Маслов А. А.. Культы и ритуалы древней Кореи. Культура древней кореи


Культура Кореи: история, развитие, современность

Влияние других государств

Длительное время корейская культура находилась в тени Японии и Китая. Действительно, корейцы многое почерпнули от своих прославленных соседей. Однако развитие включало три этапа: частичное заимствование, преобразование на свой манер и объединение с местными обычаями. В последнее время таким «донором» стали Европа и США. Страна продолжает наполняться синтезом культур, приобретая новый современный вид.

К примеру, у корейской музыки есть много общего с японской и китайской. Но у неё – тройной ритм, а у «коллег» – двойной. В традиционной живописи, как и в каллиграфии, сильны китайские мотивы. Но картины выделяются экспрессией и яркими красками. Из Китая позаимствовали гончарное ремесло, но в Корее оно получило углублённое и расширенное развитие. Изделия стали делать более изящными, придавая им нежный голубовато-зелёный цвет.

Общение с Европой и Америкой повлияло на одежду. До этого носили ханбок: для мужчин – куртка и штаны, для женщин – блуза и юбка. Сегодня эту национальную одежду надевают лишь по праздникам, но по-прежнему называют «лицом» народа. Изменилась современная культура Кореи и относительно свадебных традиций. Теперь церемонии проводятся в церкви или дворце бракосочетаний, а затем следует традиционная часть с классическими нарядами.

Тесное сплетение религии и культуры Кореи

Сильное воздействие на традиции страны оказала религия. В ранний период люди поклонялись Небу и животным – так зародился тотемизм, и возникли мифы. Эта вера стала основой для шаманизма, который существенно повлиял на раннюю культуру. В период Древнего Чосона люди верили в духов предков, неба, воды и солнца. Культура Южной Кореи всё ещё передает отголоски этих верований.

Корейцы считают, что душа уходит в иной мир не сразу, некоторое время находится рядом со своей семьёй. В современной стране до сих пор практикуют несколько тысяч шаманов. Один из простейших шаманских обрядов — потирание ладоней на удачу перед поездкой или для улучшения здоровья.

Поведение жителей во многом определяет конфуцианство, обогащённое национальным духом. Используется строгая иерархичность. Уже при первой встрече спрашивают о возрасте, образовании, семейном положении и должности. Так определяется собственное место по отношению к новому знакомому.

Общество опирается на принцип пяти взаимоотношений: есть определенные нормы поведения между поданными и правителем, супругами, отцом и сыном, пожилыми и молодыми, друзьями. Многие корейцы уверены, что государство успешно благодаря именно такому подходу. Только 1% населения скажет, что исповедует конфуцианство, но его принципы во многом определили привычки, традиции и стиль поведения.

На особенности культуры Кореи также повлиял буддизм. Его отголоски можно найти в мирном и неагрессивном характере жителей, глубоком философском отношении к жизни и к людям. Буддизм проник через Китай в IV веке н. э. При династии Корё он был официальной религией, поэтому влиял на все сферы. Благодаря буддизму появились тысячи храмов, икон, статуй, литературных произведений. Религия повлияла на живопись, архитектуру, музыку. Самый знаменитый исторический памятник – пещерный храм Соккурам. Весной до сих пор отмечается День рождения Будды – шумно и ярко.

Также своё влияние оказал даосизм. Как и другие религии, он был изменён на корейский лад. Даосизм отразился в сильном стремлении к долголетию, счастью и здоровью. В повседневности до сих пор используется его символика. Например, на предметы домашнего обихода наносятся иероглифы, символизирующие долголетие и счастье.

Истоки национальных традиций

История культуры Кореи переплетена с Корейским полуостровом, но самые первые его жители не считаются предками корейцев. Зарождение нации связывают с эпохой неолита. Многие черты культуры были заложены ещё в древнейшие времена. Становление нации происходило в условиях постоянной угрозы вторжения, и это тоже отразилось на традициях.

Благодаря охоте и собирательству возникла вера в животных и духов – так появился тотемизм. Его отражение – в мифах, которые дошли до наших дней. Всплеск развития принесло появление бронзы, которая попала из Маньчжурии. Позже с севера пожаловали переселенцы, благодаря которым культура Кореи обогатилась – они удивили необычной керамикой и успехами в производстве. Из Китая пришла эпоха железного века – появились монеты, гладкая керамика, зеркала из металла, изящные кинжалы, статуэтки.

Позже развитие происходило самостоятельно, однако при значительном влиянии соседнего Китая. Большую роль играло классовое расслоение: зажиточные люди носили роскошные украшения и пользовались дорогими предметами. С этим временем связывают технологию создания бытовых предметов из бронзы, которая могла посоревноваться с китайской.

Путь развития

С момента появления Трех государств, которые позже объединились в одно, начинается беспрерывная история культуры Кореи. Изначально народ по-прежнему верил в духов, был уверен в их ответственности за разные направления. Позже появилось конфуцианство, которого придерживались вне зависимости от вероисповедания – оно регулировало отношения между людьми.

Затем из Китая попал буддизм, и общество благосклонно приняло религию. Только в Силле (в одном из трех государств) к новому веянию отнеслись враждебно. Но усилиями правителя его утвердили как ещё одну национальную религию. Буддизм позитивно повлиял на зодчество – начали возводить храмы и пагоды, выполнявшие роль просветительских центров. Стала распространяться иероглифическая письменность, которую тоже позаимствовали из Китая. Её адаптировали: беседы вели на родном языке, а иероглифы использовали для его записи. Поскольку китайский и корейский относятся к разным языковым группам, задача оказалась непростой.

«Золотое время» корейской культуры

Культура Южной Кореи получила существенное развитие во время объединенного Силла (VII-X вв.). На протяжении двух веков государства не касались войны или другие внешние конфликты. Это дало возможность сделать упор на развитие культуры. В столице появлялись королевские дворцы и буддийские храмы. Некоторые знаменитые памятники (например, пещерный храм Соккурам и храм Пульгукса) были созданы мастерами, которые имели глубокие религиозные убеждения. Усилилась роль конфуцианства. Достижениями можно считать литьё медных колоколов, самое старое печатное издание, пещерный храм и творчество первого известного поэта – Чхве Чхивона.

Корейцы сберегли идею национально-культурной общности, воплотив её в X столетии – появилось государство Корё. Впервые страна стала единой, начали производиться предметы для прославления страны на Дальнем Востоке. Корё славилось изделиями из фарфора с покрытием из селадона, бронзовыми зеркалами и вазами. Несмотря на зависимость от монгольской династии, страна сумела сохранить свои традиции. Однако были разрушены многие памятники искусства, утрачено ремесленное мастерство.

Петровская эпоха по-корейски

Следующий переломный момент произошел XV столетие. Это период интенсивного развития культуры Кореи – его сравнивают с эпохой Петра I в России. В XV ст. создали корейский алфавит – наступила практически поголовная грамотность. Уже в наше время его внесли в список шедевров мирового наследия. Корейцы считают язык формой искусства и гордятся его шрифтом. Положительные изменения затронули искусство, литературу, книгопечатание и музыкальное направление.

При дворе даже существовало специальное ведомство, которое помогало организовывать жизнь и творчество художников. Произошло первое знакомство с достижениями европейской культуры. С помощью китайских источников осуществлялись переводы научных книг Европы. Это дало толчок развитию разных наук: астрономии, географии, истории.

На рубеже XVI-XVII вв. в страну начало проникать христианство — им интересовались представители правящего класса. Позже с европейцами возникли конфликты, и была усилена политика «закрытия границ». Государство поддерживало тесные связи только с Китаем и вело торговлю с Японией. Местные жители отрицали западную культуру.

Культура обретает массовость

В XVII-XVIII веке произошли социальные и экономические изменения, повысился статус простого народа. Культура Южной Кореи стала более массовой. Распространение получили повести нараспев (пхансори), а народные сказания стали записывать. Те же тенденции коснулись живописи – художники начали изображать местность и сцены из жизни простого народа, а в каллиграфии был изобретен собственный стиль.

Западные каноны

В Корее период от XVII до середины XIX столетия считают «переходом к обществу нового времени». Один из важных моментов – появление современной агротехники. Повысилась урожайность, что дало толчок для роста городов. В результате увеличился спрос на продукцию ремесленников. Стала развиваться выработка тканей, создание посуды из металла.

В XIX столетии получила популярность мысль, что опыт техники и производства нужно перенимать у Запада. Но при этом необходимо поддерживать идейную основу общественной жизни. Существовал даже лозунг: «Восточный путь, Западная техника». Влияние Европы все же было, но заимствования приспособили к местным условиям.

Испытание для культуры нации

Особенности культуры Кореи подверглись испытаниям во время японской колонизации. Завоеватели объявили корейский язык и традиции только ветвью японского. В 1937 году корейский язык запретили употреблять в госучреждениях. «Родным» языком стали называть японский. Корейцев заставили отказаться от своих имен и назвать себя на японский манер. Большая часть изданий была запрещена и даже носить национальную одежду не разрешали. Это была эпоха унижения нации, и Корея до сих пор не может до конца простить этого Японии. Ведь в результате противостояния страна разделилась на две части.

Культурная жизнь страны сегодня

Один из отголосков прошлого, который переплетается с современностью, — праздники. В истории культуры Кореи важное место занимает Лунный Новый Год и Чхусок, которые традиционно продолжают отмечать. Есть и другие праздники, связанные с культом природы, аграрным делом или трудовой деятельностью.

