Брахман ест только своё, носит своё и даёт свое: все другие люди существуют по милости брахмана ". Главная и почетная обязанность брахмана - изучать Веды и обучать других

В пантеоне богов на первое место выдвигается Брахма, наряду с которым особо почитаются Шива и Вишну. Однако важнейшим изменением была смена отношений между богами и посвященными им обрядами, богами и жрецами. Обряду теперь приписывается магическая сила и самостоятельное значение, подчиненность жрецу, владеющему тайной ритуала. В Брахманах прямо утверждается превосходство жреца над божеством. "Жрецы - земные боги", - говорится в "Шатанатха - брахмане", самом значительном памятнике цикла. (Брахманы - тексты ритуально-мифологического содержания, сложившиеся примерно в VIII-V_ в.в. до н.э.).

В это же время, в ведической традиции формируется одна из важнейших духовных идей древнеиндийской культуры - учение о реинкарнации, переселении душ, сыгравшая огромную роль в индуизме, а затем и в буддизме. Согласно идее перевоплощения, душа человека после смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. В кого именно она воплотится - зависит от поведения человека в этой жизни (в брахманизме - от выполнения кастовых правил и религиозных обрядов).

Индуизм был главным религиозным течением древнеиндийской цивилизации (его и сейчас исповедует более 80% населения Индии). В него вошли многие черты ведизма, но это уже развитая пантеистическая религия, отражавшая иной этап духовной жизни. В нём присутствует строгая иерархия богов в пантеоне, где на первый план выдвигается бог - творец. Особую роль играют культы богов - Брахмы, Шивы и Вишну. Складывается триада, триединство (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемое как проявление единого высшего божества. Брахма - создатель и управитель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (дхарма), деление на касты - варны, он - каратель неверных и грешников. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну (бог - охранитель) и Шива (бог - разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Закрепление это разделение нашло в текстах Пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившихся в первые века н.э. Эти направления индуизма вобрали в себя черты не только ведических представлений, но и воззрения дравидийского населения, элементы фольклора. Включена в индуистскую систему концепция аватар, в соответствии с которой бог Вишну нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. (Седьмое воплощение - в виде Рамы, победившего злого демона - сюжет знаменитой этической поэмы "Рамаяна" ).

Большую популярность очень рано приобрёл культ Шивы - который в тримурти воплощал смерть, жестокое разрушительное божество, о чем грозно напоминает его пояс из черепов, но он одновременно и бог рождения, процесса жизни.

Наличие огромного количества религиозных и религиозно-философских сочинений - характерная черта древнеиндийской культуры. Уже в брахманский период особое значение приобретают Упанишады ("скрытая тайна"), в которых изложено учение о единстве начала всего существующего, которое всё заключает в себя, всё в себя вбирает и всё из себя выводит.

Поэтическое выражение основного догмата древнеиндийской философии и индуизма содержится в одном из самых значительных памятников - в "Бхагават-гите" (в переводе - "божественная песнь"), части знаменитого эпоха "Махабхарата". В "Махабхарате", поражающей своим богатством содержания и огромными размерами (100 тыс. двустиший, 19 книг) описаны события древнейшей истории индийских племен (X-VIII в.в. до н.э.), в этой гигантской энциклопедии-поэме речь идёт о борьбе за царский трон, но подробно освящены все стороны жизни индийского народа. "Бхагават-гита " может рассматриваться (и рассматривается не просто как часть эпоса, а как священная книга в кришнаизме) как своего рода символ духовной жизни Индии. Основное содержание - диалог воина Арджуны с Кришной, земным воплощением верховного бога. Это не спор, и не диспут, а наставление и размышление о душе, о судьбе человека, о высокой нравственности, о соотношении мирского и божественного. Цель человеческой жизни - религиозное "освобождение", главное - любовь к богу (" бхакти").