Обычаи наполняют жизнь корейцев и продолжают передаваться из поколения в поколение. Воздействие религии на культуру оказалось очень сильным и остается мощным стимулом её развития и сохранения. Шаманизм, конфуцианство и буддизм тесно переплетаются, оказывая созидающее воздействие на традиции. Культура отличается не только богатством, но и жизнестойкостью. Благодаря заимствованиям, она лишь обогатилась. Жители очень любят страну и её особенности, это предмет национальной гордости.

Культурные достижения

Культура Южной Кореи находится на высоком уровне, и подтверждение этому можно наблюдать в разных образцах искусства. На весь мир знамениты восхитительные изделия из селадона, керамика с серовато-зеленоватой глазурью. Интересны предметы из фарфора с синими рисунками. В живописи — картины чернилами на шёлке или тутовой бумаге. Были придуманы народные и придворные танцы (чонджэму, ильму). Впечатляет и национальный костюм ханбок, который отличается плавными линиями. Женский наряд — с богатой вышивкой и роскошной яркой юбкой. В давние времена было придумано украшение норигэ, которое прикрепляли к одежде. Такой декор подбирали в зависимости от социального положения или сезона. Сохранились необычные архитектурные памятники:

  • Астрономическая башня столицы Силла Кёнджу.
  • Пещерный храм Соккурам.
  • Статуя Будды VIII века.
  • Старинный дворец Кёнбоккун.

Эти объекты знамениты на весь мир и считаются национальными достопримечательностями Южной Кореи. Современная культура Кореи — это и оригинальные сады. В их создании большую роль играют принципы шаманизма. Создавая сады, местные умельцы стараются избегать всего искусственного. Корейцы стараются обойти саму природу, придавая зелёным уголкам естественный вид. Один из примеров — Пхосокчон, построенный ещё в эпоху Силла.

vseokoree.com

Культура Южной Кореи

Одной из особенностей современной культуры Кореи заключается в том, что факт разделения этого древнего государства на два независимых государства привело к тому, что культура Южной Кореи и Северной существенно отличаться по своему духовному и идеологическому содержанию и пониманию предназначения культуры в жизни общества.

Современная и древняя культура Южной Кореи

Парадокс данного социального явления заключается в том, что культура Южной Кореи, как и Северной, имеют не только общий язык общения, но и общие исторические корни своих этических и моральных традиций, основанных на принципах и постулатах конфуцианства. И если, в Южной стране эти принципы всеобщего уважения к родителям, семье, друзьям и к старшему поколению приобрели, более гуманистические формы, то в Северной учение чучхе существенно трансформировали эти понятия.

Все это привело к созданию не только тоталитарного государственного режима пост коммунистического типа, но и к уничтожению любых свобод человека и личности. При этом если рассмотреть современные тенденции в воспитании подрастающего поколения в Южной Корее, то в этом процессе особое значение в первую очередь уделяется эстетическому воспитанию личности, а затем уже на этот сформировавшийся «фундамент» накладываются технические и гуманитарные знания более высокого порядка.

религия Южной Кореи

Религия Южной Кореи

Не секрет, что практически все религии мира существенно подвержены влиянию, как тех или иных национальных традиций, так и этнических особенностей того или иного народа или социальной группы, которые ее исповедует. Так получилось и в нашем случае, ведь география Южной Кореи, предполагает существенное влияние культур соседних народов. Ведь религия Южной Кореи, имея верования традиционно буддийского толка, впитала в себя более древние религиозные толкования конфуцианства, которое многие столетия было официальной религией династии Чосон.

экономика Южной Кореи

Экономика Южной Кореи

Парадоксом развития экономики Южной Кореи является то обстоятельство, что экономика Южной Кореи, будучи отсталой до шестидесятого года и ориентированной в основном на производство сельскохозяйственной продукции для внутреннего потребления, за последние пятьдесят лет превратилась в самую передовую экономику мира занимающая 15 место в мире по уровню ВВП. Помимо этого, произошла ее и кардинальная переориентация. И на сегодняшний день экономика Южная Корея является передовой практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.

наука Южной Кореи

Наука Южной Кореи

Как пишут многие аналитики в области экономики, что одной из основных причин невероятных успехов Южной Кореи в области развития экономики и производства лежит то обстоятельство, что в основе этих преобразований лежала наука Южной Кореи, как в части существенных инвестиций в научно-технические разработки, так и в область национального образования.

искусство Южной Кореи

Искусство Южной Кореи

Одной из основных особенностей развития современного искусства Южной Кореи является то обстоятельство, что на фоне проявления современных урбанистических тенденций, как в области архитектуры, монументального искусства и живописи, современное искусство Южной Кореи бережно сохраняет древние, многовековые традиции мастеров изготовления тончайшей керамики, зодчества и работы с металлом.

кухня Южной Кореи

Кухня Южной Кореи

Современная кухня Южной Кореи, как и культура многих стран этого азиатского региона, имеет ту особенность, что в ее основе заложено применение наиболее распространенных сельскохозяйственных продуктов, а именно это тот же рис, бобы и ячмень. При этом, будучи страной окруженной морями кухня Южной Кореи изобилует и морепродуктами, которые традиционно, как и обычные блюда корейской кухни обильно приправляются острыми приправами.

обычаи и традиции Южной Кореи

Обычаи и традиции Южной Кореи

Если говорить про обычаи и традиции Южной Кореи, то помимо своеобразной национальной одежды «ханбок» и традиционного стиля в архитектуре, а именно постройки сооружений в виде пагод, особое место в культуре жителей Южной Кореи занимает ландшафтный дизайн. Южнокорейские сады, являющиеся обязательным элементом любого жилища, существенно отличаются от традиции создания парков в том же Китае и Японии. Так в частности, южнокорейские парки и сады имеют весь антураж, присутствующий в парке имеет только искусственное происхождение. Так, что довольно часто южнокорейский сад или парк выглядит гораздо привлекательней, чем его природный аналог.

спорт Южной Кореи

Спорт Южной Кореи

Южная Корея, будучи довольно плотно интегрированной в современную мировую экономику в области спорта культивирует практически все популярные европейские виды спорта. Так, что спорт Южной Кореи на многих международных аренах представлен не только футболом и баскетболом, то и такими несколько экзотическими видами, как компьютерный спорт, в основе которого лежит индивидуальное и персональное участие в компьютерных многопользовательских играх.

travel247.ru

Традиции и обычаи корейского народа

Несмотря на то, что нынешнее разделение Корейского полуострова на Северную и Южную Корею привело к значительным различиям в современной культуре обеих стран, традиции и обычаи корейского народа и культура Кореи в целом едины для обеих стран. Давайте рассмотрим подробнее главные составляющие корейской культуры.

Издавна, со времён правления династии Корё, в Корее  большое значение имел танец. Существует огромное множество традиционных танцев, таких как, танец с мечами, танец с веерами, танец монаха, шута, крестьянина и т.д. Они исполнялись как при дворе императора, так и в деревнях сельские жители устраивали представления. Сейчас танец не является такой важной частью жизни современной Кореи, но существует множество школ, во многих университетах Кореи народный танец преподается как академический предмет.

4J5anulNb40

Пакчомму – танец порхающих крыльев бабочки

Живопись является неотъемлемой частью культуры Кореи. В ней присутствует влияние культуры, но сама по себе она специфична и самобытна. Особый интерес представляет становая живопись, сформировавшаяся во времена правления династии Чосон. Рисовали на шёлке, бумаге, специальных тканях растительными, минеральными красками или тушью. Если художественная живопись отражала необычное видение мира глазами художника, то народная живопись показывала быт и проблемы повседневной жизни. Можно сказать, что живопись существовала и развивалась в двух направлениях, и оставила за собой бессмертные творения.

P5_d5r-t7AA

Кот и бабочка. XVIII век. Художник – Ким Дон Хо

  • Корейский сад

Мало кто знает, но традиционный корейский сад существует более двух тысяч лет. Он похож на пейзажный парк, человек мало принимает участия в его формировании. Все сады включают в себя такие элементы, как ручьи, круглые водоемы, форменные деревья, водопады, сад камней, холмы, напоминающие горы. Гармония здесь доминирует не зависимо от определенной детали. Гармонию создает все многообразие форм и размеров, присутствующих здесь. Традиционные корейские сады разбиты во Франции (Нанта), Мехико (зоопарк Чапультепек), в Турции (Анкара), Германии (Берлин) и т.д.

 

6MERVhMzpU8

Ханбок – национальный традиционный костюм, состоящий их чогори (блузка) и чима (юбка) – для женщин и пачжи – для мужчин. Это одежда для официальных приёмов, праздников и фестивалей. Но существуют и такие ханбоки, которые можно носить как повседневную одежду. Шьются они из более дешевых тканей и просты в уходе за ними.

ZSJQskR0Fuw

Известно, что современная культура Кореи с каждым годом заимствует всё больше и больше элементов культур европейских стран, но кое-что остается неизменным, а  именно – национальная кухня. Основой, как и в большинстве азиатских стран, является рис. Но, тем не менее, традиционная корейская кухня имеет ряд отличительных, даже специфических черт. Например, многие блюда изобилуют пряностями, особенно красным перцем, а всё потому, что Корея – страна теплая и южная, а перец позволяет дольше сохранить свежесть продуктов, да и со временем понятия «вкусный» и «острый» стали синонимами.  Наряду с перцем используются такие приправы, как соевый соус и соевая паста. А вот корё-сарам для придания блюдам особенный вкус, в больших количествах использую кориандр.

 

h515oI2xqts

Кимчи – остро приправленные квашеные овощи

Праздники в Корее

Как и во многих странах, в Корее существуют свои национальные праздники, которые принято отмечать с особым, корейским размахом.

  • Солляль – корейский новый год

Традиционно этот праздник отмечается в первый день лунного календаря. Выходные длятся три дня, и в это время принято наряжаться в ханбок, ездить к родителям или в родной город, отправляться на берег моря, чтобы встретить там первые лучи солнца. Также в эти дни поминают умерших предков, подготавливая специальные блюда и проводя ритуал под названием чаре. В Солляль дети поздравляют родителей, обязательно кланяясь в пол, а также человек становится на год старше.

  • День освобождения

Ежегодно этот праздник отмечается в Северной и Южной Корее 15 августа. В этот день Япония освободила Корею от колониального правления. В этот день проводится официальная церемония, в которой участвуют многие высокопоставленные лица страны. Повсюду развешивают флаги страны, а также по традиции в этот день амнистируют нескольких заключенных.

  • Чусок – праздник урожая и поминовения предков

Праздник приходится на пятнадцатый день восьмого месяца восточного календаря. Выходные дни – день до и день после праздника. За несколько дней до праздника корейцы покупают продукты и подарки, покупают билеты на поезда и самолёты, чтобы отправиться в родной город. В праздничный день с утра накрывают стол и поминают предков, либо несут кушанья на кладбище. На столбы привязывают снопы злаков, благодаря богов за урожай, угощают домового. Девушки и женщины исполняют национальный танец канкансулле, а дети с отцами запускают в небо воздушных змеев.

Традиции и обычаи корейского народа

  • Корейская свадьба

Современная корейская свадьба не похожа ни на традиционную корейскую свадьбу, ни на европейскую. Новые традиции и обычаи у корейского народа сложились всего лишь около пятидесяти лет назад, но они прочно закрепились и повсеместно используются всеми корейцами.

Свадебные традиции и обычаи корейского народа во многом изменились за последние годы. С шестидесятых годов свадебную церемонию принято проводить в так называемых «ритуальных» залах. Но чаще всего свадьбы проводятся в ресторанах, либо в конференц-залах отелей. Гости, прибывающие на церемонию, обязательно приносят подарок молодожёнам, обычно – деньги. Также у жениха и невесты  есть своеобразные комнаты ожидания, в которых гости могут сфотографироваться с ними. На смену традиционным ханбокам пришли «традиционные» европейские наряды – свадебное платье и костюм. Свадьба – открытое мероприятие. Зачастую помимо фотографа присутствует видеооператор. Вместо привычного многим марша Мендельсона играет свадебный марш Вагнера, крайне редко используемый в других странах. Первым в зал заходит жених, затем к алтарю невесту приводит отец. Самую важную роль в свадебном обряде играет человек, проводящий ритуал. Обычно это близкий родственник, либо друг жениха. Вся церемония длится около получаса, после чего молодая пара и гости отправляются на торжественный банкет. После его начала молодые надевают традиционные наряды и отправляются в специально отведенную комнату, где обедают вместе со своими родителями. Обычно сразу после свадьбы пара отправляется в путешествие.

YcYSWUb4Y8E

  • Толь чанчи – первый день рождения

Первый день рождения ребенка – особенная дата. Зачастую подготовка к этому празднику начинается ещё до рождения малыша.  В этот день приглашается большое количество гостей, а саму церемонию зачастую устраивают вне дома. Гости приносят подарки малышу, поздравляют его, после чего начинается традиционный  ритуал, определяющий судьбу ребёнка. На стол перед разодетым в ханбок ребёнком кладут различные предметы, каждый из которых несет особенный смысл. От того, что малыш возьмёт в руки, зависит его судьба. Например, если это горсть крупы, то он никогда не будет голодать. Нитки сулят долгую жизнь, а книга – богатый ум.  После этого начинается традиционный банкет, перед которым родители ребёнка кланяются в пол, благодаря гостей за приход. Вот так и проходит первый день рождения!

RQ0ghxvqsGE

Таким образом даже сегодня, в современном быстро меняющемся мире традиции и обычаи корейского народа наполняют смыслом жизни корейцев, передаются из поколения в поколение. Ведь экономическую ситуацию восстановить можно, а утраченные традиции и культуру не подсилу вернуть никому.

kimi-school.ru

Народы Южной Кореи: культура и традиции

народы Южной КореиНаселение Южной Кореи составляет более 51 миллиона человек, из них абсолютное большинство — корейцы. Заметным включением в этническую картину Кореи стало только китайское меньшинство — по последним данным, около 35 тысяч человек.  Такая уникальная для современного мира ситуация, в которой этнос равен государству, сложилась из-за особого представления корейцев о мире: в нём для них главное не гражданство, не территория проживания, а принадлежность к своему народу.  

Однако есть предпосылки, что скоро однородность населения нарушится: корейцы всё чаще женятся на иностранках, преимущественно — китаянках, вьетнамках, женщинах с Филиппин. Впрочем, европейцы вряд ли смогут различить корейцев и вьетнамцев, потому ещё долгие годы туристам и гостям Южной Кореи её жители будут казаться удивительно похожими между собой, словно все государство — большая семья.

Народы, населяющие Южную Корею

Корейцы

До недавнего времени учёные не могли ответить на вопрос, как и когда появились корейцы. Только современная генетика и ДНК-исследования разрешили загадку: корейская народность родом из восточных окрестностей Саян и Байкала.

Сегодня корейцы говорят на собственном языке, их самоназвание — «хунгук сарам». Характерная черта корейцев — трудолюбие: работа для них больше, чем способ заработать на жизнь, трудовой коллектив, компания — продолжение семьи, нередко её важнейшая часть.

Гостеприимство корейцев очень напоминает российское и китайское: для них важно накормить гостя, потому первый вопрос, который вы услышите в корейском доме или при встрече: «Вы голодны?» Ещё одна схожая с нами черта — большое потребление алкоголя, более 9 литров в год на каждого человека.

Этнической характеристикой корейцев стали хорошие способности к пению, но плохие — к танцам. В чём причина, учёные пока не выяснили. Важная национальная черта — склонность к обучению: более 93 % учеников школ заканчивают вузы, что даёт им хорошие шансы на карьеру и обеспеченную жизнь. В мире Южная Корея занимает 2-е место по количеству регулярно читающих людей.

Главнейшая корейская традиция — вежливость. Там говорят «спасибо» и «здравствуйте» всем — продавцу, курьеру, дворнику, уборщице и т. д. Очень уважительно корейцы относятся к старшим, даже если разница в 1 год. Потому при первой встрече они сразу выясняют, сколько вам лет и женаты/замужем ли вы. Семейное положение для корейца также признак взрослости: неженатый мужчина до глубокой старости будет считаться юнцом и… немного «не в себе».

Китайцы

«Хуацяо» — так называют корейских китайцев. Большая их часть — граждане Тайваня, но живут постоянно, многими поколениями в Южной Корее. Для них даже придумали особый термин — «постоянные иностранцы». Китайцы появились в Южной Корее в 40-е годы ХХ века, во время гражданской войны в Китае. Прошло много лет, но они не становятся гражданами Южной Кореи из-за правительственной политики. Им нельзя служить в армии, занимать государственные должности, они испытывают большие затруднения при устройстве в крупные компании. преимущественная деятельность корейских китайцев — торговля.

Быт корейцев

90 % корейцев — это средний класс. Страна занимает 13-е место по уровню жизни в мировом рейтинге: там нет выраженного деления на бедных и богатых, абсолютное большинство людей живут обеспеченно.

Более 80 % горожан живут в «алатах» — домах одного типа — комфортабельных многоэтажках в 20 – 30 этажей. Под домом — бесплатная автостоянка, около — игровые и спортивные площадки, на которых самые частые игры — чокку (корейский футбол) и бадминтон. В каждом микрорайоне — теннисный корт, часто — бассейн.

Внутри домов всегда работающие лифты, в которых под панелью установлена небольшая скамеечка: для детей. Дети даже в крупных городах часто гуляют одни, потому что уровень опасности в стране чрезвычайно низкий: примерно так было в лучшие годы СССР.

В домах часто нет номера «4» — ни четвёртого этажа, ни четвёртых квартир, потому что «4» для корейцев — несчастливое число. Зато везде и в большом количестве — видеокамеры. Их так много, что можно спокойно оставлять сумки, тренажёры и что угодно во дворе дома, в подъезде: вряд ли кто-то покусится на чужую собственность. И причина тому не только камеры, а традиции и воспитание.

В каждой квартире на кухне на потолке установлено специальное устройство для оповещения жителей о важных событиях, мероприятиях. Выключить его невозможно. Рядом с «оповещателем» — устройство пожарной безопасности, которым в обязательном порядке оборудуются все помещения в Корее.

Начинается квартира с крошечной прихожей, где принято оставлять обувь и головные уборы. Уровень пола в прихожей на 7 – 10 см ниже уровня пола в других комнатах, чтобы грязь и пыль меньше попадали в комнаты.

Кухня обычно никак не отделяется от основной квартиры и представляет собой стандартный кухонный набор со шкафами, раковиной, вытяжкой, плитой, стиральной машиной и т. д. Всё это обычная составляющая квартиры, которую сдаёт застройщик, и потому одинаково у всех. Покупают чаще всего холодильники — стандартный и холодильник для кимчи — корейского «хлеба» из овощей (китайской капусты, редьки, лука, огурцов и т. д. Кимчи назвают «хлебом», потому что корейцы едят его в каждую трапезу.

Типичная корейская квартира имеет спальню — маленькую комнату, где часто даже не разместить кровать: большинство корейцев спят на полу. Проснувшись, они аккуратно складывают одеяло и подстилку в уголок. Всё это возможно благодаря системе «ондоль» — обогреваемому полу.