Бурное развитие духовной культуры сопровождалось не только изменениями в религиозной сфере, но и мучительными поисками ответов на "вечные" вопросы об устройстве мироздания, о смысле человеческой жизни, о путях постижения этого смысла. В древнеиндийской культуре принято выделять 6 ортодоксальных или классических типов философских систем. К ним относятся веданта, миманса, ньяя, сангхья, йога, вайшешика. Из них веданта и миманса - чисто жреческие, мистические учения, разрабатываемые брахманами. Сангхья, получившая распространение в среде кшатриев, признавала, что в основе мира лежит самостоятельная материя, составляющая множественность отдельных тел. Основатель философской школы Санхья Капила полагал, что дух, сознание есть зритель, свидетель, гость в природе, но при этом и страдалец, испытывающий страдание жизни и смерти, пока не отрешится от природы. "Соединение духа и природы имеет целью ознакомить дух с природой и дать духу возможность вечного освобождения. Это соединение подобно ассоциации хромого и слепца и образует вселенную". Особая роль выпала на долю йоги как аскетического учения, воплощавшего практическое применение религиозных и философских принципов в целях самоусовершенствования.

На почве брахманизма и индуизма в шестом веке до нашей эры возникли джайнизм и буддизм. Основателем джайнизма считается легендарный учитель Джина, отстаивавший принцип ненасилия по отношению ко всему живому.

Подлинный духовный переворот в культуре древнеиндийской цивилизации произошел с появлением новой религии - буддизма. Сегодня буддизм - мировая религия, его исповедуют свыше 280 миллионов человек. Возникновение буддизма связывают с духовными исканиями и учением Сиддхартхи Гаутамы, получившим впоследствии имя Будды, то есть "просветленного". Вопрос о том, является ли Будда Гаутама реальным историческим лицом - спорный. Для сторонников буддизма он - основатель нового учения, для приверженцев мифологической школы фигура Гаутамы - олицетворение солнца, его годового движения на небосклоне. Большинство ученых полагают, что нет оснований подвергать сомнению реальность существования Гаутамы История его жизни и духовных поисков изложена в ряде произведений, вошедших в священные книги буддизма - "Типитаку" (или "Трипитаку"), джатаки - сказания о подвигах и поучениях Будды, который в момент просветления постиг четыре божественных истины. В них ему открылся путь спасения - "восьмеричный серединный путь", смысл и способ существования всего, что есть в мире. В учении о "четырех благородных истинах" изложена сущность буддизма. 1) Всякое существование есть страдание. 2) Причина страданий заложена в самом человеке - его жажде жизни, стремлении к наслаждению. 3) Прекратить страдания возможно: для этого следует преодолеть жажду жизни. 4) Избавиться от страданий можно только следуя "восьмеричному благородному серединному пути".

Суть этого пути изложена в следующих положениях: 1) праведное воззрение, знание и следование "четырем благородным истинам"; 2) праведное стремление - реализация этих истин; 3) праведная речь - без лжи, грубости и клеветы; 4) праведное поведение - соблюдение моральных требований; 5) праведная жизнь на честно заработанные деньги; 6) праведное усилие, направленное на преодоление привязанности к желаниям и земному бытию; 7) праведное созерцание - сосредоточение на том, что достигнуто на пути; 8) праведное размышление - совершенствование сознания.

Все в мире есть определенное сочетание дхарм -носителей своего признака. Дхармы - частицы, представляющие ткань мирового вещества, проникающие во все явления психического и материального мира, находящиеся в движении, каждое мгновение вспыхивая и угасая. Уже в раннем буддизме сформулированы идеи сансары - проявленного, земного бытия, вечного круга перерождений, и нирваны - бытия непроявленного, подлинного, освобождающего от земного, состояния самоуглубления и просветления. В буддизме путь познания и совершенствования человека неразрывно связан с йогическим методом созерцания и практикой медитации. Хотя буддизм и включает в себя закон причинности и воздаяния - карму, человек свободен в своих поступках, имеет свободу воли - в ней заложен путь к спасению.

Буддизм, особенно ранний, - это сложная морально-философская система постижения психологических состояний человека. Такие центральные понятия как карма, страдание, нирвана не поддаются переводу в образную, чувственно-конкретную форму, поскольку выражают вечное, неподвижное в бытии, но в то же время существуют в единстве с вечно изменяющимся иллюзорным миром реальной жизни. "Я не стремлюсь к смерти, я не стремлюсь к жизни, я сознательно и бодро ожидаю, когда придет мой час" (Будда). Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа.