«Ондоль» — осовремененная тысячелетняя традиция обогревать дом через пол, аналог русской печи с лежанкой, в которой пол и есть «лежанка». В древности для её устройства от печи отводили дымоходы под полом, а сегодня дым заменяют обычной водой или электричеством. Уровней нагрева — 5, хозяева сами выбирают, какая температура им требуется.

Тёплый пол во многом определил и быт корейцев. Они спят на полу, сидят на полу — обедают, работают, отдыхают. То же самое происходит и в корейских ресторанах, где посетители снимают обувь в «прихожей» и устраиваются на полу за низкими столиками.

Корейская семья

Традиционно в корейской семье мужчина — добытчик (зарабатывает деньги), женщина — хозяйка и воспитатель детей. До свадьбы молодые люди не живут вместе — это не приветствуется, а в брак вступают в среднем в 27 – 30 лет.

Корейские семьи очень активны. Там необязательно готовить, стирать, прибирать дома самостоятельно: общественное питание, химчистки, клининговые компании весьма доступны. Потому выходные и часы после работы семьи часто проводят в походах по паркам, в кино, театры, отправляются в небольшие путешествия.

Традиции и обычаи

Одна из самых древних традиций Южной Кореи — празднование Лунного Нового года — Солляль. Три дня длятся выходные, люди наряжаются в ханбок — традиционный костюм. У женщин он состоит из блузы чогори, юбки чхима, жакета. У мужчин — из чогори и штанов паджи. В праздник корейцы ездят к родным, на берег моря, поздравляют друг друга.

Чусок — ещё один древний праздник, в который тоже полагается 3 дня отдыха. Его отмечают на 15-й день 8-го месяца и называют праздником урожая и поминовения предков. В этот день корейцы ходят на кладбища, украшают жильё и дворы злаками, запускают воздушных змеев, устраивают фестивали национального танца канкансулле. На кладбище корейцы приносят плоды нового урожая, традиционные и просто вкусные блюда. Если кладбище недалеко, то принято было, чтобы столик накрывали дома, а женщина несла его на голове к могиле.

Особой датой в жизни корейца считается празднование первого дня рождения — толь-чанчи. Собирается много гостей с подарками, проводится специальный ритуал, который должен определить судьбу годовалого младенца. Для девочек праздник начинают с утра, чтобы они быстро вышли замуж, для мальчиков — примерно с 12 часов, чтобы рано не женились.

Этот праздник входит в традицию «четырёх столов». Первые два родители устраивают ребёнку — первый день рождения и свадьбу. Вторые два дети устраивают родителям — 60-летие и похороны, поминки. В древности отсутствие одного стола отменяло и все последующие.

Государственных праздников в Южной Корее немного, это:

  • День независимости (1 марта),
  • День Конституции (17 июля),
  • День освобождения (15 августа),
  • День основания страны (3 октября),
  • День хангыля — национального алфавита (9 октября). 

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Художественная культура Кореи

Корея имеет древнюю культуру. Началом корейской истории считается 2 333 г. до н. э., когда легендарный правитель Тангун, сын бога и женщины медведя, основал государство Древний Чосон, что означает «Земля утренней свежести». С большей достоверно­стью известно о существовании в I веке н. э. трех государств:

Когурё, Пэкче и Силла (т. н. эпоха трех государств). С середины VII в., когда Силла объединила весь Корейский полуостров, Корея стала единой и, несмотря на частые иноземные вторжения (со стороны Китая и Японии), сохранила политическую независимость и культурную самобытность. Расцвет культуры приходится на пе­риод существования государств Когурё (X-XIV вв.) и Чосон (XIV- 1910 г). С 1910 по 1945 гг. Корея находилась под властью Японии, но после Второй мировой войны оказалась разделенной на два государства по 38-й параллели: на севере - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), а на юге - Республика Ко­рея.

Художественная культура Кореи находится в значительной сте­пени под влиянием религий: сначала поклонения духам (шаманизм, или мусок), затем конфуцианства и буддизма, главным образом махаяны (большой колесницы). В период государства Силла госу­дарственной религией был буддизм, а в эпоху государства Чосон - конфуцианство. В XVII в. сюда проникает христианство (в основном католичество), которое отстаивало свое существование в жесткой борьбе. Не случайно поэтому, что по количеству канонизированных католических святых Корея занимает четвертое место в мире. В настоящее время все эти религии мирно сосуществуют, оказывая влияние на развитие литературы и искусства, особенно на юге.

Литература. Первый памятник корейской письменности был создан в VIII в. в королевстве Силла. Он был написан на иду - так назывался способ письма для передачи корейской речи с помощью китайских иероглифов. До наших дней дошли только 25 стихотво­рений, записанных на иду, которые получили название хянга.

В эпоху династии Коре популярным был стихотворный жанр коре каё («песни Кае»). В поздний период правления этой династии появился новый жанр лирической поэзии - сичжо. Как правило, сичжо состоит всего лишь их трех строк, которые в сжатой форме доносят до читателя определенную мысль или чувство. После изобретения алфавита хангыль (XV в.) появляется несколько разно­видностей любовной лирики.

В средний период эпохи Чосон широкое распространение по­лучил жанр пейзажной лирики на родном языке под названием коса - в изящных стихах поэты выражали восхищение красотой родной природы.

Движение Сирхак («Школа реальных наук»), распространивше­еся в стране в XVII-XVIII вв., привело к переменам и в корейской культуре: литература начала испытывать западное влияние, в том числе и христианства. Широко стала пропагандироваться идея равенства всех людей, что было новым для традиционного общества. Страну буквально захлестнул поток сочинений на хангыле, причем в качестве авторов выступали не только профессиональные поэты, но и простые люди.

В прозе долгое время центральное место занимали произведения на китайском языке, прежде всего исторические произведения («Самгук саги» Ким Бусика - «Исторические записи трех государ­ств», XII в.; «Самгук юса» Ким Ирена - «События, оставшиеся от времен трех государств», XIII в.).

Появление корейской художественной прозы ведет начало от «Новых рассказов, услышанных на горе Золотой Черепахи» Ким Си-сыпа (1435-1493). До нас дошла только первая книга, содержа­щая пять новелл. Написанные все еще на китайском языке, они отличаются от подобных китайских произведений тем, что в них отражены события, происходящие в Корее, а финал - не романтически-счастливый, характерный для китайских аналогов, а траги­ческий. Первым корейским романом стала «Повесть о Хон Гиль Доне» Хо Гюна, написанная в XVII в. В ней поднимается проблема социального неравенства.

В годы, предшествовавшие захвату Кореи Японией в 1910 г. и непосредственно после этого, наблюдается расцвет литературы на хангыле, получившей название синмунхак («новая литература»), ставшая формой выражения национального самосознания и проте­ста против иноземных захватчиков. Появление в 1908 г. в журнале «Сонён» («Дитя») поэмы «От моря к ребенку» Чхве Намсона зна­меновало рождение в Корее современной поэзии, или верлибра. В 1914 г. в журнале «Чхончхун» («Юность») начал публиковать свои романы Ли Гвансу, внесший большой вклад в развитие современной корейской литературы.

Жанр романа остается главным в корейской литературе вплоть до настоящего времени. Корейские писатели постоянно обращают­ся к темам социальной справедливости и пагубного воздействия промышленной революции на духовно-культурную жизнь обще­ства, его дегуманизацию. За последние годы признание в Южной Корее получили произведения писателей Ли Мунёля и Хан Мусука, переведенные на многие иностранные языки. В КНДР преобладает жанр исторического романа, а в драматургии так называемые рево­люционные пьесы, прославляющие героизм борцов за независи­мость и идеи чучхэ (идеи национальной исключительности).

Начало книгопечатания относится к VIII в., когда в 751 г. ксилографическим способом был напечатан буддийский свиток «Чистый свет Дхарани-сутры» (на сто с лишним лет раньше китай­ской «Алмазной сутры»). Подвижный металлический шрифт корей­цы впервые применили в 1234 г., то есть задолго до того, как Гуттенберг издал Библию в 1455 г.

Изобразительное искусство. Самые ранние образцы живописи обнаружены на стенах гробниц Когурё в южной Маньчжурии и под Пхеньяном (III-IV вв.), а также в Кёнджу, столице Силла (VI в.). Живопись Когурё отличается динамизмом форм и чувством ритма, в то время как для живописи Силла характерны созерцательность и пристальное внимание к деталям.

Период Коре, период расцвета буддизма, считается «золотым веком» корейского изобразительного искусства. Художники этой эпохи создали замечательные храмовые фрески и иллюстрации к буддийским рукописным книгам, портреты современников, а также картины с изображением «четырех господ» - так называли цветы сливы, орхидею, хризантему и бамбук.

В период династии Чосон в связи с господством конфуцианства распространяются китайские каноны живописи, отход от которых наметился только в XVIII в. Предвестником новых веяний стал художник Чон Сон (1676-1769), который возродил национальную самобытность корейской живописи в созданных им картинах род­ной природы. Неповторимость его стиля особенно заметна в таких работах, как «После дождя на горе Инван», «Алмазные горы» и «Долина свежего ветерка».

Во второй половине XVIII в. под влиянием знакомства с запад­ным искусством зародилась жанровая живопись. Местные худож­ники начали проявлять повышенное внимание к социальным проблемам общества, появляются картины на светские темы, изо­бражающие сценки из повседневной жизни простых корейцев. Таковы, например, работы Ким Хондо (1745-?) и Син Юнбока (1758-?), благодаря которым можно представить себе, как проте­кала жизнь в обществе того периода. Яркие и красочные, эти картины не скованы условностями и канонами и поныне вызывают живейший интерес специалистов как в самой Корее, так и за рубежом.

В XX в. корейцы овладели техникой масляной живописи, по­знакомились с новейшими стилями и течениями современного западного искусства, в то же время сохранив национальные тради­ции.

Архитектура. Характерными в традиционной корейской архи­тектуре были два основных стиля: дворцово-храмовый, складывав­шийся под сильным влиянием китайских канонов, и народный - строительство домов для простых людей, который имел множество местных разновидностей. Древние архитекторы, возводившие двор­цы и храмы, заимствовали систему балок и опор у китайцев. Для жилых построек простого народа были характерны крытые соломой крыши и полы с системой подогрева ондоль. Богатые люди строили большие дома с изящно изогнутыми черепичными крышами, за­вершавшимися на конце чуть приподнятыми свесами. Большое значение в архитектуре придавалось природному ландшафту. Так, многочисленные буддийские монастыри, разбросанные по всей стране, обычно возводились в горах, идеально вписываясь в окру­жающий пейзаж. Место для строительства только тогда считалось подходящим, когда оттуда открывался соответствующий вид на «горы и воды».

Знакомство с западной архитектурой относится к концу XIX в., когда стали возводиться церкви и здания для иностранных миссий, однако постепенно, с ростом политического влияния Японии, основную роль в строительстве стали играть японцы. Одним из зачинателей отечественной архитектуры 30-х гг. является Пак Тондхин, разработавший проект главного здания Корейского универси­тета. В современный период в Южной Корее ярко заявили о себе архитекторы Ким Джуноп и Ким Сугын. Быстро меняют свой облик столицы обоих корейских государств Сеул и Пхеньян, поражая богатством современных архитектурных направлений и стилей. Среди архитектурных сооружений Сеула особо выделяется Олим­пийский стадион (автор Ким Сугын), Культурный центр им. Сеч-жона (автор Ом Докмун) и Сеульский центр искусств (автор Ким Сокчхоль). Архитектурными символами современной Северной Ко­реи являются Театр Мансудэ, Народный дворец учебы, Дворец съездов Мансудэ, Дворец пионеров и школьников, Музей Корей­ской революции и 105-этажная гостиница «Рюгон» в Пхеньяне.

Скульптура. Самыми ранними из дошедших до нашего времени образцами корейской скульптуры являются фигуры, вырезанные в скале утеса Пангудэ (провинция Северная Кёнсан), а также глиня­ные, каменные и костяные фигурки людей и животных, найденные при раскопках стоянок эпохи неолита. Похожие фигурки из бронзы в больших количествах создавались в бронзовом веке. Однако только с утверждением буддизма в эпоху «трех государств» скульптура сделала качественный рывок в своем развитии. Сооружались храмы и пагоды самых разнообразных форм со статуями Будды. Лучшие образцы буддийской скульптуры представлены в пещерном храме Соккурам, построенном в середине VIII в. близ Кёнджу.

Однако в конце XIV в. с началом правления династии Чосон искусство скульптуры стало приходить в упадок - общество, про­никнутое идеями конфуцианства, не слишком высоко его ценило. В результате традиции ваяния были утрачены и были восстановлены только в XX в. Первым заметным корейским скульптором нового времени стал Ким Бокджин, получивший образование в Японии в конце 20-х гг. нашего века. Современные мастера скульптуры работают с разнообразными материалами, создавая как реалисти­ческие по форме, так и абстрактные произведения.

Декоративно-прикладное искусство. С древнейших времен ко­рейцы славились обработкой металла. На территории Кореи най­дено большое количество изделий из бронзы, относящихся к бронзовому веку, в том числе зеркала, топоры, ножи, колокола и колокольчики, украшенные оригинальным геометрическим и зоо­морфным орнаментом. Искусство обработки металлов постепенно развивалось на протяжении всего раннего периода железного века и ко времени появления трех государств достигло большого совер­шенства. В погребениях под насыпными могильными курганами, в которых хоронили правителей и знать эпохи Силла, обнаружены удивительные по изяществу коллекции золотых украшений - короны, серьги, ожерелья, браслеты, пояса. Особенно мастерски исполнены золотые короны: их переднюю часть украшают резной узор из волнистых линий и рельефный орнамент, а также прикреп­ленные золотой проволокой золотые лепестки и нефритовые бусин­ки полукруглой формы. Серьги отделаны тончайшей сканью и зернью. Изяществом формы, богатством звучания и внушительны­ми размерами славились бронзовые колокола этого периода. Самым большим из сохранившихся храмовых колоколов Кореи является «Священный колокол короля Сондока», или, как его обычно назы­вают, «Колокол Эмилле», отлитый в конце VIII в. Он украшен великолепными медальонами в форме лотоса, а также изображени­ями цветов, языков пламени и фей.

Большой известностью пользуется и корейская керамика, име­ющая глубокие традиции: от древних глиняных сосудов неолита с их грубой, шероховатой поверхностью до элегантных селадоновых ваз, украшенных изысканной инкрустацией. Ранние керамические сосуды эпохи неолита имеют узкое, закругленное основание и украшены параллельными линиями и точками. Позднее появились расписные изделия и фигурки из раскрашенной глины. Их цветовая гамма колеблется от серого до черного, а иногда встречаются и коричневые тона. Эти древние керамические изделия выполнены в свободной манере, оригинальны по форме, а некоторые явно сви­детельствуют о влиянии шаманизма. Керамику эпохи Силла отли­чает большая приземленность форм, узоры становятся менее замысловатыми, для их воспроизведения широко используется ме­тод штамповки.

Вершиной гончарного дела в Корее считается период XII-XIII вв., когда корейские мастера осваивают производство голубовато-зеле­ной селадоновой глазури разных оттенков и технику нанесения подглазурных узоров методом инкрустации. Техника селадона при­шла в Корею из Китая, но метод инкрустации был изобретен корейскими гончарами: на поверхность заготовки сосуда наносится узор в виде бороздок, углубления которых заполняются белой или черной пастой. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в про­стой манере, придавали селадоновым сосудам строгую, утонченную красоту.

В период династии Чосон ведущие позиции в керамике занял белый фарфор с росписью кобальтом. При этом искусство произ­водства селадона почти сошло на нет, а секрет создания блестящей голубовато-зеленой глазури разных оттенков был утрачен, пока его не открыли заново уже в XX в. Древнее гончарное мастерство поддерживается в мастерских г. Инчхон, где имеются залежи высо­кокачественной глины. Наряду с традиционной керамикой - имитацией селадона и чосонского фарфора, производятся современные столовые сервизы.

Музыка. Существуют две категории корейской музыкальной культуры: чхонак (совокупность музыкальных традиций высших слоев общества) и сонак. (музыка простых людей). Мелодии чхонак, как правило, медленные, торжественные и композиционно слож­ные, с переплетением длинных музыкальных фраз (например, со­хранившаяся до наших дней инструментальная пьеса «Сучжечхон»). В древности они исполнялись во время придворных церемоний и ритуалов. Народная музыка включает в себя шаманские песнопения, жанры санчжо (музыка ударных инструментов) и пхансори (музы­кальная драма). В XIX в. в Корею проникает западная музыка - первоначально христианские гимны. В 1919 г. композитор Хон Нанпха сочинил песню «Понсонхва» - одно из первых произведе­ний в истории корейской музыки в «западном стиле». После Второй мировой войны многие корейские музыканты направлялись на учебу за границу, где добились блестящих успехов, отмеченных высшими наградами на международных конкурсах, удостаивались чести быть приглашенными на работу в известные творческие коллективы. К ним относится, например, южнокореец Чон Мёнхун - художественный руководитель и главный дирижер французской национальной «Опера-Бастиль».

Первый филармонический оркестр в Корее был создан в 1945 г. В настоящее время в Сеуле и ряде других крупных городов работают несколько симфонических оркестров. В 1948 г. впервые на сцене была поставлена опера Верди «Травиата». На севере популярен жанр революционной оперы («Море крови» и т. п.). Сейчас имеются несколько оперных коллективов, в том числе в Республике Корея - Национальная оперная труппа, оперная труппа под руководством Ким Чжагена и Сеульская оперная труппа. С 1950 г. функционирует Национальный институт классической музыки, главная задача ко­торого сохранять и развивать традиции национальной корейской музыки. В 1993 г. в Сеульском центре искусств открыта Националь­ная школа музыки - первая в Южной Корее консерватория.

Танец. В Корее существует несколько видов традиционного танца: шаманский, придворный, народный и танец в масках. Рас­цвет хореографического искусства приходится на период господства буддизма, который не сковывал развитие танца. Особое внимание при исполнении уделялось тому, чтобы донести до зрителя чувство экстаза. Пластика движений считалась несущественной. За годы колониального японского господства и уже в наше время, когда страну охватили процессы индустриализации и урбанизации, многие традиционные танцы были утрачены. Только в 80-е гг. стали предприниматься попытки сохранить и возродить хореографиче­ское наследие прошлого. Некоторые из танцев, например, комму (танец мечей), ханму (танец журавля), чхунэнму (танец соловья, поющего весной), чхунянчжон (танец иволги) зачислены в разряд «культурных ценностей», а их исполнители получили звание «чело­век - сокровище культуры».

Что касается современного танца, то большой вклад в его развитие внесли корейские студенты, обучавшиеся в 20-е гг. в Японии, в частности Чо Тхэквон и Чхве Сынхи. В 1950 г. была создана Сеульская балетная труппа. В 1956 г. открыл балетную студию в Сеуле вернувшийся из Японии после учебы танцовщик Им Соннам. В настоящее время существует около 40 трупп корей­ского традиционного танца, 30 трупп современного танца, в том числе под руководством Юк Вансуи и Хон Синджа, а также 10 балетных трупп, включая «Юниверсал Бэлей Компани», созданную в 1984 г. в Сеуле.