Постепенно в буддизме оформились два основных направления: хинаяна, "малая колесница" или "узкий путь спасения" и махаяна, "большая колесница" или "широкий путь спасения". Позднее возникает варджаяна -"алмазная колесница", на основе которой сформируется буддийский тантризм или ламаизм. Перейдя границы Индии, буддизм перенес в другие страны и многие традиции индийской образованности, специфические особенности художественной культуры.

В истории всемирной литературы одно из самых почётных мест по праву принадлежит древнеиндийской литературе. Она поражает многообразием сюжетов, жанров, оригинальностью поэтических образов, богатством языка и культурных традиций. К наиболее известным писателям Древней Индии относят такого автора как Калидаса. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на периоды: ведический, эпический и классической санскритской художественной литературы. Для первых двух характерна изустная традиция передачи текста. Два величайших достижения эпического периода - "Махабхарата" и "Рамаяна" по праву сравниваются и "Илиадой" и "Одиссеей".

В древней Индии существовала своя собственная театральная традиция, о чём свидетельствуют и специальные трактаты по драматургии.

Наряду с санскритскими религиозно-философскими сочинениями существовала и фольклорная традиция. Наибольшая популярность выпала на долю "Панчатантры" - сборников рассказов и притч, основанных на фольклорном материале и носивших светский характер. Высоким уровнем отличалась в Древней Индии и теория литературного творчества, в том числе поэзия. Найдены специальные тексты по риторике, метрике, трактаты по поэтике. Постепенно оформляется несколько школ "поэтического мастерства", ведущих между собой дискуссии о поэтическом языке, метафорических приемах, о сути поэзии.

Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства относятся ко времени Хараппской цивилизации, но наиболее яркие были созданы в Кушано-гуптскую эпоху (существовали как сакральные, так и светские произведения искусства.) Поскольку в эпоху древности строительство в основном было деревянным, то эти памятники практически не сохранились. В первые века н.э. начинает применятся в строительстве камень. Каменная архитектура того времени представлена пещерными комплексами, храмами (индуистскими, буддистскими и джайнскими) и ступами - каменными сооружениями, в которых по традиции хранились реликвии Будды.

В Древней Индии было несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская (Северо-Запад), матхурская (в долине Ганга) и школа Амаравати (в Андхре). Большинство скульптур носило религиозный характер, но была и светская монументальная пластика. Наряду с правилами скульптуры, существовали и руководства по иконографии (буддийские, джайнские и индуистские).

Наиболее известным из памятников древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которые наносились на сухую штукатурку. В них представлены мифологические сюжеты, сцены из жизни Будды, в также моменты повседневной и дворцовой жизни.

Огромных успехов достигли народы Древней Индии в математике, астрономии, медицине, живописи. Почетное место истории математических знаний принадлежит Арьябхате (V-конец.VI в. н.э.). Ему было уже известно значение числа П, он предложил оригинальное решение линейного уравнения, близкое к современным математическим методам.

Важнейшее достижение математики Древней Индии создание десятичной системы счисления (с применением нуля - это новшество было следствием появлением понятия "пустота" в философии, введённая буддийским мыслителем Нагарджуной). Десятичную систему впоследствии заимствовали арабские ученые и сегодня ею пользуется весь мир. Высокого уровня развития, благодаря выработке цифровой системы нумерации и учению об абстрактном числе, достигла алгебра. Многие математические термины имеют индийское происхождение: "цифра", "синус", "корень".

Древнеиндийская астрономия была знакома с идеей вращения Земли вокруг своей оси (Арьябхата), существовали точные астрономические расчеты.