Театр и кино. Корейское театральное искусство восходит к первобытным религиозным обрядам. Их неотъемлемой частью яв­ляются музыка и танец. Ярким примером является жанр тхальчхум - комедийное представление в масках, сочетающее пантомиму и танец. Стиль исполнения, диалоги и костюмы варьировались в зависимости от местности. Широко распространены были также песенно-драматические спектакли пхансори на популярные сюжеты и представления кукольного театра коктугакси норым в исполнении бродячих актеров. Даже шаманские обряды кут в прежние времена порой несли не только религиозную нагрузку, но и служили для развлечения. Первый театр западного образца вонгакса был открыт в Сеуле в 1908 г. На его сцене ставились переводные пьесы западных авторов, а также так называемые «пьесы новой школы», основными темами которых были любовные истории, пользовавшиеся попу­лярностью у публики.

Первый корейский фильм «Справедливая месть» был создан в 1919 г. За ним появились «Клятва при луне» (1923) и «Ариран» (1926), имевшие ярко выраженную патриотическую направлен­ность. Первым заметным актером и режиссером был На Унпо. Особенно бурно кинематограф развивался в 60-70-е гг. Затем в связи с быстро растущей конкуренцией со стороны телевидения наступил некоторый спад, сменившийся в начале 80-х гг. с приходом молодых талантливых режиссеров новым подъемом. Их работы демонстрировались на кинофестивалях в Каннах, Берлине, Вене­ции, Токио, Москве и были отмечены рядом призов.

magref.ru

Культура Кореи - это... Что такое Культура Кореи?

Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.

Существующее современное разделение Кореи на Северную и Южную привело и к разделению в современной культуре; несмотря на это, традиционная культура Кореи объединяет оба государства своей более чем 5000-летней историей, и считается одной из старейших.[1][2][3][4]

Традиционное искусство

Танец

Чинджу гомму

Как и в музыке, существует разделение на придворные и народные танцы.

Распространенными придворными танцами являются чонджэму, исполняемые на банкетах, и ильму — во время проведения конфуцианских ритуалов. Чонджэму делятся на исконные (хянгак чонджэ) и пришедшие из Центральной Азии и Китая (тангак чонджэ). Ильму делятся на гражданские (мунму) и военные (муму). Множество костюмированных представлений или танцев исполняется в разных районах Кореи.[5] Традиционной одеждой для танцев является генджа, особая одежда. носимая во время фестивалей.

Традиционная хореография придворных танцев нашла отражение в разнообразной современной продукции.

Живопись

Сцена дня Тано

Основная статья: Корейская живопись

Самые ранние картины, найденные на Корейском полуострове, — доисторические петроглифы. С проникновением буддизма из Индии через Китай, в стране появились другие разнообразные техники. Очень быстро они стали основными, хотя местные техники сохранились и развивались далее.

Популярной тенденцией в живописи стал натурализм с такими мотивами как реалистичные пейзажи, цветы и птицы. Большинство картин выполнено чернилами на тутовой бумаге или шёлке.

В XVIII веке местные техники сильно продвинулись, в основном в области каллиграфии и гравировки печатей.

В Северной Корее искусство находится под влиянием традиций и реализма. Картина Чжон Сона «Пик Чхоннё горы Кумган» — классический пример корейского пейзажа с возвышающимися утёсами, скрытыми туманом.[6]

Ремёсла

В Корее производится ряд уникальных изделий ручной работы. Большая часть из них предназначена для ежедневного использования, поэтому практичность намного важнее эстетичности этих работ. Традиционно самыми популярными материалами являются металл, дерево, ткань, лак и глина, но в отдельных случаях в последнее время используется бумага, стекло или кожа.

Древние изделия ручной работы, такие как красная и чёрная керамика, во многом схожи с гончарными изделиями китая вдоль Хуанхэ. Найденные реликвии Бронзового века, впрочем, сильно отличают и более искусны.

Множество изделий тонкой работы были найдены при раскопках, включая позолочённые короны, кувшины и горшки с различными орнаментами. В период Корё было распространено использование бронзы. Латунь, являющаяся сплавом меди и одной трети цинка, был так же довольно популярным материалом. Династия, впрочем, более известна своими изделиями из селадона.

В ходе периода Чосон популярны были изделия из фарфора, украшенные синими рисунками. В то же время развивалась работа по дереву, что привело к появлению искусно сделанной мебели, такой как комоды, шкафы и столы.

Керамика

Селадоновая курильница династии Корё

Использование глиняных изделий на Корейском полуострове уходит корнями в неолит. История корейской керамики продолжительная и включает создание ранних ритуальных и декоративных изделий. В период трёх государств гончарство процветало в Силле. Глиняные изделия обрабатывались особым огнём, что привело к образованию специфического серо-голубого селадонового цвета. Поверхность украшалась разнообразными геометрическими узорами.

В период Корё стали популярными нефритово-зелёные изделия из селадона. В XII веке были разработаны новые методы инкрустации, позволив создавать более изощренные украшения в разных цветах. Эвелин Маккуне пишет: «В XII веке производство керамики достигло своего совершенства. Несколько новых видов появилось за четверть века, один из которых, инкрустирование, может считаться полностью корейским открытием.»[7] Ни в Китае, ни в Японии не производили инкрустированный селадон, уникальный для изделий Корё.

В XV веке стал популярен белый фарфор. Вскоре он стал популярнее селадона. Белый фарфор часто украшался или раскрашивался медью.

В ходе Имджинской войны в XVI веке, множество гончарных изделий были похищены Японией, где оказали сильное влияние на японскую керамику.[8][9][10] Множество известных японских гончарных родов и ныне могут отследить свои корни к этим захваченным Японией в ходе завоевания Корейского полуострова.[11][12][13]

В поздний период Чосон (конец XIX века) стал популярным сине-белый фарфор.

Обычаи

Архитектура

Традиционный крестьянский дом

Места обитания традиционно выбираются с помощью геомантии. Несмотря на то, что геомантия была жизненно важной частью культуры Кореи и шаманизма с доисторических времён, геомантия позже заново попала в Корею из Китая в период трёх государств.

Дом должен быть построен напротив холма и обращён лицом на юг, чтобы получать как можно больше солнечного света. Подобное расположение домов популярно и в современной Корее. Геомантия так же оказала влияние на форму зданий, их расположении и выбор материала.

Традиционные корейские дома организуются в внутреннее крыло (анчхэ) и внешнее крыло (саранчхэ). Конкретная планировка зависит от региона и достатка семьи. Тогда как аристократы используют внешнее крыло для приёмов, более бедные люди держат в нём скот. Чем больше достаток семьи, тем больше дом. В то же время, для любой семьи запрещено иметь дом более 99 кан, за исключением короля. Кан — расстояние между двумя опорами, используемыми в традиционных домах.

Внутреннее крыло обычно состоит из общей комнаты, кухни и холл с деревянным полом. В ним может быть присоединено больше комнат. В бедных крестьянских семьях может не быть внешнего крыла. Обогреваемые полы (ондоль) используются в Корее с доисторических времен. Основные материалы, используемые при строительстве, это древесина, глина, кафель, камень и соломы. Из-за использования древесины и глины в прошлом немногие старые здания сохранились до нынешних времён. Ныне люди обычно живут в квартирах и более модернизированных жилищах.

Старейший и наиболее примечательный из памятников корейской архитектуры — дворец Кёнбоккун в Сеуле («дворец солнечного света и счастья»), построенный в 1394 году. Дворцовый комплекс разделен на несколько частей-павильонов. Вокруг тронного зала Кынджончжон располагались личные покои короля Тxэджо (годы правления — 1392—1398), основателя династии Чосон. Один из павильонов, Кёнхверу, расположен в центре лотосового пруда.

Сады

Основная статья: Корейский сад

Принципы построения как храмовых, так и частных садов, одинаковы. В основном на стиль садов оказал влияние шаманизм. Шаманизм связан с природой и мистикой и выделяется предельным вниманием к деталям пейзажа. В отличие от садов Китая и Японии, в которых наличествуют элементы, сделанные людьми, в корейских избегается всё искусственное, сады стараюся выглядеть даже более «природными», чем сама природа.

Лотосовый пруд — важная деталь в корейском саде. Если в саду имеется настоящий ручей, то рядом обычно строится павильон, позволяющий с удовольствие наблюдать за водой. Также часто встречаются многоуровневые клумбы.

Пхосокчон рядом с Кёнджу был организован в период Силла. В нём подчёркивается важность воды в традиционных садах. В конце существования государства Силла, гости короля сидели вдоль русла и общались, пока чаши с вином плавали между ними.

Наряд

Хварот, наряд невесты См. также: Ханбок и Список корейской одежды

Традиционный корейский костюм, известный как ханбок (한복, 韓服) (или чосонот в КНДР), носимый с древних времён. Ханбок состоит из блузки (чогори) и юбки (чхима). Традиционная шляпа называется кванмо.

В соответствии с социальным статусом корейцы одеваются по-разному, что делает одежду важным отличительным признаком социального положения. Впечатляющие. но порой громоздкие, костюмы носятся правящим классом и королевской семьёй. Так же высшие классы используют ювелирные украшения для выделения от обычных людей. традиционным украшением для женщин является подвеска в форме какого-либо элемента природы, сделанная из драгоценных камней, к которым присоединена ленточка шёлка.

В зимнее время люди носили хлопковые наряды. Мех также был распространён.

Ханбок бывает разным в зависимости от цели ношения: ежедневное, церемониальное и особое платье. Церемониальные наряды носятся в формальных случаях, включая первое день рождения ребенка (польджанчхи), свадьбу и похороны. Особые платья предназначены для официальных случаев или шаманских ритуалов.

Ныне ханбок всё ещё одевают в формальных случаях, хотя ежедневно уже не используют. Впрочем, старшее поколение временами носит ханбок, так же как и представители аристократических семей, оставшихся с времён династии Чосон.

Кухня

Рис — основная еда в Корее. Из-за того, что страна по сути до последнего времени аграрной, рецепты совершенствовались опытом веков. Основными культурами в Корее являются рис, ячмень и бобы, хотя используется и множество других. Рыба и другие морепродукты также являются важной частью, так как Корея расположена на полуострове.

Рецепты, использующие брожение, были открыты в ранние годы. В том числе квашенная рыба и овощи. Подобная еда обеспечивала необходимые белки и витамины зимой.

Отличительной особенностью храмовой кухни является то, что в ней не используется пять самых сильных ингредиентов корейской кухни: чеснок, зелёный лук, дикий лук-рокамболь, лук-порей и имбирь), - и мясо.

Традиционными блюдами являются ссамбап, пулькоги, синсолло, кимчхи, пибимпап и куджольпхан.

Примечания

Ссылки

xzsad.academic.ru

Маслов А. А.. Культы и ритуалы древней Кореи – Корё Сарам

Священная гора Сораксан (Южная Корея)

Священная гора Сораксан (Южная Корея)

Культы были весьма разнообразны. Еще в первых веках нашей эры корейские племена поклонялись Небу, в честь которого, как свидетельствует “Саньго чжи”, в десятом месяце приносились жертвы. [i] Иногда такие жертвоприношения устраивались и перед началом военных действий. [ii] Культ Неба в определенной степени мог быть связан с конфуцианством, которому, как известно, свойственно признание Неба как верховного владыки, наделенного божественной волей (Ю.В. Ионова считает, что в такой интерпретации культ Неба пришел в Корею из конфуцианства). [iii] Впрочем, культ Неба у корейских племен появился до проникновения в Корею конфуцианства и понимался несколько иначе. Как считает Р.III. Джарылгасинова, “по мнению древних когурёсцев, жизнь и судьба людей зависели от духов Солнца, Луны и многочисленных звезд, “населявших” небо” [iv] . Люди племени е, по сообщениям китайских летописцев, умели гадать по созвездиям и пытались предугадывать урожай будущего года [v] . Особым почитанием, по мнению Р.Ш. Джарылгасиновой, у древних когурёсцев пользовались семь звезд Большой Медведицы, изображение которых часто встречается в погребальной живописи. [vi]

Очень распространенными были культы гор, пещер и рек. Ю.В. Ионова склонна связывать культ пещеры с культом медведя, [vii] однако культ пещер, как и гор, имел, видимо, более широкое распространение, встречаясь и у племен, у которых не имел большого значения культ медведя (в частности, в Силла).

Солярный культ, отражавший суточный и годовой солнечные циклы, общий для всего региона Юго-Восточной Азии, из Кореи пришел в Японию, в виде мифа о Женщине-Солнце. В реконструкции он выглядит так: “В море обитает огромная Черепаха. Когда она всплывает на поверхность, ее можно принять за плавающий остров-гору. На голове Черепахи располагается Дракон (Змей). Черепаха и Дракон – супружеская пара, которая то всплывает на поверхность, то погружается в воду. Они производят на свет дитя – Дочь-Солнце. Дитя появляется из головы Черепахи поначалу в стадии “предмета” – в виде цветка, красной яшмы, жемчужины и т. п. Дракон вымогает “предмет” у Черепахи, прячет его в пояс и держит при себе. Так он “донашивает” дитя. Однажды пара Черепаха и Дракон встречается с юношей, который забирает “предмет” у Дракона. Юноша относит его в свой дом, где он и превращается в красавицу-девушку, которая становится женой юноши. Жена готовит яства и потчует мужа (или занимается ткачеством или другой хозяйственной деятельностью). Муж без причины бранит жену. Жена в обиде покидает дом мужа и уходит в море, возвращаясь в свое “исходное состояние”: она оказывается вновь в голове Матери-Черепахи”. Иными словами, “появление солнца утром (или усиление его активности ранней весной) мыслится как рождение его в стадии предмета; максимальная его активность днем (или летом) мыслится как превращение в красавицу-девушку и супружество Женщины-Солнца. Угасание солнца вечером (или осенью) понимается как нарушение супружеских отношений Женщины-Солнца, как уход ее из дома мужа. Ночь (или зима) понимается как пребывание солнца в стадии смерти-зачатия в голове своей родительницы Черепахи. И так – каждый день, и так – каждый год”. [viii]

Демонстрация традиционных народных игр в деревне Намсан Ханок, в основе которых лежит солярный культ древних корейских племен.

Демонстрация традиционных народных игр в деревне Намсан Ханок, в основе которых лежит солярный культ древних корейских племен.

“Самгук саги” содержит записи, относящиеся к совершению жертвоприношений духам гор и рек. Такое жертвоприношение, например, было совершено в 109 г. из-за налета саранчи. [ix] Особым почитанием в Силла пользовалась, по-видимому, гора Тхэбэксан; жертвоприношения духам этой горы отмечены в 138 и 300 гг. [x] В 413 г., когда, согласно записям в “Самгук саги”, над горой Рансан поднялось облако, издававшее аромат, ван заявил, что это свидетельствует о присутствии духов, сошедших для прогулки с небес, и запретил вырубать на этом месте деревья. [xi]

Одним из тотемистических культов Ю.В. Ионова считает бытовавший у некоторых северных корейских племен культ медведя. [xii] Медведь играет большую роль в легенде об основателе древнего Чосона – Тангуне, который считается сыном божества и медведицы, превратившейся в женщину.

Существовали культы различных животных, как реальных, так и вымышленных: птиц, свиньи, лошади, собаки, дракона. Еще в “Хоухань шу” отмечалось, что у корейских племен “чиновники называются именами домашнего скота, например конь-га, бык-га, собака-га”. [xiii] Дракон считался у древних корейцев существом могущим вызвать дождь.

Король Сечжон Великий (1397 - 1450).

Король Сечжон Великий (1397 – 1450).

Все эти верования представляли единый комплекс и не противоречили друг другу. Во всяком случае, на это в источниках нет ни малейшего намека. Напротив, часты случаи упоминания о религиозных действиях, совершаемых одновременно и относящихся к различным культам. Например, в “Самгук саги” под 253 и 668 гг. говорится о жертвоприношениях по одним и тем же поводам одновременно и на алтарях предков, и духам знаменитых гор. [xiv] В 628 г. по случаю засухи, во-первых, перевели рынок на другое место (действие, связанное с геомантией), а во-вторых, вымаливали дождь, нарисовав изображение дракона. [xv] Интересны также культовые действия, совершаемые при дипломатических контактах. Когда в 665 г. Пуё Юн, китайский ставленник в Пэкче, заключал с Силла мирный договор в присутствии китайского посла, договаривающиеся стороны приносили клятву на крови жертвенного животного, после чего мясо его было закопано к северу от места жертвоприношения, а затем послы совершили поездку с целью совершить весенние жертвоприношения на горе Тайшань. [xvi] Как это следует из одного письма, цитируемого в “Самгук саги”, клятвы на крови жертвенного животного были дипломатической нормой в Корее. [xvii]

Особое значение в Корее имел культ предков. Этот культ был характерен для всей Восточной Азии и первоначально существовал независимо от конфуцианства. Конфуцианство, основу этики которого составляла идея сыновней почтительности, естественно, всячески поддерживало культ предков, придав ему лишь определенную форму и предписав совершение в честь предков тех или иных ритуалов. [xviii]

Культ предков был распространен в Корее задолго до проникновения туда конфуцианства. В “Самгук саги” сведения о жертвоприношениях на алтаре Основателя встречаются в записях, относящихся к самому началу I тысячелетия нашей эры. В Силла, например, алтарь Основателя был сооружен в 8 г. н.э. (насколько можно верить этой дате), и с этого времени на алтаре регулярно отправлялись жертвоприношения. Такие жертвоприношения совершались лично ваном, которому было свойственно исполнение шаманских функций, как правило, в первом-втором месяце второго года правления. Такие официальные церемонии на алтаре Основателя отмечены до конца V в., после чего сообщения об алтаре Основателя исчезают, а вместо них появляются упоминания о жертвоприношениях в Священном дворце (Сингун). Впервые Священный дворец фигурирует в описании жертвоприношений вместо алтаря Основателя в 495 г. (17-й год правления вана Соджи). [xix] Все особенности жертвоприношений в Священном дворце и на алтаре Основателя абсолютно совпадают, из чего следует, что мы имеем дело с тем же культом Основателя.

Однако, начиная, видимо, с VII в. появляются и другие алтари предков, имеющие государственное значение. Эти алтари сооружались в честь предков вана, в том числе и тех, которые ванами никогда не были. Иногда при сооружении алтарей предков нового вана разрушались алтари предшествующих ванов, что, например, отмечено в 785 г. [xx] Обычно каждый ван сооружал по пять алтарей: основателю рода и четырем поколениям прямых предков, что свидетельствует о том, что в то время культ предков полностью носил конфуцианский характер. В целом в “Самгук саги” упоминания о культе предков достаточно часты. Для Силла, например, за I-Х вв. имеется соответственно 4, 8, 8, 3, 7, 4, 5, 7, 10, 2 упоминания об алтаре Основателя (и других предков) и Священном дворце. В Когурё, как уже говорилось выше, существовал культ Основателя Чумона (Тонмёна), а в Пэкче четырежды в год совершались жертвоприношения на алтаре Основателя Кутхэ. [xxi]

Каждое воскресенье в 11 часов утра в королевской усыпальнице Чонме проходит обряд поминовения государей династии Чосон и их супруг

Каждое воскресенье в 11 часов утра в королевской усыпальнице Чонме проходит обряд поминовения государей династии Чосон и их супруг

О легендах, связанных с происхождением Основателей, следует сказать особо, так как характер “происхождения” того или иного правящего рода (т.е. степень его “божественности”) во многом определяет отношение правителей к другим религиям, что важно для понимания условий их проникновения и распространения.