Во всем мире признанием пользуется аюрведа (наука о долголетии), зародившаяся в глубокой древности. Древнеиндийские врачи знали целебные свойства трав, влияние климата на здоровье человека, существовали правила личной гигиены и диеты. В хирургии - известно было свыше 300 операций и 120 хирургических инструментов. Древнеиндийская медицина, подобно античной, но независимо от неё, полагала, что в основе человеческого организма лежат 3 "жизненных сока" ("первоэлемента "): ветер, желчь и флегма. Особое внимание уделялось анатомии и врачебной этике.

Древнеиндийская культура, специфическими чертами которой являлись преобладание философско-религиозных систем, традиционализм, сохранение кастового строя, оказала значительное влияние на развитие дифференцированных культур других народов, а распространение буддизма за пределами Индии привело к его трансформации в мировую религию.

studfiles.net

Культура Древней Индии - Культурология. Курс лекций.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

 Пришедшие в Индию на рубеже II-I тыс. до н.э. арийские племена стали создателями культуры, которую мы сейчас знаем как индоарийскую. Эта цивилизация иначе называется ведической. Веды – это наиболее ранние тексты арийской культуры, из которых наиболее выделяется Ригведа. Главным принципом ригведийского мировоззрения было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Ведийские боги, как и в других языческих религиях, провозглашаются богами огня, грозы, порядка и т.п., всего в ведийской мифологии насчитывается 33 высших божества.

В отличие от ведизма индуизм установил более строгую иерархию богов – всего три высших божества: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. В индуизме также существует не менее строгая земная иерархия – кастовая система. Собственно, каста – это достаточно узкая профессиональная группа, их насчитывалось множество, но все они были объединены в четыре больших группы, или варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины во главе с царем), вайшьи (производящее сословие) и шудры (слуги). Переход из касты в касту исключался, браки между представителями разных каст также были невозможны. Особняком стояла каста чандалов, или неприкасаемых.

В тесной связи с земной иерархией стояла и идея посмертного воздаяния. Как известно, индийцы верили в сансару – перерождение души после смерти в новом теле. Какое это будет тело – зависело от того, как человек себя вел в предшествовавшей жизни. В отличие от египтян, веривших, что вечная жизнь возможна только при сохранении тела, индусы вплоть до наших дней верят, что такой способ погребения только вреден душе – чтобы ее освободить, непременно нужно разрушить тело, для чего применяется обряд кремации.

Наряду с индуизмом с VI в. до н.э. в существует буддизм – религия, позднее ставшая одной из мировых. Ее основатель – царевич Сиддхартха Гаутама из царского рода Шакья. Начав странствия в юности, он достиг просветления и стал Буддой (в переводе с санскрита – «Просветленный»). Цель буддизма – достичь просветления, прервать сансару и уйти в нирвану (особое состояние вечного блаженства в единении с космосом при отсутствии каких-либо потребностей). Однако в Индии эта религия не получила широкого распространения, т.к буддизм отрицал кастовые различия между людьми. Поэтому буддизм пустил глубокие корни за пределами Индии – в Китае, Японии и некоторых других странах Азии.Индоарийская цивилизация достигла больших успехов в развитии науки и искусства. Весь мир пользуется изобретенной в Индии десятичной позиционной системой счисления, для которой индийцы придумали и цифровые знаки. Также в фонд классики мировой литературы вошли индийские народные эпические поэмы – «Махабхaрата» и «Рамаяна».

Начиная со средних веков культура Индии все более подвергалась влиянию сначала ислама, а потом и европейской культуры, но тем не менее она сумела сохранить до наших дней многие свои особенности.

Социокультурная специфика Древнего Китая

Китайская цивилизация известна примерно с рубежа III-II тысячелетия до н.э. В основе ее хозяйства, как и у других древневосточных цивилизаций, лежало орошаемое земледелие, которое велось в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Для культуры китайцев раннего времени был характерен культ природы, т.е. поклонение духам живой и неживой природы, из которых главным признавалось Небо. Культ Неба, сыном которого с XIII в. до н.э. считался император, был главным государственным культом Китая. Наряду с этим очень важной составляющей китайской культуры был культ предков – китайцы верили, что душа ушедших предков может вмешиваться в жизнь живых, поэтому следует заботиться о ней.