Основателем Когурё считался Чумон, который в произведениях, созданных в период Корё, отождествлялся с Тонмёном – основателем Пуё, что неудивительно, так как по этническому составу и по уровню социального развития Пуё было родственным Когурё объединением и, как единодушно утверждают китайские (“Суй шу”, “Бэй ши”, “Саньго-чжи”, “Чжоу шу”) и корейские (стела Квангэтхо-вана, “Самгук саги”, “Самгук юса”) источники, когурёсцы являются выходцами из Пуё. Нас, однако, интересуют представления когурёсцев о своем Основателе в IV-VII вв. Как показано А.Ф. Троцевич, в это время существовало представление о том, что основателем Пуё является Тонмён, а Когурё – Чумон. Именно такая версия содержится в произведениях, относящихся к I – VIII вв. [xxii] Если происхождение Тонмёна не связано с конкретным божеством (он был сыном необычным образом забеременевшей служанки одного из правителей северных варварских царств), и обстоятельства его рождения подчеркивают лишь необыкновенность его появления на свет (прием, кстати, применявшийся при описании рождения вполне реальных выдающихся людей и в позднее средневековье), то Чумон прямо назван сыном Небесного владыки Хэмосу и дочери Речного божества. [xxiii] Таким образом, хотя, по преданию, Чумон и вырос в семье вполне “земного” вана Пуё, “божественность” его происхождения отрицать не приходится.

Чумон - основатель государства Когурё

Чумон – основатель государства Когурё

Что касается “божественности” основателей Пэкче, то она сомнительна. Правда, по одному из вариантов легенды, содержащейся в “Самгук саги”, основатели Пэкче, братья Пирю и Онджо, были сыновьями Чумона (и, следовательно, тоже “божественного” происхождения). Однако, по другой версии той же легенды, они были лишь его пасынками. Кроме того, имеется заслуживающая внимания версия “Чжоу шу” о том, что основателем Пэкче был один из вождей маханских общин Кутхэ, женатый на дочери китайского правителя в Ляодуне. Эта версия основывается на донесениях китайского посла, лично видевшего в Пэкче алтарь Кутхэ, на котором приносились ему жертвы как Основателю. [xxiv] О божественном происхождении Кутхэ говорить не приходится.

В Силла, как известно, престол занимали потомки трех родов: Пак, Сок, Ким, находившиеся в родстве между собой. (Постепенно власть стали наследовать ваны преимущественно из рода Ким.) Если обратиться к легендам о происхождении основателей этих родов, изложенных в “Самгук саги”, то можно убедиться, что в их происхождении отсутствует связь с божеством, а имеется лишь элемент сверхъестественного и необычного. Вот как описано рождение Основателя Хёккосе (из рода Пак):

“Однажды Собольгон, старейшина деревни Кохо, глядя на склон горы Янсан, увидел лошадь, которая стояла на коленях и рыдала. Тотчас же он направился туда, чтобы разглядеть ее, но лошадь внезапно исчезла, и осталось только большое яйцо, разбив которое он обнаружил маленького ребенка. Он взял с собой ребенка и вырастил его”. [xxv] Основатель рода Сок – Тхархэ также появился из яйца, рожденного женой вана государства Тапхана (к северу от Японии). Яйцо это приплыло к берегам Силла в ящике, куда было положено женой вана, нарушившей приказ выбросить яйцо. [xxvi] Что же касается рождения основателя рода Ким – Альджи, то оно описано следующим образом: “Весной, в третьем месяце, как-то ночью ван, услышал пение петуха, раздававшееся посреди деревьев бора Сирим, к западу от Кымсона, и с наступлением рассвета отправил Хогона посмотреть, что там. По возвращении Хогон сообщил, что обнаружен маленький ящик цвета золота, висящий на ветке дерева, а под ним поющий большой петух. Ван повелел людям взять ящик и открыть его. Внутри его находился маленький мальчик необыкновенной красоты”. [xxvii]

Таким образом, если не считать основателя Когурё Чумона, корейские правящие роды не вели своего происхождения от божественных предков и не считали себя потомками богов, как это было, например, в Японии. [xxviii] Они почитались сами по себе, как Основатели, а не как дети божества (что в полной мере относится и к Чумону), и культ Основателей представлял собой как бы частный случай по отношению к культу предков в целом.

Карта Кореи в эпоху Трех государств

Карта Кореи в эпоху Трех государств

Несмотря на то, что происхождение Основателей можно при желании, так или иначе (благодаря “чудесному” рождению) связать с какими-либо духами, божествами или вообще божественными силами, следует обратить внимание на резкое отличие между “чудесными” обстоятельствами рождения и претензиями на происхождение от какого-либо конкретного божества, поклонение которому имело место во время проникновения буддизма. Как было показано выше, подавляющее большинство аристократических и правящих родов Кореи не могли претендовать на божественное происхождение.

Вопрос о местной мировоззренческой системе в Корее достаточно сложен и проблематичен. М.И. Никитина, специально занимавшаяся этими проблемами, в ряде своих работ (и в первую очередь в монографии “Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом”) Никитина М.И. приходит к выводу о существовании такой системы в государстве Силла, которая не имела специальных описаний, но “кодировалась в ритуале”. На основе изучения группы древнекорейских поэтических произведений (хянга) М.И. Никитина дает реконструкцию самобытной местной идеологической системы, полагая, что в хянга “отражена некая общая картина мира, что она носит мифопоэтический характер и что в ней воплощена система представлений о мире, ориентированная на воссоздание и поддержание космического порядка, что на Дальнем Востоке очень часто оказывалось почти тождественным созданию и поддержанию государственности”. [xxix]

М.И. Никитина выявила несколько разновидностей ритуала, ориентированного на облик старшего. В основе “системы облика” лежало представление об облике социально значимого лица, старшего, который понимался тождественным социуму и космосу. “В ритуале он имел три ипостаси: антропоморфную, световую и растительную. Облик старшего мыслился как неразрывное единство с младшим, т. е. социально зависимым от старшего лицом. Поскольку облик старшего был тождествен социуму и космосу, предполагалось, что именно его состояние определяло порядок в мире и благополучие живущих в нем людей”. [xxx] М. И. Никитина установила также, что предшественником рассматриваемого ритуала в одних случаях является шаманский ритуал, в других случаях – солярный ритуал двух типов. “В основе одного из этих солярных ритуалов – миф о Стрелке-Солнце и двух хозяевах стихий”, т.е. этот ритуал “как система сложился… на базе местных, более древних, частных по отношению к нему ритуальных систем”. [xxxi]

[i] Пак М.Н. Описание корейских племен начала нашей эры (по “Сань-го чжи”). Проблемы востоковедения. М., 1961, №1, с. 120.

[ii] Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. М., 1972, с. 162.

[iii] Ионова Ю.В. Религиозные воззрения корейцев (по материалам МАЭ). – Культура народов зарубежной Азии и Океании. Л., 1969, с. 172.

[iv] Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. С 162.

[v] Джарылгасинова Р.Ш. Указ. соч., С. 163.; Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II М.-Л., 1950, с. 31.

[vi] Джарылгасинова Р.Ш. Указ. соч., с. 163.

[vii] Ионова Ю.В. К вопросу о культе медведя, пещер и гор у корейцев. Вып. 13. М., 1974, с. 155.

[viii] Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982, с. 145-146.

[ix] Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Силла. Изд. текста, пер., вступит. статья и коммент. М.Н. Пака. М., 1959, с. 85.

[x] Ким Бусик. Там же, с. 89, 105.

[xi] Там же, с. 114.

[xii] Ионова Ю.В. К вопросу о культе медведя, пещер и гор у корейцев. – “Страны и народы Востока”. Вып. 13. М., 1974, с. 155.

[xiii] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II М.-Л., 1950, с. 22.

[xiv] Ким Бусик. Самгук саги… с, 101, 175.

[xv] Там же, с. 143.

[xvi] Там же, с. 171.

[xvii] Там же, с. 184.

[xviii] Описание Кореи. Ч. 2. СПб., 1900, с. 30.

[xix] Ким Бусик. Самгук саги. С. 123.

[xx] Самгук юса (“Дополнение к истории трех государств”). Пхеньян, 1960, с. 241.

[xxi] История Кореи. Т. I. М., 1974, с. 77.

[xxii] Никитина М.И., Троцевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV в. М., 1969, с. 33.

[xxiii] Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. С. 84; Никитина М.И., Троцевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV в. С. 39.

[xxiv] История Кореи. Т. I. М., 1974, с. 53.

[xxv] Ким Бусик. Самгук саги. С. 71.

[xxvi] Там же, с. 79.

[xxvii] Там же, с. 81.

[xxviii] См. Мещеряков А.Н. О некоторых особенностях раннеяпонского буддизма. – Древняя Индия. М., 1982.

[xxix] Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982, с. 9.

[xxx] Там же, с. 309

[xxxi] Там же, с. 311.

koryo-saram.ru


Смотрите также