Помимо этих культов, китайцы создали новые религиозно-философские системы – конфуцианство и даосизм. Их создатели, по мнению многих ученых, являются историческими личностями, жившими на рубеже VI-V вв. до н.э.

Основателем конфуцианства считается философ Кун-фу-Цзы (в европейской транскрипции Конфуций), живший в 551-479 гг. до н.э. Причиной всех невзгод и беспорядков в обществе Конфуций считал упадок нравственности людей, полагая основными добродетелями человека верность, послушание и почитание старших, в частности, родителей. Поскольку император в Китае считался отцом и матерью всех китайцев, то идея Конфуция о подчинении младших старшим должна была укреплять императорскую власть.

Основатель даосизма Лао-Цзы, по преданию, родился в 604 г. до н.э. Основной элемент его философии – учение о Дао. Дао (путь) – это невидимый вездесущий закон природы. Дао является источником сущего, его началом и итогом. Даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому лучшее, что могут люди – лишь созерцать естественный ход событий и стараться постичь Дао.

Китайцы являются авторами множества открытий и изобретений. Благодаря Китаю мир узнал шелк, компас, бумагу, порох, искусство врачевания иглоукалыванием, в Китае появился первый сейсмоскоп, одна из древнейших в мире астрономических обсерваторий. Правда, изолированность китайской цивилизации долго не позволяла китайской культуре оказывать серьезное влияние на культуру отдаленных народов; так, изобретенные китайцами порох и компас в Европе были изобретены самостоятельно.

Среди архитектурных сооружений Китая на первом месте по грандиозности и известности стоит знаменитая Великая Китайская стена, заложенная в III в. до н.э. для защиты от кочевников. Эта стена до наших дней остается непревзойденным по масштабу сооружением Земли. Из других архитектурных сооружений характерны пагоды с многоярусными крышами, непременным элементом которых является изгибающийся кверху край крыши.

Всемирно известны китайские картины, выполненные на шелке, ювелирные изделия, изделия из бронзы и многое другое. Также получили известность произведения китайских писателей и поэтов – «Исторические записки» Сыма Цяня, «Книга песен», «Книга перемен».

students-library.com

Культура Древней Индии - Культурология

Введение 1. Религии Древней Индии 1.1. Ведизм1.2. Индуизм1.3. Буддизм2. Философия, литература, лингвистика 3. Архитектура, скульптура, живопись 4. Математика, астрономия, медицина Заключение Список использованной литературы

ВведениеОдна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур. Состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладывались основы мировых религий. Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1. Религия Древней ИндииТысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

1.1. Ведизм

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их устно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги, как и люди, способны были умереть.

1.2. Индуизм

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна - социальная роль, предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения.

1.3. Буддизм

Значительно позднее, чем ведизм в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется "нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать "восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя "восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного "я” можно достичь нирваны.

2. Философия, литература, лингвистика Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного "освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - ”Махабхарата” и "Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч "Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма "Буддхачарита” была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе. Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ "поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке. Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини "Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская. Здесь так же рано появились изображения Будды. По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны.Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науки. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V - начале VI века н. э. Ученый знал значение "пи”, предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие "цифра”, ”синус”, "корень” впервые появились именно в древней Индии. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики.Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод "Бхагавдгиты”; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы "Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, "страной мудрецов”.

Список литературы:

1. Авдеев В.И., "История Древнего Востока”, 1948.2. Антонова К.А., История Индии, «Мысль», - М., 1973.3. Бонгард - Левин Т.М, "Древнеиндийская цивилизация”,- М., 1993.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

referatzone.com

Культура Древней Индии

П л а н

1. Введение

2. Религия Древней Индии

§ 1. Ведизм

§ 2. Индуизм

§ 3. Буддизм

3. Философия, литература, лингвистика

4. Архитектура, Скульптура, Живопись

5. Математика, Астрономия, Медицина

6. Заключение

Введение

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда. Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности. 1 Религия Древней Индии Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо- буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии) , Корни этой религии уходят в глубокую древность.

studfiles.net